<<

стр. 2
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

поведение. Большинство людей не позволяет себе делать в
помощи в
ситуации,
присутствии других то, что вполне позволяет наедине с собой
наблюдаемой
одновременно
(например, ковырять в носу). Оказавшись на дипломатическом
множеством
свидетелей,
приеме, мы вряд ли станем есть пищу руками, хотя вполне
которые «ищут
подсказки» со
стороны можем делать это у себя дома. В обыденной жизни власть
окружающих,
скрыто
ситуации редко осознается. Многие интересные эксперименты
наблюдая друг за
другом; обычен в
социальных психологов прекрасно иллюстрируют всю силу
местах
массовых
этого скрытого влияния.
скоплений
Однако нельзя не признавать и власть личности. Разные люди все-таки
ведут себя по разному в одних и тех же ситуациях. Услышав крик о помощи,
один кинется на выручку, а другой предпочтет “не услышать”. Кроме того,
разные люди выбирают для себя различные ситуации. Так, вряд ли
справедливым будет утверждение, что священник и проститутка имеют
одинаковую вероятность оказаться в ситуации насилия со стороны сутенера.
Таким образом человеческое поведение рассматривается, как результат
сложного взаимодействия личностных и ситуационных факторов?. Один из
столпов социальной психологии Курт Левин описывал этот подход
формулой: П = f (Л + С) - поведение есть функция от взаимодействия
личности и ситуации.
Подобный подход оказывается весьма ценным для девиантолога.
Опираясь на него, мы можем рассматривать различные социальные
ситуации, как “проверку на девиантологическую прочность” - одни люди ее
выдерживают и несмотря ни на что демонстрируют “нормальное” поведение,
другие - нет - они становятся девиантами.

?
Интересно, что подобный подход фиксируется и, так называемым, обыденным сознанием, однако,
зачастую в несколько искаженной форме. Так большинство людей объясняя поведение других, ссылаются
на личностные факторы: “он ругается, потому, что злой и невоспитанный”. В то же время, объясняя
свое собственное поведение, большинство людей предпочитает обращать внимание на ситуативные
факторы: “я ругаюсь потому, что у меня был тяжелый день, или потому, что меня вынудили ”.Это
происходит потому, что объясняя поведение других, мы, как наблюдатели, обращаем внимание в первую
очередь на человека - ведь люди интересны и динамичны. Тогда как при объяснении собственного поведения
нам первыми бросаются в глаза внешние условия (ситуация), а лишь потом наши внутренние мотивы.
46 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


Один из наиболее интересных и жестоких социально-психологических
экспериментов, с явно девиантологической проблематикой, был поставлен
жизнью. В 1964 г. в одном из районов Нью-Йорка (Бронксе) молодая
женщина, возвращавшаяся поздно вечером с работы, подверглась
вооруженному нападению. Китти Дженовиз - так звали жертву - боролась за
свою жизнь около сорока минут, пытаясь увернутся от ножа в маленьком
переулке, куда загнал ее нападавший. Все это время она громко звала на
помощь, однако, так ее и не дождавшись, была убита. Трагизм ситуации в
том, что всю сцену от начала до конца наблюдало около 40 человек - вполне
добропорядочных жителей Бронкса!!! Никто из них не только не пришел
несчастной на помощь, но даже не вызвал полицию! Согласитесь, трудно
поверить, что такое возможно. Между тем, этот инцидент имел несчастье
быть. Почему “нормальные” во всех отношениях люди, представители
среднего класса - гордости Америки - остались безучастными наблюдателями
кровавой расправы. Среди социальных психологов до сих пор нет единого
мнения по этому вопросу. Как правило, ссылаются на уже упомянутый
“эффект зрителя”, снижающий личную ответственность человека за
вмешательство в наблюдаемые события. Согласно другой версии, всему
виной принцип “социального доказательства”: не зная как поступить в этой,
явно экстраординарной, ситуации, люди руководствовались реакцией других
наблюдателей, которые, так же не реагировали, не зная, как поступить -
получился замкнутый круг.
Разумеется, интересы социальных психологов не ограничены подобной
проблематикой. Их интересуют такие явления, как конформизм, социальное
мышление, любовь и дружба, восприятие себя и других в социальных
отношениях и др. Со многими интересными экспериментами,
представляющими интерес для девиантолога, мы познакомимся позднее. Но
уже сейчас достаточно ясно - ученый, изучающий отклоняющееся поведение
без социальной психологии не обойдется.
47
Глава I. Девиантология и изучение отклонений


Итак, компетентный девиантолог должен обладать обширными
социологическими, персонологическими и социально-психологическими
знаниями. Однако, ограничиться этим он не может. Сфера поведенческих
отклонений невероятно широка. В то же время, существует группа
отклонений, всегда привлекающих особое внимание общества - речь идет о
преступном поведении. Оставить этот вопрос без специального рассмотрения
невозможно - придется обратиться к криминологии.
Девиантология и криминология. Криминология - это наука о
преступлениях (от лат. crimen - преступление и греч. logos). Криминология -
одна из самых древних наук о человеческом поведении, несмотря на то, что
само название “криминология” появилось относительно недавно.
Мыслителей всегда занимал вопрос о том, почему люди нарушают закон -
т.е. совершают преступление.? В ХХ веке наука о преступлениях
синтезировала достижения таких наук, как юриспруденция, психология и
социология и выделилась в самостоятельную междисциплинарную область
знания. Криминология изучает не только закономерности отдельных
преступлений - индивидуального преступного поведения, но и
закономерности преступности, как общественного явления.
Эмпирический
– связанный с
опытом (в
Другими словами, для криминолога одинаково интересно то,
отличии от
теоретическог
как и почему “мистер Х” совершил преступление и то, почему
о, связанного с
рассуждением)
и как совершают преступления вообще, в том городе, где
; ориентация
на факты, а не
на теории.
живет “мистер Х”. Почему совершает преступление человек?
Почему для решения жизненной проблемы выбирается преступный путь?
Что делать для того, что бы не допустить этого? Вот примерный список
вопросов, волнующих криминолога в первую очередь. Криминология с
самого начала заявила о себе, как эмпирическая наука. Об этом стоит сказать
подробнее, поскольку это определение во многом проясняет взаимосвязь
криминологии и девиантологии.

?
Интересно, что немногие задумываются о значении слова “преступление”. Между тем, оно буквально
означает выход за границы нормативного (регулируемого правилами) поведения - от слова “переступить”.
48 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


Во-первых, проблемы криминологии локализованы в пространстве и
времени. Само понятие преступления специфично для каждого общества в
конкретный период его развития. Например, супружеская измена,
рассматривавшаяся, как преступление в средневековой Европе, в наши дни
преступлением не является, следовательно, этот тип поведения выпадает из
поля зрения криминологии. Конечно, криминологи обращаются к истории
преступности, но делают это, в первую очередь для того, что бы лучше
понять причины современных преступлений.
Во-вторых, эмпиричность криминологии, во многом, связана с
прикладным характером этой науки. Одной из главных задач криминолога
является не только объяснение преступности, но и выработка рекомендаций
по борьбе с ней. Криминологи постоянно совершенствуют методы борьбы с
преступностью. Разумеется, бороться можно только с конкретной
преступностью, в конкретном обществе, в конкретную историческую эпоху.
Соответственно, криминолог еще в большей степени привязывается к месту
и времени - к эмпирике. Сказанное, повторим, не означает, что криминологи
не используют общетеоретический и исторический опыт - просто этот опыт
имеет, прежде всего, вспомогательное значение, представляя мало интереса
сам по себе.
Криминологи ориентированы на поиск базовых причин преступности,
коренящихся в специфике общественного устройства и особенностях
отношений между членами социума. Преступность - статистическое явление,
т.е. связана с деятельностью достаточно большого количества членов
общества. Это заставляет криминолога находить связи между
преступностью и другими видами поведенческих отклонений, например
пьянством или половой распущенностью. Однако криминолог обращается к
этим явлениям, как к фоновым для главной проблемы - преступности.
Совершено ясно, что криминолог, занимающийся указанными проблемами,
не в состоянии обойтись без социологических знаний. Не менее важным,
49
Глава I. Девиантология и изучение отклонений


однако, является поиск конкретных причин конкретного преступления.
Почему преступление совершил именно “мистер Х” - ведь общественные
отношения действуют на всех. Раз уж мы заговорили о взаимодействии
личности и общества, а, значит, о личностных различиях, мы пришли к
психологии.
Таким образом, криминология, так же как и девиантология не может
обойтись без “двух китов” в системе наук о человеке и обществе -
социологии и психологии. В чем же различие предмета изучения
девиантологии и криминологии? Разница очевидна. Она подобна разнице
между девиантологией и теми науками, о которых речь уже шла в этом
параграфе. Предмет этих наук соотносится с предметом девиантологии, как
общее с частным - социология интересуется обществом в целом, а не только
нарушением каких-либо норм в этом обществе; психологию интересуют все
формы психической деятельности, а не только отклоняющиеся от нормы. Так
же соотносятся между собой девиантология и криминология - девиантология
выступает более общей дисциплиной - ее интересуют все виды отклонений
от нормы, встречающиеся в человеческих обществах, а не только
преступность.
В то же время, подчеркнем еще раз, криминология представляет
особую ценность для девиантолога. Прежде всего, потому, что имеет дело с
самым вызывающим видом отклонений - с преступным поведением.
Однако, пришло время задуматься - а что такое, вообще, преступление.
Более того, мы можем задать и более сложный вопрос: “а что такое вообще
норма и что такое вообще отклонение от нормы?” Поиск ответов на эти и им
подобные вопросы, приведет нас к философии, как наиболее общей области
знания о людях и вообще о мире.
Девиантология и философия. Нуу-у, - вздохнет читатель - сейчас
начнутся малопонятные и туманные рассуждения о “смысле вселенной” и
50 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


“Феноменологии духа”.? Действительно, большинство людей смотрят на
философию, как на малопонятное занятие, связанное с запутанными и
туманными рассуждениями, подходящее для чудаков, курящих трубку и
везде забывающих свои очки. “Философия - самая непонятная и бесполезная
из всех наук” - это определение нам не раз приходилось слышать от
студентов, когда-то ее изучавших. Интересно, что это утверждение
ошибочно вдвойне: во-первых, философия - это прежде всего прикладная,
ориентированная на жизнь, область знания; во-вторых, строго говоря,
философия - это не наука. По-видимому, нужно сказать об этом подробнее.
Начнем с первого утверждения - “философия является прикладной,
ориентированной на реальную жизнь, областью знания”. Это действительно
так. Более того, ВСЕ люди (кроме разве что умственно отсталых) являются
философами - даже если не осознают этого. Философия имеет дело с самыми
общими вопросами, касающимися человеческой жизни и мира, в котором эта
жизнь протекает. “Что такое жизнь?” “Есть ли у жизни смысл?” “Если да, то
в чем он заключается?” “Как вообще возможно найти ответ на вопрос о
смысле жизни?” “Что мы можем, и что не можем познать?” “Свободен ли
человек в выборе своей судьбы, или он раб обстоятельств?” “Может ли
человек что-то познавать и каковы границы этого познания?” “Существуют
ли на самом деле такие идеалы, как честь, любовь, долг - или все это лишь
иллюзии?” “Имеет ли вселенная какую-либо цель или причину своего
существования?” Все эти вопросы относятся к разряду философских. Нет
никаких сомнений в том, что очень многое в жизни человека зависит от того,
как он отвечает на эти и им подобные вопросы. Отвечают на них все, даже не
осознавая этого. Считаем ли мы себя свободными или рабами обстоятельств,
видим ли смысл жизни в служении долгу или в удовлетворении желаний -
любой из ответов сразу отражается на нашем поведении и повседневной
жизни. Более того, жизнь целых сообществ зависит от ответов на эти

?
Так называется одно из самых знаменитых философских произведений, принадлежащее перу великого
немецкого мыслителя Гегеля.
51
Глава I. Девиантология и изучение отклонений


важнейшие вопросы. Стоит нам решить, что мы поняли, в чем счастье для
человечества и, что само человечество просто не видит и не понимает своего
счастья - и, мы вполне можем уподобиться Гитлеру или Робеспьеру. Во
время Великой французской революции гильотина в Париже работала не
переставая несколько суток - во имя “свободы, равенства и братства” - один
из самых трагичных примеров поспешного решения философских вопросов.
Когда кто-то говорит нам, что безработные сами виноваты в своих
несчастьях - это философская позиция, с которой мы можем согласиться или
нет. Таким образом, философия - тесно связана с реальной жизнью.
Теперь о втором аспекте - утверждении, что философия - это не наука -
редко принимаемом во внимание неспециалистами. Давайте разберемся, что
же такое наука. Наука - это изучение окружающего мира, опирающееся на
теории и данные опыта. Причем опытные данные выступают решающими.
Теории, как мы уже говорили - это идеи, которые объясняют реальность.
Научные теории обязательно должны подтверждаться опытом. Опыт - это
то, что можно измерить, взвесить, пощупать и т.д. Классическим примером
научной теории является закон всемирного тяготения, сформулированный
Иссааком Ньютоном: “все тела притягиваются друг к другу, с силой прямо
пропорциональной квадрату их масс и обратно пропорциональной квадрату
расстояния между ними”. Эта теория объясняет, почему яблоко упало на
голову Ньютона и почему ракета должна сжечь определенное количество
топлива, прежде, чем оторваться от земли. И эти объяснения
подтверждаются данными опыта - зная массу яблока, можно подсчитать с
какой скоростью оно падало, зная массу ракеты и Земли можно подсчитать
необходимое количество топлива. Однако, философские вопросы не могут
быть однозначно подтверждены опытом - не случайно их называют
“вечными”. Можно ли окончательно доказать, что существует смысл жизни,
так же, как и доказать, что его не существует? Смысл жизни (так же, как и
свободу воли или цель вселенной) нельзя пощупать, потрогать или измерить.
52 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


Один человек чувствует себя рабом обстоятельств и убедительно доказывает
это, другой опьянен своей свободой - и она для него очевидна.
Суммируя все выше сказанное, можно утверждать, что философия
является наиболее общей областью компетенции девиантолога. Ведь отвечая
на основные вопросы девиантолгии - что есть норма, а что отклонение - мы
фактически решаем философскую проблему. Что бы лучше понять сказанное,
нам придется совершить краткий экскурс в историю.
Философия возникла в Греции, приблизительно в VI веке до н.э.
Именно греки заложили основы всей последующей философской мысли.
Многих мыслителей последующих поколений поражал тот факт, что
греческие философы подняли практически все актуальные философские
вопросы и, более того, обозначили основные ответы на них. Нас, разумеется,
интересуют, в первую очередь, те вопросы, которые касаются нормального и
ненормального в поведении людей. Эти вопросы оформились в особую
область философского знания, называемую этикой или моральной
философией. Однако сами этические учения упираются в представления о
человеческой природе. Коротко рассмотрим лишь два из крупнейших
этических учений Античности, предопределивших дальнейшее Этика –
учение о
развитие этической мысли. должном;
раздел
Очень влиятельным, среди древнегреческих философов, философии,
изучающий
человеческое
считался Сократ. Его этическая концепция предполагала
поведение с
точки зрения
взгляд на человека, как на существо обладающее двойственной его
соответстви
природой. С одной стороны человек подобен животным - во я ценностям.
всем, что связано со страстями, телесными желаниями и
влечениями. С другой стороны человек имеет разум - божественную
способность постигать суть вещей - то, чего лишены животные. Нормальным
(т.е. правильным, этическим) для человека Сократ считал максимальное
развитие разумного начала и полный контроль разума над телесной
природой. Это должно было обессмертить “разумную душу”. Таким образом,
53
Глава I. Девиантология и изучение отклонений


Сократ заложил основы этики долга, ориентированной на самоконтроль во
имя какой-то высшей цели.
Противоположного взгляда на человека придерживался Протагор -
глава софистов. Ему принадлежит выражение “человек - мера
Сократ – род.
ок. 470, ум. в
всех вещей”. Человек, согласно Протагору, сам для себя есть
399 г. до Р.Х.
учитель
Платона; высший авторитет и моральный судья. Человек вправе делать
главным
разделом
то, что считает нужным, не обращая внимание на
философии
считал этику,
окружающих. Его личное счастье - превыше всего. “Что толку
как учение о
самом важном
– о том, как связывать себя каким-то долгом, обязательствами, если завтра
следует жить
человеку;
мы умрем. Нужно жить сейчас и жить успешно.” - вот
первый из
философов
основная идея этого направления моральной мысли. Иногда
полностью
сосредоточился
на проблемах его называют этикой успеха или эффективности.
гуманитарного
знания
Античность создала и другие этико-философские
учения, например, этику Аристотеля или Эпикура, стоицизм, но мы не будем
их рассматривать, предоставив читателю возможность сделать это
самостоятельно.
Для нас важно другое. Мы можем соглашаться с Сократом или
Протагором, но мы обязаны отдавать себе отчет в том, что вставая на
ЛЮБУЮ философскую позицию, мы принимаем строго
Протагор – ок.
481-411 до Р.Х. –
определенную точку зрения на девиантологические
приобрел
известность
проблемы. Другими словами, если мы согласны с
благодаря
преподавательск
ой Протагором, то мы не сможем считать нормальным человека,
деятельности;
крупнейший
который имеет возможность безнаказанно украсть и не
представитель
софистики –
делает этого из моральных соображений. Это противоречит
интеллектуально
го течения,
принципу успеха. Точно так же, если мы согласны с
рассматривающе
го знание по
Сократом, то мы не сможем считать нормальным человека,
критерию
эффективности.
который в свободное время посвящает обжорству и
сексуальным развлечениям. Это противоречит принципу самоограничения.
Отсюда важный для нас с вами вывод: любое представление о норме или
54 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


отклонении уходит своими корнями в философию; считая какие-то
действия людей девиантными, мы тем самым занимаем философскую
позицию.
Отсюда следует, что девиантолог просто обязан быть компетентным в
области философских морально-этических учений. Философские вопросы
считаются “вечными”, но люди всегда так или иначе отвечали на них - в
разные исторические эпохи по разному. Любой ответ сразу задавал
координаты проявлений девиантности, очерчивал круг того, что делать (или
думать) нельзя. Нам с вами очень пригодится знание этих примеров - ведь
прошлое дает повод для размышлений о настоящем. Теперь к последнему
вопросу этого параграфа - вопросу о соотношении личной моральной
позиции с требованиями научной объективности.
Девиантология как наука и девиантолог как человек. “А в чем,
собственно проблема?” - недоуменно спросит читатель. И будет неправ -
проблема как раз таки существует. Каждый человек, и девиантолог - не
исключение, имеет свой взгляд на мир. Взгляд, который включает в себя
представления о добре и зле, норме и отклонениях. Это - личная
- не очень нормален.?
нравственная позиция, и человек ее не имеющий
Однако девиантолог не имеет права (как ученый) руководствоваться своими
представлениями о норме и отклонении в своих исследованиях. Сами
посудите: ученый, не одобряющий однополый секс, выносит “научное
заключение”: “все эти голубые - чокнутые”. Это, конечно, не наука - это
обывательское мышление. Но, что же теперь отказываться от личных
убеждений? Вопрос может быть поставлен так: Как ученому сохранить
научную объективность и свои личные ценности? Один из, считающихся
классическими, ответов дал немецкий социолог М.Вебер (1864-1920). Он
предложил разделять ценностные суждения и отнесения к ценности.
Ценностное суждение - это, например, утверждение, типа “воровать плохо!”.

?
Это, как вы понимает, наша личная нравственная позиция. НО! эту позицию можно подтвердить
данными психологии, поэтому мы ее и приводим.
55
Глава I. Девиантология и изучение отклонений


Когда мы даем оценку какому-либо действию (в категории “хорошо-плохо”),
мы используем ценностные (или оценочные) суждения. Однако большинство
оценочных суждений субъективны, связаны с личной нравственной позицией
конкретного человека. Люди часто исповедуют разные ценности, тогда, как
наука стремится к объективной истине. Поэтому ученый, изучающий
человеческое поведение, не должен делать оценочных заключений, а
использовать отнесение к ценности. В этом случае, вместо, например
“воровать плохо”, мы должны будем сказать “в таком-то обществе, в такую-
то историческую эпоху большинство людей считало, что воровать - это
плохо”. Другими словами, девиантолог должен соотносить наблюдаемое
поведение не со своими личными ценностями, а с ценностями того общества,
которое он изучает. Разумеется, очень часто в обществе можно наблюдать
различные группы, придерживающиеся разных ценностей. Например,
домохозяйки, феминистки, водопроводчики и панки скорее всего имеют
различающиеся представления о норме и отклонении. В этом случае ученый
должен ориентироваться на ценности той группы, которую он изучает. Так с
точки зрения сообщества панков, ношение строгого костюма и галстука
часто рассматривается, как девиантное поведение. Девиантолог,
описывающий это сообщество должен оперировать отнесением к ценности:
“панки считают ношение строгого костюма девиантным поступком”.
Введенная Вебером практика использования отнесения к ценности,
вместо оценочных суждений не решает проблему “субъективности -
объективности” полностью. Дело в том, что личные ценности ученых все
равно влияют на их исследования человеческого поведения. Во-первых, это
связано с самим выбором проблемы для исследования. Ученые изучают то,
что считают интересным и важным. Соответственно представления об
интересном и важном формируются под влиянием личных ценностей. Не
случайно многие ученые-девиантологи расходятся в своих суждениях,
относительно наиболее значимых отклонениях в современных обществах.
56 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


Одни считают самой важной проблемой рост преступности, другие - кризис
семьи, третьи - сексуальную революцию. Различные оценки связаны с
различиями в личной системе ценностей.
Во-вторых, личные ценности исследователей в неявной форме
проникают в их выводы и теории. Связано это, прежде всего, с огромным
богатством человеческого языка. Говорим ли мы о “агрессивных девочках”,
“пай-мальчиках” или “жадных до новостей журналистах” - мы в неявной
форме используем оценочные суждения. В любом языке для обозначения
одного и того же есть “слова-рычалки” и “слова-хвалилки”. Следовательно
для любого явления можно найти различные определения. Говоря о
самоубийстве, мы можем воспринимать данный поступок, как “слабость,
трусость и отказ от великого дара жизни” (точка зрения христианской этики)
или, как “достойный выход и сохранение чести” (точка зрения самурайской
этики). Представителей сексуальных меньшинств можно назвать
извращенцами, а они склонны себя называть “продвинутыми геями”. Более
того, большинство теорий человеческого поведения просто пронизаны
влиянием ценностей. Описание здоровой личности по В.Франклу включает в
себя “напряжение, борьбу и поиск смысла”, тогда как по З.Фрейду - это
“невротические симптомы”.
Таким образом, ценности влияют на выводы ученых в явной или
скрытой форме. Иногда это приводит к “ошибке описания”: вместо того, что
бы описывать то, что есть, ученый начинает рассуждать о том, что должно
быть. Не следует думать, что влияние ценностей лишает науку всякой
объективности, конечно нет. Наоборот - зная об этом влиянии, легче сделать
на него поправку. Дело в том, что в изучении человеческого поведения,
полной объективности просто не может быть никогда! Объективность
(относительная) возможна при описании физических явлений, например,
закона всемирного тяготения - как бы ученый к нему не относился, но “все
тела притягиваются.... и т.д.”. Но говоря о людях, их поступках и мыслях, мы
57
Глава I. Девиантология и изучение отклонений


вольно или не вольно интерпретируем эти поступки и мысли в
соответствии с нашей личной шкалой добра и зла - это одно из базовых
свойств человеческой психики. Ученый должен стараться
Релятивизм –
тенденция
избегать субъективности и стремятся к объективности, но
рассматрива
ть нормы, как
полная объективность - недостижима. Более того, в чрезмерном
относительн
ые,
стремлении к ней может таиться опасность релятивизма. Видя
изменчивые,
отказ от
поразительную изменчивость человеческого поведения легко
абсолютных
ценностей и
прийти к мысли, что не существует абсолютных ценностей и
абсолютной
истины
норм. Раз их не существует, человек свободен в своем
поведении - ведь все представления о добре и зле - относительны. Однако
такая позиция, по определению безнравственна, поскольку позволяет
оправдать любой поступок. Более того, вся история человечества доказывает
пагубность подобной позиции. Общества, где аналогичные настроения
преобладали, всегда в скором времени погибали и исчезали с исторической
арены. Достаточно вспомнить эллинистическую Грецию или
позднеимперский Рим.
Наконец, наверное, самый важный аспект проблемы влияния ценностей
связан с прикладными задачами девиантологии. Ведь мы должны не просто
описывать поведенческие отклонения, но и давать рекомендации по их
коррекции и предотвращению. А это заставляет нас с особой строгостью
относится к своим выводам и предложениям - ведь ответственность за их
применение будет целиком лежать на нас. Большая опасность связана со
свойственным многим интеллектуалам тщеславием. Любой ученый хочет
закрепить за собой открытие истины в области своих научных интересов. Но
настоящий ученый всегда честен с собой и избегает окончательных выводов,
если есть хоть малейшее сомнение в их достоверности. Подчиняясь
профессиональной совести, он обязательно перепроверит все еще раз, и если
нужно, проведет дополнительные исследования.
58 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


Современная девиантология развивается в очень сложном мире. Мире,
где разрушены барьеры между культурами и культуры смешиваются друг с
другом. Изменяется характер отношений между обществами, размываются
привычные представления о нормальном и ненормальном, человечество
сконцентрировало в своих руках небывалые возможности. Ученый,
изучающий многообразие форм человеческого поведения, подвергается двум
сильным искушения. Первое - это искушение релятивизмом, мы о нем уже
говорили. Второе - это искушение претензией на конечную истину, часто
связанное с попыткой обрести стабильность в изменчивом мире. Следует
понимать, что релятивизм ведет к нравственной деградации, а слишком
жесткая позиция не дает возможности воспринимать новое, а значит, ведет к
интеллектуальной закостенелости. Поэтому девиантолог должен в полной
мере не забывать и опираться на нравственный и нормативный опыт
предшествующих поколений и обладать достаточно гибким мышлением, для
беспристрастного восприятия нового. К тому же ученые в современном мире,
как и остальные люди сталкиваются с мощным давлением на свое сознание
со стороны массовой культуры и СМИ. Задача - крайне сложная, но делать
нечего. И последнее - следует помнить, что наука не может научить человека,
как ему жить. Наука объясняет и описывает окружающий мир. А цель и
смысл жизни придают ценности - сфера влияния философии и религии.
Вместе с тем, науки о человеке сегодня вынуждены давать человечеству
советы по организации своей жизни. Для того, что бы эти советы были
оправданы, и ученый не боялся брать на себя ответственность за их
последствия, необходимо (помимо моральных качеств) профессионально
владеть научными методами исследования поведенческих феноменов. О чем
мы и поговорим в следующем разделе.
59
Глава I. Девиантология и изучение отклонений


Резюме:
• девиантология в полной мере заимствует достижения социологии,
которая считается одним из ее “родителей”; социологи изучают
то, как люди в процессе повседневных взаимодействий создают и
поддерживают сложную реальность, называемую обществом; при
этом для социологов и девиантологов общим является интерес к
тому, почему некоторые члены общества отказываются от
привычных, диктуемых обществом, моделей поведения и
демонстрируют склонность к девиантности;
• девиантология не теряет связи и со “вторым родителем” - с
психологией личности (персонологией); персонологи изучают
закономерности деятельности индивидуального сознания; пытаясь
объяснить человеческое поведение, они создают различные теории
личности; и девиантологов и персонологов в равной степени
интересует вопросы о том, что такое психологическая патология,
затрудняющая нормальную жизнедеятельность личности, что есть
психическое здоровье и каковы возможности коррекции
психологических отклонений;
• с социальной психологией девиантологию роднит интерес к
универсальным психологическим реакциям, свойственным
большинству людей; многие из типичных социальных моделей
поведения и мышления, связаны с проблемой девиантного поведения
- например “эффект зрителя” или ситуации психологического
давления в группе; используя социально-психологический подход,
девиантологи пытаются понять как взаимодействуют личностные
качества человека и ситуационное давление на него при
поведенческих отклонениях;
• если интерес социологии, персонологии и социальной психологии
шире интереса девиантологии, то область девиантологии шире
60 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


области криминологии; криминологи изучают самый опасный вид
отклонений - преступность; однако не все виды поведенческих
отклонений попадают под категорию преступного поведения,
поэтому девиантологи, в полной мере заимствуя результаты
криминологических исследований и теорий, работают в гораздо
более широкой области;
• базовой дисциплиной не только для девиантологии, но и для всех
гуманитарных наук выступает философия; философия
интересуется “вечными” вопросами, на которые не может
ответить наука: о смысле жизни, о предназначении человека, о
границах познания и т.п.; важнейшим для девиантолога разделом
философии является этика - учение о том, как должен жить
человек, что для него благо, а что - зло; этические учения задают
общие представления о норме и отклонении и всегда значительно
влияют на жизнь человеческих сообществ;
• в своем изучении человеческого поведения девиантолог должен
сочетать требования научной объективности и верность своей
нравственной позиции; избежать ловушек релятивизма и
претензии на окончательную истину ему должно помочь умение
различать ценностные суждения и отнесение к ценности; зная,
что личные ценности ученого неизбежно влияют на его работу,
девиантолог вынужден с особой тщательностью относиться к
своим выводам и рекомендациям, зная, что на нем лежит моральная
ответственность за их применение в жизни.
______________________________
61
Глава I. Девиантология и изучение отклонений


Приложения к параграфу.
Социальные психологи считают, что переизбыток зарубежных фильмов
на наших телеэкранах – явно девиантное явление, вызывающее негативные
последствия.
Вестернизация кинематографа.
О засилии зарубежных фильмов на нашем теле-рынке говорится и пишется
давно. Однако об истинных размерах возможных последствий тотальной
вестернизации кинематографа знает лишь небольшой круг специалистов.
*Толковый словарь английского языка Уэбстера так раскрывает значение
слова “вестернизация”: “вестернизировать – оказывать влияние западными
идеями и обычаями”.
Защитники западной теле-видео-продукции (представленной у нас
фильмами, в основном американского производства), возможно скажут, что
зарубежные фильмы намного превосходят отечественную кинопродукцию по
многим показателям: зрелищности, динамичности сюжета, качеству съемки и т.п.
Однако, следует помнить, что каково бы ни было художественно-эстетическое,
профессиональное качество американского фильма, он – продукт иного общества,
иной культуры. Как таковой американский фильм, возможно, в силу большей
необычности своего содержания и высокого профессионального мастерства его
создателей, эффективнее уводит какую-то часть публики от тягот российской
жизни, эффективнее влияет на формирование этоса самостоятельного молодого
человека, но он не способен формировать у отечественного зрителя чувства
идентичности со своей культурой, своим народом, судьбой своего общества.
Между тем, это чувство – естественное состояние человека как гражданина –
важная функция любой национальной культуры.1
Американский социолог Г.Тернер пишет: “Получить контроль над
повседневной репрезентацией мира для нации – значит приобрести серьезную
над представлениями индивидов и себе и о друг друге. Это одна из причин того,
что во многих странах столь сильно обеспокоены господством США в
производстве и дистрибьюции фильмов и телепрограмм. Если мы понимаем наш
мир (или нацию) посредством его репрезентаций главным масс-медиа,
иностранный контроль за этими репрезентациями действительно угрожает
связности понимания индивидом мира (или нации). Американское господство над
62 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


масс-медиа до некоторой степени превратило в норму американские образы
общества”.(\Социс\№2.,1996г. )
Как мы можем увидеть, в мире серьезно обеспокоены господством
американских масс-медиа на национальных теле-видео-рынках, у нас же пока
особого беспокойства (по крайней мере на официальном уровне) не наблюдается.
А ведь проблема культурной идентификации нации, пожалуй посерьезней
экономических и политических проблем.
Как мы уже отмечали, наиболее уязвимо для воздействия экранных
стереотипов именно подростковое сознание. В связи с этим следует упомянуть
еще об одной тревожной тенденции поведения подростков, обусловленной
увлечением вестернизированным кинематографом. Речь идет о начавшемся в
конце 80-х гг. буме восточных единоборств. Разрекламированные в популярных
боевиках, герои которых демонстрируют сверхчеловеческую ловкость, силу и
отвагу, единоборства быстро стали одним из самых популярных увлечений
российских подростков. При этом начисто игнорировались два момента: 1)
родиной большинства этих боевых систем является Юго-Восточная Азия, т.е. они
ориентированы не на европейца; 2) в традиционном варианте все восточные
единоборства представляют собой системы скорее духовно-психологического,
нежели физического тренинга. Система же преподавания единоборств в нашей
стране абсолютно не способствовала (за редким исключением) воспитанию в
подростках каких - либо духовно ценностных ориентиров, кроме культа силы и
презрения к слабости. Согласно мнению одного из крупнейших в нашей стране
специалистов по традиционным единоборствам стран Востока Ю. Ю. Сенчукова,
“...основной интерес представляет не то, что с помощью какого-либо искусства
можно сделать с кем-то другим - важнее то, что это искусство за время занятий
сделает с тобой”. Поскольку большинство “наставников” преподавали боевые
единоборства только как технику рукопашного боя, а духовное содержание этих
систем заменяли туманными фразами о “заветах древних мастеров”, молодые
люди черпали “духовное содержание” из дешевой кино-, теле- и книгопродукции.
Приведем по этому поводу слова того же Ю. Ю. Сенчукова: “Скажите - пустите ли
вы своего ребенка играть с “другом”, который привык к тому, что удар молотком по
голове - лишь одна из многих остроумных шуток? А какое, по-вашему воздействие
на детское подсознание оказывают всеми любимые Том и Джери (персонажи

1
Жабский М.И. Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории. \\Социс.№2.1996г.с.30.
63
Глава I. Девиантология и изучение отклонений

популярного мультфильма, прим. мое - Т. Х.), из серии в серию весело
лупцующие друг друга по головам молотками, расплющивающие,
расстреливающие и взрывающие друг друга?
По мере взросления - далее в том же духе - страдающий от множества
комплексов юнец один за другим глотает кровавые боевики, снятые по одной и
той же надуманной схеме. ... Как говорится, “учебный процесс” в полном разгаре.
А потом он спокойно лупит человека арматурой по почкам... . Ведь так делал его
кинокумир - и от этого никто не умирал.”
Как следствие такого воспитания, “... не человек владеет боевым
искусством, а боевое искусство, как некий комплекс стереотипов, владеет
человеком, выходит из под его контроля; сам человек превращается при этом в
рабочий придаток своего искусства, который не может проявится иначе, как в
бою.” Не удивителен, в таком случае, рост уровня агрессии среди подростков
(учитывая массовость увлечения единоборствами) и криминализация боевых
видов спорта. Согласно мнению большинства отечественных специалистов в
области единоборств, большинство крупных федераций боевых видов спорта
являются мафиозными “крышами” - т.е. занимаются подготовкой боевиков
преступных группировок. (Источник: Хагуров Т.А. Степанова Н.Е. Агрессивность и
маргинальность – характерные черты кризисного общества. Москва-Краснодар, 2000.)


Социальная технология, как пример взаимодействия
социологии, психологии и девиантологии.
Нижеследующие примеры, хорошо показывая, как могут соотносится
методы социологии и психологии, имеют прямое отношение к девиантологии.
...Социальная технология есть инструментальная, искусственная система,
которая является результатом целенаправленной человеческой деятельности и
создается для решения задач в некоторой проблемной области.
Социально-психологическая методология проектирования
социальных технологий.
В социальных системах мы часто видим разные явления внешне не
связанные, но тем не менее связанные "скрытно" - латентным образом. Приведем
два примера.
64 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


1. Одно исследование в США удостоверило огромный рост числа
самоубийств среди детей и подростков. Среди самых юных самоубийства
увеличились за последние годы на 300%. В то время как среди взрослых - на 20%.
Второе исследование (осуществленное Нью-йоркским институтом
передовых исследований) об избраннике, выбираемом при удобном случае
женщинами, состоящими в браке, показало, что из 43% подобных женщин
изменяют собственному мужу с другим мужчиной.
Какова связь между этими фактами? Единственно возможной мотивацией
самоубийств детей и подростков может быть страх противостоять жизни в
одиночестве, до которого они доведены распадом семьи. Подлинная семья
огораживает своих членов, поддерживает их и помогает им. Только отсутствие
или недостаток такой семьи может вызвать у самых юных чувство отчаянного
одиночества... Поведение жен, указанное этой статистикой, говорит не все:
возможно, из аналогичного исследования явствовало бы, что поведение мужей
еще хуже. Если жены и мужья имеют свои интересы вне семьи, частью которой
они являются, сама семья оказывается формальной?.
2. Несколько лет назад рекламное агентство Мс Canu-Erikson захотело
выяснить, почему спрей от насекомых "Raid" на некоторых рынках пользуется
гораздо большей популярностью, чем ловушки для тараканов "Combat". В ходе
интервью многие респонденты согласились, что "Combat" эффективнее потому,
что убивает насекомых безо всяких усилий со стороны человека
Агентство попросило самых активных покупателей спрея «Raid»-женщин-
южанок, имеющих невысокий доход, нарисовать "картину своей мечты".
Все сто женщин, участвовавших в опросе, сказали, что насекомые
ассоциируются у них с мужчинами. Большинство их чувств по отношению к
тараканам было очень похоже на отношение к мужчинам в их жизни:
"Таракан, как и мужчина, появляется только тогда, когда хочет есть".
Этим разочаровавшимся в жизни дамам для реванша было достаточно
наблюдать смерть насекомых в результате распыления спрея. Возможно,
расставить ловушки "СотЬаt" было бы проще, но чувства при этом уже не те.?
Как известно, фрейдизм таким явлениям дает свое объяснение.




?
Аббаньяно н. Мудрость жизни. Спб., 1996. –с.71-72.
?
Энджел Ф. Джеймс. Поведение потребителей. – СПб.,1999. с.319.
65
Глава I. Девиантология и изучение отклонений

Латентные социально-психологические механизмы не могут не
сказываться и в социальных технологиях.
В социальных технологиях, которые должны максимально приближаться к
естественно-историческому процессу, они играют громадную роль. Они -
передаточный механизм, через который оказывают или не оказывают свое
влияние политические, экономические и другие воздействия на индивиды и их
сообщества. Поэтому при проектировании социальных технологий полезно
помнить "три кита социальной психологии". Первый гласит, что на человеческое
поведение оказывает определяющее воздействие непосредственная социальная
ситуация. В одном эксперименте с испытуемыми-студентами старших курсов
была проведена беседа о риске заболевания столбняком и важности вакцинации.
Письменное анкетирование показало, что беседа оказала соответствующее
влияние на изменение убеждений и установок студентов. Однако, фактически
вакцинацию сделали лишь 3% испытуемых. Если же испытуемым, прослушавшим
ту же беседу, давали карту студенческого городка с помеченным на ней зданием
медпункта, то количество студентов, сделавших прививку, возрастало до 28%. Как
видим, убеждения и установки не очень помогают предсказать, кто пойдет на
прививку. И наоборот, более мощным средством прогноза оказывается
информация о расстоянии до ближайшего медицинского учреждения.
Если выше изложенный ситуационизм продолжает традиции
бихевиоризма, то следующий "кит" подвергает сомнению его исходные позиции.
Он подчеркивает, определяющее влияние субъективной интерпретации на
человеческое поведение. В известных исследованиях Стауферера американских
солдат было показано явное расхождение в моральном духе (который проявлялся
и в поступках) чернокожих солдат, расквартированных на юге и на севере США.
Расквартированные на юге чернокожие солдаты были более довольны своей
судьбой, чем солдаты, расквартированные на севере (независимо от того
являлись они северянами или южанами). Чернокожие солдаты юга чувствовали
себя обеспеченными, потому что сопоставляли себя, прежде всего, с неграми,
жителями юга, которые были из-за сегрегационных законов в более суровых
социальных и экономических условиях, чем солдаты. А чернокожие солдаты,
расквартированные на севере, были недовольны и собой и службой, потому что
также сравнивали себя с чернокожими из числа гражданского населения. Однако
66 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


последние имели и работу, и высокие заработки, которые им обеспечивали
законы северных штатов.
Сами интерпретации меняются, из-за чего происходит большое число
важных социальных явлений, а также из-за различий между разными
интерпретациями.
Третий концептуальный "кит", на котором покоится социальная психология
- положение о том, что индивидуальная психика, а также сообщества должны
рассматриваться как системы, пребывающие в состоянии напряжения. Это
означает, что нет простых механических закономерностей, соотносящих
отдельные стимулы с конкретными реакциями. И те, и другие встроены в
динамический контекст, видоизменяющий и ограничивающий действие двух, выше
отмеченных закономерностей.
Напряжение может создаваться принадлежностью к определенной
культуре, обуславливающей темпераментное отстаивание ценностей и убеждений
данной культуры. Культура может и облегчать и затруднять внедрение
комплексных представлений о социальной реальности. В данном случае речь
идет и о субкультурах. Приведем пример.
В 50-60-х годах в США был осуществлен беспрецедентный проект по сносу
трущоб. Городской квартал целиком освобождался от них. На освободившемся
месте строились двадцатиэтажные дома в окружении парков и детских площадок.
В эти дома переселялись бедняки, населявшие снесенные трущобы. По
прошествии 20 лет, этот проект полностью обанкротился, и правительству
пришлось сносить эти башни. Финансовые издержки исчислялись сотнями
миллиардов долларов, а социальные подсчету не поддавались.
При изучении проблемы оказалось, что в старых домах жизнь была по
своему сбалансирована. Физические условия существования в них часто были
ужасающими, но в тех многоквартирных старомодных домах люди поддерживали
тесные контакты, общались интенсивно. Вся система социальных связей была
нарушена, когда людей переселили в многоэтажку. Уровень неформальных
связей резко снизился. Новый дом предоставил минимум возможностей для
развития личных отношений. Молодежь или вынуждена была сидеть заточенной в
квартирах или слоняться по уголкам парков. Преступность, страх и отчаяние
полностью разрушили нищее, но некогда жизнеспособное сообщество обитателей
бывших трущоб. Всего этого можно было избежать, если бы предварительно в
67
Глава I. Девиантология и изучение отклонений

нескольких городах выстроили бы по паре таких домов и года два понаблюдали
бы за образом жизни их обитателей?.
Итак, психолог-практик, принимающий участие в реализации социальных
технологий, должен быть: 1. Ситуационистом; 2. Признавать решающую роль
субъективной интерпретации; и 3. Динамическую природу когнитивных и
социальных систем (другими словами их противоречивый диалектический
характер).
Реформы, осуществляемые в разных обществах, представляют собой
крупномасштабные социальные технологии. В последнее время успешные
социально-экономические реформы были осуществлены в Германии и Японии. В
настоящее время произведены реформы в Китае и в России. Реформа в Китае
также как в Германии и Японии прошла успешно. Переход на рыночные
отношения и здесь позволил поднять уровень жизни населения, укрепить
экономику страны и само государство. В России реформа привела к системному
кризису всех сфер жизнедеятельности общества. Уровень жизни абсолютного
большинства населения резко снизился, экономика пришла в упадок, ослабло
государство. Анализ российского феномена показывает, что причины кризиса в
стремлении реформаторов внедрить сразу в масштабах всей России именно те
модели рыночных отношений, которые менее всего соответствуют менталитету
российского общества. Менталитет более всего воплощен в культуре народа.
Следовательно, крупно" масштабные социально-экономические реформы должны
осуществляться с учетом культуры народа, вписываться в нее. Так это было
сделано в Германии, Японии и Китае. Поучителен для России опыт Китая, в
прошлом тоже коммунистического, в котором была тщательно соблюдена
поэтапность реформ. Вначале новые рыночные отношения были опробованы в
сфере мелкой торговли и обслуживания, затем в сельском хозяйстве.
На третьем этапе - в промышленности. Для того чтобы обеспечить
стабильность общества, политическая система не изменялась, а социально-
психологическому благополучию общества способствовала защита и укрепление
национальной культуры. В результате реформа стала общенародным делом.
Ничего подобного не наблюдалось в России с самого начала реформ.
"Шоковая терапия" отторгла от реформ абсолютное большинство населения.
Приватизация породила криминальный крупный и теневой мелкий бизнес. В

?
См.: Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. - М., 1999.с. 333-334.
68 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


страну через все центральные средства информации хлынула низкопробная
субкультура западного толка, загнав по углам отечественную.
С социально-психологической точки зрения, все это поучительно в плане
того, как в одних случаях через соответствующее отношение к культуре и образу
жизни мобилизуется психология народа на поддержку крупномасштабных
социальных технологий, в другом она обращается против и обуславливает провал
технологии реформ. (Источник: Хагуров А.А. Технология исследовательской деятельности.
Москва-Краснодар, 2001.с.405-415).

__________________________________________
Вопросы для самопроверки:
1. Как связаны девиантология и социология? Что изучает социология?
2. Почему нельзя сводить девиантологию к социологии отклоняющегося
поведения?
3. Какие разделы социологического знания представляют особенный
интерес для девиантолога?
4. Как связаны девиантология и персонология?
5. Что изучает психология личности? Каковы главные вопросы
персонологии?
6. Какие вопросы являются общими для девиантологии и психологии
личности?
7. Что изучает социальная психология? В чем ее отличие от социологии и
персонологии?
8. Опишите принципы социально-психологического подхода к человеческому
поведению.
9. Какие разделы социально психологического знания особенно интересны
девиантологу?
10. В чем специфика криминологического подхода к изучению отклонений?
Какие виды отклонений изучает криминология?
11. Как соотносятся между собой девиантология и криминология?
69
Глава I. Девиантология и изучение отклонений


12. Что изучает философия? В чем заключается специфика философского
подхода?
13. В чем отличие философии от науки? В чем проявляется практическая
ориентация философии?
14. Зачем девиантологу философское знание? Как связаны этика и
девиантология?
15. В чем опасность релятивизма и претензий на окончательную истину?
16. Каким образом девиантолог может сочетать научную объективность с
сохранением личной нравственной позиции?
17. Чем различаются ценностное суждение и отнесение к ценности?

___________________________________




§ 3. Как изучают отклоняющееся поведение.
Общие принципы научного исследования. Наука - это
высокопрофессиональная сфера деятельности. Одним из
Метод –
основной способ
главных признаков профессионализма ученого является
сбора или
обработки
совершенное владение методикой и техникой исследования.
информации;
методика -
Для девиантолога это справедливо в особенности. Изучая
совокупность
технических
приемов, человеческое поведение нужно уметь изучать его. В этом
связанных с
данным разделе мы познакомимся с тем, что представляет из себя
методом;
техника -
любое научное исследование. Другими словами, здесь мы
совокупность
специальных
излагаем общую методологию любого научного
приемов для
эффективного
исследования. Познакомившись с общими принципами
использования
того или иного
изучения человеческого поведения, мы - в следующих
метода.

разделах - перейдем к рассмотрению конкретных методов, заимствованных
из арсенала наук о человеке. Все, приводимые для иллюстрации
70 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


теоретических положений, примеры будут иметь отношение к
девиантологическим проблемам, хотя сама методология является
универсальной.
С чего начинается любое научное изучение чего-либо (в том числе -
человеческого поведения)? Правильно - с постановки и
Методология –
определения проблемы! Ведь исследование требуется как раз
общие принципы
научного
исследования, в том случае, если существует какая-то проблема. Изучая ее,
включая логику
решения
мы пытаемся найти информацию, способную помочь в
конкретных и
общих задач,
разрешении этой проблемы. Все научные проблемы можно
логику подхода к
проблеме и
разделить на два вида: теоретические и прикладные.
анализа данных.

Теоретическая проблема связана с отсутствием каких-либо
знаний - ученый не может объяснить изучаемую область реальности, не
может составить достаточно полного теоретического описания. Например,
мы не можем объяснить какие именно факторы обеспечивают
универсальность преступности, как социального явления - это теоретическая
проблема. Прикладные проблемы имеют отношение к изменению
социальной реальности. Например, от ученого требуется дать рекомендации,
по снижению уровня преступности в конкретном регионе. Если неизвестно,
какие именно факторы определяют динамику преступности в данном
регионе, то мы имеем дело с прикладной проблемой. Таким образом,
теоретические проблемы связаны с приращением научного знания, а
прикладные - с использованием этого знания в конкретных целях. Важно
помнить, что четкое определение проблемы, осознание того, что нам не ясно,
что нужно исследовать - это краеугольный камень исследовательской
процедуры. Ведь правильно поставленная и осознанная проблема - уже
наполовину решена. Объект
исследования -
Следующим шагом является определение объекта и та часть
реальности,
которая
предмета исследования. Упрощая, можно сказать, что объект -
изучается;
предмет
это то, что мы изучаем, а предмет - это - то, что мы хотим исследования
– угол зрения
на проблему –
то, что нужно
узнать об
объекте.
71
Глава I. Девиантология и изучение отклонений


узнать. Что бы было понятнее, давайте рассмотрим все это на примере.
Предположим, мы изучаем употребление наркотиков подростками. В этом
случае объектом изучения будут подростки, принимающие наркотики, а
предметом - причины, по которым они это делают. Стоп! - скажет
возмущенный читатель - да ведь это и так было ясно с момента определения
проблемы нашего исследования! Не совсем так. Объект и предмет
определяются для того, что бы исследователь еще раз ясно представил себе
что именно он изучает и для чего. Это необходимо для того, что бы не
утонуть в море фактов, которые приходится анализировать в ходе
исследования. Четко представляя себе объект и предмет изучения, мы легче
сможем отбрасывать ненужные нам факты и отбирать необходимые.
Тесно связан с предыдущим следующий этап - постановка цели!
Прежде чем что-то изучать, мы должны ответить на вопрос “зачем мы это
делаем”. Определив цель нашего исследования, мы четко определяем что мы
хотим получить “на выходе“. Казалось бы - о чем говорить - мы хотим
изучить отклонения в человеческом поведении. Да нет, не пойдет такая
постановка цели - слишком она расплывчата. Какие отклонения? С какой
точки зрения изучить? Что именно нас интересует в данном виде
отклонений? Что мы хотим узнать: почему происходят данные отклонения,
или как они происходят? интересуют ли нас причины, или последствия,
таких отклонений? Каков будет фокус нашего интереса: хотим ли мы узнать
о личности девианта, о социальных условиях совершения девиантного
поступка (ов), или мы оцениваем моральные характеристики (последствия)
действия? Ответив на все эти вопросы, мы сможем ясно представить себе
цель нашего исследования, а значит - сделать первый шаг к решению
исходной проблемы.
Следующим шагом станет определение задач исследования. Задачи -
это промежуточные этапы, необходимые для достижения цели... Цель нашего
исследования мы определили, как изучение причин, подталкивающих
72 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


подростков к употреблению наркотиков. Каковы будут в этом случае задачи?
Что бы их определить, мы должны задуматься - а что нам нужно узнать, что
бы ответить на вопрос о причинах подростковой наркомании. Можно
предположить следующую структуру задач: а) выяснение общей статистики
употребления наркотиков (сколько случаев зарегистрировано милицией,
какие наркотики чаще употребляются и т.д.); б) демографические
характеристики молодежи (распределение по возрасту, полу, уровню
образования, профессии и т.д. подростков, употребляющих и не
употребляющих наркотики); в) сравнение социальных характеристик
подростков, употребляющих и не употребляющих наркотики (кто родители,
какие семьи, имущественное положение и т.д.); г) выяснит отношения самих
подростков к наркотикам (серия опросов или интервью); д) выяснить мнение
экспертов по данному вопросу (психологов, педагогов, работников милиции,
родителей); е) обобщить полученные результаты.
Последовательно решая вышеприведенные задачи, мы, скорее всего,
достигнем поставленной цели и ответим на вопрос о причинах употребления
наркотиков подростками. В каждом конкретном случае структура задач
формируется таким образом, что бы обеспечить максимальное приближение
к поставленной цели. Цель определяет какие именно задачи будут
поставлены, а задачи определяют будет ли достигнута цель. Операционал
изация
Далее, для социального ученого желательным будет понятий –
уточнение
уточнить (как говорят специалисты - операционализировать) смысла,
соотнесение с
реальностью;
основные понятия исследования. Дело в том, что многие слова,
указание на те
факты,
используемые учеными (например - общество, поведение, которые
отражены в
психика и т.д.) используются и в обиходной речи. Если мы данных
понятиях.
ориентируемся на точное, научное знание, то мы должны ясно
и четко определить смысл, используемых слов. Это отнюдь не лишний шаг,
как может показаться на первый взгляд. Скажем в нашем случае с
подростками и наркотиками. Необходимо уточнить, кого мы будем называть
73
Глава I. Девиантология и изучение отклонений


подростками - тех, кому от 13 до 19 лет (teenagers - англ), или от 14 до 20,
или вообще только тех, кому 12-16 лет? На эти вопросы желательно ответить
предварительно, дабы потом не запутаться. То же самое - с наркотиками.
Какие вещества мы назовем наркотическими - героин, кокаин и марихуану,
или добавим сюда табак и алкоголь, а как же чай и кофе - ведь это, строго
говоря, тоже наркотики? Другими словами, данный шаг - совсем не блажь, а
действительно необходимый этап исследования. Кстати в нашем примере
еще все очень просто. Попробуйте на досуге уточнить смысл понятия
“психическое расстройство”.
Далее весьма полезным будет ознакомиться со степенью
разработанности изучаемой проблемы. Говоря проще, желательно как можно
подробнее узнать, изучал ли кто-нибудь подобные проблемы до нас с вами,
и, если да, то какие результаты были получены. Знакомство с историей
вопроса позволяет “не изобретать велосипед дважды”. Тем более, что
большинство девиантологических проблем достаточно давно привлекают
внимание ученых. В нашем примере сказанное означает, что мы должны как
можно подробнее изучить все исследования, посвященные проблемам
наркотиков. Вполне возможно, что то, что мы пытаемся изучить, уже изучено
и нам остается только использовать уже готовое знание.
Наконец, опираясь на все предыдущие шаги, мы можем попытаться
выдвинуть исследовательскую гипотезу. Гипотеза - это обоснованное
предположение о природе изучаемой проблемы. Гипотезу так же можно
определить, как предварительное решение проблемы.
Гипотеза
исследования –
Скажем, в нашем примере с наркотиками - проблемой было
обоснованное
предположение о
природе незнание причин, побуждающих подростков к их
изучаемой
проблемы; т.е.
употреблению. Соответственно, выдвигаемая гипотеза может
теоретическое
«решение»
иметь следующий вид: “возможными причинами
проблемы
заранее.
употребления наркотиков подростками могут быть излишки
свободного времени и невозможность реализовать себя, на фоне низкого
74 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


имущественного уровня семьи”. Это предположение (которое не обязательно
может оказаться истинным) подлежит дальнейшей проверке. Собирая
информацию (в целом - выполняя задачи), мы получаем данные,
подтверждающие, либо опровергающие гипотезу. Гипотеза вполне может
подвергаться уточнениям по ходу исследования?.
Наконец, нам предстоит выбрать метод, с помощью которого мы будем
собирать информацию. Девиантология использует методы разных наук
(прежде всего - социологические и психологические), поэтому разговор о
методах будет отдельным. Мы выделяем его в специальный раздел. Далее
следует сбор фактов и их анализ в соответствии с поставленными задачами.
Таким образом, мы в сжатой форме описали общую методологию
научного исследования. Знать ее необходимо, т.к. без этого знания не может
быть действительно научного изучения чего-либо. К сожалению, именно
методологическая подготовка студентов, обычно вызывает наибольшее
количество упреков со стороны преподавателей. Незнание методологии
проявляется на всех уровнях - от написания контрольных и курсовых работ,
вплоть до работы над дипломом. А ведь завтра студенты станут
действующими учеными. Да и разница между студентом и ученым, скорее
количественная. Все это мы говорим, что бы подчеркнуть важность знания
методологии. В следующих разделах, мы дадим описание методов изучения
девиантологических проблем, заимствованных из социологии, психологии
личности и социальной психологии. Сразу оговоримся - наше изложение
методов исследования будет весьма схематично. Это связано с тем, что
основная задача данного раздела - дать студентам общее представление о
способах изучения девиантности, показать широту спектра используемых

?
Наличие гипотезы характерно для, так называемых, “жестких”, количественных методов исследования,
связанных, в основном, со статистическим анализом данных. В то же время в современной социологии и
психологии все большее развитие получают качественные методы, связанные со смысловым анализом. В
социологии их называют “мягкими”, психологи относят к подобным методам проективные тесты. Ввиду
дефицита места мы не даем подробного описания разницы между этими двумя методологическими
подходами, тем более, что данному вопросу посвящена обширная литература (См. Семенова В.В.
Качественные методы (введение в гуманистическую социологию)М., 2000 г., Ядов А.Я. Стратегия
75
Глава I. Девиантология и изучение отклонений


девиантологами методов. В то же время существует глубокая и обширная
специальная литература, посвященная именно методам исследования.
Прекрасные учебники по теории и практике исследовательской работы
изданы в рамках каждой гуманитарной специальности. Будущим
специалистам обязательно стоит с ними ознакомиться.
Социологические методы изучения девиантологических проблем.
Первыми, среди социологических методов, заимствованных девиантологами,
мы рассмотрим опросы и интервью. Так или иначе про эти методы, вероятно
слышали почти все. Среди начинающих ученых бытует мнение, что опрос -
один из наиболее легких способов изучения социальных проблем. Этим
очевидно и объясняется их популярность среди молодых обществоведов.
Однако на самом деле, опрос - это достаточно сложный метод, простота
которого обманчива, а непрофессиональное владение которым легко
приводит к искажению результатов. Ниже мы кратко рассмотрим основные
этапы проведения опроса.
Итак, первое - составление анкеты. Здесь важно соблюдать несколько
принципиальных требований. Во-первых, тематический подбор вопросов:
вопросы анкеты должны в максимальной степени соответствовать изучаемой
проблеме. Необходимо исключить все лишнее, не относящееся к теме
исследования. Во-вторых, приемлемая структура вопросов. Так, бывают
вопросы закрытые (с перечнем вариантов ответов) и открытые (когда
вариантов ответа нет, а опрашиваемый дает свободный ответ). Ответы на
первый тип вопросов легче анализировать, но, с другой стороны, свободное
мнение респондента в этом случае подгоняется под шаблон, что снижает
информативность ответов. Свободные ответы информативны и отражают
действительное мнение респондента, но их значительно труднее
анализировать. Здесь, необходимо находить компромисс. Так же необходимо
следить за тем, что бы вопросы не подталкивали респондента к какому-то

социологического исследования. изд. 5-е., М., 2000., Проективная психология/Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс,
Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. и др. )
76 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


определенному ответу. Формулировки должны быть нейтральными?. В
третьих, анкета должна быть составлена на языке респондента. Это значит,
что вопросы должны формулироваться так, что бы респондент их легко
понимал. Ведь язык, используемый учеными не всегда понятен обычным
людям. Нужно адаптировать вопросы для разных респондентов - опрашиваем
ли мы школьников, учителей, милиционеров или государственных
служащих.
Когда анкета составлена, желательно провести коротенькое
пилотажное исследование, что бы посмотреть, как она работает, насколько
вопросы понятны респондентам.
Следующим шагом является формирование выборки. В выборку
попадают те люди, которых мы будем опрашивать. Дело в том,
Выборка –
совокупность
единиц
что невозможно, как правило, опросить каждого члена
наблюдения –
тех людей или
интересующей нас категории населения. Например, подростки -
фактов,
которые
в масштабах среднего города их численность составляет
непосредстве
нно
участвуют в
несколько десятков тысяч человек - опросить их всех -
исследовании.
проблематично. Поэтому нам придется отобрать некоторое количество
опрашиваемых и решить какие подростки будут опрошены. Социологи
называют те категории населения, которые изучаются (в нашем случае -
подростки) генеральной совокупностью. Тех же, кто непосредственно
участвует в опросе - выборочной совокупностью, на социологическом
жаргоне - выборкой. Основное требование выборки - репрезентативность.
Этот противный термин означает, что выборка должна в миниатюре
повторять структуру генеральной совокупности. Проще говоря, если среди
всех подростков в городе 50% учатся, 40% работают, а 10% не учатся и не
работают, - то в таком же процентном соотношении они должны быть

?
Для девиантолога последнее особенно важно. Традиционно используемые для обозначения девиантных
поступков формулировки носят, как правило, оценочный характер и вызывают негативные эмоции. Вряд ли
кто-нибудь в анкете признается в “нанесении телесных повреждений”, но насчет “драк со сверстниками”
признания возможны. Аналогичным образом, немногие подростки ответят “да” на вопрос “не наркоман ли
ты?”. В то же время вопрос “твое отношение к наркотикам?” вполне может содержать вариант
Репрезентатив
ность –
соответствие
77
Глава I. Девиантология и изучение отклонений структуры
выборочной
совокупности
целям и
представлены в выборке. Это касается и других социальных
задачам
исследования.
характеристик генеральной совокупности - пола, возраста,
имущественного положения и т.д. Выборка может быть и целевой. В этом
случае мы отбираем участников опроса по какому-то одному критерию,
связанному с темой исследования. Например, нас могут интересовать не все
подростки, а только те, кто учится в школах, или те, кто имел приводы в
милицию, или подростки из неполных семей и т.д.
Далее собственно опрос. Здесь основная сложность - добиться нужного
качества ответов. Если опрос проводят интервьюеры, то они должны
проходить специальный инструктаж, где обучаются технике проведения
опроса. Особенно важным является умение интервьюера оставаться
беспристрастным при общении с респондентом и не подталкивать его к
каким-то определенным ответам, не влиять на его мнение. Если респонденты
сами отвечают на вопросы анкеты, то анкета должна содержать подробную и
понятную инструкцию, объясняющую как именно нужно отвечать.
Наконец, собранные анкеты подвергаются математическому анализу.
Вообще-то сегодня ученому в этом вопросе гораздо проще, поскольку
существуют эффективные компьютерные программы, помогающие
обрабатывать информацию. Лучшей на сегодня остается программа SPSS для
Windows, последние версии которой дают невероятно широкие возможности
для обработки статистической информации. Однако, наличие компьютерных
программ, отнюдь не избавляет исследователя от необходимости серьезно
разбираться в статистике. Без этого знания он просто не сможет работать с
программой.
Здесь мы изложили технологию проведения опросов очень коротко, в
ознакомительных целях, не коснувшись при этом, многих важных деталей.
Анкетные опросы используются представителями и других наук, например,
социальными психологами.

ответа “баловался пару раз со сверстниками” - он несет в себе меньше негативного оценочного
отношения.
78 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


Разновидностью опросного метода можно считать интервью. Различие
между ними, как правило, довольно условно, по этому вопросу нет
окончательного согласия и в среде специалистов. Наиболее оправданным
представляется количественный подход. Опросы, как правило, охватывают
большее число респондентов, а в случае интервью, общение с респондентом
длится дольше. Хотя, повторим, различие это весьма условно. Это, что
касается структурированных интервью - т.е. имеющих четкий план
задаваемых вопросов.
Гораздо более интересны полуструктурированные и
неструктуриргванные интервью. Они относятся к качественным методам. В
первом случае исследователь имеет лишь общий план, в котором отмечены
основные темы беседы с респондентом. Само интервью протекает
достаточно свободно и может занимать несколько часов. Интервьюер,
“подкидывает” темы, а респондент свободно их развивает. Фиксируя
свободные ответы, интервьюер может уточнять их с помощью наводящих и
дополнительных вопросов. Проводить такое интервью достаточно сложно,
но и информация получаемая в результате, обычно значительно глубже и
интереснее, чем в обычном интервью. Неструктурированное интервью
представляет собой, по сути, свободную беседу, на заранее оговоренную
тему. Интервьюер не имеет никакого предварительного плана, а общий
тематический план начинает прорисовываться по ходу исследования. Часто
неструктурированное интервью принимает вид “истории жизни”, когда
респондент свободно рассказывает о себе. Наверное, не нужно объяснять
какой интерес для девиантолога может представлять “история жизни
профессионального преступника”, или “история жизни наркомана”, или,
наконец, “история жизни проститутки”.
Далее, среди методов, заимствованных девиантологами у социологов,
стоит отметить метод анализа документов. Широкой публике он гораздо
менее известен, по сравнению с теми же опросами. Между тем
79
Глава I. Девиантология и изучение отклонений


использование данного метода может оказаться очень плодотворным и
позволить получить много интересной информации. Все документы можно
условно разделить на две большие группы - личные и официальные. Среди
последних особую группу составляют печатные издания - пресса. Поиск
информации в официальных документах можно вести по-разному. Можно,
например, сравнить между собой конкурирующие в печатных изданиях
(местных, региональных или федеральных) точки зрения по какому-то
вопросу (скажем, по проблеме наркомании, или детской беспризорности).
Можно составить рейтинг самых упоминаемых в прессе девиантологических
проблем, или отдельно анализировать криминальную хронику. К
официальным документам относится так же официальная статистическая
информация - экономическая, социальная, демографическая и криминальная
статистика. Количество и состав зарегистрированных преступлений, средняя
продолжительность жизни населения, уровень благосостояния - все это
ценная информация для девиантолога. Особый интерес могут представлять
специальные документы - отчеты экспертов, материалы уголовных дел и т.д.
Личные документы - это, прежде всего, дневники, письма и
фотографии. Конечно, использование этих источников возможно лишь с
согласия респондента. Изучение писем и фотографий позволяет
реконструировать интереснейший социальный мир человека. В этом случае
взгляды, привычки и проблемы человека предстают перед
Чикагская исследователем в “чистом” виде, поскольку они изначально не
социологическая
школа в начале
искажаются вниманием ученого, а потому более искренни.
ХХ века
крупнейший центр
Изучая личные документы, ученый получает бесценную
прикладной
социологии.
возможность взглянуть на интересующие его проблемы
Представители
школы
глазами того, кого он изучает.
осуществили
массу
Стоит упомянуть еще один весьма эффективный, но в то
интереснейших
исследований по
же время сложный и дорогостоящий метод - метод
изучению самых
разных социальных
миров - от
промышленных
рабочих, до
иммигрантов и
проституток
80 Глава I. Девиантология и изучение отклонений


включенного наблюдения.? Здесь ученый становится непосредственным
участником тех процессов, которые он изучает. “Погружаясь” в изучаемую
социальную реальность, глядя на события глазами участника, ученый
способен проникнуть в специфику мироощущения интересующей его
категории людей. Заметим, что обычно подобная информация исследователю
оказывается недоступной, ведь проникнуть в суть жизненного мира какой-
либо социальной группы, можно только “став своим” в ней. Особый интерес
представляет этот метод для изучения замкнутых сообществ -
профессиональных преступников, проституток, наркоманов, неизлечимых
больных и т.д. В то же время, использование данного метода сопряжено со
значительными временными и денежными затратами. Сбор информации
может растянуться на несколько месяцев, или даже лет. К тому же
исследователь вполне может столкнуться с опасными для себя ситуациями,
угрожающими не только здоровью, но и жизни. Интересующимся этим
методом советуем ознакомиться с исследованиями представителей
Чикагской школы. много внимания уделявшим девиантологическим
проблемам.
В заключении следует сказать несколько слов об уже упоминавшемся
различии между качественными и количественными методами в социологии.
Количественные (жесткие) методы связаны со статистической обработкой
информации и точным следованием процедуре, заранее намеченному плану.
Они особенно эффективны в макромасштабах - при анализе больших
объемов информации, когда нужно отразить состояние больших групп
людей. К этим методам относятся в первую очередь опросы,
формализованные интервью и анализ официальных документов.
Качественные методы связаны с отсутствием жестких процедур и нацелены
на передачу и выявление смысла. Обработка данных, собранных с помощью


?
Строго говоря, наблюдение может быть и не включенным, когда исследователь выступает в роли
внешнего наблюдателя, не участвуя в интересующих его событиях. Однако мы рассматриваем именно тот
случай, когда наблюдатель является участником, как более интересный и эффективный.

<<

стр. 2
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>