<<

стр. 3
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

странам региона. В основном, малые (и в слу-
растущей региональной экономики, основан-
чае Центральной Азии – бедные) страны боль-
ной на интеграции и сотрудничестве. Импульс
ше, чем крупные, выигрывают от регионального
к переменам также могут дать те, кто чувствует
сотрудничества, особенно в отношении к ВВП.
себя наиболее ущемленным в связи с закрытос-
Это объясняет, почему малые страны, такие как
тью границ и коррупцией, то есть жители при-
Кыргызстани Таджикистан, особенно заинтере-
граничных населенных пунктов, которые, судя
сованы в региональном сотрудничестве и ин-
по исследованиям, больше других страдают от
теграции, в то время как крупные государства
сложившейся ситуации и предрасположены к
стремятся больше внимания уделять нацио-


20
Краткое содержание

радикальным и насильственным методам защи- успешности интеграционного процесса может
ты своих интересов. в течение нескольких лет убедить отстающие
страны присоединиться к своим соседям, спо-
Особая область сотрудничества – националь-
собствуя, таким образом, развитию региона по
ная и региональная безопасность, в которой в
«активному» сценарию.
последнее время наметился очевидный сдвиг
в сторону большей активности. Это полезно Учитывая огромные преимущества, которые
для установления связей и повышения уров- Центральная Азия может получить от сотрудни-
ня доверия в регионе. Однако в этой области чества и интеграции, мы приводим следующие
скрывается проблема, которая проявляется восемь общих рекомендаций всем партнерам
когда правительства считают, что угроза ста- в регионе, стремящимся к человеческому раз-
бильности их стран и собственному выжива- витию и обеспечению человеческой безопас-
нию исходит не только со стороны радикаль- ности.
ных и террористических сил, но и со стороны
набирающего силу гражданского общества и
Общие рекомендации
политической оппозиции. После революций

• Сосредоточивать Центральнойрегиональном
в Грузии и на Украине, событий 2005 г. в Кыр-
усилия на
гызстане и Узбекистане правительства стран
сотрудничестве в Азии с общей
Центральной Азии стали принимать все более
целью создания «границ с человеческим ли-
жесткие меры против этих мнимых и реальных
цом».
политических угроз. И хотя такие действия
• Поддерживать врегиональное сотрудниче-
способствуют сохранению стабильности в
краткосрочной перспективе, они не приведут ство, особенно области торговли и транзи-
к созданию прозрачных, подотчетных и чест- та, управления водными и энергетическими
ных государственных структур, необходимых ресурсами, а также в сфере подготовки к сти-
для стабильности, мира, интеграции и сотруд- хийным бедствиям.
• Как областях, включаядействовать и в дру-
ничества в регионе.
можно активнее
В докладе мы приходим к выводу, что дальней- гих защиту окружающей
шее развитие сотрудничества и региональной среды, миграцию населения, образование,
интеграции центральноазиатских государств здравоохранение, борьбу с незаконным обо-
может идти по трем сценариям. Сценарий со- ротом наркотиков и региональную безопас-
хранения «статус-кво» закрепит существующие ность.
• Поддерживать реформыуправления как по-
довольно сдержанные подходы к сотрудниче-
внутренней
ству. «Групповой» сценарий ведет к сотрудни-
литики и эффективного не-
честву и интеграции отдельных стран, пред-
обходимое дополнение к региональному
полагая, что другие в той или иной степени
сотрудничеству для человеческого развития
изолируются от соседей. Сценарий «активного
и обеспечения человеческой безопасности;
сотрудничества» отличается значительно боль-
постоянно сопоставлять достижения регио-
шей открытостью границ, сильными региональ-
на с Целями развития тысячелетия.
ными структурами и широким – а в некоторых
• Добиваться максимальных выгод для наро-
областях интенсивным – сотрудничеством меж-
ду странами. дов Центральной Азии, привлекая все стра-
ны к участию в региональном сотрудниче-
С одной стороны, сохранение статус-кво ли-
стве и национальных реформах. Если неко-
шает государства больших выгод от сотрудни-
торые страны не участвуют в этом процессе,
чества, а с другой – позволяет избежать неко-
торых рисков, что, по всей видимости, ценится, остальным следует продвигаться вперед и
по крайней мере, некоторыми странами реги- сотрудничать друг с другом.
• Содействовать и делать возможнымдля всех
она. Делая выводы из растущего сотрудниче- беспре-
ства Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана,
пятственное пересечение границ
мы приходим к заключению, что в ближайшей
лиц (представителей государственных орга-
перспективе наиболее вероятно реализуется
нов, деловых кругов, научных и обществен-
«групповой» сценарий. Если Узбекистан и, в
ных организаций и частных лиц) с целью ту-
особенности, Туркменистан останутся на по-
ризма, работы и контактов.
зиции самоизоляции, то они отстанут от трех
• Модернизировать и укреплять ключевые
сотрудничающих государств в экономическом
региональные институты, имеющие четкие и
росте и человеческом развитии. Это может при-
действенные мандаты по поддержке регио-
вести к большей экономической, социальной и
нального сотрудничества по всему спектру
политической нестабильности для отставших
трансграничных вопросов.
стран; но, с другой стороны, наглядный пример


21
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

• Соседние государства и международное Настало время, когда руководство региона
сообщество должны делать больше для со- должно открыть свои страны в политическом
действия региональному сотрудничеству и и экономическом отношении. Настало так-
интеграции, поддерживая и координируя же время крупным соседним государствам
действия друг друга. и международному сообществу предложить
Центральной Азии поддержку, которую ЕС
Сегодня награда за успешное человеческое раз-
уже предложил своим соседям, предоставив
витие и обеспечение человеческой безопасно-
доступ к своим рынкам, финансам и инфор-
сти в регионе очень высока: почти 60 млн. чело-
мации, поддержав демократию и соблюдение
век, живущих в Центральной Азии, – это слишком
прав человека. При таких условиях централь-
много, их жизни слишком дороги, чтобы оставить
ноазиатские страны, каждая по отдельности и
этих людей в изоляции, без выходов к морю и без
средств к существованию. Роль Центральной в сотрудничестве друг с другом, будут готовы
Азии на Евразийском континенте слишком зна- к обеспечению человеческой безопасности и
чительна, а ресурсы – человеческие, энергети- человеческого развития, которых заслужива-
ческие и природные – слишком важны для всего ют народы этого региона.
мира, чтобы ими пренебрегать.




22
Глава 1

Введение




«Чтобы выжить, центральноазиатские республики должны
объединиться. Региональное объединение должно стать
национальной заботой всех центральноазиатских государств.»
Чингиз Айтматов1




23
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


Центральная Азия2 –
С укреплением СССР
Центральная Азия
центральный регион Евразии
была интегрирова-
на в советскую ко- квалифицированных русских специалистов, а
Веками Евразийский континент простирался
мандную экономику, также представителей некоторых этнических
как единое географическое и экономическое
но географически и меньшинств. Прекратились инвестиции и тра-
пространство от берегов Тихого до Атлантиче-
экономически оста- диционное межреспубликанское сотрудниче-
ского океана, от арктических морей до кончика
валась оторванной ство в ключевых секторах, особенно в сфере
Индийского субконтинента. Транспортное со-
от центра советской водных и энергетических ресурсов, несмотря
общение, связь и торговля через это обширное
империи на то что из-за своей удаленности от междуна-
пространство всегда были трудны и опасны:
родных рынков и отсутствия выходов к морям
они не только требовали больших финансовых
новые государства столкнулись с большими
и временных затрат, но и осложнялись природ-
проблемами интеграции в мировую экономику.
ными препятствиями, изменяющимися грани-
Некоторые из них пережили гражданскую вой-
цами и прерывались войнами. И тем не менее
ну и угрозу национальной безопасности. В це-
Евразийский континент соединял разные наро-
лом наблюдался резкий рост бедности, упадок
ды. Самым известным маршрутом был знамени-
системы социального обслуживания и социаль-
тый Шелковый путь из Китая в Европу. Находясь
ной защиты населения. В дополнение ко всем
в географическом центре Евразии, Централь-
этим трудностям каждой из стран пришлось
ная Азия была важнейшим регионом. Ее оазисы
формировать новое национальное самосоз-
служили промежуточными остановками на тор-
нание, строить государственные институты, а
говых путях. Ее империи рождали завоевателей
также проводить рыночные реформы, в боль-
или становились трофеями вражеских армий.
шинстве случаев силами политических и адми-
Ее великие города были центрами торговли и
нистративно-хозяйственных кадров, вышедших
науки, а религиозные святыни притягивали па-
из руководства советских республик.
ломников со всего исламского мира.
Начиная с конца 1990-х гг., как и в большинстве
Однако к XIX в. развитие морского транспор-
Начиная с конца 1990-
стран бывшего Советского Союза, в республи-
та, упадок центральноазиатских и Китайской
х гг. сильно пострада-
ках Центральной Азии начался экономический
империй, усиление колониального соперни-
ла сфера человеческо-
подъем, однако в большей части региона дохо-
чества между царской Россией и Великобрита-
го развития и обеспе-
ды остаются ниже уровня 1990 г. Сильно постра-
нией привели к тому, что центральноазиатские
чения человеческой
дала сфера человеческого развития и обеспече-
трансконтинентальные транспортные и торго-
безопасности
ния человеческой безопасности, а бедность и
вые пути были заброшены, даже несмотря на
неравенство достигли гораздо более высокого
стремление великих держав к доминированию
уровня, чем до распада Советского Союза. Госу-
в регионе. С укреплением СССР Центральная
дарственное управление остается в основном
Азия была интегрирована в советскую команд-
слабым, а системы социального обслуживания
ную экономику, но географически и экономи-
и защиты населения – малоэффективными. Не-
чески оставалась оторванной от центра со-
смотря на все более заметные различия между
ветской империи. Она была в большой степени
странами региона, у них есть множество общих
отрезана и от остального мира, включая своих
проблем, связанных с экономическими, струк-
ближайших соседей и исторических торговых
турными и политическими реформами.
партнеров на юге (Афганистан, Иран и страны
Южной Азии) и на востоке (Китай и Монголия). Один из основных общих вызовов – налажива-
В результате этих исторических изменений, со- ние регионального сотрудничества. Пять цен-
провождавшихся холодной войной и создани- тральноазиатских стран, окруженных со всех
ем «железного занавеса» в Центральной Евро- сторон сушей, не смогут добиться процвета-
пе, Евразийский континент оказался политиче- ния, пока они будут препятствовать движению
ски и экономически разорванным на части. людей, товаров и информации через общие
границы, границы со странами-соседями и
Распад Советского Союза в 1991 г., вызванный
остальным миром. Сотрудничество не означа-
множеством порожденных советской систе-
ет восстановление интеграции с центральным
мой политических и экономических проблем,
планированием, как в советские времена. На са-
крайне негативно повлиял на ситуацию в пяти
мом деле оно подразумевает развитие условий,
центральноазиатских республиках – Казахста-
при которых границы не будут препятствовать
не, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане
передвижению людей и функционированию
и Узбекистане. Резко снизилась экономическая
рынка посредством торговли и инвестиций,
активность. Новые границы и конец командной
Один из основных
объединению инфраструктуры, использованию
экономики разрушили торговые, транспортные
общих вызовов – на-
водных и энергетических ресурсов, созданию
и финансовые связи, налаженные в советский
лаживание региональ-
общих систем защиты окружающей среды и
период. Регион покинули большое количество
ного сотрудничества


24
Введение

здоровья населения, а также свободному рас- республики смогут вновь стать неотъемлемой Однако Центральная
пространению информации. частью Евразии и добиться экономического Азия по-прежнему
процветания, социального прогресса, обеспе- сталкивается с по-
Сотрудничество становится особенно важным
чения человеческой безопасности и политиче- литическими пре-
сейчас, после распада советской империи, от-
ской стабильности. пятствиями на пути
крывшего новые исторические возможности
сотрудничества и
для реинтеграции Евразийского континента. Сотрудничество и интеграция экономик, а так-
интеграции
Мощные державы континента – Китай, Индия, же снижение затрат на транспорт и транзит по-
Россия и Европейский союз (ЕС) – теперь боль- зволят странам Центральной Азии создать бо-
ше не разделены наглухо закрытыми граница- лее крупные рынки для производства, торговли
ми. Появилась надежда, что мирный Афгани- и инвестиций, получить более широкий доступ
стан будет служить мостом между Северной к соседним и международным рынкам. Сотруд-
и Южной Азией. Появляются региональные ничество и интеграция могут также стимули-
экономические и политические структуры, ко- ровать стремление правительств этих стран
торые становятся центрами регионального со- проводить реформы экономики и политиче-
трудничества. А современные средства связи, ской системы. Сотрудничество может способ-
включая воздушный транспорт, телекоммуника- ствовать обеспечению населения «региональ-
ции и Интернет, сокращают расстояния с точки ными общественными благами» (вода, энергия
зрения как затрат, так и скорости.3 и т. п.) и помогать в борьбе с «региональным
общественным ущербом» (стихийные бедствия,
Расположение в центре потенциально целост-
наркоторговля, преступность),4 а также снизит
ного континентального экономического про-
риск приграничных конфликтов и усилит влия-
странства (см. Рисунок 1.1) дает возможность
ние стран региона на международных форумах
Центральной Азии снова стать узлом транс-
и в межрегиональных переговорах.
континентальных связей. Однако для создания
условий, позволяющих региону стать мирной и Однако Центральная Азия по-прежнему сталки-
процветающей территорией, поддерживающей вается с политическими препятствиями на пути
интеграцию евразийской экономики, привле- сотрудничества и интеграции. Естественно, что
кающей инвестиции и опыт, необходимые для в первые годы после распада Советского Союза
дальнейшего прогресса на базе существующих руководители новых республик в основном
природных и людских ресурсов, центральноа- занимались государственным строительством
зиатским странам необходимо сотрудничать. и болезненным процессом перехода к рыноч-
Только при условии открытости границ эти ной экономике. Соответственно, у них были


Рисунок 1.1
Центральная Азия: центр Евразии


????? ?????
??????????????????? ?????????
?????????
??????
?????
????


??????
??????
??????
??????
?????
???????
? ????? ???????????
????????
????
?????? ??? ????? ??????
?????
??????? ????? ????????
??????? ???
?
???? ? ???????? ??? ??????? ???
????????
?? ?????? ???
????
? ????? ?????
??????? ???
??????? ????? ?????
????? ?????
????? ??? ??????
?? ???
?????? ?????????? ????
??????? ????
?????? ???? ? ?????
??????
????? ???? ??????????
??????
?????????
????
?????? ??? ???????
?????????? ???????
???? ?????? ????????
???????
??????
?? ?????? ????????? ?? ??????
????????? ???????
?
? ??? ????
???????????
? ? ? ? ?? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?
?
?????
?????????
???????
? ???????? ?????
? ????????????????????????????????? ???? ?? ???? ??
?????


Источник: основано на карте предоставленной National Geographic Society
??????????????????????????????????????

25
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

лишь ограниченный интерес и возможности своего положения в регионе, вместо того что-
Появилась опасность,
заниматься более широкими вопросами. Кро- бы сообща оказывать поддержку государствам
что правительства
ме того, существовало сильное сопротивление Центральной Азии. Цель данного доклада
стран региона снова
каким-либо уступкам в области вновь завоеван- – продемонстрировать, что для достижения
сосредоточат свое
ного национального суверенитета. Среди глав устойчивых успехов в человеческом развитии и
внимание на главной
государств постоянно присутствовал дух кон- обеспечении человеческой безопасности стра-
краткосрочной зада-
куренции и недоверия, поддерживаемый убеж- нам Центральной Азии и международному со-
че – сохранении на-
дениями, что международные и региональные обществу необходимо сотрудничать.
циональной полити-
экономические и политические связи не могут
ческой стабильности
быть взаимовыгодными – преимущества, кото-
и согласия, а не на
Трудности и перспективы
рых добьется одна страна, обязательно обер-
более интенсивном
нутся потерями для другой.
сотрудничестве друг регионального сотрудничества
с другом Несмотря на все препятствия, вплоть до вспыш- и интеграции
ки политического и социального недовольства
В данном докладе оценивается возможное воз-
в Кыргызстане в марте 2005 г. и в Узбекистане
действие экономического сотрудничества и
в мае 2005 г., большинство руководителей цен-
интеграции на человеческое развитие и обе-
тральноазиатских республик, казалось, скло-
спечение человеческой безопасности в Цен-
нялись к более тесному сотрудничеству как на
тральной Азии в условиях, сложившихся после
двусторонней основе, так и в контексте реги-
распада Советского Союза. Здесь также рассма-
ональных структур с участием Китая и России.
триваются новые перспективы, появившиеся
Кроме того, страны региона стали получать
благодаря экономическому подъему централь-
более широкую международную поддержку.
ноазиатских экономик наряду с экономикой
В 1990-е гг. Центральной Азии уделялось не-
России, быстрому экономическому развитию и
достаточно внимания со стороны междуна-
растущей внешней ориентации Китая, а также
родной общественности, поскольку основное
благодаря большей открытости Афганистана.
внимание было направлено на Центральную
Прежде всего возникает несколько практиче-
Европу, гражданские войны и переустройство
ских вопросов: как следует определять грани-
на Балканах, а также нелегкий переход России к
цы региона, к каким формам регионального со-
рыночной экономике. Ситуация изменилась по-
трудничества и интеграции должна стремиться
сле террористических актов 11 сентября 2001
Центральная Азия и какие основные регио-
г., когда Центральная Азия вместе с Афганиста-
нальные связи следует рассматривать?
ном оказались в центре международного вни-
мания как регион с важным геополитическим
значением и потенциальными долгосрочными
Определение границ региона
рисками. Новый интерес стало вызывать цен-
тральное местоположение Центральной Азии Определение региона и его границ – сложная
на пересечении евразийских линий геополи- задача по нескольким причинам. В докладе
тической напряженности между Востоком и За- мы в основном рассматриваем пять новых не-
падом, Севером и Югом, огромные запасы при- зависимых центральноазиатских государств
родных ресурсов (особенно энергетических), – бывших советских республик. Причины тако-
серьезные экономические и социальные труд- го выбора просты: имея общую политическую
ности и явные риски политической нестабиль- и экономическую историю, эти страны едины и
ности. Крупнейшие страны – соседи Централь- географически; в течение столетий их соединя-
ной Азии, особенно Китай и Россия, вместе с ли прочные этнические, культурные и языковые
многосторонними и двусторонними донорами связи.5 Однако важно также отметить, что со-
осознали, что развитие регионального сотруд- временные границы республик были установ-
ничеств должно стать решающим фактором ста- лены в советские времена часто без учета каких
бильности и экономического роста. бы то ни было географических, экономических
или этнических особенностей.
Однако в результате недавних волнений в
Кыргызстане и Узбекистане появилась опас-
Современные границы Границы региона могли бы быть определены
ность, что правительства стран региона снова
республик были уста- и по-другому. Например, поскольку границы
сосредоточат свое внимание на главной крат-
новлены в советские между центральноазиатскими республиками и
косрочной задаче – сохранении национальной
времена часто без их соседями сейчас намного более открыты, а
политической стабильности и согласия, а не на
учета каких бы то ни со временем станут еще более открытыми, то
более интенсивном сотрудничестве друг с дру-
было географических, можно было бы определить центральноазиат-
гом. Существует и растущая опасность того, что
экономических или ский регион в более широком смысле, включая
соседние страны и международные партнеры
этнических особен- в него географически, этнически и (потенци-
начнут бороться друг с другом за укрепление
ностей ально) экономически связанные с ним регионы


26
Введение

Рисунок 1.2
Группы регионов, рассматриваемые в докладе


?
?????????????????
?

?
????????????????
?

???????? ?
?
???????????????
????????????
?
????
? ?
?????????????




??????
?
??????????????




Источник: ПРООН.


соседних стран. Среди них – Западный Китай, другие региональные отношения в соответству-
населенный тюркско-уйгурским населением, ющих разделах (см. Рисунок 1.2). В одних случа-
имеющий общие водные ресурсы и предлага- ях мы будем рассматривать субрегионы внутри
ющий новые возможности в торговле; Север- Центральной Азии (например, Ферганскую
ный Афганистан, имеющий этнические связи с долину). В других – взаимоотношения с основ-
регионом, общие водные ресурсы и возможно- ными соседями, особенно с Афганистаном, Ки-
сти торговли; а также Азербайджан, имеющий таем, Ираном и Россией. В некоторых случаях
тюркские этнические и исламские религиоз- для понимания более широкого геополитиче-
ные традиции, тесные исторические контакты ского контекста, внутри которого происходит
и энергетические и экологические связи через развитие Центральной Азии, ключевыми будут
Каспийское море. Однако основные политиче- взаимоотношения с остальным миром – ЕС и
ские и экономические связи Западного Китая, США, а также с Индией, Пакистаном и Турцией.
безусловно, с Китаем; будущее Северного Аф- И наконец, в отдельных случаях значимыми мо-
ганистана в долгосрочной перспективе, веро- гут оказаться другие региональные отношения.
ятно, связано с остальной частью этой страны; Например, бассейн Каспийского моря важен с
а настоящие и потенциальные региональные точки зрения управления газовыми и нефтяны-
связи Азербайджана установлены в основном ми ресурсами в Казахстане и Туркменистане. А
со странами Каспийского бассейна и Южно- так называемая «зона озабоченности», в кото-
Кавказского региона. рую входят большая часть Ферганской долины,
Афганистан, Западный Китай, северная часть
В то же время внутри центральноазиатского
Пакистана и часть Таджикистана, очень важна
региона, включающего пять республик, одни
при изучении взаимосвязанных областей, боль-
субрегиональные связи крепче других – напри-
ше всего подверженных проблемам нищеты и
мер, приграничные связи в Ферганской долине
конфликтов.6
традиционно были очень тесными. И наоборот,
высокие горные цепи разделяют территорию
Таджикистана на небольшие субрегионы, ко-
Выбор подхода
торые традиционно имели более прочные эко-
номические и этнические связи с соседними До сих пор мы использовали термины «сотруд-
странами, а не друг с другом. И можно сказать, ничество» и «интеграция» вместе. Необходимо
что северные и западные регионы Казахстана разъяснить, что мы подразумеваем под этими
больше ориентированы на Россию и Китай, чем терминами. Интеграция может обозначать два
на центральноазиатских соседей. взаимосвязанных понятия – трансграничную
экономическую и социальную интеграцию и
Чтобы отразить естественные силы притяжения,
трансграничную интеграцию государственных
в начале доклада в основном рассматриваются
институтов. Высокая степень экономической и
пять центральноазиатских республик, а затем и


27
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

И сотрудничество, и социальной интеграции обычно обусловлена ожиданий, которые не будут омрачены возмож-
интеграция гораздо ными проблемами при реализации.
наличием высокоинтегрированных государ-
шире деятельности ственных институтов, которые регулируют и В качестве примера успешной региональной
на государственном облегчают трансграничные связи. интеграции, которому могла бы следовать Цен-
уровне и взаимодей- тральная Азия, часто приводится ЕС. После
Сотрудничество, напротив, означает более не-
ствия государствен- Второй мировой войны Западная Европа полу-
формальное взаимодействие между странами и
ных структур чила мощный политический импульс к объеди-
сравнительно низкий уровень институциональ-
нению при лидерстве двух крупнейших эконо-
ной интеграции, обычно связанный со слабой
мик – Франции и Германии. Европа противо-
интеграцией различных видов деятельности.
стояла возможной общей угрозе коммунизма и
Сотрудничество предполагает менее обязыва-
обрела в лице США защитника и покровителя.
ющие и, следовательно, менее предсказуемые
Однако в Центральной Азии действуют иные
и менее надежные договоренности между пар-
факторы, поэтому модель сотрудничества по
тнерами, что, с другой стороны, позволяет им
типу ЕС в данном случае не совсем уместна (см.
идти на меньшие уступки в области националь-
Вставку 1.1).
ного суверенитета и свободы действий.
Недавний опыт региональной интеграции
И сотрудничество, и интеграция гораздо шире
развивающихся стран может оказаться более
деятельности на государственном уровне и
подходящим. С 1974 г. прошли три волны ре-
взаимодействия государственных структур.
гионального сотрудничества.7 Следуя примеру
При рыночной экономике участники негосу-
Европейского экономического сообщества,
дарственного сектора – фирмы, торговые орга-
многие развивающиеся страны в 1960-е гг. всту-
низации, организации гражданского общества,
пили в региональные таможенные союзы. Боль-
научные институты, отдельные люди – должны
шинство из этих союзов практически прекрати-
эффективно взаимодействовать и сотрудничать
ло свое существование в 1970-е гг., поскольку
через границы. Цель правительств – способ- партнеры в большинстве случаев были не го-
ствовать этому процессу. товы отказаться от импорта более дешевых и
Существуют ли примеры региональной инте- качественных товаров из стран, не входящих в
грации и сотрудничества, подходящие для Цен- региональную группу. В течение 1980-х и в на-
чале 1990-х гг. продолжающееся расширение
тральной Азии? Необходимо выбрать адекват-
и укрепление ЕС, а также Североамериканское
ный пример для формирования реалистичных


Вставка 1.1

Может ли Центральная Азия последовать примеру
европейской интеграции?
ЕС начинался как зона свободной торговли и за более чем полвека постепенно превратился сначала в таможенный союз, а затем в
полностью интегрированный общий рынок и наконец – в валютный союз. Европейская интеграция развивалась в течение многих
десятилетий, адаптируясь к изменяющейся экономической и геополитической обстановке.
Существует множество различий между Европой полувековой давности, когда были сделаны первые шаги к европейской интегра-
ции, и современной Центральной Азией. Следовательно, опыт ЕС не может быть непосредственно перенесен на центральноазиатский
регион. Однако пример ЕС выявил несколько факторов, важных для успеха интеграции. Во-первых, европейские страны имели две
важные общие цели: восстановление экономики после Второй мировой войны и обеспечение мира и благосостояния на базе общих
принципов демократии и рыночной экономики. Во-вторых, общие цели решительно поддерживались политической волей двух клю-
чевых стран-лидеров – Франции и Германии. В-третьих, послевоенные экономические условия – быстрый экономический рост и
расширяющиеся торговые связи – были достаточно благоприятны. И наконец, европейская интеграция началась со стратегического
выбора, сделанного странами со сходными экономическими системами и уровнем развития.
Напротив, отсутствие общих целей, сильной политической воли и ясного видения перспектив долгосрочного сотрудничества, а также
огромные различия в экономических системах и устремлениях стран Центральной Азии, вероятно, сделают процесс интеграции в
этом регионе очень непохожим на опыт ЕС. Однако пример Европы показывает, что если для Центральной Азии цель – постепенная
интеграция, то более развитые и богатые страны в регионе должны проявить инициативу и стремиться к экономической интеграции,
основанной на общем понимании ее перспектив. Пример Европы также демонстрирует, что со временем у стран региона должно
возникнуть стремление к созданию похожих экономических систем. Это означает, что страны, больше других отстающие в переходе к
рыночной экономике, должны будут догнать лидеров в реформировании. Также по мере развития интеграции страны должны быть
готовы отказаться от некоторых аспектов своей автономии. И им необходимо пойти дальше деклараций о намерениях и перейти к
реальным действиям.
Источник: United Nations, 2004.


28
Введение

соглашение о свободной торговле вызвали вия в Центральной Азии серьезно отличаются,
широта региональных вопросов, отраженная
новую волну инициатив, включая МЕРКОСУР в
в Пакте, и эффективный институциональный
Латинской Америке и несколько региональных
подход, направленный на принятие тщательно
организаций в Азии (Организация экономиче-
продуманных договоров в конкретных обла-
ского сотрудничества – ОЭС, Южно-Азиатская
стях и вовлечение многих региональных сил
ассоциация регионального сотрудничества и
(включая деловые круги и организации граж-
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).
данского общества), могут оказаться весьма
И снова по тем же причинам, что и в более ран-
полезными для центральноазиатских стран
них таможенных союзах, эти договоры были не-
(см. Вставку 1.2).
достаточно результативны. После азиатского
кризиса 1997 – 1998 гг. началась третья волна В Центральной Азии существуют, по крайней
региональных инициатив, в большинстве сво- мере, две причины, чтобы начать с сотрудни-
ем состоявших из двусторонних переговоров в чества и, может быть, только в долгосрочной
Азии с неясными пока результатами. перспективе стремиться к более интенсивной
институциональной и экономической инте-
Вероятно, самая подходящая модель сотрудни-
грации. Во-первых, несмотря на исторические
чества для Центральной Азии – Пакт стабиль-
связи, сегодня центральноазиатские страны от-
ности для Юго-Восточной Европы, который
личаются уровнем экономического развития,
был заключен после окончания вооруженных
политической ориентацией, а также структу-
конфликтов на Балканах в конце 1990-х гг. Пакт
рой экономики и государственных институтов.
стабильности был направлен на преодоление
Этим и обусловлены расхождения интересов
последствий регионального конфликта в Юго-
и потребностей, которые могут развести эти
Восточной Европе путем создания важных
страны в разных направлениях.
экономических, социальных и культурных свя-
зей. Ключевые особенности развития сотруд- Во-вторых, на фоне советского прошлого в Цен-
ничества заключались в лидирующей роли ЕС тральной Азии к интеграции часто относятся с
в качестве спонсора, перспективах будущего подозрением, будто она подразумевает потерю
вступления в ЕС для стран – участников Пакта национальной независимости и самобытности.
и значительной финансовой поддержке эконо- Примеры других регионов показывают, что со-
мического восстановления региона со сторо- трудничество и интеграция вовсе не означают
ны международного сообщества. И хотя усло- исчезновение национальных границ или отказ

Вставка 1.2

Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы
Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы был подписан в Кельне в июне 1999 г. В основном документе более 40 стран-партнеров
и организаций декларировали согласие поддерживать страны Юго-Восточной Европы «в их усилиях, направленных на обеспечение
мира, развитие демократии и уважения к правам человека, а также экономики, в целях достижения стабильности во всем регионе.»
Пакт был направлен на установление стабильности в результате осуществления региональных проектов в следующих областях:
• Местная демократия и приграничное сотрудничество
• Средства массовой информации
• Энергетика и региональная инфраструктура
• Межрегиональное торговое/инвестиционное соглашение
• Борьба с организованной преступностью и коррупцией
• Миграция, предоставление политического убежища/беженцы
Пакт стабильности – декларация принятия обязательств и рамочное соглашение по международному сотрудничеству. Это не новая
международная организация, у Пакта нет независимых финансовых ресурсов или структур по реализации программ. Пакт служит
неформальной политической организацией и форумом для координации деятельности между странами региона, странами-доно-
рами, международными финансовыми структурами, представителями деловых кругов и общественными организациями. Органи-
зационно Пакт стабильности опирается на специального координатора с командой в 30 человек. Важнейшая задача координатора
– согласовывать политические стратегии участников, координировать существующие и новые инициативы и избегать ненужного
дублирования деятельности различных структур.
В соответствии с основным документом Пакта, ЕС, взявший на себя ведущую роль в его поддержке, обязуется привести Юго-Вос-
точную Европу «к полной интеграции … в свои структуры», включая, в конечном счете, полное членство. Это, а также щедрое
финансирование международным сообществом процессов восстановления, национальных реформ, регионального сотрудничества
и интеграции стали ключевыми факторами успеха в сотрудничестве.
Источник: www.stabilitypact.org.


29
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Выбор ключевых направлений
от национального суверенитета. Это не так. На-
Трансграничное со-
пример, между экономиками Европы и США
трудничество озна-
Региональное сотрудничество и интеграция
существует тесная экономическая интеграция
чает, что и люди, и
часто рассматриваются с точки зрения важней-
через Атлантический океан, а интеграция через
различные государ-
ших экономических связей (торговля, транс-
границу Канады и США еще более прочна. Тем
ственные структуры
порт, транзит и инвестиции и пр.), связей в
не менее эти страны сохраняют свой сувере-
в разных странах
сфере природных ресурсов (водных, энергети-
нитет. Однако трансграничное сотрудничество
должны стремиться
ческих и экологических); в области националь-
означает, что и люди, и различные государ-
к взаимному доверию
ной безопасности (в т. ч. терроризм, торговля
ственные структуры в разных странах должны
и принятию на себя
оружием и наркотиками и исламские военизи-
стремиться к взаимному доверию и принятию
обязательств
рованные группировки).8 В Центральной Азии
на себя обязательств, для того чтобы свести к
заслуживают внимания все три направления.
минимуму проблемы и барьеры, связанные с
Другие важные сферы сотрудничества – ми-
границами. Договоры между соседними страна-
грация, образование, здравоохранение, подго-
ми, облегчающие передвижение людей, потоки
товка к противостоянию стихийным бедствиям,
товаров, капитала и информации, координиру-
гендерные вопросы и управление. Несомнен-
ющие отраслевую и макроэкономическую по-
но, некоторые из этих направлений требуют
литику, экономические структуры, гражданское
более тесных связей, чем другие. Однако реги-
и конституционное законодательство, подраз-
ональное сотрудничество может способство-
умевают необходимость разделять некоторые
вать проведению внутренних реформ и фор-
элементы национального суверенитета с пар-
мированию структур, не имеющих серьезного
тнерами.
Центральноази-
межгосударственного значения. На Рисунке 1.3
атским странам Центральноазиатским странам придется в ко-
основные области политики приводятся в со-
придется в конеч- нечном итоге найти собственный подход к ре-
ответствие с их региональной или националь-
ном итоге найти гиональному сотрудничеству и интеграции. Не-
ной направленностью.
собственный подход смотря на общие угрозы для экономической и
к региональному со- При анализе регионального сотрудничества и
социальной стабильности, в настоящее время
трудничеству и ин- интеграции в докладе мы не случайно рассма-
им не хватает не только сильной политической
теграции триваем все основные региональные связи и
мотивации и лидерства для углубления регио-
некоторые вопросы национальной политики.
нальной интеграции, но и внешней финансовой
Такой подход объясняется несколькими при-
помощи и доминирующего стимула для между-
чинами. Во-первых, все эти области важны сами
народных политических сил, к примеру, член-
по себе в плане вклада в человеческое раз-
ство в ЕС. Отстаивая региональное сотрудни-
витие и обеспечение человеческой безопас-
чество и усилия, направленные на интеграцию,
ности. Во-вторых, между многими областями
необходимо четко представлять себе все эти
существуют важные связи, например, между
ограничения.
торговыми барьерами и вопросами безопас-
Опыт ЕС демонстрирует, что успех достигнут ности, водными и энергетическими ресурсами,
благодаря постепенному процессу интеграции, конкурентоспособностью и достижениями в
начиная с маленьких шагов, но при четком по- сфере образования. В-третьих, если периоди-
нимании конечной цели и сплоченности ве- чески в одних областях на пути сотрудничества
дущих участников. Опыт Пакта стабильности будут возникать политические или иные пре-
показывает, что сильная внешняя поддержка пятствия, то в других оно может продолжаться.
и стимулы в сочетании с небольшими гибкими Это может не только принести значительные
структурами могут объединить даже страны, прямые выгоды, но также способствовать уста-
имеющие недавнюю историю конфликтов. При новлению взаимных связей и доверия, которые
реалистичном подходе Центральной Азии нуж- со временем откроют путь для более широкого
но начинать с интеграции структур на самом сотрудничества в отстающих областях. Ниже мы
простом уровне, направляя внимание на со- приведем краткую оценку каждого из этих на-
трудничество по широкому спектру вопросов правлений политики в свете их значимости для
и выбирая те направления, на которых можно регионального сотрудничества и интеграции.
быстро получить позитивные результаты. Тог-
Если периодически в В последующих главах они будут рассмотрены
да успех будет укреплять доверие, и на основе
одних областях на более подробно.
решенных задач можно будет ставить более
пути сотрудниче-
крупные долгосрочные цели. Центральноази-
ства могут возни-
Миграция
атские страны, их соседи и международное со-
кать политические
общество могли бы сообща совершенствовать
или иные препят- В советские времена свобода передвижения
и укреплять региональные институты, которые
ствия, то в других граждан была сильно ограничена. Люди пере-
могут стать эффективным инструментом в под-
оно может продол- мещались в соответствии с политическими ре-
держке регионального сотрудничества.
жаться шениями и предписаниями центрального пла-


30
Введение

Рисунок 1.3
Направленность политики по основным региональным вопросам


• Миграция
• Торговля, транспорт, транзит
• Водные и энергетические ресурсы, экология
• Региональная и национальная безопасность
• Инвестиционный климат и финансовый сектор
• Предотвращение стихийных бедствий и антропогенных катастроф
• Здравоохранение
• Образование, языки, знания
• Вопросы национальной политики, например:
– гендерные вопросы
– вопросы управления


РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ
Направленность
Источник: ПРООН.


Многие из вопро-
тика и соответствующие структуры, надежные
нирования. После распада Советского Союза
сов человеческого
транспортные связи и облегчение транзита как
значительное число квалифицированных рабо-
развития, а также
на границах, так и внутри стран. Эти вопросы
чих вернулось на родину. Возникли новые ми-
проблем и возмож-
лучше всего согласовывать и решать на уровне
грационные потоки, в основном из беднейших
ностей, возникших в
всего региона.
центральноазиатских стран в Россию, но также
результате мигра-
– совсем недавно – в Казахстан. Кроме того, но-
ции, лучше всего было
вые границы между центральноазиатскими ре-
Водные и энергетические ресурсы бы решать путем
спубликами разорвали традиционные семей-
и окружающая среда сотрудничества
ные и деловые связи в приграничных районах.
Водные и энергетические ресурсы и окружа-
Некоторое количество беженцев, лиц, ищущих
ющая среда в Центральной Азии неразрывно
политического убежища, и лиц без граждан-
связаны. В этом регионе каждая страна щедро
ства оказалось не по своей воле или по недо-
наделена одними природными ресурсами и
разумению за пределами традиционных мест
экологическими активами и отчаянно нуж-
жительства, не получая вообще (или получая в
дается в других. Поэтому огромное значение
незначительной степени) правовую и государ-
имеют естественные и созданные руками че-
ственную поддержку и защиту. Многие из во-
ловека связи через границы. Распад водной и
просов человеческого развития, а также про-
энергетической системы в Центральной Азии
блем и возможностей, возникших в результате
угрожает будущему экономики всего региона,
миграции, лучше всего было бы решать путем
а также экологическому и социальному равно-
сотрудничества между центральноазиатскими
весию. Самый известный пример таких опасно-
республиками, привлекая к этому соседей, и в
стей – катастрофа Аральского моря, принесшая
особенности Россию.
огромный экономический, социальный и эколо-
гический ущерб. Среди других проблем – упа-
Торговля, транспорт и транзит док водной, ирригационной и энергетической
систем, растущие риски из-за недостаточной
Интеграция торговли – один из важнейших во-
надежности дамб и разделение населения из-за
просов для Центральной Азии, если регион
искусственно проведенных границ (например,
стремится стать конкурентоспособным и инте-
в Ферганской долине). Выгоды от регионально-
грироваться в мировую экономику. Поскольку
го сотрудничества в этом секторе могут быть
ни одна из центральноазиатских республик
очень велики, а ущерб от регионального кон-
не имеет выхода к морю9, они зависят друг от
фликта – огромным, если центральноазиатские
друга и от своих соседей в вопросах доступа
страны не пойдут по пути сотрудничества друг
к рынкам. Для торговой интеграции требуются
с другом.
реалистичная и эффективная торговая поли-


31
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Региональная и национальная вносят свой вклад в трагедии отдельных людей,
безопасность определенных групп, а иногда – целых госу-
дарств. Региональные инициативы очень важ-
В условиях растущей взаимозависимости стран
ны для адекватной подготовленности к ката-
в глобальном масштабе мир и национальная
строфам и угрозам, а также контроля над ними
безопасность зависят от региональной ста-
и реагирования.
бильности. Ни одно государство в одиночку
не сможет бороться с новыми и потенциаль-
ными угрозами и опасностями. Региональные Здравоохранение
усилия могут внести значительный вклад в со-
ВИЧ/СПИД, туберкулез и другие инфекцион-
хранение как национальной безопасности, так
ные заболевания не признают границ. По всему
и региональной стабильности. Сотрудничество
миру они распространяются вдоль автодорог,
в области безопасности будет способствовать
идут по следам наркоторговцев и преступных
укреплению доверия и взаимопонимания и од-
элементов, переносятся мигрантами и туриста-
новременно снижать вероятность конфликтов.
ми. Эта угроза теперь распространилась и на
Оно также поможет поставить заслоны распро-
Центральную Азию. Сотрудничество в борьбе
странению международной преступности и не-
с распространением болезней и обмен инфор-
законному пересечению границ (включая тор-
мацией по социально приемлемым формам их
говлю людьми, особенно женщинам и детьми, а
профилактики и лечения имеют особую важ-
также наркотиками, оружием и другой контра-
ность, учитывая приграничные риски и скудные
бандой; отмывание денег).
ресурсы, которые каждая страна может выде-
лить на решение этих серьезных проблем.
Инвестиционный климат
и финансовый сектор
Образование, информация и языки
Инвестиционный климат и финансовый сек-
Советский Союз обладал передовыми научны-
тор страны – ключевые факторы, определяю-
ми организациями и эффективной образова-
щие приток внутренних и прямых иностран-
тельной системой, в которой ценились строго
ных инвестиций (ПИИ). При неблагоприятном
научная подготовка и глубокие исследования,
деловом климате ПИИ очень ограничены, а
хотя они и были плохо приспособлены к тре-
внутренние инвесторы стремятся переводить
бованиям современной рыночной экономики.
свои деньги за рубеж. Однако на активность
С распадом Советского Союза эта система была
инвесторов влияют не только события в кон-
подорвана на всей территории Содружества
кретной стране, но и в значительной степени
Независимых Государств (СНГ)10, особенно в от-
ситуация в соседних странах. Хорошо разви-
даленных и бедных странах Центральной Азии.
тый финансовый сектор и эффективные реги-
И хотя некоторые научные сообщества, объеди-
ональные платежные системы способствуют
няющие ученых разных государств, до сих пор
улучшению делового климата, увеличивают
сохранились, возможности для обмена зна-
приток инвестиций и повышают эффектив-
ниями и построения современного общества,
ность трансграничных транзакций. Региональ-
основанного на знаниях, очень сократились.
ное сотрудничество между правительствами
Русский язык, бывший языком межнациональ-
поможет обеспечить эффективное функцио-
ного общения, по-прежнему широко использу-
нирование финансовых систем. В то же время
ется в Центральной Азии, но среди представи-
региональные бизнес-структуры и банковские
телей молодого поколения все больше уступает
ассоциации могут стать серьезным лобби, сти-
место национальным языкам. Нахождение ре-
мулирующим развитие регионального сотруд-
ничества и интеграции. гиональных подходов поможет решить общие
проблемы в образовании и распространении
знаний.
Предотвращение стихийных бедствий и
антропогенных катастроф
Национальная политика – управление,
Центральная Азия особенно уязвима для сти-
гендерные и другие вопросы
хийных бедствий и антропогенных катастроф.
Среди стихийных бедствий главную опасность Множество важных вопросов национальной
представляют землетрясения и наводнения, политики и формирования государственных
которые могут иметь значительные послед- структур, оказывающие значительное влия-
ствия для соседних стран. Среди самых опу- ние на человеческое развитие и обеспече-
стошительных антропогенных угроз – между- ние человеческой безопасности, не имеют
народные и региональные сети наркоторговли, прямого трансграничного значения. Однако
преступности и терроризма. Все эти проблемы даже в области национальной политики и


32
Введение

институциональных реформ региональное возможностей выбора является созда- Региональное сотруд-
сотрудничество может быть полезным в пла- ничество и интегра-
ние возможностей для человека – всего
не установления региональных стандартов ция не являются са-
того, что люди могут делать, или кем
и обмена опытом в реализации реформ. Ген- моцелью, они – вклад
они могут быть в жизни. Самым основ-
дерные вопросы и проблемы управления в человеческое разви-
ным условием человеческого развития
– только некоторые из областей, в которых тие и безопасность
является возможность вести долгую и
центральноазиатские страны сталкиваются здоровую жизнь, быть хорошо инфор-
со сходными серьезными задачами, степень мированным, иметь средства, необхо-
и характер которых могут различаться. Среди димые для достойного существования,
других областей – развитие местного самоу- принимать участие в жизни общества.
правления, независимость средств массовой Без всего этого многие возможности вы-
информации, права человека и демократиче- бора просто недоступны и множество
ские реформы. жизненных перспектив остаются недо-
сягаемыми.»11
В «Докладах о человеческом развитии» ПРООН
Региональные вызовы и
разработан и ежегодно публикуется «Индекс
возможности в области человеческого развития» (ИЧР), который соеди-
человеческого развития и Человеческое разви-
няет простые показатели продолжительности
тие – это создание
обеспечения человеческой жизни, достижений в области образования и ва-
окружающей среды,
лового дохода. Индекс измеряет человеческое
безопасности в которой люди
развитие по странам (и все чаще – по отдель-
могут полностью
ным регионам внутри стран). ИЧР подвергает-
В конечном итоге региональное сотрудниче-
развивать свой по-
ся критике за то, что в него не входят важные
ство и интеграция не являются самоцелью, они
тенциал и вести
элементы человеческого развития – участие в
– вклад в человеческое развитие и безопас-
продуктивную, твор-
жизни общества и политические свободы. Не-
ность. Понимание того, как региональное со-
ческую жизнь в соот-
смотря на это, ИЧР остается гибким и широко
трудничество и интеграция влияют на челове-
ветствии со своими
используемым инструментом для измерения
ческое развитие и обеспечение человеческой
потребностями и
безопасности в Центральной Азии, начинается различий между странами и регионами в сфере
интересами
с определения этих терминов. Нам также нужно ключевых достижений в человеческом разви-
пояснить то, как они связаны с «Декларацией тии. Индекс используется в докладе для срав-
тысячелетия» Организации Объединенных На- нения относительного положения и тенденций
ций, подписанной всеми государствами – чле- человеческого развития во всех странах Цен-
нами ООН, включая государства Центральной тральной Азии. Где необходимо, будут добав-
Азии, а также с Целями развития тысячелетия, ляться другие меры экономического и социаль-
которые появились впоследствии. ного прогресса, а также политических свобод и
качества управления.
С момента публикации доклада ПРООН «До-
Человеческое развитие и обеспечение
клад о человеческом развитии за 1994 г.» Ор-
человеческой безопасности
ганизация Объединенных Наций и Комиссия
С тех пор как в 1990 г. ПРООН издала свой пер- по обеспечению человеческой безопасности
вый «Доклад о человеческом развитии», концеп- пропагандируют концепцию обеспечения
ция человеческого развития заняла централь- человеческой безопасности. Обеспечение
ное место в деятельности ООН. В соответствии с человеческой безопасности направлено на
концепцией, истинное богатство страны – люди, нахождение интегрированных, многоплано-
они и цель, и средство развития. Для раскрытия вых и комплексных решений в ответ на су-
своего потенциала люди должны иметь возмож- ществующие угрозы. Обеспечение человече-
ность принимать решения, которые способству- ской безопасности касается жизни отдельных
ют их самореализации, творчеству и удовлетво- людей и их сообществ как внутри границ, так
ренности. В «Докладе о человеческом развитии» и за их пределами и является более широким
за 2001 г. кратко разъясняется: понятием, чем обеспечение безопасности Обеспечение челове-
границ. Такой подход обеспечивает аналити-
«Человеческое развитие … – это созда- ческой безопасности
ческую базу для разработки мер, которые не
ние окружающей среды, в которой люди направлено на нахож-
могут полностью развивать свой по- только позволяют защитить людей от основ- дение интегрирован-
тенциал и вести продуктивную, твор- ных и распространенных угроз, но и делают ных, многоплановых и
ческую жизнь в соответствии со свои- их хозяевами своей жизни. По определению комплексных решений
ми потребностями и интересами. … Комиссии, обеспечение человеческой без- в ответ на суще-
Принципиально важным для расширения опасности означает: ствующие угрозы

33
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

восстанавливается. Однако в будущем нельзя
«…защиту основополагающей сущ-
исключить появления подобных проблем в ре-
ности человеческой жизни таким об-
зультате стихийных бедствий, плохого управле-
разом, чтобы обеспечить соблюдение
ния экономикой или природными ресурсами;
человеческих свобод и самореализацию
конфликтов, наркомании, преступности или
человека. Обеспечение человеческой без-
терроризма. Вызовы человеческой безопасно-
опасности означает защиту фундамен-
сти особенно серьезны в Центральной Азии, и
тальных свобод – свобод, которые явля-
региональное сотрудничество – необходимый
ются сущностью жизни. Оно означает
элемент адекватного ответа на них. Это было
защиту людей от критических (тяже-
подчеркнуто на круглом столе по переходному
лых) и повсеместных (широко распро-
периоду и человеческой безопасности в Цен-
страненных) угроз и ситуаций. Оно озна-
тральной Азии, организованном Комиссией по
чает использование процессов, которые
человеческой безопасности в столице Туркме-
основываются на сильных сторонах и
нистана Ашхабаде в апреле 2002 г.15
устремлениях человека. Оно означает
создание политических, общественных, Концепции человеческого развития и обеспе-
экологических, военных и культурных си- чения человеческой безопасности тесно вза-
стем, которые в совокупности создают имосвязаны. В этом докладе мы будем рассма-
для людей условия для выживания, сред- тривать их совместно как включающие в себя
ства к существованию и сохранению че- необходимые элементы подхода к развитию,
ловеческого достоинства.»12 миру и безопасности, ставящего во главу угла
интересы человека: расширение возможностей
В понятии человеческой безопасности нет раз-
выбора для людей, обеспечение их свободы от
личий между «свободой от страха» и «свободой
нужды и освобождение их от страха лишиться
от нужды»; человеческая безопасность допол-
своих возможностей и способностей.
няет государственную безопасность, расширя-
ет права человека и укрепляет человеческого
развития. По словам Генерального секретаря «Декларация тысячелетия» и Цели
ООН Кофи Аннана:
развития тысячелетия
«Человеческая безопасность в ее самом
Концепции человеческого развития и обеспече-
широком смысле – это гораздо больше,
ния человеческой безопасности – неотъемле-
чем просто отсутствие конфликтов с
мая часть задач и целей, поставленных в «Декла-
применением насилия. Она включает в
рации тысячелетия». Эта Декларация, принятая
себя права человека, эффективное управ-
на Саммите тысячелетия ООН в сентябре 2000 г.,
ление, доступ к образованию и здравоох-
определяет проблемы в области прав человека,
ранению, а также обеспечение возмож-
мира, безопасности, развития и экологии как со-
ностей и выбора путей самореализации вокупность взаимосвязанных целей развития и
для каждого человека. Каждый шаг в этом включает их в глобальную повестку дня.
направлении – это шаг к преодолению
Если в «Декларации тысячелетия» представлен
бедности, экономическому росту и пре-
общий план действий для достижения глобаль-
дотвращению конфликтов. Свобода от
ного человеческого развития и обеспечения
страха, свобода от нужды и свобода для
человеческой безопасности, то Цели развития
будущих поколений получить в наслед-
тысячелетия предлагают комплекс количествен-
ство здоровую окружающую среду – все
ных критериев для измерения и мониторинга
это связанные друг с другом элементы
мировых успехов в достижении прогресса по
человеческой и, следовательно, нацио-
ключевым направлениям. Полный набор Целей
нальной безопасности.»13
развития тысячелетия состоит из 8 целей, 18 за-
дач и 48 показателей.16 Большинство из этих за-
В своем докладе «Человеческая безопасность
дач должны быть решены за 25-летний период с
в наши дни» 2003 г. комиссия, стремясь содей-
1990 по 2015 г. Эти восемь целей таковы:
ствовать защите бедных слоев населения от
последствий экономических спадов и полити- Цель 1: Искоренить крайнюю нищету
ческих переворотов, уделила особое внима- и голод
ние «снижению уровня безопасности».14 Опыт
Цель 2: Достичь всеобщего начального
республик бывшего Советского Союза показы-
образования
вает, насколько катастрофическими могут быть
Цель 3: Содействовать гендерному
последствия и какую важную роль в защите
равноправию и расширению прав
бедных играют структуры социального обе-
и возможностей женщин
спечения и другие меры. К счастью, в насто-
ящее время экономика этих стран стабильно Цель 4: Сократить детскую смертность


34
Введение

Человеческое развитие, обеспечение
Цель 5: Улучшить охрану здоровья матерей Цели развития ты-
сячелетия представ-
человеческой безопасности и
Цель 6: Бороться с ВИЧ/СПИД, малярией
ляют собой гибкую
региональное сотрудничество
и другими болезнями
основу, в рамках ко-
Цель 7: Обеспечить сохранность торой страны могут
Связи между вопросами региональной поли-
применять глобаль-
окружающей среды тики, «Декларацией тысячелетия», Целями раз-
ные цели к решению
вития тысячелетия, человеческим развитием
Цель 8: Укрепить глобальное партнерство
собственных нацио-
и обеспечением человеческой безопасности
в целях развития
весьма сложны. На Рисунке 1.4 схематично пока- нальных проблем
зано, как основные направления региональной
Цели развития тысячелетия представляют со-
политики могут быть соотнесены с Целями раз-
бой гибкую основу, в рамках которой страны
вития тысячелетия и более широкими задачами
могут применять глобальные цели к решению
«Декларации тысячелетия», которые, в свою
собственных национальных проблем. Каждая очередь, обеспечивают человеческое развитие
из центральноазиатских стран уже выбрала и обеспечение человеческой безопасности.
конкретные цели и параметры, отражающие
Например, региональные решения проблем в
самые важные проблемы развития. Это про-
сфере водных, энергетических и экологических
изошло на совместных мероприятиях с уча-
ресурсов и совместные действия, направлен-
стием различных общественных групп, пред- Основные направ-
ные на предотвращение стихийных бедствий,
ставителей правительства, научных кругов, ор- ления региональной
способствуют сохранению ресурсов и таким
ганизаций гражданского общества и частного политики могут
образом обеспечивают стабильность окружаю-
бизнеса, что позволило гражданам определить быть соотнесены
щей среды, о чем говорится в пункте 7 Целей
как потребности, так и приоритеты развития с Целями развития
развития тысячелетия. Региональные усилия по
своих стран и внутренних регионов. С учетом тысячелетия и более
поддержке торговли способствуют развитию
экономического спада в странах Центральной широкими задачами
транспортной инфраструктуры и улучшению
Азии после распада СССР, неблагоприятного «Декларации тыся-
условий транзита, а также положительно влияют
географического положения, низкого уровня челетия», которые, в
на финансовый сектор и инвестиционный кли-
валового продукта (ВВП) на душу населения, свою очередь, обеспе-
мат; стимулируют рост экономики, что, в свою
Цели развития тысячелетия представляются чивают человеческое
очередь, способствует искоренению нищеты,
не только уместными, но и являют собой по- развитие и обеспече-
о чем говорится в пункте 1 Целей развития ты-
лезный инструмент для политического руко- ние человеческой без-
сячелетия. Региональные усилия по предотвра-
водства.17 опасности
щению антропогенных угроз (включая нарко-



Рисунок 1.4
Связь между вопросами региональной политики, «Декларацией тысячелетия»,
Целями развития тысячелетия (ЦРТ), человеческим развитием и обеспечением
человеческой безопасности


???????????????????????? ???????????
???????????????????????????? ?????????
????????????????????????????? ?????????????????
???????
????????????
????????????????????????????????????




?????????????????????
??????? ????????????
?????????????????????????




?
?????????????? ? ??????????????????
????????????????????????? ?????????? ? ?????????????
?????????
?
??????????????
???????????????? ? ???????????????????????
? ????????
?????????????????????????????? ?????????
?
??????????????
??????????????????? ? ?????????????
?????????
???????????????????? ? ?????????????????
?????????????
?????????????????????????
?
????????? ? ????????????????
????????????????????????? ?????????????? ? ???????????
????????????????????
? ??????????????????
????????????????????? ? ??????????
????????????????
?
??????????????????????????? ? ?????????????????
?????????
???????????? ? ??????????????
??????
????????????????????????????
????????????
???????????????????????????????????????????????




35
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

торговлю и международный терроризм) улуч- трудничества и интеграции в Центральной
Любая региональная
Азии очевидна. Однако, судя по прошлому
стратегия должна шают управление, повышают региональную и
опыту Центральной Азии и других стран, по-
основываться на национальную безопасность, что соответствует

<<

стр. 3
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>