<<

стр. 10
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

места производства: при каждом пересечении
лась весьма полезной при оказании помощи во время
границы цена наркотика как минимум удваива-
оползней в Рошкале. Группы быстрого реагирования в
ется. Если в Душанбе килограмм героина высо-
деревнях прошли подготовку в поисковых и спасатель-
кой чистоты стоит около 6 тыс. долл. США, то к
ных работах, а также в оказании первой помощи.
моменту достижения Западной Европы оптовая
Источник: World Bank 2004f, Вставка 3.4.
цена увеличится почти в 30 раз.32


137
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Рисунок 5.3
Мировое производство опиума, 1990 – 2003 гг. (метрические тонны)


?????


?????




?????????????????
?????


?????


?????

?????


?
?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ??

?????????????
?????????? ?????? ????????????


Источник: UNODC 2004b



В настоящее время существуют три основных фискованных наркотиков в регионе.37 Все это
Проблема транзита
продвинуло Таджикистан с 23-го на 5-е место
наркотиков остро маршрута поставки наркотиков из Афганиста-
в мире по объемам конфискованных наркоти-
стоит во всех пяти на: из северо-восточной части страны в Тад-
ков.38 По существующим оценкам, до 100 тонн
республиках жикистан и далее в Россию, в Пакистан и его
героина проходит ежегодно через границы
порты; и западный путь через пустыню в Иран.
Таджикистана, что соответствует ежегодному
Поскольку граница с Ираном хорошо охраня-
годовому объему спроса Северной Америки и
ется, а власти Пакистана усилили со своей сто-
Западной Европы.
роны контроль на границе, то северный путь
через государства Центральной Азии стал наи- Узбекистан также вовлечен в незаконный обо-
более предпочтительным. Коррупция в органах рот наркотиков, большая часть которых посту-
правопорядка и пограничной службы по всему пает из Афганистана. Более 600 кг наркотиков
пути следования облегчает эту торговлю. См. было конфисковано в течение первых шести
Рисунок 5.4, где на карте показаны основные месяцев 2004 г., включая 295 кг героина. Это
пути доставки наркотиков из Афганистана че- вдвое превышает объемы конфискованных
рез Центральную Азию.33 наркотиков за тот же период 2003 г.39 Имеющие-
ся данные говорят о том, что от 100 до 150 тонн
Свидетельство возросшей торговли наркоти-
наркотиков из Афганистана прошли через гра-
ками – увеличение объемов конфискации, обу-
ницы Казахстана в 2004 г., из которых 30% были
словленное не столько повышением эффектив-
проданы внутри страны.40 В Кыргызстане в 2004
ности работы органов правопорядка, сколько
г. объем конфискованных наркотиков возрос на
ростом объемов незаконной торговли.34 С 1993
9% по сравнению с тем же периодом 2003 г.41
г., как показывают данные исследования проек-
та «Исследования Шелкового пути», произошло
30-кратное увеличение объемов конфискован-
Причины региональных проблем,
ного героина в Центральной Азии.35 Управле-
связанных с наркоторговлей
ние ООН по наркотикам и преступности зафик-
сировало удвоение объемов конфискованного
Процветание наркоиндустрии в Центральной
героина в период с 2000 по 2002 гг.36
Азии объясняется множеством причин, основ-
Проблема транзита наркотиков остро стоит во ная из которых – географическое расположе-
всех пяти республиках, хотя наибольшие объ- ние региона между центром производства в
емы конфискации героина приходятся на Тад- Афганистане и центром потребления в Европе,
жикистан. В 2002 г. только в Таджикистане было Китае и России. Возросшее производство нар-
перехвачено 2,3 тонны опиума и 5,6 тонны геро- котиков в Афганистане является причиной обе-
ина, что составляет 80% от общего объема кон- спокоенности для стран Центральной Азии. На


138
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму

северо-востоке Афганистана все возрастающее чтожение производства опиума в Афганистане,
производство опиума обеспечивает сырьем де- привели к обратным результатам в среднесроч-
сятки производственных установок, каждая из ной перспективе, так как цены на опиум воз-
которых способна производить от 10 до 20 кг росли, а проблема бедности в сельской мест-
опиума в день. Запрет на производство опиума ности только усугубилась, что привело, скорее,
правительства «Талибан» а 2000 г. привел к его к перемещению мест производства, а не к их
незначительному сокращению, однако через искоренению.44 Географическое расположение
несколько лет производство снова возросло. Центральной Азии очень подходит для переме-
Территория, на которой в Афганистане выра- щения туда производства наркотиков.
щивается сырье для производства наркотиков, Хотя Центральная Азия сегодня играет более
существенно увеличилась в 2004 г., достигнув важную роль как транзитный маршрут, тем не
131 тыс. гектаров, хотя прогнозы на 2005 г. по- менее страны региона, по крайней мере Кыр-
казывают некоторое сокращение.42 гызстан и Таджикистан, сталкиваются с реаль-
Борьбе против наркотиков в Афганистане пре- ной опасностью стать в будущем странами-
пятствуют несколько проблем, включая отсут- производителями наркотиков.45 Серьезную
ствие альтернативных источников дохода для обеспокоенность вызывает тот факт, что по-
афганских фермеров, ограниченную эффектив- тенциальное значительное сокращение произ-
ность мер, направленных на уничтожение по- водства опиумного мака в Афганистане может
севов и их замену, отсутствие правительствен- стать причиной увеличения его производства
ного контроля на большой части территории в Центральной Азии (так называемый «эффект
страны, связи с полевыми командирами и орга- воздушного шара»).46 Поскольку в регионе на-
низованной преступностью, а также отсутствие ходится значительное количество пригодной
эффективных стратегий и должной координа- к возделыванию земли, распространены бед-
ции между донорами.43 Как подчеркивает один ность и безработица, а местные органы власти
аналитик, кампании, направленные на уни- и правоохранительные органы недостаточно



Рисунок 5.4
Основные нелегальные маршруты наркоторговли через Центральную Азию


?????? ?????????
???????????
?????? ??????
?????????
??? ??????
???????? ???????
????
????????
????
??????
????????
????????


?????????
??????????
????
????????????
?????????
??????
????
??????
?????
??????
??????
??????
?????????? ????
???????
??????????
????
??????????? ??????? ???????????????
???????
???????????? ??
???????????????
?????
??????
?????
??????
????????
??????? ????????? ??????
??????? ??????????? ?????
???? ????
?????? ?????? ??????
?????????
???????????????????
????????????? ???????
???????? ????????????????
??????????
?????? ??????
???????????????????????????????????????
?????????????? ?????????????????? ????????????????????????????
??????? ????????????????????????? ????????????????????????????????????????????????
????????????
???????????
????????
?????? ??????????????????????????????????????????????

Источник: основано на карте предоставленной с разрешения Jane’s Information Group – Jane’s Intelligence Review.


139
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

сильны, в условиях возросшего спроса на нар- вырос в Китае и России и, вероятнее всего, бу-
Наркоиндустрия
котики за пределами страны нельзя с легкостью
глубоко встроилась в дет расти в местах вдоль основных маршрутов
отметать риск превращения региона в будущем
экономику некоторых наркоторговли, включая Центральную Азию.
в центр производства наркотиков.
государств Суровая действительность заключается в том,
Даже при отсутствии местного производства что до тех пор, пока действие закона спроса и
сочетание таких факторов, как огромная потен- предложения не ослабеет за пределами этих го-
циальная прибыль и бедственные социально- сударств, проблема транзита наркотиков через
экономические условия, представляет собой Центральную Азию, вероятнее всего, останется
питательную среду для развития торговли нар- трудно разрешимой. Без усилий, направленных
котиками. Наркоиндустрия глубоко встроилась на радикальное решение проблемы спроса и
в экономику некоторых государств, при этом предложения, Центральная Азия в силу своего
местное население во все возрастающей степе- географического положения вдоль маршрутов
ни начинает принимать в ней участие в качестве незаконной торговли наркотиками, будет про-
курьеров, распространителей и потребителей, должать сталкиваться с серьезными осложне-
а правительственные и правоохранительные ниями и человеческими издержками.
структуры подвержены коррупции, также свя-
занной с наркоторговлей. Несмотря на угрозу
Экономические и человеческие
сурового наказания, вплоть до смертной казни,
потери и последствия для
бедность толкает многих на участие в наркотор-
говле.47 По данным доклада Всемирного банка регионального сотрудничества
Незаконному обо- по Таджикистану, от 30% до 50% экономической
роту наркотиков в Рост незаконного оборота наркотиков чреват
деятельности Таджикистана связано с оборотом
регионе способству- серьезными последствиями для общественно-
наркотиков, и 30% населения страны находится
ет проницаемость го здравоохранения, экономического развития,
в зависимости от наркобизнеса.48 Возможность
границ между Афгани- эффективности управления и безопасности в
получить высокие доходы привлекает женщин
станом и странами государствах Центральной Азии. Злоупотре-
и детей, которых используют в качестве нарко-
Центральной Азии, курьеров в обмен на продукты питания для се- бление наркотиками – новая проблема для
при этом коррупция мьи и оплату в виде наркотиков, а не наличных Центральной Азии, напрямую связанная с тран-
на границе представ- денег. Для распространителей наркотиков одна зитом и спросом на наркотики в городской мо-
ляет собой дополни- успешная сделка может равняться их заработку лодежной среде. Информация о последствиях
тельную проблему за несколько лет. употребления наркотиков не всегда правдива
и часто устарелая, но, как следует из доклада
Незаконному обороту наркотиков в регионе
Управления ООН по наркотикам и преступно-
способствует проницаемость границ между
сти, страны Центральной Азии сталкиваются с
Афганистаном и странами Центральной Азии,
самым значительным по сравнению с осталь-
при этом коррупция на границе представляет
ным миром ростом употребления наркотиков
собой дополнительную проблему.49 У зарубеж-
в последние годы – в 17 раз с 1990 по 2002 гг.,
ных наблюдателей есть некоторая надежда на
особенно внутривенного употребления геро-
то, что более широкая борьба с терроризмом
ина. По сведениям Министерства здравоохра-
в регионе укрепит возможности правительств
нения Таджикистана, количество наркоманов в
по отслеживанию и препятствованию потокам
государственных лечебных учреждениях уве-
наркотиков через территории их стран.50 Бо-
личилось в 4 раза в период с 1996 по 2000 гг.,
лее строгий контроль на границе, призванный
из них, согласно этим данным, 74% принимают
остановить потоки оружия и проникновение
героин. Реальные цифры, по мнению экспер-
экстремистов, мог бы также эффективно ис-
тов в области здравоохранения, могут быть на
пользоваться против контрабанды наркотиков.
10 – 15% выше.52 В Туркменистане количество
Однако самый важный фактор – высокий спрос
наркоманов в период с 1991 по 2001 гг. воз-
на героин в Европе и всё в большей степени в
росло приблизительно в 8 раз.53 В Кыргызстане
России, который обусловливает перемещение
Рост незаконного количество наркоманов увеличилось на 340%.
больших денежных потоков через страны Цен-
оборота наркотиков В 1991 г. 82% наркоманов употребляли гашиш, а
тральной Азии и гарантирует любому челове-
чреват серьезными к 2001 г. 68% употребляли героин или опиум.54
ку более высокую оплату в наркоторговле по
последствиями для Следует с определенной осторожностью срав-
сравнению с любой другой работой.51 В настоя-
общественного здра- нивать данные по потреблению наркотиков в
щий момент не предпринимается никаких мер,
воохранения, эконо- этих странах, поскольку методы сбора и сте-
направленных на сокращение спроса, хотя в Ев-
мического развития, пень открытости информации по наркомании в
ропе потребление героина не растет или даже
эффективности них сильно отличаются.
сокращается само по себе, в то время как по-
управления и безопас-
В 2004 г. тяжелые наркоманы составляли, по
требление кокаина вновь становится модным.
ности в государствах
имеющимся оценкам, около 1% от общего числа
Однако, как сказано выше, спрос на опиаты уже
Центральной Азии

140
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму

населения региона, что соответствует пример- особенно в сельской местности, к предложени- Через инъекции среди
но 550 тыс. человек. Для сравнения: ежегодная ям продавцов из-за широко распространенной наркоманов пере-
распространенность употребляющих опиаты в бедности, дискриминации, отчаяния и незна- дается 85% случаев
период с 2001 по 2003 гг. оценивается в 0,75% ния законов.61 Плохие экономические условия заражений ВИЧ-ин-
в Европе, 0,41% в Западной Европе и 0,32% в и существующие сети наркоторговцев во все фекцией в Централь-
Азии. Количество наркоманов в Казахстане с большей степени ассоциируются с торговлей ной Азии
населением в 15 млн. человек составляет, по су- людьми, особенно торговлей женщинами и их
ществующим оценкам, 186 тысяч. В Кыргызстане использованием в сексуальной сфере в России,
с населением почти 5 млн. человек это число Восточной Европе, на Ближнем Востоке, а также
может составить 100 тысяч. В Таджикистане с в Казахстане. Низкая степень осознания про-
населением в 6,3 млн. человек, как полагают, блемы среди работников правоохранительных
количество наркоманов может составить от 45 органов и государственных чиновников суще-
тыс. до 55 тыс., тогда как в Узбекистане их число ственно осложняет принимаемые меры для
может доходить до 91 тыс. при населении в 25,6 борьбы с торговлей людьми; препятствием в
млн. человек.55 В Туркменистане, по неофици- этом отношении является коррупция, а также
альным оценкам, количество наркоманов мо- отсутствие сотрудничества между отправляю-
жет достигать 100 тыс. человек при населении щими, транзитными и принимающими государ-
в 4,9 млн. человек.56 ствами.
Употребление наркотиков становится все более В более обобщенном виде торговля наркотика-
опасным, при этом наиболее часто употребля- ми подрывает экономическую и политическую
ется героин низкого качества, вводимый вну- стабильность, порождает коррупцию и приво-
тривенно. Понизился возрастной порог среди дит к образованию порочного круга. Слабое
наркоманов, и возросло количество наркозави- управление в странах Центральной Азии об-
симых женщин, а также количество преступле- легчает нелегальный транзит наркотиков, тогда
ний, связанных с употреблением наркотиков. как порождаемая этим криминализация регио-
Люди переходят с дорогой водки на дешевый на в еще большей степени ослабляет государ-
героин, а потребители героина начинают пере- ственные структуры и подрывает возможность
ключаться с курения или нюханья на инъекции, правительства реагировать соответствующим
что увеличивает риски для здоровья. образом на эти явления. Борьба с наркоторгов-
лей отвлекает ресурсы и предпринимательские
Через инъекции среди наркоманов передает-
возможности в криминальную сферу и черный
ся 85% случаев заражений ВИЧ-инфекцией в
рынок, а также препятствует появлению жиз-
Центральной Азии, что делает это основным
неспособной легальной экономики. Торгов-
способом распространения болезни в регио-
ля наркотиками подрывает и дискредитирует
не. Осознание степени риска заражения при
управленческую структуру, а также высший
совместном использовании игл и других пред-
эшелон правительственных чиновников, если
метов среди наркоманов и населения в целом
официальные лица имеют отношение к неза-
весьма ограничено. Предположительно более
конным сделкам.62
60% узбеков, зараженных вирусом ВИЧ, являют-
ся наркоманами, использующими внутривенные Не приходится сомневаться в том, что нар-
инъекции. Осмотр использованных шприцев которговля увеличила число мелких престу-
в Ташкенте показал, что 45,5% из них содержат плений и применение насилия между нарко-
остатки крови со следами ВИЧ-инфекции.57 В торговцами и представителями преступного Слабое управление в
Кыргызстане, по имеющимся данным, более 90% мира и привела к созданию группировок, из- странах Централь-
ВИЧ-инфицированных являются наркоманами, вестных как наркомафия. Существуют данные ной Азии облегчает
использующими инъекции. В некоторых регио- о том, что доходы от торговли наркотиками нелегальный тран-
нах Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана от 30 идут на финансирование терроризма и дру- зит наркотиков,
до 40% наркоманов заражены ВИЧ-инфекцией, гих экстремистских групп в регионе.63 Другие тогда как порожда-
и 30% из них – молодые люди до 30 лет.58 наблюдатели отмечают, что нет достаточных емая этим крими-
свидетельств связи террористических органи-
Еще одна серьезная проблема – возросшее нализация региона в
заций, таких как Аль-Кайда, с наркотиками, и
участие женщин и детей в наркоторговле, что еще большей степени
считают «термин «наркотерроризм» слишком
отчасти объясняется меньшей подозритель- ослабляет государ-
туманным и неэффективным с точки зрения
ностью в их отношении и не столь суровым ственные структуры
борьбы как против торговли наркотиками, так
обращением в случае поимки.59 С 1993 по 1998 и подрывает возмож-
и против терроризма, так как он объединяет
гг. количество женщин, арестованных за уча- ность правитель-
весьма различных участников в рамках одной
стие в обороте наркотиков, возросло в 4 раза. ства реагировать
слишком широкой категории. Хотя террори-
В Таджикистане к 2000 г. количество женщин, соответствующим
сты и торговцы наркотиками часто имеют об-
осужденных за участие в обороте наркотиков, образом на эти
составляет 10%.60 Женщины весьма уязвимы, щие краткосрочные цели, их долгосрочные явления


141
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

цели различны (политические цели для тер- Репрессивный вариант политики включает
Торговля наркоти-
в себя ведение войны против наркотиков с
ками – региональная рористов, корысть для наркобаронов), и их не
упором на карательные и контрольные меры,
проблема, для ее пре- надо объединять… Для того чтобы покончить
как-то: распыление с воздуха и уничтожение
одоления требуются с производством опиума и терроризмом в Аф-
посевов, а также жесткие меры правопоряд-
прежде всего регио- ганистане, правительство Афганистана и меж-
ка против распространения и использования
нальные решения дународное сообщество должны в меньшей
наркотиков. Такой подход, основанный на нуле-
степени направлять усилия на ведение войны
вом уровне терпимости, сосредоточивается на
против наркотиков и терроризма, и в большей
предотвращении и наказании за производство,
степени уделять внимание реализации широ-
оборот и употребление наркотических средств.
кой программы альтернативного и интегри-
Напротив, либеральная политика направлена
рованного развития страны в целом. В рамках
на предоставление бедным странам-произво-
этой деятельности крайне необходимой пред-
дителям и транзитным странам альтернативных
ставляется многоуровневая стратегия, вклю-
источников жизнеобеспечения, а также на де-
чающая использование эффективных санкций
криминализацию употребления наркотиков,
в борьбе против незаконной и преступной
как это было сделано в некоторых европейских
деятельности. Такого рода программа должна
странах.66 В большинстве случаев хорошо сба-
реализовываться постепенно, чтобы обеспе-
лансированная стратегия является сочетанием
чить сохранение устойчивой политической и
строгих, но справедливых и предсказуемых мер
территориальной стабильности.»64
в области правопорядка и превентивных мер
Тем не менее вряд ли можно сомневаться в том,
как в отдельных странах, так и на региональном
что торговля наркотиками подрывает регио-
уровне.
нальную стабильность и безопасность, так как
Это чрезвычайно сложная задача даже при на-
главные участники наркобизнеса стремятся со-
личии благоприятных обстоятельств, и ее еще
хранить существование среды, позволяющей
труднее успешно решать в ситуации, в которой
им вести свою деятельность.
сейчас находятся страны Центральной Азии,
особенно учитывая сильное влияние спроса и
Решение проблемы незаконного предложения, что уже было подтверждено при
многочисленных попытках установления кон-
оборота наркотиков
троля над оборотом наркотиков с момента по-
Торговля наркотиками – региональная про- лучения независимости.
блема. Для ее преодоления требуются прежде
всего региональные решения. Однако эффек-
Конвенции и законодательство
тивные меры запрета торговли наркотиками и
усиление пограничного контроля осложняются Все пять стран Центральной Азии ратифициро-
ограниченностью средств, как в смысле люд- вали конвенции ООН по борьбе с наркотиками,
ских ресурсов, так и технической оснащенно- включая Единую конвенцию о наркотических
сти, а также по причине отсутствия сотрудниче- средствах 1961 г., Конвенцию о психотропных
ства на национальном и региональном уровне веществах 1971 г., а также Конвенцию о борь-
между правоохранительными органами. Хотя бе против незаконного оборота наркотиче-
ских средств и психотропных веществ 1998
все пять стран Центральной Азии стремятся
г.67 Большинство из них также поставили свои
улучшить законодательство, регулирующее от-
подписи под текстом Конвенции ООН против
ношения в области наркоторговли, они сталки-
трансграничной организованной преступно-
ваются со значительным количеством препят-
Каждому из госу- сти. Все страны, кроме Туркменистана, также
ствий, к числу которых следует отнести недо-
дарств необходимо подписали с Управлением ООН по наркотикам
статочные ресурсы для проведения обучения и
пересмотреть и и преступности Центрально-Азиатский Мемо-
соответствующего оснащения, а также наличие
усовершенствовать рандум о взаимопонимании по борьбе с нар-
слабой институциональной инфраструктуры и
внутреннее законо- котиками.
коррупции.
дательство по кон-
Однако существует необходимость усилить
Какой вариант стратегии реагирования мо-
тролю за оборотом
законодательные, правовые структуры и име-
гут принять центральноазиатские страны как
наркотиков и борьбе
ющиеся ресурсы во всем регионе. Ни одно из
региональный блок или на национальном
с организованной
центральноазиатских государств не приняло
уровне? Реакция может быть либеральной или
преступностью для
всеобъемлющее законодательство об отмы-
репрессивной,65 но, для того чтобы она оказа-
приведения в соот-
вании денег и конфискации преступной соб-
лась эффективной, важна координация. Если
ветствие с основны-
ственности. Ни одно из государств не созда-
соседи принимают различные стратегии реаги-
ми направлениями
ло подразделения финансовой разведки, что
рования, проблема просто перекочевывает из
конвенций, норм и
усложняет задачу установления собственности
одной страны в другую.
стандартов ООН

142
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму

криминальных структур и организаций, занима- военные действия против движения «Талибан» Между странами Цен-
ющихся наркоторговлей, на территории стран в октябре 2001 г. и при дальнейших действиях тральной Азии были
с организованной банковской системой.68 США и вооруженных сил коалиции на террито- подготовлены много-
рии Афганистана. В результате группа «шесть численные меморан-
Уровень международного сотрудничества
плюс два» прекратила свое существование. думы и соглашения
остается низким, отсутствуют договоры о дву-
по контролю над
сторонней взаимной помощи и экстрадиции с Что касается второго подхода, то между стра-
распространением
большинством стран за пределами СНГ. Мест- нами Центральной Азии были подготовлены
наркотиков
ные власти проделали недостаточную работу многочисленные меморандумы и соглашения,
по подготовке кадров и ограничили инфра- включая Меморандум о взаимопонимании,
структуру для экстрадиции и юридической подписанный правительствами пяти стран Цен-
помощи. Каждому из государств необходимо тральной Азии и Управлением ООН по нарко-
пересмотреть и усовершенствовать внутрен- тикам и преступности в мае 1996 г., о сотруд-
нее законодательство по контролю за оборо- ничестве на межгосударственном уровне по
том наркотиков и борьбе с организованной контролю за распространением наркотиков.69
преступностью и привести его в соответствие Несмотря на проведение ежегодных отчетных
с основными направлениями конвенций, норм встреч и подтверждение в нескольких случа-
и стандартов ООН в этих областях. После этого ях намерений сотрудничать – как, например,
сотрудничество может быть расширено с вклю- в 2000 г. в связи с подписанием Казахстаном,
чением механизмов международного судебно- Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном
го сотрудничества по обмену информацией, соглашения о совместных действиях в борьбе
экстрадиции наркоторговцев и других преступ- против терроризма, политического и религи-
ников, а также другим формам взаимной право- озного экстремизма и трансграничной пре-
вой помощи. ступности, – усилия не принесли ожидаемых
результатов. Региональные организации также
пытались, и тоже пока безуспешно, предприни-
Региональные подходы и организации
мать усилия по установлению контроля за обо-
До сих пор в Центральной Азии были испро- ротом наркотиков; в этой связи можно назвать
бованы два типа региональных стратегий по Межгосударственную комиссию по контролю
борьбе с незаконным оборотом наркотиков: над наркотиками ОЦАС, созданную в 1996 г., а
объединение усилий в обуздании наркотор- также Координационный орган по контролю
говли из Афганистана, а также сотрудничество над оборотом наркотиков под эгидой секрета-
в области контроля над транзитом наркотиков риата ОЭС, созданный в 1999 г.
между странами. Ни один из этих подходов не Были также выдвинуты и несколько двусто-
дал ощутимых результатов. ронних инициатив. Российская федеральная
Первый подход заключался в попытке созда- служба по контролю за оборотом наркотиков
ния пояса безопасности вокруг Афганистана с и Агентство Кыргызской Республики по контро-
целью перехвата потоков наркотиков. В 2000 г. лю за наркотиками подписали соглашение о
сотрудничестве в борьбе против незаконного
члены группы «шесть плюс два» (Китай, Иран,
оборота наркотиков, психотропных веществ
Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Узбеки-
и их заменителей. Таджикистан подписал дву-
стан, а также Россия и США) в рамках Ташкент-
стороннее соглашение о сотрудничестве с
ской декларация об основных принципах мир-
Кыргызстаном в 1988 г., Узбекистаном – в 1999
ного урегулирования конфликта в Афганистане
г. и Казахстаном – в 2000 г.70 Меморандум о со-
выразили глубокую озабоченность в связи с
трудничестве, подписанный между Афганиста-
возросшим возделыванием, производством и
ном и Таджикистаном, позволил таджикскому
торговлей наркотических средств как в Афга-
Агентству по контролю за наркотиками открыть
нистане, так и из Афганистана. Они также об-
свои представительства в Кабуле и афганских
судили вопрос о создании механизма, который
провинциях. Хотя эти соглашения в принципе
позволил бы им более тесно взаимодейство-
имели некоторую пользу, на практике их дей-
вать в вопросах борьбы против незаконного
ственность ограничена в первую очередь сла-
распространения наркотиков. План регио-
быми возможностями национальных агентств
нальных мер по усилению сотрудничества в
по борьбе с наркотиками и ограниченным со-
области контроля за наркотиками был одобрен
трудничеством между различными правоохра-
13 сентября 2000 г. Китаем, Ираном, Пакиста-
нительными органами в каждой из стран.71 Это
ном, Россией, Таджикистаном, Соединенными
также объясняет, почему многосторонние уси-
Штатами и Узбекистаном. Управление ООН по
лия до сих пор не имели успеха.
наркотикам и преступности было назначено
ответственным ведомством по реализации пла- В последнее время усилившееся сотрудниче-
на, который сразу устарел, как только начались ство между такими региональными организа-


143
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

циями, как Организация договора о коллек- ООН по наркотикам и преступности, ПРООН,
Все международные
усилия, однако, стал- тивной безопасности и ШОС, стало формой Организацию по безопасности и сотрудниче-
киваются с теми же одновременного ведения борьбы против ству в Европе (ОБСЕ), Европейскую комиссию
препятствиями, ко- преступности, наркотиков и терроризма. Это (ЕК), Международную организацию по мигра-
торые существуют и сотрудничество подразумевает проведение ции (МОМ) и двусторонних доноров. Будучи
при взаимодействии ежегодных совместных военных операций, на- ведущим координирующим агентством со
с отдельными стра- правленных на противодействие наркоторгов- значительным представительством в регионе,
нами, – начиная с от- ле, между странами СНГ и ШОС. В 2003 и 2004 Управление ООН по наркотикам и преступ-
сутствия реального гг. члены Организации коллективного договора ности сотрудничает со всеми государствами
контроля за спросом о безопасности провели превентивные опера- в области обмена информацией и опытом,
и предложением за ции против наркоторговли на территории Кыр- предоставления технического оснащения и
пределами региона и гызской Республики, в некоторых из них прини- осуществления проектов пограничного кон-
кончая слабыми ин- мали участие другие страны СНГ, а также США.72 троля по всей границе Центральной Азии с
ституциональными Пока неясно, принесет ли такой подход лучшие Афганистаном (Таджикистан, Туркменистан и
возможностями результаты по сравнению с предыдущими ини- Узбекистан). Управление ООН по наркотикам
циативами. Поскольку этот подход предусма- и преступности принимает участие в большом
тривает в основном применение репрессивных количестве инициатив, направленных на раз-
мер, необходимо в любом случае дополнить его витие институциональной инфраструктуры,
инициативами в области развития. например, в учреждении и развитии агентств
по контролю за наркотиками в Кыргызстане и
Недостаток предпринимаемых усилий, направ-
Таджикистане. В тесном сотрудничестве с ШОС
ленных на установление контроля над нар-
Управление по наркотикам и преступности ак-
которговлей, заключается в нежелании Тур-
тивно выступает за ратификацию и соблюдение
кменистана сотрудничать с другими странами
договоров, направленных на борьбу с терро-
Центральной Азии в борьбе с наркоторговлей
ризмом, способствует развитию технического
и принимать участие в каких-либо региональ-
потенциала и знаний практикующих юристов.
ных мероприятиях, проводимых по инициа-
Оно также поддерживает разработку, приня-
тиве Управления ООН по наркотикам и пре-
тие и исполнение всеобъемлющего свода за-
ступности.73 Туркменские власти отказывались
конов против отмывания денег и финансиро-
предоставлять информацию международным
вания терроризма, а также оказывает помощь
организациям о конфискации наркотиков на
в создании органов финансовой разведки там,
своей границе. Поскольку Туркменистан име-
где это представляется необходимым.
ет 700-километровую границу с Афганистаном,
это стало предметом серьезной озабоченно- Существует также большое количество других
сти международных агентств по контролю за многосторонних и двусторонних инициатив,
наркотиками, включая Международный коми- направленных на оказание помощи в борьбе
тет по контролю над наркотиками. Туркмени- с распространением наркотиков в Централь-
стан был единственным государством, грани- ной Азии, включая программу помощи ЕС по
чащим с Афганистаном, которое не принимало управления границами и борьбе с наркотиками
участие в инициативе «Топаз» по международ- (см. Вставку 3.9 в Главе 3). Все международные
ному мониторингу и проведению операций, усилия, однако, сталкиваются с теми же пре-
направленных на борьбу с производством пятствиями, которые существуют и при взаимо-
и контрабандой наркотиков в Центральной действии с отдельными странами, – начиная с
Азии. Однако с апреля 2004 г. наметился мно- отсутствия реального контроля за спросом и
гообещающий сдвиг, так как правительство предложением за пределами региона и кончая
Туркменистана начало сотрудничать с Управ- слабыми институциональными возможностями.
лением ООН по наркотикам и преступности и Между внешними донорами существует также
стало принимать участие в операции «Топаз», проблема отсутствия достаточной координа-
начатой в 2001 г., объектом которой является ции. К числу позитивных явлений можно отнести
уксусный ангидрид – наиболее важный хими- основание Регионального координационного
ческий элемент, применяемый при незаконном центра, в задачу которого входит продвижение
производстве героина.74 региональных подходов к вопросам погранич-
ного контроля, сбора и обмена информацией, а
также контроль за нелегальным оборотом нар-
Международная поддержка котиков. Тем не менее всем участникам как в
самой Центральной Азии, так и за ее пределами
Среди международных организаций, при-
необходимо приложить значительно больше
нимающих в настоящее время участие в про-
усилий для того, чтобы остановить угрозу рас-
граммах борьбы против наркотиков в Цен-
пространения наркотиков.
тральной Азии, можно назвать Управление


144
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму


Терроризм и трансграничная ческого развития и обеспечения человеческой Во всех странах
безопасности. Это лишь краткое изложение Центральной Азии
преступность: новые явления очень сложной и трудной темы. существует явная
заинтересованность
Во всех странах Центральной Азии существу-
в политической
ет явная заинтересованность в политической
Тенденции и действующие лица стабильности и
стабильности и безопасности в соседних госу-
безопасности в со-
дарствах, поскольку нестабильность в одной
После распада Советского Союза Центральная
седних государствах,
стране способна стать причиной политических
Азия столкнулась как с распространением экс-
поскольку нестабиль-
беспорядков в других. Политическая неста-
тремистских идей и террористической актив-
ность в одной стране
бильность имеет многочисленные причины, не
ности из внешнего мира, так и с собственными
способна стать при-
в последнею очередь внутренние, связанные с
внутренними конфликтами. Все это происходи- чиной политических
недостаточным развитием и недостаточно про-
ло на фоне серьезного экономического спада и беспорядков в сосед-
зрачной системой управления, как это показали
угрозы распространения региональной нарко- них странах
в марте 2005 г. беспорядки и смена правитель-
торговли. Хотя переходный период был на удив-
ства в Кыргызстане. Но с момента обретения
ление мирным, десятилетие после обретения
независимости правительства в Центральной
независимости было отмечено повстанческой
Азии воспринимают угрозы стабильности в
активностью, вооруженными нападениями и
основном со стороны международного терро-
действиями террористов. Наиболее значитель-
ризма и трансграничной преступной деятель-
ным военным конфликтом была гражданская
ности. Эта озабоченность разделяется также,
война в Таджикистане (1992 – 1995 гг.). Но были
хотя и по другим причинам, крупными страна-
и другие единичные вспышки, включая беспо-
ми за пределами региона, в особенности Кита-
рядки с участием экстремистов в Кыргызстане в
ем, Россией и США. В этом разделе мы пытаемся
1999 г. и в Узбекистане в 2004 г. В начале 2005 г.
пролить свет на вовлеченные в процесс силы и
мы стали свидетелями низвержения кыргызско-
интересы и представить некоторые точки зре-
го правительства и беспорядков в узбекской
ния на возможности регионального сотрудни-
провинции Андижан (см. Вставку 5.2).75
чества в борьбе против этих угроз для челове-


Вставка 5.2

Хронология основных проявлений политического насилия
в Центральной Азии с 1999 г.
Июль 1999 г. Исламская вооруженная группа из Таджикистана проникла в отдаленную кыргызскую провинцию Баткен и захватила пять
горных сел, взяв в заложники группу японских геологов. Вооруженная группа хотела принудить власти выпустить на свободу мусульман,
которые находились в узбекских тюрьмах, а также вновь открыть тысячи мечетей и религиозных учебных заведений. В ответ на угрозы
узбекские военно-воздушные силы провели бомбардировку горной местности, расположенной выше города Баткена.
Февраль 1999 г. Почти одновременные взрывы бомб в Ташкенте стали причиной гибели 19 человек, и около 100 человек было ранено.
27 марта – 3 апреля 2004 г. Два террориста-смертника, остановленные полицией в Ташкенте, взорвали себя, убив трех и ранив пять по-
лицейских. Это послужило поводом для серии скоординированных взрывов в Ташкенте и Бухаре, причем в одном случае действовала жен-
щина-смертница. Число погибших после шести дней насилия включало 33 террориста (семь из них – женщины), 10 полицейских и четыре
гражданских лица. Полиция арестовала 19 человек, подозреваемых в терроризме, и захватила 55 поясов смертников, 77 бомб, сделанных на
основе аммиачной селитры, и более двух тонн химических веществ, используемых для изготовления взрывных устройств.
30 июля 2004 г. Террористы атаковали посольства США и Израиля в Ташкенте. Семь человек были убиты, среди них – трое из нападавших.
Некая террористическая группа, назвавшая себя «Группа священной войны», взяла на себя ответственность за акт. На одном из веб-сай-
тов группа указала, что она хотела таким образом отомстить за проведение Узбекистаном политики, поддерживаемой правительствами
Израиля и США. Согласно заявлению членов группы, полученному «Ассошиэйтед Пресс», акция имела явно выраженное политическое
значение и была поддержана представителями Аль-Кайды в Пакистане.
23 сентября 2004 г. В Узбекистане арестованы и осуждены более 50 человек за пособничество при проведении террористических на-
падений в марте и апреле.
24 марта 2005 г. Президент Кыргызстана вынужден покинуть страну, после того как представители оппозиционного движения вышли на
улицу в Бишкеке и главных областных городах; во время этих событий наблюдались также акты насилия.
13 мая 2005 г. После захвата вооруженными повстанцами тюрьмы и других правительственных зданий в узбекском городе Андижан на
востоке страны силы безопасности Узбекистана вступили в столкновение с тысячами демонстрантов. Оценка количества убитых варьи-
руется от около 173 человек, согласно правительственным данным, до 700 – по утверждению представителей оппозиции и внешних
наблюдателей. Около 500 человек бежали из Узбекистана через границу на территорию Кыргызстана.
Источник: Собрано Шахрбану Таджбахш; основано на страновых работах и других материалах.



145
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Среди местных политиков и международных роризм стал причиной возросшего давления
Существует расту-
наблюдателей существует растущая обеспоко-
щая обеспокоенность на оппозиционные группы, а на региональном
енность относительно возможного увеличения
относительно воз- – причиной ужесточения пограничного режи-
активности различных экстремистских, терро-
можного увеличения ма. Терроризм также связан с отмыванием де-
ристических и криминальных групп и сетей,
активности различ- нег, оборотом наркотиков, торговлей людьми и
действующих в Центральной Азии. В Таблице
ных экстремистских, беззаконием, а также с расширяющимся нера-
5.3 дано описание различного рода групп. При
террористических и венством в благосостоянии людей в затронутых
проведении любой дискуссии на региональном
криминальных групп и незатронутых терроризмом районах. Самый
уровне о терроризме и преступности и приня-
и сетей эффективный путь решения проблемы терро-
тии соответствующих действий на региональ- ризма и трансграничной преступности – понять
ном уровне во внимание должны приниматься вероятные корни их возникновения, некоторые
различные характеристики. из которых сходны, а другие различны.

Сложные причинные переплетения Основания для недовольства: бедность и
неравенство
Разнообразные последствия терроризма и
Неравенство, бедность и коррупция лежат в
Бедность может трансграничной преступности в Центральной
основе конфликтов и восстаний во всем мире,
способствовать соз- Азии могут, вероятнее всего, иметь потенци-
включая произошедшую в марте 2005 г. рево-
данию таких условий, ально дестабилизирующее влияние как на вну-
люцию в Кыргызской Республике. Бедность мо-
при которых военнос- тренние политические системы в этих странах,
жет способствовать созданию таких условий,
лужащие превраща- так и региональную и международную торгов-
при которых военнослужащие превращаются
ются в преступников лю, частично из-за распространения наркоти-
в преступников или террористов, так как они
или террористов ков и оружия. На национальном уровне тер-


Таблица 5.3
Типология преступных Намерения и деятельность Сети и связи Политические последствия
и экстремистских
Наркомафия Посредники, покупающие опиум В основном на местном Как посредники, они представляют
политических
у фермеров (героин/опиум уровне, но связи с собой угрозу для местных жителей, но
группировок,
в Афганистане и гашиш в политическими элитами необязательно обладают властью или
действующих в
Центральной Азии) и продающие в Афганистане и способностью угрожать стабильности.
Центральной Азии
их международным торговцам. Центральной Азии.
Криминальные сети Будучи заинтересованными в Транснациональные
Состоят из цепочек региональных или
получении финансовых средств связи с криминальными
международных действующих лиц,
от торговли наркотиками, они сетями. включая официальных лиц в прави-
переправляют наркотики через тельстве и службах безопасности; их
регион во внешний мир. транснациональные сети могут быть
очень влиятельными. Они также
способны усилить коррупцию среди
чиновников.
Криминальные/ Они охватывают криминальные/ Транснациональные, Потенциально очень вредные
террористические сети террористические сети со связями как с для политических властей, так
(например, Исламское – криминальные, так как криминальными сетями, как объединяют ненасытные
движение Узбекистана) они напрямую участвуют так и с экстремистскими криминальные интересы с
в торговле наркотиками, и политическими восстаниями и террористической
террористические, так как делают организациями, деятельностью.
четкие политические заявления, включая, возможно,
даже если только риторические. Аль-Кайду.
Религиозные Направлены на свержение Транснациональные по Их влияние зависит от того, насколько
экстремистские существующих политических составу и, возможно, они могут оказать социально-
группировки режимов в Центральной Азии по руководству, со экономическую помощь местному
(например, Хизб-ут- и замену их на исламские связями по всей населению при конкуренции (часто
Тахрир) халифаты. Центральной Азии и при отсутствии) с государством,
представительствами в а также от их растущих связей с
Европе. наркоторговлей для финансирования
своей деятельности.

Источник: Составлено Шахрбану Таджбахш, основано на страновых работах и других материалах.


146
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму

недовольны своей жизнью и им нечего терять.76 общественного восприятия, большинство на- Искоренение бед-
селения полагает, что вероятность возникнове-
Существует также прямая связь между невоз- ности и коррупции
ния конфликтов между государствами, внутри – главнейшее сред-
можностью высказать свое мнение и маргина-
государства или на местном уровне весьма ство в борьбе против
лизацией, а также желанием быть услышанным
небольшая. Большая часть населения прояв- терроризма и пре-
при помощи насилия. Как заявил генеральный
ляет б?льшее беспокойство по поводу угрозы ступности
секретарь ООН Кофи Аннан в докладе «Свобода
безопасности со стороны организованной пре-
в большем масштабе», «хотя нельзя сказать, что
ступности, нежели со стороны религиозных
бедность и отказ в правах человека являются
организаций. Только малая часть опрошенных
«причинами» гражданской войны, терроризма
недовольна уровнем безопасности внутри
или организованной преступности, тем не ме-
страны. Однако те, кто выражает озабоченность
нее они в большой степени увеличивают риск
возможным конфликтом, считают, что основной
нестабильности и насилия».77
причиной будут бедность и обусловленные ею
К числу действующих факторов можно отнести
социально-экономические причины (см. Встав-
экономический упадок, отсутствие социаль-
ку 5.3). Эти данные не должны быть источником
ной защиты, маргинализацию и исключение с
самоуспокоенности, как показывают события,
политической сцены этнических меньшинств,
описанные во Вставке 5.2, и особенно в Кыргыз-
эксплуатацию незащищенных групп продаж-
стане и Узбекистане весной 2005 г.78
ной бюрократией, а также нарушение прав че-
ловека. В конечном итоге насилие, вызванное
бедностью и неравенством, возникает из-за Глобальная идеологическая борьба или
отсутствия доверия и социального контракта форма регионального протеста?
между правительствами и народом, поэтому
Существует мнение, что некоторые из терро-
искоренение бедности и коррупции – главней-
ристических групп в Центральной Азии могут
шее средство в борьбе против терроризма и
быть связаны с региональными или глобаль-
преступности.
ными террористическими группами, включая
Несмотря на относительно высокий уровень радикальные исламистские группы, возмож-
бедности, неравенства, коррупции и трудно- но, и Аль-Кайду. Несмотря на расхождения по
стей жизни в большинстве районов Централь- идеологическим вопросам, источникам фи-
ной Азии, согласно недавнему исследованию нансирования и методам, политизированные


Вставка 5.3

Общественное восприятие безопасности и конфликтов
в Центральной Азии
Опрос 6 000 человек, проведенный Всемирным банком в 2004 г. в четырех странах Центральной Азии, включал целый ряд вопросов
относительно доверия, безопасности и конфликтов. Краткое изложение ответов дается ниже (указанные проценты невзвешенны для
всей выборки):
• 68% считают, что в общении с людьми надо быть очень осторожным.
• 32% чувствуют себя в меньшей безопасности на прогулке в одиночку, чем несколько лет назад.
• 12% полагают, что существуют организации, движения и группы, способные причинить вред (большинство думает, что это
радикальные религиозные группы).
• 59% полагают, что возникновение конфликта в их странах абсолютно маловероятно в ближайшие несколько лет (те, кто
считает это вероятным, называют причиной преимущественно бедность и связанные с ней социально-экономические при-
чины).
• 74% считают абсолютно маловероятным возникновение конфликтов на местном уровне.
• 60% полагают, что возникновение конфликта между странами Центральной Азии абсолютно маловероятно (источники воз-
можных конфликтов определялись спецификой отдельной страны, по большей части были связаны с таможней и управле-
нием границей, либо ресурсами – водой, энергией и т. д.).
• 35% полагают, что не существует угрозы для безопасности.
• 22% / 12% считают, что существует угроза безопасности со стороны организованной преступности/религиозных организа-
ций.
• 2% / 8% полагают, что существует внешняя угроза для безопасности, которая исходит от стран СНГ/стран, которые не входят
в СНГ.
• 14% достаточно сильно либо полностью не удовлетворены безопасностью в своей стране.
Источник: По данным Опроса общественного мнения Всемирного банка в 2004 г.


147
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

исламистские движения в Центральной Азии защите и кончая местными мечетями, являются
Три ключевых эконо-
имеют общие цели с глобальными радикальны- сторонниками этих ценностей. Эти движения
мических фактора
ми исламистскими сетями. Цели заключаются в активно способствуют укреплению социальной
делают страну
пробуждении политического самосознания и защиты и образования населения Центральной
уязвимой для развя-
религиозной политизации среди религиозно Азии путем не-экстремистской политической
зывания гражданской
настроенных членов общества, а также в изме- деятельности.
войны: низкие доходы,
нении светской политической системы и пре-
низкие темпы эко- Несмотря на сходство с глобальным исламским
вращении ее в исламское государство, и для
номического роста движением, весьма вероятно, что исламские
достижения этой цели не исключается приме-
и высокая степень движения в Центральной Азии, как радикаль-
нение насильственных действий.79
зависимости от при- ные, так и нет, имеют свои корни в очень специ-
родных ресурсов Однако необходимо проявлять большую осто- фических местных и региональных традициях, а
рожность, прежде чем называть религиозные также недовольстве. Это заключение подтверж-
движения «экстремистскими», «фундамента- дает недавнее исследование, проведенное в
листскими» либо даже «исламистскими», а так- Таджикистане (см. Вставку 5.4).
же прежде чем констатировать наличие связи
между местными течениями и внешними влия-
Наживание на насилии
ниями. Важно проводить грань между конструк-
тивной ролью ислама и исламских ценностей в Согласно исследованию, проведенному Всемир-
обществе и теми угрозами, которые исходят от ным банком и Международной академией мира80,
политических организаций, использующих ис- существуют три ключевых экономических фак-
ламскую сущность для достижения политиче- тора, делающих страну уязвимой для развязыва-
ских целей. ния гражданской войны: низкие доходы, низкие
темпы экономического роста и высокая степень
В Центральной Азии мы наблюдаем возрож-
зависимости от природных ресурсов. Первые
дение ислама, с одной стороны, и подъем экс-
два фактора создают источник для потенци-
тремизма – с другой. Возрождение обеспечило
альной вербовки повстанцев, большей частью
приток новых верующих, особенно из числа
среди недовольных молодых людей, тогда как
молодежи. Ислам и исламские ценности в этом
третий представляет собой потенциальный ис-
регионе основаны на местных традициях и от-
точник финансирования конфликта. Большая
личаются от тех, что существует в других частях
часть гражданских конфликтов после окончания
мира, в том числе и на Ближнем Востоке. Не-
холодной войны в развивающихся странах была
малая часть неполитических исламских движе-
движима не столько чисто политическим причи-
ний, начиная от организаций по социальной



Вставка 5.4

Источник радикальных исламских движений в Таджикистане
Данные исследования показывают, что социальная база радикальных исламских движений в Таджикистане не является широкой, но
охватывает определенные слои населения, в особенности:
• Рыночные торговцы, а также лица, занятые в малом и среднем бизнесе: Предпринимательство в Таджикистане находится
в сложном положении. Отсутствие законности и порядка, коррупция и высокие налоги не дают возможности развиваться
малому и среднему предпринимательству, заставляя его работать нелегально. Из-за того что светская администрация не
может или не хочет улучшить ситуацию с законностью и обеспечить правопорядок, предприниматели и продавцы вынужде-
ны обращаться к исламу в поисках регулятора социальной жизни и предпринимательской деятельности.
• Безработная молодежь: Эта особая группа, представители которой потеряли перспективу и чувствуют себя отделенными от
общества.
• Население приграничных районов: Начиная с 2000 г. наблюдается быстрое усиление влияния политического ислама в погра-
ничных регионах Кыргызстана и Узбекистана. Это связано с образованием настоящих границ между новыми государствами
Центральной Азии, которые разделили ранее единый регион. Распространение идей движения Хизб-ут-Тахрир в Централь-
ной Азии в целом и в Таджикистане, в частности, основано частично на привлекательности исламского объединения. Реак-
ция населения на возведение границ в старых центрах цивилизации, особенно в Ферганской долине, которая больше всего
пострадала при разделении Центральной Азии, была остро негативной.
• В целом анализ интервью, проведенных с января по март 2004 г. в Душанбе, Худжанде и Ташкенте, показали, что главной
мотивацией обращения к политическому исламу было глубокое разочарование политикой, проводимой государственными
лидерами в Центральной Азии, которая препятствует развитию региональной торговли, транспорта, движению людей и по-
току товаров, – факторам, которые привели к ухудшению положения мелких торговцев и предпринимателей.82
Источник: Страновое исследование ПРООН по Таджикистану.


148
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму

нами, сколько мощными экономическими моти- таможенными комитетами, министерствами обо- Ни одно из централь-
вами и программами. Ведение военных действий роны и министерствами по чрезвычайным ситу- ноазиатских госу-
воспринимается в таком случае как «предприни- ациям.84 Однако условия в вооруженных силах дарств не является
мательский инструмент, а насилие – как способ остаются бедственными, а сектор безопасно- членом какой бы то
накопления.»81 Вместо того чтобы рассматривать сти, как и большинство других государственных ни было международ-
войну как продолжение политики с использова- сфер, страдает от недостатка финансирования, ной группы, противо-
нием других средств, исследование приводит к нехватки квалифицированных сотрудников и действующей отмы-
мысли о том, что конфликты можно рассматри- коррупции. Предоставление дополнительных ванию денег
вать как продолжение экономики при помощи финансовых средств для укрепления государ-
других средств. ственной безопасности и механизма погранич-
ного контроля было бы важной составляющей
Возможность получения выгод некоторыми
в пресечении незаконной трансграничной де-
сторонами от длительного насилия вполне
ятельности. Реформы и улучшение финансиро-
распространяется на террористическую и пре-
вания органов безопасности могут потребовать
ступную деятельность, которая процветает в
проведения более широких реформ в системе
условиях нестабильности. Для Центральной
управления; тогда как в изолированном виде ре-
Азии эти возможности предоставляются через
формы в сфере обеспечения безопасности вряд
международные сети торговли оружием и нар-
ли могут далеко продвинуться.
котиками и доступ к легкому и стрелковому ору-
жию, а также из-за слабых, недостаточно финан- Сочетание социальных и экономических фак-
сируемых или вызывающих недоверие органов торов внесло вклад в распространение кор-
безопасности (в основном полиции и армии). рупции внутри антитеррористических частей,
Это позволяет террористическим группиров- которые временами становились частью про-
кам осуществлять финансирование операций блемы с безопасностью, а не ее решением. Об-
за счет средств от торговли наркотиками. При щие проблемы для постсоветских армий, осно-
отмывании денег для поддержки терроризма, ванных на всеобщем воинском призыве, такие
доходов от наркоторговли и других доходов от как недостаток финансирования и «дедовщи-
преступной деятельности преступники пользу- на», осложняют ситуацию в вооруженных силах
ются слабостью банковской системы и широко Центральной Азии. Эти недостатки заставляют
распространенным обменом наличными или страны защищать свои интересы безопасности
через торговую деятельность. Ни одно из цен- через стратегию внешней политики, обраща-
тральноазиатских государств не является чле- ясь за помощью к любым источникам, которые
ном какой бы то ни было международной груп- только способны ее предоставить. Кыргызстан,
пы, противодействующей отмыванию денег. к примеру, тесно сотрудничает с Национальной
гвардией США и устанавливает военные связи с
Коррупция представляет собой еще одну воз-
Китаем и Россией. Участие в международных и
можность для роста уровня преступности и на-
региональных организациях безопасности, на-
силия. Радикальная трансформация экономики
пример, программе НАТО «Партнерство ради
и общественной и политической жизни стран
мира», Организации Договора о коллективной
Центральной Азии сопровождалась хаотиче-
безопасности и ШОС также предоставляет не-
ской ситуацией в области законности и поряд-
которые формы поддержки.
ка. Теневая экономика, коррупция и подкуп,
ставшие выгодным способом выживания в бед- Неэффективные службы пограничного контро-
ственных социально-экономических условиях, ля являются продолжением слабых органов
приняли огромные масштабы. Незаконные дей- безопасности. Проницаемая граница позволяет
ствия официальных лиц стали частью общей международным террористам и преступникам
возросшей преступности.83 передвигаться как внутри этих стран, так и вы-
езжать за пределы региона без особого труда,
а также использовать территорию одного го-
Слабые органы правопорядка и сударства Центральной Азии для подготовки и
пограничный контроль проведения подрывных операций в другом. Та- Другая причина явно-
Другая причина явного подъема преступности кого рода ситуация разрушает доверие между го подъема преступ-
и терроризма в Центральной Азии – слабость государствами и препятствует общему сотруд- ности и терроризма
органов государственной безопасности и отсут- ничеству. Результатом напряженности было в Центральной Азии
ствие адекватных реформ в сфере безопасности. закрытие границ, введение визового режима, – слабость органов
Во всех государствах координация антитерро- сокращения в подаче электроэнергии, споры государственной
ристической деятельности входит в сферу ответ- вокруг водных ресурсов и даже минирование безопасности и от-
ственности спецслужб в сотрудничестве с мини- спорных границ. К примеру, в споре между сутствие адекват-
стерствами внутренних дел, комитетами охраны Кыргызстаном и Таджикистаном относительно ных реформ в сфере
государственной границы, государственными вторжений Исламского движения Узбекистана безопасности


149
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Обобщающий взгляд на причины
правительство Узбекистана приняло решение о
Террористическая
терроризма и трансграничной
минировании оспариваемой границы. Узбеки-
угроза подстегнула
преступности
стан также разместил заграждения из колючей
стремление к реак-
проволоки вдоль границы с Казахстаном после
ции на практически Картина причин терроризма и трансгранич-
обвинений в том, что тренировочные лагеря
любое оппозиционное ной преступности в Центральной Азии, воз-
в южном Казахстане использовались для под-
проявление мера- никающая из рассмотрения многочисленных
готовки беспорядков в марте 2004 г. Граждане
ми репрессивного факторов, представляется крайне сложной. Мы
Кыргызстана и Таджикистана постоянно жалу-
характера можем, в лучшем случае, и очень осторожно,
ются на проникновение узбекских погранич- обобщить причины, указав в первую очередь
ников на территорию их стран, для того чтобы на местные и региональные поводы для не-
наказать истинных или мнимых боевиков. довольства, включая недовольство по поводу
бедности и безработицы, барьеров для бизнеса
и торговли, слабых государственных структур
Ограничение pепрессивнoй реакции
и коррумпированных чиновников и властей,
на оппозицию
которые подавляют оппозицию и религиозную
Террористическая угроза подстегнула стрем-
активность. Над этими причинами находятся
ление в Центральной Азии, как и в других госу-
внешние факторы, наиболее важные из которых
дарствах с авторитарными правительствами, к
– международная наркоторговля, а также влия-
реакции на практически любое оппозиционное
ние радикальных исламских сил.
проявление мерами репрессивного характера
Большую опасность для Центральноазиатско-
из опасения, что более либеральный ответ мо-
го региона представляет сочетание всех этих
жет поощрить новые действия оппозиционных
многочисленных факторов, которые могут при-
сил, а также террористические акты и давление
вести к взаимному усилению бедности, слабому
на режим с целью принудить его к изменению.85
управлению, идеологии насилия и репрессий.
В своем докладе «Исламистская мобилизация и
Надежда на то, что правительства и граждан-
региональная безопасность» Международная
ские общества стран Центральной Азии найдут
кризисная группа (International Crisis Group)86
Большую опасность
пути к выходу из замкнутого круга и создадут
утверждала, что преувеличенная угроза при-
представляет со-
стабильные и благоприятные политические
менения насилия со стороны активистов ис-
четание многочис-
ламского движения в Центральной Азии была условия для человеческого развития и обе-
ленных факторов,
использована для узаконивания репрессив- спечения человеческой безопасности, должна
которые могут при-
ных мер со стороны правительств Кыргызской опираться на усилия на национальном и ре-
вести к взаимному
Республики, Таджикистана, и особенно Узбе- гиональном уровне при поддержке соседних
усилению бедности,
кистана. Утверждения как со стороны властей стран и международного сообщества.
слабому управлению,
в регионе, так нередко со стороны внешних
идеологии насилия и
наблюдателей о существовании радикального
репрессий
Возможности для регионального
исламского движения были использованы для
сотрудничества в борьбе против
оправдания жестких репрессивных действий,
поддержанных совместными действиями в терроризма и трансграничной
сфере международной безопасности против
преступности
воспринимаемой общей угрозы при согласии
международного сообщества. Один из стимулов регионального сотрудниче-
ства в Центральной Азии – потребность в соз-
Однако репрессии, вероятнее всего, способны
дании безопасных условий и предотвращении
только усугубить угрозы за счет усиления со-
общих угроз стабильности. Начиная с 1991 г.
циальной и политической напряженности. Как
страны Центральной Азии стали участниками
сказал Кофи Аннан, «угрозы правам человека
многочисленных договоров в сфере сотрудни-
Начиная с 1991 не могут быть использованы в борьбе против
чества по вопросам региональной безопасно-
г. страны стали терроризма. Напротив, они облегчают терро-
сти и соответствующих образований в попытке
участниками много- ристам достижение их целей, вызывая напря-
создать единую систему региональной без-
численных договоров женность, ненависть и недоверие к правитель-
опасности. Эти попытки начались с подписания
в сфере сотрудни- ству именно среди тех групп населения, где
в Ташкенте в 1992 г. Договора о коллективной
чества по вопросам террористы легче всего находят своих после-
безопасности между странами СНГ, за этим по-
региональной без- дователей.»87 Огульное применение репрессий
следовало вступление в ОБСЕ и участие в про-
опасности и соот- против инакомыслия не обеспечило установле-
грамме «Партнерство ради мира», предложен-
ние стабильности в политических системах го-
ветствующих об-
ной Евро-Атлантическим советом по партнер-
сударств Центральной Азии. Вместо этого, как
разований в попытке
ству НАТО. В 1993 г. странами СНГ были созданы
представляется, это способствовало радикали-
создать единую си-
коллективные силы по поддержанию мира для
зации населения и росту дестабилизирующих
стему региональной
осуществления патрулирования афгано-тад-
экстремистских групп.
безопасности


150
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму

жикской границы. Они состояли в основном из принимают участие в разработке программ в
российских военных, но включали в себя также области безопасности для Центральной Азии,
подразделения вооруженных сил Казахстана, их деятельность вызывает больше вопросов,
Кыргызстана и Узбекистана. Эти силы сыграли чем дает ответов. Эти вопросы кратко обсужда-
важную роль в прекращении гражданской вой- ются далее.90
ны в Таджикистане и помогли предотвратить
распространение конфликта на весь регион.
СНГ
Однако соглашения не стали основой регио-
нальной системы безопасности. В 1995 г. Узбе- Наибольшая выгода от сотрудничества в рам-
кистан вывел свой батальон из Таджикистана, ках СНГ для стран Центральной Азии состоит
его примеру последовал Кыргызстан и затем в в доступе к антитеррористическому центру,
1998 г. Казахстан.88 существующему в СНГ с 2001 г. Они также мо-
гут принимать участие в деятельности Органи-
На сегодняшний день ни одна из попыток соз-
зации договора о коллективной безопасности,
дать эффективную региональную систему безо-
что включает планируемое сотрудничество в
пасности не была успешной. В 1990-е гг. эффек-
единой системе противовоздушной обороны,
тивность большинства инициатив была низкой
оценке радиологических, биологических и хи-
из-за ограниченных возможностей и сдержан-
мических угроз, доступе к силам быстрого ре-
ного желания сотрудничать со стороны госу-
агирования, дислоцированных в Канте в Кыр-
дарств Центральной Азии, а также из-за ограни-
гызстане, и в объединенных военных учениях.
ченного интереса со стороны международного
Однако ограниченное количество участников
сообщества. После террористических актов 11
(Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Рос-
сентября 2001 г. международное сообщество
сия и Таджикистан, без Туркменистана и Узбеки-
стало принимать более активное участие не
стана) ограничивает масштабы деятельности
только в Афганистане, но и в Центральной Азии.
организации.
Появилась возможность достижения большего
прогресса в сотрудничестве по вопросам без- На встрече СНГ на высшем уровне в Астане в
опасности, так как глобальные (США, НАТО и сентябре 2004 г., проходившей спустя месяц по-
ОБСЕ) и региональные участники (Китай и Рос- сле террористического нападения и кровопро-
сия через ШОС) начали играть ведущую роль в лития в школе в российском Беслане, одной из
оказании помощи по созданию новой регио- основных тем была совместная политика про-
нальной системы безопасности. тив терроризма. Участники встречи в верхах
также опубликовали заявление и подписали
Несмотря на определенную озабоченность от-
документы, в которых они выразили намерение
носительно того, что внешняя вовлеченность
бороться с нелегальной миграцией, организо-
может возродить к жизни новую «большую
ванной преступностью и незаконным оборо-
игру» сверхдержав, соперничающих за главен-
том наркотиков.91
ствующее положение в регионе, эти опасения
смягчаются двумя факторами. Во-первых, хотя
все внешние игроки явно преследуют нацио- ОЦАС
нальные интересы в регионе, создается впе-
ОЦАС и ее предшественники предприняли не-
чатление, что собственный интерес каждого
которые попытки сотрудничества в области
из них состоит в обеспечении региональной
безопасности, хотя основной сферой деятель-
политической стабильности и экономического
ности организации традиционно была эко-
процветания, а не в усилении центробежных и
номическая. В 1994 г. Казахстан, Кыргызстан и
дестабилизирующих тенденций (см. также Главу
Узбекистан под эгидой ОЦАС подписали согла-
8). Во-вторых, до настоящего времени внешняя
шение о военно-техническом сотрудничестве и
вовлеченность не привела к прорыву в реги-
создали Совет министров обороны. Устав Сове-
ональном сотрудничестве по вопросам без-
та был принят в 1995 г., а комитет начальников
опасности в Центральной Азии, во многом из-
генеральных штабов был образован в 1997 г. В
за разного восприятия потенциальных угроз,
том же году государства создали миротворче-
неразрешенных вопросов трансграничной
ский батальон Центразбат. Однако военное со-
безопасности (наличие анклавов, демаркация
трудничество в рамках ОЦАС оказалось в целом
границ, совместное владение ресурсами и т. п.),
неэффективным.
соперничества Казахстана и Узбекистана за ре-
гиональное лидерство, а также из-за отсутствия В 2004 г. на встрече Совета глав государств ОЦАС
взаимной уверенности в возможности соседей в Душанбе президенты призвали к укреплению
поддерживать безопасность.89 Хотя в насто- сотрудничества в борьбе против международ-
ящее время большое количество различных ного терроризма, религиозного экстремизма,
региональных и международных организаций наркоторговли и других вызовов безопасности


151
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

среди государств-участников. По инициативе репрессивной позицией в вопросах противо-
президента Узбекистана на саммите стран СНГ действия внутренним и региональным угрозам
президенты договорились дать поручение сво- безопасности.
им ведомствам, ответственным за безопасность,
составить список террористических и экстре-
НАТО в Центральной Азии
мистских организаций, их лидеров и членов.92
Все страны Центральной Азии стали участника-
ми программы НАТО «Партнерство ради мирa»95
ШОС и в настоящее время находятся в процессе раз-
ШОС была создана как региональное согла- работки индивидуальных планов действий.96
шение по безопасности в Центральной Азии и Программы партнерства предусматривают
сохраняет свое назначение до сих пор, хотя ее проведение мероприятий и консультаций по
деятельность расширилась и включает теперь улучшению планирования в национальной обо-
вопросы экономического сотрудничества. Для роне и разработке бюджетов, а также обеспечи-
активизации деятельности в области регио- вают оборудованием и предлагают обучение.97
нальной безопасности организация учредила в Другие проекты включают в себя подготовку к
январе 2004 г. в Ташкенте Региональную анти- стихийным бедствиям и научно-техническое
террористическую структуру, а первые совмест- сотрудничество. НАТО призывает других чле-
ные военные учения («Взаимодействие-2003») нов организации, страны-партнеры и других
прошли в августе 2003 г. в Китае и Казахстане. международных доноров учредить целевой
Члены организации заявляют о необходимости фонд «Партнерства ради мира» для оказания
вести борьбу против терроризма в регионе, помощи странам-партнерам в решении про-
следовать правилу взаимного уважения к су- блемы утилизации запасов оружия и амуниции.
веренитету и территориальной целостности, а В Таджикистане в 2004 г. целевой фонд помог
также об отказе от вмешательства во внутрен- уничтожить последний остававшийся после
ние дела друг друга, применения или угрозы гражданской войны склад, насчитывавший око-
применения силы друг против друга и стрем- ло 1 200 противопехотных мин.
лений к одностороннему военному превосход- Другие планы НАТО включают назначение спе-
ству в спорных регионах. Все это говорит о том, циального представителя по региону и откры-
что ШОС предоставляет платформу для тесного тие тренировочных центров НАТО. Однако пер-
сотрудничества в области безопасности. Более спективы усиления регионального сотрудни-
важно, возможно, и то, что она призывает Китай чества стран Центральной Азии в рамках про-
и Россию к совместному руководству в деле грамм, финансируемых НАТО, можно в лучшем
обеспечения стабильности, безопасности и за- случае считать ограниченными.98 Центральноа-
щиты от террористической угрозы в регионе. зиатские столицы, как представляется, смотрят
На встрече на высшем уровне в Астане в июле на НАТО главным образом как на источник по-
2005 г. лидеры организации договорились уси- ставок современных вооружений и оборудова-
лить совместную борьбу против терроризма, ния и в меньшей степени заинтересованы в по-
сепаратизма и экстремизма. В их совместной лучении помощи при проведении внутренних
декларации сказано, что «главы государств ве- реформ в области обороны.99
рят в необходимость совместных усилий многих
государств для эффективного противодействия
ОБСЕ
новым вызовам и угрозам международной и
Первоначальное сосредоточение деятельно-
региональной безопасности и стабильности».93
сти ОБСЕ в Центральной Азии главным образом
Лидеры стран обещали также осуществлять
на вопросах прав человека и демократизации,
тесное сотрудничество между правоохрани-
в т. ч. поддержке отношений между правитель-
тельными органами, специальными службами
ственными и неправительственными организа-
и министерствами обороны для совместного
циями, судебных реформах и реформах поли-
планирования и проведения антитеррористи-
ции, выборах и деятельности уполномоченных
ческих операций, борьбы с наркоторговлей;
по правам человека, в настоящее время расши-
кроме того, они подтвердили свое намерение
рилось, включив в спектр деятельности эконо-
привести в соответствие национальные зако-
мические вопросы, обеспечение человеческой
нодательства в сфере безопасности.94 Прини-
безопасности и противодействие террориз-
мая во внимание безоговорочную поддержку
му.100 В декабре 2001 г. ОБСЕ в сотрудничестве с
лидерами ШОС действий узбекского прави-
Управлением ООН по наркотикам и преступно-
тельства в Андижане в мае 2005 г., представ-
сти организовала «Бишкекскую международную
ляется вероятным единство взглядов членов
конференцию по безопасности и стабильности
организации в том, что обычно считается более


152
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму

в Центральной Азии: усиление комплексной ций, мы можем сделать некоторые обобща- Ни одна из органи-
ющие выводы. Во-первых, региональная без-
деятельности по противодействию террориз- заций не добилась
опасность, включая борьбу с терроризмом, эффективного ли-
му», которая разработала так называемую «Биш-

<<

стр. 10
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>