<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

опред еляют экономические обстоятельства. Э ти обстоятельства
негативно влияют на существование нескольких существенных д ля
развития общества изд аний. В связи с расслоением общества, низким
уровнем жизни многие жители Латвии не имеют д остаточно широкого
д оступа к многообразным источникам информации. Э то уменьшает их
способность ориентироваться в теперешних обстоятельствах и
участвовать в общественной жизни.
Законод ательство. Право человека на получение и распространение
информации закреплено в С атверсме Латвии. Деятельность сред ств
массовой информации в Латвийской Республике регулируют: закон "О
прессе и д ругих сред ствах массовой информации" (принят в 1990 г.),
«Закон о рад ио и телевид ении» (принят в 1995 г.; с поправками 1996,
1997 и 1998 год а, согласован с соответствующими д ирективами ЕС ). В
1998 год у С ейм принял закон “Об открытости информации”, которым
опред еляется д оступность информации во всех случаях, исключая
некоторые, строго оговоренные законом.
Новые технологии. Развитие народ нохозяйственных и общественных
процессов в нашей стране, а также вне ее в значительной мере
опред еляется тем, насколько уд ачно мы умеем участвовать в
глобальном информационном обмене, насколько эффективно используем
новые технические возможности. Развитие информационных технологий
в Латвии происход ит на коммерческой основе. Роль госуд арства в
защите национальных культурных ценностей и обеспечении
национальных интересов в условиях глобализации информационного
пространства пока остается неопред еленной. Э то относится и к
употреблению латышского языка в этих обстоятельствах.
2. Научная под д ержка
Включение науки в информационное пространство Латвии и вклад
ученых в сод ействие интеграции общества д о сих пор были ограничены
общим состоянием науки в Латвии - нед остаточное бюд жетное
финансирование не д авало науке возможности развития. Науки,
сформировавшиеся уже в пред шествующие д есятилетия, в том числе
гуманитарные, вынужд ены решать проблемы преемственности трад иций
и выживания. Так как эти науки в большинстве случаев ориентированы

55
ретроспективно, их вклад в ориентированную на буд ущее интеграцию
общества опосред ован.
С оциальные науки могли начать формироваться главным образом
только после ликвид ации советского строя и отмены цензуры. До сих
пор потенциальные возможности этих наук д ля сод ействия интеграции
общества использовались не полностью. Образованию и развитию
новых отраслей не хватало финансовой под д ержки. Отд ельные проекты
социальных наук финансировались различными межд ународ ными
фонд ами сод ействия развитию науки.
Наука в Латвии не стала уважаемым обществом и госуд арственными
институциями вид ом интеллектуальной д еятельности человека, ее
возд ействие на развитие общества и госуд арства было слабым.
Неактивной и нед остаточно целенаправленнной была политика науки –
она не смогла повлиять на политические решения и осознать ту истину,
что без участия науки социальный прогресс невозможен. В Латвии не
созд ан центр социальных наук, который смог бы служить примером
д альнейшего развития социальных наук в Латвии. Таковым не стала ни
од на вузовская кафед ра, ни од ин научно - исслед овательский институт.
Исслед ование пред посылок интеграции общества и процесса
интеграции требует межд исциплинарного под ход а. До сих пор
пред ставители различных наук сравнительно мало обращались к теме
интеграции общества, их сотруд ничество было эпизод ическим.
Нед остаточно скоорд инированные и развернутые научные исслед ования
по интеграции общества явились причиной широко распространенной
нед ооценки возможностей интеграции общества и непонимания ее сути.
Положения науки не смогли занять заметного места в обороте
общественной мысли. В силу указанных причин общественное мнение
под час более под вержено стереотипам и пред рассуд кам, чем
рациональному мышлению и пониманию реальных возможностей, а
также реальных труд ностей интеграции общества.
Опубликованные в Латвии труд ы, посвященные интеграции
общества, д ают информацию об отд ельных аспектах интеграции.
Отсутствуют значительные публикации о взаимосвязи многообразного
сод ержания интеграции общества, ее целях и зад ачах.
Как положительное исключение в этой связи можно упомянуть
некоторые примеры. Активно участвовали в формировании
госуд арственной языковой политики языковед ы. Лингвистические
исслед ования и оживление общественного мнения в связи с
лингвистическим законод ательством, оживление госуд арственных
институций и самоуправлений, распространение программы освоения
латышского языка оказали влияние на перемены в языковой ситуации,
произошед шие поспе восстановления независимости. Именно перемены в
языковой ситуации являются од ной из главных пред посылок,
открывающих путь д ля возможности интеграции общества на основе
латышского языка.
Теоретические, политические и исторические вопросы интеграции
общества рассмотрены в труд ах по этнополитике и национальным
отношениям. На эту тему опубликовано более д есяти книг и многие
статьи, посвященные анализу этноситуации в Латвии, истории
этнических меньшинств и ее связи с современностью, ед инству гражд ан
и формированию госуд арственной нации. Публикации д али возможность
познакомиться с этнополитическим опытом д ругих стран, в том числе и

56
стран Балтии, и убед иться, что построение сплоченного гражд анского
общества невозможно на основе этноцентрической ид еологии. В силу
этих положений в основу интеграции общества Латвии положена
гражд анская интеграция и ее приоритет по отношению к этнической
интеграции.
После восстановления независимости Латвии развивалась
освобожд енная от цензуры социология. Регулярно вед утся различные
социологические исслед ования, финансируемые местными и
заграничными заказчиками. Получено и накоплено много ценных
эмпирических д анных, в том числе по отд ельным аспектам интеграции
общества. В конце 1997 и начале 1998 год а был провед ен обширный
опрос населения Латвии, опрос экспертов, а также анализ сод ержания
С МИ о возможностях развития гражд анского общества в Латвии. На
основе этих исслед ований была начата разработка Концепции
интеграции общества, а полученные д анные были использованы д ля
осознания пред посылок и возможных препятствий интеграции в Латвии.
Тем не менее накопленные эмпирические социологические д анные
не анализируются и не оцениваются во взаимосвязи. Э то затруд няет
возможность осознать тенд енции изменений общества и получить
пред ставление о взаимном влиянии этих изменений. С равнительно
ред ко публикуются работы социологической направленности. В связи с
интеграцией общества возможно указать лишь отд ельные
опубликованные социологами статьи. В основном, д анные
социологических исслед ований д оступны лишь заказчику и
исполнителю исслед ования и нед оступны более широкому кругу
интересующихся.
К рассмотрению формирования гражд анского общества и
исторического опыта интеграции общества, влиянию исторической
памяти на процесс интеграции общества мало обращались историки.
У спехи и труд ности формирования д емократического гражд анского
общества в период 1918 – 1940 год а начали исслед овать многие
историки, проживающие за границей, од нако после восстановления
независимости этот под ход не имел прод олжения.
Не хватает теоретических исслед ований экономического аспекта
интеграции общества. На интеграцию общества влияет социально-
экономический статус личности, общий уровень социально-
экономического развития общества, экономическая ориентация
госуд арства и т.п. Неред ко общество раскалывает различное понимание
происход ящих социально-экономических процессов, целей
экономических реформ, возможностей участия инд ивид а.
Политическая наука в Латвии еще не сложилась. У нас мало
квалифицированных политологов, занимающихся исслед овательской
работой; не сложились центры политической науки. Чаще всего суд ят о
политике, анализируют и оценивают эти процессы сами политики или
журналисты. Активными центрами политической науки и возбужд ения
общественного мнения не стали университеты, в которых созд аны
кафед ры политологии, Препод аватели этих кафед р сравнительно ред ко
участвуют в политических д искуссиях.
Не вед ется и под готовка исслед ователей соответствующей
квалификации. Низкая оплата научного труд а является причиной того,
что к гуманитарным, социальным исслед ованиям и исслед ованиям в
области образования (и к науке в целом) не привлекаются молод ые

57
специалисты и не разрабатываются новые исслед овательские темы и
программы, необход имые д ля сод ействия развитию госуд арства и
общества Латвии и финансируемые С оветом по науке.
В Латвии мало журналов научного направления (период ических
изд аний), в которых возможно публиковать научные и научно-
популярные статьи.

III. Основные направления д ействий
1. Сред ства массовой информации
Обеспечение д оступности информации. С лед ует разработать
информационную политику, способствующую интеграции общества и
созд анию ед иного информационного пространства. Закон “Об открытости
информации” д олжен стать реальной силой, способной уд овлетворить
потребности общества в обороте информации. Необход имо провод ить
просветительскую работу в обществе, в том числе сред и журналистов,
чтобы осознать права, открываемые этим законом.
Обязанностью госуд арственных структур и структур
самоуправлений является распространение актуальной д ля населения и
необход имой д ля его гражд анского участия информации, без ожид ания
того, чтобы она была специально востребована. Необход имо улучшить
коорд инацию госуд арственных институций в под готовке и
распространении информации.
Инфомационное пространство. С ущественное значение в созд ании
ед иного информационного пространства имеют успехи люд ей иной
национальности в овлад ении латышским языком. Знание латышского
языка позволяет преод олеть барьер в информационном обороте,
существующий из-за незнания госуд арственного языка, и познакомиться
с латышскоязычной прессой, слушать рад ио и смотреть телеперед ачи.
С ред ства массовой информации д олжны уд елять больше внимания теме
интеграции общества.
Госуд арство д олжно сод ействовать развитию общественного рад ио
и телевид ения при од новременной заботе об их политической
нейтральности. Необход имо усилить роль профессиональных
организаций журналистов в работе сред ств массовой информации. В
связи с интеграцией общества след ует усилить под д ержку учебным
программам, связанным с под готовкой журналистов, а также
ознакомлению студ ентов д ругих специальностей с возможностями
сред ств массовой информации сод ействовать интеграции общества.
Необход имо расширять технические возможности Латвийского рад ио и
телевид ения, чтобы Латвийское госуд арственное рад ио и телевид ение
покрывало бы всю территорию ЛР. С лед ует эластично распред елять
время рад ио- и телевещания на госуд арственном и иных языках, при
этом нужно исход ить из реальной языковой ситуации в конкретном
регионе, выд вигая в качестве цели д оступность информации д ля
слушателей. Особое внимание д олжно быть обращено на региональные
сред ства массовой информации. Для их развития необход имо
разработать конкретные, отвечающие местным условиям программы
интеграции.
Нужно поощрять существование многих и разных печатных
изд аний. Э то необход имо, чтобы обеспечить д оступность
многосторонней и объективной информации д ля широкой ауд итории.

58
Над о стараться не д опускать монопольного положения какого-либо из
С МИ в опред еленном информационном сегменте. С лед ует улучшить
сотруд ничество с госуд арствами, готовящими перед ачи д ля своих
земляков в Латвии. Э ти перед ачи также могли бы служить интеграции
люд ей иных национальностей в латвийское общество.
Необход имо способствовать распространению информации о таких
мероприятиях в области культуры, искусства и спорта, которые
объед иняют общество Латвии. Межд ународ ные д остижения в этих
областях пред ставителей Латвии любой национальности - визитная
карточка Латвии за границей. Э то сильный и эффективный, но пока еще
мало зад ействованный потенциал интеграции общества.
С лед ует напоминать, что и люд и д ругих национальностей
участвовали в борьбе и восстановлении независимости Латвии,
поощрять д искуссии об истории в сред ствах массовой информации,
способствуя выработке ед иного взгляд а. Нельзя позволить
культивировать мнение, буд то завоевание и защита латвийского
госуд арства есть д ело од них латышей. К созд анию образа Латвии
необход имо привлечь и люд ей д ругих национальностей. Необход имо
способствовать воспитанию патриотических чуств и с помощью С МИ, в
том числе в перед ачах д ля национальных меньшинств.
Нужно шире использовать тематику ЕС в качестве од ного из
факторов, стимулирующих интеграцию. Э то над о д елать параллельно с
информированием общества Латвии о ЕС . Общество д олжно быть
ознакомлено с опытом д ругих госуд арств в осуществлении интеграции.
Нам важно познакомиться как с уд ачным, так и неуд ачным опытом этих
стран.
Новые технологии. С лед ует шире использовать возможности,
появившиеся в результате информатизации, д ля д остижения целей
интеграции общества. Реальную возможность общества использовать
новейшие информвционные технологии опред еляется в основном д вумя
факторами: техническое обеспечение (сети и аппаратура) и готовность
(возможность) пользователя ее использовать. Из этих факторов
вытекает необход имость формировать соответствующую политику в
сфере технического обеспечения и образования, в том числе д ля
д остижения целей интеграции.
2. Направления исслед овательской д еятельности
Социология. Для того, чтобы интеграция общества была открытым и
контролируемым процессом, чтобы госуд арственным институциям и
общественной мысли были д оступны д анные о реальном ход е
интеграции общества, необход имо провод ить оперативные
социологические исслед ования по разным направлениям интеграции, а
регулярно через несколько лет – всесторонние комплексные
исслед ования о процессе интеграции в целом. Необход имо заботиться о
всестороннем анализе накопленных д анных и информировать общество
о провед енных исслед ованиях и их результатах.
С оциологические исслед ования след ует провод ить в д вух
основных направлениях. Во-первых, зад ача социологии – получать и
анализировать информацию о работе социальных механизмов
интеграции., об условиях и обстоятельствах, способствующих
интеграции и препятствующих ей. Во-вторых, след ует провод ить
исслед ования общественного мнения, которые информируют о позиции,

59
установках, отношении населения к событиям, процессам, институциям в
связи с интеграцией общества. Опираясь на разработки
социологических исслед ований, необход имо опред елить инд икаторы
интеграции, которые позволили бы в концентрированном вид е
осознавать и оценивать д инамику процессов интеграции в течение
времени.
Политическая наука. Неотъемлемой частью д емократического и
гражд анского общества является участие в нем политической науки.
Политическая наука д олжна развиваться сама и способствовать
формированию политически интегрированного общества. Зад ача
политологии - провед ение исслед ований о развитии политического
процесса в Латвии и информирование общества о результатах этих
исслед ований. Основные направления политологических исслед ований
связаны с изучением отношений гражд анина и госуд арственных
институций, т.е преод оления отчужд енности межд у гражд анином и
прямыми исполнителями госуд арственной власти, возможных изменений
в политических ценностях и ценностных ориентациях, готовности
политических партий сотруд ничать с новыми гражд анами и т.п.
Этнические исслед ования. Интерес люд ей к своей этнической
ид ентичности всегд а буд ет чувствительной составной частью жизни
многонационального общества Латвии. Гражд анская интеграция в
условиях д емократического и национального госуд арства связана с
этническими ид ентичностями.
Интеграции общества могут угрожать этнические разногласия и
этнические конфликты. С этнополитической точки зрения, такие
напряженности и конфликты могут быть вызваны причинами д войного
характера. Во-первых, их может вызывать нагнетание ощущения угрозы
латышской ид ентичности. Во-вторых, ощущение угрозы этнической
ид ентичности национальных меньшинств. Зад ача этнополитических
исслед ований – своевременно осознавать и пред вид еть причины
возможных этнических разногласий и разрабатывать рекоменд ации д ля
их устранения.
Языкознание. Необход имо прод олжать исслед ования об употреблении
языков и отношении к разным языкам в территориальном,
д емографическом и социальном аспекте. У становить приоритеты
исслед ования латышского языка в связи с актуальными зад ачами
интеграции общества. Осуществлять созд ание источников норм и
развитие терминологии. Особое внимание след ует уд елять
информированию латвийского общества об основных принципах
языковой политики, о языковой ситуации Латвии и лингвистическом
законод ательстве, а также об опыте зарубежных стран в
госуд арственном регулировании языковой ситуации.
Необход имо осуществлять мониторинг языковой ситуации в Латвии,
исслед овать лингвистический аспект интеграции и соответствие
лингвистического законод ательства переменам в языковой ситуации.
Экономика. Регулярное изучение взаимод ействия интеграции общества
и развития народ ного хозяйства открыло бы возможность использовать
экономические механизмы д ля устранения помех интеграции. Особенно
актуальны исслед ования о зависимости экономической и социальной
стратификации от развития и ориентации народ ного хозяйства,
исслед ования о выравнивании уровня народ ного благосостояния в ход е
устранения противоречий межд у различными социальными слоями

60
общества и формирования сред него слоя, о разработке мод ели
сбалансированного д олгосрочного социально- экономического развития.
Культурология. Особое значение в исслед овании культуры в д анный
момент имеет изучение народ охозяйственного обеспечения культуры -
экономической целесообразности общего культурного пространства - и в
связи с этим сод ействие развитию культуры в условиях рыночной
экономики.
Формирование и развитие общего культурного пространства зависит
от отношения общественного мнения к культуре, оно зависит от
готовности люд ей включиться в сред у национальной культуры. Общее
пространство культуры имеет свои, характерные д ля него
закономерности функционирования. Информацию об этой системе, ее
структуре и переменам в ней возможно получить с помощью культурно-
социологических исслед ований.
Зад ача философии культуры – оживить веру в свою национальную
культуру, понимание ее значимости, аргументы в пользу национальной
культуры в обстоятельствах взаимод ействия культур, глобализации и
конкурентной борьбы. Философия культуры д олжна исслед овать
специфику Латвии в контексте процессов европейской интеграции.
Психология. Интеграция общества во многих своих проявлениях и
вид ах пронизана психологией. Психологические исслед ования особенно
значимы по той причине, что интеграция общества пред усматривает
приоритет инд ивид уального отношения. Таким образом, с точки зрения
психологии важно исслед овать факторы, которые в специфическом
социокультурном контексте Латвии психологически препятствуют или
способствуют включению кажд ого инд ивид а в жизнь интегрированного
общества.
Важны исслед ования ид ентичности, в д анном случае -
исслед ования этнической и гражд анской ид ентичности, условий,
препятствующих или сод ействующих способности инд ивид а
ид ентифицировать себя как гражд анина или жителя Латвии. Важными
являются сравнительные исслед ования в моноэтнической и
полиэтнической сред е, в том числе в школах. Результаты этих
исслед ований необход имо сравнивать с отношениями взрослых в
од нород ной этнической сред е и полиэтнической сред е. Важно начать
д олгосрочные исслед ования процесса формирования и развития
гражд анской ответственности.
Демография. В Латвии прод олжается д епопуляция населения.
Пред шествовавшая д емографическая политика не смогла повлиять на
процессы в обществе с тем, чтобы устранить (минимализировать)
ухуд шение д емографической ситуации. Прод олжение и углубление
д емографического кризиса грозит вызвать новую эпоху иммиграции в
Латвию, как только развитие народ ного хозяйства потребует новых
рабочих рук. Низкая плотность населения также может стать причиной
нового период а иммиграции.
Од ной из важнейших зад ач д емографии является исслед ование
изменения этнического состава населения в связи с естественным
д вижением, миграцией и ассимиляцией, а также этнической
д ифференциации д емографических процессов (супружество,
рожд аемость, смертность и д р.), этнически смешанных семей (браков),
направления и интенсивность этнической ассимиляции. Особое внимание

61
след ует уд елить разработке д емографических прогнозов, в том числе –
этническому измерению.
История. Обязанность исторической науки – д авать объективные
свед ения о прошед ших временах, способствовать осознанию опыта
прошлого в наши д ни.
Зад ача исторической науки - исслед овать и оценивать опыт
интеграции общества в Латвийской Республике в 1918 – 1940 год у:
отношение различных социальных групп и социальных институтов к
латвийскому госуд арству и народ у Латвии, успехи и неуд ачи
интеграции, ед инение общества во время утраты независимости и
репрессий. Необход имо обратиться к исслед ованию истории советской и
нацистской оккупации в связи с интеграцией общества. Актуальной и
неотложной зад ачей историков является исслед ование процесса
формирования народ а Латвии и д емократического гражд анского
общества после восстановления независимости.
Исслед ования в области образования. Новое поколение
систематизированные д емократические и национальные ценностные
взгляд ы получает в школе – на уроках гражд ановед ения, культуры,
истории, основ экономики, языков и мероприятиях гражд анского
воспитания. Ценностную ориентацию школьников и студ ентов, их
гражд анские навыки можно осознать не только с помощью оценки в
д есятибалльной cистеме, но и с помощью метод ов и приемов
пед агогического исслед ования. Необход имо начать статистический и
сод ержательный анализ используемой в школе учебной литературы с
целью под готовки концептуальной и метод ической основы д ля
разработки новых учебников.
На начальном этапе реформы билингвального образования кажд ая
школа пытается найти свою, лучше всего соответствующую школе,
учащимся и род ителям, программу билингвального образования. Такую
программу не всегд а легко найти. Осложнения, вызванные применением
метод а проб и ошибок, могут быть пред упрежд ены и устранены
пед агогическими исслед ованиями. Они могут оказать не только
неоценимую помощь буд ущим билингвальным школам в упоряд очении
образовательного процесса, но и привлечь учащихся старших классов к
исслед овательской д еятельности, пробужд ая интерес к социальным
наукам уже в школьные год ы.
Централизованные экзамены открывают возможности
исслед овательской и аналитической д еятельности, а именно - д ают
возможность познавать и оценивать результаты образования без
крупных финансовых вложений. Необход имо обеспечить участие в
межд ународ ных исслед ованиях по гражд анским наукам.
Исслед ования в области образования - зад ача
мультид исциплинарного под ход а, в них д олжны сотруд ничать
социологи, психологи, языковед ы, пед агоги и специалисты д ругих наук.
Другие направления под д ержки д уховности интеграции.
Интеграция общества имеет большой д уховный и моральный потенциал.
Она побужд ает любого занять позицию толерантного, чуткого,
понимающего, открытого человека. Од нако интеграция требует также
самосовершенствования человека, чтобы в контактах с инакомыслящими
и люд ьми, принад лежащими к иной этнической ид ентичности, сохранить


62
свою убежд енность и силу д уха, самостоятельность своих сужд ений и
повед ения.
Кажд ое положение гуманитарных и социальных наук и под д ержка
интеграции является важным приобретением. Кажд ая наука и
проявление д уховности имеет свои возможности и свой вклад .
Философия, этика, теология побужд ают не только исслед овать и
объяснять существующие процессы, но и осознавать и созд авать мир в
соответствии с тем, каким он д олжен быть. Интегрированное общество
д олжно быть д уховно уравновешенным и моральным.




63
Глава 5
Механизмы реализации

Интеграции общества может способствовать целенаправленно
созд анная система госуд арственных институций, сотруд ничающих с
самоуправлениями и негосуд арственными организациями. Долг кажд ого
д олжностного лица госуд арства - способствовать интеграции общества.

I. Цели

Обеспечить институциональную под д ержку интеграции общества,

созд ать систему соответствующих институций д ля коорд инации
процесса интеграции; обеспечить д еятельность госуд арственных
институций, способствующих целенаправленному и необратимому
ход у интеграции общества.
С пособствовать включению и участию общества в процессах

принятия госуд арственных решений как на госуд арственном уровне,
так и на уровне самоуправлений, уменьшая таким образом
отчужд енность населения от госуд арства и укрепляя соблюд ение
принципов д емократии.
Развивать сотруд ничество с негосуд арственными организациями и

различными ассоциациями по интересам с целью постепенно
д елегировать им часть функций госуд арственных институций,
связанных с интеграцией общества.
С озд ать фонд интеграции общества и начать его работу.


II. Характеристика ситуации, проблемы

В стране уже имеются институции, чья д еятельность прямо или
опосред ованно связана с под д ержанием и укреплением потенциала
интеграции общества. В Латвии таковыми являются Министерство
образования и науки (отд ел интеграции общества, Госуд арственная
программа освоения латышского языка), Министерство юстиции
(У правление натурализации, отд ел по д елам национальностей, Центр
госуд арственного языка), Министерство внутренних д ел (У правление по
д елам гражд анства и миграции, У правление иммиграционной полиции),
Министерство культуры и д ругие госуд арственные институции.
Тем не менее функционирующие в настоящее время
госуд арственные институции не способны обеспечить успешное
(комплексное) решение проблем интеграции общества. Не установлено
д остаточное сотруд ничество межд у госуд арственными институциями,
ответственными за интеграцию общества, и общественными
организациями д ля общего решения проблем, связанных с интеграцией
общества, и коорд инации направленности процесса интеграции при
формировании гражд анского общества. В структуре госуд арственных
институций Латвии не образована институция, коорд инирующая
исполнение программы интеграции общества Латвии.
Нед остаточно осуществляется связь институций госуд арственной
власти с пред ставителями общества - общественными организациями.
Население мало включается в общественные организации. Несмотря на
то, что жители неуд овлетворены принятыми госуд арственными
институциями решениями, они не вид ят реальной возможности повлиять
на эти решения, в том числе и посред ством общественных организаций.

64
Нед остаточна активность госуд арственных институций по организации
консультаций с общественными организациями перед принятием
решений.
С зад ачами интеграции общества сталкиваются в своей
д еятельности институции самоуправлений. Если сравнить д оверие
самоуправлениям и главным институциям госуд арства, население больше
д оверяет самоуправлениям, чем госуд арственным институциям. В
послед нее время самоуправления все больше осознают важность зад ачи
интеграции общества и свою роль в этом процессе.

III. Основные направления д ействий

В соответствии с целями концепции интеграции общества и
тенд енциями интеграции общества пред усмотрено созд ание системы
институций и организаций д ля сод ействия интеграции общества.
Институциональная система. Обеспечить институциональную
под д ержку коорд инации процесса интеграции общества и более
эффективной д еятельности госуд арственных институций. С озд ать
ед иную коорд инирующую институцию в рамках структуры Министерства
юстиции ЛР в соответствии с опытом работы уже существующих
институций госуд арственного управления. Под эгид ой коорд инирующей
институции созд ать Коорд инационный совет, и к его д еятельности
привлечь пред ставителей национальных меньшинств и известных в
обществе личностей.
С озд авать краевые культурные центры д ля сод ействия обмену
информацией, осуществления культурных программ и мероприятий сред и
люд ей с различными взгляд ами, различных социальных и этнических
групп, негосуд арственных организаций и т.п. В системе госуд арственных
институций созд ать структуру д ля сотруд ничества с зарубежными
соотечественниками, чтобы пред ставлять их интересы в Латвии и
коорд инировать сотруд ничество госуд арственных институций с
зарубежными соотечественниками в образовании, культуре и д ругих
сферах.
В кажд ой из связанных с интеграцией общества институций след ует
созд ать структурную ед иницу или пред усмотреть исполнение функций
отд ельным сотруд ником (контактным лицом), в компетенции которого
было бы решение отд ельных проблем интеграции общества. В программе
интеграции общества опред елить ответственность кажд ой
госуд арственной институции за выполнение соответствующей
под программы или исполнение конкретной функции.
Укрепление госуд арственных институций, связанных с
интеграцией общества. Чтобы способствовать процессу интеграции
общества в Латвии, необход имо совершенствовать д еятельность
образованной У правлением натурализации новой структурной ед иницы -
информационного центра, укрепить статус отд ела по национальным
д елам Министерства юстиции и отд ела интеграции общества в
д епартаменте общего образования МОН, пред усмотреть конкретные
мероприятия д ля совершенствования д еятельности Центра
госуд арственного языка.
Фонд интеграции общества. С озд ать Фонд интеграции общества, в
зад ачи которого вход ила бы популяризация ид еи интеграции общества,

65
более широкое включение общества в процесс интеграции, привлечение
финансовых сред ств (пожертвований, д отаций) распред еление
финансовых сред ств (в том числе сред ств госуд арственного бюд жета,
пред усмотренных д ля целей интеграции).
Созд ание научно - исслед овательского центра. При под д ержке
правительства и С овета по науке в Латвии д олжен быть созд ан научно-
исслед овательский (социальных исслед ований) центр, который в
сотруд ничестве с уже существующими научными институциями заботился
бы о мультид исциплинарном изучении процесса интеграции общества в
Латвии, связи этих процессов с интеграцией в Европу. Зад ачей центра
было бы поощрять научные исслед ования в области интеграции
общества, анализировать и вести мониторинг ход а интеграции общества
в Латвии. В обязанности центра вход ила бы также под готовка
регулярных год овых отчетов д ля правительства (Бюро интеграции
общества). Центр пред авал бы гласности информацию о протекании
процесса интеграции общества в Латвии, под готавливал год овые отчеты
правительству (коорд инирующей интеграцию общества институции) о
процессе интеграции общества, разрабатывал пред ложения о
провед ении конкретных мероприятий, организовывал семинары и
конференции латвийского и межд ународ ного масштаба, публиковал
статьи и книги. В зад ачи центра вход ило бы также налаживание
межд ународ ных научных связей, способствующих исслед ованию
процесса интеграции, привлечение сред ств госуд арственного и
межд ународ ного финансирования д ля провед ения исслед ований и
под готовки публикаций.
Включение самоуправлений. Под эгид ой самоуправлений созд ать
советы по интеграции общества, которые в сотруд ничестве с
соответствующей госуд арственной институцией на уровне местной
власти решали бы вопросы интеграции общества. Главной зад ачей таких
советов было бы созд ание возможностей, позволяющих люд ям самим
участвовать в жизни общества и влиять на принятие решений; особое
внимание след ует уд елить усилению участия менее интегрированных в
общество групп. Привлечь к коорд инации мероприятий интеграции
общества С оюз самоуправлений Латвии.
Негосуд арственные организации.Постепенно перед авать отд ельные
функции госуд арственных институций, связанные с интеграцией
общества, общественным и д ругим негосуд арственным организациям.
Всем госуд арственным институциям и институциям самоуправлений
стараться улучшить связь с населением. Нужно способствовать участию
общества в принятии решений, максимально учитывая мнения и
пред ложения жителей в процессе принятия решений. У чрежд ения
госуд арственного управления и самоуправлений д олжны стараться
обеспечить, чтобы информация о происход ящем в учрежд ении д остигла
бы кажд ого члена общества, заинтересованного в получении этой
информации.




66
Заключение

Разработка концепции интеграция общества была начата в апреле
1998 год а в соответствии с распоряжением Кабинета министров. Работа
над концепцией “Интеграция общества в Латвии” состояла из д вух
этапов.
На первом этапе, в период с апреля 1998 год а по сентябрь 1998
год а, был разработан первоначальный вариант проекта Концепции
интеграции общества. Он был опубликован и перед ан на общественное
обсужд ение. Концепция обсужд алась с 10 марта 1999 год а по 31 мая
1999 год а. Целью обсужд ения было познакомить общество с
разрабатываемым д окументом интеграции общества, вызвать обмен
мнениями о главных ид еях интеграции общества, выслушать точки
зрения, д ать возможность высказаться кажд ому, кто желал бы принять
участие в д искуссии.
На втором этапе, в период с 1 июня 1999 год а по 1 августа 1999
год а, с учетом высказанных пред ложений и обобщением мыслей,
выраженных в ход е общественного обсужд ения, был д ополнен и
разработан окончательный вариант текста концепции “Интеграция
общества в Латвии”. Он существенно переработан, от прежнего варианта
неизмененными остались лишь отд ельные абзацы. Новый вариант
концепции д ополнен д вумя новыми главами – “Гражд анское участие и
политическая интеграция” и “С оциальная и региональная интеграция
общества”. С труктура текста концепции также строится на д ругом
принципе по сравнению с первым вариантом концепции, а именно,
объед иняя в главы отд ельные темы. Э то д елает концепцию более
обозримой.
Концепция созд ана с целью разработки программы д ействий
"Интеграция общества в Латвии”. Разработка программы станет
возможной, если пред ставленная концепция получит под д ержку
Кабинета министров.




67

<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ