<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Но это в принципе не возможно, вот почему идея никогда полностью не реализуется и не может быть реализованной. Прошлое знание не может быть полностью применимо к решению новой задачи, при всем при том, что новые задачи с необходимостью могут быть решены только на основе старого прошлого знания. Но основываться на старом знании при решение новой задачи означает, что это решение осуществляется в некоторой общей парадигме, общей для старого знания (естественно его части) и новой задачи. Новая задача возникает при условии изменение внешней ситуации, при которой уже не возможно удовлетворить свои потребности. Новое знание это паллиатив между старым знанием и новой ситуацией. Но новое знание появляется тогда когда задача решена, и тем самым оно сразу приобретает статус прошлого знания. Овладеть новой ситуаций это вписать ее в имеющуюся парадигму.
В этом плане - идея это своеобразный мостик между старым знанием и новой практической задачей, а соответственно и новым знанием. Сама по себе идея не содержит решение задачи. Это совсем уже другая работа. Но идея в обязательном порядке содержит в себе знание: новая ситуация может быть вписана в имеющуюся парадигму. С необходимостью она содержит в себе прошлое знание, в рамках известной парадигмы и знание новой ситуации, т.е. ее содержание относительно своих задач. В этом плане или же новая ситуация должна удовлетворять прежние потребности и интересы или же новые потребности и интересы требуют новой ситуации.
Конечно идея содержит в себе решения новой задачи, но, так сказать, в свернутом виде. В противном случае трудно понять механизм образования другого знания, например, теории. Другими словами, откуда может появиться теория, если ее нет и не может быть в прошлом знании по определению. Ответ относительно прост: новое теоретическое знание уже имеется в идеи и ее актуализация и формализация происходит в процессе развертывания знания, заложенного в идеи: образование гипотезы, далее разработка теории и практическое воплощение, т.е. переход знания из одного качественного состояния в другое. Но это уже совсем другая процедура. Образование гипотезы, теории и пр. означает соединение не соединимого: прошлого знания и новой ситуации, т.е. попытка вложить идею каждый раз в новую для нее ситуацию.
Но понятие идея оказывается шире, чем оно используется в научной литературе: идея как синонимом знания. Для образования гипотезы или теории и ее практическое воплощение требуется опять же идея, как это сделать. Понятно, это уже совершенно новое знание. Поэтому содержание понятия идеи можно рассматривать еще и как процедуру перевода интуитивного знания в актуальное, о чем мы говорили выше.
Так выдвигая идею, что вопрос не является условием получения какой-либо информации, а содержит в себе всю полноту знания о вопрошаемом предмете, правда имеющего природу концептуально-гипотетического, т.е. возможно истинного знания, мы тем самым ровным счетом ничего не говорим о самом предмете, его содержании и пр. Мы только констатируем, что содержание нового предмета (новой ситуации) является возможно истинным и требует проверки. Тем самым мы перекинули мостик между нашим прошлым знанием, на основе которого и было построено новое представление о предмете, и самим предметом. Мы только указали, догадавшись, что между ними может быть связь. Содержание ее безусловно имеется в самой идеи, но для своей актуализации оно должно превратиться в гипотезу, теорию и т.д.
Познание начинается с идеи. Будем надеяться, что настоящий сборник, названый "В поисках своей идеи", поможет познанию социального мира.
1 Философский энциклопедический словарь. Социология. М., 1983. С. 640.
2 Социальная сфера: совершенствование социальных отношений. М.: Наука, 1987. С. 11.
3 Иванов В.Н. Предисловие //Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. С. 7.
4 Там же. С. 3.
5 Вот почему респонденты при ответах на вопросы социологической анкеты, как правило, отвечают искренне, ибо в противном случае им придется проделать двойную работу: сначала найти истинную концепцию, а затем ложную, если они решили ответить неправильно и тем самым дать ложную, т.е. не соответствующую их мнению информацию.
6 Особенно это заметно в переломные моменты развития общества, например в эпоху революций, общественных потрясений, когда меняются коренные концепции жизни общества, по которым раньше жили люди. Резкая смена концепции нередко приводит к деградации личности и ее гибели. История дает немало примеров самоубийств именно на этой почве.
7 Баранов А. Три принципа нового социологического мышления //Социологические исследования. 1988. № 3. С. 131 132.
8 Смелсер Нейл Дж. Социология экономической жизни //В сб.: Американская социология. М.: Прогресс, 1972. С. 188 189.
9 См.: Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. С. 291.
10 Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. С. 269.
11 См.: Микеладзе З.Н. Что такое "Топика" Аристотеля? //Вопросы философии 1979. № 8. С. 109 -113
12 См.: Там же.
13 Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т. 2. М., 1978. С. 106.
14 Там же.
15 Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985. С. 361 - 362.
16 Там же.
17 Там же.
18 Бэкон Ф. Соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1977. С. 298.
19 Там же.
20 Там же.
21 Декарт Р. Правила для руководства ума //Соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1989. С. 77.
22 Там же.
23 Кондильяк Э. Соч.: В 3-х т. Т. 2. М., 1983. С. 261.
24 Там же. С. 262.
25 Лейбниц Г. Соч.: В 4-х т. Т. 2. М., 1983. С. 364.
26 Там же.
27 Белнап Н., Стил Т. Логика вопроса и ответа. М., 1981.
28 Сергеев К.А., Соколов А.Н. Логический анализ форм научного поиска. Л., 1986.
29 Более подробно о проблеме вопроса можно прочесть в моей книге: "Почему люди задают вопросы" (1993). В ней дается, как мне казалось, вполне удачное решение логической структуры вопроса. В 1995 в журнале "Социс", (№ 8) была напечатана рецензия члена-корр., профессора А.В. Дмитриева, в которой ставилось под сомнение предложенное решение логической структуры вопроса. Рецензент писал, что автор фактически "изящно" свел логическую структуру вопроса второго типа к вопросу первого типа, который по сути есть выражение логической структуры суждения.
30 См.: Очерк в данном сборнике: Предмет социологии, параграф "Типы социальных отношений", схема 1.
31 См.: Философская энциклопедия. Инстинкт. Т. 2. ? М., 1962. ? С. 278.
32 См.: "Социс" (Социологические исследования). 1997. № 9.
33 Ленин В.И. Полн. собр. соч. ? Т. 21. ? С. 261.
34 Цит. по:Имануил Кант. Критика чистого разума. С.-Пб., Из-во "Тайм - аут", 1993г.
35 Исследования показывают, что имеется сильная корреляция между интенсивностью чтения любовной и сексуальной литературой и половым созреванием.
36 Кант И. Критика чистого разума /Пер. с нем. Н.О. Лоского. (Печатается по изд. СПб., 1907. ? СПб.: Изд-во ИКА "Тайм-Аут", 1993.
37 В данном случае нумерация цитат проводится в соответствии с той нумерацией строк, которая используется в указанном издании работы И. Канта.
38 Здесь возникает проблема целого и части, которую мы в данный момент не имеем возможности исследовать, дать более или менее удовлетворительный анализ, поэтому оставим ее на потом.
??

??

??

??




2



<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ