<<

стр. 15
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ходимы усилия по решению проблемы реги-
Ближнем Востоке и в
Китай ональной конфронтации и бедности, которые
Европе
считаются источником терроризма. Терроризм
В целом геополитическая стратегия Китая со-
не обязательно связан с конкретными этниче-
стоит в укреплении своего влияния в регионе
скими группами или религиями», – сказал он.32
и мире. Кроме того, динамично развивающейся
Особенно прочные экономические связи с Ки-
экономике Китая необходимы электроэнергия
таем у Казахстана33 (см. Вставку 8.3). В 2004 г. на
и другие природные ресурсы для обеспечения
территории Казахстана работали не менее 40
стране более крупной роли в глобальной эко-
китайских компаний и 70 китайско-казахских
номике. Для Китая важно иметь тесные отноше-
совместных предприятий. В период с 1992 по
ния с республиками Центральной Азии, кото-
2002 гг. Китай инвестировал в Казахстан около
рые являются источниками энергии и мостами
800 млн. долл., в основном в энергетику, но так-
для расширения влияния на Ближнем Востоке
же в банковский сектор, пищевую промышлен-
и в Европе.27 Китай также стремится обеспечить
политическую стабильность в регионе и со- ность, производство стройматериалов и сбор-
седних странах, чтобы снизить риски внешней ку автомобилей. Начиная с 2002 г. инвестиции
поддержки уйгурским сепаратистам в западной Китая резко возросли, и сейчас страна входит в
провинции Синьцзян. пятерку крупнейших иностранных инвесторов
в Казахстане.34 Банк Китая, Промышленный и
Политика Китая в отношении Центральной
коммерческий банк Китая и Генеральная адми-
Азии в высшей степени прагматична.28 Эти свя-
нистрация гражданской авиации Китая имеют
зи преимущественно двусторонние, и основное
свои представительства в Казахстане, а Казах-
внимание уделяется торговле и инвестициям в
стан открыл визовый отдел и представитель-
энергетический сектор. Китай также вовлечен в
ство гражданской авиации в Урумчи, столице
региональное сотрудничество, будучи активным
провинции Синьцзян.35
участником и одним из лидеров в ШОС.29 В рамках
этой организации Китай может добиваться сво- В Узбекистане Китай участвует в разработке не-
их стратегических целей. В частности, военные больших нефтяных месторождений в Ферган-
инициативы организации, направленные против ской долине,42 китайские инвесторы открыли
терроризма, создают основу для сотрудничества промышленные предприятия по производству
Китая с соседями в борьбе против терроризма электроники и по переработке сельскохозяй-
в регионе, а также сепаратистского движения в ственного сырья. Одна из компаний – Harbin
пределах своих собственных границ.30 Еще одно Xiandai Group – построила в Ташкенте завод по
преимущество заключается в том, что это явля- производству измерительных приборов для
ется противовесом чрезмерному росту влияния сжиженного газа и воды.43 В ходе саммита ШОС
и военного присутствия США в регионе. Об этом 2004 г. президент Ху и президент Каримов под-
свидетельствует, в частности, тот факт, что сам- писали 10 документов о сотрудничестве в таких
мит ШОС 2005 г. обратился к США с призывом областях, как борьба с незаконным оборотом
установить график вывода военнослужащих из наркотиков, технология и экономика, в том чис-
Центральной Азии. Эта организация также обе- ле соглашение, позволяющее китайским фир-
спечивает Китаю полезный механизм защиты мам участвовать в конкурсах на строительные
границ и борьбы против незаконного оборота проекты в Узбекистане и узбекским фирмам
наркотиков и распространения ВИЧ/СПИДа. участвовать в развитии провинции Синьцзян.
Китай согласился выделить несколько кредитов
С точки зрения Центральной Азии, китайские
узбекскому правительству, а две государствен-
инвестиции приносят необходимый капитал и
ные энергетические компании – «Узбекнефте-
технические знания, а помощь в развитии со
газ» и CNPC подписали меморандум о сотрудни-
стороны Китая связана с торговыми кредитами
честве с целью дальнейшего привлечения вза-
и притоком инвестиций. На ташкентском сам-
имных инвестиций в эти страны.44 Также в 2004
мите ШОС в 2004 г. Китай согласился предоста-
г. Эксимбанк Китая подписал кредитные согла-
вить торговый кредит странам-участницам для
шения на 300 млн. долл. с Узбекистаном.45 Китай,
закупки китайских товаров в размере 900 млн.
долл. Китай также согласился внести вклад в например, предоставил беспроцентную ссуду


218
Региональное и международное сотрудничество с соседними странами и другими партнерами

Вставка 8.3

Экономическое сотрудничество Китая с Казахстаном
Громадные нефтегазовые запасы Казахстана представляют для Китая большой интерес и обусловливают крупные китайские инвести-
ции в нефтегазовый сектор Казахстана. Казахстан уже экспортирует нефть в Китай по железной дороге до Синьцзяна, хотя объемы
пока невелики и составляют менее 1% импорта Китая. Однако инвестиции в строительство трубопровода в ближайшее время при-
ведут к значительному увеличению объемов экспорта нефти.36
В 2004 г. началось строительство 1000-километрового трубопровода из Центрального Казахстана в Синьцзян,37 первого участка 3000-
километрового трубопровода, который соединит Синьцзян с Каспийским морем.38 Второй участок соединит Кенкиякское месторож-
дение дальше к западу и в конечном счете даст выход на Каспийское море. С 1997 г. китайцы уже инвестировали 1,3 млрд. долл. в
модернизацию Кенкиякского месторождения, которое осуществляет совместное предприятие с казахской государственной нефтега-
зовой компанией, причем на объекте работает более 6 тыс. казахов. Миллиардные инвестиции в первую очередь трубопровода обе-
спечат транспортировку 10 млн. тонн нефти ежегодно. Нефть будет поступать от железнодорожного терминала в Атасу в центральном
Карагандинском районе на станцию Дружба-Алашанькоу на казахско-китайской границе. Китай предоставит концессионную ссуду
для финансирования начальной фазы строительства.
Казахстан участвует в этом проекте, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, новый трубопровод позволяет Казахстану ди-
версифицировать экспортные пути и уменьшить зависимость от экспорта через Россию. Во-вторых, строительство и эксплуатация
трубопроводов создаст тысячи рабочих мест для казахских граждан.39 Нурмухамет Абдибеков, заместитель губернатора Актюбин-
ского района, где расположено месторождение, приветствовал инвестиции со стороны Китая, потому что они способствуют повы-
шению жизненного уровня тысяч семей. «Проект расширяется. Создаются новые рабочие места. Мы считаем весьма позитивным
тот факт, что у местных жителей появились новые возможности, что они могут получить новую хорошо оплачиваемую работу и
содержать свои семьи.»40
В целом Казахстан считает себя мостом между Восточной Азией и Европой с точки зрения транспорта и коммуникаций. Разраба-
тывается план строительства новой железнодорожной линии из Китая через Казахстан в Европу. Дорога протяженностью 3 000 км,
строительство которой обойдется в 3,5 – 4 млрд. долл., пройдет из Китая через Казахстан и Туркменистан в Турцию. Одно из преиму-
ществ новой железнодорожной линии, по сравнению с российской Транссибирской магистралью, будет состоять в том, что это будет
стандартная узкая международная колея, в то время как на российской магистрали колея широкая, требующая продолжительной
процедуры перемены колес на границах.41



Узбекистану в размере 30 млн. долл. сроком на Экономическое сотрудничество Китая с Таджи- Хотя сотрудни-
20 лет для закупки ирригационного оборудова- кистаном и Туркменистаном до сих пор оста- чество Китая с
ния и грант в 6 млн. долл. для осуществления ется ограниченным. Торговля между Китаем и Центральной Азией
ирригационных проектов.46 Экономические Таджикистаном получила некоторое развитие находится на началь-
отношения между Китаем и Узбекистаном про- после открытия в 2004 г. пункта пересечения ной стадии, налицо
должают развиваться, о чем свидетельствует границы в Карасу, что облегчает транспорт- стремление Китая к
визит президента Каримова в Пекин в мае 2005 ные связи между провинциальными столицами его расширению
г. вскоре после гражданских беспорядков в Ан- Кашгаром и Хорогом. Таджикистан заявил, что
дижане (см. Вставку 8.4). Китай наряду с Россией приветствует участие Китая в региональном
решительно выступил в поддержку действий экономическом сотрудничестве.51 В Туркмени-
узбекских властей в ходе событий, в отличие от стане китайская компания Huawei Technologies
правительств западных стран и ОБСЕ, которые начиная с 2004 г. поставляет телекоммуника-
потребовали независимого расследования. ционное оборудование и оказывает помощь в
развитии телекоммуникаций в Туркменистане.52
Будучи членом ВТО, Кыргызстан становится важ-
Но в целом Китай больше всего заинтересован
ным перевалочным пунктом для китайских экс-
в долгосрочной поставке энергоресурсов из
портеров и импортеров в странах Центральной
Туркменистана, о чем еще раз заявил замести-
Азии, в особенности Казахстане, Таджикистане
тель премьер-министра Китая во время визита
и Узбекистане. Он пытается трансформировать
в Туркменистан в июле 2005 г.53
эту роль в статус торгового центра региона.47
Китай планирует осуществить ряд инвестиций Хотя сотрудничество Китая с Центральной
в республике, в том числе в разработке нефтя- Азией находится на начальной стадии, налицо
ных месторождений и гидроэнергетическом стремление Китая к его расширению. Экономи-
секторе.48 Намечаются также проекты по раз- ческие связи со странами Центральной Азии,
работке железных руд, вольфрама и свинца49 по-видимому, будут быстро расти, принося сто-
и финансированию в размере 1,5 млрд. долл. ронам взаимные выгоды. В области политики
строительства автомагистрали из Синьцзяна в и безопасности тесное сотрудничество также
Центральную Азию через Кыргызстан.50 может быть взаимовыгодным, в особенности в


219
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Вставка 8.4

Сообщение «China Daily» о визите узбекского президента
в Пекин 25 мая 2005 г.
Вчера руководители Китая и Узбекистана подписали Соглашение о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, тем самым продемонстри-
ровав еще большую решимость обеих сторон продолжать и укреплять традиционную дружбу. Президент Ху Дзинтао и его узбекский
коллега Ислам Каримов встретились вчера в Пекине и присутствовали при подписании еще 14 соглашений, призванных обеспечить
рост сотрудничества в торговле, таможенных операциях, высоких технологиях и энергетике. Одно из подписанных соглашений преду-
сматривает создание совместного предприятия между Китайской национальной нефтяной корпорацией и ее узбекским партнером.
«Общий объем инвестиций составит 600 млн. долл., и проект рассматривается как важный шаг в энергетическом сотрудниче-
стве между двумя странами» – эти слова Каримова были процитированы газетой «People’s Daily» вчера. Ху сказал, что документ о
дружбе, сотрудничестве и партнерстве создает прочную политическую и правовую основу для долгосрочного развития китайско-
узбекских отношений, и призвал к расширению двустороннего сотрудничества в газовой отрасли, добыче полезных ископаемых,
телекоммуникациях и транспорте. Он также пообещал поддержку Китая Узбекистану при вступлении во Всемирную торговую
организацию и высказался за расширение торгового обмена и взаимных инвестиций между предприятиями в обеих странах.
Говоря о ситуации в регионе, Ху сказал, что Китай готов вместе с другими странами региона и в рамках Шанхайской органи-
зации сотрудничества бороться против трех угроз – терроризма, сепаратизма и экстремизма – с целью обеспечения мира и
стабильности в регионе. Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят также Россия, Казахстан, Таджикистан и
Кыргызстан, – международная организация, основанная в июне 2001 г. Это четвертый визит Каримова в Китай с тех пор как он
стал президентом. В пятницу накануне этого визита тысячи вооруженных людей спровоцировали беспорядки в городе Андижан,
выпустив заключенных и приняв участие в столкновении с силами безопасности. Во вторник, за день до визита, представитель
Министерства иностранных дел Китая Конг Куан заявил, что Китай твердо поддерживает принятые в Узбекистане меры по по-
давлению террористов, сепаратистов и экстремистов и сохранению стабильности в стране и регионе в целом.
Назвав Китай «надежным другом и дружеским соседом», Каримов сказал, что установление партнерства, дружбы и сотрудниче-
ства поднимает двусторонние отношения на новый, более высокий уровень. Каримов с оптимизмом оценивает двустороннее
торговое сотрудничество, заявив, что предстоит еще много сделать для дальнейшего сотрудничества в различных областях и
что ему хотелось бы видеть более широкий обмен в области культуры и образования. Президент сказал, что Узбекистан разделя-
ет позицию Китая по вопросам поддержания регионального мира и безопасности.
Источник: China Daily 2005.



рамках ШОС. Как и в случае связей между Рос- и финансовой поддержки мусульманских экс-
Вновь возник интерес
сией и Центральной Азией, одна из проблем, тремистов, включая Исламское движение Узбе-
Центральной Азии
которую должны решить Китай и его централь- кистана.
к Афганистану как
ноазиатские партнеры, состоит в том, чтобы по-
потенциальному С падением режима «Талибан» в 2002 г. и на-
литическое давление со стороны недовольных
партнеру в торговле чалом международной деятельности по вос-
слоев населения вылилось в конструктивную
и коллективной без- становлению экономики и политической
оппозицию в результате открытого политиче-
опасности структуры Афганистана вновь возник интерес
ского диалога, а не приводило к взрывам наси- Центральной Азии к Афганистану как потенци-
лия, которое затем нужно было бы подавлять. альному партнеру в торговле и коллективной
безопасности. Кроме того, осуществляется со-
трудничество международных доноров в рам-
Афганистан
ках программ инвестиций в сфере транспорта
с целью восстановления прежних транзитных
В новейшей истории Афганистан не был зна-
путей и создания новых на территории Афга-
чительным экономическим или политическим
нистана. Это в значительной мере облегчило
партнером Центральной Азии, хотя в отсут-
бы торговлю во всем регионе от Ирана до Па-
ствие официальных контактов в годы правле-
кистана и Центральной Азии, при условии пол-
ния «Талибан» продолжались экономические
ного обеспечения безопасности и мира в Аф-
связи в форме незаконной наркоторговли и
ганистане. Были возведены мосты между Афга-
неофициальной торговли сельскохозяйствен-
нистаном и Таджикистаном, и с помощью США
ной продукцией, коврами и шерстью из Афга-
строятся новые мосты, в том числе через реку
нистана и продукцией легкой промышленно-
Пяндж, строительство которого было начато в
сти, автомобилями и подержанными товарами
из Центральной Азии. Правительства стран 2005 г.54 Азиатский банк развития финансиро-
Центральной Азии сторонились Афганистана, вал предварительное технико-экономическое
считая его источником незаконных наркотиков обоснование строительства трубопровода из


220
Региональное и международное сотрудничество с соседними странами и другими партнерами

Туркменистана в Пакистан через Афганистан стве. Эта позиция нашла поддержку в Органи- Экономическое разви-
для поставок природного газа в Пакистан и Ин- зации, особенно если результатом явится более тие Афганистана мо-
дию. Великобритания финансировала модер- тесное сотрудничество в борьбе с незаконным жет открыть целый
низацию пограничных пунктов между Афгани- оборотом наркотиков, источник которого нахо- ряд экономических
станом и Туркменистаном.55 дится в Афганистане.57 возможностей в реги-
оне, которые невоз-
Стремясь облегчить экономическое сотруд-
Официальная торговля между Центральной
можны без эффектив-
ничество между Афганистаном и соседними
Азией и Афганистаном быстро выросла сра-
ного регионального
странами Центральной Азии, ПРООН вместе
зу же после падения режима талибов; один из
сотрудничества
с Всемирным банком и Азиатским банком раз-
примеров – расширение торговли между Аф-
вития организовал в 2004 г. в Бишкеке Конфе-
ганистаном и Узбекистаном. Начавшись прак-
ренцию по региональному экономическому
тически с нуля в 2001 г., торговля между двумя
сотрудничеству. В ходе пленарных заседаний и
странами достигла 36 млн. долл. за первые 7
в рабочих группах участники – представители
месяцев 2002 г., почти исключительно за счет
государственного и частного секторов из пяти
экспорта из Узбекистана. Основные предметы
республик, а также Афганистана, Ирана и Паки-
экспорта: удобрения, нефтепродукты, металл,
стана – наметили план действий по расшире-
стройматериалы, электрооборудование и гене-
нию торговли, максимальному использованию
раторы. Узбекистан также реэкспортировал 300
географического расположения Афганистана
тонн гуманитарных грузов в Афганистан через
как сухопутного моста между Центральной Ази-
пограничный пункт Термез. Более того, возмож-
ей и Ираном, с одной стороны, и Южной Ази-
ность принять участие в восстановлении Афга-
ей – с другой, и облегчению доступа для фирм
нистана немедленно привлекла бизнесменов
всех стран-участниц к деятельности по восста-
из Узбекистана, многие из которых являются
новлению Афганистана. После этого в рамках
руководителями государственных или совмест-
ПРООН был разработан план дальнейших мер в
ных предприятий. С самого начала узбекские
соответствии с пятью рекомендациями конфе-
строительные и дорожные фирмы начали кон-
ренции (Вставка 8.5). На своем заседании в мае
курировать или сотрудничать с европейскими,
2005 г. региональный консультативный совет
турецкими и американскими фирмами за полу-
СПЕКА пригласил Афганистан присоединиться
чение крупных донорских контрактов. С 2002 г.
к программе.
объем торговли и контрактов по восстановле-
С точки зрения Центральной Азии, будущее
нию резко возрос, причем новый источник при-
Афганистана будет определяться двумя основ-
нес большие выгоды узбекским подрядчикам.56
ными факторами: мирной ситуацией и борьбой
В будущем экономическое развитие Афгани-
с нелегальным производством наркотиков. В
стана может открыть целый ряд экономических
отсутствие мира страны Центральной Азии
возможностей в регионе, которые невозможны
не смогут расширять торговлю с южными со-
без эффективного регионального сотрудни-
седями и развивать транзитные маршруты к
чества. Можно продавать электроэнергию из
ближайшим портам. Если не добиться резкого
Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан, а
сокращения производства наркотиков в Афга-
оттуда передавать по высоковольтным лини-
нистане, незаконный оборот наркотиков и его
ям в страдающие от дефицита электроэнергии
пагубные последствия будут по-прежнему би-
Индию и Пакистан. Сам Афганистан – потенци- чом Центральной Азии.
альный для Казахстана рынок сбыта нефтепро-
дуктов, пшеницы, банковских и инженерных
услуг. В период восстановления Афганистана Иран
и по его завершении создаются новые возмож-
Подход Ирана к сотрудничеству с Центральной
ности для занятости. Кроме того, как только бу-
Азией основан на прагматическом стремлении
дет завершено создание соответствующей ин-
к взаимовыгодному экономическому сотруд-
фраструктуры, возникнет множество законных
ничеству и поисках политических союзников
возможностей торговли товарами и услугами.
в условиях сложных политических взаимоот- С точки зрения Цен-
Готовность Афганистана к региональному со-
ношений Ирана с США и Европой.58 Членство тральной Азии, бу-
трудничеству позволяет надеяться, что некото-
Ирана в ОЭС – одно из свидетельств такого под- дущее Афганистана
рые из этих возможностей будут реализованы.
хода. Система регионального сотрудничества будет определяться
Правительство Карзая в Афганистане особенно
ОЭС, призванная прежде всего бороться с не- двумя основными
стремится к расширению экономических и по-
законным оборотом наркотиков и способство- факторами: мирной
литических связей с республиками Централь-
вать развитию региональной торговли, допол- ситуацией и борь-
ной Азии. Афганистан принял участие в каче-
няет политику «добрососедства», проводимую бой с нелегальным
стве наблюдателя в последних трех встречах
Ираном и направленную на укрепление мира, производством
глав государств и правительств ШОС и заявил,
процветание и взаимопомощь. Иран также про- наркотиков
что Афганистан заинтересован в полном член-


221
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Вставка 8.5

Сотрудничество Афганистана и Центральной Азии:
план действий ПРООН
1. Проводить круглые столы о ведении бизнеса в Афганистане, начиная со встречи в Ташкенте в начале 2005 г., затем в
Казахстане и других странах региона. Министр торговли Афганистана совместно с Торговой палатой Афганистана будут сообщать о
проведении круглых столов.
2. Организовывать и расширять трансграничную торговлю и закупки через сотрудничество с администрациями про-
винций и областей, местными торговыми палатами, частным сектором и другими группами. Таджикистан будет первой страной,
реализующей эту рекомендацию, к которой затем подключатся Иран, Пакистан, Туркменистан и Узбекистан.
3. Организовать ярмарку закупок в Кабуле с участием всех донорских организаций с целью информирования афганских биз-
несменов и деловых людей из других стран региона о возможностях закупок для целей восстановления.
4. Провести анализ и сопоставление потребностей Афганистана по восстановлению и нужд по закупкам со списком
потенциальных поставщиков товаров, услуг и технической помощи в Афганистане и соседних странах.
5. Создать интернет-сайт, на котором будут вывешиваться информация о возможности закупок и списки поставщиков по всему
региону.
Источник: UNDP 2004a.



явил интерес к вступлению в ШОС, отчасти по- бе в 2004 г., на котором отмечалась важность
Тесное экономическое
тому, что это даст возможность более тесного
сотрудничество трансазиатской железнодорожной магистрали,
сотрудничества с Китаем и Россией в противо-
между Ираном и Цен- соединяющей Алматы и Стамбул, и необходи-
вес более тесным стратегическим отношениям
тральной Азией мо- мость укрепления работы Отдела координации
соседей Ирана с США.59 Иран получил статус
жет обеспечить важ- наркоконтроля в Секретариате ОЭС.70 Однако
наблюдателя на июньском саммите ШОС.
ные потенциальные ни одна из стран не обладает достаточными
выгоды от взаимной ресурсами для обеспечения ОЭС финансовой
Среди стран Центральной Азии Узбекистан
торговли, транзита и иной поддержкой, необходимой для дости-
рассматривает Иран как важнейший выход на
и инвестиций с обеих жения этих целей. Индия и Пакистан получили
мировые рынки, а Таджикистан, отчасти по при-
сторон статус наблюдателей в ШОС в 2005 г. Основное
чинам культурного характера (поскольку тад-
внимание Турции направлено на вопросы, свя-
жикский язык принадлежит к иранской группе
занные с борьбой с религиозным экстремиз-
языков), принимает участие в ряде совместных
мом и наркоторговлей, которые страна решает
экономических проектов.60 Значительные эко-
с помощью ОЭС, а также двусторонней военной
номические связи с Ираном существуют и у Тур-
поддержки.
кменистана, в особенности в энергетическом
секторе.61 Вставка 8.6 рассказывает о некоторых Интерес Турции к странам Центральной Азии
примерах сотрудничества Ирана со странами в основном сосредоточен в сфере энергети-
Центральной Азии, и это лишь небольшая часть ки. Турция подписала соглашение с Ираном и
двусторонних и многосторонних соглашений, Туркменистаном о закупке туркменского газа
которые инициирует Иран. В частности, в дол- по бартерному соглашению через газопровод
госрочной перспективе открытые границы и Иран – Туркменистан – единственного туркмен-
тесное экономическое сотрудничество могут ского газопровода, который не проходит по
обеспечить важные потенциальные выгоды от территории России. В целом Турция, учитывая
взаимной торговли, транзита и инвестиций с ее растущий спрос на энергию и стремление
обеих сторон по мере развития партнерства. стать транзитной страной для энергоресурсов,
весьма заинтересована в получении доступа к
энергоресурсам Центральной Азии и Кавказа,
Другие региональные игроки: Турция, а страны Центральной Азии заинтересованы в
Индия и Пакистан диверсификации путей транспортировки энер-
гии в обход России.71
По вопросам экономической помощи Турция,
Турецкие фирмы заключили множество контра-
Турция, Индия и Паки- Индия и Пакистан предпочитают действовать
ктов и осуществили инвестиции в частном стро-
стан предпочитают на двусторонней основе, но также поддержи-
ительном секторе, особенно по строительству
действовать на вают региональный подход. Как члены ОЭС,
объектов розничной торговли и гостиничного
двусторонней основе, Турция и Пакистан приветствуют региональ-
бизнеса в Центральной Азии. Между Турцией
но также поддержи- ное сотрудничество со странами Центральной
и регионом также создана обширная сеть воз-
вают региональный Азии и внутри региона. Так, например, они при-
душного сообщения и телекоммуникаций. Кро-
подход ветствовали результаты саммита ОЭС в Душан-


222
Региональное и международное сотрудничество с соседними странами и другими партнерами

Вставка 8.6

Экономическое сотрудничество Ирана со странами Центральной Азии
Во время визита в Таджикистан в 2004 г. президент Ирана пообещал выделить половину из 500 млн. долл. на строительство гидроэ-
лектростанции на реке Баскш и дополнительно 700 млн. долл. инвестиций в течение последующих пяти лет. Он также высказал идею
строительства автомагистрали между двумя странами через Герат в Афганистане в целях расширения торговли.62 В конце 2004 г.
Афганистан, Иран и Узбекистан объявили об открытии автомобильного, железнодорожного и воздушного сообщения между тремя
странами. Эти страны будут совместно строить автодорогу с севера на юг из Узбекистана через Афганистан для транзита товаров из
Средней Азии в страны Персидского залива и Оманского моря, причем Иран выделит на проект 2 млрд. долл.63 Руководитель желез-
нодорожного агентства Узбекистана встретился с заместителем главы государственной железнодорожной компании Ирана, чтобы
обсудить вопрос об облегчении процедур пересечения границ и снижении транспортных издержек.64
Во время визита в Узбекистан первого вице-президента Ирана в начале 2005 г. были подписаны три транспортных соглашения,
которые расширят и облегчат транспортировку промышленной и сельскохозяйственной продукции Узбекистана через Иран. Было
также подписано трехстороннее соглашение между Афганистаном, Ираном и Узбекистаном о разрешении транзита товаров через
Афганистан. Это позволит построить 2400-километровую межгосударственную дорогу из Термеза в Узбекистане до побережья Ирана
в Персидском заливе. Наконец, количество пассажирских рейсов между Тегераном и Ташкентом было увеличено с 1 до 2 в неделю.65
Иран также предложил Узбекистану кредит в 66 млн. долл. для поддержки иранских инвестиций в частный сектор Узбекистана. Эти
средства будут использованы в проектах, в которых у Ирана будет, по крайней мере, 50% акций и которые могут быть завершены за
10 месяцев.66
С Казахстаном Иран заключил соглашение о бартерном обмене нефтепродуктами с целью создания новых рынков для каспийской
нефти. Казахская государственная нефтегазовая компания «КазМунайГаз» объявила в 2004 г. о строительстве двух нефтяных терми-
налов в Иране общей мощностью 150 тыс. баррелей нефти в рамках этого соглашения. Конкретные сроки не были названы. Иран
также осуществил крупные инвестиции в объекты на Каспийском море для обеспечения приема нефти из Казахстана, Туркменистана
и Узбекистана.
В 1990-х гг. по инициативе Ирана были заключены соглашения о бартерных сделках по нефтепродуктам с Казахстаном и Туркме-
нистаном, а позднее и с Узбекистаном. Пока что существующие трубопроводы позволяют проводить сделки объемом до 50 тыс.
баррелей в сутки, но строящийся новый трубопровод, финансируемый Китаем, увеличит этот объем до 200 тыс. баррелей в сутки к
середине или концу 2005 г. Значительная часть нефти, по этим соглашениям, будет поступать на азиатские рынки, где ее можно будет
продавать по более высокой цене, чем в Европе, – возможно, на 3,50 долл. дороже за баррель. От этого проекта выигрывают обе
стороны: Иран экономит расходы на транспортировку нефти в северные провинции, а центральноазиатские республики сокращают
издержки по экспорту нефти.67 Кроме того, Иран выполняет политическую задачу по расширению энергетического сотрудничества
с регионом и прокачке большего объема нефти из Средней Азии через иранские трубопроводы в противовес трубопроводу Баку
– Джейхан, которому отдают предпочтение Соединенные Штаты.68
В 2004 г. прошли переговоры кыргызского посла в Иране с заместителем министра иностранных дел Ирана по экономическим во-
просам. Обсуждались приоритеты расширения двустороннего сотрудничества между Ираном и Кыргызстаном в рамках ОЭС. Одним
из важных вопросов повестки дня было использование Кыргызстаном иранского гранта в 50 млн. евро и закладка строительства
иранского банка в Бишкеке.69



ме того, из-за общности языка и культуры с Цен- Казахстане и 10-процентной доли месторожде-
ния Курмангазы. Индия рассматривает возмож-
тральной Азией, Турция активно сотрудничает
ность серьезных инвестиций в Узбекистане, а
с регионом в сфере образования, предоставляя
также в несколько гидроэнергетических про-
стипендии для учебы в турецких школах и уни-
ектов в Кыргызстане и Таджикистане. Опасаясь
верситетах более 10 000 учащихся из централь-
возможных угроз безопасности трубопроводов,
ноазиатских стран. Министерство просвещения
если они будут проходить через территорию
Турции и турецкие предприниматели открыли
Афганистана и Пакистана, Индия высказалась
немало школ и университетов по всей Цен-
за проработку неоднозначного проекта строи-
тральной Азии, а Турецкое агентство по между-
тельства «энергетической магистрали» длиною
народному сотрудничеству предоставляет тех-
1 400 км и стоимостью 2 млрд. долл., которая
ническую помощь и обучение бизнесменам и
пройдет из России через Центральную Азию
дипломатам из Центральной Азии.
в индийскую часть Кашмира.72 Индия укрепля-
Главный интерес Индии в Центральной Азии ет связи с центральноазиатскими странами в
также связан с энергетикой. Говоря об инвести- отраслях, где ее опыт и знания могут способ-
циях Индии в энергетические компании регио- ствовать их развитию, включая нефть и газ и
на, следует упомянуть покупку 15-процентной технологии. В 2005 г. в Дели была организова-
на крупная региональная торговая ярмарка
доли нефтяных месторождений Алибекмола в


223
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

энергетического оборудования под названием дет снята напряженность в отношениях между
Cтраны Централь-
«Индия и Центральная Азия 2005.» Работая по Ираном, с одной стороны, и Европой и США
ной Азии получат ши-
двум направлениям – на уровне бизнеса и на – с другой, что облегчит транзит через Турцию,
рокие возможности
правительственном уровне (см. Вставку 8.7), страны Центральной Азии по отдельности и
более интенсивного
Индия сумела повысить свой дипломатический все вместе получат широкие возможности бо-
сотрудничества с
и экономический статус в регионе. лее интенсивного сотрудничества с динамично
динамично развива-
развивающимися рынками Индии, Пакистана и
ющимися рынками Интересы Пакистана в Центральной Азии во
Турции.
Индии, Пакистана и многом сходны с интересами Индии. В рам-
Турции ках ОЭС Пакистан призвал к совместному фи-
нансированию региональных энергетических
Партнерства стран
проектов и транспортной инфраструктуры, а
центральной азии с крупными
также к снижению тарифов и заключению ряда
соглашений о сотрудничестве в области маши- промышленно развитыми
ностроения, туризма, технологий, бизнеса и
странами
т. д. Большой интерес представляет перспек-
тива создания региональной энергосистемы, Европейский союз (включая двусторонние про-
которая могла бы удовлетворить потребности граммы с Германией и Великобританией), Япо-
Пакистана в электроэнергии. У Пакистана соз- ния, Южная Корея, Швейцария и США оказыва-
дан современный потенциал во всех указанных ют значительную помощь новым независимым
областях, и он с большой готовностью предо- государствам Центральной Азии. Большая часть
ставит свои порты на Индийском океане для ее предоставляется в форме официальной меж-
центральноазиатских экспортных товаров. дународной помощи. В данном разделе рассма-
Пакистан предложил Таджикистану повысить триваются программы международной помощи
статус консульства в Исламабаде до статуса по- и другие формы партнерства, направленные
сольства, призвал Пакистанский банк открыть на обеспечение человеческой безопасности
отделение в Душанбе и дал отсрочку Кыргызста- и человеческое развитие в масштабе региона.
ну по оплате кредита в 13 млн. долл. Пакистан Невозможно дать исчерпывающее описание
в основном ориентируется на двусторонние всех донорских программ. Поэтому мы выбра-
отношения, однако полностью поддерживает ли несколько примеров по каждому крупному
региональное сотрудничество в приоритетных направлению: создание экономической конку-
областях, очерченных ШОС.76 рентоспособности, использование природных
В целом сотрудничество этих стран со страна- ресурсов, региональные угрозы, социальное
ми Центральной Азии дает определенные, хотя развитие и эффективное управление, с упором
и ограниченные, выгоды обеим сторонам. В на региональные аспекты и последствия. Эти
долгосрочной перспективе, особенно если бу- примеры демонстрируют не только диапазон
дет снята проблема безопасности Афганистана, внешнего донорского участия в регионе, но и
разрешится индо-пакистанский конфликт и бу- множественность и сложность донорских про-



Вставка 8.7

Сотрудничество Индии с центральноазиатскими странами
Визит казахского президента Назарбаева в Индию в 2002 г. явился важным шагом в продвижении двусторонних отношениях между
двумя странами. Президент Назарбаев призвал индийские технологические и фармацевтические компании рассмотреть возможно-
сти инвестиций в Казахстане, а также призвал казахские фирмы импортировать индийский научно-технический опыт и технологии.
Тот факт, что Индия готова инвестировать не только в энергетический, но и другие сектора, не остался незамеченным казахским пре-
зидентом, хотя он также приветствовал участие Индии и ее инвестиции в разработку нефтегазовых ресурсов Каспийского моря.73
В 2003 г. тогдашний министр иностранных дел Индии Джасвант Сингх председательствовал на крупной конференции с участием
Индии и стран Центральной Азии в Ташкенте, а тогдашний премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи имел встречу на высшем
уровне с президентом Таджикистана Рахмоновым в Душанбе. Индия объявила о выделении 40 млн. долл. на строительство дороги
между двумя странами и модернизацию аэродрома «Айни» под Душанбе.74 Индия также выделила 84 млн. долл. для восстанов-
ления сообщения между Гератом в Афганистане и иранской границей. Узбекистан уже связал сообщением южную границу страны и
Герат; когда строительство дороги Герат – Иран будет завершено, Узбекистан сможет поставлять товары по автомагистрали в Пер-
сидский залив.75
Индия провела совместные военные учения с Таджикистаном и Узбекистаном в соответствии с соглашением о борьбе с террориз-
мом. Кроме того, она закупила у Казахстана для индийских ВВС 6 воздушных заправочных самолетов «Ил» и пообещала финансовую
поддержку будущему казахскому флоту в Каспийском море.


224
Региональное и международное сотрудничество с соседними странами и другими партнерами

грамм. Эти сложности ставят перед участника- строительство моста через реку Пяндж между Кроме человеческого
ми серьезные задачи по координации и сотруд- Афганистаном и Таджикистаном, что откроет развития и обеспече-
ничеству между донорами и странами-полу- выгодные возможности для таджикских ком- ния человеческой без-
чателями, с тем чтобы обеспечить правильное мерсантов по мере возобновления торговли опасности, у между-
распределение и эффективность помощи. между севером и югом. США финансируют народных партнеров
строительство моста, Япония – строительство есть более широкие
Кроме человеческого развития и обеспечения
дорог от моста до национальных автодорог, а стратегические ин-
человеческой безопасности, у международных
ЕС оплачивает строительство портов ввоза и тересы и интересы
партнеров есть более широкие стратегические
таможенной инфраструктуры.78 безопасности, опре-
интересы и интересы безопасности, определя-
деляющие политику в
Приоритеты германской программы помощи
ющие политику в регионе, также как и у непо-
регионе
– способствовать экономической реформе и
средственных соседей Центральной Азии. Это
развитию рыночной экономики, уделяя особое
особенно касается США после террористиче-
внимание совершенствованию государствен-
ских актов 11 сентября 2001 г., с учетом участия
ного управления. Например, в Кыргызстане
США в международной военной коалиции про-
Германия поддерживает рыночные экономиче-
тив правительства «Талибан» в Афганистане и
ские реформы, осуществление Национальной
последующем восстановлении мира в стране.
стратегии сокращения бедности, а также по-
В результате США значительно увеличили свое
могает в области профессионального обучения
присутствие в Центральной Азии, направив во-
и финансовых программ для малых и средних
енные части на воздушные базы в Кыргызстане
предприятий. Аналогичная программа прово-
и Узбекистане и заключив соглашения с этими
дится в Таджикистане, хотя там приоритетное
странами.
направление для Германии – сокращение бед-
Непосредственно после 11 сентября военное ности.79 Например, Германия сотрудничает с
присутствие США приветствовалось в Цен- Агентством по микрофинансированию Ага Хана
тральной Азии и в соседних странах, не в по- в поддержке банка микрофинансирования,
следнюю очередь потому, что оно позволило оказывающего финансовую помощь микро- и
резко снизить уровень террористической малым предприятиям.80
угрозы, исходящей от Афганистана, однако со
Швейцарская программа помощи адресована
временем это вызвало некоторую напряжен-
малому бизнесу в Кыргызстане и предусматри-
ность.77 В данной сфере требуется действовать
вает обучение персонала, техническую помощь
осторожно, чтобы не нарушать общего подхода
по внедрению современных бизнес-методов и
центральноазиатских стран, их соседей, США и
предоставление небольших ссуд параллельно
коалиционных сил, осуществляющих помощь с обучением и технической помощью. Швей-
Афганистану, в поддержании региональной по- цария поддерживает малые предприятия в
литической стабильности и безопасности и до- борьбе против коррупции и бюрократизма.81
стижении прогресса в человеческом развитии Она также помогает крестьянам Кыргызстана
и обеспечении человеческой безопасности. научиться выращивать хлопок для европейских
рынков.82 В Узбекистане швейцарцы работают с
мелкими предпринимателями, стремясь улуч-
Укрепление экономической шить деловой климат для малого бизнеса.83 В
конкурентоспособности Таджикистане Швейцария нацеливает свою бу-
дущую помощь на улучшение делового климата
Все двусторонние партнеры из крупных про-
и создание новых финансовых инструментов
мышленных стран предоставляют техническую
для малых и средних предприятий. Швейцария
помощь и гранты для улучшения делового
будет продолжать поддерживать ЕБРР в осу-
климата и укрепления финансового сектора,
ществлении программы содействия торговле,
а также поддержки роста частного сектора,
оказывая помощь в формулировке и проведе-
основанного на рыночных принципах. Некото-
нии национальной стратегии экспорта.84
рые партнеры уделяют основное внимание раз-
работке правовых и институциональных основ Через Агентство США по международному раз-
частного сектора, в то время как другие предо- витию (USAID) Соединенные Штаты финанси-
ставляют различного рода финансовую помощь руют инициативы, направленные на развитие
либо делают крупные инвестиции в транспорт торговли и рост инвестиций. Сюда входит тех-
Все двусторонние
и инфраструктуру, необходимые для расшире- ническая помощь по подготовке к вступлению
партнеры реализуют
ния торговли. Даже США, обычно воздержи- в ВТО, совершенствованию таможенных служб,
программы, направ-
вающиеся от финансирования транспортной улучшению нормативно-правового и кредитно-
ленные на поддержку
инфраструктуры, осуществляют совместно с го климата для частного сектора и содействию
роста частного
ЕС и Японией инвестиции в региональную ин- в развитии микро-, малых и средних предпри-
сектора
фраструктуру. Успешным примером является ятий. USAID также спонсирует региональные


225
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

конференции и симпозиумы, обеспечивает эксплуатации и более эффективного использо-
С точки зрения мно-
техническую поддержку различным бизнес-ас- вания водных ресурсов.87
гих двусторонних
социациям, некоторые из которых (например,
доноров вопросы без- DFID оказывает помощь Казахстану в прозрач-
Форум предпринимателей Казахстана) поддер-
опасности и соблюде- ном и конструктивном использовании доходов
живают реформы по улучшению делового кли-
ние законности име- от добычи нефти и газа в рамках Инициативы по
мата. Совместно с Всемирным банком, USAID
ют особое значение в транспарентности в добывающей промышленно-
поддерживает инициативу создания регио-
Центральной Азии сти. DFID также оказывает техническую помощь в
нальной организации бизнес-ассоциаций.85 развитии водных систем в сельской местности,
в области гигиены и санитарии в Казахстане и
Через Министерство международного разви-
Кыргызстане, помогая последнему также в пла-
тия (DFID) Великобритания содействует кыргыз-
нировании землепользования.88 Государствен-
ским специалистам в предоставлении техниче-
ный Секретариат по экономическим вопросам
ской помощи Казахстану по вступлению в ВТО и
Швейцарии (SECO) сотрудничает с Всемирным
способствует развитию региональной торговли
банком в финансировании водо-канализацион-
и сотрудничества. Программы развития пред-
ных систем в Бухаре и Самарканде.89
приятий в Кыргызстане и Таджикистане ори-
ентированы на экономический рост с учетом ЕС поддерживает программу межгосударствен-
интересов бедных слоев и упором на научно ной транспортировки нефти и газа в Европу. Это
обоснованные меры политики в наращивании международная совместная инициатива по ин-
основных средств, создании рабочих мест и теграции региональных систем трубопроводов
укреплении ключевых структур.86 и облегчению транспортировки нефти и газа
как внутри региона СНГ, так и на экспортные
ЕС поддерживает проекты по улучшению ра-
рынки Европы. Программа также рассчитана на
боты таможенной службы и облегчению усло-
привлечение частных инвесторов, в том числе
вий для законной трансграничной торговли.
местных, хотя она и не является инвестицион-
Техническая помощь направлена на увеличе-
ной программой, а лишь направлена на уско-
ние доходов, содействие законной торговле и
рение и содействие процессу. Все пять стран
борьбу с коррупцией. Ряд проектов направлен
Центральной Азии с самого начала подписали
на модернизацию местных таможенных служб,
соглашение по программе в 1999 г.
разработку таможенного законодательства,
упрощение процедур и совершенствование Ряд японских проектов экономического разви-
технических аспектов таможенного дела. Фи- тия в рамках новой Инициативы «Центральная
нансируемые ЕС программы БОМКА/КАДАП Азия + Япония» направлен на развитие и мо-
направлены на повышение эффективности по- дернизацию энергетической и других отраслей,
граничной службы в регионе (см. Вставку 3.9 в связанных с природными ресурсами. Проекты
Главе 3). ЕС также осуществил программу обу- включают геологоразведку, добычу и транспор-
чения менеджеров, предоставив менеджерам тировку природных ресурсов, разведку и до-
из Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана воз- бычу цветных металлов, а также модернизацию
можность годичной стажировки на предпри- цветной металлургии.90
ятиях ЕС, финансировал оказание технической
помощи Казахстану, Кыргызстану и Таджикиста-
Предотвращение региональных угроз
ну в проведении институциональной, судебной
и административной реформы, а также в разви-
С точки зрения многих двусторонних доноров
тии инфраструктуры.
из промышленно развитых стран, вопросы без-
опасности и соблюдение законности имеют осо-
Улучшение рационального бое значение в Центральной Азии, учитывая ее
географическую близость к Афганистану и роль
использования природных ресурсов
важнейшего транзитного коридора для героина
Многие из инициатив Агентства по междуна- и других опиатов из Афганистана на европейские
родному развитию США ориентированы на рынки. Правительство США оказывает поддерж-
содействие рыночным реформам в области ку для повышения эффективности антитеррори-
сельского хозяйства и энергетики. Агентство стической деятельности и техническую помощь
по международному развитию США оказывало правоохранительным органам в регионе в борь-
поддержку в управлении водопользованием, бе с отмыванием денег, незаконным оборотом
модернизации ирригации и обучении управле- наркотиков и торговлей людьми. В Кыргызстане
нию водными ресурсами. В Кыргызстане Агент- США оказали поддержку созданию Агентства по
ство финансировало проект ассоциации водо- контролю за наркотиками совместно с Управ-
пользователей, который поможет осуществле- лением ООН по наркотикам и преступности.91 В
нию на местном уровне программ ремонта и Таджикистане США усиливают помощь таджик-


226
Региональное и международное сотрудничество с соседними странами и другими партнерами

скому правительству в борьбе с незаконным управления в Центральной Азии. Например, Часть технической
оборотом наркотиков из Афганистана. Вместе США отдают предпочтение технической помо- помощи, предлагае-
с Программой ООН по контролю за наркотика- щи в «укреплении гражданского общества, обе- мой партнерами из
ми США финансировали создание Таджикского спечении прав человека, совершенствовании крупных промышлен-
агентства по наркоконтролю, которое призвано политических процессов и государственных но развитых стран
координировать всю деятельность в стране по учреждений, в поощрении независимости СМИ на двусторонней
препятствованию ввозу наркотиков и укрепле- и отстаивании интересов общества».95 Около основе, ориентирова-
нию безопасности границ. 22% бюджета Агентства по международному раз- на специально на под-
витию США для стран Центральной Азии в 2004 держку регионального
В других сферах Программа ЕС БОМКА/КАДАП
г. было израсходовано на подобные программы сотрудничества в
в значительной части посвящена борьбе с нар-
по укреплению демократического управления.96 Центральной Азии
которговлей, в то время как антинаркотическая
Например, в Узбекистане проекты по демокра-
программа Великобритании в Центральной
тии включают в себя обучение юристов, разра-
Азии тесно связана с подобной программой в
ботку учебных планов для юридических вузов,
Афганистане.92
гранты правозащитникам, поддержку програм-
мы судебной реформы и центров юридической
помощи, а также помощь центру правозащит-
Помощь в социальном развитии
ных НПО, создаваемому в Ферганской долине.
Двусторонние доноры проявляют большой ин- Агентство по международному развитию США
терес к социальному развитию в Центральной также стремится содействовать большей про-
Азии, но по понятным причинам сосредоточи- зрачности и борьбе с коррупцией посредством
ваются на поддержке национальных программ. предоставления гранта Узбекскому агентству
Однако существуют и региональные, и много- связи и информации на техническую помощь в
национальные проекты, отражающие существу- осуществлении плана электронного правитель-
ющие возможности региональных подходов. ства и экспериментального проекта в области
налогообложения.
Программа ЕС «Трансъевропейская программа
мобильности в области университетского об-
разования» (ТЕМПУС) призвана помочь странам
Поддержка регионального
Центральной Азии в реформе и укреплении выс-
сотрудничества
шего и профессионально-технического образо-
вания. Программа предусматривает партнер-
Часть технической помощи и грантов, предла-
ство между вузами ЕС и стран-партнеров. Обе
гаемых партнерами из крупных промышленно
стороны определяют приоритетные проекты,
развитых стран на двусторонней основе, ори-
куда могут входить разработка и модернизация
ентирована специально на поддержку регио-
учебных планов; реформа вузов и их управле-
нального сотрудничества в Центральной Азии.
ние; укрепление связей с частным сектором для
выявления потребности в дефицитных кадрах; и Программа ЕС Тасис включает региональный
введение в учебные планы дисциплин по укре- компонент с мая 1993 г., когда была запущена
плению гражданственности и демократии.93 инициатива транспортного коридора из Евро-
пы в Центральную Азию – ТРАКЕКА (см. Вставку
USAID поддерживает систему образования в
3.6 в Главе 3).97 ТРАКЕКА на регулярной основе
Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане и
сотрудничает с ЕБРР, Всемирным банком и Ази-
стремится предоставить свою помощь в этой
атским банком развития. Деятельность ЕС на
области Туркменистану. Программы Агенства
региональном уровне включает и другие вопро-
направлены на повышение квалификации
сы, такие как энергетика, окружающая среда, не-
преподавателей, модернизацию программ по-
законный оборот наркотиков и борьба против
вышения квалификации, повышение участия
терроризма и организованной преступности.
в делах школы родителей и общественности,
Некоторые части программы ЕС, в том числе тех-
продвижение административных реформ и мо-
ническая помощь в совершенствовании защиты
дернизацию школьной инфраструктуры.
прав интеллектуальной собственности и по-
Аспект социального развития региональной
мощь во вступлении в ВТО, разрабатываются на
программы DFID направлен на улучшение ре-
региональном уровне, а осуществляются на на-
гионального сотрудничества в борьбе с рас-
циональном уровне. Предметом национальных
пространением ВИЧ/СПИДа.94
пилотных программ являются непосредственно
борьба с бедностью, а также гуманитарные ини-
циативы и инициативы по Ферганской долине.98
Усовершенствование управления
ЕС также ведет политический диалог с республи-
Часть оказываемой на двусторонней основе ками Центральной Азии с целью стимулировать
помощи идет на усовершенствование систем экономическое сотрудничество.99


227
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Германская программа международной помо- являются основными донорскими организа-
Все многосторонние
циями. С начала 1990-х гг. финансовые и тех-
доноры, работающие щи содержит цели поддержки регионального
нические ресурсы поступают в Центральную
в Азии, имеют общие сотрудничества уже начиная с Документа по
Азию также от менее масштабных и узкона-
цели: способство- стратегии 2001;100 из 50 млн. евро, выделяемых
правленных организаций (включая различные
вать экономическому Центральной Азии Федеральным министер-
учреждения ООН и Исламский банк развития)
и социальному раз- ством экономического сотрудничества и разви-
и НПО (включая Фонд Евразия, Институт От-
витию в рамках эф- тия ежегодно с 2001 г., около 15 – 18 млн. евро
крытого общества и Сеть развития Ага Хана).
фективной рыночной направлялось на региональные проекты.101 Эти
Все эти организации имеют общие цели: спо-
экономики, бороться средства шли на финансирование различных
собствовать экономическому и социальному
с бедностью, созда- мероприятий: техническую помощь в проведе-
развитию в рамках эффективной рыночной
вать стабильное нии судебной реформы во всех пяти республи-
экономики, бороться с бедностью, создавать
общество с эффек- ках, техническую помощь в борьбе с опустыни-
стабильное общество с эффективным управ-
тивным управлением ванием через проведение пилотных проектов
лением, которое может стать конструктивным
во всех пяти странах и основание координиру-
участником международного сообщества. Не-
ющей организации в Алматы, а также на реги-
которые программы больше ориентируются
ональную программу продовольственной без-
на гуманитарные и социальные задачи и дела-
опасности для Афганистана и Таджикистана в
ют акцент на сокращении бедности и демокра-
рамках гуманитарной помощи ЕС.102
тических реформах (включая программы ПРО-
Поскольку Великобритания направляет боль- ОН и ООН, например), другие же направлены
шую часть технической помощи и грантов на прежде всего на обеспечение экономической
борьбу с бедностью в Кыргызстане и Таджики- стабильности, что является условием развития
стане, она активно способствует регионально- (например, программы международных фи-
му сотрудничеству только в рамках региональ- нансовых организаций). Все эти организации
ной программы ВИЧ/СПИД, в которой участву- также стремятся способствовать развитию ре-
ют многие доноры (см. Вставку 6.4 в Главе 6). гионального сотрудничества.
Швейцарская программа помощи направлена
на установление диалога и налаживание кон-
Повышение экономической
тактов в проектах по водопользованию. При-
нятие Японией в 2004 г. новой региональной конкурентоспособности
политики в рамках Инициативы «Центральная
В области торговли Азиатский банк развития фи-
Азия + Япония» явится дополнением к другим
нансировал региональную Программу содей-
донорским программам на двусторонней и
ствия торговле и таможенному сотрудничеству
многосторонней основе.
с целью модернизации таможенных систем. Это
США активно способствуют региональному эко-
дополняет Проект модернизации таможенной
номическому развитию и безопасности через
службы в Кыргызстане и Таджикистане, который
Агентство по международному развитию США
облегчает торговлю между странами. Японский
и другие инициативы. В 2004 г. США подписали
специальный фонд, который часто сотруднича-
с центральноазиатскими республиками Рамоч-
ет с банком, также выделил в рамках проекта
ное соглашение по торговле и инвестициям с
грант на техническую помощь для каждой из
целью расширения торговли и инвестицион-
стран.104 Банк готовит Региональный проект по
ных возможностей в отношениях с Соединен-
развитию туризма, а также ряд исследований и
ными Штатами. В соответствии с соглашением,
предоставление технической помощи по раз-
был создан Торговый совет США – Центральная
витию региональной торговли.105
Азия, призванный стать форумом, который об-
Исламский банк развития поддержал Програм-
легчит вступление Казахстана, Таджикистана и
му Азиатского банка развития по торговому
Узбекистана в ВТО.103
сотрудничеству в Центральной Азии. Цель про-
граммы – оценить возможности торговли ком-
Вклад многосторонних паний в странах-участницах и расширить воз-
можности торговли.106 В сотрудничестве с Ази-
доноров в человеческое атским банком развития и другими партнерами,
развитие и обеспечение инициатива ПРООН «Шелковый путь» с пятью
человеческой безопасности странами-участниками (Китай, Казахстан, Кыр-
гызстан, Таджикистан и Узбекистан) направлена
Все многосторонние доноры, работающие в на улучшение политики и совершенствование
Азии, осуществляют активные программы по- правового поля в области торговли и транзита
мощи Центральной Азии. Всемирный банк, в районе Шелкового пути, а также повышение
Азиатский банк развития, ЕБРР, МВФ и ПРООН участия частного сектора в этих сферах. Про-


228
Региональное и международное сотрудничество с соседними странами и другими партнерами

граммой также предусматривается развитие в для региона. Международная финансовая кор- В области региональ-
регионе туризма. порация, часть группы Всемирного банка, под- ного транспорта и
держивает разработку общей правовой базы транзита цель мно-
В области регионального транспорта и транзита
микрофинансирования Центральной Азии, а гих доноров – инте-
цель многих доноров – интегрировать регион в
ЕБРР принял участие в финансировании тех- грировать регион в
Азию и Европу путем снижения транспортных
нической помощи этой программы.109 В связи с Азию и Европу путем
тарифов и упрощения торговых процедур. Это
этой инициативой, Консультативная группа по- снижения транс-
предполагает совершенствование таможенной
мощи бедным создает в Алматы Центр микро- портных тарифов и
службы, инвестиции в транспортную инфра-
финансирования для Центральной Азии. При упрощения торговых
структуру и проведение торговой политики,
этом будет использован опыт более крупной процедур
совместимой с принципами ВТО. Крупнейшие
региональной инициативы по микрофинанси-
доноры в сфере транспорта – Всемирный банк
рованию и Центральноазиатского союза по ми-
и Азиатский банк развития – работают в основ-
крофинансированию, финансируемого Агент-
ном с двусторонними программами, но в рам-
ством по международному развитию США.110
ках региональной политики. Один из примеров
–проведение Всемирным банком анализа сни-
жения барьеров и облегчения формальностей
Совершенствование рационального
в сфере торговли и транспорта в странах Цен-
использования природных ресурсов
тральной Азии. Аналогичный анализ планиру-
ется Всемирным банком в Сибири – с целью Одна из важных долгосрочных задач для до-
выявления барьеров, которые мешают коммер- норов – помощь в создании стабильной и
сантам из Центральной Азии расширять экс- устойчивой системы водопользования и рас-
порт в эту часть России, а также в Афганистане. пределения водных ресурсов в Центральной
Азиатский банк развития, ведущий донор в об- Азии. В 1998 г. для достижения этой цели СПЕКА
ласти транспортной инфраструктуры, осущест- образовала рабочую группу по энергетике и
вляет ряд проектов развития автодорожной водопользованию, которая подготовила диа-
инфраструктуры с целью упрощения переме- гностическую стратегию по водопользованию
щения товаров и людей в регионе. Большинство и энергетике в регионе с приложением списка
проектов, как ожидается, будут выгодны всему конкретных инвестиционных проектов, кото-
региону, так как приведут к улучшению транс- рые доноры должны учесть в планировании
граничных транспортных коммуникаций внутри своей стратегии помощи.111
региона и за его пределами. По одному из про-
Всемирный банк давно уже поддерживает ини-
ектов выделяется кредит и техническая помощь
циативы по двустороннему и трехстороннему
Таджикистану в восстановлении пограничного
сотрудничеству, страновые реформы и инве-
автомобильного коридора Душанбе – Кыргыз-
стиции в улучшение управления энергетиче-
стан. Это единственная дорога, соединяющая
скими и водными ресурсами и их использова-
Раштскую долину и Душанбе, и она серьезно
ния. В 2004 г. банк подготовил аналитический
укрепит международный коридор в сторону
доклад о возможных последствиях тех или иных
Кыргызстана и Китая. Проект предусматривает
торговых договоренностей в области водных и
также решение проблем по содержанию до-
энергетических ресурсов. Кроме того, в рамках
рожного хозяйства путем увеличения финанси-
инициативы регионального сотрудничества
рования эксплуатационных расходов для дорог
Всемирный банк планирует оказать поддержку
государственного и местного значения. В финан-
второй стадии Программы по бассейну Араль-
сировании проекта участвует фонд ОПЕК.107 Еще
ского моря. Банк финансировал ряд страновых
один пример регионального дорожного проек-
проектов, связанных с водоснабжением, ирри-
та, финансируемого Азиатским банком развития,
гацией и электричеством.
– региональный проект восстановления дороги
Азиатский банк развития обеспечил техниче-
Алматы – Бишкек, который не только облегчил
скую помощь и проектное финансирование
дорожное сообщение между двумя городами, но
внедрения эффективной водохозяйственной
служит примером того, как политические факто-
политики, дополняющей стратегии устойчиво-
ры могут способствовать сотрудничеству.108 Еще одной задачей
го управления природными ресурсами. ЕБРР
Доноры используют региональные подходы и для доноров является
оказал поддержку проектов муниципального
в поддержке систем микрофинансирования. оказание помощи в
водопользования, в том числе предоставив
Всемирный банк подготовил региональное ис- создании стабильной
кредит Ташкенту на модернизацию системы во-
следование, содержащее рекомендации по и устойчивой систе-
дораспределения и реформу системы оплаты и
достижению устойчивости сектора микрофи- мы водопользования
сбора квитанций.112
нансирования. Сформирована консультативная и распределения во-
В энергетической отрасли международные фи-
группа ключевых доноров для выработки об- дных ресурсов в Цен-
нансовые организации содействовали реализа-
щих подходов и целей в отношении программ тральной Азии


229
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

ции нескольких региональных и национальных нескольких доноров. В нем участвуют Всемир-
проектов. Например, региональный Проект ный банк, Глобальный фонд борьбы со СПИДом,
модернизации электропередачи под эгидой туберкулезом и малярией (UNAIDS), Фонд Со-
Азиатского банка развития направлен на улуч- роса, DFID и Агентство по международному
шение передачи электроэнергии и торговли развитию США (см. Вставку 6.4 в Главе 6). ПРО-
ею в регионе. Сходная цель была поставлена ОН предоставляет дополнительную помощь
перед региональным проектом модернизации в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа от-
транспортировки газа, с тем чтобы устранить дельным странам, например, Кыргызстану.
барьеры на пути создания региональной сети Всемирный банк разрабатывает Проект по
и способствовать развитию торговли газом. смягчению последствий стихийных бедствий,
Банк также поддерживает подготовку технико- призванный усилить безопасность плотин и
экономического обоснования для возможной противостоять другим потенциальным опас-
прокладки газопровода из Туркменистана в Па- ностям, включая аварии в шахтах. SECO уча-
кистан через Афганистан. ствует в модернизации гидрометеорологиче-
ских служб. ЕС и ПРООН являлись партнерами
В области окружающей среды ЮНЕП с самого
в инициативах по управлению границами, в
начала взяла на себя ведущую роль в рацио-
том числе в борьбе с незаконным оборотом
нальном использовании природных ресурсов
наркотиков через программы БОМКА/КАДА-
в Центральной Азии. Начиная с 2000 г. ЮНЕП
П(см. Вставку 3.9 в Главе 3). Группа Всемирного
помогала правительствам разрабатывать ре-
банка инициировала помощь странам региона
гиональные экологические планы действий,
в борьбе с отмыванием денег и финансирова-
предусматривающие конкретные реформы, и
нием терроризма, в том числе путем разработ-
программы защиты окружающей среды и раци-
ки эффективных законов против этих видов
онального использования ресурсов.113 Всемир-
преступлений – Банк и Управление ООН по
ный банк помогает в развитии сотрудничества
наркотикам и преступности в эксперимен-
по управлению трансграничными экосистема-
тальном порядке выступили как партнеры в
ми в Западном Тянь-Шане между Казахстаном,
Кыргызстане.115 В рамках проекта развития
Кыргызстаном и Узбекистаном. Ключевые эле-
приграничных общин ПРООН поддерживает
менты проекта включают обмен информацией и
деятельность Кыргызстана и Таджикистана в
разработку общего подхода к сохранению эко-
Ферганской долине по развитию потенциа-
систем. Проект также финансируется грантами
ла вовлеченных сторон на местном и нацио-
Глобального экономического фонда. Начиная с
нальном уровне и предоставляет гранты экс-
2000 г. Азиатский банк развития финансировал
тренной помощи, направленные на снижение
региональные проекты технической помощи с
напряженности между общинами. Программа
целью разработки регионального экологиче-
реализуется при поддержке ОБСЕ, Швейцарии
ского плана действий для Центральной Азии, а
и Дании.
также плана борьбы с опустыниванием.114
Для оперативного отклика на быстро меня-
ющуюся обстановку в Центральной Азии, где
Многосторонняя помощь в других события в одной стране могут отозваться в
областях других странах, как видно на примере влияния
событий в Узбекистане в 2005 г. на Кыргызстан,
Многосторонние международные организации
ряд учреждений ООН (Управление ООН по ко-
также поддерживают национальные программы
ординации гуманитарных вопросов, ПРООН,
развития и борьбы с бедностью в таких вопро-
Верховный комиссар ООН по делам беженцев,
сах, как противостояние стихийным бедствиям
ЮНИСЕФ, ВОЗ и Международная продоволь-
и антропогенным угрозам, социальное разви- ственная программа) принял решение о более
тие и эффективное управление. Большинство систематическом сотрудничестве. Они объеди-
этих проектов затрагивает отдельные страны, нили усилия для четкой оценки ситуации, обу-
лишь в ограниченной степени учитывая ре- чения и практической поддержки, с тем чтобы
гиональные проблемы. Однако доноры всё увеличить потенциал центральноазиатских
активнее объединяют национальные и регио- стран по предотвращению кризисов и готовно-
нальные программы и подчеркивают взаимоза- сти бороться с рисками. Сами учреждения счи-
висимость национальной политики, реформ и тают, что это поможет распространению культу-
регионального сотрудничества. Это отражено, ры диалога и совместной работы над общими
в частности, в стратегии ПРООН для Централь- проблемами и уроками, а также может явиться
ной Азии 2002-2005 гг. инструментом, способствующим рациональ-
В начале 2004 г. был одобрен проект борьбы ному использованию общих жизненно важных
с ВИЧ/СПИДом в Центральной Азии с участием ресурсов.


230
Региональное и международное сотрудничество с соседними странами и другими партнерами

Поддержка регионального Хотя создание форума в лице ЦАРЭС является Каждая из междуна-
крупным шагом вперед, организации не хватает родных организаций
сотрудничества – ЦАРЭС
четырех важных измерений, не говоря уже об приняла конкрет-
Каждая из международных организаций при- ограниченном количестве участников. Одно ную региональную
няла конкретную региональную стратегию в из таких недостающих измерений – отсутствие стратегию в отно-
отношении Центральной Азии, одна из целей эффективной связи между ЦАРЭС и другими шении Центральной
которой – поддержка регионального сотруд- крупными региональными организациями Цен- Азии, одна из целей
ничества. Самый яркий пример такой поддерж- тральной Азии на высшем уровне, в частности которой – поддерж-
ки – участие международных организаций в ОЦАС и ШОС. Второй недостаток в том, что в ре- ка регионального
ЦАРЭС. Официально региональный форум был гиональную координацию деятельности доно- сотрудничества
создан в 2002 г. по инициативе Азиатского бан- ров под эгидой ЦАРЭС пока еще не включены
ка развития.116 Участие в форуме выходит за двусторонние доноры. Третий – в том, что ЦАРЭС
пределы пяти центральноазиатских стран, рас- еще не нацелила свою деятельность на некото-
сматриваемых в докладе: в него входят также рые острые вопросы человеческого развития в
Азербайджан, Монголия и Китай, при особой регионе, включая угрозу стихийных бедствий.
роли Западного Китая. Власти Туркменистана Наконец, ЦАРЭС могла бы подумать о решении
решили не присоединяться к организации; Рос- некоторых важных вопросов, которые выходят
сия также не является членом ЦАРЭС.117 за пределы непосредственного участия в орга-
низации, но развивают важные региональные
Со дня основания ЦАРЭС Азиатский банк разви-
связи. Среди них – что, вероятно, в наибольшей
тия сумел установить прочные рабочие партнер-
степени относится к вопросам регионального
ские отношения с другими многосторонними
человеческого развития и безопасности – так
организациями с целью превращения ЦАРЭС в
называемая «зона озабоченности», беднейший
институциональную основу для совместной ра-
и самый неспокойный субрегион Центральной
боты стран Центральной Азии и многосторонних
Азии и непосредственно примыкающие к ней
учреждений над ключевыми региональными во-
территории (см. Вставку 8.8).
просами. На ежегодных встречах на уровне ми-
нистров и проводящихся два раза в год встречах
высших должностных лиц ЦАРЭС сознательно
Выводы и рекомендации
ставила на повестку дня именно региональные
вопросы, с упором на региональную торговлю,
Выводы
транспорт и содействие торговле, энергетику
и водопользование. Создание рабочих групп и Все международные
Все международные партнеры, работающие в
подготовка рабочих докладов для обсуждения партнеры, работа-
Центральной Азии, заинтересованы в полити-
позволила ЦАРЭС облегчить обмен результата- ющие в Центральной
ческой стабильности, экономическом процве-
ми анализа, взглядами стран и международных Азии, заинтересова-
тании и устойчивом человеческом развитии в
организаций на перспективы и планы помощи. ны в политической
регионе. Во-первых, региональная безопасность
Международные учреждения в настоящее вре- стабильности, эко-
чрезвычайно важна для Китая и России как не-
мя проводят регулярные совместные встречи номическом процве-
посредственных соседей. Но она имеет важное
для координации программ помощи Централь- тании и устойчивом
значение и для американских, европейских и
ной Азии, что дополняет деятельность по коор- человеческом разви-
восточно- и южноазиатских партнеров в связи
тии в регионе
динации помощи на уровне отдельных стран. с их миссией в Афганистане, озабоченностью


Вставка 8.8

«Зона озабоченности» и Сеть развития Ага Хана
Сеть развития Ага Хана выделяет «зону озабоченности» внутри и вокруг Центральной Азии. Этот субрегион включает в себя Афга-
нистан, некоторые части Ферганской долины в Узбекистане, Центральный и Восточный Таджикистан, южную часть Кыргызстана, За-
падный Китай и Северный Пакистан. На этих территориях проживает беднейшая, наиболее уязвимая и наиболее изолированная часть
населения Центральной Азии и соседних территорий. Помимо чрезвычайной бедности, общины разделены этническими, религиоз-
ными и языковыми барьерами; они физически, экономически и политически оторваны от своих областных и национальных центров.
Это сочетание бедности с изоляцией часто еще более повышает существующую политическую нестабильность. Сеть развития Ага
Хана разработала стратегию по четырем направлениям, способствующую системной трансформации неблагополучного региона:
• Расширение инвестиций в регионе, сотрудничества и торговли в целях устойчивого экономического развития.
• Совершенствование социальной и физической инфраструктуры, что даст немедленное улучшение условий жизни людей.
• Установление и укрепление гражданского общества как средство создания государственности.
• Модернизация учреждений образования и здравоохранения с целью развития человеческих ресурсов в регионе.
Источник: Aga Khan Development Network 2005.


231
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

относительно потенциальных глобальных ри- периода, создание рыночных институтов и со-
Основные соседи
сков развала государства и их нацеленностью циальной и физической инфраструктуры. ЕС и
Центральной Азии
на борьбу с всемирной бедностью и междуна- США особенно заинтересованы в региональных
и международное
родным терроризмом. Во-вторых, крупнейшие инициативах по безопасности, включая борьбу
сообщество доно-
соседи и в целом международное сообщество против незаконного оборота наркотиков. Тот
ров проявляют все
заинтересованы в доступе к энергетическим факт, что Китай недавно выделил 900 млн. долл.
большую заинтере-
ресурсам региона – нефти, газу и электричеству. на цели экономического развития, показывает,
сованность в под-
Создание необходимой энергетической транс- что некоторые из соседей потенциально также
держке регионального
портной инфраструктуры, обеспечение безопас- могут стать донорами.
сотрудничества и
ности и механизмы финансирования для произ-
интеграции, в том Поскольку страны Центральной Азии не име-
водства и транспорта представляются важными
числе через основные ют выхода к морю, отношения с соседями и
задачами. Это же открывает возможности для
региональные органи- международным сообществом в целом играют
установления двусторонних отношений и уча-
зации (ОЦАС, ШОС и определяющую роль для человеческого раз-
стия региональных и многосторонних структур.
ЦАРЭС) вития и обеспечения человеческой безопас-
ности. Важными предпосылками процветания
В-третьих, улучшение региональной автодорож-
и стабильности Центральной Азии на длитель-
ной, железнодорожной и воздушной инфра-
ную перспективу являются доступ на рынки со-
структуры важно не только для региональной
седних стран и на мировой рынок; финансовая
интеграции в Центральной Азии, но для пре-
и техническая помощь в переходе к рыночной
вращения региона в транзитный коридор для
экономике и в осуществлении национальных
движения товаров и людей между континентами
и региональных программ развития; возмож-
через все более интегрированное евразийское
ность работать с международными партнерами
континентальное пространство. В-четвертых,
в определении новых путей регионального со-
Центральная Азия является важнейшим транзит-
трудничества и интеграции.
ным коридором для наркотиков из Афганистана,
перевозимых на основные рынки сбыта в Запад- Во-первых, один из вызовов – степень участия
ной Европе, России и Китае. Контроль за этим партнеров. После событий 11 сентября 2001 г.,
транзитом – в интересах всех стран, хотя неза- когда на регион обратили более пристальное
конный оборот наркотиков трудно остановить внимание, увеличилась готовность помогать
на транзитных путях в отсутствие эффективных странам, которые могут хорошо осваивать фи-
контрольных мер в основных центрах производ- нансовые средства. Трудно с определенностью
ства и потребления наркотиков. В-пятых, Цен- сказать, принесет ли странам Центральной Азии
тральная Азия обладает крупными региональ- пользу общее увеличение внешнего финанси-
ными общественными благами (или «убытками»), рования; многое зависит от того, как они смогут
имеющими глобальное значение, включая при- осваивать эти финансы. Безусловно, есть острая
родные ресурсы (вода, биоразнообразие и т. д.) нужда в улучшении региональной транспортной,
и быстро распространяющиеся инфекционные водной и энергетической инфраструктуры и не-
заболевания, в особенности ВИЧ/СПИД, тубер- отложная задача по борьбе с многочисленными
кулез и малярия. Поэтому важным приоритетом угрозами безопасности в этом регионе. Кроме
является сотрудничество соседей со странами того, сейчас уже ясно, что не все Цели развития
тысячелетия будут достигнуты к 2015 г., в особен-
Центральной Азии по всем этим направлениям.
ности в беднейших странах.118
Неудивительно, что основные соседи Цен-
Учитывая эти соображения, в нашем докладе мы
тральной Азии и международное сообщество
приходим к выводу о том, что продолжение мас-
доноров проявляют все большую заинтере-
штабной финансовой помощи важно, в особен-
сованность в поддержке регионального со-
ности для беднейших стран. Финансирование
трудничества и интеграции, в том числе через
должно поступать как из соседних государств,
основные региональные организации (ОЦАС,
так и от международного сообщества. В частно-
ШОС и ЦАРЭС) и через программы региональ-
сти, если и когда Узбекистан решится на прове-
ной помощи и инвестиций. Характер и уро-
дение широких рыночных реформ, – многие из
вень участия различных партнеров неодина-
них необходимы для большей открытости для
ковы внутри Центральной Азии и в отдельных
соседних стран и интеграции в региональную
ее странах. Соседние государства озабочены
и мировую экономику, что способствовало бы
больше всего обеспечением взаимного досту-
более полному сотрудничеству и интеграции
па к энергетическим ресурсам и рынкам и в
Центральной Азии в целом, – ему понадобится
противостоянии общим угрозам безопасности
Продолжение мас-
существенная помощь для смягчения экономи-
со стороны терроризма и наркотиков. Между-
штабной финансовой
ческих и социальных последствий реформ для
народные доноры больше всего внимания уде-
помощи важно, в осо-
некоторых слоев населения в краткосрочной
ляют помощи по более широкому спектру во-
бенности для бедней-
перспективе.
просов, включающему реформы переходного
ших стран


232
Региональное и международное сотрудничество с соседними странами и другими партнерами

Второй вызов связан с выбором между под- Четвертый вызов связан с координацией реги- Международному
держкой региональных инициатив, способ- ональных программ помощи. Можно привести сообществу необ-
ствующих региональному сотрудничеству и много примеров эффективного сотрудничества ходимо направить
интеграции, и поддержкой национально ори- отдельных доноров друг с другом в осущест- гораздо больше
ентированных программ для отдельных стран. влении конкретных проектов и программ. Мно- дипломатических и
Учитывая нынешнее состояние статистики меж- госторонние организации имеют возможность финансовых ресурсов
дународной помощи, невозможно определить проводить регулярные консультации в рамках на ускорение совер-
количественное распределение финансовой ЦАРЭС. Однако сотрудничество по-прежне- шенствования поли-
помощи между национальными и региональ- му во многом осуществляется эпизодически. тического и экономи-
ными программами, однако можно сказать, что Отсутствует механизм, подобный встречам ческого управления
в последние годы более значительная часть межстрановой Консультативной группы или
двусторонней и многосторонней финансовой деятельности национальных правительств по
поддержки направлялась через региональ- координации донорской активности в каждой
ные донорские стратегии и программы. Воз- стране. Такая координация может быть органи-
можно, сделано еще далеко не все, поскольку зована более систематически на отраслевом и
большинство донорских организаций все еще тематическом уровне в рамках регионального
придерживается странового подхода, хотя в сотрудничества с использованием существую-
рассматриваемом регионе доноры в большей щих региональных организаций.
степени приняли региональный подход, чем в Важным элементом этого явилось бы форми-
других регионах.119 рование эффективной донорской базы данных,
позволяющей проследить распределение ре-
Третий вызов связан с поддержкой донорами
сурсов и выделение средств всех донорских
совершенствования качества управления. Как
организаций по основным направлениям и в
было показано выше, неэффективное управле-
соответствии с тем, являются ли программы ре-
ние препятствует не только разработке и про-
гиональными или страновыми.120 ЦАРЭС может
ведению эффективной национальной политики,
стать инструментом координации, поскольку
но и эффективному региональному сотрудни-
этот форум уже продемонстрировал преиму-
честву и интеграции. В то время как некоторые
щества хорошо скоординированных инициа-
доноры, работающие на двусторонней основе,
тив крупнейших многосторонних доноров. Ази-
и многосторонние организации оказывают по-
атский банк развития включил необходимость
мощь в укреплении эффективного управления,
достижения «ощутимых результатов» в деятель-
в целом соседние страны не проявили боль-
ность ЦАРЭС, с тем чтобы привлечь к участию
шого интереса к этому вопросу. Очевидно, что
страны Центральной Азии. Стратегия ЦАРЭС
международному сообществу необходимо на-
включает программные меры, полностью со-
править гораздо больше дипломатических и
ответствующие собственным приоритетам раз-
финансовых ресурсов на ускорение совершен-

<<

стр. 15
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>