<<

стр. 8
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>



Согласно одному из них, человек должен изменять себя и на
правлять свое развитие на изменение восприятия мира, т.е. на сво
еобразную настройку восприятия. Результатом этого будет упра
вляемое изменение картины мира в сторону, положительную для
наблюдателя, что приведет к ощущению спокойствия и комфорта.
Согласно другому подходу, целью взаимодействия человека с окру
жающим должно быть лишь овладение окружающим, т.е. приспо
собление его к имеющемуся набору качеств и потребностей челове
ка.
На данный момент мы можем констатировать, что ни один из
этих подходов не дал желаемых устойчивых результатов.
Для более точного определения условий необходимого челове
ку состояния уверенности и комфорта примем в качестве главного
из них равновесие между двумя частями действительности. Оно мо
жет включать в себя понимание истинных причин происходящего,
необходимым же выступает соответствие сил, желаний, мыслей че
ловека окружающему. Моделью идеального соответствия внутрен
них сил и потребностей окружению является ощущение плода в
чреве матери. В этом случае отсутствует малейшее несоответствие
между потребностями и тем, что он получает снаружи, где все пред
назначено для того, чтобы обеспечить его всем необходимым. До
стигнув подобной степени равновесия, человек освобождается от
постоянной давящей необходимости, ощущая несовместимость с
кем либо или чем либо вовне, выстраивать всевозможные системы
защиты.
В науке такое состояние называется гомеостазис – это равен
ство состояний, к которому стремится каждый живой организм: ра
стение, животное и, конечно же, человек.
К этому состоянию, обусловленному соответствием свойств и
равенством сил его и окружения, стремится любой объект на лю
бом уровне природы.
На человеческом, социальном уровне природы средой, даю
щей ощущение совместимости или несовместимости, для человека
все более становится окружающее общество. В процессе развития
этот фактор становится все более определяющим и даже един
ственным.
Условием достижения гомеостазиса со средой для человека яв
ляется получение ответов на сущностные вопросы, достижение по
нимания того, кто такой я, что представляет собой окружающее и


221
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


каковы законы, следуя которым, я могу привести эти две части в со
стояние соответствия свойств, т.е. к единству.
Апробированным, детально разработанным, системным под
ходом к достижению подобного понимания, а, следовательно, и
полного совершенства в отношениях между личным мироощуще
нием и воздействием среды обладает наука каббала.
В результате длительного развития естественных и гуманитар
ных наук разработано множество методик и средств исследования
как окружающего, так и нашего внутреннего мира. Методики этих
исследований и обобщения результатов совершенствуются из года
в год. Естественной общей, а также декларируемой популяризато
рами целью научных исследований является достижение наиболее
возможной степени совершенства в отношениях "человек – мир",
комфорта, удобства и умиротворения. Тем не менее, парадоксаль
ность ситуации состоит в том, что рост совершенства научных
средств сопровождается ростом деструктивности процессов, про
исходящих как в личности, так и в обществе и в природе вообще.
Обобщая, можно сказать, что общая цель науки является в
принципе общей целью всех и каждого. Достичь перечисленных
выше целей желает каждый. То есть единая направленность жела
ний всех, мощь разума, представленная наукой и используемыми
ею средствами, приводят человечество каждый раз к результатам,
которые все чаще обратны желаемым: повышение личного ком
форта для некоторых сопровождается обвальным по экспоненте
уменьшением стабильности и уверенности в будущем для всех.
Причиной этого является то, что мы по прежнему не знаем об
щего устройства окружающей нас действительности, законов ее
воздействия на нас. Множество законов природы, открытых в тече
ние веков учеными в различных областях, представляет собой раз
розненные фрагменты мозаики; отсутствуют представления об об
щей композиции, общем характере действительности, которые по
зволили бы соединить эти фрагменты в общую картину. А ведь
именно это требуется для того, чтобы понять, чему мы должны со
ответствовать, чтобы находиться в состоянии равновесия, гомеос
тазиса с окружающим миром.
Доступные нам уровни проникновения в материю не дают воз
можности раскрыть, что "ждет" от нас природа, цель существования
ее вообще и каждой детали, в частности.
В науке имеют место различные уровни исследования материи,
например уровень объектов, молекулярный, уровень взаимодей

222
Л.Макарон. Исправление мира в исправлении себя


ствия химических элементов, атомный и субатомный уровни. На
наиболее глубоких уровнях материя в привычном понимании это
го слова перестает существовать, т. е. теряет форму.
На простых уровнях взаимоотношения с материей человек мо
жет воздействовать на нее согласно своим желаниям. На более вну
тренних уровнях взаимодействия он уже чувствует, что действи
тельность воздействует на него так, как хочет она. А на еще более
глубинных уровнях он начинает видеть, что не он воздействует на
действительность и не она на него, а он самостоятельно строит эту
действительность, и она является отражением его самого. Об этом
уже говорят современные исследователи.
Наука к концу прошлого века подошла к границе, за которую
не могут проникнуть все возможные способы исследования, так
как за ней не действует свойственное нам восприятиематерии. Уче
ные, проводящие исследование на этом, пограничном уровне дей
ствительности, утверждают, что материя, окружающая нас, не явля
ется просто материей – это мысль, общее желание, окружающее
всю действительность, и общий закон всего мироздания заключа
ется в том, чтобы относиться по доброму ко всем, к каждой соста
вляющей действительности. Этот закон несет добро всем, прони
кая снаружи в самую глубину материи. Развитие же природы на ее
неживом, растительном, животном и материальном уровнях дол
жно быть направлено на достижение подобия свойств с этим об
щим желанием, мыслью, для соединения с ней в понимании и ощу
щении.
Здесь, на этом уровне обобщений, утверждения ученых сопри
касаются с положениями науки каббала, которая обладает такими
способами исследования, которые позволяют нам проникнуть
внутрь причин и прийти к пониманию того, почему этот мир суще
ствует, каковы его требования к нам и каковы необходимые формы
взаимодействия с ним для достижения мира, уверенности и покоя.
В раскрытии действительности методами науки каббала суще
ствуют ступени, называемые мирами. Точно так же, как ученые, со
вершенствуя средства и методики исследования, проникают шаг за
шагом вглубь материи, каббала проникает в глубину источников
действительности. Уровни этих исследований и называются мира
ми.
Проникая (в терминологии каббалы это называется "подъем")
в эти миры, исследователь обнаруживает отсутствие времени в при
вычном для нас понимании.

223
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


Дело в том, что все развитие мира в общем направлено на сое
динение – через понимание и ощущение – с тем самым источни
ком действительности, к границе обнаружения которого подошли
ученые и назвали его общей мыслью или желанием. Общий харак
тер этого процесса развития, имеющего множество частных ступе
ней и деталей, есть переход от проникновения единиц в природу
этого источника к возможности контакта с ним для всех. Жизни в
привычном для нас мире соответствует определенная скорость вре
мени при всей субъективности его восприятия и все большем
"ускорении", т. е. насыщенности внешними событиями. И эта еди
ная направленность общей тенденции развития и времени дает воз
можность ученому каббалисту, приобретая свойства той или иной
ступени на оси развития, что называется, "путешествовать во вре
мени".
По сути, описания этого мы и читаем в каббалистических кни
гах. Например, если описывается, что некто, например Авраам, по
бывал там то, по дороге встретил того то, сделал то то, это означа
ет, что каббалист, исследующий это, достиг той же ступени, того же
состояния, в котором находился Авраам, и рассказывает нам обо
всем, что там происходит, потому что находится в той же самой дей
ствительности во всех ее частных составляющих.
Каббалист, исследующий глубины природы, начинает пони
мать, что представляют собой законы природы, воздействующие на
нас. Он связан с ними, применяет их и использует для нашей поль
зы – ради его личного и нашего общего продвижения по оси разви
тия, и описывает нам эти законы.
Приступить к такому исследованию действительности, прово
дить его – совсем непросто, оно поглощает всю душу человека, весь
его внутренний мир. Продвигаясь же в нем, человек раскрывает,
что он должен достичь, ему становятся ясны причины проблем в
каждой ситуации и во всех поколениях. Другими словами, это ис
следование не является теоретическим, "чистой" наукой – каббала
предназначена практически помогать человеку каждое мгновение
его существования, и прежде всего в том, что исследователь, ра
скрывая для себя закон развития и источник действительности, ра
скрывает свое прошлое и будущее. И поскольку человек видит две
точки своего пути: начальную и конечную, он понимает, как лучше
пройти весь путь. В каждой ситуации, в любой точке на оси време
ни он видит, какие силы воздействуют на него.


224
Л.Макарон. Исправление мира в исправлении себя


Мы не знаем действительность до такой степени, чтобы объяс
нить случаи, которые мы называем "судьбой", предопределением и
пр. Тем не менее мы знаем, что своими врожденными или благо
приобретенными свойствами определяем то, что происходит с на
ми в настоящем и что случится с нами в будущем, в каждой ситуа
ции в нашей жизни.
Психологам известны подобные виды "предопределенности".
Есть люди, которых всегда обманывают, им всегда от всех достает
ся, и есть люди, обладающие противоположными свойствами ха
рактера. То есть человек создает свою судьбу, хотя и в примитивной,
простой форме. Если же он знает, какие силы воздействуют на не
го, и он познал самого себя, то может изменить к лучшему все си
туации, которые должен пройти.
Человек не может совершенно убежать от судьбы, но он может
преобразовать ее. Разумеется, он должен пройти определенные си
туации, потому что в каждой из них должен научиться чему то,
приобрести что то для достижения цели развития, с тем чтобы
прийти к этой цели готовым к приобретению конечного, совер
шенного состояния.
И если он знает, что именно должен приобрести в каждой из
этих ситуаций: какое знание, какой опыт, какое впечатление, – он
заранее готовит себя таким образом, что действительность изменя
ется.
В своей статье "Скрытие и раскрытие Творца" величайший каб
балист прошлого века Бааль Сулам говорит, что в соответствии с
тем, насколько человек знает, как повернуть лицом к себе этот об
щий закон действительности, как использовать его и положитель
ное, и "отрицательное" воздействие, настолько он видит этот мир и
все, происходящее с ним, из его источника, т. е. совершенным. Ведь
все ситуации, все силы, вынуждающие нас к движению, измене
ниям, порождающие вопросы и сомнения, существуют только для
того, чтобы мы достигли состояния, в котором смогли бы сами
управлять всей действительностью.
Управлять мирозданием – это значит каждое мгновение своего
существования находиться в состоянии равновесия с окружающей
действительностью. Необходимо только знать, что называется рав
новесием.
В процессе исследования действительности человек познает,
что существуют пять миров. Нижний – это наш материальный мир,
а остальные миры – миры причин, называемые в каббале "духов

225
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


ными", в которых нет материи, как в нашем мире, а есть только же
лания, силы, мысли.
В нашем мире человеку кажется, что он в состоянии властво
вать над материей, но поднявшийся хотя бы на одну ступень над
нашим миром уже понимает, что материя – это следствие, и она
приводится в действие свыше.
Мы не можем властвовать над материей. Все находится внутри
человека, "записано" в его свойствах и в свойствах среды. И если че
ловек хочет изменить предначертанное ему, он должен подняться
на ступень выше своего уровня. И только когда человек достигает
источника действительности, оттуда он может что то изменить.
Сегодня человечество, несмотря на научные достижения и тех
нологическую оснащенность, находится в состоянии не только не
понимания того, как существовать дальше, что делать, как взаимо
действовать с окружающей действительностью, но и отсутствия
представления о том, как спастись от этого непонимания. Практи
чески мы находимся в состоянии, наиболее удаленном от равнове
сия.
Достигнутая "власть над материей" не помогает нам, а наобо
рот, скрывает тот факт, что материя управляется не нами. Поэтому
пока человечество не приобретет знание и силу, чтобы существо
вать и изменять что либо на уровне хотя бы ненамного более вну
треннем, чем материальный, покой для него будет недостижимой
мечтой. Только поднявшись на уровень сил, которые управляют
миром, мы можем уравновесить и изменить мир.
Наша проблема состоит в том, что нам неизвестна сила, нахо
дящаяся в нас и называемая "человек", т. е. наша сущность, отсут
ствие понимания, знания которой мы так остро ощущаем.
Нам также неизвестны и силы, воздействующие на нас извне –
на этого внутреннего "человека", находящегося в нас. Нам неиз
вестно это потому, что и в окружающей действительности мы ви
дим лишь материю: неживую, растительную, животную. Мы не от
носимся к ней, как к силам, воздействующим на нас сквозь нее.
Тот же, кто поднимается над узостью нашего восприятия на
уровень, с которого видит силы, действующие в мироздании и вну
три самого человека, – тот владеет этими силами и использует их.
И к такому состоянию мы все обязаны прийти в результате разви
тия.
Все трагедии и тяготы, которые создают в нас ощущение недо
вольства жизнью, – все это дается нам только для того, чтобы вы

226
Л.Макарон. Исправление мира в исправлении себя


нудить нас приподняться и начать управлять реальностью. Они яв
ляются своего рода сигналами, которые призваны пробудить в нас
потребность выйти из подчинения рутинному восприятию дей
ствительности.
Каббала раскрывает тот факт, что мироздание – это единая и
неизменная мысль отдачи, добра. Мы же находимся в дисбалансе с
ней, охватывающей всю действительность, поэтому наши страда
ния – это в какой то мере показатель отсутствия равновесия. Более
того, общее несоответствие свойств, ее и наших, а если говорить бо
лее точно, их диаметральная противоположность не позволяет нам
не только ощутить эту высшую реальность без методики каббалы,
но даже услышать то, что говорят нам каббалисты.
Известна и неоспорима зависимость картины мира от количе
ства и качества органов ощущений. Мы чувствуем, что наше тело
существует, так как ощущаем его таковым нашими органами. Имей
мы другие органы ощущений, отличные от наших, то увидели бы
себя совсем по другому. Ведь собака, например, воспринимает че
ловека в виде облака всевозможных запахов. Таким образом, гла
венствующая роль органов чувств в оценке и определении реалий
нашего мира не дает нам возможности сказать о чем либо в нем как
о существующем. Существует лишь только то, что мы достигнем в
процессе развития, т. е. реальность миров причин, той самой общей
мысли, проявляющейся во всем. Мы же существуем в мере включе
ния в этот общий замысел, в мере подобия свойств с ним.
Из общей картины многоступенчатой, пошаговой скрытости
от нас истинной реальности человек даже в начале пути к ее ра
скрытию может понять, что существует лишь одна, единственная,
совершенная реальность, характер которой определяется общей
объединяющей все мыслью добра и отдачи как единственным ис
точником действительности. Все остальное – лишь различные
формы ее восприятия, определяемые большим или меньшим нес
оответствием ей свойств наблюдателя.
Поэтому понятно утверждение каббалистов о том, что мы уже
сейчас находимся в наилучшем состоянии, единственном, которое
существует. Но наша проблема заключается в том, что мы ощущаем
не его, а нечто меньшее.
Нам необходимо очистить наши ощущения и ощутить настоя
щее состояние. При этом абсолютно ничего не изменится, кроме
нашего восприятия действительности. В нас изменяется только та
часть, которая воспринимает реальность.

227
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


Поэтому любые попытки исправления мира есть в лучшем слу
чае бесполезная трата времени. Если же говорить более точно, то
все страдания мира происходят от этих бесплодных попыток. Вся
польза от них состоит только в том, что человечество аккумулирует
отрицательный опыт, чтобы в конце концов понять, что это не по
могает и все мы движемся не по тому пути.
Трудность для нас в восприятии истинной реальности подобна
тому, как сто лет назад люди не могли представить себе, что в при
роде могут быть вещи, которые сегодня являются для нас обыден
ными.
С помощью наших мыслей, наших желаний, нашего разума мы
можем достичь всего. Сила мысли способна проникать сквозь ма
терию абсолютно без всяких ограничений. Поэтому мы способны
достичь полной власти над реальностью.
Скорость мысли бесконечна, а при бесконечной скорости вре
мя равняется нулю. Так действует мысль, и таким же образом связа
ны между собой все клетки нашего тела, – скорость передачи ин
формации между ними бесконечна.
С бесконечной скоростью передается информация и между
всеми частями нашей Вселенной. Свет проходит от одного края
Вселенной до другого за какое то время, но информация в системе
передается мгновенно. Она обладает самой большой силой и беско
нечной частотой. Система всегда знает о себе все.
То же самое происходит с нашим телом. Есть люди, которые в
течение секунды способны решать сложнейшие математические
задачи, извлекать корень из многозначных чисел и т.д. Самому со
временному компьютеру требуется на это несравнимо больше вре
мени. Объясняется это тем, что действия производятся не на уров
не нервной системы, передающей сигналы внутри тела с довольно
ограниченной скоростью, а на уровне мысли. Мысль, намерение
обладают бесконечной скоростью.
Для достижения следующей, более высокой ступени нашего
развития, называемой в каббале "духовной", человек должны полу
чить силы. Точно так же, как ракете требуются специальные силы
для того, чтобы взлететь, оторваться от притяжения Земли. Кроме
того, силы эти должны по характеру не принадлежать привычному
нам миру, а соответствовать тем ступеням реальности, к достиже
нию которых человек стремится.
Мы, изначально не ощущая того, одновременно находимся во
всех мирах и состояниях, включая самое совершенное. Следова

228
Л.Макарон. Исправление мира в исправлении себя


тельно то, что человек должен сделать для продвижения, – это пе
ренос, притяжение из будущего состояния сил, которые действуют
в нем, в состояние настоящее.
В ядерной физике существует понятие гамма барьера, когда
при переходе с одного электронного уровня на другой выделяется
особое излучение. Так и человек, для того чтобы оторваться от уров
ня, называемого "наш мир", и вырваться в мир духовный, должен
накопить определенную энергию, тогда и происходит скачок. А для
этого он должен притянуть к себе силы с этой ступени. Мы посте
пенно накапливаем в себе эту духовную энергию до тех пор, пока не
прорываемся в духовный мир, подобно электрону, перескочившему
с одного уровня на другой.
Каббалисты говорят, что можно сделать это с помощью изуче
ния каббалистических источников. Изучая себя в своем более со
вершенном состоянии, мы начинаем стремиться к нему. И таким
образом оттуда мы притягиваем духовную энергию, которая по
немногу входит в нас, соединяясь и накапливаясь до определенно
го уровня, индивидуального для каждого. И тогда происходит каче
ственный скачок, как у частицы в атоме, и человек пробивает гра
ницу, отделяющую наш мир от высшего, и выходит на другой, уже
духовный уровень.




229
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5

Г.Бальцер
ЦЕННОСТЬ НАУКИ КАББАЛА.

Наука и ее продолжение в технике – важнейший компонент
культуры современного мира. В отличие от техники наука имеет
своей целью поиск истины. Ценность науки определяется ценно
стью ее предназначения. Науки возникли благодаря стремлению
познать законы природы. Наш эгоизм толкал нас на теоретические
исследования и поиски практического применения их результатов,
чтобы удовлетворять свои растущие потребности.
Поэтому, если в итоге накопления знаний о природе, создания
и применения всевозможных методов и средств их использования
мы достигаем хороших результатов, наполнения своего эгоизма, то
соответственно этому и оцениваем науку. В этом ее значение и ве
личие. Следовательно, ценность любой науки определяется ее при
кладным предназначением.
Поэтому не существует науки, не имеющей цели. Какова цель
науки, такова и ее значимость. То есть наука ценится не в силу точ
ности добытых ею знаний, а за ту пользу и преимущества, которые
она дает; но если она приносит мало пользы, то мы на нее не обра
щаем особого внимания.
Как только общество видит какую то выгоду в определенной
отрасли науки, туда сразу же вкладывается множество сил, средств
и в соответствии с этим меняется отношение к ней.
Соответственно при исчезновении пользы, приносимой ка
ким то научным направлением, пропадает и его ценность в глазах
общества. История человечества знает множество примеров такого
обесценивания, достаточно вспомнить паровые машины и связан
ные с их разработкой и применением отрасли теплотехники.
Существуют и теоретические науки, от которых нам, вроде бы,
нет большой пользы. Но мы все равно их развиваем, потому что же
лаем понять себя и мир, в котором существуем, хотя даже в благо
получных западных странах ощущается явный недостаток финан
сирования фундаментальных исследований.
Наше общее желание – наполнить себя, понять неизвестность,
потому что неизвестность, ощущаемая нами как страдание, толка


Бальцер Грегори – член РФО, США.

230
Г.Бальцер. Ценность науки каббала


ет нас развивать науки, от которых в данный момент мы не чувству
ем особой отдачи.
Речь идет о поиске Истины во всей ее полноте: от звездных
пространств до органической жизни и человеческого существа.
Наука неизбежно ставит вопросы, выходящие за ее границы.
Новый дух времени отказывает науке в праве отвечать на все
вопросы, требовать безусловного доверия, быть главным фактором
прогресса. Необходима новая философия, которая бы согласовала
науку и мировоззрения.
Место ее по праву занимает наука каббала, которая говорит, что
миссия человека – открывать скрытый Высший закон управления
миром. Исполняя это призвание, человек приводит мир к своему
завершению и своему предназначению. Но выявление логоса
только предварительный этап в определенном смысле: оно лишь
выработка готовности к преобразующей деятельности.
В подтверждение значимости каббалы можно привести сле
дующие доводы:
поскольку наука каббала занимается познанием законов
управления мирозданием высшей силой и сближает с ней че
ловека и сама опирается на высшую силу, то имеет для чело
века неизмеримую ценность.
Мы познаем высшую силу, которая включает в себя все ми
роздание, в том числе и нас самих и все состояния, в которых
мы находимся физически, ментально, морально – во всех ас
пектах человеческих отношений.
Она позволяет нам понять эту высшую силу, сблизиться с
ней и даже увидеть, каким образом мы можем влиять на нее.
Никакая другая наука не занимается изучением общих зако
нов мироздания и его устройства, не рассказывает нам о том,
как устроены мы, как и куда движемся и т.д.
Знание законов мироздания позволяет поднять на высший
уровень свои чувства, свои мысли, свои желания. Каббала
утверждает, что каждый может определять свое будущее. Все
вместе мы можем создавать самое лучшее будущее для челове
чества;
вследствие того, что объектом науки каббала является веч
ное существование, то и сама эта наука вечна.
Понятие "вечность" для нас – это состояние вне времени, вне
пространства, то, что мы можем называть просто "бесконеч
ность", "всегда", Хотя мы и не понимаем, и не ощущаем этой

231
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


категории. Но поскольку каббала занимается именно подоб
ными метаморфозами и даже тем, что выше их, то и ценность
этой науки и сама эта наука вечны. Каббала говорит обо всех
состояниях, даже о тех, которым еще только предстоит вопло
титься. А поскольку все эти состояния существуют вечно, то и
наука эта не может пропасть.
Сегодняшняя медицина овладела пересадкой почти всех ча
стей нашего тела, еще немного – и мы сможем заменять все
наши органы. Но важно то, что происходит с душой, потому
что именно это и есть "Я" человека. Нам необходимо знать, в
каких условиях она может существовать. Законы, которые
управляют душой, – это и есть общий закон, который изуча
ет наука каббала, и если мы будем знать его, нам будет так
просто и легко пройти путем всех перипетий, что мы не будем
испытывать никаких затруднений, а напротив, наша жизнь,
наше вечное существование предстанет перед нами как некий
цельный процесс;
поскольку цель науки каббала – сближение с высшей си
лой, вплоть до того, что мы включаемся в эту высшую силу,
становимся подобными, равными ей, т.е. она поднимает нас
на самый наивысший уровень, который только возможен, то
трудно переоценить пользу, которую каббала приносит тем,
кто ею занимается.
Только каббала оперирует точными данными о силах приро
ды, делит их на уровни и подуровни, рассматривает их взаи
модействие. Эти силы, говорит каббала, не вполне безразлич
ны к нам, они чего то от нас хотят и на что то нас толкают.
Мы постоянно находимся в поле их действия, и те боли, стра
дания, неприятности, которые испытываем в жизни, и есть их
проявление. Вектор, направление действия этих сил – наше
сближение с ними.
Внутреннее признание Высшей силы, желание с ней согла
ситься, не противоречить ей – уже большой и действенный
шаг, способный изменить к лучшему нашу теперешнюю си
туацию. А до тех пор, пока мы сами не захотим этого, мы бу
дем постоянно тыкаться в темноте, наступать на те же грабли
и удивляться, почему нам больно. Изменив отношение к за
конам мироздания, к этой высшей силе, мы практически на
жимаем на заветный выключатель, зажигающий свет в тем
ной комнате.

232
Г.Бальцер. Ценность науки каббала


Природа требует от нас не так уж много: признать ее, увидеть
в событиях нашей жизни не цепочку случайностей, а ее зако
номерное проявление.
Таким образом, ценность науки Каббала, по сравнению со все
ми остальными науками, неизмерима. Но если наука эта столь важ
на и знающий ее получает такое огромное преимущество по срав
нению с занятиями любыми другими науками, то почему же все не
спешат овладеть каббалой?!
Основная причина малочисленности ученых каббалистов за
ключается в том, что, начиная заниматься каббалой, человек стре
мится охватить всю науку целиком и выносит о высшем управле
нии слишком поспешные суждения.
Для того чтобы они стали правильными, необходимо фунда
ментальное знание, но его невозможно приобрести обычным изу
чением материала, как в остальных науках. Прежде всего начинаю
щему необходимо освоить "язык ветвей" высшего мира, на котором
строится вся наука каббала. Если человек желает постичь эту науку,
он может это сделать только в той мере, в которой входит в нее как
интегральный альтруистический элемент. Бросаться в нее со своим
эгоистическим желанием могут все. А когда для того чтобы постичь
в ней хоть одну буковку, надо, в соответствии с этой буковкой, из
менить свою природу на противоположную, то остаются только
единицы. И они уже продолжают дальше овладевать этой наукой.
Каббала отличается от всех остальных наук тем, что предметом
ее исследования является сам человек. Если в обычных науках, ис
следуя нечто, мы влияем на него, изменяем, измеряем его измене
ния, и все это происходит вне нас, то в науке каббала мы себя дол
жны измерять, себя должны исследовать. Поэтому изначально че
ловек должен быть готов к тому, что он должен будет изменить се
бя, вопреки своей исконной природе. Но таких людей немного, по
этому так малочисленны ученые каббалисты. Однако постепенно
люди будут примыкать к ним еще и еще, потому что каждый обязан
стать исследователем всего мироздания, чтобы достичь сближения
с высшей силой, полного подобия ей.


***
В том, что каббала – такая важная наука, а занимаются ею во
всем мире всего лишь несколько тысяч человек, нет противоречия.
Мы должны стремиться к тому, чтобы все на Земле узнали об этой

233
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


науке и о том, какую цель она преследует, что она на самом деле не
сет человечеству спасение, возвышение. Поскольку вся природа
создана по принципу пирамиды, то заниматься каббалой будут
немногие, так же, как и другими науками занимаются, допустим,
5% населения мира. Теоретически развивать саму науку, преподно
сить ее, увлекать ею людей и строить методику в соответствии с тем,
как человечество включается в постижение каббалы, – это удел
единиц. Остальные просто воспользуются плодами научных иссле
дований.
Не все должны заниматься самой каббалой в равной степени,
но использовать эти знания для того, чтобы себя исправить, должен
каждый, в той мере, в какой это для него необходимо. Поэтому в
каббале, как и в любой другой науке, есть ученые, изучающие зако
ны, а есть использующие учение. Это означает: каждый, в соответ
ствии со свойствами своей души, должен заниматься своим делом.
Поэтому малочисленность ученых каббалистов сохранится, а же
лающих изучать каббалу будет все больше и больше. Мы видим, что
тот, кто соприкоснулся с этой наукой и вообще с пониманием того,
что такое каббала, уже не может просто так от нее отойти.
Чем выше ученый нашего мира в своем постижении, тем он бо
лее известен. А в каббале это не обязательно, потому что для нас,
находящихся внизу, высокое постижение каббалиста не главное.
Нам важно, чтобы у него была возможность изложить свое понима
ние мира доступным для нас языком, этим каббалист нам ценен.
Ценных для изучения каббалы источников не очень много; были
еще тысячи, которые, возможно, знали больше ныне живущих уче
ных, но понять их изложение материала практически невозможно.
Поэтому не надо судить об известных нам ученых каббалистах как
о самых великих. Также и в нашем поколении кто то станет уче
ным каббалистом, а большинство просто будет с помощью науки
каббала постигать высший мир.
Итак, ученые – это те, кто должен нести методику другим, раз
вивать, обобщать, описывать ее. А каждому человеку необходимо
лишь то, что он может с пользой применить в своей жизни. Поэто
му не все должны стремиться стать учеными. Это люди, которым
отводится особая роль, профессия ученого требует внутреннего
призвания. Человек себя находит естественным путем, как гово
рится, душа человека учит его, ведет его.



234
Г.Бальцер. Ценность науки каббала


***
Среди наук, изучающих особенности личности человека как
сознательного и активного субъекта социально исторического ра
звития общества, ближе всего к науке каббала, изучающей внутрен
ние силы, которые управляют душой, стоит психология. Предме
том психологии являются факты психической жизни, механизмы и
закономерности психики человека и формирование психологиче
ских особенностей его личности. Бааль Сулам особо выделял мате
риалистическую психологию, потому что она, в отличие от филосо
фии, основывается на опытных данных. Материалистический под
ход к психической деятельности состоит в понимании того, что она
определяется не структурой мозга, а системой социальных отноше
ний человека, опосредствованных через созданные им вещи вне
шнего мира.
Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловле
но воздействием объективного мира. Отражая внешний мир, чело
век не только познает законы развития природы и общества, но и
оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить
окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материаль
ных и духовных потребностей, заботясь лишь о собственном благе
или только о своем преимуществе. Это состояние – эгоизм.
Эгоизм личности обнаруживается во всех социальных и во
зрастных группах и во всех сферах бытия. Он причиняет своим жер
твам неизлечимую боль и страдание, моральный и материальный
ущерб, а порой даже ломает судьбы людей, разрушает коллективы и
организации. В периоды социальных катаклизмов, экономических
кризисов, войн, когда все острее ощущается в обществе скудость
ресурсов выживания, когда ослаблена система контроля и расши
рены границы дозволенного, эгоизм возрастает до угрожающих
масштабов. "Эгоизм колоссален – он возвышается над миром, –
писал А.Шопенгауэр. – Ибо если бы каждому отдельному человеку
был предоставлен выбор между его собственным уничтожением и
гибелью всего мира, то мне нет нужды говорить, куда, в огромном
большинстве случаев, склонился бы этот выбор"131.
В последние годы в мире проводятся обширные эксперимен
тальные и теоретические исследования эгоизма, особенно в связи с
обострением социальных проблем.

Цит. по: Муздыбаев К. Анатомия эгоизма // Сб. статей под ред. акад. В.П. Скулачева.
131

М., 2003.


235
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


Но эти исследования основаны на определенных ограниче
ниях и допущениях, а каббала – единственная наука нашего мира
(хотя сюда мы с некоторыми замечаниями относим и материали
стическую психологию), которая исследует эгоистическую природу
человека опытным путем. Человек обретает противодействующую
природному эгоизму силу, называемую экраном, и становится по
добным свойству высшей природы. Отсюда видно, что материали
стическая психология входит интегральной как частью в науку каб
бала.
Как пишет в статье "Наука каббала – корень всех наук" М.
Лайтман, "основой науки каббала является общее знание всех уров
ней (неживого, растительного, животного и человеческого) и всех
их частных проявлений, которые включены в замысел высшей
управляющей силы, то есть все соответствующее цели. Поэтому все
науки в мире включены в науку каббала так, что она уравнивает все
виды наук, уравнивает их в общем для всех порядке, так что каждая
наука должна соответствовать ей"132.




Официальный сайт Международной академии каббалы www.kabbalah.info.
132




236
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5

Т.Ашер
ДУХОВНАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

В современных социокультурных условиях, характеризующих
ся неизвестностью и высокой степенью сложности, у людей появи
лась необходимость адаптироваться к такой изменчивости, которая
соизмерима не только со временем их индивидуально неизменного
цикла, но даже с его отдельными периодами. Все живущие ныне
поколения оказались плохо подготовленными к этому в силу
инертности моделей социализации, сложившихся в иных истори
ческих обстоятельствах, но нерефлективно использующихся до сих
пор. Анализ сложившейся ситуации указывает на необходимость
существенных внутренних изменений как отдельного человека, так
и значительных общественных групп.
Возрастает важность духовной трансформации социальных от
ношений традиционного характера, которым сегодня свойственны
жесткая внутренняя взаимосвязанность и неподвижность. Иными
словами, современным людям в отношениях с окружением нужно
преодолеть как остатки статичных классических моделей отноше
ний с миром, так и принципиальную не конструктивность культу
ры эгоцентризма. Но многие люди сегодня не готовы к этому и про
должают нерефлективно воспроизводить устаревшие способы по
ведения. Их неэффективность в меняющейся социокультурной
среде вызывает у них негативные состояния – от фрустрированно
сти до стресса.


История исследований133
Изучение проблемы массовой социокультурной адаптирован
ности становится актуальным не только и не столько в психологи
ческом, сколько в философском и социокультурном плане. Возра
стает необходимость понимания причин и последствий слабой
адаптированности людей и возможностей ее преодоления. А полу
ченные данные могут оказаться полезными при формировании мо
делей социализации и ресоциализации людей в современных со
циокультурных условиях.


В статье использован материал, любезно предоставленный М.Литваком.
133




237
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


Несмотря на принципиальную обратимость плохая адаптиро
ванность нередко имеет затяжную форму, в ряде случаев еще более
ухудшается и может приводить к деструктивности, отклоняющему
ся, преступному поведению в массовых масштабах134.
Нередко сам факт плохой адаптированности остается неосоз
нанным на социальном уровне. Это приводит к тому, что большое
количество людей безуспешно воспроизводит неадекватные отно
шения с окружением. И лишь немногие из них прибегают к помо
щи специалистов и нередко будучи уже неудачниками135.
О малоадаптивных структурах поведения писалось неодно
кратно. Когда поведение долго остается неуспешным, а у индивида
нет внутренних возможностей изменить его, в действие вступают
защитные механизмы, позволяющие оправдать следование таким
неадекватным паттернам ссылкой на традицию или свободное во
леизъявление136.
Существуют крайние взгляды на плохую адаптированность,
сторонники которых рассматривают ее или как этап развития лич
ности137, или даже достоинство, свидетельствующее о неординарно
сти личности, где яркая индивидуальность является пусковым ме
ханизмом дезадаптации. Однако большинство исследователей счи
тают низкий уровень адаптированности социогенным явлением,
которое можно и нужно преодолеть с помощью ресоциализации138.


Современная трактовка понятия "адаптация"
Сложность и динамизм современной социокультурной жизни
порождают личностные проблемы, связанные с необходимостью
контролировать окружение. В настоящее время массовый характер
распространения этих проблем обусловил их переход в статус со
циально значимых. В общем виде их можно свести к следующим:
современное социокультурное окружение предоставляет
каждому множество равносильных возможностей, и у людей
постоянно возникает проблема выбора: на чем остановить
свое внимание, в каком направлении действовать, а в соответ

Семке В.Я., 1987; Ушаков Г.К., 1992; Лакосина Н.Д., 1996; Карвасарский Б.Д., 1998;
134

Eisenk H.J., 1952; Brautigam W., 1978; и др
Чаргейшвили Ю.П., 1985; Тополянский В.Д., Струковская М.В., 1986; Карвасарский
135

Б.Д., 1998; и др.
Freud S., 1968; Chorney C., 1993; и др.
136

Dombrowski Имя, 1979.
137

Мясищев В.Н., 1960; Семке В.Я., 1987; Карвасарский Б.Д., 1998; и др.
138




238
Т.Ашер. Духовная ресоциализация


ствии с какими критериями осуществлять выбор;
сегодня людям приходится сталкиваться с множеством раз
нокачественных социокультурных фактов, событий, объек
тов; они должны организовать это социальное взаимодей
ствие таким образом, чтобы оно продолжало оставаться эф
фективным;
множественность разнонаправленных социокультурных
процессов порождает проблему выделения генерализованных
тенденций и определения людьми собственного жизненного
пути в соответствии с ними;
в настоящее время людям постоянно приходится иметь де
ло с множеством подвижных элементов окружения, и они по
стоянно вынуждены решать проблему оценки себя и других
элементов и последствий своих отношений с ними, а также
определять критерии такого рода оценок.
Нерешенность всех этих проблем позволяет говорить о массо
вом характере слабой адаптированности людей в современном со
циокультурном окружении, ибо последствием ее воспроизведения
является широкое распространение делинквентности, неврозов,
деструктивных тенденций.
Исходя из сказанного постараемся определить понятие адап
тации как можно полнее:
адаптацию не следует более рассматривать в качестве про
цесса приспособления к окружению в традиционном пони
мании как к чему то устойчивому, законосообразному. В се
годняшнем динамичном, многообразном, неопределенном
социокультурном поле говорить о приспособлении не имеет
смысла, поскольку приспосабливаться не к чему; можно гово
рить о том, что человеку приходится делать что то "в" окруже
нии и "с" его элементами и не для того, чтобы приспосабли
ваться, а чтобы контролировать его, т.е. минимизировать вре
доносные внешние воздействия, удержать или усилить благо
приятные, не разрушать нейтральные;
социокультурную адаптацию с этой точки зрения можно по
нимать как процесс взаимодействия людей с окружением, в
ходе которого они устанавливают динамичный контроль над
его основными элементами, объединенными в жизненную
среду. Люди контролируют границы между средой и окруже
нием, частично подчиняясь обстоятельствам, неподвластным
им, частично меняя обстоятельства, на которые они могут по

239
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


влиять;
социокультурная адаптированность – это качество отноше
ний людей с окружением, характеризующееся: а) сформиро
ванностью жизненной среды; б) навыками контроля над ее
внутренним состоянием и границами с окружением; в) уме
нием при необходимости подчиняться обстоятельствам или
менять их;
социокультурная дезадаптированность (малоадаптирован
ность, слабая, плохая адаптированность) – качество отноше
ний людей с окружением, при которых у них слабо развиты
или не развиты навыки контроля над окружением и организа
ции поведения в проблемных ситуациях, т.е. это означает, что
им свойственно ролевое поведение.
Таким образом, по сравнению с классическим пониманием
адаптации предлагаемое здесь характеризуется рядом отли
чий:
это свойство не личности, а ее отношений с окружением,
т.е. продукт не исключительно индивидуальной активности,
но социального взаимодействия; акцент перемещается с
психологического на социокультурный уровень рассмотре
ния соответствующих процессов;
это не приспособление человека к нормам, "природе", сво
ей экзистенции (личностный аспект), но контроль над окру
жением с разными дистантными и социокультурными харак
теристиками (аспект, характеризующий связи, отношения че
ловека с окружением);
это не завершенная форма отношений человека с окруже
нием, а динамическое состояние, меняющееся в определен
ных границах, задаваемых потребностями, интересами, наме
рениями социализированного индивида, с одной стороны, и
нормативно ценностными императивами разнородных си
туаций социального взаимодействия, в которых индивид ока
зывается, с другой.
Такое понимание адаптированности и дезадаптированности и
соответственно трактовка направленности реадаптации можно об
наружить в бихевиористских взглядах Б.Ф. Скиннера, социо и
психодраматической позиции Д.Морено и его последователев, эк
зистенциальном подходе Р.Лэнга. В данной статье используется
именно такая трактовка названных категорий. При этом следует
подчеркнуть, что рассматривая дезадаптивное поведение и процес

240
Т.Ашер. Духовная ресоциализация


сы реадаптации, мы в ограничиваемся уровнем социального взаи
модействия.


Характерные проявления дезадаптации
В незнакомых ситуациях люди с низкой адаптационной ло
бильностью выделяют только отрицательные моменты, не замечая
в них ничего позитивного. Отсюда привязанность к привычным
ситуациям, хотя по всем объективным параметрам их следовало бы
сменить.
Такая привязанность вызывает повышенное внутриличност
ное напряжение и избыточные затраты времени и энергии, что
приводит к стрессам и как следствие иммунопатии, проявляющей
ся в выраженных патологиях и синдромокомплексах, которые "по
зволяют" на какое то время выйти из напряженной ситуации и по
лучить передышку. Сама болезнь становится защитным механиз
мом, мешающим решить имеющуюся проблему в отношениях с
другими, но в то же время удерживает их от радикальных перемен.
Отсюда правомерность "уход в болезнь", оправдание собственных
неудач ссылками на плохое самочувствие и на этом основании от
каз от выполнения сложных социальных функций, что поддержи
вает маргинальность личностной среды; уход от жизненных затруд
нений в состоянии алкогольного опьянения, например, ослабляю
щее в силу существующих культурных стереотипов их ответствен
ность за себя и за других, что поддерживает слабую организован
ность этой среды.
Корни массовой дезадаптации следует искать не только и не
столько в психологии, но в условиях той социокультурной среды, в
которой происходило формирование представителей определен
ных поколений, социальных слоев и групп, устойчивых паттернов
их поведения139.
Сегодня существует необходимость разрабатывать приемы ре
социализации не только лиц, попавших в кризисную ситуацию и не
умеющих справиться с проявлениями повседневной жизни, но и
руководителей предприятий, педагогов, бизнесменов и т.п., кото
рые также являются группой риска в плане негативных массовых
социальных последствий их деятельности. А при негативных со
циальных санкциях по отношению к ним акцент смещается с воз
Захаров А.И., 1993; Карвасарский Б.Д., 1998; Freud S., 1993; Horney K., 1997; Berne E.,
139

1997.

241
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


действий, направленных на социализацию и инкультурацию, на
негативное подкрепление неадекватного поведения. Ресоциализа
ция преследует бы цель ослабить выраженность их действий и реак
ций, уменьшить межличностные напряжения и обеспечить благо
приятный фон для изменения поведенческих паттернов.


Интегральный подход на основе науки каббала
Мы выдвигаем тезис о духовной ресоциализации на основе ме
тодики проф. М.С. Лайтмана. Нас заинтересовала возможность
практического применения изучения общего закона мироздания.
Результаты его проявления в нашем мире представляются нам до
вольно убедительными на основе опыта ученых каббалистов, соз
нательно исправивших свою эгоистическую природу. Наука кабба
ла предлагает использовать принцип соответствия основному зако
ну мироздания для перехода на эффективный способ адаптации к
сложности современного меняющегося мира.
В соответствие с этим тезисом слабая адаптированность возни
кает и тогда, когда внешнее социокультурное окружение усиливает
неадекватные реакции, ибо устаревшие и неэффективные социо
культурные стереотипы встречаются в повседневной жизни людей
значительно чаще, чем это было в прошлом. В то же время социаль
ным последствием распространения этого явления в массовом мас
штабе не уделялось должного внимания.


Свобода выбора
Человеку необходимо окружение, которое развивается и по
стоянно влияет на его развитие. А человек, развиваясь, влияет на
окружение, побуждая его к росту, что, в свою очередь, вновь подни
мает человека. Таким образом, человек и его социокультурная сре
да растут взаимосвязано.
И потому следует заботиться не только о своем росте и влиянии
на себя окружающей среды, а и о том, чтобы окружающая среда по
стоянно росла, потому что она является для человека источником
роста. Именно благодаря ей он каждый раз делает из себя каче
ственно новую форму.
Он может изменить только то, что он вбирает от окружающего
мира, то, как меняет этот мир, подстраивая под себя. Если в настоя
щем он сможет влиять на окружающую его среду, то этим опреде

242
Т.Ашер. Духовная ресоциализация


лит свое будущее состояние. Поэтому каббалисты издавна собира
лись и формировали группы – окружение для желающих достичь
цель творения.
Несмотря на то что мы не определяем свою основу – кем и как
родиться, мы можем влиять на три первые фактора выбора нашего
окружения, каковым являются друзья, книги, учителя. Но после
выбора окружения наше будущее состояние уже определяется тем,
что способна дать нам среда.
Изначально существует свобода выбрать среду из таких учите
лей, книг и товарищей, которые вызовут духовный настрой. Если
человек не сделает этого, а будет готов войти в любую случайную
среду, читать любую случайную книгу, то, конечно, попадает в пло
хое окружение и в результате обязательно получит плохое образова
ние, что приведет к неверному поведению в жизни. Отсюда понят
но, что причиной дезадаптивного поведения является то, что чело
век изначально не выбрал духовное окружение, которое привело бы
его к хорошим делам и мыслям, так как в этом, безусловно, у него
есть возможность выбора.
Из законов, которые открывает наука каббала, мы видим, что
единственное, что от нас зависит – это выбрать общество, в кото
ром данные, заложенные в нас, будут реализованы правильно.
И прилагающий усилия, каждый раз выбирающий лучшую
среду удостаивается успеха именно за усилия выбирать каждый раз
лучшее окружение. И если человек каждый раз выбирает лучшую
среду, то достигает награды – своего следующего, более продвину
того состояния.
В каббалистических источниках приводится пример: когда
бедному мудрецу богач предложил переехать к нему, но услышал
отказ:
– Ни на каких условиях я не поселюсь в месте, где нет мудре
цов.
– Но ведь ты самый большой мудрец поколения! – воскликнул
богач. – У кого тебе еще учиться?
И услышал в ответ, что даже если большой мудрец поместит се
бя среди неучей, то сам в скором времени станет подобным им140.
Следовательно, человек должен заботиться не только о своем
следующем, лучшем состоянии. Даже если он уже находится в хо
рошем состоянии, окружение может привести к регрессии. Это не

См.: Ашлаг Й. Свобода воли // Дарование Торы. Иерусалим, 1995. С. 117.
140




243
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


означает, что нужно все время пытаться "подрасти" под общество:
следует всегда выбирать общество, которое будет на ступень выше
тебя, иначе спуск неизбежен. Поэтому каббалисты поступают по
известному указанию: "сделай себе учителя и купи себе товарища".
Это означает – создай себе окружение, потому что только выбор
окружения может принести успех человеку. Ведь после того как че
ловек выбрал окружение, он отдан в его руки, как глина в руки вая
теля.
Все каббалистические книги говорят, что мы находимся в пле
ну эгоистической природы141. Выйти из под ее власти окончатель
но – означает выйти из ощущения нашего мира в высший мир. И
средство для этого выхода состоит в том, чтобы создать вокруг себя,
вопреки нашей естественной эгоистической среде, искусственную
среду единомышленников, стремящихся сообща выйти из под вла
сти эгоистического окружения и попасть под власть окружения, ру
ководствующегося законами высшего мира.
У человека нет иного средства выхода в высший мир, кроме как
находиться в таком окружении, которое желает того же, которое
ставит это своей целью, расценивает как наивысшее из того, что
может быть. Освободиться от влияния эгоистического окружения,
выйти из под него и выявить в себе свойства отдачи – в этом и за
ключается наша духовная ресоциализация.


Концепция микросреды
Установлено, что отношения личности к окружению и к себе,
способы решения задач, порождаемых социальными связями,
сформировавшиеся на ранних этапах онтогенеза, с большим тру
дом могут быть изменены из за их неосознаваемости и привычно
сти и оказывают детерминирующее воздействие на динамику ее об
раза жизни. Выйдя за пределы системы отношений, которая поро
дила эти паттерны поведения, индивид, плохо подготовленный к
изменениям окружения и изменениям собственного поведения в
таких условиях, начинает искать или создавать те же системы отно
шений. Отсюда упорный характер и стереотипность конфликтных
ситуаций у лиц, обращающихся за адаптационной помощью.
Предложенный подход позволяет конкретизировать это поло
жение, рассматривая личностный комплекс как сформировавший

См.: Лайтман М. Суть науки каббала. Т 1. М.:София, 2005. С.53.
141




244
Т.Ашер. Духовная ресоциализация


ся на ранних возрастных этапах своеобразный "социоген", который
обусловливает воспроизводимые сходные системы отношений. Их
можно рассматривать как своеобразную социокультурную микро
среду, с помощью которой индивид регулирует свои связи с более
широким окружением, моделирует их.
Анализ материала показывает, что если не происходит коррек
ции неэффективных паттернов поведения и социокультурных от
ношений, то личность остается подверженной действию тех же
стрессогенных факторов, что способствует сохранению или возра
станию степени ее социальной дезадаптированности.


Основные положения модели духовной ресоциализации
Стратегии поведения, предусмотренные этой моделью, позво
ляют индивиду реализовать свои интересы, не вступая в конфликт
с другими, развивая и совершенствуя свои технологии поведения,
коммуникации, взаимодействия и изменяя элементы социокуль
турного окружения в позитивном для себя и для других направле
нии.
Основные положения модели духовной ресоциализации за
ключаются в следующем: человек должен делать все, что способ
ствует улучшению его микросреды на основе науки каббала, и это в
итоге будет способствовать его личностному росту142. Для этого сна
чала ему нужно создать вокруг себя особую микросоциокультурную
среду, являющуюся промежуточной между ним и более широким
социокультурным окружением.
Теоретически концептуализацию такой микросреды можно
представить себе следующим образом. По своей сути человек суще
ство общественное, и его социально адаптивное поведение харак
теризуется тем, что удовлетворение его потребностей не нарушает
аналогичные возможности других. На культурном уровне это озна
чает необходимость следования социокультурным нормам и прави
лам.
Между тем при недостаточной духовной социализации форми
руются такие паттерны поведения и личностная микросреда, нор
мы и ценности которой мешают или не помогают индивиду духов
но расти. В одних случаях индивид вступает в отношения с другими
не столько из необходимости участвовать в совместном целедости

См.: Лайтман М. Указ. соч.
142




245
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


жении, сколько руководствуясь ценностью получения одобрения.
В других случаях индивид в социальном взаимодействии, следуя
ценности только собственных выгод, пренебрегает интересами дру
гих. В подобных случаях люди, как правило, никогда не получают
желаемого в полной мере, и это вызывает внутреннее напряжение,
которое по механизмам психологической защиты (рационализа
ция, замещение, вытеснение, проекция и пр.) приводит к форми
рованию фантастических представлений, в содержание которых
вплетены некоторые адекватные представления о реальности. Лю
ди строят свое поведение, опираясь на эти представления, но не
могут достичь позитивного для себя результата, поскольку действия
и суждения, характерные для их социокультурной микросреды,
оказываются социально не приемлемыми и не одобряемыми.
Результаты нашей работы показывают, что если человека целе
направленно ориентировать на повышение своего духовного уров
ня, он сможет сформировать собственную микросреду, обеспечи
вающую медиативные функции в примирении индивидуальных
побуждений и социально приемлемых действий. В этом случае он
обретает цель и цельность жизни, становится хорошим работни
ком, имеет благополучную семью и достаточный круг единомы
шленников и друзей, достигает должностей, которые соответству
ют его реализованным способностям, пользуется известностью и
т.п.
Предлагаемая модель построения отношений с окружением
помогает индивиду создать свой микросоциум, в котором сам ин
дивид имеет возможность духовно расти. При такой модели микро
среды формируются адаптивные паттерны поведения, поскольку
каждый из наборов межличностных отношений четко идентифи
цирован и структурирован. Она же помогает ориентироваться в
условиях социокультурной неопределенности, поскольку обеспе
чивает личности достойную социальную позицию.
Отсюда мы сформулировали тезис: если мы хотим помочь че
ловеку иметь прочную семью, то супруги должны быть связаны об
щей целью, в достижении которой они помогают друг другу, а их
взаимоотношения построены на принципах равноправия и взаим
ного дополнения. При таком подходе супруги внимательно отно
сятся к удовлетворению сексуальных запросов не только своих, но
и партнера, что является лучшей профилактикой супружеских из
мен.


246
Т.Ашер. Духовная ресоциализация


Такой "микросредовой" подход учитывает и интересы детей,
ибо предполагает стратегию социализации, ориентированную на
то, чтобы дети полноценно развивались не только физически, но и
в культурном отношении, как можно быстрее овладевали профес
сиональными навыками и достигали экономической независимо
сти. А если поведенческие паттерны родителей являются эффек
тивными и закрепленными в социокультурной среде, то у детей в
семье есть образец для подражания. Такая стратегия позволила раз
работать ряд конкретных методических приемов по семейной со
циализации и инкультурации детей, базирующихся на сотрудниче
стве родителей с детьми на их равноправии, а не отношениях опе
ки или преследования.
Таким образом, эмоциональный фон позитивной микросо
циосреды, порождаемой рассматриваемым духовным социогеном,
стимулирует целенаправленное моделирование конструктивных
отношений индивида с окружением.
Жизненные неудачи и кризисы такой человек переносит спо
койно и стойко, без попыток переложить ответственность и вину за
свои неудачи на других. Он никогда не станет одиноким, даже если
попадет в совершенно новую для него социокультурную среду. При
неэффективности поведения такие люди не проявляют агрессивно
сти и не впадают в уныние, а корригируют свои поступки в соответ
ствии с требованиями и возможностями своей социокультурной
среды. Если результаты их деятельности не находят признания у
других, это не становится поводом для нервного срыва, а является
лишь толчком для объективного анализа ошибок своего поведения.
Такие люди терпимы, открыты для контактов с другими, а при
необходимости осознанно меняют неэффективные черты своего
поведения, приводя их в соответствие с императивами меняющих
ся социокультурных условий.


Заключение
Современная быстроменяющаяйся стрессовая среда зачастую
ведет к развитию дезадаптивных личностных комплексов, которые
вызывают напряжение с социальным окружением. Если индивид
не в состоянии выбрать духовную среду для своего развития, он не
способен духовно развиваться. В течение некоторого, иногда до
вольно длительного времени сохраняется видимость относительно
го здоровья и социально упорядоченного поведения. Однако рано

247
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


или поздно поведение, детерминируемое дезадаптивными паттер
нами, становится социально неэффективным, что приводит к по
стоянным фрустрациям. Эмоциональное напряжение, возника
ющее вследствие этого, ведет к тому, что индивид находится в со
стоянии хронического стресса. Выходом из этого состояния для од
них являются антисоциальные поступки, для других – неврозы, для
третьих – алкоголизм, наркомания. В литературе имеются убеди
тельные доказательства связи всех этих последствий плохой адап
тированности с социокультурной микросредой личности.
Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что использо
вание интегрального подхода на основе науки каббала к ресоциали
зации людей приводит к позитивным результатам, устойчиво сох
раняющимся за пределами их микросоциальных групп. Смысл ис
пользования такого подхода заключается в том, что в отличие от
классических подходов в данном случае акцент смещается с психо
логических характеристик личности на структуру ее социальных,
прежде всего первичных, непосредственных связей с окружением.
Исходя из этого логика исследования может быть сформулирована
следующим образом.
Предлагаемый подход позволяет сместить акценты реадапта
ции с медицинских аспектов на духовные и социальные факторы. В
зависимости от конкретной ситуации в одних случаях, например у
больных неврозом, воздействие следует начинать с медицинского
(лекарственные препараты, психотерапия и пр.), к которому затем
присоединяется социодуховное; для здоровых людей достаточно
проводить групповую коррекцию.
Наш подход позволяет высказать гипотезу о наличии у любой
личности скрытого адаптационного потенциала, который не дей
ствует в повседневной жизни, когда человек испытывает на себе
влияние стрессогенных факторов, с которыми он не может спра
виться. Вместе с тем если этот потенциал актуализировать спе
циально, то возникают реакции активации и тренировки143, которые
помогают освоить и закрепить социально значимые и одобряемые
знания и навыки социального взаимодействия. Каждый тип реак
ций в качестве сопутствующего эффекта имеет определенные эмо
циональные состояния: стресс вызывает тревогу, реакция трени
ровки сопровождается возникновением интереса, а активация –
конструктивными поисковыми ориентациями.

Гаркави Л.Х. и др., 1979.
143




248
Т.Ашер. Духовная ресоциализация


Мы полагаем, что интегральный подход удовлетворяет всем
требованиям, необходимым для дополнения психологической си
стемы реадаптации новой, духовной. С этой точки зрения можно
пересмотреть существующие теории. Предлагаемый подход вклю
чает в себя все ценное, что есть в этих теориях, но имеет свои соб
ственные социокультурные основания и методические приемы, ко
торые позволяют всем людям самоактуализироваться духовно и со
циально.
Проведенная работа позволяет сделать существенный вывод:
стимулируя людей к расширению сферы участия в формировании
духовной микросоциальной среды на основе методики науки каб
бала и социальном взаимодействии в ее рамках, можно получить
устойчивый ресоциализационный эффект, более сильный, чем под
влиянием классических психотерапевтических методик.




249
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5

Сергей Крупенин
ФИЛОСОФИЯ – ВРЕМЯ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ


Поскольку у людей не было правильного ключа к Тай
не, то страсть к знанию была, в конечном итоге, сведена
к различного рода пустякам и поверьям, из чего возникла
своего рода "вульгарная каббала", которая далека от на
стоящей, а также различнейшие фантазии под ложным
названием магии, и этим полнятся книги

Г.Лейбниц. Основополагающие труды по философии

Что такое человек? Для чего он живет? Почему философия и в
наше время не может отказаться от поисков ответа на эти мучитель
ные вопросы?
Казалось бы, сам предмет изучения – человек – рассмотрен со
всех сторон и разложен на составляющие его компоненты предста
вителями всех существующих наук. И сколько было уже закончен
ных и стройных учений о человеке и его сути, начиная с античных
времен и по сей день! Но проходит определенный временной отре
зок, и мы выясняем, что то, с чем были согласны полностью или в
достаточной степени, нас уже совершенно не удовлетворяет. Мы
по прежнему сомневаемся – верно ли понята сама суть наук о че
ловеке?
В данной статье предпринята попытка рассмотреть еще один
вопрос: каким образом современные философские представления
влияют на самого человека, на его практическую жизнь в социуме
и на перспективы его развития как открытой системы?
Для поиска ответа попытаемся с максимальной объективно
стью и определенной долей самокритики проанализировать совре
менное состояние человечества на таких ключевых направлениях
его развития, как наука и образование, воспитание и семья, эконо
мика и политика.


Крупенин Сергей Михайлович – соискатель факультета философии Кубанского
государственного университета, член РФО АН РФ. Летчик инженер, выпу
скник Ейского высшего военного училища летчиков.

250
С.Крупенин. Философия – время принимать решения


Научно техническую революцию, начавшуюся в середине 50 х
гг. прошлого столетия, на рубеже веков сменил период стагнации,
который охарактеризовался падением веры в силу и возможности
большинства отраслей науки. Практически все ее достижения, с та
ким трудом доставшиеся человечеству, вкладывающему в теорети
ческие исследования и прикладные разработки огромные людские
и материальные ресурсы, в итоге приносят нашей цивилизации
вред. И это помимо того, что, вопреки ожиданиям и радужным
прогнозам, фундаментальная наука почти во всех ее направлениях
подошла к пониманию ограниченности своих возможностей в ис
следовании мироздания.
Человечество столкнулось с угрозой собственному существова
нию, возникшей вследствие научно технического прогресса. Веро
ятность глобальных техногенных катастроф, по расчетам самих же
ученых, с неизбежностью возрастает. Растет и риск применения
оружия массового уничтожения. Все больше опасений, что страны,
обладающие ядерным оружием, не смогут удержать его под контро
лем и его несанкционированное применение лишь вопрос време
ни.Разработки, направленные на увеличение производства продук
тов питания, оборачиваются новыми неизлечимыми болезнями.
Достижения медицины, позволяющие справиться со многими за
болеваниями, приводят к нарушению процесса естественного от
бора. Результатом является закрепление генетических отклонений
в последующих поколениях. Человек, как биологический вид, вы
рождается именно из за чрезмерного развития отдельных научных
направлений.
Науке недостает системного подхода ко всем ее отраслям в це
лом. Как правило, исследования уходят вглубь изучаемого матери
ала и становятся все более узкоспециальными, отдаленными от об
щего процесса развития как науки, так и всего человечества. То есть
ученый, исследователь узнает все больше о все меньшем, и смеж
ные дисциплины все труднее свести в единую научную систему. Да
же перспективное научное достижение в области средств коммуни
кации, проявившееся в нашем мире столь стремительно и широко,
может сделать человека уязвимым и незащищенным. Не нужно
быть очень прозорливым, чтобы предположить, что негативные по
следствия научно технического прогресса и в этой сфере вскоре
приуменьшат его достоинства. Первыми вестниками такого про
цесса стало появление специфических заболеваний, возможностей


251
Перспективы выхода из кризиса и развития человечества


вторжения в личную жизнь и несанкционированного доступа к ин
формационным ресурсам в преступных целях.
Образование, непосредственно связанное с наукой, также
страдает бессистемностью. Обилие специализаций, диктуемых тех
ническим прогрессом, не позволяет четко выстроить систему обра
зования, и поэтому она не способна на сегодняшний день обеспе
чить качественную подготовку специалистов. Современная систе
ма образования может дать лишь общие знания. Этот факт приво
дит к снижению надежности и безопасности функционирования
сложнейших производственных комплексов.
Актуален вопрос о системе воспитания нового поколения. К
сожалению, смена различных методов и подходов в воспитании
привела к образованию огромного количества школ. И это при том,
что традиционные методы, успешно применяемые в течение тыся
челетий, уже не состоятельны в силу радикально изменившихся со
циальных условий, а повышение умственных нагрузок ведет к сни
жению физического здоровья.
Закономерным следствием деформации системы воспитания
стало разрушение основы общества – семьи. Дети и родители, су
пруги отчуждаются друг от друга. Семьи, особенно в развитых стра
нах, становятся малочисленными. Смертность превышает рождае
мость, а количество пожилых людей стремительно растет. Новое
поколение не сможет обеспечить предыдущему достойное суще

<<

стр. 8
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>