стр. 1
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Доклад
о человеческом развитии
в Центральной Азии
В будущее без барьеров:
Региональное сотрудничество в области человеческого развития
и обеспечения человеческой безопасности
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Доклад был подготовлен группой экспертов под руководством Регионального бюро ПРООН по стра-
нам Европы и СНГ в сотрудничестве с Азиатским банком развития и Всемирным банком при финансо-
вой поддержке Целевого фонда ООН по обеспечению человеческой безопасности и Фонда содей-
ствия ООН.




Код продажи: R.05.III.B.23


ISBN: 92-95042-65-2


© Региональное бюро ПРООН по странам Европы и Содружества Независимых Государств, 2005


Все права защищены. Части данного издания не могут быть воспроизведены, сохранены в инфор-
мационно-поисковой системе или переданы в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было
средствами (электронными, механическими, копировальными, записывающими и др.) без разрешения
владельца авторских прав.


Печать: Renesans, s. r. o., Братислава, Словакия
Дизайн обложки и страниц: Calder s. r. o., Братислава, Словакия
Верстка и производство: Renesans, s. r. o., Братислава, Словакия
Перевод и редактирование: Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР),
Москва, Российская Федерация


II
Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии


Авторский коллектив

Руководитель проекта и руководитель авторского коллектива
Йоханнес Линн


Основная группа
Яцек Цукровски, Координатор проекта и со-руководитель
авторского коллектива
Гюльден Туркоз-Косслетт, Менеджер проекта
Санжар Турсалиев, Администратор проекта


Авторы
Марта Блэкселл, Алех Черп, Катлин Коллинз,
Баходир Ганиев, Войтек Хубнер, Кевин Джоунс, Саймон Кенни,
Зейнеп Кудатгобилик, Ларс Моллер, Ричард Помфрет,
Анара Табышалиева, Шахрбану Таджбахш


Редактор
Гретчен Сидху


Основные авторы по страновым исследованиям
Меруерт Махмутова (Казахстан), Роман Могилевский (Кыргызстан),
Музафар Олимов (Таджикистан), Бахтиёр Ергашев (Узбекистан),
Наджия Бадыкова (Туркменистан)


Ответственныe за опрос Всемирного банка
Аника Айрапетянц
Андрю Дж. Фелтон
Катлин Кюхнаст


Перевод и редактирование издания на русском языке
Ольга Мосина




Анализ и рекомендации, представленные в этом докладе, не обязательно отражают точку зрения Программы раз-
вития ООН, ее Исполнительного Совета или государств–членов ООН. Данный доклад—независимая публикация,
выполненная по поручению ПРООН совместными усилиями группы выдающихся консультантов, советников и
авторов под руководством основной группы ПРООН.
Границы, названия и обозначения на картах, представленных в докладе, не являются официально поддерживае-
мыми или принятыми Организацией Объединенных Наций.


III
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


Обращение к читателям
слоях населения, которые в итоге выигрыва-
В государствах Центральной Азии — Казахста-
ют больше других. В то же время именно они
не, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане
несут самое тяжкое бремя потерь из-за его от-
и Узбекистане — проживает почти 60 миллио-
сутствия.
нов человек. Расположенные в центре обшир-
ного Евразийского континента, страны региона Доклад также показывает, насколько высокой
сегодня привлекают пристальное международ- может быть цена отказа от сотрудничества в
ное внимание в силу своего геополитического области предотвращения эпидемий, борьбы
и экономического значения, природных и чело- со стихийными бедствиями и экологическими
веческих ресурсов, возможностей транзита для катастрофами, и насколько больше и богаче
трансконтинентальной торговли и транспорта, может стать экономика Центральной Азии
и кроме того, в силу недостаточно стабильной через 10 лет в результате более тесного со-
политической ситуации. трудничества. Однако большей открытости
границ или сокращения торговых затрат не-
Не имея выходов к морю, Центральная Азия в
достаточно. Многое будет также зависеть от
значительной мере зависит от ближайших со-
делового климата и качества финансовых ин-
седей и международного сообщества в вопро-
ститутов в каждой из стран. Международный
сах доступа к рынкам , безопасности в регионе
опыт свидетельствует о том, что для успешно-
и поддержки социально-экономического раз-
го продвижения реформ необходимы меры по
вития.
борьбе с коррупцией, повышению эффектив-
Народы Центральной Азии и их правитель-
ности работы государственной службы, а так-
ства успешно справляются с исключительно
же большей прозрачности и подотчетности
сложными проблемами, возникшими после
правительств.
распада Советского Союза. Однако многое
Со времени распада Советского Союза появи-
необходимо сделать, чтобы снизить барьеры
лось множество книг, докладов и публикаций
между странами региона, обеспечить более
о прошлых и настоящих проблемах и вызовах
эффективное использование региональных
Центральной Азии. Среди них Доклад ПРООН
ресурсов и добиться улучшения жизни наро-
о человеческом развитии в Центральной Азии
дов Центральной Азии путем развития связей
за 1999 год «Центральная Азия 2010: перспек-
между их государствами, странами-соседями и
тивы человеческого развития».1 Настоящий
остальным миром.
доклад о человеческом развитии, основы-
Цель данного доклада в том, чтобы содейство-
ваясь на предыдущем издании, использует
вать странам региона, их соседям и междуна-
всесторонний и комплексный подход к теме.
родным партнерам в продвижении региональ-
В докладе связываются воедино результаты
ного сотрудничества и интеграции, как сред-
множества различных исследований, реко-
ства обеспечения устойчивого человеческого
мендации по выработке политики и выводы
развития и человеческой безопасности для
из проектов технической помощи, которые
народов Центральной Азии.
до сих пор осуществлялись лишь в отдель-
Материалы, собранные в докладе, показыва- ных сферах (торговля и транспорт, водные и
ют, как отражается на населении Центральной энергетические ресурсы, окружающая среда,
Азии слабость регионального сотрудничества здоровье, образование и т. д.), на различных
и интеграции, какие выгоды можно получить от уровнях (региональном, национальном, суб-
сотрудничества, и что уже делается для разви- национальном, местном) и множеством раз-
тия сотрудничества с учетом приобретенного личных субъектов (многосторонними орга-
опыта. Где возможно, даются количественные низациями; двусторонними официальными
оценки экономических потерь и выгод, а также донорами и партнерами; региональными, на-
числа затронутых людей. циональными и местными властями; между-
народными и местными организациями граж-
Доклад свидетельствует о том, что развитие
данского общества).
сотрудничества между центральноазиатски-
ми республиками принесет им значительные Радует тот факт, что данная публикация являест-
экономические выгоды, поскольку позволит ся результатом нашего сотрудничества с двумя
сократить торговые затраты, увеличить поток ключевыми организациями, работающими в
денежных переводов от трудовых-мигрантов, Центральной Азии: Азиатским банком развития
и более эффективно использовать водные и и Всемирным банком, непосредственно уча-
энергетические ресурсы. Из мирового опыта ствовавшими в ее подготовке.
известно, что региональное сотрудничество
Достижение согласия и выполнение реше-
особенно позитивно сказывается на бедных
ний в сфере регионального сотрудничества

IV
Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии

и интеграции произойдет не сразу. Учитывая Азии; и тем самым внесут свой вклад в повы-
множество барьеров, уходящих корнями в шение открытости региона и превращение его
историю, структурную и политическую сла- в мирный, процветающий и стабильный центр
бость государств региона, а также мировой все более интегрированного евразийского эко-
опыт, свидетельствующий о медленном про- номического пространства.
движении подобных процессов, реалистично
предположить, что развитие регионального со-
трудничества и интеграции займет годы, и даже
десятилетия. Однако мы надеемся, что факты,
свидетельства, выводы и рекомендации, пред-
ставленные в докладе, будут способствовать
Кемал Дервиш
развитию регионального сотрудничества и — в
Администратор, ПРООН
итоге — интеграции государств Центральной




1
ПРООН, Центральная Азия 2010: Перспективы человеческого развития. Региональное бюро по Европе и СНГ.
Сентябрь 1999. В доклад вошли материалы, представленные участниками Конференции по человеческому раз-
витию в Центральной Азии, организованной ПРООН в 1999 г. Эта конференция не была непосредственно по-
священа вопросам регионального сотрудничества и интеграции.


V
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


Предисловие
управления. Государству с развитыми рыночны-
Немного стран в мире находятся в такой же за-
ми институтами гораздо легче присоединиться
висимости друг от друга, как пять государств
к процессам региональной экономической
Центральной Азии, не имеющих выхода к морю.
интеграции. Страна с более открытой, плюра-
Бывшие советские республики – Казахстан,
листической и демократической средой может
Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбе-
установить более прочные трансграничные
кистан – более удалены от морских портов, чем
связи, нежели государство с закрытой и автори-
любая другая страна мира. Для государств ре-
тарной политической средой и структурами.
гиона, особенно небольших, наземные транс-
портные пути – жизненно важные экономиче- После распада Советского Союза Центральная
ские коммуникации. Водные и энергетические Азия столкнулась с огромными испытаниями. В
ресурсы – еще одно связующее звено для цен- целом регион сделал огромный шаг на пути к
тральноазиатских республик. При этом страны, открытости миру, созданию рыночных структур,
находящиеся в верхнем течении рек, имеют а также более демократическому политическо-
одни из крупнейших в мире запасов пресной му процессу с активным участием обществен-
воды, а страны в нижнем течении располагают ности. Однако, принимая во внимание относи-
значительными ресурсами ископаемого топли- тельно низкие показатели экономического и
ва. И если последние зависят от своих «верх- человеческого развития в Центральной Азии,
них» соседей в производстве хлопка, требую- перед странами региона все еще стоят очень
щего интенсивного орошения земель, то стра- серьезные вызовы. Как и в других регионах,
ны выше по течению в той же степени зависят эти вызовы хотя и являются специфическими в
от своих «нижних» соседей в энергетике. силу исторических особенностей Центральной
Азии, они угрожают человеческой безопасно-
Ферганская долина может служить хорошим
сти и стабильности как в самом регионе, так и
примером необходимости развития сотрудни-
за его пределами. ПРООН была одной из пер-
чества в регионе. Тем, кто путешествует по это-
вых международных организаций, открывших
му плодородному и густонаселенному региону,
свое представительство в Центральной Азии
видно, насколько часто анклавы одной страны
12 лет назад, и с тех пор в своем подходе к во-
врезаются в территорию другой – это результат
просам развития региона старается сочетать
прихотливо рассекающих регион границ. Не-
терпимость, восприимчивость и понимание
давние события в Кыргызстане и Узбекистане
особенностей культур и социальной динамики
продемонстрировали оборотную сторону та-
пяти стран региона.
кого тесного переплетения: нестабильность в
одной стране может легко распространиться Данный доклад отражает усилия ПРООН по
на другую. Возможно, в Центральной Азии бо- развитию сотрудничества в Центральной Азии.
лее чем в любом другом регионе мира для под- Подготовленный по заказу ПРООН, он содер-
держания стабильности необходимо тесное со- жит независимый анализ выгод региональной
трудничество как на правительственном, так и интеграции и результаты исследования того,
на местном уровне. как региональное сотрудничество может спо-
собствовать человеческому развитию и обе-
Среди наиболее значительных выгод от сотруд-
спечению человеческой безопасности в Цен-
ничества для каждой страны – те, что могут быть
тральной Азии.
получены в результате согласования торгового
и таможенного регулирования, открытости гра- В докладе содержатся количественные оцен-
ниц и развития совместной деятельности в вы- ки (где возможно) социально-экономических
работке энергии и использовании природных последствий регионального сотрудничества и
ресурсов. Центральная Азия может стать при- интеграции для народов Центральной Азии. В
влекательным объектом для прямых иностран- нем учитываются препятствия и ограничения
ных инвестиций, если соседние страны будут на этом пути даже в тех случаях, когда выгоды
относиться друг к другу как к торговым партне- от сотрудничества и потери в результате его от-
рам, улучшат транспортные связи, снимут офи- сутствия совершенно очевидны.
циальные и неофициальные тарифные барьеры
Доклад, в процессе написания которого про-
и направят свой институциональный и полити-
водились многочисленные консультации в
ческий потенциал на создание взаимовыгодных
пяти странах, основывается на аналитических
ситуаций на благо своих граждан.
материалах, знаниях и опыте, накопленных цен-
Также очевидно, что способность страны к пол- тральноазиатскими организациями и эксперта-
ноценному сотрудничеству с соседями зависит ми. Отдельные специалисты и целые организа-
от характера структур и органов внутри стра- ции по всей Центральной Азии участвовали в
ны, нормативно-правового режима и культуры разработке окончательной структуры докумен-

VI
Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии

та, подготовке страновых исследований, напи- ну за превосходное руководство процессом
сании текстов и редактировании материалов. работы над докладом и профессионализм в
формировании направлений для обсуждения.
Цель доклада – внести свой вклад в установ-
Хотелось бы также поблагодарить Основную
ление повестки дня по вопросам развития
группу ПРООН за преданность делу, упорный
Центральной Азии по четырем направлениям.
труд и помощь в выпуске доклада. Несомненно,
Первое – дать информацию ответственным
следует выразить особую благодарность Кон-
лицам региона и поддержать диалог всех за-
сультативной группе за ценные идеи и советы.
интересованных сторон по преимуществам
Большой вклад внесли в подготовку доклада
регионального сотрудничества и интеграции,
многие наши коллеги из стран Центральной
способствующим человеческому развитию и
Азии. Благодарим Целевой фонд ООН для обе-
обеспечению человеческой безопасности. Вто-
спечения человеческий безопасности и Фонд
рое – способствовать дискуссии о роли реги-
содействия ООН за любезную финансовую
ональных структур, а также содействовать их
поддержку и консультации при подготовке до-
укреплению. Третье – создать для международ-
клада. Наконец, хотелось бы выразить большую
ного сообщества общую платформу продвиже-
благодарность Азиатскому банку развития и
ния и поддержки регионального сотрудниче-
Всемирному банку за воодушевляющее сотруд-
ства и интеграции. Четвертое – и, возможно,
ничество в течение всего процесса работы над
самое важное – хотелось бы надеяться, что ис-
докладом.
следования и рекомендации, представленные
в докладе, вызовут широкое обсуждение и со-
ответствующие действия со стороны централь-
ноазиатских государственных учреждений и
неправительственных организаций, частного
сектора, региональных организаций и между-
народного сообщества. Кальман Мижей
Хотелось бы выразить благодарность руково- Помощник Администратора и Директор регио-
дителю авторского коллектива Йоханнесу Лин- нального бюро ПРООН в Европе и странах СНГ




VII
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


Выражение признательности
Подготовка доклада стала возможной только Хасанов, Сергей Куклин, Лариса Куклина, Евге-
благодаря щедрой поддержке и ценному вкла- ний Ли, Ирина Лукашова, Ирина Макенбаева,
ду множества людей и организаций. Сергей Слепченко, Дмитрий Соболин и Канат
Тилекеев.
Авторы хотели бы выразить благодарность
Таджикистанская группа: Научно-исследо-
агентствам Организации Объединенных На-
ций, которые любезно предоставили матери- вательский центр «ШАРК», Музаффар Олимов
алы страновых исследований, статистические (руководитель группы), Саодат Олимова, Собир
данные, а также комментарии по докладу. Это, Курбонов, Григорий Петров, Зебо Каххорова и
в частности, Управление ООН по наркотикам и Фируз Катаев.
преступности, Департамент ООН по политиче- Узбекистанская группа: Центр экономических
ским вопросам, Управление ООН по коорди- исследований, Бахтияр Ергашев (руководитель
нации гуманитарных вопросов, Европейская группы), Владимир Парамонов, Алексей Стро-
экономическая комиссия ООН и Международ- ков, Сардобек Хошназаров, Акмал Абдуразаков,
ная организация по миграции. Авторы выра- Абдуджалил Абдуджабборов, Хасан Нишонбо-
жают особую благодарность Азиатскому банку ев, Рафик Сайфулин, Валентирна Чупик, Шухрат
развития и Всемирному банку, чьи сотрудники Рамазонов, Шухрат Хашимов, Илдус Камилов,
и специалисты подготовили Главы 3 и 4, соот- Александр Савельев, Екатерина Ройка.
ветственно. Многие другие международные
и двусторонние организации внесли свои
Консультативная группа
предложения, комментарии и рекомендации,
в частности, Министерство международного Огромный вклад в виде консультаций и реко-
развития Великобритании, Агентство США по мендаций внесли в подготовку доклада цен-
международному развитию, Федеральное ми- тральноазиатские консультативные группы.
нистерство Германии по экономическому со- Таджикистанская консультативная группа:
трудничеству и развитию, Организация по без- Умед Бабаханов, генеральный директор ин-
опасности и сотрудничеству в Европе и Фонд формационного агентства «Азия-Плюс»; Ход-
Ага Хана. жимухаммад Умаров, доктор экономических
Авторы хотели бы поблагодарить Целевой фонд наук, Институт экономики; Сайдали Сидиков,
ООН для обеспечения человеческий безопас- журналист, главный редактор газеты «Вечер-
ний Душанбе.» Казахстанская консультатив-
ности и Фонд содействия ООН за финансиро-
ная группа: Досим Сатпаев, директор группы
вание проекта.
оценки рисков; Юрий Шокаманов, первый за-
меститель председателя Агентства Казахстана
Участники проекта по статистике. Кыргызстанская консульта-
тивная группа: Мира Джангарачева, ведущий
Авторы также хотели бы поблагодарить группы
исследователей из государств Центральной специалист, ПРООН, Кыргызстан; Эмиль Уме-
Азии за участие в подготовке страновых ис- талиев, председатель Конгресса бизнес-ас-
следований. Их материалы – неоценимая спра- социаций; Марат Султанов, член парламента.
Узбекистанская консультативная группа:
вочная и исследовательская информация по
взглядам стран на перспективы регионального Дурбек Ахмедов, проректор Ташкентского го-
сотрудничества. сударственного экономического универси-
тета; Алишер Файзуллаев, доктор философии
(Ph.D.), Центр политических исследований,
Казахстанская группа: Центр анализа обще- бывший посол Узбекистана в Бельгии; Марфуа
ственных проблем, Меруерт Махмутова (руко- Тохтаходжаева, председатель и основатель
водитель группы), Аристан Есентугелов, Юрий Ташкентского женского ресурсного центра.
Шокаманов, Фахра Усманова, Оразгази Ерекеев,
Авторы также выражают благодарность за цен-
Бахыт Есекина, Толганай Умбеталиева, Сауле
ные рекомендации и вклад Международной
Каликова, Айтжан Ахметова, Юрий Булуктаев,
консультативной группе, в которую вошли:
Гульнар Нокина, Сабит Жусупов, Светлана Ша-
Фиона Хилл, старший сотрудник Института Бру-
кирова, Ирина Черник и Рустам Бурнашиев.
кингс; Кейзу Такеми, член Палаты Советников
Кыргызстанская группа: Центр социально- Японии; Станислав Жуков, Институт мировой
экономических исследований, Роман Моги- экономики и международных отношений, Мо-
левский (руководитель группы), Азиз Атаманов, сква; профессор Ксиаойанг Донг, Китайская ака-
Леонид Бондарец, Роберт Брудзинский, Рафкат демия социальных наук.



VIII
Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии

Консультации Производство и менеджмент
Множество коллег, с которыми мы консуль- Группа по подготовке доклада благодарит Бра-
тировались в процессе подготовки доклада, тиславский региональный центр за исключи-
внесли исключительно полезные комментарии тельно важную помощь в общем руководстве
и предложения. Группа по подготовке доклада проектом, в частности: Веронику Крайчирикову,
почерпнула много важной информации из на- ассистента проекта; Ярослава Клинга, научного
сыщенных дискуссий и консультаций во время сотрудника; Сандру Пралонг и Денизу Папайову
визита во все пять стран Центральной Азии на (дизайн обложки и презентация издания); Татьяну
начальной стадии подготовки доклада в 2004 г., A. Захарченко и Веронику Завацку (техническое
а также на встречах заинтересованных сторон в редактирование); Андрея Погребняка, Эрдала
Астане, Бишкеке и Душанбе. Есина и Агнес Кочан (финансовый менеджмент).
Группа по подготовке доклада также благодар- Группа по подготовке доклада выражает благо-
на сотрудникам страновых отделений ПРООН дарность Группе по Центральной Азии Регио-
в Центральной Азии за комментарии по мате- нального бюро ПРООН в Европе и странах СНГ:
риалам проекта, особенно постоянным пред- Таре Брэй, Кристине Карлсон, Ирине Максимо-
ставителям ПРООН: Фикрету Аккуре, Уильяму вой и Киоко Постилл за ценную помощь в вы-
Патону, Халеду Филби, Юрико Шоджи, Ежи пуске и продвижении доклада. Значительную
Скуратовичу; заместителям постоянных пред- работу по продвижению и распространению
ставителей: Ликке Андерсону, Игорю Боску, доклада, а также координации его презентаций
Гордону Джонсону, Сезин Синаноглу и Ленке проделали Ана Каттер и Дэвид Кирби.
Тучековой. Группа также хотела бы выразить
признательность и благодарность координа-
Редактирование
торам ПРООН в странах Центральной Азии:
Наргис Азизовой, Бакходуру Ешонову, Шинаре Группа по подготовке доклада выражает призна-
Имангалиевой, Леониду Комароверу, Виктору тельность главному редактору доклада Гретхен
Паерели и Жанаре Сагимбаевой. Сидху за большую работу над проектом, а также
Петеру Сереньи за ценные предложения по ре-
дактированию окончательного варианта текста.
Рецензенты ПРООН
Группа выражает особую благодарность Каль-
Группа рецензентов из сотрудников ПРООН ману Мижею, Бену Слэю и Марте Рудас за не-
вносила ценные предложения и редактировала оценимые советы и профессиональное руко-
доклад в процессе подготовки. водство.
Группа по подготовке доклада выражает бла-
годарность Доно Абдуразаковой, Нато Алха-
зишвили, Саре Берд-Шарпс, Дафине Герчевой,
Наталье Гордиенко, Андрею Иванову, Инкару
Йоханнес Линн
Кадыржанову, Инге Каул, Мие Сеппо, Тиму Скот-
Руководитель проекта и руководитель
ту, Юргу Штауденманну, Луизе Винтон, Джине
авторского коллектива
Волински и Глендалу Райту.




IX
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии

Краткое содержание .........................................................................................................................................1
Вызовы регионального сотрудничества и интеграции в Центральной Азии ..................................................... 2
Региональное сотрудничество в области торговли и инвестиций ............................................................................. 4
Региональное сотрудничество в области водных ресурсов, энергетики
и защиты окружающей среды ................................................................................................................................................................. 6
Региональный подход к борьбе со стихийными бедствиями, наркоманией,
преступностью и терроризмом ............................................................................................................................................................ 9
Региональное сотрудничество в области социального развития .............................................................................12
Политические и институциональные барьеры на пути регионального сотрудничества ........................14
Региональное сотрудничество в Центральной Азии в международном контексте .....................................17
Краткие выводы о полученных данных и возможных последствиях .......................................................................20

Глава 1
Введение ............................................................................................................................................................23
Центральная Азия – центральный регион Евразии .............................................................................................................24
Трудности и перспективы регионального сорудничества и интеграции ............................................................26
Определение границ региона .....................................................................................................................................................26
Выбор подхода .........................................................................................................................................................................................27
Выбор ключевых направлений ....................................................................................................................................................30
Региональные вызовы и возможности в области человеческого
развития и обеспечения человеческой безопасности......................................................................................................33
Человеческое развитие и обеспечение человеческой безопасности ..........................................................33
«Декларация тысячелетия» и Цели развития тысячелетия .....................................................................................34
Человеческое развитие, обеспечение человеческой
безопасности и региональное сотрудничество .............................................................................................................35
Политические и институциональные направления регионального
сотрудничества и интеграции ..............................................................................................................................................................36
Структура доклада.........................................................................................................................................................................................37

Глава 2
Вызовы и задачи Центральной Азии в региональном контексте .....................................................39
Краткая история региона до 1990 г. .................................................................................................................................................40
Последствия распада Советского Союза .....................................................................................................................................42
Тенденции в области человеческого развития с 1990 г. ...................................................................................................46
Неоднородный регион ......................................................................................................................................................................46
Показатели человеческого развития ......................................................................................................................................46
Демография и уровень жизни ......................................................................................................................................................47
Экономические тенденции.............................................................................................................................................................50
Вызовы интеграции ......................................................................................................................................................................................53

Глава 3
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения
притока инвестиций .......................................................................................................................................57
Роль торговли и инвестиций для стран, не имеющих выхода к морю ....................................................................58
Структура торговли и торговый потенциал Центральной Азии .................................................................................59
Структура торговли в последние годы ..................................................................................................................................59
Потенциальная торговля..................................................................................................................................................................61
Человеческий аспект торговли: челночная торговля ................................................................................................61
Торговая политика, региональные торговые соглашения и
вступление во Всемирную торговую организацию ..............................................................................................................62
Торговая политика и торговые барьеры...............................................................................................................................62
Региональные торговые соглашения ......................................................................................................................................65
Вступление в ВТО и сотрудничество в многосторонних рамках.......................................................................67
Транспорт, пограничная и таможенная службы и транзитные барьеры ...............................................................70
Транспортная инфраструктура....................................................................................................................................................70
Транспортные услуги ..........................................................................................................................................................................72
Управление пограничной и таможенной службами ....................................................................................................73
Транзитные системы ............................................................................................................................................................................74
Денежные и временные затраты на транспорт ...............................................................................................................75


X
Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии

Региональные подходы к совершенствованию транспорта
и управления пограничной службой ......................................................................................................................................77
Совершенствование делового климата, финансового сектора
и увеличение уровня инвестиций внутри страны ................................................................................................................78
Деловой и инвестиционный климат ........................................................................................................................................79
Доступ к финансированию .............................................................................................................................................................80
ПИИ и развитие малых и средних предприятий ............................................................................................................82
Региональный подход к улучшению делового климата, развитию
финансирования и инвестиций ..................................................................................................................................................85
Оценка потенциальных выгод от улучшения регионального
сотрудничества в области торговли и инвестиций ..............................................................................................................85
Конкретные примеры .........................................................................................................................................................................86
Анализ трансграничной ценовой разницы на основе модели частичного
равновесия .................................................................................................................................................................................................87
Анализ сокращения торговых затрат в Казахстане и Кыргызстане
на основе модели рассчитываемого общего равновесия ......................................................................................88
Выводы и рекомендации ..........................................................................................................................................................................90
Выводы ...........................................................................................................................................................................................................90
Рекомендации ..........................................................................................................................................................................................93

Глава 4
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода,
энергоносители и окружающая среда ......................................................................................................95
История и современное положение ...............................................................................................................................................96
Водное хозяйство Центральной Азии ............................................................................................................................................98
Взаимозависимость региональных водохозяйственных систем ........................................................................98
Трансграничная водная инфраструктура как региональное
общественнон благо............................................................................................................................................................................99
Водно-энергетический комплекс ...........................................................................................................................................100
Водно-энергетические связи с соседними странами ..............................................................................................104
Региональные подходы к решению национальных вопросов водного хозяйства ............................105
Решение энергетических вопросов в Центральной Азии ............................................................................................106
Энергетические ресурсы и взаимозависимости в регионе ................................................................................106
Нефть и газ ...............................................................................................................................................................................................107
Электроэнергия ...................................................................................................................................................................................109
Ограничения и риски в управлении региональным энергетическим рынком ....................................111
Экологические проблемы и перспективы................................................................................................................................112
Основные экологические проблемы ...................................................................................................................................112
Экологические «горячие точки» ..............................................................................................................................................116
Интституциональное развитие и внешняя помощь региональному
развитию водных, энергетических и экологических ресурсов ................................................................................119
Роль региональных структур и внешней помощи в управлении
водными и энергоресурсами .....................................................................................................................................................119
Институциональные задачи управления экологией ................................................................................................120
Выводы и рекомендации .......................................................................................................................................................................123
Выводы ........................................................................................................................................................................................................123
Рекомендации .......................................................................................................................................................................................125

Глава 5
Сотрудничество в целях противодействия региональным
опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму .................. 129
Защита от региональных угроз: настоятельная необходимость сотрудничества .......................................130
Предотвращение стихийных бедствий – приоритет для регионального сотрудничества...............................130
Потенциальные человеческие и экономические потери.....................................................................................130
Усиление рисков стихийных бедствий в результате деятельности человека ........................................133
Развитие способностей реагирования на уровне национальных и региональных структур ........135
Наркоторговля – региональная угроза для человеческого развития
и обеспечения человеческой безопасности ........................................................................................................................137
Аспекты быстрорастущего оборота наркотиков ........................................................................................................137
Причины региональных проблем, связанных с наркоторговлей ...................................................................138
Экономические и человеческие потери и последствия для регионального
сотрудничества ....................................................................................................................................................................................140
Решение проблемы незаконного оборота наркотиков .........................................................................................142


XI
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Терроризм и трансграничная преступность: новые явления ....................................................................................145
Тенденции и действующие лица ..............................................................................................................................................145
Сложные причинные переплетения.....................................................................................................................................146
Возможности для регионального сотрудничества в борьбе против терроризма
и трансграничной преступности ............................................................................................................................................150
Выводы и рекомендации .......................................................................................................................................................................153
Выводы ........................................................................................................................................................................................................153
Рекомендации .......................................................................................................................................................................................157

Глава 6
Вызовы социального развития ................................................................................................................ 159
Внешняя миграция .....................................................................................................................................................................................160
Миграционные потоки ...................................................................................................................................................................160
Экономические и социальные «выталкивающие» и «притягивающие» факторы ................................161
Издержки и выгоды для стран и местных сообществ ..............................................................................................162
Барьеры на пути трудовой миграции ..................................................................................................................................163
Миграционная политика для обеспечения «границ с человеческим лицом» .....................................163
Задачи региональной системы здравоохранения .............................................................................................................164
Угроза распространения инфекционных заболеваний .........................................................................................166
Региональный подход к охране здоровья........................................................................................................................169
Образование, знания и коммуникации.......................................................................................................................................171
Кризис системы образования ....................................................................................................................................................171
Знания, исследования и обмен информацией ..............................................................................................................176
Региональный подход к формированию современного общества, основанного
на знаниях и информации ............................................................................................................................................................180
Гендерные отношения: региональные вызовы и сотрудничество .........................................................................181
Проблемы неравенства ..................................................................................................................................................................181
Региональные гендерные инициативы ...............................................................................................................................184
Выводы и рекомендации .......................................................................................................................................................................186
Выводы ........................................................................................................................................................................................................186
Рекомендации .......................................................................................................................................................................................187

Глава 7
Политические, институциональные препятствия и возможности их преодоления ................ 189
Обзор политических тенденций ......................................................................................................................................................190
Источники политических и институциональных препятствий .........................................................................190
От советской интеграции к независимости и формированию национального сознания ...........190
Вопросы безопасности – политическая проблема и возможность развития сотрудничества ............. 193
Успехи в укреплении региональной стабильности в постсоветский период .......................................194
Политические силы и интересы: политэкономия регионального сотрудничества ..................................195
Роль президентской власти ........................................................................................................................................................195
Появление мощных групп влияния .......................................................................................................................................197
Появление политических / экономических групп влияния в переходный период ..........................199
Роль эффективного управления и государственных структур..................................................................................201
Политические преобразования и управление .............................................................................................................202
Экономические преобразования, коррупция и управление .............................................................................205
Последствия неэффективного управления и деятельности групп влияния ...................................................208
Выводы и рекомендации .......................................................................................................................................................................209
Выводы ........................................................................................................................................................................................................209
Рекомендации .......................................................................................................................................................................................211
Глава 8
Региональное и международное сотрудничество с соседними
странами и другими партнерами ............................................................................................................ 213
Положение Центральной Азии в широком международном контексте ............................................................214
Отношения Центральной Азии с ближайшими соседями ............................................................................................215
Россия..........................................................................................................................................................................................................216
Китай.............................................................................................................................................................................................................218
Афганистан ..............................................................................................................................................................................................220
Иран ..............................................................................................................................................................................................................221
Другие региональные игроки: Турция, Индия и Пакистан ...................................................................................222
Партнерство стран Центральной Азии с крупными
промышленно развитыми странами .............................................................................................................................................224


XII
Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии

Укрепление экономической конкурентоспособности ...........................................................................................225
Улучшение рационального использования природных ресурсов................................................................226
Предотвращение региональных угроз ...............................................................................................................................226
Помощь в социальном развитии .............................................................................................................................................227
Усовершенствование управления .........................................................................................................................................227
Поддержка регионального сотрудничества ..................................................................................................................227
Вклад многосторонних доноров в человеческое развитие и обеспечение
человеческой безопасности ..............................................................................................................................................................228
Повышение экономической конкурентоспособности ...........................................................................................228
Совершенствование рационального использования природных ресурсов ........................................229
Многосторонняя помощь в других областях .................................................................................................................230
Поддержка регионального сотрудничества — ЦАРЭС ..........................................................................................231
Выводы и рекомендации .......................................................................................................................................................................231
Выводы ........................................................................................................................................................................................................231
Рекомендации .......................................................................................................................................................................................234
Глава 9
Общие выводы и рекомендации ............................................................................................................. 235
Полученные результаты и выводы .................................................................................................................................................236
Рекомендации................................................................................................................................................................................................239

Лримечания ................................................................................................................................................... 245

Литература ..................................................................................................................................................... 261

Приложения ................................................................................................................................................... 273
Приложение 1 Страновые показатели .....................................................................................................................................273
Приложение 2 Некоторые региональные организации, инициативы и программы
в Центральной Азии ..........................................................................................................................................278

Вставки
Вставка 1.1 Может ли Центральная Азия последовать примеру европейской интеграции?
Вставка 1.2 Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы
Вставка 1.3 Региональные общественные блага и Цели развития тысячелетия
Вставка 2.1 Великий шелковый путь
Вставка 2.2 Бухара: центр древней культуры, искусств и человеческого развития
Вставка 2.3 Проведение границ и вероятность возникновения конфликтов
Вставка 2.4 Закрытие Бишкекского завода по производству сенных прессов
Вставка 2.5 Локальные приграничные конфликты
Вставка 2.6 Неоправданные ожидания в Кыргызстане
Вставка 2.7 Оценка человеческого развития в Центральной Азии: проблемы статистики
Вставка 2.8 Катастрофический рост бедности в Таджикистане
Вставка 2.9 Как люди в Центральной Азии относятся к своей жизни: результаты исследования
Вставка 3.1 Интервью с челночными торговцами в Узбекистане
Вставка 3.2 Узбекский взгляд на региональные организации в Центральной Азии
Вставка 3.3 Потенциальное региональное сотрудничество в рамках ВТО: пример хлопка
Вставка 3.4 Узбекское предложение по созданию общего рынка в Центральной Азии
Вставка 3.5 На таджикско-узбекской границе
Вставка 3.6 Участие стран Центральной Азии в осуществлении крупных международных
проектов в области транспортной инфраструктуры
Вставка 3.7 Воздушный транспорт в Центральной Азии
Вставка 3.8 Границам в Центральной Азии необходимо более «человеческое лицо»
Вставка 3.9 Программы по управлению границами и борьбе с наркотиками
Вставка 3.10 Как иностранные инвесторы воспринимают деловой климат в Кыргызстане
Вставка 3.11 Донорская помощь региональным инициативам по микрофинансированию
Вставка 3.12 Инвестиционное соглашение Юго-Восточной Европы
Вставка 3.13 Взгляд Казахстана на перспективы регионального сотрудничества
Вставка 4.1 Влияние недостатка водных, земельных и энергоресурсов на местном уровне



XIII
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Вставка 4.2 Предотвращение региональных катастроф на аварийных плотинах – на примере
озера Сарез
Вставка 4.3 Межправительственные разногласия по вопросу о насосном каскаде Карши
подвергают риску миллионы людей
Вставка 4.4 Взаимосвязь водо- и энергоснабжения в бассейне Амударьи
Вставка 4.5 Туркменистан: проблемы и варианты экспорта газа
Вставка 4.6 Гидроэнергетический потенциал Таджикистана
Вставка 4.7 Чингиз Айтматов об экологической угрозе в Центральной Азии
Вставка 4.8 Загрязнение окружающей среды Таджикским алюминиевым заводом
Вставка 4.9 Катастрофа Аральского моря
Вставка 4.10 Озеро Золотого Столетия: назревает новая экологическая катастрофа?
Вставка 4.11 Центральноазиатский региональный экологический центр
Вставка 4.12 Международная помощь в борьбе с истощением почвы
Вставка 5.1 На озере Сарез местное население принимает участие в деятельности
по обеспечению готовности к стихийным бедствиям
Вставка 5.2 Хронология основных проявлений политического насилия в Центральной
Азии с 1999 г.
Вставка 5.3 Общественное восприятие безопасности и конфликтов в Центральной Азии
Вставка 5.4 Источник радикальных исламских движений в Таджикистане
Вставка 6.1 Истории молодых таджикских мигрантов
Вставка 6.2 Организация поездки для мигрантов из Таджикистана в Россию
Вставка 6.3 Борьба с ВИЧ в Казахстане
Вставка 6.4 Региональный проект ОЦАС по борьбе с ВИЧ/СПИДом при поддержке нескольких
доноров
Вставка 6.5 Риск потери русского языка как общеупотребительного
Вставка 6.6 Таджикские девочки бросают школу
Вставка 6.7 Цели развития тысячелетия: как они могут стать региональными стандартами
для гендерной политики?
Вставка 7.1 Предотвращение этнических и ресурсных конфликтов: превентивная программа
развития
Вставка 7.2 Взгляд из Кыргызстана на политическую экономику сотрудничества
Вставка 8.1 Выгоды от региональной интеграции Центральной Азии для соседей и партнеры:
взгляд со стороны Узбекистана
Вставка 8.2 Российские компании инвестируют в энергетический комплекс Центральной Азии
Вставка 8.3 Экономическое сотрудничество Китая с Казахстаном
Вставка 8.4 Сообщение «China Daily» о визите узбекского президента в Пекин 25 мая 2005 г.
Вставка 8.5 Сотрудничество Афганистана и Центральной Азии: план действий ПРООН
Вставка 8.6 Экономическое сотрудничество Ирана со странами Центральной Азии
Вставка 8.7 Сотрудничество Индии с центральноазиатскими странами
Вставка 8.8 «Зона озабоченности» и Сеть развития Ага Хана

Рисунки
Рисунок 1.1 Центральная Азия: центр Евразии
Рисунок 1.2 Группы регионов, рассматриваемые в докладе
Рисунок 1.3 Направленность политики по основным региональным вопросам
Рисунок 1.4 Связь между вопросами региональной политики, «Декларацией тысячелетия»,
Целями развития тысячелетия (ЦРТ), человеческим развитием и обеспечением
человеческой безопасности
Рисунок 2.1 Карта Ферганской долины
Рисунок 2.2 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
Рисунок 2.3 Рост ВВП (ежегодный в %)
Рисунок 2.4 Некоторые региональные организации, членами которых являются страны
Центральной Азии
Рисунок 2.5 Отношение населения Центральной Азии к региональным партнерам
Рисунок 3.1 Эффект «тарелки со спагетти» региональных и двухсторонних торговых соглашений
с участием стран Центральной Азии (Август, 2005)


XIV
Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии

Рисунок 3.2 Общественное мнение о воздействии границ в Центральной Азии
Рисунок 3.3 Транспортные издержки и время, затрачиваемое на перемещение грузов
по автодорогам между странами Центральной Азии (Казахстаном, Кыргызстаном,
Таджикистаном и Узбекистаном) и между Центральной Азией и другими странами
(первый квартал 2005 г.)
Рисунок 3.4 Транспортные издержки и время, затрачиваемое на перемещение грузов
по железной дороге между Центральной Азией (Казахстан, Кыргызстан,
Таджикистан и Узбекистан ) и другими странами (первый квартал 2005 г.)
Рисунок 3.5 Отношение банковских депозитов к ВВП в некоторых странах (в %)
Рисунок 3.6 Чистые ежегодные прямые иностранные инвестиции в странах Центральной Азии
(млн. долл. США)
Рисунок 3.7 Оценка воздействия на реальные доходы домохозяйств комбинированного
50-процентного сокращения тарифов и торговой наценки в Кыргызстане
(процентные изменения по сравнению с базовым сценарием в 2015 г.)
Рисунок 4.1 Управление водными ресурсами в Центральной Азии
Рисунок 4.2 Основные водохранилища и гидроэлектростанции бассейна реки Сырдарья
Рисунок 4.3 Добыча природного газа (млрд. куб. м)
Рисунок 4.4 Нефть Казахстана: производство, потребление и экспорт, 1992 – 2015 гг.
(тыс. барр./сут.)
Рисунок 4.5 Развитие электроэнергетики и стратегия торговли в Центральной Азии
Рисунок 4.6 Использование водных и земельных ресурсов в бассейне Аральского моря,
1960 – 2000 гг.
Рисунок 4.7 Радиоактивные, химические и биологические опасности в Центральной Азии
Рисунок 5.1 Потенциальный экономический ущерб от стихийных бедствий в некоторых
странах СНГ
Рисунок 5.2 Сейсмически опасные зоны в Центральной Азии
Рисунок 5.3 Мировое производство опиума, 1990 – 2003 гг. (метрические тонны)
Рисунок 5.4 Основные нелегальные маршруты наркоторговли через Центральную Азию
Рисунок 6.1 Государственные расходы на здравоохранение, в % от ВВП, 1996 и 2001 гг.
Рисунок 6.2 Расходы на здравоохранение на душу населения, 2002 г. (ППС в долл. США)
Рисунок 6.3 Сокращение ожидаемой продолжительности жизни при рождении (полные годы,
в период с 1990 по 2003 гг.)
Рисунок 6.4 Младенческая смертность и детская смертность до пяти лет, 2002 г.
Рисунок 6.5 Частота заболеваний туберкулезом, 1990 и 2003 гг. (количество заболеваний
на 100 тыс. человек)
Рисунок 6.6 Доля поступивших в средние учебные заведения (общая доля, в % в возрастной
группе 15–18 лет)
Рисунок 6.7 Доля поступивших в средние профессионально-технические заведения
в Центральной Азии (общая доля, в % в возрастной группе 15 – 18 лет)
Рисунок 6.8 Доля поступивших в высшие учебные заведения в Центральной Азии,
1991 и 2001 гг. (общая доля, % в возрастной группе 19 – 24 лет)
Рисунок 6.9 Научные сотрудники, 2003 г. (на миллион жителей)
Рисунок 6.10 Наземные телефонные линии и абоненты сотовой связи на 1 000 жителей, 2003 г.
Рисунок 6.11 Пользователи Интернета на 1 000 человек, 2003 г.
Рисунок 6.12 Количество ежедневных газет (2000 г.) и радиоприемников (2003 г.) на 1 000 человек
Рисунок 6.13 Уровень женской экономической активности, в % от мужской, 2003 г.
Рисунок 6.14 Соотношение женского и мужского дохода в некоторых странах, 2003 г.

Таблицы
Таблица 2.1 Финансовые перечисления в республики Центральной Азии
Таблица 2.2 Региональные показатели (2003 г.)
Таблица 2.3 Индекс человеческого развития в странах Центральной Азии и России
Таблица 2.4 Миграция населения
Таблица 2.5 Бедность и неравенство в странах Центральной Азии (2003 г.)
Таблица 2.6 Выборочные макроэкономические индикаторы (2003 г.)
Таблица 2.7 Прогресс в области рыночных реформ


XV
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Таблица 3.1 Совокупный экспорт и импорт товароов (1996 – 2004 гг.)
(если иначе не указано – млн. долл. США)
Таблица 3.2 Доля товарооборота с бывшим Советским Союзом (1988 – 2004 гг.) (%)
Таблица 3.3 Матрица торговли в Центральной Азии (2003) (млн. долл. США)
Таблица 3.4 Тарифы в некоторых странах Центральной Азии (август 2005 г.)
Таблица 3.5 Вступлениe в ВТО
Таблица 3.6 Транспортные сети в странах Центральной Азии (2004 г.) (1 000 км)
Таблица 3.7 Комерческое законодательство в Центральной Азии: сложность исполнения
контрактов
Таблица 3.8 Прямые иностранные инвестиции на душу населения на конец 2003 г. (в долл. США)
Таблица 3.9 Выборочные данные по малым и средним предприятиям
Таблица 3.10 Цены на муку и чай в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане (долл. США)
Таблица 3.11 Оценка воздействия 50-процентного сокращения тарифов и торговой наценки
на отдельные макроэкономические показатели в Казахстане и Кыргызстане в 2015 г.
(% изменений по сравнению с базовым сценарием)
Таблица 3.12 Ориентировочные затраты в отсутствие сотрудничества и выгоды
от сотрудничества
Таблица 4.1 Оценка общих потерь сельского хозяйства по вине неграмотного управления
ирригационными системами (млн. долл. в год)
Таблица 4.2 Первичные источники энергии
Таблица 4.3 Избытки электроэнергии, доступные для торговли (гВт/ч)
Таблица 4.4 Рейтинги стран Центральной Азии по индексу ИЭУ
Таблица 4.5 Ориентировочные издержки при отсутствии сотрудничества и выгоды от его
наличия
Таблица 5.1 Средние показатели ущерба от крупных стихийных бедствий*
Таблица 5.2 Последствия стихийных бедствий в Казахстане, 1995 – 2003 гг.
Таблица 5.3 Типология преступных и экстремистских политических группировок, действующих
в Центральной Азии
Таблица 5.4 Краткий обзор примерных издержек в результате стихийных бедствий
и антропогенных угроз в Центральной Азии
Таблица 6.1 Изменение численности населения и уровень миграции в Центральной Азии,
1898 – 2002 гг. (начало года, тыс. чел.)
Таблица 6.2 Оценки уровня заболеваемости ВИЧ, конец 2003 г.
Таблица 6.3 Доступ к телевещанию, 2003 г.
Таблица 6.4 Последствия социальных проблем
Таблица 7.1 Показатели эффективности управления и стабильности в Центральной Азии, 2002 г.
Таблица 7.2 Показатели политических преобразований и демократизации
Таблица 7.3 Индексы экономических преобразований
Таблица 7.4 Показатели восприятия коррупции в Центральной Азии
Таблица 8.1 Внешняя помощь странам Центральной Азии
Таблица 9.1 Количественные оценки человеческого развития и вызовов человеческой
безопасности в регионе
Таблица 9.2 Возможные сценарии развития сотрудничества и интеграции




XVI
Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии


Список аббревиатур

БНСР Бухарская Национальная Советская Республика
БОМКА (BOMCA) Программа Европейского Союза по содействию управлению границами
ВВП Валовой внутренний продукт
ВИЧ/СПИД Вирус иммунодефицита человека/Синдром приобретенного иммунного
дефицита
ВНД Валовой национальный доход
ВОЗ Всемирная Организация Здоровья
ВТО Всемирная Торговая Организация
ГВт/ч Гига ватт в час
ГУУАМ Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова
ГЭФ Глобальный экологический фонд
ЕБРР Европейский Банк Реконструкции и Развития
ЕС Европейский Союз
ЕС-15 Европейский Союз 15 (Страны-члены ЕС до расширения членства в 2004 г.)
ЕС-8 Европейский Союз 8 (новые члены ЕС исключая Кипр и Мальту)
ЕЭК ООН Европейской экономической комиссией ООН
ЕЭП Единое Экономическое Пространство
ЕЭС/ЕАЭС/ЕврАзЭС Евразийское Экономическое Сообщество
ИЧР Индекс человеческого развития
ИЭУ Индекс Экологической Устойчивости
КАДАП (CADAP) Программа по предотвращению наркотиков в Центральной Азии
МВФ Международный Валютный Фонд
МДП Конвенция о международной перевозке грузов
МОМ Международная Организация по Миграции
МТНЭ Миллионы тонн нефтяного эквивалента
НАТО Организация североатлантического договора
НИОКР Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки
НПО Неправительственная организация
ОБСЕ Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе
ОДКБ Организация договора о коллективной безопасности
ООН Организация Объединенных Наций
ОПЕК Организация стран-экспортеров нефти
ОЦАС Организация Центральноазиатского Сотрудничества
ОЭС Организация Экономического Сотрудничества
ОЭСР Организация по экономическому сотрудничеству и развитию
ПИИ Прямые иностранные инвестиции
ППС Паритет покупательной способности
ПРООН Программа Развития Организации Объединенных Наций
РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
СНГ Содружество Независимых Государств
СМИ Средсва массовой информации
СПЕКА (SPECA) Специальная программа ООН для стран Центральной Азии


XVII
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

ССР Советская Социалистическая Республика
СССР Союз Советских Социалистических Республик
ТАДАЗ Таджикский алюминиевый завод
ТАССР Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика
ТРАКЕКА (TRACECA) Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия
УВКБООН Управление Высшего Комиссара по вопросам беженцев ООН
ХНСР Хорезмская Национальная Советская Республика
ЦАОР Центральноазиатский общий рынок
ЦАРЕС Программа Центральноазиатского регионального экономического
сотрудничества
ЦАЭС Центральноазиатский экономический союз
ЦРТ Цели развития тысячелетия
ШОС Шанхайская Организация Сотрудничества
ЮНЕП (UNEP) Экологическая Программа ООН
ЮНЕСКО (UNESCO) Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки
и культуры
ЮНИСЕФ (UNICEF) Детский фонд ООН
ЮНИФЕМ (UNIFEM) Женский фонд развития Организации Объединенных Наций
ЮНКТАД (UNCTAD) Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию
ЮНЭЙДС (UNAIDS) Совместной программы ООН по ВИЧ/СПИДу
ЮСАИД (USAID) Агентства США по международному развитию


BEEPS Опрос по деловому климату и деятельности предприятий
CEDAW Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин
DFID Департамент по международному развитию Великобритании
DOTS Краткий курс лечения под непосредственным наблюдением
IRIN Интегрированная региональная информационная сеть
SARS Эпидемия атипичной пневмонии
UNECE Экономическая Комиссия ООН для Европы
UNESCAP Комиссия ООН по экономическим и социальным вопросам по странам
азиатского и тихоокеанского регионов
UNODC Управление ООН по наркотикам и преступности




XVIII
Краткое содержание

Развитие сотрудничества между странами Центральной Азии может прине-
сти большие выгоды населению региона. Выгоды от сокращения торговых
издержек, увеличения объема денежных переводов от мигрантов и более
эффективного использования водных и энергетических ресурсов могут в
течение 10 лет обеспечить благополучие и двойной прирост экономики ре-
гиона. Цена отсутствия сотрудничества также может быть высока: большие
потери от распространения заболеваний, упущенные экономические воз-
можности, стихийные бедствия и ущерб окружающей среде, а также кон-
фликты и нестабильность. И потери, и выгоды в первую очередь отразятся
на беднейших слоях населения региона.
Сотрудничество в Центральной Азии может снизить барьеры, созданные
новыми границами, и создаст благоприятныe условия для контактов лю-
дей через границы в целях ведения торговли и осуществления инвестиций;
взаимосвязанной инфраструктуры; совместного пользования водными и
энергетическими ресурсами; общей защиты окружающей среды и здоро-
вья; свободного распространения идей и знаний; а также защиты от сти-
хийных бедствий.
Центральная Азия обладает сегодня реальными возможностями для со-
трудничества. Ее соседи – одни из самых динамично развивающихся эко-
номик. У населения региона много общего в истории, культуре и языке. Но-
вым государствам региона удалось избежать конфликтов; им открываются
новые пути для торговли, доступа к мировым рынкам и знаниям. Созданы
региональные организации, и они набирают силу. Страны-соседи региона
и международное сообщество выражают растущую заинтересованность в
стабильности и процветании Центральной Азии.
Перед странами Центральной Азии стоят также большие вызовы. Региону
мешают отсутствие выхода к морю, уязвимость инфраструктуры, высокий
уровень бедности во многих районах, слабость государственных институ-
тов и политические барьеры на пути сотрудничества. В двух странах про-
цесс рыночных реформ еще должен начаться, а эффективное сотрудниче-
ство со странами-соседями пока остается уклончивым обещанием.

1
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


Вызовы регионального
Центральная Азия в
течение столетий
сотрудничества и интеграции
лежала на пересече-
в Центральной Азии
нии важнейших путей
между Европой и Вос-
Центральная Азия в течение столетий лежала на природных ресурсов, человеческому разви-
точной Азией и между
пересечении важнейших путей между Европой тию, политической ориентации и готовности
Северной и Южной
и Восточной Азией и между Северной и Южной сотрудничать друг с другом и другими страна-
Азией
Азией. Длительное время регион являлся также ми. Тем не менее у них много общих проблем,
религиозным, научным и культурным центром основанных частично на общей истории в со-
исламского мира. Однако начиная с XVI в. Цен- ставе СССР; а частично – на значительной за-
тральная Азия стала терять свое значение и со висимости друг от друга в области торговли,
временем превратилась в бедную, не имеющую водных и энергетических систем и экологии.
выходов к морям окраину сначала царской Кроме того, в регионе присутствует общее по-
России, а затем Советского Союза. В течение нимание существующих реалий, внутренних и
70 лет советского правления центральноази- внешних угроз национальной безопасности и
атские республики, практически отрезанные обеспечения человеческой безопасности.
от остального мира, установили прочные эко- Во многих важных областях народы Централь-
номические связи с другими регионами СССР. ной Азии и их правительства заметно преуспе-
Уровень жизни населения повысился в резуль- ли в преодолении самых серьезных проблем,
тате значительных инвестиций в физическую с которыми они столкнулись после распада
инфраструктуру и человеческий капитал. Советского Союза. Им удалось создать нацио-
В результате распада Советского Союза в 1991 г. нальное самосознание и построить государ-
в Центральной Азии образовались пять новых ственные структуры почти с нуля. Несмотря на
государств – Казахстан, Кыргызстан, Таджики- потенциальные возможности напряженности
стан, Туркменистан и Узбекистан – с общим насе- из-за недостаточных общих ресурсов, государ-
лением в 57 млн. человек. Регион оказался раз- ствам региона удалось избежать серьезных
резан новыми извилистыми границами, которые вооруженных конфликтов как между собой,
возвели барьеры на пути торговых и межлич- так и с соседними государствами. Некоторые
ностных связей и подорвали интегрированные, страны значительно продвинулись в создании
но уязвимые водные и энергетические системы. новых рыночных структур и выходе на миро-
Разрыв цепочек снабжения промышленности и вые рынки. Все страны прочно стоят на пути
сельского хозяйства, эмиграция большой части экономического возрождения после глубоко-
квалифицированного русского населения, пре- го экономического спада в первые годы после
кращение субсидирования из Москвы и ликвида- провозглашения независимости. Были созда-
ция центрального административного аппарата ны региональные организации, которые могут
Советского Союза привели к глубочайшему эко- стать основой для будущего развития регио-
номическому кризису, который в Таджикистане нального сотрудничества и интеграции. Если в
был усугублен годами гражданской войны. Это конце 1990-х были причины для серьезной обе-
в свою очередь привело к серьезному упадку в спокоенности в отношении долгосрочного бу-
области человеческого развития и обеспечения дущего региона, то сегодня есть обоснованная
человеческой безопасности, и резкому росту надежда, что страны Центральной Азии могут
бедности населения. стать процветающими, и быстро продвинуться
по пути человеческого развития и обеспечения
Однако распад Советского Союза привел также
человеческой безопасности для своих наро-
к открытию границ и возобновлению контактов
дов.
с соседями по азиатскому региону – Китаем,
Ираном и, совсем недавно, с Афганистаном. Это В то же время, недавние опросы и исследова-
позволяет рассчитывать на восстановление ния показывают, что народы всех государств
проходивших через Центральную Азию истори-
Народы всех госу- Центральной Азии испытывают трудности и не-
ческих торговых путей, по которым на мировые
дарств Центральной удобства от разделяющих их границ, ставших
рынки из региона пойдут богатые энергетиче-
Азии испытывают труднопреодолимыми после провозглашения
ские ресурсы, а также на укрепление связей
трудности и не- независимости. Границы мешают родственным
между регионом и остальным миром. Чтобы
удобства от раз- и дружеским связям, особенно в приграничных
использовать эти возможности в полной мере,
деляющих их границ, населенных пунктах. Они препятствуют тор-
странам необходимо сотрудничать на пути к их
ставших трудно- говле и инвестициям не только для крупного
общему будущему.
преодо-лимыми по- бизнеса, но и – особенно – для малого бизнеса,
Сегодня центральноазиатские республики
сле провозглашения включая «челночных» торговцев. Границы отде-
значительно различаются по размеру, запасам
независимости ляют крестьян от традиционно возделываемых


2
Краткое содержание

земель и водных источников, создают условия сти страны Центральной Азии должны прийти к Страны региона, их
для преследований и вымогательства со сторо- целям, сформулированным в подписанных ими соседи и международ-
ны пограничников и таможенников, вне зависи- «Декларации тысячелетия» и Целях развития ные партнеры стоят
мости от целей пересечения границ – бизнес, тысячелетия. Региональное сотрудничество и перед необходимос-
семейные причины или миграция в поисках интеграция республик Центральной Азии как тью создания «гра-
лучшего заработка. Недобросовестное, неспра- друг с другом, так и с остальным миром – важ- ниц с человеческим
ведливое и коррумпированное управление ный инструмент для достижения указанных лицом»
охраной границ приводит к излишним затратам целей. Это требует сотрудничества всех стран
и снижает возможности роста и процветания региона, но не менее важна в этом вопросе и
государств. Границы стали ярким символом поддержка со стороны соседних государств и
провала новых государств в обеспечении чело- международного сообщества доноров.
веческих и гуманитарных потребностей своих Страны Центральной Азии, их соседи и между-
граждан. народные партнеры уже вступили на путь со-
Поскольку границы между государствами Цен- трудничества посредством создания между-
тральной Азии и их соседями останутся надол- народных организаций. Этот процесс начался
го, страны региона, их соседи и международные сразу после провозглашения независимости
партнеры стоят перед необходимостью созда- бывшими советскими республиками в 1992 г. и
ния «границ с человеческим лицом», то есть создания Содружества Независимых Государств
границ, которые облегчают передвижение лю- (СНГ), в которое входят все бывшие советские
дей и товаров, а не тормозят его отнимающим республики за исключением прибалтийских.
время и непредсказуемым бюрократизмом, а Вслед за СНГ было создано Евразийское эконо-
также высокими официальными сборами. Люди мическое сообщество (и различные его пред-
не должны чувствовать себя притесняемыми шественники), членами которого наряду с Бела-
или оскорбляемыми поборами и коррупцией русью и Россией стали Казахстан, Кыргызстан и
на границах. Таджикистан. Среди других региональных ини-
циатив – Организация Центральноазиатского
Создание «границ с человеческим лицом»
сотрудничества – ОЦАС (Казахстан, Кыргызстан,
– важный шаг на пути к региональному со-
Россия, Таджикистан и Узбекистан), Шанхайская
трудничеству, но облегчение торговли только
организация сотрудничества – ШОС (Китай,
одна из многих составляющих установления
Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и
более тесных связей между странами. Многое
Узбекистан) и другие. Некоторые организации
также было написано о необходимости реги-
имели специальное назначение (такое как ко-
онального сотрудничества в области водных
ординация использования водных ресурсов в
и энергетических ресурсов. Региональные по-
регионе) или стали базой для создания значи-
литики недавно заявили о намерении сотруд-
тельно более крупных региональных структур,
ничать в противостоянии региональным угро-
таких как Организация экономического со-
зам, связанным с насилием, наркоторговлей и
трудничества – ОЭС (Афганистан, Азербайджан,
терроризмом. Сотрудничество также должно
Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджи-
осуществляться в области окружающей среды,
кистан, Турция, Туркмения и Узбекистан). Цен-
миграции, здравоохранения, образования и
тральноазиатские страны и Китай, совместно с
подготовленности к стихийным бедствиям.
различными учреждениями, под руководством
В этом докладе мы всесторонне рассматриваем Азиатского банка развития создали Органи-
проблемы сотрудничества, поскольку полага- зацию Центральноазиатского регионального
ем, что во всех этих областях существуют се- экономического сотрудничества (ЦАРЭС). Боль-
рьезные потребности и возможности сломать шинство международных доноров к настояще-
барьеры и получить выгоды от более тесных му моменту уже разработали стратегии под-
региональных связей. Должны быть установле- держки регионального сотрудничества.
ны приоритетные направления деятельности,
Однако многое еще необходимо сделать для
но политические и другие препятствия могут
снижения пограничных барьеров, оптималь-
в любое время помешать продвижению в не-
ного использования региональных ресурсов
которых областях. Развитие сотрудничества в
и укрепления связей государств Центральной
определенных сферах не только принесет вы-
Азии друг с другом, соседними странами и
году, но также будет способствовать росту вза-
остальным миром, которое окажет благотвор-
имного доверия, которое в будущем поможет
ное воздействие на народы региона. Далее
преодолеть препятствия на пути сотрудниче-
кратко представлены некоторые наиболее важ-
ства в других областях. ные из рассматриваемых вопросов и основные
В конечном итоге, в области человеческого раз- рекомендации национальным властям, регио-
вития и обеспечения человеческой безопасно- нальным организациям и международному со-


3
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

обществу, включающему как соседние страны, Снижение многочисленных барьеров и содей-
Центральноазиат-
так и двусторонних и многосторонних партне- ствие торговле помогут странам Центральной
ским республикам
ров. Азия расширить торговлю, ускорить экономи-
необходимо стиму-
ческий рост, создать рабочие места, снизить
лировать торговлю
уровень бедности, и улучшить качество управ-
и интеграцию в гло-
Региональное сотрудничество ления за счет сокращения масштабов корруп-
бальную экономику,
ции. Сокращение торговых издержек на 50%
если они хотят до- в области торговли
повысит, по некоторым оценкам, ВВП Казах-
биться успеха в об-
и инвестиций стана на 20% за 10 лет, а Кыргызстана – на 55%.
ласти человеческого
Наиболее благоприятно снижение барьеров на
развития и обеспече- Как и другим странам, так и центральноазиат-
пути торговли отразится на бедных слоях насе-
ния человеческой без- ским республикам необходимо стимулировать
ления.
опасности торговлю и интеграцию в глобальную экономи-
Однако недостаточно только сократить тор-
ку, если они хотят стать конкурентоспособными
говые издержки. Бизнесу должны быть предо-
на международном рынке и добиться успеха в
ставлены возможности для производства и
области человеческого развития и обеспече-
инвестиций в своих странах. Это зависит от де-
ния человеческой безопасности. В настоящее
лового климата и качества финансовых услуг в
время торговле внутри региона, с соседними
каждом из государств. Внутренние условия в
странами и остальным миром препятствует
странах Центральной Азии, в основном, край-
множество факторов: сложная и неясная тор-
не неудовлетворительны. Поэтому необходи-
говая политика, высокие издержки из-за прово-
мы улучшения не только в торговой политике,
лочек на границе, визовый режим, мздоимство,
в сфере транспорта и транзита, но и в сфере
обход официальных путей пересечения границ
делового и инвестиционного климата, а так-
и прохождения таможни, плохие транспортные
же в финансовом секторе. Опыт показывает,
и транзитные условия, а также множество по-
что реформы в сфере торговли, транзита и де-
мех бизнесу, торговле и транзиту внутри стран.
лового климата в свою очередь требуют мер
Необходимы улучше- Проблемы подогреваются несколькими факто-
по борьбе с коррупцией, улучшению работы
ния также в сфере рами. Региональные и двусторонние торговые
государственных учреждений и повышению
делового и инвести- соглашения, в которых участвуют централь-
прозрачности и подотчетности деятельности
ционного климата ноазиатские страны, часто дублируются, они
правительства, другими словами – серьезных
и в финансовом чересчур сложны и по большей части неэф-
шагов по направлению к эффективному управ-
секторе фективны. Эти соглашения фактически не спо-
лению.
собствуют развитию торговли, а тормозят ее,
поскольку запутывают таможенных работников
и создают почву для коррупции. Частично из-за Рекомендации
отсутствия регионального сотрудничества раз-
витие транспортных связей Центральной Азии Национальным правительствам
с остальным миром, и особенно со странами, не Центральной Азии необходимо:
входящими в СНГ, остается на низком уровне.
Уделить первостепенное внимание
Ограниченные финансовые ресурсы затрачи-
вступлению во Всемирную торговую
ваются на строительство автомобильных и же-
организацию (ВТО), а также всесторон-
лезных дорог в обход границ, чего можно было
ней либерализации торговли, включая
бы избежать при свободном транзите из страны
снижение ограничений на «челночную»
в страну. Существующие авто- и железнодорож-
торговлю.
ные магистрали находятся в плачевном состоя-
нии из-за недостатка финансирования техниче- Вступление в ВТО — лучший способ обеспе-
ского обслуживания и слабого институциональ- чить принятие конкурентоспособной торговой
ного потенциала. Международные соглашения политики и создание благоприятного делового
о транзите выполняются не в полной мере, а климата. Оно должно заменить запутанные ре-
Создание Централь- национальные системы транзита не интегриро- гиональные и двусторонние преференциаль-
ноазиатского общего ваны друг с другом. Региональное и междуна- ные торговые соглашения. Создание Централь-
рынка может стать родное воздушное сообщение развито слабо. ноазиатского общего рынка может стать целью
целью в долгосрочной И наконец, «челночные торговцы» (многие из в долгосрочной перспективе, однако его пра-
перспективе, однако которых – женщины) сталкиваются с многочис- вила должны соответствовать правилам Все-
его правила должны ленными ограничениями и препятствиями как мирной торговой организации. Перенаправ-
соответствовать на самих границах, так и внутри страны, несмо- ления торговых потоков можно избежать, если
правилам Всемир- тря на то, что их деятельность способствует соз- придерживаться торговой политики страны с
ной торговой орга- данию рабочих мест и снижению цен, особенно самыми низкими тарифными обязательствами,
низации для бедных слоев населения. разрешенными ВТО.


4
Краткое содержание

споры и защищающая права собственности. И
Направить региональное сотрудниче-
хотя эти основополагающие элементы эффек-
ство по вопросам достижения конкурен-
тивного управления не появятся сразу и на их
тоспособности на улучшение транс-
полное развитие могут потребоваться годы,
портных связей, содействие торговле и
необходимо предпринять первые шаги, чтобы
создание «границ с человеческим лицом.»
в конечном счете получить все преимущества
Региональное сотрудничество по вопросам
регионального сотрудничества.
конкурентоспособности следует направить на
сокращение транспортных издержек, а также
содействие торговле и транзиту как в пригра- Региональным организациям необходимо
ничных зонах, так и внутри стран. На практике
Передать основную ответственность
это означает упрощение и унификацию тамо-
в вопросах торговли одной из региональ-
женных и пограничных правил и процедур;
ных организаций Центральной Азии.
улучшение управления таможенными и по-
граничными службами, а также полицией; под- Различные инициативы в области торговли и
держку, а не препятствия «челночной» торгов- транспорта должны быть сведены вместе и раци-
ле. Эти меры имеют большое значение для соз- онализированы на базе одной региональной ор-
дания «границ с человеческим лицом». ганизации, скорее всего ОЦАС. Эта организация
могла бы поддерживать усилия отдельных стран
Создать эффективную транспортную
по вступлению в ВТО. Она могла бы также уста-
инфраструктуру и улучшить транс-
навливать стандарты и отслеживать прогресс в
портное обслуживание, сделав его ме-
либерализации торговли, снижении транспорт-
нее дорогостоящим как внутри региона,
ных затрат и развитии региональных транспорт-
так и за его пределами.
ных услуг, а также в сфере управления, делового
Центральноазиатским республикам не следует климата и реформ в финансовом секторе.
строить новые автомобильные и железные до-
Создать комплексную программу раз-
роги специально в обход границ. Вместо этого
вития региональной транспортной ин-
страны региона должны использовать ограни-
фраструктуры и содействия торговле.
ченные финансовые ресурсы для восстановле-
ния и поддержания существующих транспорт- Подобная программа будет координировать на-
ных сетей, а также для развития региональных циональные проекты развития автодорожной и
коммуникаций, соединяющих их с остальным железнодорожной инфраструктуры. Она долж-
миром. Необходимо усовершенствовать право- на быть направлена на укрепление транспорт-
вые нормы для транспортного сектора, допу- ных связей региона с остальным миром; усовер-
стить в него частных перевозчиков и повысить шенствование и интеграцию инфраструктуры
конкуренцию, одновременно обеспечивая без- авиатранспорта региона; сведение к минимуму
опасность транспортных сетей в соответствии новых транспортных проектов, направленных
с международными конвенциями по транспор- на избежание транзита через соседние страны;
ту и транзиту. Страны региона должны создать привлечение достаточного финансирования
упрощенную и эффективную региональную для восстановления и содержания основных
транзитную систему для автомобильного транс- транспортных сетей; разработку мер по содей-
порта, а также для регионального и междуна- ствию торговле и облегчению транзита.
родного воздушного сообщения.
Поддерживать региональные форумы для де-
лового сообщества, на которых региональные
Реформировать деловой климат и фи-
организации и правительства стран-участниц
нансовый сектор внутри страны так,
смогут получать предложения и обратную
чтобы частные компании, включая
связь по разработке и исполнению мер торго-
средние, малые и микропредприятия,
вой политики, а представители деловых кругов
получили возможность эффективно и с
– налаживать контакты и развивать региональ-
меньшими издержками решать задачи и
ные связи в целях расширения экономических
использовать возникающие возможно-
возможностей и решения общих проблем.
сти в более либеральной бизнес-среде.
Частные фирмы всех размеров, местные и за- Подобные региональные сети – ключ к
рубежные, нуждаются в безопасной и предска- созданию активного регионального рын-
зуемой экономической обстановке, свободной ка, установлению каналов обратной
от произвола и коррупции, необоснованных связи между правительствами и дело-
инспекций и налогов. Необходимым дополне- выми кругами, позволяющими оценить
нием должна стать надежная и эффективная су- принятые меры торговой политики со

стр. 1
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>