<<

стр. 17
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ются неиспользованными. гызской Республики расширяется с целью вклю-
чения внешних транспортных затрат конкретных
См. подробное обсуждение качества институтов в
41

товаров, разбивки внешних транспортных затрат
странах Центральной Азии в Главе 7.
и внутренней торговой наценки на основные ком-
См. чрезвычайно подробное освещение вопро-
42
поненты и оценки того, каким образом конкрет-
сов торговой интеграции, связанных с положени- ные меры по развитию регионального сотрудни-
ем внутри границ в: World Bank 2005c. чества в области торговой политики, транспорт-
Например, Baniak et al. 2005, Te Velde and Bezemer ной инфраструктуры и продвижения торговли
43

2004, Yeyati et al. 2003 and EBRD 2003a. повлияют на различные компоненты внешних
транспортных затрат и внутренней торговой на-
По материалам Инвестиционной анкеты Органи-
44
ценки, торговых налогов и, следовательно, на
зации промышленного развития ООН в Кыргыз-
экономику. Модель для Казахстана расширяется
стане, 2003 г.
с целью оценки воздействия на экономику дис-
См., например, Eichengreen et al. 1996 and Cukrow-
45
криминационной либерализации региональной
ski et al. 2002. торговли по сравнению с недискриминационной
многосторонней либерализацией.
Среднее число процедур, необходимых для реги-
46

страции компаний в трех государствах Централь- За исключением бартерной торговли электро-
62

ной Азии (Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане), энергией и водой, которая является более или
равняется 9,3. В среднем регистрация занимает менее неизбежным географическим фактором,
около 28 дней. двухсторонняя торговля между Узбекистаном
и Кыргызской Республикой в 2003 г. составляла
См., например, результаты опроса, организован-
47

только 14 млн. долл. США.
ного Международным деловым советом в Кыр-
гызстане в 2003 г.
World Bank and EBRD 2002.
48
Глава 4
World Bank 2004j.
49
SPECA 2004b содержит подробное описание
1

Beck et al. 2004, p. 8. основных вопросов и структур в области водных
50

и энергетических ресурсов в Центральной Азии.
World Bank 2000b, p. 207. Другой пример – бан-
51

ковские кризисы в прибалтийских республиках Рисунок 4.1. может быть полезен при обсуждении
2

– Эстонии, Латвии и Литве – в середине 1990-х гг. вопросов водных ресурсов в этой главе в целом.
До данных кризисов эти страны имели общие си- World Bank 2005f (для Туркменистана данные за
3
стемные слабости в финансовых секторах, вклю- 2001 г.).
чая слабое регулирование и надзор, неразвитый
World Bank 2003c.
4
бухгалтерский учет и чрезмерное налогообложе-
ние, неадекватную юридическую инфраструктуру Плотины также могут плохо содержаться, что мо-
5

для предоставления займов и всепроницающую жет нанести потенциальный ущерб и даже приве-
коррупцию на фоне слабых банковских навыков. сти к катастрофе в стране, где расположена пло-
См. Fleming et al. 1997, c. 43. Кроме того, финансо- тина, и в соседних государствах, таким образом,
вые проблемы перекидывались из одной страны в возникает «региональный общественный ущерб».
другую как с точки зрения переплетенных финан-
Обсуждение проблем водно-энергетического
6
совых систем, так и с точки зрения воздействия на
комплекса основано на материалах World Bank
доверие к финансовым институтам каждой стра-
2004h and 2004h.
ны.
См., например, LeMarquand 1977, Yetim 2002 and
7
IMF 2004c, 2004d, 2004e.
52
Sado? et al. 2002.
Роль денежных переводов обсуждается ниже в
53
Мы включаем Таджикистан в анализ, хотя страна и
8
Главе 6.
расположена по берегам Сырдарьи в ее среднем
World Bank 2003a, p. 6.
54
течении. Таджикистан играет небольшую роль в
бассейне реки (в отличие от бассейна Амударьи,
World Bank 2003e.
55

где он играет важнейшую роль – см. Вставкy 4.4)
Bergsman et al. 2000.
56
– он забирает мало воды для ирригации, а общий
World Bank 2002d. объем водохранилищ не дает возможности ре-
57




249
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

гулировать водоток Сырдарьи на многолетней DFID 2003.
23

основе. Dorian n.d.
24

World Bank (2004h) подсчитал, что дополнитель-
9
World Bank 2004b.
25
ные издержки Кыргызстана по эксплуатации Ток-
Здесь мы не рассматриваем национальную по-
26
тогульского водохранилища в «режиме иррига-
литику в отношении эффективности энергетики
ции» составляют 35 млн. долл. США, а стоимость
и возобновляемых энергетических ресурсов,
трансфертов вниз по течению по бартерным со-
поскольку это не связано непосредственно с
глашениям часто была ниже этой суммы (по неко-
вопросами регионального сотрудничества. Со-
торым оценкам, 29 млн. долл. США в 2001 г.).
вершенствование ценовой политики в области
Один из аргументов, выдвигаемых кыргызскими
10
энергетики, особенно в электроснабжении, не-
специалистами в пользу выплаты компенсации сомненно, способствовало бы сокращению по-
за воду, состоит в том, что крестьяне Кыргызстана требности в гидроэнергетических ресурсах, что в
потеряли 21 200 гектаров сельскохозяйственных свою очередь позволило бы снизить нагрузку на
угодий только в результате затопления водой из региональные водные ресурсы в целом. Дискус-
Токтогульского водохранилища (Страновое ис- сию по этим вопросам национальной энергетики
следование ПРООН по Кыргызстану). см. SPECA 2004c.
World Bank 2004b.
11
Dorian n.d.
27

Там же.
12
BP 2004.
28

Abbink et al. 2005.
13
Tsalik 2003.
29

World Bank 2004h. Казахстан также предложил
14
4 апреля 2005 г. Китай объявил, что «строительство
30
совместное финансирование предполагаемого первой очереди 920-километрового трубопрово-
строительства гидроэлектростанции Камбарата в да Атасу – Асашанькоу будет завершено к 16 де-
Кыргызстане с целью увеличить потенциал водо- кабря. По трубопроводу будет транспортировать-
хранилищ и выработку электроэнергии в верхнем ся казахская нефть для переработки в Западном
течении, что явилось бы альтернативным вариан- Китае. Первоначально мощность трубопровода
том примирения интересов стран, находящихся будет 10 млн. тонн сырой нефти в год, постепенно
выше и ниже по течению. к 2010 г. она будет доведена до 20 млн. тонн в год
International Crisis Group 2002a. (Yermukanov 2005).
15


Однако в целом инвестиции в дополнительные Пытаясь компенсировать отсутствие выхода к
16 31

регулирующие водохранилища в нижнем тече- морю, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан за-
нии, которые строятся в Узбекистане и возможное ключают сделки по обмену нефтью с Ираном.
строительство которых рассматривается в Казах- Иран использует эту нефть на НПЗ в северных
стане, не являются оптимальными, поскольку та- районах, удаленных от его собственных нефтяных
кие водохранилища обычно дороже и менее эф- месторождений, сосредоточенных в южной части
фективны, чем такого же объема водохранилища страны. В обмен Иран поставляет равные объемы
в верхнем течении. нефти клиентам, указанным нефтяными экспор-
терами Средней Азии, через иранский нефтяной
World Bank 2004h. Казахстан проявил интерес к
17
терминал Харк в Персидском заливе. Иран предо-
частичному финансированию инвестиций в Кам-
ставляет самый дешевый выход среднеазиатским
барата I при условии, что он получит право голо-
странам на прибыльный азиатский рынок нефти
са в принятии решений по объекту, однако пока
(Peimani 2004а).
кыргызские власти не готовы рассмотреть это
предложение. Если не указано иное, информация по электроэ-
32

нергетической отрасли основана на данных World
Там же.
18
Bank 2004b.
World Bank 2004h. Это – скромные оценки, вклю-
19
Роль посредника в электроэнергии может вклю-
33
чающие выгоды от увеличения доступности воды
чать импорт гидроэнергии и экспорт энергии те-
в хлопководстве и импорта дешевой электро-
пловых станций с использованием преимуществ
энергии, но не включающие выгоды от других
организационного характера и соотношения вре-
орошаемых культур, от уменьшения заводнения и
менных пиковых нагрузок.
переноса на более позднее время дорогостояще-
го строительства плотины. Кроме того, Узбекистан Один из долгосрочных вариантов даже предпо-
34

может извлечь доходы от продажи квот на выброс лагал продажу электроэнергии из Центральной
углерода и, возможно, от реэкспорта кыргызского Азии в Центральную и Западную Европу, «пере-
электричества в Афганистан. катывая» ее с одного рынка на другой (можно
представить это и как использование импорт-
Этот раздел основан на International Crisis Group
20
ной электроэнергии от поставщика с востока
2002a, McKinney 2003 and World Bank 2004d.
и передачу местной электроэнергии далее на
Основана на BBC Monitoring International Reports,
21
запад). Однако для этого потребуются высоко-
14 ноября 2004 г. по материалам «Казахстанской качественные линии электропередач во всем
правды», Алматы, 13 ноября, 2004 г. регионе и высокоинтегрированные рынки элек-
троэнергии.
World Bank 2003c.
22




250
Примечания

Туркменистан недавно заключил соглашение с Kaul et al. 1999, Birdsall 2004.
35 65

Ираном и Турцией на экспорт туркменской элек- Данный раздел основан на материалах World Bank
66
троэнергии в Турцию через Иран (J. Linn. Mission 2004 b.
Notes, Ashgabad, 2004).
Отсутствие механизмов разрешения споров и
67
Хотя в случае гидроэлектроэнергии можно дер-
36
других механизмов по обеспечению соблюдения
жать воду, генерирующую электричество, в хра- соглашений в водохозяйстве зеркально отражает
нилище. ситуацию и в области торговли, как отмечается в
Asian Development Bank 2004b. Главе 3 выше.
37


SPECA 2004b. Во всех пяти страновых исследованиях, проведен-
38 68

ных в связи с Докладом о региональном челове-
Interstate Commission for Water Coordination 2004.
39
ческом развитии в Центральной Азии, подтверж-
Khamidov 2002.
40
дается роль Водного и энергетического консор-
циума в качестве инструмента, способствующего
Kamalov 2002, Kuksa et al. 1991.
41

региональному сотрудничеству.
Bakhiev and Treshkin 2002, Novikova et al. 2001.
42

См., например, World Bank 2004b.
69
International Commission for Sustainable Develop-
43

Региональный подход к управлению водными ре-
70
ment 2001.
сурсами является наилучшим вариантом для всех
Asian Development Bank 2001.
44
стран Центральной Азии, тем более что они при-
Kipshakbayev and Sokolov 2002.
45
няли Йоханнесбургскую Директиву, предусматри-
вающую национальное планирование на основе
Chichasov and Shamen 1997.
46

региональной перспективы. См., например, Duk-
Cherkasov 2002; Dikih 2001.
47
hovny et al. 2004, где рассматриваются сценарии
SPECA 2004b.
48
продвижения по этому пути.
Global International Water Assessment 2005.
49
Esty et al. 2005.
71


Global International Water Assessment 2005, Inter-
50
Cherp and Mnatsakanian 2003.
72

national Commission for Sustainable Development
Тамже.
73
2001, SPECA 2004b.
European Commission 2001.
74
Kipshakbayev and Sokolov 2002.
51

See www.envsec.org and UNEP et al. 2005 for de-
75
SPECA 2004b.
52
tails.
Каракалпакстан – автономная республика в Узбе-
53
UNECE 2004b.
76
кистане, расположенная к юго-востоку и юго-за-
См. McCauly 2204.
77
паду от Аральского моря. Восток Каракалпакстана
занимает западную половину пустыни Кызылкум. Эти издержки, строго говоря, являются результа-
78

том национальной политики, в то время как по-
Kamalov 2002.
54

лучению максимальных выгод на уровне региона
Rubinova 2000 и SPECA 2004 b.
55
и снижению нагрузки на его природные ресурсы
UNEP et al. 2005.
56
мог бы способствовать общерегиональный под-
ход к совершенствованию пользования и управ-
«Горячая точка» в районе Аральского моря – остров
57

ления водными ресурсами.
Возрождения, который в советские годы исполь-
зовался как полигон для испытания биологиче-
ского оружия. В связи с падением уровня воды
Глава 5
остров стал более доступен для птиц и животных,
UNECE 2000.
1
питающихся падалью, и тем самым создает угрозу
переноса остатков биохимических материалов на World Bank 2002b.
2

континент с возможными катастрофическими по-
International Federation of Red Cross and Red Cresc-
3
следствиями (Pala 2005).
ent Societies 2004.
Interstate Commission for Water Coordination 2005.
58
World Bank 2002b.
4

Aslov 2003.
59
В дополнение к приведенной здесь информации,
5

Caspian Environmental Programme 2004.
60
с данными о воздействии стихийных бедствий
можно ознакомиться на сайте EM-DAT: Interna-
Там же.
61

tional disaster database of the US O?ce of Foreign
Caucasus Environmental Outlook 2002.
52
Disaster Assistance/Centre for Research on the Epi-
По данным Государственной нефтяной компании
63
demiology of Disasters? Universite Catholique de
Азербайджана, приводимым Государственным те- Louvain, Brussels; http://www.em-dat.net/disasters/
леграфным агентством Республики Азербайджан Visualisation/pro?les/natural-table-emdat.php?co
«Азертаг», 15 мая 2005 г. untry=Tajikistan&Submit=Display+Country+Pro?le
(апрель 2005).
См. SPECA 2004b для подробной оценки в области
64

институциональных вопросов. World Bank 2004f.
6




251
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

См. базу данных EM-DAT, относящуюся к сноске 5. Pierre-Arnaud Chouvy 2004а and 2005.
7 42


UNECE 2000. См. UNDP 2004f. Особенное беспокойство вызы-
8 43

вало длительное нежелание войск коалиции за-
Страновое исследование ПРООН по Казахстану.
9
няться решением проблемы производства нарко-
Слайды по стратегии Красного Креста, 2005, ин-
10
тиков в период 2002 – 2003 гг., за чем последовало
формация Всемирного банка. целенаправленное уничтожение наркотиков при
помощи воздушного распыления. Предыдущие
Times of Central Asia 2004b.
11

задержки в проведении мероприятий против
Там же.
12
наркотиков привели к быстрому росту их произ-
Страновое исследование ПРООН по Казахстану.
13
водства, а также к возрождению наркотических
цепей между производителями, полевыми коман-
Страновое исследование ПРООН по Узбекистану.
14

дирами и наркомафией. Узкая направленность на
Там же.
15
искоренение наркотиков слишком ограниченна
Там же.
16
и вызывала недовольство как у производителей
мака, так и у политических лидеров.
UNDP 1999.
17

См. более подробно по вопросу о неэффективно-
44
UNDP 2004g
18

сти искоренения Chouvy 2005.
Там же
19

Согласно Управлению ООН по наркотикам и
45
UNECE
20
преступности (UNODC), пока еще масштабы вы-
International Federation of Red Cross and Red Cres- ращивания мака в Центральной Азии не столь
21

cent Societies 2000 – 2001 значительны, хотя во многих частях Центральной
Азии существуют как культивируемые, так и дикие
Abdurahim 2005
22
плантации конопли. Страновое исследование по
См. www.undp.org/bcpr/disred/english/regions/
23
Казахстану.
asia.htm.
Программа UNODC для Центральной Азии; см.
46

См. официальный веб-сайт конференции: www.
24
www.unodc.org/pdf/central_asia_programme.pdf
unisdr.org/wcdr/.
Lubin et al. 2002.
47

Всемирный банк в своем недавнем отчете о пре-
25
Всемирный банк «ВИЧ/СПИД в Таджикистане», см.
48
дотвращении катастроф и борьбе с ликвидацией
также http://lnweb18.worldbank.org/ECA/ECSHD.
последствий в Центральной Азии и Европе пред-
nsf/0/814FDCE14FDAF46585256C83006D9373?Op-
ложил четырехвекторную систему по борьбе с
endocument
катастрофами и чрезвычайными ситуациями, ко-
торая могла быть применена в Центральной Азии Lubin 2003.
49

– как в отдельных странах, так и на региональном Там же.
50
уровне. См.World Bank, 2004f.
Clark 2004.
51
Это отражено в докладе, подготовленном по по-
26

2 Parshin 2001
5
ручению ПРООН. См. UNDP 2004e.
Kerimi 2000.
53
UNECE 2000.
27

Ponce 2002.
54
World Bank 2004f.
28

UNODC 2004a
55
Swanstrom 2003.
29

Страновое исследование ПРООН по Туркмениста-
56
Дополнительная информация: http://www.pa-ch-
30

ну
ouvy.org/Chouvy_Toxibase_Tra?c_Afghanistan.pdf.
Синергетический проект правительства Узбеки-
57
UNODC 2004b.
31

стана и Управления ООН по наркотикам и пре-
Страновое исследование ПРООН по Узбекистану,
32
ступности (UNODC) «Продвижение многосек-
Lubin et al. 2002. торного эффективного ответа на угрозу распро-
Карта, подготовленная Pierre-Arnaud Chouvy странения наркотиков – Сокращение количества
33

(2002), опубликованная с согласия автора. принимаемых наркотиков среди наркоманов, ис-
пользующих инъекции», http://www.aids-drugs.uz.
Lubin et al. 2002.
34

UNAIDS 2004a.
58
Osmonaliev 2005
35

Lubin et al. 2002.
59
UNODC 2004b.
36

Там же.
60
Программа для современного изучения стран
37

Шелкового пути 2004. Там же.
61


Deledda-Titchner 2002. Makarenko 2002
38 62


IRIN 2004c. Cornell 2004 and Carpenter 2005
39 63


Там же Chouvy 2004 b.
40 64


Страновое исследование ПРООН по Кыргызстану. Osmonaliev 2005.
41 65




252
Примечания

Как указывалось ранее, декриминализация ис- ограничениями деловой активности в этом по-
66

пользования наркотиков вряд ли будет серьезным граничном районе Узбекистана. См. <http://news.
вариантом для большинства стран. Согласно мне- bbc.co.uk/2/hi/asia-paci?c/4549873.stm>, и <http://
нию некоторых аналитиков, при таком варианте en.wikipedia.org/wiki/May_2005_unrest_in_Uzbeki-
ситуация с наркотиками может стать неконтро- stan>
лируемой из-за возникающей привлекательности Страновое исследование ПРООН по Казахстану.
83
для торговцев и наркозависимых из стран с более
Страновое исследование ПРООН по Узбекистану.
84
строгой политикой в этой области. Легализация
наркотиков может привести к сокращению скры- Эта точка зрения стала преобладающей в Цен-
85

той части проблемы, но, скорее всего, приведет к тральной Азии после революции Роз и Оранже-
росту уровня потребления наркотиков (Osmonal- вой революции, соответственно, в Грузии и на
iev 2005). Украине, а также после смещения правительства
президента Акаева
Swanstrom 2005 и Страновое иследование по
67

Узбекистану для ПРООН. International Crisis Group 2001
86


Учитывая слабость власти и коррупцию во мно-
68
Steele 2005.
87

гих странах, важно принять меры для предот-
Там же.
88
вращения возможных злоупотреблений чинов-
Страновое исследование ПРООН по Кыргызстану.
89
никами при проведении в жизнь такого зако-
нодательства и управлении соответствующими Дополнительные материалы по истории, членству
90

подразделениями. и целям главных региональных организаций см.
Приложение 2
Swantsrom 2005.
69


Kimmage 2004.
91
Страновое исследование ПРООН по Таджики-
70

стану. Там же.
92


Swantsrom 2005.
71
Совместная декларация также призывала к опу-
93

бликованию графика вывода из региона анти-
Страновое исследование ПРООН по Кыргызстану.
72

террористических подразделений коалиционных
Страновое исследование ПРООН по Туркмени-
73
войск под руководством США. Во время встречи
стану.
в верхах Индия, Иран и Пакистан были приняты
International Narcotics Control Board 2004
74
в качестве наблюдателей в ШОС (Монголия также
получила статус наблюдателя на встрече в верхах
Причиной народного восстания в Кыргызстане в
75

ШОС в 2004 г.).
марте 2005 г. было в большей мере общее недо-
вольство проведением парламентских выборов, Основано на новых данных, размещенных на
94

коррупцией, а также общими экономическими www.mfa.kz и www.kazakhembus.com
проблемами в последние годы, нежели отражени-
См. NATO, Signitures of Partnership for Peace Frame-
95
ем действий организованных экстремистских или
work Document http://www.nato.int/pfp/sig-cntr.
террористических группировок. Региональное
htm.
значение этих событий более детально обсужда-
НАТО также достигла договоренности о транзите
96
ется в Главе 7.
через Таджикистан и Термаз в Узбекистане для
См., к примеру, Sen 2001 and Stewart 2000.
76
снабжения Международных сил содействия без-
United Nations 2005a.
77
опасности, расположенных в Афганистане, и в на-
стоящее время пытается найти дополнительные
Следует отметить, что в данном исследовании
78

пути доставки через Туркменистан.
был отмечен существенно более высокий уро-
вень озабоченности возможными проявлениями NATO 2005.
97

насилия в Кыргызстане, нежели в других странах.
Усиленное двустороннее военное участие Со-
98
Это объяснялось либо действительно более высо-
единенных Штатов в Центральной Азии после 11
ким уровнем озабоченности, либо более высокой
cентября 2001 г., в основном, возможно, имеет
степенью готовности со стороны респондентов
место из-за необходимости иметь тыловое обе-
в Кыргызстане открыто признать свою озабочен-
спечение в борьбе против движения «Талибан»
ность, либо сочетанием обоих факторов.
в Афганистане и в проведении соответствующих
Страновое исследование ПРООН по Узбекистану.
79
действий, направленных на стабилизацию без-
опасности в стране. В этой связи США поставили
См., например, Paul Collier et al. 2003 and Berdal and
80

себя в двойственное положение в отношениях
Malone 2000.
с местными властями, так как, с одной стороны,
Там же.
81
Вашингтон проводит явную политику поддерж-
В связи с этим, следует обратить внимание, что, по ки процессов демократизации и уважения прав
82

данным новостных агентств, пусковым механиз- человека в регионе и в то же время оказывает
мом беспорядков 13 мая в Андижане (Узбекистан) финансовую и военную помощь правительствам
стало заключение под стражу 23 молодых биз- в регионе, хотя правительства могут не соответ-
несменов, принадлежащих к местной исламской ствовать стандартам США в области прав челове-
группировке Акрамийа. Они были недовольны ка и демократии.



253
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Отдельной сферой сотрудничества с вооружен- Hill 2004.
99 21

ными силами НАТО стало предоставление им баз Упрощенный визовый режим также важен для об-
22
военно-воздушных сил в Кыргызстане и Узбеки- легчения процедуры международного транзита и
стане в связи с войной в Афганистане. Успешное развития туризма из стран дальнего зарубежья.
преобразование Афганистана в мирное, стабиль- В настоящее время процедура получения виз в
ное и благополучное государство может в значи- страны Центральной Азии гражданами стран, не
тельной степени способствовать укреплению как являющихся членами СНГ, сложна, дорогостояща
стабильности государств Центральной Азии, так и отнимает много времени. Обычно, чтобы посе-
и человеческой и национальной безопасности в тить государство Центральной Азии, необходимо
регионе. иметь приглашение, которое затем рассматрива-
Tadjbakhsh 2004. ется Министерством иностранных дел этого го-
100

сударства, и если оно дает положительный ответ,
OSCE 2001.
101
то в посольство страны по месту жительства за-
Пресс-релиз OSCE 2005. http://www.osce.org/it-
102
явителя направляется соответствующее письмо,
em/15234.html. после чего заявитель может обратиться за полу-
чением визы. Обычно на все это уходит месяц или
Радиостанция Free Europe/Radio Liberty 2005с.
103

даже больше.
UNDP, 2004c, pp. 157–158. Согласно оценкам ВОЗ,
23
Глава 6 доля частного финансирования в области здраво-
См. Oxford Analytica, 2005a. Этот источник также
1
охранения в Таджикистане и Кыргызстане состав-
указывает на важность миграции через регион, ляет 71% и 51%, соответственно, в сравнении с
особенно из Афганистана, Ирана и Пакистана в 40% в Казахстане и 26% в Узбекистане. В России и
Западную Европу. Венгрии эта доля составляет, соответственно, 32%
и 25%. См. интернет-сайт ВОЗ: http://www3.who.int/
Происходит также соответствующее увеличение
2

whosis/country/compare.cfm?language=english&c-
титульной части населения. Так, например, в 1989
ountry=kgz&indicator=strPrvEOHPctOfTotEOH2001.
г. этнические казахи составляли менее 40% на-
селения Казахстана, в 1999 г. – 53,4%. См. Heleniak ВОЗ установила, что 80% беременных женщин в
24

(forthcoming). Таджикистане страдают от железодефицитной
анемии.
Страновое исследование ПРООН по Кыргызста-
3

нау, IRIN 2004a. UNICEF 2003, p. 35.
25


Heleniak, 2004.
4
Согласно классификации ВОЗ, детская смертность
26

будет значительно выше. Определение «живое
IRIN 2004a.
5

рождение» в ВОЗ не совпадает с советским опре-
IOM 2002.
6
делением, которое не рассматривает как живое
Heleniak (forthcoming). рождение недоношенных детей или младенцев
7

с очень маленьким весом, которые не могут про-
Вопрос о торговле людьми обсуждается ниже в
8
жить и недели. UNDP 2003c, p. 11.
этой главе в связи с дискуссией по гендерному
вопросу. UNDP 2004c, pp.169–170.
27


IRIN 2004a; Sadovskaya 2004. UNICEF 2004.
9 28


Там же. Там же.
10 29


Heleniak (forthcoming). Там же, p. vii.
11 30


ИТАР-ТАСС, 29 апреля 2004 г. DOTS объединяет пять элементов: политические
12 31

обязательства, микроскопию, устойчивую постав-
Страновое исследование ПРООН по Узбекистану.
13
ку лекарств, наблюдение и мониторинг, а также
Olimova and Bosc, 2003, p. 94.
14
стандартное медицинское лечение под непо-
средственным наблюдением. Стратегия DOTS ре-
Страновое исследование ПРООН по Таджикиста-
15

комендована ВОЗ, и она стала во всем мире крае-
ну.
угольным камнем успешного лечения и контроля
Другая опасность – возможное распространение
16
за эпидемиями туберкулеза.
инфекционных заболеваний, в частности ВИЧ/
J. Godinho et al. 2004.
32
СПИДа, временными мигрантами, возвращающи-
мися из регионов повышенного риска, например, Там же, p. xiii.
33

мигрантами из Центральной Азии, работающими
Там же.
34
в России.
World Bank 2004g.
35
Hill 2004.
17

Central Asia Issue Brief на веб-сайте Всемир-
36
Whitlock 2004.
18
ного банка http://web.worldbank.org/WB-
По Опросу общественного мнения Всемирного
19
SITE/EXTERNAL/COUNTRIES/ECAEXT/EXTEC-
банка, проведенному в 2004 г. среди 6 тыс. респон- A R E G TO P H E A N U T/ E X T E C A R E G TO P H I VA I D S/
дентов в четырех странах Центральной Азии. 0,,contentMDK:20319451˜menuPK:616563˜pagePK:
34004173˜piPK:34003707˜theSitePK:571172,00.html.
Olimova and Bosc, 2003, p. 94.
20




254
Примечания

См. на веб-сайте http://wbln0018.worldbank.org. имеющих такие дипломы. См. Higher Education De-
37

teriorating in Turkmenistan, Scholars at Risk Network.
В 2003 г. и в первом квартале 2004 г. ЮНЭЙДС и
38
http://scholarsatrisk.nyu.edu/pr04_05.html.
ВОЗ тесно работали с национальными правитель-
ствами и исследовательскими учреждениями с См. также http://www.ucentralasia.org/.
64

целью пересчета текущих оценок населения, жи- Академия ОБСЕ работала ранее как региональ-
65
вущих с ВИЧ/СПИДом. Однако данные постоянно ный и международный проект. В настоящее время
уточняются, по мере того как страны совершен- она получила независимый юридический статус
ствуют систему наблюдения и собирают больше и 6 августа 2004 г. была зарегистрирована в Ми-
информации. См. http://www.who.int/GlobalAtlas/ нистерстве юстиции Республики Кыргызстан как
PDFFactory/HIV/EFS_PDFs/EFS2004_KZ.pdf. общественный фонд. Будучи уникальным центром
См. Central Asia Issue Brief, сноска 38. образования, исследований и развития диалога в
39

Центральной Азии, Академия ОБСЕ будет продол-
World Bank 2004g.
40
жать предоставлять образование молодым спе-
Там же, pp. 22–23.
41
циалистам в таких вопросах, как предотвращение
и разрешение конфликтов и постконфликтное
См. дополнительную информацию о нарушени-
42

восстановление.
ях прав человека, способствующих распростра-
нению эпидемии СПИДа в Казахстане в Human Страновое исследование ПРООН по Таджикистану.
66

Rights Watch 2003.
Так, например, в Кыргызстане из существующих 2
67

UNICEF 2004.
43
014 школ в 237 преподают на узбекском языке, 147
– на русском и в 2 – на таджикском. В Казахстане
в 2002 г. в Центральной Азии было в среднем три
44

в 80 школах преподавание ведется на узбекском
врача на 1 000 жителей – это на 50% выше уровня
языке, в 14 – на уйгурском, в 3 – на таджикском,
в Польше и примерно равно уровню в Западной
в 1 – на украинском языке. В Таджикистане в си-
Европе. См. UNICEF 2004.
стеме дневного среднего образования использу-
Mckee et al. 2002.
45
ются пять языков: 73,7% всех школьников учатся
Согласно опросу общественного мнения Все-
46
на таджикском языке, 23% – на узбекском, 2,2%
мирного банка (2004 г.), большинство респон- – на русском, 0,9% – на кыргызском и 0,2% – на
дентов очень озабочены коррупцией. Среди са- туркменском языке. Из Страновых исследований
мых коррумпированных органов они называют ПРООН по Кыргызстану и Казахстану.
правоохранительные органы, суды, здравоохра-
Страновое исследование по Таджикистану.
68
нение и образование, а также государственные
UNDP 2005c.
69
структуры.
Pleskovic et al. 2002.
70
См. также http://www.euro.who.int/healthinfo/ctryi-
47

nfo/ctryinfo. Там же.
71

Страновое исследование ПРООН по Узбекистану.
48
Более того, власти Туркменистана запретили ра-
72

ботать в стране даже международным курьерским
См. также World Bank 2004g.
49

фирмам.
UNICEF 2004.
50

Blua 2003.
73
UNDP 2003a, p. 19.
51

Американский совет по международным иссле-
74
UNDP 2004d, p. 32.
52
дованиям и обменам (IREX) администрирует про-
К примеру, в Таджикистане расходы на образо-
53
грамму «Обучение и доступ к Интернету.» Точки
вание в государственном бюджете сократились доступа находятся в Армении, Азербайджане, Бе-
с 22,1% в 1990 г. до 15–16% в 2001 г. World Bank ларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдо-
2003e, p. 4. ве, Таджикистане, Туркменистане, Украине и Узбе-
кистане. См. http://www.iatp.kg/en/about/iatp/.
UNDP 2003c, p. 174.
54


См. также Virtual Silk Highway http://www.nato.int/
75
Страновое исследование ПРООН по Кыргызстану.
55

docu/update/2003/01-january/e0117b.htm.
World Bank 2002a, p. 47.
56

Open Society Intstitute 2003, p. 39.
76
Tabyshalieva et. al. 1999, p. 24.
57

Например, см. www.centrasia.org и www.fergana.ru.
77
Institute for War and Peace Reporting 2004b.
58

Shukurov and Tabyshalieva 1997, p. 15.
78
Asian Development Bank 1998, p. 108.
59

UNDP 2001b, pp. 80–81.
79
UNICEF 2004.
60

Согласно веб-сайту проекта, «целью проекта
80
Moore 2004 и Правительство Узбекистана 2004.
61
«Шелковый путь» является освещение историче-
Казахстан и Кыргызстан поощряют студенческие
62
ского вклада Великого шелкового пути в распро-
обмены и признают дипломы друг друга. странение искусства и культуры, а также выявле-
ние современных мнений, которые в наилучшей
Туркменистан принял политическое решение о
63

степени представляют наследие и поддерживают
непризнании всех дипломов о высшем образо-
новое сотрудничество между творческими людь-
вании, полученных за пределами страны с 1993
ми.» См. http://www.silkroadproject.org/about/.
г., и увольнении всех государственных служащих,


255
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

специалистов в борьбе против торговли людьми.
См. также UNESCO Steppe Route in Central Asia
81

Пока не ясно, какие реальные действия уже име-
(18 April – 17 June 1991) на www.unesco.org/
ли место. См. Khujand 2003.
culture/silkroads/html_eng/expedition.shtml
и: http://portal.unesco.org/culture/en/ev.php- Sadovskaya 2004.
97

U R L _ I D = 1 1 4 0 6 & U R L _ D O = D O _ TO P I C & U R L _
SECTION=201.html.
Глава 7
См. также www.unesco.org/culture/asia/html_eng/
82

Фактически сегодняшние президентские режимы
1
volumes.htm
Центральной Азии более персонализированы и
Для более детального примера возможностей
83
централизованы в плане принятия решений, чем
использования Целей развития тысячелетия для
советский режим после Сталина или современ-
установления региональных стандартов, см. Главу
ные коммунистические режимы Вьетнама и Ки-
6, раздел, посвященный гендерным проблемам, и
тая.
особенно Вставку 6.7.
См. Linn 2004.
2
В данном разделе мы рассматриваем свидетель-
84

Suny 1993, Tishkov 1997.
3
ства ухудшающегося положения женщин в стра-
нах Центральной Азии. Однако существуют также Allworth 1993.
4
серьезные факторы риска для мужчин, особенно
Huskey 1995.
5
молодых людей: высокая смертность, подвержен-
ность насилию, преступлениям и наркомании Olcott 1996.
6

– только некоторые из них.
Massell 1974.
7

Четыре женщины, которые были первоначально
85
Roy 2000.
8
избраны в парламент, были исключены из него
Там же.
9
после революции по решению суда в результате
пересчета голосов и фальсификаций. Roy 2000, Collins 2002.
10


Tabyshalieva 2000, p. 56.
86
См. United Nations 2001а.
11


UNICEF 2004.
87
Olcott 1996.
12


World Bank 2001.
88
Tishkov 1997.
13


IRIN 2003. Подробный анализ торговли людьми в
89
UNDP 2004b, UNDP 2003e.
14

Центральной Азии см. в IOM 2005.
British Broadcasting Corporation 2004.
15

UNDP 2003d, p. 21.
90
См. Olcott 1996, Hunter 1996, Aslund et al. 1999.
16

Washington Pro?le, http://www.washpro?le.org/
91
В 1999 г. Узбекистан вступил в ГУУАМ, свободный
17
arch0604/07.02%20-%20USSR%20slavetrade.html.
союз стран СНГ – Грузии, Украины, Узбекиста-
U.S. Department of State 2003.
92
на, Азербайджана и Молдовы, поддерживаемый
США. Судя по сделанному в 2000 г. заявлению на
См. также http://www.genderstudies.info/english/
93

официальном сайте группы, она «была официаль-
index_eng.php.
но основана как политический, экономический и
Согласно официальным данным, за первые три ме-
94
стратегический союз, предназначенный для укре-
сяца 2004 г. было заведено 110 дел против людей,
пления независимости и суверенитета бывших
которые якобы участвуют в торговле людьми. В
советских республик.» (http://www.guuam.org/
2003 г. было заведено только 8 дел. Официальный
general/browse.html) Однако в 2002 г. Узбекистан
представитель МОМ заявил, однако, что очень
приостановил свое участие в ГУУАМ, выдвинув
небольшое количество торговцев получили на-
причиной своего решения нефункционирование
казание, так как у привлекаемых к ответственно-
организации.
сти достаточно денег для подкупа следователей.
International Crisis Group январь 2002.
18
Еще одной причиной низкого уровня успешно
завершенных дел он назвал отсутствие законо- Rashid 2002.
19

дательства, запрещающего торговлю людьми. См.
International Crisis Group июнь 2003.
20
http://www.stopvaw.org/3Jun2004.html.
Данные основаны на интервью с местными чи-
21
IRIN 2003.
95
новниками и журналистами. Ош, январь 2002 г. и
При поддержке МОМ 50 представителей из стран
96
Джелалабад, август 2004 г.
Центральной Азии, Украины и России приняли
Olcott 1996. Страновое исследование ПРООН по
22
участие в работе региональной конференции по
Казахстану.
борьбе против торговли людьми в Бишкеке в 2003
Collins and Wohlforth 2003, Gleason 2003 г. В июле
23
г. Они предложили создать региональный меж-
2005 г. на встрече в верхах ШОС лидеры стран-
правительственный совет, подписать региональ-
участниц согласились придать особое значение
ный меморандум, создать базу данных с целью
необходимости координированного подхода к
обмена информацией и провести совместные об-
безопасности в Центральной Азии (см. Oxford
разовательные программы и программы обмена
Analytica 2005b).
опытом на региональном уровне для обучения



256
Примечания

Suny 1993. туации. Выигравшие в процессе окружили прези-
24

дента Ельцина. Они также ограничили рыночные
Roy, 2000, стр. 181.
25
реформы, коррумпировали и вывели за рамки за-
В опросе 6 000 человек, проведенном в 2004 г.
26
конности процесс демократизации (McFaul 1996,
Всемирным банком в Центральной Азии, 78% Ho?man 2001).
респондентов заявили, что текущие отношения
Hellman 1998, Hellman et al. 2000b.
44
между этническими группами очень или доволь-
но хорошие, и только 5% считали, что отношения См. Главу 2 данного доклада. Кроме того, по Ин-
45

между людьми различного этнического проис- дексу экономической свободы Wall Street Journal/
хождения в следующем десятилетии могут ухуд- Heritage Foundation, Узбекистан и Туркменистан
шиться. находятся среди 10 стран мира с наихудшими по-
казателями в области экономических свобод. См.
Еще одним аспектом, который, вероятно, помог
27
The Wall Street Journal and Heritage Foundation,
снизить опасность превращения этнических раз-
Index of Economic Freedom, 2003 и 2004 гг., www.
личий в открытый политический конфликт, был тот
cf.heritage.org/index/indexo?reedom.cfm.
факт, что по всему региону было запрещено ре-
гистрировать явно националистические партии. См., например, International Crisis Group 2005b.
46

Тем самым экстремистские группы были лишены Kusainov 2003, Junisbai and Junisbai. n.d.
47
возможности занять места в парламенте. В то же
EBRD 2003b.
48
время из-за такого подхода есть риск загнать эт-
нический экстремизм в подполье. Оценки EIU и Всемирного банка.
49


См. Главу 4 этого доклада.
28
Ширин Акинер (Shirin Akiner) описывает Таджики-
50

стан как государство, «в котором борьба за власть
IRIN 2005b, Радио Свободная Европа/Радио Сво-
29

между различными индивидуумами и/или поли-
бода 2005b.
тическими группировками почти что узаконена»,
Holmes1995.
30
Akiner, Tajikistan, стр. 88, цитируется в De Martino,
См. Nations in Transit Annual Reports, www.freedom- стр.158.
31

house.org. International Crisis Group 2003a and 2004b .
51

Страновые исследования ПРООН по Казахстану,
32
Ho? and Stiglitz 2002. См. также Главу 3 данного до-
52
Кыргызстану, Таджикистану и Туркменистану. клада.
Olcott 1996.
33
Pashkun 2003b.
53

В своем ежегодном обращении к казахстанскому
34
Из интервью авторов Доклада ПРООН о чело-
54
парламенту 18 марта 2005 г. президент Назарбаев веческом развитии в Центральной Азии с пред-
выразил поддержку региональным организациям ставителями министерств торговли и экономики
в Центральной Азии и заявил: «Наша дальнейшая Кыргызстана и Таджикистана, август, сентябрь
региональная интеграция приведет к стабильно- 2004 г.
сти, региональному прогрессу и экономической,
Помимо оппозиции со стороны групп влияния,
55
военной и политической независимости. Поэтому
еще одним фактором, объясняющим отсутствие
я предлагаю создать Союз среднеазиатских стран.
продвижения в либерализации валютных опера-
У нас общие экономические интересы, культур-
ций и торговли, было широко распространенное
ное наследие, язык, религия и экологические
убеждение в руководстве Узбекистана о том, что
проблемы, и мы сталкиваемся с общими внешни-
политика импортозамещения, направленная на
ми угрозами. Нам следует направить наши уси-
защиту национальных производителей от ино-
лия на достижение более тесной экономической
странной конкуренции – гораздо лучшая стра-
интеграции, создание общего рынка и введение
тегия по сравнению с либеральным торговым
единой валюты.» Kazakhstan’s Echo 2005.
режимом, поддерживаемым международными
Там же.
35
финансовыми учреждениями.
Olcott 1996, Hunter 1996, Gleason 2001, Страновое
36
Said 2000.
56
исследование по Туркменистану.
Согласно одному отчету, «связанные с кланами
57
Collins 2004.
37
влиятельные группы во властных структурах рас-
Roy 2000. сматривают новых предпринимателей как конку-
38

рентов и как угрозу своим интересам». См. Insti-
Collins 2002 and 2004.
39
tute for War and Peace Reporting 2004a.
Эту теорию особенно поддерживает экономист
40
Aitkhozhin and Buluktaev,2004, стр. 17 – 18.
58
Джоэл Хеллман, что отражается в его работах:
EBRD and the World Bank, См. Hellman, 1998, Hell- По поводу Демократического выбора Казахстана
59

man.et al. 2000b. как первой главной постсоветской оппозиции см.
Junisbai and Junisbai n.d.
Там же.
41

Пресс-релиз ОБСЕ от 11 июля 2005 г.: «Прези-
60
Там же, Hellman et al. 2000a.
42
дентские выборы в Кыргызстане, проведенные
Российская «инсайдерская приватизация» в на-
43
10 июля, представляют собой пример ощутимого
чале 1990-х гг. – классический пример такой си- прогресса на пути соответствия обязательствам


257
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

ОБСЕ и другим международным организациям в 2004 г., в т. ч. палатки, портативные электрогене-
области демократических выборов, хотя подсчет раторы, медикаменты, детское питание и другие
голосов и вызвал некоторые сомнения. Между- виды продовольствия, которые были переданы
народная миссия по наблюдению за выборами в таджикскому Министерству гражданской оборо-
предварительном отчете, опубликованном сегод- ны и чрезвычайных ситуаций. Доложено в Central
ня, пришла к выводу, что основные гражданские и Asia-Caucasus Analyst 2004.
политические права были в основном соблюдены Otorbaev 2004.
7
и пресса на выборах имела возможность работать
Там же.

<<

стр. 17
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>