СОДЕРЖАНИЕ

Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции.










Исследование по программе "Студенческие малые гранты" на тему:
"Эффективные способы противодействия терроризму: возможности Саратовской области"









Выполнил:
Студент 401 группы ИП РФ СГАП
Гурьянов А.В.









Саратов 2005
Программа социологического исследования среди населения Саратовской области.

Цель исследования:
Определить комплекс факторов, которые обеспечивают совершение преступлений, террористического характера в Саратовской области, и внести конкретные предложения организационно-правового характера, направленные на противодействие терроризму.
Задачи исследования:
1) Выяснить, как население Саратовской области оценивает общественную опасность терроризма;
2) Узнать уровень бдительности населения Саратовской области;
3) Выяснить уровень информированности населения Саратовской области по поводу способов противодействия терроризму;
4) Выяснить какова, по мнению населения Саратовской области, вероятность того, что на территории Саратовской области будет проведен террористический акт;
5) Узнать, как жители Саратовской области оценивают вероятность того, что именно они станут жертвой террористического акта;
6) Выяснить мнение населения Саратовской области по поводу способности правоохранительных органов Саратовской области эффективно противодействовать терроризму;
7) Узнать, согласны ли жители Саратовской области на ограничение некоторых их гражданских прав, с целью повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию терроризму;
8) Выяснить какое чувство у населения Саратовской области преимущественно вызывает сообщение о совершении террористического акта;
9) Узнать отношение населения Саратовской области к введению смертной казни за совершение террористического акта.

Методология исследования
При анализе международно-правовых актов в сфере противодействия терроризму мною были использованы исторический и логико-юридический методы.
С целью определения криминологической ситуации в Саратовской области в отношении терроризма использовались сравнительный и конкретно-социологический методы.
При определение комплекса факторов, которые обеспечивают совершение преступлений террористической направленности в Саратовской области, использовались системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-юридический и конкретно-социологический методы. Было проведено два социологических исследования:
1) среди населения Саратовской области. Опрос проводился на территории г. Саратова, г. Балаково, г. Вольска. Объем выборочной совокупности составил 150 человек. Среди опрошенных 69 мужчин, 81 женщина; респондентов в возрасте 14-18 лет - 29 чел., 19-25 лет - 62 чел., 26- 35 лет - 24 чел., 36- 45 лет - 18 чел., 46- 55 лет - 10 чел., 56 лет и более - 7 чел. Студентов было опрошено 60 чел., рабочих - 26 чел., служащих - 15 чел., предпринимателей - 18 чел., безработных - 4 чел., пенсионеров - 27 чел.
2) среди сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму. Опрос проводился в г. Саратове. Объем выборочной совокупности составил 54 человека. При этом сотрудников Управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД Саратовской области - 20 человек, штаба ГУВД Саратовской области - 4 человека, Отдела охраны правопорядка ГУВД Саратовской области - 10 человек, Управления уголовного розыска ГУВД Саратовской области - 20 человек. Среди опрошенных женщин - 3 человека, мужчин - 51 человек.

Гипотезы:

1) Большая часть населения Саратовской области высоко оценивают общественную опасность терроризма;
2) Предположительно, в Саратовской области, по мнению более 50% жителей данного региона, низкий уровень бдительности населения;
3) По мнению большинства опрошенных в Саратовской области низкий уровень информированности населения по поводу способов противодействия терроризму;
4) Большинство жителей Саратовской области полагают, что высока вероятность того, что на территории Саратовской области будет проведен террористический акт;
5) Предположительно, более половины респондентов оценивают вероятность того, что именно они станут жертвой террористического акта как низкую;
6) Большинство жителей Саратовской области считают, что правоохранительные органы Саратовской области не способны эффективно противодействовать терроризму;
7) Более 50% населения Саратовской области согласны на ограничение некоторых их гражданских прав с целью повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию терроризму;
8) У большинства жителей Саратовской области сообщение о совершении террористического акта вызывает чувство страха;
9) Большинство опрошенных положительно относятся к введению смертной казни за совершение террористического акта.

Объект исследования:
комплекс факторов, которые обеспечивают совершение преступлений, террористического характера в Саратовской области, по мнению населения данного региона.
Предмет исследования:
жители Саратовской области в возрасте более 14 лет.
Отчет о результатах социологического исследования среди населения Саратовской области.

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации.
В 2003 году в России был совершен 561 теракт, а за два месяца этого года - 51. За январь-февраль 2004 г. предотвращено еще 34 теракта. В ЮФО за 2003 год было зарегистрировано 530 преступлений террористического характера, или 94,5% от общего числа, из них в Чечне - 492 подобных случая. Кроме этого, в прошлом году органами внутренних дел было изъято 3644 взрывных устройств и 130 тонн взрывчатых веществ различных компонентов, а за два месяца нынешнего года - около 30 тонн взрывчатых веществ. Такие данные были приведены начальником ГУБОП МВД Николаем Овчинниковым в ходе выступления на парламентских слушаниях по вопросу о законодательном обеспечении борьбы с терроризмом, которые состоялись 13 апреля в Государственной Думе. Всего в 2003 году количество терактов выросло в полтора раза по сравнению с 2002 годом, причем до 80% преступлений террористической направленности ежегодно регистрируется в ЮФО и в Чечне, в частности. В результате терактов в прошлом году погибли 200 человек, 600 человек ранено, за первые 2 месяца 2004 года в результате терактов погибли 32 человека. Но раскрывается в России лишь четвертая часть преступлений, связанных с терроризмом, признал в своем выступлении замгенпрокурора Сабир Кехлеров.1
Сложившаяся в стране практика противодействия терроризму не приводит к предотвращению или хотя бы к существенному снижению количества терактов.
В настоящее время террористический акт может произойти на территории любого региона России. Однако благодаря наличию в Саратовской области большого количества потенциально опасных объектов вероятность совершения террористического акта на территории данного региона значительно возрастает. Именно поэтому в своей работе мне хотелось бы сконцентрировать внимание на проблеме противодействия терроризму в Саратовской области.
Итак, прежде всего, можно частично согласиться с В.Е. Петрищевым, что насилие рождает насилие2. Поэтому бороться с терроризмом исключительно силовыми методами, на мой взгляд, крайне бесперспективно, хотя полностью отказываться от них нельзя. Лучше заниматься профилактикой терроризма, уничтожая его в зародыше.
Первый метод, предлагаемый мною, можно назвать формирование общественного иммунитета к терроризму. Для разработки данного метода было проведено социологическое исследование среди населения Саратовской области.
Социологический опрос проводился в рамках разработанной программы исследования. Опрос носил выборочный характер. При формировании выборки использовались следующие значимые факторы:
- пол;
- возраст;
- социальное положение.
Опрос проводился в письменной форме с помощью анкеты (Приложение №1). В результате опроса были получены следующие данные.
Большинство населения Саратовской области высоко оценивают общественную опасность терроризма. Так, 72% опрошенных показали, что терроризм - это величайшая проблема современности, 24% полагают, что это конечно проблема, но есть и более опасные явления.
68% респондентов оценивают уровень бдительности населения Саратовской области как низкий, 30% считают, что он средний и лишь один человек показал, что высокий. Как говорил Маккиавели: "Только те средства безопасности хороши, надежны, длительны, которые основаны на вашей бдительности"3. Очевидна необходимость увеличения уровня бдительности населения Саратовской области. Для этого, по мнению большинства опрошенных (47%), нужно проводить акции в СМИ, демонстрирующие последствия отсутствия бдительности со стороны населения, 36% респондентов выступают за проведение с населением разъяснительных бесед об опасности террористических актов. Были получены так же "свои варианты ответа", основной смысл которых сводился к тому, что нужно использовать данные средства комплексно. В данном контексте можно согласиться с высказыванием Д.В. Ольшанского: "Дисциплинируя себя и окружающую среду, люди добиваются того, что террорист становится более заметным"4.
В результате обработки данных была выявлена зависимость между возрастом респондентов и наиболее эффективным, по их мнению, способом повышения уровня бдительности населения Саратовской области. Так, опрошенные в возрасте 14 - 18 лет считают, что проведение с населением разъяснительных бесед об опасности террористических актов и проведение в СМИ акций, демонстрирующих последствия отсутствия бдительности со стороны населения, эффективны в равной степени. Большая часть населения Саратовской области в возрасте 19-35 лет отдают свое предпочтение проведению акций в СМИ, наглядно демонстрирующих последствия отсутствия бдительности со стороны населения; респонденты в возрасте 35-55 лет выступают за комплексное применение данных мер, а все жители в возрасте более 55 лет высказались за проведение с населением абстрактных разъяснительных бесед об опасности террористических актов (См. диаграмма №1).
Диаграмма №1

Таким образом, например, проведение абстрактных разъяснительных бесед со студентами дневного отделения ВУЗов (возраст примерно 19-25 лет) об опасности террористических актов будет менее эффективным, чем проведение в СМИ наглядных акций, демонстрирующих последствия отсутствия бдительности со стороны населения.
Однако, на мой взгляд, одной бдительности для эффективного противодействия террористам со стороны населения Саратовской области не достаточно. Человек должен не только заметить "потенциального" террориста, но и обязан знать, как поступить в подобной ситуации. Неутешительно звучит тот факт, что большинство опрошенных (56%) оценивают уровень информированности населения Саратовской области по поводу способов противодействия терроризму как низкий, 39% - как средний, и лишь 3% - как высокий. При этом для его увеличения 51% респондентов предложили использовать СМИ, 29% выступают за проведение акций в учебных заведениях, а 12% - на улицах области.
Большинство жителей Саратовской области (48%) оценивают вероятность того, что на территории данного региона будет проведен террористический акт как среднюю, 29% - как высокую, 17% - как низкую, а 6 человек предложили "свои варианты ответа", смысл которых сводился к тому, что такой вероятности не существует. Итак, большая часть населения осознает потенциальную вероятность того, что на территории Саратовской области может быть совершен террористический акт и, следовательно, готова оказать "сопротивление" (в рамках возможного) террористам. Однако, на мой взгляд, жителям следует разъяснить именно высокую вероятность совершения теракта в Саратовской области, т.к. это будет способствовать увеличению уровня их бдительности.
Заставляет задуматься тот факт, что нет прямой зависимости между тем, как жители оценивают вероятность совершения теракта на территории Саратовской области и вероятности того, что они сами станут жертвой террористического акта.
Так, например, большинство респондентов (48%), из тех, кто высоко оценивает вероятность того, что на территории Саратовской области будет совершен террористический акт, полагают, что существует низкая вероятность того, что они сами станут жертвами теракта. Другими словами, они надеются на то, что "счастливый случай" убережет их от опасности и, следовательно, не прикладывают усилий для предотвращения вероятного террористического акта. По моему мнению, это может быть одной из причин низкой бдительности населения Саратовской области (См. диаграмма №2) .
Диаграмма №2

14% респондентов согласны на ограничение некоторых их гражданских прав, с целью повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию терроризму, 16% - против этого. Большинство опрошенных (54%) по этому поводу сомневаются в положительную сторону, а 16% - в отрицательную. Таким образом, в случае ухудшения ситуации, связанной с терроризмом, большинство жителей Саратовской области, по моему мнению, если в этом будет необходимость, согласятся на ограничение некоторых их гражданских прав.
Терроризм - это "способ управления социумом посредством превентивного устрашения"5. По данным опроса лишь у 24% жителей Саратовской области сообщение о совершении террористического акта преимущественно вызывает чувство страха, а у большинства респондентов (44%) это вызывает ненависть к террористам. Следовательно, можно сказать, что террористы не достигают цели устрашения, а получают преимущественно противоположный эффект. Однако были выявлены и отрицательные тенденции: у 23% респондентов сообщение о совершении террористического акта вызывает чувство недоверия к государству. В данном контексте можно согласиться с мнением Д.В. Ольшанского: "Пока террористы вполне успешно демонстрируют, что современные государства не в состоянии защитить своих граждан, рано или поздно, налогоплательщик поймет это и задаст естественный вопрос: а зачем мне такое государство, которое не может выполнять своих функций?"6.
На мой взгляд, можно согласиться с учеными, выступающими за ужесточение наказания за терроризм (М. Киреев, Э. Побегайло). Так, М.А. Комарова предлагает увеличить санкцию ч. 2 ст. 205 с 15 лет лишения свободы до 20 лет7. По моему мнению, санкцию ч. 3 ст. 205 нужно ужесточить введением смертной казни, тем более что 74% респондентов выступают за введение смертной казни за совершение террористического акта. При этом 71% опрошенных положительно относятся к введению смертной казни за совершение террористического акта, т.к. по их мнению, террористы не способны "исправиться" в местах лишения свободы, а 13% , т.к. требование об освобождении террористов из-под стражи может быть выдвинуто в качестве условия освобождения заложников при совершении последующих террористических актов. Были получены также иные варианты ответа:
-назначение им лишения свободы не отвечает принципу справедливости;
-они потеряли право на жизнь;
-как они к людям, так и мы к ним.
Нельзя не согласиться с В.В. Устиновым: "Прежде всего, в деле предупреждения актов терроризма на первый план выходит обеспечение эффективной защиты потенциальных целей террористов"8. По мнению большинства жителей Саратовской области (28%) наименее защищенными, с точки зрения потенциальной возможности проведения там террористического акта, являются школы. Настораживает тот факт, что вторым по популярности является вариант ответа "ВСЕ". Таким образом, по мнению 23% населения в данном регионе нет защищенных объектов. Респондентами были обозначены также следующие объекты:
- Поселок Горный;
- Балаковская АЭС;
- ВУЗы;
- Вокзал;
- Рынки;
- Детские сады;
- Административные центры. (См. приложение №2)
По мнению подавляющего большинства опрошенных (82%) правоохранительные органы Саратовской области в настоящее время не способны эффективно противодействовать терроризму. 38% респондентов полагают, что это происходит из-за высокого уровня коррумпированности правоохранительных органов, 28% считают, что из-за слабой подготовки кадров, 19% - что из-за низкого финансирования, а 5% - что из-за слишком большого количества нормативно-правовых "барьеров". Таким образом, налицо необходимость реформирования правоохранительных органов.
Итак, на основании вышеизложенного можно сформулировать следующие меры, направленные на противодействие терроризму в Саратовской области:
1. увеличение уровня бдительности населения Саратовской области;
2. увеличение уровня информированности населения Саратовской области по поводу способов противодействия терроризму, преимущественно посредством использования СМИ;
3. разъяснение жителям Саратовской области именно высокой вероятности совершения теракта в данном регионе;
4. ужесточение санкции ч. 3 ст. 205 посредством введения смертной казни;
5. реформирование правоохранительных органов Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму.

Программа социологического исследования среди сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму.
Цель исследования:
Определить комплекс факторов, влияющих на эффективную работу правоохранительных органов в сфере противодействия терроризму и внести конкретные предложения организационно-правового характера, направленные на усовершенствование силовых структур.
Задачи исследования:
1) выяснить мнение сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму, по поводу способности правоохранительных органов эффективно противодействовать терроризму;
2) узнать основные причины терроризма, по мнению сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму;
3) выяснить, знакомы ли сотрудники ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму, с особенностями психологии террористов;
4) узнать, как сотрудники ГУВД Саратовской области оценивают уровень взаимодействия между различными правоохранительными органами в сфере противодействия терроризму (ФСБ, МВД, ФСО, Министерство обороны);
5) выяснить, знакомы ли сотрудники ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму, с деталями уже совершенных на территории России террористических актов;
6) узнать отношение сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму к введению смертной казни за совершение террористического акта;
7) выяснить, как относятся сотрудники ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму, к созданию специализированной службы, основной задачей которой было бы противодействие терроризму.
Гипотезы:
1) По мнению большинства сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму, правоохранительные органы на данный момент не способны эффективно противодействовать терроризму;
2) Основной причиной терроризма, по мнению более 50% сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму, является социально-экономическая нестабильность в стране;
3) Большинство сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму, не знакомы с особенностями психологии террористов;
4) Предположительно сотрудники ГУВД Саратовской области оценивают уровень взаимодействия между различными правоохранительными органами в сфере противодействия терроризму как низкий (ФСБ, МВД, ФСО, Министерство обороны);
5) Большинство сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму, не знакомы с деталями уже совершенных на территории России террористических актов;
6) Более 50% сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму, положительно относятся к введению смертной казни за совершение террористического акта;
7) Большинство сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму, положительно относятся к созданию специализированной службы, основной задачей которой было бы противодействие терроризму.
Объект исследования:
комплекс факторов, влияющих на эффективную работу правоохранительных органов в сфере противодействия терроризму, по мнению сотрудников ГУВД Саратовской области.
Предмет исследования:
мнения сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму.

Отчет о результатах социологического исследования среди сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму.

Согласно ст. 2 ФЗ от 25.07.1998 N 130-ФЗ (ред. от 30.06.2003) "О борьбе с терроризмом" одним из основных принципов борьбы с терроризмом в нашей стране объявляется приоритет предупреждения террористической деятельности9.
Однако некоторые авторы переоценивают значимость профилактических мер. Так, по мнению В.Е. Петрищева возлагать функцию борьбы с терроризмом в нашей стране на спецслужбы и правоохранительные органы бесперспективно10.
На мой взгляд, невозможно решить проблему терроризма исключительно превентивными мерами, а следует уделять внимание так же усовершенствованию силовых структур, в области противодействия терроризму.
Для разработки комплекса факторов, влияющих на эффективную работу правоохранительных органов в сфере противодействия терроризму и внесения конкретных предложений организационно-правового характера, направленных на усовершенствование силовых структур, было проведено социологическое исследование среди сотрудников ГУВД Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму.
Социологический опрос проводился в рамках разработанной программы исследования. Опрос носил выборочный характер. При формировании выборки использовались следующие значимые факторы:
- пол;
- стаж работы в правоохранительных органах;
- должность.
Опрос поводился в письменной форме с помощью анкеты (См. Приложение №3). В результате опроса были получены следующие данные.
Большинство сотрудников ГУВД Саратовской области (50%) считают, что работа правоохранительных органов по противодействию терроризму в Саратовской области частично удовлетворяет складывающейся обстановке, но 43% полагают, что она в полной мере удовлетворяет складывающейся обстановке. Однако полученные данные не совпадают с мнением жителей Саратовской области, большинство которых считают, что правоохранительные органы данного региона не способны эффективно противодействовать терроризму (См. отчет о результатах социологического исследования среди населения Саратовской области). В данном контексте хотелось бы отметить так же тот факт, что при проведении анкетирования опрашивающее лицо не было допущено до личного контакта с респондентами.
По мнению 46% опрошенных на деятельности правоохранительных органов по противодействию терроризму в Саратовской области негативно сказывается низкое финансирование, 36% полагают, что им мешает слишком большое количество нормативно-правовых "барьеров", 16% считают, что это слабая подготовка кадров. Был так же предложен свой вариант ответа: "Отсутствие самостоятельного специального подразделения по противодействию терроризму".
В качестве причин терроризма 41% респондентов назвали обострение политической борьбы в стране, 32% сотрудников - наличие проблем межнационального характера, 25% опрошенных - падение жизненного уровня населения.
77% сотрудников правоохранительных органов Саратовской области знакомы лишь в общих чертах с особенностями психологии террористов, при этом 7% респондентов совершенно с ними не знакомы. Однако, по моему мнению, сотрудникам правоохранительных органов просто необходимо знать особенности психологии террористов, т.к. это может способствовать более эффективному прогнозированию их поведения.
Абсолютно верно отметил В.Е. Петрищев, что в настоящее время "существует необходимость тесного взаимодействия органов внутренних дел и безопасности в деле борьбы с терроризмом"11. Согласно полученным данным большинство опрошенных (48%) оценивают уровень взаимодействия между различными правоохранительными органами в сфере противодействия терроризму (ФСБ, МВД, ФСО, Министерство обороны) как низкий, 43% как средний и лишь 9% как высокий. Следовательно, налицо необходимость увеличения данного уровня. Для этого, по мнению большинства сотрудников правоохранительных органов Саратовской области, (71%) необходимо увеличить взаимный обмен информацией, 25% считают, что нужно проводить совместные учения.
61% респондентов знакомы с деталями уже совершенных на территории России террористических актах лишь в общих чертах, 25% хорошо знакомы с ними, а 14% совершенно не знакомы. Следовательно, на мой взгляд, необходимо увеличить информированность сотрудников правоохранительных органов Саратовской области по данному вопросу, т.к. отдельные элементы предыдущих террористических актов могут повториться в последующих.
Подавляющее большинство респондентов (93%) положительно относятся к введению смертной казни за совершение террористического акта, т.к. по мнению 69% из них террористы не способны "исправиться" в местах лишения свободы, а 24% опрошенных считают, что требование об освобождении террористов из-под стражи может быть выдвинуто в качестве условий освобождения заложников при совершении последующих террористических актов. Был предложен свой вариант ответа: "Наказание должно быть адекватно содеянному". Хотелось бы отметить, что в этом вопросе сотрудники правоохранительных органов Саратовской области полностью солидарны с жителями данного региона. Полученные данные подтверждают мысль о необходимости ужесточения санкции ч. 3 ст. 205 введением смертной казни (См. отчет о результатах социологического исследования среди населения Саратовской области).
Большинство респондентов (86%) положительно относятся к созданию специализированной службы, основной задачей которой было бы противодействие терроризму. Хотелось бы отметить, что данный шаг, на мой взгляд, будет способствовать решению проблемы недостатка уровня взаимодействия между различными правоохранительными органами в сфере противодействия терроризму.
Итак, можно выделить следующие способы реформирования правоохранительных органов Саратовской области, деятельность которых непосредственно связана с противодействием терроризму:
- увеличить финансирование деятельности правоохранительных органов Саратовской области по противодействию терроризму;
- уменьшить число нормативно-правовых "барьеров", тем более что большинство жителей Саратовской области согласны на ограничение некоторые их гражданских прав;
- улучшить систему подготовки кадров правоохранительных органов;
- увеличить информированность сотрудников правоохранительных органов по поводу особенностей психологии террористов и деталей уже совершенных на территории России террористических актов;
- увеличить уровень взаимодействия между различными правоохранительными органами Саратовской области в сфере противодействия терроризму (ФСБ, МВД, ФСО, Министерство обороны);
- создание специализированной службы, основной задачей которой было бы противодействие терроризму.

Приложение 1
Анкета:
Анкета
Уважаемые респонденты, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности просит Вас принять участие в опросе на тему: "Эффективные способы противодействия терроризму: возможности Саратовской области".
1) Что для Вас терроризм?
01. Величайшая проблема современности;
02. Это конечно проблема, но есть и более опасные явления;
03. Иное (укажите)______________________________________________
2) Как Вы оцениваете уровень бдительности населения Саратовской области?
01. Уровень высокий (переходите в вопросу №4) ;
02. Уровень средний;
03. Уровень низкий;
04. Иное (укажите)_______________________________________________
3) Как, по вашему мнению, эффективно повысить уровень бдительности населения Саратовской области?
01. Проводить с населением разъяснительные беседы об опасности террористических актов;
02. Проводить в СМИ акции, демонстрирующие последствия отсутствия бдительности со стороны населения;
03.Иное (укажите)______________________________________________
4) Как Вы оцениваете уровень информированности населения Саратовской области по поводу способов противодействия терроризму?
01. Уровень высокий (переходите к вопросу №6);
02. Уровень средний;
03. Уровень низкий;
04.Иное (укажите)________________________________________________
5) Как, по вашему мнению, эффективно повысить уровень информированности населения Саратовской области по проблеме терроризма?
01. Проводить антитеррористические акции на улицах;
02. Проводить антитеррористические акции в СМИ;
03. Проводить антитеррористические акции в учебных заведениях;
04. Иное (укажите)__________________________________________
6) Какова, по Вашему мнению, вероятность того, что на территории Саратовской области будет проведен террористический акт?
01. Вероятность высокая;
02. Вероятность средняя;
03. Вероятность низкая;
04. Иное (укажите)_____________________________________
7) Как Вы считаете, какова вероятность того, что именно Вы станете жертвой террористического акта?
01. Вероятность высокая;
02. Вероятность средняя;
03. Вероятность низкая;
04. Иное (укажите)_____________________________________
8) Как Вы считаете, способны ли правоохранительные органы Саратовской области в настоящее время эффективно противодействовать терроризму?
01. Да (переходите к вопросу № 10);
02. Нет;
03. Иное (укажите)______________________________________
9) Как, по Вашему мнению, почему правоохранительные органы Саратовской области в настоящее время не способны эффективно противодействовать терроризму?
01. Слабая подготовка кадров;
02. Слишком много нормативно-правовых "барьеров";
03. Низкое финансирование;
04. Высокий уровень коррумпированности правоохранительных органов;
05. Иное (укажите)_____________________________________________
10) Согласны ли Вы на ограничение некоторых ваших гражданских прав, с целью повышения эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию терроризму?
01. Да;
02. Скорее да, чем нет;
03. Скорее нет, чем да;
04. Нет.
11) Какое чувство у Вас преимущественно вызывает сообщение о совершении террористического акта?
01. Страх;
02. Недоверие к государству;
03. Ненависть к террористам;
04. Иное (укажите)______________________________
12) Как Вы относитесь к введению смертной казни за совершение террористического акта?
01. Положительно;
02. Отрицательно (переходите к вопросу №14);
03. Иное (укажите)________________________________________________
13) Почему Вы положительно относитесь к введению смертной казни за совершение террористического акта?
01.Террористы не способны "исправиться" в местах лишения свободы;
02.Требование об освобождении террористов из-под стражи может быть выдвинуто в качестве условий освобождения заложников при совершении последующих террористических актов;
03.Иное (укажите) _______________________________________________
14) Какие объекты на территории Саратовской области, по Вашему мнению, являются наименее защищенными с точки зрения потенциальной возможности проведения там террористического акта?
01.Школы;
02. Больницы;
03.Иное (укажите)_________________________________
Сообщите о себе.
15) Ваш пол?
01. Мужской;
02. Женский.
16) Ваш возраст?
01. 14-18 лет;
02. 19-25 лет;
03. 26- 35 лет;
04. 36- 45 лет;
05. 46- 55 лет;
06. 56 и более.
17) Ваше социальное положение?
01. Студент;
02. Рабочий;
03. Служащий;
04. Предприниматель;
05. Безработный;
06. Пенсионер;
07. Иное (укажите)________________________________

Приложение 2
Обработка открытых вопросов.
(наиболее интересные варианты ответов)
Вопрос № 3
- Только тем, что каждый будет прилагать к этому усилия
Вопрос №5
- Проведение в учебных заведениях встречи с теми, кто сталкивался с терроризмом
Вопрос №7
- Нереально - 3 чел.
Вопрос №9
- Все - 2 чел.
- Слабая оперативная деятельность
Вопрос №11
- Сочувствие пострадавшим - 4 чел.
- Ужас
- Напоминание о безразличии к народу со стороны государства
- Беззащитность
Вопрос №12
- В целом положительно, но надо избегать судебных ошибок.
- Если на 100% будет доказана вина, то положительно.
Вопрос №13
-Назначение им лишения свободы не отвечает принципу справедливости.
-Они потеряли право на жизнь
-Как они к людям, так и мы к ним
Вопрос №14
- Поселок Горный, Балаковская АЭС - 9 чел.
- Все 23 чел.
- От этого никто не застрахован
- ВУЗы 4 чел.
- Вокзал
- Рынки 5 чел.
- Места массового скопления людей 3 чел.
- Детские сады
- Административные центры

Приложение №3
Анкета
Уважаемые респонденты, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности просит Вас принять участие в опросе на тему: "Эффективные способы противодействия терроризму: возможности Саратовской области".
Исследование носит анонимный характер, результаты будут использоваться только в обобщенном виде.
Пожалуйста, внимательно прочитайте вопросы анкеты и предложенные к ним варианты ответов. Обведите номер варианта ответа, который, по Вашему мнению, является наиболее верным.
1) Как Вы оцениваете работу правоохранительных органов по противодействию терроризму в Саратовской области?
01.В полной мере удовлетворяет складывающейся обстановке
02.Частично удовлетворяет складывающейся обстановке
03.Не удовлетворяет складывающейся обстановке
2) Что, по Вашему мнению, негативно сказывается на деятельности правоохранительных органов по противодействию терроризму в Саратовской области?
06. Слабая подготовка кадров
07. Слишком много нормативно-правовых "барьеров"
08. Низкое финансирование
09. Высокий уровень коррумпированности правоохранительных органов
10. Иное (укажите)______________________________________________
3) Как Вы считаете, почему не смотря на все усилия правоохранительных органов, террористические акты на территории России продолжают совершаться?
01. Падение жизненного уровня населения
02. Обострение политической борьбы в стране
03. Наличие проблем межнационального характера.
04.Свой вариант ответа _____________________
4) Знакомы ли Вы с особенностями психологии террористов?
01. Да, хорошо знаком
02. Знаком в общих чертах
03. Совершенно не знаком
04. Иное (укажите)____________________________________________
5) Как Вы оцениваете уровень взаимодействия между различными правоохранительными органами в сфере противодействия терроризму? ( ФСБ, МВД, ФСО, Министерство обороны)
01. Высокий уровень
02. Средний уровень
03. Низкий уровень
04. Иное (укажите)______________________________________________
6) Как, по Вашему мнению, эффективно увеличить уровень взаимодействия между различными правоохранительными органами в сфере противодействия терроризму?
01. Увеличить взаимный обмен информацией
02. Проводить совместные учения
03. Иное (укажите)______________________________________________
7) Знакомы ли Вы с деталями уже совершенных на территории России террористических актов?
04. Да, хорошо знаком
05. Знаком в общих чертах
06. Совершенно не знаком
07. Иное (укажите)____________________________________________
8) Как Вы относитесь к введению смертной казни за совершение террористического акта?
01.Положительно
02..Отрицательно (переходите к вопросу №10)
03. Иное (укажите)___________________________________
9) Почему Вы положительно относитесь к введению смертной казни за совершение террористического акта?
01.Террористы не способны "исправиться" в местах лишения свободы
02.Требование об освобождении террористов из-под стражи может быть выдвинуто в качестве условий освобождения заложников при совершении последующих террористических актов
03.Иное (укажите) _____________________________________
10) Как Вы относитесь к созданию специализированной службы, основной задачей которой было бы противодействие терроризму?
01.Положительно
02.Отрицательно
03.Иное (укажите)_________________________________________

Сообщите о себе
11) Ваш пол?
01.Мужской
02. Женский
12) Ваш стаж работы в правоохранительных органах?
01. до 3 лет
02. 3 - 5 лет
03. 6- 10 лет
04. более 10 лет
13) Ваша должность?
01. Свой вариант _____________________________

Сведения о состоянии преступности террористического характера (ст. 205-208, 277, 360 УК РФ).
По России за 2004 г. было зарегистрировано 9523 преступления террористического характера. По сравнению с 2003 годом это число увеличилось на 9,9%. Из них раскрыто 1689 преступлений, что на 41,6% больше, чем в 2003 году. Не раскрыто 7973 преступлений (увеличилось на 6,4%).
За январь 2005 года зарегистрировано 428 преступлений террористического характера. По сравнению с тем же периодом в 2004 году их число уменьшилось на 36,6%. Из них раскрыто 100 преступлений (увеличилось на 4,2%). Таким образом, налицо положительная тенденция: в январе 2005 года число зарегистрированных преступлений уменьшилось, а количество раскрытых преступлений увеличилось12.
По Саратовской области за 2004 год не зарегистрировано ни одного преступления, квалифицируемого по ст. 205 УК РФ13.

Анализ международно-правовых актов в сфере противодействия терроризму.
1) Европейская конвенция "О пресечении терроризма" (Страсбург, 27 января 1977 г.)14
В данном документе можно выделить следующие способы по противодействию терроризму:
а) Выдача лиц, совершивших террористический акт;
б) Оказание правовой помощи.
2) Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.)
В данном документе содержаться следующие меры по противодействию терроризму на международном уровне:
а) обмен информацией;
б) выполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
в) разработка и принятие согласованных мер для предупреждения, выявления, пресечения или расследования актов терроризма и взаимоуведомления об этих мерах;
г) принятие мер для предотвращения и пресечения на своей территории подготовки к совершению актов терроризма на территории другой Стороны;
д) оказание содействия в оценке состояния системы физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности, разработке и реализации мер для совершенствования этой системы;
е) обмен нормативными правовыми актами и материалами о практике их применения;
ж) направление по согласованию между заинтересованными Сторонами специальных антитеррористических формирований для оказания практической помощи в пресечении актов терроризма и в борьбе с их последствиями;
з) обмен опытом предупреждения и борьбы с террористическими актами, включая проведение стажировок, семинаров, консультаций и научно-практических конференций;
и) подготовка и повышение квалификации сотрудников;
к) совместное, по согласованию Сторон, финансирование и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке систем и средств физической защиты объектов повышенной технологической и экологической опасности;
л) осуществление на договорной основе поставок специальных средств, техники и оборудования для обеспечения антитеррористической деятельности.
3) Шанхайская конвенция " О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" (Шанхай, 15 июня 2001 г.)15
Этот документ содержит следующие меры по противодействию терроризма:
а) обмен информацией;
б) выполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
в) разработка и принятие согласованных мер для предупреждения, выявления и пресечения террористического акта и взаимоуведомления о результатах их осуществления;
г) принятие мер по предупреждению, выявлению и пресечению на территории своего государства террористических актов, направленных против других Сторон;
д) принятие мер по предупреждению, выявлению и пресечению финансирования, поставок вооружения и боеприпасов, оказания иного содействия любым лицам и организациям для совершения террористического акта;
е) принятие мер по предупреждению, выявлению, пресечению, запрещению и прекращению деятельности по подготовке лиц к совершению террористического акта;
ж) обмен нормативными правовыми актами и материалами о практике их применения;
з) обмен опытом работы по предупреждению, выявлению и пресечению террористических актов;
и) подготовка, переподготовка и повышение квалификации своих специалистов в различных формах.
4) Меморандум "О взаимопонимании между Правительством РФ и Правительством республики Индии о сотрудничестве в борьбе с терроризмом" (Нью-Дели, 4 декабря 2002 года).16
В данном документе содержаться следующие меры по противодействию терроризму на международном уровне:
а) изучение причин, сущности, структуры, динамики и проявлений терроризма;
б) обмен соответствующими научными и учебными материалами, экспертами и стажерами;
в) проведение совместных рабочих встреч, практикумов и семинаров;
г) выявление, предупреждение и пресечение финансирования лиц и организаций, участвующих в террористической деятельности;
д) осуществление контроля за организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем для целей финансирования терроризма.
е) обмен информацией о террористических группировках, включая информацию о фактах установления контактов между террористическими группировками обеих стран;
ж) обмен информацией о возможных террористических актах против их стран и граждан, в том числе, при необходимости, и через дипломатические каналы.
1 www.iamik.ru
2 См.: Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. М: Эдиториал УРСС, 2001. С. 93.
3 Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. - М.: Юрлитинформ, 2002. С. 145.
4 Ольшанский Д.В. Психология террора. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С. 286.
5 Одесский М.П., Фельдман Д.М. Террор как идеологема // Общественные науки и современность. 1994. .№6. С. 157.
6 Ольшанский Д.В. Указ. работа. С. 7.
7 См.: Комарова М.А. Терроризм в уголовном праве России: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 20.
8 Устинов В.В. Указ. работа. С. 144.
9 ФЗ от 25.07.1998 N 130-ФЗ (ред. от 30.06.2003) "О борьбе с терроризмом". Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3808.
10 См.: Петрищев В.Е. Указ. работа. С. 213.
11 Петрищев В.Е. Указ. работа. С. 37.

12 См.: www.mvdinform.ru
13 ИЦ ГУВД Саратовской области
14 Европейская конвенция "О пресечении терроризма" (Страсбург, 27 января 1977 г.) Текст Конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 января 2003 г. N 3 ст. 202.

15 Шанхайская конвенция "О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом" (Шанхай, 15 июня 2001 г.) Текст Конвенции опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 октября 2003 г. N 41 ст. 3947

16 Меморандум "О взаимопонимании между Правительством РФ и Правительством республики Индии о сотрудничестве в борьбе с терроризмом" (Нью-Дели, 4 декабря 2002 года). Текст Меморандума опубликован в журнале "Дипломатический вестник", 2003 г., N 1

??

??

??

??




2





СОДЕРЖАНИЕ