<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

На сегодняшнем заседании фракции в Государственной думе решение об отставке было принято большинством голосов. За Дмитрием Рогозиным оставлен пост сопредседателя фракции.
Сам бывший председатель партии и фракции объяснил свое решение необходимостью "сосредоточиться на другой общественной и парламентской деятельности", сообщает пресс-служба "Родины". В частности, он планирует заняться программой партии и встречами с избирателями своего округа.
Стоит отметить, что отставка Дмитрия Рогозина с поста председателя фракции, в принципе, носила плановый характер. В "Родине" существует институт сопредседателей, при котором фракцию поочередно возглавляют разные люди. Помимо Д.Рогозина и А.Бабакова, речь также идет о Сергее Глазьеве и Валентине Варенникове.
С другой стороны, отставки Д.Рогозина с поста лидера фракции требовали те, кто обвинял его в разжигании межнациональной вражды. Один из лидеров "Единой России" Андрей Исаев, в частности, заявлял, что партия "Родина" лишь отчасти сменила свой имидж, оставив значимые посты Д.Рогозину и А.Савельеву, замешанным в скандал анисемитским письмом депутатов Государственной думы.
Напомним, что 25 марта на съезде "Родины" его делегаты большинством голосов приняли отставку Дмитрия Рогозина с поста лидера партии и избрали на этот пост Александра Бабакова, входившего до этого в руководство "Родины".
Смена руководства во многом объяснялась неудачей партии на региональных выборах. Добиться избрания своих представителей в местный парламент "Родине" удалось лишь в Республике Алтай. Во всех остальных регионах списки партии были сняты с голосования по тем или иным причинам (в основном после жалоб со стороны ЛДПР и Партии пенсионеров).

Д.РОГОЗИН УШЕЛ С ПОСТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФРАКЦИИ "РОДИНА".
Росбизнесконсалтинг , http://www.rbc.ru/, 04.04.2006, 0:00:00
Дмитрий Рогозин ушел с поста председателя фракции "Родина". Отставка Д.Рогозина была принята сегодня на заседании фракции абсолютным большинством голосов. На пост председателя фракции до конца весенней сессии работы Госдумы назначен глава партии "Родина" Александр Бабаков. Это решение также было принято большинством голосов. Д.Рогозин остался сопредседателем фракции.


ПРЕДСТОЯЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ГД


Пресса
ПРЕСС-ЦЕНТР "МК" ПРИГЛАШАЕТ
Московский комсомолец, 05.04.2006, №72, Стр. 2
В пятницу, 7 апреля:
11.00 - пресс-конференция, посвященная Всемирному дню здоровья. Во встрече с журналистами примут участие: региональный директор Всемирной организации здравоохранения стран Европы доктор Марк ДАНЗОН, его заместитель доктор Ната МЕНАБДЕ, зам. министра Минздравсоцразвития РФ, профессор Владимир СТАРОДУБОВ, директор Департамента фармацевтической деятельности, науки и образования Минздравсоцразвития РФ д-р Николай ВОЛОДИН, председатель Совета ассоциации медицинских вузов России, ректор ММА им. Сеченова академик Михаил ПАЛЬЦЕВ, председатель Комитета по охране здоровья Госдумы РФ Татьяна ЯКОВЛЕВА.
В этом году тема Всемирного дня здоровья: "Работа на благо здоровья - наше общее дело". На фоне старения населения и роста частоты хронических заболеваний в России усиливается спрос на кадры в системе здравоохранения. Как готовятся, поддерживаются и сохраняются такие кадры? Как повысить эффективность их работы и создать условия для труда? Как выглядит наша медицина в сравнении с другими странами?
Аккредитация журналистов по тел. (495) 256-9500 или e-mail: sos@mk.ru. Адрес пресс-центра "МК": ул. 1905 года, дом 7 (вход со стороны ул. Костикова).


Интернет-ресурсы

ДРУГОЕ

ТВ
РОССИЯ, ВЕСТИ, 04.04.2006, Выходцева Елена, 11:00
ВЕДУЩАЯ: Сегодня же в Думе открылась выставка, посвященная столетию российского парламентаризма. Среди экспонатов важнейшие документы по истории нижней палаты. К торжествам была приурочена и другая акция - в стенах парламента сегодня каждый желающий мог купить и погасить специальную юбилейную марку или конверт. Подобная акция проходит и на Московском почтамте.



Пресса
СЛОВА
Ведомости, 05.04.2006, №59, Стр. А2
"Неожиданно сократился казахстанский импорт в Россию, и это при том, что общий товарооборот составил уже 10 млрд долларов".
Президент России Владимир Путин ("Интерфакс")
На переговорах с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым Путин сказал, что, "несмотря на позитивное развитие взаимных отношений, есть вещи, на которые мы должны обратить особое внимание".
"В лоне церковном есть люди и такого, и такого склада. Я надеюсь, что именно люди первого склада будут задавать тон в этой структуре".
Председатель комиссии по правам человека при президенте Владимир Лукин ("Интерфакс")
Лукин позитивно оценил перспективы создания при Русской православной церкви собственной правозащитной организации, выступая на открытии X Всемирного русского народного собора.
"Нужно признать, что при нынешних темпах роста этого показателя [стоимости жилья] о реальной ипотеке на приобретение жилья не может быть и речи".
Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов ("Интерфакс")
Морозов предлагает на законодательном уровне "перекрыть все каналы для поборов и доходов спекулянтов, которые сейчас, по некоторым подсчетам, доходят до 50% стоимости жилья".
"Есть веские основания заключить, что мне поручат формирование правительства, сразу после чего начнутся коалиционные переговоры".
И. о. премьер-министра, лидер партии "Кадима" Эхуд Ольмерт ("РИА Новости")
Израильские партии "Кадима" и "Авода", победившие на выборах в парламент, договорились о совместном формировании правящей коалиции и правительства во главе с Ольмертом.
"Это хороший могильный камень на фракцию "Родина".
Вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин ("Интерфакс")
Так Бабурин расценил назначение Александра Бабакова лидером фракции "Родина", сменившего на этом посту Дмитрия Рогозина.

МОЖНО ЛИ ЗАРАБОТАТЬ НА КВАРТИРУ В МОСКВЕ?
Вечерняя Москва, 05.04.2006, №57, Стр. 1
Константин БОРОВОЙ, бизнесмен:
Конечно. В Москве самый лучший рынок труда и самые высокие зарплаты в стране. Разброс цен на жилье большой. Можно купить квартиру, например, в Куркине, где один кв. метр стоит 5 тысяч долларов, а можно в Красногорске - 700 долларов за кв. метр. Игорь БЕСТУЖЕВ-ЛАДА, доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии образования:
Теоретически - да. Практически в 99 случаях из 100 это делается на средства теневой экономики. У нас не принято говорить бездоказательно, поэтому трудно сказать, сколько вложено в квартиру от зарплаты, а сколько от теневых доходов. В Москве у каждого третьего квартира, машина, дача не соответствуют формальной зарплате.
Олег БОНДАРЕНКО, международный координатор СМ "За Родину": На квартиру в Москве можно своровать, заполучить жилье с помощью каких-либо махинаций. Но заработать нормальным человеческим трудом на квартиру невозможно, потому что цены на квартиры не отвечают реальной себестоимости. При себестоимости метра 300 условных единиц продают за 1500-2000. Это запредельно.
Мария ГАЙДАР, координатор молодежного движения "ДА":
Есть определенная узкая группа людей, которая в состоянии купить себе квартиру в столице. Большинство же людей могут лишь улучшить свои жилищные условия, продав уже имеющееся жилье. Но для молодого человека, начинающего карьеру и не имеющего какой-либо квартиры в Москве, приобрести жилье практически невозможно.
Константин ЗАТУЛИН, депутат Госдумы, директор Института стран СНГ:
Для этого надо быть Абрамовичем, он же тоже москвич. А если серьезно, то могут далеко не все, а лишь те, кто занимает топовые позиции в бизнесе.
Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ, министр правительства Москвы: Может, если человек желает работать и занимается собственным бизнесом. Павел АСТАХОВ, адвокат:
Нет, если только у покупателя нет нефтяной вышки.
Маргарита БАРЖАНОВА, депутат Госдумы:
Из 100% всех москвичей это возможно, по статистике, лишь для 15%. Это высокооплачиваемые сотрудники или предприниматели. Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ, депутат Мосгордумы: Да, если он занимается предпринимательской деятельностью в Москве. Либо на высокооплачиваемой должности в сфере предпринимательства, либо это модный писатель, шоу-звезда, других вариантов не вижу: предприниматель, золотой воротничок и культурная элита, остальным это недоступно.
Александр КРУТОВ, депутат Мосгордумы:
Заработать на квартиру в Москве можно. Ведь люди, которые покупают квартиры в Москве, здесь же и работают. Если нет, то вы просто не там работаете. Менеджер среднего звена в не самой крупной компании в Москве получает 3-5 тысяч. Приобрести квартиру можно. Мария АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, директор спецшколы, заслуженный учитель России:
Стараниями, усидчивостью, работоспособностью ни на какую квартиру не заработаешь. Заработать можно взятками, откатами, в лучшем случае - обменом старой жилой площади с доплатой.


"ВЕРИМ, МОЖЕМ, ПЕРЕМОЖЕМ!"
Время новостей, 05.04.2006, №58, Стр. 6
18-19 марта известный российский ученый-литературовед, профессор Мариэтта Чудакова посетила Белоруссию в качестве журналиста с правами наблюдателя в момент выборов президента республики. Она объехала несколько столичных и сельских избирательных участков, вечером 19 марта была на Октябрьской площади Минска, где проходил митинг оппозиции. Обо всем увиденном Мариэтта Чудакова рассказывает читателям "Времени новостей".
Дело далеко не только в Беларуси, но в нас.
Хотя и белорусам невозможно не сочувствовать. Жаль их всех, в том числе и тех, кто уверен, что живет как у Христа за пазухой. Многие ведь еще помнят слова, если и легендарные, то не хуже реальных, французского президента после визита в СССР: "Советский рабочий класс - самый счастливый в мире: он даже не подозревает, как он плохо живет".
И все-таки для нас дело в первую очередь именно в нас. Потому что прояви наша власть во время предвыборной кампании малейшее внимание к А. Милинкевичу и малейшую холодноватость к А. Лукашенко - по-другому могли бы пойти выборы, другая наметилась бы перспектива, пусть и не вполне четкая. Но мы отвернулись от умных и совестливых в Беларуси - именно им невозможно уже стало жить под своим президентом; мы остались равнодушны.
Как вообще сегодня реагируют у нас на дела у соседей?
По личным впечатлениям должна сказать - в лучшем случае никак. Удивляются, хоть и не впрямую, что отправилась (подразумевается - "зачем-то") в Минск; еще больше удивляются, что на машине. Поясняю: потому на машине, что хотела проехать по селам. Дальше следует вопрос: "Ну и как там?" Безразличие очевидно: не спросят так, если сознают сложность, драму происходящего - в двух словах ведь тут не ответишь.
А если все же попробовать, то короче всего можно сказать так: побывала в советском прошлом.
Поехали мы с председателем Независимого союза ветеранов Афганистана Республики Алтай Андреем Мосиным (с ним вместе мы давно занимаемся делами детского туберкулезного санатория, он и был за рулем своей "Нивы") с журналистскими удостоверениями, то есть с теми же правами, что у общественных наблюдателей. Когда вернулись, Андрей позвонил: "Помните историю Лыковых? Которых в тайге нашли? Мне вот сейчас в голову пришло - очень похоже на то, что мы в Беларуси увидели..."
И впрямь, маленькая страна оказалась отделена непроходимым лесом от цивилизованных земель. Средняя - весьма мизерная - зарплата дает возможность прожить у себя дома - при довольно низких в сравнении с нами ценах. Но поехать куда-то за пределы страны - даже в Россию, не говоря уж о Западной Европе, - на такие деньги практически невозможно. Лукашенко неустанно твердит, видя в подмятой им десятимиллионной стране просто один "укрупненный" колхоз, что белорусам иные страны не нужны - сами проживем, без них!.. И многие согласны. Но многие все-таки нет. Вот о них-то мы должны бы думать.
Первоначальным стимулом к решению поехать было очень хорошее впечатление, которое произвел Александр Милинкевич на полуторачасовой встрече в Москве, устроенной "Союзом правых сил" (они потом и отправили нас в качестве журналистов с правами наблюдателей). Сын и внук учителей, мыслящий, очень неглупый, благопристойный. Степенностью, мягким спокойствием, на российский взгляд, типичный белорус. От приехавших с ним телевизионщиков впервые узнали - пробиться на телеэкран ему невозможно совершенно. Записали на пленку наши интервью - будет, сказали, такой телесамиздат... И от этих людей впечатления были очень хорошие. Ну, думаю, жаль только, что маргиналы. Спросила: "А все-таки сколько голосов у Милинкевича реально?" Ответ поразил: "Да если бы нормально шла предвыборная кампания - он бы и 60% получил". С какой-то спокойной горечью сказал человек. Он вызывал доверие - а поверить все же было трудно. И ясно стало, что понять что-то можно только на месте.
Выехали 18 марта в пять утра, в одиннадцать вышли к западному краю нынешней России и одновременно к начальным ее временам: дунуло из тех веков названиями рек - Вопь и Хмость. В полдень нечувствительно пересекли границу Беларуси и двинулись к Витебску. У меня была там цель - Музей Шагала, а у Андрея Мосина - могила погибшего в 1985 году в Афганистане друга; к ней с Алтая за двадцать лет не выбрался. И обеих целей мы достигли - жаль, что места нет рассказать об этом.
Удивляло по дороге к Минску, что субботним вечером - нет машин! Одни, можно сказать, ехали несколько часов по очень хорошему, но совершенно темному шоссе.
В Минске - рекламные щиты, где на все лады повторяется слово "стабильность": "Беларусь - за стабильность!" (то есть - пусть будет все как есть), "Власть - за стабильность!" (скрытая агитация за Лукашенко, но здесь это норма - как и то, что на плакате кандидатов Лукашенко стоит не по алфавиту, а первым)... "Вместе безопасность и правопорядок" - стоят рядышком милиционер и дружинник: предвыборная мысль на уровне пионерлагеря.
Наутро на избирательных участках радушные члены избиркомов, жалея нас, говорили доверительно: "Да не найдете вы никаких нарушений! У нас очень-очень опытные председатели комиссий!"
Действительно, быстро стало ясно, что избрана совершенно иная и, что называется, "грамотная", т.е. беспроигрышная технология: зачем мучиться и рисковать под взглядами иностранных и своих наблюдателей, когда все можно сделать по-домашнему, безо всяких лишних глаз, за пять дней до выборов? Эта идея, внесенная в 2004 году в закон о выборах, пришла в голову сообразительному и не очень задумывающемуся о морали человеку.
А наблюдательница от одной из коммунистических партий (в Белоруссии их теперь две - одна вошла в "Конгресс демократических сил") рассказывала нам тихо (чтоб не удалили нас с участка) о том, как совершенно не давали Милинкевичу встречаться с избирателями.
- Назначили встречу у Дворца железнодорожника (внутри-то не дают). Так комсомольцы ждут за домом, а как только Милинкевич заговорит - выходят, начинают шуметь, свистеть, лозунги выкрикивают, дудки какие-то у них...
- А милиция?
- Совсем не реагирует.
Любопытна все-таки пустота на избирательных участках - точь-в-точь как на дорогах. Зайдет один человек, проголосует и уйдет. Через какое-то время - другой.
Правда, женщины в толстых зимних пальто, зайдя в буфет, остаются на концерт - там же, в школьном зале; на сцене танцуют, выкидывая тонкие, прямые, как стрелочки, ножки, школьницы.
Все-таки непонятно, каким образом при такой пустоте явка потом окажется 92%, почти как в СССР.
Уехали из города - по селам, в сторону Слуцка.
В селах - совхозы; избиркомы - в сельсоветах, при власти. Снега, снега. (По Мандельштаму - "Или я в полях совхозных.../ Белизна снегов гагачья/ Из вагонного окна!..") И знакомая советско-патриархальная атмосфера. Позвали нас в заднюю комнату, где накрыт, как водится, стол. Сильно пьяная грузная женщина, член комиссии (она же директор совхоза; сурово говорил потом по дороге в Москву, крутя руль, Андрей: "А с кем она пила? Она со своими же рабочими и пила - просвещала, за кого голосовать!"), почти падая на меня, капризно настаивает:
- Вы журналисты? Вы только не пишите плохо про наших людей! Не пишите!
- Да кто ж в России плохое пишет про белорусов?
- Пишут! Будто у нас все тут отморозки...
Ее под руки уводят от греха. Расспрашиваю трезвых:
- Но объясните мне, почему у вас зимой досрочное голосование, причем целых пять дней? Понимаю летом или осенью - окучивать картошку или копать. Какие уж такие дела мешают вашим сельчанам прийти проголосовать в воскресенье?
- Ну что вы! - весело отвечают мне. - Это так удобно! Наши бабушки любят, знаете, делать все заодно - пошла она в центр села за хлебом и заодно проголосовала! А специально голосовать она через все село ни за что не пойдет.
- Да почему же она за пять дней до выборов за хлебом-то идет? Вот и пошла бы в воскресенье!
- А у нас свежий хлеб по определенным дням завозят!
Поговорила тайно с другой женщиной - членом комиссии (вообще-то им общаться с нами было запрещено - вся информация должна идти только от председателя комиссии) - донельзя узнаваемый тип сельской советской функционерки. (А в это время другой член комиссии, расчувствовавшись за рюмкой, пояснял Андрею как мужчина мужчине: "Если даже будут фальсификации - то их никто не заметит!" Что, интересно, имел он в виду?)
Спрашиваю:
- Скажите мне толком - что именно хорошего делает Лукашенко?
- Он всем нам повысил пенсию! Он дает молодым кредиты! Моей дочери 27 лет - он дал ей 11 тыс. долл., она купила себе квартиру! Сейчас за четыре года квартиры подорожали вдвое - он увеличил рассрочку с шести лет до двадцати! Он все нам дал (почти экстатически), мы так и зовем его батька! (Прояснилось позже - кредиты действительно дают. Тем, кто хорошо себя ведет. А что такое "челядь" и "прикормленные", более или менее известно.)
Продемонстрировали и урну для досрочного голосования - лежит на диване под охраной добродушного толстяка участкового. Ничего, кроме смеха, вид этой пятый день валяющейся под надзором сельской милиции урны вызвать не может. Трудно представить себе нынешнего белоруса любого возраста, которому еще неясно под рукою Лукашенки, что родная власть уж как-нибудь выберет время полюбопытствовать после ухода гражданина избирателя - за кого ж это он проголосовал?.. И препятствовать ее любознательности никто не будет. Вечером, уже на Октябрьской площади в Минске, нам дополнили картину - ректор, оказывается, вызывал студентов университета с требованием голосовать досрочно под угрозой лишения стипендии. Там, не сомневаюсь, с сохранностью печатей на урнах до дня выборов дело обстояло точно так же. В районном городе Молодечно всех вынудили проголосовать досрочно.
Объехали несколько районов - везде досрочно проголосовали от 30 до 40%. Сообщали нам об этом охотно и даже с торжеством - как о выполненном задании. Памятно, очень все памятно.
Вернулись в Минск в последний час голосования, зарегистрировались на участке #1. Там председатель уже до нас не снизошел - не совхозное начальство, столичная номенклатура. Грузный, с особо ответственным выражением лица, ясно сознающий важность своей функции (вскоре и мы ее осознали). Кроме нас, было еще четыре наблюдателя. Усадили всех в ряд на стулья в двух метрах от столов, и мы впились глазами в ворох бюллетеней, посыпавшихся из первой урны.
Их молниеносно сортировали, и стопка за Лукашенко росла на глазах: его "галочка" была в третьей строке, Милинкевича - в четвертой, так что разглядеть с двух метров кое-как можно было. А объявлено было, что эта первая урна - досрочного голосования. В ней почти все бюллетени и оказались за Лукашенко.
Высыпали вторую урну - сегодняшнюю. Картина разительно отличается: из трех бюллетеней два за Милинкевича...
Итак, при свободном, так сказать, хождении одной из урн вне всяких наблюдателей в течение пяти дней - при том что Милинкевича во время избирательной кампании не допускали вообще на телеэкран - голосование на одном конкретном участке в центре Минска дало цифры, резко отличные от официальных по Беларуси: за Лукашенко - 54%, за Милинкевича - 29%, за Козулина - 8,7%, за Гайдукевича - 1,4%, против всех - 7,4%.
Почему бы не считать этот участок #1 в центре Минска репрезентативным, по крайней мере для городского электората?
Если исходить из таких цифр, как могли развернуться события при "нормальных" выборах (то есть при некотором хотя бы уменьшении административного ресурса и облегчении доступа к избирателю наиболее серьезного конкурента, при верном подсчете голосов)? Прежде всего - Лукашенко вряд ли сумел бы пройти с ходу. Во второй тур они вышли бы с Милинкевичем, на сколько-то процентов от него отставшим. И вряд ли люди, голосовавшие за двух других кандидатов, во втором туре проголосовали бы за Лукашенко - разве что малая их часть. А тот, кто специально пошел голосовать "против всех", понятно, что настроен активно резко против действующего президента (иначе сидел бы дома). Это также ресурс Милинкевича.
А как же сельские бабушки, довольные своим батькой? Ведь они-то голосуют за него, а их в крестьянской все же Беларуси - много? Да, но городского населения - примерно 67%. А главное, у бабушек есть внуки. И уж благополучие-то внука для бабушки - что русской, что белорусской - поважнее своего. Дело лишь за тем, чтобы ей дали возможность понять, в чем именно состоит его благополучие - в стабильной на веки веков власти Лукашенко или все же в чем-то ином?
Вечером на площади, под немыслимой какой-то, в один миг поднявшейся пургой (такое называют, кажется, "снежный заряд"), мы увидели этих внуков - близко к 20 тысячам (выучилась в свое время считать толпу на наших демонстрациях). Хорошие, умные, одухотворенные молодые лица. Скандируют лозунг на плакатах "Верим, можем, переможем!". Вот это белорусское "переможем" ярче мне показалось нашего "победим" - язык сохранил усилие пути к победе. Давно таких лиц не видела (хотя на студентов своих не жалуюсь). Даже немного завидно было.
Именно их, устроивших позже по собственной инициативе на площади палаточный городок, ходивших для мирной моральной поддержки товарищей к спецприемнику, избивали и затаскивали в автозаки 25-го - в День воли, когда их вышло на улицы особенно много, и 31-го. А незнакомая женщина из Минска, узнав, что я была на площади (меня "опознал" ее приятель), описывает мне совсем другой митинг в поддержку президента у посольства Польши: "Два десятка пэтэушников вяло скандировали лозунги под руководством какого-то мужика с мегафоном, который скорее похож на немолодого спецназовца, чем на комсомольца. Ужасный текст, ужасное исполнение. Стыдно за страну. В тот же день ездили к тюрьме на Окрестина - совсем другие лица, глаза. Не экстремалы, не революционеры - просто нормальные люди. Они там по своей воле, безо всякой организации. Но чем больше про нас врут, тем меньше шансов у тех, кто этим руководит. Жаль только, что это не может случиться сейчас, и наши умные образованные дети уже уедут из страны, как уедут те, кого повыгоняют из университетов за участие в мартовских событиях". А многие, пишет она, уже раньше уехали - в Москву...
Гордиться бы нам, но именно 25 марта спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что в ходе строительства союзного государства Москва и Минск решают беспрецедентные по своей важности задачи (так и пахнуло советским официозным говором - "Сейчас, как никогда..."; еще немало тех, кто помнит эти плотные словесные слитки, ничего, кроме слепой угрозы, не выражавшие). "В решении этих задач мы продвинулись достаточно далеко и останавливаться на достигнутом не будем", - обнадежил Грызлов в интервью журналу "Союзное государство" (и журнал такой есть) в преддверии десятилетия со дня подписания 2 апреля 1996 года Договора об образовании сообщества России и Беларуси... Правда, следующие слова для меня лично прозвучали более обнадеживающе: спешка, мол, здесь неуместна, согласование позиций двух суверенных государств "всегда требует времени". Отлегло немного. Быстро попасть в сообщники к закусившему удила провинциальному диктатору не хочется. Но движемся-то именно в этом направлении, причем в единении партии (правящей) и "народа" - т.е. плюнувшего, видимо, на все на свете, кроме "стабильности", нынешнего российского большинства.
В отличие от многих я уверена, что еще не поздно эту ситуацию изменить. Вспомнить, что мы все-таки Россия, а не совхоз при батьке Лукашенко. Да и вообще почаще вспоминать русские сказки - не пей, братец, из копытца, козленочком станешь.

МИХАИЛ КАСЬЯНОВ ПОЗАБОТИТСЯ О МИХАИЛЕ ХОДОРКОВСКОМ.
Коммерсантъ, 05.04.2006, №59, Стр. 3
в случае прихода к власти
Свой визит в Иркутскую область экс-премьер Михаил Касьянов вчера завершил посещением Ангарска, где встретился с местными политиками и бизнесменами. Депутатам, которых особо интересовала судьба Михаила Ходорковского, господин Касьянов пообещал в случае прихода к власти поучаствовать в судьбе заключенного олигарха. "Суд еще раз рассмотрит это дело и примет дополнительное решение", - заявил экс-премьер. С подробностями - МАРИЯ-ЛУИЗА ТИРМАСТЭ.
На утренней встрече с коллективом иркутской газеты "Байкальские вести" Михаилу Касьянову пришлось опровергать слухи, касающиеся собственной персоны. Например, журналистов волновало, правда ли, что "Касьянов - это проект Кремля". "Это полная ложь, запущенная Кремлем. Народ там просто колбасит, нервы сдают", - объяснил экс-премьер. "А вам не хотелось Хинштейну в морду дать?" - поинтересовались у экс-премьера в связи с "дачным делом" (уголовное дело в отношении незаконной приватизации господином Касьяновым госдачи "Сосновка-1" Генпрокуратура возбудила по заявлению депутата Госдумы Александра Хинштейна). "Ну кто такой Хинштейн? Маленький винтик", - равнодушно ответил гость.
Зато экс-премьер с воодушевлением объяснял иркутянам, почему создает движение, а не партию: "Мы создаем общественно-политическое движение - расширенную партию. Мы не хотим срывать переговорный процесс. Члены демократических партий должны скоро начать предъявлять своим лидерам претензии: закончите переговоры и начните объединение. Они обещали в апреле объявить об объединении, но сейчас уже говорят об июне, июле..." В случае провала объединительного процесса господин Касьянов готов создать с активистами в регионах новую партию, но сначала намерен дождаться итогов переговоров между демпартиями: "Мы ждем, когда будут сформированы эти повозки, которые повезут наших кандидатов - если колеса будут квадратными, значит, будем делать свою повозку".
После осмотра памятника Колчаку, установленного на деньги местных бизнесменов в 2002 году, и Вечного огня экс-премьер посетил иркутские магазины. Бизнесмен Виктор Бронштейн повез экс-премьера в свой супермаркет. Он заострил внимание московского гостя на витрине с пивом "Три товарища" из собственной пивоварни. Уловив интерес господина Касьянова к местной продукции, предприниматель решил показать еще и свой мебельный салон. Походив между импортными диванами и послушав рассказ о предпочтениях иркутян в выборе кроватей, господин Касьянов спросил: "А местная мебель есть?" Посмотрев несколько образцов, экс-премьер сделал вывод, что в Москве мебель в четыре раза дороже. Не прошел он и мимо больших кожаных жирафов. "Я бы поставил такого дома не как украшение, а как игрушку для годовалой дочери", - признался политик. Погуляв по местному Арбату, улице Урицкого, господин Касьянов посетил и принадлежащий господину Бронштейну ресторан быстрого обслуживания.
В Ангарске программа экс-премьера была исключительно политической. В профессиональном лицее он встретился с бизнесменами и местными политиками, среди которых, как выяснилось, были даже представители "Единой России". Оказалось, что местных депутатов особо волнует судьба бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Свой интерес к фигуре опального олигарха, который отбывает наказание в краснокаменской колонии, народные избранники объяснили тем, что градообразующее предприятие Ангарская нефтехимическая компания пока еще принадлежит ЮКОСу. "Судьба несправедливая, - посетовал господин Касьянов, говоря о приговоре Михаилу Ходорковскому- Претензии к нему необоснованны. Если мы придем к власти, призовем суд еще раз рассмотреть его дело. Суд примет дополнительное решение". Закрывая тему Ходорковского, экс-премьер сообщил, что его позиция по делу главы ЮКОСа стала одним из факторов его отставки. "Мы так и поняли!" - посочувствовали из зала.
Ангарцы выпытывали у господина Касьянова и подробности, связанные с учреждением им оппозиционного движения, конференция которого пройдет 8 апреля в Москве. "Какого цвета будет флаг?" - спросила женщина в первом ряду. "Многоцветным", - улыбаясь, ответил экс-премьер. "А зеленый на флаге будет?" - не отступала любознательная дама. "На флаге будет зелень, хорошая зелень", - заверил женщину гость. Правда, в окружении господина Касьянова сказали, что флаг будет двухцветным, но зеленого среди этих двух цветов нет. Кроме того, господин Касьянов признался, что ему нравится аббревиатура названия движения - Народно-демократический союз (НДС), хотя его и критикуют. В заключение экс-премьер предположил, что в президентских выборах 2008 года будут участвовать он сам, лидеры ЛДПР и "Яблока" Владимир Жириновский и Григорий Явлинский и двое кандидатов от власти.

А ВЫ БЫ ЧЕМУ НАШИХ МИЛИЦИОНЕРОВ НАУЧИЛИ?
Комсомольская правда, 05.04.2006, №48, Стр. 3
Михаил МАРГЕЛОВ, глава Комитета по внешней политике Совета Федерации:
- Мыть руки, греть сердце, охлаждать голову.
***
Геннадий ГУДКОВ, член Комитета Госдумы по безопасности:
- Самое главное - научить милиционера быть порядочным, чтобы он боролся со Злом во имя Добра. Тогда и правоохранительная система у нас будет совсем другая.
***
Олег МИТВОЛЬ, замглавы Росприроднадзора:
- Много чему их надо бы научить. Но в первую очередь вежливости и основам нашего законодательства.
***
Сергей КУРОХТИН, председатель радиокомпании "Маяк":
- Чтобы они всегда улыбались и обращались к людям на "вы". Главное, чтобы при этом наша милиция не растеряла остальных качеств: бдительности, например.
***
Анатолий КУЧЕРЕНА, адвокат:
- Не злиться на просьбу граждан представиться и вообще не забывать это делать. А еще - внешний вид у милиционера должен быть опрятным.
***
Ксения СОБЧАК, светская львица:
- Я бы их отучила брать взятки прямо на улице: этому их точно ни в одном вузе не научат.
Отец АЛЕКСАНДР, настоятель Преображенского храма в п. Запрудня, Московская область:
- Соблюдать все заповеди Божий. Конкретизировать не буду, а то это прозвучит как обвинение милиции.
***
Павел КОСОРОТОВ, замначальника УГИБДД УВД, Волгоградская область:
- Их непосредственным милицейским обязанностям! Боюсь, только жизни не хватит. Сейчас ведь нашим ребятам даже медицину изучать приходится - и все это в обязательном порядке. А поэзия?.. Да если милиционер изначально неблагороден, бескультурен - не место ему в милиции!
***
Кристина Мария ЛЕХМУС, московский корреспондент газеты "Калева" (Финляндия):
- Человеческому отношению к людям.
***
Гость, читатель сайта WWW.KP.RU:
- Жить на зарплату, которую им платят!
Вы можете стать участником "Вопроса дня" на нашем сайте - самый интересный ответ мы опубликуем в "Комсомолке".
Эти и другие новости читайте на сайте www.kp.ru.
Вчера 130125 человек посетили страницу "Комсомолки" в Интернете


МАТВИЕНКО СТАЛА МОЙДОДЫРОМ
Независимая газета, Тимченко Святослав, 05.04.2006, №68, Стр. 4
Северная столица прихорашивается к юбилею Государственной Думы
В городе на Неве началась "большая стирка". К 27 апреля, когда город и страна будут отмечать 100-летие Государственной Думы России, планируется вымыть весь центр города. Заодно решено смыть все следы ушедшей зимы.
Как рассказал "НГ" директор 7-й автоколонны ГУП "Спецтранса" Николай Филатов, сначала служба механической уборки произвела так называемую весеннюю зачистку дорог и их обочин от снега и льда (был вывезен снег с газонов, грязь с прилотковых зон - линий примыкания дорожного полотна и бордюрного камня), а уж затем по улицам и проспектам пошли моечные машины сначала с простой водой, а потом и с водой, сдобренной пенным составом, напоминающим шампунь.
Мыть улицы с использованием шампуня в Петербурге начали два года назад. Особенно активно использовался пенный состав накануне и в период празднования 300-летия города. Сотрудничество "Спецтранса" с одним из предприятий, производящих косметическую продукцию, оказалось удачным и взаимовыгодным. Парфюмеры избавлялись от отходов производства, которые им все равно нужно было утилизировать, а уборочные предприятия бесплатно, не тратя дополнительно бюджетных денег, получали моющее средство.
Для устранения с асфальта оставшихся с зимы антигололедных средств и пыли предприятия "Спецтранса" ежедневно получают с одной из парфюмерных фабрик города по 10 тонн пенящей ароматной смеси. Ее концентрация достаточно велика, поэтому в дорожно-специализированных предприятиях смесь разбавляется водой. В числе первых адресов, где приступили к уборке города с шампунем, - Московский, Hевский, Вознесенский проспекты, Исаакиевская площадь, Петровская и Кутузовские набережные.
На сегодняшний день водой с шампунем уже полностью промыты Невский и Московский проспекты, Дворцовая площадь, центральные набережные. По заверениям экологов, вреда окружающей среде использование моющего вещества не наносит, вместе со смываемой грязью используемый шампунь уходит в канализацию. По словам заместителя председателя комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Михаила Чурилова, моющий состав позволит быстрее навести после зимы на улицах города чистоту.
Одновременно с мытьем дорожных и тротуарных полотен ведется помывка дорожных знаков, светофоров, столбов уличного освещения. Правда, этот вид работы выполняется сугубо по ночам. Ведь моют эти городские аксессуары из специальных шлангов мощной струей, что едва ли может понравиться прохожим.
Как рассказала "НГ" пресс-секретарь Центра коммунального благоустройства (ЦКБ) Ирина Недилько, их организация ежегодно заключает договоры с полутора десятками предприятий, занимающимися приведением города в порядок. Для этих целей недавно были закуплены 20 немецких мультикаров (стоимостью 74,5 тысячи евро каждый), которые, имея навесное оборудование, очень хорошо справляются с задачей чистки тротуаров как зимой, так и осенью.
К сожалению, такого количества техники едва-едва хватает на поддержание порядка в центре города.

ОТ УПРАВЛЕНИЯ К САМОУПРАВЛЕНИЮ
Парламентская газета, Лысов Владимир, 05.04.2006, №50, Стр. 1
Шаги нового закона
В конце прошлого года член Совета Федерации от Тюменской области Степан Киричук был избран президентом Конгресса муниципальных образований. Эта организация для большого числа россиян малоизвестна скорее всего потому, что без особой публичности, без показухи ежедневно занимается делом, которое очень нужно местной власти. Об этом он беседует с корреспондентом "Парламентской газеты".
- Конгресс муниципальных образований шесть лет назад учредили более 40 ассоциаций. Три из них - общероссийские: Ассоциация малых и средних городов, Союз российских городов, Российский союз местных властей. Пять или шесть организаций межрегиональных - ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Юга России, Северо-Запада, Поволжья, города Урала, а также более 30 региональных ассоциаций - наукоградов, шахтерских, "закрытых" городов и так далее. Задача конгресса проста и понятна - быть полезным для муниципальных образований и государства. Согласно указу Президента он является общероссийским объединением и ему поручено представлять муниципальную власть на международном уровне. Конгресс вносит предложения по формированию делегации в рабочие органы Совета Европы, ему поручено готовить доклады для Президента и Правительства о положении дел в местном самоуправлении, участвовать в законодательной деятельности через региональные представительные органы власти, Федеральное Собрание.
Много времени конгресс уделяет проблеме межбюджетных отношений. Я не разделяю точку зрения, когда говорят, что у муниципалитета нет денег. Надо конкретно ставить вопрос: на что нет денег, сколько не хватает и, самое главное, где эти деньги? При этом надо договориться о единой методике обсчета потребностей и соизмерять их с возможностями конкретной территории. Лишь после этого можно давать какие-то оценки. А пока только и слышим о безденежье местной власти, но доказательств, так ли это на самом деле, ни со стороны федеральных властей, ни со стороны местного самоуправления нет. Есть некий эмоциональный диалог по финансам.
В конгрессе рассматривается предложение о том, чтобы он преобразовался в общероссийское объединение, сформированное региональными советами муниципальных образований, которые по 131-му ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" должны быть обязательно сформированы в каждом регионе. Что это дает? Соединится опыт людей, работавших в муниципальной власти много лет, и тех, кто пришел сюда совсем недавно. К слову, число муниципалитетов растет, в стране их уже около 25 тысяч, согласитесь, это серьезная составляющая во властной иерархии Российской Федерации.
- Как устроен Конгресс?
- В президиуме более 30 человек. Полный состав собирается на сессию один раз в полгода. Организационную работу ведет дирекция. На постоянной основе работают девять человек. Конгресс активно сотрудничает с Советом Европы. В этих рамках установлены взаимодействия муниципалитетов разных стран, например между Россией и Китаем, Данией, другими государствами.
Мы помогаем муниципальным образованиям обменяться опытом, какими-то документами, организовать на нашей площадке или с выездом в регион семинары на разные темы.
Конгресс активно занимается законодательством и нормотворчеством. Для этого установлены самые тесные контакты с Государственной Думой и Советом Федерации, Правительством, Верховным судом, взаимодействуем с законодательной властью субъектов Федерации. В этом блоке намерены ввести кое-какие изменения. Например, внесен закон и вокруг него начинаются дискуссии. Не меняя их сути, мы будем предлагать законодательные акты, которые могут в какой-то степени влиять на развитие местного самоуправления.
- Как известно, муниципальным образованиям России в этом году предстоит по полной программе выполнять 131-й федеральный закон. Без всякого сомнения, они столкнутся с проблемами, о которых и не предполагали. Не могли бы вы подробнее остановиться на тех "подводных" камнях?
- Если внимательно читать закон, то там находим, что перечень обязанностей, отнесенный к тому или иному типу муниципальных образований, окончательный. Если же в каком-то субъекте Федерации желают дополнить полномочия муниципального образования, то они должны издать свой закон и таким образом передать полномочия и финансы для их выполнения. Заложена таким образом формула, что непрофинансированные полномочия у местной власти не могут существовать. Это очень принципиальное положение нового документа.
Сегодня еще рано говорить о том, как выполняется этот закон. Хотя существует некая практика рапортовать наверх о готовности к выполнению основных положений этого документа и о том, что даже уже что-то выполнено. Однако разбор ситуации показывает, что даже там, где говорят, что готовы к выполнению 131-го закона, почему-то исполнение этого нормативного акта толкуют по-своему, на местном уровне. А Правительство еще не наладило эффективного контроля над регионами.
Почему-то принято считать, что в муниципалитетах не хватает квалифицированных кадров. Это воспринимается как аксиома, никто даже не обсуждает, есть ли они на самом деле или нет. Но как только речь пойдет о субъекте Федерации, там всех считают профессионалами, причем во всех вопросах. К сожалению, под профессионализмом у нас зачастую считают то, на какой ступени власти находится человек, какая у него должность, а не его интеллект или конкретные действия. Этот феномен и накладывает свои отметины на исполнение 131-го закона. Конгресс готов к обучению кадров - это одно из направлений в нашей работе.
Принято хорошее решение о переходном периоде в выполнении этого закона до 2009 года. У нас большая страна, в каждом регионе разные традиции, и даже менталитет в различных уголках страны свой. Сложно говорить о единообразии в исполнении этого документа, и это вполне обоснованно.
Более половины субъектов Федерации отчитались перед Правительством, что с 1 января 2006 года внедрили 131-й закон о местном самоуправлении. Остальные выполняют документ настолько, насколько считают это возможным. Кто-то взял на себя десять полномочий, кто-то двадцать, а некоторые определили для себя три-четыре полномочия. По-другому и не может быть, только практика покажет, что надо делать, чтобы улучшить ситуацию в каждом конкретном муниципалитете. Самое главное - не внедрить закон, а на основании этого документа создать лучшие условия для жизни людей. Вот главная задача этого закона.
Никто не анализирует, сколько мероприятий выполнено в связи с этим законом, а смотрят на то, как меняется жизнь наших граждан, уменьшается ли безработица, увеличивается ли зарплата, продолжительность жизни людей, участвуют ли общественные организации в жизни общества. Это критерии, по которым оценивается улучшение жизни конкретной территории.
Кстати, такой мониторинг ведет Министерство регионального развития, с которым мы работаем очень тесно.
- Как вы считаете, местное самоуправление в России находится в стадии развития или уже шагнуло вперед?
- Многое зависит от субъектов местного самоуправления - от населения и от личностей, которые возглавили его в качестве депутатов представительных органов или же глав местных администраций. От того насколько активно они работают, зависит и качество жизни конкретной территории. Наглядный пример в этом смысле есть в Тюменской области. Город не может существовать без Тюменского района и район без города. Координатором в их взаимодействии могут выступать только органы государственной власти области. Если попытаться под это подвести правовую основу, то, на мой взгляд, ни в какой закон это не впишется. Но ведь управленцы трех субъектов нашли решение - у них единая комиссия по градостроительству. Это говорит о том, что сегодня для Тюмени важно, что будет строиться в близлежащих сельских районах. В то же время в близлежащих селах знают, что в городе идет строительство и, значит, появятся новые рабочие места. Все взаимосвязанно, потому что сочетаются взаимные интересы.
Та же программа "Сотрудничество" на территории трех субъектов Федерации в Тюменской области показывает, что, не будь ее, никакие законы не помогли бы решить проблемы лечения и обучения северян в медицинских учреждениях и вузах Тюмени, а сельхозпредприятия не смогли бы легко найти рынок сбыта продукции в северных городах. Жители радуются мосту, парку, дороге, которая помогает северянам приехать на юг, а южанам проехать по красивым дорогам.
- Как решается вопрос гласности в Конгрессе?
- Большая часть населения России о нас просто не знает. В этом трагедии нет. Мы готовы поддерживать связь со всеми СМИ. Но о местном самоуправлении пишут мало, часто не зная темы, а телепередач о местном самоуправлении просто нет. Все шоу да шоу! Нет, я не обижаюсь, но мы не платим, не скандалим, поэтому нас и нет на телеэкране. Хотя не всегда находим понимание о месте и роли местного самоуправления в жизни страны среди отдельных государственных структур. И этому есть простое объяснение. Путь, который прошло местное самоуправление Российской Федерации, отмерен всего пятнадцатью годами. Отдельные страны проходили его 100 и более лет. Главное для нас - не потерять тот ценный опыт, который был сформирован за полтора десятилетия, поверить органам местного самоуправления и дать им шанс самореализоваться. Я бы так сказал - сейчас у нас больше местного управления и мы на пути к местному самоуправлению.

БУКЕТ ОППОЗИЦИИ.
Российская газета, Закатнова Анна, 05.04.2006, №69, Стр. 10
Хакамада увлеклась социалкой, Рыжков и Мельников - мигалками
ВЧЕРА В МОСКВЕ ОППОЗИЦИЯ ПРЕДСТАВИЛА ПЛАН СВОИХ ДЕЙСТВИЙ. ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ ИВАН МЕЛЬНИКОВ (ОТ КПРФ) И ВЛАДИМИР РЫЖКОВ РАССКАЗАЛИ О ЗАКОНОПРОЕКТЕ ПО БОРЬБЕ С МИГАЛКАМИ И СПЕЦНОМЕРАМИ. А ИРИНА ХАКАМАДА ГОТОВА РА БОТАТЬ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ТЕМАМ.
Если бы можно было составить букет оппозиции так, как составляют букет вина или духов, то в нынешние времена это был бы аромат улицы с сильной правозащитной эссенцией. Вчера лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков вместе с одним из руководителей Республиканской партии Владимиром Рыжковым и зампредом ЦК КПРФ Иваном Мельниковым рассказывали, как следует бороться с избытком мигалок и спецномеров. Сейчас спецсигналами оборудованы от четырех до четырех с половиной тысяч автомобилей, и потому законопроект, предложенный фракцией "Единой России" о сокращении привилегий до 1000, участники пресс-конференции считают недостаточным. По мнению Рыжкова, эти привилегии следует оставить только для 8 человек: президента, премьера, трех председателей высших судов, спикеров обеих палат Федерального Собрания и Генпрокурора.
"Если гражданин едет к жене, которая рожает, к отцу, у которого инфаркт миокарда, или опаздывает на самолет - это его проблемы, а если чиновник должен оторвать задницу от кресла и срочно ехать к начальнику, он может срочно лететь по "встречке", нарушая все правила - это логика наших бюрократов", - возмущался Рыжков. Более сдержанным оказался Иван Мельников. Было очевидно, что ему как одному из руководителей Компартии требовалось объяснить, как он оказался в компании с республиканцем. По его словам, этот законопроект близок по духу программе коммунистов о безопасности дорожного движения.Среди пунктов этой программы есть требование увязать жилищное строительство с парковками, предложение продолжить эксперимент по введению одностороннего движения, создание системы муниципальных стоянок и, в том числе, ограничение мигалок и спецномеров. Впрочем, Мельников полагает, что
"вероятность прохождения этого закона невелика, если не будет поддержки улицы".
О том, как следует побеждать на улице, тихо и убедительно рассказал Вячеслав Лысаков. Движение автомобилистов до сих пор провело пять акций, и, по его мнению, четыре оказались успешными. В отношении законопроекта ЕР Лысаков был настроен скептически: "Это борьба пчел против меда, то, что делает "Единая Россия", это показуха, имитация решения проблемы". Он потребовал положить конец существующему "разделению людей на два класса - элиту и всех остальных, которое бросается в глаза прежде всего на дорогах".
Дума будет рассматривать законопроекты об ограничении привилегий примерно в мае, и все участники пресс-конференции выразили готовность организовать предупредительную акцию в поддержку законопроекта о 8 мигалках. Чтобы облегчить процесс контактов с партиями, оба депутата Госдумы поспешили заверить общественность, что своими привилегиями не пользуются. Иван Мельников заявил, что "никогда не пользовался закрепленным за ним федеральным номером" и следит за тем, чтобы им не пользовался никто другой. Владимир Рыжков признал, что, будучи во второй Думе первым вице-спикером, пользовался без удовольствия, но два последних депутатских срока (то есть с 2000 года) номером не пользовался.
Чуть позже в том же здании Ирина Хакамада рассказала о собственных политических планах. Общее впечатление от ее монолога емко укладывалось в определение "сбитый летчик". Сначала она даже заявила, что "переход не к политической, а общественной деятельности является более честным". Учитывая, что Хакамада представляла создание Межрегионального общественного фонда социальной солидарности "Наш выбор", журналисты поняли ее заявление как официальное прощание с политикой. Однако она поспешила развеять эти заблуждения, уточнив, что уже в субботу станет известно о ее работе в качестве члена президиума движения экс-премьера Михаила Касьянова. Тем не менее "общественная деятельность" для Хакамады отныне тоже становится приоритетом. С этой целью она и основала фонд, у которого будут отделения в Москве, Туле, Владимире. Главным полем деятельности станут социальные проблемы.



Интернет-ресурсы
ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ АЛЕКСАНДР ТИШАНИН: "ОБЪЕДИНЕННАЯ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ БАЗ ДЛЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ВОСТОКА СТРАНЫ"
Интерфакс , http://www.interfax.ru/, 04.04.2006, 10:14:00
Александр Георгиевич, расскажите, как идет подготовка референдума по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа?
Очень интенсивно. Хочу подчеркнуть, что на наш взгляд, подготовка к референдуму характеризуется в первую очередь не тем, сколько напечатали агитационных плакатов и листовок, или сколько развесили баннеров. Конечно, и эта работа ведется, так как необходимо информировать население, разъяснять цели объединения регионов, новые потенциальные возможности.
Однако сейчас при подготовке к референдуму на первый план вышел другой аспект: в ходе этой работы власти региона ведут активный диалог с населением, естественно, что в этом общении жителями зачастую поднимаются вопросы о конкретных проблемах на местах. Мы понимаем, что наличие этих негативных моментов волнует людей в первую очередь - любой человек в состоянии всерьез задуматься о глобальных вещах только тогда, когда его не беспокоят текущие сложности. И поэтому сейчас, когда руководители администрация области посещают территории региона, встречаются с населением, они пытаются, говоря о референдуме, еще и разрешать те сложные ситуации, которые волнуют жителей конкретных районов, городов или сел.
Так, например, на станции Зима остро стоит вопрос о необходимости потушить горящий лигнин (отходы гидролизного производства). В Киренске необходимо определить судьбу ремонтно-эксплуатационных баз флота, в Тайшете - вывести из кризиса Бирюсинский гидролизный завод, который является структурообразующим предприятием. В Усть-Илимске нужна поддержка бывшим государственным леспромхозам. Подобными проблемами мы сейчас активно занимаемся. Подчеркну, что эти вопросы пришлось бы решать в любом случае, вне зависимости от того, происходит объединение или нет, ведь это - главная задача власти.
Что касается непосредственно организационной работы, то в ходе подготовки к этому мероприятию избирательная комиссия Иркутской области зарегистрировала 42 группы участников референдума, которые работают с населением региона. В Иркутске и других городах открыты общественные центры, в которых проходят заседания дискуссионных клубов. На них обсуждаются различные аспекты объединения, выступают ведущие политологи, депутаты Госдумы, экономические эксперты.
В области также проходит масштабная акция встреч городов области "Одна земля, одна жизнь", когда представители городов округа и области приезжают друг к другу с программами встреч и общения. Организованы поезд культуры "Байкальский экспресс" и медицинские "Поезда здоровья", которые также работают на территории области и округа.
Это только часть той работы, которая уже проделана и продолжается. И, я надеюсь, результат будет. Сейчас, по оценке аналитиков, мы можем рассчитывать, что процент явки населения на референдум может составить 72%.
Какой аргумент "за" объединение, на Ваш взгляд, наиболее важен для жителей области и округа?
Я считаю - понимание жителями нашего региона того, что для нашей страны сейчас очень важен такой аспект, как целостность государства, территорий. Объединение субъектов - общегосударственная задача, направленная на то, чтобы создать регионы-локомотивы, где каждый смог бы почувствовать себя хозяином на нашей земле.
У нашего региона для того, чтобы стать таким локомотивом, есть великолепный потенциал. Вспомните, ведь территории, на которых располагается область и округ, ранее рассматривались как одна из основных баз для индустриализации востока страны. Запасам полезных ископаемых на нашей территории можно только позавидовать - уже сейчас область производит 85% общероссийского объема слюды, 53% синтетических смол и пластмасс, 50% азотных удобрений и каустической соды, более трети алюминия, 30% целлюлозы, 10% золота, 9% нефтепродуктов, 7% электроэнергии, 6% угля, 5% железной руды. Я называю только уже разрабатываемые ресурсы. Не говоря уже о потенциале тех месторождений, разработка которых пока только планируется. По размерам лесных массивов Иркутская область занимает первое место в России, на ее долю приходится 11,5% лесных запасов страны.
Именно под развитие этого потенциала и строились мощные гидроэлектростанции - Иркутская, Братская, Усть-Илимская. Это крупнейший в России, да и не только, энергокаскад. Созданы транспортные артерии, в дополнение к Транссибу построен БАМ. То есть на территории региона есть все условия для развития крупных энергоемких производств, для освоения новых ресурсов. Поэтому сейчас крайне важно придать импульс этому процессу, привлечь инвесторов. Именно эту задачу и решает объединение регионов. Слом административно-территориальных барьеров между двумя субъектами федерации способен дать дополнительное ускорение развитию объединенного региона.
Что в объединенном регионе будет являться привлекательным для потенциальных инвесторов?
В рамках объединенного региона появится возможность с принципиально других позиций общаться с частными инвесторами. Судите сами - который год уже ведется речь о таких мощных проектах, как газификация Приангарья, освоение Верхнечонского месторождения нефти, разработка Сухого Лога (крупное месторождение золота - ИФ). Но их реализация пока встречает серьезные препятствия. Причина тому - достаточно высокая степень инвестиционного риска, связанная с тем, что инвесторам приходится решать различные организационные, экологические, и подобные вопросы на разных уровнях власти, в разных субъектах региона с низкой активностью регионального и муниципального менеджмента. Это отпугивает инвесторов.
Объединив регионы, упорядочив законодательство, упростив сами процедуры взаимодействия с частными инвесторами, мы сможем повысить их доверие к региону. И целенаправленно поработав над повышением экономического рейтинга региона - а согласитесь, объединенный регион представить инвесторам можно гораздо более выгодно, чем каждый субъект в отдельности - мы сможем сформировать новый имидж нашей территории, как территории, привлекательной для инвестиций, территории с широкими возможностями.
Причем не забывайте о том, что эти крупные проекты "потянут" за собой и сопредельные отрасли, которые станут их подрядчиками, потребителями произведенной продукции, т. е. дадут импульс для роста малого и среднего бизнеса.
А есть и другой аспект. Объединенный регион вправе рассчитывать так же и на большее внимание к себе со стороны федерального центра, на государственные инвестиции в нашу экономику. Можно много говорить о том, какие преференции со стороны государства получили в результате объединения Красноярский, Пермский края. Уверен, что и Иркутская область тоже их может получить, но только тогда, когда федеральный центр убедится в состоятельности нашей региональной власти. Когда мы сможем продемонстрировать способность консолидировать мнение населения двух территорий и превратить его в один сильный субъект, способность отказаться от устаревших схем государственного управления и выработать новые.
Существует ли оценка экономического и инвестиционного эффекта от объединения регионов?
По оценке некоторых экспертов, общая цифра капиталовложений, которые в течение ближайших пяти лет могут поступить в объединенный регион, составляет порядка $18 млрд. Причем, этот прогноз базируется на данных о тех инвестиционных программах, которые в настоящее время уже разработаны крупным российскими ФПГ, и которые они могут реализовывать на территории Иркутской области при создании благоприятных инвестиционных условий. А суммарный эффект - включая эффект от вовлечения в проекты крупных компаний возможностей малого и среднего бизнеса, может быть еще больше.
В настоящее время в регионе разработан проект программы "Развитие инвестиционной деятельности на территории Иркутской области на 2006-2007 годы", который станет основой для разработки всей инвестиционной политики в регионе.
В ближайшей перспективе мы так же рассчитываем привлечь инвестиции в создание особых экономических зон, и намерены участвовать в конкурсе по выбору территорий для размещения таких площадок. В частности, рассматривается вопрос о создании особой экономической зоны на площадке Ангарского муниципального округа. Планируется, что для развития этой зоны будет вовлечено около 20 млрд. рублей частных инвестиций. Работа предприятий этой зоны даст дополнительный доход до 3 млрд. рублей в год, будет создано 5,5 тысяч рабочих мест. Приоритет получат инвестпроекты по расширению производств глубокой переработки леса, проекты в химической промышленности и цветной металлургии.
Пока на 2006 год мы прогнозируем, что объем инвестиций только в промышленность Иркутской области составит 33 млрд. рублей, что на 14% превышает показатель 2005 года.
Кроме того, мы хотели бы добиться роста инвестиций в сферу туризма. В минувшем году выросло количество как иностранных, так и российских туристов, посетивших регион, и в первую очередь - Байкал. По нашей оценке, туристы потратили в области около 3 млрд. рублей. Большая часть этих средств является прямыми инвестициями в экономику региона.
Но пока развитию туризма в регионе мешает неразвитость инфраструктуры - это связь, дороги, причалы, гостиницы. Поэтому мы планируем привлекать иностранные и российские инвестиции в развитие основных ориентированных на туризм районов области. Важнейшая задача на 2006 год - это создание рекреационной зоны на озере Байкал и создание условий для формирования высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, где свою лепту может внести и Усть-Ордынский округ.
Названные крупные инвестиционные программы в первую очередь касаются области. А существуют ли производственные проекты, которые могут стать примером эффекта для экономики УОБАО от объединения регионов?
В целом округ - это территория с сельскохозяйственной направленностью. Акцент в нашем сотрудничестве будет сделан именно на это. Уже сегодня область работает активно в этом направлению: молокоперерабатывающие, мясоперерабатывающие производства области располагают свои подсобные хозяйства, где заготавливается сырье, на территории округа.
Есть и промышленные проекты. Тот же Нукутский гипсовый рудник, расположенный на территории округа, которые сможет участвовать как одно из основных звеньев в бизнесе по производству гипсокартонных изделий, об этом проекте мы сейчас ведем переговоры с немецкой фирмой "Кнауф". В округе расположены Головинское месторождение угля, Осинское месторождения газа, рассыпное золото в Эхирит-Булагатском районе. Это перспективные зоны, которые также необходимо втягивать в производственно-финансовые процессы в рамках объединенного региона.
В принципе, сейчас все инвестиционные проекты, ориентированные на развитие лесного комплекса, АПК, добычи полезных ископаемых, рассматриваются с учетом объединения области и округа. Это, в свою очередь, даст толчок развитию деревообрабатывающих производств, добывающих отраслей, предприятий перерабатывающей промышленности, в том числе, пищевой. В результате получим новые рабочие места и в целом повысим благосостояние, качество жизни населения региона, что является главной целью объединительного процесса.
Вы регулярно встречаетесь с руководителями крупных финансово-промышленных групп. Как они воспринимают проект объединения регионов? Изменились ли в принципе взаимоотношения региональной власти и бизнеса за время вашей работы?
Да, могу сказать, что бизнес активно включился в объединительный процесс. Безусловно, бизнес в первую очередь руководствуется деловыми, прагматическими интересами. И его участие сейчас в подготовке референдума, на мой взгляд, подтверждает, что у экономических структур появилось понимание тех плюсов и новых возможностей, которые может дать этот проект. Предприниматели четко представляют, что им здесь дальше предстоит работать и создание для этого комфортных экономических и социальных условий - не последнее дело. Ну а если есть возможность не просто ждать, когда кто-то придет и создаст такие условия, а еще и самим подключиться к этой работе - было бы странным не оказать такую поддержку. Мы ее сейчас ощущаем.
Что же касается взаимоотношений с крупными ФПГ, то здесь мы Америки не откроем: наша задача, как и везде сейчас в стране - консолидация усилий власти и бизнеса для развития региона. И эта работа с последние полгода активизирована. Уже заключены соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией Иркутской области и такими крупными компаниями, работающими в регионе, как СУЭК и Газпромом. В стадии подготовки - аналогичные соглашения с ВСЖД, Иркутскэнерго, РУСАЛом, группой Илим-Палп. Встречи с руководством этих предприятий уже проведены, намерения друг друга понятны и общие позиции в отношении того, как работать в регионе, мы выработали.
Что мы ждем от бизнеса? Прежде всего, социальной ответственности перед населением и территориями, на которых эти бизнес-структуры ведут деятельность. Конечно, при этом мы ведем с ними речь и об увеличении налоговых поступлений в регион. Не секрет, что крупные холдинги сосредотачивают финансовые потоки в Москве. Мы договариваемся о том, чтобы эти компании перераспределяли центры прибыли непосредственно на региональные филиалы и предприятия, увеличивая, таким образом, нашу налоговую базу.
Однако еще раз подчеркну, что важнейшая часть этих соглашений - реализация серьезных социальных программ на территории, где работают предприятия. Зона их ответственности - люди, которые работают на их производстве, социальная инфраструктура, которая обслуживает этих людей. Причем, в рамках этих договоренностей от компаний никто не требует ничего такого, что бы как-то противоречило их интересам. В конце концов, им так же выгодно, чтобы работники жили благополучно, это один из факторов устойчивости их бизнеса.
Со своей стороны мы в рамках этих соглашений будем стремиться к тому, чтобы создать благоприятные условия для частного бизнеса, чтобы предприниматели чувствовали себя уверенно. Необходим максимум прозрачности и сведение на "нет" бюрократической волокиты.
Таким образом, на мой взгляд, между властью и бизнесом складываются партнерские отношения, при которых обязательства обеих сторон четко определены. Как человек, возглавлявший ранее крупную компанию, я прекрасно понимаю, что бизнесу важно ощущение того, что правила работы на территории понятны, что работа будет вестись не в условиях административно-командной системы и постоянного давления административного ресурса, а в условиях четко прописанного соглашения, в котором и определены эти самые правила.
При этом мы не отдаем приоритета каким-то отдельным структурам. Уверен, что на такой уникальной и большой территории, как Иркутская область, на 770 тысячах квадратных километров, вполне хватит места всем. При нашей огромной ресурсной базе возможно создать условия для всех, и в целом для развития области.
Конечно же, говоря "все", я имею в виду тех, кто приходит сюда с желанием честно работать, вкалывать, а не просто снимать сливки.
Какие законы потребуются для эффективного функционирования объединенного региона?
Сегодня готовится проект федерального закона о новом, объединенном субъекте РФ. К этой работе активно подключены как администрации обеих регионов, так и законодательные органы вместе с избирательными комиссиями. Этот законопроект предполагает, что если референдум одобрит объединение, то новый субъект федерации будет считаться образованным с 1 января 2008 года. Переходный период для укрупненного региона будет длиться до 31 мая 2009 года. Та форма финансирования округа, которая существует сегодня, будет работать весь переходный период. Например, трансферты из федерального бюджета Усть-Ордынский округ сейчас получает транзитом через Иркутскую область. Пока эта форма финансирования сохранится.
Бюджеты Иркутской области и Усть-Ордынского округа сейчас сверстаны с дефицитом. Планируется ли сократить дефицит в бюджете объединенного региона?
Да, Иркутская область имеет дефицит порядка 6 млрд. рублей. Однако это как раз еще одна важная задача, которая перед нами стоит. Мы не хотим вечно ходить к федеральному центру с протянутой рукой, и намерены ликвидировать дефицит. Причем - и это тоже учитывается при подготовке объединения - стоит задача сделать бездотационным не только Иркутскую область, но и весь новый регион.
Но ведь становиться из субсидируемого региона регионом-донором не выгодно - федеральный центр перераспределит финансы донора в сторону других реципиентов...
Над тем, чтобы наш регион стал донором, то есть наш бюджет стал профицитным - еще работать и работать. Об этом речь пока не идет. А вот регионом-локомотивом - да. Бюджет региона должен стать бюджетом развития. На сегодняшнем этапе нам нужно выстроить экономику региона так, чтобы полученные доходы не просто проедались, но еще и был ресурс, который направляется на развитие, на поддержку инвестиционных процессов.
На мой взгляд, именно так, наращивая собственный потенциал, формируя "точки роста" мы сможем включить в этот процесс роста какие-то более слабые территории, подключая их ресурсы, втягивая их в цепочки кооперации и т.д. То есть, с одной стороны, мы должны обеспечить постоянный рост богатой территории и более высокие, чем сейчас, темпы роста слабых территорий.
Не усложнит ли процесс объединения решение поставленных президентом задач по ключевым национальным проектам? Как изменится их финансирование? Каким образом эта работа идет сейчас?
Неплохо. С точки зрения организации - созданы рабочая группа и специальная комиссия, назначен заместитель главы администрации, в основные функции которого входит курирование работы по этим государственным проектам и взаимодействие с федеральным центром по их реализации. Первые практические шаги тоже уже сделаны. Так, на региональном уровне подготовлены нормативные документы, предусматривающие размер и условия выплаты вознаграждения классных руководителей. На эти цели в Иркутскую область из федерального бюджета уже поступило 74,2 млн. рублей.
Всего на реализацию приоритетных направлений в рамках проекта "Образование" регион планирует в 2006 году получить в виде трансфертов из федерального бюджета 232,2 млн. рублей. В том числе, 53 млн. рублей на лучшие школы, 17,6 млн. рублей - лучшим учителям. Уже определены 50 лучших школ, которые будут участвовать в конкурсе и получат финансирование.
По национальному проекту "Здоровье" Иркутская область на медицинское оборудование и автотранспорт получит 325 млн. рублей.
Объем финансирования целевой программы "Жилище", рассчитанной до 2010 года, из федерального бюджета составит около 17,8 млрд. рублей. К 2010 году сумма ипотечного кредитования населения должна составить 7,4 млрд. рублей.
Но я считаю очень важным для региона выстроить работу по национальным проектам так, чтобы эти федеральные программы и их финансирование легли на готовую почву. Поэтому мы сейчас активно работаем с нашим законодательством - его нужно подкорректировать с учетом этих задач. Кроме того, я уверен, что если регион способен сам финансово поддержать эти начинания, он не должен ограничиваться только тем, чтобы думать о том, как использовать федеральные средства.
Иркутская область готова на равных с федеральным центром софинансировать эти проекты, то есть - фактически удвоить за счет регионального бюджета объем средств, направляемых на те цели, которые заложены в национальных программах. Причем, мы учитываем так же необходимость аналогичного удвоения и тех объемов финансирования, которые в рамках нацпроектов получит Усть-Ордынский округ. То есть речь идет о том, что мы сможем спланировать такую возможность софинансирования в рамках объединенного региона.
Я говорю об этом с достаточной степенью уверенности потому, что мы уже заложили в бюджет текущего года увеличение финансирования некоторых направлений, которые очень тесно связаны с задачами нацпроектов и фактически постепенно входят в них по мере их реализации.
Можно ли привести какие-то примеры подобного взаимодействия?
О том, как будут реализовываться национальные проекты в объединенном субъекте, стоит рассказать на примере развития агропромышленного комплекса.
В феврале 2006 года было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере АПК между Иркутской областью и Усть-Ордынским округом. Сейчас два субъекта работают в правовом поле, где каждый тратит свои деньги по-своему. И эта ситуация по федеральному законодательству, даже в том случае, если референдум одобрит объединение, будет сохраняться еще два года после объединения - область и округ будут иметь свои бюджеты. При этом возможность более эффективно выстроить взаимоотношения в сфере АПК есть уже сейчас. В рамках соглашения с правовой и финансовой точек удалось найти возможность начать совместную работу сегодня, не дожидаясь итогов референдума.
Так, сейчас аграрии области и округа ведут на рынке битву между собой, не всегда рыночными методами, за сбыт своей продукции перерабатывающим предприятиям, при этом и те, и другие теряют доходы. Соглашение урегулирует эту ситуацию. В округе за счет средств областного и местного бюджетов будет открыто в ближайшее время 12 пунктов заготовки и первичной переработки продукции, закупаемой у населения УОБАО. На рынках Иркутска организованы места для торговли продукцией из Усть-Ордынского округа.
Впервые за 10 лет начала проводиться учеба руководящего состава агропромышленного комплекса обоих регионов. Учеба ведется на средства администрации области. Охват руководителей сельхозпредприятий области и округа будет на 90%. Участие в учебных семинарах является важнейшим требованием для заключения последующего соглашения по оказанию бюджетной поддержки из областных средств.
Многие спрашивают, например, будет ли в округе после объединения сохранена дотация в 300 рублей для владельцев дойных коров. Когда в Иркутской области подсчитали, то получилось, что каждый владелец крупного рогатого скота получает в несколько раз больше в плане дополнительных услуг. В 2006 году на поддержку личных подсобных хозяйств в области заложено 60 млн. рублей, что в 15 раз больше, чем в прошлом. Увеличена цифра дотации селянам. Часть из этих средств предусмотрена и для округа.
И, в подтверждение вышесказанного об удвоении финансирования нацпроектов, статья бюджета области по расходам на сельское хозяйство в 2006 году выросла почти на 50% относительно прошлого года.
Подчеркну, что и другие национальные проекты, мы будем реализовывать точно так же комплексно

В ПЕТЕРБУРГЕ ПРОЙДЕТ СПЕЦГАШЕНИЕ МАРОК И КОНВЕРТОВ К 100-ЛЕТИЮ ГОСДУМЫ
РИА Новости , http://www.rian.ru/, 04.04.2006, 0:20:00
На Главпочтамте Петербурга во вторник состоится специальное гашение к выходу в свет марки, посвященной 100-летию Государственной Думы, сообщает пресс-служба Управления Федеральной почтовой связи Петербурга и Ленобласти.
Марки изданы в блоках тиражом 100 тысяч экземпляров, их номинал - 15 рублей. К их появлению также выпущены специальные конверты первого дня" тиражом 20 тысяч штук.
На конверте и марке изображены гербы Российской Империи и Российской федерации, лента-триколор, золотой венок; обозначена юбилейная дата. Фоном для марки являются нанесенные на блок изображения Таврического Дворца в Петербурге и здания Государственной Думы в Москве. Штемпель спецгашения имеет необычную квадратную форму.
Марки и конверты уже появились в продаже, но только в день проведения гашения можно будет поставить на них оттиск специального штемпеля


??

??

??

??




2



<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ