<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ



бы до самого конца мужественно переносить страдание, явив своей жизнью
пример превосходства духа над смертью Примеры, описанные Франклом в
его наблюдениях во время работы в хосписах показывают, что человек может
сохранять смысловую ориентацию до последнего момента, борясь со
страданием. Вина связана с тем фактом, что жизнь наша конечна и мы
способны на непоправимые поступки. Мы ошибаемся и должны отвечать за
свои ошибки. Как к ним относится – это тоже вопрос смысла. Наконец, тот
факт, что все мы смертны и делает нашу жизнь уникальный и неповторимой,
ведь в противном случае ничто не имело бы смысла, все можно бы было
повторить. Каждое мгновение нам необходимо выбирать – какой выбор
сделать. А то, что жизнь конечна, заставляет с особой ответственностью
относится к каждому выбору – вполне возможно, что исправить уже не
удастся.
Таким образом, логотерапия рассматривает человека, как существо
ответственное, ищущее смысл и неразрывно связанное со страданием.
Тревога, сомнения, мучительный выбор, неприятие себя таким, каков ты
есть, в контексте того, каким ты должен быть – это нормальные человеческие
феномены. Девиантность по Франклу, как раз и проявляется в отсутствии
тревоги, сомнений и борьбы – это расценивается, как искусственная
рационализация. Жизнь уникальна и разнообразна и каждый должен
творчески искать свой смысл. Успокоенность означает, что воля к смыслу
подавлена, вытеснена. Главный вид девиантности, согласно логотерапии –
это экзистенциальный вакуум: потеря смысла существования. Ощущение
пустоты и бессмысленности может быть заполнено либо погоней за
удовольствиями, либо трудоголизмом, но это – признаки патологии. С ними
связаны такие расстройства, как депрессия, самоубийства, сексуальные
неврозы. Психике нужно напряжение, связанное с разрывом между тем, что
есть и тем, что должно быть. Самоуспокоенность – патологична. Во время
войны, когда от народа требовалось чудовищное напряжение сил, процент
330 Глава III.Теории девиантного поведения


психических расстройств и самоубийств снижался, по сравнению с самыми
благополучными периодами.
Взгляд на человека, как на страдающее и ищущее смысл существо не
является ни оптимистичным, ни гедонистическим. Это образ не «доброго от
природы» существа, а, скорее, существа ищущего, каким ему быть.
«Добрым» и «злым», «нормальным» или «девиантным» человек становится
лишь в процессе реализации смысла или отказа от него. При этом, у человека
нет гарантий, его жизнь, его поведение всегда связаны с риском, с
негарантированностью, с ответственностью. Как говорит Франкл, «то, что
сделано, навсегда сохранено для вечности – как хорошее, так и плохое».
Мы, лишь в общих чертах, рассмотрели два взгляда на природу
человека. В одном параграфе тяжело передать полную картину
гуманистического мировоззрения. Те, кого идеи параграфа заинтересовали,
могут более подробно ознакомиться с гуманистической психологией
самостоятельно. Конечно, существуют и другие точки зрения по поводу
феномена человека. Мы специально сосредоточились на гуманистическом
направлении, учитывая растущее беспокойство ученых по поводу «кризиса
человека». На наш взгляд, сам этот кризис порожден идеологией гуманизма,
сумеет ли гуманизм его преодолеть – вот в чем вопрос. В любом случае
девиантолог, изучая отклонения, не свободен от личностного отношения к
понятиям «хорошо»/ «плохо». Содержание этих понятий – дело глубоко
личное, мы стремились, лишь дать пищу для размышлений.
Резюме:
• Объяснение девиантности, требует наличия концепции нормы;
наиболее философские концепции созданы представителями
гуманистического направления в психологии.
• Эго-психология сосредоточилась на изучении сознания (Эго);
согласно этой школе, поведение человека есть результат
стремления к адаптации и утверждению своей самости.
Глава III.Теории девиантного поведения 331


• Теория самореализации А.Маслоу, подчеркивает, что человеком
движет стремление к удовлетворению потребностей, высшей из
которых является потребность в самореализации: максимальном
раскрытии своего потенциала.
• Все гуманистически ориентированные психологи подчеркивают,
что нормальный человек – это адаптированный индивид,
находящийся в согласии с собой и окружающими, не подверженный
тревоге и депрессии, оптимистично смотрящий на жизнь;
Сомнения, тревога, внутренний конфликт рассматриваются, как
признаки патологии.
• Логотерапия В.Франкла описывает человека, как существо,
обладающее свободной волей, ищущее смысл своей жизни; Смыл –
явление личностное и требующее усилий для своего открытия и
реализации, поэтому тревога, конфликт и страдание,
рассматриваются, как нормальные феномены человеческого
существования.
• Главная форма девиантности, по Франклу – экзистенциальный
вакуум, проявляющийся, как в форме погони за ощущениями,
депрессии, так и в форме сомоуспокоенности, согласия с самим
собой; смысл всегда динамичен и связан с разрывом между тем,
кто есть человек и тем, кем он должен быть.
________________________________

Приложения к параграфу.
Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном
лагере.

Следующее изложение основано на моих собственных наблюдениях и
опыте в концлагерях Аушвица, Дахау и Терезенштадта. Перед тем как изложить
специфический опыт психотерапии и опыт групповой психотерапии, мне, однако,
332 Глава III.Теории девиантного поведения


представляется целесообразным сказать сперва несколько слов о психопатологии
тюремно-лагерной жизни. Это, в то же время, может быть вкладом в познание
симптомов так называемых тюремных психозов и особенно того явления, которое
во время Первой мировой войны получило известность как «болезнь колючей
проволоки».
В психологии лагерной жизни можно выделить три фазы: 1) шок, связанный
с прибытием; 2) типичные изменения характера, происходящие по мере
пребывания в лагере; 3) фаза убытия.
Шок, связанный с прибытием, в сущности, представляет собой состояние
паники, которая примечательна только тем, что сопровождается надвигающейся
угрозой самоубийства. В самом деле, единственное, что является слишком
понятным для индивида, заключается в том, что, оказавшись ситуации угрозы
В

смерти в газовой камере, он угрозе «пойти на газ» предпочитает «пойти на
проволоку» — совершить самоубийство, дотронувшись до находящейся под
высоким напряжением проволоки, окружающей лагерь, или, по крайней мере,
думает об этом.
Если попытаться квалифицировать фазу, связанную с шоком прибытия,
психиатрически, то можно отнести ее к аномальным аффективным реакциям. Но,
не надо забывать, что в концлагере, в ситуации, которая сама по себе является
аномальной до крайней степени, «аномальную» реакцию этого типа можно
считать чем-то нормальным.
Однако очень скоро состояние паники уступает место безразличию,
совершается переход ко второй фазе — изменениям в характере. Вместе с
безразличием возникает состояние раздражения, поэтому в психическом
состоянии заключенного, в конце концов, преобладающими становятся два:
апатичность и агрессивность. В конечном счете, они оба являются следствием
сосредоточения всех усилий и стремлений индивида к самосохранению, в то же
время все, что связано только с сохранением вида, способствует деградации.
Хорошо известно, что у заключенных понижены сексуальные влечения, и в этом
играют роль и только психические, но и соматические факторы. В целом можно
сказать, что заключенный впадает в жуткую культурную спячку. Все служит
исключительно цели самосохранения.
Обсуждая это явление, психоаналитики, находившиеся среди
заключенных, единодушно говорили с регрессии, о проявлении более
Глава III.Теории девиантного поведения 333


примитивных форы поведения. Другую интерпретацию предложил профессор
Эмиль Утиц, который находился в одном из лагерей в то же
ВЫшеупомянутых

время, что и я. Он считал, что изменения носят шизоидальный характер. Не
вдаваясь в теоретические тонкости, я полагаю, что эти характерным изменениям
можно дать более простое объяснение. Мы знаем, что если человеку давать
очень мало есть и спать (паразиты!), то он уже будет склонен к
раздражительности и апатии. Кроме этого, на людей оказывает свое влияние
недостаток никотина и кофеина, поскольку эти так называемые яды цивилизации
помогают подавлять раздражительность и преодолевать апатию.
Эмиль Утиц попытался также интерпретировать внутреннее состояние
заключенных как временное по сути существование. Я бы отметил, что
существенной чертой этого временного существования является то, что оно
длится без конца. Потому что действительно невозможно предвидеть, когда
заключению придет конец. У заключенного не было возможности сосредоточиться
на своем будущем, на времени, когда он вновь обретет свободу. Ввиду того, что,
по существу, временная структура пронизывает все человеческое существование,
легко представить, что лагерная жизнь может вызвать экзистенциальную утрату
этой структуры.
Для такого утверждения существует соответствующий прецендент. Из
исследований Лазарсфельда и Цейзеля мы знаем, как сильно влияет на чувство
времени человека то положение, когда он достаточно долго является
безработным. Что-то подобное, как известно, происходит в санатории у
туберкулезных больных; Томас Манн в своей Тhе Маgус Моипtаin поддерживает
это наблюдение.
Таким образом, будучи лишенным возможности обрести поддержку в
некоей конечной точке в будущем, заключенный может упасть духом. Возможно,
вместо длинных рассуждений и теоретизирования, мне следует показать на
конкретном примере, как происходит приводящий к поражению вегетативных
функций физически-психический упадок жизнедеятельности в результате
блокировки нормального стремления человека в будущее. В начале марта 1945
года товарищ по лагерю рассказал мне, что 2 февраля 1945 года он видел
примечательное сновидение. Некий пророческий голос сказал ему, что он может
задать любой вопрос и получить на него ответ. И он спросил у этого голоса —
когда для него закончится война. Прозвучал ответ; 30 марта 1945 года.
334 Глава III.Теории девиантного поведения


Приближалась названная дата, но ничто не свидетельствовало о том, что
пророчество сбудется. 29 марта у моего товарища началась лихорадка, он стал
бредить. 30 марта он потерял сознание. 31 марта он умер от тифозной лихорадки.
Тридцатого марта, в тот день, когда он потерял сознание, для него закончилась
война. Мы не ошибемся, если скажем, что крушение надежд, которое произошло у
него, снизило «биотонус» (Эвальд), иммунитет, сопротивляемость организма, и
инфекция, до тех пор дремавшая в нем, сыграла роковую роль.
Подобные явления можно было наблюдать в массовом порядке. Массовую
гибель людей в лагере в период между Рождеством 1944 года и Новым годом
1945-го можно было объяснить только тем, что заключенные стереотипно
понадеялись на то, что непременно «будут встречать Рождество у себя дома»,
загнав тем самым себя в ловушку; они должны были исключить для себя надежду
на возвращение домой в обозримом будущем. Крушение надежды привело к
резкому снижению уровня жизненных сил, что для многих означало смерть.
В конечном счете, проявилось то, что физически-психический упадок
зависел от духовно-моральной позиции, которую свободен был занять человек! И
хотя по прибытии в лагерь у заключенного забирали все, что было у него с собой,
даже его очки, даже его ремень, эта свобода оставалась с ним, оставалась
буквально до последнего момента, до последнего дыхания. Это была свобода
выбрать «этот путь или тот», «это или то». Снова и снова находились те, кто смог
подавлять свою раздражительность и преодолевать апатию. Они прогуливались
по лагерным баракам и ходили на переклички, произнося доброе слово здесь и
делясь последним куском хлеба там. Они были живым примером тому, что не
было предопределенности в том, что сделает лагерь с человеком — станет ли он
типичным «зеком» или даже в условиях заключения, даже в условиях пограничной
ситуации, останется человеком. В любом случае, решение оставалось за самим
человеком.
Поэтому, безусловно, и речи не может быть о том, чтобы заключенный
неизбежно и автоматически подчинялся лагерному духу. При помощи той силы,
которую я раньше называл «силой человеческого духа», он мог не поддаться
влиянию своего окружения. Если мне и нужны были какие-то доказательства того,
что сила человеческого духа является реальностью, концлагерь предоставил их
мне сполна. Фрейд утверждал:
Глава III.Теории девиантного поведения 335


«Давайте представим множество совершенно разных людей одинаково
голодных. С возрастанием этого императивного побуждения все индивидуальные
различия будут стираться, а их место займет одинаковое для всех выражение
одного и того же нереализованного побуждения». Это оказалось неверным.
Конечно, индивиды, изо всех сил старавшиеся сохранить в себе облик
человека, встречались редко: «Все великое столь же трудно реализовать, сколь
трудно его найти» — читаем мы в самом конце «Этики» Спинозы. Хотя немногие
были способны на это, они подавали пример другим, и этот пример вызывал
цепную реакцию, характерную для такой модели поведения. В добавление к
известному поэтическому изречению можно сказать, что хороший пример
плодотворен и порождает благо.
В любом случае, никто не сможет утверждать, что эти люди
деградировали, напротив, они эволюционировали — морально и религиозно.
Потому что они пробудили во многих заключенных то, что я называю
подсознательной, или подавленной верой в Бога.
Никто не должен относиться к такой религиозности с пренебрежением или
называть ее «лисьей религией», как в англосаксонских странах называют
религиозность, которая не проявляется, пока не возникает опасность. Я бы
сказал, что религия, проявляющая себя только тогда, когда дела идут плохо, мне
более по душе, чем та, которая проявляет себя только пока дела идут хорошо, -- я
называю такую религию «религией торговцев».
Во всяком случае, многие заключенные вышли из тюрьмы с таким
чувством, что не боятся никого, кроме Бога. Для них тюремный опыт стал
приобретением. Пройдя через лагерную жизнь, многие индивиды, страдавшие
неврозами, почувствовали себя окрепшими, это аналогично факту, который
хорошо известен строителям: ветхий свод можно укрепить, просто положив
сверху что-нибудь тяжелое.
Итак, мы готовы к рассмотрению третьей фазы: фазы убытия. Недостаток
времени не позволяет мне углубляться в изучение таких деталей, как единичный
опыт деперсонализации, связанной с освобождением. Достаточно сказать, что
освобождение означает резкое ослабление давления. При этом характер
освобожденных узников может легко деформироваться, деформироваться
морально — подобно тому, как деформируется глубоководная рыба, которую
неожиданно подняли на поверхность воды. Кто-то в этой связи может, как и я,
336 Глава III.Теории девиантного поведения


говорить о психическом аналоге кессонной болезни и соответствующих
«отклонениях».
Давайте вернемся к нашей главной теме, к психотерапии или групповой
терапии в концлагере. Я не буду говорить о вопросах, касающихся открытых или
закрытых групп (во всяком случае, группа, с которой я имел дело, не была ни
открытой, ни закрытой, но, скорее, «закрытой в»). Я не буду также рассматривать
ту «малую» психотерапию, которая в импровизированных формах развивалась во
время перекличек, при передвижении строем, во время рытья рвов и в бараках.
То, что я расскажу вам, будет сказано в память о д-ре Карле Флейшмане,
погибшем мученической смертью в газовой камере Аушвица. Когда я впервые
узнал этого человека, его ум был занят идеей, которую он настойчиво пытался
воплотить — это был план организации психологической помощи вновь
прибывающим заключенным. Организовать выполнение этой задачи он поручил
мне, как психиатру. Все свое время я посвящал этому делу, из которого
постепенно возникла система психогигиены, которую, конечно, надо было
скрывать от СС и заниматься ею тайно. Например, снимать с веревки
повесившегося товарища было строго запрещено.
Самой насущной задачей было устранение у вновь прибывших шокового
состояния. В этом деле я при помощи психиатров и подготовленных социальных
работников со всей Центральной Европы, бывших в моем распоряжении, достиг
определенных успехов. Мне в помощь дали также мисс Иону, насколько мне
известно — единственную, или, по крайней мере, первую в мире женщину-
раввина (ученицу д-ра Лео Баека), Свою смерть она также нашла в Аушвице. Она
была одаренным оратором, и как только нам сообщали о прибытии нового
транспорта, мы собирались всей нашей, как мы называли себя, шоковой командой
на холодных чердаках или в темных стойлах бараков Терезенштадта, где вели с
вновь прибывшими импровизированные беседы, направленные на то, чтобы
привести их в себя. Я до сих пор помню, как они сидели на корточках и увлеченно
слушали раввина — среди них была пожилая женщина со слуховой трубкой в руке
и просветленным выражением лица.
Мы должны были уделять особое внимание, в частности, тем, кому
угрожала особая опасность, эпилептикам, психопатам, «асоциальным», а кроме
того, всем пожилым и немощным. В этих случаях было необходимо принимать
специальные меры и проводить специальную подготовку. Мы пытались устранить
Глава III.Теории девиантного поведения 337


психический вакуум у этих людей. Этот вакуум можно выразить словами пожилой
женщины, которая на вопрос о том, чем она занимается все время, ответила;
«Ночью я сплю, а в дневное время страдаю». Приведу только один пример того,
как мы оказывали помощь: одна из помощниц, примкнувших ко мне, была
филологом, и ей поручали отвлекать образованных пожилых людей от их мыслей
о внешних и внутренних несчастьях, беседуя с ними на иностранном языке. Мы
организовали также палаты для амбулаторных больных. Особенно активную роль
здесь играл берлинский психиатр д-р Вольф, который использовал метод
«аутогенной тренировки» Дж.-Х. Шульца в лечении своих пациентов. Он тоже
умер в лагере от легочного туберкулеза. Он вел дневник самонаблюдений,
отмечая этапы развития своих страданий. К несчастью, тот, у кого хранились эти
записи, тоже умер. Я сам постоянно старался сходными средствами
дистанцироваться от всех окружавших нас страданий, объективируя их. Так, я
помню, как однажды утром шел из лагеря, не способный больше терпеть голод,
холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Мое
положение казалось мне безнадежным. Затем я представил себя стоящим за
кафедрой в большом, красивом, теплом и светлом лекционном зале перед
заинтересованной аудиторией. Я читал лекцию на тему: «Групповые
психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всем,
через что я прошел.
Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет день,
когда мне действительно представится возможность прочесть такую
лекцию.
И наконец, последнее, что было очень важным, — мы занимались
предотвращением самоубийств. Я организовал службу информации, и, когда кто-
нибудь выражал суицидальные мысли или проявлял действительное намерение
покончить с собой, мне тут же сообщали об этом. Что было делать? Мы должны
были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы
пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни
зависели исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, своей
жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы
могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» живет, преодолеет почти
любое «как».
338 Глава III.Теории девиантного поведения


Логотерапией я попытался ввести в психотерапию ту точку зрения,
благодаря которой можно увидеть в человеческом бытии то, что я называю волей
к смыслу, а не только волю к удовольствию (в смысле фрейдистского «принципа
удовольствия») и волю к власти (в смысле адлерианского «стремления к
превосходству»). Именно от обращения к этой воле к смыслу зависел результат
психотерапии в лагере. Этот смысл для человека, находящегося в лагере в
экстремальном пограничном состоянии, должен был быть безусловным смыслом,
включающим в себя не только смысл жизни, но также смысл страдания и смерти.
Извините меня, если я перехожу на личное, но, возможно, самым существенным
опытом, приобретенным мной в концлагере, было то, что в то время как
беспокойство большинства людей можно было выразить вопросом:
«Переживем ли мы лагерь?» —- вопрос, который часто задавали мне, был
такой; «Имеет ли смысл это страдание, эта смерть?» — при этом, если
отрицательный ответ на вопрос большинства людей делал бессмысленными
страдания, то отрицательный ответ на вопрос, которым осаждали меня, делал
бессмысленным само выживание. Жизнь, смысл которой существует или не
существует в зависимости от того, выживает кто-то или нет, вовсе не является
стоящей жизнью.
Итак, речь шла о безусловном смысле жизни. Мы должны различать
между собой два аналога того, что Ясперс называл истиной, — безусловный и
обоснованный. Безусловный смысл, который мы должны были открывать людям,
сомневающимся в его существовании или отчаявшимся его найти, в любом
случае не являлся абстрактным или неясным, — совсем наоборот, это был очень
конкретный смысл их жизни.
Это я хотел бы прояснить на одном примере. Однажды в лагере передо
мной сидели два человека, оба решились совершить самоубийство. Оба
произнесли фразу, которая являлась стереотипной в лагере: «Мне больше нечего
ждать от жизни». Для них жизненно важным было переключиться с рассуждений,
что они могут ждать от жизни к осознанию того, что жизнь ждет чего-то от
них, — жизнь в лице некоего человека или не завершенного дела. Но что, если
окажется, что это ожидание не может быть реализовано? Несомненно, есть
ситуации, когда становится очевидным, что человек никогда не вернется к
ожидающей его работе, или никогда не увидит определенного человека снова, то
есть его больше ничто и никто не может ждать. Но даже в этом случае
Глава III.Теории девиантного поведения 339


обнаруживалось, что в сознании каждого конкретного человека незримо
присутствовал некто, как Ты в самом интимном диалоге. Для многих это было
первым, последним и высшим Ты — Богом. Но кто бы ни занимал такую позицию,
важным было спросить: что он ждет от меня? Поэтому самым главным был тот
путь, следуя которым человек понял, как страдать, или узнал, как умирать.
Вы можете возразить, что подобные размышления бесполезны. Но в
лагере мы познали, что правило «...сперва выживай, потом философствуй об
этом» — оказалось недействительным. Действительным оказалось как раз
противоположное правило – «сперва философствуй, потом умирай». Это была
единственная обоснованная мысль: давать ответ каждому, кто задавал вопрос о
высшем смысле, и быть готовым идти прямо вперед и умереть смертью мученика.
Можно рассматривать концлагерь как микрокосмическое отражение
человеческого мира в целом. Поэтому будет справедливым задать вопрос: что
можно взять из опыта концлагеря для жизни в условиях современного мира.
Другими словами, какие психотерапевтические доктрины мы можем вывести из
этого опыта, обратив наше внимание прежде всего на то, что я бы назвал
«патологией Zeigeist’а». Если попытаться описать эту патологию, то она
представляет собой временную, фаталистскую, конформистскую и фанатичную
точку зрения на жизнь, которые легко могут возрасти до уровня психической
эпидемии. Соматические эпидемии являются типичными следствиями войны;
психические эпидемии являются возможными причинами войны и, следовательно,
новых концлагерей. Поэтому разрешите завершить обсуждение применения
психотерапии в условиях концлагеря, выразив надежду на то, что психотерапия
может сыграть важную роль в предотвращении возникновения концентрационного
лагеря или его подобия в будущем. (Источник: В.Франкл. Воля к смыслу. М.: Апрель-
Пресс, 2000. с.97-107.)

____________________________



Вопросы для самопроверки:
1. Опишите общие черты гуманистического направления в психологии. В
чем их отличие от других психологических теорий?
340 Глава III.Теории девиантного поведения


2. В чем заключается основное содержание эго-психологических теорий?
Перечислите представителей этого направления.
3. В чем суть теории самоактуализации А.Маслоу?
4. Как представляют себе нормального индивида сторонники
гуманистических теорий?
5. Что является критерием нормальности в гуманистической психологии?
Чем, с этих позиций являются тревога, сомнения и неуверенность?
6. В чем проявляется специфика логотерапевтического подхода к человеку?
7. Как в теории Франкла представлены базовые свойства человека?
8. Чем воля к смыслу отличается от других концепций мотивации
поведения?
9. Что такое экзистенциальный вакуум?
10. Совпадают ли взгляды логотерапии и гуманистической психологии на
нормального человека?
11. Что является критерием нормальности в логотерапевтическом
подходе?
12. В чем, по вашему, проявляется нормальность страдания?

__________________________________

<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ