СОДЕРЖАНИЕ


27929


(c) 2002 г.

Д. ГАМПЛОВА

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ - 1999

ГАМПЛОВА Дана - научный сотрудник Социологического института Чешской академии наук.

В июле 1999 г. Социологическим институтом Чешской академии наук в рамках сравнительного проекта Международной программы социальных исследований "International Social Survey Programm (ISSP)" проведено репрезентативное социологическое исследование "ISSP 1998 - Религия", посвященное проблеме влияния религиозных представлений и религиозного поведения на социальные, политические и моральные установки населения и на его отношение к сексуальному поведению и абортам. Полевые работы по сбору данных осуществлены в Чешской республике также в июле 1999 г. социологическим центром SC&C. Объем случайной выборки - 1224 респондентов. В статье для сравнения приведены некоторые данные исследований по программе ISSP в зарубежных странах за 1991 и 1998 гг.1
__________________
Исследование проведено при финансовой поддержке фонда GA CR Чешской республики, грант № 403-99-1129. Статья впервые опубликована в журнале "Sociologicky casopis". XXXVI. 2000. № 4.
Отметим, что, во-первых, подтвердилось мнение о том, что Чешская республика с точки зрения вероисповедного самоопределения населения и интенсивности его участия в богослужениях относится к наиболее секуляризированым европейским странам. Так, 45,7% респондентов отнесли себя к Римско-католической церкви; 2,6% - в Евангелической церкви чешских братьев; 2,7% - к Чехословацкой гуситской церкви; 2,5% - к иным христианским церквям и 0,6% респондентов - к нехристианским религиям. Вероисповедание не указали 45,9% респондентов2. Близкий к этому удельный вес респондентов "без вероисповедания" в 1998 г. отмечен в Великобритании и Франции, более высокий - на территории бывшей Восточной Германии (69%).
Чешская республика относится к секуляризированным обществам также с точки зрения частоты посещения богослужений - почти половина респондентов (48%) в нашем исследовании ответила, что никогда не бывает на богослужениях. Таким образом, можно считать Чехию одной из стран с наиболее низкой посещаемостью богослужений3. Среди тех, кто ходит на богослужения и в то же время относит себя к какому-либо вероисповеданию, преобладают люди старшего возраста; среди молодежи интерес к церковной жизни, несомненно, слабее (табл. 1). Указывают свое вероисповедание и посещают богослужения прежде всего респонденты из небольших населенных пунктов, а также имеющие низкий уровень образования. Однако на фоне подобного секуляризирующего влияния города любопытным исключением явилась Прага - здесь численность людей без вероисповедания, а также тех, кто никогда не ходит на богослужения, несколько ниже, чем в крупных городах (табл. 2).
Приведенные данные могли бы означать, что религиозная вера характерна для респондентов старших возрастов, менее образованных, или населения из менее урбанизированных районов. Но следует задаться вопросом: до какой степени низкий уровень интереса к христианской жизни
Таблица 1

Соотношение посещаемости богослужений и возраста (в % от числа опрошенных)

Возраст, лет
Участие в богослужениях

Никогда

Редко
Несколь-ко раз в год
Приме-рно 1 раз в месяц
Почти каж-дую неделю
Не реже 1 раза в неделю

Всего
До 29
56,7
26,3
6,7
1,4
5
3,9
100
30-44
50
24,7
13,9
2,5
4
4,9
100
45-59
46,2
29,5
11,1
3,1
4
6,1
100
60 и более
39,7
17,9
16,5
3,9
7,6
14,4
100
Всего
48,1
24,8
12,1
2,7
5,1
7,2
100


_________________
Источник для всех таблиц: ISSP - Религия, 1998


Таблица 2

Соотношение посещаемости богослужений и размера населенного пункта (в % от числа опрошенных)

Размер населенного пункта, тыс. чел.
Участие в богослужениях
Ни-ко-гда

Редко
Неско-лько раз в год
Пример-но 1 раз в месяц
Почти каждую неделю
Не реже 1 раза в неделю

Все-го
Менее 5
37,4
25,1
17
3,4
6,5
10,6
100
5-10
50
27,1
5,1
3,4
10,2
4,2
100
10-50
55,4
27,2
7,5
0,5
3,3
6,1
100
50-100
60
18,9
15,8
2,1
1,1
2,1
100
Более 100
67,2
22,4
5,6
1,6
0,8
2,4
100
Прага
55,6
23,6
8,5
3,8
4,7
3,8
100
В целом
48,2
24,8
12,2
2,6
5,1
7,1
100


свидетельствует об общем ослаблении религиозности в обществе? Результаты исследования 1998 г. свидетельствуют, что сдержанное отношение к традиционным церквям и христианству не означает, что чехи отвергают существование сверхъестественного. Примерно лишь один человек из ста однозначно отрицал не только существование Бога, духа или сверхъестественной силы, но и конкретные проявления сверхъестественного в жизни. 66,1% респондентов ответили, что некоторые предсказатели обладают способностью предвидения будущего; 45,3% признались, что верят в силу амулетов, и столько же - в гороскопы4. Данные 1998 г. соответствуют результатам некоторых более ранних исследований религиозности, согласно которым в европейских обществах сохраняется довольно высокий уровень веры в сверхъестественное5.
Таким образом, чешские респонденты скорее отрицали традиционные религиозные системы и организованные религии, нежели сверхъестественное вообще. Отвержение великих религиозных систем касалось не только христианства, но и всех традиционных религий (ислама, буддизма и иудаизма). При этом христианство снискало наибольшее число симпатий. Респондентам предлагалось оценить отдельные религии по шкале, состоящей из семи ступеней, с полюсами "очень симпатично" и "очень несимпатично". К христианству были положительно настроены 53% респондентов (в т.ч. 21% отметили позицию "очень симпатично"), и, напротив, совершенно несимпатичным его назвали лишь 3% респондентов. Меньше всего симпатий снискал ислам: в целом как несимпатичный его обозначили 50% (для 23% он совершенно несимпатичен), а в той или иной мере симпатичным признали его только 2% респондентов. Отношение к буддизму оказалось гораздо менее поляризованным: треть опрошенных ответила, что затрудняется ответить или не знает о буддизме, 26% выразили свою антипатию, 24% - симпатию, а остальные 18% отнеслись к нему нейтрально.

Ведущие духовные течения: оккультизм и христианство

При использовании факторного анализа были вычленены 4 главные духовные ориентации, из которых две являются собственно религиозными в узком смысле этого слова: это прежде всего христианство и оккультизм6. Кроме того, следует отметить фатализм и ту духовную ориентацию, которую можно назвать верой в человека (табл. 3). Ввиду того, что существование христианства и оккультизма в качестве основных религиозных направлений проявилось и в зарубежных данных ISSP за 1991 и 1998 гг., можно говорить о том, что эти два духовные течения являются общими для европейских обществ7. Данные ISSP - по меньшей мере, до известной степени - отвечают теории Элвуда и Пэртина о существовании двух основных образов дeйcтвительности западной цивилизации: "Христианство и современная наука, с одной стороны, и альтернативные явления, спаянные с традиционными мистическими течениями... гностицизма, магии, герметизма и неоплатонизма и через средневековое сектантство, волшебство, каббалу и алхимию приводящие к розенкрейцерству и оккультизму нового времени" [1].
Христианство в чешском исследовании проявило себя скорее как духовная ориентация меньшинства. Сумма положительных ответов на вопросы, которые являются признаками христианского фактора, показывает, что к христианству однозначно отнесла себя приблизительно десятая часть респондентов (10,8%) и определенную поддержку ему выразили еще 17,3%. Оккультизм однозначно поддержало примерно столько же респондентов, что и христианство (9,5%). Существование оккультных явлений допускают 42,6% респондентов. Однозначно проявилась зависимость обоих типов религиозности от возраста. Интерес к оккультизму проявляли чаще молодые респонденты, а к христианству склонялись, скорее, люди постарше. Не совсем ясно, означает ли это, что в обществе произошли какие-то
Таблица 3

Факторные нагрузки типов религиозности*


Переменные
Факторы
"Христиан-ство"
"Оккуль-тизм"
"Фата-лизм"
"Вера в челове-ка"
Загробная жизнь
0,80
0,06
- 0,12
0,05
Царство Небесное
0,86
- 0,14
-0,02
0,06
Ад
0,80
- 0,22
-0,02
0,06
Религиозные чудеса
0,82
0,04
-0,09
0,03
Отношение к Библии
0,74
- 0,02
- 0,02
0,25
Существует Бог, который заботится о каждом человеке
0,84
- 0,05
-0,04
0,08
Люди мало могут сделать для того, чтобы изменить свою жизнь
0,20
0,03
0,66
0,04
По-моему, жизнь имеет смысл только потому, что существует Бог
0,72
- 0,18
0,22
0,10
По моему, жизнь не имеет никакого смысла
- 0,00
- 0,12
0,74
- 0,06
Жизнь имеет смысл только тогда, когда человек сам придает ей какой-либо смысл
- 0,26
0,38
- 0,08
0,68
Своей судьбой мы распоряжаемся сами
- 0,31
0,38
- 0,04
0,65
Вера в амулеты
0,23
0,71
0,10
- 0,16
Вера в способность предсказывать
0,41
0,62
- 0,03
- 0,29
Вера в гороскопы
0,20
0,72
0,03
- 0,28
Вера в Бога как личность
0,76
0,07
- 0,18
0,12
В наше время человек должен жить по-современному
- 0,06
0,13
0,70
0,18

_________________
* Метод главных компонент (без вращения)
ценностные сдвиги или эти данные лишь отразили следующее: молодые поколения больше занимаются духовными вопросами, но с возрастом утрачивают интерес к данной проблематике и склоняются к традиционной религии. Отметим, что отношение к христианству зависит и от образования (верующими - христианами чаще оказывались люди с низким уровнем образования); в случае с оккультизмом связь с образованием выражена слабее. Об оккультизме - в отличие от христианства - также нельзя сказать, что он находил себе опору преимущественно в небольших населенных пунктах. Итак, христианство находит сторонников среди старших и менее образованных людей из менее урбанизированных районов, тогда как склонность к оккультизму проявила себя в исследовании как гораздо более общий феномен.
У многих респондентов признаки рассматриваемых духовных течений переплетаются. Шкалы с колебаниями факторных нагрузок ответов были разделены нами на 3 категории (менее - 0,75; от - 0,75 до 0,75; более 0,75). К числу чистых приверженцев соответствующего духовного направления можно было отнести лишь примерно третью часть христиан и пятую часть оккультистов, у прочих респондентов имеет место смешение обоих типов религиозности8. Данную связь между оккультизмом и христианством следует понимать лишь как некое указание на определенные тренды, так как ввиду существенной доли ошибочных ответов в нашем исследовании довольно большая часть данных не могла быть включена в анализ (табл. 4). В факторном анализе ошибочные ответы на отдельные вопросы были компенсированы средними. Отметим, что подобное смешение христианства и оккультизма неудивительно, так как в массовом, так называемом народном христианстве, оба типа религиозности всегда традиционно были достаточно прочно связаны.


Таблица 4

Соотношение факторных нагрузок христианства и оккультизма
Христианство
Оккультизм
Да
И да, и нет
Нет
Всего
Да
19,9
50,3
29,8
100
22,5
22,2
33,5

4,9
12,5
7,4
24,8
И да, и нет
28,2
60,6
11,3
100
59,2
49,8
23,5

13
27,9
5,2
46
Нет
13,8
53,8
32,4
100
18,3
28
42,9

4
15,7
9,5
29,2
Всего
21,9
56,0
22
100

___________________
Для каждого утверждения ("да" "и да, и нет", "нет"): 1-я строка - доля респондентов (в %) по строке; 2-я строка - по столбцу (обозначенное "Всего" принято за 100%); 3-я строка - в % по всей совокупности.

Вероисповедание и вера

Во что верят люди, которые заявляют о своем христианском вероисповедании9? Ввиду бесконкурентного положения Римско-католической церкви в Чешской республике вопрос о том, каковы чистые христиане, в известной мере является вопросом о том, каковы чистые католики10. Наибольшую группу (примерно четверть) католиков составили респонденты, которых можно обозначить как духовно не определившихся и которые склонялись как к христианству, так и к оккультизму11. В истинность положений традиционного христианского вероучения верили, согласно исследованию, лишь две пятых католиков, при этом лишь 13,6% католиков удалось идентифицировать как чистых христиан (табл. 5). С этими результатами согласуется и тот факт, что в существование Бога как личности верили только 27% респондентов католического вероисповедания. В целом четверть людей, которые отнесли себя к католическому вероисповеданию, можно идентифицировать как тех, кто не верит в согласии с христианским вероучением.
Интересно было бы провести сравнение с католиков с людьми других вероисповеданий, но ввиду малого числа протестантов в выборке и отчетливым разделением между протестантами, принадлежащими к евангелической и либеральной традициям, трудно делать выводы об отдельных деноминациях.
Очевидно, что вероисповедание само по себе не служит индикатором христианской веры. Однако известную ценность имел негативный ответ на вопрос о вероисповедании. Тот факт, что человек не отнес себя ни к какому вероисповеданию, свидетельствовал об отсутствии христианского взгляда на мир, так как среди людей без вероисповедания имеются лишь единицы тех, которых можно отнести к христианам, и лишь в исключительном случае (5,9% респондентов без вероисповедания). Как правило, если человек
Таблица 5

Соотношение веры в христианские догмы и оккультизм среди людей, отнесших себя к католическому вероисповеданию
Христианство
Оккультизм
Да
И да, и нет
Нет
Всего
Да
18,1
49,3
32,6
100
7,5
20,6
13,6
41,7
И да, и нет
29,7
59,5
10,8
100
12,8
25,5
4,6
42,9
Нет
13,2
58,5
28,3
100
2
9
4,3
15,4
Всего
22,3
55,1
22,6
100


____________________
Для каждого утверждения ("да" "и да, и нет", "нет"): 1-я строка доля респондентов (в %) по строке; 2-я строка - доля респондентов (в %) во всей совокупности.


"по-христиански" верил, он также относил себя к какой-либо церкви, хотя, может быть, и формально.

Религиозные представления, поведение и социальные установки
Исследование 1998 г. также затрагивало вопрос о влиянии религиозных представлений и поведения на социальные, политические и нравственные установки, на особенности морали, отношение к сексуальному поведению и абортам. Разумеется, в данном случае встает вопрос о том, до какой степени определенные установки являются причиной, а до какой - следствием различных религиозных ориентаций. Однако теоретическая дискуссия на эту тему не является предметом данной статьи. Согласно П. Бергеру, имеет место взаимовлияние: с одной стороны, религия является социальным конструктом и, следовательно, зависит из данных социальных условий, с другой - сама влияет на эти условия [2]. Не говоря о социальной детерминированности религиозных установок, он лишь указывает на то, что в одинаковых социальных ситуациях могут иметь влияние различные религиозные направления с их ответвлениями, но это, разумеется, не означает, что определенная общественная ситуация удобна для любого типа религии12.
Оккультизм является примером неорганизованной религии, в которой не установлено, "что такое хорошо и что такое плохо", в которой не существует авторитета, определяющего нормативность. Можно предполагать, что он будет иметь малое влияние при формировании эксплицитных моральных правил, и они будут зависеть, скорее, от конкретных психических и когнитивных ориентаций человека. Христианство, напротив, представляет собой организованную религию. Благодаря этому оно влияет на жизнь людей и общества на нескольких уровнях. С одной стороны, речь идет о влиянии собственно религиозной веры, следовательно, - определенной когнитивной структуры, которая связана с определенным восприятием действительности. Речь также идет о влиянии социального окружения на определенное религиозное объединение (церковь, церковный авторитет и конкретное общество). Наконец, роль играют и эксплицитно установленные нормы и правила (авторитет Библии, традиции и т.д.). Церковь, Библия и традиции определяют, что такое добро и зло. Таким образом, можно ожидать, что христианство будет иметь большее значение, чем оккультизм, при становлении эксплицитных моральных норм и предполагать, что религиозность сама по себе будет оказывать влияние на душевный склад человека, а церковь и священные тексты (при желании подчиниться их авторитету), напротив, - регулировать конкретные установки и моральные нормы.
На основе факторного анализа выделено 4 типа прсихологических характеристик опрошенных: пессимизм, недоверие к людям, фатализм и веру в себя самого (табл. 6)13. Отдельные респонденты получили соответствующие факторные нагрузки указанных характеристик, и эти нагрузки были сопоставлены с нагрузками, которыми были представлены христианство и оккультизм. Однако выводы первоначального факторного анализа, на основании которого были вычленены христианство и оккультизм, не могли быть использованы, так как в данный анализ входили вопросы, идентичные вопросам при факторном анализе психологических характеристик, и поэтому итоговые корреляции могли подвергнуться искажению. Поэтому факторный анализ указанных характеристик респондентов был проведен отдельно. Сходные вопросы опущены. Однако в результате также вычленились упомянутые основные духовные факторы: христианство и оккультизм.
Коэффициенты корреляции между ценностными ориентациями и религиозностью приведены в табл. 7. Ее показатели, разумеется, следует оценить с учетом того факта, что в анализ не были включены респонденты,

Таблица 6
Факторные нагрузки ценностных ориентаций респондентов
Высказывания
"Песси-мизм"
"Вера в людей"
"Вера в себя"
"Фата-лизм"
Как часто люди пытаются вас огорчить?
0,17
- 0,75
- 0,06
- 0,07
Можно ли доверяться людям, или человек при общении с людьми всегда должен быть достаточно осторожным?
- 0,39
0,63
0,09
- 0,02
Люди мало могут сделать для того, чтобы изменить свою жизнь
0,33
- 0,02
- 0,05
0,67
Жизнь не имеет смысла
0,06
- 0,08
- 0,04
0,84
Жизнь имеет смысл только тогда, когда человек сам придает ей какой-либо смысл
0,10
0,15
0,82
- 0,01
Своей судьбой мы распоряжаемся сами
- 0,01
- 0,14
0,84
- 0,07
Человек по природе добр и прекрасен. - Человек по природе зол и испорчен
0,15
0,64
- 0,08
- 0,22
Люди становятся все хуже и хуже
0,83
- 0,01
0,11
0,13
Сегодня человек в самом деле не знает, на кого положиться
0,80
- 0,20
0,02
0,05

__________________
Метод главных осей (вращение по методу варимакс с Кайзеровой нормализацией).


Таблица 7

Корреляции между факторами "христианство", "оккультизм", "пессимизм", "доверие к людям", "фатализм" и "вера в себя" (коэффициенты Пирсона)

Христианство
Оккультизм
Христианство
1,00
0,00
Оккультизм
0,00
1,00
Пессимизм
0,04
0,10**
Доверие к другим людям
0,14**
0,10*
Вера в себя
- 0,25**
0,14**
Фатализм
0,08*
- 0,06

___________________
* Уровень значимости ? = 0,05.
** Уровень значимости ? = 0,01.


не ответившие на один из вопросов. Условиям соответствовали 689 респондентов (56,3% первоначальной выборки).
Христианство проявило себя как духовная ориентация, сопряженная с верой в других людей и умеренным фатализмом. Интересно соотношение оккультизма и убеждения в том, что человек сам распоряжается своей судьбой. Результаты с трудом можно интерпретировать так, что оккультизм связан с высокой активностью; скорее в них отразилось отвержение надличностного авторитета (человек определяет смысл своей жизни и сам распоряжается своей судьбой). Христианство, связано с обратной установкой, которая задана самим принципом веры в Бога. Проявилась также зависимость между оккультизмом и пессимистической установкой, но делать заключения о том, что пессимизм является причиной или следствием оккультной веры, было бы поспешным.
В данной статье мы не будем осуществлять подробный анализ взаимосвязей между эксплицитными моральными нормами и религиозностью. В связи с этим вопросом лишь вкратце коснемся одной из областей, в которой можно констатировать это влияние, - а именно, сексуального поведения и отношения к абортам. Зависимость между христианством и взглядами на данную область хорошо известна, и данные ISSP 1998 г. подтверждают ее (табл. 8). Существенен вопрос о том, насколько важную роль в бытовании этих установок у респондентов играет сама вера, влияние церкви, желание принимать Библию как собственный авторитет и насколько - остальные факторы (например, образование). Регрессионный анализ отношения к отдельным вопросам, который мог бы вскрыть степень этого влияния, однако, не дает ясного представления. Так, нельзя утверждать, что отношение к семье и сексуальному поведению более всего связано с посещением богослужений или верой, однако по отношению к каждому отдельному вопросу мера влияния этих факторов проявилась. При этом влияние церкви, веры и отношения к священным текстам настолько
Таблица 8

Корреляции между христианством, посещением богослужений, отношением к авторитету Библии и отношением к абортам и сексуальному поведению (коэффициенты Пирсона)

Христи-анство
Богослуже-ния
Библия
Христианство
1,00
0,60**
0,66**
Участие в богослужениях
0,60**
1,00
0,55**
Отношение к авторитету Библии
0,66**
0,55**
1,00
Неверие
- 0,25**
- 0,23**
- 0,24**
Секс до свадьбы
- 0,33**
- 0,35**
- 0,34**
Продолжительная незарегистрированная связь
- 0,31**
- 0,35**
- 0,33**
Добрачное незарегистрированное сожительство
- 0,23**
- 0,35**
- 0,30**
Гомосексуализм
- 0,08*
- 0,26**
- 0,17**
Аборт (неполноценные дети)
- 0,29**
- 0,26**
- 0,27**
Аборт (низкий доход)
- 0,26**
- 0,24**
- 0,22**

__________________
* Уровень значимости ? = 0,05.
** Уровень значимости ? = 0,01.



комплексно, что определить их самостоятельный вклад весьма затруднительно.

Заключение
Религия и религиозное поведение - тема очень широкая. Исследование ISSP не может дать исчерпывающей картины религиозной жизни чешского общества, но, тем не менее, его данные вносят лепту в понимание и научное познание религиозной жизни в нашей стране.
Данные проведенного исследования свидетельствуют, что в чешском обществе значительно распространена вера в сверхъестественное. Тот факт, что Чешская республика принадлежит к странам с низкой численностью людей, исповедующих ту или иную веру, и практикующих христиан, вовсе не значит, что речь идет об обществе, которое отвергает сверхъестественное и духовное измерение. Так, большое распространение имеет вера в сверхъестественные элементы оккультного характера (амулеты, гороскопы), и это не ограничивается малообразованными не-горожанами старших возрастов, что свойственно для традиционных конфессий. Итак, в Чешской республике религиозная вера - хоть и не традиционная христианская - постоянно играет довольно значительную роль.
Отметим, что ряд авторов сомневается в одномерности теории секуляризации, согласно которой в современных обществах сверхъестественный элемент и религия вытесняются из повседневной жизни. Например, Г. Кэпел [3] указывает на возрожденческие тенденции в Римско-католической церкви, которые (речь не идет исключительно о провинциальных и малообразованных слоях населения) проявляются как характерное стремление решать каждодневные жизненные проблемы с ориентацией на библейские истины. Д. Мартин [4] сообщает подробные сведения о южноамериканских и иных обществах, в которых модернизация сопровождалась массовым религиозным подъемом. П. Бергер [5] в 1990 г. указывал на религиозный подъем в некоторых сферах советского общества.

Авторизованный перевод с чешского З. ПЕЙКОВОЙ

Примечания

1 Исследованием ISSP-1998 охвачены следующие страны: Австралия, Австрия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Ирландская республика, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Россия, Северная Ирландия, Словакия, Словения, США, Филиппины, Франция, Чешская республика, Чили, Швейцария, Швеция, Япония. Исследование ISSP-1991 проводилось в Австралии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Ирландской республике, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Польше, России, Северной Ирландии, Словении, США и на Филиппинах.
2 Согласно последней переписи населения 1991 г., то или иное вероисповедание продекларировано 44% населения (остальные 56% не дали ответа или отметили позицию "без вероисповедания").
3 Столь значительная доля респондентов, которые никогда не ходят в церковь (костел), ставит Чехию в один ряд с Великобританией, Францией, Нидерландами и Россией. О том, что никогда не ходят на богослужения, сообщили 50,3% респондентов во Франции; 54,2% в Великобритании; 56,3% в России и даже 60,1% в Нидерландах. Для сравнения: в Соединенных Штатах, Германии и Австрии такие ответы дала лишь 1/5 часть респондентов. Треть американцев и даже половина швейцарцев, напротив, ответили, что участвуют в богослужениях каждую неделю (ISSP 1998).
4 Сумма ответов "определенно, да" и "скорее, да".
5 Так, согласно исследованию 1992 г., 53% французов читали гороскопы на каждый день, а 63% немцев считали гороскопы в той или иной мере важными. Существуют и определенные признаки того, что в некоторых европейских странах расширяется увлечение спиритизмом. Например, в 1972 г. в Великобритании было 50 тыс. спиритистов, а в 1999 г. их число возросло до 80 тыс. [6].
6 Оккультизм "исходит из представления, что он владеет знанием и способами того, как использовать в нынешнее время древнюю практику суеверий, ритуалов и заклинательных формул на пользу или нанесения вреда другим людям. Равным образом ему свойственно представление о том, что человек может устанавливать контакты с духами, душами умерших людей или некоторыми космическими силами". В качестве примеров оккультизма можно привести предсказания судьбы, гадания по руке, и толкования гороскопов [7].
7 Не все вопросы в исследованиях 1991 и 1998 гг. были тождественными. В 1991 г., например, задавался вопрос, который в чешской модели 1998 г. отсутствовал, но был присоединен к фактору христианской веры: определяет ли закон Божий добро и зло. Различия также состояли в том, что в 1991 г. закладывались вопросы о том, верят ли люди в ад и дьявола, а исследование 1998 г. ограничилось вопросом о том, верят ли люди в ад. Несмотря на перечисленные различия, существование указанных двух основных духовных течений проявилось в обоих исследованиях.
8 В группу чистых приверженцев нами были зачислены те, кто недвусмысленно отнес себя к оккультизму или христианству, а другой тип религиозности отверг (полностью или частично).
9 Для целей нашего анализа уместно провести различение между католическим и протестантским направлениями христианства. В католической традиции мистические элементы обретают больший простор, нежели в протестантской, которая в большей мере подверглась влиянию рационализма.
10 По данным переписи населения 1991 г., к Римско-католической церкви отнесли себя 39% населения, что составляет 88,9% тех, кто продекларировал то или иное христианское вероисповедание. К протестантским деноминациям отнесли себя 2,5% населения Чешской республики.
11 В этом случае также использована классификация на основе факторных нагрузок.
12 Эти факты можно подтвердить примерами из исторической эволюции Южной Америки. Здесь в широкие слои населения проникают и евангелические версии протестантизма, и спиритизм, но оба этих направления сходятся в том, какие проблемы общества считать главными: это алкоголь, насилие и распад родственных отношений. Протестантизм в немалой степени сходится со спиритизмом и во внешних формах своего выражения (например, большой акцент на регламентированность), однако экономические последствия влияния этих направлений совершенно различны: в то время как протестантизм приводит к повышению жизненного уровня населения, спиритизм скорее препятствует экономическому росту [4, с. 169-171].
13 Эти факторы представлены отношением к следующим вопросам. Недоверие к людям: "Как часто люди пытаются вас огорчить?"; "Можно ли доверяться людям, или человек при общении с людьми всегда должен быть достаточно осторожным?"; "Человек по природе добр и прекрасен. - Человек по природе зол и испорчен". Фатализм: "Люди мало могут сделать для того, чтобы изменить свою жизнь"; "Жизнь не имеет никакого смысла". Пессимизм: "Люди становятся все хуже и хуже"; "Человеку не на кого положиться". Вера в себя: "Жизнь имеет смысл лишь настолько, насколько человек сам придает ей какой-либо смысл"; "Своей судьбой мы распоряжаемся сами".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Luzny D. Nova nbozenska hnuti. Brno: Masarykova univerzita. 1997. С. 26.
2. Berger P.L. Zur Dialektik von Religion und Gesellschaft. Framkfurt am Main: Fisher Taschenbuch. 1988.
3. Kepel G. Bozi pomsta. Krest'ane, zide a muslimove znovu dobyvaji svet. Praha: Atlantis. 1996.
4. Martin D. Tongues of Fire. The Еxplosion of Protestantism in Latin America / Oxford and Boston. MA: Basil Blackwell, 1990.
5. Berger P.L. A Rumor of Angels. New York: Anchor Books, 1990.
6. Chryssides G. Exploring New Religions. London: Cassels. 1999.
7. Maly slownik sekt 1998. Kostelni Vydri: Karmelitanske nakladatelstvi.

??

??

??

??




5





СОДЕРЖАНИЕ