<<

стр. 4
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

вляемые хорошей едой семейной жизнью, воспитанием детей, уча
стием в общинной жизни, накоплением богатства, наконец, воз
можностью занять уважаемое положение, – вредит обществу, и оно
в целях самосохранения подвергает его остракизму.
Но на рубеже XVIII XIX вв. ситуация начала меняться. "Есте
ствоиспытатели, сопровождавшие Наполеона во время египетско
го похода, отмечали, что множество туземных мужчин поражено
каким то "странным душевным параличом", что аборигены связы
вали с курением гашиша. Эти ученые не могли быть пристрастны
ми, потому что понятий "наркотик" и "наркомания" в конце XVIII
в. еще не существовало. Наполеон же был настолько обеспокоен
проблемой гашиша, что пытался запретить его употребление своим
солдатам"43.
В XVIII XIX вв. – эпохи исторических открытий, завоевания
колоний, создания единого мирового рынка – интерес путеше
ственников к наркотикам был проявлением любопытства, жела
Русский народный сервер против наркотиков
43

http://www.narcom.ru/parents/agit/11.html.

97
Проблемы психологического и социального характера


ния, которое постоянно гонит человека узнать, что там за горизон
том. Эта жажда исследований заставляла Миклухо Маклая употре
блять ритуальный напиток с папуасами Новой Гвинеи, а потом с
восторгом об этом рассказывать в своих заметках. Это стремление
все узнать и испробовать, как мы увидим, сыграло с человечеством
злую шутку.
В Европе в XIX в. принимать наркотики было модно среди бо
гемы, немало известных писателей, поэтов, художников, журнали
стов страдали болезненной тягой к ним. Это пристрастие считалось
неким отличием от "черни"; и в XX в. такое отношение к наркоти
кам сохраняется в этой среде. Так, во Франции, законодательнице
мод, в 1850 г. был образован "Клуб гашишеедов", действительными
членами которого были Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Александр
Дюма отец, Гюстав Флобер. Их произведения, где наркотики опи
сывались как синоним наслаждения, охотно читали и переводили
по всему миру, в том числе в России. В результате среди интелли
генции и высших слоев общества, привыкших ориентироваться на
модные веяния, отношение к наркотической зависимости было
спокойным, а иногда даже восторженным, как к "недугу избран
ных".
Но один только интерес никогда не сделал бы наркотики столь
распространенными, были и экономические причины, ведь нарко
тики очень дешевый и выгодный товар с экономической точки зре
ния. К сожалению, это стало причиной распространения дурмана
среди тех, кому до поэзии и книг нет никакого дела, так как их глав
ная движущая сила – пустой желудок. Ярчайшим историческим
примером явились так называемые "опиумные войны" (1840 1842,
1856 1860), обернувшиеся трагедией для населения не только Ки
тая, но и сопредельных государств. Приобретя статус доходного то
вара, опиум распространился от южных до северных провинций
Китая и на Дальний Восток.
"Если верить наблюдениям известного русского ученого этно
графа В.К. Арсеньева, эмигранты из Китая и Кореи повсеместно
арендовали у приморских и приамурских крестьян и казаков земли,
предназначенные под хлеб, перепахивая их (с зелеными всходами)
для посевов мака. Простые люди, получая от аренды пашни денег
больше, нежели они могли выручить от культивирования пшени
цы, отучались от труда, предавались праздности, безделью, пьян
ству и наркомании, которая постепенно распространялась среди


98
Т.Хрипкина. Проблема наркомании


аборигенов, колонистов, затем жителей Камчатки, Сибири, Повол
жья"44.
Нужно отметить, что местные власти, в том числе и в России,
получали неплохие деньги от оборота наркотиков. И по сей день
экономическая составляющая является одной из трудноразреши
мых во всем клубке проблем, сопровождающих наркоманию. Ниже
мы вернемся к этому аспекту.
Однако кроме жажды знания и любопытства, свойственных
человечеству, а также причин экономического характера была и
еще одна проблема распространения наркотиков – медицинская.
Человечество само старательно внедряло наркотики на протяже
нии почти полутора сотен лет, создавая все новые и новые синтети
ческие препараты. Если проследить цепь появления и внедрения
наркотических веществ: опиум морфий кокаин героин метадон
ЛСД, то каждый последующий первоначально рекомендовался
больным наркоманией или алкоголизмом как лекарство, излечи
вающее от зависимости. Причем, каждый из них оказывался силь
нее по воздействию, чем предыдущий, и вызывал привыкание го
раздо быстрее.
Яркий пример – ЛСД в течение первых 15 лет после открытия
активно использовали в психиатрии и экспериментальной психо
логии. Так, препарат довольно удачно применяли при лечении ал
коголизма, и только вызываемые им тяжелые острые и хрониче
ские психозы (и, как следствие, несчастные случаи и прочие про
блемы) заставили врачей и ученых отказаться от его
использования45.
Массовое распространение наркотики получили во второй по
ловине XX в., причем, налицо тенденция – страны, отстающие по
своему экономическому развитию, производят (выращивают и из
готавливают) наркотики и продают их более цивилизованным госу
дарствам. Если в XIX и начале XX в. употребление наркотиков бы
ло делом богемы и людей сравнительно обеспеченных, то теперь
наркотики распространились во всех социальных слоях общества.
Западные эксперты считают, что если 7% населения страны
потребляют наркотики, то эта страна погибает безвозвратно. По
данным социологов, более 12% населения России употребляют

Калачев Б.Ф. Наркотики на Руси. Исследование, Информационно
44

публицистический ресурс "Нет наркотикам" www.narkotiki.ru.
Менделевич В.Д. Парадоксальность принципов современной российской
45

наркологии// Российский психиатрический журнал. 2004. №6.

99
Проблемы психологического и социального характера


наркотики. В наркотическую зависимость попадают представители
практически всех социальных слоев общества. Соотношение муж
чин и женщин среди них 3:1. Число женщин, потребляющих токси
ческие средства, за последнее десятилетие в нашей стране возросло
в 7 раз. Количество "случайных" потребителей достигает в крупных
городах 28% (Москва). Доля потребителей наркотиков среди пред
принимателей – 30%, рабочих и безработных – по 17, учащихся и
студентов – 14%46.


Поиски причины наркомании и методы решения проблемы
Еще в 1961 г. ООН приняла Единую конвенцию о наркотиче
ских средствах, где было отмечено, что проблема требует неотлож
ного и первоочередного внимания, а в 1984 г. в "Декларации о борь
бе против незаконного оборота наркотиков и злоупотребления нар
котическими средствами" весь конгломерат проблем, начиная от
незаконного производства и оборота до злоупотребления, назван
"позорным и отвратительным преступлением"47. И это отчасти
можно назвать "страусиной политикой".
Итак, отношение мирового сообщества к наркомании нам по
нятно, и мы даже знаем о положительных тенденциях во многих
странах. Например, по данным ООН, с 1974 г. в Турции опиумный
мак выращивают только при строгом контроле и только для меди
цинских нужд. Таиланд свободен от незаконного выращивания
опиума с 1993 г. Менее чем за 10 лет Лаос и Мьянма сократили про
изводство опиума на 78%. Колумбия, являющаяся ведущим миро
вым поставщиком кокаина (в 2003 г. она произвела 67% всего ко
каина, предложенного на рынок), сократила площади его культи
вирования почти на 50% – с 160,1 тыс. га в 1999 г. до 86 тыс. га в 2003
г.48
Можно привести поучительный пример попытки экономиче
ского вытеснения наркотиков с рынка. В Колумбии Управление
Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности
(УНП ООН), заручившись поддержкой правительства и сети су
пермаркетов "Каррефор", попробовало отучить фермеров от возде
лывания незаконных культур, обеспечив им доход от их законной
Пищулин Н.П., Пищулин С.Н. Наркомания среди несовершеннолетних в оценках
46

московской общественности. Официальный сервер правительства Москвы
www.mos.ru/cgi.
Официальный сайт ООН в России http://www.un.org/russian/ecosoc/unodc/.
47

Там же.
48




100
Т.Хрипкина. Проблема наркомании


деятельности. "Каррефор" бесплатно предоставляет в своих супер
маркетах место для продукции, произведенной в рамках таких про
ектов, и даже скупает продукцию с убытком для себя. Результаты,
как мы видим, впечатляющие – уменьшение посевов кокаина на
половину. Но зададим вопрос: если государственная поддержка
прекратится, будут ли фермеры по прежнему возделывать "закон
ные культуры", или засеют свои поля высокодоходным незакон
ным кокаином? Ответ не вызывает сомнения.
В Афганистане подобная программа включает в себя поощре
ние частного предпринимательства, внедрение системы сельского
кредитования и программы обучения женщин основам охраны здо
ровья семьи и животноводства". Однако, как отмечают сотрудники
УНП ООН, реализации проекта постоянно препятствует сохра
няющаяся нестабильность и отсутствие безопасности во многих ра
йонах страны49. Не стоит забывать, что в то время, как одни страны
снижают производство наркотиков и со временем оставляют свои
позиции на мировом рынке, им на смену приходят другие государ
ства. Так, в России в последние годы отмечается существенное уве
личение посевов опийного мака и конопли, особенно на Дальнем
Востоке.
"Нестабильность и отсутствие безопасности" в последние годы
испытывает не только население Афганистана. В развитых странах,
которые должны, по мнению ООН, оказывать поддержку разви
вающимся, слабым государствам, как раз и живет большинство по
требителей наркотиков.
И тут наряду с проблемой производства и незаконного оборота
наркотиков со всей остротой встает проблема лечения и профилак
тики наркомании, а также заболеваний, ее сопровождающих
(СПИДа, гепатита, мучающих и убивающих самих наркоманов
психофизических расстройств). Как показывает статистика, нарко
мания уже давно перестала быть "увлечением" определенных слоев,
и теперь любой человек – богатый и бедный, горожанин и житель
сельской местности, молодой и старый – может при желании полу
чить доступ к наркотикам.
В нашей стране представлены все подходы к лечению наркома
нии, которые используются и в других странах. Наркоманию лечат
медикаментозно: "ломки" от отсутствия наркотика снимают при
помощи химических препаратов, затем с помощью других пытают
ся восстановить биохимическое равновесие организма, и, наконец,
Официальный сайт ООН в России http://www.un.org/russian/ecosoc/unodc/
49




101
Проблемы психологического и социального характера


блокируют результат еще одним видом лекарственных средств. Та
кое лечение ведется одновременно с психотерапией.
В России используют Минессотскую программу и программу
анонимных наркоманов алкоголиков "12 шагов". Часто психологи
и медики создают свои методики на основе уже существующих; ре
лигиозные организации также предлагают реабилитационные про
граммы. Но, по большому счету, ни одна из этих моделей не прино
сит 100 процентного излечения человеку. Нет спасения не от при
нятия наркотика, а от болезненной тяги к нему. Можно напугать
человека – на этом основаны методы "подшивки", кодирования,
когда наркоману внушается страх, что он умрет, если вернется к
наркотикам. Можно ограничить его жизнедеятельность – человека
вырывают из среды наркоманов и помещают в изолированную ис
кусственно созданную общину, светскую или религиозную, где ак
тивно культивируется отказ от наркотиков. Такие методы могут за
ставить наркомана временно отказаться от препаратов, и он будет
находиться в ремиссии, но ни один из этих методов не может заста
вить человека забыть о желании снова принять наркотик. Эти ме
тодики уберегают от действия, но не искореняют само желание.
Центры лечения наркомании существуют в каждом городе, а
программы реабилитации рекламируются наряду с услугами стома
толога и парикмахера. Есть даже исследования ученых, которые
пытаются выяснить существует ли физическая и психологическая
предрасположенность у определённых людей к тому, чтобы стать
наркоманами. Но пока мы все еще не знаем и можем только лишь
догадываться, в чем корни этого явления, почему все больше людей
в мире тянутся к наркотикам, о каком этапе в развитии общества
говорит этот тревожный симптом и как нам следует действовать в
данной ситуации.


Корень проблемы и ее решение
В 2005 г. Опубликована статья ученого каббалиста, профессора
онтологии и теории познания Михаэля Лайтмана "Наркотики как
неизбежное пробуждение"50. Пожалуй, на такую постановку вопро
са не решался ни один философ. Что же привлекло в этой теме уче
ного, занимающегося в первую очередь вопросами развития чело
века? Конечно же, ее актуальность. В свое время угроза второй ми
ровой войны тоже заставила таких видных ученых, как Б.Рассел и
См.: Труды РФО. Секция "История и философия каббалы".Вып.3. М., 2005.
50




102
Т.Хрипкина. Проблема наркомании


А.Эйнштейн, отвлечься от своих изысканий и выступить с манифе
стом, проблема ядерной угрозы подтолкнула и А.Сахарова к заявле
ниям в прессе.
Какое же решение предлагает каббалист М.Лайтман? Он обра
щает внимание широкой общественности на духовные корни про
блемы наркомании: "Наркотики известны человечеству уже тысячи
лет. Но в прошлом никогда ими не злоупотребляли. Человек не ис
пытывал потребности в них, в отключении от ощущения жизни. …
Он тяжело работал, испытывал невероятные мучения, продавался в
рабство, но видел желаемое им наслаждение, предвкушал его. Он
видел, что его можно достичь, приложив определенные усилия или
получить в обмен на что то. А если мечта была нереальной, он за
бывал о ней, потому что тело, желание наслаждаться, не хочет стра
дать и недосягаемое забывает, вычеркивает из своего поля зрения,
как сказано: "Не возжелает простолюдин дочери царя".
Человек, если видит цель, хотя и далекую, готов работать для ее
достижения много лет и не нуждается в наркотиках как средстве от
ключения от действительности, потому что видит в будущем напол
нение.
Когда же обращаются к наркотикам? Когда человек не видит
вообще того наполнения в этом мире, которого желает. Тогда, за не
имением никакой возможности достичь желаемого, у него нет дру
гого выбора, как только отключить себя от ощущения нехватки –
принимать наркотики. Но если бы видел источник своего наполне
ния, не обращался бы к наркотикам"51.
Каббала, стремительно интегрирующаяся в современную нау
ку, даtт оригинальное видение истории. Она рассматривает про
гресс как развитие и рост желаний человека52: от базовых желаний
иметь пищу, кров, семью, секс и потомство, которые бы прояви
лись у него, даже если бы он жил вдали от общества (этот уровень
обозначается термином "неживой"); к желаниям богатства (уровень
"растительный"), власти и славы (уровень "животный") и, наконец,
к знаниям (уровень "человеческий"), которые могут проявиться
только у человека общественного.
Высший уровень развития человека, в частности, и общества в
целом, обозначается термином "духовный". И признаками того, что
человек созрел для перехода на этот уровень, является поиск зна

Там же.
51

Подробнее см. Лайтман М. Предисловие к книге "Зоар"// Зоар. М., 2002; электронный
52

ресурс Международной академии каббалы www.kabbalah.info.

103
Проблемы психологического и социального характера


ний о смысле своего существования, цели своей жизни. Этот нераз
решимый вопрос, как заноза, не дает покоя человеку и проявляет
ся в особенных состояниях, которые люди сами для себя обознача
ют как "душевное томление", "тоску по чуду", может быть, даже де
прессию, причин которой не могут определить.
"…Когда заканчивается, в основном, рост всех желаний в чело
веке, – описывает этот период в развитии желаний М.Лайтман, – в
нем (в человеке) обнаруживается новое желание, стремление к че
му то неясному, непостижимому, к тому, чего он точно выразить и
описать не в состоянии. На все расспросы и выяснения человек,
вместо описания желаемого, отвечает, что просто желает, чего точ
но не знает, но не находит во всем мире, на что именно указать как
на объект желаемого им.
Такие люди говорят о своем состоянии как о депрессии. Это
приводит к многочисленным разводам. Человеку необходимо что
то изменить в своей жизни, и он считает, что новое семейное со
стояние, очевидно, принесет ему некоторое продвижение к желае
мому. Как правило, затем обнаруживается полная несостоятель
ность совершенного, разочарование в новом состоянии, еще боль
шее одиночество.
Многие трактуют появление нового желания к чему то неиз
вестному как желание к высшему, духовному, потустороннему. Все
большее количество людей ощущают в себе это и пополняют ряды
пользующихся наркотиками, пациентов психологов и пр.
В конечном итоге, все таки постепенно выясняется, что новое
желание является действительно желанием к высшему миру. Люди
начинают метаться по свету в поисках методики постижения источ
ника духовного наполнения"53.
Итак, наркотики – это лишь симптом определенного уровня
развития общества. Уровня, на котором человек настолько далек от
духовного, что это вызывает в нем страдания, причем страдания на
столько сильны, что он готов разрушить свою жизнь приемом нар
котиков.
"Наркотики – это общее отсутствие наслаждений в этом ми
ре", – пишет М.Лайтман и объясняет, почему молодое поколение
более восприимчиво к наркотикам: современные люди уже рожда
ются с опытом прошлых поколений, подтверждающим, что настоя


Лайтман М. Наркотики как неизбежное пробуждение//Труды РФО. Секция "История
53

и философия каббалы". Вып.3. М., 2005.

104
Т. Хрипкина. Самоубийство – бегство от свободы выбора


щее наполнение человек не может обрести ни в знаниях, ни в день
гах, ни в стремлении к славе, и даже такие простые наслаждения,
как еда и секс, теряют свой вкус рядом с ощущением, что есть неч
то большее.
Желание наркотиков, тяга к ним – это способ уйти от страда
ний действительности, от невозможности наполнить свое огром
ное желание к духовному. Раньше наркотики прописывали как ле
карство, позволяющее забыть о страданиях. В современном обще
стве страдания, причем не физические, а духовные, приобрели та
кую силу и мощь, что практически каждому человеку нужно лекар
ство от такой жизни. И поскольку привычные игрушки (хобби) не
наполняют человека, то он ищет источник такого наслаждения, ко
торое подарило бы ему другую жизнь.
Есть, кстати, пример, не относящийся к наркотикам, но иллю
стрирующий ту же проблему желания уйти от действительности –
компьютерные игры, дарящие человеку новую реальность, и даже
фантастическая и фэнтезийная литература, создающая, якобы, но
вые миры. Во время последней переписи населения в России, где
человек мог как угодно обозначить свою национальную принад
лежность, несколько сотен людей сказали, что они хоббиты и эль
фы. Это, конечно, очень занимательный факт, и он вызвал бурю
ехидных замечаний в прессе и даже упреков в адрес социологиче
ских служб в некомпетентном подходе к опросам. Но здесь на са
мом деле проявляется та же проблема, что и в наркомании, – лю
дям не нравится реальная жизнь, поэтому они придумывают но
вую. И хотя телом находятся в этом мире, разумом живут в выду
манных искусственных мирах.
Важно подчеркнуть, что общество переосмысливает свое отно
шение к наркотикам. Еще 10 лет назад подавляющее большинство
опрошенных считало, что наркотики – это проблема тех, кто богат,
и урегулирование ее – задача государства. Исследования последних
лет говорят о том, что мнение людей изменилось. В частности, сре
ди множества причин, которые побуждают молодежь принимать
наркотики, респонденты выделили три наиболее важные: потеря
жизненных ориентиров – 75%, бездуховность – 73%, пропаганда
наркомании в обществе – 71%.
Вышеназванные причины тесно связаны с такими негативны
ми социальными явлениями, приводящими детей и подростков на
путь наркомании, как плохое воспитание – 66%, наличие психиче


105
Проблемы психологического и социального характера


ских отклонений – 65, желание отрешиться от реального мира –
63%54.
Итак, мы услышали ключевое слово – "бездуховность", причем
этот ответ дает само общество. Но что мы понимаем под духовно
стью, и в чем, собственно, нам видится ее отсутствие?
Обычно под духовностью понимается образование, культур
ные ценности, историческое наследие, но, как мы видим, люди об
разованные, писатели и художники были нисколько не нравствен
нее своих малообразованных современников. И действительно, по
нятие духовности ближе к морали, чем к культуре, но и мораль, как
показывает история, – условные рамки, которые создает общество,
и в последствии оно же их меняет согласно своим потребностям.
Наука каббала, изучающая строение высшего информацион
ного пространства, управляющего нашим материальным миром,
говорит, что все мироздание существует по закону "возлюби ближ
него, как самого себя", и духовность – не что иное, как соблюдение
этого закона. Примером такого функционирования служит любой
природный процесс – физические законы, пищевые цепи или ана
томия человека, которая показывает, как каждая клеточка, каждый
орган живет ради другой клеточки или органа. Точно также связаны
все люди на земле. Каждый человек достигает определенной ступе
ни развития, когда он должен задать себе вопрос о цели и смысле
своего существования, выяснить и принять свою роль в мирозда
нии и, самое главное, сделать это самостоятельно и осознанно, не
принимая ничего на веру.
"Проблема в том, что, поскольку состояние наркотического
оцепенения личности останавливает развитие человечества, это
противоречит основному закону природы. И никогда не согласит
ся природа на отключение человека от осмысленной жизни, пости
жения ее смысла, не даст нам согласиться с бесконтрольным при
менением наркотиков"55.
Период поисков ответа на вопрос о смысле жизни и характери
зуется состоянием личности, описанным выше. И если человек не
может найти ответ на этот вопрос, он находится в зоне риска. Эта
зона риска называется в каббале "путем страданий".
Наука каббала предлагает четкую методику, позволяющую
каждому человеку жить в соответствии с главным законом мироз

Пищулин Н.П., Пищулин С.Н. Указ. Соч.
54

Лайтман М.Электронный ресурс Международной академии каббалы
55

(www.kabbalah.info).

106
Т. Хрипкина. Самоубийство – бегство от свободы выбора


дания – "возлюби ближнего как самого себя", т. е. выполнять свою
роль в обществе. Этой методике более четырех тысяч лет, и в XX в.
она получила простое и доступное каждому изложение в трудах уче
ных каббалистов Иегуды и Баруха Ашлагов и ученика Баруха Аш
лага – профессора Михаэля Лайтмана.
Таким образом, душевные страдания и метания, под действием
которых человек ищет разного рода наполнения, в том числе и нар
котического, ведут к поискам ответа на вопрос: "В чем смысл моей
жизни?" Это самый главный вопрос, который только может задать
себе человек. И именно с этого вопроса начинается изучение науки
каббала.




107
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5

Т. Хрипкина
САМОУБИЙСТВО – БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ
ВЫБОРА

Название этой статьи может показаться излишне претенциоз
ным. Однако решение проблемы, которое я постараюсь здесь изло
жить, дает мне некоторое право на столь серьезную заявку. Кроме
того я уверена, что исследования этой проблемы будут продолже
ны, и те ее аспекты которые я не смогу охватить, заинтересуют дру
гих авторов.
Формат публицистической, а не научной статьи также дает мне
некоторую свободу в изложении и возможность ограничиться ссы
лками на работы социологов, психологов, медиков, вместо того
чтобы перечислять множество ужасающих фактов, которые ярко
живописуют картину и эффектны для любой статьи, но ничего не
говорят ни о духовных корнях суицида, ни о возможности решения
этой проблемы.
Если не каждый человек может быть участником войны, не
каждого коснется ужас наркомании, и, по большому счету, очень
многим людям на свете абсолютно все равно, сколько человек по
гибли во время урагана в США, кто пострадал от очередного терак
та и кто где то в Танзании умирает от голода, то своя собственная
жизнь для каждого из нас на первом месте. И, наверное, нет ни од
ного человека, который не попадал бы в ситуацию (возможно, в пу
бертатный период, возможно, в период тяжелых переживаний),
когда жизнь становится невыносимой. Конечно же, не каждый в
таких ситуациях думает о самоубийстве, и еще меньшее число лю
дей пытается сделать это. Но переживания такого рода бывают в
жизни каждого думающего человека. Как говорил А.Камю, "есть
лишь одна по настоящему серьезная философская проблема –
проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того,
чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос
философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руковод
ствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второ
степенно"56. Это высказывание не только не потеряло своей
актуальности, несмотря на прошедшую на экзистенциализм моду,
но, напротив, до сих пор обсуждается практически в каждой работе
о суициде.
Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде// Бунтующий человек. М., 1990.
56




108
Т. Хрипкина. Самоубийство – бегство от свободы выбора


О том, что решение проблемы не найдено, говорят несколько
опосредованных фактов. Основные работы о самоубийстве, оцени
вающие его не с точки зрения психопатологии, а пытающиеся
определить его трансцендентную сущность, относятся к первой по
ловине XX в. Кроме двух подходов, с которыми читатель, вероятно,
уже знаком57 или может легко представить их основополагающие
принципы – социологический и психологический – за последние
десятилетия не было предложено ничего иного.
Социологический подход разработан Э.Дюркгеймом. Об ос
новных его положениях дает представление следующее рассужде
ние: "У каждого народа существует известная коллективная сила
определенной интенсивности, толкающая человека на самоубий
ство. Те поступки, которые совершает самоубийца и которые на
первый взгляд кажутся проявлением личного темперамента, явля
ются на самом деле следствием и продолжением некоторого со
циального состояния, которое в них обнаруживается внешне.
…Следовательно, утверждение, что каждое человеческое общество
имеет более или менее сильно выраженную склонность к сам
оубийству, не является метафорой; выражение это имеет свое осно
вание в самой природе вещей. Каждая социальная группа действи
тельно имеет к самоубийству определенную, присущую именно ей,
коллективную наклонность, которая и определяет собой размеры
индивидуальных наклонностей, а отнюдь не наоборот. Наклон
ность эту образуют те течения эгоизма, альтруизма или аномии, ко
торые в данный момент охватывают общество, а уже их последстви
ем являются предрасположения к томительной меланхолии, или к
деятельному самоотречению, иди к безнадежной усталости. Эти то
коллективные наклонности, проникая в индивида, и вызывают в
нем решение покончить с собой"58.
Объяснение суицида с точки зрения психологии содержится в
трудах множества видных ученых – Э.Фромма, З.Фрейда, К.Мен
нингера59, но я приведу цитату из работы Н.Бердяева, которая, по
моему мнению, очень хорошо характеризует основу психологиче
ского подхода: "Самоубийство есть психологическое явление и,
чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, ко
торый решил покончить с собой. Самоубийство совершается в осо
Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.
57

Дюркгейм Э. Там же. Дюркгейм Э. Там же.
58

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности, М., 2004; Фрейд З. Скорбь и
59

меланхолия // Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995; Меннингер К., Война
с самим собой. М., 2000.

109
Проблемы психологического и социального характера


бую, исключительную минуту жизни, когда черные волны залива
ют душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства
есть, прежде всего, психология безнадежности. Безнадежность же
есть страшное сужение сознания, угасание для него всего богатства
Божьего мира, когда солнце не светит и звезд не видно, и замыка
ние жизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее,
выйти из себя в Божий мир. Когда есть надежда, можно перенести
самые страшные испытания и мучения, потеря же надежды скло
няет к самоубийству"60.
О том, что проблема не теряет своей актуальности и по преж
нему остается в числе малоисследованных свидетельствует и работа
Григория Чхартишвили. Написанная не философом, не психоло
гом, не социологом, не врачом, а литератора, она привлекла внима
ние занимающихся суицидологией не только потому, что изложена
прекрасным языком и содержит исчерпывающий исторический,
психологический материал вместе с вполне философской поста
новкой вопроса, а тем, что ответ на вопрос, что такое самоубийство,
ищется автором как мировоззренческий61. Описывая состояние
утраты смысла существования человеком в XIX и XX вв., автор вос
клицает: "… что за безумное общество и что за идиотская цивилиза
ция!" Этот возглас очень точно отражает состояние умов и общее
настроение думающих людей прошлого столетия. Из жуткого, та
буированного призрака, загнанного в самый угол общественного
сознания, суицид превращался в мощное, многокомпонентное яв
ление, в котором сочетались кризис религии, изменение мироощу
щения личности, социальный кризис, распад патриархальной се
мьи и множество иных факторов, заслуживавших самого серьезно
го изучения.
Мишель Фуко пишет в работе "Право на смерть и власть над
жизнью": "Самоубийство, которое прежде считалось преступлени
ем, поскольку было способом присвоить себе право на смерть, от
правлять которое мог лишь суверен – тот ли, что здесь, на земле,
или тот, что там, по ту сторону... стало в ходе XIX века одной из пер
вых форм поведения, вошедших в поле социологического анализа;
именно оно заставило появиться – на границах и в зазорах осу
ществляющейся над жизнью власти – индивидуальное и частное
право умереть. Это упорствование в том, чтобы умирать, – такое
странное и, тем не менее, такое регулярное, такое постоянное в
Бердяев Н. О самоубийстве. М.,1992.
60

Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство, М., 2001
62




110
Т. Хрипкина. Самоубийство – бегство от свободы выбора


своих проявлениях, а следовательно, столь мало объяснимое инди
видуальными особенностями и случайными обстоятельствами, –
это упорствование было одним из первых потрясений того обще
ства, где политическая власть как раз только что взяла на себя зада
чу заведовать жизнью"62.
Итак, вопрос о самоубийстве – вопрос мировоззренческий. И
он рождает множество вопросов. Убийство себя – это акт свободы
или зависимости? Есть ли у человека душа? Самоубийца потому ре
шается на отчаянный шаг, что внутри себя какой то точкой чув
ствует, что бессмертен, однако другого человека то же ощущение
бессмертия отторгает от самоубийства? Почему душевные страда
ния тяжелее, чем физические? Почему люди вообще страдают?
Возможно ли и при каких условиях считать самоубийство нрав
ственным поступком? Почему люди благополучные кончают с со
бой чуть ли не чаще, чем люди бедные, больные, испытывающие
разного рода страдания? Почему все чаще самоубийцами становят
ся дети? Возможно ли страхом наказания в загробной жизни отвра
тить от самоубийства и как увещевать тех, кто в жизнь после смер
ти не верит?
Все эти вопросы в итоге есть вопрос о смысле жизни, поиске
этого смысла в каждый конкретный момент, в изменившихся коор
динатах реальности. И главное в том, что это душевное смятение,
вопросы и поиски смысла сопровождают наше время, являются как
бы его характерной чертой.
"А потом настал XX век, – пишет Г.Чхартишвили, – который
называют веком социальных революций и веком технического про
гресса, веком космоса и веком атома, веком мировых войн и веком
массовой культуры. Все это, конечно, так, но ведь самое важное –
не то, что происходит вокруг нас, а то, что творится в нашей душе.
В душе человека в XX веке произошло вот что: огромное и по
стоянно увеличивающееся количество людей в разных частях пла
неты перестали хотеть жить.
Главный титул нашего столетия должен бы звучать так: век сам
оубийств"63.
Закономерный вопрос, почему человек перестает желать жиз
ни, этой простой жизни с ее простыми наслаждениями – семейны
ми ценностями, домом, детьми, стаканчиком вина по выходным,
футболом, кинофильмами, огородиком в пять соток? И с ее очень
Чхартишвили Г. Там же.
62

Чхартишвили Г. Указан. соч.
63




111
Проблемы психологического и социального характера


непростыми наслаждениями – властью и славой, возможностью
узнать, из каких частиц состоит далекая звезда и как устроена самая
маленькая клеточка тела, возможностью обладать красивыми жен
щинами, домами и машинами, возможностью управлять миллио
нами и выслушивать славословия. Можно, конечно, сказать, что не
каждому даны таланты, чтобы получить поклонение миллионов,
или гениальный ум, однако никому уже не надо объяснять, что че
ловек строит жизнь согласно своим желаниям. И желающий славы
готов отказаться от семьи, а желающий знаний согласен уморить
себя голодом ради десятка закорючек, объясняющих, почему что
то там приедет из пункта А в пункт В.
Человек перестает видеть смысл в своем существовании. Чело
век "отчаивается в том, что его существование и существование во
обще имеет смысл и чего то стоит... Я не согласен принять эту
жизнь, я не вижу, что могло бы заставить меня сказать ей "Да". Мне
только удивительно, как обманывается большинство, пребывая в
своем счастье, как в саду куры, которых скоро зарежут"64.
Каббала объясняет то, что человек готов отказаться от жизни,
очень просто: противоречия между растущим желанием человека и
тем, что он не видит возможности его удовлетворить, настолько
сильны, что он готов расстаться с жизнью. Человек не видит воз
можности удовлетворить свое огромное желание. Ведь эгоизм из
поколения в поколение возрастает, ведет к развитию общества и в
XX в. достигает такого уровня, что человек, в частности и общество
в целом, просто не может с ним справиться, понизить, отвлечь. По
чему же человечество долгие годы не знало ничего о каббале, поче
му не научилось управлять своим эгоизмом и вовремя удовлетво
рять его желания, чтобы он не толкал людей к саморазрушению?
Как человечество, бывшее столькие годы рядом с истиной, не мо
гло ее увидеть?
Объяснение дают сами каббалисты. Основоположник совре
менной научной каббалы Иегуда Ашлаг говорит о том, что каббала
была скрыта до того момента, пока человечество не созреет, чтобы
получить эти знания. Он также пишет о том, что метод науки каб
бала дан человечеству не для того, чтобы удовлетворять желания
эгоизма, а направить их на исправление эгоистической природы
человека в направлении альтруистизма. И сейчас наступает время,

Ясперс К. Философия. Электронная библиотека по философии (http://filosof.his
64

toric.ru/buoks).

112
Т. Хрипкина. Самоубийство – бегство от свободы выбора


когда человечество, подгоняемое растущим эгоизмом, готово к то
му, чтобы начать это исправление.
Итак, что означает эта готовность? В своем развитии человек,
его душа и все человеческое общество проходят неживой, расти
тельный, животный, человеческий, духовный уровни. Сейчас все
мы находимся в переходном периоде от человеческого к духовному
уровню. В принципе это не вызывает особых возражений у людей.
Мы привыкли, что живем в особое время. И за последние лет десять
сменилось множество духовных учителей, которые нам говорили,
что мы особенные, избранные, а уж "концы света", апокалипсисы и
прочие чудеса ждут нас буквально по пять раз в году.
Чем же от этих пугал отличается каббала? А отличие есть прин
ципиальное – каббала говорит об основе человека, его сути и о том,
как направить эту суть так, чтобы человек был не в резонансе с
окружающим миром и не разрушал сам себя и всю планету, а был
созвучным миру. "Каббала занимается тем, что раскрывает челове
ку смысл жизни", – так определяет задачу этой методики наш со
временник М.Лайтман65.
Суть человека – эгоизм, который развивается до своего макси
мума по ступеням неживое, растительное, животное, человек. И
для того, чтобы выйти на уровень духовный, человек должен своей
свободной волей придать своему эгоизму другое направление: не на
получение для себя, а на отдачу другим – с эгоизма на альтруизм.
Процитируем еще раз работу Н.Бердяева, содержащую очень
правильные и близкие к каббале выводы, которые были, без сомне
ния, хороши для начала XX в., но в условиях современного кризиса
религии и церкви как института, звучат слишком идеалистично,
чтобы их можно было воплотить в реальность. Итак, Бердяев пи
шет: "…в самоубийстве присутствует эгоизм и эгоцентризм, сам
опогруженность и самопоглощенность и отсутствует нормальная
любовь к себе как к принадлежащему Богу существу. Когда человек
делается себе ненавистен и противен, когда он хочет истребить се
бя, то этого он никому не прощает, ему делаются ненавистны и про
тивны и другие люди, и весь мир Божий. Психологический пара
докс заключается в том, что ненависть и отвращение к себе есть
вместе с тем эгоцентризм, поглощенность собой, бессилие выйти
из себя, забыть себя и подумать о других. Люди, ненавидящие себя

Лайтман М. Для чего я живу?// Труды. РФО. Секция "История и философия каббалы".
65

Вып. 3. М., 2005.

113
Проблемы психологического и социального характера


и желающие себя истребить, суть люди с ободранной кожей, кото
рые вымещают на других то, что они самим себе не нравятся"66.
В этом фрагменте нас интересует вопрос о "бессилии выйти из
себя, забыть себя и подумать о других". Мимоходом замечу, что и
Н.Бердяев, и В.Соловьев, и многие западные мыслители изучали
каббалу по разным источникам, доступным в их время, и, разуме
ется, эта система знаний не могла не оказать на них своего влия
ния67 И ценность их собственных философских устремлений
именно в том, что они попытались адаптировать ее, применить к
своей собственной жизни и использовали каббалу так, как смогли
ее понять, для создания своих мировоззренческих концепций.
Зададимся вопросом: почему сейчас нет такого интереса к фи
лософии, каким он был в начале ХХ века? Не потому ли, что фило
софия, углубившись в излишние теоретизирования, все дальше
уходит от человека, не выполняя своей главной функции – не по
могая найти ответ на вопросы: "кто есть человек? для чего человек
и зачем он существует?"
Философия – любовь к мудрости, а ведь мудрость – это знание
ответа на вопрос "зачем?", а не полный спектр ответов на вопрос
"как?". Мировоззренческий аспект философии, бывший первей
шим для исследователей, сейчас не является главным. Человек
нуждается в этом ответе по прежнему, если не больше, чем во все
предыдущие столетия своего существования.
Или, возможно, ответы, которые нашли для себя философы
древности, не удовлетворяют современного человека? Какое значе
ние для меня имеют эти ответы, если я сам, в глубине своей души
не прихожу к ним? И поэтому особенно ценен один из принципов
получения каббалистического знания: истинно лишь то, что чело
век ощущает внутри своих "келим" (внутри души). То, что человек
изучает в каббале, он ощущает на себе, а не на каком то отвлечен
ном объекте. Все внутреннее развитие человека заключается в уме
нии почувствовать, где правда, а где ложь, ведь человек не может
поступать вопреки своему определению истины. Наука каббала
развивает в человеке тончайшее ощущение анализа правды.
Человека разрывает желание насладиться, стремление эгоизма
к наслаждению (наслаждение в каббале отлично от эпикурейского,
которым мы обычно пользуемся в нашей жизни) как наполнению

Бердяев Н. Указ. соч.
66

Лайтман М., Розин В. Каббала в контексте истории и современности. М., 2005.
67




114
Т. Хрипкина. Самоубийство – бегство от свободы выбора


желания, исполнению мечты. Он не может получить самое боль
шое наслаждение – наслаждение от реализации своего главного
смысла – жить в соответствии с основным законом мироздания, за
ключающемся в известных словах: "возлюби ближнего как самого
себя", – законом всеобщей отдачи. Самоубийство в данном случае
как проявление личностной невозможности реализовать этот
смысл не имеет оснований. Все в мире существует по этому закону,
и чем ближе к его выполнению человек, тем он духовнее. А для то
го чтобы выйти на духовный уровень, человек должен достичь
свойства отдачи. Путь приобретения свойств отдачи есть путь по
стоянного обретения смысла.
Ответ на вопрос о причинах самоубийств в мире как об общем
кризисе духовности и смысла не отрицает рассмотрения этой про
блемы и с точки зрения социологии, психологии, психиатрии. Но
возрастающая волна самоубийств, причем бессмысленных, при ко
торых человек легко отказывается от жизни, должна убедить каж
дого, что проблема суицида – прежде всего в кризисе смысла суще
ствования, охватившем все современное общество68. Комплексное
решение этой проблемы мы вынуждены искать уже сейчас.
Необходимость указать человеку на смысл его существования
– первостепенная задача современности, потому что без осознания
цели, без приобретения мудрости невозможно дальнейшее разви
тие человечества, невозможно построить благополучное общество
и быть счастливым.




Антонюк В.В., Ермаков С.П., Семенова В.Г. Смертность от неестественных причин
68

убийства, самоубийства, травмы и отравления. Web Атлас: Окружающая среда и
здоровье населения России http://sci.aha.ru/ATL/; О продолжительности жизни в
России. Национальная электронная библиотека (www.nns.ru); Статистические
сведения WHО (Мировая статистика здоровья) (http://www.unicef.org/).

115
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5

Н.Серебряная, А.Гальперин
К ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА. ЕСТЬ ВЫХОД?

Вопрос охраны здоровья и предотвращения болезней в опреде
ленный период жизни становится крайне насущным для каждого
человека. На протяжении всей истории человечества смертность в
результате болезней была выше, чем от всех войн, техногенных ка
тастроф и природных бедствий.
Эпидемия чумы 1347 1351 гг., известная под названием "черная
смерть", источником которой стали грызуны Средней Азии, в сво
ей основе была эпидемией легочной чумы, усиленной передачей
микробов от человека к человеку через блох. Эта эпидемия распро
странилась по всему миру. Ее жертвой стали по крайней мере 40
млн человек. Это была самая страшная эпидемия в истории челове
чества. В Европе погибло 20 млн человек (четверть населения). Из
за "черной смерти", переносимой крысами и блохами, англичанам
пришлось дотла сжечь Лондон в 1666 г. На территории Монголии и
Китая погибло 25 млн человек, некоторые китайские провинции
вымерли на 90%. В дальнейшем вспышки чумы повторялись ло
кально вплоть до XIX в., когда был выделен ее возбудитель и найде
ны способы борьбы с ним.
Новое время принесло новые болезни. Холера, тиф, грипп,
корь и оспа – за XIX XX вв. в общей сложности этими болезнями
переболели миллиарды людей.
Эпидемия так называемого "испанского гриппа", прокативша
яся по Европе в 1918 г., считается самой страшной в современной
истории человечества – тогда от гриппа погибло около 50 млн. че
ловек. Последние несколько лет группа ученых из секретной лабо
ратории Американского центра контроля за болезнями занималась
исследованием причин этой массовой эпидемии. Американские
ученые выяснили, что вирус гриппа 1918 г. впервые появился у


Серебряная Наталья Борисовна – доктор медицинских наук, профессор кафе
дры клинической лабораторной диагностики Санкт Петербургской медицин
ской академии последипломного образования, Россия (член правления рос
сийского научного общества иммунологов).
Гальперин Артемий Евгеньевич – выпускник Санкт Петербургского государ
ственного политехнического университета, член РФО.

116
Н.Серебряная, А.Гальперин. К проблеме здоровья человека.


птиц, затем мутировал и стал опасен для людей. В результате даль
нейших изменений вирус получил возможность передаваться от че
ловека к человеку, что и стало причиной чудовищной эпидемии.
В наши дни чумой XX века называют ВИЧ инфекцию. Удивля
ют не столько масштабы распространения инфекции, сколько не
предсказуемые особенности ее развития. Случаи выявления сим
птомов СПИДа у ряда гомосексуалистов относятся к концу 70 х гг.
В начале 80 х гг. был идентифицирован этиологический фактор
СПИДа, а болезнь приняла масштабы, характерные для начала
эпидемии. Первый человек с классическими симптомами СПИДа
умер в 1959 г. Симптомы были столь нелогичны для медицины, что
часть органов сохранили. Это позволило через 30 лет выделить и
изучить поразивший организм вирус, которым оказался ВИЧ.
В 1989 г. были опубликованы результаты анализа одного из об
разцов крови, взятого у жителя Африки в 1959 г. и сохраненного до
наших дней. В нем также обнаружили фрагменты ВИЧ. Наконец, в
1998 г. после целенаправленных поисков были выделены фрагмен
ты генома ВИЧ из образцов крови 1959 г., которые тогда были взя
ты у человека, проживающего сейчас в Киншасе. На основании
филогенетического анализа был сделан вывод: ВИЧ 1 произошел
от вируса иммунодефицита обезьян, который стал источником по
меньшей мере трех независимых попаданий в человеческую попу
ляцию практически одновременно в интервале между 1940 и 1950
гг. То есть первый случай заболевания СПИДом был зарегистриро
ван и описан еще в 1959 г., в то же время в образцах крови жителей
Африки обнаруживается ВИЧ. Первые больные обращают на себя
внимание только в конце 70 х гг., т. е. через 20 лет. Они начинают
выявляться локально, только в одной группе населения, первона
чально СПИД даже называли "болезнью гомосексуалистов". Затем
последовал взрыв, и за десять с небольшим лет количество инфи
цированных переваливает за 50 млн! И это – при весьма ограничен
ных условиях передачи – только инъекционным, половыми путями
и через "грязные" медицинские инструменты. Таким же путем пере
даются и другие болезни (например, сифилис), но ведь ничего по
добного никогда не было.
Однако самое тревожное то, что изменения вирусов происхо
дят стремительно, взрывная эволюция идет даже на уровне одного
индивидуума в процессе болезни. В ходе эксперимента на шимпан
зе было установлено, что через шесть недель после первичного ин
фицирования вирусом гепатита С выделявшиеся варианты уже бы

117
Проблемы психологического и социального характера


ли мало похожи на варианты начального возбудителя и к тому же
различались у разных обезьян. То есть эволюция шла не только
стремительно, но и самыми различными путями. Через 1 6 недель
появились новые варианты. И, наконец, естественная эволюция
вируса в одном организме привела к таким изменениям, что стала
возможна реинфекция первично инфицировавшим штаммом. По
добная эволюция происходит и в человеке, она характерна и для
других вирусов. Вирус иммунодефицита человека, в силу ряда при
сущих ему особенностей, мутирует в миллион раз интенсивнее, чем
структуры ДНК. Это означает, что за один год он может пройти та
кую же эволюцию, как какой нибудь мало поворотливый (в плане
мутирования) вирус, например, оспы или герпеса, проходит за мил
лион лет.
Пандемия инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ), является крупнейшим в истории человечества со
бытием конца XX в., которое можно поставить в один ряд с двумя
мировыми войнами как по числу жертв, так и по тому ущербу, ко
торый она наносит обществу. СПИД, как война, неожиданно обру
шился на человечество и продолжает наступать, поражая новые
страны и континенты. В отличие от военных действий ВИЧ ин
фекция в большинстве стран распространилась незаметно, и чело
вечеству открылись уже последствия этого тайного распростране
ния – болезнь и смерть миллионов людей.
Сама болезнь и ее прямые и косвенные последствия являются
катастрофическими для человечества. К 1995 г. на Земле осталось
практически не более десятка стран, в которых не было официаль
но объявлено о случаях ВИЧ инфекции. Следовательно, борьба с
последствиями пандемии стала общей задачей мирового сообще
ства.
В истории человечества были времена, когда некоторые ин
фекции вызывали и более значительные последствия, однако с ни
ми научились бороться или, по крайней мере, подавлять их с помо
щью карантинных мероприятий, вакцин и антибиотиков69.
Хотя грипп продолжал собирать ежегодную дань, малярия
стойко держалась в тропических районах, а холера даже устраивала
отдельные вылазки, оставалась твердая уверенность в том, что со
вершенствование средств профилактики и лечения позволит по

См.: Покровский В.В. Эпидемиология и профилактика ВИЧ инфекции и СПИД. М.,
69

1996.

118
Н.Серебряная, А.Гальперин. К проблеме здоровья человека.


кончить и с этими врагами в ближайшее время. Считалось, что
вследствие общих изменений условий жизни на Земле, благодаря
победам так называемой цивилизации исчезли многие факторы,
вызывавшие повторение пандемий.
В случае же ВИЧ инфекции человечество ощутило себя совер
шенно беззащитным перед лицом незнакомого и исключительно
коварного врага. По этой причине на Земле распространилась еще
одна эпидемия – эпидемия страха перед СПИДом.
Мир был потрясен и тем, что среди первых и наиболее пора
женных СПИДом стран оказались США. Болезнь поставила под
сомнение многие ценности современной западной цивилизации:
сексуальную свободу и свободу перемещения. СПИД бросил вызов
всему современному образу жизни.
К потенциальным "убийцам" цивилизации в XXI в. можно так
же отнести лихорадку Ласса, Рифт Валли, марбургский вирус, бо
ливийскую геморагическую лихорадку и печально известный "ви
рус Эбола". Их опасность часто преувеличивается, однако и недо
оценивать ее нельзя. Несмотря на все международные конвенции о
запрещении бактериологического оружия такие болезни могут
быть генетически модифицированы и превращены в абсолютный
инструмент смерти. Даже при всех достижениях современной ме
дицины быстрое распространение "улучшенных" вирусов в густо
населенных районах способно отбросить человечество в каменный
век и даже вовсе стереть его с лица Земли.
Из 58 млн случаев смерти по всем причинам, которые прогно
зируются экспертами Всемирной организации здравоохранения, 35
млн летальных исходов будут следствием хронических заболева
ний70. Это вдвое превысит количество смертей за 10 лет от всех
инфекционных болезней (включая ВИЧ инфекцию, малярию,
туберкулез), вместе взятых.
Первые четыре места займут сердечно сосудистые заболева
ния, рак, хронические респираторные заболевания и диабет; 80%
смертей от хронических болезней приходится на малоразвитые
страны, где проживает основная часть населения Земли. К этому
разряду отнесена и Российская Федерация, которая, по оценкам
экспертов, за 2005 2015 г. недополучит в национальный бюджет
около 300 млрд дол. из за преждевременной смертности от инфарк

Доклад ВОЗ. Предотвращение хронических болезней: жизненно важное вложение
70

средств. //www.who.int/ru

119
Проблемы психологического и социального характера


тов, инсультов и осложнений диабета. Больший ущерб – около 558
млрд дол. – понесет только экономика Китая.
В докладе ВОЗ подчеркивается, что существующий уровень
знаний позволяет справиться с этой проблемой. Однако предпри
нимаемые в глобальном масштабе усилия недостаточны. Особенно
это касается борьбы с курением (ежегодно от болезней, связанных
с употреблением табака, погибает 4,9 млн человек) и эпидемией
ожирения (на сегодняшний момент 1 млрд человек имеют избы
точный вес)71. В России каждый третий ребенок появляется на свет
с врожденным недугом, смертность детей у нас гораздо выше, чем
на Западе, растет число инвалидов. За последние 40 лет человече
ство получило 72 новых инфекции, при этом каждый год возника
ют две три инфекции, опасные для человека72. Руководитель депар
тамента инфекционных заболеваний ВОЗ Дейвид Хейман на Все
мирной ассамблее здравоохранения заявил, что практически неиз
бежно появление новых смертельных вирусов. Больше всего, по его
словам, медики опасаются нового штамма вируса гриппа73.
Сейчас появилось такое понятие, как эмерджентные вирусы, т.
е. недавно открытые. Причем процесс открытия новых вирусов бе
спрерывен. Вместе с тем, улучшается диагностика заболеваний, со
вершенствуются диагностические средства. Это способствует не
только открытию новых вирусов, но и четкому установлению связи
"вирус – заболевание" там, где раньше она не была установлена. С
этим в основном и связано видимое увеличение вирусных инфек
ций. Хотя существует и другой фактор – тотальное снижение со
стояния иммунной системы населения.


Биосфера: вызов принят
В наше время человечество вышло из под контроля биосферы,
создав новую систему – ноосферу, которая регулируется законами
человеческого разума, а не биологии. Внутренняя устойчивость
биосферы основана на контроле над ее составляющими – видами,
популяциями, сообществами. Причем, для системы не имеет зна
чения, какие виды, популяции или особи ее составляют, – главное,
чтобы они были в достаточном количестве, разнообразии и соблю

Медицинское информационное агентство Mednovosti.ru.
71

Такие данные привел 4.02.2005 на пресс конференции в РИА "Новости" директор
72

НИИ вирусных препа ратов им. О.Г. Анджапаридзе РАМН Виталий Зверев.
Warning over new killer diseases. BBC. 19.05.2003.
73




120
Н.Серебряная, А.Гальперин. К проблеме здоровья человека.


далось равновесие. Как только один из видов начинает преобла
дать, включаются контрольные механизмы в виде ограничения
пространства, пищи, наличия конкурентов, паразитов, болезней и
т. д. Человечество все эти контрольные механизмы сломало. Резуль
тат – стремительный рост численности населения. Рост численно
сти выше пределов естественных колебаний уже сам по себе явля
ется пусковым механизмом эпидемии. Численность падает, сом
кнутость популяции исчезает, передача инфекции прекращается,
эпидемия затухает – таков характер эволюции биосферы. Ноосфе
ра же свою численность не уменьшает, а, наоборот, стремительно
наращивает.
Что дальше? Скорее всего, следует ожидать повышения эффек
тивности заражения уже по существующим каналам и освоения но
вых. Официально никто не признает, что, скажем, ВИЧ может пе
редаваться в быту при обычных контактах. Однако, описывая си
туацию со СПИДом в России, отмечают, что в 30 40% случаев спо
соб передачи вируса остается неизвестным.


Концепция здорового образа жизни
Очевидным является тот факт, что концепция здорового обра
за жизни не входит в круг интересов ни табачных компаний, ни
корпораций, предоставляющих своим клиентам жирную, дешевую
и вредную пищу (типа "Макдоналдс"). Но менее всего это выгодно
фирмам, производящим фармацевтическую продукцию. Напротив
– медицина стала одним из самых прибыльных бизнесов. Фарма
цевтическая промышленность предлагает "здоровье" миллионам
пациентов, но зачастую не предоставляет обещанный продукт.
Вместо этого она доставляет лекарства, которые всего лишь смягча
ют симптомы, в то же время поддерживая причину болезни как
условие для дальнейшего развития бизнеса. На прикрытие мошен
ничества эта промышленность тратит в два раза больше денег, чем
на исследование препаратов для будущих терапий.
Этот организованный обман является причиной, по которой
подобный инвестиционный бизнес может продолжать свое суще
ствование за стратегически разработанной дымовой завесой "бла
годетелей" человечества. Жизни 6 млрд человек и экономики боль
шинства стран мира являются заложниками криминальной прак
тики этой промышленности.


121
Проблемы психологического и социального характера


Необходимо также отметить, что сам человек зачастую предпо
читает сытную жизнь, полную различных наслаждений, не очень
задумываясь о последствиях. Но нельзя утверждать, что такой под
ход к жизни является следствием низкого интеллектуального уров
ня. Природа человека – постоянно стремиться к новым, все боль
шим наслаждениям.
Как известно, болезнь является не чем иным, как следствием
процессов более общих и глубинных. Ниже приводятся некоторые
причины ухудшения здоровья населения и возможные пути реше
ния этой проблемы.
1. Отсутствие эффективных медицинских препаратов. Реше
ние этойзадачи, как отмечено, тормозится в первую очередь сами
ми фармацевтическими компаниями, которые не заинтересованы в
присутствии на рынке недорогих препаратов, способных в относи
тельно короткие сроки излечить заболевание с минимальными по
бочными эффектами. Однако удивительным является тот факт, что
даже появление новых лекарственных препаратов, способных до
статочно успешно лечить болезни, не снимает проблемы. Дело в
том, что природа реагирует на это появлением новых смертоносных
вирусов. Происходит возрастание агрессивности среды по отноше
нию к человеку. Становится ясно, что идет постоянная игра челове
ческого разума и природы, в которой последняя оказывается всегда
на шаг впереди.
2. Нехватка финансовых средств у государства. Наличие денег
делает возможным разработку программ по профилактике болез
ней, позволяет улучшить условия труда, создать возможность для
полноценного отдыха и восстановления здоровья, а также реализо
вать другие социальные проекты, направленные на предотвраще
ние болезней среди всех слоев населения. Само государство прежде
всего должно быть заинтересовано в улучшении бытовых и эконо
мических условий жизни людей, что снижает заболеваемость. Тем
не менее, было бы неверным полагать, что наличие финансов явля
ется достаточным условием для успешного решения данного во
проса. Так, сегодня золотой запас в России превышает все показа
тели предыдущих лет, а нефтедоллары – основной источник дохо
дов государственной казны – текут рекой. Однако это не оказывает
существенного влияния на здоровье населения.
Таким образом, вся история человечества однозначно показы
вает нам, что ни развитие науки, ни экономическое благополучие
государства не могут привести нас к желаемому результату. Пробле

122
Н.Серебряная, А.Гальперин. К проблеме здоровья человека.


ма не решена по сей день и с течением времени становится все бо
лее острой и насущной. Логично предположить, что причина сло
жившегося кризиса не является открытой, очевидной и понятной
для нас.
Мир переживает антропологическую катастрофу. Эта катастро
фа затрагивает все измерения человеческого бытия, фактически
идентифицирует быстро развивающуюся "мировую патологию",
дисгармонию взаимодействия мирового хозяйства и биосферы.
В.П. Казначеев называет подобную систему императивов "диктату
рой природы", ужесточающей свой диктат по отношению к челове
честву через лимитирование ресурсов и энергопотребления, увели
чивающуюся частоту массовых заболеваний, в том числе новой, не
известной этиологии, к ряду которых относится и СПИД, послед
ствия которого, по ряду оценок, могут иметь катастрофические по
следствия для будущего человечества. Глобальная патология есть
отражение всемирной дисгармонии, появившейся к концу XX в.
Логика осмысления данной метаморфозы через призму всеобщей
гармонии и дисгармонии, здоровья и патологии и определяет выво
ды настоящей работы.
Глобальная гармония мира – понятие сложное. Можно сфор
мулировать тезис: глобальная гармония начинает все больше опре
деляться гармонией в "мире человека", в его духовном, информа
ционном, культурном пространствах.


Здоровье – это гармония
Обращаясь к проблеме здоровья человека, следует определить
ту смысловую эволюцию, которая произошла с категорией здоро
вья в последние три десятилетия. Здоровье человека синтезирует
физическое, духовное и социальное здоровье, в котором проявля
ется сохранение сбалансированного, уравновешенного взаимоот
ношения со средой, а значит, гармонизированного взаимодействия
человека с природой.
Ученые говорят о том, что человек должен прийти к гармонии
с окружающей средой. Разумеется, тогда основной проблемой бу
дет понять, насколько природное воздействие является направлен
ным именно на нас, и только после этого можно искать какие то
пути выхода из сложившегося кризиса.
Всеобщая гармония как форма социоприродной эволюции че
ловечества до XX в. обеспечивалась действием закона квантитатив

123
Проблемы психологического и социального характера


но компенсаторной функции биосферы по А.Л. Чижевскому74. Это
означает, что совокупный разум человечества и разум отдельного
человека должны стать биосферными, принять на себя ответствен
ность за гармонию мира. Это означает, что человечество в форме
"монолита разумного живого вещества", погруженного в "монолит
живого вещества" биосферы (по В.И. Вернадскому В.П. Казначе
еву), должно принять на себя от биосферы эстафету гармонизирую
щей функции. Совокупный разум человечества может стать гармо
низатором социоприродной эволюции, который использует потен
циал гомеостатических механизмов биосферы и земли. К такому
совокупному разуму, как мы понимаем из работ профессора
М.Лайтмана75, можно прийти, только взяв за основу дальнейшего
развития науку каббала.
Все дело в том, что это древнее знание было скрыто. Сами каб
балисты скрывали его в течение тысячелетий, вплоть до нынешне
го времени, пока в мире не появилась настоятельная необходи
мость в нем, поскольку человечество начинает осознавать пороч
ность и тупиковость своего развития. А потому и лекарство относи
тельно зла, которое сейчас раскрывается, должно быть действен
ным, и им может стать методика науки каббала.
Что подсознательно ищет человечество? Того ощущения гар
монии и единства, к которому нас на самом деле влечет наша при
рода.




Чижевский определял роль биосферы по отношению к социальной истории
74

человечества в рамках "большой логики социоприродной эволюции", как
гармонизатора социоприродных отношений.
Лайтман М. Статьи (http://www.kabbalah.info/ru/index.php).
75




124
© АЛЬТРУИЗМ. РАЗВИТИЕ. ИНТЕГРАЦИЯ. 2006. Вып. 5

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО И
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
М.Лайтман
НАДЕЖДА НА МИР


Ты ищешь причину зла. Она только в тебе.

Ж.Ж. Руссо

Мир не сможет существовать дальше, если человек не изменит
своего отношения к нему. Сегодня оно выражено в безграничной
жажде получения всех возможных благ и удовольствий. И это отно
шение к миру человек должен перестроить на отдачу. Ведь наш эго
изм – это единственная разрушающая сила, которая существует в
мире. Все силы в мире, кроме человеческого эго, – это силы приро
ды, находящиеся в равновесии между собой. В нашем понимании,
есть силы "положительные" и "отрицательные" – так мы их оцени
ваем. Но все они поддерживаются единым основополагающим
законом природы, который запускает их в действие. Эти силы на
неживом, растительном и животном уровнях существования мате
рии находятся в полной гармонии.
В недалеком прошлом нам казалось, что этой гармонии нет, и
мы стремились уничтожить или переделать казавшиеся нам "вред
ными" части природы. Горький опыт нашего вмешательства в при
роду показал нам, что все в природе взаимосвязано, все находится
или стремится к состоянию гомеостазиса – равновесия на всех
уровнях взаимодействия между частями и элементами материи.
Гомеостазис характеризует внутреннее и внешнее равновесие
любого существующего объекта (хотя, в основном, имеются в виду
саморегулирующиеся биологические организмы). Любой объект
имеет право на существование только в случае поддержания своих
внутренних параметров в подобии внешним. При нарушении подо
бия нарушается равновесие, за границами которого начинается
разрушение организма. Возможность восстановления гомеостазиса
на всех уровнях природы является залогом продолжения жизни.


125
Проблемы политического и экономического характера


Но в то время, как все противоположные – положительные и
отрицательные – силы природы находятся между собой в равнове
сии и нарушают границы равновесия лишь в пределах, необходи
мых для дальнейшего развития, единственная часть природы, одно
только существо – человек – выходит за рамки равновесия и вредит
всей природе.
Вред приносит наш эгоизм. Ни одно другое существо в приро
де не является эгоистичным. Даже когда одно животное съедает
другое, это происходит в точном соответствии с работающим в нем
законом природы: оно съедает свою добычу согласно природному
инстинктивному желанию, а не с намерением навредить. Кроме че
ловека, ни одно другое существо в природе не относится к окружа
ющим с намерением нанести вред, использовать, эксплуатировать.
Никто не испытывает удовольствия, когда ему лучше чем окружаю
щим. Только человек может наслаждаться горем другого человека.
Ни одно другое существо в природе так не относится к ближне
му. Хищник стремится к насыщению, а не к нанесению вреда дру
гому животному. Природа же приготовила каждому, что и сколько
ему необходимо для существования. И если бы человек не нарушал
равновесие, нисходящее от природы, все ее части существовали бы
в гармонии. И хотя кажется со стороны, что все питаются другими,
но ни один из хищников не потребляет больше необходимого и не
создает накоплений. Все действуют согласно указаниям природы,
за исключением человека, который требует себе весь мир.
Именно эти сверхпотребности человека (кроме жизненно
необходимых) называются эгоизмом. Эгоизм – это дополнитель
ная сила желания, присутствующая в человеке, сверх его животных
потребностей, сверх того, что требует его тело. Нам необходимо ос
ознать, что это единственное, существующее в мире вредное жела
ние и что все наши страдания вызваны неправильным использова
нием этого сверх желания, поскольку его использование эгоистич
но. Эта избыточная часть нашего желания (сверх необходимого для
существования) должна быть обращена на отдачу. Только тогда мы
достигнем равновесия с природой.
Такая замечательная возможность самостоятельного поведе
ния не заключена больше ни в одном другом объекте природы. Ни
кто, кроме человека, не волен выбирать намерения своих поступ
ков: брать ради себя или отдавать другим, никто не способен к эго
истическому получению или к альтруистической отдаче. Правиль
но используя это дополнительное желание, человек может под

126
М.Лайтман. Надежда на мир


няться до уровня Творца, стать самостоятельной частью природы.
Поступая иначе, человек разрушает себя и приходит к самоуничто
жению.


Альтруизм в природе
Живым называется объект, который получает и отдает окружа
ющей его среде. Закон существования всякого живого объекта –
это альтруизм. Любой живой организм обязан поддерживать каж
дую клетку и каждый орган, существующие и сами по себе, и сов
местно, в совокупности с другими органами и клетками, которые
работают вместе, дополняя друг друга. В процессе дополнения они
обязаны "уступать" друг другу, знать друг о друге, воздействовать
друг на друга, "помогать" друг другу. Мы видим, что один и тот же
закон объединения клеток по принципу "один для всех" (альтру
изм) действует внутри каждого живого тела. Без этого живое тело не
может существовать, оно превращается в раковое и умерщвляет
самое себя.
Во всей природе этот закон действует по программе, которая
изнутри, без свободного выбора, изначально заложена в любом
творении, кроме человека. Человек в итоге своего развития обязан
прийти к состоянию такого полного разочарования и в собствен
ном развитии, и прогрессе цивилизации, когда он пожелает, чтобы
этот закон реализовался и воцарился над ним. Поэтому только че
ловек, в отличие от неживой, растительной, животной природы,
является ее развивающимся элементом, что мы и наблюдаем на
протяжении нескольких тысяч лет нашей истории. Осознав
необходимость выполнения также и для себя этого единого закона
природы, человек будет прилагать усилия для адаптации к его свой
ствам. Он будет стремиться к тому, чтобы этот закон вошел в его
сознание, к тому, чтобы найти в себе силы установить его власть над

<<

стр. 4
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>