<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Всю духовную жизнь общества в единую систему объе-
рядка и наказания лица, совершившего правонарушение.
диняет культура.
Без налаженной системы юридической ответственно-
К культуре относится все, что противостоит натуре, при-
сти право становится бессильным и ненадежным, не
роде как нечто возделанное и созданное трудом человека.
оправдывает возлагаемых на него социальных ожиданий.
В словаре В. Даля дается следующее толкование слова
С одной стороны, правовые нормы, а равно проистекаю-
«культура»: «обработка и уход, возделывание, выделка,
щие из них права и обязанности членов общества превра-
умственное и нравственное образование». Такое толкова-
щаются в благие пожелания, если власть не способна орга-
ние полностью соответствует первоначальному латинско-
низовать восстановление нарушенных прав, принуждение
му употреблению слова culture, ведущего свое происхож-
к исполнению обязанностей, наказание нарушителей пра-
дение от слова cob, colere - взращивать, возделывать
вовых запретов. С другой стороны, государственное при-
землю, заниматься земледелием. Но уже в Древнем Риме
нуждение, с помощью которого охраняются право и право-
термин «культура» приобрел значение воспитанности и про-
порядок, более всего затрагивает личность, ее интересы,
свещенности, т. е. «обработки» самого себя.
права и свободы. Если оно применяется для защиты не-
В современном понимании слово «культура» известно
справедливого права, вне права и вопреки праву, проблема
лишь с XVIII в., с эпохи Просвещения.
социального взаимодействия права и государственного
С понятием «культура» стала связываться активность че-
принуждения становится особенно острой.
ловека, в том числе активная роль его сознания. В даль-
На протяжении многих веков человеческой истории при-
нейшем ученые пытались выйти за пределы такого узкого
нуждение нередко применялось произвольно, по усмот-
понимания культуры. Но феномен культуры настолько сло-
рению власть имущих, а сами меры государственного
жен, что дать однозначное определение ему невозможно.
принуждения часто были несоразмерно правонарушению
Тем не менее в науке существуют подходы, позволяющие
предельно жестоки.
охватить культурные явления в целом. В их числе выде-
Круг норм и общественных отношений, образующих со-
ляется описательный подход, представляющий культуру
держание, сферу юридической ответственности, сложил-
как результат всей деятельности человека. Но в этой кон-
ся исторически. Современные принципы ответственно-
цепции культура предстает в статичном состоянии. В рам-
сти стали возникать в сознании общества и в действующем
ках данного подхода жестко разводятся материальная и
праве в период низвержения феодального строя. В про-
духовная области культуры, в действительности взаимосвя-
цессе борьбы с феодальным режимом утверждались ос-
занные друг с другом. Описательным подходом не фикси-
новные положения современной теории права и практи-


67. Элитарная и массовая культура 68. Мораль, нравственность
Жизнь людей в обществе подчиняется не только право-
Идеи элитарности культуры сложились в обществе в ре-
вым, но и нравственным принципам, что изучается этикой.
зультате освоения наследия Просвещения.
Слово «этика» вошло в научный обиход из французского
В рамках теории элитарности культуры сущность культу-
языка, а во Францию - из Древнего Рима. Однако науке
ры видится в ее высочайших достижениях - шедеврах.
известен и более ранний источник - Древняя Греция, где
Культура в этом случае воспринимается как отдельный
существовало понятие «этос», в далекие времена озна-
взлет творческого гения. Элитарная культура понятна лишь
чавшее местопребывание, жилище, а также логово зверя,
посвященным, она культивирует систему ценностей, дале-
птичье гнездо. Со временем оно приобрело более глубо-
кую от интересов рядовых людей. Здесь искусство суще-
кий смысл, означавший уже не просто некое местопребы-
ствует для искусства.
вание, а устойчивую внутреннюю природу какого-либо яв-
Элитарная культура создает дистанцию между собой и
ления - характер, обычай, образ жизни, внутренний нрав,
другими культурами, дистанцию, являющуюся частью со-
темперамент.
циального иерархического порядка.
Слово «этос» постепенно начинает приобретать норма-
Долгое время элитарная культура оставалась недоступ-
тивный смысл, т. е. означать правило жизни, поведения.
ной для многих. Но постепенный процесс демократизации
Слово «этос» в его новом значении послужило основой для
общественной жизни, достижение высокого материально-
образования еще более сложного понятия «этика». Анало-
го уровня, технического оснащения производства привели
гом слов «этос» и «этика» в латинском языке стало понятие
к появлению массового общества, в котором культурные
«мораль» (от лат. moralis - относящийся к нраву, характе-
ценности перестали быть достоянием узких слоев общест-
ру, складу души, привычкам), а в русском - нрав.
ва, а получили эгалитарный (уравнительный) характер, что
Позднее в ходе развития истории и культуры понятия
обусловило появление массовой культуры, т. е. усреднен-
«этика», «мораль», «нравственность» стали приобретать
ной культуры, создаваемой средствами массовой инфор- различные смысловые оттенки, хотя по своему происхож-
мации и тиражируемой с помощью высокооснащенной ин- дению они приблизительно однотипны.
дустрии. Следует отметить, что в живом языке все эти термины пе-
Выражение «массовая культура» употребляют обычно рекрещиваются и являются взаимозаменяемыми. Но в науч-
с чувством пренебрежения. Многие видные ученые - ном плане они неоднозначны. Словом «этика» называется
Т. Адарно, Э. Фромм, Ж. Эллюль - критически от- учение о морали. Вокруг понятий «мораль» и «нравствен-
носились к процессу массовизации культуры. По их ность» ведутся научные споры.
мнению, массовая культура выполняет наркотизирующую Основными оценочными категориями этики и морали яв-
функцию: она отвлекает людей от реальности, уводит в мир ляются: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь,
иллюзий, грез. достоинство, счастье, смысл жизни.


35
ки законотворчества относительно принципов примене-
руется присущий культуре атрибут системности. Этот
ния мер принуждения за совершение правонарушений.
недостаток пытается устранить оценочный (аксиологиче-
ский) подход, при котором степень культурности опреде- Основным и главным принципиальным положением ста-
ляется путем соотнесения оцениваемого явления с тем, ло то, что принуждение как способ, средство охраны права
что избрано в качестве эталона. не должно нарушать само право, а может осуществляться
только на основе и в пределах права.
В исследовании феномена культуры используется и дея-
тельностный подход, рассматривающий культуру как спе- Другим достижением политико-правовой теории и зако-
цифически человеческий способ деятельности. нодательства об ответственности стало стремление урегу-
лировать правом деятельность государственных органов,
Но наиболее универсальную трактовку феномена куль-
применяющих принуждение, подчинить эту деятельность
туры формирует философский подход. Культура понима-
специальному контролю и проверке.
ется философией как высший человеческий инстинкт,
компенсирующий неполноценно удовлетворенные реаль- Для предупреждения и пресечения необоснованных и
ные потребности людей с помощью создания символи- незаконных актов и решений об ответственности практи-
ческого пространства - мира культуры. Потребность ка законодательство и теория определяют два средства.
окружить себя образной, иллюзорной реальностью по- Во-первых, лицо, обвиняемое в правонарушении, наде-
рождается незавершенностью, открытостью человеческой ляется комплексом «прав на защиту», в числе которых -
природы, которая достраивает себя посредством творче- возможность пользоваться услугами адвоката, добивать-
ской деятельности, направленной на поиск высшего смыс- ся смягчения ответственности. Во-вторых, большое вни-
ла бытия. Итогом ее становится развитие духовного по- мание уделяется совершенствованию процедуры обеспе-
тенциала личности, т. е. возрастает степень ее свободы, чения законности.
власти над собой, обществом и природой.




В морали заключается общечеловеческое ядро ценно- Но понятие массовой культуры осмысливается и поло-
стей, нравственных идеалов и принципов. В ней находят жительно: к культуре тянутся миллионные массы народа.
отражение общепринятые нормативы поведения и оценки Негативный смысл выражения «массовая культура» за-
человеческих поступков. ключается в том, что не часто массам предоставляется
Нравственность проявляется в отношении человека к сво- возможность подняться до уровня настоящей культуры;
ей семье, народу, родине, другим народам. Она распрост- напротив, сама культура, подделываясь под примитивные
раняется и на отношение личности к самой себе. вкусы отсталых слоев населения, опускается, упрощаясь
и деформируясь до уровня, шокирующего подлинную вос-
Нравственные нормы выступают как неписаные законы:
питанность: умной высокообразованной массе преподно-
им подчиняются все как должному.
сится нечто серое, а то и просто глупость.
Соответственно и нравственная санкция (одобрение
или осуждение) имеет идеально-духовный характер: че- Массовость культуры - это не обязательно ее низ-
ловек должен осознать оценку его поведения обществен- кий уровень. Ведь и широким народным массам можно и
ным мнением, принять ее и скорректировать свое поведе- нужно давать достойное, стремясь поднимать их к духов-
ние на будущее. но высокому, даже к высочайшим шедеврам культуры.
Для того чтобы повышать культуру народных масс, надо
Нравственность предполагает относительную свободу
обращаться к истории культуры, ко всему культурному
воли, что обеспечивает возможность сознательного вы-
наследию человечества, а не пытаться тянуть образован-
бора определенной позиции, принятие решения и ответ-
ные слои общества вниз - к чему-то упрощенному.
ственности за содеянное.
Нравственные нормы, принципы и оценки в конечном Массовая и элитарная культуры не враждебны друг
счете выражают и закрепляют правила поведения, кото- другу. Достижения, художественные приемы, идеи эли-
рые вырабатываются людьми в труде и общественных от- тарного искусства через некоторое время перестают быть
ношениях. новаторскими и перенимаются массовой культурой, по-
вышая ее уровень.




36
70. Наука
69. Религия как феномен культуры
Религия - одно из древнейших явлений, характеризую- Огромную роль в современном обществе играет наука.
щих духовную жизнь общества. В самом общем виде ре- Такую роль наука играла далеко не всегда. На самых ран-
лигию можно определить как мировоззрение и поведе- них этапах своего развития более важным для людей было
ние, которые определяются верой в сверхъестественное. практическое знание, связанное с обеспечением собствен-
Религию как целостный социокультурный феномен изуча- ного существования и не облаченное в форму научных тео-
ет специальная философская дисциплина - религиоведе- рий. Познание мира осуществлялось при помощи донауч-
ние. ных форм знания: религии, мифа, магии.
Термин «религия» определяют различно: одни произво- Однако это положение постоянно менялось. Наука воз-
дят его от лат. religare - связывать, другие от relegero - никла в античности. В то время она еще не имела форм,
собирать. Наиболее адекватным корнем является лат. которые ей присущи в настоящее время. Как особая сфера
religio - благочестие, святость. деятельности наука начала формироваться в XV в. Но долго
По существу религия являет собой выражение признания ее результаты не были широко востребованы в обществе.
Абсолюта - Бога, от которого зависит все конечное, в том Онако в этот период формировались основные ценности,
числе и человек.
которые характеризуют современную науку: стремление
В социологии религии существуют две ведущие тен-
к точному знанию, предпочтение логичности и рациональ-
денции понимания ее сущности. Одна тенденция восхо-
ности, сочетание эмпирической точности с обоснованно-
дит к французскому философу Э. Дюркгейму, видевшему
стью теории. К XIX веку наука становится одним из важней-
в религии систему коллективных представлений, способ-
ших институтов общества.
ствующих сплочению общества, поддержанию его целост-
Современная наука многофункциональна. Она форми-
ности. Таким образом, в качестве главной выдвигалась
рует мировоззрение, в рамках которого предполагается
консолидирующая функция религии.
рациональное объяснение любых явлений действительно-
Другое направление сложилось в рамках «понимающей
сти. Это мировоззрение признает лишь причинно-след-
социологии» под влиянием идей М. Вебера и рассматри-
ственные связи и отказывается от признания высших сил.
вало религию как мотив социального действия, направляю-
Наука тесно связана с техническим прогрессом. Имен-
щий активность человека в русло конкретных жизненных
но наука направила человеческую цивилизацию по индуст-
целей.
риальному пути. С развитием науки пришла новая фило-
Психологический аспект поиска сущности религии кон-
софия, ставящая в центр мира человека. Именно человек
центрируется на компенсаторской функции. Религия пред-
признается хозяином природы. Согласно данной филосо-
ставляется способом восполнения человеческого бессилия
фии в природе нет ничего непознаваемого, и на все чело-
перед природой, обществом и в отношении его самого. Она
век может оказывать воздействие.
способствует внутренней гармонизации личности и дости-


71. Философия 72. Средства массовой коммуникации
Наука и философия находятся между собой в тесной Сфера культуры имеет в своем развитии тенденцию к по-
связи. Все достижения различных наук используются фи- стоянному расширению. Появляются новые направления,
лософией в качестве предпосылки для ее исследования. сферы. Не последнюю роль в этом процессе развития иг-
рает массовая коммуникация.
Философия буквально переводится как любовь к ис-
тине (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость). Коммуникация в этом случае понимается как передача
Философия - область, лежащая между наукой, рели- и обмен информацией в обществе с целью воздействия на
гией, искусством и синтезирующая некоторые их черты. него.
С наукой ее роднит опора на разум, оперирование поня- В социологии массовая коммуникация - это социаль-
тийными формами, критическая направленность; с религи- но обусловленное явление, основной функцией которого
ей - вера в исходные постулаты, эмоциональная убежден- является воздействие на аудиторию через содержание
ность в правоте собственного видения мира; с искусством - передаваемой информации.
многообразие школ и направлений. Непременным условием осуществления массовой ком-
муникации является наличие технических средств, обес-
Философию можно назвать постановкой вопросов о ко-
печивающих регулярность и тиражированность массовой
нечном смысле бытия. Ее определяют как науку о вещах,
коммуникации. Среди технических средств, обеспечиваю-
как и почему они возможны. Она измеряет широту и глу-
щих коммуникацию, принято различать средства массо-
бину всего подлежащего пониманию. Как мировоззрение
вой информации (СМИ), средства массового воздействия
философия критична к действительности, потому что оце-
и собственно технические средства.
нивает ее с позиций идеала. Нормативно-оценочный ха-
рактер ее утверждений неизбежно носит личный оттенок. К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радио
Эти убеждения не претендуют на истинность, а выражают и телевидение. В современном обществе более важное
отношение людей к миру. Поскольку философия стремит- значение приобретают электронные средства массовой
ся ответить на главный вопрос: «Кто мы, откуда и куда информации.
идем?» - постольку она формирует устойчивый круг проб- К средствам массового воздействия относятся кино,
лем, понятий, дающих варианты ответа на него. Это за- театр, цирк, все зрелищные представления и художест-
дает ее предмет. венная литература. Средства массового воздействия не
отличаются регулярностью обращения к массовой ауди-
Выделить какой-то один основной вопрос в философии
тории.
невозможно. Это может быть проблема начала, сущности
человека, природы счастья, свободы, неравенства, соот- Технические средства коммуникации (телефон, телетайп
ношения мышления и бытия и т. д. и т. п.) не имеют массового охвата аудитории, и передавае-
мая информация может носить сугубо личный характер, не
К философским построениям неприменима оценка ис-
связанный с социально значимыми сторонами жизни.
тинности. В греческом языке истина передается буквально


37
гает этого в результате эмоциональной разгрузки, катар-
На современном этапе интересы науки совмещаются с ин-
сиса (от греч. katharsis - очищение), мистического очи-
тересами производства. Многие производственные структу-
ры вкладывают огромные средства в исследовательские щения души от наслоений чувственности и телесности.
программы. Наконец наука помогает создавать прогнозы В философском ключе с точки зрения задач духовного
развития общества и разрабатывать программы, в соот- плана религия понимается в аспекте ее мировоззренче-
ветствии с которыми можно решать как глобальные, так ской, нравственной функции. Она воспринимает (функция
и частные проблемы, встающие перед человечеством. миросозерцания), объясняет (миропонимание), оценива-
Люди имеют огромную потребность знать, к каким послед- ет (мироощущение) и снабжает смыслами (нравственная
ствиям приведут их действия. Принимая решения, госу- функция) всю совокупность знаний, которые вырабатыва-
дарство нередко обращается к специалистам, для того что- ются в различных сферах деятельности.
бы они оценили его разумность и обоснованность. Религия производит упорядочение в «вертикальном на-
правлении», духовно возвышая все оцениваемое, придавая
На современном этапе результаты научных исследова-
ему сакральное (священное) значение. Главное внимание
ний представляют большой промышленный и военный
переносится на высший объект, выходящий за рамки чело-
интерес. В развитых странах на развитие науки выделя-
ются огромные средства. Количество научной информа- веческого бытия и понимания. Конечной целью религиоз-
ции постоянно растет. Продолжается процесс дифферен- ных усилий человека выступает его спасение. Оно пони-
циации науки, появляется все больше и больше научных мается как полное преодоление несвободы и отчуждения,
дисциплин. Важными становятся междисциплинарные мыслимых в качестве физического и морального зла, и мо-
исследования. В целом растет значимость образования. жет выступать в различных формах: веры в высшее даре-
ние со стороны Бога, как спасение через церковь, в виде
мистического откровения или благочестия, как моральное
совершенствование.




СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование ин- как нескрытность. Высшим критерием философской исти-
формации и благодаря этому являются мощным механиз- ны является действительность как целое (бытие). Позна-
мом воздействия на массовую аудиторию. нию подлежит лишь конфетная истина, которая не являет-
ся истиной в философском смысле этого слова. Именно
Важным условием функционирования массовой комму-
раскрытием таких конкретных истин занимается наука.
никации является социальная значимость передаваемой
информации. Наряду с социальной актуальностью смыс- В науке под истиной понимается утверждение, которое
ловой информации большое значение имеет оценочная может быть проверено на предмет его соответствия с дей-
информация. Это объясняется тем, что СМИ как социаль- ствительностью. Философское утверждение принимается
ные институты имеют статус официального источника ин- в силу субъективных предпочтений, поэтому в сфере фи-
формации, к которому массовая аудитория имеет доверие. лософии выделение теории, взятой в качестве образца
Истинность смысловой информации трудно проверить, (парадигмы) решения проблемы, вокруг которой объеди-
поэтому аудитория прислушивается и к оценочной инфор- нились бы все философы, невозможно.
мации, которая отражает имеющиеся в обществе мнения. Философы говорят лишь о степени приближения к ис-
Воздействие информации зависит от того, насколько она со- тине по мере того, как наше мышление все более продви-
ответствует социальным запросам аудитории и насколько гается к состоянию, где оно соответствует бытию. Фило-
регулярна. Известно, что информация, которая тиражирует- софия осмысливает, а не открывает истины. Она придает
ся при помощи СМИ, находящихся либо под контролем госу- новый смысл известным понятиям. Философия помогает
дарства, либо во владении частных хозяев, отражает интере- увидеть конкретную истину под разными ракурсами, т. е.
сы владельцев и их мировоззрение. делает ее объемной, тем самым способствует продвиже-
нию человечества по пути познания мира.
Массовая коммуникация выполняет в обществе инфор-
мационную, регулирующую, культурологическую функции.




38
Раздел VIII 74. Биосоциальная природа человека
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО Важным моментом осознания понятия личности являет-
ся осмысление того, что человек - это биосоциальное
73. Индивид. Человек. Личность
существо. Он неотделим от своей природы, телесности.
Рассматривая общество как сложную систему, следует
Но вместе с этим он обладатель сознания, души.
отметить, что универсальным компонентом ее является че-
Биологическое начало в человеке выражается в анатомо-
ловек. Без человека невозможно представить себе ни эко-
физиологических, генетических явлениях, а также в нерв-
номическую, ни политическую, ни социальную или духов-
но-мозговых, электрохимических и других процессах орга-
ную жизнь.
низма.
Понятие «человек» в обыденной речи отождествляется
Все эти биофизиологические закономерности развива-
с понятием «личность». Однако между ними имеются глу-
ются в человеке в рамках его социального существова-
бокие смысловые различия, корни которых уходят в глу-
ния. Человек со всем своим анатомо-биологическим бо-
бины человеческой культуры.
гатством, но не впитавший в себя социальную культуру,
Эти понятия используются около двух тысяч лет. Их воз-
оказывается не приспособленным к жизни в обществе. По-
никновение связывают с античным театром, где слово пер-
нятие социальности, в свою очередь, не отрицает его био-
сона (личность) означало маску, которую надевал на свое
логического начала.
лицо актер, играя определенную роль. При этом человек,
Социальное и биологическое существуют в человеке в не-
с одной стороны, маскировал свое «я», а с другой - соот-
раздельном единстве. Своим организменным уровнем че-
носил себя с определенной социальной группой.
ловек включен в природную связь явлений и подчиняется
В современной науке понятия «человек» и «личность» природной необходимости, а своим личностным уровнем
он обращен к социальному бытию, человеческой истории и
Понятие «человек» употребляется для характеристики культуре.
всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Рассмотрение человека в рамках его биологической при-
Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой роды (генетики, физиологии, медицины) приводит к упро-
исторически развивающейся общности, как человеческий щенным толкованиям биосоциальной природы человека.
РОД. Так, в современной теории социал-биологизма на ведущее
Но человечество как таковое самостоятельно не сущест- место ставят гены. При этом биологическая судьба чело-
вует. Живут и действуют конкретные люди. Существова- вечества рисуется неоднозначно. Одни ученые оптимис-
ние отдельных представителей человечества выражается тически считают, что возможности наследственной сис-
понятием «индивид». Индивид - это единичный предста- темы человечества столь велики, что она может служить
витель человеческого рода, конкретный носитель всех со- неограниченно долго. Другие утверждают, будто человек
циальных и психологических черт человечества: разума, как биологический вид клонится к угасанию. Причина это- j

-*
76. Отклоняющееся поведение
7 5 . Социализация личности
Социализация (от лат. socialis - общий) - процесс Обществ, в которых все его члены вели бы себя в соот-
усвоения личностью социального опыта, образцов пове- ветствии с общими нормативными требованиями, не бы-
дения, установок общества, социальных групп, системы вает.
связей и отношений, в которые личность включается на Поведение человека или группы, которое не соответ-
протяжении жизни. ствует общепринятым нормам, называется отклоняю-
Судьба человека определяется во многом уровнем его щимся (девиантным) поведением.
социализации. Отклоняющееся поведение оценивается с точки зрения
В качестве источников социализации выступают: культуры, принятой в данном обществе. Одни отклонения
осуждаются, другие одобряются. Например, люди, попа-
• первичный опыт, связанный с периодом раннего дет-
дающие под определение гения, - это культурно одобряе-
ства;
мые отклонения. К социально одобряемым отклонениям
• передача культуры через социальные институты (семья,
могут вести либо повышенная интеллектуальность, либо
образовательные учреждения, трудовые коллективы, дру-
особые склонности, позволяющие проявлять уникальные
гие организации);
качества на определенных участках деятельности.
• общение и взаимовлияние людей в процессе совмест-
ной деятельности; процессы саморегуляции. Возвышению человека над остальными людьми способ-
Следует различать первичную социализацию и вторич- ствует влияние внешних обстоятельств или личностных ка-
ную. Первичная социализация связана с воздействием на честв. Большие достижения - это не только ярко выражен-
человека его ближайшего окружения. Вторичная социали- ный талант и желание, но и их проявление в определенном
зация осуществляется опосредованно. Агентами вторичной месте и в определенное время.
социализации выступают государство, учебные заведения, Социальные отклонения, проявляемые в форме высо-
радио, телевидение, печать. Каждый агент социализации ких достижений, активности, направленной на развитие об-
дает для становления личности то, чему может научить и щепринятых достижений, поддерживаются и вознагражда-
воспитать. Агенты первичной социализации универсальны. ются.
Их воздействие охватывает практически все сферы жиз- Что же касается нарушения нравственных норм и зако-
недеятельности индивида, а их функции взаимозаменяе- нов, то оно в обществе всегда осуждается и наказывается.
мы. Иначе говоря, и родители с родственниками, и дру- В числе причин, вызывающих асоциальное поведение,
зья, внося свой вклад в процесс становления личности, ученые выделяют физические или психические дефекты
часто перекрещиваются в своих функциях. Агенты же вто- человека, которые делают его неспособным к нормально-
ричной социализации действуют узкоспециализирован- му поведению. Отклонения в поведении могут появиться
но. Каждый институт нацелен на решение задач в соответ- и в результате неудачной социализации (в неблагополуч-
ствии со своими функциями. ной семье, неблагоприятном социальном окружении).


39
го видится в уклонении от действия естественного отбора, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид»
приводящего к нежелательным мутациям. Третьи полага- в этом случае употребляется в значении конкретный че-
ют, что человек - биологически молодой вид, в котором ловек.
превалируют гены животных. Две последние доктрины ис- Понятие «личность» определяется через подведение
ходят из того, что генетическая природа человека требует его под более широкое понятие «человек», а затем указы-
исправления. ваются его отличия, перечисляются признаки, отличающие
личность от человека вообще. Чаще всего эти признаки
На волне данных идей всплывает евгеника, предпола-
включают положительные характеристики. Личностью при
гающая улучшение человеческой природы путем селек-
таком подходе признаются не все люди.
ции. Гипертрофирование генетических факторов умаляет
социальные начала в человеке. Но и игнорирование биоло- По мнению ученых, более убедительным является опре-
гического фактора тоже непродуктивно. деление личности через диалектику единичного и общего -
как особенное, взятое в социальном контексте.
История знает много примеров, как с помощью только
социальных рычагов, воспитательных мер предпринима- Все люди обладают общими чертами, но в то же время
лись попытки изменить природу человека. Но всегда эти каждый человек имеет только ему присущие особенно-
процессы были кратковременны и, главное, обратимы. сти. Если рассматривать общие характеристики человека,
связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и
Человек рождается как биосоциальное единство. Анато-
соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и
мо-физиологические системы развиваются в условиях со-
будет особенное - личность. С этой точки зрения понятие
циума, т. е. они генетически заложены как человеческие.
личности применимо ко всем людям.
Но рожденному человеку еще нужно научиться стать чело-
веком. Его вводит в мир общество. Именно оно наполняет Применительно к личности используются преимущест-
и регулирует его поведение социальным содержанием. венно социальные характеристики. Личность, таким обра-
зом, - это человек, взятый в социальном качестве. Будучи
высшей ступенью иерархического рассмотрения человека,
понятие личности более содержательно, чем понятие чело-
века вообще.




Социальные отклонения играют в обществе двойствен- Социализация проходит этапы, совпадающие с жизнен-
ную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, пред- ными циклами - важнейшими вехами в жизни человека,
ставляют угрозу стабильности общества, с другой - под- которые могут рассматриваться качественными этапами
держивают эту стабильность. При наличии в обществе или становления социального «я» - дошкольный период, обуче-
социальной группе многочисленных случаев социальных ние в школе, вузе, работа в трудовом коллективе, выход на
отклонений люди утрачивают чувство безопасности, пред- пенсию. Жизненные циклы связаны со сменой социаль-
сказуемого поведения, происходит дезорганизация культу- ных ролей, приобретением нового социального статуса,
ры и разрушение социального порядка. Социальные нормы окружения, сменой образа жизни и т. д. Каждый этап жиз-
перестают контролировать поведение членов общества. ненного цикла сопровождается либо десоциализацией,
либо ресоциализацией.
Но отклоняющееся поведение является одним из путей
адаптации культуры к социальным изменениям. Отклоняю- Десоциализация - это процесс отучения от старых цен-
щееся поведение части людей может быть началом созда- ностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализа-
ния новых нормативных образцов. (Так постепенно изме- ция - процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям
нялись нормы патриархальной семьи, положение женщин и правилам поведения взамен старых.
в обществе.) Многие специалисты подчеркивают, что процесс соци-
Но вопросы, в какой степени должно быть распростране- ализации продолжается в течение всей жизни человека.
но отклоняющееся поведение и какие его виды социально Правда, социализация взрослых отличается от социали-
полезны, до сих пор не разрешены. Не все формы отклоняю- зации детей. Социализация взрослых, скорее, изменяет
щегося поведения ведут к появлению полезных явлений. внешнее поведение человека и рассчитана на то, чтобы
Криминальное поведение, сексуальные отклонения, ал- помочь приобрести человеку определенные навыки, в то
коголизм, наркомания играют деструктивную роль в раз- время как социализация детей формирует ценностные
витии общества. ориентации. Социализация в детстве направлена на вы-
работку мотивации поведения.




40
77. Социальный контроль 78. Свобода и ответственность личности
Человек живет и развивается в рамках свободного вы-
Прогресс общества невозможен без развития. Но не ме-
бора своего пути.
нее он невозможен и без сохранения нравственных норм,
Свобода - это способность человека к активной твор-
обычаев, знаний, которые составляют содержание куль-
ческой деятельности в соответствии со своими желания-
туры и без которых невозможна жизнедеятельность об-
ми, намерениями, идеалами и ценностями. В свободной
щества.
деятельности он добивается целей и реализует себя.
Сохранить живую ткань социальных отношений помога-
В истории общественной мысли проблема свободы всег-
ет социальный контроль - особый механизм социаль-
да наполнялась разным смыслом. Чаще свобода сводилась
ной регуляции поведения людей и поддержания общест-
к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли или
венного порядка.
все его поступки обусловлены внешней необходимостью.
Основными видами социального контроля (и шире -
Крайности в решении этого вопроса сводились к волюнта-
социальной регуляции) являются обычаи и традиции, мо-
ризму и фатализму.
раль, религия, право. В них можно выделить две стороны:
Согласно первому подходу человек свободен, волен по-
нормативную и институциональную.
ступать так, как ему заблагорассудится. Это его родовое
С нормативной стороны социальный контроль вопло-
качество. С позиции фатализма в мире все предопреде-
щается в системе норм, в которых отражаются требова-
лено, и каждое действие человека есть лишь неосознавае-
ния субъектов контроля к поведению личности.
мое им звено в цепи причинно-следственной связи.
Норма - это образец, стандарт, модель требуемого
Но в повседневной жизни человек сталкивается с давле-
(должного) поведения, т. е. правило поведения. Норма-
нием внешних для него обстоятельств. Люди, с одной сто-
тивная сторона очерчивает границы социального конт-
роны, «не вольны» в выборе времени и места рождения,
роля, внутри которых действуют субъекты контроля.
объективных условий жизнедеятельности, наличности
С институциональной стороны социальный контроль своего конкретного бытия. Но, с другой стороны, бытие
воплощается в системе субъектов контроля, которые его челове-ка - это не одномерная линия из прошлого в бу-
осуществляют путем применения санкций. дущее. Это всегда альтернативы, предполагающие вы-
Санкция - это средство (поощрение или наказание) бор, который характеризуется как разными средствами
стимулирования людей к должному поведению, определяе- достижения поставленных целей, так и разными резуль-
мому нормой. Субъекты контроля делятся на формаль- татами реализации целей. Соответственно этому человек
ные или официальные (милиция, школа) и неформальные свободен и в том, какие последствия грядут из его выбо-
(семья, компания). Соответственно и применяемые санк- ра и в какой мере он ответствен за них.
ции бывают формальные, предусмотренные нормативны- Понятие свободы зачастую сводится к осознанной не-
ми актами (выговор, штраф), и неформальные (бойкот). обходимости. Но свобода всегда есть выбор в конкрет-




41
ных условиях или возможность такого выбора. Абсолютной Исторически первой формой социального контроля в об-
свободы не существует, она всегда относительна. Это опре- ществе был обычай. Затем по мере развития общества гла-
деляется хотя бы в том, что социум своими нормами и огра- венствующую роль стала играть религия. В настоящее вре-
ничениями определяет диапазон выбора. В реальной жизни мя в сфере социального контроля особое место занимает
свобода существует в виде необходимости выбора. право как наиболее оперативное и эффективное средство,
а среди соответственно субъектов контроля - государ-
Не меньшую роль в жизнедеятельности человека играет
ственно-правовые институты. Именно с их помощью в об-
и такой социальный и личностный фактор, как ответствен-
ществе устанавливается единый нормативный режим -
ность. Ответственность - социальное понятие, характери-
правопорядок. Но формы социального контроля не отор-
зующее объективный, исторически-конкретный вид взаи-
ваны друг от друга, а взаимосвязаны. Это создает значи-
моотношений между личностью, коллективом и обществом
тельный запас прочности нормативной системе общества
с точки зрения сознательного осуществления предъявляе-
в целом.
мых к ним взаимных требований.
Ответственность формируется у индивида как диалек- Социальный контроль выполняет регулятивную, охрани-
тическое единство внутренних и внешних требований. тельную, стабилизирующую функции. В развитии общест-
Формирование личности предполагает воспитание в ней ва социальный контроль играет консервативную роль.
чувства ответственности. Ответственное поведение может Цель социального контроля - обеспечить конформ-
выступать в разных видах: дисциплины и самодисциплины, ное, или нормативное, поведение индивидов, т. е. пове-
организованности, умения предвидеть результаты соб- дение в соответствии с установленной нормой. Конфор-
ственных действий, умения критически относиться к само- мизм определяется как приспособленчество, принятие
му себе. существующего порядка вещей, господствующих мнений.
Конформизм бывает истинным и целесообразным. В рам-
ках социализации уделяется внимание и выработке умения
критически оценивать нормы.
Содержание
Раздел I
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
1. Понятие общества и его сущность 3
2. Общество и природа 3
3. Проблемы экологии 3
4. Общество как система 3
5. Направленность общественного развития 5
6. Революционные и эволюционные изменения 5
7. Социальный прогресс 5
8. Типология обществ 5

Раздел II
ОБЩЕСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
9. Сущность цивилизации 7
10. Типы цивилизаций 7
11. Запад и Восток 7
12. Первичный тип цивилизаций 7
13. Ранние цивилизации 9
14. Античная цивилизация 9
15. Древнегреческое искусство 9
16. Цивилизация эллинизма 9
17. Древнеримская цивилизация 11
18. Цивилизация эпохи Средневековья 11
19. Цивилизация эпохи Возрождения 11
20. Движение Реформации 11
21. Цивилизация эпохи Просвещения 13
22. Индустриальная цивилизация . 13
23. Постиндустриальная цивилизация 13
24. Глобализация 13

Раздел III
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
25. Общественные отношения 15
26. Социальные институты 15
27. Семья как социальный институт 15
28. Социальные общности и группы 15
29. Демографические общности 17
30. Этнические общности 17
31. Социальная стратификация 17
32. Социальный статус и социальная роль 17
33. Социальная мобильность 19
34. Социальный конфликт 19
35. Социальная организация 19

Раздел IV
СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА
36. Сущность экономики 19
37. Материальное производство 21
38. Техника : 21
39. Доходы и расходы 21


43
40. Сущность рыночных отношений 21
41. Типы рынков 23
42. Предпринимательство как тип деятельности 23
43. Сущность денег 23
44. Роль государства в экономике 23
45. Кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика 25
46. Основные показатели экономики 25
Разделу
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
47. Сущность политики 25
48. Власть и властные отношения 25
49. Легитимность власти 27
50. Разделение властей 27
51. Политическая система 27
52. Государство - ведущий институт политической системы 27
53. Государственный режим 29
54. Правовое государство 29
55. Социальное государство 29
56. Гражданское общество 29
57. Политические партии 31
58. Политическая элита и политическое лидерство 31
59. Идеологические системы современности 31
Раздел VI
ПРАВОВАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
60. Сущность права 31
61. Соотношение права и закона 33
62. Источники права 33
63. Отрасли права 33
64. Правотворчество 33
65. Юридическая ответственность 35
Раздел VII
ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
66. Общее понятие культуры 35
67. Элитарная и массовая культура 35
68. Мораль, нравственность 35
69. Религия как феномен культуры 37
70. Наука 37
71. Философия 37
72. Средства массовой коммуникации 37
Раздел VIII
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
73. Индивид. Человек. Личность 39
74. Биосоциальная природа человека 39
75. Социализация личности 39
76. Отклоняющееся поведение ...39
77. Социальный контроль 41
78. Свобода и ответственность личности 41

<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ