<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

искусства

Рассчитано по данным переписи 1989 г. Архив Статистического Управления
Республики Карелия, ф. 659.


Приведенные в таблицах данные позволяют утверждать, что удельный вес
карел и русских, занятых умственным трудом соответствует их доле в городском
и в сельском населении республики. Кроме того можно отметить, что доля карел
по сравнению с русскими среди ИТР, медицинских работников и работников
искусства понижена, но удельный вес карел среди агрономов, зоотехников и
культурно-просветительных работников в сельской местности повышен. Тем не
менее, можно считать, что национальная принадлежность не входит в число
факторов, определяющих социальное положение представителей разных
этнических групп.
Экономические права
Этническое, региональное и отраслевое разделение труда дается по данным
переписи населения 1989г. При этом приводятся сравнительные данные по двум
национальностям - карелам и русским, так как в разработку данных переписи по
Карелии по отраслям общественного производства были включены только эти две
национальности. Сравнительные данные приводятся по занятому населению.
Сравнительный анализ данных таблицы показывает, что принципиальные
различия в представительстве карел и русских по различным отраслям
производства не прослеживаются. Это свидетельствует о примерно равных
возможностях социально-профессиональной мобильности народов. Следует,
пожалуй, отметить пониженную долю карел в науке и научном обслуживании.
Вместе с тем существуют этнические предпочтения, связанные с народными
трудовыми традициями. В известной мере, сельское хозяйство для карел
остается "национальной" отраслью производства. Карелы чаще, чем русские
заняты и в лесном хозяйстве, которое по праву считается их традиционным.
Представительство карел и русских по сферам труда, %
Отрасли Город, село Город Село
карелы русски карел русски карел русские
е ы е ы
Все отрасли 100 100 100 100 100 100
В том числе:
Промышленност 33.1 35.6 34.6 36.2 30.1 31.7
ь
Сельское 14.3 5.3 5.6 2.7 31.4 22.1
хозяйство
Лесное хозяйство 0.9 0.5 0.9 0.4 1.1 0.8
Транспорт 6.3 10.3 7.5 10.5 3.8 8.5
Строительство 8.3 8.7 10.5 9.4 4.0 4.2

Здравоохранение 5.5 6.0 5.9 6.1 4.7 4.8

Образование 9.3 8.4 9.1 8.1 9.6 9.5

Культура 1.8 1.6 1.7 1.6 1.9 1.7
Наука 0.8 1.6 0.8 1.5 1.0 2.3
Управление 3.4 4.9 4.5 5.1 1.4 3.4
Рассчитано по данным переписи населения 1989 г. Архив Управления
Статистики Республики Карелия, ф. 659.

Республика Тува
История
Республика Тува была присоединена к Советскому Союзу и России только в
1944 г.
В середине августа 1996 г. в Туве праздновалось 75 - летие со дня
образования самостоятельного государства. С 1757 г. до 1912 г. территория Тувы
находилась под властью маньчжуро-китайских феодалов. С апреля 1914 года Тува
находилась под российским протекторатом. 14 августа 1921 года Всетувинский
учредительный Хурал провозгласил создание государства Танну-Тува (с 1926 г. -
Тувинская Народная Республика).
К моменту проведения Всетувинского учредительного Хурала в Туве, кроме
тувинцев, составлявших около 90 % населения, проживало 11-12 тысяч русских, а
также в небольшом количестве корейцы, китайцы, монголы, хакасы, алтайцы,
украинцы, белорусы, эстонцы и представители других национальностей.
Съезд единогласно принял решение о том, что республика является
свободным, ни от кого не зависящим в своих внутренних делах государством и в
международных отношениях действует под покровительством РСФСР.
Учредительный Хурал утвердил Конституцию ТНР. В ее 22-х статьях
закреплялись основы народно-демократического государственного строя,
выборные центральные и местные органы власти республики; столицей
провозглашался Белоцарск (Кызыл). Конституция ТНР провозгласила равенство
всех граждан перед законом и отмену телесных наказаний. Устанавливалась
свобода вероисповеданий. Церковь отделялась от государства. Русской колонии в
Туве предоставлялось право жить по Конституции Советской России при
уважении законов Танну-Тува.
10 октября 1961 году Тувинская автономная область была преобразована в
Тувинскую автономную советскую социалистическую республику.
Демография
За период с 1944 г. до 1989 г. численность населения Тувы серьезно возросла
(на 225,3 %), в основном за счет миграций (основной прирост населения
приходился на 1940 - 60-е гг.) и высокой рождаемости тувинцев. Доля коренного
населения за счет притока извне упала в Туве к 1970 г. до 58,6 %, но потом
неуклонно повышалась. На территории республики проживают почти все
тувинцы России (97,1 % в 1970 г.; 95,7 % в 1989 г., в 1996 г. - около 98 %).
В настоящее время в Республике Тыва (РТ) насчитывается 15
административно-территориальных делений - кожуунов и одни город (Кызыл).
Согласно данным последней переписи (1989 года) в неё проживало 309129 человек,
в том числе постоянного населения - 308557 человек. Численность лиц тувинской
национальности составляет 198448 человек, и, по сравнению с данными переписи
1979 года, увеличилась на 22,6 %. Городское население увеличилось на 28,6 %, а
сельское - 6,7 %.
На территории республики живут представители более сорока
национальностей. 64,8% общей численности населения составляют тувинцы. Их
обычно подразделяют на западных (сойоты - составляют 90% общей численности
тувинцев республики и населяют горно-степные районы центральной, западной и
южной Тувы) и восточных (тоджинцы - населяют горнотаежную часть
восточной Тувы). Компактную группу составляют русские - 32 % общей
численности населения. В Туве живут также хакасы, буряты, украинцы, татары,
армяне, грузины, белорусы, эстонцы; в целом все они составляют 3,2 % общей
численности населения.
Национальное самоопределение, суверенитет и сецессия
Ценность национальной идентичности в сознании тувинцев заметно
укрепилась в последние годы, особенно возросла значимость культуры, обычаев,
особую важность приобрела ценность собственной государственности. На
вопрос «Кем Вы себя больше чувствуете - россиянином или жителем Тувы?» 90 %
тувинцев ответили, что в большей степени - жителем Тувы. В 1990 году,
незадолго до распада Союза ССР, Тува в числе первых среди автономных
республик России приняла Декларацию о государственном суверенитете. Одним из
ключевых моментов этого документа стало объявление о смене существовавшего
государственно-правового статуса и приход к статусу суверенного государства
субъекта Союза ССР и РСФСР.
Конституция Тувы, принятая в 1993 году, окончательно закрепила
декларированное положение и в настоящее время Тува "суверенное
демокpamическoe государство в составе Российской Федерации" (статья 1).
Конституцией РТ предусмотрено изменение конституционно-правового
статуса; для этого потребуется соответствующее волеизъявление двух третей
граждан Республики Тыва, обладающих избирательным правом.
Конституция Республики Тыва гарантирует народный суверенитет. "Народ
Республики Тыва является носителем суверенитета и источником
государственной власти, осуществляет принадлежащую ему власть
непосредственно» и через органы власти, местное самоуправление" (статье 5
Конституцией).
Категория "народ" отождествляется с понятием "граждане", то есть всей
совокупностью граждан, проживающих в Туве, независимо от национальности и
других признаков. С провозглашением Тувы как государства в составе Российской
Федерации возникает особое понимание ее государственного суверенитета.
Современный государственный суверенитет Тувы - это свойство самостоятельно
и независимо от власти федерального центра осуществлять определенные
полномочия на собственной территории и за ее пределами в международном
общении. Суверенитет Тувы проявляется в верховенстве по согласованному с
Российской Федерацией перечню полномочий и предметов ведения
государственной власти республики. Выражением верховенства государственной
власти Тувы является верховенство законов Республики Тыва, издаваемых по
вопросам местного самоуправления административно-государственного
устройства, государственного языка и ряду других.
Будучи суверенным государством, Республика Тыва самостоятельно
устанавливает форму правления, представляющую собой систему органов
государственной власти и местного самоуправления, а также порядок их
образования. Конституция Республики Тыва конкретно не определяет
установленной тип формы правления, но определяющим ее признаком является
выборность и сменяемость высшего должностного лица республики - Президента
соединение в его руках полномочий главы государства и главы Правительства.
Таким образом, Тува может быть представлена как республика с президентской
формой правления. Противоречия и несогласованности между Конституциями
Тувы и России весьма велики. Тувинский Основной Закон принимался немного
раньше российского в обстановке общегосударственного политического кризиса,
вылившегося в события 3-5 октября 1993 года. Под влиянием этого кризиса среди
республиканских конституционных положений оказались такие, которые в
нормальной ситуации вряд ли могли появиться. Это право республики на выход из
состава РФ, верховенство Конституции и законов РТ, республиканское
гражданство, вопросы объявления войны и мира, право на недра, запрет на
частную собственность на землю и некоторые другие. Весь договорный процесс,
начатый более года назад между органами государственной власти Тувы и России
по разделению компетенции и вопросам ведения в различных сферах, на
сегодняшний день практически зашел в тупик.
Основные вопросы внешних отношений в предварительном плане проходили
обсуждение в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, других
заинтересованных федеральных органах. Опорными точками, через которые
проводится основной объем работы с зарубежными странами, стали
Представительства Тувы в гг. Москве и Санкт-Петербурге, Тувинское отделение
Иркутского Генерального консульства в России.
Целью Народной партии суверенной Тыва, победившей на парламентских
выборах в республике в 1993 году, является активное участие в создании правового
государства на основе управления и защиты суверенитета РТ. В политической
деятельности партия ставит задачу укрепления и защиты суверенитета,
верховенство Законов РТ на своей территории, кроме добровольно делегируемых
Федеральному Собранию Российской Федерации и Президенту РФ своих прав.
Учредительная конференция партии состоялась 10 января 1992 года. Ее
Социальная база - интеллигенция - 76%, рабочие - 24%. Национальный состав -
100% тувинцы. Возраст членов партии - 45-60 лет. Ядро партии составляет
творческая интеллигенция и представители органов власти, в том числе
работники аппарата президента и правительства. НПСТ имеет организации в
районах, пользуется авторитетом среди тувинского населения. Все материалы,
постановления, обращения партии печатаются на тувинском языке.
В предвыборной программе НПСТ предполагалось в политической области:
осуществлять защиту государственных интересов Республики Тыва через своих
представителей в Федеральном Собрании и Верховном Хурале Тыва; добиваться
включения в новую Конституцию РФ Федеративного договора как ее составной
части и статьи об обязательном соблюдении и уважении конституций входящих
в состав России суверенных республик, закрепления права народов на
самоопределение на основе принятого ООН Международного пакта о
политических и гражданских правах. НПСТ негативно восприняла проект
Конституции России, и в период предвыборной кампании провела митинг
протеста против его отдельных положений.
В экономической области в числе целей партии называются сокращение
вывоза сырья из республики, а в области духовного развития - расширение
всесторонних связей в области культуры и духовной сферы с иностранными
государствами, особенно - с тюркоязычными народами и тувинцами,
проживающими за границей.
Народный фронт "Хостуг Тыва" ("Свободная Тува") зарегистрирован в
Министерстве юстиции республики как общественно-политическое движение 10
июня 1992 года, образовавшееся на базе первого народного фронта. Последний
возник в годы перестройки и распался после драматических событий в Тыва 1990
г., вызвавших межнациональные конфликты и большой отток за пределы
республики русскоязычного населения. Одним из его лидеров являлся нынешний
председатель Великого Хурала Тыва К.А.Бичелдей.
В Уставе Народного фронта "Хостуг Тыва" среди целей движения названо
содействие достижению экономической самостоятельности, являющейся основой
государственной независимости Республики Тыва.
Подавляющее большинство лиц, поддерживающих "XT" - тувинцы. В числе
пятнадцати членов его руководящего органа - Исполнительного комитета - по
национальности все тувинцы.
По словам бывшего лидера "XT", движение добилось определенных
результатов. Например, в ныне действующую Конституцию РТ внесено
дополнение о ее праве на выход из состава Российской Федерации. При этом
"Хостуг Тыва" выступает за то, чтобы право выхода было реализовано, либо
отвергнуто только путем референдума.


Диаспора, проблемы репатриации и ирредентизм
Тувинцы, титульный народ Республики Тува, является одним из наиболее
компактно проживающих народов России и СНГ. По данным Госкомстата
республики около 98 % этнических тувинцев сосредоточены на территории Тувы.
Тем не менее существует довольно многочисленная тувинская диаспора в Хакасии
и в сопредельных областях Монголии14 и Китая15. Исторически сложилось, что
каких-то постоянных и насыщенных в экономическом и культурном плане связей с
ними не налажено, хотя время от времени происходят встречи представителей.
Можно отметить, что устойчивого интереса со стороны тувинцев, живущих за
пределами Тувы, к своим этническим землякам не проявляется, хотя по
имеющимся сведениям ограничений или препятствий для контактов местными
властями (в частности, в Монголии) не создается. Конституция Республики Тыва
(статья 31) предусматривает преимущественное право этнических тувинцев,
проживающих за пределами республики, перед другими иностранцами в вопросах
приобретения гражданства республики. Однако до настоящего времени эта
норма не получила законодательного осуществления и остается нереализуемой.
Одновременно она находится в противоречии с положениями российской
Конституции, не допускающей введения гражданства в субъектах Федерации.
Вся южная часть Тувы - приграничная территория с Монголией; граница
тянется почти на две тысячи километров. Тува сохраняет с Монголией в течение
многих столетий добрососедские отношения. Движений за воссоединение
различных частей тувинского народа нет и ни одна из партий не ставит целей,
которые бы могли интерпретироваться как ирредентистские.
Права меньшинств
Гражданские права
Основным источником и гарантом прав человека и коллективных прав в
Туве, наряду с федеральным законодательством, является Конституция
республики. При всем стремлении ее авторов к достижению общепринятых
цивилизованных норм, вступивший в силу в октябре 1993 года республиканский
Основной Закон оказался не свободным от ряда положений, существенно
ограничивающих или ущемляющих права людей, не относящихся к титульному
народу.
К числу конституционных норм, действующих в Туве и не согласующихся ни
с федеральной Конституцией, ни с нормами международного права человека,
следует отнести требования знания и даже свободного владения тувинским
языком, ценза оседлости, возраста, действующие, например, в отношении права
гражданина избирать и быть избранным Президентом республики (по
Конституции Тувы претендент на высшую государственную должность должен
непрерывно прожить в Туве не менее 15 лет, иметь возраст не моложе 35 и не
старше 60 лет, свободно владеть тувинским и русским языками.). Вообще сфера
избирательного права в Туве в настоящее время находится в довольно
противоречивом состоянии - как внутреннем, так и по отношению к российскому.
Затруднительно отнести к юридически безупречным понятие республиканского
(Республики Тувы) гражданства и явные преимущества на его приобретение
этническими тувинцами, не проживающими в настоящее время в Туве.


14
Около 20 тыс.чел., представленные т.н. кобдинской (урянхайцы мончак, кокчулутан) и
цаатанской группами (Брук С.И. Народы СССР в стране и за рубежом. М., 1991, стр.21)
15
Три тысячи человек (группа кок-мунчаг)в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (Брук С.И.
Цит.соч., стр.21)
Без видимых оснований введен и действует прямой запрет, содержащийся в
республиканском законодательстве об общественных объединениях и
организациях, на создание и деятельность казачьих общин, неправомочные
ограничения и дополнительные условия на создание республиканских общественно-
политических объединений, отделений общероссийских партий и движений.
Недостатки Конституции Тувы, тем не менее, не препятствуют органам
судебной власти республики создать уже несколько прецедентов по
восстановлению законных прав граждан, опираясь, в первую очередь, на нормы
российской Конституции и федерального законодательства. В
последнее время в вопросах защиты законных прав и интересов граждан
заметно активизировались органы прокуратуры, внесшие ряд протестов на
противоправные действия и акты органов государственной власти Тувы, в том
числе и Президента республики.
Языковые права
По данным переписи населения 1989 года, 97,8 % общей численности
населения республики считают родным язык своей национальности. 2,2 % в
качестве родного языка признают язык другой национальности. Для тувинцев
характерен высокий уровень сохранения тувинского языка в качестве родного -
99,1 %; только 1857 тувинцев (0,9 % общей численности) считают родным
русский язык. В то же время в республике распространено тувинско-русское
двуязычие: более половины тувинцев (58,3 %) свободно владеют русским языком;
тувинским языком владеет лишь 0,6 % русскоязычного населения, но в городских
русскоязычных школах и детских садах введено изучение тувинского языка. Более
популярный среди тувинцев, особенно в начале XX века, монгольский язык
постепенно теряет свое значение. Вместе с тем его по-прежнему знают и
активно используют жители районов, граничащих с Монголией - население
Эрзинского и Овюрского районов.
С декабря 1990 года в республике действует "Закон о языках", согласно
которому государственным языком РТ является тувинский язык. В то же время в
"Законе о языках" подчеркивается, что знание русского языка отвечает коренным
интересам населения республики, что важно развивать как тувинско-русское, так
и русско-тувинское двуязычие, а также многоязычие. Кроме того, в 33-ей статье
Конституции РТ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года,
определены статус и функции как тувинского, так и русского языков на
территории Тыва:
Распределение населения по наиболее многочисленным
национальностям и языку (перепись 1989 г.)
Национальность Численность Считают родным языком
свой титульн. русски други
й е
Тувинцы 198448 196534 - 1857 57
Русские 98831 98777 26 - 28
Хакасы 2258 1320 20 906 12
Украинцы 2208 1113 1 1090 4
Татары 1071 629 3 426 13
Буряты 570 360 12 198 -
Белорусы 556 221 - 330 5
Узбеки 523 453 6 39 25
Другие 4092 2428 33 1549 82
Национальности
Всего 308557 301835 101 6395 226

"Государственным языком Республики Тыва устанавливается тывa язык.
Русский язык на территории республики Тыва действует как общефедералъный
государственный язык.
Тыва и русский языки равноправно употребляются во всех сферах общения,
регулируемых законодательством, в том числе - на всех предприятиях, в
учреждениях и организациях, а также органах власти и управления".
Тувинский язык относится к тюркской группе языков. В языке выделят пять
диалектов - центральный, западный, северо-восточный, юго-западный, переходные
говоры. Литературный язык сформировался после создания письменности в 30-40-
е годы. В данном регионе ближайшим по языку являются тофалары, шорцы,
хакасы, алтайцы. Тувинская национальная письменность была создана в 1930 году
на основе латинской графики. С 1941 года был осуществлен переход на русский
алфавит; перехода на другой алфавит не намечается.

Экономические права
Специфической особенностью, отличающей Туву от многих российских
регионов, является традиционный для тувинцев род занятия - отгонное
животноводство. Становление предпринимательства в республике шло
преимущественно по пути создания аратских (фермерских) хозяйств. К
настоящему времени зарегистрировано более 2500 сельскохозяйственных
предприятий такого типа, это две трети всех индивидуальных частных
предприятий, действующих в республике. Аратские хозяйства создаются, как
правило, семьями и родственниками, что предопределяет их этнический состав.
Общая структура народного хозяйства республики также имеет признаки
этнического разделения труда. Так, кроме сельского хозяйства, отмечается
преобладание доли тувинцев, работающих в потребительской кооперации,
предприятиях, осуществляющих переработку сельхозпродукции,
правоохранительных органах, связи, ряде отраслей социальной сферы -
здравоохранении, образовании, науке, культуре, органах управления. Русскоязычная
часть населения преимущественно занята на предприятиях энергетики,
транспорта, в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле.
В сфере управления - государственных и местных органах управления, а
также на руководящих должностях независимо от отраслевой специализации в
последнее время произошло существенный и непропорциональный (относительно
их доли в населении) рост доли тувинцев. Такой перекос может стать
дестабилизирующим межнациональные отношения фактором. Доля депутатов
Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва некоренной национальности
сейчас составляет 12 %, в то время как в Верховном Совете республики
последнего созыва (октябрь 1993 года) их было около 40 %. После 1990 года
постоянно сокращается представительство некоренных национальностей в
Правительстве и местных администрациях республики. Так, в настоящее время
среди 28 членов Правительства только двое представители некоренных этносов,
нет нетувинцев среди глав районных и городских администраций. Доля
русскоязычных среди сотрудников госаппарата управления оценивается примерно
в 15-18 %.
Таким образом, уместно говорить о наличии протекционизма и
дискриминации по этническим признакам при назначении на должности в сфере
управления. Аналогичные процессы идут в науке и СМИ. Национальный состав
милиции, по экспертной оценке, также характеризуется преобладанием
служащих тувинской национальности, соотношение составляет примерно 5:1.
Территория большинства российских автономий была в годы советской
власти ареной интенсивных этнодемографических процессов, связанных с
вынужденными или добровольными миграциями. В результате в населении
большинства автономных образований стало преобладать пришлое население.
Однако, подавляющая часть российских автономий (национально-
государственных или национально-территориальных образований) сохранило на
своей территории компактное этническое ядро, т. е. подавляющую долю народа,
создавшего данную автономию. Это имело важнейшее значение для сохранения
этнической самобытности народов и их языков, что подтверждается
переписными данными о владении родным языком. Например, распределение
коэффициентов ранговой корреляции для 26 народов (русских, татар, чувашей,
башкир, мордвы, чеченцев, удмуртов, марийцев, аварцев, осетин, лезганов, бурят,
кабардинцев, якутов, коми, кумыков, даргинцев, ингушей, тувинцев, калмыков,
карачаевцев, пермяков, карел, адыгейцев, лакцев, балкарцев - т.е. народов,
имеющих свои национально-территориальные образования) между такими
показателями как численность народа; компактность его расселения (доля
проживающих на территории своего национально-территориального
образования); владение родным языком (доля считающих родным язык своей
национальности) свидетельствует о существенном влиянии наличия собственного
административно-политического образования у народа на уровень владения
языком.16 Самое высокое значение коэффициента (0,61) указало на связь
компактности расселения народа в пределах своей национально-государственной
территории с сохранностью национальной культуры (в первую очередь языка).
При этом не отмечалось зависимости сохранения национального языка от
численности народа (значение коэффициента -0,04). Иными словами, сохранение
этнического ядра в пределах соответствующего национально-государственного
образования является важнейшим фактором поддержания этнической
идентичности народа.




16
По данным Л.С.Перепелкина, рассчитанным на материалах переписи 1989 г. (Перепелкин Л.С.,
Соколовский С.В. Этническая социология. М., 1995, стр.205

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ