СОДЕРЖАНИЕ

©2005 г.
И.Ф. АЛБЕГОВА

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ
РАБОТНИКОВ

АЛБЕГОВА Ирина Федоровна - кандидат философских наук, зав. кафедрой социальных
технологий Ярославского государственного университета.


Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является
одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил, де-
ятельности в целом. Однако невозможно исследовать мотивацию индивида в отрыве
от социальной реальности. Подход социолога к проблеме мотивации - это взгляд на
необходимость изучения данной проблемы посредством социопсихологического ана-
лиза индивидуальных действий, раскрытия связи мотивационного процесса с актуаль-
ной социальной ситуацией. Следует также отметить, что мотивационный фактор
обеспечивает превращение знаний, умений и навыков в средства личностного и про-
фессионального роста, тем самым способствуя достижению профессионального мас-
терства, В этой связи изучение мотивов, содействующих выполнению социальным
работником своих профессиональных обязанностей, решению задачи по формирова-
нию субъектности клиента крайне важно. Особенно актуальной эта проблема стано-
вится, когда речь идет об инновационных видах деятельности, к числу которых отно-
сится и социальная работа.
Обычно выделяют три группы мотивирующих факторов. Первую составляют по-
требности и инстинкты. Эта группа факторов отвечает на вопрос, почему организм во-
обще приходит в состояние активности. Вторую образуют мотивы как причины, опре-
деляющие выбор направленности поведения, то есть она отвечает на вопрос, на что на-
правлена активность организма. Третья группа - это проявления эмоций, субъективных
переживаний (стремлений, желаний и т.п.) и установок в поведении субъекта. Эта груп-
па отвечает на вопрос: каким образом осуществляется регуляция динамики поведения.
С точки зрения нашего исследования, наибольший интерес представляет вторая
группа факторов, определяющих мотивы поведения и как частный случай - мотивы
выбора специальности "социальная работа", осуществления ее как профессионально-
го вида деятельности и практики волонтерства.
Изучение мотивации выбора специальности "социальная работа", реализации
профессиональной деятельности и практики волонтерства осуществлялось с 1994 по
2004 г. Была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности, уровень и харак-
тер мотивации оказывают достаточно сильное влияние на эффективность обучения,
выполнения профессиональной деятельности и практики волонтерства, способствуют
или препятствуют становлению специалиста-профессионала. Кроме того, мотивация
социальной работы зависит от полоролевых стереотипов и имеет в этом смысле доста-
точно широкий диапазон. Использовались следующие методы исследования: социоло-
гический опрос в форме полуформализированного интервью, анкетирование, анализ
документов (личные дела, автобиографии, резюме, должностные инструкции социаль-
ных работников, международные стандарты в области профессиональной деятельности
социальных работников), а также проведены и проанализированы письменные рабо-
ты-эссе на тему "Почему я хочу быть социальным работником?". Объектами иссле-
дований стали 620 студентов отделения социальная работа ЯрГУ и студенты ЯГПУ,
обучающиеся по специальности "социальная педагогика", у которых выявлялись мо-
тивы выбора данных специальностей. Основными методами исследования в данной
группе было анкетирование, написание и контент-анализ работы-эссе.


78
Результаты позволяют сделать следующие выводы. Ведущими мотивами выбора
специальностей "социальная работа" и "социальная педагогика" респонденты-учащиеся
назвали "желание помочь людям" (90% опрошенных), а также "стремление общаться
с людьми" (75%). При этом и юноши, и девушки желают помогать людям и общаться
с ними примерно в равной степени. Данное обстоятельство является весьма позитив-
ным, так как без такой мотивации становление в будущем социального работника
и педагога - профессионалов просто невозможно.
Девушки более высоко, чем юноши оценивают перспективность профессий "со-
циальный работник" и "социальный педагог", почти 73% из них имеют хорошую про-
фессиональную ориентацию, отмечая при этом, что "пришли учиться по призванию".
Тем не менее 30% опрошенных указали на стечение обстоятельств, случайность при
выборе профессии и желание просто получить высшее образование, "корочки". Этот
мотив превалирует у юношей, обучающихся в ЯрГУ, они же отметили мотив "уход
от военной службы".
Примечателен тот факт, что, если девушки при ответах ссылались на рекоменда-
ции психологов-профконсультантов, то из юношей диагностику на профпригодность
практически никто не проходил.
Исследования также показали, что после окончания ЯГПУ 70% респонденток со-
бираются работать по специальности, то есть социальными педагогами. В ЯрГУ
предпочтение будущей профессии отдают примерно половина опрошенных девушек
и лишь каждый двенадцатый юноша. При анализе была выявлена следующая зависи-
мость; чем дольше обучаются студенты по специальностям "социальная работа" и
"социальная педагогика", тем меньше они хотят работать по ней после окончания вуза.
На наш взгляд, одной из причин такого положения является слабая информирован-
ность студентов о данных профессиях, отсутствие ранней хорошо отлаженной проф-
ориентационной работы и низкая оплата труда. Особенно важно это для девушек,
так как им намного сложнее, чем юношам, найти место работы.
В ходе исследования задавался вопрос: "О какой профессии Вы мечтали в детстве?".
Ответы показали, что большинство опрашиваемых (75%) хотели бы работать
с людьми, что особенно важно для наших профессий. Особый интерес представляет
тот факт, что среди множества названных профессий лидирует учитель (ее назвали
каждая третья респондентка), юристом и врачом хотели быть каждая шестая опро-
шенная девушка. Юноши отметили профессии летчика, космонавта (по 21,4%) и ди-
ректора (14,2%).
На наш взгляд, реальной причиной того, что женщины с детства мечтают о таких
профессиях, как учитель, врач, продавец, адвокат, парикмахер и т.д., а мужчины хотят
быть директорами, летчиками, космонавтами является действием стереотипов, кото-
рые закладываются в процессе социализации личности. В соответствии с этими стерео-
типами мужчины должны быть сильными, активными, логичными и рациональными.
Девушек и женщин считают пассивными, эмоциональными, призванными опекать
и воспитывать ближних, и поэтому с детских лет их приучают выполнять те роли, кото-
рые от них ожидают. Социальную работу в этом случае воспринимают как женскую
профессию. От специалистов здесь требуются такие качества как доброта, эмпатия, уме-
ние сочувствовать, сопереживать, заботливость, что вполне совпадает со стереотипны-
ми представлениями о женщинах. "Настоящему" же мужчине лучше заниматься делами,
которые оцениваются в обществе как наиболее значимые, следовательно, мужские.
Эссе "Почему я хочу быть социальным работником (социальным педагогом)?"
проводилось на первых курсах (получено 575 работ). Данное обстоятельство связано
с тем, что у части студентов объем сочинения был менее 300 слов, что недопустимо
при данной методике.
Компенсаторная мотивация в сочинении проявилась в следующем: общее неадекват-
ное представление о профессиях "социальный работник" и "социальный педагог";
пренебрежение к ее содержанию ("мне все равно кем быть - социальным работни-
ком, педагогом, экскурсоводом, главное, чтобы работать с людьми", "мне нужно вые-
79
шее образование и работа с людьми, а не с машинами"); доминирование гуманистиче-
ских мотивов ("сейчас столько несчастных... Люди должны помогать друг другу.
Я всегда мечтала помогать людям, нести добро"); проявление морализации и рациона-
лизации ("в наше время порядочные люди не должны оставаться в стороне. Элемен-
тарная порядочность требует присутствия там, где трудно"). Для большинства студен-
тов характерно злоупотребление безличными предложениями, употребление фраз
в пассивном залоге, описание собственных успехов через подчеркивание неудач и не-
состоятельности других.
Исследование мотивации социальной работы осуществлялось и среди сотрудни-
ков администрации Ярославской области, департаментов социальной защиты и заня-
тости населения и структурных подразделений отделов социальной защиты шести
районов г. Ярославля и восемнадцати муниципальных округов Ярославской области,
повысивших уровень своей квалификации в ЯрГУ. Всего обследовано 800 человек,
имеющих стаж практической работы в органах социального обеспечения от 2 до
8 лет. Половозрастные характеристики этих респондентов: возраст от 24 до 53 лет,
752 являются женщинами.
Для данной категории обследуемых характерны следующие ответы. 100% муж-
чин и 75% женщин указали на необходимость обучения из-за риска потери рабочего
места или невозможности дальнейшего карьерного роста. При этом практически все
опрошенные (98%) указали на "желание помогать людям".
Анализ интервью строился на модели социопсихологической мотивации профес-
сиональной деятельности социальных работников, включающей следующие мотива-
торы: профессиональные ценности; альтруистическая мотивация (мотив морального
долга, мотив сочувствия); материальные ценности; общение в коллективе (мотив аффи-
ляции); самореализация; инвайроментальная мотивация; социальная ценность рабо-
ты. Дополнительным мотивационным фактором, влияющим на выбор профессии со-
циального работника, выступал пол. На основании полученных результатов можно
сделать вывод, что на процесс профессионализации социальной работы большое
влияние оказывают тендерные стереотипы.
Эмпирические исследования подтвердили гипотезу о том, что социокультурная
мотивация профессиональной деятельности социальных работников является много-
мерным и динамичным образованием и на субъективном уровне представлена взаимо-
связанными мотиваторами. Показатели мотиватора материальных ценностей, а именно
неудовлетворенности низкой заработной платой, оказываются тем выше, чем мень-
ше в ответах респондентов представлены альтруистическая мотивация и мотив аффи-
ляции, акцент делается на инвайронментальной мотивации и привыкании к работе.
Альтруистическая мотивация больше представлена мотивом сочувствия. Причем
в эмпатийных переживаниях ярко выражен эмоциональный компонент. Однако, что-
бы эффективно осуществлять профессиональную деятельность, недостаточно сочувст-
вия людям, желания помочь, необходимы систематизированные знания. Полученные
результаты обозначили проблему повышения эффективности профессиональной
подготовки социальных работников. Отсутствие у социальных работников базовых
знаний, конкретных умений и навыков приводит к тому, что в работе они ориентиру-
ются на свои душевные качества и житейский опыт, что связано с большими ресурс-
ными затратами. Это, в свою очередь, снижает профессионализм социальных работни-
ков, сдерживает процесс профессионализации социальной работы.
В ходе анализа выявлено рассогласование сущего и должного: социальные работни-
ки в своих клиентах и в самой работе видят средство для реализации своих проблем,
в то время как центром профессиональной мотивации должен быть клиент. Смеще-
ние мотивационного центра с социального работника на клиента позволяет социаль-
ному работнику более адекватно и эффективно решать профессиональные задачи.
Компенсаторная профессиональная мотивация также является противопоказани-
ем к выполнению социальной работы. В этом случае смысл выполняемой работы для
социального работника состоит в том, чтобы в общении со страдающими людьми,


80
ожидающими помощи, повышать личную самооценку, самоутверждаться. В общении
это часто достигается с помощью грубости, унижения инвалидизации клиентов. Оче-
видно, что социальный работник с компенсаторной мотивацией не заинтересован
в эффективном выполнении своей работы: чем больше рядом будет несчастных не-
удачников, тем лучше он будет себя чувствовать. Нередко компенсаторная мотива-
ция является следствием многих нерешенных личных проблем и трудностей социаль-
ного работника, наличие которых он у себя отрицает и тем самым лишает себя воз-
можности их решения.
Исследование мотивации волонтерства осуществлено среди 1243 руководителей,
членов и волонтеров общественных некоммерческих организаций Ярославля и области,
так или иначе занимающихся социальной работой с населением. Выбор данной катего-
рии респондентов обусловлен тем, что общественные некоммерческие негосударствен-
ные организации (НКО) являются инновационным субъектом современной социальной
работы. Их совокупность составляет так называемый "третий сектор", который пред-
ставляет из себя элемент институализации социальной работы, способствует развитию
ее практики, технологизации и создает условия для волонтерской работы. Мобильная
организационная структура, свободная от стереотипов психология членов НКО, огра-
ниченность финансовых средств объективно способствуют разработке и внедрению ин-
новационных способов решения социальных проблем. Дальнейшее их развитие, расши-
рение сферы деятельности оказывает непосредственное влияние на рост многообразия
организационных форм социальной работы, укрепление ее технологических основ и
способствует процессу институализации социальной практики.
Исследование в НКО проводилось с 1996 по 2004 г, в рамках проектов "Ярослав-
ские НКО; технология менеджмента", "Третий сектор и четвертая власть", "Влияние
общественных организаций на взаимоотношения личности и общества", "Методоло-
гические и технологические основы современной социальной работы в России",
"Внедрение инновационных социальных технологий в деятельность ярославских
НКО как условие совершенствования методов их работы", "Ярославские НКО и про-
блемы развития гражданского общества в России"* .
Необходимо отметить, что 85% опрошенных руководителей НКО имеют высшее об-
разование, а 30% - кандидатские и докторские степени. Члены и волонтеры организаций
в основном рекрутируются из числа студентов ярославских вузов. Наиболее активными
из них являются учащиеся гуманитарных факультетов, которые часто сочетают волон-
теретво с прохождением обязательной для студентов практики (ознакомительной, психо-
лого-педагогической, производственной, преддипломной) или стажировки. Сочетание
этих видов деятельности нередко выступает мотивацией практики волонтерства у дан-
ной категории опрошенных, что является принципиально важным для будущих социаль-
ных работников, социальных педагогов, психологов, юристов, политологов.
Результаты анкетирования позволили ранжировать по степени важности для во-
лонтеров-студентов мотивы работы в НКО следующим образом. 90% опрошенных
отметили интерес к НКО как инновационной форме социальной работы с населением,
75% - возможность непосредственного общения с людьми, 73% - реальное оказание
помощи нуждающимся, 60% - вероятность установления новых контактов (в том
числе и международных), 40% - возможность трудоустройства.
Опрос руководителей и членов НКО показал, что основным мотивом создания
общественной организации являлось решение собственных проблем (в том числе и
материальных), а социальное значение своей деятельности они видят в создании основ
гражданского общества, развитии демократии, укреплении социальной базы третьего
сектора, расширении сферы социального партнерства, реализации социальной поли-
тики государства.


* Поддержка данных проектов была осуществлена фондом Евразия, Агентством по международному
развитию. Фондом Мотта, Фондом Сороса и Посольством Королевства Нидерландов.

81



СОДЕРЖАНИЕ