СОДЕРЖАНИЕ

17


Глава 2. ПРИРОДА ПРАВОВОГО ПРОГРЕССА.


§ 1. Понятие и признаки правового прогресса.


Как правоведов нас интересует сторона общественного бытия – правовое
бытие. Оно столь многогранно, как сама жизнь, и может облекаться в разные
формы, иметь различные направления. В качестве объекта изучения мы
избрали юридический прогресс. Какое же определение дают этому явлению
учёные?
Правовой прогресс – это «объективный, закономерный,
характеризующийся восходящей направленностью процесс правового развития
общества, его социальных групп и личности»20.
Это определение, на наш взгляд, не полно раскрывает изучаемое понятие.
Поэтому прежде чем дать своё определение, попытаюсь выделить признаки,
присущие правовому прогрессу.
Прежде всего, мне кажется неверным, признавать правовой прогресс
объективным процессом, скорее это объективно-субъективный процесс. Л.В.
Николаева достаточно обстоятельно это доказывает, называя ряд субъективных
процессов»21.
факторов, влияющих на «ход объективных социальных
Сложность изучения данной категории в том и заключается, что здесь общество
является и объектом, и субъектом. Право выступает неотъемлемой частью
современного бытия человечества.
Таким образом, это единство двух противоположностей – объективного и
субъективного.
Безусловно, это процесс развития, который присущ многим

20
Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права. Краткая энциклопедия.
Н.Новгород, 1998. С. 20.
21
Николаева Л.В. Указ. соч. С. 36.
18


общественным явлениям, в том числе и праву. Как было указано выше, ничего
не повторяется, поэтому всё подвержено развитию, изменению. Это указывал
ещё П.А. Сорокин, отвергая теорию круговоротов в морально-правовом
развитии человечества22. Для того, чтобы можно было говорить о прогрессе,
необходимо сравнить явление в различные моменты времени, то есть прогресс
категория сравнительная и применима во времени, это не статическое понятие.
Прогресс есть естественно-исторический процесс развития.
Для него свойственно поступательное движение. Он мыслим, когда
происходит переход от низшего к высшему. Правовой прогресс действует в
обществе и для него применимы все закономерности его развития. На мой
взгляд, для юридического прогресса не характерны революционные изменения,
для него необходима совокупность сложившихся предпосылок, будь то
экономические, политические, идеологические. Правовая система не может
измениться вдруг. Нельзя принять сразу всю нормативную базу, выработать
иную правоприменительную практику, заставить людей по-другому думать. Я
уже не говорю о той стороне правовой жизни, которая, так сказать, осталась в
тени23. Юридический прогресс должен быть обусловлен рядом причин, как
любой другой диалектический процесс, и наступление тех или иных
последствий напрямую зависит от сложившийся обстановки, преобладания тех
или иных сил, сложившихся условий для их движения.
Правовой прогресс, как явление общественное, подчиняется законам
диалектики. Это изменение качественное и количественное, отрицание
элементов и свойств старого и появление – нового, с непременным удержанием

22
См.: Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи
с теорией государства. Цит. по: Хропанюк В.Н. Теория государства и права.
Хрестоматия/ Под ред. Т.Н. Радько. М., 1998. С. 432.
23
О негативной стороне правовой жизни см.: Малько А.В. Политическая
и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000.
19


и видоизменением старого. А закон единства и борьбы противоположностей –
ядро всякого развития.
В отличие от регресса, прогрессу свойственно восходящее направление
развития.
Что же характеризует правовой прогресс? Не следует ограниченно
думать, что, если «правовой», то и относится только к узкому понятию права,
как «системы общеобязательных, формально определённых юридических норм,
устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на
урегулирование общественных отношений»24. Для этого случая больше
подойдёт словосочетание «прогресс юридических норм» или «прогресс
системы права». Правовой прогресс же охватывает развитие многих сторон
общественного бытия, в том числе и норм права.
На мой взгляд, изучаемую категорию следует употреблять в двух
смыслах: узком и широком. В узком, как характеристику правовой системы, а в
широком – правовой жизни.
«Правовая система» удобное, вполне изученное, часто употребляемое
понятие. С его помощью такое социальное явление, как право, можно показать
в виде взаимосвязанной структуры с элементами, которые чётко
представляемы, а значит и легче изучаемы. Это понятие упорядочивает
суждение о праве.
Правовая система имеет сложную, многокомпонентную структуру со
связующим компонентом в центре – правом. Правовая система – часть
общесоциальной системы. В современном мире существует поразительное
многообразие правовых систем, и каждая страна имеет свою. Нельзя назвать ни
одной пары полностью адекватных правовых систем, но это не значит, что



24
Малько А.В. Экзамен по теории государства и права: 100 ответов на
100 возможных вопросов. М., 1996. С. 45.
20


каждая правовая система не имеет ничего общего с какой-нибудь другой25.
Также можно сказать, что правовой прогресс является частью
общественного процесса. Кроме того, в виду наметившейся тенденции к
сближению и взаимопроникновению различных правовых систем26, можно
говорить, что правовой прогресс нашего общества является частью
общемирового правового прогресса.
Если сопоставить все основные учения об общественном прогрессе и
учесть, что основным движителем прогресса является человек, то можно смело
сказать: «правовой прогресс – это обязательное условие существования
правовой действительности», то есть любая правовая система, в общем,
склонна к восходящему развитию, хотя на отдельных этапах истории и по
отдельным элементам, возможно, наблюдаются шаги назад. Но главное то, что
всё развивается и не стоит на месте.
Значит, правовой прогресс, в узком смысле, можно определить, как
объективно-субъективный, поступательный, закономерный,
характеризующийся восходящей направленностью, естественноисторический
процесс развития правовой системы.
Но это определение, на мой взгляд, не достаточно полно. Оно
необходимо лишь для простоты понимания юридического прогресса и
реального, действенного влияния на него человека.
В широком смысле, правовой прогресс – есть характеристика всей

25
См.: Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова,
А.В. Малько. Саратов, 1995. С. 135-142. Синюков В.Н. Российская правовая
система. Саратов, 1994. Рене Давид. Основные правовые системы
современности. Перевод с французского. М., 1988.
26
См.: Енгибарян Р.В., Козлов Ю.К. Теория государства и права. Уч.
пособие. М., 1999. С. 259. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред.
Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 1995. С. 142.
21


правовой жизни (это понятие ещё недостаточно разработано, ещё и поэтому я
выделяю узкое определение).
Правовая жизнь – это «совокупность всех форм юридического бытия
общества, выражающаяся в правовых актах и иных проявлениях права (в том
числе и негативных), характеризующая специфику и уровень существующей
юридической действительности, отношение субъектов к праву и степень
удовлетворения их интересов»27.
Так вот, правовой прогресс, в широком смысле, говорит о повышении
уровня всей правовой жизни. Он свидетельствует об увеличении позитивных
проявлений права и уменьшении негативных. И говоря, скажем, о правовой
культуре, как о качественном состоянии правовой жизни28, следует помнить и о
негативном типе отношения к правовым явлениям, таким как правовой
нигилизм и идеализм, которые тоже характеризуют юридические реалии.
Правовой прогресс, в широком смысле, как неотъемлемое условие
правовой действительности, не отрицает также существование правового
регресса, имеющего своё место в развитии общества. Его следует сводить на
минимум. Но, как говорят многие авторы, борьба противоположностей,
конфликт, соперничество – это основа прогресса29.
Несомненно, восходящее развитие правовой системы, указывает на
прогресс, но нельзя отрицать «теневой жизни», зачастую прогрессивные
проявления берутся именно оттуда, к тому же сама борьба с негативными

27
Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные
проблемы. М., 2000. С. 35.
28
См.: Мухаев Р.Т. Теория государства и права. М., 2001. С. 414.
29
См.: Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые
тенденции мирового правового развития – надежда и драма современной эпохи.
М., 2000. С. 26. Анатомия истории. История русской правовой мысли.
Биографии. Документы. Публикации. М., 1998. С. 102, 167.
22


явлениями также способствует выработке эффективных средств этой борьбы.
Так называемая «теневая экономика» показала необходимость более
тщательного изучения и урегулирования законодательно «неправовых»
проявлений права, которые для юридической системы остаются невидимыми.
Понятие «правовой жизни» выводит эти элементы «на свет», а задача правового
прогресса минимизировать их.
Кроме того, как мне кажется, правовая жизнь включает в себя такую
важную характеристику права, как его движение, динамика, то есть жизнь, что
присуще и юридическому прогрессу, который говорит о направлении и форме
этой жизни. Правовая же система напоминает скорее застывшую фигуру, то
есть статическое понятие.
В силу всего вышесказанного я выделяю широкое понятие юридического
прогресса.
А чтобы правовой прогресс стал прогнозируемым, обрёл черты именно
направленного развития, а не «мечущегося в разные стороны», встаёт вопрос и
об идеале, то есть той правовой системе, к которой мы должны двигаться,
которая является, можно сказать, «светлым будущим». Хотя иногда
предложение чего-либо идеального критикуется, как недостижимого, так как
абсолютного не существует, на мой взгляд, выработка именно идеала важна как
постановка цели, окончательной на данный день.
Итак, правовой прогресс, в широком смысле, – это
объективно-субъективный, закономерный, естественно-исторический,
поступательный процесс усовершенствования правового развития общества,
повышения уровня его правовой жизни, характеризующийся достижением
качественно новой цели на пути к идеальной правовой системе.
Чтобы говорить о продвижении к идеальной системе, либо от неё, то есть
о правовом прогрессе следует выработать его критерии. По ним можно судить о
его наличии в жизни, кроме того, они должны играть роль цели, к которой
стремится развитие права.
23


Существует мнение, что можно выработать один критерий, который
будет сигнализировать прогресс. В качестве высшего критерия предлагались:
развитие производительных сил; социальные условия для всестороннего
развития личности; возрастание материального и культурного уровня
населения; степень участия его в экономической, политической и духовной
жизни общества; всё выше перечисленное в целости, как единый системный
критерий30. Таковым совокупным индикатором предлагался и уровень
гуманизации общества, то есть положение в нём человека. Этот критерий
должен в себя интегрировать степень экономического, политического,
социального освобождения личности, уровень удовлетворения её материальных
и духовных потребностей, состояние психофизиологического и социального
здоровья. Интересно, на мой взгляд, предложение выделить подобным
барометром прогресса не только прaва, но и общества – среднюю
продолжительность жизни31.
Мне кажется верным выделять несколько критериев правового прогресса,
причём, чем больше их будет выделено, тем точнее мы сможем его определить
и осуществить. Назовём эти критерии:
1. Критерий интересов личности (право должно всё более раскрепощать
личность, увеличивать её свободу и основные права, ценить её развитие, и
вообще служить личности).
2. Критерий правового равенства личности. Этот критерий исходит не
только из правового равенства личностей, но и морального. Каждый человек в
своих поступках должен понимать, что другие люди равнозначимы ему. Любая
личность самоценна.
3. Критерий количественного и качественного роста солидарности и
социально-благожелательного поведения. Количественный рост выражается в

30
Исаев И.Т. Диалектика и проблема развития. М., 1979. С. 149, 179.
31
См.: Крапивенский С.Э. Указ. соч. С. 332-333.
24


числе лиц, по отношению к которому не допускается злостных для них
поступков, а наоборот деяния направленные на них благожелательны – с одной
стороны, и лиц с альтруистическим, солидарным поведением, с другой.
Качественный – в интенсивности (количество добрых деяний со стороны
одного лица) и глубине благожелательного поведения (от уступить место в
трамвае до самопожертвования).
Общество прогрессирует, если богачи вместо 1 % своих доходов на
социальные нужды отдают – 35 % , причём не в виде обязательных налогов, а
добровольно. Тоже можно сказать и об обществе, в котором при прочих равных
условиях порицается не только нарушение права на жизнь, но и нарушение
права на честь, на свободу слова, собраний и т. д.
4. Критерий качества тех средств, которыми добывается
социально-благожелательное поведение (люди делают так не из-за наград
(корысть) или наказания (страх), а в силу самосознательности, из чувства долга,
любви, уважения).
5. Критерий падения наказаний, как следствие указанного выше
критерия (наказание теряет свою значимость в правосознании личности, и
вообще как правовой регулятор поведения человека). Уменьшается количество
как применяемых, так и предусмотренных законом наказаний.
Л.И. Петражицкий считал: «Право существует из-за невоспитанности,
дефективности человеческой психики, и его задача в том, чтобы упразднить
себя»32. Пределом прогресса будет полное уничтожение кар и наград33.

32
Цит. по: Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб.,
1999. С. 355.
33
См.: Сорокин П.А. Элементарный учебник общей теории права в связи
с теорией государства. Цит. по: Хропанюк В.Н. Теория государства и права.
Хрестоматия/ Под ред. Т.Н. Радько. М., 1998. С. 434-435. Енгибарян Р.В.,
Козлов Ю.К. Теория государства и права. Уч. пособие. М., 1999. С. 257.
25


Повышение уровня социально-полезного поведения при тех же карах и
наградах либо сохранение определённого уровня социально-полезного
поведения при постепенном отмирании давления кар и наград и их отмене
можно назвать прогрессом первой степени. Но в истории человечества
одновременно и повышается уровень социально-полезного поведения, и
понижаются кары и награды, этот процесс можно назвать двойным прогрессом
или прогрессом в квадрате34.
Таким образом, можно сказать, что в своей морально-правовой истории
человечество движется к идеальному обществу, построенному на идеальном
праве, отвечающему приведенным выше критериям. Между тем с ходом
истории идеалы корректируются, добавляются новые черты, в конечном итоге
может представиться, что они и вовсе недостижимы. Но так ли уж беспределен
правовой прогресс?
Под «неограниченным прогрессом» понимается такой прогресс, который
не препятствует при этом будущему, дальнейшему прогрессу.
Уже сейчас предполагается, что продвижение вперёд будет не всегда, и
вскоре будут достигнуты «пределы роста», конечная точка развития. При этом
выделяют:
1. Внешние по отношению к человеку пределы (ограниченность
демографического и экономического роста и как следствие наступление
кризиса).
2. Внутренние пределы (многие материальные достижения не
вписываются в психофизиологические возможности человека, и, как следствие,
стрессы, нервно-психологический травматизм)35. Хотя, следует заметить, что на
сегодняшний день культурное развитие человека отстаёт от его материальных

34
См.: Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1999.
С. 353.
35
Крапивенский С.Э. Указ. соч. С. 330.
26


достижений, по крайней мере, в нашем государстве.
В связи со всем сказанным выше прогресс, в том числе и правовой,
должен иметь черты не безудержного роста, а взвешенного развития.
27


§ 2. Соотношение категории правового прогресса с другими схожими
юридическими категориями.


Для того, чтобы доказать право на существование предлагаемого понятия,
покажем, что оно не тождественно ни с каким другим близким по смыслу,
кроме того, необходимо установить его связь с другими понятиями в
пространстве правовых категорий.
Кто-либо может сказать, зачем вводить в теорию новое понятие, можно
обойтись уже известными. Во-первых, данное понятие не «придумывается»,
оно давно используется правоведами, правда, без соответствующего анализа,
обоснования, а во-вторых, «правовой прогресс» поможет не только узнать
жизнь права, но и повлиять на него с целью улучшения.
Так, «правовое развитие» тоже отражает процесс изменения права
(«права» в широком смысле слова), но «правовой прогресс» характеризует
форму и направление данного развития. Кроме того, существуют другие и
формы, и направления правового развития. Значит, надо отличать правовой
прогресс от правового развития, наличие которого ещё не свидетельствует о
повышении уровня правовой жизни. Право может двигаться и вспять, обретая
черты регресса. А может и отклоняться от заданных целей, идти в сторону, не
приближаясь и не удаляясь от идеального общества. Скажем, усложняется и
растягивается во времени процесс правотворчества, не влияя на другие явления,
либо в правовой науке вводятся понятия, обречённые на бездействие и
отмирание. Это можно назвать «топтанием на месте». «Правовое развитие»
шире «правового прогресса».
«Исторический процесс, время» – является первоначальным по
отношению к «правовому прогрессу». Последний как бы накладывается,
является вторичным по отношению к первому, не существует вне его, не
мыслим вне времени.
«Правовой прогресс» (в узком смысле) является характеристикой
28


«правовой системы», то есть указывает на её изменение, при этом следует
учесть, что «правовая система» - понятие статическое, призванное, прежде
всего, отразить собирательное явление со всеми входящими в него элементами,
в отличие от «правового прогресса» призванного отразить динамику,
изменения. Таким образом, можно сказать, что и правовой прогресс (в узком
смысле), и правовая система – это характеристики одного и того же, но с
разных сторон.
«Правовая жизнь» - понятие часто употребляемое, но не изученное
достаточно хорошо. Если считать, что «правовая жизнь» шире «правовой
системы», включает всю совокупность форм юридического бытия36, то, можно
сказать, что «правовой прогресс» характеризует именно это многостороннее
явление, отражающее и всё многообразие правовой действительности, всю
совокупность входящих в него элементов, и его изменение во времени со всеми
позитивными и негативными чертами, движение как внутри этого явления, так
и всего его в целом. Правовой прогресс (в широком смысле) – это улучшение,
совершенствование, повышение уровня правовой жизни, то есть юридическое
бытие не обязательно прогрессивно, но юридический прогресс – одно из
направлений правовой жизни.
«Правовой регресс» является понятием противоположным «правовому
прогрессу», отражает движение назад, деградацию права. Присущ как явлению,
так и отдельным его элементам. В отличие от правового прогресса отражает
обратное направление юридического бытия.
В правовой жизни, кроме прогресса и регресса, происходят и другие
процессы: стагнация (застой, отсутствие каких-либо изменений); параллелизм
(повторение, дублирование уже однажды пройденного); конвергенция (то есть
сближение каких-то явлений до полного их совпадения); рецепция (восприятие

36
См.: Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные
проблемы. М., 2000.
29


чего-нибудь, скажем, одной правовой системой другую).
Правовая культура, как копилка вбирает в себя всю совокупность
достигнутых юридических ценностей. Таким образом, она является
показателем юридического прогресса, достигнутого уровня правовой жизни.
Следует несколько слов сказать и о правовом идеале, который зачастую
представляется конечной целью правового прогресса, хотя в ходе истории
идеалы меняются, корректируются и в итоге недостижимы. Их существование,
тем не менее, оправдано. Моделируя цель, легче избрать средства её
достижения, определить общее направление развития. Каждая концепция
по-своему абсолютизирует относительное, выдавая конец видимого отрезка
истории за конец истории вообще.
Правовой идеал – это такое состояние правовой жизни, которое отвечает
наивысшим критериям правового прогресса, при его достижении дальнейший
прогресс невозможен, поэтому прогресс является вместе с тем и регрессом, ибо
не только закрепляет одностороннее развитие, но и в конечном итоге
исключает дальнейшее движение вперёд.
Изучаемая категория связана с ещё одним понятием – правовая политика.
Она, я считаю, является программой, планом юридического прогресса каждого
государства.
30


§ 3. Правовая культура как показатель правового прогресса.


Разделяют правовую культуру общества и личности. Под первой
подразумевают совокупность достигнутых юридических ценностей в правовой
жизни общества. Это состояние правосознания граждан, законности,
законодательства, практической работы юридических органов и т. д. Под
второй – сумму, состоящую из правовой психологии, правовой идеологии и
юридически значимого поведения личности. Их соотношение нельзя
представить однозначно как целое и часть, скорее это единичное и общее, я бы
сказал, что правовая культура личности и общества соотносятся как элемент и
система.
Выражение «правовая культура – показатель юридического прогресса»
является часто употребляемым37, нередко без указания на человека, социум или
и то, и другое. В большинстве случаев, это выражение применяется в смысле
общего.
В самом деле, правовая культура общества – собирательное понятие. Она
включает в себя совокупность норм, ценностей, юридических институтов,
процессов и форм, выполняет функцию социоправовой ориентации людей в
конкретном обществе (цивилизации). Количество элементов входящих в эту
категорию называлось самое разное, основные из них, на мой взгляд, - это
право (как система норм); правоотношения; правовые учреждения;
правосознание (я бы добавил сюда и политическую оценку права, как
социального института); юридически значимое поведение; правотворческая



37
См.: Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс.
Екатеринбург, 1996. Правовая культура в России на рубеже столетий.
Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. Волгоград,
2001. С. 11-12, 19.
31


деятельность; правовая наука; юридическое воспитание38.
Состояние правовой культуры любого государства является важным
показателем степени зрелости конкретно-исторической правовой системы.
Культура – это то, чего достиг социум на пути своего движение на данный
момент, а в правовой системе отражается уровень прогрессивно-правового
развития общества.
Как верно подметил С.С. Алексеев: «Правовая культура – юридическое
богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств
права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей, которые относятся
к духовной культуре, правовому прогрессу»39.
В правовой культуре речь идёт не о самих явлениях права, входящих в её
состав, а об их уровневых состояниях, проявляющихся в степени культурного,
то есть прогрессивно-правового развития. Оговорюсь, что прогрессивным
развитие можно назвать, если сравнивать юридическую культуру
«сегодняшнюю» со «вчерашней», то есть предшествующий её уровень с
последующим, и найти позднее её состояние, отвечающим более высоким
критериям, в отличие от раннего.
Самый первый критерий юридического прогресса, правовое положение
личности, проявляется в культуре, прежде всего. Так, А.П. Семитко выделяет
два исторических типа правовой культуры: социоцентристскую и
персоноцентристскую40. Основанием выделения названных типов является

38
См.: Каминская В.И., Ратинова А.Р. Правосознание как элемент
правовой культуры// Правовая культура и вопросы правового воспитания. М.,
1974. С. 43. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М.,1983. С. 113.
39
Цит. по: Вопленко Н.И. Правовая культура России// Правовая культура
в России на рубеже столетий. Материалы Всероссийской научно-теоретической
конференции. Волгоград, 2001. С. 11.
40
Семитко А.П. Указ. соч. С. 9.
32


правовое положение личности, уровень обеспечиваемой правом свободы
человека. В одном случае при возникновении коллизий между интересами
общества и личности приоритет отдаётся первым в ущерб вторым
(социоцентризм), в другом случае делается попытка согласовать эти интересы,
и лишь при недостижении консенсуса приоритет отдаётся личности, её правам
и свободам (персоноцентризм). Человек изначально обладает естественными
правами и свободами, они не предоставляются ему государством, поэтому
персоноцентризм имеет под собой нерушимую основу, но в нашей стране
предпочтение отдаётся социоцентризму, в этом «виновны» исторические
корни, менталитет русской души.
В подтверждение выделения интересов личности в качестве критерия
правового прогресса приведу слова А.П. Семитко: «Во всемирно-историческом
масштабе прогрессивное правовое развитие идёт от социоцентристского к
персоноцентристскому типу правовой культуры, когда личность становится
высшей ценностью и все государственно-правовые механизмы и институты
нацелены на обеспечение её интересов в сочетании с интересами
общественного целого»41.
Нельзя отрицать и значение правовой культуры личности в юридическом
прогрессе. В последнее время в России подъём государства связывают с чем-то
глобальным, общим, хотя первозначимой является личность. Человек
составляет государство и о нём надо позаботиться сначала (не только
материально, но и морально). Любой юридический орган, учреждение – это,
прежде всего, сидящий в нём человек с его переживаниями, проблемами. Разве
не является показательной правовая культура судьи, депутата? Хочется
ответить выражением, ставшим пословицей: «каждый народ имеет такое
правительство, которое он заслуживает». Вспоминается «лицо государства» –
глава СССР, стучавшее ботинком по трибуне с соответствующими словами.

41
Семитко А.П. Указ. соч. С. 26-27.
33


Сравнивая состояние правовой культуры личности в начале 80-х годов
ХХ века с сегодняшним, напрашивается вывод скорее о регрессе.
Социологический опрос того времени показал, что наибольшее социально-
правовое воздействие на опрашиваемых оказывает метод: разъяснение
необходимости соблюдения норм, как общеполезного регулятора поведения –
49 % лиц; применение более сурового наказания – 26 %; применение мер
поощрения – 23 %42. В наше время первых, высококультурных личностей найти
тяжело (да и разъяснений подобных не ведётся), боятся же не закона, а скорее
«братков» (лысых парней на дорогих машинах).
Из вышесказанного сделаем вывод: правовая культура личности является
показателем юридического прогресса наравне с общественной.
Выше мы привели критерии (их перечень конечно не полный) правового
прогресса, таким образом, стало возможным сравнивать состояния правовой
культуры. Но существует также мнение, что правовую культуру нельзя
характеризовать как «хорошую» или «плохую», «развитую» или «неразвитую»,
что она не оценивается плюсом или минусом43. Но тогда не может идти речи и
о развитии (прогрессе или регрессе) права, значит, оно представляет собой
застывшую глыбу, следовательно, и не должно существовать такого понятия
«правовая жизнь». Однако, право «живёт».
Итак, правовая культура – оптимально выбранный показатель
юридического прогресса? Однако, нет. В содержание правовой культуры не
входят «издержки»: правонарушения, нигилизм, формализм, маргинальность,
юридические ошибки. Но именно по ним, по их наличию или отсутствию,
знанию об их существовании мы можем судить о юридических ценностях (не

42
См.: Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности.
М., 1988. С. 48.
43
См.: Синюкова Т.В. Правовая культура// Теория государства и права.
Курс лекций/ Под. ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 1995. С. 477.
34


вкусив зла, не узнаешь добра). Правовой прогресс мыслим, если эти недостатки
минимизируются. От них нельзя отстраниться, следует им уделять больше
внимания. Заставляет задуматься об этом даже то многообразие причин
нарушения законности должностными лицами, названные ими же в ходе
анонимного анкетирования: незнание закона; соображения целесообразности;
игнорирование закона; кажущаяся невозможность решить стоящую задачу, не
нарушая закон; недостатки законодательства; соображения личного характера;
беспринципность и другие44.
Правовая культура, на мой взгляд, наиболее полно отражает юридический
прогресс в узком смысле, для широкого же понятия всеобъемлющего
показателя пока не найдено.
Всё вышесказанное относилось к правовой культуре как показателю
юридического прогресса, то есть она являлась вторичной по отношению к нему.
Между тем правовая культура самостоятельное понятие, и её повышение также
оказывает влияние на юридический прогресс. Правовое совершенствование
общества возможно только с ростом правовой культуры, при этом внимание
должно быть уделено всем её составным элементам.




44
См.: Ремнёв В.И. Социалистическая законность в государственном
управлении. М., 1979. С. 127.



СОДЕРЖАНИЕ