<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

Вопросы развития Таможенного союза не должны диктоваться вре-
менной конъюнктурой и политической амбицией руководителей отдель-
ных государств, а должны определяться социально-экономической си-
туацией, складывающейся в государствах-участниках. Практика пока-
зывает, что утвержденные темпы формирования Таможенного союза
России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана совер-
шенно нереальны. Экономика этих государств еще не готова к полному
открытию таможенных границ во взаимной торговле и к жесткому со-
блюдению тарифного барьера в отношении внешних конкурентов. Не-
удивительно, что его участники в одностороннем порядке меняют со-
гласованные параметры тарифного регулирования не только по отно-
шению к продукции третьих стран, но и внутри Таможенного союза, не
могут прийти к согласованным принципам взимания налога на добав-
ленную стоимость. Подписанное в рамках Содружества 25 ноября 1998 г.
Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и
74
импорте товаров создает правовое поле для решения этих вопросов.
Вместе с тем это Соглашение не подписали Казахстан и Россия.
Переход к принципу страны назначения при взимании налога на
добавленную стоимость позволил бы создать одинаковые и равно-
правные условия торговли стран-участниц Таможенного союза с тре-
тьими странами, а также применять более рациональную, закреп-
ленную европейским опытом систему налогообложения внешнетор-
говых операций. Принцип страны назначения при взимании налога
на добавленную стоимость означает налогообложение импорта и пол-
ное освобождение от налогов экспорта. Таким образом, внутри каж-
дой страны были бы созданы равные условия конкурентоспособнос-
ти для импортных и отечественных товаров и в то же время обеспе-
чивались бы реальные предпосылки для расширения экспорта.
Центрально-азиатское Экономическое Сообщество
(“Четверка”)
10 февраля 1994 г. Республика Казахстан, Кыргызская Республика и
Республика Узбекистан заключили Договор о создании единого эконо-
мического пространства. 26 марта 1998 г. к договору присоединилась
Республика Таджикистан.
В рамках Договора был создан Межгосударственный совет и его ис-
полнительный комитет, затем Центрально-азиатский банк развития и
сотрудничества. Разработана программа экономического сотрудничества
до 2000 г., в которой предусмотрены создание межгосударственных кон-
сорциумов в области электроэнергетики, меры по рациональному ис-
пользованию водных ресурсов, добыче и переработке минерально-сы-
рьевых ресурсов.
Интеграционные проекты государств Центральной Азии выходят
за рамки только экономики. Появляются новые аспекты – полити-
ческие, гуманитарные, информационные и региональной безопасно-
сти. Создан Совет министров обороны. 10 января 1997 г. был подпи-
сан Договор о вечной дружбе между Кыргызской Республикой, Рес-
публикой Казахстан и республикой Узбекистан.
Государства Центральной Азии имеют много общего в истории, куль-
туре, языке, религии. Идет совместный поиск решения проблем регио-
нального развития. Однако экономической интеграции этих государств
мешает аграрно-сырьевой тип их экономик. Поэтому сроки реализации
концепции создания единого экономического пространства на террито-
75
рии этих государств во многом будут определяться структурным рефор-
мированием их экономик и зависеть от уровня их социально-экономи-
ческого развития.
Альянс Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы
Официально создание Альянса Грузии, Украины, Азербайджана, Мол-
довы (ГУАМ) берет начало с Коммюнике о сотрудничестве, подпи-
санном главами Украины, Азербайджана, Молдовы и Грузии на встре-
че в рамках Совета Европы в Страсбурге 10–11 октября 1997 г. В этом
документе главы государств декларировали готовность прилагать все
усилия для развития экономического и политического сотрудничества и
высказались за необходимость совместных мер, направленных на интегра-
цию в структуры ЕС. 24–25 ноября 1997 г. по итогам встречи в Баку кон-
сультативной группы представителей МИД четырех государств был под-
писан протокол, в котором официально объявлялось о создании ГУ АМ.
Образование этого альянса можно объяснить определенными поли-
тическими и экономическими причинами. Во-первых, это необходимость
объединения усилий и координации деятельности проектов евразийс-
кого и транскавказского транспортных коридоров. Во-вторых, эта по-
пытка налаживания совместного экономического сотрудничества. В-тре-
тьих, это объединение позиций в сфере политического взаимодействия как
в рамках ОБСЕ и по отношению к НАТО, так и между собой. В-четвертых,
это сотрудничество в вопросах борьбы с сепаратизмом и региональны-
ми конфликтами.
В стратегическом партнерстве государств этого альянса, наряду
с геополитическими соображениями, координация торгово-экономичес-
кого сотрудничества в рамках ГУАМ позволяет Азербайджану обрести
постоянных потребителей нефти и удобный маршрут для ее экспорта;
Грузии, Украине и Молдове – получить доступ к альтернативным ис-
точникам энергоресурсов и стать важным звеном в их транзите.
Перспективы интеграционных процессов
в Содружестве Независимых Государств
Каковы перспективы интеграционных процессов в СНГ – вопрос
довольно сложный и неоднозначный.
Значительные различия в социально-экономическом уровне госу-
дарств, направленности и темпах проводимых экономических и поли-
тических реформ, внешнеполитических и внешнеэкономических ори-
76
ентаций, неурегулированные межгосударственные и межнациональные
конфликты не создают благоприятных внутренних и внешних условий
для интеграционных процессов в СНГ. На постсоветском пространстве
пока нет тех стимулов, которые имелись и привели к успеху интегра-
цию государств в рамках ЕС.
На интенсивность и направленность интеграционных процессов
в Содружестве в значительной мере влияет также внутриполитическая
борьба формирующейся национальной элиты (избранных президентов,
лидеров партий, групп и кланов) за политическую власть в стране. Не-
случайно интенсивность интеграционных встреч, заявлений и докумен-
тов, как правило, возрастает накануне проведения президентских и пар-
ламентских выборов в связи с обострением социально-экономической
и внутриполитической обстановки.
Среди основных факторов, влияющих на интеграционные процессы
в СНГ, следует выделить разное понимание целей и задач созданного
объединения постсоветских государств, целесообразность самой интег-
рации, основных принципов и темпов ее реализации в разных сферах
деятельности.
Наиболее вероятное направление экономического структурирования
постсоветского пространства – доминирование двустороннего характе-
ра экономического сотрудничества, а также попытки реализации моде-
ли “разноуровневой” и “разноскоростной” интеграции в рамках объе-
динения отдельных государств. Внутри Содружества и в дальнейшем
будут существовать объединения отдельных государств с более тесны-
ми интеграционными связями. При этом важно, чтобы их цели и задачи
не вступали в противоречие с целями и задачами Содружества, особен-
но в экономической и гуманитарных сферах, в борьбе с преступностью
и наркобизнесом, защите окружающей среды.
Сейчас вырабатываются контуры будущих межгосударственных от-
ношений при большом разбросе политических и экономических инте-
ресов государств. Подлинная интеграция экономического пространства
постсоветских государств, новая структура связей и состав участников
более реально определится только на основе взаимной выгоды, разви-
тия рыночных отношений как внутри, так и между государствами.




77
4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Как известно, оплата международных сделок предусматривает ис-
пользование валют. В отличие от внутренней торговли, где использует-
ся одна валюта, в международных расчетах предполагается использова-
ние двух валют. Продавец товара, экспортируя его за границу, стремит-
ся получить валюту своей страны, которая ему необходима для выплаты
зарплаты рабочим, приобретения сырья, уплаты налогов и процентов
за кредит и т. д. Покупатель товара, располагая своей национальной
валютой, должен обменять ее на валюту продавца для оплаты сдел-
ки. В результате возникает рынок валют, где деньги одной страны об-
мениваются на деньги другой страны и где каждая валюта имеет опре-
деленную цену в денежных единицах другого государства. Таким об-
разом, складываются валютные курсы. Так, например, валютный курс
1 дол. США на Нью-Йоркской фондовой бирже составлял на 13 января
1994 г. 1,751 марки ФРГ, или 101,65 иен, или 5,938 французских фран-
ков, т.е. за эту цену в марках, иенах или франках доллар США мог быть
приобретен на валютном рынке.
Цены валют определяются в результате банковских котировок с уче-
том спроса и предложения отдельных валют, а в некоторых странах – на
базе курса, фиксируемого на валютных биржах. При наличии валютных
ограничений курс (или несколько курсов, в зависимости от вида ва-
лютных операций) может устанавливаться официальными органами.
Валютные котировки бывают прямыми и косвенными. Прямая коти-
ровка предполагает, что к единице инвалюты приравнивается то или
иное количество национальных денежных единиц, а косвенная – что
к единице национальной валюты приравнивается определенное коли-
чество инвалюты.
Коммерческие банки используют двойную цену валют: цену (курс)
покупки и цену (курс) продажи. Разница между ними (спред) образует
прибыль банка.
Для обслуживания внешнеторговых операций и туризма купля-про-
дажа валюты осуществляется с немедленной поставкой (на второй день,
78
не считая день заключения сделки). Эта сделка называется “спот”. Для
спекуляции на валютном рынке или операций по страхованию от ва-
лютного риска заключаются срочные (форвардные) сделки. Банки стра-
хуются от рисков изменения валютного курса с помощью операций
“своп” – купли (продажи) валюты на условиях “спот” с одновременным
заключением обратной сделки на срок и взаимозачетом наличных и сроч-
ных операций. Это минимизирует потери от изменения курса. Еще од-
ной разновидностью операций с валютой являются срочные сделки на
бирже (фьючерсные), когда предметом торговли выступает стандарт-
ный контракт в определенной валюте (с указанием суммы сделки и сро-
ка поставки валюты).
Валютный курс играет важную роль в определении эффективности
участия страны в международном разделении труда. С его помощью
сопоставляются национальные цены товаров, уровни заработных плат
и других элементов издержек с аналогичными показателями других
стран. На этой основе определяется эффективность экспортно-импорт-
ных сделок, целесообразность расширения производства или импорта
тех или иных товаров.
Коммерческие банки, осуществляющие расчеты между экспортера-
ми и импортерами, образуют институциональную структуру мировых
валютных рынков. На межбанковский рынок приходится до 95 % ва-
лютных сделок. Здесь используются различные расчетные и платежные
документы (переводы, векселя, чеки и др.). Более 90% международного
валютного оборота осуществляется на базе 6 валют – доллара США,
марки ФРГ, японской иены, фунта стерлингов, швейцарского франка и
французского франка. Субъектами валютного рынка являются также
центральные банки стран, воздействующие на конъюнктуру рынка по-
средством операций по купле-продаже валют или установления правил
для участников валютных операций, международные и региональные
организации, крупнейшие торгово-промышленные и финансовые кор-
порации, частные лица.
Организационно мировой валютный рынок представлен совокупно-
стью финансовых центров, связанных друг с другом средствами теле-
коммуникаций (Нью-Йорк, Лондон, Париж, Цюрих, Франкфурт – на –
Майне, Токио, Гонконг, Сингапур, Бахрейн и др.). Это обеспечивает
непрерывность протекания валютных операций.
Экспорт товара из страны А в страну Б создает на валютном рынке
спрос на валюту страны А со стороны импортеров страны Б и, соответ-
79
ственно, предложение валюты страны Б. Напротив, импорт из страны
Б в страну А создает на валютном рынке спрос на валюту страны Б и,
соответственно, предложение валюты страны А. Поэтому изменения
экспорта и импорта порождают изменения спроса и предложения ва-
лют и вызывают колебания валютных курсов. Это фиксируется в про-
цессе ежедневной биржевой котировки курсов.
Рассмотрим колебания курсов применительно к балансу текущих
операций. Например, рост экспорта США в ФРГ приводит к росту спроса
на доллары для оплаты этого экспорта. При этом, чем ниже уже сло-
жившийся курс доллара, тем спрос на доллары больше. В самом деле,
низкий курс доллара означает, что конкурентоспособность американс-
кого товара в ФРГ высока. Американский товар ценой 100 дол. при
курсе 1 дол. = 1,75 ДМ стоит 175 ДМ, а при курсе 1 дол. = 1,70 ДМ –
170 ДМ. Это вызывает рост спроса на доллары, чтобы купить амери-
канский товар по низким ценам.
Соответственно, предложение долларов определяется объемами им-
порта товаров из ФРГ и спросом на эти импортные товары. При этом
рост курса доллара в марках делает импорт более выгодным, и предло-
жение долларов растет. В результате складывается некоторый равно-
весный курс. Однако постоянные изменения во внешней торговле по-
рождают отклонения от состояния равновесия. Например, ускорение
экономического роста в США вызывает рост доходов и увеличение спроса
на товары, в том числе и товары, импортируемые из ФРГ. В результате
предложение долларов для обмена на марки вырастет, и на валютных
рынках обнаружится избыток долларов, что приведет к падению его
курса и к удорожанию товаров из ФРГ в долларах. Это вызывает сни-
жение импорта товаров и снижение предложения долларов. С другой
стороны, спрос на американские товары в ФРГ при падении курса дол-
лара к марке растет, что вызывает рост спроса на доллары, повышение
его курса и возврат к равновесию.
Применительно к долгосрочным временным интервалам существует
гипотеза о корректировке курсов валют в зависимости от покупатель-
ной способности валют. Эта концепция исходит из того, что в раз-
личных странах на длительном отрезке времени существует тенден-
ция к выравниванию цен на товары-субституты, исчисленные в одной
и той же валюте. В противном случае арбитражные спекулянты при
условии свободной торговли обеспечивают восстановление равнове-
сия. Отсюда следует, что цены в национальной валюте связаны с ва-
80
лютными курсами. Это дает возможность прогнозировать валютный
курс в зависимости от темпов изменения денежной массы в различных
странах. Валюта страны с высокими темпами роста денежной массы и
падающим реальным ВЦП, очевидно, обесценивается, и ее курс пони-
жается. Кроме того, концепция дает возможность рассчитывать валют-
ные курсы через паритет покупательной способности, что имеет неко-
торое аналитическое значение. Так, по расчетам ИМЭМО РАН, парите-
ты покупательной способности рубля к доллару США по различным
компонентам ВВП складывались следующим образом:
Таблица 2
Паритеты покупательной способности рубля к доллару США
в 1990–1993 гг. (руб. за дол. США)

В том числе
Платные Услуги
Год ВВП товары и государ-
потребитель- инвестицион- потребитель-
услуги ства
ские товары ные товары ские услуги
1990 0,6 0,72 0,8 0,75 0,25 0,2
1991 1,5 1,75 2 1,85 0,4 0,25
1992 19,65 23,6 30,8 16,2 2,25 3,3
1993 105 125,75 165,5 100 12,25 20,25

Однако надо учитывать, во-первых, что обеспечить единообразие
набора товаров, образующих основу для сопоставления, крайне слож-
но. Во-вторых, применительно к сопоставлениям доллара и рубля надо
иметь в виду различия в динамике цен и подходах к их формированию.
В-третьих, надо учитывать различия в механизмах регулирования внеш-
ней торговли.
На валютный курс также влияет движение капитала. Приток капи-
тала в страну из-за границы создает спрос на ее валюту, так как покуп-
ки акций корпораций, облигаций, недвижимости и т.п. оплачиваются в
местной валюте. Напротив, отток капитала из страны ведет к росту
предложения валюты, так как она должна обмениваться на инвалюту
для приобретения акций, облигаций и недвижимости за рубежом. В
свою очередь, приток и отток капитала определяются разницей в ре-
альных процентных ставках в различных странах. Так, чем выше реаль-
ная процентная ставка в стране, тем эффективнее здесь капиталовло-
жения. Поэтому спрос на валюту данной страны со стороны зарубеж-
ных инвесторов больше, и валютный курс повышается. Например, в
81
первой половине 80-х гг. реальная процентная ставка в США была зна-
чительно выше, чем в других ведущих развитых странах. Это вызыва-
лось введением жесткого контроля за денежной массой, ростом заим-
ствований казначейства США на частном рынке для финансирования
дефицита госбюджета и увеличением спроса на кредит со стороны час-
тных инвесторов. В результате резко вырос спрос на американскую ва-
люту, и за 1981–1984 гг. курс доллара по отношению к 10 основным
валютам увеличился на 58%.
Из изложенного следует, что управление валютным курсом путем
воздействия на курсообразующие факторы может быть одной из целей
экономической политики. Изменения валютного курса прямо влияют
на состояние торгового и платежного баланса и всю совокупность мак-
роэкономических показателей. Понижение валютного курса вызывает
рост экспорта и увеличение совокупного спроса, а значит, положитель-
но влияет на динамику ВНП.
Повышение валютного курса удешевляет импорт и снижает конку-
рентоспособность импортозамещающих отраслей экономики (создавая
стимул для снижения издержек), но одновременно уменьшает издержки
предприятий, работающих на импортном сырье, и цены импортных по-
требительских товаров.
Так, удешевление импорта в США в 80-е гг. в результате роста курса
доллара способствовало структурной перестройке американской эко-
номики. Удовлетворяя потребность в продукции традиционных отрас-
лей за счет импорта, США сосредоточили инвестиции в передовых и
перспективных производствах. В то же время техническое перевоору-
жение провели отрасли, конкурирующие с импортом. С другой сторо-
ны, резко вырос дефицит торгового баланса – в 5 раз за 1981–1986 гг. За
границу уходило более 70% совокупного спроса на товары и услуги, и
это вызвало существенное снижение темпов прироста ВНП.
Методы управления валютным курсом зависят от системы курсов,
принятой в стране, т.е. от того, являются ли валютные курсы фиксиро-
ванными или плавающими.
В рамках системы фиксированных курсов для управления курсом
необходимо обозначить пределы его колебаний и поддерживать ва-
лютный рынок в равновесии за счет вмешательств (интервенций)
центрального банка. Так, при падении курса валюты за установлен-
ные пределы центробанк должен предъявлять на нее дополнитель-
ный спрос, продавая инвалюту. Недостаток инвалюты для интервен-
82
ций на валютном рынке может быть преодолен за счет кредитов меж-
дународных валютно-финансовых организаций и межгосударствен-
ных краткосрочных кредитов (так называемых своп-соглашений).
Кроме того, стабилизации курса могут способствовать повышение
процентных ставок, сдерживание импорта и расширение экспорта (с
уменьшением спроса на инвалюту и увеличением ее предложения на
рынке), а также меры в области валютного контроля (требования к
экспортерам о продаже валютной выручки, в том числе по фиксиро-
ванному курсу, регламентация обмена инвалюты, уплачиваемый в
валюте налог на экспорт и т. п.).
В условиях плавающих валютных курсов поддержание курса обеспе-
чивается автоматически. Так, снижение курса приводит к улучшению
внешнеторговых позиций страны, так как экспорт становится конку-
рентоспособнее. Улучшение состояния торгового и платежного балан-
са способствует повышению курса.
Для взвешенной оценки достоинств и недостатков систем фиксиро-
ванных и плавающих курсов рассмотрим практику валютного регули-
рования в рамках реальных международных валютных систем.
Международная валютная система представляет собой совокупность
национальных и международных институтов, а также правовых норм,
правил и инструментов, созданных с целью осуществления и регулиро-
вания расчетов на валютных и денежных рынках. Элементами, которые
определяют ту или иную валютную систему, являются следующие: что
именно принимается в качестве мировых денег, каким образом устанав-
ливаются валютные курсы и правила обмена валют, каковы функции
международных валютно-финансовых организаций, регулирующих рас-
четы на валютных рынках.
Первой международной валютной системой была система золотомо-
нетного стандарта, которая образовалась приблизительно в 70-е гг. XIX
века из национальных денежных систем, действовавших на золотой ос-
нове.
Основными чертами золотого стандарта были следующие:
1) параллельное обращение золотых монет и банкнот;
2) конвертируемость банкнот в золото по фиксированному курсу;
свободный обмен центральным банком золотых монет и слитков на де-
нежные знаки и обратно;
3) свободный ввоз и вывоз золота и свободное обращение денежных
знаков за пределами страны.
83
Таким образом, в условиях золотого стандарта валютные курсы оп-
ределяются путем пересчета золотого содержания валют. Так, если
золотое содержание 1 доллара установлено в 1/20 тройской унции, а
1 фунта – в 1/4 унции золота, то 1 дол.= 0,2 ф.ст.
Механизм международных расчетов в условиях золотого стандарта
проиллюстрируем следующим примером. Если американская фирма хо-
чет вывезти из Великобритании шерсть, которая стоит 10 ф.ст., она
продает 50 дол. за фунты по курсу 1 дол.= 0,2 ф.ст. и платит за товар.
Предположим, что спрос на английские товары в США вырос и 1 дол.
стоит 0,1 ф.ст. Тогда фирме предстоит заплатить 100 дол. за товар. Что-
бы избежать этого, фирма купит в США золото по 20 дол. за унцию,
отправит его в Великобританию и продаст по 4 ф.ст. за унцию. В ре-
зультате она получит фунты по курсу 1 дол.= 0,2 ф.ст. и заплатит за
товар 50 дол. Таким образом, золотой стандарт обеспечивает стабиль-
ность курсов в рамках так называемых “золотых точек” (золотой пари-
тет плюс расходы на транспортировку золота и его страховку). Если
курс больше золотой точки, то импортер оплачивает товар золотом, а
не национальной валютой. Фиксированное содержание золота в валю-
те обеспечивает саморегулирование валютных курсов, и все отклоне-
ния от паритета корректируются потоками золота.
Так, увеличение спроса на английские товары в США приводит к
увеличению предложения долларов для покупки фунтов стерлингов,
следовательно, курс доллара падает, увеличивается вывоз золота в Ан-
глию, снижаются золотые резервы США, уменьшается количество золо-
тых денег, уменьшается внутренний спрос на товары, снижаются цены
на них и растет процентная ставка. Это имеет следствием рост курса
доллара. Наоборот, в Англии рост денежной массы приводит к росту
цен и снижению процентных ставок, что, в свою очередь, приводит к
уменьшению курса фунта. Валютные курсы уравновешиваются.
Преимущества золотого стандарта состоят в обеспечении стабиль-
ной внешней и внутренней экономической политики. Так, в странах с
пассивным платежным балансом снижение цен из-за оттока золота де-
лает товары конкурентоспособными на внешнем рынке. Растет их экс-
порт, и равновесие платежного баланса восстанавливается.
Стабильные валютные курсы не только благоприятствуют внешней
торговле, но и регулируют внутренние цены. Так, обесценение валюты
приводит к оттоку золота, уменьшению денежной массы и снижению
цен. Однако золотой стандарт создает зависимость денежной массы от
84
производства и ввоза золота, динамики внешней торговли и затрудняет
автономную финансовую политику. Например, финансирование воен-
ных расходов путем выпуска бумажных денег быстро приводит к потере
золотых запасов. В результате европейские страны во время первой
мировой войны отказались от золотого стандарта. Попытки его восста-
новления в урезанных формах золотослиткового и золотодевизного стан-
дарта после войны были неудачны.
Несмотря на то, что во время первой мировой войны и после нее
США, Франция, Англия и Швейцария накопили золотые запасы и име-
ли технические возможности для золотого обеспечения банкнот, необ-
ходимость вывода экономики из кризиса с помощью средств дефицит-
ного финансирования объективно препятствовала возврату к золотому
стандарту.
Послевоенное восстановление международных расчетов началось на
базе национальных кредитных денег; и эту роль в 20–30 гг. играл анг-
лийский фунт стерлингов. В этой валюте финансировались 2/3 оборота
мировой торговли. Фунт стерлингов выступал как главная резервная
валюта мира. Англия имела мощную заграничную банковскую сеть.
Однако кризис 1929–33 гг. продемонстрировал неустойчивость сис-
темы международных платежей. Это проявилось в “войне” валютных
курсов, образовании валютных блоков, введении клиринговых (безна-
личных) расчетов, установлении валютных ограничений.
Второй международной валютной системой явилась Бреттон-Вудс-
кая система (БВС). В отличие от золотомонетного и золотослиткового
стандартов, эта валютная система была создана на основе широкого
международного соглашения (подписано в 1944 г. в г. Бреттон-Вудс, штат
Нью-Хемпшир, США) и предполагала наличие особых межгосударствен-
ных институтов в сфере валютных отношений. БВС состояла из следу-
ющих элементов:
1. В качестве международных денег были приняты золото и резерв-
ные валюты (доллар и фунт стерлингов). Доллар США приравнивался
к золоту как эталон ценности валют, центральные банки и правитель-
ства других стран могли для международных расчетов обменивать дол-
лары в казначействе США на золото по фиксированной цене 35 дол. за
1 тройскую унцию. Кроме того, доллар и фунт стерлингов могли обме-
ниваться на золото на Лондонском рынке золота центральными банка-
ми и частными лицами для формирования золотых запасов. Здесь цена
золота складывалась на базе официальной цены для частных лиц.
85
2. Курсы валют устанавливались на базе официальных валютных
паритетов в золоте и долларах. Эти паритеты объявлялись стабильны-
ми, рыночные курсы не могли отклоняться от официальных паритетов
более, чем на 1%. Государства обязывались корректировать колебания
курсов путем валютных интервенций за счет собственных валютных
резервов. Паритеты валют устанавливались, исходя из эквивалентнос-
ти покупательной способности валют на долгосрочных временных ин-
тервалах. Если колебания курсов отражали фундаментальные измене-
ния покупательной способности, то валюты могли быть ревальвирова-
ны или девальвированы одномоментно или по истечении некоторого
периода плавания курса, в рамках которого определялись новые усло-
вия его равновесия.
3. Институтом межгосударственного регулирования валютных свя-
зей стал Международный валютный фонд (МВФ), созданный в 1946 г.
Он был призван наблюдать за движением валютных курсов и оказывать
финансовую помощь государствам – участникам Фонда для балансиро-
вания платежей, предоставляя в их распоряжение кратко- и среднесроч-
ные кредиты в инвалюте. Капитал Фонда складывается из взносов го-
сударств-членов. Каждое государство имеет квоту, рассчитываемую ис-
ходя из уровня ее развития и удельного веса в мировой экономике. Эта
квота определяет долю страны в капитале МВФ и возможности ее кре-
дитования из средств Фонда. Взнос страны в МВФ осуществляется час-
тично в собственной валюте, а частично в резервных активах. Решения
в руководящих органах МВФ – совете управляющих и Директорате –
принимаются большинством голосов.
Для уравновешивания своих платежей страны – члены МВФ пользо-
вались ресурсами Фонда не в форме “классических” кредитов, а по-
средством продажи своей национальной валюты (в размере 2 квот) в
обмен на эквивалент валюты других стран-членов. При этом нацио-
нальная валюта поступает в собственность Фонда, но через специально
оговоренный срок страна обязана выкупить то количество своей валю-
ты, которое Фонд аккумулировал сверх ее квоты. Если валюта, ставшая
собственностью Фонда, пользуется спросом, она может быть продана
Фондом третьей стороне. Тогда первая страна получает возможность
дополнительного кредитования в размере проданного Фондом объема
валюты.
Значительную роль в Бреттон-Вудской системе играет Международ-
ный Банк Реконструкции и Развития (МБРР, Мировой Банк), имеющий
86
целью долгосрочное кредитование для инвестирования в проекты инф-
раструктуры, сельского хозяйства, здравоохранения и образования, а
также (с 1982 г.) функции по урегулированию внешнего долга. Филиа-
лами Мирового Банка являются Международная финансовая корпора-
ция. Международная Ассоциация Развития, региональные кредитные и
финансовые организации.
Бреттон-Вудская система отразила послевоенные реалии, и прежде
всего, подавляющее экономическое превосходство США, которые к концу
второй мировой войны обеспечивали 2/3 промышленного производства,
1/3 экспорта, владели 50% золотого запаса капиталистического мира,
выступали монопольным экспортером ссудного капитала. Умеренный
дефицит платежного баланса длительное время обеспечивал наличие
долларов у других стран для международных расчетов, а с другой сто-
роны, не создавал у их владельцев стремления обменять доллары на
золото.
Установление фиксированных валютных курсов способствовало бы-
строму росту мировой торговли, стабилизируя расчеты между государ-
ствами и внешнеэкономическую деятельность фирм. БВС в то же время
обеспечивала относительную самостоятельность государств в проведе-
нии внутренней экономической политики.
Однако сокращение отставания западноевропейских стран и Япо-
нии от США, инфляционное обесценение доллара и увеличение отри-
цательного сальдо платежного баланса США вызвали кризисные явле-
ния в Бреттон-Вудской системе. В 1970 г. в систему был встроен стаби-
лизирующий элемент в виде наднациональных денег – специальных
прав заимствования (СДР)1 – особых кредитно-резервных активов для
урегулирования сальдо платежных балансов, занесенных на счета стран-
членов МВФ пропорционально их долям в капитале Фонда. СДР ис-
пользуются официальными валютными органами для обмена на нацио-
нальную валюту стран, назначенных Фондом, для операций по двусто-
ронним соглашениям стран, для выкупа собственной валюты у Фонда,
погашения задолженности Фонду и других целей. До распада Бреттон-
Вудской системы СДР имели золотое содержание, равное золотому со-
держанию доллара, и приравнивались к нему.
Тем не менее, попытки стабилизации системы были неудачными, и
в течение 1967–1973 гг. Бреттон-Вудская система претерпела ряд кри-

1
СДР – аббревиатура от английского термина “special drawing rights”.
87
зисов (девальвация фунта стерлингов и франка, ревальвация марки ФРГ,
прекращение обмена долларов на золото (1971 г.), девальвация доллара
в 1971 и 1973 гг.)
Усиление несбалансированности международных расчетов привело
к тому, что страны с дефицитом платежного баланса для поддержания
фиксированного курса должны были жертвовать национальными при-
оритетами. В странах с активным балансом усиливались инфляцион-
ные тенденции, преодолевать которые требовалось с помощью ограни-
чительной денежно-кредитной политики, что сдерживало экономичес-
кий рост. В результате произошел отказ от конституирующих черт Брет-
тон-Вудской системы, ее основные механизмы оказались разрушены.
Ведущие валюты перешли в режим самостоятельного и группового пла-
вания относительно доллара. Были прекращены межгосударственные
расчеты в золоте на базе его официальной долларовой цены.
К 1976 г. сложились системообразующие элементы нового механиз-
ма валютных отношений, которые получили оформление в г. Кингсто-
не (Ямайка). Ямайское соглашение было ратифицировано парламента-
ми стран – членов МВФ к 1978 г. Специфическими чертами Ямайской
валютной системы (ЯВС) являются следующие:
1. Отменены официальные цены золота и золотые паритеты валют.
Прекращены взносы в МВФ в золоте, а сам золотой резерв МВФ час-
тично возвращен государствам-членам, частично реализован на между-
народном рынке, а полученные средства распределены между 104 раз-
вивающимися странами. Центральные банки получили право на сво-
бодные операции с золотом, например, на покупку его по рыночной
цене как ликвидного товара с целью пополнения резервов.
2. Отменены обязательные фиксированные курсы валют, страны по-
лучили право сохранять валютный курс плавающим независимо или в
привязке к другим валютам или набору валют, а также право на поддер-
жание фиксированного курса валюты в единицах СДР или других счет-
ных единицах.
3. Модифицированы функции МВФ. Квоты стран-членов были дваж-
ды увеличены. Выросли размеры кредитов Фонду со стороны ряда раз-
витых стран.
С 1981 г. МВФ применяет новые кредитные механизмы. Для финан-
сирования серьезных неравновесий платежного баланса в результате
структурных кризисов в производстве и торговле используется система
расширенного доступа. Максимальный объем кредитов на 1 год уве-
88
личился до 150% квоты (с 1984 г. до 125%), а сроком на 3 года – до
450%. Предоставление кредита происходит кредитными долями, при
этом 75% кредитов приходится на 2-ю и 3-ю доли, и по мере роста
долга страна предоставляет доказательства выполнения программы мер
по оздоровлению экономики, согласованной с МВФ.
В случае падения валютной выручки от экспорта сырья использует-
ся программа компенсационного финансирования дефицита платежно-
го баланса. Непрерывное подстраивание курсов под колебания конъюн-
ктуры на рынке сырья дестабилизировало бы экономику, поэтому за
счет кредитов МВФ временно возникающие дефициты баланса уравно-
вешиваются, а возврат кредитов осуществляется в периоды бумов на
рынках сырья. МВФ имеет также доверительный Фонд для финансиро-
вания дефицитов балансов наименее развитых стран и систему финан-
сирования буферных запасов сырья.
МВФ стал активно вмешиваться в национальную экономическую
политику стран-членов с целью ее координации, активно участвует в
процедурах пересмотра внешней задолженности в Парижском клубе
официальных кредиторов и Лондонском клубе, объединяющем коммер-
ческие банки – кредиторы.
4. Усилилась роль специальных прав заимствования, которые после
демонетизации золота становились основным резервным активом меж-
дународной валютной системы, без ограничений накапливались стра-
нами и могли использоваться в широких пределах для расчетов между
странами и Фондом. В СДР оценены активы Фонда, золотовалютные
резервы стран. СДР используются при выпуске займов, предоставле-
нии кредитов, для открытия текущих счетов и депозитов в частном
финансовом обороте.
СДР являются основой валютных котировок МВФ. С 1974 г. сто-
имость СДР стала определяться на базе корзины из валют 16 стран –
крупнейших экспортеров, а с 1981 г. – на базе корзины из 5 валют с
регулярным пересмотром состава корзины с учетом изменения важнос-
ти валют. С 1.01.91 г. доля доллара США составляет в корзине 40%
(1986 г. – 42%), марки ФРГ 21% (19%), японской иены 17% (15%), фран-
цузского франка и фунта стерлингов по 11% (12%). Курс СДР составля-
ет 1,206 дол. США за 1 ед. СДР.
Вместе с тем доля СДР в международных золотовалютных резервах
мала. Развивающиеся страны, нуждающиеся во внешних ресурсах, вы-
89
ступают за увеличение выпуска СДР, что позволило бы им получить
через посредство МВФ доступ к резервным валютам развитых стран.
После отмены фиксированных курсов валют ряд стран вступил в регио-
нальные валютные группировки. Еще с момента создания ЕС (1957 г.) ев-
ропейские страны-участницы сотрудничали в валютной сфере. В1972 г.
начала функционировать “валютная змея”, а в 1973 г. создан Европейс-
кий Фонд валютного сотрудничества.
Страны обязывались посредством интервенции центробанков под-
держивать курсовые соотношения между валютами в размере ± 2,25%
от центральных курсов. Кроме того, с апреля 1972 г. по март 1973 г.
“змея” находилась в “туннеле”, образованном допустимыми пределами
колебаний валют к доллару в размере ±4,5%.
Усиление валютного сотрудничества произошло после образования
в 1979 г. Европейской валютной системы (ЕВС), к механизму которой в
1992 г. присоединилась Великобритания.
Центральным элементом ЕВС являлась экю – европейская расчетная
единица, выступающая своего рода противовесом доллару и СДР. В
отличие от СДР, экю обладает более развитыми денежными функция-
ми. Эмиссия экю обеспечена золотовалютным резервом стран-участ-
ниц. Стоимость экю представляет собой средневзвешенную величину
от корзины валют 5 стран-членов ЕВС и составляет 0,9845 дол.; экю
широко используется на еврооблигационном рынке, в экю выдаются
кредиты и открываются депозиты частными банками Европы и США.
Режим валютных курсов в ЕВС на момент ее создания был похож на
механизм БВС. Так, был установлен единый предел взаимных колеба-
ний курсов ±2,25% от центральных курсов с перспективой последую-
щего сокращения курсовых колебаний до ±1% и окончательной фикса-
цией паритетов валют в качестве необходимой предпосылки перехода к
единой валюте, единому центробанку (по типу ФРС) и единой валют-
ной политике. Другими предпосылками перехода к единой денежной
единице является сближение уровней производительности труда, зара-
ботной платы, цен, прибыли, нормы процента и ставок налогообложе-
ния, развитость межстрановых рынков капитала и труда.
Однако в сентябре 1992 г. Италия и Великобритания не смогли под-
держивать курсы своих валют и вышли из ЕВС, девальвировав валюты.
Затем девальвации подверглись валюты Ирландии, Испании, Португа-
лии, Франции, Дании и Бельгии, так как политика высоких процент-
ных ставок для поддержания курсов вступила в противоречие с поли-
90
тикой стимулирования роста. В результате диапазон колебаний валют
был установлен на уровне ±15% от центральных курсов.
В декабре 1989 г. Совет Европы принял решение созвать в конце
1990 г. межправительственную конференцию для обсуждения договора
об экономическом и валютном союзе. Результатом работы конферен-
ции, состоявшейся в 1991 г., была выработка Договора о Европейском
союзе, заключенного в Маастрихте в декабре 1991 г. и подписанного в
феврале 1992 г.
Маастрихтский договор предусматривает создание валютного союза в
три этапа. Первый этап начался 1 июля 1990 г., второй – 1 января 1994 г.
Основная задача второго этапа – конвергенция (сближение) нацио-
нальных экономик, подготовка их к третьему этапу. Основным инсти-
туциональным нововведением второго этапа было создание в 1994 г.
Европейского валютного института – органа, призванного усилить
сотрудничество между национальными центральными банками по под-
готовке третьего этапа.
В Маастрихтском договоре предусмотрено создание Европейского
центрального банка (ЕЦБ), который должен проводить единую денеж-
но-кредитную политику. Основная ее цель – поддержание стабильнос-
ти цен. ЕЦБ будет независим от институтов ЕС и правительств стран-
участниц с тем, чтобы никакие политические соображения не мешали
решению его главной задачи. Национальные центральные банки в даль-
нейшем теряют свою автономию и будут действовать только как агенты
ЕЦБ.
Дата начала третьего заключительного этапа была определена Сове-
том Европы в Мадриде в декабре 1995 г. (Он начался автоматически
1 января 1999 г. для стран, выполнивших условия вступления в валют-
ный союз). Также был принят “сценарий перехода” к новой валюте и
решено, что она будет называться “евро”.
Кроме того, в Мадриде Совет Европы предложил разработать:
- юридические основы введения евро; подготовительная техничес-
кая работа должна была завершиться к концу 1996г.;
- новую систему отношений с валютами стран, которые не с самого
начала будут участвовать в валютном союзе;
- пакт стабильности для гарантии того, что страны-участницы будут
выполнять свои обязательства по поддержанию здоровых государствен-
ных финансов и после вступления в валютный союз.
91
Дания решила не участвовать в валютном союзе (референдум в июне
1992 г. продемонстрировал отрицательное отношение населения этой
страны к вступлению в валютный союз), но оставила за собой право
изменить это решение. Великобритания также решила воздержаться от
участия в валютном союзе по политическим и экономическим сообра-
жениям.
Сценарий перехода к новой валюте предусматривает введение еди-
ной валюты в три фазы.
Фаза А началась 2 мая 1998 г. с принятием Советом Европы решения
о первом составе участников валютного союза (с 1 января 1999 г.), удов-
летворяющих необходимым условиям. Последние включают в себя не-
зависимость центрального банка каждой страны-участницы и достиже-
ние устойчивого сближения экономик, которое определяется на основе
четырех критериев конвергенции: ценовой стабильности, устойчивос-
ти государственных финансов, предельных колебаний обменных кур-
сов в рамках механизма обменных курсов и уровня долгосрочных про-
центных ставок. Решение было принято на основе уточненных эконо-
мических показателей за 1997 г.
Фаза В началась 1 января 1999 г. и явилась также началом третьего
этапа создания экономического и валютного союза в соответствии с
Маастрихтским договором. Для валют всех стран-участниц установлен
фиксированный обменный курс по отношению к евро, которая будет
равна 1 экю, так как решено, что внешняя стоимость евро должна со-
впадать с внешней стоимостью “корзины” экю, существование которой
прекратилось с введением евро.
Во время переходного периода (начало 1999 – начало 2002 гг.) евро
будет использоваться в банковских операциях наряду с национальными
валютами. Банки получили возможность осуществлять сделки и предо-
ставлять услуги клиентам в евро с начала 1999 г. Ведение операций в
евро станет обязательным только с начала 2002 г.
С экономической точки зрения валютный союз существует уже с
1 января 1999 г., хотя евробанкноты и монеты будут запущены в обра-
щение только в 2002 году.
Фаза С начнется 1 января 2002 г. с введением в обращение евробан-
кнот и евромонет, которые в течение первого полугодия 2002 г. будут
являться законным средством платежа наряду с национальными банк-
нотами и монетами. Последние постепенно выйдут из обращения и после
1 июля 2002 г. потеряют статус законного средства платежа, но и далее
92
будут беспрепятственно обмениваться национальными центральными
банками.
Прямые экономические выгоды от перехода к единой валюте возни-
кают за счет экономии на операционных и информационных затратах,
связанных с наличием многих валют, и, по официальным оценкам Ев-
ропейской комиссии, составят 0,5% ВВП ЕС, в целом, и могут дости-
гать 1,5% ВВП для небольших стран с открытой экономикой.
Косвенные выгоды введения единой валюты оцениваются значитель-
но выше. Снижение неопределенности, связанной с обменными курса-
ми, приведет к уменьшению величины рисковой премии в реальной
процентной ставке, и проекты, неприемлемые в настоящее время по
причине высокой стоимости капитала, окажутся привлекательными.
Уменьшение рисковой премии на 0,5%, по оценкам Европейской ко-
миссии, увеличит доход ЕС в долгосрочной перспективе на 5–10%.
Введение единой валюты будет стимулировать дальнейшую эконо-
мическую интеграцию европейских стран. Единая валюта усилит поло-
жительный экономический эффект общего рынка. Отсутствие колеба-
ний обменных курсов окажет благотворное влияние на торговлю и пря-
мые иностранные инвестиции. По официальным оценкам Европейской
комиссии, экономический эффект от полностью интегрированного рын-
ка ЕС может достигнуть 2% его ВВП.
В настоящее время курсы валют ряда государств (США, Япония, Ка-
нада, Австралия, некоторые развивающиеся страны) плавают незави-
симо от других валют. Около 90 стран поддерживают фиксированные
курсы относительно плавающего курса доллара, французского франка,
корзин валют или СДР.
Переход к плавающим курсам неоднозначно сказывается на разви-
тии международных расчетов. С одной стороны, плавающие курсы ве-
дут к колебаниям экспортных и импортных цен, дестабилизации фи-
нансовой политики фирм. Колебания курсов вызывают изменения в
конкурентоспособности продукции на внешних рынках, а это усилива-
ет колебания платежных балансов стран.
Вместе с тем плавающие курсы способствуют эффективной адапта-
ции экономик к условиям международной конкуренции, создают сти-
мулы для снижения издержек и структурной перестройки хозяйства,
движения капитала между странами.
В процессе функционирования Ямайской валютной системы накоп-
лен опыт воздействия центральных банков на валютные рынки для
93
уменьшения колебаний курсов. В этих целях осуществляется также
координация экономической политики стран на макроуровне (вырав-
нивание темпов роста денежной массы, значений реальных процент-
ных ставок, обеспечение совместимости денежно-кредитной и бюд-
жетной политики).
На базе плавающих курсов обеспечена широкая конвертируемость
ведущих валют. Они обмениваются на другие валюты при осуществ-
лении международных платежей.
Анализируя развитие валютного механизма в течение длительно-
го времени, мы видели, что он эволюционировал от свободной и
неограниченной обратимости золотых денег и конвертируемых в зо-
лото банкнот одних стран в такие же деньги других стран в эпоху
золотого стандарта; к неконвертируемости валют к концу второй
мировой войны и вновь к их конвертируемости в рамках кредитно-
бумажного денежного обращения. Переход к полной конвертируемо-
сти осуществляется постепенно, через определенные этапы. Разли-
чают конвертируемость по текущим операциям, связанным с движе-
нием капитала, а также обратимость валют для резидентов (отече-
ственных владельцев валют) или внутреннюю, и обратимость для
нерезидентов (иностранных владельцев денежных средств) или вне-
шнюю. Полная конвертируемость достигается тогда, когда все юри-
дические и физические лица (резиденты и нерезиденты) могут сво-
бодно, без каких-либо финансово-политических ограничений, исполь-
зовать свои денежные средства на любые цели в стране или за гра-
ницей.
В соответствии со ст. 8 Устава МВФ валюта уже считается кон-
вертируемой, если страна без одобрения Фонда не устанавливает ог-
раничений на платежи и переводы по текущим международным опе-
рациям. При этом в стране используется единый, возможно, плаваю-
щий, валютный курс. В контексте этой статьи считаются конверти-
руемыми валюты более 60 стран. Однако полностью обратимыми
являются валюты стран, отменивших ограничения на движение ка-
питалов резидентов и нерезидентов (США, Канады, Великобритании,
ФРГ, Швейцарии, Голландии, Новой Зеландии, Японии, Гонконга, Син-
гапура, Малайзии, Саудовской Аравии и некоторых других).
Развивающиеся страны стремятся противостоять бегству нацио-
нального капитала в твердые валюты и попыткам иностранцев вы-
годно покупать недвижимость, акции и облигации национальных
94
компаний. Поэтому их валюты являются замкнутыми, и они широко
практикуют валютные ограничения: стремятся сосредоточить валют-
ные доходы экспортеров в руках государства, используют множествен-
ность валютных курсов, т.е. различные соотношения валют по раз-
ным видам операций, товарам и странам. Так, для стимулирования
импорта товаров первой необходимости, снижения выплат по внеш-
нему долгу используется завышенный (официальный) курс, установ-
ленный центробанком. Наряду с ним существуют курсы, устанавли-
ваемые с учетом спроса и предложения валют, или специальные курсы
для стимулирования экспорта и экономии валюты на сделках по не-
видимым статьям платежного баланса.
Интеграция экономики России в мировое хозяйство предполагает
конвертируемость российского рубля. В экономике СССР отсутство-
вали предпосылки для обратимости рубля. Валютный режим харак-
теризовался государственной валютной монополией, изоляцией сфе-
ры внешних расчетов от внутреннего платежного оборота, центра-
лизованным распределением валютных ресурсов на основе сводного
валютного плана, изъятием валютной выручки предприятий и их
малой заинтересованностью в результатах реализации продукции на
внешнем рынке.
В ходе либерализации внешнеэкономической деятельности обес-
печивается постепенный переход к конвертируемости рубля сначала
по текущим, а затем и по капитальным операциям.
Важным аспектом поддержания валютного курса рубля явилось
упорядочение расчетно-платежных отношений России с бывшими
союзными республиками, и, в частности, отделение рублевого обо-
рота в этих странах от оборота российского рубля. Невыгодность для
России единой денежной системы была вызвана мягкой кредитной
политикой центробанков этих стран, импортом инфляции в Россию
и давлением на валютный рынок, а также заниженными экспортны-
ми рублевыми ценами на энергоносители при активном торговом
балансе России с бывшими республиками СССР. Активная полити-
ка России в области валютного регулирования закрепила эмиссион-
ные функции за Центробанком Российской Федерацией, а ЦБ стран
СНГ получали рубли от ЦБ России в пределах установленных лими-
тов кредитования. В результате их безналичная кредитная экспансия
стала контролируемой. Расчеты в рублевой зоне стали осуществлять-
ся на клиринговой основе с использованием специальных клиринго-
95
вых счетов стран в ЦБ России. Указанные меры привели к вводу в этих
странах переходных валют и национальных денег, а российский рубль
при активном торговом балансе России стал выполнять функции
резервной валюты.




96
Библиографический список
1. Авдокушкин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб.
пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Информационно-внедренческий
центр “Маркетинг”, 1999. 261 с.
2. Александровский В. Э. Структура группы всемирного банка // Деньги
и кредит. 1997. №11.
3. Балабанов Н. Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи:
Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. 280 с.
4. Бен Д. и др. Вопросы формирования валютной политики ЭВС //
Вопросы экономики. 1999. №1.
5. Богомолов А. В. Валюта евро и платежные системы экономическо-
го и валютного союза // Деньги и кредит. 1998. №11.
6. Борко Ю. Европейский Союз: углубление и расширение интегра-
ции // МэиМО. 1998. №8.
7. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические от-
ношения. М: Финансы и статистика, 1996. 256 с.
8. Гребенщиков Э. АСЕАН после кризиса: экзамен на зрелость //
МЭиМО. 1999. №12.
9. Загашвили В., Шишков Ю. Мировая торговля и международные
инвестиции // МЭиМО. 2000. №8.
10. Иванов И. Расширение ЕС: сценарий, проблемы, последствия //
МЭиМО. 1998. №9.
11. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения:
Учебник/Под ред. Л. Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 1994.
365 с.
12. Носкова П. Я., Максимова Л. Н. Международные экономические
отношения. М.: Юнити, 1995. 220 с.
13. Овчинников Г. П. Международная экономика. СПб.: Изд-во
В. В.Михайлова, 2000. 215 с.
14. Орешкин В. С. О состоянии официального внешнего долга Рос-
сии // Деньги и кредит. 1999. №2.
15. Основы международных валютно-финансовых и кредитных от-
ношений/Под ред. В. В. Круглова. М.: ИНФРА-М, 1998. 260 с.
16. Пебро М. Международные экономические и валютно-финансо-
вые отношения. М.: Прогресс-Универс, 1994. 246 с.
17. Саркисянц А. Г. Проблема внешней задолженности России // День-
ги и кредит. 1999. №2.
97
18. Сергеев П. В. Мировая экономика. М.: Юриспруденция, 1999.
186 с.
19. Тэор Т. Р. Мировая экономика. СПб.: Питер, 2000. 180 с.
20. Устинов И. Н. Мировая торговля: Статистический аналитичес-
кий справочник. М., 2000. 185 с.
21. Фомичев В. Ч. Международная торговля. М.: ИНФРА-М, 1998.
160 с.
22. Шумский Н. Интеграция в СНГ: проблемы и перспективы //
МЭиМО. 1999. №11.
23. Международные экономические отношения/ Под ред. С. Ф. Су-
тырина: Учебник. СПб., 1996. 246 с.
24. Портер М. Международная конкуренция. М.: Юнита, 1999. 896 с.
25. Павлова И. П., Целыковская Н. П. Мировая экономика ХХ века:
Курс лекций / МБИ. СПб., 2000. 105 с.
26. Турбан Г. В. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие.
Минск: Высшая школа, 1997. 207 с.
27. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебно-
практ. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Информационно-внедрен-
ческий центр "Маркетинг", 1999. 208 с.




98
Оглавление

Предисловие ............................................................................................ 3
1. Международная торговля ................................................................... 4
1.1. Теория международной торговли ............................................. 4
1.2. Современная динамика и структура международной
торговли ...................................................................................... 12
1.3. Торговая политика ..................................................................... 15
1.4. Регулирование международной торговли ............................... 17
2. Международный кредит ..................................................................... 18
2.1. Функции, роль и формы международного кредита ................ 18
2.2. Кредитование экспорта и импорта .......................................... 31
2.3. Проблемы внешней задолженности России ........................... 39
3. Международная экономическая интеграция .................................... 44
3.1. Сущность и формы международной экономической
интеграции .................................................................................. 44
3.2. Особенности интернациональных процессов в Европейском
Союзе ........................................................................................... 46
3.3. Движущие силы и факторы экономического роста АСЕАН . 56
3.4. Североамериканская интеграция .............................................. 64
3.5. Интеграция в Содружестве Независимых Государств ........... 68
4. Международные валютные отношения ............................................ 78
Библиографический список ................................................................... 97




99
Учебное издание




Давлеткильдинова Роза Султановна
Былынь Вячеслав Романович
Целыковская Наталья Петровна




МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Текст лекций




Редактор В. П. Зуева
Компьютерная верстка А. Н. Колешко


Лицензия ЛР № 020341 от 07.05.97. Сдано в набор 16.09.01. Подписано к печати 26.12.01.
Формат 60?84 1/16. Бумага тип. №3. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,8. Усл. кр.-отт. 5,9.
Уч. -изд. л. 6,25. Тираж 100 экз. Заказ №


Редакционно-издательский отдел
Лаборатория компьютерно-издательских технологий
Отдел оперативной полиграфии
СПбГУАП
190000, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 67

<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ