стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

IEIENOA?NOAI IA?ACIAAIE? ?INNEENEIE OAAA?AOEE
Naieo-Iaoa?ao?aneee
ainoaa?noaaiiue oieaa?neoao ay?ieinie?aneiai i?eai?ino?iaiey


Р. С. Давлеткильдинова, В. Р. Былынь,
Н. П. Целыковская




МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
Текст лекций




Naieo-Iaoa?ao?a
2001
УДК 15
ББК 65.5
Д13

Давлеткильдинова Р. С., Былынь В. Р., Целыковская Н. П.
Д13 Международные отношения: Текст лекций/СПбГУАП. СПб., 2001.
100 с.: ил.


В тексте лекций рассматриваются: теория международной торговли,
структура международных экономических отношений, основные тенден-
ции и особенности их развития в наше время; показана роль и функции
международного кредита, сущность и формы международной экономи-
ческой интеграции; история развития международных валютных отноше-
ний.
Предназначено для самостоятельной работы студентов экономичес-
ких, юридических и технических специальностей всех форм обучения.




Рецензенты:
кафедра теории и истории культуры ГУАП;
кандидат экономических наук И. И. Рассадина
(Институт проблем региональной экономики РАН)




Утверждено
редакционно-издательским советом университета
в качестве текста лекций




Санкт-Петербургский
© государственный университет
аэрокосмического приборостроения, 2001
Р. С. Давлеткильдинова, В. Р. Былынь,
© Н. П. Целыковская, 2001

2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемый текст лекций содержит теоретический и иллюстра-
тивный материал по трем важнейшим разделам курса “Международная
торговля”, “Международный кредит”и “Международная экономическая
интеграция” и направлен на обобщение и систематизацию знаний рас-
сматриваемого курса.
Текст лекций подготовлен сотрудниками кафедры экономической
теории и истории: разд. 1 “Международная торговля” подготовлен кан-
дидатом географических наук доцентом Н. П. Целыковской; разд. 2
“Международный кредит” и разд. 3 “Международная экономическая
интеграция” – кандидатом экономических наук доцентом Р. С. Давлет-
кильдиновой; разд. 4 “Международные валютные отношения” – канди-
датом экономических наук доцентом В. Р. Былынем.
Текст лекций составлен в соответствии с требованиями государствен-
ных стандартов Российской Федерации и предназначен для студентов
очной и заочной форм обучения по специальности 061100 “Менедж-
мент организации”, 521500 “Менеджмент”, 522300 “Информационные
системы в экономике”.




3
1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

1.1. Теория международной торговли
Первые систематические исследования по теории международной тор-
говли (МТ) появились в Европе в эпоху меркантилизма (XVI–XVIII вв.).
Согласно взглядам меркантилистов страны должны развивать экспорт
и ограничивать импорт из торгующих с ними государств.
В конце XVIII в. сформировалась другая точка зрения – государства
не должны препятствовать импорту из торгующих с ними стран, необ-
ходима полная свобода торговли. Эта идея нашла свое отражение в тео-
рии фритредерства (от англ. free trade – свободная торговля).
Первые научные доказательства преимуществ свободной торговли
были разработаны английскими экономистами, представителями клас-
сической политической экономии – А. Смитом и Д. Рикардо. А. Смит в
труде “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г.)
показал выгодность свободной торговли. Он сравнивал нации с семей-
ными хозяйствами, которым в силу абсолютных преимуществ выгоднее
производить не все необходимые продукты, а только часть из них, при-
обретая остальные за счет продажи излишков. По мнению А. Смита
данной логике поведения семейных хозяйств должны следовать и на-
ции. Д. Рикардо в работе “Начала политической экономии и налогово-
го обложения” (1817 г.) дал обоснование теории сравнительного пре-
имущества, доказав, что международная торговля выгодна всем стра-
нам, даже если они и не располагают абсолютным преимуществом в
производстве какого-либо товара, так как каждая страна всегда имеет
сравнительное преимущество в производстве некоего товара и получа-
ет выигрыш, торгуя им в обмен на другие.
Рассмотрим примеры, аналогичные тем, которые использовали клас-
сики политической экономии для иллюстрации понятий абсолютного и
сравнительного преимущества страны в производстве какого-либо про-
дукта. Рассмотрим примеры в рамках упрощенной модели “2х2” (миро-
вое хозяйство состоит только из двух стран, каждая из этих стран про-
4
изводит только два товара, вмененные издержки производства этих то-
варов постоянны и совпадают со стоимостью товара), которая наглядно
раскрывает суть выгоды от свободной торговли и механизм формирова-
ния предложения товаров и услуг на мировом рынке.
Абсолютное преимущество
Ситуация абсолютного преимущества возникает тогда, когда в стра-
не имеется какой-то товар, которого в расчете на одну единицу затрат
данная страна может произвести больше, чем любая другая страна.
Предположим, что США и Англия производят пшеницу и сукно. США
имеют абсолютное преимущество в производстве пшеницы, Англия –
в производстве сукна. Максимальные объемы производства пшеницы и
сукна на единицу затрат составляют в США: 50 кг зерна и 25 м сукна;
в Англии, соответственно, 40 кг и 100 м. В США соотношение издер-
жек производства соответствует пропорции 1 м сукна = 2 кг пшеницы
или, иначе, 1 кг пшеницы = 0,5 м сукна. В Англии 1 м сукна можно
обменять на 0,4 кг пшеницы или, иначе, 1кг пшеницы = 2,5 м сукна.
Таким образом, в США производство пшеницы обходится дешевле, чем
в Англии, а в Англии по сравнению с США дешевле производство сук-
на. Если страны установят торговые отношения, то, очевидно, что ком-
мерсанты воспользуются данными различиями в издержках производ-
ства этих товаров. Они станут закупать пшеницу в США из расчета 1кг
за 0,5 м сукна с тем, чтобы продать его в Англии, соответственно, за 2,5 м
сукна. Аналогичная ситуация произойдет и с сукном. Сукно будет заку-
паться в Англии из расчета 0,4 кг зерна за 1 м с тем, чтобы продать 1 м
сукна в США за 2 кг пшеницы. Эти различия в соотношении издержек
производства и будут формировать внешнеторговые потоки. США будут
экспортировать в Англию пшеницу, Англия будет экспортировать в США
сукно, так как в США производство зерна относительно Англии дешев-
ле, а в Англии относительно США дешевле производство сукна.
Торговля между странами будет взаимовыгодна только в том случае,
если уровень экспортных цен будет находиться в пределах существую-
щих цен в США и в Англии до установления торгового соглашения,
т. е. будет соответствовать структуре мирового спроса на эти това-
ры. В противном случае странам будет невыгодно вступать во внешне-
торговые отношения.
Предположим, что структура мирового спроса такова, что соотно-
шение экспортных цен устанавливается на уровне 1 кг пшеницы = 1 м
5
сукна. Такое соотношение цен позволяет странам получать выигрыш
от внешней торговли, проявляющийся в возможности получения двух
эффектов: эффекта прироста структуры потребления и экономического
эффекта от специализации производства.
Рассмотрим эффект прироста структуры потребления.
Если предположить, что до установления торговых отношений США
производили 20 кг пшеницы и 15 м сукна (точка С0 на рис. 1, а), то после
установления торговых отношений по ценам экспорта США могут полу-
чить за каждый экспортированный 1 кг пшеницы 1 м сукна. В такой ситу-
ации логично предположить, что многие американцы предпочтут увели-
чить потребление сукна за счет сокращения потребления пшеницы, так
как сукно стало дешевле. Графически эти предпочтения американцев ил-
люстрирует штрихпунктирная линия, расположенная ниже и правее точки
С0, лежащей на кривой производственных возможностей США до уста-
новления торговых отношений (рис. 1, а). Внешняя торговля позволи-
ла США выйти на более высокий уровень потребления.

а) б) x
x
100 Д Линия торговых
Линии производственных
Сс возможностей
50 возможностей
Линии производственных
С Линия торговых
30 возможностей
40
С возможностей
20
20 С0 С
0

Сс
Д 12
y 70 80 100 y
0 15 20 25 50 0

Рис. 1. Ситуация абсолютного преимущества:
а – национальный рынок США; б – национальный рынок Англии

Условные обозначения: ось х – пшеница (в кг) на единицу затрат;
ось у – сукно (в м) на единицу затрат; Сс – точка специализации; С0 –
точка производства товаров до установления торговых отношений; С –
точка потребления товаров после установления торговых отношений.
Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в Англии, если предпо-
ложить, что до установления торгового союза англичане производили
12 кг пшеницы и 70 м сукна (точка С0 на рис. 1, б). В этом случае
штрихпунктирная линия от точки С0 будет двигаться в обратном на-
правлении, если англичане предпочтут отказаться от сукна в пользу
пшеницы (рис. 1, б).
6
Таким образом, выход за пределы кривых производственных возмож-
ностей реален, если страны будут экспортировать по одной единице
одного товара, получая взамен другой: США – по 1 кг пшеницы взамен
1 м сукна; Англия – по 1 м сукна взамен 1 кг пшеницы.
А теперь обратимся к экономическому эффекту от специализации
производства.
В условиях внешней торговли при соотношении экспортных цен на
уровне 1 кг пшеницы = 1 м сукна США выгоднее вообще отказаться от
производства сукна, так как если США будут все ресурсы направлять в
производство пшеницы, производя по 2 кг пшеницы вместо 1 м сукна,
то они могут получить по 2 м сукна за каждые 2 кг экспортированной
пшеницы. В данной ситуации США выгоднее полностью специализи-
роваться на производстве пшеницы (точка Сс на рис. 1, а) и обменивать
ее на какое-то количество сукна. Например, обменяв 20 кг пшеницы на
20 м сукна, структура потребления из точки С0 переместится в точку С
(30 кг пшеницы и 20 м сукна). Линия СсД, соединяющая максимально
возможный объем сукна, который может получить США, обменяв всю
пшеницу, при условии специализации на производстве пшеницы, на-
зывается линией торговых возможностей (рис. 1, а). Она фиксирует
мировое соотношение цен – 1:1.
Англия также может специализироваться на производстве сукна, ко-
торое обходится ей дешевле, и производить только сукно, обменивая
его на какое-то количество пшеницы, с тем, чтобы достичь более высо-
кого уровня потребления. Например, обменяв 20 м сукна на 20 кг пше-
ницы, структура потребления в Англии может переместиться из точки
С0 в точку С (20 кг пшеницы и 80 м сукна). Линия СсД на рис. 1, б
обозначает линию торговых возможностей Англии.
Таким образом, в ситуации абсолютного преимущества, которое воз-
никает при условии, когда одна страна на единицу затрат может произ-
водить какого-то товара больше, чем другая, мировое соотношение цен
на уровне 1 кг пшеницы за 1 м сукна позволяет вести обмен пшеницы
на сукно и наоборот, благодаря которому страны – и США, и Англия
могут выйти на уровень потребления недостижимый без внешней тор-
говли.
Однако Д. Рикардо доказал, что даже если страна и не имеет абсо-
лютного преимущества, внешняя торговля все равно выгодна и для нее
и для других стран, поскольку любая страна всегда располагает сравни-
тельным преимуществом в производстве какого-либо товара. Данное
7
утверждение Д. Рикардо нашло отражение в открытом им Законе срав-
нительного преимущества.
Суть Закона сравнительного преимущества Д. Рикардо состоит в том,
что каждая страна располагает сравнительным преимуществом в про-
изводстве какого-то товара и получает выигрыш, торгуя им в обмен на
другие.
В рамках тех же предположений, рассмотренного примера допус-
тим, что США по прежнему на единицу затрат может произвести 50 кг
пшеницы и 25 м сукна, Англия, соответственно, 100 м сукна и 67 кг
пшеницы (рис. 2, а, б).

а) б) x
x
Линии производственных 100 Д Линия торговых
Сс возможностей возможностей
50
67 Линии производственных
С Линия торговых
30 возможностей
возможностей
20 С
Сс
Д
y 80 100 y
50
0 20 25 0

Рис. 2. Ситуация сравнительного преимущества:
а – национальный рынок США; б – национальный рынок Англии
Условные обозначения: ось х – пшеница (в кг) на единицу затрат;
ось у – сукно (в м) на единицу затрат; Сс – точка специализации; С –
точка потребления товаров после установления торговых отношений.
Из примера видно, что США не располагают абсолютным преиму-
ществом в производстве ни одного товара, но, тем не менее, им выгод-
но вступить в торговые отношения с Англией, так как США располага-
ют сравнительным преимуществом – на 1 единицу затрат они могут
произвести либо 1 м сукна, либо 2 кг пшеницы. Вступив в торговые
отношения с Англией, США могут купить 1 кг пшеницы по цене своего
внутреннего рынка – за 0,5 м сукна и продать его в Англии за 1,5 м
сукна, т. е. в 3 раза дороже, так как соотношение издержек в Англии до
установления торговых отношений составляло 1 кг пшеницы = 1,5 м
сукна (67:67 = 100:67). Начавшийся отток пшеницы из США в Англию
в обмен на сукно вскоре приведет к выравниванию цен в обеих стра-
нах, к установлению мировой цены. Если мировая цена установится на
уровне 1 кг пшеницы = 1 м сукна, то каждой стране будет выгоднее
специализация производства: США – пшеницы, Англии – сукна, так
8
как в этом случае каждая страна может достигнуть большего выигрыша
от внешней торговли (точки Сс на рис. 2, а, б). При этом, если США
будут экспортировать 20 кг пшеницы в обмен на 20 м сукна, а Анг-
лия 20 м сукна в обмен на 20 кг пшеницы, то структура потребления
в США и Англии может переместиться, соответственно, в точки С
(рис. 2, а, б). По аналогии с ситуацией абсолютного преимущества
страны также могут добиться эффекта прироста структуры потребления.
Таким образом, выигрыш от установления торговых отношений в
ситуации сравнительного преимущества также проявляется в наличии
двух эффектов: в приросте потребления и в эффекте от специализации
производства (рис. 2, а, б).
Развитие теории Рикардо шло по нескольким направлениям. В част-
ности, предположение о постоянстве издержек замещения было заме-
нено на более реалистичную предпосылку – предположение о возрас-
тающих издержках производства. Суть этой предпосылки в том, что
в отрасли, расширяющейся за счет остальных отраслей в силу ограни-
ченности ресурсов, производство каждой последующей единицы това-
ра сопряжено с отказом от выпуска все большего объема продукции в
других отраслях.
В условиях возрастающих издержек основные последствия внешней
торговли те же, что и при предположении о постоянстве издержек. При-
менительно к рассмотренному примеру, обе страны также могут извле-
кать для себя выгоду, если будут специализироваться на товарах, в про-
изводстве которых они располагают сравнительным преимуществом.
Однако специализация производства в каждой стране будет выгодна до
того момента, пока вмененные издержки замещения не сравняются с
ценой продукта на мировом рынке, т. е. максимальный выигрыш стра-
на получит не от полной специализации, а от частичной специализа-
ции.
Современная теория международной торговли исходит из того, что
единственным необходимым условием получения выгод от торговли
является наличие в торгующих странах различных соотношений цен, а
возникающие после установления торговых отношений условия обме-
на товарами и услугами обусловлены законом взаимного спроса на эти
товары и услуги.
Современные представления о внешней торговле, ее структуре, при-
чинах, ее порождающих, связаны с именем шведского экономиста Эли
Хекшера и именем его ученика англичанина Бертиля Олина. В историю
9
экономической науки их концепция внешней торговли вошла как тео-
рия Хекшера-Олина.
Суть теории Хекшера-Олина заключается в следующем утвержде-
нии: страны экспортируют продукты интенсивного использования из-
быточных факторов производства и импортируют продукты интенсив-
ного использования дефицитных факторов. Всю совокупность факто-
ров производства авторы данной теории сводили к капиталу, земле и
нескольким видам труда – квалифицированному труду, неквалифици-
рованному, научному и другим.
По определению фактор производства является избыточным, если
его доля в ВНП данной страны по сравнению с остальными факторами
производства выше, чем в остальном мире. Соответственно, фактор
производства является дефицитным, если его доля в ВНП страны по
сравнению с остальными факторами ниже, чем в остальном мире.
Интенсивно используемым фактором производства считается фак-
тор, доля затрат которого в стоимости данного продукта выше, чем в
стоимости других продуктов, производимых в стране. Исходя из этого
определения, различают трудоемкие, наукоемкие, энергоемкие и дру-
гие типы продуктов.
Если вернуться к нашему примеру, то согласно теории Хекшера-Олина
в США избыточным фактором производства является земля, дефицит-
ным – труд; в Англии наоборот – земля в дефиците; труд – в избытке.
Интенсивно избыточным фактором производства сельскохозяйственная
земля в США является в силу того, что аренда земли в США ниже, чем
в Англии, что и обуславливает более высокую заработную плату амери-
канских рабочих по сравнению с английскими. Высокая стоимость аме-
риканского сукна по сравнению с английским согласно теории Хекше-
ра-Олина объясняется тем, что предложение труда в США меньше, чем
в Англии, поэтому дефицит рабочей силы делает сукно в США более
дорогим.
Таким образом, согласно теории Хекшера-Олина различия в ценах
на зерно и сукно в США и Англии до установления торговых отноше-
ний связаны с различиями в обеспеченности этих стран факторами про-
изводства и степени интенсивности их использования. Эти различия и
обуславливают экспорт США пшеницы, а не сукна после установления
торговых отношений.
Общий вывод теории Хекшера-Олина сводится к следующему ут-
верждению: неравномерность в обеспеченности распределения факто-
10
ров производства должна соответственно отражаться на структуре внеш-
ней торговли стран. Страны должны экспортировать те товары и услу-
ги, в производстве которых интенсивно используются избыточные фак-
торы производства, и импортировать те товары и услуги, в производ-
стве которых интенсивно используются дефицитные факторы произ-
водства.
Выводы теории Хекшера-Олина неоднократно подвергались провер-
ке на предмет соответствия практике внешней торговли. Одна из наи-
более серьезных проверок связана с именем В. Леонтьева – уроженца
России, впоследствии профессора экономики Гарвардского универси-
тета. Проверка заключалась в том, что если выводы теории Хекшера-
Олина верны, то показатель затрат капитала в расчете на одного рабо-
чего в производстве экспортных товаров в США должен быть выше
аналогичного показателя в импортозамещающей продукции, так как в
послевоенный период считалось, что капитал в экономике США отно-
сительно более избыточен, чем другие факторы производства. Резуль-
таты проверки были парадоксальны. Оказалось, что США в послевоен-
ный период продавали другим странам трудоемкие товары в обмен на
капиталоемкие. Многочисленные расчеты и исследования, проводимые
экономистами, подтверждали наличие “парадокса В. Леонтьева” в США
вплоть до начала 70-х гг. ХХ в. В то же время поиск объяснения “пара-
докса В. Леонтьева” стимулировал исследования теории Хекшера-Оли-
на. Объяснение было найдено, когда в модель, кроме труда и капитала,
были введены и другие факторы производства. Исследования показа-
ли, что капитал в США не является самым избыточным фактором
производства. Лидерство принадлежит обрабатываемой земле и на-
учно-техническим кадрам. Эмпирические исследования действитель-
но подтверждают тот факт, что США являются чистым экспортером
товаров, в производстве которых интенсивно используются эти факто-
ры производства.
Таким образом, “парадокс В. Леонтьева” в конечном итоге способ-
ствовал дальнейшему развитию теории Хекшера-Олина.
В целом до 70-х гг. ХХ в. структура внешней торговли стран со-
ответствовала выводам теории Хекшера-Олина. Однако не все явле-
ния в мировой торговле, особенно начиная с 70-х гг. ХХ в., можно было
объяснить с позиций данной теории. Так, например, в 70-е гг. на миро-
вом рынке ухудшились позиции ФРГ и Великобритании, несмотря на
рост в них численности занятых в научно-исследовательских и опытно-
11
конструкторских разработках (НИОКР). В то же время Франция, при
отсутствии занятости в этих сферах деятельности, смогла усилить свои
позиции на мировом рынке техноемкой и наукоемкой продукции. С по-
зиций теории Хекшера-Олина сложно было объяснить и такое явление
в мировой торговле как рост встречных поставок сходных промышлен-
ных товаров, например, между США и Японией. Япония импортирует
из США самолеты, в то же время экспортирует в США и другие страны
суда. Эти и подобные явления в мировой торговле экономисты могли
объяснить либо за счет дальнейшего развития теории Хекшера-Олина,
либо за счет полного отказа от этой теории и разработки новой теории
международной торговли.
В настоящее время в экономической теории существует два подхода
к решению проблем теории Хекшера-Олина. Первый связан с дальней-
шим развитием, расширением теории Хекшера-Олина. Например, пред-
лагается разукрупнить факторы производства, т. е. учитывать большее
количество менее крупных факторов, таких как управленческий опыт,
знания и т. п. С этих позиций объяснения перечисленных фактов впол-
не согласуются с выводами теории Хекшера-Олина. Второй подход пред-
полагает разработку новой теории международной торговли.
Данные подходы находятся в стадии исследования и разработки. В
настоящее время экономисты не могут дать утвердительного ответа на
вопрос: смогут ли новые теории международной торговли заменить те-
орию Хекшера-Олина – основной инструмент для объяснения структу-
ры и динамики международной торговли.

1.2. Современная динамика и
структура международной торговли
В последние два десятилетия ХХ в. темпы роста международной тор-
говли товарами и услугами в среднем составляли 5–6% в год. Самого
высокого уровня – 12,5% (по сравнению с 1970-ми гг.) объем междуна-
родной торговли достиг в 2000 г. Однако в перспективе по прогнозу
Всемирного банка уже в 2001 г. ожидается снижение темпов роста ми-
ровой торговли до 3–4%. Основная причина замедления роста заключа-
ется в резком снижении темпов экономического развития США – лиде-
ра в мировом экспорте и импорте товаров и услуг. Вхождение США в
период рецессии может негативно отразиться и на экспортных позици-
ях развивающихся стран, доля которых в общем объеме мирового экс-

12
порта в конце 90-х гг. составляла 29%. Эксперты ожидают замедления
темпов роста экспорта из этой группы стран в связи с сокращением
спроса США – основного рынка экспорта их товаров. Ожидается, что
темпы роста экспорта из развивающихся стран уже в 2001 г. снизятся до
8% против 10%, которые они имели в среднем за 90-е гг.
Кроме того, снижение темпов роста мирового обмена может быть
вызвано усиливающимся дисбалансом в экспортно-импортных ценах
развивающихся стран – высокими ценами на нефть, которую покупают
развивающиеся страны, и низкими ценами на сельскохозяйственную
продукцию, которую большинство из них продает.
Несмотря на прогнозируемое замедление темпов роста международ-
ной торговли важнейшая тенденция ее развития в период с 1970 по
1990-е гг. проявилась в устойчивом характере роста мирового товаро-
оборота, опережающего темпы роста мирового производства. Данная
тенденция во многом обусловлена увеличением доли готовых изделий
в товарной структуре экспорта, характеризующихся большей стабиль-
ностью по сравнению с продовольствием, сельскохозяйственным сырь-
ем, рудами, металлами и топливом. Так, в 1997 г. доля готовых изделий
в товарной структуре экспорта в индустриально развитых странах со-
ставила 80,5%, в развивающихся – 70,5%, в странах Центральной и Вос-
точной Европы – 79,3%, в странах СНГ – 42,35%. В целом в конце
90-х гг. мировая торговля уже состояла на 4/5 из готовых изделий, при-
чем их удельный вес в мировой товарной структуре экспорта неуклон-
но повышается. Данные положения позволяют экспертам прогнозиро-
вать устойчивую динамику роста мирового товарооборота примерно на
5–6% в год.
Среди других факторов устойчивости роста международной торгов-
ли следует отметить такие как быстрый рост потоков капитала, в част-
ности, прямых иностранных инвестиций; рост спроса на промышлен-
ные товары; укрепление позиций региональных торговых группировок
стран и др.
Устойчивость развития международной торговли проявилась также
в практически неизменном распределении долевого участия различных
групп стран в международном обмене и в относительном постоянстве
географии торговых экономических связей между этими группами стран.
Так, удельный вес индустриально развитых стран в мировом экспорте
за последние два десятилетия XX в. колебался в пределах от 65 до 75%;
развивающихся стран – от 23 до 29%. Географическое распределение
13
удельного веса импорта по данным группам стран также практически
не изменилось (см. табл. 1).
Таблица 1
Географическое распределение мирового экспорта и
импорта по группам стран за период с 1980 до 1997 гг., %
Страны 1980 1990 1997
Экспорт
Индустриально развитые 67,3 70,4 65,1
Развивающиеся 23,4 23,5 29,3
С переходной экономикой 7,3 4,3 3,9
Всего: 100 100 100
Импорт
Индустриально развитые 63,2 71,3 66,6
Развивающиеся 28,0 23,4 29,6
С переходной экономикой 3,9 2,3 1,7
Всего: 100 100 100

Большая часть международной торговли по-прежнему приходится на
торговлю между индустриально развитыми странами. Основная доля
экспорта развивающихся стран направляется в индустриально разви-
тые, так как основная часть их экспорта, в основном, состоит из сырья
и материалов, используемых в производстве развитыми странами.
В то же время в последние десятилетия наметились изменения в
долевом участии отдельных стран в международной торговле и товар-
ной структуре мирового обмена. Эти изменения проявились в том, что
США постепенно утратили лидерство в системе международного обме-
на. Об этом свидетельствует то, что в 1950 г. на долю США приходи-
лась 1/3 всего мирового экспорта, в 1995 г. – менее 1/8. Центром совре-
менной международной торговли становится Объединенная Европа, в
конце 90-х гг. XX в. совокупный экспорт стран Европейского Союза
почти в 4 раза превысил экспорт США. В 80-е гг. Япония окончательно
укрепила свои позиции в международном обмене, выйдя на первое ме-
сто в мире по вывозу машин и оборудования. В настоящее время Япо-
ния существенно опережает все страны мира по экспорту легковых и
грузовых автомобилей, бытовой электроники и прочих товаров.

14
Изменения в товарной структуре мировой торговли проявились в
ускоренном росте международной торговли услугами, их доля в сово-
купной стоимости мирового вывоза в 1996 г. достигла 20 %; в резком
снижении в мировом экспорте за период с 1955–1994 гг. удельного веса
сельскохозяйственных товаров – соответственно с 34,9 до 11,9 % и про-
дукции добывающей промышленности – с 23,2 до 13,6 %. В то же вре-
мя, как уже отмечалось, в мировом экспорте существенно повысилась
доля готовых изделий, которая к концу 90-х гг. достигла более 70 %.

1.3. Торговая политика
Под торговой политикой понимаются принятые в стране правила
осуществления и регулирования внешней торговли и платежей. Разли-
чают политику свободной торговли, политику автаркии, когда страна
изолирует себя от международной торговли, и политику протекциониз-
ма различной степени, реализуемую с помощью тарифов, квот и т. д.
Политика свободной торговли – политика невмешательства государ-
ства в международную торговлю – это чисто теоретическое понятие.
Несмотря на строгое теоретическое обоснование, свободная торговля
практически никогда не практиковалась ни одной страной. Государство
всегда, так или иначе, вмешивалось в международную торговлю, если
не по экономическим причинам, то по политическим или социальным,
например, из соображений безопасности или из желания поддержать ту
или иную социальную группу населения и т. д. В действительности
торговая политика любого государства всегда характеризовалась и харак-
теризуется различной степенью протекционизма, направленной на защиту
внутреннего рынка с помощью различных видов торговой политики.
Основными видами торговой политики являются таможенный та-
риф, импортная квота, дискриминация импорта, демпинг, экспортная
субсидия и компенсационная импортная пошлина, косвенные ограни-
чения и другие виды – всего более 50 различных способов ограничения
внешней торговли.
С точки зрения последствий воздействия этих основных видов тор-
говой политики на внешнюю торговлю теория международной торгов-
ли определила ряд закономерностей, которые сводятся к следующим
утверждениям:
1. Таможенный тариф-налог, которым облагается товар, импортиру-
емый в страну, всегда снижает уровень благосостояния в торгующих
странах.
15
2. Таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров, кон-
курирующих с импортом.
3. В условиях способности страны влиять на мировые цены исполь-
зование “оптимального тарифа” может принести ей чистый выигрыш.
Применение оптимального тарифа, иначе тарифа, максимизирующего
благосостояние страны, возможно, если ценовая эластичность предло-
жения иностранного товара или услуг не является бесконечной. В этих
условиях обычно страна может улучшить условия торговли введением
тарифа на импорт этого товара, так как падение спроса на импортный
товар вызовет падение мировой цены. Страна, вводящая тариф, умень-
шает объем торговли, но улучшает условия торговли. Оптимум дости-
гается тогда, когда выгоды, получаемые от улучшения условий торгов-
ли, компенсируют потери от уменьшения объема торговли. Условия тор-
говли – это соотношение между ценами экспорта и ценами импорта.
4. Последствия введения импортных квот или иначе количествен-
ных ограничений объема иностранной продукции, разрешенной еже-
годно к ввозу в данную страну, аналогичны последствиям от тарифа;
кроме того, возможна потеря выигрыша потребителей от повышения
цены.
5. Дискриминация импорта как результат экономической интегра-
ции иначе введение импортных барьеров странами, организованными в
ту или иную форму экономической интеграции по отношению к треть-
им странам с целью ограничения импорта из этих стран, ведет к росту
торговых потоков внутри интегрированных стран, однако, отдельные
страны могут понести убытки. Так, в рамках ЕС ФРГ и Нидерландам
пришлось повысить импортные пошлины до общего единого тарифа,
что лишило их торговых преимуществ; США и Канада потеряли часть
европейских рынков.
6. Последствия введения демпинга – практики продажи товаров за
границу по ценам ниже тех, по которым продается данный товар на
внутреннем рынке – не столь очевидны. Демпинг может принести вы-
году импортирующей стране, заставляя импортера еще больше снижать
цены; может снизить экономическое благосостояние страны импортера
и повысить его в стране экспортере. В целом, последствия демпинга,
обусловленного различиями в эластичности спроса на товар на нацио-
нальном и зарубежном рынках, зависят от правильно определенного
размера антидемпингового тарифа, установленного государством на
иностранные товары, конкурирующие с отечественными товарами.
16
7. Экспортное субсидирование отдельных товаров ведет к избыточно-
му росту торговли, приносит вред субсидирующему государству и всей
мировой торговле. Компенсационные пошлины, санкционированные Все-
мирной торговой организацией (ВТО), приносят убытки стране их вводя-
щей, но и, в целом, нейтрализуют экспортные субсидии. При этом налого-
плательщики страны, субсидирующей экспорт, неявно доплачивают нало-
гоплательщикам импортирующей страны. В основном, экспортные субси-
дии невелики. Но применительно к отдельным товарам они весьма существен-
ны. Наибольшими субсидиями пользуются сельскохозяйственные товары.

1.4. Регулирование международной торговли
Регулирование международной торговли в плане снижения таможен-
ных барьеров в послевоенный период осуществлялось, прежде всего,
по линиям Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) и
его преемницы ВТО. ГАТТ была создана в 1947 г. в Женеве с целью
стабилизации правил международной торговли. Деятельность ГАТТ зак-
лючалась в проведении многосторонних встреч-раундов, во время ко-
торых представители стран обсуждали текущие вопросы. Всего было
проведено 8 таких раундов.
Всемирная торговая организация была образована в 1993 г., но свою
деятельность начала в январе 1995 г. Первая конференция стран-участ-
ниц ВТО состоялась в декабре 1996 г.
В настоящее время в ВТО входит 137 стран. Основная задача ВТО –
обеспечивать наиболее благоприятный режим для ввоза иностранных
товаров и равные условия деятельности иностранным фирмам относи-
тельно отечественных фирм.
Основные требования к кандидатам вступления в ВТО заключаются
в необходимости постепенной замены импортных квот на тарифы в це-
лях их постепенного снижения до уровня, практикуемого странами ВТО.
В настоящее время торговые тарифы стран ВТО составляют менее 5 %.
Для сравнения, в 1945–1947 гг. величина торговых тарифов составляла
в среднем 40–60 % стоимости товаров.
Для России вступление в ВТО – актуальная проблема. Членство в
ВТО позволит России избежать различных дискриминационных мер,
применяемых против ее товаров на иностранных рынках; позволит су-
щественно увеличить доходы экспортно-ориентированных производств;
стимулирует рост иностранных инвестиций, необходимых экономике
страны. Вступление России в ВТО планируется осуществить в 2004 г.
17
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ

2.1. Функции, роль и формы международного кредита
Международный кредит в сфере международных экономических от-
ношений выполняет функции, которые выражают особенности движе-
ния ссудного капитала в сфере международных экономических отноше-
ний:
1. Перераспределение ссудного капитала между странами для обес-
печения потребностей расширенного воспроизводства. Через механизм
международного кредита ссудный капитал устремляется в те сферы,
которым отдают предпочтение экономические агенты в целях обеспе-
чения прибылей. Тем самым кредит содействует выравниванию нацио-
нальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая ее массу.
2. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов
путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, пере-
водов и др.), развития и ускорения безналичных платежей.
3. Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря ис-
пользованию иностранных кредитов. Кредит дает возможность распо-
ряжаться в известных пределах капиталом, собственностью и трудом
других стран. Льготные международные кредиты крупным компаниям
и затруднение доступа мелких и средних фирм к мировому рынку ссуд-
ных капиталов способствуют усилению концентрации и централиза-
ции капитала.
4. Регулирование экономики. Значение функций международного кре-
дита неравноценно и меняется по мере развития национального и ми-
рового хозяйства.
Выполняя указанные функции, международный кредит в то же вре-
мя играет двойственную роль в экономике страны. С одной стороны, –
позитивную, способствуя ускорению развития производительных сил,
непрерывности процесса воспроизводства и его расширению, стимули-
руя внешнеэкономическую деятельность страны, создавая благоприят-

18
ные условия для иностранных инвестиций, а также обеспечивая беспе-
ребойность международных расчетов и валютных отношений. С другой
стороны, – негативную, обостряя противоречия рыночной экономики,
что проявляется в форсировании перепроизводства товаров, перерасп-
ределении ссудного капитала, усилении диспропорций общественного
воспроизводства и конкурентной борьбы за рынки сбыта, сферы при-
ложения капитала и источники сырья.
Выполняя эти взаимосвязанные функции, международный кредит
играет двоякую роль в развитии производства: положительную и отри-
цательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность вос-
производства и его расширение. Он способствует интернационализа-
ции производства и обмена, углублению международного разделения
труда. С другой стороны, международный кредит усиливает диспро-
порции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное
расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в
которые не привлекаются иностранные заемные средства. Международ-
ный кредит используется для укрепления позиций иностранных креди-
торов в конкурентной борьбе.
Границы международного кредита зависят от источников и потреб-
ности стран в иностранных заемных средствах, возвратности кредита в
срок. Нарушение этой объективной границы порождает проблему уре-
гулирования внешней задолженности стран-заемщиц. В их числе – раз-
вивающиеся страны, Россия, другие государства СНГ, страны Восточ-
ной Европы и т. д.
Двоякая роль международного кредита в условиях рыночной эконо-
мики проявляется в его использовании как средства взаимовыгодного
сотрудничества стран и конкурентной борьбы.
Формы международного кредита
По назначению:
Коммерческие кредиты, обслуживающие международную торговлю
товарами и услугами.
Финансовые кредиты, используемые для инвестиционных объектов,
приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга, проведения
валютной интервенции центральным банком.
Промежуточные кредиты для обслуживания смешанных форм экс-
порта капиталов, товаров, услуг (например, в виде выполнения под-
рядных работ – “инжиниринга”).
19
По видам:
Товарные (при экспорте товаров с отсрочкой платежа).
Валютные (выдаваемые банками в денежной форме).
По технике предоставления:
Наличные (финансовые) кредиты, зачисляемые на счет заемщика в
его распоряжение.
Финансовые кредиты – это кредиты, средства по которым заемщик
имеет право использовать по своему усмотрению без каких бы то ни
было ограничений. Они, как правило, получаются и предоставляются
без указания целей кредитования.
Финансовые кредиты могут быть также получены для финансирова-
ния наличных платежей по экспортным (импортным) контрактам пред-
приятий и организаций, для рефинансирования досрочно погашаемых
банковских кредитов, а также для финансирования отдельных опера-
ций экспортеров (импортеров).
Акцептные в форме акцепта (согласия платить) тратты импортером
или банком.
Депозитные сертификаты.
Облигационные займы.
Разновидностью международного кредита можно считать облигаци-
онные займы. В 1996 г. Российская Федерация разместила еврооблига-
ции на сумму в 1 млрд дол. при ожидаемом объеме эмиссии в 500 млн
дол. Спрос на них удовлетворен менее чем наполовину. Стоимость об-
служивания этих долговых бумаг – 9,35% годовых, т.е. довольно низ-
кая. Все это указывает на интерес иностранных инвесторов к вложени-
ям капитала в экономику Российской Федерации.
Консорциональные кредиты и др.
В международном страховании распространена практика предостав-
ления синдицированных кредитов. Синдицированные (консорциальные)
кредиты (от лат. consortium – участие) – это кредиты, предоставляемые
двумя и более кредиторами, т. е. синдикатами (консорциумами) банков
одному заемщику. Для предоставления синдицированного кредита группа
банков-кредиторов объединяет на срок свои временно свободные сред-
ства.
В последнее время эти кредиты приобретают все большее значение
для Российской Федерации. Они предоставляются международными
синдикатами банков отдельным предприятиям и регионам. В России
основными получателями синдицированных кредитов являются банки.
20
Примерно за полтора года с момента предоставления первого такого
кредита (январь 1996 г.) российские банки получили в совокупности
более 500 млн дол. В мае 1997 г. на рынке синдицированных кредитов
наблюдался буквально взрыв активности. За первую половину месяца
три банка (ОНЭКСИМ банк, Мосбизнесбанк и Внешторгбанк) получи-
ли кредиты на общую сумму 255 млн дол. Причем Внешторгбанк полу-
чил самый крупный в истории России кредит на сумму 120 млн дол.
под рекордно низкие проценты. Однако это достижение продержалось
недолго. В конце мая 1997 г. было достигнуто соглашение о предостав-
лении итальянскими банками кредита Внешэкономбанку в размере по-
чти в 260 млн дол. В это же время впервые достигнуто соглашение о
предоставлении крупного синдицированного кредита региону (прави-
тельство Москвы должно получить 100 млн дол.).
По валюте займа:
Международные кредиты в валюте страны-должника; страны-креди-
тора; третьей страны; в международных счетных валютных единицах
(чаще в евро с 1999 г.).
По срокам:
Сверхсрочные кредиты (суточные, недельные, до трех месяцев).
Краткосрочные кредиты (до 1 года, иногда до 18 месяцев).
Среднесрочные (от одного года до пяти лет).
Долгосрочные (свыше пяти лет).
В ряде стран среднесрочными считаются кредиты до 7 лет, а долго-
срочными – свыше 7 лет. Краткосрочный кредит обычно обеспечивает
оборотным капиталом предпринимателей и используется во внешней
торговле, в международном платежном обороте, обслуживая неторго-
вые, страховые и спекулятивные сделки. Если краткосрочный кредит
пролонгируется (продлевается), он становится средне- и иногда долго-
срочным. В процессе трансформации краткосрочных международных
кредитов в ссуды на более длительный срок в качестве гаранта высту-
пает государство. Для удовлетворения потребностей экспортеров в ряде
стран (Великобритании, Франции, Японии и др.) создана (при поддер-
жке государства) специальная система средне- и долгосрочного креди-
тования экспорта машин и оборудования. Долгосрочный международ-
ный кредит (практически до 10–15 лет) предоставляют, прежде всего,
специализированные кредитно-финансовые институты государственные
и полугосударственные. Он предназначен, как правило, для инвести-
ций в основные средства производства, обслуживает до 85% экспорта
21
машин и комплектного оборудования, новые формы международных эко-
номических отношений (крупномасштабные проекты, научно-исследо-
вательские работы, внедрение новой техники).
По обеспечению:
Обеспеченные кредиты.
В качестве обеспечения используются товары, товарораспорядитель-
ные и другие коммерческие и финансовые документы, ценные бумаги,
векселя, недвижимость, другие ценности, иногда золото.
Залог товара для получения кредита осуществляется в трех формах:
твердый залог (определенная товарная масса закладывается в пользу
банка): залог товара в обороте (учитывается остаток товара соответ-
ствующего ассортимента на определенную сумму); залог товара в пере-
работке (из заложенного товара можно изготавливать изделия, но пере-
давая их в залог банку). Кредитор предпочитает брать в залог товары,
которые имеют большие возможности реализации, и при определении
размера обеспечения учитывает конъюнктуру товарного рынка.
Финляндия в 1963 г., Италия, Уругвай, Португалия (в середине 70-х гг.)
использовали международные кредиты под залог части официальных
золотых запасов, оценивающихся по среднерыночной цене. Развиваю-
щиеся страны (особенно в начале 80-х гг.) стали шире практиковать
депонирование золота под залог полученных иностранных кредитов для
погашения своей внешней задолженности. Однако ссуды под залог зо-
лота не получили большого распространения в силу “негативной зало-
говой оговорки”, характерной для многих международных кредитов.
Сущность ее заключается и следующем: если заемщик предоставит до-
полнительное обеспечение по другим кредитам, то кредитор может по-
требовать подобного же обеспечения по данной ссуде. Следовательно,
если страна получит кредит под залог золота, у нее могут потребовать
золотого обеспечения ранее полученных ссуд. Поэтому некоторые стра-
ны предпочитают продавать золото. Поскольку залог является спосо-
бом обеспечения обязательства по кредитному соглашению, то креди-
тор имеет право при невыполнении должником обязательства получить
компенсацию из стоимости залога.
Бланковые кредиты.
Бланковый кредит выдается под обязательство должника погасить
его в определенный срок. Обычно документом по этому кредиту слу-
жит соло-вексель с одной подписью заемщика. Разновидностями блан-
ковых кредитов являются контокоррент и овердрафт.
22
В зависимости от категории кредитора:
Фирменные (частные) кредиты.
Фирменный (частный) кредит предоставляется экспортером иност-
ранному импортеру в виде отсрочки платежа (от двух до семи лет) за
товары. Он оформляется векселем или по открытому счету. При век-
сельном кредите экспортер выставляет переводной вексель (тратту) на
импортера, который акцептует его при получении коммерческих доку-
ментов. Кредит по открытому счету основан на соглашении экспортера
с импортером о записи на счет покупателя его задолженности по вве-
зенным товарам и его обязательстве погасить кредит в определенный
срок (в середине или конце месяца). Такой кредит применяется при
регулярных поставках и доверительных отношениях между контраген-
тами.
К фирменным кредитам относится также авансовый платеж импор-
тера. Покупательский аванс (предварительная оплата) является не только
формой кредитования иностранного экспортера, но и гарантией приня-
тия импортером заказанного товара (например, ледокола, самолета, обо-
рудования и др.), который трудно продать.
Банковские кредиты.
Банковские международные кредиты – это предоставление банком
во временное пользование части собственного или приравненного ка-
питала, осуществляемое в форме выдачи ссуд, учета векселей и др.;
предоставляются банками экспортерам и импортерам, как правило, под
залог товарно-материальных ценностей, реже предоставляется необес-
печенный кредит крупным фирмам, с которыми банки тесно связаны.
Общепринято создавать банковские: консорциум, синдикаты, пулы для
мобилизации крупных кредитных ресурсов и распределения риска. Банки
экспортеров кредитуют не только национальных экспортеров, но и не-
посредственно иностранного импортера, кредит покупателю активно
развивается с 60-х гг. Здесь выигрывает экспортер, поскольку своевре-
менно получает инвалютную выручку за счет кредита, предоставлен-
ного банком экспортера покупателю, а импортер приобретает необхо-
димые товары в кредит.
Крупные банки предоставляют акцептный кредит в форме акцепта
тратты. При этом акцептант становится непосредственным плательщи-
ком по векселю, но за счет средств должника (трассата). На акцептном
рынке акцептованные переводные векселя в разных валютах свободно
продаются.
23
Банковский кредит в международной банковской практике применя-
ется в разных формах: форфейтинг, факторинг, кредит покупателю, в
том числе кредитная линия, лизинг. Данные формы рассмотрим под-
робнее.
Брокерские кредиты.
Брокерский кредит – промежуточная форма между фирменным и бан-
ковским кредитами. Брокеры заимствуют средства у банков, роль пос-
ледних уменьшается.
Правительственные кредиты.
Смешанные кредиты, с участием частных предприятий (в том числе
банков) и государства.
Межгосударственные кредиты международных финансовых инсти-
тутов. Межгосударственные кредиты предоставляются на основе меж-
правительственных соглашений. Международные финансовые инсти-
туты ограничиваются небольшими кредитами, которые открывают дос-
туп заемщикам к кредитам частных иностранных банков.
С 80-х гг. активно развивается проектное финансирование (кредито-
вание) совместно с несколькими кредитными учреждениями (иногда до
200) без привлечения средств из государственного бюджета.
По объектам кредитования:
Инвестиционные кредиты (по экспорту товаров инвестиционного
назначения).
Неинвестиционные кредиты (по экспорту сырья, топлива, материа-
лов, потребительских товаров).
По источникам:
Внутреннее кредитование.
Кредитование Внешэкономбанком или другими отечественными бан-
ками внешнеторговых организаций.
Иностранное кредитование.
Это кредитные операции внешнеторгового характера между отече-
ственными и иностранными банками и фирмами, в том числе с коллек-
тивными банками бывших стран – членов СЭВ: Международным бан-
ком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвес-
тиционным банком (МИБ).
- Смешанное кредитование внешней торговли.
Все эти формы тесно взаимосвязаны и обслуживают все стадии дви-
жения товара от экспортера к импортеру, включая заготовку или произ-
водство экспортного товара, пребывание его в пути и на складе, в том
24
числе за границей, а также использование товара импортером в про-
цессе производства и потребления. Чем ближе товар к реализации, тем
благоприятнее, как правило, для должника условия международного
кредита.
Лизинг
Лизинг – это соглашение об аренде движимого и недвижимого иму-
щества сроком от трех до пятнадцати лет. В отличие от традиционной
аренды объект лизинговой сделки выбирается лизингополучателем, а
лизингодатель приобретает оборудование за свой счет. Срок лизинга
короче срока физического износа оборудования. По истечении срока
лизинга клиент может продолжать аренду на льготных условиях или
купить имущество по остаточной стоимости. В мировой практике ли-
зингодателем обычно является лизинговая компания, а не коммерчес-
кий банк.
Лизинговые операции становятся все более важной формой между-
народной торговли машинами и оборудованием. Лизинг – одна из раз-
новидностей арендных операций, при которых не происходит передачи
юридического права собственности потребителю товара. Путем перио-
дических отчислений средств арендодателю в течение срока договора
он оплачивает право временного пользования товарами. Лизинг подра-
зумевает предварительную покупку оборудования специальным кредит-
но-финансовым обществом – лизинговой компанией, которая затем всту-
пает непосредственно в прямые отношения с потребителем сдаваемого
внаем товара. Как правило, объектом таких операций является различ-
ное оборудование, средства транспорта, ЭВМ и т. д. Расходы по страхо-
ванию лизинговых операций ложатся на арендатора.
Аренда выступает своеобразной формой получения кредита и во
многих случаях существенно облегчает продвижение продукции экс-
портеров на внешние рынки. С обычным товарным кредитом лизинг
сближают условия проведения арендных операций. Арендатор избав-
лен от необходимости мобилизовывать денежные средства. Оплата арен-
ды производится по частям, в течение всего периода использования обо-
рудования. Однако целью лизинга является не получение права соб-
ственности на товар, а приобретение права использовать его потреби-
тельские качества.
Увеличение объема арендных операций в международной торговле
требует привлечения значительных финансовых средств. Поэтому не-
25
случайно крупные коммерческие банки многих стран активно участву-
ют в финансировании лизинговых компаний, которые затем переходят
часто в их собственность.
В международной практике различают экспортный и импортный
лизинг. Сделка, в которой лизинговая компания покупает оборудова-
ние у национальной фирмы, а затем предоставляет его в аренду за гра-
ницу арендатору, называется экспортным лизингом. При закупке обо-
рудования у иностранной фирмы и предоставлении его в аренду отече-
ственному арендатору сделка называется импортным лизингом.
Согласно правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не
включаются в объем внешней задолженности государства, поэтому меж-
дународный лизинг во многих странах находит государственную под-
держку.
Факторинг
Факторинг – это форма кредитования, выражающаяся в инкассиро-
вании дебиторской задолженности клиента (покупка специализирован-
ной финансовой компанией или банком всех денежных требований эк-
спортера к иностранному импортеру в размере до 70 – 90 % суммы
контракта до наступления срока их оплаты). Факторинговая компания
кредитует экспортера на срок от 30 до 120 дней. Благодаря факторинго-
вому обслуживанию экспортер имеет дело не с разрозненными иност-
ранными импортерами, а с факторинговой компанией. При этом сумма
выплачивается немедленно или по мере погашения задолженности. Наи-
более распространенная форма – краткосрочное кредитование.
Факторинговая компания освобождает экспортера от кредитных рис-
ков, а значит, и от издержек по страхованию кредита. Взимая долги с
покупателя и принимая на себя риск по кредиту, факторинговая компа-
ния выполняет функции экспортного отдела промышленной фирмы,
коммерческого банка и страховой компании одновременно. Эта форма
кредитования для экспортера предпочтительна, поскольку к посредни-
ку (фактору) переходят учет и взимание долга с неаккуратного платель-
щика. Такая форма особенно выгодна для фирм с небольшим экспорт-
ным оборотом, позволяя им избегать кредитных рисков на неосвоенных
рынках. Стоимость факторингового кредита включает процент за пользо-
вание им, комиссию за бухгалтерское обслуживание, инкассирование
долга и другие услуги. Она выше, чем стоимость обычной банковской
ссуды. В процентном отношении к размеру фактически выданных за-
26
емных средств она может достигать 20%. Следует учитывать, что в нее
входит не только оплата получаемого кредита, но и цена других услуг.
Кроме того, стоимость факторингового обслуживания зависит от вида
услуг, финансового положения клиента и т. п. При определении платы
за факторинг следует исходить из принятого сторонами процента за кре-
дит и среднего срока пребывания средств в расчетах с покупателем.
Таким образом, система факторинга расширяет возможности экс-
портеров по предоставлению краткосрочных фирменных кредитов.
К посредничеству факторинговых компаний обычно прибегают про-
давцы потребительских товаров – мебели, текстиля, одежды, обуви, не-
сложного промышленного оборудования. На этих рынках стоимость от-
дельных партий товаров относительно небольшая и задолженность, как
правило, невысокая. Все это соответствует условиям факторинга.
Деятельность факторинговых компаний тесно связана с коммерчес-
кими банками. Важное значение здесь имеет не только кредитная под-
держка коммерческого банка, но и сеть его отделений, знание банком
кредитоспособности покупателей. Поэтому факторинговые компании
нередко входят в финансовые группы, возглавляемые коммерческими
банками.
Форфейтинг
Форфейтирование – форма кредитования экспорта банком или фи-
нансовой компанией (форфейтором) путем покупки ими на полный срок
без оборота на продавца (на заранее оговоренных условиях) векселей
(тратт), других долговых требований по внешнеторговым операциям.
Форфейтор может держать их у себя или продать на международном
рынке. Тем самым экспортер передает форфейтору коммерческие рис-
ки, связанные с неплатежеспособностью импортера. В результате про-
дажи портфеля долговых требований упрощается структура баланса
фирмы-экспортера (снижается дебиторская задолженность), сокраща-
ются сроки инкассации требований, бухгалтерские и административ-
ные расходы. В обмен на приобретенные ценные бумаги банк выплачи-
вает экспортеру эквивалент их стоимости наличными за вычетом фик-
сированной учетной ставки, премии (forfait), взимаемой банком за при-
нятие на себя риска неоплаты обязательств, и разового сбора за обяза-
тельство купить векселя экспортера.
Операции по форфейтингу развились на базе так называемого безо-
боротного финансирования, появившегося в конце 50-х годов в Запад-
27
ной Европе. В США этот метод менее развит и известен как “рефинан-
сирование векселей”.
Техника и финансовые инструменты, используемые в операциях по
форфейтингу, аналогичны тем, которые применяются при традицион-
ном учете торговых векселей банками. Отличие заключается в том, что
векселедатель, т. е. экспортер, не несет при форфейтинге никаких рис-
ков, в то время как при обычном учете векселя ответственность за его
неоплату должником (согласно вексельному законодательству многих
стран) сохраняется за ним в любом случае.
Сделки по форфейтингу позволили значительно удлинить сроки кре-
дитования экспортером покупателя на условиях вексельного кредита,
доведя их до пяти, а иногда восьми и более лет, поскольку принятие на
себя риска солидным банком-форфейтером повышает заинтересован-
ность инвесторов в длительном помещении своих средств. Источником
средств для банков, участвующих в форфейтинговых операциях, слу-
жит рынок евровалют. Поэтому учетная ставка по форфейтингу тесно
связана с уровнем процента по среднесрочным кредитам на этом рын-
ке. Основными валютами сделок являются: марка ФРГ ˜ 50%, амери-
канский доллар – 40% и швейцарский франк – 10%.
Форфейтирование, как правило, применяется при поставках машин,
оборудования на крупные суммы с длительной рассрочкой платежа (до
5–7 лет).
Механизм форфейтирования следующий.
Форфейтор (т. е. банк или финансовая компания) приобретает у экс-
портера вексель с определенным дисконтом, т. е. за вычетом всей сум-
мы процентов или части их.
Размер дисконта зависит от платежеспособности импортера, срока
кредита, рыночных процентных ставок в данной валюте.
Форфейтирование дороже для экспортера, чем банковский кредит.
Форфейтирование – это форма трансформации коммерческого век-
селя в банковский вексель.
Поскольку форфейтирование предполагает переход всех рисков по
долговому обязательству к его покупателю (т.е. к форфейтору), оно тре-
бует обычно гарантию первоклассного банка страны, в которой функ-
ционирует должник (покупатель оборудования).
В большинстве стран платеж по долговому обязательству может быть
произведен через несколько дней после окончания срока платежа по
нему. Для того чтобы сделать поправку на это положение, форфейторы
28
обычно при расчете размера дисконта добавляют несколько дней к фак-
тическому числу, остающемуся до срока платежа. Это так называемые
льготные дни.
Вексельный кредит
Вексельный кредит – это кредит, оформляемый путем выставления
переводного векселя на импортера, акцептующего его по получении
товаросопроводительных и платежных документов. Срок вексельного
кредита зависит от вида товара. Поставки машин и оборудования обычно
кредитуются на срок до 3–7 лет. При экспорте сырья и материалов пре-
доставляются краткосрочные вексельные кредиты.
Использование векселя в качестве средства обращения и платежа в
международных расчетах связано с тем, что часть внешнеторгового обо-
рота осуществляется за счет кредита. При расчетах по внешнеторговым
операциям применяются переводной вексель (тратта) и простой век-
сель. Наиболее широко используется переводный вексель, представля-
ющий собой безусловное предложение трассанта (кредитора), адресо-
ванное трассату (должнику), уплатить третьему лицу (ремитенту) в ус-
тановленный срок сумму, указанную на векселе.
Обращение простого векселя обусловлено продажей товаров с рас-
срочкой платежа. Простой вексель выписывает сам должник (векселе-
датель). По существу, простой вексель – это долговая расписка должни-
ка на имя его кредитора (векселедержателя). Таким образом, если в
обращении переводного векселя участвуют три лица, в операциях с про-
стым векселем – два лица.
В сфере международного платежного оборота применяются нормы
национального и международного права. Так, в 1930 г. ряд стран при-
няли Единообразный вексельный закон. На его основе государства-уча-
стницы соглашения, в том числе Советский Союз, унифицировали на-
циональное вексельное законодательство. Их стали называть странами
Женевской вексельной системы права. Это европейские страны, кроме
Великобритании, а также Аргентина, Бразилия. В некоторых странах, в
основном с англо-американским правом, сохранились и действуют нор-
мативные акты, отличные от Женевского соглашения. Это Великобри-
тания, Австралия, Индия. Они руководствуются Английским вексель-
ным законом 1882 г.
Третью самостоятельную группу образуют страны, чье вексельное
законодательство нельзя отнести к первым двум системам вексельного
29
права. Эти страны используют свое законодательство. Поэтому в меж-
дународных расчетах по коммерческим кредитам участники внешнеэко-
номических связей должны учитывать имеющиеся различия и особен-
ности вексельного законодательства, применяемого в разных странах, и
предусматривать в торговых контрактах, какой из действующих норма-
тивных актов будет регулировать их отношения с партнером по сделке.
Учетный кредит также связан с векселем.
Учет векселя
Учет векселя – это покупка векселя банком (или учетным домом) до
наступления срока оплаты по нему. Покупка такого векселя сопровож-
дается индоссаментом владельца векселя (векселедержателя), в резуль-
тате чего вексель, а вместе с ним и право требования платежа по нему,
полностью переходят от векселедателя в распоряжение банка. Вексель,
предъявленный к учету в банке, немедленно им оплачивается, т.е. век-
селедержатель получает кредит от банка.
Таким образом, учетный кредит – это кредит, предоставляемый бан-
ком векселедержателю путем покупки векселя до наступления срока
платежа по нему.
Учет векселя производится банком за плату. Плата, взимаемая бан-
ком за авансирование денег при учете векселя, называется учетным про-
центом. Он представляет собой разницу между номиналом векселя и
суммой, уплаченной банку при его покупке.
Акцептный кредит
Акцептный кредит – это кредит, предоставляемый банком в форме
акцепта переводного векселя (тратты), выставляемого на банк экспор-
терами и импортерами. При этой форме кредита экспортер получает
возможность выставлять на банк векселя на определенную сумму в рам-
ках кредитного лимита. Банк акцептует эти векселя, гарантируя тем
самым их оплату должником в установленный срок.
При реализации товара в кредит экспортеры заинтересованы в ак-
цепте векселя крупным банком. Такой вексель в любое время может
быть учтен или продан. При акцептном кредите формально кредит пре-
доставляет экспортер, но в отличие от вексельного кредита акцептан-
том векселя выступает банк.
Выдавая акцепт, банк не предоставляет кредита и не вкладывает в
операцию свои средства, но обязуется оплатить тратту при наступле-
30
нии срока платежа. В тех случаях, когда экспортер требует платежа на-
личными, проводятся операции рефинансирования, т.е. банк импорте-
ра акцептует тратту, выставленную на него импортером, учитывает ее
и уплачивает экспортеру наличными деньгами. Стоимость акцептного
кредита складывается из двух элементов: комиссии за акцепт и учетной
ставки, которая обычно ниже ставки по учету векселя.
Термин “акцептный кредит” применяется обычно в тех случаях, ког-
да банки акцептируют тратты только экспортеров своей страны.
Однако крупными банками акцептные кредиты предоставляются не
только своим, но и иностранным экспортерам. Так, до первой мировой
войны, когда мировым финансовым центром был Лондон, крупнейшие
лондонские банки обслуживали внешнюю торговлю не только Англии,
но и других стран. После второй мировой войны большие масштабы
приобрели акцептные операции американских банков.
Разновидностью акцептного кредита является акцептно-рамбурсный
кредит.
Рамбурс в международной торговле означает оплату купленного то-
вара через посредство банка в форме акцепта банком импортера тратт,
выставленных экспортером.
Термин “акцептно-рамбурсный кредит” применяется в тех случаях,
когда банки акцептуют тратты, выставляемые на них иностранными
коммерческими фирмами. В этом случае в операцию по акцепту тратты
включаются банки других стран, играющие вспомогательную роль и
принимающие на себя ответственность перед банками-акцептантами
по своевременному переводу (рамбурсированию) на их счета валюты,
необходимой для оплаты акцептованных тратт.

2.2. Кредитование экспорта и импорта
Под воздействием жесточайшей конкуренции фирмы вынуждены
ограничивать минимальными размерами основной капитал и максималь-
но ускорять оборачиваемость средств, мобилизуемых для осуществле-
ния их деятельности. В целях повышения эффективности вложенного
капитала (получения максимального дохода на вложенный капитал) про-
изводственные и внешнеторговые предприятия и организации широко
используют возможности кредитования своей деятельности. И это по-
зволяет им формировать их оборотный капитал за счет кредитов, полу-
чаемых под залог проданных товаров на весь период их продвижения от
31
продавца к покупателю и до завершения расчетов между ними. Это, в
свою очередь, дает возможности получать соответствующую долю при-
были банкам, участвующим в мобилизации временно свободного капи-
тала на денежном рынке этих стран.
В качестве кредиторов внешнеторговой сделки могут выступать эк-
спортеры, импортеры, банки и другие кредитно-финансовые организа-
ции, а также государство. На практике, однако, финансирование внеш-
неторговых сделок прямо или косвенно осуществляется коммерчески-
ми банками, а экспортер (или импортер) выступает в качестве инициа-
тора и ответственного лица за своевременное погашение кредита и свя-
занных с этим расходов. На международном рынке ссудных капиталов
выработаны практикой определенные обычаи в оформлении и порядке
исполнения кредитных операций. Любая выходящая на внешний рынок
организация должна использовать существующие организационные
формы кредитования экспорта (или импорта) при формировании усло-
вий внешнеторговой сделки.
Кредитование экспорта проводится по форме:
1) покупательских авансов, выдаваемых импортерами той или иной
страны иностранным производителям или экспортерам. Так, американ-
ские и английские машиностроительные фирмы нередко получают аван-
сы от иностранных заказчиков в размере 1/3 стоимости заказа. Значе-
ние покупательских авансов заключается в том, что, во-первых, они
служат формой обеспечения обязательств иностранных заказчиков, а
во-вторых, представляют собой увеличение капитала экспортера;
2) банковского кредитования в виде:
- выдачи кредитов под товары в стране-экспортере (этот кредит дает
экспортерам возможность продолжать операции по заготовке и накоп-
лению товаров, предназначенных на экспорт, не дожидаясь реализации
ранее заготовленных товаров);
- предоставления ссуд под товары, находящиеся в пути (под обеспе-
чение транспортных документов – коносамент, железнодорожная на-
кладная и др.);
- выдачи кредита под товары или товарные документы в стране-им-
портере;
- банковских кредитов, не обеспеченных товарами, которые получа-
ют крупные фирмы-экспортеры от банков, имеющих с ними длитель-
ные деловые связи или участие в капитале.
32
Многие государства, используя созданные системы кредитования
экспорта и страхования экспортных кредитов, оказывают финансовую
поддержку своим банкам-кредиторам и фирмам-экспортерам.
С целью избежать обострения конкуренции в сфере экспортного
финансирования и “кредитной войны” в 1976 г. государства-члены ОЭСР
заключили Международное соглашение по экспортным кредитам с офи-
циальной поддержкой, т. е. пользующимся поддержкой государства, (кон-
сенсус).
Указанное соглашение распространяется на экспортные кредиты со
сроком погашения свыше трех лет, пользующиеся государственной под-
держкой в форме фондирования, рефинансирования, субсидирования,
страхования. Кредиты предоставляются для финансирования экспорта
определенных групп товаров: машин, оборудования, строительства объек-
тов за границей, оказание сопутствующих услуг. Консенсус определяет
все основные максимально льготные условия кредитов.
Лимит кредита не может превышать 85% объема внешнеторговой
сделки.
Срок и стоимость кредита дифференцированы в зависимости от ка-
тегории стран-заемщиков. С этой целью все государства-импортеры
разделены на три группы в зависимости от размера ВНП на душу насе-
ления: 1-я группа – свыше 4000 дол., 2-я – от 624 до 4000 дол., 3-я –
менее 624 дол. Погашение кредита должно осуществляться равными
взносами не реже одного раза в полугодие и начинаться не позднее чем
через 6 месяцев с даты поставки или ввода в эксплуатацию оборудова-
ния. Максимальный срок погашения кредита для стран 1-й группы –
5 лет (в исключительных случаях – 8,5 лет), 2-й – 8,5 лет, 3-й –10 лет.
Консенсус устанавливает минимальный размер рыночных ставок по
экспортным кредитам в зависимости от срока погашения кредита и ка-
тегории стран-заемщиц.
Кроме того, в 70-е гг. появились новые формы кредитно-финансово-
го стимулирования экспорта:
- возобновляемая, или ролловерная, кредитная линия (разновидность
кредитной линии, которая обычно применяется в кредитных операциях
евровалютного рынка);
- факторинг;
- операции по форфейтингу;
- лизинговые операции.
33
В последние годы отчетливо проявилась тенденция к интернациона-
лизации национальных систем финансирования экспорта как в сфере
фирменного кредитования (например, развитие операций на рынке фор-
фейтинга), так и в области банковского кредитования. Характерным
стало предоставление банками долгосрочных кредитов по компенсаци-
онным сделкам, которые основаны на взаимных поставках товаров на
равную стоимость. В этом случае страна-заемщик, получая в кредит на
15–20 лет машины, оборудование для создания и реконструкции пред-
приятий, освоения природных ресурсов, в погашение этого кредита осу-
ществляет встречные поставки продукции построенных предприятий.
Отличительными чертами компенсационных соглашений являются круп-
номасштабный долгосрочный характер, а также взаимная обусловлен-
ность экспортной и импортной сделок.
Широкое распространение получили так называемые мультинацио-
нальные контракты на огромные суммы, в выполнении которых в каче-
стве самостоятельных подрядчиков принимают участие фирмы различ-
ных стран. Такие контракты совместно страхуются и финансируются
банками и национальными страховыми институтами экспортного кре-
дитования участвующих в них стран. В этой связи можно отметить со-
здание временных международных банковских консорциумов для фи-
нансирования определенных контрактов, выполняемых фирмами не-
скольких стран.
Проблемы финансирования решаются внутри консорциума, который
выступает перед заемщиками в качестве единого института. С катего-
рией экспортных кредитов данную форму финансирования сближает
то, что она носит целевой, а не чисто финансовый характер, и в гаран-
тировании этой операции принимают участие правительственные ин-
ституты заинтересованных стран.
Заметно активизировалась роль государства в развитии механизма
прямого банковского кредитования. Опираясь на систему государствен-
ных гарантий и преференций по экспортным кредитам, прибегая в слу-
чае необходимости к рефинансированию своих заграничных активов в
государстве, иных кредитных институтах по льготным ставкам, банки в
короткое время увеличили объем предоставляемых кредитов и обеспе-
чили их умеренную стоимость для заемщиков.
Для экспортера коммерческая выгода кредитования поставок товара
определяется, во-первых, тем, насколько это способствует увеличению
сбыта его товаров, а во-вторых, стоимостью экспортных кредитов и
34
возможностью покрыть расходы по кредитованию из выручки за про-
данный товар. Именно по этой причине экспортеры, хотя они и вынуж-
дены под давлением конкуренции идти на определенные уступки поку-
пателям в отношении сроков и некоторых других условий предоставля-
емых ими кредитов, в отношении стоимости данных кредитов занима-
ют более жесткую позицию.
Кредитование импорта также имеет формы коммерческого и банков-
ского кредита. Коммерческие, или фирменные, кредиты подразделяют-
ся на два вида:
1. Соглашение о кредите по открытому счету может касаться отдель-
ной партии товара или же регулярно осуществляемых поставок. Если
соглашение касается отдельной партии товара, то сторонами оговари-
вается, что уплата по счету производится в определенный срок после
отправки товара или его приемки: через месяц, в конце месяца постав-
ки или в конце месяца, следующего за месяцем поставки, и т. д. При
регулярных же поставках товара стороны договариваются, как правило,
что расчеты между ними будут осуществляться не по каждой отдельной
партии товара, а в определенные сроки – обычно в конце месяца или
квартала.
В данном случае банки выполняют функцию чисто технических по-
средников в расчетах торговых контрагентов.
Расчеты по открытому счету используются довольно редко с ограни-
ченным числом партнеров, так как такие расчеты связаны с повышен-
ным доверием экспортера к своему контрагенту, а следовательно, с по-
вышенным коммерческим риском. В связи с этим кредитование по от-
крытому счету применяется главным образом в отношениях: 1) между
филиалами одной и той же фирмы, находящимися в разных странах; 2)
между самостоятельными фирмами, имеющими длительные и система-
тические связи, в особенности, когда отдельные поставки товара про-
изводятся в относительно небольших количествах; 3) по комиссионным
и консигнационным операциям. Предоставление кредита на таких ус-
ловиях требует соответствующих записей в контракте и на счетах – суммы
основного долга, процентов, общей суммы платежа, сроков погашения
и графика платежей. Получение платежей по открытому счету может
быть обеспечено экспортером платежной банковской гарантией. На прак-
тике по таким операциям банки-гаранты в качестве условий платежа
по гарантии требуют от экспортера предоставления документа, подтвер-
ждающего товарную поставку, например копию коносамента.
35
Для уменьшения риска от возможной неплатежеспособности иност-
ранных покупателей создана система страхования кредитов по внеш-
ней торговле, представленная в формах:
- частного страхования, при котором специальные страховые компа-
нии принимают на себя риск по экспортным кредитам и в случае не-
платежеспособности иностранных импортеров оплачивают их долговые
обязательства отечественным экспортерам;
- государственных гарантий, когда риск берет на себя государство.
Так, в Великобритании гарантирование экспортных кредитов осу-
ществляет правительственный департамент гарантий экспортных кре-
дитов. Он гарантирует экспортерам возмещение убытков от 85 до 100%.
В США эти функции осуществляет Экспортно-импортный банк, во
Франции – Французская страховая компания для внешней торговли, в
ФРГ акционерное общество “Гермес” и Межминистерский комитет по
экспортным кредитам. Страхование экспортных кредитов основано на
том, что экспортер получает от страховой организации гарантии своев-
ременного платежа за товары, которые он продал в кредит иностран-
ным покупателям. В случае неплатежеспособности последнего экспор-
тер получает гарантированную сумму платежа от учреждения-гаранта,
к которому переходит право последующего взыскания долга с импортера.
2. Вексельный кредит, при котором экспортер, заключая сделку о
продаже товара в кредит, выставляет тратту (переводный вексель) на
импортера. Последний, получив товарные документы, акцептует трат-
ту, т.е. берет на себя обязательство оплатить вексель в указанный срок.
Во многих, в первую очередь англосаксонских странах, часто приме-
няется финансирование фирменных кредитов с помощью аккредитив-
ной формы расчетов. В этом случае банки импортера и экспортера зак-
лючают соглашение, на основании которого открывают аккредитив эк-
спортеру на основании представленных им документов об отгрузке то-
варов.
Банковские кредиты по импорту подразделяются на:
- акцептный кредит;
- акцептно-рамбурсный кредит.
С конца 50-х – первой половины 60-х гг. распространились новые мето-
ды финансирования экспорта из развитых капиталистических стран, среди
которых ведущее место принадлежит прямому банковскому кредитованию
иностранных покупателей. При этом происходит своеобразное разделение
функций между банковским и фирменным кредитованием: первое сосре-
36
дотачивается, главным образом, на предоставлении крупных средне- и дол-
госрочных кредитов покупателям продукции страны-кредитора: второму
отводится сфера краткосрочных кредитных сделок на небольшие суммы.
Если в начале 60-х годов соотношение между фирменными и банковскими
кредитами в общем объеме среднесрочного и долгосрочного кредитова-
ния, например, в Великобритании и Франции, равнялось 2:1, то в после-
дние годы на долю банковских кредитов (кредиты покупателю) приходится
свыше 3/4 экспортных кредитов данной продолжительности.
Кредит покупателю предоставляется банком экспортеру, непосред-
ственно импортеру или обслуживающему его банку. Существует не-
сколько форм кредитов покупателю: кредиты по разовым контрактам,
кредиты на сооружение промышленных или гражданских объектов с
поставкой оборудования и оказанием услуг по строительству, монтажу
и наладке. Кредит покупателю составляет до 80–85% контрактной цены.
Остаток импортер финансирует за счет дополнительных источников.
Для экспортеров поставки в рамках таких кредитов означают оплату
наличными.
Первоначально прямое кредитование импортеров осуществлялось
путем “связывания” кредита с разовой внешнеторговой сделкой. В пос-
леднее время широкое распространение получило открытие банками
так называемых кредитных линий для своих иностранных заемщиков
на оплату внешнеторговых сделок.
Различают кредитные линии общего назначения и специальные. Кре-
дитные линии общего назначения открываются на определенную сум-
му и позволяют кредитовать поставки различным импортерам в стране,
которая получила кредит. Специальные кредитные линии, или проект-
ные, предусматривают кредитование определенных объектов. В любом
случае в поставках могут участвовать различные фирмы по выбору им-
портера (заказчика).
Специфическая форма кредита покупателю – проектное финансиро-

стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>