<<

стр. 8
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

повышению благосостояния региона в целом и мер, укрепление региональной стабильности и


103
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

возможное положительное влияние на решение и соседними государствами: истоки многих рек
Страны рассматри-
других вопросов, сотрудничество может дать ре- находятся в Афганистане, Китае и России. Аф-
вают возможности
альные экономические выгоды, особенно если ганистан20 имеет общую границу с Таджикиста-
сотрудничества
будет усовершенствован механизм заключения ном, Туркменистаном и Узбекистаном и делит
сквозь призму поли-
ежегодных бартерных соглашений. Эксперты с ними несколько рек, в частности Амударью.
тики самообеспечен-
Всемирного банка подсчитали, что дополнитель- В последние годы среди стран, расположен-
ности энергией и во-
ный выигрыш Узбекистана при переводе работы ных ниже по течению, возникли опасения, что
дными ресурсами
Токтогульского водохранилища с энергетическо- восстановление сельскохозяйственного про-
го режима на ирригационный составил бы 35,8 изводства в Афганистане приведет к увеличе-
млн. долл. США в год. Дополнительный ежегод- нию забора воды из реки Пяндж – крупнейшего
ный выигрыш Казахстана составил бы 31,5 млн. притока Амударьи. Общая площадь орошаемых
долл. США, что в сумме с Узбекистаном составит земель в этой части страны превышает 1,5 млн.
67,3 млн. долл. США в год.19 Поскольку ежегодные гектаров. В прошлом около 500 тыс. гектаров
дополнительные издержки Кыргызстана состав- земли были орошаемыми, однако значительная
ляют лишь 35 млн. долл. США, общая выгода для часть этих земель была заброшена в связи с
всех стран бассейна от сотрудничества составит продолжительными гражданскими войнами.
32,2 млн. долл. США в год. Выигрыш от сотрудни- Около 8% (11,6 млрд. куб. м) потока Амударьи
чества может быть фактически поделен между идет с территории Афганистана, и Афганистан
тремя странами, при условии что страны ниже имеет право забирать до 9 млрд. куб. м из реки
по течению компенсируют Республике Кыргыз- Пяндж в соответствии с соглашением, подпи-
стан от 35 до 67,3 млн. долл. США в год за услуги санным с Советским Союзом в 1946 г. В насто-
по хранению воды. ящее время Афганистан забирает всего лишь
Если экономические выгоды от сотрудничества около 2 млрд. куб. м для ирригационных систем
столь велики, почему же республикам Цен- в афганской части бассейна Амударьи. Однако
тральной Азии так тяжело дается сотрудниче- при дальнейшем развитии страны можно пред-
ство? Этот вопрос частично был рассмотрен ставить, что она будет забирать до 10 млрд. куб.
при анализе национальной политики и интере- м воды. Увеличение забора воды в Афганистане
сов. Более глубокая причина, однако, состоит будет иметь отрицательные последствия для
в том, что страны рассматривают возможности Туркменистана и Узбекистана – самых больших
сотрудничества сквозь призму политики самоо- потребителей амударьинской воды для целей
беспеченности энергией и водными ресурсами. ирригации. Для смягчения негативных послед-
Страны выше по течению стремятся к энергети- ствий и предотвращения потенциальных регио-
ческой независимости, а страны ниже по тече- нальных конфликтов важно, чтобы в Афганиста-
нию – к независимости в плане ирригации. Хотя не наиболее широко применялись эффектив-
различие целей политических руководителей ные технологии водопользования. Необходимо
новых независимых государств, озабоченных обеспечить участие Афганистана во встречах и
вопросами национальной безопасности и со- форумах по вопросам о бассейне Амударьи, а
хранения вновь обретенного национального также улучшить обмен информацией и данными
суверенитета, можно понять, очень важно отда- по водотокам, берущим начало в этой стране.
вать отчет в том, что политика отказа от сотруд-
Реки Иртыш и Или берут свои истоки в Китае и
ничества, связанная с минимальной зависимос-
текут на территорию Казахстана. В начале 1999
тью от других стран, дорого обходится всем во-
г. Китай объявил о планах строительства 300-ки-
влеченным странам. Для эффективного транс-
лометрового канала с целью отбора части воды
граничного управления водными ресурсами
из реки Иртыш в Таримский бассейн провинции
необходимо более интенсивное региональное
Синьцзян. К 2020 г., когда канал будет полнос-
сотрудничество и готовность стран, располо-
тью введен в действие, он сможет забирать до
женных ниже по течению, компенсировать со-
1 млрд. куб. м воды в год, в то время как общий
седям, расположенным выше по течению, рас-
объем водотока составляет в среднем 9 млрд.
ходы за оказываемые водные услуги. До тех пор
куб. м ежегодно. Аналогичным образом Китай
Общие водные ресур- пока политическая повестка дня будет ориен-
собирается забирать воду из реки Или в реку
сы связывают госу- тирована на самообеспеченность, выгоды от
Тарим при помощи тоннеля через Тянь-Шань-
дарства Централь- сотрудничества реализовать не удастся.
ский хребет. Спуск Или уменьшается в связи с
ной Азии не только
расточительным использованием, значитель-
друг с другом, но и
ными потерями воды и увеличением использо-
Водно-энергетические связи с
соседними государ-
вания ее ресурсов в Китае. Запасы чистой воды
ствами: истоки мно- соседними странами
сокращаются из-за масштабного загрязнения
гих рек находятся в
Общие водные ресурсы связывают государства муниципальными сливами, отходами сельского
Афганистане, Китае
Центральной Азии не только друг с другом, но хозяйства и сточными водами.
и России


104
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

Планы Китая по изменению русел рек обуслов- Аральского моря – на 30% выше, чем в таких Не менее важны вну-
лены потребностью развития Синьцзян-Уйгур- странах, как Египет и Пакистан. Если не будет тренние реформы
ского автономного района. Однако некоторые выработана более сбалансированная структу- с целью добиться
важные индустриальные районы Казахстана ра стимулов, результатом может стать «траге- более эффективной
также используют воды Иртыша и Или, так что дия общих ресурсов», когда водные ресурсы в работы водного хо-
забор воды в Китае будет иметь негативные по- Центральной Азии будут по-прежнему исполь- зяйства и энергетики
следствия для экономического роста и уровня зоваться расточительно, сельское хозяйство
жизни в Казахстане. Китайские проекты могут будет приходить в упадок, а взаимоотношения
повлечь за собой и более серьезные экологи- между республиками будут становиться все
ческие последствия. Среди них – увеличение более напряженными.
засоленности и потеря воды в реках, озерах Поскольку многие последствия плохого веде-
Балхаш и Зайсан, а также ухудшение микрокли- ния водного хозяйства касаются и соседних
мата, сходное с проблемами Аральского моря. стран, совместные региональные действия
Эти вопросы, безусловно, должны решаться с всех стран принесут максимальную поль-
осторожностью, чтобы избежать экономиче- зу всем. Это позволит обеспечить взаимный
ских, социальных, экологических и политиче- обмен передовым опытом, выработать эко-
ских проблем в будущем. логические стандарты и следить за их соблю-
Около 80% водных ресурсов Западного Казах- дением. Особенно следует отметить четыре
стана обеспечивается реками, истоки которых направления национальной политики: эксплу-
находятся в России. По межправительствен- атация ирригационной инфраструктуры, цены
ному соглашению 1992 г., водные ресурсы ис- на воду, более широкое использование грун-
пользуются совместно пограничными страна- товых вод и участие общества в контроле над
ми, и Казахстан регулярно оплачивает России водными ресурсами.
издержки, связанные с ведением водного Снижение уровня обслуживания и ремонта
хозяйства в регионе. Казахско-российская ко- инфраструктуры во всех странах Центральной
миссия по совместному использованию и за- Азии привело к перебоям в снабжении водой.
щите трансграничных вод провела ряд встреч В ходе регионального исследования на ме-
и значительно продвинулась в вопросах со- стах, проведенного Всемирным банком в 2002
вместной деятельности, включая контроль г., сельские жители отмечали, что ирригаци-
за общими водными ресурсами, проверку за- онные системы не ремонтировались по пять
грязняющих предприятий, забор проб воды и и более лет. Серьезные проблемы с эксплуа-
предотвращение наводнений в результате не- тацией и ремонтом возникли еще до распада
правильного управления водохранилищем.21 Советского Союза, но с 1991 г. государства
Этот пример успешного трансграничного со- Центральной Азии сократили органы, отвечав-
трудничества может быть повторен и в других шие ранее за ирригационную инфраструктуру.
местах. Так, например, эксплуатационно-ремонтные
расходы в Казахстане сократились в течение
1990-х гг. в 21 раз; в Кыргызстане финансиру-
Региональные подходы к решению
ется лишь 31% необходимых работ по эксплуа-
национальных вопросов водного тации и ремонту. На местном уровне работни-
хозяйства ки ирригационных отделов в районах имеют
очень низкую зарплату, маленький бюджет, нет
Важно, чтобы страны Центральной Азии и их
даже необходимого оборудования. Многие
соседи добились успеха в улучшении регио-
квалифицированные специалисты просто уво-
нального сотрудничества в распределении
лились.
водных ресурсов и инвестициях в инфраструк-
Осознавая необходимость возмещения издер-
туру. Не менее важны внутренние реформы с
жек, государство предпринимает шаги по вве-
целью добиться более эффективной работы
дению платы за воду и системы хозрасчета в
водного хозяйства и энергетики. Существует
районных ирригационных отделах. Основание
широко распространенное мнение, что воды
для введения платы за ирригацию в том, что это Осознавая необходи-
в целом не хватает. Хотя дефицит воды и слу-
способствует более эффективному ведению мость возмещения
чается, нередко это прямое следствие неэф-
сельского хозяйства, поскольку крестьяне за- издержек, государ-
фективного и расточительного использования
интересованы в экономии воды. Однако вполне ство предпринимает
региональных водных ресурсов, которых мог-
законна и озабоченность тем, что бедные крес- шаги по введению
ло бы быть вполне достаточно. Проще говоря,
тьяне не смогут платить за воду. Необходимо платы за воду и си-
дефицит воды – это преимущественно про-
изучить возможность защитить крестьян путем стемы хозрасчета в
блема управления и стимулов, а не ресурсов.
субсидирования эксплуатации ирригационной районных ирригаци-
Например, уровень потребления воды на гек-
инфраструктуры и инвестиции.22 онных отделах
тар площади в Центральной Азии – в бассейне

105
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Как и во многих странах, где ирригация осно- Эти и другие меры в области водного хозяйства,
Эти меры в области
вана на использовании рек, подземные водные направленные на повышение эффективности
водного хозяйства,
ресурсы в Центральной Азии используются управления ирригацией и дренажем, а также
направленные на по-
слабо. Из примерно 31 куб. км пригодной для более эффективная сельскохозяйственная по-
вышение эффектив-
использования подземной воды в бассейне литика могли бы сэкономить странам Централь-
ности управления
реки Сырдарья в настоящее время использует- ной Азии до 1,75 млрд. долл. США в год за счет
ирригацией и дрена-
ся менее десяти кубических км. Хотя во многих увеличения урожайности (см. Таблица 4.1). Это
жем, а также более
частях региона подземные воды загрязнены и составляет 3,6% регионального ВВП. Таджики-
эффективная сель-
засолены, это не касается Ферганской долины. стан мог бы сэкономить более 10% ВВП. Более
скохозяйственная
Здесь подземные воды являются дополнитель- половины из сэкономленной суммы пришлась
политика могли бы
ным источником, который могли бы использо- бы на Узбекистан.
сэкономить странам
вать для смягчения сезонных дефицитов или
Центральной Азии до
неритмичной поставки воды через более мас-
1,75 млрд. долл. США
Решение энергетических
штабные системы. Небольшие инвестиции в ис-
в год
пользование подземных вод, улучшение дрена- вопросов в Центральной Азии
жа могли бы сделать ирригацию более надеж-
ной, увеличить доходы местных пользователей, Энергетические ресурсы и
снизить потенциал местных или трансгранич- взаимозависимости в регионе
ных конфликтов и способствовать экономии
водных ресурсов в регионе. Экономическое и человеческое развитие в
Центральной Азии в сильной степени зависит
Правительство зачастую снимает с себя ответ-
от энергетического комплекса. Деятельность
ственность за эксплуатацию второстепенных
в сфере энергетики непосредственно влияет
ирригационных систем, нацеливая фермеров
на экономический рост, создание новых ра-
на создание собственных ассоциаций поль-
бочих мест и накопление валютных резервов.
зователей воды. В недавнем докладе о прива-
Выгоды приумножаются, потому что энергети-
тизации ирригационных систем23 говорится о
ческий сектор способствует развитию других
создании в Кыргызстане около 300 ассоциаций,
видов экономической деятельности, таких как
действующих на территории в 40% орошаемых
выращивание хлопка на орошаемых землях в
земель. Не все ассоциации работают успешно.
Казахстане и Узбекистане, добыча алюминия в
Основные причины неудач заключаются в из-
Таджикистане – и та, и другая отрасль в решаю-
быточном налоговом бремени, юридических
щей степени зависит от электроэнергии. Энер-
ограничениях на взимание платы за воду, от-
гетический сектор вносит непосредственный
сутствии даже минимальных инвестиций в об-
вклад в увеличение государственных доходов,
устройство хозяйств и окружающих земель
позволяя проводить в жизнь социальные про-
(например, установка ручных водяных колонок,
граммы в интересах всего населения. Семьи
содержание второстепенных каналов и т. д.) и
Экономическое и че-
используют свет и тепло, вырабатываемые ги-
засилии бюрократии. Опыт других стран пока-
ловеческое развитие
дроэлектростанциями и тепловыми станциями,
зывает, что при должной поддержке ассоциа-
в Центральной Азии в
в особенности зимой. Надежное электроснаб-
ции пользователей воды потенциально могут
сильной степени за-
жение – необходимое условие для предостав-
внести большой вклад в улучшение системы
висит от энергети-
ления общественных услуг, например, работы
управления местной ирригацией.
ческого комплекса




Таблица 4.1
Оценка общих потерь Страна Бассейн Сырдарьи Бассейн Амударьи Бассейн Аральского моря*
сельского хозяйства
Казахстан 206 0 206 (0,7%)
по вине неграмотного
Кыргызстан 81 0 81 (4,3%)
управления
Таджикистан 58 112 170 (10,6%)
ирригационными
системами (млн. долл. в год) Туркменистан 0 378 378 (6,1%)
Узбекистан 390 529 919 (9,3%)
Всего 735 1019 1754 (3,6%)
* Проценты в скобках соответствуют общим потерям в % от ВВП в 2003 г.
Примечание: Ежегодные потери сельского хозяйства связаны с недостатком воды,
засоленностью почвы, недостаточной борьбой с сорняками, способами культивации,
опрессовыванием почвы, выщелачиванием, дренажем и отказом от возделывания земли.
Источники: International Fund for Saving the Aral Sea 2003 and World Bank 2005f.

106
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда


медучреждений, а также для промышленного Региональная сеть газопроводов была рас-
развития. В более общем плане повышение считана на доставку газа из Туркменистана
жизненного уровня в стране требует постоян- и Узбекистана в южные района Казахстана, в
ного повышения производительности труда, Кыргызстан и Таджикистан.

что в конечном счете означает замену физиче- Потребление угля зависело от наличия его
ского труда и тягловой силы электроэнергией, запасов в той или иной местности и возмож-
получаемой из первичных энергоносителей, ностей использовать железнодорожную сеть
таких как вода, нефть и газ (Gillis et al. 1992). для его транспортировки.

Что касается воды, распределение ископаемых Единая энергосистема Центральной Азии
топливных ресурсов в Центральной Азии край- была задумана как региональная энергоси-
не неравномерно. Кыргызстан и Таджикистан стема, основанная на экспорте гидроэнер-
обладают богатым гидроэнергетическим потен- гии из Кыргызстана и Таджикистана и обеспе-
циалом, но весьма незначительными запасами чивающая взаимообмен энергоносителями
ископаемого топлива (см. Таблица 4.2). Напро- между всеми странами. Диспетчерский центр
тив, Казахстан имеет значительные ресурсы неф- этой системы расположен в Узбекистане.
ти, газа и угля; Туркменистан – солидные запасы
Эти формы специализации поддерживались
газа и определенные запасы нефти; Узбекистан
крупными инвестициями в региональную ин-
обладает крупными запасами газа, а также опре-
фраструктуру транспортировки и передачи
деленными запасами нефти и угля. По существу,
энергии, причем система могла действовать
Центральная Азия может в недалеком будущем
только при наличии высокой степени регио-
стать крупным мировым поставщиком энергии,
нального сотрудничества. Учитывая отсутствие
в особенности в нефтегазовом секторе.24
выхода к морю, расширение существующих
Вопросы энергетики в Центральной Азии так-
энергосетей и системы трубопроводов для экс-
же имеют важное региональное измерение,
порта энергии в Центральной Азии будет зави-
поскольку республики связаны сетью линий
сеть от сотрудничества с соседними странами в
электропередач, а также системой нефте- и
регионе и за его пределами.
газопроводов, построенных во времена Совет-
В данном разделе рассматриваются вопросы
ского Союза. Наследие региональной экономи-
региональной энергетики – вначале по нефти и
ческой специализации предполагало взаимоза-
газу, затем по электричеству. В заключительной
висимость, которая отчасти отражается и в со-
части рассматриваются основные ограничите-
временных направлениях торговли энергией.
ли и риски.26
Энергетические системы были спроектирова-
ны с учетом расположения различных источни-
ков энергии. В результате возникла следующая
Нефть и газ
конфигурация: 25
• Разведанные запасы газа в Центральной Азии
Нефтеперегонные заводы были расположе-
составляют 6,6 трлн. куб. м: 2,9 трлн. куб. м на-
ны в нефтедобывающих странах (Казахстане,
ходятся в Туркменистане, 1,9 трлн. куб. м – в
Туркменистане и Узбекистане), откуда нефте-
Узбекистане и 1,8 трлн. куб. м – в Казахстане.
продукты транспортировались в Кыргызстан
Это составляет около одной десятой всех раз-
и Таджикистан.



Таблица 4.2
Первичные источники
Запасы
энергии
ископаемого Единица Казахстан Кыргызстан Таджикистан Туркменистан Узбекистан Всего
топлива
Сырая нефть МТНЭ 1 100 5,5 1,7 75 82 1 264
Природный газ МТНЭ 1 500 5 5 2 252 1 476 5 238
Уголь МТНЭ 24 300 580 500 Незначительные 2 851 28 231
Всего МТНЭ 26 900 591 507 2327 4 409 34 734
В процентах % 77,4 1,7 1,5 6,7 12,7 100,0
ГВт/год 27 000 163 000 317 000 2 000 15 000 524 000
Гидропотенциал
МТНЭ/год 2,3 14 27,3 0,2 1,3 45,1
В процентах % 5,2 31,1 60,5 0,4 2,9 100,0
Примечание: МТНЭ означает миллионы тонн нефтяного эквивалента; гВт/ч – гигаватт/час.
Источник: World Bank 2004b.

107
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Рисунок 4.3
Добыча природного газа (млрд. куб. м)


? ??


??

??

??

??

??

??

?
???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ????

???????????? ?????????? ?????????


Источник: BP 2004.



веданных запасов газа в СНГ.27 Наиболее разви- спрос (см. Рисунок 4.4). Если существующие
та газодобыча в Туркменистане и Узбекистане планы будут выполнены, Казахстан к 2010 г. бу-
(см. Рисунок 4.3), которые контролируют около дет поставлять на мировой рынок до 2% неф-
2% мирового рынка. Доля Казахстана составля- ти (см. Рисунок 4.4) и станет одним из ведущих
ет около половины процента. 28 производителей и экспортеров нефти в мире.29
В ближайшие годы рост добычи нефти в Казах- Богатые энергетическими запасами страны
стане, по-видимому, будет намного опережать Центральной Азии осуществляют или рассма-



Рисунок 4.4
Нефть Казахстана: производство, потребление и экспорт, 1992 – 2015 гг. (тыс. барр./сут.)



?????

?????
??????????????????????




?????

?????

?????

?????

???

?
???? ???? ???? ???? ???? ????

?????? ??????????? ??????????????


Примечание: Прогнозные данные за 2005 – 2015 гг., барр./сут. означает баррелей в сутки
Источник: Tsalik 2003.


108
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

тривают возможность осуществления серьез- ния независимости привело к значительному Богатые энергети-
сокращению региональной торговли электро-
ных дальнейших инвестиций в строительство ческими запасами
энергией, которая в период между 1990 и 2000
трубопроводов для удовлетворения высокого страны Центральной
гг. упала примерно на 70%, несмотря на рост по-
спроса на энергоносители в мире и уменьше- Азии осуществляют
требления за тот же период на 80%. Однако для или рассматрива-
ния исторической зависимости от России в
удовлетворения региональной потребности в ют возможность
транзите нефти и газа. Экспорт нефти из Казах-
электроэнергии в ближайшей и среднесрочной осуществления се-
стана может пойти по нескольким альтернатив-
перспективе не обойтись без внутрирегиональ- рьезных дальнейших
ным маршрутам, включая прокачку через рос-
ной торговли электроэнергией. Имеет смысл инвестиций в строи-
сийскую сеть трубопроводов в порт Новорос-
также изучить потенциал экспорта электроэнер- тельство трубопро-
сийск на Черном море; транспортировку танке-
гии из региона в долгосрочной перспективе. На водов
рами через Каспийское море и через недавно
Рисунке 4.5 схематически представлена возмож-
открытый трубопровод из Азербайджана через
ная последовательность политических мер и ин-
Грузию в турецкий порт Джейхан на Средизем-
вестиций в рынки электроэнергии в регионе в
ном море; прокачку через планируемый трубо-
течение последующих 15 лет.
провод из Атасу в Синьцзян на рынок Западно-
го Китая 30 и заключение контрактов об обмене При условии сокращения потерь электроэнер-
нефтью с Ираном.31 Маршруты газоэкспорта в гии и восстановления существующих генериру-
настоящее время идут в северном направле- ющих мощностей нынешняя система торговли
нии через Россию на европейский рынок; есть электроэнергией в регионе может обеспечить
предложение по строительству трубопроводов внутренние потребности стран Центральной
к Средиземному морю через Иран и Турцию; Азии примерно до 2020 г. Часто предлагаемое
а также расширению на Восток в Китай и Юго- правительствами этих стран строительство но-
Восток в Индию и Пакистан. Несмотря на воз- вых электростанций нужно лишь для того, что-
можные варианты, страны Центральной Азии, бы покрыть зимний дефицит электроэнергии,
богатые ресурсами, но не имеющие выхода к особенно в Кыргызстане. Дальнейшее улучше-
морю, сталкиваются с рядом трудностей при ние внутрирегиональной торговли потребует Для удовлетворения
попытках выйти на мировые энергетические модернизации линий электропередач, включая региональной по-
рынки, о чем свидетельствует, в частности, опыт строительство линии Север – Юг в Казахстане требности в элек-
Туркменистана (см. Вставку 4.5). (что также облегчило бы экспорт в Россию) и троэнергии в ближай-
ликвидацию узких мест в южной части цен- шей и среднесрочной
тральноазиатской энергосистемы. перспективе не обой-
Электроэнергия32
Рост торговли внутри региона мог бы дать тись без внутриреги-
значительные выгоды, позволив странам Цен- ональной торговли
Стремление центральноазиатских государств
тральной Азии удовлетворить внутреннюю по- электроэнергией
добиться самообеспеченности после достиже-



Вставка 4.5

Туркменистан: проблемы и варианты экспорта газа
Туркменистан занимает пятое место в мире по запасам природного газа и второе место в Центральной Азии по запасам нефти. Экс-
порт газа – основной источник валютных поступлений и доходов госбюджета Туркменистана. Однако Россия сохраняет практически
монопольный контроль над экспортом туркменского газа, который она закупает по ценам значительно ниже мировых. Периодиче-
ски возникающие споры с Россией относительно комиссионных и условий транзита приводят к частым перебоям в экспорте.
Стремясь избавиться от российской зависимости, Туркменистан рассматривает возможность использования других экспортных
маршрутов, в т. ч. проект строительства трансафганского трубопровода, по которому туркменский газ поступал бы в Южную Азию
через Афганистан. Однако, в связи с нестабильностью ситуации в регионе и отсутствием инвесторов, проект так и остался на стадии
предварительного изучения, организованного Азиатским банком развития. Проект пока не отвергнут окончательно, но на пути его
осуществления стоят два главных препятствия: отсутствие свободных запасов газа в Туркменистане, способных обеспечить работу
проекта в течение 30 лет, и безопасность участка трубопровода, проходящего через Афганистан.
Недавно президент Украины Ющенко предложил создать международный консорциум, который бы построил, явился владельцем и
эксплуатировал новый мощный газопровод из Туркменистана через Казахстан и Россию в Украину и далее в Западную Европу. При
проектной мощности в 60 – 70 млрд. куб. м в год этот трубопровод позволил бы странам Центральной Азии экспортировать газ под
международным контролем. Проект предполагает создание альянса производителей, транзитных и потребляющих стран, начиная с
Центральной Азии и заканчивая Европой, и основан на долгосрочной стратегии поставок, которая учитывала бы интересы всех участ-
ников. Президент Ющенко призвал крупнейшие страны Западной Европы или весь Европейский союз к участию в этом проекте.
Источники: Taslik 2003 и Interfax 2005.


109
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Рисунок 4.5
Развитие электроэнергетики и стратегия торговли в Центральной Азии


?????????????????????????????
???????
???????????????????????????????
??????????????????????

???????? ??????????????????????????????
???????????????????
??????????
??????????????
???? ???????????????
??????
???????????????????
????????????? ?
?????????????????????????
??????
??????????????????????
?????????????????

????????????????????
????????????????????????
?????????????????????????

????????????????????
?????? ????????????????????????


?????????????? ?????????????
??????????????
?????????????????????? ??????????????????????
??????????????????????


???????????????


Источник: World Bank 2004b.



требность по более дешевой цене, чем если бы за передачу электроэнергии. Среди предпо-
Рост торговли вну-
они полагались только на использование вну-
три региона мог бы сылок эффективной торговли, как уже подчер-
тренних ресурсов. Так, например, Казахстану и
дать значительные кивалось при рассмотрении вопросов о связи
Узбекистану было бы выгодно ввозить гидроэ-
выгоды, позволив водо- и энергоснабжения, следует назвать эф-
нергию от существующих гидроэлектростанций
странам Централь- фективную координацию управления энерго- и
в Кыргызстане и Таджикистане в летнее время,
ной Азии удовлетво- водными ресурсами, а также необходимость
вместо того чтобы производить электроэнер-
рить внутреннюю интенсивных консультаций и координации с
гию на собственных тепловых электростанциях.
потребность по соседними странами.
Однако, для того чтобы воспользоваться раз-
более дешевой цене,
Значительный потенциал экспорта электро-
ницей в предельных издержках производства
чем если бы они по-
энергии из стран Центральной Азии показан
между странами и сезонной разницей, требу-
лагались только на
выше, а также в Таблице 4.3. Возможные рынки,
ется значительно более высокий уровень про-
использование вну-
такие как Пакистан и Иран, имеют дополнитель-
зрачности энергетического комплекса каждой
тренних ресурсов
ное преимущество: пиковый спрос в этих стра-
из стран.
нах приходится на летнее время, как раз когда
Потребуется также заключение соответствую-
в Центральной Азии наблюдается пик избыточ-
щих торговых соглашений. Учитывая трудность
ной электроэнергии. Доступ на эти рынки будет
достижения многостороннего консенсуса,
выгоден особенно Кыргызстану и Таджикистану,
скорее всего, потребуется заключение серии
поскольку он позволит им создать мощности
двусторонних соглашений. Из существующих
для экспорта значительных объемов электро-
двусторонних соглашений следует назвать со-
энергии. Узбекистан и отчасти Казахстан могли
глашение между Кыргызской Республикой и
бы экспортировать теплоэнергию зимой, а так-
Таджикистаном по линии Баткен – Канибодом, а
же стать транзитными странами и посредника-
также между Кыргызской Республикой и Казах-
ми в торговле электроэнергией.33
станом об экспорте электроэнергии из Кыргыз-
Выход на экспортные рынки, однако, сталки-
стана в Россию. Эти соглашения, в частности,
вается с рядом ограничений. Платежеспособ-
должны отрегулировать правовые и политиче-
ность Афганистана ограничена. Для выхода на
ские вопросы, связанные с доступом третьих
рынок Пакистана потребуется строительство
стран к системам электропередач и ценами


110
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

Таблица 4.3
Избытки электроэнергии,
Время, г. 2005 2010 2015 2020 2025
доступные для торговли
Лето 11 066 18 396 28 142 27 819 19 545
(гВт/ч)
Зима -1 637 6 942 15 521 15 564 3 633
Годовой объем 9 429 25 338 43 663 43 383 23 178
Примечание: Включает все республики Центральной Азии, кроме Туркменистана.
Источник: World Bank 2004b.

линий электропередач через Афганистан. считают строительство новых электростанций Строительство
весьма рискованным предприятием. РАО ЕЭС, новых крупных
Основной спрос на электроэнергию в Китае
напротив, считает возможным снизить многие электростанций в
сосредоточен в густонаселенных восточных
риски и в среднесрочной перспективе сможет Центральной Азии,
районах страны, значительно удаленных от
построить, по крайней мере, одну крупную ги- по-видимому, будет
Центральной Азии. Выход на российский рынок
дроэлектростанцию. Проблемы, с которыми оправданным лишь
потребует завершения строительства линии
сталкивается Таджикистан при попытке уве- в случае выхода на
Север – Юг в Казахстане и, по-видимому, будет
личения электроэнергетических мощностей рынки за пределами
зависеть от готовности РАО «ЕЭС России» при-
в двух крупных инвестиционных проектах (см. региона
нимать поставки электроэнергии.34 Поставки в
Вставку 4.6), могут служить иллюстрацией рас-
Иран из Кыргызстана и/или Таджикистана, ско-
пространенных опасений по поводу крупных
рее всего, будут конкурировать с поставками из
проектов в регионе.
Туркменистана35 и должны будут осуществлять-
ся транзитом через Афганистан, Туркменистан
и Узбекистан с заключением соответствующих
Ограничения и риски в управлении
соглашений.
региональным энергетическим
Строительство новых крупных электростан-
рынком
ций в Центральной Азии, по-видимому, будет
оправданным лишь в случае выхода на рынки за Отмечая потенциальные экономические вы-
пределами региона. Это будет зависеть от обе- годы от региональной торговли энергоресур-
спечения бесперебойности поставок со сто- сами и, в более широком плане, политические
роны стран-импортеров, наличия передающей выгоды от регионального сотрудничества, важ-
инфраструктуры и политической стабильности. но также учитывать ограничения и риски в раз-
Все эти факторы будут определять доступность витии регионального энергетического рынка.
финансирования со стороны частного и госу- В случае Центральной Азии это прежде всего
дарственного секторов. Потенциальные ин- отсутствие выхода к морю и географические
весторы и импортеры по-разному оценивают трудности транспортировки энергоносителей
риски. Западные инвесторы в настоящее время на внешние рынки. Короче говоря, торговля

Вставка 4.6

Гидроэнергетический потенциал Таджикистана
Стремясь уменьшить энергетическую зависимость от Узбекистана, Таджикистан в настоящее время рассматривает возможности ис-
пользования своего большого гидроэнергетического потенциала, который в настоящее время используется лишь на 10%. Таджики-
стан активно работает над завершением строительства двух гидроэлектростанций, начатых еще в советское время. Наименее спор-
ный вариант – гидроэлектростанции Сангтуда I и II на 670 мВт и 220 мВт, требующие дополнительные вложения в размере 560 млн.
долл. США. Они могут быть частично введены в строй уже в 2009 г. и вырабатывать электроэнергию с более низкой стоимостью (0,01-
97 долл. за кВт/ч). Иран и Россия могут оказать финансовую поддержку этого проекта, Узбекистан также отреагировал положительно.
Однако, учитывая ограниченные финансовые возможности Таджикистана и неопределенность перспектив сбыта растущих объемов
электроэнергии внутри и за пределами страны, возможность привлечь требуемый объем финансирования проблематична.
Другой проект – Рогун I + II – связан со строительством гидроэлектростанции мощностью 3600 мВт дополнительной стоимостью
2,455 млн. долл. США, который сможет начать вырабатывать электроэнергию в 2014 г. Проект Рогун I + II более проблематичен, чем
проект Сангтуда I + II, прежде всего потому, что он даст возможность Таджикистану контролировать поступление воды в Сурханда-
рьинскую и Кашкадарьинскую области Узбекистана, одновременно расширяя возможности ирригации у себя в стране. Узбекистан
настроен решительно против завершения проекта Рогун I + II. Колеблются и международные доноры. В случае осуществления про-
екта он будет выдавать довольно дешевую электроэнергию (0,0283 долл. за кВт/ч), но в то же время его осуществление приведет к
возникновению классических конфликтов между странами, расположенными выше и ниже по течению, по вопросам ирригации и
гидроэнергетики, которые мы видели на примере бассейна Сырдарьи.
Источник: Всемирный банк.


111
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

электроэнергией зависит от наличия единой ня или электроэнергия в будущем, неизбежно
Региональное сотруд-
энергосистемы.36 Нефть и газ должны транспор-
ничество может столкнутся с известным парадоксом, что нали-
тироваться по трубопроводам на большие рас-
объединить ресурсы чие энергетических ресурсов не обязательно
стояния, через множество границ в отдаленные
государств, обеспе- приводит к изобилию и процветанию страны.
порты или на континентальные рынки.
чить устойчивые Наоборот, страны с богатыми природными ре-
рынки и создать на- сурсами неизменно отстают от стран, бедных
Строительство новой транспортной инфра-
дежные транзитные ресурсами, почти по всем параметрам прогрес-
структуры затруднено отчасти значительными
пути и политические са, начиная с человеческого развития, эконо-
капиталовложениями и длительными сроками,
условия мического роста, демократии и эффективности
а отчасти необходимостью сотрудничества с
управления и заканчивая сохранением мира.
транзитными странами, которые не извлекают
Проблема, известная под названием «голланд-
непосредственной выгоды от конечного про-
ская болезнь», возникает, когда валютные по-
дукта, но заинтересованы в получении ренты за
ступления от экспорта природных ресурсов
транзитные услуги. Периодически отношения
страны конвертируются в местную валюту, тем
между экспортерами и транзитными странами
самым взвинчивая обменный курс. В результате
обостряются, и транзит приостанавливается.
товары с высокой степенью обработки дорожа-
Проблемы связаны также и с получением моно-
ют и становятся неконкурентоспособными, при-
польной ренты, несанкционированным отбо-
водя к безработице и усугубляя зависимость от
ром электроэнергии, газа или нефти транзит-
природных ресурсов. Еще одна проблема – вза-
ными странами.
имосвязь колебания цен и государственных
Варианты финансирования планируемых в Цен-
расходов. При высоких ценах на нефть государ-
тральной Азии работ по модернизации энерге-
ство обычно увеличивает расходы, а не откла-
тической инфраструктуры весьма немногочис-
дывает деньги на случай снижения цен. Когда
ленны. Большинство государств региона имеют
же цены падают, правительства нередко при-
ограниченные финансовые возможности и не
бегают к внешним займам, вместо того чтобы
могут позволить себе крупные заимствования
сокращать расходы. В результате значительно
(это в особенности касается малых и бедней-
увеличивается задолженность. Третья пробле-
ших стран). Частные инвесторы должны учиты-
ма – коррупция, которая процветает в странах
вать не только коммерческие риски высоких
с богатыми природными ресурсами, поскольку
издержек и неопределенных рынков, но и по-
они генерируют крупные финансовые потоки,
литические риски и риски, связанные с обеспе-
которые легко повернуть не в ту сторону в от-
чением безопасности. Все это говорит в пользу
сутствие прозрачности, бюджетной подотчет-
необходимости регионального сотрудничества
ности и современных методов бухгалтерского
с целью объединения ресурсов государств,
учета. Это в свою очередь подрывает эффек-
обеспечения устойчивых рынков и создания на-
тивность управления в стране в целом. До не-
дежных транзитных путей и политических усло-
которой степени проблемы могут быть смягче-
вий. Внешние партнеры и международные фи-
ны созданием Фонда природных ресурсов, что
нансовые организации могут помочь финансо-
сделал Казахстан в 2000 г. Помимо аккумулиро-
выми ресурсами и предоставлением гарантий,
вания избыточных доходов при высоких ценах
которые облегчат участие государственного и
и направления их обратно в бюджет при низких
частного сектора в региональных проектах.
ценах, фонд такого рода может «стерилизовать»
Поскольку энергия – определяющий фактор в доходы, исключив валютные поступления из
функционировании современного общества, отечественной экономики, используя счета в
не удивительно, что в Центральной Азии, как иностранной валюте. Однако страны Централь-
и в мире в целом, вопросы энергетики связы- ной Азии, богатые природными ресурсами, все
ваются с национальной безопасностью. Такой
равно сталкиваются с коренной проблемой
взгляд вдвойне обоснован в Центральной Азии,
Страны с богатыми «эффективного управления».
поскольку вопросы энергетики имеют давнюю
природными ресур-
региональную историю, а отношения между не-
сами генерируют
которыми из республик периодически обостря-
Экологические проблемы
крупные финансовые
ются. Политика опоры на собственные ресурсы
потоки, которые
и перспективы
может быть оправданной, учитывая обстановку
легко повернуть не
взаимной подозрительности и недоверия. Од-
в ту сторону в от- Основные экологические проблемы
нако это не умаляет потенциальных выгод от
сутствие прозрач-
сотрудничества, хотя и объясняет отчасти труд- Многие экологические проблемы в Централь-
ности, бюджетной
ности в достижении конкретных результатов ной Азии тесно связаны с региональными про-
подотчетности и
путем сотрудничества. блемами водо- и энергоснабжения. Масштабное
современных мето-
Наконец, страны Центральной Азии, богатые использование воды для ирригации привело к
дов бухгалтерского
энергоресурсами, будь-то нефть и газ сегод- разрушению экосистем, особенно в Аральском
учета

112
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

море и в дельтах рек. Неэффективное управле- практически сводил на нет эти усилия, количе- Хотя значительная
ние ирригационной инфраструктурой приво- ство земли, приходившееся на душу населения, часть капиталовло-
дит к засолению земель, заболачиванию, опу- за этот период фактически уменьшилось более жений в такие проек-
стыниванию и деградации экосистем. Эколо- чем на 40% (см. Рисунок 4.6). Недостаток земли ты была осуществле-
гические изменения, такие как обезлесивание особо проявляется в странах с гористой мест- на в советское время
и изменение климата, в свою очередь влияют ностью, таких как Кыргызстан и Таджикистан, и с целью обеспечить
на формирование речного водотока и нали- в густонаселенных районах Узбекистана (в Са- экспорт природного
чие водных ресурсов в регионе. Загрязнение маркандской и Хорезмской областях и Ферган- сырья, однако тог-
окружающей среды усугубляет дефицит воды, ской долине). да же были посеяны
поскольку водные ресурсы становятся непри- семена разрушения
Начиная с 1991 г. урожайность сельскохозяй-
годными для сельскохозяйственных и бытовых окружающей среды
ственных культур в регионе, по ряду источни-
нужд. ков, упала на 20 – 30%, что соответствует сниже-
Похожим образом в области энергетики ее до- нию сельскохозяйственного производства еже-
быча, транспортировка, переработка и исполь- годно на 2 млрд. долл. США.37 Одна из важных
зование всех форм энергии оказывают серьез- причин – неэффективность ведения водного
ное влияние на окружающую среду, что связано, хозяйства. С 1990 по 2000 гг. доля земель в Цен-
например, с бурением нефтяных скважин, раз- тральной Азии с высоким уровнем подземных
работкой угольных шахт, строительством трубо- вод увеличилась с 25% до 35% общей орошае-
проводов, плотин и тепловых электростанций. мой площади.38 С 1990 по 1999 гг. площадь засо-
Значительная часть капиталовложений в такие ленных земель в бассейне Амударьи увеличи-
проекты была осуществлена в советское время лась на 57%, а в бассейне Сырдарьи – на 79%.39 В
с целью обеспечить экспорт природного сырья Таджикистане засолены более 30% орошаемых
в остальные части Советского Союза, а также земель, а в Кыргызстане – до 40%.40 Кроме того,
создать занятость для растущего населения в эрозии подвержены около 51% сельскохозяй-
регионе. Однако тогда же были посеяны семена ственных земель в Кыргызстане и около 97% в
разрушения окружающей среды и неуверенно- Таджикистане.
сти людей в завтрашнем дне, что описано круп- В Центральной Азии, как и везде, люди суще-
нейшим писателем Центральной Азии Чинги- ствуют не только за счет возделывания земли,
зом Айтматовым (см. Вставку 4.7). но и за счет природных и частично природных
В стране, где 60% населения занято сельским экосистем, получая от них пищу и другие жиз-
хозяйством, земля является основой экономи- ненно важные блага. В настоящее время полез- В настоящее время
ческого развития. В советское время прово- ная производительность таких экосистем нахо- в Центральной Азии
дилась политика освоения новых земель путем дится под большой угрозой, особенно в связи полезная произво-
расширения зоны поливного земледелия. В с деградацией морских и береговых экосистем дительность таких
период с 1960 по 2000 гг. она увеличилась бо- Аральского моря. Тревожными темпами идет экосистем находится
лее чем на 70%. Но, поскольку рост населения деградация и других важных региональных под большой угрозой



Вставка 4.7

Чингиз Айтматов об экологической угрозе в Центральной Азии
В своем романе «Плаха» Чингиз Айтматов пишет о жизни и смерти людей и животных в Моюнкумской степи в Южном Казахстане и в
горах Кыргызстана. Чингиз Айтматов описывает влияние человека на природу так, как может описать только он:
Никому [из животных, населяющих Моюнкум] не дано было представить себе, что кажущаяся нескончаемой Моюнкумская саванна,
как ни обширна и как ни велика она, – всего лишь небольшой остров на азиатском субконтиненте, место величиной с ноготь
большого пальца, закрашенное на географической карте желто-бурым цветом, на которое из года в год все сильнее наседают не-
уклонно распахиваемые целинные земли, напирают неисчислимые домашние стада, бредущие по степи вслед за артезианскими
скважинами в поисках новых ареалов прокорма, наступают каналы и дороги, прокладываемые в пограничных зонах в связи с непо-
средственной близостью от саванны одного из крупнейших газопроводов; все более настойчиво, долговременно вторгаются все
более технически вооруженные люди на колесах и моторах, с радиосвязью, с запасами воды в глубины любых пустынь и полупустынь,
в том числе и в Моюнкумы. И тем более обитателям уникальной Моюнкумской саванны не дано было знать, что в самых обычных
для человечества вещах таится источник добра и зла на земле. И что тут все зависит от самих людей – на что направят они
эти самые обыкновенные для человечества вещи: на добро или худо, на созидание или разор. И уж вовсе неведомы были четверо-
ногим и прочим тварям Моюнкумской саванны те сложности, которые донимали самих людей, пытавшихся познать себя с тех
пор, как люди стали мыслящими существами, хотя они так и не разгадали при этом извечной загадки: отчего зло почти всегда
побеждает добро.
Источник: Aitmatov 1989 , p. 12.


113
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Рисунок 4.6
Использование водных и земельных ресурсов в бассейне Аральского моря, 1960 – 2000 гг.


?????? ????




???????????????????????????????????
??????????????????????????????????
??????
????
??????
????




?????????????????
??????
????
??????

?????? ????
??????
????
??????
????
?????

? ????
???? ???? ???? ???? ????

???????????????????????????????????????
???????????????????? ??????????????????????????


Примечание: га=гектар.
Источник: Kipshakbayev and Sokolov 2002, and SPECA 2004b.



экосистем, таких как сухие степи, дельты рек и чрезмерный выпас, неорганизованный туризм
Страны Централь-
горы.
ной Азии подвержены и охоту и непродуманные проекты развития.
также климатиче- Важно, чтобы деятельность по защите горных
Сильно истощенные и засоленные пустыни
ским колебаниям, экосистем совмещалась с мерами борьбы с
– солончаки – образовались на площади в 4
которые влияют на бедностью в горных районах.44
млн. гектаров под влиянием сточных вод. Почва
водные ресурсы в пойменных лугах в дельтах рек высохла и пре- Страны Центральной Азии подвержены также
вратилась в пустынную почву – такыр – на тер- климатическим колебаниям, которые влияют
ритории более чем 1 млн. гектаров. За послед- на водные ресурсы. В годы низкой воды водо-
нее десятилетие площадь естественных озер ток рек в бассейне Сырдарьи может опускаться
в дельтах Амударьи и Сырдарьи уменьшилась на 37% ниже среднего, а в бассейне Амударьи
с 640 и 833 кв. км до 80 и 400 кв. км, соответ- – на 26% ниже среднего.45 Многие специалисты
ственно, что привело к исчезновению когда-то ожидают значительного потепления климата в
весьма доходных промыслов рыбы и ондатры Центральной Азии, что приведет к масштабным
и полной потере водно-болотистых террито- экологическим, экономическим и социальным
рий.41 В дельте Сырдарьи биологическая про- потрясениям.46 Площадь ледников уже сокра-
дуктивность экономически ценных тростников щается, что в конечном счете может уменьшить
упала в 30 – 35 раз. сток талых вод. В период с 1950 по 1990 гг. Па-
мир-Алайские ледники потеряли 19% объема
С 1970 по 1999 гг. площадь под старыми лесами
льда, причем этот процесс становится все бо-
в дельте, называемыми тугай, сократилась поч-
лее интенсивным. За несколько десятилетий
ти на 90%. Если в 1960 г. в дельтах рек обита-
площадь ледников в различных частях хребтов
ло 70 видов млекопитающих и 319 видов птиц
Тянь-Шань, Гиссаро-Алай, Памира и Джунгар-
(включая хивинского фазана, хищников, диких
ского Алатау уменьшалась в среднем на 1% в
кабанов, бухарских оленей (хангул) и тростни-
год.47
ковую кошку), в настоящее время осталось 32
вида млекопитающих и 160 видов птиц.42 По некоторым смоделированным прогнозам,
водные ресурсы Сырдарьи могут сократиться
Еще одна важная категория экосистем – горы,
на 30%, а Амударьи – на 40%. Другие модели не
занимающие 93% территории Таджикистана,
предсказывают столь драматического сокраще-
87% – Кыргызстана, 23,2% – Узбекистана, около
ния, но ни один сценарий не предусматривает
20% – Туркменистана и 12,4% – Казахстана. В
увеличения потока воды; во всех моделях спрос
горных районах Центральной Азии проживает
на воду растет быстрее, чем наличие ее в при-
более 5,5 млн. человек.43 Основные причины
роде. Многие предсказывают учащение засух и
деградации горной экосистемы являются транс-
снижение урожайности зерновых культур.48
граничными и включают в себя обезлесение,

114
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

Учитывая неопределенность прогнозов и се- свалок и шахт также являются важными источ- Начиная с 1960-х гг.
никами загрязнения.52
рьезность возможных последствий для безо- качество воды в Цен-
тральной Азии резко
пасности человека и развития региона, необхо- Наиболее видимый результат загрязнения
ухудшилось
димо постоянно обновлять и углублять знания – засолонение воды, особенно в районах, рас-
(и использовать их при принятии политических положенных в нижнем течении. В Республике
решений) о естественных процессах в ледниках Каракалпакстан53, например, речная вода не
и горных районах. Ни одна страна не способна пригодна для питья 10 месяцев в году из-за
в одиночку проводить такие исследования; на обильных минеральных осадков.54 С 1960-х гг.
сегодняшний день последние оценки объема минерализация воды в нижнем течении Аму-
водных ресурсов в регионе по общеприня- дарьи и Сырдарьи увеличилась как минимум
той методологии были сделаны 40 лет назад.49 вдвое, а в среднем течении Сырдарьи вода
Научные исследования в горной местности, стала неприемлемой для питья или вредной
опирающиеся на сеть станций мониторинга и для здоровья. Сокращение промышленного
регулярные экспедиции, практически прекра- производства в 1990-х гг. не привело к сколь-
тились с распадом Советского Союза. Учитывая ко-нибудь значительному снижению уровня за-
быстрые изменения в важнейших природных грязнения воды.55
системах, такие исследования и мониторинг
Заражение воды металлами (включая ртуть,
– важная региональная задача, которую нужно
медь, цинк и хром), органическими и други-
решать совместными усилиями.50
ми веществами также является источником
Наряду с тем что колебания климата и изме- значительного риска. В Узбекистане лишь 2%
нения горных экосистем серьезно сокращают населения проживает в районах с хорошим
количество воды, загрязнение атмосферы ухуд- качеством воды, а около 50% живут в районах
шает ее качество, делая ее зачастую непригод- с водой плохого и очень плохого качества. Ис-
ной для ирригации, питья или промышленного точники загрязнения – прежде всего отходы
использования. Начиная с 1960-х гг. качество промышленных и добывающих предприятий.
воды в Центральной Азии резко ухудшилось. Угроза безопасности человека и региональной Заражение воды
Основная причина – сброс сильно загрязнен- стабильности, связанная с трансграничным за- металлами, органи-
ных отходов через дренажные системы, состав- грязнением окружающей среды, ярко прояви- ческими и другими
ляющие в настоящее время до 15% объема реч- лась в ситуации вокруг Таджикского алюминие- веществами также
ного водотока в бассейне Аральского моря.51 вого завода (ТАДАЗ) в Турсунзаде на юго-западе является источни-
Канализационные стоки муниципальных и про- Таджикистана в 10 км от узбекской границы (см. ком значительного
мышленных объектов и сток воды с мусорных Вставку 4.8). риска



Вставка 4.8

Загрязнение окружающей среды Таджикским алюминиевым заводом
В период с 1982 по 1989 гг. ТАДАЗ ежегодно выбрасывал в воздух до 40 тыс. тонн загрязняющих веществ, в том числе 300 – 400 тонн
токсичного фтороводорода. Серьезный урон был нанесен сельскому хозяйству в густонаселенной Сарассийской долине Узбекистана,
включая почти полное исчезновение шелковичного червя, гранатовых садов и виноградников. Сильно пострадало и скотоводство.
Имеется много свидетельств отрицательного влияния на здоровье людей, особенно детей. В результате растущей озабоченности
экологическими проблемами в начале 1990-х гг. на заводе были установлены очищающие сооружения, что, в сочетании с сокраще-
нием объема производства, привело к уменьшению концентрации фтороводорода. В ноябре 1994 г. правительства Узбекистана и
Таджикистана подписали соглашение об улучшении окружающей среды в районе, подвергшемся загрязнению ТАДАЗом. Созданные
двусторонние рабочие группы специалистов и представителей органов эконадзора провели совместные инспекции и разработали
конкретный план действий. Большая часть мероприятий подлежала финансированию со стороны ТАДАЗа, однако эта деятельность
застопорилась в конце 1990-х гг. в связи с ухудшившимся состоянием безопасности и недофинансированием. Недоверие к соседям,
которое может возникнуть в связи с проблемой загрязнения окружающей среды в трансграничных районах, хорошо иллюстрируется
в интервью с работником здравоохранения Узбекистана в 2000 г.:
«По последним сообщениям, предприятие [ТАДАЗ] испытывает дефицит сырья, в связи с чем работает лишь на 38% мощности.
Полагаю, что для нас это очень хорошие новости. Еще лучше, если они совсем закроют предприятие. Но на это надеяться не прихо-
дится, потому что завод обеспечивает до 25% бюджетного дохода [Таджикистана]. Между тем губительный алюминиевый завод
продолжает работать, может быть, не на полную мощность, но тем не менее. Но, конечно, он должен компенсировать нанесенный
урон. Вплоть до конца 1991 г. Таджикистан кое-что делал, чтобы помочь нам: были открыты амбулатории и школа, выплачивались
денежные компенсации. Но все это прекратилось в 1992 г..»
Источник: Yegorov 2000.


115
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Экологические «горячие точки»
Через все основные экологические проблемы
в Центральной Азии красной нитью проходят
Связь человеческого развития и обеспечения
распределение, использование и охрана во-
человеческой безопасности с деградацией
дных ресурсов. В регионе, связанном воедино
окружающей среды в Центральной Азии наибо-
реками, озерами и морями, особую важность
лее очевидна на некоторых критических терри-
приобретает региональный подход к охране
ториях, где сконцентрированы наиболее труд-
водных ресурсов. Выше мы рассмотрели воз-
ные экологические проблемы. Некоторые из
можные способы распределения и эффективно-
них – наследие военной и промышленной дея-
го управления водными ресурсами в регионе.
тельности советской эпохи (см. Рисунок 4.7), на-
Необходимо обеспечить сохранение качества
пример, захоронение в районе Ферганской до-
воды, ограничив источники загрязнения, усо-
лины отходов урана и других токсичных метал-
вершенствовав переработку промышленных и
лов, добываемых в Кыргызстане, Таджикистане
бытовых отходов и охраняя горные, пустынные
и Узбекистане. Многие свалки радиоактивных
и степные экосистемы с точки зрения устойчи-
отходов расположены в пойменных долинах и
вости, биоразнообразия и сохранения исче-
подвержены оползням, наводнениям, эрозии
зающих видов. Но есть еще несколько важных
и другим естественным факторам разрушения.
экологических проблем, многие из которых
Отмечены случаи разрушения защитных пло-
связаны с «горячими точками» регионального
тин и попадания радиоактивных материалов в
значения.


Рисунок 4.7
Радиоактивные, химические и биологические опасности в Центральной Азии




??




?




?
?
??
?? ?
??????
?? ??



?




? ??? ??? ????




?
?




Источник: UNEP et al. 2005.


116
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

трансграничные водные пути (см., например, природных солей, которые под влиянием ве- Окончательное сни-
UNEP et al. 2005). тра превращаются в ядовитые пыльные бури.57 жение опасностей
Этот процесс привел к разрушению морской, возможно только
Государства Центральной Азии еще не достигли
береговой и пойменной экосистем, изменил путем широкого со-
общего мнения о значимости этих опасностей,
местный климат и лишил средств к существо- трудничества
хотя все согласны с необходимостью постоян-
ванию десятки тысяч людей (см. Вставку 4.9).
ного мониторинга и обмена информацией.56
Так называемая «зона бедствия Аральского
Однако окончательное снижение опасностей
моря» захватывает Казахстан, Туркменистан
возможно только путем широкого сотрудниче-
и Узбекистан, а человеческая деятельность в
ства как внутри, так и за пределами региона, по-
Кыргызстане и Таджикистане уменьшает столь
скольку отдельные страны не обладают необхо-
необходимый приток воды из рек Сырдарья и
димыми ресурсами. Опасные объекты, некото-
Амударья.
рые из которых столь велики, что объявлены
зонами экологического бедствия, заслуживают В начале 1990-х гг. проблема Аральского моря
особого международного внимания в связи с была одной из основных, стимулировавших
потенциальными последствиями для безопас- создание активных региональных структур
ности человека и региональной стабильности. сотрудничества в Центральной Азии. В мар-
Наиболее известная из таких зон – Аральское те 1993 г. главы государств создали Межго-
море и прилегающая территория, хотя и Ка- сударственный совет по вопросам бассейна
спийское море представляет собой крупную Аральского моря, Международный фонд по
экологическую проблему. спасению Аральского моря и Межправитель-
ственную комиссию по устойчивому развитию.
Межгосударственная комиссия по координа-
Аральское море ции водного хозяйства, которая включала в
Аральское море иногда называют самой круп- себя Центр научной информации, и два управ-
ной спровоцированной человеком экологи- ления водосборных бассейнов рек Сырдарья и
ческой катастрофой в мире. Общепризнано, Амударья также стали частью Международно-
что высыхание одного из крупнейших в мире го фонда.58 Эти организации сыграли важную
внутренних морей явилось результатом отбо- роль не только в попытках спасти Аральское
ра воды для орошения в сельском хозяйстве с море, но и в координации других региональ-
начала 1950-х гг. К концу 1980-х гг. Аральское ных инициатив, связанных с окружающей сре-
море раскололось на два: северное Малое дой и водными ресурсами.59 С помощью зна-
море в Казахстане и Большое, более глубокое чительной донорской финансовой поддержки Зона бедствия Араль-
море в западной части Узбекистана. По мере они начали осуществление крупной програм- ского моря захва-
обмеления море все более превращается в мы с целью предотвратить гибель Аральского тывает Казахстан,
объект с мертвой водой, оставляя на берегу моря, известной под названием «Программа Туркменистан и Узбе-
вредоносный слой химикалиев, пестицидов и бассейна Аральского моря». кистан



Вставка 4.9

Катастрофа Аральского моря
Аральское море питают две великие реки Центральной Азии – Амударья и Сырдарья. В советский период расширение посевов хлоп-
ка потребовало широкомасштабного использования воды обеих рек для ирригации. Только в Узбекистане площадь под хлопковыми
полями увеличилась с 441 600 га в 1913 г. до 1 млн. га в 1940 г., 1,4 млн. га в 1960 г. и 2,1 млн. га в 1987 г. В результате отбора воды
и ее расточительного использования все меньшие объемы достигали моря, которое начало быстро высыхать. В 1960 –1990-е гг. по-
верхность Аральского моря уменьшилась вдвое (с 66 900 до 36 500 кв. км), а объем воды – на две трети (с 1 090 до 310 куб. км). К
концу 1990-х гг., по некоторым данным, море потеряло 90% своего объема.
Высыхание Аральского моря, в свое время четвертого по величине внутреннего моря в мире, имело далеко идущие последствия
для климата и биоразнообразия окружающего региона. Ветры пустыни гонят песок и соль на большие расстояния, откладывая мил-
лионы тонн (нередко загрязненных) солей на полях на всей территории бассейна, что угрожает, по некоторым сведениями, даже
ледникам на горных хребтах, находящихся далеко от моря. Из-за недостаточности дренажных систем происходит заболачивание
и засолонение почв и воды. Ухудшение экологической обстановки в регионе делает бывшие густонаселенные районы, например
Каракалпакстан (Узбекистан) и Кзылорду (Казахстан), непривлекательными для жилья. Бедность, ухудшение здоровья населения и
деградация окружающей среды усугубляют друг друга в порочном круге. Дальнейшее испарение и недостаток притока речной воды
приводят к тому, что Аральское море исчезает, разделяется на более мелкие водоемы и превращается в соленое море, в котором
уже погибла вся популяция рыб.
Источник: Spoor and Krutov, 2002, World Bank 2004d and Pala 2005.


117
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Осуществление первой фазы программы нача- «путеводитель» для решения проблем управле-
Был разработан
лось в 1994 г., после того как было привлечено
«путеводитель» для ния водным хозяйством в бассейне Аральского
280 млн. долл. США кредитов и 50 млн. долл. США
решения проблем моря, восстановлены важнейшие водно-боло-
грантов. Первоначально упор в осуществлении
управления водным тистые угодья, улучшена безопасность плотин.
программы делался на проблемы экологии и
хозяйством в бассей- Программа бассейна Аральского моря, по-ви-
здоровье людей непосредственно в районе
не Аральского моря димому, будет по-прежнему ориентирована
моря. Позднее было начато осуществление ряда на улучшение водного хозяйства, в основном
проектов в области очистки воды и санитарии в через совершенствование управления иррига-
трех примыкающих к морю странах. Некоторым цией и дренажем, более эффективное управле-
территориям была оказана техническая помощь ние речным бассейном с учетом потребностей
и в порядке эксперимента предоставлены ин- различных пользователей, а также управление
вестиции для улучшения водного хозяйства. В земельными и водными ресурсами, находящи-
рамках общей программы Проект управления мися выше по течению в Кыргызстане и Таджи-
водными ресурсами и окружающей средой,
кистане. Ключ к успеху – в приоритетности наи-
финансируемый за счет Глобального экологи-
более выгодных для всего региона проектов и
ческого фонда и других доноров, оказывал под-
адекватном их финансировании, особенно из
держку разработке региональных и националь-
собственных ресурсов стран.
ных стратегий водного хозяйства, пилотным ин-
К сожалению, Центральная Азия все еще име-
вестициям в безопасность плотин, мониторингу
ет склонность к мегапроектам советского типа,
водотока, восстановлению водно-болотистых
которые потенциально могут привести к эколо-
угодий и работе по информированию населе-
ния. Помощь оказывалась также в управлении гической катастрофе. Так, например, инициати-
речными бассейнами, включая проекты ирри- ва Туркменистана по созданию нового крупно-
гации и защиты от наводнений. Первый проект го бассейна, так называемого «Озера Золотого
управления водными ресурсами – контрольный Столетия», может привести к еще одной эколо-
проект Сырдарья/ Север Аральского моря в гической катастрофе в дополнение к пробле-
Казахстане – был утвержден лишь в 2000 г. Пер- мам Аральского моря (см. Вставку 4.10). Проект
вый значительный проект улучшения дренажа в разрабатывается практически без региональ-
Узбекистане был одобрен лишь в 2003 г. ных консультаций и вопреки высказанной оза-
боченности соседних стран, в особенности
Результаты региональных и международных
Узбекистана.
усилий по решению проблемы Аральского моря
были неоднозначны. Институты регионально-
го сотрудничества работали неэффективно, а
Каспийское море
сложности при разработке региональных про-
ектов препятствовали эффективной донорской Каспийское море – крупнейшее внутреннее
поддержке. С другой стороны, был разработан море в мире – обладает значительными при-



Вставка 4.10

Озеро Золотого Столетия: назревает новая экологическая катастрофа?
20 октября 2000 г. президент Туркменистана Ниязов положил начало проекту стоимостью 9 млрд. долл. США по созданию искусствен-
ного озера – Озера Золотого Столетия – в Карашорской впадине на северо-западе Каракумской пустыни. Впадина имеет площадь
3 500 – 4 000 кв. км и максимальную глубину 70 – 100 м. Объем озера может достичь 132 –150 куб. км. Вода для озера будет по-
даваться из пяти прилежащих областей через два крупных водосборных канала. По официальной информации, озеро предназначено
для сбора сточных вод, для создания чрезвычайного резерва воды и для решения множества сельскохозяйственных и экологических
проблем Туркменистана и соседних стран. К началу 2005 г. проект вступил в четвертый год осуществления с участием различных
международных подрядчиков. Однако для его завершения может потребоваться несколько десятилетий. Узбекистан озабочен про-
ектом, и узбекские специалисты опасаются, что кроме сточных вод озеро в Туркменистане будет также отбирать воду из Амударьи.
Таким образом, будет осуществляться отбор воды из без того истощенной реки за счет Узбекистана, что усугубит экологические про-
блемы вокруг Аральского озера и в Центральной Азии в целом. Кроме потенциальной экологической проблемы, одностороннее
решение туркменского правительства о создании озера без учета жизненно важных интересов соседа может обострить напряжен-
ность между двумя странами.
Зарубежные специалисты и международные организации также предупреждают, что в результате засушливого климата, большого
размера озера и, следовательно, огромной интенсивности испарения, озеро окажется весьма неэффективным и мало поможет ре-
шению проблем Туркменистана. Они опасаются, что проект может обернуться еще одной региональной экологической катастрофой.
Источник: Страновые исследования ПРООН по Туркменистану и Узбекистану.


118
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

родными ресурсами, которые используют ОН и Экологическую программу ООН (ЮНЕП), Для защиты окружа-
Азербайджан, Казахстан, Иран, Россия и Тур- совместно с правительствами прикаспийских ющей среды в бассей-
кменистан. Среди экологических проблем Ка- государств разработали Экологическую про- не Каспийского моря
спийского моря следует назвать60 уменьшение грамму Каспийского моря. Она направлена на необходимы усилия на
коммерческих рыбных ресурсов, в особенно- выявление и решение экологических проблем региональном уровне
сти осетра; деградация берегового ландшафта в течение последующих 20 лет. Программа была
и экосистем, включая угрозу подъема уровня официально принята на встрече в Иране в 1998
моря; общее ухудшение качества воды и мор- г., посвященной Рамсарской конвенции по за-
ских экосистем; загрязнение окружающей сре- болоченным землям. В ней учтены такие вопро-
ды за счет разведки и добычи газа и нефти на сы, как эффективное региональное управление
континентальном шельфе. окружающей средой, устойчивое управление
рыбными ресурсами, предотвращение разли-
В Каспийском море обитают 115 видов рыб.
ва нефти, улучшение здравоохранения, дегра-
Многие из них являются ценными видами, в
дация почв и опустынивание, а также участие
особенности осетр. В свое время море явля-
общества в принятии решений по вопросам
лось средой обитания 80% запасов осетровых и
экологии.
поставляло до 90% мяса и икры осетровых. Од-
нако уловы резко упали с 30 тыс. тонн в 1985 г.
до 5 тыс. тонн в 1995 г. и еще на две трети с 1995
Институциональное
по 1998 гг. Это явилось следствием в основном
развитие и внешняя помощь
перелова рыбы, браконьерства, загрязнения
окружающей среды и строительства плотин региональному развитию
на реках Кура и Волга, где находятся основные
водных, энергетических и
нерестилища.61 Браконьерство в Каспийском
экологических ресурсов
море сделало необходимым применение Кон-
венции по исчезающим видам к торговле икрой
Региональное сотрудничество в управлении
каспийского осетра.62 Однако эти и другие меры
природными ресурсами в Центральной Азии
не смогли остановить сокращение популяции,
нуждается в крепких институтах, а также поли-
которая сейчас поддерживается в основном
тической мотивации и заинтересованности как
искусственно.
властей, так и гражданского общества. Внеш-
На густонаселенном западном и южном побе- няя помощь может обеспечить политическую
режье моря, омывающего Азербайджан и Иран, заинтересованность, ноу-хау и финансовые
находятся старейшие из разведанных место- ресурсы для развития регионального инсти-
рождений нефти Баку. Нефтегазовые ресурсы туционального потенциала.64 Инвестирование
Каспийского моря оцениваются, соответствен-
в региональные общественные блага, такие
но, в 200 млрд. баррелей и 640 трлн. куб. м, что
как плотины, может послужить основанием
составляет около 15% общемировых запасов
для предоставления помощи международных
нефти и газа.63 Распределение прав на бурение
агентств развития и способствовать региональ-
нефти и газа среди прикаспийских стран явля-
ному сотрудничеству.65
лось спорным вопросом с момента распада Со-
ветского Союза, но, несмотря на это, разведка и
добыча нефти и газа ведутся высокими темпа- Роль региональных структур и
ми. Даже при использовании современной бу-
внешней помощи в управлении
рильной и транспортной технологий неизбеж-
водными и энергоресурсами66
ны аварии танкеров и трубопроводов и утечка
нефти. Эти риски загрязнения добавляются к Необходимость механизма управления регио-
загрязнению за счет сельскохозяйственных и нальными водными ресурсами в водном хозяй-
промышленных стоков и, что особенно важно, стве осознавалась с самого момента получения Региональное сотруд-
загрязнению из Волги, в которую стекает вода независимости. В 1992 г. была создана Межго- ничество в управле-
примерно 20% территории Европы (включая сударственная комиссия по координации ис- нии природными ре-
северо-восток Казахстана). пользования водных ресурсов. Ее цель – раз- сурсами в Централь-
работка политики в области водного хозяйства
Независимо от правового статуса Каспийского ной Азии нуждается в
региона, распределение наличных водных ре-
моря, ясно, что для защиты окружающей среды крепких институтах,
сурсов на различные цели, определение буду-
необходимы усилия на региональном уровне. В а также полити-
щих программ водоснабжения и координация
1990-х гг. прикаспийские государства подписали ческой мотивации
строительства крупнейших проектов. Секрета-
ряд совместных резолюций и договоров, в част- и заинтересован-
риат комиссии находится в Ходженте. Комиссия
ности, в рамках международных экологических ности как властей,
состоит из представителей (как правило, мини-
конвенций. В 1995 г. несколько международных так и гражданского
стров или зам. министров) министерств водного
организаций, включая Всемирный банк, ПРО- общества


119
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

хозяйства и агентств по водным ресурсам всех связанных с совместным использованием во-
У региональных ор-
дных и энергетических ресурсов. Они включа-
ганизаций в странах стран-членов. В рамках комиссии работают две

<<

стр. 8
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>