<<

стр. 2
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Очень
эффективны
Эффективны
Чаще
Эффективны
Чаще
неэффективны
Неэффективны
Очень
неэффективны
Не знаю
Албания
2%
10%
24%
29.3%
28.7%
6%
0%
Босния
4.1%
8.2%
32.7%
28.6%
18.4%
8.2%
0%
Болгария
0%
4.1%
19%
29.8%
33.9%
13.2%
0%
Хорватия
1.6%
7.9%
29.1%
40.2%
17.3%
3.9%
0%
Чехия
0.8%
3.8%
28%
40.9%
17.4%
9.1%
0%
Эстония
1.5%
12.1%
43.2%
20.5%
18.9%
3.8%
0%
Венгрия
0%
5.6%
32.5%
21.4%
22.2%
18.3%
0%
Литва
0.9%
1.8%
11.8%
31.8%
31.8%
21.8%
0%
Польша
0.4%
6.3%
45.1%
33%
10.3%
4.9%
0%
Румыния
0%
10.4%
17.6%
33.6%
28.8%
9.6%
0%
Словакия
0%
7.8%
21.7%
33.3%
25.6%
11.6%
0%
Словения
1.6%
11.2%
43.2%
25.6%
16.8%
1.6%
0%
Турция
0.7%
12.2%
11.5%
38.5%
25%
12.2%
0%


3. Показатели, полученные в результате обследований предприятий в странах с переходной экономикой (BEEPS)

Краткое описание и результаты6
Обследование бизнес-среды и поведения бизнеса (BEEPS - The Business Environment and Enterprise Performance Survey) проводилось Всемирным Банком и Европейским банком реконструкции и развития. Оно проводилось дважды - в 1999-2000 гг. и 2002, и охватило более 4000 компаний в 22 странах с переходной экономикой (Восточная Европа, страны бывшего СССР и Турция).
Целью обследования являлось изучение широкого спектра взаимодействий между бизнесом и государством. С помощью данного обследования возможно получить представление об уровне коррупции, "ловушках" государственного сектора, лоббировании, качестве бизнес-среды. Обследование проводилось посредством индивидуальных интервью с менеджерами и собственниками предприятий.
На сайте Всемирного Банка есть электронный инструмент7, позволяющий генерировать данные по различным показателям на основе BEEPS (по различным их параметрам).

В результате BEEPS I (1999-2000 гг.) были получены следующие показатели:

* Деловой климат
* Финансовое развитие
* Влияние и лоббирование
* Государственные услуги
* Коррупция
* Поведение / результаты компании
* Законодательство
* Регулирование


В результате BEEPS II (2002 г.) были получены следующие показатели:

* Регулирование в сфере бизнеса
* Конкуренция и специализация
* Поведение компании
* Инфраструктура
* Восприятие бизнес среды
* Финансовая система
* Характеристики компаний
* Коррупция и "ловушки" государственного сектора
* Влияние и лоббирование
* Рынок кадров
* Верховенство закона

Приведем примеры получения сравнительных данных за 1999-2000 и 2002 г. по некоторым из них.

Деловой климат

Показатель включает в себя оценку по следующим параметрам:

* Сферы бизнес среды
* Финансирование
* Инфраструктура
* Налоги
* Нестабильность политики
* Инфляция
* Курс валют
* Функционирование законодательства
* Коррупция
* Уличная преступность
* Организованная преступность
* Поведение, нарушающее конкуренцию, со стороны других компаний правительства
* Другое

* Желание платить за совершенствование бизнес-среды

Пример:
Вопрос, оценивающий характеристику деловой среды:

Вопрос : Насколько препятствия в сфере функционирования законодательства проблематичны для делового климата?

Таблица 35: График России за 2002 г. - оценка общих характеристик бизнес - среды на основе BEEPS




Таблица 36: Статистические данные по России за 2002 г. - оценка общих характеристик бизнес - среды на основе BEEPS
Вопрос : Насколько препятствия в сфере функционирования законодательства проблематичны для делового климата?


Не является
препятствием
Небольшое
препятствие
Препятствие
средней степени
Основное
препятствие
Россия
47.8%
25.5%
17.1%
9.5%


Таблица 37: График по России за 1999 г. - оценка общих характеристик бизнес - среды на основе BEEPS




Таблица 38: Статистические данные по России за 1999 г. - оценка общих характеристик бизнес - среды на основе BEEPS

Вопрос : Насколько препятствия в сфере функционирования законодательства проблематичны для делового климата?


Не является
препятствием
Небольшое
препятствие
Препятствие
средней степени
Основное
препятствие
Россия
33.6%
36.6%
15%
14.8%


Коррупция

Данный показатель включает в себя оценку следующих параметров:

* Характеристики коррупции
* Пропорции взяток
* Частота взяточничества
* Коррупция в сфере государственных закупок
* "Ловушки" государственных учреждений и влияние коррупции

Пример:
Вопрос для оценки частоты взяточничества:

Вопрос (2002 г.): Имея ввиду взятки представителям государства, можете ли вы оценить насколько часто следующее утверждение правильно: Для компаний вашей отрасли бизнеса является естественным платить "дополнительную плату" или дарить подарки за то, чтобы "работа была выполнена" (относительно таможни, налогов, лицензий, регулирования, услуг, и т.д.)?

Вопрос (1999 г.): Как часто компаниям вашей отрасли приходится платить "дополнительную плату" за то, чтобы "работа была выполнена".


Таблица 39: График по России за 2002 г. - оценка частоты взяточничества на основе BEEPS





Таблица 40: Статистические данные по России за 2002 г. - оценка частоты взяточничества на основе BEEPS

Вопрос: Имея ввиду взятки представителям государства, можете ли вы оценить насколько часто следующее утверждение правильно: Для компаний вашей сферы бизнеса является естественным платить "дополнительную плату" или дарить подарки за то, чтобы "дело было сделано" (относительно таможни, налогов, лицензий, регулирования, услуг, и т.д.)?


Никогда
Редко
Иногда
Часто
Обычно
Всегда
Россия
21.7%
14.8%
24.8%
15.2%
14.8%
8.8%


Таблица 41: График по России за 1999 г. - оценка частоты взяточничества на основе BEEPS



Таблица 42: Статистические данные по России за 1999 г. - оценка частоты взяточничества на основе BEEPS

Вопрос: Как часто компаниям вашей отрасли приходится платить "дополнительную плату" за то, чтобы "работа была выполнена".


Всегда
Чаще
Регулярно
Иногда
Редко
Никогда
Россия
4.2%
14.1%
12.3%
22.1%
15.1%
32.2%


4. Индекс восприятия коррупции (ИВК)

Краткое описание8
Индекс восприятия коррупции (ИВК) составляется организацией Transparency International (ТИ) с 1995 года. В 2003 году он ранжирует 133 страны в зависимости от степени представлений о распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков. Это составной индекс, основанный на данных 17 различных опросов и исследований, проведенных 13 независимыми организациями среди предпринимателей и местных аналитиков, включая опросы жителей данной страны, как ее граждан, так и иностранцев.

ТИ фокусирует внимание на коррупции в государственном секторе и определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением в целях личной выгоды. Исследования, используемые ТИ при составлении ИВК, в основном содержат вопросы, связанные со злоупотреблением властью, имеющим отношение к извлечению личной выгоды, направленное, например, на подкуп государственных должностных лиц при осуществлении государственных закупок. Источники информации не разделяют административный и политический типы коррупции.

Необходимо отметить, что страна, набравшая наименьшее количество баллов, лишь воспринимается как самая коррумпированная среди государств, включенных в индекс. ИВК основан на результатах опросов, которые дают представление лишь об определенном временном промежутке и отражают как мнения, так и опыт. Кроме того, в мире существует более 200 независимых государств, а ИВК охватывает лишь 133.

Подробное описание методики для ИВК 2003 можно найти на сайте ТИ9.

Страны, включенные в ИВК:

Согласно требованиям ТИ, требуется наличие не менее трех источников, прежде чем эти данные будет сочтены достаточно надежными для включения страны в ИВК. Следующие страны были включены в ИВК 2003, но отсутствовали в ИВК 2002: Алжир, Армения, Бахрейн, Белиз, Босния и Герцеговина, Республика Конго, Куба, Кипр, Гамбия, Иран, Ирак, Кувейт, Киргизстан, Ливан, Ливия, Македония, Мали, Мозамбик, Мьянма, Оман, Палестина Папуа Новая Гвинея, Катар, Саудовская Аравия, Сербия и Черногория, Сьерра-Леоне, Судан, Сирия, Таджикистан, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен.

Результаты10

Некорректно сравнивать результаты ранжирования за разные годы. Тем не менее, в случае, если удается проследить, какие именно изменения в конкретных источниках привели к изменениям ИВК, с достаточной степенью приближения можно говорить о наблюдаемых тенденциях. Достойными примерами тенденции к снижению являются Аргентина, Беларусь, Чили, Канада, Израиль, Люксембург, Польша, США и Зимбабве. Падение баллов для этих стран не является результатом технических факторов, скорее всего, они отражают реальные изменения представлений.

С уже упомянутыми выше оговорками и на основании источников, постоянно используемых при создании ИВК, можно отметить улучшение показателей у Австрии, Бельгии, Колумбии, Франции, Германии, Ирландии, Малайзии, Норвегии и Туниса.

Таблица 43: Индекс восприятия коррупции (ИВК) 2003 по России, странам ОЭСР, странам Центральной и Восточной Европы, Украине и Казахстану


(место)
Страна
ИВК 2003
Число исследований
Стандартное отклонение

Min/max значение
1
Финляндия
9.7
8
0.3
9.2 - 10.0
2
Исландия
9.6
7
0.3
9.2 - 10.0
3
Дания
9.5
9
0.4
8.8 - 9.9
Новая Зеландия
9.5
8
0.2
9.2 - 9.6
6
Швеция
9.3
11
0.2
8.8 - 9.6
7
Нидерланды
8.9
9
0.3
8.5 - 9.3
8
Австралия
8.8
12
0.9
6.7 - 9.5
Норвегия
8.8
8
0.5
8.0 - 9.3
Швейцария
8.8
9
0.8
6.9 - 9.4
11
Канада
8.7
12
0.9
6.5 - 9.4
Люксембург
8.7
6
0.4
8.0 - 9.2
Великобритания
8.7
13
0.5
7.8 - 9.2
14
Австрия
8.0
9
0.7
7.3 - 9.3
16
Германия
7.7
11
1.2
4.9 - 9.2
17
Бельгия
7.6
9
0.9
6.6 - 9.2
18
Ирландия
7.5
9
0.7
6.5 - 8.8
США
7.5
13
1.2
4.9 - 9.2
21
Япония
7.0
13
1.1
5.5 - 8.8
23
Франция
6.9
12
1.1
4.8 - 9.0
Испания
6.9
11
0.8
5.2 - 7.8
25
Португалия
6.6
9
1.2
4.9 - 8.1
29
Словения
5.9
12
1.2
4.7 - 8.8
33
Эстония
5.5
12
0.6
4.7 - 6.6
35
Италия
5.3
11
1.1
3.3 - 7.3
40
Венгрия
4.8
13
0.6
4.0 - 5.6
41
Литва
4.7
10
1.6
3.0 - 7.7
50
Греция
4.3
9
0.8
3.7 - 5.6
54
Болгария
3.9
10
0.9
2.8 - 5.7
Чехия
3.9
12
0.9
2.6 - 5.6
57
Латвия
3.8
7
0.4
3.4 - 4.7
59
Хорватия
3.7
8
0.6
2.6 - 4.7
Словакия
3.7
11
0.7
2.9 - 4.7
64
Польша
3.6
14
1.1
2.4 - 5.6
77
Турция
3.1
14
0.9
1.8 - 5.4
83
Румыния
2.8
12
1.0
1.6 - 5.0
86
Россия
2.7
16
0.8
1.4 - 4.9
92
Албания
2.5
5
0.6
1.9 - 3.2
100
Казахстан
2.4
7
0.9
1.6 - 3.8
106
Украина
2.3
10
0.6
1.6 - 3.8


5. Барометр мировой коррупции

Краткое описание
Барометр мировой коррупции ТИ - это исследование отношений к коррупции, ориентиров и приоритетов в борьбе с ней, проводимое в рамках опроса "Голос народа" Института общественного мнения Гэллап Интернешнл в 2002 г. В рамках обследования было опрошено 40.838 человек в 47 странах11.
Барометр мировой коррупции - тоже составляется Transparency International (ТИ). Если целью ИВК является оценка уровня коррупции в мире, в то время как Барометр имеет отношение к тому, как средний человек оценивает данный уровень коррупции. Один из вопросов, который в БМК задается респондентам, посвящен тому, насколько серьезно коррупция оказывает влияние на их личную жизнь и жизнь их семьи12.

Результаты13
Ниже приводятся результаты ответов на некоторые вопросы, используемые в обследовании.
Вопрос: Если бы у Вас была волшебная палочка и Вы могли бы уничтожить коррупцию в одной из следующих областей, то что бы Вы выбрали в первую очередь?
(Участвовало 30.487 человек из 44 стран)

Таблица 44: Барометр мировой коррупции, ответ на вопрос о том, в какой области хотелось бы уничтожить коррупцию в первую очередь - результаты по России, странам ОЭСР, странам Центральной и Восточной Европы, Украине и Казахстану

Страна
Выдача лицензий в экономике
%
Суды
%
Таможня
%
Образование
%
Полити-ческие партии
%
Коммунальн. услуги
(Телефонная связь и т.д.) %
Здравоохранение
%
Иммиграция паспорта
%
Полиция
%
Частный сектор
%
Налоги
%
Другое
%
Австрия
7,5
8,4
2,7
2,7
35,7
3,9
5,7
6,9
10,8
2,7
12,0
0,9
Босния и Герцеговина
14,5
17,0
4,2
6,6
24,2
2,4
20,4
0,3
4,8
1,7
3,5
0,3
Болгария
9,9
19,8
16,5
4,8
20,2
3,3
14,3
0,9
4,1
1,8
2,7
1,7
Канада
3,2
8,3
1,8
6,5
39,7
2,3
9,7
8,8
5,7
4,4
5,7
3,8
Хорватия
12,9
21,6
0,4
2,8
18,6
4,2
22,5
1,9
4,9
3,4
2,5
4,2
Дания
4,0
16,3
1,8
2,2
36,1
2,2
11,5
4,8
7,7
6,2
3,3
4,0
Финляндия
9,5
27,7
0,7
1,3
38,0
1,6
6,1
3,6
4,2
3,1
3,9
0,3
Германия
4,9
8,6
0,8
3,1
39,2
3,9
9,9
7,8
2,9
7,2
10,5
1,2
Ирландия
3,9
8,8
0,8
3,7
38,3
0,8
13,4
5,1
10,3
2,7
10,7
1,4
Италия
10,4
18,0
1,1
4,4
29,0
4,4
15,0
4,0
3,8
1,3
7,2
1,5
Япония
8,7
3,7
1,4
3,8
51,9
4,0
7,3
0,2
9,6
1,2
2,8
5,4
Люксембург
9,8
18,1
1,6
4,9
15,6
5,3
9,3
7,9
5,8
4,9
12,6
4,2
Нидерланды
4,0
10,0
1,0
0,6
27,1
0,8
6,7
11,5
7,7
26,3
3,5
0,8
Норвегия
12,5
12,3
2,8
1,4
19,7
1,6
4,9
17,2
6,0
17,2
3,0
1,4
Польша
5,8
15,4
2,2
5,0
27,2
3,5
21,6
0,7
11,1
1,8
4,5
1,2
Португалия
9,2
14,8
1,4
4,2
18,7
4,6
18,7
6,2
6,7
0,7
14,5
0,2
Румыния
15,1
20,2
2,7
2,9
24,3
1,6
12,6
1,2
6,4
1,9
9,3
1,7
Россия
5,3
10,9
1,1
8,8
24,5
8,3
15,3
2,0
17,9
0,4
4,2
1,3
Испания
4,7
26,6
2,3
3,8
34,8
0,9
3,4
11,3
1,6
2,3
6,8
1,6
Швеция
8,2
16,2
2,4
1,7
19,3
2,9
12,8
11,6
9,7
7,5
6,3
1,4
Швейцария
5,8
9,8
1,3
4,9
23,0
4,1
13,6
11,5
6,2
6,0
10,2
3,6
Турция
7,1
6,6
3,4
11,7
42,5
5,1
7,3
0,8
6,2
1,5
4,8
3,0
Великобритания
2,7
8,6
1,7
4,0
41,2
1,1
10,5
8,8
11,8
3,6
4,8
1,3
США
3,4
9,1
1,1
8,6
39,1
1,6
10,1
8,3
7,2
4,4
3,8
3,2


Вопрос: Мнение респондента о влиянии коррупции на его личную жизнь и жизнь его семьи

В то время как только один из трех респондентов заявил, что коррупция очень существенно влияет на его личную жизнь и жизнь его семьи, две трети всех респондентов сообщили, что коррупция довольно или очень существенно влияет на их личную жизнь и жизнь их семьи.


Таблица 45: Барометр мировой коррупции, ответ на вопрос о влиянии коррупции на личную жизнь и семью - результаты по России, некоторым странам ОЭСР, Центральной и Восточной Европы

Страна
Несущественно
Достаточно существенно
Очень существенно
Россия
50.1%
28.1%
21.8%
Канада
17.6%
39.9%
42.5%
Германия
76,0%
17,4%
6,6%
Великобритания
60.4%
28.7%
10.9%
США
31.1%
42.4%
26.5%
Италия
56.2%
28.4%
15.4%
Румыния
29.7%
30.8%
39.5%
Польша
37.%
44.5%
17.7%
Турция
14,0%
19,6%
66,4%

Итого по всем странам
Общий итог
35,1%
31,1%
33,8%


Вопрос: Мнение респондента о влиянии коррупции на деловой климат.

Почти половина респондентов считают, что коррупция оказывает "очень существенное" влияние на деловой климат, и четверо из пяти полагают, что она "довольно" или "очень существенно" влияет на деловой климат.


Таблица 46: Барометр мировой коррупции, ответ на вопрос о влиянии коррупции на бизнес - среду - результаты по России, некоторым странам ОЭСР, Центральной и Восточной Европы

Страна
Несущественно
Достаточно существенно
Очень существенно
Россия
14.7%
36.6%
48.7%
Канада
37.1%
46.3%
16.6%
Германия
16.0%
24.2%
59.8%
Великобритания
12.8%
52.4%
34.7%
США
53.8%
38.8%
7.4%
Италия
8.1%
22.2%
69.7%
Румыния
9.8%
23.0%
67.2%
Польша
4.1%
36.3%
59.7%
Турция
7.8%
14.4%
77.8%

Итого
Общий итог
17,1%
34,2%
48,6%


Полные данные по Барометру мировой коррупции ТИ размещены на международном сайте Transparency International14.


6. Индекс экономической свободы (ИЭС) в странах мира

Краткое описание15
"Индекс экономической свободы" (ИЭС) был разработан Фондом Наследия (Heritage Foundation) совместно с Уол Стрит (Wall Street) в 1995 году. Информационной базой ИЭС являются данные правительственных и неправительственных организаций, результаты международных и национальных социологических опросов.

В 2003 г. ИЭС рассчитывается для 161 страны на основе 50 характеристик, объединённых в 10 факторов экономической свободы:

* торговая политика,
* фискальная политика,
* государственная интервенция в экономику,
* монетарная политика,
* иностранные инвестиции и потоки капитала,
* банковская сфера,
* зарплаты и цены,
* имущественные права,
* государственное регулирование
* чёрный рынок.

Каждый фактор оценивается по шкале, в соответствии с которой качественные или количественные характеристики переводятся в баллы от 1 до 5: чем больше значение показателя, тем значительнее интервенция государства в экономику страны и тем ниже уровень экономической свободы.

В целом, ИЭС является одним из наиболее комплексных индексов, учитывающих разнообразные факторы по восьми ключевым областям:

* коррупция в судебной, таможенной и административной системах
* нетарифные барьеры для торговли
* фискальное давление государства
* сила закона
* контрольное давление на бизнес
* ограничения банковской деятельности
* регулирование рынка труда
* чёрный рынок

Результаты16

Ниже приводятся статистические данные по Индексу экономической свободы с 1995 по 2003 год, а также более разбивка по факторам за 2003 г.

Таблица 47: Индекс экономической свободы с 1995 по 2003 гг. - результаты по России, Казахстану, Украине, некоторым странам ОЭСР и некоторым странам Центральной и Восточной Европы







ИНДЕКС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ (ИЭС)



Index of Economic Freedom









Страна
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Россия
3.40
3.50
3.55
3.35
3.50
3.70
3.70
3.70
3.70
Казахстан
N/A
N/A
N/A
4.00
3.95
3.70
3.75
3.60
3.50
Украина
3.70
3.80
3.75
3.80
3.80
3.60
3.85
3.85
3.65
Страны ОЭСР




Австралия
2.05
2.05
2.15
1.90
1.90
1.90
1.90
1.85
1.85
Австрия
2.10
2.10
2.10
2.10
2.10
2.05
2.05
2.10
2.10
Бельгия
N/A
2.10
2.10
2.10
2.10
2.10
2.10
2.10
2.10
Великобритания
1.90
1.90
1.90
1.85
1.80
1.90
1.80
1.85
1.85
Германия
2.10
2.20
2.20
2.30
2.20
2.20
2.10
2.10
2.10
Греция
3.00
2.90
2.80
2.85
2.85
2.75
2.70
2.80
2.80
Дания
N/A
2.00
2.05
2.25
2.25
2.25
2.05
1.90
1.80
Ирландия
2.10
2.10
2.10
1.90
1.90
1.85
1.65
1.80
1.75
Исландия
N/A
N/A
2.25
2.15
2.15
2.15
2.15
2.15
1.90
Испания
2.50
2.70
2.55
2.45
2.40
2.40
2.40
2.30
2.35
Италия
2.50
2.60
2.50
2.40
2.30
2.30
2.30
2.35
2.35
Канада
2.05
2.10
2.20
2.20
2.00
2.00
2.05
2.00
2.05


Страна
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Люксембург
N/A
2.00
2.00
1.85
1.95
1.80
1.75
1.80
1.70
Нидерланды
N/A
1.90
1.95
2.10
2.05
2.05
1.85
1.80
1.90
Норвегия
N/A
2.45
2.45
2.35
2.35
2.30
2.45
2.45
2.30
США
1.90
1.85
1.80
1.85
1.80
1.80
1.75
1.80
1.80
Финляндия
N/A
2.35
2.20
2.15
2.20
2.20
2.15
1.95
1.90
Франция
2.30
2.30
2.40
2.40
2.35
2.50
2.50
2.70
2.55
Швейцария
N/A
1.95
1.95
1.95
1.90
1.90
1.90
1.90
1.95
Швеция
2.65
2.65
2.45
2.45
2.35
2.35
2.25
2.05
1.90
Япония
1.85
2.05
2.05
2.00
2.10
2.15
2.05
2.45
2.50
Страны Центральной и Восточной Европы




Албания
3.60
3.70

<<

стр. 2
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>