<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

3. Структура личности: коллективное и индивидуальное бессознательное, сознание.
4. Аналитическая психотерапия, архетипы, культура, типология.
Е. Психология NEW AGE
1. Исторический обзор.
2. Холистический подход к сознанию и жизни, ответственность.
3. Развитие человеческого потенциала, духовность.
4. Человек и Вселенная.
4.3.11. ДН.11. Общий психологический практикум
А. Методы психологии
1. Наблюдение. Интроспекция. "Чистое" наблюдение, сенсорная достоверность.
2. Обучение "непосредственному" восприятию. Повышение сенсорной чувствительности.
3. Рефлексия. Внешнее наблюдение.
4. Включенное наблюдение.
5. Беседа. Методы ведения беседы.
Б. Психологический эксперимент
1. Психофизический и психологический эксперимент.
2. Психофизические и психологические измерения.
3. Общая психометрика.
4. Экспериментальные схемы.
5. Квазиэкспериментальные планы.
В. Познавательные процессы
1. Изучение основных закономерностей восприятия.
2. Диагностика репрезентативных систем. Анализ субмодальностных различий.
3. Изучение индивидуальных стратегий переработки информации.
4. Управление вниманием.
5. Методы улучшения памяти.
6. Выявление закономерностей мыслительной деятельности.
4.3.12. ДН.12. Теория и практика преобразующего взаимодействия
1. Преобразующее взаимодействие и изменяющее воздействие.
2. Эффективность в жизни и деятельности.
3. Субъективная реальность. Сенсорные системы. Взаимодействие с субъективной реальностью другого человека. Проблема понимания. Индивидуальные мифы. Вербальное и невербальное взаимодействие.
4. Целевая модель коммуникативного процесса.
5. Способы описания опыта. Преобразование опыта.
6. Контексты и стратегии. "Я-концепция", "концепция Не-Я", взаимодействие "Я" и "Не-Я". Тело и "Я-концепция". Пространственно-временная организация субъективной реальности. Стратегии организации временных интервалов.
7. Ситуационная динамика психологического возраста. Жизненный путь. Логика и связанность жизненного пути. Интуиция. Диапазон свободы воли.
8. Жизнь консультанта и преобразующее взаимодействие. Экология жизни и деятельности.
4.3.13. ДН.13. Расстройства личности и нарушение поведения. (Авторская программа доц. И.В. Добрякова)
А. Личность
1. Определение личности.
2. Биологические факторы формирование личности.
3. Социальные факторы формирования личности.
4. Условия социализации личности в норме и патологии.
5. Основные этапы и периоды онтогенетического развития.
Б. Этапы и механизмы патологизирующего наследования
1. Первый этап - личностные проблемы прародителей.
2. Второй этап - психологические проблемы родителей.
3. Третий этап - формирование пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков.
4. Убывание адаптивных возможностей у личностей в дисфункциональных семьях в направлении от прародителей к внукам.
5. Основной механизм патологизирующего семейного наследования - явление позитивной и негативной транспроекции от поколения к поколению черт личности, когнитивных стилей, паттернов реагирования.
В. Виды семейного воспитания и методы их диагностики
1. Критерии семейного воспитания.
2. Эмоциональное отвержение как основа формирования негармоничного семейного воспитания.
3. Виды негармоничного семейного воспитания.
Г. Учение о личностных радикалах и об акцентуации личности
1. Личностные преневротические радикалы.
2. Определение понятия личностных радикалов и их классификация
3. Акцентуации личности. Определение понятия и классификации.
Д. Клинико-психологичекая диагностика личности и ее расстройств
1. Клинические методы. Клиническая беседа (интервью). Включенное наблюдение.
2. Психологические методы. Проективные методы. Непроективные методы.
Е. Клиника пограничных нервно-психических расстройств
1. Невротические расстройства (невротические реакции, состояния, развития личности). Астенические расстройства. Навязчивые расстройства. Истерические расстройства.
2. Психопатии, патохарактерологические развития. Классификации: Э. Кречмера, этиопатогенетическая, клинико-физиологическая.
3. Клинические формы психопатий.
Ж. Психотерапия личностных расстройств и нарушений поведения.
4.3.14. ДН.14. Общая психодиагностика
А. Общие положения
1. Психометрические основы психодиагностики.
2. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Надежность теста. Валидность. Достоверность. Классификация психодиагностических методик.
3. Универсальные психодиагностические методики. Сферы применения психодиагностических методик.
4. Компьютерные психодиагностические системы.
5. Профессионально-этические нормативы в психодиагностике.
Б. Диагностика психической нормы
1. Исторические представления о психической норме, постановка и состояние проблемы в настоящее время.
2. Социальные аспекты определения психической нормы.
4.3.15. ДН.15.Теория и практика социальной работы
А. Общие положения
1. Сущность, принципы и методы социальной работы, ее цели и задачи.
2. Субъекты, объекты и функции социальной работы.
3. Основные понятия и категории.
4. Профессиональная и непрофессиональная формы социальной работы.
5. Уровни социальной работы: индивидуально-личностный, социально-групповой и общественный.
6. Личностные ресурсы и изменения.
7. Связь личностных изменений и изменений жизненной среды.
8. Социокультурный фактор дифференциации содержания и форм социальной работы.
9. Социальные перспективы и вариативность моделей социальной работы.
10. Современные тенденции социального развития.
11. Сущность социальной политики, ее цели, направленность и взаимосвязь с социальной работой.
Б. Этика социальной работы
1. Предмет, цели и задачи курса этики социальной работы.
2. Профессиональная этика социального работника: основные понятия и принципы.
3. Личностно-нравственные качества социального работника.
4. Моральные нормы и принципы в социальной работе.
5. Деонтология отдельных видов социальной работы.
6. Этика взаимоотношений с клиентом.
7. Долг и ответственность.
8. Этика партнерских взаимоотношений специалистов в сфере социальной работы.
9. Этикет социального работника.
В. Система управления социальной работой
1. Социальное управление: задачи и принципы.
2. Система управления социальной работой: структура, функции и методы.
3. Социальная служба как институциональная основа социальной работы.
4. Проектирование в системе социальной работы, его нормативная база, информационное и ресурсное обеспечение.
5. Организационные принципы и модели социальной работы.
6. Механизмы внедрения социальных проектов и программ в системе социальной работы.
7. Мотивация социальной работы.
8. Региональные модели социальной работы.
Г. Методы и технологии социальной работы
1. Методология целеполагания и решения конкретных социальных проблем.
2. Методы решения социальных проблем: организационно-распорядительные, социально-экономические, психолого-педагогические.
3. Групповая и индивидуальная социальная терапия.
4. Технологии социальной работы: социальная диагностика, социальная профилактика и механизмы ее реализации, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальное обеспечение, социальное страхование, социальная опека, социальная экспертиза и прогнозирование, посредничество и консультирование.
Д. Социальная работа за рубежом
1. Социальная работа как феномен современного мира.
2. Предпосылки институционализации социальной работы.
3. Основные школы социальной работы за рубежом.
4. Подходы к построению теории социальной работы.
5. Социальная защита населения.
6. Социальная помощь и ее особенности в отдельных странах.
7. Приоритеты в социальной работе.
8. Организационные формы социальной работы.
9. Социальные услуги и социальные службы.
10. Кадровое обеспечение социальной работы.
11. Опыт решения социальных проблем.
4.4. Содержание программ отдельных тренингов цикла общепрофессиональных дисциплин (ДН.Т.00)
4.4.1. ДН.Т.01. Группа личностного роста
Работа с личностными проблемами в групповом режиме.
4.4.2. ДН.Т.02. Перцептивный тренинг
Многоступенчатый неспецифический тренинг активизации перцептивных и когнитивных навыков работы с информационными потоками.
4.4.3. ДН.Т.03. Тренинг достижения
Неспецифический тренинг, направленный на активизацию навыков целеполагания и достижения поставленной цели.
4.4.4. ДН.Т.04. Тренинг "рабочего состояния"
Работа с состояниями, изменение и поддержание состояния во время работы, "вхождение" и "выход" из "рабочего состояния", работа и жизнь, экология.
4.4.5. ДН.Т.05. Телесно-ориентированный тренинг
Практика работы с личностными проблемами посредством соматически ориентированных приемов и методов.
4.4.6. ДН.Т.06. Социально-психологический тренинг
Тренинг социальной компетентности.
4.4.7. ДН.Т.07. Медитативные практики
Традиционные медитативные практики, концентрация и деконцентрация внимания.
4.4.8. ДН.Т.08. Методические тренинги
А. Теория групповой работы.
Б. Формирование и отработка практических навыков целевой работы с группами
1. Социальной компетентности.
2. Личностного роста.
3. Специальных навыков и умений.
4.5. Содержание программ отдельных предметов цикла специальных дисциплин (СД.00)
4.5.1. СД.01. Теории психики и мировоззрения.
4.5.2. СД.02. Измененные состояния сознания в культуре
1. Исторический обзор измененных состояний в различных культурах.
2. Методы и способы изменения состояний сознания.
3. Значение измененных состояний сознания в культуре.
4.5.3. СД.03. Типология личности.
4.5.4. СД.04. Звуко-резонансные ряды.
4.5.5. СД.05. Методы поддержания гомеостаза.
4.5.6. СД.06. Структура и динамика групп
1. Психология организаций и групп.
2. Группа и индивидуальные члены.
3. Структура и динамика взаимодействия: влияние группы на субъективную реальность членов и влияние членов группы на групповую субъективную реальность.
4. Эффективность групповой работы.
5. Лидерство, власть.
6. Группы различного уровня.
7. Межгрупповое взаимодействие.
4.6. Содержание программ отдельных предметов цикла дополнительных видов подготовки (ДП.00)
4.6.1. ДП.01. Отработка индивидуальных личностных проблем
Работа с консультантом, направленная на разрешение личностных затруднений и жизненных проблем.
4.6.2. ДП.02. Организация взаимодействия
Работа с клиентами в режиме консультирования под наблюдением супервизора.
4.6.3. ДП.03. Работа с группой
Работа с группами личностного роста и социальной компетентности в роли второго ведущего и в роли первого ведущего под наблюдением супервизора.
4.6.4. ДП.04. Психодиагностическая практика
Практика работы с психодиагностическими методами в различных средах (образовательные учреждения, медицинские и другие организации) с учетом реальных задач.
4.6.5. ДП.05. Методы саморегуляции.
4.7. Специальные тренинги и практики (СТП.00)
4.7.1. СТП.01. Спецтренинг 1. Метаязык.
4.7.2. СТП.02. Спецтренинг 2. Реальное действие.
4.7.3. СТП.03. Спецтренинг 3. Адаптатор.
4.7.4. СТП.04. Практики.
РАЗДЕЛ 5. ПРОГРАММЫ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ"
5.1. Программа Установочного курса (для всех специальностей)
№ п/п
Наименование учебных курсов
Кол-во часов
ГСЭ.00.
1 БЛОК. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
ГСЭ.01.
Философия.
60
ГСЭ.02.
Практическая философия.
60
ГСЭ.05.
Языкознание. (Родной язык).
50
ГСЭ.08.
Культурология.
60
ГСЭ.13.
Социология.
40
ГСЭ.14.
Экономическая теория.
30
ГСЭ.15.
Политология.
40
ГСЭ.16.
Культура жизни.
60
ГСЭ.17.
Логика.
40
ГСЭ.18.
Этика.
30
ГСЭ.19.
История религии.
40
ГСЭ.23.
Риторика.
40
ГСЭ.24.
Экология.
60
ГСЭ.25.
Экология субъективной реальности.
40
ГСЭ.26.
Валеология и психология здоровья.
40
ЕН.00.
2 БЛОК. Общие математические и естественнонаучные дисциплины
ЕН.01.
Основы математики.
100
ЕН.02.
Информатика и вычислительные методы.
40
ЕН.03.
Концепции современного естествознания.
32
ЕН.04.
Синергетические подходы в науке.
40
ЕН.05.
Феномен жизни.
40
ДН.00.
3 БЛОК. Общепрофессиональные дисциплины
ДН.01.
Введение в профессию.
40
ДН.03.
Психоэкология.
40
ДН.04.
Общая психология.
60
ДН.05.
Психология личности.
72
ДН.06.
Социальная психология.
72
ДН.15.
Теория и практика социальной работы.
40
ДН.Т.00.
4 БЛОК. Тренинги
ДН.Т.01.
Группа личностного роста.
40
ДН.Т.02.
Перцептивный тренинг.
32
ДН.Т.03.
Тренинг достижения.
16
ДН.Т.06.
Социально-психологический тренинг.
32
ДН.Т.07.
Медитативные практики.
40
СД.00.
5 БЛОК. Специальные дисциплины
СД.01.
Теории психики и мировоззрения.
20
СД.02.
Измененные состояния сознания в культуре.
40
СД.03.
Типология личности.
20
СД.05.
Методы поддержания гомеостаза.
20
ДП.00.
6 БЛОК. Дополнительные виды подготовки
ДП.01.
Отработка индивидуальных личностных проблем.
30
ДП.05.
Методы саморегуляции.
40
ИТОГО по установочному курсу
1596
5.2. Программа высшего образования по специальности "Социальная экология". (Бакалаврат)
№ п/п
Наименование учебных курсов
Кол-во часов
ГСЭ.00.
1 БЛОК. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
ГСЭ.01.
Философия.
150
ГСЭ.02.
Практическая философия.
120
ГСЭ.03.
История философии.
80
ГСЭ.04.
Философия и методология науки. Философские проблемы конкретных дисциплин.
160
ГСЭ.05.
Языкознание. Древние языки. (Родной, греческий, латынь, санскрит).
А. Родной язык.
Б. Древние языки (греческий, латынь, санскрит).


50
360
ГСЭ.06.
Иностранный язык
410
ГСЭ.07.
Семиотика.
80
ГСЭ.08.
Культурология
150
ГСЭ.09.
Антропология. Этнология.
160
ГСЭ.10.
История науки (мировоззрения).
80
ГСЭ.11.
История мировых цивилизаций.
80
ГСЭ.12.
Право.
60
ГСЭ.13.
Социология.
80
ГСЭ.14.
Экономическая теория.
120
ГСЭ.15.
Политология
100
ГСЭ.16.
Культура жизни.
340
ГСЭ.17.
Логика.
120
ГСЭ.18.
Этика.
60
ГСЭ.19.
История религии.
40
ГСЭ.20.
Религиоведение.
60
ГСЭ.21.
Психология религии. Эзотерические учения и культы.
180
ГСЭ.22.
Конфликтология.
100
ГСЭ.23.
Риторика.
40
ГСЭ.24.
Экология.
200
ГСЭ.25.
Экология субъективной реальности.
140
ГСЭ.26.
Валеология и психология здоровья.
100
ГСЭ.Ф.
Мифология культуры (семантика).
80
ЕН.00.
2 БЛОК. Общие математические и естественнонаучные дисциплины
ЕН.01.
Основы математики.
240
ЕН.02.
Информатика и вычислительные методы.
60
ЕН.03.
Концепции современного естествознания.
250
ЕН.04.
Синергетический подход в науке.
160
ЕН.05.
Информационные системы.
80
ЕН.06.
Феномен жизни.
80
ЕН.07.
Специальные виды анализа.
150
ЕН.08.
Энергоинформационные модели явлений и процессов.
60
ЕН.09.
Метаязык.
120
ДН.00.
3 БЛОК. Общепрофессиональные дисциплины
ДН.01.
Введение в профессию.
40
ДН.02.
Социальная экология.
240
ДН.03.
Психоэкология.
250
ДН.04.
Общая психология.
160
ДН.05.
Психология личности.
72
ДН.06.
Социальная психология.
72
ДН.07.
Возрастная психология.
36
ДН.08.
Экспериментальная психология.
72
ДН.09.
Этническая психология.
72
ДН.10.
Направления психологии.
100
ДН.11.
Общий психологический практикум.
160
ДН.12.
Теория и практика преобразующего взаимодействия.
160
ДН.13.
Расстройства личности и нарушения поведения.
72
ДН.14.
Общая психодиагностика.
72
ДН.15.
Теория и практика социальной работы.
160
ДН.Т.00.
4 БЛОК. Тренинги
ДН.Т.01.
Группа личностного роста.
90
ДН.Т.02.
Перцептивный тренинг
122
ДН.Т.03
Тренинг достижения.
48
ДН.Т.04.
Тренинг "рабочего состояния".
64
ДН.Т.05.
Телесно-ориентированный тренинг.
32
ДН.Т.06.
Социально-психологический тренинг.
40
ДН.Т.07.
Медитативные практики.
120
ДН.Т.08.
Методические тренинги.
80
СД.00.
5 БЛОК. Специальные дисциплины
СД.01.
Теории психики и мировоззрения.
60
СД.02..
Измененные состояния сознания в культуре.
80
СД.03.
Типологии личности.
80
СД.04.
Звуко-резонансные ряды.
80
СД.05.
Методы поддержания гомеостаза.
120
ДП.00.
6 БЛОК. Дополнительные виды подготовки
ДП.01.
Отработка индивидуальных личностных проблем.
200
ДП.02.
Организация взаимодействия.
120
ДП.03.
Работа с группой.
120
ДП.04.
Психодиагностическая практика.
60
ДП.05.
Методы саморегуляции.
120
СТП.00.
7 БЛОК. Специальные тренинги и практики
СТП.01.
Спецтренинг 1. Метаязык.
60
СТП.02.
Спецтренинг 2. Реальное действие.
60
СТП.03.
Спецтренинг 3. Адаптатор.
60
СТП.04.
Практики.
ИТОГО по бакалаврату
8454
5.3. Программа второй ступени высшего образования по специальности "Социальная экология". (Магистратура)
№ п/п
Наименование учебных курсов
Кол-во часов
ГСЭ.00.
1 БЛОК. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
ГСЭ.01.
Философия.
90
ГСЭ.03.
История философии.
40
ГСЭ.04.
Философия и методология науки. Философские проблемы конкретных дисциплин.
30
ГСЭ.05.
Языкознание. Древние языки. (Родной, греческий, латынь, санскрит).
А. Родной язык.
Б. Древние языки (греческий, латынь, санскрит).


20
40
ГСЭ.06.
Иностранный язык
90
ГСЭ.15.
Политология
20
ГСЭ.16.
Культура жизни.
40
ГСЭ.17.
Логика.
40
ГСЭ.21.
Психология религии. Эзотерические учения и культы.
60
ГСЭ.22.
Конфликтология.
20
ГСЭ.25.
Экология субъективной реальности.
20
ГСЭ.26.
Валеология и психология здоровья.
20
ЕН.00.
2 БЛОК. Общие математические и естественнонаучные дисциплины
ЕН.04.
Синергетический подход в науке.
20
ЕН.06.
Феномен жизни.
20
ЕН.07.
Специальные виды анализа.
30
ЕН.08.
Энергоинформационные модели явлений и процессов.
20
ЕН.09.
Метаязык.
40
ДН.00.
3 БЛОК. Общепрофессиональные дисциплины
ДН.02.
Социальная экология.
40
ДН.03.
Психоэкология.
40
ДН.04.
Общая психология.
40
ДН.10.
Направления психологии
20
ДН.12.
Теория и практика преобразующего взаимодействия.
60
ДН.15.
Теория и практика социальной работы.
20
ДН.Т.00.
4 БЛОК. Тренинги
ДН.Т.01.
Группа личностного роста
40
ДН.Т.02.
Перцептивный тренинг
32
ДН.Т.03
Тренинг достижения.
16
ДН.Т.04.
Тренинг "рабочего состояния"
16
ДН.Т.07.
Медитативные практики.
40
ДН.Т.08.
Методические тренинги.
96
СД.00.
5 БЛОК. Специальные дисциплины
СД.01.
Теории психики и мировоззрения.
40
СД.02.
Измененные состояния сознания в культуре.
40
СД.04.
Звуко-резонансные ряды.
40
СД.05.
Методы поддержания гомеостаза.
40
СД.06.
Структура и динамика групп.
40
ДП.00.
6 БЛОК. Дополнительные виды подготовки
ДП.01.
Отработка индивидуальных личностных проблем.
60
ДП.02.
Организация взаимодействия.
30
ДП.03.
Работа с группой
30
ДП.04.
Психодиагностическая практика.
40
ДП.05.
Методы саморегуляции.
40
СТП.00.
7 БЛОК. Специальные тренинги и практики
СТП.01.
Спецтренинг 1. Метаязык
120
СТП.02.
Спецтренинг 2. Реальное действие.
120
СТП.03.
Спецтренинг 3. Адаптатор.
120
СТП.04.
Практики.
ИТОГО по магистратуре
1880
5.4. Программа второго высшего образования по специальности "Социальная экология". (Переподготовка)
№ п/п
Наименование учебных курсов
Кол-во часов
ГСЭ.00.
1 БЛОК. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
ГСЭ.01.
Философия.
150
ГСЭ.02.
Практическая философия.
120
ГСЭ.05.
Языкознание. (Родной язык).
50
ГСЭ.08.
Культурология.
150
ГСЭ.11.
История мировых цивилизаций.
80
ГСЭ.12.
Право.
60
ГСЭ.13.
Социология.
80
ГСЭ.14.
Основы экономики (экономическая теория).
120
ГСЭ.15.
Политология.
80
ГСЭ.16.
Культура жизни.
120
ГСЭ.17.
Логика.
80
ГСЭ.18.
Этика.
30
ГСЭ.19.
История религии.
40
ГСЭ.20.
Религиоведение.
60
ГСЭ.22.
Конфликтология.
32
ГСЭ.23.
Риторика.
40
ГСЭ.24.
Экология.
120
ГСЭ.25.
Экология субъективной реальности.
140
ГСЭ.26.
Валеология и психология здоровья.
100
ЕН.00.
2 БЛОК. Общие математические и естественнонаучные дисциплины
ЕН.01
Основы математики.
100
ЕН.02.
Информатика и вычислительные методы.
80
ЕН.04.
Синергетический подход в науке.
80
ЕН.06.
Феномен жизни.
80
ЕН.08.
Энергоинформационные модели явлений и процессов.
60
ДН.00.
3 БЛОК. Общепрофессиональные дисциплины
ДН.01.
Введение в профессию.
40
ДН.02.
Социальная экология.
120
ДН.03.
Психоэкология.
100
ДН.04.
Общая психология.
72
ДН.05.
Психология личности.
64
ДН.06.
Социальная психология.
72
ДН.07.
Возрастная психология.
36
ДН.09.
Этническая психология.
40
ДН.10.
Направления психологии.
60
ДН.12.
Теория и практика преобразующего взаимодействия.
60
ДН.13.
Расстройства личности и нарушения поведения.
36
ДН.14.
Общая психодиагностика.
36
ДН.15.
Теория и практика социальной работы.
160
ДН.Т.00.
4 БЛОК. Тренинги
ДН.Т.01.
Группа личностного роста.
40
ДН.Т.02.
Перцептивный тренинг.
32
ДН.Т.03.
Тренинг достижения.
16
ДН.Т.04.
Тренинг "рабочего состояния".
16
ДН.Т.05.
Телесно-ориентированный тренинг.
32
ДН.Т.06.
Социально-психологический тренинг.
32
ДН.Т.07.
Медитативные практики.
40
ДН.Т.08.
Методические тренинги.
32
СД.00.
5 БЛОК. Специальные дисциплины
СД.01.
Теории психики и мировоззрения.
32
СД.02.
Измененные состояния сознания в культуре.
40
СД.03.
Типология личности.
40
СД.05.
Методы поддержания гомеостаза.
60
СД.06.
Структура и динамика групп.
36
ДП.00.
6 БЛОК. Дополнительные виды подготовки
ДП.01.
Отработка индивидуальных личностных проблем.
90
ДП.02.
Организация взаимодействия.
60
ДП.05.
Методы саморегуляции.
120
ИТОГО по переподготовке
3666
РАЗДЕЛ 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ УНИВЕРСИТЕТА СВОБОДНЫХ НАУК И ИСКУССТВ (МОДЕЛЬ)
Такая форма образования, как университет свободных наук и искусств, обучение в котором производится по ряду комплексных специальностей, синтезирующих достижения отдельных наук и создающих новые экологические технологии применения результатов НТР, возникла из необходимости решения целого ряда серьезных проблем, вставших перед постиндустриальным обществом - обществом информационной цивилизации.
Приведение концепции образования в соответствие с уровнем развития общества является одним из основных наиболее экономически эффективных способов. Если по оценкам, проведенным в середине ХХ века, один доллар, вложенный в эффективность системы образования, приносил 25 долларов прибыли обществу, то в настоящее время, когда сложность проблем возросла на несколько порядков и вопрос стоит уже о выживании человечества как вида, величина приносимой прибыли возросла, как минимум, на порядок.
Проблема заключается в том, что опора на устоявшиеся еще в ХIХ веке системы и структуры образования, узкая прагматическая специализация не соответствуют уровню достижений НТР конца ХХ века, не способствуют обучению человека воспринимать и перерабатывать возросшее количество информации, что, особенно в современных высокоточных и наукоемких отраслях производства, приводит к неэффективным или ошибочным управленческим и технологическим решениям, создающим условия для техногенных или экологических катастроф.
Возникла необходимость в подготовке специалистов нового типа, обладающих навыками комплексной работы в смежных областях и умеющих справляться со значительными информационными и нервно-психическими нагрузками. Для каждого человека овладение способами и технологиями адаптации к быстроменяющимся условиям является жизненно необходимым, определяющим возможность полного раскрытия его потенциала.
К сожалению, общественный спрос на специалистов, способных комплексно решать сложные вопросы, не удовлетворяется. Система подготовки управленческих кадров, принесшая свой эффект, исчерпала свои ресурсы, поскольку проблемы, стоящие перед обществом, требуют комплексного философского, культурно-мировоззренческого и психологического решения, то есть выполнение "...законов, по которым устроено человеческое сознание и связанная с ним "пристройка", называемая цивилизацией"8.
"Центр тяжести ситуации ...смещается из области физических и химических процессов в сферу человеческой деятельности и мышления, а уничтожение природы есть лишь побочный результат плохой организации систем деятельности. Суть экологической ситуации не в конфликте человека с природой, а в конфликте различных систем деятельности"9.
В современном обществе на передний план выходят информационные процессы, наука становится непосредственной производительной силой, а экономика приобретает сверхсложный характер. Объем научной, экономической, культурной, политической и прочей информации столь велик, что возникла существенная диспропорция между скоростью получения информации и возможностями ее обработки.
Устранение диспропорции возможно путем развития систем восприятия и переработки информации на новом качественном (не линейном) уровне, овладением эффективным стратегическим технологиям мышления и методам принятия оптимальных решений.
Только специальности (например, синергетика, социальная экология, семиотика), целостно синтезирующие методы и содержание естественных и гуманитарных наук, могут соответствовать перечисленным выше требованиям.
Это позволит перейти в подготовке специалиста к свободному универсальному развитию и активной самореализации творческого потенциала и решить проблему организации и наполнения смыслом индивидуальной жизни человека информационной цивилизации, являющуюся пансофийной проблемой и онтологическим корнем существования субъекта не только как биологического существа, но и как активно действующей Личности, осуществляющей собственно жизнь в динамике отношений с Міром.
Образовательные программы, предлагаемые International Academy of Science and Culture (IASC), обеспечивают подготовку специалистов, способных решать проблемы нынешнего этапа развития цивилизации.
Одним из конкретных решений, предлагаемых академией IASC в форме университета свободных наук и искусств, является разработанная и внедряемая программа комплексной специальности "Социальная экология", содержание которой непосредственно определяется целями и задачами концепции экологической безопасности отдельной личности и социокультурных общностей. Программа интегрирует действующие стандарты специальностей гуманитарного образования по объему, содержанию и иным характеристикам предметов, что обеспечивает соответствующий уровень знаний и качество их применения.
При этом "социальная экология" (в отличие от применяемого в некоторых случаях аналогичного термина10) рассматривается как наука об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах, объектом которой является субъективная реальность субъектов разных уровней, а предметом - адаптация субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.
Такая специальность предполагает следующий профиль специалиста:
Социальный эколог - специалист с высшим образованием (бакалавр или магистр), решающий задачи оптимизации взаимодействия социокультурных систем и их элементов (субъектов различных уровней, включая уровень отдельных людей), с целью их адаптации к процессам в естественных и искусственных средах (природной, биологической, социальной, психологической, информационной и др.), со специализацией - социальная экология, адаптация и консультирование.
Главной целью программ академии IASC является подготовка и переподготовка специалистов с высшим образованием для работы в условиях социального, экологического и экономического кризисов современной цивилизации.
Практическая и исследовательская деятельность социального эколога направлена на оптимизацию субъективных факторов во всех видах взаимодействий. Также деятельность социального эколога направлена на анализ целостности социальных структур, уровней и форм жизнедеятельности человека в различных социокультурных, в том числе региональных и национальных условиях, а также на работу с различными социальными, возрастными, религиозными и этническими группами, с отдельными лицами, нуждающимися в социальной адаптации. При этом социальный эколог, помимо знания методов и технологий соответствующих точных и гуманитарных наук, использует результаты анализа опыта развития мировой культуры, знание феноменов культуры и культуротворческого процесса, особенностей функционирования культуры в современном обществе и исследования процессов в природе, ее закономерности и охрану, в числе прочих методов применяя методы психологии, философии, социологии, конфликтологии, экологии, информатики, прикладной математики и компьютерных технологий в научных исследованиях, управлении, различных сферах производственной и хозяйственной деятельности.
Предлагаемые программы реализуется в форме университета свободных наук и искусств академии IASC. Университет состоит из колледжей, факультетов, центров, образованных как самостоятельно, так и совместно с другими учебными и научными учреждениями и организациями. Общим является концептуальный подход к непрерывному дистанционному образованию, обеспечивающему максимально возможный уровень получаемых знаний и приобретаемых умений.
Программа обучения направлена на теоретическое и практическое становление личности в свете формирования нового мировоззрения на основе целостной общечеловеческой культуры.
Основными формами проведения занятий являются активные методы обучения. Лекции читаются в диалоговой форме, самотестирование позволяет выявить индивидуальный психологический профиль человека, различные тренинги и практики предполагают закрепление полученных знаний и умений.
Программа имеет следующие уровни:
1. Просветительский уровень
Просветительский уровень дает возможность каждому человеку постоянно совершенствовать свои знания и умения. Он содержит в себе возможность личностного развития. В том числе: осознание необходимости трансформации своего образа жизни в русле целостной человеческой культуры; осознание субъективной реальности, структуры и принципов ее развития и трансформации.
Просветительский уровень позволяет изучать как отдельные программы повышения квалификации, так и возможность изучения предметов образовательного уровня по свободному графику.
Слушатели просветительского уровня, изучившие в полном объеме учебные курсы образовательного уровня, имеют возможность сдать экзамены и тесты и быть зачисленными на соответствующий курс для продолжения обучения с целью получения квалификационного свидетельства (сертификата, диплома).
2. Образовательный уровень
Образовательный уровень состоит из следующих этапов:
Первый этап - УСТАНОВОЧНЫЙ КУРС. Кроме целей просветительского уровня, на установочном курсе происходит подготовка учащегося к усвоению соответствующего объема знания, требуемого для успешной подготовки к работе по специальностям академии IASC.
Второй этап - БАКАЛАВРАТ. Он осуществляет дальнейшее практическое развитие личности через осознание необходимости постоянной творческой реализации, творческой деятельности.
Бакалавр владеет (оперирует в действии) знаниями социальной экологии, психологии, педагогики, социального маркетинга и менеджмента, теории управления, консультирования, психофизической реабилитации, знаниями древних и современных оздоровительных систем.
Выпускники получают соответствующую специализацию.
Продолжительность обучения (включая и установочный курс) - 4-5 лет, в зависимости от формы обучения (очная, заочная).
Третий этап - МАГИСТРАТУРА. Продолжительность обучения - 2 года. Выпускник магистратуры (магистр) имеет необходимый объем специальных знаний, навыков и умений для самостоятельной эффективной работы по выбранному направлению.
Четвертый этап - ДОКТОРАНТУРА. Продолжительность обучения - 2-3 года. Докторант подготавливает и защищает научную работу по выбранному направлению.
Для учебной программы характерна модульная структура учебных курсов, при которой программа делится на определенное число блоков, т.н. "модулей". Каждый из таких модулей соответствует определенной теме (разделу) программы и предусматривает определенное число учебных часов, необходимых для ее изучения.
Слушатели, успешно прошедшие обучение по программе "Социальная экология" академии IASC, получают диплом IASC.
Слушатели, успешно окончившие программы "Повышение квалификации" и "Переподготовка" получают соответствующий сертификат о переподготовке и квалификации.
В International Academy of Science and Culture (IASC) выделено направление "Экология и социальные коммуникации", состоящее из факультетов:
Факультет социальной экологии.
Факультет социальных коммуникаций.
Факультет коммуникативных технологий.
Факультет практической философии и этической педагогики.
Целевые программы подготовки и переподготовки специалистов.
Поскольку данная работа наиболее полно представляет специальности факультета социальной экологии и целевые программы подготовки и переподготовки специалистов (см. разделы 4, 5, 6, 7), то в отношении остальных факультетов ограничимся краткой справкой, предполагая в дальнейшем дать полное описание указанных специальностей.
1.Факультет социальных коммуникаций. Специалист по связям с общественностью. Специалист по работе с кадрами. Социальный работник.
2. Факультет коммуникативных технологий. Специалист по коммуникативным технологиям. Специалист по масс-медиа.
3. Факультет практической философии и этической педагогики. Специалист в области организации образования и применения методов этической педагогики. Специалист в области практической философии - воспитания целостного экологического гуманистического мировоззрения и системного подхода к организации своей жизни.
Формами обучения являются очная, заочная и дистанционная. Очная и заочная формы организации учебного процесса применяются в рамках стандартных форм по договорам с учебными заведениями, на базе которых академия IASC совместно проводит цикл обучения. Конкретные формы определяются возможностью и целями сотрудничающих вузов. Дистанционное образование проводится с использованием современных средств коммуникации. Оно предусматривает блочную, поэтапную систему образования, позволяющую демократизировать доступ к целостному современному образованию.
Многообразие форм образовательной работы позволяет на деле реализовывать решения и рекомендации международных организаций и мирового сообщества о демократизации образования и реализации права личности на получение образования и специальности, провозглашенных в Декларации прав человека и решениях ООН и ЮНЕСКО.
Схема организации образования, принятая академией IASC и основывающаяся на целостных программах, подготовленных ведущими специалистами в конкретных областях, содержит неограниченные возможности создания междисциплинарных направлений.
РАЗДЕЛ 7. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ И ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Предлагаемые программы реализуется в форме университета свободных наук и искусств International Academy of Science and Culture (IASC), состоящего из колледжей, факультетов, центров, образованных как самостоятельно, так и совместно с другими учебными и научными учреждениями и организациями.
7.1. Просветительская программа "Установочный уровень"
Программа направлена на практическое развитие субъекта в свете формирования целостного мировоззрения на основе общечеловеческой культуры. Она не закрепощает догматически человека, наоборот - это четкая конкретизация цели и смысла эволюционного развития личности с программой осознанных действий, основанной на конкретных знаниях, освоенных человечеством, без всяких мистических спекуляций и "украшений". Главной целью этой программы является ознакомление обучающихся с основами организации жизни в условиях социального, экологического и экономического кризисов современной цивилизации, тем самым она может быть интересна тем, кто хочет реализовать "смысл своей жизни во время жизни".
Программа "УСТАНОВОЧНЫЙ УРОВЕНЬ" способствует реализации следующих ступеней развития личности:
- осознание необходимости трансформации своего образа жизни в русле целостной человеческой культуры;
- осознание субъективной реальности, структуры и принципов ее развития и трансформации;
- развитие практических навыков в решении личностных проблем;
- осознание необходимости постоянной творческой реализации, творческой деятельности;
- ознакомление с управлением своими эмоциональными и энергетическими состояниями;
- ознакомление с практиками психофизического развития субъекта в свете формирования целостного мировоззрения.
Обучающийся знакомится с историей развития культуры, историей религии, социологией, политологией, экономической теорией, концепциями современного естествознания, синергетикой, психоэкологией, психологией личности, социальной психологией, экологией субъективной реальности, типологией личности и со знаниями древних и современных оздоровительных систем. Проходит ряд тренингов личностного роста и отработку индивидуальных личностных проблем, где обучающемуся предоставляется информация о личных особенностях психологических аспектов принятия решений в профессиональной деятельности и индивидуальный психологический портрет. Исследуются типологические характеристики функций приема, обработки, передачи информации и принятия решений.
К преподаванию привлекаются ученые разных стран, а также специалисты и мастера разных отраслей практической деятельности.
Основной формой проведения занятий являются активная самостоятельная работа в рамках дистанционной формы обучения, под руководством индивидуального супервизора.
7. 2. Программы специализации и повышения квалификации
Основные направления: система переподготовки и повышения квалификации специалистов, образование и самообразование взрослых (в том числе и в рамках послевузовского непрерывного образования).
7.2.1. Теория и практика преобразующего взаимодействия. (Авторская программа проф. А.И. Вовка)
Программа для врачей и психологов, работающих по направлениям: психотерапия, психологическое консультирование. Программа предусматривает теоретическое изучение и практическое освоение необходимого концептуального минимума преобразующего взаимодействия.
7.2.1.1. Морфология субъективной реальности
Принципы эффективной деятельности. Коммуникация как вид деятельности. Рабочее состояние. Картина мира человека. Сенсорные системы. Образное и словесно-логическое мышление. "Объективное" и "субъективное" в структуре человеческого опыта. Взаимодействие с картиной мира другого человека. Проблема понимания.
Технологии установления и поддержания доверительного контакта. Репрезентативные системы. Индивидуальные мифы. Калибровки функционального состояния человека. Вербальное и невербальное взаимодействие.
Базовая целевая модель процесса консультирования.
7.2.1.2.Субмодальностные технологии
Субмодальностные характеристики личностного опыта (переживаний) человека и их особенности. Критические субмодальности. Преобразование опыта. Субмодальностные техники. Изменение и подстройка субмодальностей. Диссоциация. Фобии. Травматические переживания. Трансформация поведенческих стереотипов.
7.2.1.3. Стратегии и контексты: Я-концепция и картина мира
Контексты. Виды контекстов. Я-концепция, Не-Я-концепция, структура взаимодействия Я и Не-Я. Объекты, находящиеся за пределами пространства тела, являющиеся частью Я. Соматические проекции. Соматические метафоры. Воля. Парциальные волевые векторы.
Стратегии. Исследование индивидуальных стратегий. Определение значения данных стратегии в индивидуальной структуре. Память. Исследование стратегии записи, хранения и извлечения информации. Я-концепция и фильтрация информации.
Пространственно-временные контексты и Я-концепция. Стратегии поведения в различных пространственно-временных контекстах. Уверенность как полное вхождение в контекст. Уверенность и консерватизм. Тело и Я-концепция.
Структурирование контекстов и стратегий. Базовые стратегии. Интеграция внутриличностных контекстов.
7.2.1.4. Стратегии и контексты: жизненные стратегии и время
Временные контексты. Стратегии организации временных интервалов. Импульсные и неимпульсные стратегии. Жизненный цикл. Ситуационная динамика психологического возраста. Ход времени и физическое тело. Прошлое, настоящее, будущее. Линии времени. Сдвиги во времени. Перемещение в прошлое и будущее из настоящего. Мечты (фантазии) и их локализация. Реальное и идеальное прошлое. Сортировка событий по переживаниям. Индивидуальная стратегия деформации субъективного хода времени.
Прошлое. Работа с событиями прошлого. Реальное и фантазийное прошлое. Работа с детскими переживаниями. Детские стратегии в настоящем. Индивидуальный объем прошлого.
Будущее. Стратегии построения будущего. Фантазийное и реальное будущее. Построение будущего. Травматические переживания и будущее. Психические и соматические травмы и работа с будущим.
Жизненный путь. Логика и связанность жизненного пути. Знаки и Осознание логики. Диапазон свободы воли. Воля и Вера. Объем видения жизненного пути. Логика "выбора".
7.2.2. Этическая педагогика. (Авторская программа акад. А.С. Валявского)
Программа для работников сферы образования, социальных работников, психологов, гувернеров, а также для заинтересованных родителей.
Программа предусматривает практическое освоение операционного минимума развивающего и этического стандартов на основе образовательного стандарта. Культура общения и культура мышления даются на основе теории и практики преобразующего взаимодействия в элементарной педагогической системе "учитель - родитель - ученик" с использованием слова и образа как системных инструментов обучения. Проводится тренинг "диспетчерской программы" обучения и самообучения с учетом различных вариантов рассогласования систем приема, обработки и выдачи информации в левополушарном и правополушарном шаблонах. Педагогический закон необходимого и достаточного разнообразия проживается участниками на основе системных пособий и упражнений применительно к работе с семьями и учениками разного уровня готовности к обучению. Осваиваются базисные умения и состояния "учителя" и "консультанта" с позиций этической педагогики.
Программа создает смысловую опору для воспитания, развития и обучения в ситуации жизни и работы с нестандартными детьми.
7.2.3. Технология достижения результата. (Авторская программа проф. А.И. Вовка)
Программа направлена на повышение эффективности жизни и деятельности.
Программа существует как в специализированном виде (для руководителей организаций, менеджеров и т.п.), так и в виде, ориентированном на неспециалистов.
7.2.4. Основы организации избирательных кампаний
Программа для повышения квалификации менеджеров, продвигающих кандидатов в органы представительской власти республиканского, регионального, муниципального уровня, а также местного самоуправления.
Способствуют повышению культуры проведения избирательной кампании, эффективности работы менеджеров и повышение их устойчивости против стрессов.
7.2.4.1. Психология кампании
Принципы эффективности. Устройство картины мира человека. Взаимодействие с картиной мира другого человека. Проблема понимания. Вербальное и невербальное взаимодействие. Общие закономерности коммуникативного процесса. Выборная кампания как коммуникация.
7.2.4.2.Стратегия кампании: продвижение кандидата
Имидж и миф. Особенности формирования имиджа с учетом личности кандидата. Целостность имиджа и мифа: листовки, выступления, публикации. Этапы продвижения. Неформальный подход к продвижению. Взаимодействие кандидата с избирателями, СМИ и другими субъектами избирательного процесса
7.2.4.3. Тактика кампании: пропаганда и контрпропаганда
Технологии ведения агитационной работы с учетом реального положения дел. Неформальный подход к агитационной работе. Опережающее реагирование. Взаимодействие с избирателями, СМИ и с другими субъектами избирательного процесса на различных этапах кампании. Использование методов контрпропаганды. Тактика контрпропаганды. Вопросы безопасности. Методы повышения эффективности пропагандистских материалов. Этика и эстетика с точки зрения целей и задач кампании.
7.2.4.4. Мониторинг общественного мнения
Социологический опрос и мониторинг общественного мнения. Построение задач, конструирование анкеты, проведение опроса. Результаты опроса, их интерпретация и использование в оперативной работе. Типичные ошибки и как их избежать. Опрос, проводимый штабом кандидата и сторонними подрядчиками: плюсы и минусы.
7.2.4.5. Кадры кампании: групповое взаимодействие
Мы-концепция: кандидат и его команда. Структура и динамика групп. Штаб как коллектив. Руководство коллективом как предмет деятельности. Кадры. Отбор и расстановка кадров в зависимости от порученной работы. Требования, предъявляемые различными видами штабных и полевых работ. Методы диагностики кадров. Мотивация и воздействия, усиливающие мотивацию. Требования к обучению агитаторов. Прикладные психологические аспекты повышения эффективности воздействия агитаторов на избирателей при проведении полевых работ. Работа штаба до объявления кампании и в ходе кампании. Работа в день выборов: наблюдатели. Отдельные аспекты работы наблюдателей. Повышение эффективности работы наблюдателей.
7.2.4.6. Специальные тренинговые программы для участников избирательной кампании
7.2.4.6.1. Развитие восприятия информации и интуиция
Активизация каналов восприятия, создания доверия к интуитивной информации. Внимание: деконцентрация, концентрация, устойчивость, выделение ключевых звеньев. Работа с задачами, не имеющими рационального решения. Работа в зоне нервно-психического напряжения. Работа по развитию навыка различения "желаемого" и "действительного" в деятельности менеджера избирательной кампании.
7.2.4.6.2. Развитие поведенческой гибкости
Изменение своего поведения для достижения поставленных целей. Границы вариативности поведения. Поведенческие шаблоны. Спонтанные и естественные реакции. Точность восприятия поведения и намерения других людей. Подготовка кандидата: повышение конгруэнтности, речевое поведение, индивидуальный стиль. Подготовка агитаторов: обходы, пикеты и т.д.
7.2.4.6.3. Достижение результата
Алгоритм построения направленного действия. Личностные ограничения. Причинно-следственные связи. Действие с учетом реальности. Экология жизни. Психологическая подготовка и безопасность субъектов избирательного процесса.
7.2.5. Мастер-класс: "Консультирование". (Авторская программа проф. А.И. Вовка)
Мастер-класс рассчитан на врачей-психотерапевтов (базовое высшее образование по специальности "лечебное дело", специализации по психиатрии, психотерапии, сексологии) и психологов (базовое высшее образование по специальности "психология", специализации по медицинской психологии и психотерапии), имеющих опыт индивидуального, семейного консультирования, групповой работы.
Мастер-класс проводится в форме семинарских и групповых занятий.
Некоторые темы занятий:
* Теория и практика преобразующего взаимодействия.
* Философское консультирование.
* Системное консультирование.
* Экология субъективной реальности.
* Базовая целевая модель взаимодействия.
* Консультирование как профессия.
* Индивидуальный стиль консультирования.
* Я-концепция пациента и Я-концепция консультанта.
* Психотерапевтические группы и группы "личностного роста".
* Балинтовские группы.
* Демонстрационные сессии работы.
7.3. Консультативные программы
7.3.1. Системное консультирование. (Авторская программа проф. А.И. Вовка)
Система консультирования владельцев и ключевых менеджеров организаций и предприятий по психологии жизни и деятельности.
Что это такое?
Системное консультирование - это конфиденциальная беседа с руководителем, которая направлена на прояснение и нахождение путей решения заявляемых проблем. Консультирование может состоять из одной или нескольких бесед.
Что является предметом?
Обоснованные и необоснованные (с "объективной" точки зрения) опасения руководителя по поводу развития бизнеса; трудности в распределении внимания на все участки работы; сверхнормативные (по субъективному ощущению) затраты времени; замешательство перед принятием "ответственных" решений; неясности во взаимоотношениях с коллегами и персоналом; кризисные ситуации в работе и личной жизни; необходимость внести какие-либо структурные или содержательные изменения в свою работу или работу всей организации.
А также:
* снижение эффективности;
* снижение интереса и мотивации к работе;
* потеря цели, смысла и перспективы развития с отсутствием осознания необходимости существования фирмы;
* ощущение неуправляемости фирмы;
* повышение конфликтности и заболеваемости сотрудников;
* хаос, разброд и шатания у руководства и сотрудников, сопровождающиеся повышением потребления алкоголя и т.п.;
* развал структуры и снижение исполнительской дисциплины;
* оживление неконструктивной активности сотрудников;
* деструктивная конкуренция между сотрудниками, подразделениями, руководителями;
* и другое.
Кто является заказчиком?
Заказчиком данной работы является руководитель организации (владелец, генеральный директор, председатель совета директоров и т.д.). В том случае, если руководство осуществляется группой людей (от двух и более человек) - консультирование производится с этой группой.
Какова работа с персоналом?
Непосредственная работа со служащими организации осуществляется только в случае крайней необходимости по заранее оговоренному с руководителем плану, в русле его (руководителя) идеологии и является, фактически, не обязательным в большинстве случаев этапом консультирования.
7.3.2. Адаптация субъекта к социокультурным контекстам. (Авторская программа проф. А.И. Вовка)
Направление: Программа направлена на ускорение адаптации мигрантов к условиям жизни в стране пребывания с учетом местных особенностей, языка, возможностей трудоустройства, наличия поддерживающих структур (фондов, землячеств и т.п.). Дополнительная цель - помощь органам местного и федерального управления в планировании и осуществлении программ адаптации, подготовка специалистов (консультантов и психотерапевтов) для работы с мигрантами.
7.3.2.1. Первичная адаптация субъекта к социокультурным контекста
Психологическая адаптация к условиям "потери корней" и снятия первичного дистресса. Дезактивация связи с прошлым социальным окружением. Работа с "реальным настоящим" как ресурсом дальнейшего существования в новых условиях. Построение позитивной программы жизни на ближайшее и отдаленное будущее. Согласование позитивной программы с реальным контекстом страны (места) проживания и проверка результатов.
7.3.2.2. Адаптация к языковой среде
Работа со "страхом говорения на другом языке". Тренинг настоящего проживания в языковой среде. Приобретение навыков общения в новой языковой и культурной среде с программированием подсознательного опыта проживания в данной языковой среде.
7.3.2.3. Интеграция и автономизация адаптивных процессов
Формирование представления о себе как о жителе страны "N": Социальный контекст. Культурный контекст. Языковый контекст. Хобби. Формирование представления о себе, как активном деятеле, живущем в стране "N". Производственный контекст. Политический контекст. Работа с ностальгией и отработка остаточной агрессии. Коррекция и проверка позитивной жизненной программы на ближайшее и отдаленное будущее. Коррекция образа Я в условиях нового контекста проживания и осознание изменений.
Результат: результатом программы является снижения длительности срока адаптации, снижение уровня невротизации и криминогенности. Развитие чувства уверенности и ответственности. Снижение затрат государства на содержание мигрантов.
Дополнительные сферы применения: данная программа может с успехом применяться для работы с маргинальными субъектами и группами, а также для целей специальной подготовки.
7.3.3. Программа повышения надежности и эффективности работы персонала в зоне повышенной нервно-психической нагрузки. (Авторская программа проф. А.И. Вовка и канд. биол. наук А.В. Шошмина)
Проблема повышения надежности и эффективности работы людей в зоне чрезвычайных ситуаций весьма актуальна. Огромное значение имеют психофизиологическая готовность и психологическая устойчивость спасателей (МЧС), их способность максимально быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать верные решения. Также перечисленные выше условия и задачи характерны еще для целого ряда профессий, например, таких как персонал АЭС, работников энергетического, химического, металлургического комплексов, транспорта, сотрудников специальных подразделений. Для достижения этих целей используются различные методы отбора и подготовки; основное внимание обычно уделяется физической подготовке и опыту человека.
Академия IASC, в рамках научно-практической программы "Социальная экология", разрабатывает и внедряет системный подход к надежности и работоспособности отдельного человека и групп в зонах повышенного риска и нервно-психического напряжения. Этот подход, помимо подготовки по специальности "Социальная экология", включает в себя:
* психологический и психофизиологический отбор с моделированием поведения человека в условиях стресса;
* систему психологических тренингов, направленную на развитие навыков сбора, обработки информации и принятию решения в условиях повышенной нервно-психической напряженности и дефицита времени;
* систему создания у специалистов устойчивых состояний при работе в зоне чрезвычайных ситуаций;
* систему психологической реабилитации;
* психологическое и психофизиологическое сопровождение работы специалистов.
Предлагаемый подход позволяет с высокой точностью оценить функциональное состояние центральной нервной системы, определить адаптивные возможности организма к нагрузкам, связанным с нервно-психическим напряжением, дать прогноз переносимости подобных нагрузок в реальных условиях профессиональной деятельности, выявить скрытые функциональные нарушения. Оптимизировать систему подготовки специалистов.
7.4. Тренинги
7.4.1. Технология реального действия в линейном приближении. (Авторская программа проф. А.И. Вовка)
Тренинг состоит из двух связанных тренинговых программ:
7.4.1.1. Перцептивный тренинг
Многоступенчатый неспецифический тренинг активизации перцептивных и когнитивных навыков работы с информационными потоками.
Активизация перцептивных каналов, создание доверия к интуитивной информации. Работа со вниманием: деконцентрация, концентрация, устойчивость, объем, "выделение фигуры из фона". Работа с задачами, не имеющими рационального решения. Работа в зоне нервно-психического напряжения. Работа по разделению "реального" и "фантазийного" в восприятии. Перцептивные пространства. Построение пространств решения задач.
7.4.1.2. Тренинг достижения
Неспецифический тренинг, направленный на активизацию навыков целеполагания и достижения поставленной цели.
"Субъективная" и "объективная" реальности. Алгоритм построения направленного (векторного) действия. Хорошо сформулированный результат. Личностные ограничения. Мерность индивидуального пространства и времени. Причинно-следственные связи. Действие с учетом реальности. Экология жизни.
7.4.2. Тренинг развития поведенческой гибкости. (Авторская программа Е.П. Вовк)
Изменение своего поведения для достижения поставленных целей. Границы вариативности поведения. Поведенческие шаблоны. Реакции. Точность восприятия поведения и намерения других людей.
7.4.3. Женская группа. (Авторская программа Е.П. Вовк)
В группу набираются только дамы в возрасте от 18-ти до 65-ти лет, интересующиеся своей жизнью, в том числе те, кто ощущает затруднения в семейно-сексуальной сфере, профессиональной области, взаимоотношениях с собой и другими, нуждается в прояснении своих жизненных приоритетов и смыслов.
Некоторые темы группы:
* Состояние и формы тела как следствие жизни женщины.
* Четыре возможности в жизни женщины.
* Языковая травма и ее последствия.
* Детские мечты и их реализация.
* Мечты взрослой женщины.
* Когда мечта сбылась - смысл счастливой жизни.
* Фиксации и отношения.

Программы, предлагаемые академией IASC (в том числе и авторские программы ведущих специалистов), соответствуют действующим международным стандартам специальностей гуманитарного профиля в части гуманистической направленности, объема, содержания и иных характеристик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема экологической безопасности человечества стала одной из основных геополитических проблем конца XX - начала XXI веков. Очевидно, что экологические подходы все более формируют современные тенденции в области использования энергоресурсов, в том числе добычи и переработки сырья, а также и в социальной сфере, в частности, в здравоохранении и образовании.
На наш взгляд, одним из основных экономически эффективных способов решения вопросов экологической безопасности является социокультурное развитие человека, осуществляющееся приведением концепции образования в соответствие с уровнем развития общества информационной цивилизации.
Проблема заключается в том, что опора на устоявшиеся еще в XIX веке системы и структуры образования, узкая прагматическая специализация не соответствуют уровню достижений НТР конца ХХ века, не способствуют обучению человека воспринимать и перерабатывать возросшее количество информации, что, особенно в современных высокоточных и наукоемких отраслях производства, приводит к неэффективным или ошибочным управленческим и технологическим решениям, создающим условия для техногенных или экологических катастроф.
Возникла необходимость в подготовке специалистов нового типа, обладающих навыками работы в нескольких областях и умеющих перерабатывать возросшее количество информации. Практика показала, что компьютеризация не может полностью решить эти проблемы, так как качества исполнителя не изменяются, а сбои в работе информационных сетей только увеличили количество и "стоимость" ошибок.
К сожалению, общественный спрос на специалистов, способных решать такие вопросы, не удовлетворяется, поскольку такой подготовкой ранее занимались, в основном, немногочисленные факультеты университетов, выпускники которых часто работали не по специальности. В ситуации неудовлетворенного спроса возникло множество псевдодуховных и околопсихологических организаций, которые зачастую наносят значительный вред здоровью людей, обращающихся к ним за помощью.
Актуальность подготовки специалистов соответствующего профиля с каждым днем становится, на наш взгляд, не просто целесообразной, а жизненно необходимой.
Традиционно существующие направления экологии - социальная экология и аутоэкология - рассматривают соответственно отношения общества и природной среды и человека и природной среды. На наш взгляд это сужает область экологических проблем, например, за счет отсутствия рассмотрения экологии взаимодействия человека и социокультурных групп, выступающих как субъекты общественных отношений как между собой, так и обществом и природной средой в целом.
Предлагаемое в настоящей работе расширение содержания понятия "социальная экология" включает в себя не только традиционно рассматриваемую экологию отношений человека с природой и общества с природой, но и отношений между структурными единицами общества.
Учитывая тот факт, что социальная экология как наука переживает период развития и содержание термина еще не устоялось, ученый совет International Academy of Science and Culture (IASC) принял решение зафиксировать определение термина "социальная экология" как науки об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах, объектом которой является субъективная реальность субъектов разных уровней, а предметом - адаптация субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.
В рамках вышеприведенного определения сформулировано представление о социальном экологе как специалисте с высшим образованием (бакалавр или магистр), решающим задачи оптимизации взаимодействия социокультурных систем и их элементов (субъектов различных уровней, включая уровень отдельных людей), с целью их адаптации к процессам в естественных и искусственных средах (природной, биологической, социальной, психологической, информационной и др.).
Объектом профессиональной деятельности социального эколога являются процессы и состояния субъекта (в качестве субъекта может выступать как отдельная личность, так и социокультурная группа, народ и т.п.), проявляющиеся в различных областях человеческой жизнедеятельности.
Практическая и исследовательская деятельность социального эколога направлена на оптимизацию субъективных факторов во всех видах взаимодействий. Также деятельность социального эколога направлена на анализ целостности социальных структур, уровней и форм жизнедеятельности человека в различных социокультурных, в том числе региональных и национальных условиях, а также на работу с различными социальными, возрастными, религиозными и этническими группами и с отдельными людьми. При этом социальный эколог, помимо знания методов и технологий соответствующих точных и гуманитарных наук, использует результаты анализа опыта развития мировой культуры, знание феноменов культуры и культуротворческого процесса, особенностей функционирования культуры в современном обществе и исследования процессов в природе, ее закономерности и охрану, в числе прочих методов применяя методы психологии, философии, социологии, конфликтологии, экологии, информатики, прикладной математики и информационных технологий в научных исследованиях, управлении, решении социальных проблем, решении проблем жизнедеятельности субъекта, различных сферах производственной и хозяйственной деятельности.
Работа такого специалиста необходима при решении основных проблем XXI века, особенно проблемы развития человечества и отдельного человека, в государственных и негосударственных организациях и учреждениях, в т.ч. образовательных.
В предложенной программе всесторонней и многоуровневой подготовки специалистов по специальности "Социальная экология" речь идет о новой комплексной специальности, синтезирующей методы и содержание естественных и гуманитарных наук, наиболее адекватной проблемам и задачам, стоящим перед человечеством информационной цивилизации в XXI веке. Главной целью программы "Социальная экология" является подготовка и переподготовка специалистов с высшим образованием для работы в условиях социального, экологического и экономического кризисов современной цивилизации.
Такого рода система образования предлагается академией IASC в форме целостного, элитарного по объему знаний и умений, образования, решающего проблемы подготовки специалистов, вооруженных знанием методологии междисциплинарного подхода, владеющих методами синтеза содержания конкретных наук и дисциплин, обладающих необходимыми навыками практического применения результатов своих исследований. При этом осуществляется переход от подготовки узкого специалиста к свободному универсальному развитию и активной самореализации творческого потенциала человека.
Авторы предлагают всем заинтересованным лицам и организациям обратить серьезное внимание на подготовку и переподготовку специалистов в рамках программы академии IASC, в особенности по специальности "Социальная экология", и предлагают конкретные решения по данному вопросу.
Внедрение экологических специальностей в системе высшего образования, на наш взгляд, позволит создать предпосылки успешного решения проблем экологии информационной цивилизации.
В настоящее время International Academy of Science and Culture (IASC) проводит набор на обучение по специальности "Социальная экология" и приглашает как специалистов, так и просто заинтересованных граждан и организации к сотрудничеству в решении вопросов, отмеченных в данной работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Организация дистанционного образования
Дистанционное образование, предлагаемое академией IASC, используется как наиболее доступная форма образования и повышения квалификации в области социальной экологии, просветительской деятельности, воспитания экологического мировоззрения.
Дистанционное обучение производится по электронной почте. При этом учитывается тот факт, что сейчас в большинстве населенных пунктов есть возможность пользоваться как индивидуальными, так и коллективными адресами электронной почты, что позволяет желающим обучаться без дополнительных расходов на проезд и проживание.
После заказа и оплаты курсов, по указанному адресу электронной почты преподаватель-методист высылает вводное письмо, в котором рассказывает об особенностях и графике учебного процесса. Обучающийся изучает присланный ему материал, отвечает на вопросы методиста, задает свои вопросы, получает на них ответы, выполняет контрольные задания, слушает лекции ведущих специалистов по сети Интернет в прямом режиме или в режиме записи, если нет возможности обеспечить режим прямого доступа, участвует, если это необходимо, в семинарах-тренингах, сдает тесты и экзамены, и так до тех пор, пока не закончится курс обучения.
Часто задаваемые вопросы
Какова продолжительность обучения?
Продолжительность каждого курса дистанционного обучения определяется требованиями стандартов качества образования для очного обучения и зависит от степени усвоения материала. Требования к качеству усвоения материала для всех видов обучения одинаковы.
По просьбе обучающегося может быть разрешена сдача части курса экстерном, но только в том случае, если будет уверенность, что скорость не нанесет ущерб качеству.
Кто выступает в роли преподавателя?
Преподаватели на дистанционных курсах те же, что и при очном обучении. Все наши преподавателя имеют большой профессиональный опыт и являются ведущими специалистами в своей области. Все они имеют соответствующую квалификацию, ученые степени и научные звания, являются авторами научных работ, изобретений, учебников и учебных пособий, являются практикующими специалистами.
На что больше похоже дистанционное обучение?
При сравнении с другими формами обучения оказывается, что дистанционное обучение больше всего похоже на индивидуальные занятия - обучающийся общается с преподавателем один на один. Более того, он получает ответы на свои вопросы в письменном виде.
Почему нельзя просто прочитать учебник?
Причин несколько.
Во-первых, самостоятельно учиться сложно. Нужно быть очень организованным человеком и чрезвычайно настойчивым в достижении своей цели. Такие существуют, они обучаются экстерном. Но их меньшинство. Подавляющему большинству учебное заведение помогает организовать обучение во времени (для этой цели служит учебный план) и предоставляет преподавателя (помогающего этот учебный план реализовать).
Во-вторых, учебное заведение выдает документ об образовании. Этот документ подтверждает для работодателя полученную квалификацию. Учебное заведение может выдать такой документ благодаря тому, что осуществляет проверку успеваемости.
Не лучше ли обучаться непосредственно в классе?
Да, в большинстве случаев лучше. Основные достоинства занятий в классе - скорость и практика. Дистанционное обучение предпочтительнее, если нет возможности надолго отрываться от работы, а также это позволяет экономить средства.
Какие документы выдаются по окончании обучения?
Диплом International Academy of Science and Culture (IASC), который является признаваемым во всем мире документом (согласно международной конвенции), подтверждающим участие слушателя в учебном процессе, качество которого гарантируется академией IASC. При обучении на базе вуза (осуществляющего совместно с академией образовательную программу) выдается документ об образовании государственного образца (от удостоверения о краткосрочном повышении квалификации до диплома о профессиональной переподготовке - в зависимости от программы обучения) страны нахождения вуза и диплом академии.
КОММЕНТАРИИ
1. Рац М. "Что такое экология, или Как спасти природу (предложения к государственной экологической программе)". // Человек и проблемы природопользования. - М.: Знание, 1990. - 96 с. - (Нар. ун-т. "Человек и природа"; № 2)
2. Там же.
3. Там же.
4. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Природа - 1998. - № 11.
5. Хоружий С.С. К проблеме динамики ноогенеза // Учение В.И. Вернадского о ноосфере и глобальные проблемы современности. Ч. 1. Тез. докл. Всесоюз. конф. (Москва, 30-31 мая 1988 г.). - М.: Моск. физ.-техн. ин-т, 1988, с. 94-97).
6. Цитируется по Шаповалов В.А. Высшее образование. - Ставрополь: СГУ, 1996.
7. Подробнее о дистанционном образовании см. приложение.
8. Мамардашвили М.К. Там же.
9. Рац М. Там же.
10. См., напр.: Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 312 с.; Салтовський О.І. Основи соцiальної экології: Курс лекцій. - К.: МАУП, 1997. - 168 с.
??

??

??

??





3




<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ