<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

коммунистическая идеология передовой части трудящихся, основанная на приоритете тру
да и общественных интересов перед групповыми и личными и на отрицании эксплуатации и уг
нетения человека человеком в любых формах.



Идеология компрадорской буржуазии
идеология крупной прозападно ориентированной отечественной буржуазии, ставящая своей
целью подчинение страны интересам западной буржуазии. Основными положениями являются:
апологетика рыночной экономики, необходимость вписывания экономики России и стран СНГ в
мировую экономику опуская при этом, что Россия будет играть роль сырьевого придатка и клад
бища экологических отходов Запада, открытость границ, необходимость продажи государст
венных предприятий западным фирмам, подчинение всей внутренней и внешней политики Рос
сии и стран СНГ интересам Запада, в первую очередь, США ("Внешняя политика России это
внутреннее дело США!").



Буржуазный космополитизм
идеология «мирового гражданства", реакционная буржуазная идеология, проповедующая от
каз от национальных традиций, культуры и патриотизма, отрицающая государственный и нацио
нальный суверенитет.
Космополитизм отражает собой объективную тенденцию капитализма к интернационализации и
представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма проповедь мировой поли
тической интеграции, наднациональных и межгосударственных монополистических организа
ций, утопических проектов создания планируемой мировой капиталистической экономики, тео
рии буржуазного международного "права" личности и "мирового права", основанного на отри
цании национального и государственного суверенитета зависимых стран. Современный космо
политизм рассматривает возможность создания насильственным путем единого капиталисти
ческого государства на всей планете, управляемого "мировым правительством" в интересах
всех жителей Земли, а на самом деле в интересах привилегированной части населения "золо
того миллиарда" и его элиты.



Идеология крупной национальной буржуазии
идеология отечественных владельцев крупного капитала, защищающая право частной собст
венности на средства производства, право собственников на эксплуатацию наемных работни
ков и правомерность разделения людей по имущественному признаку, на словах декларирует

25
необходимость независимого развития страны на капиталистической основе, на деле готовая в
любой момент присоединиться к компрадорской буржуазии.
Идеологические разногласия отечественной и компрадорской буржуазии это разногласия раз
бойников при дележе добычи. Основными положениями идеологии крупной национальной
буржуазии являются апологетика рыночной экономики, частное владение средствами произ
водства, развитие частного предпринимательства, борьба (вплоть до вооруженной) с конкурен
тами, пренебрежение интересами общества.



Мелкобуржуазная идеология
идеология значительной части населения (не только мелкой буржуазии), ставящей личные ин
тересы выше общественных, стремящейся к получению благ за счет общества при минимальной
отдаче обществу своего труда или без него. Основными характеристиками являются аполитич
ность, пренебрежение к общественному строю, в определенной степени к обществу, преувели
чение значения собственной персоны и собственных интересов, эгоистичность, индивидуализм,
готовность прибрать к рукам общественное добро, если это не грозит наказанием, ярко выра
женный личный материальный интерес, завистливое отношение к чужому преуспеванию.
Идеология либеральной интеллигенции, превыше всего ставящая личную свободу, а на деле
трусливо и угодливо лакействующая перед правящим режимом, является разновидностью мел
кобуржуазной идеологии.
Мелкобуржуазная идеология представляет собой основную опасность как для восстановления
страны, так и для социалистической революции, поскольку препятствует объединению народа и
делает его не способным сопротивляться наступлению буржуазии.



Фашизм
политическое течение, возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса ка
питализма, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил империалистиче
ской буржуазии. Идеология фашизма вождизм, антидемократизм, антикоммунизм, крайний
национализм, оправдание геноцида, всевластие государственной машины, крикливая демаго
гия для затушевывания обеспечения привилегий элиты.
При своем становлении фашизм опирается на идеологию мелкой буржуазии. Методы фашизма
жесткая диктатура, применение крайних форм насилия и массового террора.
В условиях общего кризиса капиталистического способа производства, глобальной диктатуры
монополистического капитала, а также ряда кризисов глобального масштаба (демографическо
го, социального, сырьевого, экологического и т.п.) возможность установления фашистской дик
татуры в пределах всего земного шара становится реальной. Остановить ее может только объе
динение трудящихся всех стран с целью в дальнейшем вообще покончить с капитализмом и то
варным способом производства, как исчерпавшими себя, и противопоставление идеологии
фашистской идеологии пролетарской.



Мальтузианство
система буржуазных воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся
определяется не социальными условиями капиталистического строя, а "вечными" законами
природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстает от роста на
родонаселения. Впервые концепция выдвинута английским экономистом и священником
Т.Р.Мальтусом в 1798 г., когда население земного шара не превышало 800 млн. человек.
По Мальтусу право человеку на жизнь дает или не дает рынок: "Человек, пришедший в занятый
уже мир, если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего
права требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на Земле.
Природа повелевает ему удалиться, и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор".
В настоящее время мальтузианская концепция используется буржуазией для оправдания экс
плуатации населения слаборазвитых стран.

26
На самом деле проблема роста населения заключается в низком жизненном уровне этого насе
ления и естественной биологической реакцией на полуголодное существование. Во всех евро
пейских странах с высоким жизненным уровнем численность населения сокращается. То же
произойдет и в слаборазвитых странах, как только будет поднят жизненный уровень.
В развивающемся демографическом кризисе, как и во многих других кризисах, повинен капита
лизм, не дающий возможности слаборазвитым странам укрепить свою экономику.


Пролетарская идеология
идеология пролетариата, рабочего класса при капитализме. Является смесью прогрессивной
общественной и мелкобуржуазной идеологий.
Общественная сторона связана с осознанием роли общественных отношений в капиталистиче
ском обществе и необходимости коллективных действий для защиты своих интересов и через
это осознание себя эксплуатируемым классом. Мелкобуржуазная сторона связана с необхо
димостью личного материального самообеспечения путем продажи своего труда. По мере рос
та эксплуатации, безработицы и других негативных моментов общественная сторона идеологии
начинает превалировать над мелкобуржуазной. При стабилизации экономики и относительно
высоком жизненном уровне превалирует мелкобуржуазная сторона идеологии.



Патриотизм
любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
В условиях развития капитализма по мере обострения классовых антагонизмов, с превращени
ем буржуазии в господствующий класс ее патриотизм перестает отражать общенациональные
моменты, смыкается с национализмом и шовинизмом и становится предметом спекуляции.
"Патриотизм" национальной буржуазии является для нее средством конкурентной борьбы с
компрадорской буржуазией и защиты от революционных действий трудящихся.
Подлинный патриотизм характерен для трудящихся масс, тем более в условиях социализма, ко
торый становится объектом национальной гордости и подлинным отечеством трудящихся. Со
циалистический патриотизм неразрывно связан с пролетарским интернационализмом и проти
востоит буржуазному космополитизму.



Пролетарский интернационализм
международная солидарность рабочих, трудящихся различных национальностей и рас, прояв
ляющаяся в психологии, идеологии и политике. Выражая общность положения и интересов ра
бочего класса различных стран, интернационализм гарантирует правильное решение его на
циональных и интернациональных задач, обеспечивает единство классового содержания и на
циональной формы общественного развития, является главной предпосылкой реализации на
циональных интересов.
Социалистический интернационализм обеспечивал условия для реализации преимуществ со
циализма всеми народами. В условиях капитализма пролетарский интернационализм является
оружием рабочего класса разных стран в борьбе за социальное освобождение, его содержание
выражено в лозунге: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".



Социалистическая идеология
идеология основной части населения страны при социализме, являющаяся смесью коммуни
стической и мелкобуржуазной идеологий.
Коммунистическая (общественная) сторона социалистической идеологии связана с обществен
ной собственностью на средства производства, с получением значительной части благосостоя
ния личности через общественное благосостояние. Мелкобуржуазная (индивидуалистическая)
сторона социалистической идеологии является следствием личной собственности на предметы


27
потребления и деньги, обусловленных существованием при социализме товарно денежных от
ношений в сфере потребления.
По мере развития общественных отношений при социализме благосостояние личности может
обеспечиваться как через общественное, так и через личное присвоение и потребление. В пер
вом случае коммунистическая идеология будет превалировать над мелкобуржуазной, вытесняя
ее. Во втором случае будет развиваться мелкобуржуазная идеология, вытесняя коммунистиче
скую. Бесконтрольное развитие мелкобуржуазной идеологии в конце концов приводит к рестав
рации капитализма.


Коммунистическая идеология
идеология передовой части населения при социализме и идеология подавляющей части насе
ления при коммунизме. Экономической основой коммунистической идеологии является единая
коммунистическая собственность, которая обеспечивает приоритет общественных интересов
над личностными и групповыми и отрицание эксплуатации и угнетения человека человеком в
любых формах. Основными чертами коммунистической идеологии являются:
в отношении общества и личности превалирование общественных интересов над групповыми
и личными, участие своим трудом каждой личности в укреплении общества, создание общест
вом для всех своих членов максимальных возможностей для удовлетворения материальных и
духовных потребностей;
в отношениях личностей сотрудничество, взаимоуважение, взаимопомощь;
в отношениях общества и личностей с природой полная компенсация наносимого природе
ущерба и способствование ее развитию.




8. Национальный вопрос
Национальный вопрос
совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и
культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных
общественно экономических формациях. В эксплуататорском обществе национальный вопрос
порождается частной собственностью и стремлением к наживе, возникает в ходе борьбы наций
и народов за национальное освобождение и максимально благоприятные условия их социально
го развития. В социалистическом обществе он охватывает проблемы отношений наций и наро
дов в процессе установления их добровольного союза и взаимопомощи в общих интересах раз
вития социалистической собственности, укрепления единства и всестороннего сближения в
процессе формирования общей для них социалистической нации.
При капитализме национальный вопрос возникает в связи с конкурентной борьбой, в том числе
вооруженной, различных групп национальной буржуазии за "право" эксплуатировать свои наро
ды и национальные богатства.
В годы Советской власти национальный вопрос решался в направлении сплочения народов,
развития экономики отсталых республик, выращивания национальных кадров, поддержки на
циональной культуры (национальной по форме, социалистической по содержанию). Общая со
циалистическая собственность и общий экономический уклад практически полностью исключи
ли какие либо межэтнические конфликты, которые стали проявляться только после реставрации
капитализма в стране.



Национальность
признак этнической общности людей, включающий общность языка, истории, традиций и
культуры. Признак национальности передается по наследству и воспитанием.
В связи с тем что при Советской власти никакого антагонизма между народами, проживающими
в стране, не было, было заключено большое число смешанных браков.

28
Межнациональные браки в 1988 году в % к общему числу вступивших в брак данной националь
ности ("Статистический пресс бюллетень" N 11. М., Инф. изд. центр, 1989)




Доля мужчин, вступив Доля женщин, вступив
Национальность
ших в брак с женщиной ших в брак с мужчиной В среднем
вступивших в брак
другой национальности другой национальности


русские 16,0 17,2 16,6

украинцы 33,4 33,5 33,45

белорусы 38,6 38,1 38,35

узбеки 6,6 5,0 5,8

казахи 7,5 7,2 7,35

грузины 17,9 9,5 13,7

азербайджанцы 11,5 4,4 8,95

литовцы 12,4 12,3 12,35

молдаване 28,2 28,8 28,5

латыши 25,3 24,0 24,65

киргизы 6,9 6,1 6,5

таджики 12,9 11,5 12,2

армяне 20,2 11,8 16,0

туркмены 9,0 3,9 6,95

эстонцы 15,8 15,2 15,5

татары 40,9 42,2 41,65

евреи 58,3 47,6 52,95

немцы 67,6 64,6 66,8


Из таблицы видно, что никакого национализма у советских людей не было, относительно не
большой процент смешанных браков в среднеазиатских республиках объясняется низким про
центом городского населения. Эта статистика является одним из свидетельств достигнутых ус
пехов дружбы народов.



29
Национализм
буржуазная и мелкобуржуазная идеология, экономической основой которой является частная
собственность, политика и психология, трактующие национальность как высшую внеисториче
скую и надклассовую форму общественного единства, как гармоническое целое с тождествен
ными основными интересами всех составляющих ее слоев. Для национализма характерны идеи
национального превосходства и национальной исключительности. Разновидностью национа
лизма является так называемое "национальное самосознание".
Национализм является одним из важных инструментов национальной буржуазии, направленным
на разобщение трудящихся разных национальностей, на представление интересов националь
ной буржуазии как общенациональных, на свертывание классовой борьбы (классовый мир) и на
основе этого возможность бесконтрольной эксплуатации своего народа.
Противником буржуазного национализма справа является компрадорская буржуазия, ратующая
за вписывание экономики всех стран в общемировую экономику на рыночной основе, за стира
ние границ государств и за "общечеловеческие ценности". Реализация этих планов позволит ей
эксплуатировать вообще все народы мира.
Противником национализма слева являются коммунисты, которые признают единство классо
вых интересов трудящихся независимо от их национальной принадлежности и не признают
классового мира с эксплуататорами, какой бы национальности они ни были.



Нация
исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности терри
тории, экономической жизни, языка и психического склада, проявляющегося в общности куль
туры (С., 2, 296). Нация формируется на общей или соседствующих территориях в результате
установления общего экономического уклада, что способствует выработке единого языка об
щения, взаимопроникновению культур и духовному сближению различных народов, населяющих
эти территории.
Право наций на самоопределение (право народа добровольно войти в состав общего с другими
народами государство, а также право выйти из него) прогрессивно в первой части и регрессив
но во второй. Соединение наций позволяет более оптимально построить общее хозяйство, осу
ществить рациональное разделение труда, создать более оптимальные хозяйственные связи в
интересах трудящихся всех объединившихся наций. Разъединение наций ведет к нарушению
сложившихся связей, разрушению общего хозяйственного механизма, к натурализации хозяй
ства, а далее к разобщению и вражде народов, в чем может быть заинтересована только нацио
нальная буржуазия.
Признак "русский" это признак национальности, а не нации, т.к. русские живут во многих стра
нах мира, где сохраняют язык и некоторые традиции. Но они оторваны от территории России и
имеют иной экономический уклад. Русские в России также являются национальностью, а не на
цией в связи с большим смешением кровей самых разных народов. Под русской нацией до ре
волюции можно было подразумевать все население России, перевязанное многочисленными
родственными и экономическими связями.
За 70 лет существования СССР на его территории сформировалась новая советская (или со
циалистическая) нация, советский народ, включающий в себя около ста различных народов и
национальностей, в котором русские составляли большинство, но в котором принадлежность к
той или иной национальности практически потеряла значение. Общий экономический уклад, ли
квидация эксплуататорских классов, зависимость благополучия каждого гражданина от благо
получия страны и общества в целом формировали единство интересов трудящихся в укрепле
нии социалистической экономики и общей для всех народов СССР Родины. Особенно ярко это
проявилось в годы Великой отечественной войны.
В перспективе после восстановления единого экономического социалистического уклада сле
дует принять меры к исключению возможности разъединения и самоизоляции народов по на
циональным признакам, например, путем замены территориально национального администра
тивного дробления на территориально хозяйственное, исключением отметки "национальность"
в паспортах и т.п.


30
Статус национальных языков
официальное отношение государства к языкам общения народов.
Языком общения всех народов, образующих единую социалистическую нацию, может быть
только один язык, в России (и в СССР) в силу исторически сложившихся условий это русский
язык. Внутри каждого народа должен быть сохранен местный национальный язык. Языком меж
дународного общения на планете, также в силу сложившихся исторических условий, является
английский язык. Такая иерархическая организация языков позволяет наиболее оптимально
решить все вопросы общения людей и возможно дольше обеспечить сохранение национальных
культур. Попытка же придания местным или национальным языкам статуса государственных ве
дет к разобщению народов, нарушению народно хозяйственных, научно технических и культур
ных связей и в конечном итоге к разрушению государства.




9. Управление обществом


Управление
функция организованной системы (общества), обеспечивающая сохранение ее структуры,
поддержание режима деятельности и реализацию программы по достижению цели деятельно
сти. В обществе цели управления определяются интересами господствующего класса.
Структура управления может быть реализована в виде одного из вариантов анархического, ав
торитарного и иерархического.
Анархическая структура предполагает независимое существование и борьбу за выживание всех
звеньев системы, которые на эту борьбу затрачивают основные усилия.
Авторитарная структура предполагает жесткую структуру системы и сосредоточение всех функ
ций управления в одном верхнем звене, что делает всю систему не гибкой.
В иерархической структуре управления функции управления распределены по иерархическим
уровням организации структуры, каждый уровень обладает свободой выбора действий в преде
лах своих полномочий, и помимо вертикальных связей имеются горизонтальные связи между
звеньями одного иерархического уровня. Такая система является наиболее гибкой и устойчи
вой.
В обществе сложилось два типа управления стихийное (анархическая структура) и сознатель
ное (авторитарная или иерархическая структура). При стихийном управлении управляющее воз
действие на систему является усредненным результатом действия различных сил, часто проти
воречащих друг другу, таков, например, рынок основной регулятор капиталистической эконо
мики. Однако стихийное управление вытесняется сознательным программным управлением,
которое при капитализме ослабляет рыночную стихию, заменяя ее государственно
монополистическим регулированием, а при социализме осуществляется на научной основе,
предполагающей активный процесс познания общественных закономерностей и тенденций
развития и разработку соответствующей программы деятельности.
Государственное управление предполагает создание законодательной властью законов, а ис
полнительной властью выдачу на их основе командных воздействий с соответствующим контро
лем их исполнения.



Государство
система организации административной власти в стране. Основная функция государства
управление экономической жизнью общества, проживающего на территории страны. Цели дея
тельности государственной системы всегда классовые, главная из них охрана господствующих
отношений собственности, существующего экономического порядка в интересах господствую
щего класса и подавление сопротивления других классов. «Государство это есть машина для
поддержания господства одного класса над другим" (Л., 29, 441).


31
Основные признаки государства наличие системы органов и учреждений, образующих госу
дарственный механизм, наличие права, т.е. обязательных правил, закрепляющих определенный
порядок общественных отношений, структуру и деятельность государственного механизма, на
личие определенной территории, пределами которой ограничена данная государственная
власть. Выступая как территориальная организация, государство активно способствует форми
рованию нации.
Государственная власть верховная, т.к. она распространяется на все население и обществен
ные организации и в ее распоряжении имеются средства воздействия, которыми больше никто
не располагает, государственный аппарат, органы подавления (армия, карательные органы,
разведка, тюрьмы), а также средства идеологической обработки населения.



Власть
способ управления людьми, при котором распоряжение руководителя обязательно для испол
нения подчиненным ему лицом.
Политическая власть способ управления населением страны в интересах господствующего
класса с помощью государственного аппарата, при котором распоряжения высшего органа обя
зательны для исполнения всеми должностными лицами и всем населением страны.
Политическая власть имеет три ветви законодательную, исполнительную и судебную. Задача
законодательной власти издавать законы, исполнительной руководить обществом, опираясь
на эти законы, судебной вершить правосудие, опираясь на них же.
При авторитарной власти (президентское или монархическое правление) законодательная
власть является в большей степени совещательным органом, а реальную власть осуществляет
исполнительская структура во главе с верховным руководителем (президентом или монархом).
При этом законодательная власть (парламент) не назначает верховного руководителя и не име
ет права его сменить. Судебная власть, имея узкую сферу деятельности, практически не влияет
на развитие общества, она формально независима, фактически же подчинена исполнительной
власти.
При парламентском правлении (или при Советской власти) верховной является законодатель
ная власть, выпускающая законы, которыми обязана руководствоваться исполнительная власть,
руководитель исполнительной власти назначается (утверждается) законодательным органом,
ему подотчетен и им может быть смещен. Судебная власть также формально независима.
Однако все варианты власти являются властью господствующего класса и действуют в его инте
ресах. Советская власть (власть трудящихся) действует в интересах трудящихся.



Закон
нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке
и обладающий высшей юридической силой. Закон основная форма выражения права в совре
менном обществе и ему должны соответствовать акты всех государственных органов. Законы
регулируют основные, наиболее важные общественные отношения и отражают государствен
ную волю правящего класса, его политические и экономические интересы.



Демократия
(власть народа) форма политической власти, основанная на признании народа в качестве ис
точника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан
достаточно широким кругом прав и свобод.
В классовом обществе демократия как форма государства является выражением диктатуры
господствующего класса. Отличиями демократии от других форм государства являются: подчи
нение меньшинства большинству, равноправие граждан, наличие широких политических и со
циальных прав и свобод, выборность основных органов государственной власти, верховенство
закона и др. Буржуазная демократия характеризуется явным противоречием между деклари
руемой "властью народа" и действительным господством эксплуататоров. Социалистическая

32
демократия это противоречие устраняет, однако она требует общественной дисциплины и соз
нательной самодисциплины трудящихся.




Демократический централизм
сочетание полновластия, самодеятельности и инициативы трудящихся, выборности их руково
дящих органов и их подотчетности массам с централизацией руководством из одного центра,
подчинением меньшинства большинству, дисциплиной, подчинением частных интересов общим
в борьбе за достижение поставленной цели.



Диктатура
полновластие, использование власти для осуществления целей одной части общества при по
давлении другой. "Диктатура есть господство части общества над всем обществом и притом
господство, опирающееся на насилие" (Л., 30, 122).
При диктаторском режиме происходит концентрация власти в руках одного (диктатора) или не
скольких лиц, на первый план в политике выдвигаются насилие и террор. В России и СНГ сейчас
под "демократической" маской установлены буржуазные диктатуры.



Диктатура пролетариата
полновластие пролетариата, власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социали
стической революции для построения социализма и последующего перехода к строительству
коммунизма. Используя самую широкую демократию для трудящихся, диктатура пролетариата
при необходимости применяет силу для подавления эксплуататорских классов и пресечения
деятельности враждебных социализму элементов. Переход от капитализма к социализму может
быть только диктатурой пролетариата.
Власть рабочего класса на практике воплощается в систему политических и общественных ор
ганизаций, в том числе государственных учреждений, включая выборные органы Советы депу
татов трудящихся, политические партии, профсоюзы, молодежные и другие организации.
Одним из первых шагов диктатуры пролетариата является экспроприация собственности круп
ной буржуазии, в том числе средств производства и банков, монополизация внешней торговли,
валютного обмена и пр., а также принятие мер к недопущению реставрации капитализма, а за
тем развитие социалистических, в дальнейшем коммунистических производственных отноше
ний и планомерное развитие производительных сил в соответствии с новыми производствен
ными отношениями.



Администрация
(в широком смысле) вся деятельность государства по управлению, которую Маркс определил
как "организующую деятельность государства" (М.и Э., 1, 440). Эта деятельность осуществляет
ся администрацией (в узком смысле), которая включает в себя руководителей всех ступеней,
начиная от главы государства и кончая низовыми руководителями подразделений учреждений.
Администрация является необходимым элементом управления в любой экономической систе
ме, однако ее функции существенным образом зависят от общественных отношений, устано
вившихся в данной общественно экономической формации. В буржуазном обществе практику
ется административный произвол вышестоящих руководителей относительно нижестоящих,
однако он в некоторой степени ограничен, благодаря профсоюзным организациям. В социали
стическом обществе возможность произвола администрации резко ограничена действующим
законодательством, а также контролем со стороны профсоюза и других общественных органи
заций.
Занятие административной должности обычно престижно и сопровождается определенными
привилегиями, например, повышенной заработной платой и т.п., что привлекает на эти должно

33
сти людей, не пригодных к административной деятельности, и влечет за собой различные нега
тивные последствия. Изменить положение может только сокращение привилегий и повышение
ответственности за допущенные промахи и неумение руководить людьми, а также регулярная
отчетность о проделанной работе и дальнейших планах с представлением письменного под
тверждения об одобрении деятельности.


Чиновничество
привилегированные служащие государственного аппарата в России (администрация, полиция,
суд), имевшие чины (служебные разряды), связанные с определенными должностными правами
и обязанностями.
Чиновничество ревностно служило самодержавному строю и в то же время прославилось слу
жебными злоупотреблениями взяточничеством, казнокрадством и т.п. Главное для чиновника
не интересы дела, а выслуживание перед начальством и не быть виноватым.
Специальное определение Сената от 30 апреля 1908 г. подтвердило несовместимость государ
ственной службы с революционной и оппозиционной деятельностью. В годы 1 й Мировой войны
в России были созданы "Особые совещания" государственные учреждения для руководства
экономической жизнью России, в которых царские чиновники активно сотрудничали с буржуа
зией.
После Октябрьской революции чины были упразднены, чиновничество как особая социальная
группа исчезло и было заменено системой советских служащих, находящихся под жестким кон
тролем государства и общественных организаций. С реставрацией капитализма катастрофиче
ски расширилась коррупция, сфера деятельности, связанная с присвоением государственного
имущества частными лицами, и соответственно число государственных и муниципальных (го
родских) служащих, в среде которых возродились худшие черты дореволюционного чиновниче
ства.
В настоящее время в России произошло срастание высшего государственного чиновничества с
организованной преступностью и криминальными структурами и на этой почве его сказочное
обогащение.



Бюрократия
специфическая форма социальных организаций в обществе, существо которых заключается:
в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой органи
зации;
в приоритете формы над содержанием деятельности организации;
в подчинении правил и задач функционирования организации целям сохранения и укрепления
бюрократии.
Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, ко
гда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Главным признаком
бюрократии является существование и рост слоя бюрократов привилегированной, паразити
ческой и оторванной от народа чиновничье административной касты.
Возрастающая бюрократизация в различных сферах государственного и административного
управления в последние десятилетия существования Советской власти свидетельствовала о
нарастании кризисных явлений, отклонении от линии строительства коммунизма, чему в свое
время не было придано должного значения.



Тоталитаризм
полное подчинение всех сторон жизни общества государственным интересам буржуазии и
контроль за ними со стороны государства. Тоталитарным государствам и режимам свойственны
огосударствление всех легальных организаций, не ограниченные законом полномочия властей,
запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, мили
таризация общественной жизни, репрессии в отношении прогрессивных сил и инакомыслящих
вообще.
34
Крайними тоталитарными государствами были фашистские Германия и Италия.
В период "Холодной войны", накануне и после свержения Советской власти термин "тоталита
ризм" использовался антикоммунистической пропагандой по отношению к СССР и странам на
родной демократии, которые клеветнически отождествлялись с фашистскими режимами и про
тивопоставлялись "демократическому" "свободному" обществу в капиталистических странах.


Командно административная система управления
жесткая система управления народным хозяйством, основанная на иерархическом распреде
лении функций управления и не допускающая отклонений от заранее намеченных планов, фак
тически построенная по армейскому образцу.
Методы командно административного управления оправданы в экстремальных ситуациях в
военное время, при восстановлении разрушенного хозяйства и т.п. В обычной ситуации необхо
димо сочетание командно административного и демократического принципов управления с
привлечением к управлению руководителей, исполнителей и всех участников производственно
го процесса.



10. Надстройка


Наука
сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая
систематизация объективных знаний о действительности. Цели науки описание, объяснение и
предсказания процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на
основе открываемых ею законов, т.е. теоретическое отражение действительности.
Наука состоит из трех главных разделов естественных наук (в т.ч. технических), общественных
(социальных) и философии.
Естественные науки изучают закономерности природы в целом, отдельных явлений и взаимоот
ношения человека с природой; общественные закономерности развития общества, взаимоот
ношения человека и общества, а также взаимоотношения людей между собой на разных этапах
развития человеческой истории; философия находит наиболее общие законы развития природы
и общества.
Несмотря на казалось бы объективную направленность, наука в целом и ее частные разделы
существенным образом подчинены целям исследований, которые в свою очередь вытекают из
производственных отношений общественно экономических формаций и зависят от взаимоот
ношений формаций, одновременно существующих в разных странах, поэтому сама постановка
научных задач имеет классовый характер. Каждый политический эконом, ратующий сегодня за
частную собственность и рынок идеологический наемник буржуазии. В.И.Ленин предупреж
дал, что ни одному буржуазному профессору политэкономии нельзя верить ни в едином слове.
"Прямая задача науки, по Марксу, это дать истинный лозунг борьбы, то есть суметь объектив
но представить эту борьбу как продукт определенной системы производственных отношений,
суметь понять необходимость этой борьбы, ее содержание, ход и условия развития" (Л., 1, 34О
341). Только благодаря политической экономии "наша теория приобретает несокрушимый фун
дамент, и мы сможем победоносно выступать на всех фронтах". Ф.Энгельс (М. и Э. 36, 252 253).



Культура
совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе об
щественно исторической практики. В более узком смысле совокупность форм духовной жизни
общества (наука, литература, искусство, философия, нравственность и т.п.), возникающих и
развивающихся на основе исторически определенного способа производства материальных
благ.


35
В классовом антагонистическом обществе господствующей является культура господствующе
го класса. Культура носит классовый характер, развивается на базе классовых противоречий и
служит орудием борьбы классов, которые в этой борьбе используют средства культуры школу,
науку, печать, искусство и пр. для достижения своих классовых целей.
Борьба классов, имеющая своим следствием уничтожение старого общественного строя, зако
номерно ведет к замене старой, отжившей культуры новой, более передовой и прогрессивной
культурой.
Современная "культура" империалистической буржуазии является реакционной антикультурой,
задерживающей развитие и разлагающей общество. Ее характерными чертами является отри
цание всего ценного, созданного буржуазной культурой в период прогрессивного развития ка
питализма, национальный нигилизм, пропаганда космополитизма, за которым скрывается
стремление империалистов к мировому господству, проповедь всего реакционного в науке, фи
лософии, искусстве, проповедь насилия, жажды наживы, противопоставление личности и обще
ства и т.п. и в то же время обреченность и пессимизм.
Социалистическая культура, созданная за годы Советской власти, ставила своей целью
коммунистическое воспитание активных, сознательных строителей коммунизма. Впервые в
истории человечества социализм превратил труд из тяжкой необходимости в дело чести,
доблести и геройства, что и является основой социалистической культуры. Она явилась
закономерным развитием прогрессивных достижений всей предшествующей культуры
человечества. Она многонациональна, характерными ее чертами являются гуманизм, оптимизм
и устремленность в будущее. Именно социалистическая культура, созданная за годы Советской
власти в СССР, заложила основы будущей общечеловеческой культуры коммунизма.



Искусство
одна из форм общественного сознания, воспроизводящая действительность художественно
образными способами. К искусству относятся живопись, музыка, театр (в широком смысле), ли
тература и т.п. Искусство, являясь частью культуры, так же классово, как и сама культура и об
служивает интересы господствующего класса.
Важнейшей особенностью искусства является то, что оно выступает одновременно и как подоб
ное реальной жизни, и как отличное от нее творение автора. Искусство "...не только отражает
объективный мир, но и творит его" (Л., 29, 194), это способ "практически духовного освоения"
действительности (М. и Э., 12, 728). Произведение искуства всегда представляет собой содер
жательную часть модель жизни, и материальное воплощение (форму). Без содержания или без
соответствующей ему формы искусство не существует.
Высокая требовательность при социализме к художественным произведениям к их содержа
тельной стороне, в том числе к партийности (соответствия идейной направленности произведе
ния задачам строительства социализма и коммунизма и коммунистического воспитания), а так
же к форме изложения привела к созданию в СССР многих замечательных художественных про
изведений во всех областях искусства, которые и в настоящего времени не превзойдены.



Религия
вера в сверхъестественные силы, управляющие миром. Это извращенное, фантастическое от
ражение в головах людей господствующих над ними природных и общественных сил.
Всякая религия содержит две стороны природоведческую, объясняющую происхождение мира
и сущность природных явлений вмешательством верховного существа (Бога) и социальную,
призванную регламентировать жизнь общества и отдельных людей в направлении сохранения
существующей общественно экономической формации.
Религия всегда играла реакционную роль, закрепляла бессилие людей перед природой, служи
ла орудием угнетения трудящихся. Проповедуя покорность, смирение, отказ от борьбы за пере
устройство мира во имя получения награды после смерти "на том свете", религия помогает ук
реплению господства буржуазии.
Пропаганда религиозных ценностей есть один из существенных признаков идеологии нацио
нальной буржуазии, которая эксплуатирует религиозное сознание людей во имя сплочения их
вокруг себя.
36
Однако необходимо отметить, что три основных религии, имеющиеся в России и остальных рес
публиках бывшего СССР христианство (особенно православие), ислам и буддизм в примитив
ной форме исповедуют реальные общечеловеческие ценности и поэтому в этой части не проти
воречат целям социалистического строительства. Поэтому по крайней мере некоторые служи
тели культа, искренне старающиеся помочь своей пастве, будут естественными союзниками
коммунистов в борьбе с антинародным буржуазным режимом, а коммунистам следует терпимо
относиться к религиозным верованиям, заполнившим временный идеологический вакуум.
В дальнейшем следует полностью исключить процветающее теперь религиозное вмешательст
во в воспитание детей и в государственные политические мероприятия.


Мораль
(нравственность) правила, нормы общежития, поведения людей, определяющие их обязан
ности и отношения друг к другу и к обществу, одна из форм общественного сознания.
В классовом обществе мораль имеет классовый характер и призвана, прежде всего, узаконить
разделение людей по имущественному признаку и право имущих на эксплуатацию неимущих.
Паразитические цели и разрушительный характер деятельности эксплуататоров формируют со
ответствующую мораль, которая носит торгашеский характер, способствует развитию парази
тизма и неограниченного потребительства, и такие личностные качества, как скрытность, хит
рость, алчность, агрессивность, эгоизм. Их устремленность к роскоши, пресыщенности и из
вращениями. Их лозунги: "человек человеку волк!", "Живи настоящим!". Они создают состоя
ние при котором идет "война всех против всех!".
Созидательный характер деятельности трудящихся формирует соответствующую мораль и та
кие личностные качества, как честность, общительность, сердечность, самоотверженность и т.п.
Класс трудящихся совершенствует полноценные разумные потребности, отличается скромно
стью, воздержанностью, развивает социально положительные личностные качества, духов
ность, культуру. Во взаимоотношения людей вносятся доброжелательность, дружба, бескоры
стная взаимопомощь.
Лозунгом класса трудящихся является: "Человек человеку друг, товарищ и брат!" Его высшей
целью является творческий и радостный Труд, приносящий полноценное счастье. Их девиз:
"Слава Труду!".
Коммунистическая мораль естественное развитие морали трудящихся. Она подчинена инте
ресам классовой борьбы трудящихся, уничтожения всякой эксплуатации и развития коммуни
стических отношений, утверждающих приоритет общественных интересов перед личными.
На этапе социализма происходит борьба между коммунистической и мелкобуржуазной мора
лью. Приоритетное развитие общественного потребления и сокращение товарно денежных от
ношений в сфере потребления предопределяет победу коммунистической морали.

Интернет: http://atsuk.da.ru, http://www.atsuk.da.ru, http://www.lgg.ru/˜atsuk/
E Mail: atsuk@lgg.ru, atsuk@mail.ru
Ацюковский В. А.




37

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ