<<

стр. 6
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

158
В.Инюшин. Психоэнергетические источники терроризма.


ностью. 3а примерами далеко ходить не надо – Л.Троцкий, А.Гит
лер, И.Сталин. Периоды повышенной солнечной активности в 14
18 е гг. прошлого столетия отметились мировыми войнами и рево
люциями, массовыми убийствами людей, что сильно повлияло на
индекс рождаемости на планете.
И вот теперь нас почти 6 миллиардов. Видя телевизионные ка
дры – крушение башен торгового дома в Нью Йорке, захват более
800 человек в центре Москвы ("Норд Ост"), гибель граждан в Каш
мире (Индия), Израиле, Колумбии, Северной Ирландии – мы не
можем без тревоги смотреть на свое будущее. Огромная масса чело
вечества будет опять потрясена космическими и геофизическими
катаклизмами при высокой степени ее неустойчивости.
Что делать? Извечный вопрос. Как бороться с энтропией, хао
сом психоэнергетической и биоэнергетической структуры обще
ства? Как преодолеть такое страшное порождение агрессивности,
как терроризм и другие виды тяжких преступлений? Понятно, что
все это – глобальные проявления энтропии. Энтропию можно по
давить только одним путем – противопоставить ей антиэнтропий
ный процесс. Великое открытие профессора Н.Кобозева с точки
зрения теории дает такие возможности. Мы начали работы по соз
данию антиэнтропийной биофизики для подавления энтропии, ко
торая инициируется экзогенными (геофизическими, космически
ми) и эндогенными (психоэнергетическими и биоэнергетически
ми) факторами.
Наглядный пример. Мы видим, как в лесу образуются мертвые
пятна, погибают деревья при большой биомассе леса. Эффект сам
оизреживания – удивительный биологический феномен, который
действует и среди людей, но который мы должны преодолеть. Ци
вилизованное общество не может терять своих членов во имя эф
фекта самоизреживания и повышения индекса рождаемости. Для
этого создаются антиэнтропийные генераторы, которые способны
подавить энтропию прежде всего в психике человека. Это значит,
есть возможность снизить уровень агрессивности у человека и
групп людей. Такая возможность снижения агрессивности и вооб
ще энтропии была экспериментально доказана нами на животных
и человеке. Так, использование относительно слабых антиэнтро
пийных генераторов позволило снизить почти в 2 раза ДТП на
опасных перекрестках г.Алма Аты. Более того, наличие антиэнтро
пийных генераторов в камере для выращивания 7 дневных цыплят
бройлеров позволяет снизить смертность цыплят по причине агрес

159
Проблемы политического и экономического характера


сивного поведения отдельных особей, забивающих более слабых
членов популяции.
Примеры можно продолжить, но и так ясно, что бороться с
преступностью, терроризмом нужно через биоэнергетику и психо
энергетику общества и его членов.
В заключение сделаем некоторые выводы из вышеизложенно
го.
1. Терроризм, преступность всегда пышно произрастают в ме
стах, имеющих обилие геоаномальных зон. Обычно это сейсмоак
тивные регионы: Афганистан, Восточная часть Турции, Палестина
– Израиль, Кашмир в Индии, Чечня в России, Басконтя в Испании
и т.д. Следовательно, флуктуации геоаномальных зон запускают
процесс агрессии у определенных групп индивидуумов. А религи
озность, уровень экономического благополучия, политическое
влияние властей отодвигаются на второй план. Вот почему так
трудно ликвидировать источники терроризма в местах повышен
ной сейсмичности. В таких случаях мы предлагаем тотальную анти
энтропийную нейтрализацию геоаномальных зон в местах прожи
вания населения.
2. Источники агрессии и терроризма формируются в биоплаз
ме мозга человека на уровне подсознания. Именно здесь синтези
руются неустойчивые психоэнергетические структуры, способные
к обвальной деградации. Отсюда вытекает необходимость биофи
зического мониторинга биоплазменных структур мозга человека
для выявления потенциальных террористов. Такой мониторинг раз
работан биофизиками Казахстана и его надо использовать. Это не
значит, что мы будем осуществлять принудительные меры по отно
шению к таким лицам, наоборот, им будет предложена система
психоэнергетической реабилитации для повышения их антиэнтро
пийного потенциала, что увеличит стабильность психоэнергетиче
ских структур, исключив возможность для актов преступления и тер
роризма.
Мы также предлагаем:
осуществить социальную психоэнергетическую и биоэнер
гетическую изоляцию преступных элементов, совершивших
убийство или акт террора;
заменить смертную казнь на альтернативную высшую меру
наказания – пожизненное заключение в специальной оди
ночной камере с правом на эвтаназию;
провести массовую антиэнтропийную обработку тюрем,

160
В.Инюшин. Психоэнергетические источники терроризма.


школ, детсадов, массовых скоплений молодежи, военных ча
стей для снижения уровня агрессивности, повышения ста
бильности биоэнергетической и психоэнергетической струк
тур общества.
Терроризм и тяжкая преступность – результат основного про
цесса, который работает не только в пределах субъекта, но и на
уровне коллективного подсознания, что создает колоссальную
опасность для будущего существования человеческого сообщества.
По мере увеличения биомассы человечества вероятность воз
никновения очагов будущей деструкции растет в геометрической
прогрессии, а значит, все чаще проявляется агрессивность и терро
ризм. Если мы будем сокращать биомассу человечества за счет
войн, повышения смертности от голода и инфекций, техногенных
катастроф, то мы получим обратный эффект – резкое повышение
индекса рождаемости людей, т.е. еще большее увеличение биомас
сы человечества и увеличение степени нестабильности общества.
Стерилизация мужчин и женщин с целью сокращения рождаемо
сти еще более опасна для общества, ибо нарушает баланс между эн
тропией и антиэнтропией в сторону первой. Происходит затухание
основного процесса, падает антиэнтропийный потенциал биомас
сы, и общество приходит к естественной смерти. Следовательно,
без серьезных исследований в области теоретической биологии, ос
нованной на биотермодинамическом фундаменте, невозможно
прогнозировать будущее общества как стабильной, целостной,
психоэнергетической структуры.
Увеличение биомассы человечества создает условия для много
образных воздействий внешней физической среды (геофизических
и космических факторов), что запускает массу деструкционных
процессов. Следовательно, геофизические и космические факторы
инициируют начало основного процесса и увеличивают суммар
ную энтропию биосистемы.
Таким образом, можно сделать общий вывод: цивилизация
должна базироваться на новых принципах. Главнейший из них –
увеличение антиэнтропийного потенциала биоплазмы – пятого со
стояния вещества.

ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриев А.Н. и др. Локально геофизико геохимические
исследования тектонофизических районов Горного Алтая. Новос
ибирск, 1989.

161
Проблемы политического и экономического характера


2. Крохалев Г.П. О влиянии экранированной камеры на дина
мику слуховых и зрительных галлюцинаций. International conferen
ce оп psychotronic research. Proceedings West Georgia college. Carrol
lton, Georgia USA. 1988.
3. Инюшин В.М., Ильясов Г.У., Непомнящих И.А. Биоэнерге
тические структуры – теория и практика. Алма Ата, 1992.
4. Катастрофы зреют в нас самих // Интервью с профессором
Инюшиным В.М. Известия Казахстан. 2001. 26 окт.
5. Биовозмездие // Интервью с профессором Инюшиным Б.М.
Аргументы и факты. Казахстан. 1996.N2.
6. Шипов Г.Н. Теория физического вакуума. НТ Центр. М.,
1993.
7. Ярышкин Б.П. Человек. Пульсирующее бессмертие. Ижевск,
2002.
8. Баянов А. Призраки зиндана // Аргументы и факты. 2002. №
17.




162
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5

О.Яалом
ТЕРРОРИЗМ КАК НЕГАТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ
СМЫСЛА ЖИЗНИ

Терроризм, возможно, – не главная проблема, но самая пугаю
щая на сегодняшний день. За последние годы, когда крупные те
ракты произошли в странах, которые как будто имели иммунитет к
этому страшному заболеванию – в Англии и Америке, страх перед
непонятной силой стал всеобъемлющим. И хотя государственные
деятели по прежнему не считают террористов политическими про
тивниками, воздействие с помощью страха на общество очень
серьезно. "Трудно будет найти какой либо другой феномен, – пи
шет в книге "Психология терроризма" (2002) Д.В. Ольшанский, –
информация о котором за последнее время так быстро распростра
нилась и мгновенно подчинила себе сознание миллиардов людей
во всем мире. У международного терроризма это получилось нам
ного быстрее, чем компьютерная революция или внедрение ксе
роксов. Всеми овладел шок"98.
Главной темой последней крупнейшей сессии ООН стала борь
ба с терроризмом. Организация Объединенных Наций, созданная
после крупнейшей из мировых войн, сейчас переживает кризис,
который намерена снять при помощи внутреннего переустройства,
хотя любой кризис говорит только о необходимости пересмотра
смыслообразующей основы, и только после ответа на вопрос "за
чем?" можно искать способы "как?". И симптоматично, что именно
на юбилейной 60 й сессии ООН терроризм стал проблемой, объе
динившей государства. Как показывает история, народ объединя
ется вокруг проблемы, забыв все междоусобицы. И такой объеди
няющей проблемой для современного общества стал международ
ный терроризм. У современного терроризма есть отличие от терро
ризма прошлых времен – он стал мировым. Многие склонны назы
вать XXI век эрой терроризма.
Терроризм почему то оказался недооцененным в условиях,
когда все страны оперативно реагируют на опасность обычной цен
трализованной революции, локализованной в конкретном государ

Яалом Олег – системный аналитик, Израиль.

Цит. по: Эра терроризма. По материалам книги Л.Г. Почебут. Социальная психология
98

толпы. СПб., 2004. (http://psyfactor.org/lib/pochebut.htm).

163
Проблемы политического и экономического характера


стве. Терроризм можно охарактеризовать как "хроническую рево
люцию" в отсутствие "плодотворной дебютной идеи" о коренном
улучшении ситуации в мире. Изменения, орудием которых служит
обычно революция, в современном мире практически невозмож
ны. Слишком велика связность элементов системы, слишком дале
ко зашла глобализация, слишком могущественны транснациональ
ные корпорации. Тут возможна только мегареволюция, когда меня
ется сразу все, либо медленные направленные изменения. Нынеш
ний организм западного общества сопротивляется сразу обеим эт
им возможностям, правда, по разным причинам.
Резкие глобальные изменения не нравятся никому, это ясно.
Никому не хочется, чтобы волна цунами решила все назревшие
проблемы, попутно разрушив полстраны. Создается впечатление,
что западный эгоцентрический образ мысли будет стоять до по
следнего, активно зомбировать сам себя, посылать ограниченные
контингенты тут и там, но не допустит даже контролируемой скач
кообразной эволюции, не говоря уже о более резких формах движе
ния.
Проблема, однако, в том, что в современной культуре нет по
нимания того, как работать с этим мировым глобальным организ
мом в столь сложных быстроменяющихся условиях. Постановка
сценария "Мы, большая семерка, со всем и всеми разберемся", от
брасывает остальной мир в пассивное состояние и не служит кон
солидации. Вся западная цивилизация 11 сентября 2001 г. ахнула от
вопроса: кто режиссер и где сцена?
Может, уже пора оставить наивные мысли, что, нарастив воен
ную мощь, увеличив помощь малоимущим странам, сгладив проти
воречия между социальными группами, мы можем победить терро
ризм?
В данной статье хотелось бы выявить духовные корни терро
ризма, показать пути выхода из кризисной ситуации. Сложившаяся
ситуация показывает, что старыми способами проблему решить не
получается, значит, нужно искать ответ не в истории, не в экономи
ке, не в политике, не в психологии и даже не во всех этих пластах
человеческой жизни одновременно, а в самой сути человека, в ос
нове его существования.




164
О.Яалом. Терроризм как негативное понимание смысла жизни


История терроризма: цели и мотивы
Исследователи историки и политологи расходятся в оценке
терроризма, одни считают террор способом насилия, порождением
древности. Выделяют "террор сверху" как политику устрашения и
подавления граждан со стороны государства и "террор снизу" как
ответную реакцию угнетенного народа, недовольного своим поло
жением, выражающуюся в актах насилия по отношению к конкрет
ным лицам или обществу.
Уолтер Лакер приводит в пример палестинскую секту сикариев
(66 73 гг. н.э.), которых считает первыми террористами в истории
человечества. Сикарии, экстремистски и антиримски настроенные
националисты, применяли необычную тактику – они нападали на
противника днем, особенно в праздники, когда в Иерусалиме были
толпы людей, закалывали человека кинжалом и скрывались в тол
пе. У Тацита упоминается, что сикарии сжигали зернохранилища и
выводили из строя системы водоснабжения в Иерусалиме99. То есть
налицо – националистическая направленность движения и харак
терная для террористов тактика.
Однако сам термин "террор" сравнительно молод, его начали
употреблять во время Великой французской революции (конец
XVIII в.), когда тактика уничтожения определенных людей и была
названа "запугиванием" (от лат. terror – страх, ужас). Этот период
исследователи называют первой волной терроризма.
Вторая волна относится к последней трети XIX в.; это ради
кально националистические движения в Ирландии, Македонии,
Сербии и ряде других стран (цель которых – создание националь
ных государств), а также революционно демократический терро
ризм во Франции, Италии, Испании и России (целью террористи
ческих организаций в этих странах были разрушение существую
щих государственных структур и революция). Эта волна постепен
но спала в начале XX в., а жестокая Вторая мировая война и после
военные годы почти заставили забыть мир о террористах.
На рубеже 1960 70 х гг. в Италии, Германии, Японии началась
третья волна терроризма. В послевоенные годы в этих странах про
изошел серьезный экономический скачок, и противоречия между
социальными институтами, не успевающими за развитием эконо
мики, стали благодатной почвой для возникновения революцион
но террористических движений. "Красные бригады", "Фракция
Цит. по: Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений/
99

Под общ.ред. Тараса А.Е. Минск, 2000.

165
Проблемы политического и экономического характера


Красной Армии" (РАФ), "Японская Красная Армия", и многие дру
гие левоэкстремистские организации серьезно дестабилизировали
политическую обстановку в своих странах.
В.Л. Васильев отмечает, что "террор этих организаций связан с
моделью, выработанной Французской революцией, которая инсти
туциализировала терроризм как средство идейно политической
борьбы, воспитания устрашения населения и, что еще важнее,
средство достижения гуманных целей – "свободы, равенства, брат
ства"100.
Он также добавляет, что исламские фундаменталисты, ставя
щие задачу преодоления "глобального модернизма", для которых
национальное государство – один из главных его элементов и одна
из главных ценностей, борются и против Запада, и против государ
ственной власти в своих собственных странах. И это может показа
ться "провалом в еще большие глубины истории, триумфом кон
серватизма и традиции"101.
Всплеск терроризма на рубеже XX XXI вв. можно считать про
должением, может быть, даже пиком этой третьей волны, посколь
ку историческая нить к взрывам в Нью Йорке и Вашингтоне 11
сентября 2001 года и активности, в первую очередь, исламских фун
даменталистов, тянется от исламской революции 1979 г.
В политологии существуют три основных взгляда на природу
терроризма. Его рассматривают как специфический вид вооружен
ных действий, как вид уголовной преступности и вид политической
борьбы, формирующейся на основе социально политического
протеста102. Стоит напомнить, что проблема терроризма уже не
является проблемой отдельных государств, – она приобрела
мировой масштаб, и ее решение невозможно старыми средствами.
Как мы видим, даже высокоразвитые государства, которые могут
отправить экспедицию на Марс, не в состоянии уберечь от гибели
своих граждан.
Противоречия между быстрыми изменениями в сфере эконо
мики и не готовыми принять эти изменения общественными
структурами, а также углубляющаяся социальная дифференциация
граждан приводят к росту преступности и снижению эффективно
сти защитных механизмов общества (утрата социальных и нрав
См.: Васильев В.Л. Психология терроризма // Сб. научных трудов СПб ЮИ ГП РФ.
100

2001. № 2.
Там же.
101

См.: Жаринов К.В. Терроризм и террористы: Ист. справочник/Под общ. ред. А.Е.
102

Тараса. Минск, 1999.

166
О.Яалом. Терроризм как негативное понимание смысла жизни


ственных ценностей). Весь клубок противоречий, от которых не
свободно большинство современных государств, становится благо
датной почвой для развития терроризма. По большому счету терро
ризм – это продукт экономической политической и социальной
нестабильности общества, что свидетельствует об особом периоде в
развитии человечества.


Глазами психологов
Кое что для понимания природы человеческой агрессивности
можно почерпнуть у психологов и социологов прошлого. Г.Ле Бон,
Г.Тард, З.Фрейд, В.Райх и Э.Фромм, будучи участниками реальных
событий, отталкиваясь от "объективной реальности, данной в ощу
щениях", сумели ухватить, каждый по своему, это явление, объеди
нить многие разрозненные эмпирические факты и пойти от част
ного к общему.
Гюстав Ле Бон одним из первых заявил о начале эры толпы.
Появляется интересная догадка – толпе претит демократия, она тя
готеет к авторитаризму, ей нужен вождь. Вероятно, это последствие
скрупулезного анализа событий Великой французской революции
и последующего века революций до Парижской коммуны включи
тельно. Ле Бон первым четко обозначил, что в психологии масс
определяющим является не рациональное, а иррациональное.
Габриэль Тард, будучи криминалистом, высказал в конце XIX в.
гениальную догадку: наступающий XX век будет веком глобализо
ванной публики, объединённой средствами массовой коммуника
ции, а общество характеризовал как продукт взаимодействия инди
видуальных сознаний через общение, причем важное место зани
мает процесс подражания.
Вильгельм Райх был свидетелем становления фашизма. В кни
ге "Психология масс и фашизм" Райх абсолютизировал либидозно
сексуальные воззрения Фрейда, считая, что тоталитарное государ
ство подавляет естественные, прежде всего сексуальные, влечения
человека, вытесняя их в бессознательное, и превращает человека в
существо, неспособное сопротивляться и готовое выполнить лю
бой приказ вождя. Нацистская демагогия дала немцу возможность
преодолеть комплекс собственной никчемности, разнообразить ту
склость и бессмысленность бытия "маленького человека", рациона
лизировать все это в гипертрофированной национальной идее.


167
Проблемы политического и экономического характера


Индивидуум стремится "избавиться от собственной личности,
потерять себя – иными словами, избавиться от бремени свободы".
Здесь Фромм приводит гениально подобранную цитату из "Братьев
Карамазовых" Ф.Достоевского: "Нет у человека заботы мучитель
нее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с
которым это несчастное существо рождается".


Наука каббала объясняет феномен войны и терроризма
Каббала говорит о методике, которая раскрывает связь с вы
сшими законами мироздания, а терроризм и войну объясняет как
развитие человеческого эгоизма, который толкает его на расшире
ние своей территории, своего "эго".
Эго же распространяется на источники воды, природных ре
сурсов, территории и отчасти на власть одних над другими. Но в ос
новном войны ведутся за передел земли, на которой существуют
определенные притягательные богатства. Это следует из расчетов
политиков, которые начинают войны: " Мне нужна эта часть, пото
му что там есть нефть, а я не могу заправлять свои танки, для того
чтобы завоевать другую часть, потому что там есть вода и третью
часть, потому что там есть еще что то". И так далее.
Человек, получив от природы свободную волю и право выбора,
избрал путь потакания своему эгоизму. Как характерно все это для
нашей эпохи! Кто хочет воевать? Каждый готов вести переговоры и
подписать "нерушимый мир", но только на тех условиях, которые
он лично предлагает... Волчья делегация явилась к овечьему стаду
со словами: "Мы, волки, давно уже пытаемся наладить с вами друж
бу, да виновники всему – ваши овчарки. Как только мы начинаем
приближаться к вам, они поднимают такой лай, что нам ничего не
остается делать, как спасать свои волчьи шкуры. Уберите стороже
вых псов, и мы готовы подписать с вами любой договор о "неруши
мом мире".
Природа создана таким образом, чтобы подгонять нас к цели
творения. Если мы этой цели не достигнем сами, опережая удары,
мы будем находиться в непрерывных страданиях. Бааль Сулам еще
в 30 е гг. XX в. писал, что третья и четвертая мировые войны с атом
ными, нейтронными бомбами могут привести к тому, что на земле
останется лишь небольшое количество людей. Противопоставив
себя основному закону природы, человек альтруист по своей сущ


168
О.Яалом. Терроризм как негативное понимание смысла жизни


ности стал человеком эгоистом и этим фактически обрек себя на
вражду с самим собой.
Терроризм – это не наказание. Это просто коррекция. Нас
бьют, пока не поумнеем. Работают законы природы, которые под
талкивают все человечество в движении к первопричине. Разница в
том, как поумнеть: под ударами или самому – в этом все дело. Что
значит "самому"? Это значит – создать вокруг себя такое общество,
которое продвигало бы тебя вперед.
В своем развитии мы постигаем, что зависим от всего мира. Хо
тя и раньше все люди на земле были связаны, но 2000 лет назад бы
ли страны, которые даже не знали о существовании друг друга, на
пример Китай не знал о существовании Европы. Они не были свя
заны явными для них каналами, культурными или торговыми, но
они были связаны в одно кли (сосуд), духовно были связаны. Толь
ко в то время еще не было необходимости в раскрытии связей меж
ду ними на человеческом уровне, на уровне этого мира.
А затем постепенно людям раскрылось то, что между ними су
ществует глобальная связь. И хотя они не знают, что это один духов
ный сосуд, но это постепенно раскроется.
В настоящее время эта связь обнаруживается наглядно. Мы ви
дим, что если в одном конце мира что то взрывают, в другом, это
вызывает, например ураган или дождь. Происходит падение биржи
в Австралии – кому то плохо становится в Америке. Страна может
быть самой развитой, но обыкновенный терроризм может все раз
рушить.
Так, американцы понимают, что если они не сделают что то в
Ираке или в Афганистане, им не будет покоя. Поэтому у них как
будто нет выбора, они обязаны это делать. И это не потому, что они
хотят властвовать над всеми, просто они знают, что будет плохо у
них дома.
Не просто так была создана Организация Объединенных На
ций, только напрасно думали, что из этого что то получится. В кон
це концов и там те же споры.
Если нет связей между частями общества, таких связей, как в
семье, где все зависят друг от друга, не будет мира, а раздоры и раз
рушения станут нескончаемыми.
Только правильная ориентировка на высший закон мирозда
ния придаст смысл тусклому и бессмысленному человеческому су
ществованию. А таковой смысл можно обрести только в проникно


169
Проблемы политического и экономического характера


вении в мироздание, а не в отмежевании от него компьютерами,
кока колой, компаниями, плеерами, футболом и пр.
Возможность перенаправить человеческую агрессию и де
структивность во внутреннюю работу над собой, в проникновение
в мироздание даст человеку истинное понимание себя, своей роли.
А это направит его желания в созидательную и творческую сторону.


***
Каббалистическое объяснение мироздания показывает, что ис
тория развивается согласно росту желаний человека – от неживого,
растительного, животного к человеческому уровню. Эти уровни
проходит как все общество, так и каждый человек. На неживом
уровне человек удовлетворяется минимумом – пища, семья, мини
мальный комфорт, на растительном человека занимает накопление
богатств, на животном все богатства и даже собственную жизнь он
готов отдать за власть, почет и славу. Человеческий уровень харак
теризуется стремлением к знаниям; выход человечества на следую
щий за этим духовный уровень выражается в стремлении к духов
ному постижению себя и своей роли в мире. Переходы от одного
уровня к другому сопровождаются конфликтами в разных сферах –
экономическими, социальными, личностными, а современный
этап развития человечества, когда человек готов к постижению
своего настоящего предназначения, цели своего существования,
характеризуется обострением всех конфликтов.
А.И. Юрьев очень четко описывает эту ситуацию на уровне
сознания человека: "Глобализация производит целую систему изме
нений во внутреннем мире человека. Она изменяет картину мира
человека, его мировоззрение, его жизненную позицию и его образ
жизни. Это означает, что она изменяет самого человека – его созна
ние.
Картина мира, мировоззрение, жизненная позиция, образ
жизни – это константы психологической системы защиты челове
ка от опасностей жизни, как скафандр защищает водолаза при спу
ске под воду. "Прорыв" этих констант сознания опасен, как прорыв
скафандра водолаза, и человек об этом интуитивно догадывается.
Вокруг именно этих изменений, естественно, завязалась борьба,
одним из проявлений которой является терроризм. Иначе говоря,



170
О.Яалом. Терроризм как негативное понимание смысла жизни


борьба идет не за территорию, не за ресурсы, не за экономические
позиции, а за содержание сознания"103.
Говоря о смене мировоззрения, картины мира, Юрьев, как мы
видим, описывает ситуацию утраты человеком смысла существова
ния, потери ориентиров, поисков смысла жизни. Американский
психолог Ирвин Стауб даже ввел понятие "тяжелые времена" для
такого кризисного периода: это ощущение депрессии, безнадежно
сти, окруженности врагами, ощущение несправедливости, совер
шаемой по отношению к "моему народу", "моей религии", "моему
городу". Именно этот комплекс чувств, по Стаубу, является необхо
димой предпосылкой массовых убийств и геноцида104.
Терроризм свидетельствует о возрастающем эгоизме человека,
росте его желаний и о том, что человек не знает, как с этими расту
щими желаниями справиться. Реакцией на некомфортное состоя
ние является агрессия, направленная либо внутрь себя (депрессии,
алкоголизм, наркомания, суицид – любой из видов саморазруше
ния), либо во вне (рост преступности, разрушение семьи, некон
тролируемая агрессия и терроризм как крайняя форма разрушения
общества).
Человеку кажется, что мир вокруг можно переделать, что, из
менив что то вне себя, он может избавиться от чувства опустошен
ности, недовольства, страданий. Каббалист М.Лайтман говорит:
"Все, что мы видим как плохое, – это сигнал о том, что здесь есть
возможность исправить"105. Под исправлением понимается измене
ние намерения человека с эгоистического на альтруистическое, по
тому что изменить можно только себя, точнее – свое отношение к
миру, т. е. намерение ("ради себя" – эгоистическое, на "не ради се
бя" – альтруистическое). Действие не может изменить мир, вся си
ла – в правильно приложенной мысли, в намерении.
Создатель современной научной каббалистической методики
Иегуда Ашлаг (Бааль Сулам) пишет, что вслед за человеком испра
вляется мир, потому что мир включен в человека. Бааль Сулам вы
деляет четыре категории – милосердие, правда, справедливость, мир,
управляющие миром, познав которые, человек может достичь
свойства отдачи и включиться в управление мирозданием, потому


Юрьев А. И. Политическая психология терроризма. Доклад на форуме "Психология и
103

психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора". СПб. 23 25 мая
2004 г.
Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.
104

Лайтман М. Суть науки каббала. М., 2005.
105




171
Проблемы политического и экономического характера


что только осознанное исправление может привести человека к из
бавлению от страданий.
"Этими категориями до сегодняшнего дня пользовались все
исправляющие мир. Правильнее сказать, что в этих четырех катего
риях происходило до сегодняшнего дня развитие человечества: вы
сшее управление проделало свой путь, постепенно развивая чело
вечество, пока ни привело к нынешнему состоянию. И хорошее, и
плохое, то есть и исправления и, наоборот, всякие искажения и не
исправности, прегрешения мы совершаем только с помощью этих
категорий"106.
Тех, кто принял за основу своего отношения к обществу кате
гории "милосердие" и "справедливость", т. е. кто в жизни руковод
ствуется принципом "мое – твое, и твое – твое" (слабое эгоистиче
ское желание), Бааль Сулам называет "строителями", а принявших
категорию "правда", т. е. принцип "мое – мое, а твое – твое", – "раз
рушителями" (сильное эгоистическое желание).
Это не говорит, что строители – альтруисты, а разрушители –
эгоисты. Человек по своей природе эгоист, таким он создан приро
дой и стремится всеми способами использовать других людей себе
на пользу. Действия и строителей, и разрушителей не способствуют
созиданию, потому что достижение категории "мир" невозможно
одним использованием милосердия или одним использованием
правды.
Однако, пишет Бааль Сулам, люди управляющие миром, выхо
дят из среды "разрушителей", и никогда они не смогут правильно
устроить общество, потому что в основе их мотивов лежит не забо
та о ближнем, а жажда власти, почета, известности. Стремление ис
пользовать остальных ради собственной выгоды пробуждается
только у человека. "Оно исходит из ощущения ближнего, которое
есть следствие разбиения общей души, – поясняет М.Лайтман. –
Это относится к любому человеку, который приподнимается над
остальными. Невозможно быть больше, выше остальных, если ты
не построил это возвышение – хотя бы на миллиметр – на разруше
нии другого. …И неважно, какие оправдания каждый придумывает
для себя, так как желание руководит мыслью, а не мысль желани
ем"107.
Но и строители не смогут устроить общество. Мы видим, что
благотворительные программы только развращают людей, а посо
Там же.
106

Там же.
107




172
О.Яалом. Терроризм как негативное понимание смысла жизни


бие по безработице, вроде бы дающее человеку возможность не
умереть с голоду, на самом деле отучает его развиваться: его эгоизм
понимает, что можно довольствоваться малым или же, напротив,
зарабатывать преступным путем. В чем же тогда выход?
Каббалисты говорят, что каждый человек прежде всего должен
понять, что мир в обществе, в его государстве не отделим от мира на
планете в целом. И пока законы не удовлетворяют всех, будут нахо
диться люди, недовольные действиями правительства, существую
щим строем, и эти неудовлетворенные желания будут заставлять
недовольных бороться с существующей властью. Поэтому всегда
будет сохраняться угроза терроризма, локальных войн и глобальной
мировой войны, которая в условиях развития технологий легко мо
жет привести к еще большим страданиям и даже гибели всей циви
лизации. Каббалисты приводят нас к выводу, что "жизнь эгоистиче
ского индивидуума, желающего себя наполнить, подрывает благо
получие общества"108. И в этих условиях никогда не сможет быть
счастлив человек, даже у которого будут все блага мира, так как эго
истическое желание невозможно наполнить, а неудовлетворен
ность всегда причиняет страдание.
Страдают и строители, и разрушители, ведь все их усилия не
увенчиваются успехом. Но еще большее страдание люди испытыва
ют оттого, что не знают причину страданий и, прикладывая усилия,
не могут ничего изменить.
Бааль Сулам говорит, что наука каббала предназначена для тех,
кто спрашивает: почему я так страдаю в этом мире? Потом этот во
прос формулируется точнее: для чего я нужен, в чем смысл моей
жизни? Как мы видим, современное общество, утратив привычные
ориентиры, постоянно находится в погоне за новыми смыслообра
зующими константами. Патриархальный уклад, накопление бо
гатств, достижение высокого общественного положения за счет
престижной работы и хорошего образования – вся жизнь показы
вает нам насколько хрупки эти ценности, они рушатся у нас на гла
зах. Наука каббала призвана сообщить человеку о незыблемой ос
нове его жизни – достижении свойств отдачи ближнему, подобия
Творцу. Каббалистическая методика, к изучению которой подтал
кивают человека страдания, позволяет правильно поставить вопро
сы: Кто я? В чем моя неповторимая индивидуальность? Кому я от
даю? И эта же методика дает возможность найти ответ.

Там же.
108




173
Проблемы политического и экономического характера


Тяжело признаться, но все страдания в обществе выступают
как силы, движущие человечество к формулированию правильного
вопроса о смысле жизни. Но задать себе этот вопрос человек может,
только пройдя все уровни развития, – от желаний, которые есть и у
животных, а в каббале традиционно обозначаются как "неживой
уровень", к желанию, которое в этом мире есть только у человека, –
к желанию духовного.
И лишь только человечество начинает тормозить на этом пути
и застревать в развитии, сразу же возникают "общественные болез
ни" – преступность, терроризм, наркомания, суицид – как самые
острые из них. Решение этих проблем – нереальная задача,
если еще есть иллюзия, что уничтожить терроризм можно,
сбросив несколько бомб на учебные лагеря, или убив предводите
лей, или создав национальные государства, укрепив в них эконо
мику и дав всем людям с еще средневековым мышлением совре
менное образование и компьютеры. До тех пор пока общество бо
рется со следствием, а не с причиной, невозможно добиться резуль
татов. Каббала показывает нам корень проблемы и пути ее реше
ния, и в нашей власти – прислушаться к тысячелетнему опыту уче
ных каббалистов и взглянуть на проблему со стороны или же про
должать методично искать ключи от закрытой двери не там, где по
теряли, а там, где светло.


Мир без войн и террора
Существует ли возможность объединения партий, течений,
идей и вообще выработки единого мировоззрения человечества?
Необходимо сразу же признаться, что на этот вопрос в таком виде,
как он задан, нет ответа и не может его быть вообще. Над этой про
блемой уже думали великие мудрецы всех поколений и религий и
не нашли естественного решения, которое было бы принято и под
ходило бы всем течениям, существующим в обществе. Много вы
страдано и еще предстоит выстрадать каждому из нас и всему чело
вечеству прежде чем найдется решение, средняя линия, всем под
ходящая – решение, которое бы не противоречило ни одному из су
ществующих течений.
Поэтому все идеи человечества постоянно, по кругообороту,
возвращаются в наш мир: те идеи, от которых отказались в древние
времена, вновь возникли в Средневековье, а те идеи, от которых от
казались в Средневековье, вновь возникли в наше время. И это по

174
О.Яалом. Терроризм как негативное понимание смысла жизни


казывает нам, что все они одинаково истинны и ни у одной из них
нет преимущества и силы существовать вечно, а все они существу
ют, постоянно сменяя друг друга, одна восходит, затем, в свою оче
редь, падает, уступая место следующей.
Идея существования общества, человечества как единого орга
низма относительно Творца проявится в будущем как абсолютно
истинная. Единый организм обязывает нас поделить поровну меж
ду собой работу и ее плоды. Только в таком случае наступит конец
всем страданиям!
Мы обязаны пройти все состояния. Но если мы не исправляем
данное нам состояние, то оно видится нам в своей неисправленной
форме, и таким же образом оно и осуществляется. То же самое со
стояние, то же самое большое желание получать, которое возросло
в народах мира таким ужасным образом, в своей исправленной
форме могло бы привести вместо катастрофы к расцвету. Наше же
лание – это чистое желание. И от нас зависит то, как мы будем его
использовать, а также то, как используют его народы мира.
Человечество двигается вперед, со ступени на ступень, где каж
дый подъем является отрицанием предыдущего состояния, каждое
последующее состояние возникает только после того, как предыду
щее полностью себя изжило, вскрылись все его пороки.
То же относится к каждому человеку, обществу, правительству,
государству: время существования любого состояния – только до
тех пор, пока не раскроются все его недостатки, вредные свойства и
последствия.
Получается, что недостатки, раскрывающиеся в настоящем со
стоянии, они же и есть силы, разрушающие его, они же являются и
движущей и развивающей силой человечества, потому что подни
мают его на более исправленную ступень. Из осознания всех недо
статков и рождается следующее состояние, свободное именно от
них.
Сказано две тысячи лет назад, что с 1995 г. человечество будет
готово к тому, чтобы начать двигаться к цели творения, т.е. к соеди
нению с первопричиной, путем освоения скрытого ранее учения –
каббалы.




175
Проблемы политического и экономического характера

К.Пакиров
К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ МИРОВОГО
СООБЩЕСТВА В ЭПОХУ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ
ИЗМЕНЕНИЙ

Последние несколько лет мировое сообщество мучительно
ищет свою социокультурную модель, приспосабливаясь к стреми
тельно меняющимся условиям. Эти изменения требуют скорейше
го глубинного анализа на всех уровнях источников их возникнове
ния.
В рамках данной статьи нет необходимости останавливаться на
характеристике известных на сегодня решений существующих про
блем, так как они достаточно широко и подробно освещены в со
временной прессе. Наша задача – отметить наличие внутренних
импульсов, подталкивающих мировое сообщество к развитию и,
основываясь на этом, указать новые методы выхода из сложившей
ся ситуации.
Мировой кризис начался несколько десятилетий тому назад. С
конца 90 х гг. прошлого столетия под действием социокультурных
изменений мировое сообщество озадачилось поиском новых циви
лизационных ориентиров. Особенно открыто и наглядно это про
явилось в России, США и Европе.
Изменить нашу жизнь с помощью нововведений и программ
правительства невозможно, в этом все уже убедились на собствен
ном опыте. Сегодня мы понимаем, что внешний прогресс возмо
жен только с учетом законов внутреннего развития.
Нельзя сделать однозначный выбор в пользу евро американ
ских культурных ценностей и цивилизационных стандартов. Нес
мотря на современное геополитическое доминирование евро аме
риканской цивилизации, апогей ее развития остался в прошлом.
Сейчас она использует ресурсы, созданные ранее. Признаки кризи
са видны невооруженным глазом, хотя СМИ искусственным обра
зом создают впечатление расцвета. Неспособность адекватно реа
гировать на социокультурные изменения выявляет слабость духов
ного поля, и пример тому – Америка после 11 сентября.


Пакиров Курбан Абдулаевич – мл. научный сотрудник Международной
академии каббалы. Трагически погиб 18 декабря 2005 г.

176
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5


Сегодня мир не чувствует себя в безопасности. Это, в сущно
сти, самая острая проблема человечества, крик души – всеобщая
дезориентация, непонимание происходящих процессов и непред
сказуемость даже ближайших последствий. Многие объясняют это
тем, что системы, поддерживающие нас, самопроизвольно разру
шаются. А это грозит глобальной катастрофой.
Отсюда понятно, что безопасность не определяется силой ар
мии, количеством самолетов и танков, силой кулака, хорошими
мышцами или крепким здоровьем. Она является неким духовным
понятием, и человечество, противостоящее ему, не способно выйти
из этого кризиса. Мы подобны маленьким детям, застывшим в ра
стерянности и не понимающим, что происходит.
В самом деле, почему так устроен мир? Знание этого необходи
мо для того, чтобы самостоятельно обрести требуемые качества.
Мы должны воспринимать безопасность не как результат облада
ния силой кулака, развитыми науками, передовой экономикой или
чем то другим. Мы сможем ощутить ее как результат духовного
роста. Поэтому природа воздействует на нас свыше таким образом,
что мы теряем веру в привычные основы этого мира и вместо них
начинаем постоянно искать то, от чего мы на самом деле зависим,
что в действительности управляет нами, откуда мы получаем ощу
щение безопасности.
Финальная стадия развития европейской цивилизации отме
чалась в первой трети ХХ в. еще О.Шпенглером в его знаменитой
книге "Закат Европы". Следует подчеркнуть, что Шпенглер именно
европейскую (западную) культуру характеризовал как вступившую
в стадию упадка. В конце ХХ столетия американский профессор
Ф.Фукуяма в статье "Конец истории?", напечатанной в журнале с
символическим названием National interest, фактически констати
рует, что социальные технологии (без которых нет культуры) Запа
да исчерпали себя.
Анализ мирового исторического развития социокультурного
пространства показывает, что на протяжении более тысячи лет за
кладывались основы настоящей цивилизации. На сегодня мы мо
жем говорить о том, что мир подошел к кризису цивилизации.
Человечество получает удар за ударом, не понимая, в чем при
чина этого. Для того чтобы иметь возможность продолжать суще
ствование, даже самое простое, нам необходимо знать, что с нами
происходит.


177
Проблемы политического и экономического характера


Несмотря на то, что в целом сегодня производится достаточно
пищи для того, чтобы накормить весь мир, половина населения
планеты голодает. Мощности мировой экономики достаточно, что
бы обеспечить одеждой и жильем всех, однако более 50% землян
нищенствует.
И хотя в каждом поколении есть благожелатели, которые пы
таются каким то образом улучшить мир тем, что раздают необходи
мое нуждающимся, это соотношение не изменилось. Проблема так
и осталась нерешенной. Миллиарды долларов идут на благотвори
тельность, однако большая часть их разворовывается. По информа
ции ООН, 90% средств, выданных недавно на гуманитарную по
мощь Ираку, Афганистану и беднейшим странам Африки, ушли не
по назначению.
Неравномерное распределение полезных ископаемых среди
государств всегда было серьезной экономической проблемой. Ведь
это тоже является скрытой или косвенной формой эксплуатации.
Допустим, в арабских странах есть нефть, Южной Африке – золо
то, России – леса, Канаде – вода. Почему все эти ресурсы эксплуа
тируются только той страной, на территории которой они находят
ся? Это дары природы, которые предназначены для всех людей в
равной степени. Если каждая страна использует свои природные
ресурсы в национальных интересах, этим она косвенно ущемляет
остальных, заставляя их работать на себя.
Это несправедливо, и мы видим, к чему это приводит. Возни
кают международные конфликты, чреватые войнами. Общество
поражают всевозможные пороки и проблемы. Саудовская Аравия
губит себя тем, что практически вся доходная часть ее бюджета ба
зируется на доходах от нефтедобычи. Сегодня Российская Федера
ция испытывает оптимизм по поводу выгоды от продажи нефте
продуктов. Однако в этом видится гибель ее экономики, потому что
в итоге вместо расцвета государства Россия будет просто пожинать
плоды чужих трудов, не развиваясь.
Решение этой проблемы, как пишет М.Лайтман, следует ис
кать только в духовном подъеме общества. Наше исправление за
ключается не в том, что мы будем отбирать блага у богатых и разда
вать их бедным. Такие попытки уже были и ни к чему хорошему не
привели. Человечество должно духовно подняться, только это его
изменит. Мы должны поставить себя в большую зависимость от ду
ховного, раскрыть высшую силу, воздействующую на нас. А если
мы не приложим к этому усилий, то общий закон мироздания все

178
К.Пакиров Терроризм как негативное понимание смысла жизни


равно приведет нас к этому высокому состоянию окончательного
исправления, заставив достичь его путем страданий, которые мы
ощущаем уже сегодня.
Исторический анализ культуры человечества позволяет сфор
мулировать гипотезу о существования глубинного моста духовно
сти и "утерянного" фрагмента человеческой истории. Этим "утерян
ным" фрагментом, по нашему мнению, является наука каббала.
Своеобразный исторический пробел – неустановленный и неопи
санный на сегодняшний день регион культуры человеческого об
щества, обладающий громадным потенциалом и являющийся
трамплином для развития будущей цивилизации. И только лишь на
рубеже третьего тысячелетия мы получили основания говорить о
начале формирования новой цивилизации на базе духовной науки
каббала.
Перспективы и возможности цивилизации строятся на основе
концептуальной модели, разработанной поколениями ученых каб
балистов. Историко временная ось человеческой культуры состоит
из последовательно сменяющих друг друга и взаимодействующих
на различной степени уровнях активности очагов: древняя Мес
опотамия – античная Греция – средневековая Европа…
Вполне естественно, что на этапе строительства новой культу
ры человечества и цивилизационного перехода должны вырабаты
ваться иные принципы взаимодействия международного сообще
ства. На уровне просветительской деятельности практически не
возможно заставить европейскую цивилизацию "сложить свои пол
номочия", тем более посодействовать становлению духовной куль
туры. Геополитические интересы, присущие и для евро американ
ской цивилизации в целом, и для наиболее агрессивных ее компо
нентов, не позволяют рассчитывать на всеобщую социальную со
лидарность. Только принципы, лежащие в основе науки каббала –
взаимное поручительство и взаимоподдержка, могут привести аг
рессора к добровольному отказу от геополитических притязаний и
сгладить все возможные противоречия. Все это должно способство
вать становлению духовного мира в XXI в.
Человечество кровно заинтересовано в развитии духовной ци
вилизации, так как она – единственный способ обеспечить плане
те предсказуемое будущее.




179
Проблемы политического и экономического характера


ЛИТЕРАТУРА
1.Бедрицкий А.В. От структуры мира – к структуре геополити
ки // Русский геополитический сборник. 1995. № 1.
2.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
3.Морозов Е.Ф. Теория Новороссии // Русский геополитиче
ский сборник. – 1995. – № 1.
4.Филатов А.С. ХХ век: Эпоха Homo creatur // Человек и хри
стианское мировоззрение. Сохранение нравст венного и физиче
ского здоровья в мире изменяющейся культуры. Альманах.
Выпуск 9. – Симферополь, 2004.




180
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5


ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА И
ЭКОЭТИКА
С.Мухачев
УРАВНЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭТИКИ ИЛИ ИСТОК
БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ109


Еще раз о сотворении мира
Ученые материалисты и богословы вот уже много веков спорят
о возникновении мира: была ли вселенная сотворена Богом (миро
вым разумом) или возникла спонтанно по закономерностям разви
тия материи?
Для нашей этической задачи это в принципе не важно. Ибо и в
том, и в другом случае (творение вещества и поля в результате кон
денсации духовной субстанции – трансцендентной энергии Творца
или возникновение их в результате "большого взрыва" или порож
дения вакуумом виртуальных частиц) акт "рождения" уже на суба
томном уровне сопровождался поляризацией. Если бы поляриза
ции не было, то частицы не смогли бы удерживаться друг другом и
образовывать более сложные тела. Развитие (как процесс смены си
стем возрастающей сложности в рамках некоего фиксированного
пространства) в такой "вселенной" было бы невозможно.
Отрицательный и положительный (заряд, спин) тип объекта на
уровне микромира породил в ходе развития (творения) все иные
типы противоположностей, находящиеся в диалектическом един
стве – ибо источник их один, едины происхождение и основа. На

Мухачев Сергей Германович – кандидат технических наук, руководитель отде
ления охраны природы факультета дополнительного образования Казанского
государственного технологического университета, научный консультант Объе
диненной дружины охраны природы имени Фаи Мухамадеевой.

Впервые опубликовано в: Любовь в природе. Киев: Киевский эколого культурный
109

центр, 1997. С.174 181.




181
Проблемы природно экономического характера и экоэтика


биологическом и социальном уровнях это вылилось в разные виды
борьбы, в противостояние "добра" и "зла".
Вот откуда (а не от злой "воли дьявола") происходит зло. Дья
вол его не творил – он сам есть всего лишь аккумуляция отрица
тельных сил.


Что такое этическое уравнение и есть ли у него нетривиальное
решение?
Итак, исток любого зла един и лежит в субмикромире. И ура
внение глобальной этики, казалось бы, имеет единственное триви
альное решение: ноль. То есть сумма добра всегда равна сумме зла
(точнее, их общая сумма равна нулю, поскольку она есть сумма рав
ных, но противоположно направленных векторов).
Казалось бы, в принципе нет способа "просветления мировых
законов", о необходимости чего и предназначении человека пишет
в "Розе мира" Даниил Андреев110, поскольку нельзя сместить в про
странстве полярно противоположные и равные друг другу векторы
добра и зла. На самом деле это не векторы собственно добра и соб
ственно зла, а лишь материальная их предпосылка (вещественно
энергетическая основа). "Зло" и "добро" не материальны по своей
сути, как не материальна любая информация (в данном случае –
это лишь субъективно окрашенная информация, не существующая
вне субъективного восприятия участвующими в конфликте актора
ми или посторонним наблюдателем, "примеряющим на себя" сущ
ность конфликта). Лишь познание дает восприятие отношения
между материальными системами в виде "добра" или "зла".
Клод Леви Строс, анализируя вклад Руссо в развитие базовых
основ антропологии, писал: "Признание того, что люди и живот
ные – существа чувствующие, в чем, собственно, и состоит отож
дествление, значительно предшествует осознанию человеком су
ществующих между ними различий.
Культура или отдельная личность отстаивает свое право на сво
бодное отождествление, которое может осуществляться только за
пределами человека, то есть путем сопоставления со всеми суще
ствами, которые живут и, следовательно, страдают.
Единственный залог того, что в один прекрасный день другие
люди не обойдутся с нами, как с животными, состоит в том, что все

См.: Андреев Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. М., 1991.
110




182
С.Мухачев. Уравнение глобальной этики


люди, и прежде всего мы сами, сумеют осознать себя как стражду
щие существа, воспитать в себе способность к состраданию, кото
рое в природе заменяет "законы, нравственность и добродетель" и
без которого, как мы теперь понимаем, в обществе не может быть
ни закона, ни нравственности, ни добродетели"111.
Таким образом, если ввести субъективный фактор, то в инфор
мационном пространстве векторное уравнение:

D+Z=0

примет вид:

d*D + z*Z + s = A,

где D, Z – материальные "объемы" добра и зла,
d, z – коэффициенты "субъективных" восприятий акта стол
кновения систем с противоположными целями на информацион
ном уровне,
s – эмоциональная "примерка" ситуации сторонним наблюда
телем.
Очевидно, что A может быть равно нулю только в частном слу
чае, имеется сколь угодно много ненулевых решений (как положи
тельных, так и отрицательных).
В УК СССР статья об ответственности за жестокое обращение
с животными формулировалась таким образом, что наступление
ответственности следовало только в случае, если акт совершался на
глазах других людей (s не равно нулю!). Это наглядный пример ин
туитивного (правда, крайне ограниченного) подхода к регулирова
нию подобных конфликтов на правовом уровне. Сейчас же, соглас
но УК РФ такая ответственность наступает независимо от присут
ствия стороннего наблюдателя.


Теория инфернальности (глобальное зло в понимании Ивана
Ефремова)
В своем знаменитом романе И.Ефремов так объясняет понятие
инферно – безысходности и неизбежности страданий в этом мире:
"Пресловутый естественный отбор природы предстал как самое яр

Леви Строс К. Руссо отец антропологии// Курьер ЮНЕСКО (Спец.вып.). 1969.
111




183
Проблемы природно экономического характера и экоэтика


кое выражение инфернальности, метод добиваться улучшения
вслепую, как в игре, бросая кости несчетное число раз. Но за каж
дым броском стоят миллионы жизней, погибавших в страдании и
безысходности. Жестокий отбор формировал и направлял эволю
цию по пути совершенствования организма только в одном, глав
ном, направлении – наибольшей свободы, независимости от вне
шней среды. Но это неизбежно требовало повышения остроты
чувств – даже просто нервной деятельности – и вело за собой обя
зательное увеличение суммы страданий на жизненном пути."112.
То природа слишком беспощадна, играя с нами в жестокую
игру эволюции, то человек, отдаляясь от природы, делает непопра
вимую ошибку. Где же истина? И где сатанинский путь? – Диалек
тически: и в том, и в другом. И когда мы призываем к возвращению
в природу, ко всем ее приманкам красоты и лживой свободы, мы за
бываем, что... под каждым цветком скрывается змея. И мы стано
вимся служителями Сатаны, если пользоваться этим древним обра
зом. Но, бросаясь в другую крайность, мы забываем, что человек –
часть природы. Он должен иметь ее вокруг себя и не нарушать сво
ей природной структуры, иначе потеряет все, став безымянным ме
ханизмом, способным на любое сатанинское действие. К истине
можно пройти по острию между этими двумя ложными путями.
Поэтому, любя все живое в природе и сострадая ему, в этиче
ском плане мы не должны абсолютизировать собственно само
устройство материального мира, поскольку он изначально постро
ен на противоположностях и предполагает (хотя бы в потенции,
при появлении чувствующих существ) существование зла. Именно
поэтому мир развивается. И именно поэтому человек имеет мо
ральное право (и даже обязанность!) вмешиваться в это развитие...
в той степени, в какой он способен творить добро.


"Грех гордыни" или инверсия этической задачи
Итак, не вызывает возражений тот факт, что этическая оценка
основывается на индивидуальных восприятиях "добра" и "зла" не
ким субъектом (страждущим существом). И любое живое существо
стремится уменьшить меру своих страданий, предпринимая дей
ствия против слепой инфернальности мироздания.


Ефремов И.А. Час быка. М. 1998. С.116 117.
112




184
С.Мухачев. Уравнение глобальной этики


Но только человек на земле поднялся до понимания того, что
"добро" реализуется на субъективном уровне и потому интересы от
дельного человека "фундаментальнее" интересов общества. Вот от
куда берет исток вся эйфорическая кампания за "права человека",
инициированная западно капиталистическим социумом.
Индивидуализация (признание самоценности жизни отдель
ного индивида) этических основ общества произошла в эпоху су
ществования государства. Как всякий прогресс в одном отноше
нии, она имела и другую сторону, а именно безудержный рост лич
ного эгоизма, произошедший при капитализме113. Это и есть тот са
мый "грех гордыни", который осуждается всеми религиозными
доктринами.
Заметим здесь, что такого превозношения личности над обще
ством не было на Востоке, не было и в России, а тем более в СССР.
"Общественное выше личного", – таков еще недавно был стержень
коммунистического воспитания в нашей стране.
Так ли уж это ошибочно? И так ли прав Запад?
В этом вопросе в наиболее осязаемой форме мы сталкиваемся
с диалектической сущностью этики. Ибо безнравственна система,
бросающая на произвол судьбы немощных. И безнравственны ин
дивидуумы, требующие к себе такого внимания (расходования та
ких ресурсов), какое идет во вред целостной системе, элементами
которой они являются.
Перекос в любую сторону – об этом нас и предупреждает
Ефремов! – есть сатанинский путь. И только узенькая тропка над
страшной пропастью способна вывести человека на путь истин
ный.
А теперь несколько примеров.
Доброе дело спасения жизни детей, которые при более прими
тивном уровне медицины в прошлые века не выживали, есть безу
словно доброе дело по меркам современной общественной систе
мы. Но результат этого – неимоверные страдания инвалидов дет
ства, многие из которых прямо заявляют о нежелании жить, а так
же накопление генетических повреждений, ведущих к вырожде
нию человечества (т.е. ко все большему проценту больных с каж
дым новым поколением).


См.: Мухачев С.Г. Экологическая этика в аспекте естественно исторического и
113

социального развития// Сборник материалов к конференции СоЭС. ГОРОД. 1997. Т.
Х. С.1 15.

185
Проблемы природно экономического характера и экоэтика


Выход из этой ситуации человечеством не найден, потому что
общую моральную ответственность за глобальное решение некому
взять. Нет совета мудрецов в ООН!
Если западное общество считает права личности первичными,
а государство (социум) есть лишь машина для удовлетворения этих
прав, то это означает, что в этическом плане элемент "дороже" си
стемы.
Биосфера Земли построена на ином принципе: развитие идет
за счет гибели миллиардов особей. И жизнь одной особи мало что
значит по сравнению с видом и биоценозом. Совокупность
особей – вот это "выше" и "дороже".
Этика современного западного человека есть прямое отрица
ние этого принципа природного устройства. (Хотя в зачаточном ви
де принцип заботы об индивидууме возник еще на животном уров
не, что хорошо показал Ч.Дарвин, работы которого тщательней
шим образом проанализированы П.Кропоткиным в "Этике"114.)
Таким образом, если принять этические нормы западной циви
лизации и попытаться распространить их на иные системы, то
можно получить следующее: клетка организма "дороже" самого ор
ганизма, особь "дороже" вида, вид "дороже" биоценоза, а уж о "ма
лоценности" биосферы и говорить не стоит.
Понятно, что это не так, но, может быть, вообще не права за
падная культура, породившая индивидуалистическую этику? Ведь
приняв ее за всеобщую основу, мы неизбежно должны будем спро
ецировать этическую проблему на уровень постановки нравствен
ной задачи относительно единичной клетки собственного тела. А
от всей биосферы "потребовать" аналогичного приоритетного от
ношения к каждой особи в ущерб своей целостности! Но приняв
обратное, мы на уровне социума, например, придем к такой дикта
туре, как сталинщина, гитлеровский фашизм и др.
Очевидно, развитие идет на основе конфликта этих подходов,
отражающих на этическом уровне реальную диалектику соотноше
ния части и целого в материальном мире.


Поведение сложных систем и мера ответственности
Стратегия поведения живых систем – это экспансия. Согласно
этой стратегии разум есть способ земной жизни выйти за пределы
границ, в которых биосфера возникла, и вовлечь в биологический
круговорот новые массы косного космического вещества. Но дает

186
С.Мухачев. Уравнение глобальной этики


ли эта стратегия стабильность? Ведь это просто "устойчивое", т. е.
перманентное экстенсивное развитие. А может (учитывая анализ
академиком Моисеевым стратегий азиатских государств, действи
тельно стремившихся и на длительные периоды достигавших ста
бильности115), нужен сознательный отказ от всякой экспансии?
Даже экспансии знаний?
Почему религия (наиболее древние веды Индии, вылившиеся в
учение варнашрамы) отрицает этот мир с его материальными эк
спансионистскими тенденциями и говорит, что нужен переход к
обществу, в котором достигается прерывание кармического закона:
нет последствий ни добрых, ни злых?116 Потому, что только в
нулевой точке существует абсолютное решение этических
уравнений. Еще Энгельс, говоря о прогрессе, подчеркивал, что,
согласно законам диалектики, он одновременно является
регрессом относительно иных признаков, иных критериев. Любой
поиск в одном направлении зачеркивает движение в ином. Добро
для одного существа оборачивается злом для другого.
Сотворчество с Богом, просветление мировых законов, по Ан
дрееву, есть такое изменение биологической природы живых су
ществ, которое "просветляет" их разум, возвышает, уменьшая сум
му страданий на Земле. В принципе возможна такая перестройка
всей биосферы, при которой будет устранено хищничество, парази
тизм и иные способы существования, связанные с причинением
смерти или страданий одним существом другому (исключая, ко
нечно, случайность). Природа сама дает нам такие примеры: пита
ние выделениями (мед, нектар цветов, молоко и др.) и отмершей
органикой (листья и др.), а также плодами, лишенными чувстви
тельности (яблоки, ягоды и т.п., но не корнеплоды, не части расте
ний в стадии вегетативного роста!). В принципе через почву, как и
обычно, в преобразованной биосфере может быть замкнут кругово
рот веществ. Понятно, что такая перестройка биосферы – дело да
лекого будущего. Но, может быть, в стремлении к такой цели смысл
разума? И его вечная этическая задача? Если в материальном мире
может существовать только некое "равновесие" между добром и
злом, то остановка на каком то этапе противоборства злу недопу
стима. И в этом истина. Ибо Христос ясно сказал, что ему милее


Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Дубна, 1996.
115

Свами Х. Манифест варнашрамы. Практическое руководство по реорганизации
116

общества. Ч.1 2. Екатеринбург. 1992.

187
Проблемы природно экономического характера и экоэтика


кающийся грешник, чем застывший на некотором достигнутом
этическом уровне праведник.
Возможно, существует кинетический инвариант нравственно
го закона и возможна постановка задачи движения по градиенту
нравственности? Это было бы "идеальное" в этическом смысле ра
звитие.
Один из участников дискуссии по проблемам экоэтики, веду
щейся в СоЭС (Социально экологическом союзе) уже более двух
лет, В.Мальцев предлагает построить такую модель поведения, ко
торая отбрасывала бы из нашей жизни все, что в данный момент
безнравственно, с помощью системы мер, лишающей апологетов
антиэтического поведения социально экономических возможно
стей его реализации117. Кто живет для своего времени (для макси
мального прогресса на локальном временном участке), тот живет
для всех времен. Но какое деяние этично, а какое нет? Это и пред
стоит прежде всего определить.
Мера ответственности, предъявляемая к человеку на субъек
тивном уровне, влекущая выбор наказания за преступное отклоне
ние от добродетели, на самом деле не адекватна реальной, "объек
тивной" мере зла, за которое, судя по догматам религий, придется
"доплатить" в недрах ада.
Готово ли западное общество к такой уплате за ущерб, нанесен
ный остальному человечеству и природной системе Земли в погоне
за достижением сверхвысокого уровня потребления его членов? И
готов ли Восток ответить за самодурственное небрежение жизнями
индивидов в угоду государственному величию и триумфу идеологи
ческих догматов?
Нет, конечно. Но платить придется всем и сполна. В этом и
смысл экологической катастрофы, настигшей человечество. И не
важно, наше человеческое недомыслие или органические особен
ности этологии нашего вида Ноmo sapiens тому причиной. Природа
руководствуется не этикой, а диалектикой противоборствующих
сил.
Прости нас, Господи, ибо не ведаем, что творим...




Мальцев В.И. Научно обоснованная программа (концепция) по выходу нашей
117

страны из экологического кризиса, как это насилием диктует закон Природы //
Сборник материалов к конференции СоЭС. 1997. Т. 8. с.23 43.

188
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5

М.Калинин
НОВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ:
ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


Мой дом – моя крепость.

Старинная английская поговорка

За последние годы климат меняется на глазах: наводнения, ста
новящиеся стихийными бедствиями, и засухи, и как следствие не
прекращающиеся месяцами лесные пожары. Волны эпидемий, по
стоянно мутирующие вирусы, – люди замечают ухудшение здоро
вья и напрямую связывают это с экологическими проблемами.
Прошлогодние цунами в Индийском океане, ураганы в США,
наводнения и засухи в Европе лишний раз напоминают нам о том,
что природные катастрофы имеют глобальный характер и связано
это с изменениями климата на планете. Парижский международ
ный совет по вопросам науки (ICS), одна из старейших некоммер
ческих и негосударственных организаций, заявил, что в последнее
время на десятилетие приходится до 2,8 тыс. природных катастроф,
последствия которых только в 2004 г. обошлись правительствам по
страдавших стран в 140 млрд дол.118
Очевидно, что основные проблемы экологии связаны с неогра
ниченным потреблением, отсюда и проблема нехватки ресурсов,
неэкономичное использование источников энергии, проблемы с
утилизацией отходов, дефицит и неравномерное распределение
продуктов питания. И, наконец, – страдания конкретных людей,
которые выражаются в болезнях, страхе, неуверенности.
Расцвет природоохранного движения приходится на 80 е гг. XX
в., а выражением надежд и гражданской позиции людей стала кон
ференция ООН 1992 г., когда были приняты все главные междуна
родные природоохранные соглашения. С 2000 г. наблюдается спад
интереса, приходит понимание того, что меры, которые принима

Калинин Михаил Вениаминович – директор Института перспективных
исследований, секретарь секции "История и философия каббалы"

Маркина Н. Экологам придется учить психологию. Научный проект газеты
118

"Известия" http://www.inauka.ru/ecology/article54590.html.

189
Проблемы природно экономического характера и экоэтика


<<

стр. 6
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>