<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ


1. Понятие "идеология" (буквально - наука об идеях) вошло в научный оборот в начале XIX столетия и означало "систему идей и взглядов, в которых выражается отношение к действительности интересы, цели, намерения, умонастроения людей, социальных групп, классов, партий и других субъектов политики". Это понятие некоторые вначале использовали в пренебрежительном смысле как "ложное сознание", но постепенно оно получило полное признание, было осознано, что человек и общество живут в определенном идеологическом пространстве точно так же, как и в мире политики, культуры и экономики. Краснов Б.И. отмечает: "Исходным пунктом любой идеологии служит некоторая "идея", развивающаяся в интеллектуальной среде и ведущая к возникновению интеллектуальных движений, которые более или менее выражение воздействуют на все общественное сознание, либо выливаются также и в массовые политические движения" (См.: Политология. - М.,1995.С.366). В нынешних условиях самым естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в идейно-политический комплекс, (идейно-теоретическое течение + практическая политика, основанная на его базе). "Политика, - замечают специалисты, - идеологична по самой своей сути как стремление управлять, направлять, контролировать во имя определенной идеи". (См.: Политология: энциклопедический словарь. - М.,1993.С.116.). Современная политическая идеология характеризуется рядом новых явлений, в частности, обновлением традиционных идеологий, появлением их неклассических форм - неолиберализма, неоконсерватизма и т.д., а также возникновением отрицательно направленных идеологий (контридеологий) антикоммунизма, антиколониализма и т.д.
Несомненно, Россия стоит перед выбором новой идеологии. Весь вопрос - какой? По мнению одних, это должна быть идеология неолиберализма, по мнению других - идеология неоконсерватизма, по мнению третьих - идеология гуманного демократического социализма и т.д. А может вообще нужен прорыв в этой области, совершенно новая, нестандартная концепция, указывающая политике принципиально иную систему идеалов и ценностей, к которым следовало бы стремится? Недаром в последней время политики пашей страны все чаще начинают поговаривать о разработке единой "государственной идеологии", необходимой для консолидации всех политических сил, как сторонников
реформ, так и их противников. Далее дадим краткую характеристику основных видов современной идеологии. (См.: схемы и пояснения к ним).


2.

ЛИБЕРАЛИЗМ-
идейно-теоретическое течение и практическая
политика либеральных партий, ориентированных
на развитие механизмов рыночного хозяйства
и свободной конкуренции при минимальной
регулирующей роли государства.


ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ:


ОСНОВНЫЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ:

- отдельный индивид первичнее чем общество, индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных интересов;
- человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой, в основе которой лежит частная собственность;
- все свои ценности человек создает сам, от его активности зависит последующий статус и престиж;
- оптимизм в отношении человеческой природы, вера в разум и способности индивида.



- необходимость разделения властей, верховенства закона, правового государства;
- приверженность парламентскому строю, плебисцитарной демократии, принципам местного самоуправления; - приоритетность неотчуждаемых прав человека, в первую очередь права на жизнь, свободу, собственность; договорный характер отношений индивида с государством
- "ночным сторожем", призванным охранять порядок в обществе;
- готовность к компромиссу, консенсусу в решении политических проблем и т.д.


Либерализм исторически эволюционировал, переходя от классического либерализма А. Смита к буржуазно-либеральному реформизму Д. Мидля, а затем к современной своей форме -неолиберализму или "социальному либерализму", как порой его кратко характеризуют. На всех этапах своего развития либерализм выступал за пересмотр устаревших ценностей и подходов к решению важнейших
социально-экономических проблем, за перестройку изживших себя общественных институтов. Стержнем же внутренней эволюции было различное отношение сторонников этого течения к вопросу о социальной и экономической роли государства, которое из "ночного сторожа" под влиянием социального реформизма превращается в "государство благоденствия".
Либеральные партии активно действуют во многих странах мира, около тридцати из них объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 году. В ряде стран они являются правящими партиями или входят в правительственные коалиции. Программные установки либерализма служат идейной основой политики демократической партии США, ныне стоящей у руля государственной власти.

3.

КОНСЕРВАТИЗМ -
идейно-теоретическое течение и практическая политика консервативных партий, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в религии, семье, собственности и т.д.


ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ:



ОСНОВНЫЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ:

- общество - это система норм, обычаев, традиций, социальных институтов, которые надо сохранять и развивать;
- существующие социальные институты предпочтительнее любых новых программ, нацеленных на их преобразование;
- недоверие к социальным новациям и полное отрицание любых революционных изменений;
- упрочение универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией;
-пессимизм в оценке человеческой природы, неверие в силу разума и способности индивида.



-защиты традиционных устоев общественной жизни, незыблемость сложившихся ценностей;
- пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти;
-решительный отказ от вмешательства государства в экономику, социальную сферу и частную жизнь;
-идея национального величия, поддержки сильного государства, где власть должна принадлежать аристократической элите;
- главное право личности -право иметь собственность и свободно ею распоряжаться.


Исследователи обычно выделяют не этапы развития (как у либерализма), а три разновидности консервативной идеологии:
традиционализм (консерватизм на уровне массовых чувств и настроений), либертаризм (консерватизм, основанный на приверженности идеям неограниченной свободы индивида) и неоконсерватизм. Этот новый консерватизм характеризуется тем. что он воспринял от либерализма "идею общественного развития, социальной и политической активности человека, демократизации политики и социальных отношений, в значительной мере отошел от элитарных и аристократических воззрений на власть, порядок и традиции, стал ближе к современным общественным организациям". (См.: Политология: энциклопедический словарь. - М., 1993. С. 141).
Широкую известность в последнее время приобрела политика урезания социальных программ и обосновывающая ее неоконсервативная концепция "общества двух третей". Это антигуманная по своей сути идеология оставляет на обочине общественного прогресса неблагополучную треть общества (пенсионеров, безработных, инвалидов и т.п.), урезывая до минимума государственную материальную помощь малоимущим категориям
населения.
Возрождение политического веса консерватизма произошло в 80-90-е годы. Именно тогда на высшие государственные посты пришли такие консервативные деятели, как Р. Рейган и Д. Буш в США, М. Тетчер и Д. Мейджер в Великобритании, Г. Коль в ФРГ.






























Решающим условием утверждения справедливого общественного строя социал-демократы считают - осуществление подлинной демократии. Политическая демократия должна обеспечить реализацию всех прав и свобод граждан, гарантировать существование парламентской системы, многопартийности, права на оппозицию, на реальное участие граждан в управлении общественными делами. Цели демократического социализма - подчеркивают его сторонники, - должны достигаться мирными средствами, путем постепенной эволюции общества, с помощью реформ и классового сотрудничества.
В мире к началу 90-х годов существовало более 80 социал-демократических партий, 70 из них объединены в "Социнтерне". У власти на рубеже 80-90-х годов стояли социал-демократические партии Австрии, Испании, Португалии и некоторых других стран. "Лидеры международной социал-демократии - пишет Б.И. Краснов, - уверены в том, что у социализма есть шанс стать заметной политической силой XXI века, если он серьезно переосмыслит свою идеологию и политику и откажется от концепции, которая завела социализм в тупик".
5. Марксизм - как одно из общественно-политических учений -остается и сегодня достаточно популярным и распространенным. Будучи идеологией пролетариата, это учение акцентирует внимание на классовой природе общественных конфликтов, на революционных методах построения светлого коммунистического общества. Преобладание насильственных методов преобразования социальной действительности, по мнению сторонников марксизма, вытекает из непримиримости интересов рабочего класса и буржуазии. Революционный переход от капитализма к социализму должен был начаться с экспроприации частной собственности и установления диктатуры пролетариата. Несмотря на то, что социалистический эксперимент потерпел крах в нашей стране и в ряде государств Восточной Европы, коммунизм как идейное течение по-прежнему сохраняет свое значение в мире. Так, в Италии вышел в свет 4-х томный труд "История марксизма", последний том которого назван "Марксизм сегодня". Во Франции с конца 80-х гг. выходит журнал "Актуальный Маркс". С 1990 г. по инициативе Испанской социалистической партии начал выходить новый международный журнал "Социализм будущего", вокруг которого группируются ученые и политики из многих стран мира.
6. Неотроцкизм сегодня представляет собой одну из разновидностей идеологии "левого экстремизма". Он исходит из следующих посылок: классовая борьба и революция - единственно возможный способ нравственного очищения общества, недопустимы никакие формы сотрудничества с "международным империализмом"; террор вытекает из природы революции и от него ни в коем случае нельзя отказываться. Как известно, партии, стоящие на этих позициях, объединились в 1936 г. в IV (троцкистский) интернационал. В 50-е годы в нем возник глубокий кризис, который привел к его фактическому распаду. Но троцкистская идеология продолжает существовать. Так, например, в 1991 году в США вышла книга известного троцкиста А. Каллиникоса "Месть истории", где автор, анализируя события в СССР и странах В. Европы, заключает, что в этих странах рухнул не социализм, а государственно-бюрократический капитализм". (См.: Политология. (Под ред. Б.И. Краснова). - М. ,1995.0380).

Литература:
1. Гаджиев К.С. Политическая наука. - М., 1994. Главы XI, XII.
2. Политология. (Под ред. Б.И. Краснова). - М" 1995.
3. Мухаев Р.Т. Основы политологии. - М., 1995. Глава XV.
4. Вите О. Социализм и либерализм.//Своб. мысль. 1992. №14.
5. Королев С.А Сила инерции (критика современного троцкизма).//Ра6.класс и совр. мир. 1989. № 9.
6. Милза П. Что такое фашизм?//Полис. 1995. №2.
7. Согрин В.В. Либерализм в России: Перепетии и перспективы// Общественные щуки и современность. 1997. № 1.
8. Социализм как идея и движение//Полис. 1991. № 4
9. Швейцер В.Я. Опыт западной социал-демократии//Полис. 1994. № 6.
10. Ястржембский С.В. Социал-демократия в современном мире. М., 1991.
Тема XV
"Внешняя политика и международные отношения"

1. Мировая политика много веков оставалась сферой неприкрытого господства "кулачного права", что всякий раз подтверждало: "у сильного всегда бессильный виноват". Отношения между государствами содержали внутри себя альтернативу войны и мира. Но первого было значительно больше, чем второго: за пять с половиной тысяч лет известной нам истории мир на земле царил всего лишь 300 лет, все остальное время ушло на войны.
Международные отношения существуют давным-давно, а их концептуальная, политологическая разработка началась лишь в последнее время в трудах таких зарубежных ученых, как Г.Моргентау, Р. Арона, Д.Розенау, и некоторых других.
Главой особого направления в зарубежной политологии, носящего название "прагматизма и политического реализма", ведущим теоретиком внешнеполитического ведомства США был Ганс Моргентау. Суть его взглядов такова:
- главную роль во внешней политике играют "национальные интересы";
- высшим критерием "национального интереса" является достижение крупной державой региональной или мировой гегемонии;
- политика "национальных интересов" не может быть успешной, если она не подкреплена силой, "внутренне присущей тому или иному государству";
- в понятие "сила" автор включает следующие компоненты:
географическое положение, природные ресурсы, промышленный потенциал, военную подготовленность, численность народа, его "национальный характер" и качество дипломатии - как "искусства совмещения различных элементов национальной мощи вокруг достижения внешнеполитических целей".
Следует заметить, что многие постулаты этой теории находят свое воплощение и в нынешней внеполитической деятельности США, о чем наглядно свидетельствовали такие акции, как "Буря в пустыне", высадка десанта на Гаити, последние события на Балканах и др.
2. Международные отношения - это сложная система, охватывающая все мировые события и процессы, которые являются результатом взаимодействия между собой различных субъектов международного права. В широком плане они включают в себя: а) межгосударственные, б) межправительственные, в) межпарламентские, г) межпартийные и иные отношения самостоятельных участников мировой политики.
Ядром международных отношений испокон веку были отношения между государствами, которые прежде строились на принципах силы и безопасности. Обладая силой, смело можно было надеяться на безопасность. Но как быть в этом случае малым народам? Оказалось, что обладая системой союзнических отношений с дружественными государствами, и им можно было также обеспечить свою безопасность. Поэтому история международных отношений знала непрерывную цепь создания, распада и обновления различных союзов, блоков и коалиций больших и малых государств.















Югославский ученый Вукаданович предложил следующую классификацию исторически сменяющихся типов международных отношений: классический тип международных отношений. опирающийся на "равновесие сил", который существовал в течение многих столетий, международные отношения "с позиции силы" или "холодной войны", существовавшие в мире после второй мировой войны, современные международные отношения, пришедшие на смену прежним, характеризуемые дальнейшей демократизацией и гуманизацией взаимодействий, большим вниманием к глобальным проблемам современности.
3. Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными объединениями, всемирными и региональными международными организациями". (См.; Политология: энциклопедический словарь. - М.,1993.С.45). Ее отличительные признаки: 1) это один из видов политической деятельности, 2) осуществляемой и за пределами границ своего государства, 3) проводимой в национальных интересах, 4) с учетом норм международного права.
Основные цели внешней политики сводятся к обеспечению безопасности государства, повышению его экономической, политической, военной и интеллектуальной силы, росту авторитета и престижа страны в международных делах. Функции ее - охранно-защитительная, переговорно-организаторская и информационно-коммуникативная, а средства осуществления бывают самыми разными: дипломатическими, экономическими, культурными и т.д.
В недалеком прошлом международная политика сводилась, в конце концов, к противостоянию двух мировых систем, двух враждующих блоков. Сегодня биполярный мир распался. Исходя из этих реалий, внешняя политика России стала развиваться на принципах нового подхода. См. схему предложенную Л.П. Борисовым.

Политические подходы к решению международных проблем
Традиционный
Новый
1) Примат классовых или национальных интересов.
1) Примат общечеловеческих интересов.
2) Неэкологическое мышление: отношение к природе как внешней среде, из которой следует выкачать максимум.
2)Экологическое мышление: отношение к природе как внутренней компоненте человеческого существования, которое необходимо сохранить для будущих поколений.
3) Стремление к силовому решению политических проблем.
3) Решение проблем только политическими средствами на основе учета интересов всех сторон.
4) Война - это нормальное средство политики.
4) Необходимо исключить войны из жизни.
5) Недоверие как главное средство политики между народами.
5) Доверие как главная форма общения в международных отношениях.
6) Обеспечение безопасности своей страны любыми средствами.
6) Создание системы всеобщей безопасности.
(см.: Борисов А.П. Политология. - М., 1996.С.127.)

Литература:
1. Основы политологии. Вып.II. (Под ред. М.А. Дремина). - Пермь., 1993.
2. Борисов Л.П. Политологам (учеб. пособие). - М., 1996.
3. Гефтер М. Мир, уходящий от "холодной войны".//Своб. мысль. 1993.№ 1
4. Волкова Б. Внешняя политика России.//МЭМО. 1992. № 9.
5. Караева В. Внешнеэкономическая стратегия России в 90-х годах.//Межд.жизнь. 1992. №7.
6. Кривохинжа В.И. Россия в новой структуре международных отношений.//Полис.1995. № 3.
7. Сорокин К.Э. Геополитика России в "ближнем" и "среднем" зарубежье.//Полис. 1995. №3.
8. "Цивилизованная модель" международных отношений и ее импликации (научная дискуссия). - //Полис. 1995. № 1.
9. Цыганкова П.А. Мировой политический процесс: содержание и особенности.// Соц.-полит, журнал. 1995. № 4.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Тема I 4
Тема II 8
Тема III 12
Тема IV 16
ТемаV 20
Тема VI 23
Тема VII 27
ТемаVIII 32
Тема IX 36
Тема Х 40
Тема XI 45
Тема ХII 49
Тема XIII 54
Тема XIV 58
Тема XV 64


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

Для учащихся школ с углубленным изучением
социально-политических дисциплин





Научный редактор: Н.Н. Захаров
Компьютерная верстка: Л.Н. Аликина









Издано НОУ "СОШ "Европейская школа "Ex professo"
с углубленным изучением социально-
гуманитарных предметов"

614036, г. Пермь ул. Одоевского, 18а


Подписано в печать 02.09.2004 г.
Бум. ВХИ 80 г/м.кв. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 4,25.

??

??

??

??




2



<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ