<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ


85. Вместе с тем, можно также предположить, что некоторые случаи
предупреждений вместо штрафов скрывают коррупцию. У нас, однако, нет
данных, подтверждающих или опровергающих последнюю гипотезу.

86. Можно только отметить, , что доля «черного «нала» и
«недокументированных» сделок существенно выше по выборке 2004 года, чем по
обследованию 2002 года.

87. Не отмечено серьезных изменений в проведении проверок фирм, занятых
различными видами деятельности. Закономерно, что в обеих выборках проверки
архитектурно-строительного надзора сосредоточены в большей степени на
строительных фирмах, а соответственно торговая инспекция занимается
торговыми фирмами. В целом, доля «наказанных» и оштрафованных фирм за оба
года наименьшая для производителей товаров и наивысшая для строительных
фирм.

88. Таблица 15 и рисунок 5 дают представление об основных причинах нареканий
по поводу качества работы различных контрольно-надзорных органов. По
сравнению с 2002 годом фирмы высказывают больше претензий в отношении
чрезмерного объема документации, требуемой контрольно-надзорными органами,
и несколько чаще указывают на низкий уровень компетентности чиновников.
Наблюдается резкое увеличение числа респондентов, указывающих на
необходимость прибегать к «связям» при решении проблемы.

89. С другой стороны, меньше жалоб (хотя не намного) по поводу чрезмерного
количества проверок (что соотносится с фактом снижения среднего числа
проверок), грубости инспекторов, требований неофициальных платежей10.




10
Подчеркнем, что к показателю «требование неофициальных платежей» следует относиться
осторожно, поскольку соответствующие вопросы сформулированы в двух обследованиях по-
разному.


Проект для комментариев
26
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года

Таблица 15. Основные нарекания в отношении контрольно-надзорных
органов, Томская область, %
2004, юр.лица и ПБОЮЛ 2002, юр.лица
Очень Очень
Редко Часто Всегда Редко Часто Всегда
редко редко
Требование
предоставлять
23,43 42,23 26,43 7,9 40,92 34,15 17,54 7,38
чрезмерные объемы
документации
Требования
дополнительной 44,63 34,99 15,98 4,41 42,21 35,36 16,35 6,08
оплаты
Низкий уровень
компетентности 28,18 42,01 26,02 3,79 35,15 38,57 22,18 4,1
чиновников
Необходимость
прибегать к
22,34 31,88 34,33 11,44 32,99 36,73 20,07 10,2
“связям” при
решении проблемы
Грубое поведение 36,61 41,53 16,67 5,19 41,59 33,33 20,95 4,13
Чрезмерное число
34,24 42,39 17,39 5,98 41,67 31,09 22,76 4,49
проверок
“Заказные”
62,08 25,99 9,79 2,14 49,39 34,69 13,88 2,04
проверки


Рисунок 5. Нарекания в отношении контрольно-надзорных органов,
Томская область, %


"заказные" проверки

вымогательство
взяток

чрезмерный объем
документов

грубость


низкая компетенция

чрезмерное число
инспекций

"связи"


0 10 20 30 40 50 60 70 80
Томская область, 2004 г. (юр.лица и ПБОЮЛ)
Томская область, 2002 г. (юр.лица)




Проект для комментариев
27
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года

Процедуры бухгалтерского учета и производства налоговых платежей

90. Проверки не единственная и не основная составляющая затрат предприятий,
которые вызваны необходимостью соблюдать установленные требования. Как
видно из предыдущих обследований КСИИ, посвященных административным
барьерам, значительный объем рабочего времени сотрудники тратят на
заполнение и предоставление контролирующим ведомствам необходимых форм.

91. Одной из самых затратных по времени обязанностью является расчет
различных налогов и представление соответствующих форм в налоговую
инспекцию. В обоих наших обследованиях респондентов просили оценить
рабочую нагрузку по заполнению различных налоговых форм. В таблице 16
представлены изменения в категории «рабочая нагрузка» по отдельным налогам
(только для тех, кто платит налог), рассчитанной по числу заполняемых форм в
течение года, помноженному на среднее время (рабочие дни), необходимое для
заполнения соответствующей формы, и поделенному на число сотрудников.

92. Мы наблюдаем значительное сокращение затрат рабочего времени на
заполнение налоговых форм по большинству налогов, за исключением
земельного налога. Для некоторых налогов (акцизы, реклама, продажи) число
наблюдений слишком мало, и мы не можем быть уверены, что результат
статистически значим. Однако общая картина снижения рабочего времени на
оформление и уплату налогов достаточно универсальна.

93. В целом, можно сделать вывод, что общая нагрузка по заполнению налоговых
форм, измеряемая в рабочих днях сотрудников, значительно снизилась для
средней фирмы в период между двумя обследованиями. Последняя строчка
таблицы 16 показывает совокупные затраты рабочего времени на заполнение
форм по четырем наиболее распространенным налогам, то есть налог на прибыль,
НДС, социальный налог и подоходный налог (который в России рассчитывается и
оплачивается нанимателем).

94. Такой внушительный прогресс, с нашей точки зрения, стал результатом двух
взаимосвязанных факторов. Во-первых, налоговая система стабилизировалась –
ставки и методы расчета налогов меняются реже. С другой стороны,
квалификация бухгалтеров также повышается, и учет внутри фирмы, вероятно,
организован лучше.

95. Показатель в таблице 16 демонстрирует абсолютное значение временных
затрат на заполнение форм. В предыдущих обследованиях было показано, что
затраты времени на заполнение формы не линейно зависят от размера
предприятия: хотя более крупные фирмы тратят больше времени сотрудников на
соблюдение требований налоговых органов в абсолютном выражении, доля всех
таких трудовых затрат в выручке для них меньше, чем для малых предприятий.




Проект для комментариев
28
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года

Таблица 16. Среднее рабочее время, потраченное на заполнение
отдельных налоговых форм, Томская область11
2004,
2004, юр.лица/
2002, 2004,
юр.лица
юр.лица юр.лица 2002, юр.лица
Налог и ПБОЮЛ
N
Сред- Меди- Сред- Меди- Сред- Меди-
%%
нее ана нее ана нее ана
1 Налог на прибыль 29 8 16,8 8 16,1 8 57,90%
N наблюдений 241 184 198
2 НДС 46,7 10 26,5 10 25,3 8 56,70%
N наблюдений 284 169 188
3 Социальный налог 48,6 12 15,9 8 15,2 8 32,80%
N наблюдений 275 200 224
4 Подоходный налог 37,5 12 11,9 4 11,2 4 31,70%
N наблюдений 318 214 247
5 Налог на имущество 10,3 4 9 4 8,8 4 87,40%
N наблюдений 241 164 175
6 Земельный налог 6,2 4 7 4 6,7 4 112,80%
N наблюдений 107 68 77
7 Акцизный налог 20,1 4 6,7 8 7,4 8 33,30%
N наблюдений 11 8 10
8 Налог с продаж 16 8 8,9 8 8,8 8 55,60%
N наблюдений 32 33 37
9 Налог на рекламу 19,6 4 6,8 5.5 6,6 4 35,00%
N наблюдений 18 28 33
Единый налог на
10 34,1 12 14,7 12 12,7 8 43,20%
вмененный доход
N наблюдений 186 130 208
Всего по 4
основным налогам 104,3 50.5 74,1 37 72,4 36 71,00%
(1-4)
N наблюдений 188 147 157



96. В этом смысле стоит взглянуть на изменения удельного показателя в расчете
на одного работающего, который рассчитан как доля времени, затраченного на
заполнение форм, в общем фонде рабочего времени всех сотрудников фирмы
(таблица 17).

11
Вопрос, который мы применяли для расчета показателей в данной таблице, был сформулирован
в двух обследованиях немного по-разному. В 2002 году респондента спрашивали, платит ли его
предприятие определенный налог, как часто и сколько рабочих дней уходит на заполнение формы
для этого налога. В 2004 году этот вопрос звучал так: “Заполняли ли вы налоговую форму для
конкретного налога, как часто и сколько рабочих дней необходимо для заполнения одной
формы?». Это различие не должно привести к расхождениям, поскольку в любом случае оплата
налога должна сопровождаться заполнением формы для него. Тем не менее, необходимо отметить,
что в 2002 году на этот вопрос ответило заметно меньшая доля респондентов, что может быть
причиной несопоставимости результатов.


Проект для комментариев
29
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года

Таблица 17. Средняя доля рабочего времени, потраченного на заполнение
отдельных налоговых форм, Томская область12
2004, юр.лица 2004, юр.лица /
2002, 2004,
Налог
юр.лица юр.лица и ПБОЮЛ 2002, юр.лица
Налог на прибыль 0,87 0,53 0,56 60,8%
НДС 0,91 0,74 0,83 81,7%
Социальный налог 1,33 0,57 0,64 42,9%
Подоходный налог 1,23 0,47 0,51 38,5%
Налог на прибыль 0,48 0,33 0,37 68,7%
Земельный налог 0,19 0,17 0,26 86,4%
Акцизный налог 0,80 0,22 0,77 27,9%
Налог с продаж 1,69 0,33 0,47 19,8%
Налог на рекламу 2,34 0,14 0,30 5,8%
Единый налог на
1,00 0,66 0,67 66,2%
вмененный доход
Всего по 4 основным
4,58 2,31 2,54 50,5%
налогам


Таблица 17 в основном подтверждает результат, полученный на основании
97.
данных таблицы 16: налицо существенное снижение доли рабочего времени,
затрачиваемого на заполнение форм. Даже по земельному налогу, где
наблюдается рост абсолютных значений потраченного времени, процентный
показатель ниже в 2004 году по сравнению с 2002г., хотя и не намного. Общая
доля времени на заполнение налоговых форм по четырем основным налогам
снизилась в два раза: с 4,6% до 2,31%.

Таблица 18. Вопрос: В какой мере вы удовлетворены деятельностью
налоговых органов, Томская область, %
2004, юр.лица
2002, юр.лица 2004, юр.лица и ПБОЮЛ
Неудовлетворительно 36,02 40 38,24
Удовлетворительно 63,98 60 61,76
Соотношение 27,96 20 23,52
N наблюдений 397 280 374


Интересно отметить, что, несмотря на снижение нагрузки в связи с
98.
заполнением налоговых форм, общий уровень удовлетворенности
налогоплательщиков качеством работы налоговых органов не повысился:
соотношение оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»13
практически не изменилось, или, даже, несколько ухудшилось (таблица 18). Это

12
См. примечание к Таблице 16.
13
Как и прежде, мы суммируем оценки “абсолютно неудовлетворительно” и “довольно
неудовлетворительно”, а также оценки “абсолютно удовлетворительно” и “довольно
удовлетворительно”.


Проект для комментариев
30
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года

необязательно означает, что налоговые органы не улучшили качество работы, это
может скорее отражать более высокие ожидания со стороны респондентов в 2004
году по сравнению с 2002 годом.

Распространено мнение о том, что совершенствование налоговой системы
99.
и снижение налогов приводит к выходу бизнеса «из тени», иными словами, доля
видимых (документированных) сделок должна возрасти. В России эта цель (вывод
бизнеса из «тени») была одной из самых важных при проведении налоговой
реформы. В обоих обследованиях респондентов просили оценить долю
недокументированной выручки от предпринимательской деятельности фирм,
аналогичных фирме респондента.

100. Вопреки ожиданиям теневая экономика не показывает какие-либо
признаки сокращения (таблица 19). В 2004 году доля респондентов,
признававших теневую практику на предприятиях своей отрасли, даже выросла с
65% до 84%.

Таблица 19. Доля выручки, обычно не подтверждаемая документацией,
Томская область, %
2004, юр.лица
2002, юр.лица 2004, юр.лица
и ПБОЮЛ
0% 34,71 16,27 17,4
Менее 10% 17,06 22,62 22,12
11-20 % 11,76 18,25 19,47
21-30 % 11,47 16,27 14,75
31-40 % 9,12 9,92 8,55
41-50 % 9,41 7,14 7,67
Свыше 50% 6,47 9,52 10,03
N наблюдений 340 252 339


101. С другой стороны, необходимо отметить, что в большинстве случаев это
было вызвано сокращением доли тех предприятий, кто полностью отрицал
наличие «теневой» практики (свыше одной трети опрошенных в 2002 году и
только около 16% в 2004 году).

102. Распределение оценок величины (доли) неучтенного оборота примерно
идентично в 2002 и 2004 годах (рисунок 6). Это позволяет нам предположить, что
различия между двумя нашими обследованиями объясняются скорее более
откровенными ответами респондентов в 2004 году, нежели в 2002 году, а не более
широкими масштабами распространения теневой практики.




Проект для комментариев
31
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года




Рисунок 6. Доля недокументированной выручки, Томская область


40

35
Томская область, 2002 г.
30
Томская область, 2004 г.
25

20
15

10
5

0
ниже 11-20 % 21-30 % 31-40 % 41-50 % свыше
0%
10% 50%




Оценка качества услуг по лицензированию и регистрации

103. В обоих обследованиях респондентов просили оценить качество услуг,
предоставляемых и другими ведомствами, не только налоговой инспекцией. По
некоторым службам можно видеть заметное улучшение оценок, даже если
административный барьер и не устранен.

104. Хорошим примером такого улучшения служит качество процедур
лицензирования. Хотя доля фирм, обладающих одной или несколькими
лицензиями, не изменилась (27% в 2002 и 29% в 2004 гг.), и 16% респондентов
указали на то, что число лицензий федерального уровня увеличилось в 2003 году
по сравнению с 2002 годом (несмотря на объявленную Правительством России
цель сокращения лицензий федерального уровня), общая оценка качества услуг
органов лицензирования на федеральном уровне существенно улучшилась
(таблица 20).

105. Напротив, несмотря на то, что лишь менее 2% респондентов считают, что
число лицензий регионального уровня увеличилось, в целом предприятия в
большей степени не удовлетворены деятельностью региональных органов
лицензирования, чем прежде – 26% оценивают их работу как
неудовлетворительную в 2004 году и только 20% в 2002 году.




Проект для комментариев
32
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года

Таблица 20. Итоговая оценка деятельности лицензирующих органов,
Томская область, %
Федеральный уровень Региональный уровень
2004, 2004,
2002, 2004, 2002, 2004,
юр.лица и юр.лица и
юр.лица юр.лица юр.лица юр.лица
ПБОЮЛ ПБОЮЛ
Неудовлетворительно 30 22,53 24,74 20 23,97 26,09
Удовлетворительно 70 77,48 75,26 80 76,03 73,92
Соотношение 40 54,95 50,52 60 52,06 47,83
N наблюдений 111 97 105 146 115 111


106. Анализ тенденций в качестве работы регистрирующих органов более
сложная задача, поскольку большинство обследованных фирм в обоих опросах
последний раз контактировали с регистрирующими службами несколько лет
назад, и их оценки качества услуг не могут служить индикатором изменений
между 2002 и 2004 гг.

107. В таблице 21 фирмы в обоих обследованиях разделены на две группы –
недавно зарегистрированные (за два года до обследования, то есть в 2000—2002
гг. по первому обследованию и в 2002—2004 гг. по второму).

Таблица 21. Вопрос: В какой мере вы удовлетворены деятельностью
регистрирующих органов? Томская область, %
2004, юр.лица
2002, юр.лица 2004, юр.лица
и ПБОЮЛ
Недавно Недавно Недавно
“старые” зарегистри- “старые” зарегистри- “старые” зарегистри-
рованные рованные рованные
Неудовлетворительно 25,76 11,53 19,32 19,7 18,48 20,84
Удовлетворительно 74,24 88,47 80,68 80,3 81,53 79,16
Соотношение 48,48 76,94 61,36 60,6 63,05 58,32
N наблюдений 66 78 88 66 92 72


108. Несмотря на то, что вновь зарегистрированные фирмы в обоих
обследованиях дали аналогичные оценки работе регистрирующих органов
(примерно 80% более или менее удовлетворены), необходимо отметить, что в
2002 году отмечено серьезное различие в оценках между вновь
зарегистрированными и «старыми» фирмами, которые высказывали негативные
оценки, тогда как огромной разницы между оценками «старых» и «новых» фирм в
2004 году не наблюдается.

109. Этот факт можно интерпретировать как существенное улучшение, которое
произошло в начале текущего десятилетия, сопровождаемое более или менее
устойчивым качеством услуг в данный период времени.

110. Заметное улучшение, по оценкам респондентов, качества услуг,
продемонстрированное выше, противоречит некоторым другим результатам.


Проект для комментариев
33
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года

111. В таблице 22 представлены данные о практике неофициальных
соглашений с различными органами власти. Необходимо отметить, что эту
практику не следует напрямую увязывать с коррупцией и взятками. Скорее она
отражает тот факт, что многие отношения между бизнесом и властью не
достаточно формализованы, и многие вопросы требуют своего разрешения
неофициальным путем. Впрочем, такая необходимость, безусловно, может
стимулировать коррупцию.

Таблица 22. Вопрос: Как часто ваше предприятие вынуждено прибегать к
неофициальным соглашениям с различными органами власти?
Томская область, %
2004, юр.лица
и ПБОЮЛ 2004, юр.лица
2002, юр.лица
Налоговые органы
Всегда или часто 7,42 17,21 18,54
Иногда 19,79 39,89 38,18
Никогда или редко 72,79 42,9 43,27
N наблюдений 366 366 275
Контролирующие и правоохранительные органы
Всегда или часто 15,54 11,84 12,87
Иногда 22,97 44,9 44,49
Никогда или редко 61,48 43,25 42,64
N наблюдений 296 363 272
Региональная и местная администрация
Всегда или часто 10,79 17,35 18,39
Иногда 23,02 43,53 42,28
Никогда или редко 66,18 39,12 39,34
N наблюдений 278 363 272
Органы юстиции
Всегда или часто 5,34 11,9 13,48
Иногда 8,44 31,44 29,59
Никогда или редко 86,23 56,65 56,93
N наблюдений 225 353 267
112. Если верить полученным при опросах данным, то практика
неофициальных соглашений значительно расширилась. Трудно сказать, в какой
мере мы здесь снова сталкиваемся с последствием различной кодировки ответов в
анкетах 2002 и 2004 гг. (В анкете 2004 г. у респондента не было опции
«затрудняюсь ответить»).

113. В любом случае, это не может объяснить тот факт, что доля респондентов,
которые «всегда» или «очень часто» прибегают к неофициальным соглашениям,
выросла по всем органам власти, за исключением контролирующих и
правоохранительных организаций (она по-прежнему намного выше в 2004 году,
даже если ее рассчитывать как долю от общей выборки).

114. Единственным альтернативным объяснением могут служить намного
большая открытость и откровенность респондентов в 2004 году.



Проект для комментариев
34
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года

Регулирование земельных отношений и отношений в сфере недвижимости

115. В России доступ к земельным участкам и зданиям относится к числу одних
из основных препятствий в развитии МСП. Поэтому следующий блок вопросов,
по которым мы постараемся сравнить 2002 и 2004 гг., касается качества услуг,
предоставляемых различными органами власти, регистрирующими сделки и
контролирующими рынок недвижимости – разрешения на выделение земельного
участка, разрешения на строительство и т.д. Обследования свидетельствуют о
существенном (можно даже сказать впечатляющем) улучшении в этой сфере
(таблица 23)14.

Таблица 23. Вопрос: В какой мере вы удовлетворены деятельностью … ?
Томская область, %
2004, юр.лица
2002, юр.лица 2004, юр.лица
и ПБОЮЛ
Организации, уполномоченные предоставлять земельные участки для
предприятий
Неудовлетворительно 72,98 51.19 55.05
Удовлетворительно 27,2 48.81 44.95
Соотношение -45,96 -2.38 -10.1
N наблюдений 148 209 267
Организации, уполномоченные утверждать
планы и проекты строительства
Неудовлетворительно 72,86 44,33 50,58
Удовлетворительно 27,14 55,67 49,42
Соотношение -45,72 11,34 -1,16
N наблюдений 140 203 261
Организации, уполномоченные предоставлять
и регистрировать земельные участки
Неудовлетворительно 68,21 45,82 50,78
Удовлетворительно 31,79 54,19 49,23
Соотношение -36,42 8,37 -1,55
N наблюдений 100 203 258
Организации, уполномоченные предоставлять
разрешения на строительство
Неудовлетворительно 75,19 47,72 50,8
Удовлетворительно 24,81 52,29 49,2

14
Отчасти такие различия могут быть следствием иной формулировки вопросов. Например, в
обследовании 2002 года для определенных вопросов, таких как: “Имеете ли вы земельный участок
в собственности?” - респондентам были предложены варианты: “да”, “нет”, “нет ответа”. В
обследовании 2004 года был только один вариант “да”, остальные – отсутствующие значения.
Таким образом, мы не можем провести различия между “нет ответа” – отсутствующее значение –
и определенным “нет”. Поэтому мы должны относиться к отсутствующим значениям как к ответу
“нет”. Это может привести к ошибочным сравнениям: в 2002 году было примерно 20%
отсутствующих значений, но сохранился ли этот процент в 2004 году, утверждать невозможно.


Проект для комментариев
35
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года

2004, юр.лица
2002, юр.лица 2004, юр.лица
и ПБОЮЛ
Соотношение -50,38 4,57 -1,6
N наблюдений 129 197 250
Организации, уполномоченные утверждать
законченные строительством объекты
Неудовлетворительно 53,95 39,11 43,53
Удовлетворительно 46,05 60,89 56,47
Соотношение -7,9 21,78 12,94
N наблюдений 139 202 255
Организации, уполномоченные регистрировать
права собственности
Неудовлетворительно 45,16 39,92 36,5
Удовлетворительно 54,84 60,08 63,5
Соотношение 9,68 20,16 27
N наблюдений 217 253 326
Организации, уполномоченные предоставлять
экологические согласования
Неудовлетворительно 51,46 28,06 26,91
Удовлетворительно 48,54 71,94 73,09
Соотношение -2,92 43,88 46,18
N наблюдений 103 196 249



Рисунок 7. Изменения в оценке услуг органов в сфере земли и недвижимости,
Томская область


60
Томская область
40

20

0
строит.проекта




строительства



собственности
строительство
регистрация




экологич.согла
разрешения на




разрешения на



согласование
утверждение




регистрация




-20
земли




сования
землю




-40

-60

22 24
00 00



Проект для комментариев
36
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года




116. Ниже проведен анализ некоторых количественных показателей
административной нагрузки на предприятия со стороны процедур, регулирующих
земельные отношения и строительство.

117. Затем мы рассмотрим качественные показатели, отражающие отношение
респондентов к различным административным органам и организациям,
предоставляющим государственные услуги в сфере земли и недвижимости.

118. При анализе мы будем различать «опытных» респондентов, которые на
самом деле стaлкивались с данными административными барьерами, и другими
респондентами, мнение которых не основано на личном опыте, а скорее отражает
«репутацию» конкретных административных органов в деловом сообществе в
целом.
Процедуры выделения земельных участков
119. Следующие выводы можно сделать в результате анализа данных
«карточек» - специальных форм заполненных некоторыми фирмами во время
обследований. В теории подвыборка должна охватывать только те фирмы,
которые действительно проходили конкретную процедуру. На практике мы не
можем быть уверены в том, что все такие фирмы согласились заполнить
специальные формы.

120. В 2004 году 89 фирм сообщили о том, что проходили процедуры аренды
земельного участка, однако лишь 67 из них (примерно 75%) заполнили
соответствующие карточки. Число «неответов», пропущенных ответов на
вопросы, как правило, выше в специальных формах, чем в основной анкете. Это
сильно затрудняет статистический анализ. Тем не менее, анализ карточек
позволяет составить некоторые представления о векторе развития процессов
регулирования в соответствующих областях.

121. Выборки фирм, которые ответили на ту часть анкеты, которая
представлена карточками, включают: в 2002 году – 57 фирм; в 2004 году – 54
фирм.

122. Для расчета показателя финансовой нагрузки по анализируемым
административным барьерам нам необходимо знать, сколько людей работали над
различными процедурами и за какую зарплату.

123. Из таблицы 24 видно среднее число сотрудников, занятых «преодолением»
барьеров в части процедур по вопросам земли и недвижимости в 2002 и 2004 гг., и
их месячная зарплата.




Проект для комментариев
37
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года



Таблица 24. Среднее число сотрудников, занятых процедурами выделения
земельных участков, Томская область, чел.
2002 2004
Переменные № наблю- № наблю-
Среднее Среднее
дений дений.
Число сотрудников, занятых
47 2,55 41 2,10
процедурами выделения участков
Средняя зарплата сотрудников,
занятых выделением земельных 40 4036,0 39 6913
участков


124. Разницу в среднем числе сотрудников нельзя считать значительной,
поскольку исключение максимального значения по 2002 году (42 человека) и 2004
году (10 человек) приводит к результатам на уровне 1,7 в 2002 году и 1,9 в 2004
году.

125. Принимая во внимание то, что номинальная зарплата выросла в России за
последние три года примерно на 20% в год, разница в трудовых затратах также
незначительная (в реальном выражении).

126. Для расчета затрат фирмы нам также потребуется (помимо числа
сотрудников и их зарплаты), данные о времени, потраченном на различные
процедуры.

127. Однако время, потраченное на различные процедуры, не поддается
анализу, поскольку (а) перечень процедур существенно различается и (b) число
наблюдений за 2004 год крайне мало (0-6 фирм), так что статистический анализ не
представляется возможным.

128. Мы можем только указать на некоторые статистически незначимые (по
числу наблюдений), но любопытные факты: и в 2002 и в 2004 гг. 13 фирм
прибегали к услугам внешних специалистов для получения разрешений на землю.
Заявленные затраты (времени и средств), даже с учетом внешнего фактора,
показывают, что время, необходимое на получение разрешения, примерно то же
самое (80-90 дней). Официальные платежи выросли в 4 раза, неофициальные
остались примерно на том же уровне.
Процедуры аренды земельного участка
129. Результаты по процедурам получения земельного участка в аренду
приведены в двух таблицах ниже. Как и в предыдущем случае, число ответов по
конкретным этапам недостаточно для расчета значимых средних величин.

130. Из таблицы 25 видно, что и в 2002 и в 2004 гг. распространенным методом
получения земельного участка в аренду было «самообслуживание»:
использование внешних фирм или консультантов наблюдается примерно в 20%
случаев. В таблице 26 приведены показатели, которые удалось посчитать для
процедур оформления аренды земельных участков.



Проект для комментариев
38
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года

Выборка включает: в 2002 году – 66 фирм и в 2004 году – 68 фирм.
131.

Таблица 25. Вопрос: Кто делал работу? Томская область, число ответов
2002 2004
Собственные сотрудники 66 56
Фирмы, рекомендованные чиновниками 4 2
Фирмы, выбранные самостоятельно 13 12
Сами чиновники 2 3


Таблица 26. Затраты на прохождение процедур по аренде земельного
участка, Томская область
2002 2004
Переменные
Набл. Среднее Набл. Среднее
Для фирм, использующих собственный персонал
Число задействованных сотрудников 56 1,59 62 1,40
Средняя зарплата (руб.) 52 3421 50 5197
Всего время на процедуру (дни) 39 59,8 49 90,2
Всего трудовые затраты (руб.) 47 17750 45 35264
Для фирм, использующих внешних специалистов
Всего время на процедуру (дни) 16 49,8 15 63,9
Официальные затраты (руб.) 15 35570 12 17042
Неофициальные затраты (руб.) 5 8603 3 15333


Показатели восприятия услуг регулирующих органов в сфере
недвижимости
132. Как уже отмечалось выше, когда мы имеем дело с качественными
оценками «восприятия» респондентами сложности той или иной
административной процедуры, разница в двух наших выборках может быть
вызвана различной формулировкой вопросов или различной кодировкой ответов,
которая может «подталкивать» респондента к какому-либо конкретному ответу,
даже если у него нет собственного опыта в данной сфере.

133. Мы проиллюстрируем проблему создания «показателя личного опыта» для
пользователей земельными участками и сравним результаты по двум группам.
Первая группа – «эксперты» - те фирмы, которые утверждают, что сталкивались с
задачами получения разрешений на землю (либо покупка, либо получение
земельного участка в аренду). Другую группу составляют те, кто лично не
сталкивался с земельными проблемами, но высказал свое мнение о сложности
процедур. В выборке 2002 года насчитывается 94 «эксперта» (19%), в выборке
2004 года – 98 (26%).

134. Ответы на вопросы по вышеуказанным двум группам различаются
следующим образом.

135. В таблице 27 представлены ответы «экспертов» и «неискушенных» на
вопрос о том, создают ли земельные отношения проблемы в развитии


Проект для комментариев
39
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года

предприятий. Таблица не проста для восприятия, поэтому требуются некоторые
пояснения. Во-первых, в 2002 году этот вопрос был объединен с проблемами
приобретения и аренды земли. В обследовании 2004 года это были
самостоятельные вопросы. Во-вторых, в 2002 году мы давали разбивку ответов по
всей выборке и только по тем фирмам, которые сказали, что это проблема
вызывает у них некоторые сложности, и дали определенный ответ.

Таблица 27. Вопрос: Являются ли приобретение и аренда земельного участка
серьезной проблемой для вашего предприятия? Томская область, %
Приобретение и аренда Приобретение Аренда
2002 (только
для конкрет-
2002 2004 2004
ных ответов)
Неоп. Опыт. Неоп. Опыт. Неоп. Опыт. Неоп.Опыт.
Не проблема или
минимальная 12,4 18,9 29,5 21,3 68,6 39,3 69,0 41,9
проблема
Проблема средней
9,1 26,7 21,7 30,0 12,6 8,3 16,7 21,5
сложности
Серьезная или
непреодолимая 20,5 43,3 48,8 48,8 18,9 52,4 14,4 36,6
проблема
Не имеет отношения к
48,9 7,8 - - - - - -
фирме
Затрудняюсь ответить
9,1 3,3 - - - - - -


Судя по данным в таблице, можно сделать несколько выводов:
136.
a. В отношении между “опытными” и неопытными респондентами
существует большая, существенная разница.
b. Предоставление респонденту возможности отказа от ответа намного
сближает оценку со стороны опытных и неопытных фирм.
c. Поскольку в 2002 году была комбинация ответов, мы не можем с
уверенностью утверждать, изменилась ситуация к лучшему или к
худшему. В 2004 году «опытные» фирмы оценили приобретение в
качестве более серьезной, а аренду менее серьезной проблемы, чем
в целом оценивали земельные проблемы их коллеги в 2002 году.
137. Опытность влияет не только на место проблемы в перечне препятствий для
бизнеса (что само по себе естественно), но и оказывает серьезное воздействие на
оценку, которую респондент высказывает в отношении различных регулирующих
органов (таблица 28).




Проект для комментариев
40
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года



Таблица 28. Вопрос: В какой мере вы удовлетворены деятельностью
организаций» ответственных за…?» («опытные» и «неопытные» группы
респондентов), Томская область, %
2002 2004
Неопыт. Опыт. Неопыт. Опыт.
Получение разрешений на земельные участки
Абсолютно неудовлетворительно 30,6 41,3 6,3 27,5
Скорее неудовлетворительно, чем
44,7 28,6 42,1 40,7
удовлетворительно
Довольно удовлетворительно 15,3 25,4 38,6 30,8
Полностью удовлетворительно 9,4 4,8 13,1 1,1
Утверждение проекта и архитектурного проекта и чертежей
Абсолютно неудовлетворительно 29,5 38.7 6.3 19,8
Скорее неудовлетворительно, чем
43,6 33.9 40.0 39,5
удовлетворительно
Довольно удовлетворительно 19,2 21.0 41.7 38,4
Полностью удовлетворительно 7,7 6.5 12.0 2,3
Выделение земельного участка, регистрация в земельном кадастре
Абсолютно неудовлетворительно 36,6 36,2 7,0 16,1
Скорее неудовлетворительно, чем
35,4 27,5 39,2 43,7
удовлетворительно
Довольно удовлетворительно 19,5 29,0 40,4 35,6
Полностью удовлетворительно 8,5 7,3 13,5 4,6
Разрешение на строительство
Абсолютно неудовлетворительно 38,7 40,7 7,0 16,5
Скорее неудовлетворительно, чем
41,3 27,8 40,4 41,8
удовлетворительно
Довольно удовлетворительно 14,7 25,9 38,0 35,4
Полностью удовлетворительно 5,3 5,6 14,6 6,3
Государственная передача и приемка, выдача технического паспорта
Абсолютно неудовлетворительно 22,35 22,22 4,68 11,9
Скорее неудовлетворительно, чем
30,59 33,33 37,43 34,52
удовлетворительно
Довольно удовлетворительно 29,41 31,48 44,44 47,62
Полностью удовлетворительно 17,65 12,96 13,45 5,95
Регистрация прав собственности, права аренды
Абсолютно неудовлетворительно 11,9 24,3 3,0 12,0
Скорее неудовлетворительно, чем
25,9 35,1 31,2 30,4
удовлетворительно
Довольно удовлетворительно 44,1 27,0 53,4 54,4
Полностью удовлетворительно 18,2 13,5 12,4 3,3
Экологический контроль
Абсолютно неудовлетворительно 20,3 15,4 2,4 1,3
Скорее неудовлетворительно, чем
34,4 30,8 22,9 29,1
удовлетворительно
Довольно удовлетворительно 32,8 33,3 58,2 64.6
Полностью удовлетворительно 12,5 20,5 16,5 5,1


Проект для комментариев
41
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года



138. В целом опытные респонденты тяготеют к занижению качества услуг
регулирующих органов и гораздо реже бывают «полностью удовлетворены» их
работой. При оценке качества услуг мы должны больше доверять
«просвещенному» мнению тех, кто на самом деле сталкивается с
административными барьерами. Важно отметить, что мнение «несведущих»
также имеет свою ценность, отражая в целом «репутацию» конкретных органов
или процедур среди представителей делового сообщества.

139. К сожалению, нельзя провести корректного сопоставления точек зрения
«неопытных» групп 2002 и 2004 гг. из-за методологических различий в анкете, о
которых мы говорили выше15, вместе с тем сопоставление ответов группы
«экспертов» имеют, на наш взгляд, большее значение.

140. Приведенные в таблице данные демонстрируют, что для группы
«экспертов» оценка всех процедур, за исключением получения разрешений на
земельный участок, в той или иной степени улучшилась.

141. Из рисунка 8 видно, что лидерами в повышении качества выступают
организации экологического контроля и организации, ответственные за
регистрацию имущественных прав. Организации, ответственные за разрешения на
земельный участок и утверждение проекта, остаются «лидерами» в порождении у
фирм «негативных чувств», хотя они существенно улучшили свою репутацию.

142. Улучшение отношения «опытных» предпринимателей к регулирующим
органам в сфере недвижимости становится еще более очевидным, если принимать
во внимание только оценки «абсолютно неудовлетворительно», что более точно,
поскольку разница между «скорее удовлетворительно, чем неудовлетворительно»
и «скорее неудовлетворительно, чем удовлетворительно» довольно расплывчата.
Оценки «абсолютно неудовлетворительно» в «опытных» группах 2002 и 2004 гг.
показаны на рисунке 9.




15
Мы имеем в виду отсутствие варианта “затрудняюсь ответить” в обследовании 2004 года.


Проект для комментариев
42
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года

Рисунок 8. Доля респондентов в «неопытных» группах, которые «абсолютно»
или «скорее» не удовлетворены качеством услуг регулирующих органов

25.3
Экологический контроль 46.2
34.2
Регистрация прав 59.4
42.11
Технический паспорт 55.55
47.4
Разрешение на строительство 68.5
46.2
Отвод участка 63.7
59.3
Утверждение проекта 72.6
68.2
Разрешение на участок 69.9

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Томская область, 2002 г. Томская област ь, 2004 г.




Рисунок 9. Доля «опытных» респондентов, «абсолютно удовлетворенных»
работой регулирующих организаций

Разрешение на участок
5
0
4
Экологический контроль Утверждение проекта
0
3
0
2
0
1
0
0
Регистрация прав Выделение участка




Технический паспорт Разрешение на строительство




Томская область, 2002 г. Томская область, 2004 г.




Проект для комментариев
43
Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации
Томская область. Сопоставительный анализ 2002 и 2004 гг. Ноябрь 2004 года

143. Даже если не принимать во внимание факт незначительного числа
наблюдений, , представляется, что существенных изменений между выборками
2002 и 2004 гг не наблюдается по количественным показателям (время и затраты
на получение разрешений). Некоторые показатели демонстрируют улучшение
ситуации, другие, напротив, свидетельствуют о ее ухудшении.

144. В то же время, качественные показатели «восприятия», рассчитанные для
тех респондентов обеих выборок, кто действительно сталкивался с
необходимостью получать различные разрешения на землепользование,
свидетельствуют об улучшении ситуации.

145. Несмотря на то, что общая неудовлетворенность качеством услуг по-
прежнему весьма высока, доля респондентов, совершенно неудовлетворенных
качеством предоставляемых услуг по выделению и оформлению прав на землю и
недвижимость, радикально сократилась для всех семи проанализированных
процедур.

146. Доля полностью или относительно удовлетворенных качеством услуг
респондентов составляет в 2004 году более 40% для шести процедур из семи,
тогда как в 2002 году этот показатель превышал 40% только для трех процедур из
семи.




Проект для комментариев
44

<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ