стр. 1
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>














Интегральные показатели эффективности реформы государственного управления

Справочный материал

Подготовлено для Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации







Секретариат доноров
по реформе государственной службы в России
Департамент международного развития Великобритании / Всемирный Банк


Москва, 2 июля 2004 г.



СОДЕРЖАНИЕ
Краткое содержание 6
1. Показатель государственного управления (GRICS) 9
2. Показатели, полученные в результате обследований предприятий в 80 странах мира (WBES) 14
3. Показатели, полученные в результате обследований предприятий в странах с переходной экономикой (BEEPS) 31
4. Индекс восприятия коррупции (ИВК) 36
5. Барометр мировой коррупции 38
6. Индекс экономической свободы (ИЭС) в странах мира 41
7. Индекс непрозрачности (PriceWaterhouseCoopers) 46
8. Показатели эффективности государственного управления, измеряемые на основе обследований государственных служащих и населения 49
Список источников 52
Приложение 1 - Список источников, на основе которых формировались индексы GRICS для России 53



ТАБЛИЦЫ
1. Показатель государственного управления (GRICS) 9
Таблица 1: График по странам ОЭСР - данные за 1996 и 2002 гг. по 6 индексам в сравнении 10
Таблица 2: Статистические данные за 2002 и 1996 гг. в сравнении - 11
оценка стран ОЭСР по 6 Индексам 11
Таблица 3: График по странам Восточной и Центральной Европы - данные за 1996 и 2002 гг. по 6 индексам в сравнении 11
Таблица 4: Статистические данные за 2002 и 1996 гг. в сравнении - оценка стран Восточной и Центральной Европы по 6 Индексам 12
Таблица 5: График по России - данные за 1996 и 2002 гг. по 6 индексам в сравнении 12
Таблица 6: Статистические данные за 2002 и 1996 гг. в сравнении - оценка России по 6 Индексам 13
2. Показатели, полученные в результате обследований предприятий в 80 странах мира (WBES) 14
Таблица 7: График по странам ОЭСР - оценка делового климата на основе WBES 16
Таблица 8: Статистические данные по страна ОЭСР - оценка делового климата на основе WBES 16
Таблица 9: График по странам Восточной и Центральной Европы - оценка делового климата на основе WBES 17
Таблица 10: Статистические данные по странам Восточной и Центральной Европы - оценка делового климата на основе WBES 17
Таблица 11: График по странам ОЭСР - оценка влияния, лоббирования и информационных потоков на основе WBES 18
Таблица 12: Статистические данные по странам ОЭСР - оценка влияния, лоббирования и информационных потоков на основе WBES 18
Таблица 13: График по странам Центральной и Восточной Европы - оценка влияния, лоббирования и информационных потоков на основе WBES 19
Таблица 14: Статистические данные по странам Центральной и Восточной Европы - оценка влияния, лоббирования и информационных потоков на основе WBES 19
Таблица 15: График по странам ОЭСР - оценка эффективности государства на основе WBES 20
Таблица 16: Статистические данные по странам ОЭСР - оценка эффективности государства на основе WBES 20
Таблица 17: График по странам Центральной и Восточной Европы - оценка эффективности государства на основе WBES 20
Таблица 18: Статистические данные по странам Центральной и Восточной Европы - оценка эффективности государства на основе WBES 21
Таблица 19: График по странам ОЭСР - оценка предсказуемости экономической политики на основе WBES 21
Таблица 20: Статистические данные по странам ОЭСР - оценка предсказуемости экономической политики на основе WBES 22
Таблица 21: График по странам Центральной и Восточной Европы - оценка предсказуемости экономической политики на основе WBES 22
Таблица 22: Статистические данные по странам Центральной и Восточной Европы - оценка предсказуемости экономической политики на основе WBES 22
Таблица 23: График по странам ОЭСР - оценка вмешательства государства в процесс принятия решений на основе WBES 24
Таблица 24: Статистические данные по странам ОЭСР - оценка вмешательства государства в процесс принятия решений на основе WBES 24
Таблица 25: График по странам Центральной и Восточной Европы - оценка вмешательства государства в процесс принятия решений на основе WBES 25
Таблица 26: Статистические данные по странам Центральной и Восточной Европы - оценка вмешательства государства в процесс принятия решений на основе WBES 25
Таблица 27: График по странам ОЭСР - оценка частоты взяточничества на основе WBES 26
Таблица 28: Статистические данные по странам ОЭСР - оценка частоты взяточничества на основе WBES 26
Таблица 29: График по странам Центральной и Восточной Европы - оценка частоты взяточничества на основе WBES 27
Таблица 30: Статистические данные по странам Центральной и Восточной Европы - оценка частоты взяточничества на основе WBES 27
Таблица 31: График по странам ОЭСР - оценка общих характеристик государственных услуг на основе WBES 28
Таблица 32: Статистические данные по странам ОЭСР - оценка общих характеристик государственных услуг на основе WBES 29
Таблица 33: График по странам Центральной и Восточной Европы - оценка общих характеристик государственных услуг на основе WBES 29
Таблица 34: Статистические данные по странам Центральной и Восточной Европы - оценка общих характеристик государственных услуг на основе WBES 30
3. Показатели, полученные в результате обследований предприятий в странах с переходной экономикой (BEEPS) 31
Таблица 35: График России за 2002 г. - оценка общих характеристик бизнес - среды на основе BEEPS 32
Таблица 36: Статистические данные по России за 2002 г. - оценка общих характеристик бизнес - среды на основе BEEPS 33
Таблица 37: График по России за 1999 г. - оценка общих характеристик бизнес - среды на основе BEEPS 33
Таблица 38: Статистические данные по России за 1999 г. - оценка общих характеристик бизнес - среды на основе BEEPS 33
Таблица 39: График по России за 2002 г. - оценка частоты взяточничества на основе BEEPS 34
Таблица 40: Статистические данные по России за 2002 г. - оценка частоты взяточничества на основе BEEPS 35
Таблица 41: График по России за 1999 г. - оценка частоты взяточничества на основе BEEPS 35
Таблица 42: Статистические данные по России за 1999 г. - оценка частоты взяточничества на основе BEEPS 35
4. Индекс восприятия коррупции (ИВК) 36
Таблица 43: Индекс восприятия коррупции (ИВК) 2003 по России, странам ОЭСР, странам Центральной и Восточной Европы, Украине и Казахстану 37
5. Барометр мировой коррупции 38
Таблица 44: Барометр мировой коррупции, ответ на вопрос о том, в какой области хотелось бы уничтожить коррупцию в первую очередь - результаты по России, странам ОЭСР, странам Центральной и Восточной Европы, Украине и Казахстану 38
Таблица 45: Барометр мировой коррупции, ответ на вопрос о влиянии коррупции на личную жизнь и семью - результаты по России, некоторым странам ОЭСР, Центральной и Восточной Европы 39
Таблица 46: Барометр мировой коррупции, ответ на вопрос о влиянии коррупции на бизнес - среду - результаты по России, некоторым странам ОЭСР, Центральной и Восточной Европы 40
6. Индекс экономической свободы (ИЭС) в странах мира 41
Таблица 47: Индекс экономической свободы с 1995 по 2003 гг. - результаты по России, Казахстану, Украине, некоторым странам ОЭСР и некоторым странам Центральной и Восточной Европы 42
Таблица 48: Факторы Индекс экономической свободы за 2003 гг. - результаты по России, Казахстану, Украине, некоторым странам ОЭСР и некоторым странам Центральной и Восточной Европы 44
7. Индекс непрозрачности (PriceWaterhouseCoopers) 46
Таблица 49: Индекс непрозрачности за 2001 г. - результаты по России, Казахстану, Украине, некоторым странам ОЭСР и некоторым странам Центральной и Восточной Европы 48
8. Показатели эффективности государственного управления, измеряемые на основе обследований государственных служащих и населения 49


Краткое содержание

Работа "Интегральные показатели эффективности реформы государственного управления" была подготовлена по запросу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

В данной работе представлены справочные материалы об основных интегральных показателях эффективности государственного управления, которые были разработаны международными организациями:

1. Показатель государственного управления (GRICS) - отражает комбинацию ответов на вопросы о качестве государственного управления и строится на основе нескольких сотен переменных, взятых из 25 различных источников 18 организаций. Он состоит из 6 индексов, отражающих 6 параметров государственного управления: Право голоса и подотчетность (Voice and Accountability), Политическая стабильность и отсутствие насилия (Political Stability and Absence of Violence), Эффективность правительства (Government Effectiveness), Качество законодательства (Regulatory Quality), Верховенство закона (Rule of Law), Контроль коррупции (Control of Corruption). Показатель оценивает эффективность управления в 199 странах за 4 периода - 1996, 1998, 2000 и 2002 гг. и представлен в форме процентного значения по шкале 1-100. Значение рейтинга интерпретируется как процент стран в мире, позиция которых по данному Индексу оцениваются ниже выбранной страны. Чем выше значение рейтинга, тем более высокую позицию имеет страна по эффективности государственного управления. В 2002 г. показатель России по индексу Право голоса и подотчетность составил 33.8, а по индексу Контроль коррупции - 21.1. Оба показателя оказались выше, чем средний показатель по СНГ, но значительно ниже, чем показатель по странам ОЭСР (по обоим индексам он составил 91.3).

2. Показатели, полученные в результате Всемирного обследования предприятий (WBES)- позволяют получить сравнительную оценку государственной политики, делового климата, качества регулирования, уровня коррупции, качества государственных услуг в контексте взаимодействия между бизнесом и государством. Всемирное обследование бизнес-среды (WBES 2000 - The World Business Environment Survey) проводилось в конце 1999 - начале 2000 Всемирным Банком совместно с Европейским банком реконструкции и развития (EBRD), Американским банком развития (IDB) и Гарвардским университетом провел. В рамках обследования было опрошено более 10 000 предприятий в 80 странах мира. В проведении обследования WBES опрашивались менеджеры и собственники предприятий. Организаторы использовали единую методику опроса, что позволяет сравнивать показатели разных стран между собой.

3. Показатели, полученные в результате Обследования предприятий в странах с переходной экономикой (BEEPS) - позволяют получить сравнительную оценку качества управления, делового климата, конкурентной среды, уровня коррупции в контексте взаимодействия между бизнесом и государством в странах с переходной экономикой. Обследование проводилось дважды - в 1999-2000 гг. и 2002, и охватило более 4000 компаний в 22 странах с переходной экономикой (Восточная Европа, страны бывшего СССР и Турция) посредством индивидуальных интервью с менеджерами и собственниками предприятий.

4. Индекс восприятия коррупции (ИВК) организации "Transparency International" - составляется организацией Transparency International (ТИ) с 1995 года. Это составной индекс, основанный на данных 17 различных опросов и исследований, проведенных 13 независимыми организациями среди предпринимателей и местных аналитиков, включая опросы жителей данной страны, как ее граждан, так и иностранцев. В 2003 году он ранжирует 133 страны в зависимости от степени представлений о распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков. ИВК позволяет получить ежегодный срез по уровню коррупции в государственном секторе в различных странах. Что касается сравнений данных разных периодов, рекомендуется сравнивать количество баллов страны, а не позицию в рейтинге, так как на изменение позиции может оказать влияние состав стран, который не является постоянным. В 2003 г. Россия была на 86 месте из 133 (2.7 баллов из 10). Среди стран с самым лучшим показателем оказались Финляндия, Исландия, Дания, Новая Зеландия и Сингапур.

5. Барометр мировой коррупции организации "Transparency International" - тоже составляется Transparency International (ТИ). Если целью ИВК является оценка уровня коррупции в мире, в то время как Барометр имеет отношение к тому, как средний человек оценивает данный уровень коррупции. Барометр составлялся на основе исследования отношеня к коррупции, проводимого в рамках опроса "Голос народа" Института общественного мнения Гэллап Интернешнл в 2002 г. В рамках обследования было опрошено 40.838 человек в 47 странах. По данным индекса 48.7% опрошенных в России считает, что коррупция оказывает очень существенное влияние на бизнес-среду (16.6 % - Канада, 7.4% - США, 34.7 % - Великобритания), 21.8% опрошенных считают, что коррупция оказывает очень существенное влияние на личную жизнь и жизнь его семьи (42.5% - Канада, 26.5% - США, 10.9 % - Великобритания).

6. Индекс экономической свободы организации "Heritage Foundation" - был разработан Фондом Наследия (Heritage Foundation) совместно с Уол Стрит (Wall Street) в 1995 году. Информационной базой ИЭС являются данные правительственных и неправительственных организаций, результаты международных и национальных социологических опросов. В 2003 г. ИЭС рассчитывался для 161 страны на основе 50 характеристик, объединённых в 10 факторов экономической свободы: торговая политика, фискальная политика, государственная интервенция в экономику, монетарная политика, иностранные инвестиции и потоки капитала, банковская сфера, зарплаты и цены, имущественные права, государственное регулирование, чёрный рынок. Каждый фактор оценивается по шкале, в соответствии с которой качественные или количественные характеристики переводятся в баллы от 1 до 5: чем больше значение показателя, тем значительнее интервенция государства в экономику страны и тем ниже уровень экономической свободы. С 1995 г. значение этого индекса по России растет, если в 1995 г. этот индекс для России составил 3.4, начиная с 2000 г. он держится на уровне 3.7.

7. Индекс непрозрачности компании "PricewaterhouseCoopers" - основан на комбинации из 5 первичных показателей, характеризующих следующие сферы, влияющие на рынок капитала: коррупция в государственных органах; законы, регулирующие права собственности; экономическая политика (фискальная, монетарная, налоговая); стандарты финансирования; регулирование коммерческой деятельности. Значение Индекса непрозрачности по России составило 83.59, что значительно выше показателей как стран ОЭСР, так и стран Центральной и Восточной Европы.

8. Показатели эффективности государственного управления, измеряемые на основе обследований государственных служащих и населения - среди таких показателей индекс институциональной среды, который рассчитывается на основе обследований государственных служащих в 15 странах (в т.ч. в Албании, Аргентине, Болгарии, Индии, Индонезии и Молдове) по методологии Всемирного Банка (разработана при поддержке Программы сотрудничества между Банком и Нидерландами). Индекс институциональной среды включает интегральные оценки степени доверия к ведомственной политике, доверия к правилам и адекватности и предсказуемости ресурсного обеспечения.
Данная часть также затрагивает показатели, рассчитываемые на основе проводимых в России обследований (без возможности прямых международных сопоставлений). Среди представленных примеров показателей эффективности реализации реформы государственного управления следующие показатели: восприятие населением качества предоставляемых государственных услуг, восприятие престижа государственной службы, соотношение уровней оплаты труда в государственном и частном секторе по ключевым должностям, влияние мер по дерегулированию российской экономики. Данная группа показателей включает широкий круг планируемых и проводимых обследований населения, предприятий и организаций, а также государственных служащих по вопросам, связанным с определением тех или иных характеристик деятельности органов власти. Хотя единовременные обследования подобного рода представляют интерес для выявления наиболее актуальных задач, требующих немедленного решения, для оценки прогресса реформы необходимо обеспечить определенную периодичность обследований, проводимых на основе единой методологической базы.

По большинству показателей также представлены результаты по некоторым странам, включая Россию, страны ОЭСР и страны Центральной и Восточной Европы. Для формирования первых трех показателей использовались электронные инструменты, которые доступны через Интернет-сайт Всемирного Банка. Из-за большого количества под-категорий по показателям, полученным на основе WBES и BEEPS, невозможно было показать все результаты, и по ним приведены лишь некоторые примеры.

Работа выполнена на базе материалов международных организаций (Всемирного Банка и Transparency International), список всех используемых источников прилагается. Все источники доступны через Интернет для более углубленного изучения.



1. Показатель государственного управления (GRICS)

Краткое описание1
Показатель GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), оценивает эффективность управления в 199 странах за 4 периода - 1996, 1998, 2000 и 2002 гг. Показатель был разработан на основе нескольких сотен переменных, взятых из 25 различных источников 18 организаций, и состоит из 6 индексов, отражающих 6 параметров государственного управления. Эти параметры были выделены на основе общего определения, согласно которому "государственное управление" (Governance) понимается как совокупность традиций и институциональных образований, с помощью которых органы власти управляют страной. Это включает в себя (а) процессы выбора, контроля и замены правительства; (б) способность правительства формулировать и проводить политику; (в) уважение граждан и государства к институтам, руководящим социальным и экономическим взаимодействием в обществе.
Индексы:
* Право голоса и подотчетность (Voice and Accountability) - индекс включает показатели, измеряющие различные аспекты политических процессов, гражданских свобод и политических прав. Показатели этой категории измеряют степень возможности участия граждан в выборе правительства. Показатель степени независимости прессы тоже относится к данной группе.
* Политическая стабильность и отсутствие насилия (Political Stability and Absence of Violence) - индекс включает группу показателей, измеряющих вероятность дестабилизации правительства и вынужденной отставки в результате применения насилия (включая терроризм и насилие внутри страны). Данный индекс отражает, насколько качество государственного управления может вызвать необходимость резких перемен, смену политического курса, а также подрывает возможность мирных выборов правительства гражданами.
* Эффективность правительства (Government Effectiveness) - индекс отражает качество госуслуг, качество бюрократии, компетенцию госслужащих, уровень независимости госслужбы от политического давления, уровень доверия к политике, проводимой правительством.
* Качество законодательства (Regulatory Quality) - значение данного индекса связано с проводимой политикой. С помощью него измеряются противоречащие рыночной экономике меры, такие как контроль уровня цен, неадекватный контроль банков, чрезмерное регулирование международной торговли и развития бизнеса.
* Верховенство закона (Rule of Law) - индекс измеряет уровень доверия граждан к законам общества, и приверженность к исполнению этих законов. Он включает показатели отношения граждан к преступлению, эффективности и предсказуемости законодательной системы, приверженности к контрактной системе.
* Контроль коррупции (Control of Corruption) - индекс отражает восприятие коррупции в обществе (коррупция понимается как использование общественной власти с целью извлечения частной выгоды). Несмотря на видимую прямолинейность индекса, в нем учитываются разные стороны явления, начиная от частоты "дополнительной оплаты за то, чтобы работа была сделана" до влияния коррупции на развитие бизнеса, а также существования "большой коррупции" на высоком политическом уровне и участия элит в коррупции.

Результаты
На сайте Всемирного Банка существует электронный инструмент для определения 6 Индексов GRICS2. Инструмент позволяет получать данные в форме графика и таблици как по всем 6 Индексам по одной стране (группе стран), так и сравнить несколько стран по одному выбранному Индексу.

Таблица 1: График по странам ОЭСР - данные за 1996 и 2002 гг. по 6 индексам в сравнении

Данные за 2002 - верхний прямоугольник
Данные за 1996 - нижний прямоугольник


График отражает рейтинг выбранной страны по каждому из 6 Индексов. Значение рейтинга интерпретируется как процент стран в мире, позиция которых по данному Индексу оцениваются ниже выбранной страны. Чем выше значение рейтинга, тем более высокую позицию имеет страна по эффективности государственного управления.


Таблица 2: Статистические данные за 2002 и 1996 гг. в сравнении -
оценка стран ОЭСР по 6 Индексам

Индекс госуправления
Год
Значение (%)
(по шкале 0-100)
Оценка
(-2.5 to + 2.5)
Стандартное
отклонение
Количество
опросов
Источники
Право голоса и подотчетность
2002
91.3
+1.38
N/A
-
List
1996
91.2
+1.36
N/A
-
List
Политическая стабильность
2002
87.2
+1.16
N/A
-
List
1996
88.5
+1.04
N/A
-
List
Эффективность правительства
2002
91.6
+1.68
N/A
-
List
1996
92.2
+1.45
N/A
-
List
Качество законодательства
2002
91.9
+1.54
N/A
-
List
1996
90.1
+1.13
N/A
-
List
Верховенство закона
2002
91.6
+1.63
N/A
-
List
1996
91.4
+1.61
N/A
-
List
Контроль коррупции
2002
91.3
+1.71
N/A
-
List
1996
90.3
+1.55
N/A
-
List

Таблица 3: График по странам Восточной и Центральной Европы - данные за 1996 и 2002 гг. по 6 индексам в сравнении

Данные за 2002 - верхний прямоугольник
Данные за 1996 - нижний прямоугольник



Таблица 4: Статистические данные за 2002 и 1996 гг. в сравнении - оценка стран Восточной и Центральной Европы по 6 Индексам

Индекс госуправления
Год
Значение (%)
(по шкале 0-100)
Оценка
(-2.5 to + 2.5)
Стандартное
отклонение
Количество
опросов
Источники
Право голоса и подотчетность
2002
65.0
+0.51
N/A
-
List
1996
55.0
+0.17
N/A
-
List
Политическая стабильность
2002
60.5
+0.35
N/A
-
List
1996
58.2
+0.26
N/A
-
List
Эффективность правительства
2002
57.7
+0.16
N/A
-
List
1996
59.0
+0.01
N/A
-
List
Качество законодательства
2002
63.2
+0.42
N/A
-
List
1996
56.1
+0.05
N/A
-
List
Верховенство закона
2002
56.5
+0.15
N/A
-
List
1996
53.7
-0.02
N/A
-
List
Контроль коррупции
2002
54.7
-0.01
N/A
-
List
1996
53.2
-0.04
N/A
-
List

Таблица 5: График по России - данные за 1996 и 2002 гг. по 6 индексам в сравнении

Данные за 2002 - верхний прямоугольник
Данные за 1996 - нижний прямоугольник



Таблица 6: Статистические данные за 2002 и 1996 гг. в сравнении - оценка России по 6 Индексам

Индекс госуправления
Год
Значение (%)
(по шкале 0-100
Оценка
(-2.5 to + 2.5)
Стандартное
отклонение
Количество
опросов
Источники3
Право голоса и подотчетность
2002
33.8
-0.52
0.13
11
List
1996
39.8
-0.34
0.17
6
List
Политическая стабильность
2002
33.0
-0.40
0.20
9
List
1996
16.5
-0.76
0.27
6
List
Эффективность правительства
2002
44.3
-0.40
0.13
11
List
1996
33.5
-0.48
0.16
8
List
Качество законодательства
2002
44.3
-0.30
0.16
10
List
1996
31.5
-0.41
0.20
8
List
Верховенство закона
2002
25.3
-0.78
0.12
15
List
1996
19.9
-0.80
0.14
10
List
Контроль коррупции
2002
21.1
-0.90
0.13
12
List
1996
27.3
-0.69
0.17
7
List


2. Показатели, полученные в результате обследований предприятий в 80 странах мира (WBES)

Краткое описание и результаты4

В конце 1999 - начале 2000 Всемирный Банк совместно с Европейским банком реконструкции и развития (EBRD), Американским банком развития (IDB) и Гарвардским университетом провел Всемирное обследование бизнес-среды (WBES 2000 - The World Business Environment Survey). В рамках обследования было опрошено более 10 000 предприятий в 80 странах мира, и были получены показатели, которые предполагается использовать для отслеживания прогресса реформы, а именно показатели, характеризующие:

* Деловой климат
* Влияние, лоббирование и информационные потоки
* Государственную политику (в т.ч. эффективность государства и предсказуемость экономической политики)
* Регулирование
* Коррупцию
* Государственные услуги

В проведении обследования WBES опрашивались менеджеры и собственники предприятий. Организаторы использовали единую методику опроса, что позволяет сравнивать показатели разных стран между собой.
На сайте Всемирного Банка есть электронный инструмент5, позволяющий генерировать данные по указанным выше показателям (по различным их параметрам).

Далее мы предлагаем вашему вниманию более подробное описание показателей и примеры, полученные с помощью электронного инструмента WBES.

Деловой климат

Показатель включает в себя оценку по нескольким параметрам, характеризующим деловой климат. Среди этих параметров:
* Финансирование
* Инфраструктура
* Налогообложение и регулирование
* Нестабильность политики
* Инфляция
* Курс валют
* Функционирование законодательства
* Коррупция

Пример
Вопросы, которые используются для оценки делового климата:

Вопрос 1: Насколько препятствия в сфере финансирования проблематичны для делового климата?

Вопрос 2: Насколько препятствия в сфере инфраструктуры проблематичны для делового климата?
Вопрос 3: Насколько препятствия в сфере налогообложения и регулирования проблематичны для делового климата?

Вопрос 4: Насколько препятствия в сфере политической нестабильности проблематичны для делового климата?

Вопрос 5: Насколько препятствия в сфере инфляции проблематичны для делового климата?

Вопрос 6: Насколько препятствия, связанные с курсом обмена валюты проблематичны для делового климата?

Вопрос 7: Насколько препятствия в сфере функционирования законодательства проблематичны для делового климата?

Вопрос 8: Насколько препятствия в сфере коррупции проблематичны для делового климата?

Вопрос 9: Насколько препятствия в сфере уличной преступности проблематичны для делового климата?

Вопрос 10: Насколько препятствия в сфере организованной преступности проблематичны для делового климата?

Вопрос 11: Насколько препятствия в сфере поведения, нарушающего принципы конкурентности, со стороны других предприятий или правительства проблематичны для делового климата?


Таблица 7: График по странам ОЭСР - оценка делового климата на основе WBES



Таблица 8: Статистические данные по страна ОЭСР - оценка делового климата на основе WBES
Вопрос: Насколько препятствия в следующей сфере проблематичны для делового климата?
Вопрос

Сферы

Не проблема

Небольшая проблема

Проблема средней сложности

Основная проблема
Вопрос 1
финансирование
36.1%
24.7%
23.7%
15.5%
Вопрос 2
инфраструктура
49.9%
28.4%
15.6%
6.1%
Вопрос 3
Налогообложение и регулирование
16.4%
21.9%
34.9%
26.8%
Вопрос 4
политическая нестабильность
34.4%
28.7%
22.1%
14.7%
Вопрос 5
инфляция
35%
31.8%
22.8%
10.4%
Вопрос 6
курс обмена валюты
49.3%
25.9%
16%
8.9%
Вопрос 7
функционирование законодательства
50.5%
28.6%
14.6%
6.3%
Вопрос 8
коррупция
61.3%
21.3%
10.5%
7%
Вопрос 9
уличная преступность
54.1%
23.8%
11.6%
10.5%
Вопрос 10
организованная преступность
69.2%
17.4%
6.5%
6.9%
Вопрос 11
нарушение конкуренции
46.8%
22.5%
19.1%
11.5%


Таблица 9: График по странам Восточной и Центральной Европы - оценка делового климата на основе WBES



Таблица 10: Статистические данные по странам Восточной и Центральной Европы - оценка делового климата на основе WBES
Вопрос: Насколько препятствия в следующей сфере проблематичны для делового климата?
Вопрос

Сферы
Не проблема

Небольшая проблема

Проблема средней сложности

Основная проблема
Вопрос 1
финансирование
17%
15.1%
29%
38.9%
Вопрос 2
инфраструктура
37.6%
27.5%
24.2%
10.7%
Вопрос 3
Налогообложение и регулирование
7.6%
15.7%
33.4%
43.3%
Вопрос 4
политическая нестабильность
15.7%
19.8%
28.4%
36%
Вопрос 5
инфляция
17.1%
24.7%
28.4%
29.7%
Вопрос 6
курс обмена валюты
35.9%
21.1%
21.9%
21%
Вопрос 7
функционирование законодательства
30.9%
29.3%
26%
13.8%
Вопрос 8
коррупция
27.8%
25.6%
23%
23.6%
Вопрос 9
уличная преступность
32.5%
26.5%
18.3%
22.6%
Вопрос 10
организованная преступность
45.1%
18.6%
15.2%
21.1%
Вопрос 11
нарушение конкуренции
30.9%
26.8%
22.5%
19.8%



Влияние, лоббирование и информационные потоки

Показатель включает в себя вопросы по следующим категориям:
* Степень влияния
* Право голоса
Пример:
Вопрос 1: Как часто представители бизнеса информируются заранее о предстоящих значимых для них изменениях в правилах, законодательстве и проводимой политике?

Вопрос 2: Как часто интересы бизнеса учитываются при разработке новых правил, законов, политики?


Таблица 11: График по странам ОЭСР - оценка влияния, лоббирования и информационных потоков на основе WBES




Таблица 12: Статистические данные по странам ОЭСР - оценка влияния, лоббирования и информационных потоков на основе WBES

Вопрос 1: Как часто представители бизнеса информируются заранее о предстоящих значимых для них изменениях в правилах, законодательстве и проводимой политике?

Вопрос 2: Как часто интересы бизнеса учитываются при разработке новых правил, законов, политики?


Всегда
В большинстве
случаев
Часто
Иногда
Редко
Никогда
Вопрос 1
4.9%
17.1%
17.4%
29.2%
18.7%
12.7%
Вопрос 2
2.3%
8.9%
14%
27.5%
27.4%
20%



Таблица 13: График по странам Центральной и Восточной Европы - оценка влияния, лоббирования и информационных потоков на основе WBES



Таблица 14: Статистические данные по странам Центральной и Восточной Европы - оценка влияния, лоббирования и информационных потоков на основе WBES

Вопрос 1: Как часто представители бизнеса информируются заранее о предстоящих значимых для них изменениях в правилах, законодательстве и проводимой политике?

Вопрос 2: Как часто интересы бизнеса учитываются при разработке новых правил, законов, политики?


Всегда
В большинстве
случаев
Часто
Иногда
Редко
Никогда
Вопрос 1
2.7%
10.2%
9%
18.1%
27.2%
32.7%
Вопрос 2
1.2%
4.2%
5.2%
18.8%
27.3%
43.4%


Государственная политика

Показатель включает в себя оценку следующих компонентов:
* Эффективность государства
* Предсказуемость экономической политики


Пример:
Вопросы для оценки эффективности государства:

Вопрос 1: Насколько полезными являются следующее правительство для Вашего бизнеса: центральное правительство (федеральный уровень) сегодня?

Вопрос 2: Насколько полезными являются следующее правительство для Вашего бизнеса: региональное , муниципальное правительство сегодня?



Таблица 15: График по странам ОЭСР - оценка эффективности государства на основе WBES



Таблица 16: Статистические данные по странам ОЭСР - оценка эффективности государства на основе WBES
Вопрос 1: Насколько полезными являются следующее правительство для Вашего бизнеса: центральное правительство (федеральный уровень) сегодня?

Вопрос 2: Насколько полезными являются следующее правительство для Вашего бизнеса: региональное , муниципальное правительство сегодня?


Очень
полезно
Полезно
Никакого
эффекта
Почти
бесполезно
Совсем
бесполезно
Вопрос 1
3.8%
24.1%
33.9%
24%
14.1%
Вопрос 2
5.6%
25.2%
34.3%
23.7%
11.1%

Таблица 17: График по странам Центральной и Восточной Европы - оценка эффективности государства на основе WBES




Таблица 18: Статистические данные по странам Центральной и Восточной Европы - оценка эффективности государства на основе WBES
Вопрос 1: Насколько полезными являются следующее правительство для Вашего бизнеса: центральное правительство (федеральный уровень) сегодня?

Вопрос 2: Насколько полезными являются следующее правительство для Вашего бизнеса: региональное , муниципальное правительство сегодня?


Очень
полезно
Полезно
Никакого
эффекта
Почти
бесполезно
Совсем
бесполезно
Вопрос 1
3.7%
14.7%
34.8%
17.3%
29.6%
Вопрос 2
4.2%
19.2%
33.5%
16.6%
26.4%


Вопросы для оценки предсказуемости экономической политики:
Вопрос 1: Насколько предсказуемы изменения в следующих сферах: экономическая и финансовая политика?
Вопрос 2: Насколько предсказуемы изменения в следующих сферах: законодательство и нормативная база?

Таблица 19: График по странам ОЭСР - оценка предсказуемости экономической политики на основе WBES



Таблица 20: Статистические данные по странам ОЭСР - оценка предсказуемости экономической политики на основе WBES

Вопрос 1: Насколько предсказуемы изменения в следующих сферах: экономическая и финансовая политика?
Вопрос 2: Насколько предсказуемы изменения в следующих сферах: законодательство и нормативная база?


Абсолютно предсказуема
Предсказуема в высокой степени
Вполне предсказуема
Вполне непредсказуема
Непредсказуема в высокой степени
Абсолютно непредсказуема
Вопрос 1
1.8%
9.9%
41.7%
31.3%
9.1%
6.2%
Вопрос 2
1.8%
9.2%
44.4%
29.6%
9.5%
5.4%

Таблица 21: График по странам Центральной и Восточной Европы - оценка предсказуемости экономической политики на основе WBES



Таблица 22: Статистические данные по странам Центральной и Восточной Европы - оценка предсказуемости экономической политики на основе WBES

Вопрос 1: Насколько предсказуемы изменения в следующих сферах: экономическая и финансовая политика?
Вопрос 2: Насколько предсказуемы изменения в следующих сферах: законодательство и нормативная база?

Абсолютно предсказуема
Предсказуема в высокой степени
Вполне предсказуема
Вполне непредсказуема
Непредсказуема в высокой степени
Абсолютно непредсказуема
Вопрос 1
2.2%
7%
27.9%
30.6%
17.3%
15%
Вопрос 2
1.9%
4.6%
27.1%
34.9%
17.2%
14.4%


Регулирование

Показатель включает в себя оценку по следующим параметрам:

* Отношение правительства к бизнесу
* Проблематичность законодательства и нормативной базы
* Доступ к информации по законодательству и нормативной базе, а также интерпретация законодательства
* Вмешательство государства в процесс принятия решений бизнесом

Пример:
Вопросы для оценки вмешательства государства в процесс принятия решений:

Вопрос 1: В какой степени государство вмешивается в процесс принятия решений бизнесом в сфере инвестиций?

Вопрос 2: В какой степени государство вмешивается в процесс принятия решений бизнесом в сфере кадровой политики?

Вопрос 3: В какой степени государство вмешивается в процесс принятия решений бизнесом в сфере продаж?

Вопрос 4: В какой степени государство вмешивается в процесс принятия решений бизнесом в сфере ценовой политики?

Вопрос 5: В какой степени государство вмешивается в процесс принятия решений бизнесом в сфере слияний и поглощений?

Вопрос 6: В какой степени государство вмешивается в процесс принятия решений бизнесом в вопросах, связанных дивидендами?

Вопрос 7: В какой степени государство вмешивается в процесс принятия решений бизнесом в сфере заработной платы?



Таблица 23: График по странам ОЭСР - оценка вмешательства государства в процесс принятия решений на основе WBES



Таблица 24: Статистические данные по странам ОЭСР - оценка вмешательства государства в процесс принятия решений на основе WBES

Вопрос: В какой степени государство вмешивается в процесс принятия решений бизнесом в следующих сферах?

Вопрос

Сферы
Всегда
В большинстве
случаев
Часто
Иногда
Редко
Никогда
Вопрос 1
инвестиции
50.1%
18.6%
15.7%
7.1%
4.7%
3.8%
Вопрос 2
кадровая политика
33.7%
23.8%
19.1%
11.2%
6.1%
6%
Вопрос 3
продажи
49.6%
23.7%
12.5%
7.7%
3.6%
2.8%
Вопрос 4
ценовая политика
50.1%
19.4%
12.8%
8%
4.1%
5.6%
Вопрос 5
слияния и поглощения
50.5%
19.8%
15.1%
4.3%
4.9%
5.4%
Вопрос 6
дивиденды
55.7%
19.7%
10.5%
5.1%
3.5%
5.4%
Вопрос 7
заработная плата
40.8%
19.9%
15.5%
9.8%
5.4%
8.7%


Таблица 25: График по странам Центральной и Восточной Европы - оценка вмешательства государства в процесс принятия решений на основе WBES



Таблица 26: Статистические данные по странам Центральной и Восточной Европы - оценка вмешательства государства в процесс принятия решений на основе WBES

Вопрос: В какой степени государство вмешивается в процесс принятия решений бизнесом в следующих сферах?

Вопрос

Сферы
Всегда
В большинстве
случаев
Часто
Иногда
Редко
Никогда
Вопрос 1
инвестиции
6.8%
4.4%
6%
9%
13.5%
60.3%
Вопрос 2
кадровая политика
4.2%
3.8%
5.1%
8.9%
13.2%
64.8%
Вопрос 3
продажи
3.5%
2.4%
5.9%
9.5%
11.7%
67%
Вопрос 4
ценовая политика
6.1%
2.9%
7.2%
9.1%
10.3%
64.4%
Вопрос 5
слияния и поглощения
6.8%
2.6%
2.6%
6.1%
10.3%
71.5%
Вопрос 6
дивиденды
6.6%
2.8%
2.3%
4.8%
7.3%
76.2%
Вопрос 7
заработная плата
9.7%
6.2%
6.7%
10%
10.4%
57%


Коррупция

Данный показатель включает в себя оценку следующих параметров:

* Взятки как % дохода
* Характеристики коррупции
* Частота взяточничества
* Коррупция в сфере государственных закупок

Пример:
Вопрос: Как часто компаниям в вашей сфере бизнеса приходится платить "дополнительную плату" за то, чтобы дело было сделано?


Таблица 27: График по странам ОЭСР - оценка частоты взяточничества на основе WBES



Таблица 28: Статистические данные по странам ОЭСР - оценка частоты взяточничества на основе WBES
Вопрос: Как часто компаниям в вашей сфере бизнеса приходится платить "дополнительную плату" за то, чтобы дело было сделано?


Всегда
В большинстве
случаев
Часто
Иногда
Редко
Никогда
Выбранные страны:
1.5%
3.4%
7%
16.6%
13.6%
58%



Таблица 29: График по странам Центральной и Восточной Европы - оценка частоты взяточничества на основе WBES



Таблица 30: Статистические данные по странам Центральной и Восточной Европы - оценка частоты взяточничества на основе WBES
Вопрос: Как часто компаниям в вашей сфере бизнеса приходится платить "дополнительную плату" за то, чтобы дело было сделано?


Всегда
В большинстве
случаев
Часто
Иногда
Редко
Никогда
Албания
11.2%
14.5%
21.1%
16.4%
10.5%
26.3%
Босния
7.9%
7.9%
13.5%
12.4%
9%
49.4%
Болгария
4.3%
12.8%
6.8%
26.5%
15.4%
34.2%
Хорватия
3.2%
4.8%
9.7%
26.6%
12.9%
42.7%
Чехия
4.2%
11.9%
10.2%
19.5%
20.3%
33.9%
Эстония
0.8%
4.8%
7.3%
29%
23.4%
34.7%
Венгрия
5.4%
7.1%
18.8%
17.9%
11.6%
39.3%
Литва
4.2%
12.6%
6.3%
30.5%
17.9%
28.4%
Польша
5%
8.4%
19.3%
15.8%
17.3%
34.2%
Румыния
12.1%
13.8%
25%
17.2%
11.2%
20.7%
Словакия
8.7%
12.5%
13.5%
17.3%
19.2%
28.8%
Словения
0.9%
1.7%
5.1%
12.8%
23.1%
56.4%
Турция
10.9%
18.8%
7%
35.2%
0%
28.1%


Государственные услуги

Данный показатель включает оценку следующих параметров:

* Общие характеристики
* Качество материальной и социальной инфраструктуры
* Качество государственных агентств

Пример:
Вопрос для оценки общих характеристик государственных услуг:

Вопрос: Как вы оцениваете эффективность услуг, оказываемых правительственными структурами?

Таблица 31: График по странам ОЭСР - оценка общих характеристик государственных услуг на основе WBES





Таблица 32: Статистические данные по странам ОЭСР - оценка общих характеристик государственных услуг на основе WBES

Вопрос: Как вы оцениваете эффективность услуг, оказываемых правительственными структурами?


Очень
эффективны
Эффективны
Чаще
Эффективны
Чаще неэффективны
Неэффективны
Очень
неэффективны
Не знаю
Канада
1%
14.6%
49%
24%
7.3%
4.2%
0%
Франция
3.1%
12.4%
32%
37.1%
10.3%
5.2%
0%
Германия
0%
8%
19%
33%
26%
14%
0%
Италия
0%
5.2%
23.7%
41.2%
20.6%
9.3%
0%
Португалия
1%
12.5%
40.6%
38.5%
6.3%
1%
0%
Испания
1%
30%
40%
16%
10%
3%
0%
Швеция
2%
5.1%
41.4%
33.3%
12.1%
6.1%
0%
Великобритания
1%
10.9%
42.6%
26.7%
9.9%
8.9%
0%
США
2%
12.1%
37.4%
32.3%
13.1%
3%
0%


Таблица 33: График по странам Центральной и Восточной Европы - оценка общих характеристик государственных услуг на основе WBES




Таблица 34: Статистические данные по странам Центральной и Восточной Европы - оценка общих характеристик государственных услуг на основе WBES

Вопрос: Как вы оцениваете эффективность услуг, оказываемых правительственными структурами?


стр. 1
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>