стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Перевод с латышского языка




ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕСТВА В ЛАТВИИ

Концепция государственной программы




Рига
1999
Сод ержание

Введ ение ___________________________________________________ 4
Глава I
Гражд анское участие и политическая интеграция _______________ 10
I. Цели гражд анского участия и политической интеграции._______ 11
II. Характеристика ситуации, проблемы. ______________________ 11
1. У частие______________________________________________ 11
2. Негосуд арственные организации ________________________ 13
3. Репатриация, миграция и сотруд ничество с зарубежными
соотечественниками ______________________________________ 15
III. Основные направления д ействий _________________________ 18
1. У частие______________________________________________ 18
2. У лучшение сред ы д еятельности негосуд арственных
организаций. ____________________________________________ 19
3. Репатриация, миграция и сотруд ничество с зарубежными
соотечественниками. _____________________________________ 20
Глава II
С оциальная и региональная интеграция общества _______________ 22
I. Цели социальной и региональной интеграции общества._______ 22
II. Характеристика ситуации. Проблемы. ______________________ 22
1. С оциальная интеграция. _______________________________ 22
2. Региональная интеграция ______________________________ 28
III. Основные направления д ействий _________________________ 30
1. С оциальная интеграция ________________________________ 30
2. Региональная интеграция ______________________________ 31
Глава 3
Образование, язык, культура _________________________________ 33
I. Цели интеграции общества в образовательной, языковой и ____ 33
культурной политике_______________________________________ 33
II. Характеристика ситуации, проблемы _______________________ 34
1. Образование _________________________________________ 34
2. Язык ________________________________________________ 42
3. Культура ____________________________________________ 43
III. Основные направления д ействий _________________________ 47
1. Образование _________________________________________ 47
2. Язык ________________________________________________ 50
3. Культура ____________________________________________ 51
Глава 4
Информация _______________________________________________ 53
I. Цели __________________________________________________ 53
II. Характеристика ситуации, проблемы _______________________ 53
1. С ред ства массовой информации _________________________ 53
2. Научная под д ержка ___________________________________ 55




2
III. Основные направления д ействий _________________________ 58
1. С ред ства массовой информации _________________________ 58
2. Направления исслед овательской д еятельности ____________ 59
Глава 5
Механизмы реализации ______________________________________ 64
I. Цели __________________________________________________ 64
II. Характеристика ситуации, проблемы _______________________ 64
III. Основные направления д ействий _________________________ 65
Заключение________________________________________________ 67




3
Введ ение

Минуло семь лет со времени восстановления госуд арственной
независимости Латвии. Э то были напряженные и богатые
многообразными переменами год ы. С ход ом времени в люд ской памяти
все больше стираются воспоминания о жизни при советском строе. Растет
новое поколение, знакомящееся с этим нед авним прошлым только по
учебникам истории и воспоминаниям старшего поколения.
Од нако ушед шие в прошлое времена не исчезли бесслед но. На
д еле период независимости еще слишком короток, чтобы полностью
освобод иться от послед ствий тоталитарного режима и пятид есятилетней
несвобод ы. Мы все еще не избавились от нед оверия к органам
госуд арственной власти и под час воспринимаем их отчужд енно.
Отсутствие уважения к закону и общественному поряд ку - это также
од но из послед ствий тоталитаризма. В Латвии мед ленно развивается
гражд анское общество. От советских времен Латвия унаслед овала
более полумиллиона переселенцев и их потомков, многие из них за
прошед шие год ы не вжились в сред у культуры Латвии и латышского
языка, не ощущают связи с латвийским госуд арством. Отсутствие такой
связи наблюд ается также у части гражд ан Латвии.
Развитие общества может быть существенно затруд нено при
наличии отчужд ения межд у личностью и госуд арством, межд у
отд ельными частями общества, межд у обществом и госуд арством.
Интеграция общества стала актуальной необход имостью.
Необход имость программы интеграции общества. Для
д альнейшего развития Латвии необход има ясная рациональная,
политически взвешенная и обеспеченная в финансовом отношении
программа интеграции общества. Как внутренняя, так и
внешнеполитическая ситуация созрела д ля того, чтобы общество и
правительство Латвии уд еляли процессу интеграции значительно
больше внимания, нежели д о сих пор. От прежнего, зачастую
спонтанного под ход а к интеграции след ует перейти к целенаправленной
политической стратегии госуд арства в этой области. С тратегия
госуд арства д олжна опираться на:
• общую концепцию интеграции общества;
• д етализированную разработку программы интеграции общества;
• упоряд очение институциональной системы;
• финансовое обеспечение.
Сущность интеграции. Интеграция общества означает
взаимопонимание и сотруд ничество инд ивид ов и групп в пред елах
общего госуд арства. Основа интеграции - лояльность по отношению к
латвийскому госуд арству, осознание того, что буд ущее и личное
благополучие кажд ого человека тесно связаны с буд ущим латвиийского
госуд арства, его стабильностью и безопасностью. В основе этого
готовность д обровольно принять латышский язык в качестве
госуд арственного, уважение к языку и культуре латышей и живущих в
Латвии национальных меньшинств.
Интеграция общества и гражд анское участие как процесс,
формирующий буд ущее латвийского общества, пред усматривает
изменения в отношении жителей к госуд арству и д руг к д ругу.



4
Целью интеграции является формирование сплоченного
д емократического гражд анского общества, основанного на общих
основных ценностях. Од ной из них является независимое
д емократическое латвийское госуд арство.
Только д емократическое и стабильное госуд арство может д ать
любому постоянно проживающему в Латвии человеку (д алее в тексте -
жителю Латвии) возможность вести образ жизни, соответствующий
времени, опирающийся на д остижения европейской цивилизации,
обеспечивающий благосостояние, образование, безопасность и
д оброжелательные отношения межд у основной нацией и национальными
меньшинствами.
Задача интеграции - помочь лояльным и д оверяющим Латвии
жителям понять свои перспективы в Латвии, д обиться, чтобы все жители
Латвии осознали, что нам необход имо общее госуд арство, что лишь
вместе мы сможем повысить уровень благосостояния и безопасности, что
кажд ый человек со своими знаниями, пред приимчивостью и д оброй
волей необход им д ля развития латвийского общества.
Интеграция означает расширение возможностей, взаимное
обогащение. Знать несколько языков лучше, чем знать только од ин.
Знакомиться с различной культурной сред ой перспективнее, нежели
ограничиться лишь од ной. В процессе интеграции происход ит
утвержд ение общих ценностей, знаний и интересов как на
инд ивид уальном уровне, так и в обществе в целом.
Интеграция общества охватывает процессы, происход ящие в
политической, правовой, социальной, образовательной, культурной и
д р. сферах жизни человека. Наряд у с политической интеграцией очень
важную роль играет и социальная интеграция.
Интеграция совершается при активном включеии всех жителей
Латвии в жизнь общества. Интегрировано такое гражд анское общество,
в котором люд и иной национальности свобод но влад еют латышским
языком, преод олели отчужд ение от ценностей латышской культуры и
включились в осуществление общих целей латвийского общества, в
котором обеспечены права люд ей иной национальности на сохранение
род ного языка и культуры,
Интеграция опирается на след ующие основные установки :
• госуд арственная независимость Латвии необратима. Из
признания этого вытекают основные политические, правовые,
экономические и культурные установки, осуществляемые в
процессе интеграции. Развитие независимого латвийского
госуд арства и интеграция общества суть ед иные и не
противоречащие д руг д ругу процессы;
• мировой опыт свид етельствует, что раскол общества может
пред ставлять угрозу существованию ед иного госуд арства.
Латвийское госуд арство является главным гарантом развития
латышского народ а и проживающих в Латвии национальных
меньшинств; угроза латвийскому госуд арству есть в то же время
угроза обществу, всем жителям Латвии;
• уважение межд ународ но признанных прав человека, в том числе
права народ а на самоопред еление, является важным
инструментом в консолид ации и развитии общества Латвии;
• Латвия никогд а не была гомогенным, этнически од нород ным
госуд арством. Обществу след ует считаться с современной

5
ситуацией и перспективами буд ущего. С ред и гражд ан бывшего
С С С Р - не имеющих гражд анства д ругих госуд арств и
проживающих в Латвии (д алее - негражд ан) - не много таких
люд ей, которые желают уехать из Латвии;
• Латвия является д емократическим национальным госуд арством,
в котором любой ее житель имеет право на формирование и
сохранение своей национальной ид ентичности. Программа
интеграции пред усматривает разработку конкретных механизмов
гарантии прав латышского народ а на самоопред еление и
обеспечения реализации прав культурной автономии
национальных меньшинств;
• в психологическом аспекте интеграция - это способность к
д оверию. Доверие в обществе может появиться только тогд а,
когд а вовлеченные в процесс интеграции стороны буд ут
чувствовать себя в безопасности и защищенными. Для латышей
это означает гарантии обеспечения развития их трад иций,
образа жизни, латышской ид ентичности, живой силы народ а. Для
люд ей иной национальности в основе д оверия лежит
уверенность, что их высылка, принуд ительная ассимиляция или
уменьшение прав не в интересах латвийского госуд арства;
• д ля успеха интеграции необход имы под д ержка и д оверие
общественного мнения, учителей, работников культуры,
религиозных д еятелей, всей интеллигенции. Интеграция
общества немыслима без под д ержки и активного участия
политических сил Латвии. Ид ея интеграции общества обретет
силу только при осознании ее необход имости и активном участии
большей частью населения Латвии.
Стратегия интеграции не под д ерживает:
• формирование д вухобщинного госуд арства; мод ель "д ва
общества в од ной стране", конфронтацию межд у отд ельными
частями общества, сегрегацию, маргинализацию и
принуд ительную ассимиляцию;
• тенд енции этнофед ерализма, направленные против Латвии как
унитарного национального госуд арства;
• экстремизм, разжигание нетерпимости и национальной розни.
Исторические обстоятельства, влияющие на интеграцию. Латвия
исторически сложилась как территория, на которой изд авна проживают
латыши, в XIX веке сформировавшиеся в нацию, ее д ревний коренной
народ - ливы, а также прибывшие сюд а в разные времена и разными
способами пред ставители д ругих народ ов. 18 ноября 1918 год а было
провозглашено независимое латвийское госуд арство. В результате
преступного пакта Молотова – Риббентропа 1939 год а в 1940 год у
независимая Латвия была оккупирована С оветским С оюзом и
насильственно включена в состав С С С Р, как это отмечается в
д екларации Верховного С овета "О восстановлении независимости
Латвийской Республики"(4 мая 1990 г.) и "Декларации об оккупации
Латвии" С ейма ЛР (22 августа 1996 г.). Тяжелый ущерб нанесла Латвии и
оккупация ее гитлеровской Германией в 1941-1945 год ах. В год ы
несвобод ы произошла д еформация экономической, общественной и
культурной жизни Латвии, под чинение требованиям тоталитарных
режимов. В этот период народ Латвии получил тяжелый
этнод емографический уд ар – в результате войны, д епортаций и д ругих
репрессий существенно сократилось количество латышей и их уд ельный
вес в Латвии, была уничтожена почти вся историческая еврейская
6
община Латвии, убито множество цыган. Э тнод емографические
проблемы не решены д о сих пор. В результате осуществлявшейся С С С Р
политики колонизации после Второй мировой войны количество
пред ставителей д ругих народ ов в Латвии возросло на несколько сотен
тысяч человек. После восстановления госуд арственной независимости
Латвии эти люд и попали в сложное положение, так как оказалось, что
теперь они живут в д ругом госуд арстве с д ругим политическим строем.
Принципиальные перемены, произошед шие в Латвии после
восстановления независимости, вызывают необход имость осознания
латышами и люд ьми д ругой национальности, гражд анами и
негражд анами своих новых ролей и возможностей в д емократическом
национальном госуд арстве. Интеграция общества во многом зависит от
возможностей развития не только латышей, но и национальных
меньшинств Латвии, что включает не только право на сохранение своей
этнической ид ентичности, но и необход имость принять латышский язык
в качестве ед инственного госуд арственного, освоить этот язык и
пользоваться им в общественной жизни. И латыши, и лица,
принад лежащие к национальным меньшинствам, д олжны быть
лояльными по отношению к латвийскому госуд арству, соблюд ать законы
этого госуд арства, быть готовыми защищать и укреплять его.
Возрожд ение латвийского госуд арства восстановило
количественное преоблад ание латышей в стране в целом, од нако в
шести из семи крупнейших город ов латыши все еще составляют
меньшинство, и это опред еляет их сознание. Латыши зачастую
воспринимают себя в качестве меньшинства и не чувствуют себя
хозяевами в своей стране. Положение большинства возлагает на
латышей большую ответственность как за сохранение латышского языка
и культуры, так и за такое политическое и хозяйственное развитие
Латвии, которое было бы благоприятно д ля всех жителей Латвии.
Противники интеграции общества не верят в возможность
интеграции люд ей д ругой национальности в латвийское
д емократическое и национальное госуд арство. Характерно, что
сопротивление интеграции возникает из боязни утратить свою
этническую ид ентичность. Од нако практически это означает
непонимание сущности интеграции, поскольку интеграция общества не
пред полагает утрату этнической ид ентичности, а ее под д ержание и
расширение.
В д ействительности д ля интеграции общества альтернативы нет.
Латышам след ует освобод иться от исторических комплексов
неполноценности и д ействовать с уверенностью, что они могут
контролировать происход ящие в Латвии процессы и благотворно влиять
на них. Национальные меньшинства, в свою очеред ь, д олжны получить
уверенность в том, что они смогут под д ерживать в Латвии свою
этническую ид ентичность и быть полноправными гражд анами этого
госуд арства; еще не интегрированной части нелатышей важно
освобод иться от привитых пропаганд ой советского времени
пред ставлений, от чувства нед оверия и незащищенности. Важно
осознать, что в Латвии возможно построение госуд арства,
обеспечивающего свобод ное развитие человека любой национальности.
Оценка исторических обстоятельств как условие интеграции.
Чтобы прийти к ед иному мнению относительно буд ущего Латвии, важно
созд ать объективное понимание прошлого. Особое значение имеет

7
понимание истории независимого латвийского госуд арства и выявление
причин, по которым в 1940 год у независимая Республика была
оккупирована и насильственно включена в состав С С С Р. Народ Латвии
д обровольно не выбирал советский строй и жизнь в тоталитарной
системе. Принципиальное значение имеет ед иная позиция в вопросе о
беззакониях советского времени: д епортациях и д ругого вид а
репрессиях по отношении к народ у Латвии, национализации частной
собственности, принуд ительной коллективизации и инд устриализации,
д емографической политике. Осужд ение д олжно опираться на глубокое и
объективное понимание исторических событий с тем, чтобы историческое
сознание разных этнических общин - особенно молод ого поколения - не
стало бы препятствием д ля процесса интеграции.
Интеграция как форма буд ущего. Интеграция направлена в
буд ущее; она пред усматривает развитие и совершенствование
латвийского госуд арства и общества. С лед ует учитывать, что есть такие
слои общества и поколения люд ей, которым в силу возраста,
нед остаточного образования или каких-либо иных обстоятельств буд ет
труд но включиться в процесс интеграции, которые не смогут увид еть
свое место в ед ином обществе Латвии. Интеграция, вероятно, буд ет
успешнее проход ить сред и молод ых и образованных люд ей, ибо они
более открыты д ля контактов и ориентированы на д емократические
ценности.
Интеграция может быть только д обровольной, зад ача госуд арства -
созд ать д ля нее благоприятные условия. Не след ует способствовать
процессам интеграции как мероприятиям, направленным на массы,
социальные общины. Они д олжны быть инд ивид уализированными,
конкретными по отношению к отд ельному человеку и ситуации. Если
люд и старшего поколения и не смогут сами включиться в процесс
интеграции, то они “совершат” это через своих д етей, прид ерживаясь в
таком случае д оброжелательного нейтралитета по отношению к
госуд арству. Интеграция общества не может осуществляться в вид е
кампании; ей требуется время. Возможно, д аже несколько д есятилетий.
Од нако и в том случае, если интеграция общества - зад ача поколений,
первые положительные результаты интеграционной политики не
заставят себя д олго жд ать.
Участники процессов интеграции. Интеграция - процесс
многосторонний, она означает не только то, что люд и д ругой
национальности освоили латышский язык и преод олели отчужд енность
от культурных ценностей латышского народ а, но и "открытость" латышей
по отношению к люд ям д ругой национальности. До сих пор в Латвии
зачастую господ ствовало мнение, что интеграция - это проблема
нелатышей. Од нако при реализации программы интеграции общества
д олжны произойти перемены в отношении и восприятии также сред и
латышей. Интеграция общества в Латвии - это партнерство люд ей,
принад лежащих к разным социальным слоям, латышей и люд ей иной
национальности, гражд ан и негражд ан, в котором активны все
включенные в интеграцию стороны.
Обстоятельства, способствующие интеграции:
• в Латвии восстановлено д емократическое госуд арство, гд е
власть принад лежит народ у Латвии;
• Латвия все больше включается в мировое сообщество
д емократических госуд арств, созд ает правовое госуд арство,


8
обеспечивает соблюд ение прав человека и д емократических
свобод ;
безопасность и благосостояние как латышей, так и проживающих

в Латвии групп национальных меньшинств, а также отд ельных
люд ей тесно взаимосвязаны;
не существует неразрешимых противоречий, препятствующих

созд анию в Латвии объед иненной, национально и социально
интегрированной совокупности гражд ан;
история Латвии д ала обществу положительный опыт

формирования этнических отношений;
на бытовом уровне, что под твержд ают результаты

социологических исслед ований, напряженность в
межнациональных отношениях отсутствует. Многие и
разнообразные связи - д ружба, рабочие отношения, смешаные
семьи - широко распространенные в Латвии явления;
од ним из главных свид етельств интеграции нелатышей является

влад ение латышским языком;
экономический под ъем позволяет уд елять больше внимания

интеграции общества;
законод ательство опред еляет четкие критерии натурализации,

являющиеся важной составной частью интеграции.
В процессе интеграции жителей Латвии объед иняют:
• общечеловеческие и европейские культурные ценности,
• д емократическое и правовое госуд арство,
• общая территория, на которой все мы хотим жить в
благополучии, согласии и безопасности,
• стремление под д ерживать д оброжелательное общение межд у
люд ьми разных национальностей,
• желание сохранять и развивать свою этническую и культурную
ид ентичность,
• забота о сохранении и защите природ ы Латвии,
• стремление д ать своим д етям хорошее образование и
воспитание,
• экуменические тенд енции в религиозной жизни,
• общие побед ы и д остижения люд ей разных национальностей -
пред ставителей Латвии - в спорте, фестивалях культуры,
конкурсах.
Интеграция общества Латвии есть историческая возможность
сообща строить свое госуд арство, опираясь на общечеловеческие
ценности и д обиваясь согласованности интересов всех принад лежащих
к Латвии лиц, инд ивид ов, а также социальных групп, этнических общин.
Э то выбор желания выслушать и сотруд ничать. Э то выбор согласия
межд у жителями Латвии. Э то выбор безопасного буд ущего д ля себя,
своих д етей и внуков.




9
Глава I
Гражд анское участие и политическая интеграция

Интеграция общества не буд ет уд ачной, если она буд ет направлена
только "сверху", без активного гражд анского участия "снизу". Активное
гражд анское участие в общественно-политической жизни способствует
необратимости интеграции и её соответствию интересам большинства
народ а, оно сплачивает жителей Латвии и укрепляет д емократию. За
год ы независимости в Латвии принципиально увеличились возможности
участия гражд ан в госуд арственной и общественной жизни. Од нако д ля
д остижения еще более активного участия населения в общественных
прoцессах, след ует преод олеть различные пред рассуд ки, пассивность,
отсутствие веры в собственные возможности. С лепое послушание
населения госуд арственным учрежд ениям культивировалось при
советском строе. В то время госуд арственные учрежд ения были
ид еологизированы и возможности участия жителей в решении различных
важных вопросов были невелики.
В современной Латвии, в условиях д емократического управления
госуд арством и обществом, созд аны пред посылки д ля
пред ставительства интересов жителей и групп населения, остаётся лишь
осознать свои интересы, найти мотивацию к д ействию и выбрать
наиболее под ход ящий способ участия. Для части жителей Латвии
гражд анское участие и политическая интеграция станут возможными,
если улучшится их материальное положение и связанное с ним чувство
социальной безопасности. Од нако од ин лишь расцвет народ ного
хозяйства не обеспечит усиления участия, если од новременно не буд ут
провод иться и д ругие мероприятия д ля сближения жителей Латвии с
госуд арством.
Политическая интеграция означает сближение социально -
политических ценностей, интересов и целей жителей. Э тому
способствует укрепление гражд анского участия. Демократическая
политическая интеграция осуществляется на основе парламентарного
строя в соответствии с ценностями лояльности и независимого
госуд арства; она происход ит, когд а партии, пред ставленные в С ейме и
правительстве, используют и укрепляют в своей д еятельности
д емократические метод ы д ействий, когд а негосуд арственные
организации развивают характерные д ля д емократии способы влияния
на процесс принятия решений, когд а инд ивид ы осваивают навыки и
умения, необход имые д ля д емократии.
Для сод ействия под обному сближению госуд арство д олжно
способствовать информированности и просвещенности жителей Латвии о
ход е политических процессов в стране, о госуд арстве и его истории, о
своих правах и возможностях участия. Од новременно госуд арство
д олжно созд ать сред у, проявляющую патриотизм народ а и потенциал
участия в гражд анском обществе – в негосуд арственных организациях,
политических партиях, ход е выборов, процессе натурализации и т.п.
Од ним из самых д оступных путей, чтобы инд ивид у обеспечить своё
участие в обшественной жизни, является д еятельность в
негосуд арственных организациях (НГО). Широкая система НГО в стране
и целенаправленная её д еятельность способствует образованию
гражд анского общества и укрепляет, с од ной стороны, связи межд у
инд ивид ами и группами, с д ругой, связи межд у инд ивид ом или группой

10
и госуд арством. Именно участие в работе негосуд арственных
организаций, в политических процессах, в принятии общественно
важных решений может укрепить чувство принад лежности к Латвии
членов общества независимо от принад лежности к различным
социальным, этническим, религиозным и лингвистическим группам или
д ругим различиям.
В эпоху современных технологий гражд анское участие возможно и
в том случае, если гражд анин наход ится за пред елами своего
госуд арства. Э ти возможности нужно использовать чтобы привлечь к
гражд анскому участию латышей и гражд ан ЛР, живущих за рубежом.
На интеграцию общества влияет межгосуд арственная миграция –
выезд люд ей из Латвии и въезд в нашу страну. Восстановление
независимости латвийского госуд арства открыло возможность
возвращения на род ину соотечественников, живущих за границей, –
начался процесс репатриации. Нужно помочь люд ям, возвращающимся в
Латвию, интегрироваться в нашу страну.
Латвийское госуд арство заинтересовано под д ерживать контакты и с
люд ьми д ругих национальностей, которые, уехав из Латвии, желают
сотруд ничать и сохранять контакты с нашим госуд арством. В
соответствии с д ухом многих межд ународ ных д окументов по правам
человека след ует под д ерживать желание национальных меньшинств
Латвии сотруд ничать со своей этнической род иной и со своими
земляками в д ругих странах.

I. Цели гражд анского участия и политической интеграции.

Гражд анское участие. У креплять политическую интеграцию и

активное участие жителей Латвии в парламентарной д емократии на
всех уровнях власти; преод олеть отчужд енность жителей Латвии от
институций госуд арства и самоуправления при помощи д иалога
межд у инд ивид ом, обществом и госуд арством; повысить престиж
гражд анства Латвии созд анием д оброжелательного отношения к
процессу получения гражд анства.
Негосуд арственные организации. С од ействовать гражд анскому

участию – включению инд ивид а в жизнь общества и госуд арства -
под д ержкой образования и д еятельности негосуд арственных
организаций и сод ействием вовлечению инд ивид ов в работу НГО;
укреплять связи а) межд у инд ивид ами и общественными группами и
б) межд у инд ивид ами/общественными группами и госуд арством.
Репатриация, миграция и сотруд ничество с зарубежными

соотечественниками. Разработать ед иную систему оказания помощи в
возвращении на род ину любому латышу и гражд анину ЛР,
желающему этого, и сод ействия его интеграции в общество Латвии;
созд ать систему под д ержки и укрепления сотруд ничества с
зарубежными соотечественниками; оказывать помощь тем люд ям,
которые после восстановления госуд арственной независимости не
желают интегрироваться в общество Латвии и д умают о возвращения
на этническую род ину и жизни в д ругой стране.

II. Характеристика ситуации, проблемы.
1. Участие



11
Устойчивость участия избирателей. У частие в выборах является
наиболее распространенным вид ом политического участия. До сих пор
участие народ а в выборах С ейма было высоким: в выборах 5 С ейма
участвовало 89,9% имеющих право голоса, в выборах 6 С ейма – 71,9%
и в выборах 7 С ейма – 71,9% избирателей. На выборах самоуправлений
эта активность была значительно ниже: 58,5% имеющих право голоса в
1994 год у и 56,8% имеющих право голоса в 1997 год у.
Результаты референд ума 3 октября 1998 год а о поправках в
“Законе о гражд анстве” были приняты как под твержд ение д оверия
лицам, не являющимся ещё гражд анами Латвии. Э то способствовало
уменьшению д уха нед оверия в обществе и служит од ной из
пред посылок интеграции общества.
Нужно отметить, что из общего числа избирателей примерно 24%
составляют гражд ане д ругих национальностей. Результаты выборов
показывают, что эти гражд ане ЛР под д ерживают различные партии и
политические объед инения.
Вид ы участия, отличающиеся от выборов. Как свид етельствуют
наблюд ения и социологические исслед ования, активность гражд анского
участия резко снизилась сразу после восстановления госуд арственной
независимости, но в послед ние год ы снова постепенно растет. Э то
относится как к различным политическим д ействиям (в поиске контактов
с д олжностными лицами госуд арства или с пред ставителями сред ств
массовой информации д ля решения какого-либо политического вопроса,
в участии в акциях протеста и т.п.), так и к включению в работу
негосуд арственных организаций.
Отчужд енность от госуд арства и инд ивид уализм в обществе. Как
свид етельствуют социологические опросы, жители Латвии ожид ают
многого от госуд арства, но вместе с тем и не д оверяют госуд арственным
институциям, воспринимают их чужд ыми и нед оступными. Э то нед оверие
и отчужд енность частично унаслед ованы от советских времен, а также
связаны с объективными социально-экономическими и политическими
труд ностями после восстановления госуд арственной независимости.
Несмотря на смену правительств и тенд енции развития народ ного
хозяйства, эта отчужд енность после восстановления независимости, к
сожалению, была весьма устойчивой. До сих пор в обществе д оминирует
точка зрения “они и я”.
Жители Латвии не верят, что их участие в политических процессах
может иметь значение, они имеют сравнительно низкую самооценку.
С огласно результатам опроса Балтийского д ома д анных 1997 – 1998 г.,
66% жителей Латвии считают, что в политических вопросах они
ориентируются хуже согражд ан. Лишь 27% жителей верят, что
публичный протест (например, пикет) может повлиять на принятие
решения, и лишь 14% жителей готовы сами принять участие в такого
род а д ействиях. Гражд ане не д оверяют д епутатам и госуд арственным
институциям. Только 8% жителей верят, что избранные ими д епутаты
буд ут выполнять пред выборные обещания, и только 20% д оверяют
госуд арственным чиновникам и чиновникам самоуправлений.
Большинство жителей Латвии в проблемных ситуациях рассчитывают
только на себя или на близких. 40% жителей Латвии верят, что в
сотруд ничестве можно защитить общие интересы, но лишь 24% считают,
что можно д оверять согражд анам.


12
Присвоение гражд анства – важный элемент интеграции
общества. Гражд анство является как пред посылкой д ля
осуществления д ругих политических д ействий (прав), так и важной
юрид ической связью межд у госуд арством и личностью, включающей
верность гражд анина своему госуд арству, а также обязанности по
отношению к госуд арству. Только гражд ане имеют право участвовать в
выборах и референд уме.
По историческим, политическим и юрид ическим причинам Латвия
сред и д ругих европейских стран выд еляется большим уд ельным весом
негражд ан – почти четверть жителей Латвии являются негражд анами. С
1 февраля 1995 год а, когд а начался процесс натурализации, д о октября
1998 год а, когд а прошел референд ум об изменениях в “Законе о
гражд анстве”, темп натурализации был очень низким. За четыре год а
лишь немногим более 12 000 лиц получили гражд анство путем
натурализации. После референд ума 3 октября 1998 год а в стране
наблюд ается большая активность негражд ан в процессе натурализации.
Число заявлений от лиц, желающих пройти натурализацию, возросло в
сред нем за месяц в 5 – 6 раз.
Важным в этой связи является вопрос о повышении престижа
латвийского гражд анства созд анием благоприятного отношения к
процессу получения гражд анства. Наметился опред еленный круг
проблем:
• жители мало интересуются своими возможностями и правами на
получение латвийского гражд анства;
• натурализация неред ко трактуется и воспринимается только как
формальное мероприятие и не связывается с общим процессом
формирования интегрированного общества;
• претенд енты на гражд анство черпают пред ставления по
вопросам гражд анства и натурализации в основном из сред ств
массовой информации, в которых не всегд а можно найти
объективную информацию по вопросам натурализации;
• процесс натурализации в Латвии тормозит невлад ение
латышским языком: приблизительно 20% негражд ан не знают
латышского языка и приблизительно 30% знают сравнительно
плохо. Многие негражд ане (15-20%) указывают, что в
повсед невной жизни они слышат латышский язык очень мало.
Э то свид етельствует о том, что они имеют мало возможностей
освоить и применять латышский язык;
• многим негражд анам не хватает мотивации, чтобы стать
гражд анами и взять на себя обязанности гражд анина ЛР.
2. Негосуд арственные организации
Динамика образования негосуд арственных организаций. С амая
большая волна общественного участия в НГО наблюд алась в конце 80-х
год ов, когд а большинство жителей Латвии включилось в общественные
д вижения, чтобы прямо или косвенно способствовать восстановлению
независимости. После 1991 год а активность жителей резко снизилась. В
1991 год у 54% жителей ид ентифицировало себя как члена по меньшей
мере од ной общественной организации, включая религиозные
организации и политические партии, в 1994 год у – 40%, в 1996 год у –
20% и в 1998 год у – 28%. Э та д инамика характеризует несколько
процессов: с од ной стороны, постепенно перестали существовать в
качестве массовых организаций профсоюзы или Красный Крест, в
которые люд и включались автоматически, вместе с поступлением на

13
работу или в учебное завед ение; с д ругой стороны, лишь постепенно
начали созд аваться негосуд арственные организации, цели которых
основываются на потребностях переход ного период а и которые
организуются на принципе д обровольности. По результатам различных
исслед ований, членами НГО считаются лишь около 10% жителей, к тому
же гражд ане по сравнению с негражд анами имеют большую тенд енцию
объед иняться в организации д ля реализации своих интересов.
Консолид ация НГО. С 1996 год а в Латвии д ействует центр НГО. Он
созд ан с помощью трёх основных источников финансирования –
правительства Дании, Программы развития Объед инённых Наций и
Фонд а С ороса-Латвия. С под ключением также сред ств программы PHARE
EC , созд аны 11 региональных центров НГО – в Алуксне, Даугавпилсе,
Лиепае, Елгаве, Тукумсе, Кулд иге, Талси, Мад оне, Цесисе, Прейли и
Екабпилсе, в перспективе созд ание еще д вух – в Резекне и Вентспилсе.
Таким образом, сеть региональных центров НГО покрывает всю Латвию
и буд ет прод олжать способствовать интеграции, как помощью личности
в нахожд ении ед иномышленников и включении в уже существующую
организацию согласно своим интересам, так и в созд ании новой НГО
вместе с группой ед иномышленников. Центры консультируют по
вопросам созд ания организаций, обучают руковод ству НГО,
привлечению финансов, бухгалтерскому учету, общественным
отношениям, правам человека.
НГО как помощник сотруд ничеству в д остижении общих целей.
НГО созд аются как при объед инении д ля д остижения своих целей,
способствующих созд анию общих ценностей и сотруд ничеству
независимо от происхожд ения или статуса членов организации, так и
при объед инении по этническому принципу, с созд анием сред ы д ля
сохранения этнической ид ентичности народ ностей, проживающих в
Латвии.
В большинстве организаций люд и объед иняются на основе общих
ценностей д ля д остижения общей цели независимо от этнического
происхожд ения, гражд анства или принад лежности к какой-либо
социальной группе. Зд есь можно назвать общественные организации,
д ействующие в таких сферах, как социальная защита и
зд равоохранение, права человека и интеграция, охрана сред ы,
образование, пред принимательская д еятельность, спорт, отд ых.
Необход имо упомянуть и такие организации по интересам, как общества
охотников и рыболовов, автолюбителей и д р.; различные общества и
ассоциации пред принимателей и д ругих профессиональных групп.
В свою очеред ь, в национально-культурные общества жители
обычно объед иняются, чтобы сохранить свою этническую ид ентичность,
– такие организации есть у белорусов, русских, поляков, евреев,
украинцев, эстонцев, литовцев и д ругих национальных меньшинств.
С уществование обществ самого разного вид а, созд анных д ля
сохранения этнической ид ентичности, созд ает пред посылки д ля
осознания своей культуры, перед ачи культурных ценностей след ующим
поколениям, уменьшая таким образом угрозу ассимиляции сред и всех
этнических групп, проживающих в Латвии.
Провед енный в марте 1998 год а центром НГО опрос
негосуд арственных организаций показал, что сред а латвийских НГО
характеризуется открытостью и терпимостью. 75% опрошенных
признают, что сотруд ничество организаций, в которых преимущественно

14
говорят по-латышски, и организаций национальных меньшинств
желательно. 53% членов НГО готовы помогать во время учебных
мероприятий тем, кто пока еще не говорит по-латышски, 65% не
возражают против эпизод ического применения русского языка на
учебных семинарах НГО. Все опрошенные национально-культурные
общества выразили готовность участвовать в семинарах, которые
провод ятся на латышском языке.
Од нако след ует отметить появление в Латвии и некоторых
национально ориентированных (как латышских, так и русских)
экстремистских организаций. Особое внимание след ует уд елить
факторам, влияющим на их возникновение и д еятельность, чтобы
границы свобод ы слова и собраний не нарушали основные принципы
д емократического госуд арства.
НГО как помощник в участии жителей в госуд арственной жизни.
С д альнейшим развитием д емократии и под ъемом экономики в нашей
стране можно прогнозировать все возрастающее включение жителей
Латвии в общественную д еятельность. История Латвии также созд аает
богатую трад ициями и толерантную по отношению к интеграции сред у,
расцвет которой начался уже в прошлом столетии и в 20-е год ы нашего
века созд анием и активной д еятельностью различных д вижений и
обществ.
Негосуд арственные организации д оказали, что они могут
эффективно сотруд ничать с госуд арственными институциями как на
центральном уровне, так и на уровне самоуправлений.
• Од ним из вид ов сотруд ничества является партнерстсво при
выполнении д елегированных госуд арством и самоуправлениями
функций – особенно успешен опыт сотруд ничества НГО с
Министерством образования и науки и Министерством благосостояния
в сфере образования и в социальной сфере. Развитию этого
сотруд ничества способствовало принятие Кабинетом министров
“Правил д елегирования компетенции госуд арственного управления
уполномоченным институциям”.
• Другой вид сотруд ничества – НГО, оценивающие и контролирующие
работу госуд арственных институций. Особую активность в этой сфере
д еятельности проявляют организации по защите прав человека,
окружающей сред ы, а также прав потребителя.
• Важно сотруд ничество госуд арства и НГО в процессе принятия
решений. Мнение негосуд арственных организаций учитывалось при
под готовке “Правил д елегирования компетенции госуд арственного
управления уполномоченным институциям”, при разработке
изменений в законе “Об общественных организациях и их
объед инениях” и в д ругих случаях.
• С лед ует отметить роль центров негосуд арственных организаций,
д ействующих как партнеры по коалиции, обеспечивая обмен
информацией межд у регионами и сферами д еятельности.
3. Репатриация, миграция и сотруд ничество с зарубежными
соотечественниками
Репатриация и сотруд ничество с зарубежными
соотечественниками. Вне Латвии живет большое количество латышей,
од нако совершенно точных д анных о количестве латышей,
проживающих за границей, невозможно получить. По приблизительным
под счетам, около 100 тысяч латышей проживает в С ША, около 40 тысяч

15
– в России, 23 тысячи - в Австралии, 22 тысячи - в Канад е, 10 тысяч - в
Великобритании, 8 тысяч – в Германии, 4 тысячи – в Швеции и еще в
д ругих странах, общим числом более 200 тысяч человек.
Во многих город ах Запад а существуют большие латышские
центры – в Торонто, Нью-Йорке, Мельбурне, Чикаго, С ид нее компактно
проживает несколько тысяч латышей, что созд ает сравнительно
благоприятные обстоятельства д ля под д ержания латышской
ид ентичности. Те латыши, которые живут вне этих центров, в большей
степени под вержены ассимиляции. Повсюд у, гд е только было большое
количество латышей, созд авались общества. Школы наход ятся под
эгид ой обществ или церковных общин, занятия в них проход ят, в
основном, по субботам и воскресеньям. В странах С НГ также д ействуют
д етские воскресные школы – в Москве, С анкт-Петербурге, Магад ане,
Тбилиси.
В 1956 год у было основано Объед инение свобод ных латышей мира
(ОС ЛМ), объед инившее латышей, проживающих на Запад е. У же после
восстановления независимости Латвии к ОС ЛМ присоед инился и
Конгресс латышей России (КЛР), созд анный только в 1996 год у,
объед иняющий все латышские общества в крупнейших город ах и
д еревнях России и д ругих местах С НГ.
В год ы ссылки зарубежным латышским организациям не хватало
связей с этнической род иной. С итуация изменилась при восстановлении
латвийского госуд арства. После восстановления независимости Латвии
многие из проживающих за границей латышей стали интересоваться
возможностями возвращения. В принятом в 1995 год у законе “О
репатриации” сказано, что "Латвийская Республика под д ерживает
восстановление ед инства латышского народ а и призывает латышей и
ливов, осознающих свою принад лежность к Латвии, вернуться на свою
этническую род ину".
С огласно статистическим д анным, в Латвию ежегод но
репатриируется в сред нем около 800 человек. В послед нее время
наблюд ается тенд енция увеличения числа репатриантов с Запад а. В
связи с этим изменилось и пропорциональное соотношение
репатриантов. В пред ыд ущие год ы примерно 80% прибывало из стран
С НГ, а 20% - из С ША, Германии, Канад ы, Австралии, Великобритании и
д ругих запад ных стран. Репатриация послед них лет свид етельствует,
что примерно од инаковое количество земляков возвращается с Востока
и Запад а.
Актуализация процесса репатриации пород ила необход имость
госуд арственной институции, которая занималась бы этим вопросом. С
1991 год а эти обязанности исполнял сектор репатриации Департамента
гражд анства и иммиграции (ДГИ) (теперь – Центр репатриации
У правления по д елам гражд анства и миграции (У ДГМ). Помощь люд ям,
желающим вернуться в Латвию, оказывают также различные
общественные организации. В соответствии с Законом о репатриации
был созд ан Фонд репатриации. Несмотря на то, что в законе
пред усмотрено, что Фонд репатриации образуют сред ства
госуд арственного бюд жета, а также пожертвования зарубежных и
местных юрид ических и физических лиц, межд ународ ных организаций,
од нако в настоящее время этот фонд составляют только госбюд жетные
сред ства. С ред ства фонд а используются д ля покрытия д орожных


16
расход ов репатриантов, уплаты д олгов по квартирной плате, освоения
латышского языка и т.д ..
Од нако общие темпы репатриации низки. Латвийское госуд арство
д о сих пор не смогло оказать д остаточную под д ержку репатриантам и
способствовать их возвращению и интеграции в общество Латвии. Хотя в
Законе о репатриации указано, что самоуправления обязаны обеспечить
репатриантов жилой площад ью в соответствии с ежегод но
опред еляемыми КМ квотами, но в законе "О помощи госуд арства и
самоуправлений в решении жилищного вопроса" установлено, что
самоуправление может оказать (след овательно - может и не оказать)
репатриантам помощь в решении жилищного вопроса. В настоящее время
репатриант может получить жилплощад ь только в том же поряд ке, что и
любой д ругой гражд анин ЛР, иностранец или лицо без гражд анства,
имеющее разрешение на постоянное пребывание. Гарантированная
возможность немед ленного найма квартиры пред усмотрена лишь д ля тех
репатриантов, которые отвечают статусу политрепрессированных,
незаконно осужд енных и затем реабилитированных лиц.
Зачастую в Латвии не созд аны также обстоятельства д ля
социально-экономической и психологической ад аптации репатриантов.
Проблемы выживания появляются, если не уд ается найти работу,
необход има профессиональная переквалификация, но этого не уд ается
сд елать, если нед остаточно знание латышского языка, нельзя получить
пособие по безработице и т.д .
Латыши, проживающие за рубежом, очень интересуются жизнью в
Латвии. После восстановления независимости запад ные латыши больше
сред ств пожертвовали на помощь Латвии, нежели на под д ержание
местных обществ. Много имущества прод ается, сужается д еятельность
организаций, сред ний возраст их членов все увеличивается.
Ассимиляция сокращает количество латышей как на Запад е, так и на
Востоке. В школах не хватает учителей латышского языка, учебников,
приспособленных к кажд ой стране (местному языку). Гражд ане ЛР,
проживающие за рубежом, не всегд а могут реально использовать свои
права и участвовать в выборах С ейма. Образовательную и культурную
работу в латышской д иаспоре в России больше всего затруд няют
финансовые проблемы.
Иммиграция и эмиграция. Во время советского режима Латвия
вопреки своей воле стала страной иммиграции. Количество приезжих
резко сократилось, когд а после восстановления независимости Латвии
процесс иммиграции стал регламентироваться законами и
правительственными решениями Латвии. В 1992 год у вступил в силу
закон "О въезд е и пребывании в Латвийской Республике иностранцев и
лиц без гражд анства”, реализацию которого начал ДГИ (ныне
У правление по д елам гражд анства и миграции) Министерства внутренних
д ел.
В современной Латвии процессы миграции получили обратную
направленность, и Латвия превратилась в страну эмиграции. Начиная с
1990 год а из Латвии выезжает больше люд ей, нежели въезжает.
Э миграция происход ит преимущественно в восточном направлении.
С амое большое количество уезжающих - из этнических групп русских,
украинцев, белорусов, а также евреев.
Проблемы, связанные с переселением, постепенно начинают
решаться в соответствии с межд ународ ными д оговоренностями. В 1993

17
год у правительства Латвии и России под писали соглашение о
регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев,
ратифицированное парламентами обоих госуд арств. В соответствии с
этим соглашением посольство России в Латвии открыло
пред ставительство Фед еральной миграционной службы Российской
Фед ерации (ФМС РФ), оказывающее помощь выезжающим в Россию. В
1998 год у под писано соглашение межд у ФМС РФ и рижским
пред ставительством хельсинкского бюро Межд ународ ной организации
миграции об оказании материальной помощи отд ельным малоимущим
семьям, матерям–од иночкам, пенсионерам, инвалид ам и д р.
малообеспеченным переселенцам.
Кабинетом министров ЛР в 1999 год у были приняты правила № 160
“Поряд ок компенсации выезжающим расход ов на переселение”. Они
вступят в силу 1 января 2001 год а.
Деятельность общественных организаций, пытавшихся помогать
переселенцам в восточном направлении, была не особенно уд ачной. В
целом процесс эмиграции в восточном направлении все еще происход ит
относительно стихийно. В силу вышеупомянутых обстоятельств число
люд ей, желающих выехать, превышает число уехавших. На свою
род ину не могут вернуться многие малоимущие и пожилые негражд ане,
д аже если они этого очень хотят. Од нако этот вопрос нед остаточно
исслед ован и осознан.
В Латвии прод олжается д емографический кризис, и не в интересах
народ ного хозяйства Латвии сод ействие отъезд у из страны лояльных
госуд арству люд ей.

III. Основные направления д ействий
1. Участие
Диалог межд у жителем и госуд арством. Для преод оления
отчужд енности д еятельность госуд арственных институций и
самоуправлений необход имо сд елать как можно более открытой и
прозрачной. Необхолимость и смысл принимаемых решений след ует
разъяснять активнее и д остаточно заранее, д о принятия окончательного
решения, чтобы не вызывать непонимания сред и жителей и сократить
возможность спонтанных и неконтролируемых акций. Прямое
противопоставление общества и госуд арства в решении важных д ля
обеих сторон вопросов не способствует д иалогу, скорее уменьшает
д оверие к госуд арственным учрежд ениям в целом и способствует
сохранению отчужд енности.
С воевременное и регулярное информирование жителей Латвии о
процессах, происход ящих в госуд арственных институциях, является
обязанностью не од них лишь журналистов. С ами госуд арственные
учрежд ения д олжны активно информировать общество о своей
д еятельности. Работа учрежд ений буд ет намного эффективнее, если они
буд ут иметь д ело с информированным населением. Нужно обеспечить
д оступность информации и возможность участия в обсужд ении решений
д о их принятия.
Для обеспечения эффективной д еятельности в области
пред оставления информации необход имо оценить д еятельность
программы “С вязь с гражд анином”, возобновить ее или созд ать
д ецентрализованные механизмы д ля выполнения этих функций в

18
госуд арственных институциях. Отчужд енность от госуд арства
укрепляется также неинформированностью жителей о своих правах и
возможностях отношении осуществления прав и свобод как в личной,
так и в общественной сфере.
Гражд анство и натурализация. Необход имо разработать и
осуществить широкий комплекс мероприятий, направленных на
информирование общества и повышение престижа института
гражд анства, чтобы д обиться положительного изменения отношения к
вопросам гражд анства и натурализации. С этой целью необход имо
провести след ующие мероприятия.
• Информировать общество о вопросах гражд анства и интеграции
общества, о гражд анстве ЕС , о правах и обязанностях гражд ан.
Информационный центр У правления натурализации д олжен созд ать
информативную базу д ля просвещения и информирования общества,
д ля ориентации общественного мнения и д еятельности в
направлении, способствующем натурализации и интеграции
общества, популяризируя статус гражд анства с помощью различных
мероприятий, поощряя д ействия, связанные с процессами интеграции
и натурализации, увеличивая число лиц, получающих гражд анство в
поряд ке натурализации и таким образом повышающих уд ельный вес
гражд ан в стране.
• Разработать ед иную станд артизированную систему, позволяющую
обеспечить возможность лицам д ругой национальности, а также
репатриантам, не влад еющим латышским языком, на любой
ад министративной территории Латвии освоить латышский язык,
основы истории Латвии. Од новременно это была бы программа
гражд анского образования д ля взрослых. Партнерами в
осуществлении этого мероприятия являются У правление
натурализации, Министерство образования и науки, Народ ная школа
Латвии, центры образования взрослых, У правление по д елам
гражд анства и миграции и д р. Целевая ауд итория мероприятий:
жители Латвии, готовящиеся к натурализации; гражд ане, не
влад еющие латышским языком; репатрианты ( особенно с Востока);
любой житель Латвии, интересующийся историей Латвии, правовыми
вопросами, гражд анским обществом и т.п.
• С целью информирования общества рекоменд уется разработать цикл
просветительных перед ач на госуд арственных и региональных
рад иостанциях, а также способствовать активности слушателей,
привлекая их к участию в конкурсах перед ач, обобщать мнения
избирателей и выяснять их освед омленность в актуальных д ля
общества Латвии вопросах.
2. Улучшение сред ы д еятельности негосуд арственных
организаций.
Законод ательство. Необход имо способствовать разработке
законод ательства, благоприятного д ля д еятельности НГО,
сод ействующего созд анию и финансовой д олговременности НГО.
Действующие ныне законы, регулирующие д еятельность
негосуд арственных организаций, не созд ают особых препятствий
образованию и д еятельности организаций, од нако и не способствуют их
росту. В законе “Об общественных организациях и их объед инениях”
все еще существуют ограничения хозяйственной д еятельности НГО, не
позволяющие получать сред ства д ля д остижения целей организаций.


19
Благотворительность и филантропия. Необход имо способствовать
укреплению благотворительности и филантропии. Большую часть
д оход ов НГО в Латвии составляет финансирование межд ународ ных
д оноров - Фонд а С ороса–Латвия, Программы развития Объед иненных
Наций, PHARE EC , Балтийско–Американской программы партнерства и
д р.. Госуд арственное финансирование проектов НГО д оступно через
Фонд культурного капитала и Фонд защиты окружающей сред ы. В
Латвии необход имо разработать закон о фонд ах, способствующий
объед инению финансовых сред ств в фонд ы д ля д остижения важных
д ля общества целей.
Сотруд ничество межд у госуд арством, самоуправлениями,
пред принимателями и НГО. С лед ует сод ействовать сотруд ничеству
межд у госуд арством, самоуправлениями, пред принимателями и НГО. В
регионах отмечается хорошее сотруд ничество межд у самоуправлениями
и НГО в соглашениях о различных скид ках д ля обеспечения
д еятельности организаций. Такое сотруд ничество след ует расширить,
привлекая к нему и пред принимателей.
Делегирование функций негосуд арственным организациям.
Необход имо способствовать д елегированию функций госуд арства и
самоуправлений негосуд арственным организациям, при соблюд ении
принципов равноправия и открытого конкурса. Делегирование функций
с присужд ением соответствующего финансирования уже практикуется в
Министерстве благосостояния и Министерстве образования и науки,
од нако в большинстве госуд арственных институций нет понятия об этом
механизме и такая практика отсутствует. Из этого след ует, что
необход имо провед ение просветительских мероприятий сред и этих
институций и НГО о д елегировании функций.
Госуд арственная политика интеграции общества д олжна
пред усмотреть активное сотруд ничество с центрами НГО, под д ерживая
их и способствуя развитию НГО.
3. Репатриация, миграция и сотруд ничество с зарубежными
соотечественниками.
Под д ержка репатриантов, переселяющихся на постоянное
жительство в Латвию. Необход имо обеспечить репатриантам
психологическую, социальную и финансовую под д ержку, чтобы
сод ействовать их возвращению на постоянное жительство в Латвию и
интеграции в общество Латвии. С лед ует созд ать систему интеграции
репатриантов, иммигрантов и беженцев, помогающую решать различные
вопросы, связанные с интеграцией. Для созд ания системы интеграции
репатриантов и лиц, легально въехавших в Латвию, необход имо
сотруд ничество Министерств внутренних д ел, юстиции, финансов,
образования и науки, благосостояния, культуры и д р., а также
самоуправлений и негосуд арственных организаций.
Необход имо созд ание базы д анных о репатриантах, в ближайшие
год ы намеревающихся переселиться на жительство в Латвию. С ними
нужно под д ерживать регулярные контакты, чтобы вовремя
под готовиться к их интеграции в общество Латвии. Необход имо
провод ить регулярные исслед ования об интеграции и ад аптации в
условиях Латвии тех репатриантов и иммигрантов, которые прибыли в
Латвию после восстановления независимости.



20
Под д ержка лиц, желающих покинуть Латвию. С овместно с
запад ными странами, Россией, У краиной, Белоруссией и д ругими
госуд арствами Латвии след ует созд ать условия д ля оказания помощи в
переселении тем люд ям, которые желают вернуться на свою род ину,
од нако в силу различных причин не могут этого сд елать. Для решения
этой проблемы необход имо разработать и принять соответствующие
правовые акты, а также:
• выявить лиц, желающих уехать из Латвии;
• начать межгосуд арственные переговоры с теми странами, куд а
они желают выехать, об оказании помощи этим переселенцам;
• сод ействовать заинтересованности негосуд арственных и
межд ународ ных организаций в решении проблем переселенцев;
• решать связанные с переселением финансовые вопросы,
оказывая под д ержку прежд е всего малоимущим переселенцам.
Для успешной реализации этих проектов необход имо также
сотруд ничество со странами Запад а. В сотруд ничестве с посольствами
иностранных госуд арств было бы желательно созд авать
информационную базу д анных о потенциальных местах проживания и
работы переселенцев, о школах и д етских сад ах, пансионатах д ля
престарелых, д ругих интересующих их вопросах.
Сотруд ничество с зарубежными соотечественниками. Над лежит
осуществлять конкретные мероприятия, способствующие под д ержанию
и развитию связей с зарубежными латышами, сод ействующие
сохранению их общин и процессу репатриации. Зарубежные латыши -
незаменимые помощники в формировании образа Латвии и установлении
контактов с обществом и правительствами стран их обитания. В
сотруд ничество с зарубежными латышами д олжны активно включиться
также негосуд арственные организации и самоуправления Латвии..




21
Глава II
Социальная и региональная интеграция общества

В копенгагенской “Декларации социального развития” ООН,
которую в 1995 год у вместе со 116 госуд арствами мира под писала и
Латвия, было отмечено значение социального развития и благосостояния
всех люд ей и эта цель была признана наиболее приоритетной.
В интересах латвийкого госуд арства и развития народ а Латвии
обеспечение равных возможностей труд а, д оход ов, социальной и
культурной жизни д ля всех жителей Латвии. Такое общество д олжно
опираться на уважение прав и свобод человека, культурных и
религиозных различий, на соблюд ение социальной справед ливости.
Особое внимание д олжно уд еляться уменьшению опасности социальной
отверженности в социально–д емографических группах особого риска.
Нед опустим такой поворот развития, когд а в каком-либо регионе
госуд арства образуется нелояльная к Латвии община жителей.

I. Цели социальной и региональной интеграции общества.

• Социальная интеграция. С озд ать общество с равными
возможностями д ля всех; увеличить возможности социального
участия инд ивид ов и групп жителей; обеспечить членам общества
равные возможности д оступа к общественным ресурсам и
полноценной жизни; способствовать образованию сред него слоя
общества.
• Региональная интеграция. Добиться возможно равноценных
условий жизни и труд а во всех регионах страны; сократить и
устранить неблагоприятные региональные различия, способствуя
сохранению благоприятных различий в области сред ы и культуры;
сод ействовать регионально равномерной натурализации и интеграции
лиц в совокупность гражд ан Латвии - народ Латвии, способствовать
более тесному сплочению гражд ан Латвии нелатышского
происхожд ения с латышским обществом.

II. Характеристика ситуации. Проблемы.
1. Социальная интеграция.
С оциальное развитие и развитие народ а не всегд а происход ит
равноценно и пропорционально экономическому росту. Во многих
переход ных странах, в том числе и в Латвии, наблюд ается
д испропорция социального и экономического развития. Поэтому все
больше внимания след ует уд елять структуре и качеству роста, чтобы
благоприятствовать развитию народ а, социальной интеграции,
уменьшить бед ность, защитить сред у и обеспечить д олгосрочное
развитие общества.
Гармоничному развитию госуд арства угрожает неравномерное
распред еление д остижений экономического роста. Не сложился
д остаточно обширный и зажиточный сред ний слой общества.
Прод олжается процесс отчужд ения и расслоения жителей.
С нижение рожд аемости, вступлений в брак и стабильности семей, а
также прогнозируемой прод олжительности жизни вызвало в обществе
появление симптомов д емографического кризиса. Естественный прирост

22
жителей уже в течение д лительного времени является отрицательным,
что в совокупности с перевесом эмиграции над иммиграцией привело к
сокращению общей численности населения госуд арства и его регионов.
Весьма уверенно можно утвержд ать, что и в д альнейшем буд ет
уменьшаться число и уд ельный вес д етей и увеличиваться число и
уд ельный вес стариков. Меньше станет женщин репрод уктивного
возраста, в связи с чем количество рожд енных может стать еще меньше.
С ред ний возраст населения по-прежнему увеличивается.
Демографическая тенд енция старения буд ет побужд ать уд елять больше
внимания таким социальным вопросам, как переквалификация и
образование на протяжении всей жизни, забота о зд оровье пожилых
люд ей, социальное обеспечение и д р.. В д емографическом развитии в
д альнейшем все большее значение буд ут иметь не количественные
аспекты, а качество жизни.
С оциальную интеграцию ограничивают след ующие основные
факторы:
• бед ность,
• безработица,
• нед остаточное образование и нехватка информации,
• слабая социальная мобильность,
• несовершенство системы социального обеспечения.
В этой связи необход имо отметить след ующие главные проблемы
социального развития:
• усиление социальной поляризации, что вызвано в основном
неравенством д оход ов и распространением бед ности;
• чрезмерно широкое распространение случаев неестественной и
насильственной смерти;
• маргинализация люд ей, семей и социальных групп;
• распространение насилия, в том числе и в сред ствах массовой
информации;
• рост числа нищих, безд омных, а также уличных д етей;
• распространенность алкоголизма как “выход а” из
прод олжительного негативного стресса, рост употребления
наркотиков и д ругих вызывающих зависимость веществ.
Для многих социально-д емографических групп общества
характерен повышенный риск социальной отверженности. Им д олжно
уд еляться особое внимание в отношении социальной интеграции. Такими
группами являются, например, сироты; семьи риска и кризисные, в том
числе и многод етные, семьи; безработные; безд омные люд и; люд и,
живущие в нищете; освобожд енные из мест заключения; люд и с
нарушениями д ушевного развития; люд и с особыми потребностями;
люд и пред пенсионного возраста и старики и д р..
Бед ность и д ифференциация д оход ов. Бед ность является главным
фактором, ограничивающим социальную интеграцию. В ней
фокусируются все остальные факторы риска. Материальное
благосостояние или его отсутствие опред еляет качество употребляемой
пищи, од ежд ы, жилища, а вместе с тем и состояние зд оровья,
образование, а также возможности участия в жизни общества и
социальную мобильность.
Бед ность и социальная отверженность тесно взаимосвязаны. С
распространением бед ности нарастает и социальная отверженность в
обществе. Э тому способствует безработица и низкая оплата труд а.

23
Низкая заработная плата выгод на д ля стабилизации
макроэкономической ситуации, од нако она оказывает негативное
влияние на образ жизни люд ей, их зд оровье и социальную
защищенность, что влияет также на качество жизни буд ущих поколений.
С огласно д анным социологических исслед ований, примерно 40% д етей
в Латвии живут в семьях, в которых д оход на од ного члена семьи менее
28 латов.
В обществе, в котором много лиц с необеспеченными основными
потребностями и д оминирующим является слой бед ных, неизбежно
процветают асоциальные явления (алкоголизм, наркомания,
самоубийства, преступность, проституция и д р.).
С оциальной проблемой становится регионализация бед ности. В
Риге и окружающих её районах относительный уровень бед ности ниже
сред него по стране. Разница в уровне жизни и возможностей зависит от
того, гд е живет человек. Чем больше город , тем меньше риск бед ности.
Некоторые группы под вергнуты риску бед ности в большей степени,
чем в сред нем: д омашние хозяйства, в которых трое и более д етей;
д омашние хозяйства, в которых кормилец молод , с низким уровнем
образования или безработный; д омашние хозяйства, зависящие главным
образом от сельскохозяйственных д оход ов и социальных платежей
(исключая пенсии).
Бед ные семьи часто исключаются из социальных контактов,
культурных мероприятий, получения хорошего образования,
качественной охраны зд оровья и т.п. В таких семьях реже отмечаются
празд ники, не рожд аются полноценные семейные трад иции. У членов
бед ных семей более слабое самосознание, чаще бывает д епрессивное
настроение, неред ко д ля этих семей характерна преемственность
бед ности из поколения в поколение.
Безработица. Од ной из главных причин бед ности и фактором,
ограничивающим социальную интеграцию, является безработица. Для
Латвии характерна структурная безработица, порожд енная
структурными преобразованиями народ ного хозяйства после
восстановления независимости. В результате ликвид ации многих
пред приятий понизился спрос на рабочую силу. В настоящее время в
качестве безработного зарегистрирован кажд ый д есятый экономически
активный житель.
В стране много люд ей, не имеющих работы, они ее ищут и готовы
начать работать, од нако не зарегистрированы в качестве безработных.
Реальный уд ельный вес ищущих работу сред и экономически активных
жителей в три раза превышает уровень зарегистрированной
безработицы. У д ельный вес ищущих работу женщин больше, чем
мужчин. В город ах он выше по сравнению с сельской местностью.
Часть люд ей, потерявших над ежд у найти работу и отказавшихся от
активных ее поисков, считается экономически неактивной. Од на из
главных причин безработицы - отсутствие опыта и профессиональное
несоответствие требованиям работод ателя. Ищущие работу, не имея
опыта, - это, в основном, лица, прекратившие труд овую д еятельность
три или более лет тому назад , а также молод ежь после окончания
учебного завед ения или прервавшая учебу.
С уществует и группа работающих, но бед ных жителей, чья
заработная плата очень низка. На это влияет низкий уровень

24
минимальной заработной платы в стране, практика выплаты зарплаты “в
конверте”, высокий уд ельный вес малопрод уктивного труд а, особенно в
сельском хозяйстве. Э та группа созд ает альтернативу безработице.
Бед ные д омашние хозяйства страд ают по причине многих факторов:
низкой экономической активности, того, что лишь небольшой процент
экономически активных членов д омашнего хозяйства имеет работу,
зачастую она низкоквалифицированная и низкооплачиваемая.
Образование, возраст, пол – важные факторы, опред еляющие
успех на рынке труд а. Люд и с низким уровнем образования и большая
часть молод ежи отстают на рынке труд а от остальных социальных
групп. Молод ежь получает и более низкую заработную плату. У женщин
уровень участия в рынке труд а низок, ниже заработная плата, и они
выполняют более неквалифицированную работу.
Особую проблемную группу составляют д олгосрочные безработные.
С уществует большое расхожд ение в занятости межд у город ом и
д еревней. В город ах безработица выше, но д еревня бед нее город а, так
как на селе ниже заработная плата, ниже качество занятости, выше
частота занятости неполный рабочий д ень.
Политика занятости осуществляется в ед ином комплексе с д ругими
мероприятиями экономической политики. Новые рабочие места
созд аются при помощи опред еленных мероприятий в таких сферах, как
приватизация, развитие малого и сред него бизнеса, сод ействие
пред принимательской д еятельности, стимулирование экспорта,
сбалансирование регионального развития и т.п. С ред несрочная
стратегия экономического развития Латвии пред усматривает, что
комплекс вышеназванных и д ругих мероприятий позволит снизить
безработицу, и д о 2003 год а она снизится, од нако сохранится в
пред елах 8%.
Нед остаточное образование и нехватка информации как фактор,
ограничивающий социальную интеграцию. Доступность
образования и информации или ее д ефицит в большой степени
опред еляет распред еление д оход ов, социальную отверженность, ее
краткосрочность или необратимость. В наши д ни информация и
образование стали значительным фактором не только в развитии
производ ственных технологий, но и в формировании социальной
иерархии общества, пред посылкой мобильности отд ельных инд ивид ов и
социальных групп.
В 90-х год ах увеличилось неравенство в д оступности образования
и информации, особенно д ля взрослого населения. Рост общего объема
информации не исключает существования отд ельных инд ивид ов и
социальных групп, мало или очень мало использующих информацию и
не мотивированных пополнять знания и учиться.
Образование все больше связано с общественным положением
человека, а особенно с местом работы. В зависимости от места работы и
срока труд ового д оговора работающие имеют разные возможности
получения информации и профессионального роста. Лучшие
возможности у вед ущих специалистов больших пред приятий и
госуд арственных учрежд ений, меньшие – у занятых на ограниченный
срок, еще меньшие – у частично занятых и безработных.
В информациионном обществе основные риски, связанные с
образованием, таковы: 1) нед остаток умения ориентироваться в потоках

25
информации, быстро получать необход имую информацию, оценивать ее
д остоверность; 2) неумение учиться; 3) нед остаток информации,
способствующей связи жителя с обществом и госуд арством, пониманию
прав человека, его обязанностей и возможностей в обществе; 4)
отсутствие информации и просвещения о социальной самопомощи и
выживании, особенно в кризисных ситуациях; 5) отрыв
образовательных учрежд ений от нужд образования, вызванных
развитием общества и рыночным спросом; 6) несоответствие
образовательной политики нужд ам различных групп жителей, в том
числе умственно отсталых люд ей, люд ей с особыми потребностями,
люд ей в местах заключения и д р.
Несовершенство системы социальной безопасности. Развитое,
интегрированное общество характеризуется д остаточно большим и
стабильным сред ним слоем с широкими возможностями горизонтальной и
вертикальной социальной мобильности. С оциальная мобильность
проявляется в смене социального статуса отд ельных лиц или групп. В
Латвии в 90-х год ах д оминирующей была тенд енция понижения
социального статуса. В результате этого сложилась новая социальная
иерархия с резкими различиями межд у богатыми и бед ными. Началось
размежевание социальных слоев. Э то тяжело коснулось семей с д етьми,
молод ежи, люд ей старше 45 лет, женщин, жителей с низким уровнем
общего и профессионального образования, лиц с проблемами зд оровья,
отд ельных профессиональных групп (учителей, мед ицинских
работников, инженеров и д р.).
В то время, когд а очень большая часть населения перемещается в
социальной иерархии вниз, как д ля отд ельных люд ей, так и д ля
социальных групп характерны труд ности ид ентификации нового
социального статуса. Приход ится рад икально менять образ жизни,
профессию, сокращать потребности, оценивать приоритетность
ценностей. В этой ситуации решающее значение имеет вера человека в
собственные силы и силы ближних, а также в под д ержку общества.
Госуд арством утвержд ены принципы системы социальной
безопасности, целью которой является обеспечить всем жителям
госуд арства минимальный уровень социальной безопасности,
распред еляя права госуд арства и личности таким образом, что
увеличивается роль инд ивид а в социальной защите себя и своей семьи.
Э то иногд а привод ит к непониманию политики госуд арства, поскольку
существует противоречие межд у принятием ответственности и неравными
возможностями осуществить это. Инд ивид также д олжен взять на себя
ответственность в сфере своей социальной безопасности. И получающие
труд овые д оход ы, и получающие услуги социального страхования
вынужд ены обращаться за под д ержкой в систему социальной помощи,
цель которой - увеличить социальную безопасность и защиту жителям,
наход ящимся в кризисной ситувции.
С еть услуг социальной безопасности еще не полностью развита,
чтобы покрыть все социальные риски. Многие группы населения живут
практически без д оход ов социального страхования, а пособия
социальной помощи могут покрыть только самые минимальные
жизненные потребности. Еще существует возможность отверженности из-
за чрезмерно большой бюрократии, а также нед остатка ресурсов и
информации.



26
Нынешняя система социальной помощи неспособна уд овлетворить
все неотложные нужд ы люд ей и семей, попавших в кризисную
ситуацию. Тому есть несколько причин: слишком много люд ей с крайне
низкими д оход ами, относительно велико число тех лиц, которым
необход имы услуги по уход у и социальной реабилитации. Не найд ены
метод ы, которые не д опускали бы пребывание некоторых люд ей вне
сети социальной безопасности. Все более значимым в системе
социальной безопасности становится сотруд ничество межд у
госуд арственными институциями, самоуправлениями,
негосуд арственными организациями и частным сектором.




27
2. Региональная интеграция
В “Концепции регионального развития” регион опред еляется как
"относительно од нород ная часть территории Латвии (совокупность
волостей или город ов, район или совокупность районов), которую
объед иняют опред еленные признаки или общие проблемы".
Формирование региональных различий Латвии опред елил как ее
исторический этнический состав (латгалы, курши, сели, ливы и д р.), так
и исторические обстоятельства (принад лежность отд ельных областей
разным госуд арствам и различным религиозным конфессиям) и развитие
народ ного хозяйства.
На формирование регионов повлияли и миграционные процессы,
особенно в Латгале и крупных город ах, существовавшие как во времена
царской России, так и в год ы советской оккупации. Э то отражается в
различном национальном составе населения регионов.
Конфессиональный состав Латвии также значительно различается.
Протестанты (лютеране, баптисты, ад вентисты, метод исты) живут, в
основном, в Курземе, Земгале, Вид земе, католики, православные и
старообряд цы - в Латгале. В Вид земе и поныне сохранилась община
православных латышей.
В регионах Латвии сложились существенные различия в образе
жизни и возможностях хозяйственной д еятельности. Они проявляются в
неравномерном экономическом развитии и хозяйственной активности
территорий, в различном уровне занятости и, соответственно,
безработицы, в уровне д оход ов населения, в условиях социальной и
культурной жизни.
Не все региональные различия след ует считать нед остатком.
Наблюд ающиеся в различных краях различия в культуре, языке,
трад ициях латышей расцениваются как богатство нашего народ а и
Латвии. К таковым относится, к примеру, латгальская и ливская
ид ентичность, старообряд цы.
Региональная интеграция негражд ан. Около 80% всех негражд ан
проживают в крупных город ах - в Риге, Лиепае, Вентспилсе,
Даугавпилсе, Резекне, Елгаве, Юрмале и в Рижском районе. Именно эти
город а больше всего затронула иммиграция из С С С Р в советское время.
В то же время в Латгале, несмотря на большой уд ельный вес населения
славянского происхожд ения, наиболее значительная часть жителей -
гражд ане Латвии. В отличие от села и мапеньких город ов, гд е
наблюд ается интеграция лиц иной национальности в латышское
общество, в крупных город ах сформировалась нелатышская община
(преимущественно из жителей славянского происхожд ения), контакты
которой с латышской сред ой и сред ствами массовой информации на
латышском языке зачастую ограничены. Относительно замкнутая
нелатышская община вне больших город ов сложилась и в некоторых
сельских местностях Латгале. Важнейшим фактором интеграции в этих
случаях могла бы быть школа, которая сближала бы учащихся иной
национальности с латышским языком и культурой.
Другие проживающие в Латвии национальные меньшинства
концентрируются в опред еленных регионах (литовцы - на пограничье с
Литвой, цыгане - в Курземе, поляки - в Латгале). Как показывают
исслед ования, степень интеграции этих групп жителей значительно


28
выше, чем у жителей русского, белорусского и украинского
происхожд ения.
Народ ное хозяйство и социальная сфера. Восстановление
независимости Латвии, переход к рыночному хозяйству, возобновление
прав собственности и приватизация связаны с глубокими переменами в
структуре народ ного хозяйства. У этого есть и отрицательные
региональные послед ствия.
Важнейшие причины неравномерного экономического развития
регионов - разная отд аленность от рынков и транспортных магистралей и
связанные с этим коммуникационные и транспортные расход ы,
различный уровень развития инфрастуктуры, наслед ие плановой
экономики, отличающийся уровень многообразия хозяйственной жизни,
д емографическая структура населения и уровень образования.
Большая часть инфраструктуры, интеллектуального и финансового
потенциала и возможностей его использования концентрируется сейчас
в Риге и еще нескольких крупнейших город ах Латвии. С лед ствием этого
является д испропорция в темпах и возможностях развития межд у
крупнейшими город ами и сельскими областями. Э то проявляется в
уровне безработицы и д оход ов, национального прод укта на д ушу
населения и инвестиций. Несмотря на то, что в качестве д епрессивного
региона обычно прежд е всего упоминается Латгале, и в д ругих сельских
регионах Латвии, особенно в С елии, Вид земе, а также отд ельных
областях Земгале и Курземе, положение тяжелое.
В Латвии прод олжают созд аваться эффективные,
конкурентоспособные крестьянские хозяйства, увеличиваются

стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>