стр. 1
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

РОССИЙСКОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО
Секция «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ КАББАЛЫ»

ВЫПУСК 5




ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКИЙ
СБОРНИК СТАТЕЙ ПО ТЕМАМ:


АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ.




Издательство Московского университета
2006
УДК 11
ББК 87
И73
Редколлегия:
Чумаков А.Н., Кацура А.В., Королев А.Д.,
Чекалкин В.В., Илизаров Л.Г., Ашер Т.


Редколегия выражает глубокую благодарность за участие в ре
цензировании доктору философских наук, доценту кафедры Филосо
фская антропология МГУ Свирскому Я.И. и доктору философских
наук Аршинову В. И.


ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Междисциплинарный научно популярный сборник статей. –
И73 М: Изд во МГУ, 2006. – 288 с.

ISBN 5 211 05184 X


В сборнике помещены статьи членов Российского философ
ского общества и Международной академии каббалы под руковод
ством проф. М. Лайтмана.
Для научных работников, преподавателей философии и других
общественных дисциплин, аспирантов, студентов, всех, кто инте
ресуется новыми формами научного познания.



Публикуется по решению секции
«История и философия каббалы»
Российского философского общества РАН
в авторской редакции.
УДК 11
ББК 87

© М. Лайтман, 2006.
© НФ “Институт перспективных
исследований”, 2006.
© Издательство Московского
университета, 2006.
ISBN 5 211 05184 X
Редакция благодарит Т.Хрипкину, О.Яалома,
Е.Вахромова, Ю.Лабаса, Ю.Ротенфельда, А.Бренер,
А.Барановского, М.Калинина, М.Лоттера, Е.Орлову,
П.Ярославского, А.Алпацкую, В.Стосман, О.Уткину,
И.Левашову, М.Кудрявцеву, С.Добродуб, Н.Рудневу,
И.Можаеву, В.Замая, А.Ларионову за помощь в работе
над сборником.




3
СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. На пути к новым стратегиям мышления ....................6

Вопросы теории ................................................................11
Я.Свирский. Продолжение диалога...............................................11

Проблемы психологического и социального характера ......19
Е.Вахромов., Т.Ашер. Психологический кризис нашего времени....19
С.Гроф. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис и стратегия
его смягчения.................................................................................41
И.Калинаускас. Брать и давать .....................................................62
Л.Собчик. Проблема духовности в психологии ..............................68
Л.Конотоп, В.Хромец. Психология и каббала...............................74
Б.Базыма. Социальный и духовный субъекты ................................85
Т.Хрипкина. Проблема наркомании как симптом духовного падения
общества .......................................................................................96
Т.Хрипкина. Самоубийство – бегство от свободы выбора. ...........108
А.Гальперин. Здоровье – это гармония ........................................116

Проблемы политического и экономического характера ....125
М.Лайтман. Надежда на мир.......................................................125
Т.Ашер. Война, которой не будет?................................................134
А.Кацура. Международный терроризм.........................................155
В.Инюшин. Психоэнергетические источники терроризма............163
О.Яалом. Терроризм как негативное понимание смысла жизни. ....176
К.Пакиров. К вопросу о функционировании мирового сообщества в
эпоху социокультурных из менений. .............................................181

Проблемы природно экономического характера и экоэтика.189

С.Мухачев. Уравнение глобальной этики или исток
безнравственности .......................................................................189
М.Калинин. Новый экологический менеджмент: внутренние резервы
человечества ................................................................................204
М.Гонопольский. Норма экологического сознания ......................204


4
СОДЕРЖАНИЕ


Перспективы выхода из кризиса и развития человечества.............214

Л.Илизаров. Предназначение нашего поколения..........................214
Л.Макарон. Исправление мира в исправлении себя......................220
Г.Бальцер. Ценность науки каббала .............................................230
Т.Ашер. Духовная ресоциализация...............................................237
С.Крупенин. Философия – время принимать решения ................250
М.Лайтман. Развитие человека. ..................................................258
М.Лайтман. Как привести мир в равновесное состояние. .............267




5
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5


ПРЕДИСЛОВИЕ
НА ПУТИ К НОВЫМ СТРАТЕГИЯМ МЫШЛЕНИЯ

Цель предлагаемого вниманию читателей сборника статей со
стоит в показе того, что современные техники освоения мира и спо
собы пребывания человека в нем в очередной раз (как это уже слу
чалось в истории) нуждаются в ревизии и коррекции с учетом со
временного положения дел как в природе, так и в социуме. Сегод
ня многие авторы, принадлежащие разным национальностям, кон
феcсиям и проживающие в разных странах, говорят о кризисе со
временной цивилизации. И такой кризис, ощущаемый на экзи
стенциальном уровне, бросает вызов политическим, психологиче
ским, религиозным и познавательным установкам, которые до не
давнего времени казались достаточно продуктивными и многооб
ещающими. Мир оказывается сложнее и многограннее, чем он
предстает даже в самых изощренных теоретических построениях.
Что касается познания, то все отчетливее проступает односто
ронность теоретико экспериментальных стратегий постижения
природы и внутреннего мира человека. И эта односторонность про
является, прежде всего, в том, что современная наука во многом
продолжает ориентироваться на классический идеал исключения
человека из научной картины мира. Многие человеческие качества
(особенно интимного свойства, такие как любовь, вера, чувство
прекрасного) изымаются из эпистемологического арсенала и в луч
шем случае предстают как объекты исследования (исторического,
психологического, социологического).
Подобная дезантропоморфизация науки неоднократно под
вергалась конструктивной критике, которая чаще всего строилась
на различении двух несводимых друг к другу способах отношения к
миру–естественно научному и гуманитарному. Однако, как прави
ло, различение этих способов в конечном счете сводится к возвели
чиванию одного из них и принижению другого. При этом далеко в
стороне остаются и часто наделяются нелестными эпитетами ду
ховные практики подключения к миру, черпающие свою энергию
из традиции. С точки зрения большинства авторов сборника обра
щение к духовным практикам, укорененным в традиции, может
дать толчок к конструктивному сочленению естественно научного
и гуманитарного образов мироздания–сочленению, которое не
только способно обогатить исследовательский арсенал, но и если

6
На пути к новым стратегиям мышления


не снять, то по крайней мере поколебать ту стену отчуждения, ко
торая стоит между академической наукой и традиционным знани
ем.
Действительно, духовные познавательные практики суще
ственным образом антропологичны. Именно в них человек стре
мился и стремится реализовать свою фундаментальную тягу к тому,
что налично не дано, – тягу, которая сопряжена с экзистенциаль
ной неудовлетворенностью как окружающим положением дел, так
и господствующими представлениями человека о самом себе. Сра
зу надо сказать, что и научный поиск истины также мотивирован
подобного рода неудовлетворенностью, хотя последняя тщательно
маскируется за объективистскими установками ученого. Причем
научный объективизм выстраивает свою позицию на нетожде
ственности истины (научной истины) и блага и, таким образом, от
стаивает собственную этическую нейтральность по отношению к
исследуемым вещам. Такая этическая нейтральность помимо того,
что указывает на агуманный характер научного поиска, в особенно
сти играет деструктивную роль, когда в фокус научных (да и жиз
ненных) интересов попадают сверхсложные человекомерные обра
зования. Именно при познавательных контактах с такого рода об
разованиями позитивное значение могут иметь приемы и способы
освоения мира, выработанные в традиционном знании, строящем
себя на духовных практиках.
Особый интерес в плане развития заявленных в сборнике тем
представляет обращение к каббалистической традиции, которая
ориентирована именно на познавательные установки и дистанци
рует себя от конфессиональных пристрастий. Такое обращение не
случайно потому, что, как подчеркивает крупный ученый кабба
лист (и один из авторов предлагаемого сборника) М.Лайтман, "каб
бала представляет собой уникальное духовное явление, которое не
поддается традиционной религиозной или мистической классифи
кации". Предпринятое М.Лайтманом развитие каббалистической
традиции представляется наиболее перспективным для разреше
ния тех онтологических и эпистемологических трудностей, какие
встают перед современной наукой и прежде всего той ее частью, ко
торая сопряжена с философскими основаниями самой познава
тельной деятельности.
В связи с вышесказанным в сборнике предпринята попытка
выдвинуть и обосновать ряд гипотез, связанных с выработкой но
вых культурных и мыслительных стратегий, которые призваны

7
Предисловие


стать одним из возможных ответов на вызовы, порождаемые про
цессами глобализации и утратой необходимых для устойчивого ра
звития цивилизации ее человекомерных идентификаций.
Так, один из лейтмотивов, пронизывающих весь сборник,–это
явная или неявная установка на необходимость междисциплинар
ного диалога и сотворчества, направленных на экспликацию изна
чальных интуиций, которые движут авторами, принадлежащими к
разным типам и стилям мышления. Ибо лишь при междисципли
нарном подходе к исследованию мироздания особую форму жизни,
особую форму востребованности здесь и теперь обретает то духов
ное богатство, какое содержится в еще не освоенных культурой
пластах каббалистического учения.
Другой, не менее важный, мотив книги связан с построением
особой синтетической онтологии, предполагающий своеобразный
сдвиг в самой онтологической проблематике, а именно: акцент не
только на экспликации некоего статичного предсуществующего
бытия, но и на обосновании динамически становящегося бытия,
фундаментальные структуры которого сущностным образом зада
ются посредством коммуникаций между иерархизированными па
раметрами порядка, причем последние также выступают как ре
зультаты становления и самоорганизации. И обращение в этом
плане к каббалистическим способам освоения мира предполагает
не только описание или реконструкцию последних, не только по
иск в них "конструктивных аналогий" с теми сюжетами, какие име
ют место в современной науке, но и выявление тех, далеко не всег
да явных связей и проблемных полей, позволяющих говорить о не
ком виртуальном (ментально физическом) пространстве, где мо
жет быть развернута тема динамически многообразного бытия.
Особый акцент (при сопоставлении естественно научных,
психологических, социологических сюжетов и каббалистической
традиции, где познающий субъект сущностным образом включает
ся в познаваемую реальность) делается на том обстоятельстве, что
самому познавательному процессу имманентны ценностно этиче
ские измерения как постигающего, так и постигаемого. Это об
условлено прежде всего тем, что многие современные теоретиче
ские построения и исследовательские практики предполагают ду
ховно ценностное измерение, не сопряженное напрямую с утили
тарной выгодой и техническим оснащением жизни. И хотя тема,
связанная со спецификой собственно жизненных реалий, часто за
слоняется в естествознании изучением причинно следственных и

8
На пути к новым стратегиям мышления


структурных отношений, современное познание (ориентированное
на междисциплинарность и коммуникацию) многие исследователи
наделяют особым качеством, именуемым "человекомерность".
Именно "человекомерность" сегодняшней науки указывает на
возможность диалога с каббалистической традицией, где ставятся
под сомнение трансценденталистские (в кантовском смысле) опра
вдания познавательной деятельности и поднимаются на щит сюже
ты, связанные с тем, что в динамических описаниях становящегося
мира следует учитывать такие характеристики познающего, как же
лания, влечения, удовольствие и неудовольствие, причем послед
ние перестают быть только лишь родовыми признаками опреде
ленного типа существ, а наделяются статусом особых онтологиче
ских инстанций. То есть с познавательных стратегий – в определен
ном смысле и в определенных ситуациях – должны сниматься огра
ничения, наложенные в свое время Кантом и остающиеся регуля
торами познавательной деятельности по сей день.
Возможность конструктивного разрешения проблем, вызван
ных с глобализацией, экологическим и демографическим кризиса
ми, повсеместной экзистенциальной неустроенностью человека,
видится в том, что каббала уже демонстрирует динамическую, про
низанную обратными связями, иерархизированную картину мира,
сотканную из сложным образом взаимодействующих энергетиче
ских потоков (предполагающих, если пользоваться синергетиче
ской терминологией, объемные источники и стоки энергии, ра
спределенные в сплошной среде исходящего от Творца света), на
основе которых "нелинейным образом" самоорганизуются устой
чивые и одновременно эволюционирующие образования, чей ста
тус, в зависимости от точки зрения (и дисциплинарных пристра
стий), может быть отнесен либо к духовной, либо к физической
сфере. Более того, все каббалистическое мировидение пронизано
духом "человекомерности" и "динамикой неоднозначности"–нео
днозначности в приписывании характеристик рассматриваемых
процессов какому то одному концептуально оформленному регио
ну познавательной и духовной деятельности, будь то философия,
психология, физика, биология, космология, религия и т.д. Послед
нее обстоятельство еще раз подчеркивает принципиально междис
циплинарный характер тем и способов их изложения, какие при
сутствуют в предлагаемом сборнике.
И еще раз подчеркнем, что речь не идет только лишь о поиске
внешних аналогий между достижениями современной науки и каб

9
Предисловие


балистическими сюжетами. Речь, скорее, может идти о поиске пло
дотворных взаимовлияний именно на уровне стратегий мышления,
ориентированных на выявление онтологических оснований неу
стойчивого нелинейного мироздания. Речь идет о создании зон вза
имной открытости внешне разнесенных в культурном простран
стве способов переживания мира, о коммуникативном взаимопере
сечении когнитивных потенциалов этих областей.




В.И. Аршинов, доктор философских наук, зав. сектором философских проблем
междисциплинарных исследований ИФ РАН
Я.И. Свирский, доктор философских наук, доцент кафедры философской
антропологии МГУ им. М.В.Ломоносова

10
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5


ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Я.И. Свирский
ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИАЛОГА

Содержащийся в статьях М.Лайтмана проект проведения срав
нительного анализа науки каббала, философии и естественно науч
ных теоретических построений и гипотез может оказать неоцени
мую услугу не только в наведении мостов между, казалось бы, куль
турно разведенными стратегиями постижения мира, но и привне
сти свой особый вклад в практическое разрешение тех кризисных и
конфликтных ситуаций, которые будоражат современный социум.
Однако при этом следует учитывать ряд существенных моментов,
которые одновременно и затрудняют такой анализ, и способствуют
ему.
Каббала, по крайней мере для каббалистов практиков, имеет
древнюю традицию подхода к пониманию мироздания, которая
намного старше и философии, и естествознания. Причем в кабба
ле, как традиционном учении, удерживается тот корпус знаний и
практик, который был получен в период ее зарождения. Эволюция
и развитие каббалы во многом состоит в том, чтобы на каждом но
вом историческом этапе воспроизводить и посредством такого вос
произведения обогащать полученные через откровение знания,
приспосабливая последние (без утраты фундамента) к конкретным
духовно социальным условиям1.
Философия же (если отвлечься от школьных и достаточно об
щих ее определений), несмотря на наличие в ней сложившихся,
также устойчивых традиций, предстает тем не менее как некое гете
рогенное предприятие, в котором даже базовые предпосылки не
всегда могут быть сведены к какому то общему знаменателю.
(Вспомним хотя бы классическое деление философских направле
ний на материализм, идеализм, агностицизм, рационализм, ирра
ционализм и т.п., учитывая, что подобные направления часто име

Свирский Яков Иосифович – доктор философских наук, старший научный
сотрудник Института философии РАН, доцент кафедры философской
антропологии МГУ

См.: Лайтман М.С., Розин В.М. Каббала в контексте истории и современности. М.,
1

2005.

11
Вопросы теории


ют идеологическую подоплеку.) И такого рода гетерогенность, с од
ной стороны, способствует движению философской мысли, с дру
гой – показывает, что далеко не каждое философское учение может
вступить в диалог с каббалой. Иными словами, отдельные филосо
фские стратегии могут плодотворно взаимодействовать с каббалой
лишь какими то своими гранями. И именно эти грани имеют ре
шающее значение для указанного выше анализа.
Что касается естествознания, то, если принимать во внимание
науку Нового времени и современные исследования, оно предста
вляет собой научные направления, которые также с трудом, осо
бенно сегодня, находят общие точки соприкосновения: физика,
биология, психология часто претендуют на собственные эпистемо
логические основания. В том числе и поэтому в конце XX в. появи
лись междисциплинарные исследования и научные направления,
претендующие работать на стыке разных областей познания (на
пример, синергетика, теория диссипативных структур, теория авто
поэзиса). И именно такие междисциплинарные направления могут
конвергировать и резонировать с каббалистической традицией.
Конечно же, и каббала, и философия, и естествознание наце
лены на осмысление и освоение существующей реальности и поло
жения человека в ней. Но, как справедливо указывает М.Лайтман,
уникальность науки каббала состоит в ее интегративном характере.
Каббала стремится привести человека (и приводит его) к инте
гральному, целостному восприятию действительности, когда мир
не делится на высший и низший, интеллигибельный и чувствен
ный; каббала стремится открыть некий синтетический взгляд на
мир в целом. И как раз такая интенция каббалы сближает ее как с
постнеклассической наукой, ориентированной на междисципли
нарные исследования, так и с самыми современными философски
ми направлениями, стремящимися аккумулировать в себе (по воз
можности наиболее полно) разнообразный опыт философского
мышления и ответить на наиболее животрепещущие вопросы со
временности.
Но, повторимся, в отличие от философии каббала имеет доста
точно устойчивую традицию и удерживает свое начало (зафиксиро
ванное, например, в текстах "Сефер Ецира" и Торы). В отличие же
от естествознания она не апеллирует только лишь к органам чувств
(с их приборным приставкам) и к разуму как единственным источ
никам познания. Практикующие каббалисты указывают на
необходимость развития в человеке дополнительного "инструмен

12
Я.И. Свирский. Продолжение Диалога


та" познания, называемого "духовным органом ощущения", или
"душой". Тогда полное раскрытие сути мироздания осуществляется
с помощью не пяти органов чувств, а шести. Причем такое шестое
чувство не сводимо к способностям разума, как это имеет место в
рационалистических философских направлениях. Шестое чувство
можно сопоставить (но не уравнять), например, с интуицией
А.Бергсона, также направленной на то, чтобы вызвать у человека
некое целостное восприятие мира и себя, не предполагающее раз
деления на внешнее и внутреннее, высшее и низшее и т.д.2
И здесь следует заметить: само признание наличия такого рода
чувства, такого дополнительного органа ощущения указывает на
существование особого слоя реальности, принципиальным обра
зом ускользающего из поля разума и пяти чувств (что вовсе не пред
полагает его однозначной непознаваемости) – слоя, именуемого в
каббале "скрытым миром", или "миром духовным". И в этом пунк
те проступают параллели с некоторыми, до сих пор не утративши
ми своей актуальности, естественнонаучными теориями и гипоте
зами. Так, один из крупнейших физиков XX в. Дэвид Бом – созда
тель голографической модели вселенной – для объяснения стран
ной взаимосвязи, существующей между, казалось бы, несвязанны
ми событиями на внутриатомном уровне, и разрешения квантово
механических парадоксов (в частности, ЭПР парадокса) предло
жил различать два типа упорядоченности во вселенной: имплика
тивный и экспликативный порядки. Поясним, что здесь имеется в
виду.
Квантовая теория, предложенная Н.Бором, блестяще предска
зывала многие явления, но, как полагал Д.Бом, не давала базисной
структуры мира, в то время как Н.Бор и его последователи считали,
что эта теория завершена и более ясной картины, наблюдаемой в
квантовой области, быть не может. То есть квантовая теория отри
Относительно выработки интуитивного восприятия Бергсон писал: "Единственная
2

задача философии здесь должна состоять в возбуждении известного рода духовной
деятельности, затрудненной у большинства людей более полезными в жизни привы
чками ума. ...Выбирая, возможно, менее связанные друг с другом образы, удастся из
бегнуть того, чтобы один из них не занял место интуиции, так как тогда он был бы не
медленно смещен одним из своих соперников. Действуя так ...можно будет приучить
сознание к совершен но особой и определенной склонности ... Но для этого нужно
еще, чтобы оно само пошло на такие усилия" (Бергсон А. Введение в
метафизику // Бергсон А. Время и свобода воли. М., 1910). То есть научиться пости
гать мир интуитивно, по Бергсону, можно лишь через внутреннее изменение
отношения к миру и к себе, требующее, в конечном счете, некоего сознательного
усилия, скачка, "вспышки".

13
Вопросы теории


цала наличие более широкой реальности, пребывающей вне преде
лов микромира, и накладывала запрет на дальнейшее вопрошание
относительно последней. Напомним, что согласно теории Бора, эл
ементарная частица – электрон – не существует вне наблюдения.
Напротив, Д.Бом с самого начала предположил, что частицы вроде
электронов существуют и в отсутствие наблюдателя. То есть по ту
сторону боровской реальности есть более глубокая реальность, ко
торую Бом определил как поле особого рода и назвал его кванто
вым потенциалом, причем в отличие от гравитационных, магнит
ных и других полей сила такого поля не ослабевает с расстоянием,
а равномерно распределяется по всему пространству.
Более того, после долгих размышлений Д.Бом предположил
наличие у квантового потенциала особого неявного (импликатив
ного) порядка, который не схватывается нами с помощью "обыч
ных" средств наблюдения и на базе которого возникает наш "осяза
емый" мир (экспликативный порядок). Для описания импликатив
ного порядка более глубокого уровня реальности Бом использовал
метафору голограммы. Действительно, изображение на голографи
ческой пленке хорошо иллюстрирует суть импликативного и эк
спликативного порядков: интерференционная картинка, нанесен
ная на пленку, выражает скрытый импликативный порядок, скры
тую полноту и целостность бесконечного числа изображений. Сама
же голограмма, которая проецируется пленкой при прохождении
через нее лучей света, выражает экспликативный порядок, т.е. дает
развернутую и наблюдаемую версию того или иного изображения.
Тогда наш мир, согласно Бому, выступает в качестве некой "иллю
зии" (хотя термин "иллюзия" здесь не совсем уместен), наподобие
голографического изображения, ниже которого пребывает изна
чальный порядок бытия, порождающий всю наблюдаемую органа
ми чувств реальность.
Особо стоит отметить ту роль, которую играет в данной модели
свет. Поскольку на одной голографической пленке может быть за
печатлено множество различных изображений, то в зависимости от
угла падения света будут актуализироваться те или иные эксплика
тивные порядки. Вместе с тем, экспликативные порядки меняются
в зависимости от точки зрения наблюдателя3. Поэтому расчленение
реальности на составляющие выступает лишь как некая услов

Теория Бома в этом пункте не противоречит воззрениям Бора: электрон, в
3

зависимости от способа наблюдения, будет представать либо частицей, либо волной.

14
Я.И. Свирский. Продолжение Диалога


ность, отсылающая к более глубокому уровню, на котором во все
ленной все взаимозависимо и нераздельно.
В этом отношении каббалистическое утверждение о том, что
разница между материальным (эксплицитным порядком) и духов
ным (если под "духовным" понимать именно имплицитный поря
док) существует только относительно человека, но не относительно
Творца, оказывается когерентным голографической парадигме (го
лодинамике) Д.Бома. Или, как пишет М.Лайтман, определение ду
ховного как особой части реальности имеет смысл только относи
тельно творений.
Действительно, поскольку все, что существует, выступает в ка
честве многообразия различных аспектов голодинамики, то не
имеет смысла говорить о дихотомии сознании и материи, посколь
ку в данной модели наблюдатель сам является наблюдаемым. Фак
тически Бом полагает, что сознание – это более тонкая форма мате
рии, причем ее взаимодействия с другими формами материи про
исходят не на нашем (экспликативном) уровне реальности, а в глу
бинном импликативном порядке. Сознание проступает в виде раз
личных степеней сворачивания и разворачивания всей материи,
или, лучше, всей той духовно материальной среды, голографиче
скими выражениями которой являются психические и веществен
ные образования.
Даже деление объектов природы на живые и неживые лишает
ся здесь своей концептуальной опоры. Одушевленное и неодуше
вленное оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Жизнь в скрытой форме пребывает во всей вселенной. Бом утвер
ждает, что даже камень в определенном смысле живой, поскольку
жизнь и интеллект присутствуют не только в материи, но и в "энер
гии", "пространстве", "времени", во "всей ткани вселенной". И лишь
мы как тварные существа абстрактно выделяем из голодинамики
локальные предметности и ошибочно рассматриваем их как неза
висимо существующие.
То обстоятельство, что разумная, духовная составляющая ми
роздания не ограничивается только лишь человеческим телом, с
другой точки зрения и исходя из иных интуиций обосновывал в
своих теоретических построениях влиятельный англо американ
ский ученый Грегори Бейтсон, мышление которого принципиаль
ным образом междисциплинарно. Бейтсон, как и Бом, также от
стаивал холистический взгляд на мир, противопоставляя послед
ний господствующей в науке картезианско кантовской стратегии

15
Вопросы теории


мышления. Делая в своих изысканиях акцент не на вещах, а на от
ношениях между ними, Бейтсон указывал пути для преодоления
картезианского дуализма сознания и материи4.
Для описания физических, биологических, социальных систем
и комплексов Бейтсон использовал кибернетическое представле
ние об обратной связи: любое природное образование представляет
собой совокупность кольцевых причинно следственных цепей,
когда первое звено цепи испытывает воздействие со стороны по
следнего звена. В результате такая кибернетическая система обре
тет способности к саморегуляции, самокоррекции и оптимизации
собственного поведения. Бейтсон полагал, что чем сложнее при
родное образование, тем из большего числа колец обратной связи
оно состоит. В пределе все мироздание может быть представлено
как некая коммуникативная система, или сеть, в которой посред
ством обратных связей осуществляются метаболические процессы
обмена веществом, энергией или информацией. И если предполо
жить, что разумное поведение как раз и состоит в способности к са
морегуляции, а шире – к самообучению посредством оптимизации
поведения в разнообразных условиях существования, то его носи
телем будет выступать не только мозг, но и все человеческое тело, а
также окружающая это тело среда, поскольку обратные связи выхо
дят за пределы любой ограниченной телесности. Более того, в таких
сложных системах с обратной связью не существует выделенных
центров управления (типа инстанции "Я"), поскольку последние
сами являются элементами кольцевых цепей.
Любое центрирование, любое приписывание какому либо ло
кусу сети выделенных управляющих функций является иллюзор
ным и свидетельствует, согласно Бейтсону, об отсутствии систем
ной мудрости. И поскольку во главу угла здесь ставятся не вещи, а
отношения, то все, чему приписывается выделенный статус упра
вляющей инстанции, в конечном счете выступает лишь как некий
системный эффект. Разум, превратившись в показатель сложности


"Для меня картезианский дуализм был непреодолимым барьером. Читателя может
4

развлечь то, как я пришел к определенному виду монизма убеждению, что разум и
природа образуют неизбежное единство, в котором не существует разума отдельно от
тела и нет Бога отдельно от его творения. И как, исходя из этого, я научился смотреть
на мир, когда я начинал работать. Правила тогда были совершенно ясными: в научном
толковании не должны использоваться ни разум, ни божество и не должно быть
ссылки на конечные цели. Все причинные связи должны меняться с течением
времени, причем нет никакого влияния будущего на прошлое или настоящее".
(Бейтсон Г., Бейтсон М.К. Ангелы страшатся. М., 1994. С. 19 20).

16
Я.И. Свирский. Продолжение Диалога


системы, приурочивается здесь не только человеку, но и любой
сложноорганизованной структуре, а в пределе всему мирозданию.
Далее, Бейтсон полагал (и демонстрировал это в своих этногра
фических, экологических, социальных и психологических исследо
ваниях), что мироздание, организованное как сеть коммуницирую
щих обратных связей, иерархизировано: каждая сложная система
вместе со своими метаболизмами существует в контексте (или
окружении) более сложной системы, с которой она также обмени
вается веществом и информацией. Причем такой контекст каче
ственно определяет поведение системы5. Такая иерархия контек
стов может интерпретироваться как иерархия миров и, соответ
ственно, иерархия разумов, имманентных этим мирам, – сетевых
разумов, структурно сопряженных друг с другом. Причем термин
"разум" имеет здесь расширенное значения, выходящее за границы
картезианско кантовского истолкования разумно рассудочной
деятельности субъекта. Под этот термин уже подпадают и бессозна
тельное, и эмоционально чувственная жизнь человека, и те плохо
артикулируемые способности последнего, которые позволяют ему
продуктивно двигаться в более широких, а потому не охватываемых
чистым ratio контекстах. Отсутствием системной мудрости как раз
и будут выступать невнимание к таким особого рода способностям
(шестому чувству) и эгоистическое стремление представить соб
ственное "Я" в качестве последней управляющей и познающей ин
станции6.
В противовес эгоистической установке разума Бейтсон настаи
вает на особом типе духовно разумной деятельности, которая им
манентна "не только телу, а также контурам и сообщениям вне те
ла", поскольку "есть больший Разум, в котором индивидуальный

"Обучение всегда происходит в некотором контексте, имеющем формальные
5

характеристики... Этот структурированный контекст также размещается внутри более
широкого контекста (если хотите, метаконтекста), и эта последовательность
контекстов образует открытую и, повидимому, бесконечную серию... Происходящее в
более узком контексте будет подвергаться воздействию более широкого контекста,
внутри которого обретает свое существование меньший. Между контекстом и
метаконтекстом может возникать неконгруэнтность (конфликт)... Тогда организм
сталкивается с дилеммой: либо быть неправым в первичном контексте, либо быть
правым по неправильным причинам или неправильным образом". Бейтсон Г.,
Бейтсон М.К. Ангелы страшатся. С. 269).
"Коль скоро наши разумы [в узком понимании как наши Я. Я.С.], включая наши
6

инструменты и наши действия, это только части большого разума, его вычисления
могут быть искажены нашими противоречиями и искажениями. Коль скоро
имманентный разум включает наше безумие, он сам неизбежно подвержен
возможному безумию. С помощью нашей технологии мы вполне способны вызвать
безумие большей системы, частью которой являемся". (Там же. С. 432).

17
Вопросы теории


разум – только субсистема. Этот большой Разум можно сравнить с
Богом, и он, возможно, и есть то, что некоторые люди понимают
под "Богом", однако он по прежнему имманентен совокупной вза
имосвязанной социальной системе и планетарной экологии"7.
Причем такой экологически понятый Бог не злобен и не мстите
лен. Мнимая агрессивность Бога – лишь обратная реакция сверх
сложной системы, в которую включен и человек, на опрометчивые
действия последнего – действия, основанные на эгоистическом
самоцентрировании.
Отказ от самоцентрирования, от позиции изолированного на
блюдателя подразумевает феномен веры, но не догматической веры
во всеблагого Творца, а веры как инструмента постижения высших
контекстов (или параметров порядка), задающих условия обратной
связи для менее сложных подсистем. И в таком случае устойчивое
существование и эволюция мироздания зависят не только от дей
ствий людей, но и от их мыслей, эмоций, желаний и чувств.
В таком случае каббалистическое понимание статуса молитвы,
как его описывает М.Лайтман, во многом резонирует с экологиче
ской парадигмой сознания Бейтсона, поскольку молитва здесь вы
ступает не как одностороннее увещевание Творца, а как средство
выработки правильного (экологического) отношения к последне
му. Причем выработка правильного отношения совпадает с пере
структурированием отношения к самому себе, или самоисправле
нием, направленным на целостное видение реальности.
Итак, наблюдаемые аналогии в интенциях современного есте
ствознания и науки каббала позволяют выдвинуть гипотезу, соглас
но которой синтетическое видение мира, в котором так нуждается
современное мышление, может быть конструктивно развернуто
лишь в режиме интенсивного диалога разных культурных про
грамм. Причем каббала в рамках такого диалога выступает в каче
стве духовного катализатора нового мировоззрения, конструктив
ным образом сочетающего в себе достижения самой передовой на
учной и философской мысли.




Бейтсон Г. Экология разума. М., 2000. С. 426.
7




18
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5


ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И
СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Е.Е. Вахромов, Т. Ашер
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС НАШЕГО ВРЕМЕНИ


Я уверен, что самоактуализация – это могучая сози
дательная тенденция, благодаря которой сформирова
лась наша Вселенная: от самой крохотной сне жинки до
самой огромной галактики, от самой ничтожной амебы
до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, здесь
мы касаемся острия нашей способности преобразовывать
себя, создавать новые, более духовные на правления в эво
люции человека.

Карл Роджерс

Современная наука рассматривает мир и человеческую циви
лизацию как сложные открытые саморазвивающиеся системы. С
точки зрения социологии основной двигающей силой развития ци
вилизации является человек. Сегодня одна из центральных про
блем для науки – это определение условий, при которых осущест
вляется переход систем от развития, происходящего благодаря воз
действию внешних факторов, к саморазвитию. Поэтому и в ком
плексе наук о человеке, в педагогике, психологии и акмеологии од
ной из центральных является проблема определения условий, при
которых осуществляется переход человека от развития, вызванного
внешними воздействиями и ориентированного на внешние источ
ники подкрепления, к сознательному саморазвитию. Решение этой
теоретической задачи должно быть основанием для выработки
стратегий и методик, применение которых в практике педагогики,

Вахромов Евгений Евгеньевич – кандидат психологических наук, автор более 30
публикаций, 7 тренинговых программ и 5 авторских методик, член Профес
сиональной психотерапевтической лиги.
Ашер Таль – социальный психолог, ведущий научный сотрудник Междуна
родной академии каббалы.

19
Проблемы психологического и социального характера


психологии и социальной работы поможет человеку выйти на тра
екторию саморазвития.


Понятие "самоактуализации"
На интуитивном уровне понятие "самоактуализация" не созда
ет большинству людей трудности в понимании: ясно, что речь идет
о том, что у каждого человека есть "самость" (которую он может на
зывать "душа", "задатки", "способности", "компетентность", "вы
сшее Я", "Атман" и т.д.), которая нуждается в актуализации – осу
ществлении через деятельность в мире действительности. Однако
на уровне науки пока не выработано общего для большинства уче
ных понимания того, что есть "самость" человека и благодаря каким
механизмам и условиям она актуализируется, может быть реализо
вана, становится движущей силой развития человека. В то же вре
мя у большинства ученых, работающих над проблемой, есть общее
понимание того, что концепция самоактуализации должна пред
ставлять собой открытую систему моделей поведения человека в
ситуациях выбора, которая предлагает человеку систему способов
выбора социально приемлемых жизненных целей и комплекс мето
дов, обеспечивающих движение к ним и реализации смысла жизни.
Обретенный смысл жизни задает основное направление актив
ности человека в жизни. Концепция самоактуализации предлагает
ему методики деятельности по практической реализации смысла
жизни в различных социальных ситуациях с учетом психологиче
ских особенностей: характера и темперамента, свойств личности,
системы мотивации, межличностных отношений. Акмеология по
зволяет человеку детализировать жизненные планы применитель
но к своей профессиональной деятельности, учесть специфику раз
личных сфер применения труда.
Отсюда общий принцип концепции самоактуализации: стань
тем, кем ты можешь стать в мире действительности, в котором жи
вешь, в обществе, членом которого являешься: открой в себе твор
ческий потенциал и реализуй его на благо общества, самого себя и
своих близких, используя социально приемлемые формы.
Человечество перед лицом глобальных проблем
В начале XXI в. человечество, еще полвека назад пребывавшее
в спокойствии и расслабленности и с уверенным оптимизмом ожи
давшее скорого наступления светлого и легкого будущего, столкну
лось со шквалом новых проблем и неожиданных вызовов, которые

20
Е.Е. Вахромов, Т. Ашер. Психологический кризис нашего времени


поставили человеческую цивилизацию на грань выживания. Еще
40 50 лет назад большинству людей в развитых странах казалось,
что вот вот достижения науки и техники избавят человечество от
нищеты и болезней, автоматизация производства – от тяжелых,
причиняющих вред здоровью видов труда, что позволит большин
ству людей реализовывать себя в творческих видах деятельности.
Представлялось, что развитие диалога между противоборствующи
ми системами и позитивного мирного сотрудничества всех стран в
области решения проблем экологии, промышленного и научно
технического развития должно привести к ликвидации угрозы гло
бальной войны и локальных конфликтов, что сокращение затрат на
военно промышленный комплекс позволит быстро и эффективно
решить социальные проблемы. Ожидалось, что в этих качественно
новых благоприятных социокультурных условиях каждому челове
ку гораздо легче будет самоактуализироваться, реализуя свой по
тенциал на благо себе и обществу, благодаря чему исчезнут корни
преступности, более благополучными и счастливыми станут семьи,
будут найдены эффективные способы лечения таких социальных
болезней, как алкоголизм, наркомания, проституция, социальное
сиротство. Совсем близким казалось полное торжество идей либе
рализма и полная реализация гуманистических идеалов на практи
ке.
И вот, спустя 40 50 лет мы видим, что почти все оптимистиче
ские ожидания не оправдались. Общий рост мировой экономики
достигается за счет нескольких стран. При этом усиливается диф
ференциация между благополучными и неблагополучными страна
ми. Даже в благополучных странах углубляется пропасть между бо
гатыми и бедными, почти везде сформировались большие социаль
ные группы маргиналов, которые не могут полноценно адаптиро
ваться к жизни и живут за счет благотворительности и социальных
программ.
У тех стран, которые выпадают из "основного потока" мирово
го развития, почти не остается шансов на свободное самостоятель
ное культурное и социальное развитие, – они вынуждены
подстраиваться под культурные стандарты и политику, диктуемую
"большой семеркой". Появилась прослойка "отверженных
цивилизацией" стран, которые долгие годы пребывают в состоянии
разрухи и анархии, становятся источниками людских ресурсов для
террористической и преступной деятельности. В богатейших
странах не снижается уровень безработицы. Глобальные изменения

21
Проблемы психологического и социального характера


в природной среде показывают принципиальную неготовность
человечества справиться не только с ураганами и землетрясениями,
но и с последствиями собственной хозяйственной деятельности.
Поэтому сегодня мы все чаще задаемся вопросом: что же будет
дальше? Сможет ли человечество справиться со шквалом обрушив
шихся на него новых проблем и вызовов? Будет ли найден путь не
только выживания, но и дальнейшего развития? Сможет ли наука
своевременно дать ответы на все вопросы, поставленные перед ней
на новом этапе культурно исторического развития? Сможет ли со
циология предложить человечеству оптимальный путь обществен
ного развития? Сможет ли психология разработать и предложить
новые концепции и теории, ориентированные на практическое
применение, которые помогут человеку выйти на более высокий
уровень социальной и индивидуальной компетентности и, спра
вившись с вызовами, продолжить поступательное развитие?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять
специфику проблем, которые стоят перед психологической наукой
и практикой сегодня.
Постоянно возрастают количество и уровень сложности про
блемных ситуаций, в которых индивид, выступая в качестве наде
ленного полномочиями субъекта, должен в условиях дефицита ин
формации и времени, под внешним давлением принимать упра
вленческие решения (в пределах своей компетенции) и нести от
ветственность за их реализацию и последствия. Неизбежным след
ствием такого положения дел является постоянное увеличение до
ли проблемных ситуаций, в которых человек как субъект управле
ния осознает, что не обладает необходимым уровнем компетентно
сти для их позитивного, продуктивного решения. Подобные про
блемы затрагивают все больше сфер жизнедеятельности человека,
вынуждая его все чаще обращаться за помощью извне в воспитании
своих детей, установлении гармоничных взаимоотношений с чле
нами своей семьи и соседями, коллегами, в выборе направления
профессиональной самореализации, решении задач организации и
развития производства, бизнеса, разрешении проблем с конкурен
тами.
Привлечение консультантов и постоянное увеличение доли
управленческих решений, принимаемых с учетом их советов (ин
дивидуальное психологическое консультирование на уровне лич
ности и семьи; коучинг, маркетинговое, управленческое, PR , HR
и другие виды консультирования на уровне хозяйствующего

22
Е.Е. Вахромов, Т. Ашер. Психологический кризис нашего времени


субъекта; политологическое консультирование на уровне госу
дарств и т.д.), рассматривается сегодня как интеллектуально праг
матический ответ общества на многочисленные и разнохарактер
ные проблемы и вызовы, порождаемые внутренней противоречи
востью его развития на современном этапе. При этом все более ти
пичной становится ситуация, когда по тем или иным причинам по
вышение компетентности человека до уровня, необходимого для
самостоятельного решения им проблем своего жизненного пути,
невозможно, – при этом консультативные отношения приобретают
терапевтический оттенок и переходят в форму постоянной под
держки консультантами своих клиентов.
Осознание недостаточности уровня своей компетентности для
того, чтобы справиться с большинством проблем, которые ставит
жизнь, для человека, воспитанного на гуманистических идеалах,
провозглашающих человека главной движущей силой прогресса,
говорящих о его креативном потенциале как безграничном, являет
ся источником постоянно возрастающей фундаментальной экзи
стенциальной тревоги. Если человек не в силах найти приемлемого
решения своих психологических проблем, если он не может при
нять в качестве нормального явления свою всевозрастающую зави
симость от начальника на работе, от необходимости запрашивать и
оплачивать помощь множества консультантов при решении быто
вых и семейных проблем, то он обречен на развитие депрессивного
синдрома на фоне всегда обреченных на провал попыток бегства от
действительности в виртуальные пространства, в алкоголь и нарко
тики, в сектантские организации.
За описанными выше негативными тенденциями угадывается
фундаментальная проблема – человек теряет уверенность в том,
что его жизнь имеет смысл. Речь идет не о том "смысле", который
предлагают ему прагматики рыночной экономики (делай карьеру,
зарабатывай деньги, приобретай вещи и т.д.), и не о том, который
навязывает ему поп культура (больше секса, больше удовольствий,
больше приключений). Речь идет о том высшем личностном смысле,
к которому всегда стремился человек, видевший звезды над собой и
ощущавший присутствие нравственного закона в себе.
В чем же здесь проблема? Дело в том, что во всех видах практи
ческой деятельности: на производстве, в науке и здравоохранении,
даже во многих видах искусства – достижение положительного ре
зультата, успеха сегодня связывается с согласованной и целенапра
вленной деятельностью коллектива, группы, что требует от всех

23
Проблемы психологического и социального характера


входящих в нее индивидов сознательного самоограничения соб
ственной инициативы и активности во имя успешного достижения
общих целей. В центре внимания психолога, работающего в сфере
экономики, при этом все чаще оказывается не столько человек как
индивид, личность, сколько "человеческий ресурс", "коллективный
субъект", группа в совокупности внутренних и внешних связей.
Роль специалиста, менеджера внутри фирмы все чаще сводит
ся к своевременному и точному выполнению функциональных
обязанностей, определяемых менеджментом более высокого звена.
При этом внутренние правила (корпоративная этика и т.п.) требу
ют чаще всего частичного или почти полного отказа человека от
своего индивидуального "Я" в пользу "коллективного Я" в интересах
получения группой положительного результата, который во все
большей степени понимается как продажа продукта деятельности
на рынке. Только после этого индивид через процессы распределе
ния и перераспределения получает свою личную долю в обезличен
ном сертификате его вклада в реализованный продукт – деньгах.
Поэтому сегодня все более типичной является ситуация, когда че
ловек принужден отказаться от представления о себе как централь
ной фигуре Мира, Общества, Истории и вынужденно воспринима
ет себя как клеточку в неком социальном механизме, для него чуж
дом, холодном, бездушном.
И вот сегодня мы призываем на помощь СМИ, пытаемся ис
пользовать факторы культуры и воспитания, чего только ни делаем,
чтобы помочь человеку обрести смысл жизни, и видим, что все
больше людей не справляются с жизненными проблемами, и де
прессия распространяется по миру, подобно эпидемии гриппа. Де
прессия сегодня – это болезнь номер один в развитых странах на
всех континентах. Можно сказать, депрессия является той ценой,
которую платит большинство людей в развитых странах за свой от
носительно высокий уровень материального благосостояния, кото
рый позволяет не заботиться о проблемах физического выживания
или о том, хватит ли денег на обед завтра. Однако достижение вы
сокого уровня материального благосостояния требует от человека
высокого уровня специализации, и ради того, чтобы стать высоко
оплачиваемым специалистом, он вынужден от многого отказывать
ся.
Человек цивилизованный сегодня является полностью зависи
мым от тех благ, которые ему эта цивилизация предоставляет. Он, в
некотором смысле, становится ее рабом, потому что не умеет не то

24
Е.Е. Вахромов, Т. Ашер. Психологический кризис нашего времени


что добыть себе пропитание путем сбора грибов и ягод, охоты и
приготовления пищи на костре, но оказывается полностью бес
сильным в ситуации, когда отказывает водопровод, канализация и
СВЧ печка, а рядом нет ресторана или отеля. Этот фактор способ
ствует закреплению депрессивных тенденций и развитию на фоне
депрессии специфических форм психопатологических рас
стройств, которые проявляются в форме деструктивного поведения
по отношению к себе (суицид) или окружающим (агрессия).
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает
депрессию с эпидемией, охватившей все человечество. На 51 й сес
сии ВОЗ были объявлено: депрессия уже вышла на первое место в
мире среди причин неявки на работу, на второе – среди болезней,
приводящих к потере трудоспособности. Если не будут приняты
соответствующие меры, то к 2020 г. депрессия парализует экономи
ческую жизнь как развитых, так и развивающихся стран. Только
экономике США она наносится ежегодный ущерб в 53 млрд дол.
Эта сумма включает в себя стоимость 290 млн потерянных рабочих
дней, психотерапевтической помощи и снижения трудоспособно
сти.
В настоящее время депрессия опережает все прочие психиче
ские расстройства по степени ущерба для трудоспособности и соот
ветственно по доле лет, потерянных для полноценной жизни. В
США, согласно данным Американской психиатрической ассоци
ации, депрессией страдает 15 млн человек. Другие исследования
оценивают распространенность депрессивных расстройств гораздо
выше – более 26% среди женщин и 12% среди мужчин. По некото
рым оценкам, количество больных депрессией в России увеличива
ется на 3 5% ежегодно. На сегодняшний день до четырех пятых на
селения России перенесли депрессии различной тяжести.
Система образования в наши дни не справляется с проблемами
наркотизации школьников, жестокого обращения с одноклассни
ками и учителями, вовлечения в проституцию и иные виды проти
воправной деятельности. Быстро распространяется новая проблема
– синдром Интернет зависимости, когда дети сутками просижива
ют у компьютеров, не в силах оторваться от мониторов, а виртуаль
ные герои и игровые мотивы вытесняют события и проблемы мира
действительности на далекую периферию. Это свидетельствует и о
том, что школьники не видят перед собой личностно значимой
перспективы, не справляются с возрастающими в геометрической
прогрессии учебными нагрузками и пытаются скрыться от действи

25
Проблемы психологического и социального характера


тельности в наркотическом дурмане или виртуальных простран
ствах, а педагоги не в силах предложить ничего, кроме дальнейше
го увеличения интенсивности занятий и числа дисциплин.
Как можно решить описанные выше труднейшие проблемы,
не раскрывая детям и их воспитателям педагогам перспективу ду
ховного подъема, вечной жизни? Как можно объяснить им, что по
стоянная целенаправленная работа над собой – это обязательное
требование на этом пути? Как можно объяснить принципиальную
разницу между теми внешне красивыми, но ложными образцами,
которые предлагают как путь к "духовному" современная поп куль
тура и сектантские организации? Тем более что поп культура и сек
тантство всегда предлагают легкие и красивые пути, а реальность
продвижения к истинной духовности – это всегда сложный путь,
требующий полной самоотдачи, постоянного контроля за тем, а в
правильном ли направлении я иду, а ведет ли избранная мной доро
га к Храму?
И тот интерес, который сегодня вновь появился у педагогов,
психологов, социальных работников к концепции самоактуализа
ции, говорит о том, что она дает человеку возможность выбрать
правильное направление в жизни, поверить в себя и свою личност
ную значимость и приступить к работе над собой, над своим само
совершенствованием. Эта концепция ни в коем случае не претен
дует на универсальность, на то, что она в состоянии дать ответы на
большинство вопросов. Однако она дает человеку методологию по
строения "концепции Я", отвечающей реалиям мира действитель
ности, предлагает большой спектр приемов, позволяющих даже в
самых сложных условиях найти в себе тот потенциал, который ну
жен обществу, и реализовать этот потенциал в социально приемле
мых формах. Правило социальной приемлемости целей и форм ре
ализации своего потенциала сегодня крайне важно, потому что мы
все действительно живем в очень хрупком мире, который ни в коем
случае нельзя рассматривать как некую сцену, как декорацию, на
фоне которой некий клан избранных осуществляет свою личност
ную самоактуализацию, видя в остальных людях лишь статистов.
Здесь необходимо отметить, что авторы концепции самоактуа
лизации считали необходимым интегрировать в нее все лучшее, что
есть не только в психологической и гуманитарной науках, но и все
то истинное знание, которое содержится за пределами традицион
ной науки. И с точки зрения современной психологии, и с точки
зрения науки каббала, какой мы ее узнали из работ М.С. Лайтмана,

26
Е.Е. Вахромов, Т. Ашер. Психологический кризис нашего времени


задачи современной психологии заключаются не столько в поиске
путей облегчения симптомов современных социальных болезней,
сколько в нахождении корней этих болезней и в обеспечении чело
века своего рода лоцией, позволяющей в море различных теорий,
концепций и практик выбрать те, которые подходят ему как лично
сти и позволяют двигаться в правильном направлении, через сам
оактуализацию к обретению высшего смысла жизни и его реализа
ции.
Человек должен всегда быть готов извлечь уроки из заложенно
го в его жизненной ситуации не путем ухода от нее в суицид, де
прессию и наркотики, а путем заключения мира с самим собой, со
своей истинной природой. Ведь каждый кризис таит в себе семена
роста, шанс пересмотреть свое поведение, остановиться и выяс
нить, что в напряженной жизни является источником страдания.
Кризис может помочь самоочищению, помочь лучше и глубже по
стичь собственную природу, понять значение высших ценностей в
жизни и попытаться изменить свою жизнь, гармонизировать ее.
Всем психологам необходимо помнить ключевое положение А.Ма
слоу и К.Роджерса – отказ от саморазвития неизбежно приводит
человека к нервным, психическим расстройствам, чреватым
"свертыванием" навсегда тех способностей, которые не
используются, не развиваются.


Концепция самоактуализации
Первые научные работы по проблеме самоактуализации были
опубликованы в США в середине ХХ века группой ученых, в кото
рую входили Г.Оллпорт, Г.Мюррей, Г.Мерфи, Д.Келли, А.Маслоу,
К.Роджерс, Р.Мэй, К.Гольдштейн, Ш.Бюлер, О.Хаксли, Д.Бью
дженталь, которые объявили себя "третьей, гуманистической вет
вью" психологии.
Эта группа поставила задачу создания концепции развития че
ловека, отвечающей требованиям быстро развивающейся цивили
зации, концепцию человека, готового к творческой деятельности
во имя позитивных личных и общественных целей, во имя ускорен
ного движения "вперед и вверх" в направлении лучшего будущего.
Эта концепция должна была на основе научных достижений, преж
де всего в области биологии и генетики, объяснить человеку его са
мую сокровенную сущность, которая виделась безусловно позитив
ной (самость) и обеспечивающей возможности почти безгранично

27
Проблемы психологического и социального характера


го развития. Эта концепция должна была выявить препятствия, ко
торые создают раскрытию позитивного потенциала человека нес
овершенное общественное устройство и невротические комплек
сы, и не только предложить способы преодоления неврозов, но и
наметить пути развития общества на основе максимально возмож
ной реализации каждым человеком своего потенциала. Эта кон
цепция должна была указать на самоактуализацию как оптималь
ный путь, как магистральное направление развития человека и об
щества.
Очевидно, что теория, пытающаяся решить столь глобальные
проблемы и дать ответы на столь сложные вопросы, обречена по
стоянно находиться в состоянии развития. Она никогда не сможет
принять "окончательного" вида, потому что изменяющийся мир бу
дет постоянно создавать для человека и для научного сообщества
новые ситуации, новые проблемы и новые вызовы. Человек, пыта
ясь на них ответить, будет продолжать совершать попытки реализо
вать свой потенциал, открывать в себе новые грани, способности.
Психологи будут вносить уточнения в теорию, предлагать новые
развивающие и терапевтические методики.
В настоящее время концепция самоактуализации представляет
сложное системное образование, включающее в себя:
теорию самоактуализированной личности как цели разви
тия;
теорию мотивации, основанную на идее различения бы
тийных, дефицитарных и мета мотивов и ценностей;
теорию пиковых переживаний;
теорию и практику терапии, центрированной на клиенте.
В современном состоянии концепция самоактуализации, фун
дамент которой был заложен К.Гольдштейном, А.Маслоу и К.Ро
джерсом, интегрировала в себя идеи многих зарубежных и отече
ственных исследователей. Отметим среди наиболее значимых кон
цепцию самоанализа К.Хорни, концепцию индивидуации К.Юнга,
идеи экзистенциального и трансперсонального направлений в
психологии и психотерапии, идеи саморазвития в процессе образо
вания П.П. Блонского, культурно историческую концепцию ра
звития Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета, идеи феноменологии жиз
ненного мира Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна, идеи теории дея
тельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, идеи философской
антропологии В.С. Соловьева, П.Флоренского и С.Л. Франка.


28
Е.Е. Вахромов, Т. Ашер. Психологический кризис нашего времени


Методологической основой разработки концепции самоактуа
лизации является представление о человеке как открытой системе,
обладающей определенным внутренним содержанием и обмени
вающейся энергией, веществом и информацией с окружающей
средой. Современная научная методология предлагает изучать и
описывать жизнь человека как траекторию движения подсистемы
"человек" в пространстве и времени системы "мир". Главной осо
бенностью системы "человек" видится то обстоятельство, что, в от
личие от физических систем, реализация им своего потенциала во
многих случаях ведет не к его снижению и исчерпанию, а к созда
нию новых возможностей его дальнейшего развития.
Эволюция в развитии человека представляется чередованием
устойчивых (этапы, стадии) и переходных (неустойчивых) состоя
ний. Новые функциональные системы, обеспечивающие расшире
ние "элементной базы" поведения и новые поведенческие схемы,
формируются, как правило, в неравновесных, кризисных состоя
ниях (И.Пригожин). Эволюция в поведении человека сопровожда
ется сокращением удельного веса и значимости врожденных, же
стко закрепленных элементов поведения, при росте значения
приобретаемых им в опыте гибких элементов. Развитие осущест
вляется благодаря способности человека к обобщению и вероят
ностному прогнозированию, которая может быть сформирована на
четвертой стадии развития психики (А.Н. Леонтьев).
Развитие личности человека предполагает развитие натураль
ных психических функций в высшие, культурно обусловленные, и
их интеграцию, овладение своим поведением. Психические функ
ции формируются в процессе деятельности по освоению содержа
ния человеческой культуры и установившейся в данном обществе
системы межчеловеческих взаимоотношений. Освоение содержа
ния культуры совершается в процессе обучения, а освоение межче
ловеческих взаимоотношений – в процессе воспитания, неразрыв
но связанного с обучением (Л.С. Выготский, Г.Г. Шпет, А.Н. Леон
тьев).
Развитие свойств адаптивности человека происходит через
рост продолжительности и количества кризисов (периодов неста
бильности) в жизни человека. Если до середины XIX в. в литерату
ре упоминается, как правило, лишь "кризис середины жизни", то в
наше время считается, что каждый человек сталкивается в своей
жизни как минимум с 7 8 "возрастными" кризисами (Л. Выготский,
Э. Эрикссон).

29
Проблемы психологического и социального характера


В соответствии с концепцией "гетерохронности системогенеза"
(Б.Г. Ананьев, П.Е. Анохин) психическое развитие человека пони
мается как приобретение и проявление все новых функциональных
систем, соотносящих организм со средой и формирующихся нерав
номерно, в тесной связи с активностью и деятельностью человека.
П.К. Анохин установил, что в процессе раннего онтогенеза уско
ренно созревают именно те элементы организма, которые входят в
состав систем, обеспечивающих выживание организма на данном
этапе развития. Появление аномалии (отклонения) в поведении
имеет сигнальную функцию, оповещая о переходе от устойчивого
состояния к неустойчивому, кризисному состоянию в развитии. В
то же время наличие аномалии свидетельствует (как симптом) о
процессе поиска правильного решения, нахождение которого сви
детельствует о завершении кризисного этапа в развитии, переходе в
новое стабильное состояние и "означается" исчезновением анома
лии.
Под самоактуализацией в современной психологии понимает
ся сознательная деятельность человека, направленная на макси
мально возможное раскрытие и использование своего потенциала
на благо общества (социальная приемлемость целей и способов
действия) и самого себя (максимально возможное удовлетворение
материальных и духовных потребностей человека как индивида,
личности, субъекта жизнедеятельности).
Этимологическое определение термина "самоактуализация"
(the self actualization) говорит о его происхождении от двух корней:
the self и второго корня act. "Оксфордский словарь современного
английского языка для студентов" дает следующие толкование этих
корней:
1) the self – person's nature, special qualities; one's own personality: my
former self, myself as I used to be, – совокупность сущностных личных
свойств человека, то, каким он видит свою сущность, свой че
ловеческий потенциал;
2) act – to do something; action process of doing things; – поступок,
деятельность, имеющая вещественный результат; происходит от
латинского корня "actus", что значит "поступок", "деятельность".
Производными являются: actuate – приводить в действие, мотиви
ровать; actualization – осуществлять на практике задуманное.
Понятие самоактуализации, таким образом, предполагает на
личие у человека "самости" (человеческого потенциала), которая
нуждается в "актуализации" (раскрытии, осуществлении) путем

30
Е.Е. Вахромов, Т. Ашер. Психологический кризис нашего времени


определенного вида работы над собой в процессе общественно по
лезной (как минимум – общественно приемлемой) деятельности.
Концепция самоактуализации базируется на разработанной А.Ма
слоу теории мотивации, которая предполагает, что система мотива
ции человека имеет вид иерархически упорядоченной системы
("пирамида" А.Маслоу), в которой ценность самоактуализации как
саморазвития, полноты реализации своего потенциала становится
наивысшей жизненной целью, смыслом жизни человека.
В процессе самоактуализации по завершении каждого ее акта
человек открывает для себя "пиковые переживания" особо яркие
и насыщенные эмоциональные состояния безбрежного счастья,
являющегося следствием переживания достижения успехов, или
безмерного горя, являющегося следствием неудач. Пиковое
переживание свидетельствует о достижениях и неудачах на пути
самоактуализации. Оно завершает каждый ее акт, эпизод, является
эмоциональным проявлением самооценки, причем неформальной,
истинной, не дающей свершиться самообману, не позволяющей
человеку дать ввести себя в заблуждение манипуляторам. Пиковое
переживание позволяет отстоять свою точку зрения в дискуссии
даже с крупным авторитетом.
Пиковое переживание это оценка истинности и
правильности именно своего решения и поступка в данной
ситуации, своего решения проблемы, последствий этого события
для своей дальнейшей жизни. К.Роджерс в работе "Несколько
важных открытий" отмечает: "Я могу доверять моим
переживаниям. Если переживание воспринимается как нечто
ценное, то оно достойно того, чтобы существовать. Иначе говоря, я
понял, что мое целостное организмическое чувство ситуации более
достойно, чем мой интеллект"8. А.Маслоу пишет, что "критерием,
по которому можно судить о продвижении в правильном
направлении, являются пиковые переживания, они же являются и
наградой самоактуализирующейся личности"9. Интенсивность,
глубина и продолжительность этих переживаний играют важную
роль: "на мой взгляд, здоровые, самоактуализированные люди, не
достигшие пределов высшего переживания, живущие на уровне
житейского постижения мира, еще не прошли весь путь к истинной
человечности. Они практичны и эффективны, они живут в
реальном мире и успешно взаимодействуют с ним. Но полностью
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1998.
8

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.
9




31
Проблемы психологического и социального характера


самоактуализированные люди, которым знакомы высшие
переживания, живут не только в реальном мире, но и в более
высокой реальности, в реальности Бытия, в символическом мире
поэзии, эстетики, трансценденции, в мире религии и ее
мистическом, очень личном, не канонизированном значении, в
реальности высших переживаний"10.
Каждый эпизод самоактуализации благодаря пиковым пере
живаниям становится осмысленным и важным в контексте цело
стной жизни человека, размышления и действия обретают един
ство и завершенность. Пиковые переживания дают концепту
альную основу для теоретического выделения эпизода, части из не
прерывного целого, которым является жизнь, способствуют фор
мированию концепции прошлого; тому, кто достиг этого уровня,
уже нет причин искать причины неудач в событиях детства или вза
имоотношениях с родителями. Даже опыт боли, неудач, ошибок
становится возможным воспринимать и интерпретировать как
имеющий специфическую ценность элемент пути к самоактуализа
ции. Человек, достигший самоактуализации хотя бы в нескольких
эпизодах своей жизни, оказывается в состоянии коренным образом
пересмотреть все свои представления о прошлом, взгляд на себя и
свои возможности в настоящем и построить реальные планы на бу
дущее.
Самоактуализация – это длительный процесс. Сначала идея
самоактуализации может восприниматься человеком, обременен
ным решением текущих проблем, как экзотика, которая не может
иметь к нему отношения. По мере того как основные проблемы ре
шаются, человек вовлекается в процесс самоактуализации сначала
частично, первые шаги в нем делает скорее из любопытства. И
только потом, при определенных условиях, процесс самоактуализа
ции может вовлечь и захватить его полностью.
Самоактуализация – процесс внутренне противоречивый. Ча
стичные успехи человека могут дезориентировать его, интерес мо
жет сместиться с главных целей на достижение вторичных эффек
тов (как правило, это выражается в стремлении к получению пико
вых переживаний). Успехи могут смениться полосой поражений и
разочарований, под воздействием которых человек может отказать
ся от дальнейших попыток самоактуализации на продолжительное
время или даже навсегда.

Маслоу А. Там же.
10




32
Е.Е. Вахромов, Т. Ашер. Психологический кризис нашего времени


В процессе самоактуализации можно выделить отдельные "ак
ты". Если самоактуализация как процесс направлена на достиже
ние главных жизненных целей, реализацию смысла жизни, то ее
отдельные акты направлены на достижение частичных смыслов и
ситуационно обусловленных целей. Каждый акт представляет со
бой определенную последовательность поступков и действий чело
века, направленных на достижение сознательно поставленных це
лей, выполнение определенных фрагментов жизненного плана,
связанных с реализацией тех или иных смысложизненных устано
вок.
Самоактуализация – это процесс, обеспечение позитивного
развития которого требует достижения человеком рефлексивного
уровня мышления и высокого уровня самосознания. Стремящийся
к самоактуализации человек должен с всевозрастающей тщатель
ностью планировать свои действия и осмысливать получаемые ре
зультаты. Теоретический анализ и рефлексивные акты, осущест
вляемые им в контексте процесса самосознания, приводят к кор
ректировке представлений человека о себе, его представлений о
мире и изменениям в "жизненном плане". Эти процессы мы будем
означать термином "самореализация", который станет означать, та
ким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности,
направленной на самоактуализацию, теоретическую деятельность,
работу человека над собой во внутреннем плане.
В процессе самореализации "самость" может рассматриваться
как система представлений человека о самом себе, своем потенциа
ле, о том, каким он хочет стать ("концепция идеального Я"). Таким
образом понимаемая "самость" является основой для формирова
ния мотива стремления к самоактуализации как высшего мотива
деятельности человека и формирования иерархически организо
ванной системы мотивации ("пирамида" мотивов). Процесс само
реализации предполагает построение и корректировку, перестрой
ку "концепции Я", включая "идеальное Я", изменение картины ми
ра и жизненного плана на основе осознания результатов предше
ствующей деятельности (формирование концепции прошлого).
Самоактуализация и самореализация являются, таким образом,
двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса разви
тия и роста, в результате которого появляется человек, максималь
но раскрывший и использующий свой человеческий потенциал,
самоактуализировавшаяся личность.


33

стр. 1
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>