<<

стр. 2
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Проблемы психологического и социального характера


Результатом акта самоактуализации всегда является комплекс
ное, многомерное, сущностное изменение, затрагивающее челове
ка как целое. Например, молодой человек, решивший стать музы
кантом, в процессе самореализации формирует для себя концеп
цию идеального Я – "Я музыкант", которая постепенно занимает
главное место в системе его жизненных целей и определяет иерар
хию в системе мотивации. Сформировав свой жизненный план и
определив промежуточные цели, он приступает к систематическо
му труду, в ходе которого последовательно достигает все более вы
соких результатов в овладении техникой игры. При этом на основе
использования имеющихся биологических и психофизиологиче
ских ресурсов (потенциал) он способствует формированию у само
го себя структуры определенных межклеточных связей, на основе
которых появляются и начинают работать новые нейрофизиологи
ческие и функциональные системы, обеспечивающие ему владение
техникой игры на музыкальном инструменте (компетентность) и
возможность выразить свое "Я" в музыке.
С точки зрения "позитивной" науки человек становится при
этом обладателем того, чем ранее не обладал, что появилось в нем
без объективных на то причин, что не обусловлено биогенетиче
скими закономерностями, не имеет и не может иметь полноценно
го научного объяснения. Этот пример говорит о возможности ак
тивного влияния теоретических представлений человека о самом
себе на свое физическое развитие, что является проявлением само
строительства. Главным социально значимым результатом
самоактуализации человека является приобретение или
повышение им уровня своей социальной и индивидуальной
компетентности.
Достижение положительных результатов в процессе самоакту
ализации позволяет человеку проявлять в поведении, общении и
взаимодействии с другими людьми качества (знания, умения, ком
петентности), соответствующие все более высоким требованиям,
предъявляемым к нему обществом и иерархически организованной
многоуровневой системой моделей человека как индивида, лично
сти, субъекта, индивидуальности.
Получение негативного результата должно побуждать человека
к коррекции представлений о своем потенциале и возможных спо
собах его реализации с внесением соответствующих изменений в
жизненные планы.


34
Е.Е. Вахромов, Т. Ашер. Психологический кризис нашего времени


Самоактуализация и смысл жизни
Следование путем самоактуализации сопровождается "пико
выми переживаниями", которые отмечают "водоразделы" между
пройденными отдельными этапами пути. На первых этапах жиз
ненного пути стремящийся к самоактуализации человек выбирает
из ситуационно обусловленных проблем те, решение которых при
водит к личностному росту, и знакомится с пиковыми пережива
ниями в связи с победами и поражениями на этом пути. Социаль
но значимым результатом является приобретение им социальной и
индивидуальной компетентности. Личностный смысл здесь, как
правило, еще процессуален, не выходит за рамки ситуации или эта
па жизни, чаще всего подчинен решению адаптационных проблем,
социализации. Пиковые переживания на этом этапе могут носить
не только положительный, но и отрицательный характер (боль,
изоляция, разочарование).
Накопленный позитивный опыт позволяет человеку выйти на
поиск своей главной вершины жизни, акме. Сферой поиска вер
шины жизни, как правило, является профессиональная деятель
ность. На этом этапе жизни человек, ранее стремившийся к работе
прежде всего на самого себя, на свое развитие, переходит, во все
возрастающей степени, к работе на других, на науку, культуру, об
щество, передавая накопленный личными усилиями опыт жизнен
ных достижений ученикам, потомкам, человечеству.
Продвигаясь к вершине, человек анализирует пройденный
жизненный путь; за ситуационно обусловленными частными смы
слами пытается найти нечто более общее, связывающее воедино
всю его жизненную мозаику. Нахождение "сквозного смысла" всей
жизни может привести его к особому качеству и интенсивности пи
ковых переживаний. Особое их качество и сила приводят к тому,
что человек может сбиться с пути, приняв указатель пути к цели за
саму цель. А.Маслоу советует: "не гонитесь за ними, действуйте в
соответствии с высшими ценностями, и в должный час пиковые
переживания настигнут вас сами"11.
В своем современном состоянии концепция самоактуализации
многое интегрировала из разработанной К.Юнгом "аналитической
психологии". Юнг видел цель психологии в том, чтобы психолог
мог реально помочь человеку справиться со своими проблемами и
"обрести самого себя". Жизнь человека рассматривается им как
своеобразная и противоречивая, полная драматических конфлик
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997.
11




35
Проблемы психологического и социального характера


тов и попыток их разрешения, как история индивидуации (развития
психики, души, в некое неделимое целое), проявляющаяся в росте
сознательности (самореализации). Рост сознательности неизбежно
влечет желание реализовать на практике обретенное знание и
ценности. Поэтому вся сознательная жизнь человека представляет
череду проблемных ситуаций все возрастающей сложности, в ко
торых он обязан находить, принимать и реализовывать решения.
Юнг полагает, что каждый человек должен стремиться путем инди
видуации к высочайшим образцам развития личности, которые он
усматривал в Иисусе Христе и Будде. Однако для такого развития
личности недостаточно знания об этих личностях, частичного по
дражания им, и даже сознательного нравственного выбора; требу
ется бессознательное побуждение в виде "иррационального зова
Самости" в сочетании с жестким давлением жизненных обстоя
тельств12.
В акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, М.И.
Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.) исследуются закономерности, тен
денции, условия и факторы, влияющие на самоосуществление че
ловеком своего творческого потенциала в процессе профессио
нальной деятельности. Акме рассматривается как вершинная, пре
дельная, пиковая точка в творческом саморазвитии человека, в ко
торой наиболее полно проявляется его зрелость как личности,
субъекта деятельности и индивидуальности13.
Отечественные психологи считают, что достижение вершин
жизни требует от человека освоения им пятого, смыслового изме
рения мира действительности. В последние годы возрастает число
практически ориентированных исследований по проблемам духов
ности и смысла жизни человека. Идеи теории самоактуализации
сегодня широко развиваются и применяются в гуманистической и
экзистенциальной психотерапии, акмеологии, педагогике, лого
психотерапии (А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Д. Бьюдженталь, Е.Е.
Вахромов, Н.Л. Карпова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу,
Ю.Б. Некрасова, В.А. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл, В.Э.
Чудновский и др.)14.


Юнг К.Г. Собрание соч. М. 1992.
12

Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория
13

самоактуализации. М., 2001.
Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения: самоактуализация, акме и
14

жизненный путь человека// Прикладная психология и психоанализ. 2001. № 4; 2002.
№1, №2.

36
Е.Е. Вахромов, Т. Ашер. Психологический кризис нашего времени


Развитие концепции самоактуализации
Современную систему описания и познания мира с соответ
ствующими предметом изучения, языком и понятиями предлагает
наука каббала. Глубокие знания основ мироздания, его законов,
специфическую методику постижения цели творения каббала хра
нила на протяжении сотен лет в ожидании времени, когда челове
чество разовьется настолько, что сможет принять каббалистиче
ские знания и правильно использовать их.
Нас как психологов, познакомившихся с методикой М.С.
Лайтмана15, заинтересовала возможность практического примене
ния изучения общего закона мироздания. Результаты его проявле
ния в нашем мире настолько убедительны, что человек сознательно
исправляет свою эгоистическую природу16.
Наука каббала представляет развитие в очень естественной
форме. Через все каналы нашей жизни мы переходим из одного со
стояния в другое. Наша жизнь, с одной стороны, приносит нам ра
зочарования во всем происходящем с нами. С другой стороны, нам
раскрывается нечто новое. Это означает, что мы продвигаемся под
воздействием множества отрицательных сил, подталкивающих нас,
и под воздействием множества положительных сил, притягиваю
щих нас17.
Первым шагом на пути роста является оценка своего состоя
ния. Внутренние инструменты рождаются в точке восприятия себя
как объекта исследования, воздействия и перестройки. Созерцание
– это такое восприятие, когда внутреннее воспринимается как
внешний объект; постижение, ощущение своего состояния ступен
чатое, постепенное.
Все каббалистические книги говорят только о душе, которая
находится под воздействием двух высших противоположных сил,
управляющих ею: одна – со стороны желаний человека, другая – со
стороны первопричины. Постижение высшего "Я" – это постиже
ние единой управляющей силы, но только в мере различных ее про
явлений противоречий. А все отличие между людьми, между их
уровнями заключается лишь в мере осознания эгоизма. Более ра
звитое создание осознает в себе большую степень эгоизма, большее
отличие от первопричины. Это единственное, что мы можем изме
Лайтман М. Наука Каббала. М., 2002.
15

Ашер Т. У истоков интегральной психологии// Труды РФО. Секция "История и
16

философия каббалы". Вып. 4. М., 2005.
Лайтман М. Статьи// Труды РФО. Секция "История и философия каббалы". Вып. 4.
17

М., 2005.

37
Проблемы психологического и социального характера


рить в себе относительно этого абсолютного эталона. И чем боль
ший эгоизм мы различаем в себе, тем с большей силой отталкиваем
его от себя. А менее развитое создание ощущает в себе меньшую
степень эгоизма и потому отталкивает от себя только маленькую
его степень, оставляя его в себе, так как не ощущает его как зло для
себя.
Все зависит от того, насколько раскрытие первопричины, до
стижение цели творения, представляется человеку важнее, чем то
удовольствие, которое он может сегодня представить себе. В этом и
заключается проблема осознания эгоизма как зла при ощущении
отсутствия слияния с первопричиной. И потому как только человек
меняет свои эгоистические свойства на альтруистические, он не
медленно становится подобным первопричине.
Следовательно, ступени раскрытия своего высшего мира пред
ставляют собой ступени все большего освоения альтруистических
свойств. Единение, подъем по духовным ступеням означает едине
ние человека с общим мирозданием.
Поначалу эгоизм человека относительно духовного равен
нулю – человек не желает духовного. Его эгоизм находится на
уровне этого мира – он желает наслаждений, которых требует его
тело, желает наслаждаться всем, что он видит в этом мире. Затем у
него начинает пробуждаться стремление к духовному – точка в
сердце. Это зародыш духовной ступени. Эту точку в сердце человек
должен развить до такой степени, чтобы она стала таким желанием,
как у человека, "сходящего с ума" от любви. Когда желание к
духовному становится выше всего этого мира, человек готов
перейти на следующую ступень.
Все состояния, которые проходит человек, являются дискрет
ными, пороговыми – ступенька за ступенькой. И каждое состояние
строго дифференцировано, проградуировано и отделено от следую
щего. Следствием этого являются цикличность и время в наших
ощущениях. Все состояния, которые мы проходим, похожи на им
пульсы: это – определенное возрастание эгоизма, затем его испра
вление и наполнение. Далее эгоизм повышается на одну ступеньку,
и процесс повторяется.
Каждое из этих состояний складывается из падений, осозна
ния зла эгоизма, желания исправить намерение использовать свои
желания с получения на отдачу. По мере этого стремления человек
получает сверху исправляющую силу, получает озарение и перехо


38
Е.Е. Вахромов, Т. Ашер. Психологический кризис нашего времени


дит на следующий этап. В таком порядке происходят все действия,
вплоть до конца исправления.
Постижение происходит в самом человеке, и по ощущению
поставленной задачи, т. е. ощущению противоположностей, сомне
ний, непониманий никогда нельзя определить, каким будет ее ре
шение, достижение единства, как при этом человек будет себя ощу
щать относительно этой единой силы, которая из двух своих проти
воположных проявлений – желания получить и желания отдать –
соединится в одну.
И поэтому говорится, что нет умного, кроме опытного. Только
тот человек, который проходит все предварительные этапы раскры
тия единства и который суммирует этот опыт в себе, аккумулирует,
так что он становится его личным опытом, тот постепенно раскры
вает в богатстве этих ощущений силу величия первопричины.


Заключение
Современная наука рассматривает человека как открытую си
стему, обладающую определенным внутренним содержанием и об
менивающуюся энергией, веществом и информацией с окружаю
щей средой.
Самоактуализация и духовный поиск являются двумя нераз
рывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста,
результатом которого является человек, максимально раскрывший
и использующий свой человеческий потенциал.
Эта теория направляет человека на непрерывную работу над
собой, над развитием своих творческих способностей. Как писал
Игорь Калинаускас, "жить – это значит не быть зрителем чужого
представления, а быть действующим лицом этой великолепной
пьесы, ее соавтором"18.
На основе теории самоактуализации и каббалистической мето
дики мы предлагаем модель развития, ориентирующую человека на
духовный рост и внутренний синтез, который привнесет в его
жизнь ощущение счастья, цельность и видение многогранной ре
альности.
Поэтому данная интегральная концепция – это концепция ра
звития человека и общества, основывающаяся на идее максималь
но возможной опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предпо
лагающая максимально эффективное использование человеком
Калинаускас И.Н. Наедине с миром. Киев, 1991.
18




39
Проблемы психологического и социального характера


всей совокупности своих сил, способностей, навыков и внутренних
духовных ресурсов в своей индивидуально неповторимой ситуации
с целью достижения внешней и внутренней синергии.




40
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5

С.Гроф
ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЛОБАЛЬНЫЙ
КРИЗИС И СТРАТЕГИЯ ЕГО СМЯГЧЕНИЯ


Когда нибудь, после того как мы подчиним себе
ветер, волны и гравитацию мы, во имя Творца, овладеем
энергией любви, и тогда, во второй раз в истории мира,
человечество откроет для себя огонь.

Тейяр де Шарден


Глобальный кризис наших дней
Человечество в целом имеет в своем распоряжении колоссаль
ные ресурсы в виде финансовых средств, технологий, рабочей си
лы. Современная наука разработала эффективные средства, спо
собные решать большинство острых проблем сегодняшнего мира –
бороться с заболеваниями, ликвидировать голод и бедность, сни
зить объемы промышленных выбросов и заменить разрушительное
ископаемое топливо возобновляемыми экологически чистыми ис
точниками энергии. Проблемы, которые стоят перед нами, носят
не экономический или технологический характер, их глубинный
источник лежит внутри человеческих свойств.
В силу этих свойств гигантские ресурсы были растрачены на
абсурдную гонку вооружений, борьбу за власть и на стремление к
"неограниченному росту". Они также не позволяют осуществить
более правильное распределение богатства среди людей и народов,
переориентироваться с экономических и политических проблем на
экологические приоритеты, от которых зависит существование
жизни на нашей планете.
Дипломатические переговоры, административные и юридиче
ские меры, экономические и социальные санкции, военные интер
венции и прочие подобные действия были безуспешными; по сути

Гроф Станислав – профессор факультета психологии Калифорнийского инсти
тута интегральных исследований, врач, один из основателей трансперсональ
ной психологии. Автор и соавтор более 100 статей и 14 книг, переведенных на
12 языков.

41
Проблемы психологического и социального характера


дела, они зачастую создавали больше проблем, чем их решали. Те
перь становится все яснее, почему это происходило именно так.
Стратегии, использовавшиеся для смягчения кризиса, проистека
ют из той же идеологии, которая его породила. Результаты анализа
свидетельствуют, что нынешний глобальный кризис прежде всего
является кризисом психодуховным; он отражает уровень эволюции
самосознания человека. Таким образом, сложно представить, как
он мог бы быть разрешен без радикальной глобальной внутренней
трансформации человечества и достижения им более высокой сте
пени зрелости и духовной осознанности.
Задача наполнения человечества совершенно новым набором
ценностей и целей может показаться слишком нереалистичной и
утопичной, чтобы дать нам реальную надежду. Учитывая опреде
ляющую роль насилия и алчности в человеческой истории, трудно
утверждать, что возможность трансформации современного чело
вечества в направлении к мирному сосуществованию со своими со
седями вне зависимости от их расы, религиозных или политиче
ских убеждений, не говоря уже о сосуществовании с другими вида
ми, выглядит слишком правдоподобно. Мы стоим перед необходи
мостью внушить человечеству глубокие этические ценности, ра
звить чувствительность к потребностям других, добровольно согла
ситься на жизнь без излишеств и осознать жесткие экологические
императивы. На первый взгляд, такая задача выглядит слишком
фантастической даже для футуристического фильма.
И хотя ситуация серьезная и критическая, она, может быть, не
так безнадежна, как кажется. После более чем полувека интенсив
ных исследований холотропных состояний сознания я пришел к
выводу, что теоретические концепции и практические подходы,
разработанные трансперсональной психологией, наукой, которая
пытается интегрировать духовность и новую парадигму западной
науки, могли бы помочь смягчить кризис, перед которым мы все
стоим. Эти исследования свидетельствуют о том, что радикальная
психодуховная трансформация человечества не только возможна,
но и уже фактически происходит. Вопрос только в том, будет ли она
достаточно быстрой для того, чтобы повернуть вспять нынешнее
движение человечества к самоуничтожению.




42
С.Гроф. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис


Современное мировоззрение, миф и взгляды, лежащие в основе
глобального кризиса
Старые воззрения, двигавшие вперед западную технологиче
скую цивилизацию, получили мощную поддержку и обоснование
от науки, базировавшейся на ньютоно картезианской парадигме и
монистическом материализме. Эти представления о мире основа
ны на метафизическом допущении, что мир есть жестко детерми
нированная механическая система, в которой материя первична.
Жизнь, сознание, разум рассматривались как случайный побочный
продукт материи, практически счастливая случайность, которая
произошла на незначительной части безграничного пространства
по прошествии миллиардов лет эволюции инертных и химически
активных неорганических материалов.
Согласно старым воззрениям, вселенная и природа не имеют
направляющей разумной силы или креативного плана развития.
Все невероятное многообразие форм, выявленное различными
науками – от астрономии до биологии и квантово релятивистской
физики, относилось на счет бессмысленных комбинаций мате
риальных частиц. Неорганические материальные частицы случай
но создали неорганические соединения, которые в свою очередь
случайно организовались в живые клетки. Вся дарвиновская эво
люция от одноклеточных организмов до человека рассматривалась
как движимая случайными генетическими мутациями и естествен
ным отбором. Согласно этим воззрениям, главным механизмом
эволюции были выживание сильных и воинствующая стратегия
эгоистического гена. Это казалось достаточным объяснением для
преследования личных интересов в соревновании с другими и за
счет других – от личной жизни до коллективных экономических,
политических и военных устремлений.
Эти постулаты были подкреплены выводами глубинной психо
логии, разработанной Зигмундом Фрейдом и его последователями,
согласно которым все наше поведение заключается в анализе, бази
рующемся на основных инстинктах. С этой точки зрения любов
ные чувства – это не что иное, как формирование реакции на нашу
врожденную враждебность или десексуализированые интересы на
ших родителей, этическое поведение основывается на страхе нака
зания, эстетические интересы – это психологическая защита от
мощных анальных импульсов и т.д. Не будь общественных ограни
чений, пенитенциарных институтов и суперэго, созданного роди
тельскими запретами, мы все погрязли бы в беспорядочном сексе,

43
Проблемы психологического и социального характера


убийствах и воровстве19. Религиозные верования и духовные
интересы любого рода по сути дела относятся к суевериям,
легкомыслию, примитивной вере в магию, навязчивым неврозам,
возникающим из за подавления анальных импульсов и
неразрешенных комплексов Эдипа или Электры, или в результате
серьезной психопатологии20.
Наши нынешние научные воззрения обеспечивают – прямо
или косвенно – поддержку современной этике и стратегии жизни.
Западное капиталистическое общество восхваляет личный успех за
счет остальных. Представляется совершенно естественным созда
вать лучшее будущее для близкой тебе группы людей за счет других
(например, разбазаривание невозобновляемых запасов природного
топлива, выливающееся в загрязнение окружающей среды ради
обеспечения высокого уровня жизни для себя, рассматривание
убийства невинных граждан в других странах как "побочный эф
фект" в стремлении к обеспечению собственной безопасности и
т.д.). Мы не в состоянии увидеть и оценить крайнюю важность со
трудничества, синергии и мирного сосуществования для выжива
ния планеты. Нам также "промывают мозги", внушая, что наше
благосостояние прямо пропорционально и зависит от материаль
ных средств – личного дохода и собственности, роста валового на
ционального продукта и т.д.
Есть и другие специфические проблемы, относящиеся к ныне
шней политической ситуации в США, стране, которая в силу своей
огромной экономической и политической мощи является ключе
вым игроком в глобальном кризисе. Демократические идеалы леле
ются и защищаются прежде всего американскими либералами. Гла
венствующей философией этой группы является гуманизм, кото
рый, как правило, тесно связан с атеизмом, так как религиозные ве
рования для этой группы представляются наивными и противоре
чащими здравому смыслу и научным воззрениям. Данный подход
не занимается вопросами духовных потребностей, хотя история по
казывает, что эти потребности представляют собой важные и мощ
ные силы, присущие человеческой расе, более мощные, чем секс,
который Фрейд считал основным мотивационным фактором
психологии21. Социальным заботам либералов, их филантропиче
ским усилиям, их пониманию экологических проблем, а также ан
Freud S. Civilization and Its Discontents.МЕСТО, ГОД.
19

Freud S. Totem and Taboo. МЕСТО, ГОД.
20

Уэйл Э. Естественный разум. МЕСТО, ГОД.
21




44
С.Гроф. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис


тивоенным выступлениям в их нынешней форме недостает более
глубокого идеологического базиса и духовного фундамента. Их
можно легко отмести прочь, так как признаки слабости чужды ка
питалистической ментальности.
Видимо, это является основной причиной возрастающей попу
лярности фундаменталистских и неоконформистских групп, пред
ставляющих свои идеи уже с использованием религиозной терми
нологии. Эти группы во многом нарушают основные принципы де
мократии, однако отвечают на духовные запросы своих последова
телей. А последователи предпочитают не обращать внимания на то,
что их лидеры пичкают их бесполезными религиозными догмами и
опасными и вводящими в заблуждение нелепостями, которые эк
сплуатируют их духовные потребности, но фактически не удовле
творяют их. Даже в такой искаженной форме намеки на божествен
ное оказывают чрезвычайно сильное воздействие и могут затмить
собой демократические идеалы и элементарную добропорядоч
ность. Религия, призванная объединять (от лат. religare – вновь
объединиться), становится разобщающим элементом в мире, раз
деляющим одну конфессию от другой не только известными нам из
истории методами ("Мы христиане, а вы – язычники", "мы католи
ки, а вы – протестанты", "мы мусульмане, а вы – неверные", "мы ев
реи, а вы – гои"), но также и в специфических для Америки формах
("мы избранные, мы приобщимся к Богу, мы объединимся с Иису
сом, а вы останетесь там, где вы есть").
Убеждения, двигающие вперед значительную часть фундамен
талистских групп, основываются на неправильной интерпретации
библейского описания армагеддона и апокалипсиса. Они настоль
ко противоречат здравому смыслу и фантастичны, что представля
ли бы достаточно оснований для диагностирования психоза, будь
они озвучены на приеме у психиатра. К сожалению, в современной
Америке они овладели мыслями десятков миллионов человек и су
мели пробиться в самые высшие эшелоны власти. Опасные тенден
ции в глобальной ситуации, такие как разрушение окружающей
среды, загрязнение промышленными отходами, политические
кризисы и рост насилия, приветствуются этими группами, по
скольку они являются признаками приближения армагеддона и
провозвещают неминуемое спасение, которое объединит их с Ии
сусом. И очень печально, что подобное помешательство влияет на
политические решения на самом высшем уровне и имеет в своем
распоряжении американскую военную мощь. Неудачное сравне

45
Проблемы психологического и социального характера


ние войны на Ближнем Востоке с "крестовым походом", приведен
ное горе главнокомандующим, взращивает настолько же ненор
мальную идеологию "джихада", в которую играют мусульманские
фундаменталисты, и это делает глобальную ситуацию еще более
опасной.
Для того чтобы противодействовать этой опасной религиозной
пропаганде, успешно вводящей в заблуждение американцев,
необходим новый основополагающий миф, новое впечатляющее
видение, которое базировалось бы на последних достижениях науки
и вместе с тем имело бы духовный характер, которое было бы об
ращено как к рациональному, так и духовному аспекту человече
ской природы. Нам необходимо видение, которое было бы дей
ствительно демократичным (т.е. не отождествляющим демократию
с насильственным навязыванием ценностей западного капитали
стического общества) и действительно удовлетворяющим духовные
потребности человека. Здесь представляется уместным привести
слова президента Чехии Вацлава Гавела в Стэнфорде:
На первый взгляд, решение представляется настолько простым
и очевидным, что кажется банальным. Единственное спасение для
сегодняшнего мира, когда две самые великие и чудовищные тота
литарные утопии, которые только знало человечество, – нацизм и
коммунизм, к счастью, развалились, заключается в быстром рас
пространении базовых западных ценностей, включающих демо
кратические идеи, права человека, гражданское общество и свобод
ный рынок…" Однако, если такой проект и покажется западному
человеку наилучшим или единственно возможным, значительная
часть мира от него не в восторге.
В данной ситуации надеяться, что демократия может быть лег
ко распространена и сама по себе сможет избежать конфликта
культур, было бы более чем глупо. К примеру, мы наблюдаем, как
многие политики или режимы декларируют эти идеи на словах, но
не реализуют их на практике. Иногда они вкладывают в эти слова
совершенно иное содержание, чем на Западе. Мы зачастую слы
шим, что эти концепции тесно связаны с евро американской куль
турной традицией, что они попросту не могут быть перенесены в
другие части света либо они всего лишь гладко звучащее прикрытие
для деморализующего и разрушительного духа Запада.
Основной источник возражений, видимо, состоит в том, что
многие культуры воспринимают как неизбежный побочный про
дукт этих ценностей моральный релятивизм, материализм, отрица

46
С.Гроф. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис


ние духовности во всех ее проявлениях, презрение всего сверхлич
ностного, глубокий кризис авторитетов и вытекающее из этого об
щее разложение, безумное потребительство, отсутствие солидарно
сти, эгоистический культ материального успеха, отсутствие веры в
высший порядок вещей или просто в вечность, экспансионистскую
ментальность, которая презирает все, что как то сопротивляется
беспросветной стандартизации и рационализму технологической
цивилизации.
Я глубоко убежден, что решение находится в том, что я уже пы
тался выразить, – в этом духовном измерении, которое связывает
все культуры и фактически все человечество. Если демократия
стремится не только к выживанию, но и к успешному распростра
нению и разрешению конфликтов между культурами, то тогда, по
моему мнению, она должна вернуться к своим собственным тран
сцендентальным источникам… Планетарная демократия пока не
существует, но наша глобальная цивилизация уже подготавливает
для нее место: Эта сама Земля, на которой мы живем, и Небеса над
нами. Только при таком сценарии взаимность и общность челове
ческой расы может быть воссоздана, с уважением и благодарностью
за то, что находится за пределами каждого из нас и всех нас в целом.
Авторитет мирового демократического порядка попросту не может
быть построен на чем то еще помимо возрожденной власти уни
версума".
Далее я попытаюсь дать анализ этих воззрений на основе моих
наблюдений сделанных за годы исследований холотропных состоя
ний сознания. Это не теоретизирование или результат рассужде
ний, а мировоззрение и жизненная стратегия, спонтанно разви
вающаяся в людях, которые в процессе освобождения себя от по
следствий родовой травмы и травмы ранних лет жизни испытыва
ли глубокие трансперсональные ощущения. Серьезные экспери
ментальные исследования подобного рода приводят нас к тому, что
мы можем назвать "духовным разумом".
Нетрудно понять, что важнейшим необходимым условием для
существования является разум в широком смысле – мышление и
здравый смысл, способность учиться, адекватно реагировать на
воздействия материального окружения, память. Последние иссле
дования подчеркивают особую роль "эмоционального разума", спо
собности адекватно реагировать на влияние человеческого окруже
ния и искусства межличностного общения22. Наблюдения, прове
Goleman Daniel. Emotional Intelligence. ГОРОД?1996
22




47
Проблемы психологического и социального характера


денные при исследованиях холотропных состояний, подтверждают
извечный основной принцип философии, согласно которому каче
ство нашей жизни, в конечном счете, зависит от того, что можно
назвать "духовным разумом". Духовный разум – это способность
жить с глубоким философским и метафизическим осознанием ре
альности и нас самих. Буддийские тексты называют эту духовную
мудрость "праджна парамита". В отличие от догм организованной
церкви духовный разум, полученный в процессе эксперименталь
ного самоисследования, достаточно силен, чтобы подняться над
научным мировоззрением материалистической традиции. В то же
время он также эффективен как средство противодействия бессмы
сленным догмам организованных религий.


Результаты современных исследований сознания и транспер
сональной психологии
Наблюдения в процессе психоделической терапии, холотроп
ного дыхания и работы с пациентами, испытывающими состояния
духовного кризиса, показали, что склонности человека к насилию
и алчность имеют гораздо более глубокие корни, чем предполагают
нынешние биологические теории (голая обезьяна, ген эгоизма,
триединый мозг) и психологические теории (психоанализ, филосо
фия "эго" и близкие к ним школы). Глубокие мотивационные силы,
стоящие за этими опасными склонностями, происходят на перина
тальном и трансперсональном уровнях психики, уровнях, которые
классическая психология не рассматривает23. Выводы о том, что
корни насилия и неутолимой алчности лежат куда глубже, чем ака
демическая психиатрия могла только предположить и что их разме
ры в психике человека поистине беспредельны, могли бы кого
угодно привести в уныние. Однако в противовес этому было сдела
но впечатляющее открытие нового терапевтического механизма и
трансформативных потенциалов, которые можно использовать в
холотропных состояниях на перинатальном и трансперсональном
уровнях психики.
За годы исследований я наблюдал глубокое улучшение эмо
ционального и психосоматического состояния у многих людей, во
влеченных в серьезное экспериментальное самоисследование и пу
тешествие внутрь себя. Некоторые из них медитировали и занима
Grof Stanislav. Psychology of the Future: Lessons from Modern Consciousness Research.
23

ГОРОД? 2000.

48
С.Гроф. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис


лись регулярно духовными практиками, другие проходили психо
делические сеансы или участвовали в различных формах экспери
ментальной психотерапии или самоисследованиях, или в шаман
ских ритуалах. Я также был свидетелем глубоких позитивных изме
нений во многих людях, получивших адекватную поддержку во
время их спонтанных психодуховных кризисов ("духовные бед
ствия").
В силу того, что перинатальный уровень бессознательного пе
решел и интегрировался в сознательное, эти люди претерпели ра
дикальные изменения личности. Они почувствовали кардинальное
уменьшение агрессивности и стали более миролюбивыми, вну
тренне спокойными и толерантными к другим. Ощущения психо
логической смерти и рождения заново, сознательная связь с пози
тивными постнатальными и перинатальными воспоминаниями
повлекли за собой снижение их иррациональных позывов и амби
ций. Это привело к сдвигу фокуса с прошлого и будущего на на
стоящее и усилило их жизненный тонус и радость жизни – способ
ность наслаждаться и получать удовлетворение от простых жизнен
ных обстоятельств: повседневных забот, еды, секса, природы и му
зыки. Другим важным результатом этого процесса стало проявле
ние духовности вселенского мистического свойства, которое, в от
личие от догм основных религий, было аутентичным и убедитель
ным, так как основывалось на глубоких личных ощущениях.
Процесс духового раскрытия и трансформации обычно углу
блялся и далее в результате трансперсональных переживаний, та
ких, как отождествление себя с другими людьми, человеческими
группами в целом, животными, растениями и даже с неорганиче
скими материалами и природными процессами. В иных случаях
люди получали сознательный доступ к событиям, происходящим в
других странах, культурах и исторических периодах и даже на уров
нях мифологии и архетипичных созданий коллективного бессозна
тельного. Ощущения космического единства и собственной боже
ственности приводили ко все большему отождествлению с Творе
нием в целом и привносили чувства благоговения, любви, состра
дания и внутреннего мира.
То, что началось как психологический опыт бессознательной
психики, проводимый в терапевтических целях, автоматически
стало философским поиском смысла жизни и духовных открытий.
Люди, задействовавшие трансперсональные уровни своей психи
ки, развивали в себе новое понимание существования и благогове

49
Проблемы психологического и социального характера


ния перед всеми формами жизни. Одним из наиболее ошеломляю
щих последствий различных форм трансперсональных пережива
ний было спонтанное появление и развитие глубокой обеспокоен
ности социальными и экологическими проблемами, а также стре
мление к вовлеченности в обслуживание интересов общества. Ос
нованием этого было понимание на клеточном уровне того, что
границы мироздания условны и каждый из нас тождествен всей си
стеме существования.
Внезапно стало очевидным, что мы не можем ничего поделать
с природой без того, чтобы сделать это также и с самим собой. Раз
личия между людьми стали представляться скорее интересными и
взаимно обогащающими, нежели несущими угрозу, будь то разли
чия пола, расы, цвета кожи, языка, политических убеждений или
религиозных верований. После такой трансформации эти люди
(также, как американские астронавты, которые увидели Землю из
космоса – см. Микки Лэмли "Обратная сторона Луны") развивали
в себе глубокое чувство гражданина планеты, а не просто граждани
на отдельной страны или члена конкретной расовой, социальной,
идеологической, политической или религиозной группы. Станови
лось очевидно, что подобная трансформация увеличила бы шансы
на выживание, если бы она могла произойти в достаточно широком
масштабе.


Новое восприятие реальности и новый миф как жизненный
ориентир
Образ мироздания в целом, на котором базируется новое вос
приятие, основывается на философских выводах квантово реляти
вистской физики и человеческом факторе. Он подразумевает соз
нание как фундаментальный аспект существования, равный или
возможно главенствующий над материей, а не как случайный или
побочный продукт развития материи. Он рассматривает мирозда
ние как продукт высшего творящего разума и растворенного в нем
(«anima mundi»). Вместо ньютоновской сверхмашины, состоящей
из отдельных частей (элементарных частиц и объектов), он рассма
тривает мироздание как единое поле, органическое единство, в ко
тором все осмысленно взаимосвязано.
Новая биология признает, что эволюция видов была движима
созидательным разумом и что синергия и взаимодействие между
видами были, как минимум, таким же важным фактором, как и вы

50
С.Гроф. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис


живание сильнейших по Дарвину. Биосферу и ее обитателей невоз
можно понять, если брать в расчет только материал, из которого
они состоят, без объяснения источника происхождения их форм,
содержательных взаимоотношений и эстетических аспектов Творе
ния. Концепции, близкие к резонансу форм и морфогенетических
полей Шелдрейка, являются определяющими для понимания
функционирования ДНК и генетического кода, а также взаимодей
ствия сознания, памяти и мозга (см.: Шелдрейк "Новая наука жиз
ни"). Голографическое мышление, разработанное Дэвидом Боумом
и Карлом Прайбрэмом, позволило рассмотреть в новом свете отно
шения между общим и частным (см.: "Общее и вытекающий из не
го порядок"; Прайбрэм "Языки мозга"). Эрвин Ласло разработал
блестящую модель взаимосвязанного мироздания в своей концеп
ции "пси поля" или "поля акаши" (см.: Ласло "Творящий космос;
"Гипотеза о взаимосвязанности", "Наука и поле акаши").
Современные исследования сознания и трансперсональная
психология определили болезненную ограниченность и ошибки
психоанализа Фрейда в понимании человеческой психики через
здоровье и болезни. Они призывают к срочному и радикальному
переосмыслению наиболее фундаментальных постулатов класси
ческой психологии и психиатрии в следующих областях:
Природа человеческой психики и измерения сознания. Традицион
ная академическая психиатрия и психология используют модель,
которая ограничивается биологией, постнатальной (послеродовой)
биографией и фрейдовским индивидуальным бессознательным.
Чтобы объяснять все явления, происходящие в холотропных со
стояниях, мы должны радикально изменить наше представление об
измерениях человеческой психики. Помимо послеродового био
графического уровня новая расширенная картография включает две
дополнительных области: перинатальную (относящуюся к травме
рождения) и трансперсональную (надличностную, охватывающую
все виды наследственной, расовой, коллективной, и пси
хогенетической памяти, кармические переживания и архетипич
ные движущие силы).
Природа и структура эмоциональных и психосоматических на
рушений. Чтобы объяснять различные расстройства, неимеющие
под собой органической основы ("психогенная психопатология"),
традиционная психиатрия использует модель, которая ограничива
ется изучением послеродовых биографических травм в младенче
стве, детстве и на протяжении последующей жизни. Новое понима

51
Проблемы психологического и социального характера


ние предполагает, что корни таких нарушений уходят гораздо глуб
же и имеют в своем составе доли, происходящие как из перинаталь
ного уровня (травма рождения), так и от трансперсональной обла
сти психики (как было определено выше).
Эффективные терапевтические механизмы. Традиционной
психотерапии известны только терапевтические механизмы, дей
ствующие лишь на уровне биографического материала, такие как
вспоминание прошлого, снятие подавленности, воссоздание про
шлого из сновидений и невротических симптомов, повторное пе
реживание травматических воспоминаний и анализа переноса. Хо
лотропные исследования открывают множество других важных ме
ханизмов исцеления и преображения личности, которые становят
ся доступными, когда наше сознание достигает перинатального и
трансперсонального уровней.
Стратегия психотерапии и самоисследование. Цель тради
ционной психотерапии состоит в том, чтобы составить рассудочное
понимание относительно того, как действует психика, почему сим
птомы развиваются и что они означают. Затем это понимание ста
новится основанием для развития метода, который врачи могут ис
пользовать для лечения своих пациентов. Серьезными проблема
ми, связанными с подобной стратегией, являются удивительная
несогласованность среди психологов и психиатров относительно
основополагающих теоретических вопросов и проистекающее от
сюда невероятное количество конкурирующих школ в психотера
пии. Работа с холотропными состояниями представляет нам нео
жиданную радикальную альтернативу – привлечение глубинной
внутренней информации пациентов, которая руководит процессом
исцеления и преображения.
Роль духовности в человеческой жизни.В западной материали
стической науке нет места для какой либо формы духовности и
фактически она считается несовместимой с научным мировоззре
нием. Современные исследования сознания показывают, что ду
ховность – естественная и исконная характеристика человеческой
психики и мироздания. Однако в этом контексте важно подчер
кнуть, что эта формулировка применима к подлинной духовности,
а не к идеологиям официальных религий.




52
С.Гроф. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис


Природа реальности: душа, космос, и сознание
Вопросы о необходимых переменах, обсуждаемые до этого мо
мента, касались в основном практики психиатрии, психологии и
психотерапии. Однако результаты работы с холотропными состоя
ниями выдвигают опровержения несравненно более фундамен
тального характера. Многие данные, полученные в ходе опытов и
наблюдений, настолько необычны, что они не могли быть поняты
в контексте монистического материалистического подхода к дей
ствительности. Мировоззренческое воздействие этих данных ока
залось заходящим столь далеко, что оно подрывало основопола
гающие исходные метафизические положения западной науки, в
частности, те положения, которые касаются природы сознания и
его отношения с материей.
Новый взгляд на мир и основная стратегия жизни возникают
спонтанно в процессе глубокого исследования на разных уровнях.
1. На уровне индивидуума
Наши самые глубокие потребности исходят из духовного мира;
материальные средства не могут сделать нас наполненными и
счастливыми, как только мы достигаем удовлетворения основных
биологических потребностей (еда, безопасность, кров, секс). В кур
се биографически ориентированной психотерапии многие обнару
живают, что их жизнь была "настоящей" в некоторых конкретных
областях межличностных отношений. Например, проблемы с
властью родителей могут привести к характерным формам трудно
стей с персонами власти; причины повторяемых дисфункциональ
ных форм в сексуальных отношениях могут быть прослежены от
родителей в качестве моделей для сексуального поведения; пробле
мы родного брата или сестры могут окрасить и исказить будущие
отношения с равным по положению и т.д.
Когда процесс эмпирического самоисследования достигает пе
ринатального уровня, мы обычно обнаруживаем, что наша жизнь
до этого момента была в значительной степени "ненастоящей" в це
лом, а не только в некоторых частных областях. Мы узнаем, к наше
му удивлению и изумлению, что наша полная стратегия жизни бы
ла неверно сориентирована и поэтому неспособна к обеспечению
подлинного удовлетворения. Причиной этому является тот факт,
что это было прежде всего мотивировано страхом смерти и бессоз
нательными силами, связанными с биологическим рождением, ко
торые не были соответственно обработаны и не получили закон


53
Проблемы психологического и социального характера


ченного вида. Другими словами, в течение биологического рожде
ния мы завершили процесс анатомически, но не эмоционально.
Когда на нашу область сознания сильно влияет подсознатель
ная память о родовых схватках, это ведет к чувству дискомфорта и
неудовлетворенности текущим моментом. Это недовольство может
фокусироваться на большом спектре проблем – неудовлетвори
тельная физическая внешность, не отвечающие требованиям воз
можности и материальное положение, низкое социальное положе
ние и влиятельность, недостаточное количество власти и известно
сти и на многих других. Подобно ребенку, застрявшему в родовом
канале, мы чувствуем сильную потребность достичь лучшей ситуа
ции, которая находится где то в будущем.
Какой бы ни была реальность существующих обстоятельств,
мы не находим ее удовлетворительной. Наше воображение продол
жает создавать образы будущих ситуаций, которые кажутся более
наполняющими нас, чем существующие. Кажется, что пока мы не
достигаем этого, жизнь будет только подготовкой к лучшему буду
щему, которое пока еще не стало реальностью. Это приводит к об
разу жизни, который мои пациенты описали как "однообразный
механический труд" (образ бегущего хомяка во вращающемся коле
се) или существование по типу "крысиных бегов". Экзистенциали
сты говорят об "автопроектировании" в будущее. Эта стратегия –
основная ошибка человеческой жизни. Это, по существу, стратегия
проигравшего, так как она не доставляет ожидаемого удовлетворе
ния. И с этой точки зрения неважно, действительно ли она прино
сит плоды в материальном мире. По словам Джозефа Кэмпбелла,
это означает "забраться на верхнюю ступеньку лестницы и обнару
жить, что она стоит не у той стены".
Когда цель не достигнута, продолжающейся неудовлетворен
ности находится объяснение, что мы были не в состоянии предпри
нять исправляющие меры. Когда же мы преуспеваем в достижении
наших стремлений, то это обычно не оказывает большого влияния
на наши основные чувства, и тогда причину сохраняющейся неудо
влетворенности находят в неправильности выбора цели или в недо
статочности амбиций для ее достижения. Результатом является или
смена старой цели на новую, или увеличение амбиций того же са
мого типа.
В любом случае неудача диагностируется неверно, поскольку
является неизбежным следствием изначально неверной жизненной
стратегии, которая в принципе неспособна приносить удовлетворе

54
С.Гроф. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис


ние. Эта ошибочная модель, применяемая в широком масштабе,
является причиной опрометчивой иррациональной погоней за раз
личными грандиозными целями, которые ведут к гораздо больше
му страданию и еще большим проблемам в мире. Она может изжить
себя на любом уровне значимости и богатства, так как никогда не
приносит истинного удовлетворения. Единственная стратегия, ко
торая может значительно уменьшить это иррациональное влече
ние, – полное высвобождение сознания, интегрирование травмы
рождения в ходе целенаправленного внутреннего самоисследова
ния и установление связи с трансперсональным уровнем психики.
Современные исследования сознания и психотерапия пережи
вания обнаружили, что самый глубокий источник нашей неудовле
творенности и стремление к совершенству находятся даже вне пе
ринатальной сферы. То страстное желание, что правит человече
ской жизнью, в конечном счете надличностно по своей сути. Как
говорил Данте Алигьери, "желание совершенства – это такое жела
ние, которое всегда делает любое удовольствие неполным, по
скольку нет в этой жизни радости или удовольствия столь велико
го, чтобы оно могло утолить жажду нашей души"24.
В самом общем смысле глубочайшие надличностные корни
ненасытной алчности могут быть описаны с точки зрения концеп
ции Кена Вилбера "Проект Атман"25. Наша истинная природа боже
ственна – Бог, Космический Христос, Аллах, Будда, Брахма, Дao, и
хотя процесс творения отделяет и отчуждает нас от нашего источ
ника, осознание этого обстоятельства полностью никогда не утра
чивается. Глубочайшая побуждающая сила психики на всех уровнях
эволюции сознания заключена в возможности возвратиться к опы
ту переживания нашей собственной божественности. Однако сдер
живающие условия последовательных стадий развития мешают
нам всецело пережить полное освобождение в Боге и в подобии Бо
гу.
Настоящий выход на ограничения личности требует смерти от
деленного эгоизма, Я, умирающего в качестве исключительного
субъекта. Из за страха полного уничтожения и из за пристрастия к
эго человек вынужден соглашаться на заменители и суррогаты Ат
мана, которые являются специфичными для каждого конкретного
этапа. Для эмбриона и новорожденного это означает удовлетворе
ние, переживаемое в уютной матке или у вкусной груди. Для ребен
Dante A., НАЗВАНИЕ. МЕСТО ИЗДАНИЯ,1990.
24

Wilbur Ken, НАЗВАНИЕ. МЕСТО ИЗДАНИЯ,1980.
25




55
Проблемы психологического и социального характера


ка – это удовлетворение возрастных физиологических потребно
стей. Для взрослого диапазон возможных проектов мировой души
Атмана становится шире; он включает помимо пищи и секса также
деньги, славу, власть, внешность, знания и многое другое.
Благодаря глубинному ощущению нашей истинной сущности
в полном единении с космическим творением и самим творящим
началом заменители любого уровня и масштаба (проекты Атмана)
всегда останутся неудовлетворяющими. Только лишь переживание
своей божественности в холотропном состоянии сознания может
когда либо наполнить наши глубочайшие потребности. Таким об
разом, единственный способ утоления ненасытной алчности нахо
дится во внутреннем мире, а не в извечных мирских стремлениях и
замыслах разного вида и размаха. Персидский мистик и поэт Руми
выразил это необычайно точно: "Все надежды, желания, любови и
привязанности, которые люди принимают за различные вещи – за
отцов, матерей, друзей, за небеса, землю, дворцы, науки, деяния,
еду и питье – святому известны как желания, направленные к Богу,
а все те вещи – просто завесы. Когда люди покинут этот мир и уви
дят Господа без завес, тогда они узнают, что все завесы и покровы,
которые теперь составляют предмет их желаний, на самом деле та,
одна единственная Вещь"26.
2. На коллективном уровне
Как биологические организмы мы являемся включенными в
окружающую среду и решительным образом зависим от чистого
воздуха, чистой воды и почвы. Наш наивысший приоритет должен
быть отдан на защиту этих жизненных ресурсов, необходимых для
выживания и здоровья. Никакие другие интересы – даже экономи
ческие, националистические, идеологические, религиозные моти
вы – не должны главенствовать над заботами о здоровье и выжива
нии индивидуума и человеческого вида. Как сказал Бакминстер
Фуллер, мы – "космический корабль под названием Земля" с огра
ниченными ресурсами. Эта задача требует перехода на восстана
вливаемые энергетические источники, которые всегда будут досту
пны и не будут загрязнять окружающую среду (солнечная энергия,
энергия нулевой точки). Нельзя допускать производство материа
лов, которые не разлагаются микроорганизмами, не предусмотрев
их утилизацию или уничтожение. Возрастающее химическое за
грязнение воды, воздуха и почвы, накопление радиоактивных осад
Hines, Donald M. Celilo Tales : Wasco Myths, Legends, Tales of Magic and the Marvelous.
26

МЕСТО.1996.

56
С.Гроф. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис


ков, засорение пластиковыми отходами поверхности океана, охва
тывающее площадь размером со штат Техас, – все это должно быть
серьезным предупреждением.
Наше единство с природой, так же как и со всем человече
ством, диктует нам, что мы должны переступить расовые, сексуаль
ные, национальные, культурные, политические и религиозные гра
ницы и барьеры и создать планетарную цивилизацию. Насилие как
приемлемый способ решения конфликтов должно быть устранено.
Мы должны иметь устройство мира, для которого защита окружаю
щей среды и человеческой жизни – самое настоятельное требова
ние. Во внешней политике мы должны быть, прежде всего, сосре
доточены на совместных усилиях, сотрудничестве, содружестве, а
не на борьбе с врагами (и, конечно же, не на создании для себя та
ких врагов). Соединенные Штаты с их невероятными научно тех
нологическими ресурсами и экономическими средствами должны
стать ведущей силой в разработке альтернативных энергий. Эта
цель заслуживает совместного усилия лучших умов в науке, сопо
ставимого с Манхэттенским проектом; она также может стать дол
госрочным, радикальным решением серьезной политической про
блемы. Ее успех сделает нас независимыми от ближневосточной
нефти и устранит таким образом опасную экономическую зависи
мость от арабского мира. Она может стать самым эффективным
способом борьбы с терроризмом мусульманского фундаментализ
ма и угрозой джихада.
Следует развивать программы, которые помогут американской
экономике и в то же самое время помогут слаборазвитым странам
стать нашими друзьями и снискать уважение в мире (например, по
мощь в развитии инфраструктуры в Индии, устранение голода и
болезней, или орошение земель в Африке). Очевидно, что повыше
ние жизненного уровня является самым эффективным способом
борьбы с социальными волнениями и опасностью коммунизма.


Уроки холотропных состояний для психологии выживания
Некоторые из переживаний людей, испытывающих холотро
пные состояния сознания, прямо связаны с сегодняшним глобаль
ным кризисом и его взаимосвязанностью с эволюцией сознания.
Они показывают, что мы воплотили в современном мире многие из
существенных основ перинатального процесса, с которыми чело
век, вовлеченный в глубокое личностное преображение, должен

57
Проблемы психологического и социального характера


столкнуться и внутренне согласиться. Те же самые составляющие, с
которыми мы встретились бы в процессе психологической смерти
и возрождения в наших переживаниях, приходят сегодня к нам в
виде вечерних новостей. Это особенно верно в отношении явле
ний, которые характеризуют БПМ 3.
Мы, разумеется, видим чудовищное высвобождение агрессив
ности в многочисленных войнах и революционных переворотах в
мире, росте преступности, терроризма и расовых бунтов. Не менее
драматичным и поразительным является снятие сексуального по
давления и освобождение полового влечения, имеющие как здоро
вые, так и дурные последствия. Сексуальные переживания и раз
личные способы полового поведения принимают беспрецедентные
формы, проявляющиеся в половой свободе подростков, добрачной
половой жизни, гомосексуальности, половой распущенности и от
крытых браках, высоком уровне разводов, издании книг сексуаль
ного содержания, играх и кинофильмах, садомазохистских экспе
риментах и во многом другом.
Демоническая составляющая также все более и более проявля
ется в современном мире. Возрождение сатанинских культов и кол
довства, популярность книг и фильмов ужасов на оккультные темы
и преступления с сатанинскими побуждениями являются подтвер
ждением этого факта. Копрологический аспект очевиден в про
грессирующем индустриальном загрязнении, накоплении отходов
производства в глобальном масштабе и быстром ухудшении гиги
енических условий жизни больших городов. Более абстрактной
формой той же самой тенденции является возрастающая корруп
ция и деградация политических, экономических и религиозных ин
ститутов, включая американское президентство.
Многие из людей, с которыми мы работали, увидели человече
ство, стоящее на решающем перепутье перед выбором: либо кол
лективное уничтожение, либо беспримерный по своим размерам
эволюционный скачок в сознании. Теренс Маккенна излагал это
очень кратко: "История глупой обезьяны, так или иначе, законче
на" (McKenna, 1992). Мы все вместе вовлечены в процесс, соответ
ствующий по своей направленности психологической смерти и
возрождению, которые индивидуально пережило столь много лю
дей в холотропных состояниях сознания. Если мы продолжим ра
зыгрывать вовне сомнительные пагубные и саморазрушительные
стремления, берущие начало в глубине бессознательного, то мы,
несомненно, истребим самих себя и жизнь на нашей планете. Од

58
С.Гроф. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис


нако если мы в достаточно большом масштабе преуспеем в деле по
гружения в себя и обращении этого движения вовнутрь нас самих,
то оно может вылиться в эволюционное продвижение, которое уве
дет нас гораздо дальше от нашего нынешнего состояния, чем мы,
теперешние, отстоим от приматов. Каким бы утопичным ни каза
лось такое развитие, именно оно может оказаться нашим един
ственным реальным шансом.
Давайте заглянем в будущее и проанализируем, как предста
вления, которые появились на основе исследований сознания из
трансперсональной области и новой парадигмы в науке, могли
быть реализованы в реальном мире. Хотя прошлые достижения
очень внушительны, новые идеи все еще имеют форму бессвязной
мозаики, а не законченного и всеобъемлющего мировоззрения.
Много работы еще должно быть проделано на основе накопления
большего количества данных, формулирования новых теорий и до
стижения творческого синтеза. Кроме того, существующие сведе
ния должны достичь намного более широкой аудитории, прежде
чем можно будет ожидать значительного воздействия их на положе
ние в мире.
Но даже радикального интеллектуального сдвига к новой науч
ной системе взглядов и понятий в широком масштабе будет недо
статочно для того, чтобы смягчить глобальный кризис и полностью
изменить деструктивный курс, которым мы идем. Мир потребует
глубокого эмоционального и духовного преображения человече
ства. Используя существующие доказательства, можно предполо
жить некоторые стратегии, которые могли бы способствовать тако
му событию и поддержать его. Попытки изменить человечество
должны будут начаться с предохранительных психологических мер,
предпринимаемых в раннем возрасте. Данные преднатальной и пе
ринатальной психологии указывают на то, что многое можно было
бы достичь изменением условий беременности, родов и послеродо
вого ухода. Это включило бы улучшение эмоциональной подготов
ки матери в течение беременности, осуществление естественного
деторождения, создание для рождения духовно и психологически
осведомленного окружения и развитие чувственно обогащающего
соприкосновения между матерью и ребенком в послеродовом пе
риоде.
Многое было написано о значении воспитания ребенка, так же
как и о пагубных эмоциональных последствиях травмирующих
условий в младенчестве и детстве. Конечно, это область, где

59
Проблемы психологического и социального характера


необходимо непрерывное образование и руководство. Однако, что
бы быть способным применить эти известные правила, родители
сами должны достичь достаточной эмоциональной устойчивости и
зрелости. Известно, что эмоциональные недуги передаются как
проклятие от поколения к поколению. И здесь мы сталкиваемся с
очень сложным вопросом о яйце и курице.
Различные виды гуманистической и трансперсональной
психологии выработали действенные методы самоисследования,
исцеления и преображения личности. Некоторые из них идут от те
рапевтических традиций, другие представляют современную адап
тацию древних исконно духовных практик. Существуют подходы с
очень благоприятным соотношением количества профессиональ
ных помощников и пациентов и такие, которыми можно занимать
ся в обстановке групп самопомощи. Систематическая работа в них
может привести к духовному раскрытию, совершенствованию в на
правлении, которое в глобальном масштабе крайне необходимо для
выживания человеческого рода. Важно распространять информа
цию об этих возможностях и лично заинтересовывать достаточное
количество людей неотступно следовать намеченному курсу. Боль
шую часть этих усилий следует направить на создание сети, обеспе
чивающей психологическую помощь и поддержку личностям, ис
пытывающим спонтанное психодуховное преображение в критиче
ском состоянии духа. В настоящее время многие из этих людей не
правильно диагностируются как страдающие от психоза, и возмож
ное исцеление и эволюционный процесс преображения задержива
ются транквилизаторами.
По видимому, мы вовлечены в захватывающую гонку за време
нем, которой не найдется ничего равного во всей истории челове
чества. И ставка в ней не что иное, как будущее жизни на этой пла
нете. Если мы продолжим осуществление старых стратегий, кото
рые по своим последствиям, несомненно, являются чрезвычайно
разрушительными, маловероятно, что человеческий род выживет.
Но если достаточное количество людей осуществит глубокую вну
треннюю трансформацию, мы могли бы достичь ступени и уровня
эволюции сознания, когда мы станем достойными славного имени,
которое дали своему виду – homo sapiens.
Всестороннее представление, описанное выше, может быть
рассмотрено как мозаика, состоящая из многих частей, каждая из
которых представляет результаты исследования в конкретной науч
ной дисциплине. Дальнейшая доработка и развитие ее различных

60
С.Гроф. Трансперсональный взгляд на глобальный кризис


частей требуют сотрудничества между различными отраслями ис
следований, связи теоретических концепций и их практического
применения с помощью различных СМИ.

Пер. А. Алпацкой, В. Замай.




61
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5

И. Калинаускас


БРАТЬ И ДАВАТЬ27

Есть одна в определенном смысле жестокая правда о том, что
существуют два совершенно разных принципа жизни – принцип
производительный и принцип потребительский. В человеческих от
ношениях эти принципы тоже действуют.
И можно сказать, что принцип потребительский – это прин
цип в каком то смысле инфантильный, потому что он идет от отно
шений с матерью, тех первичных отношений ("мамка теплая, моло
ко сладкое, сосу, сосу – и рай").
Принцип производительный – он, скорее, отцовский прин
цип, когда для того чтобы заслужить похвалу отца, поощрение, лю
бовь с его стороны, необходимо что то делать.
И в этом плане можно говорить, что по способу строить отно
шения люди как бы делятся на две группы. Первая группа – это де
ти, которые ищут мать в отношениях, ищут первичный способ
взаимодействия, способ потребления, и они беззаботно, искренне,
совсем не по злодейски себя ощущают в этом, они просто есте
ственно и органично потребляют и не знают, что такое благодар
ность в полном смысле этого слова – ну кто говорит матери спаси
бо за материнское молоко?
Сталкиваясь с ситуацией, которая как бы предопределяет бла
годарность, эти люди испытывают колоссальное напряжение,
вплоть до истерики, до сильнейшего желания избежать такой си
туации.
В моей жизни был такой случай. Однажды я спас своему това
рищу жизнь. Ну, так случилось – у него была ситуация, он меня
позвал, и я пошел. В течение недели после этого он сделал все, что
бы прервались все наши контакты, даже случайно возможные.


Калинаускас Игорь Николаевич – доктор философии и психологии личности и
соционики Международной академии науки и культуры в Сан Франциско
(IASC), профессор, член Академии региональных проблем информатики и
управления.


Эссе подготовлено Т.Ашером по материалам книги И.Калинаускаса "Жить надо!"
27




62
И. Калинаускас. Брать и давать


Обычно мы расцениваем такую ситуацию как предательство,
как непонятное предательство. И только много лет спустя я понял
– в этом нет умысла. Это инстинкт, инстинкт человека, который в
отношениях – не на уровне материальных, там этот человек заме
чательный, бескорыстный, материально всегда мог помочь, поде
литься куском хлеба, как говорится, а именно на уровне эмоцио
нальных, истинно человеческих отношений – не в состоянии ниче
го дать. У него нет такого места, так сложился его процесс становле
ния, что он умеет только брать. Его нельзя судить за это. Можно,
конечно, осудить, не зная, что есть люди, так и оставшиеся при ма
тери, безотцовщина эмоциональная, они не знают любви к отцу,
любви, которая изначально построена на чувстве благодарности, на
активной деятельности.
Как сказано у Соломона, "слушай… наставление отца твоего и
не отвергай завета матери твоей".
Вторая группа – это люди, которые в сфере эмоциональной
жизни, в сфере человеческих отношений не в состоянии брать. Они
как бы безматеринские – не знают материнской любви. Они не мо
гут взять то, что им предлагается, потому что не знают, что с этим
делать. Хотя это совершенно бескорыстный материнский дар. Это
один из серьезнейших источников психопатологии обыденной
жизни.
Мы часто подрываем корни того дуба, который нас кормит, по
ка живой. Мне кажется, что именно в сфере неформальных челове
ческих отношений, в сфере отношений близких людей, детей и ро
дителей, влюбленных, мужей и жен, друзей это очень острая про
блема. Ибо это такой существенный дефект эмоционального мира,
который исправить, компенсировать, говоря научным языком,
очень трудно.


Большие дети
Мы – большие дети, и мы сами, и человечество в целом. Мы
относимся к природе только как к матери: берем, берем, берем… И
она, конечно, дает, истощаясь все больше и больше. Потому нам
так и не хочется родиться в третий раз (первое рождение – биоло
гическое, второе – социальное, третье – духовное), что нас там
ждет отец, т.е. мир, который сразу предъявит к нам колоссальные
требования. Ибо требования – это и есть отцовская любовь. Ибо
отец задает границы, показывает границы и учит делать, действо

63
Проблемы психологического и социального характера


вать, творить. Родиться в третий раз – это и значит оказаться нае
дине с миром.
Мать тут, рядом, но уже есть и отец. Помню, когда то у меня
был любимый вопрос. Куда уходят духовные искатели после трид
цати, тридцати пяти лет? До тридцати лет их полно, а потом,
старше – уже единицы. Куда они исчезают вдруг? В матку они
исчезают, в утробу социальную, потому что пора что то делать,
ответ перед отцом держать, перед миром, ответственность на себя
брать, а не хочется. Пора уже что то отдавать, производить, хотя бы
как дуб желуди для свиньи. А вдруг она рылом подрывать корни
станет? Лучше ничего не производить – не будет и подрывать.
Отцовской любви надо добиться, отец не может любить так,
как мать, и не должен. Его любовь проявляется сурово и требова
тельно, ее надо добиться. Я не говорю о тех случаях – семей таких
много, знаю, – когда отец сам как ребенок, вроде отец, а вроде нет,
но все равно кто то будет вместо отца когда нибудь.
А вот здесь, при третьем рождении, от отца никуда не спря
чешься. Вот он – мир. Во всей его красоте и непреложности, во
всей его любви и справедливости.
И в определенном смысле мы можем сказать, что вот тогда,
когда есть мать и есть отец, возможно единство, полнота этих двух
планов бытия и смысла, ибо бытие – это все таки материнская
власть, а смысл – это отцовская мера. И тот, в ком нет отцовского
начала, не умеет ни остановить себя сам, ни организовать себя сам,
ни действовать из самопобуждения, т.е. у него никакого "сам" и
быть не может. Ни в первом рождении, ни во втором, ни в третьем.
Ибо "сам" всегда имеет границы себя, "сам" – это значит "отграни
ченный". И отграниченный, как мы говорили, изнутри.
Это граница не как препятствие, поставленное другими, а как
отграниченность, определенная самим собой. То есть знанием себя
в строгом смысле слова. Спроси у любого духовного искателя: "Ты
хочешь третьего рождения?" Конечно, он скажет: "Хочу".
Как "трижды герой" – "трижды рожденный". Но если ему
объяснить, показать реальность, ожидающую его, если проанали
зировать его отношения с его собственным первым отцом, сказать,
что его ждет еще более суровый, добиться любви которого во мно
го раз труднее и во много раз больше труда надо к этому приложить,
захочет ли он третьего рождения? Еще с первым то не все ясно.
Мир отца спросит с каждого: что ты сделал с матерью своей, с
природой, какой ценой бытию ты достался? И чего то ты так долго

64
И. Калинаускас. Брать и давать


не рождался, а сидел в утробе? И почему ты обидел любимую мою?
И надо будет отвечать, и объяснять, и понимать, и выслушивать на
ставления отцовские, и учиться уму разуму, и становиться самим
собой, и ставить свою подпись под деяниями своими.


Двусторонняя природа человека
Такова наша двусторонняя природа. Мы ловим, так сказать,
кайф: мы – Человечество. Особенно с XVII в., после того как объя
вили "cogito, ergo sum", мы покоряем природу, управляем миром,
делая его все более удобным для себя. Ну, кто теперь скажет, что те
плый туалет – это хуже, чем где нибудь там под кустиком зимой.
Это как бы очевидно, но у этого есть оборотная сторона!
Сознание наше разворачивалось в эти века в сторону насилия
над реальностью. В сторону принципа силы. "Мы не можем ждать
милостей от природы, взять их у нее – наша задача". И мы брали.
Но мы тоже часть природы, даже если освободимся от так называе
мого физического тела!
Даже представив себя в виде бестелесной энергетическо ин
формационной сущности, которая подобным образом насилует
природу, мы увидим, что она все равно насилует и себя самое, пото
му что нельзя насиловать мир, ничего не делая с собой. Вот по это
му поводу замечательная иллюстрация этого.

<<

стр. 2
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>