<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

35 См.: Фадеев В. И. Указ. соч. С. 17-21; Кутафин О, Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 1997. С. 41-49; Постовой Н. В. Местное самоуправление: история, теория, практика. С. 92-101.
36 См.: Васильчиков А. И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. Т. 1-3. СПб., 1869-1871.
37 См.: Лешков В. Н. Опыт теории земства и его земских учреждений по Положению 1864 года января первого. М., 1865.
38 См.: Безобразов В. Я. Земские учреждения и самоуправление. М., 1874.
39 См.: Градовский А. Д. Система местного управления на западе Европы и в России // Собр. соч. Т. 9. СПб., 1904.
40 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2000. С. 54.
41 См.: Лапин В. А. Государственная поддержка развития местного самоуправления. Школа муниципального служащего: Сб. учеб, материалов. Вып. 14. М., 1999. С. 70.
42 См. подробнее: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Указ. соч. С. 112-123.
43 См.: Самоуправление: от теории к практике. С. 188.
44 См.: Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. М., 1993. С. 319.
45 Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. С. 7.
46 См.: Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М., 2000. С. 145.
47 Цит. по: Лейст О.Э. История политических и правовых учений. М., 1998. С. 7-11.
48 Институты самоуправления: историко-правовое исследование / Отв. ред. Л.С. Мамут. М., 1995. С. 52-54.
49 Лапин В. Становление местного самоуправления в Российской Федерации // Федерализм. 1999. № 2. С. 170.
50 Там же. С. 171.
51 См.: Голованов В.И. Управление и самоуправление в крупном городе: теория, опыт, организация. М., 1997. С. 35.
52 Там же. С. 27.
53 См.: Баранчиков В.А. Муниципальные органы Великобритании. М., 1990. С. 24-25.
54 См.: Гильченко Л. Местное самоуправление: долгое возвращение. М., 1998. С. 6.
55 См.: Пылин В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления // Государство и право. 1999. № 9. С. 13-20.
56 Ковлер А.И. Кризис демократии. Демократия на рубеже XIX века. М., 1997. с. 90.
57 См.: Муниципальные реформы и самоуправление: теория, опыт, история. М., 1996. С.3.
58 См.: Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2000. С. 285.
59 См.: Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. Общее государственное право. Ч. 1. С. 118-119.
60 См.: Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. С. 19.
61 См.: Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 1998. С. 97.
62 См.: Институты самоуправления: историко-правовое исследование. С. 145.
63 См.: Беляев И. Д. Лекции по истории Русского законодательства. М., 1888. С. 159.
64 См.: Безобразов В. П. Государство и общество. Управление и самоуправление и судебная власть. СПб., 1882. С. VIII.
65 Аксаков К. С. Сочинения исторические // Полн. собр. соч. М., 1889. Т. 1.С. 60.
66 См.: История отечественного государства и права / Под ред. О. И. Чистякова. М., 1996. Т. 1. С. 51.
67 История отечественного государства и права. С. 53.
68 Ключевский В.О.
69 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1896. Т. 1.С. 114.
70 Хрестоматия по истории отечественного государства и права / Под ред. Ю. И. Титова. М, 1998. С. 82.
71 Юшков С.В. История государства и права СССР. М., 1955. С. 127.
72 См.: История отечественного государства и права. С. 89.
73 См.: Стешенко Л.А., Софроненко К.А. Государственный строй России в первой четверти XVIII в. М., 1972. С. 36.
74 См.: Стешенко Л. А., Софроненко К. А. Государственный строй России в первой четверти XVIII в. М., 1972. С. 51.
75 См.: Постовой Н. В. Местное самоуправление: история, теория, практика. С. 42.
76 Берендтс Э. Н. О прошлом и настоящем русской администрации. СПб., 1913. С. 251.
77 Беляев И.Д. Лекции по истории Русского законодательства. М., 1879. С. 567, 568.
78 Земская реформа и созданные ею органы всесословного местного самоуправления уже в 60-е гг. XIX в. привлекли к себе внимание общественности, стали объектом исследований историков и правоведов, а земская тематика прочно заняла место на страницах газет и журналов того времени. В дореволюционный период были опубликованы тысячи работ, совершенно неоднородных по характеру и объему: от небольших - в несколько десятков строк - заметок в популярных периодических изданиях до многотомных научных монографий. Один только перечень таких публикаций составляет довольно объемистый том.
79 На первом заседании земского собрания нового созыва избирался личный состав земских управ. Уездные собрания посылали установленное законом количество гласных в губернские. Число губернских гласных не превышало 50 человек.
80 Управы являлись полноправными представителями земства губернии или уезда. Они могли приобретать и отчуждать имущество, заключать договоры, вступать в переговоры с контрагентами, предъявлять гражданские иски, отвечать на суде. Договоры, заключенные управой, имели обязательную силу для земства, которое несло ответственность по всем обязательствам, независимо от того, истек ли срок полномочий принявшей их на себя управы.
81 Земские учреждения имели право для покрытия расходов взимать специальный налог с имущества (земель, лесов, доходных домов, фабрик, заводов). Когда земства занялись раскладкой налога, каких-либо сведений о стоимости и доходности имуществ не существовало. Поэтому была разработана специальная система, которая занялась сбором этих данных. К концу 90-х гг. земских статистов были тысячи. Статистические сведения использовались не только для определения земского сбора, но и в научных исследованиях.
82 В соответствии с Законом от 21 мая 1917 г. "О волостном земском управлении" было образовано 9,5 тыс. волостных земств и избрано в их состав около 300 тыс. гласных.
Позднее местное самоуправление распространилось за пределы Европейской России. В течение марта-августа 1917 г. оно было введено в Архангельской губернии, Сибири, Туркестане, Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях и на некоторых других территориях. В это время активно разрабатываются новые правовые акты, направленные на реформирование местного самоуправления на основе всеобщего избирательного права. Среди них Постановление и Наказ о производстве выборов уездных и губернских гласных, Постановление о выборе городских гласных и об участковых городских думах, Городовое положение и многие другие (см.: Гильченко Л. Становление самоуправления в России // Городское управление. 1996. № 1. С. 6).
83 См.: Емельянов Н. А. Местное самоуправление. Проблемы. Поиски. Решения. С. 276-311.
84 См.: Подлигайлов П. Н. Местное самоуправление в России. СПб., 1884. С. 10, 25.
85 См.: Институты самоуправления: историко-правовое исследование. С. 281.
86 См.: Постовой В. П. Местное самоуправление: история, теория, практика. С. 7-8.
87 См.: Емельянов Н.А. Местное самоуправление в России: генезис и тенденция развития.
88 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 481.
89 См.: Слива А. Я. Пора возвращаться в мир. От системы Советов к парламентаризму и местному самоуправлению // Народный депутат. М., 1992. № 2. С. 64.
90 См.: Кравчук С. С. Актуальные проблемы советского государственного права // Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строительства. М., 1976. С. 19.
91 См.: Декрет ЦИК от 23 ноября 1917 г. "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984. С. 15.
92 См.: Съезд Советов в документах (1917-1936). М., 1959. С. 94.
93 См.: Рейснер М. А. Государство буржуазии и РСФСР. М., 1959. С. 94.
94 См.: Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. С. 22-24.
95 См.: Закон о поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР от 29 июля 1971 г. в ред. от 3 августа 1979 г., Закон о краевом, областном Совете народных депутатов от 20 ноября 1980 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1979. № 32; 1980. № 48.
96 См.: Барабашев Г. В., Васильев В. И., Шеремет К. Ф. Советы народных депутатов: время перемен // Советское государство и право. 1988. №5. С. 6.
97 См.: Лукьянов А. И, Развитие законодательства о советских представительных органах власти. М., 1978. С. 59, 269.
98 См.: Габричидзе Б. Н, Конституционный статус органов Советского государства. М., 1982. С. 62.
99 См.: Годунова О. В. Соотношение советского строительства и науки управления (на опыте исследования системы местных Советов депутатов трудящихся): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1975.
100 См.: Пертцик В. А. Проблемы местного самоуправления в СССР. Иркутск, 1963; Григорян Л. А. Советы - органы власти и народного самоуправления. М., 1965; Скуратов Ю. И. Советы народных депутатов: ленинская теория и современная конституционная практика // Перестройка - реализация ленинских идей. Свердловск, 1987; Кряжков В. А. Местное самоуправление: правовое регулирование и структуры // Советское государство и право. 1992. № 1.
101 См.: Дементьев А. Н. О "системе Советов" и земских учреждений в России: возможные исторические параллели // Государство и право. 1996. № 8. С. 115.
102 См.: Аскеров А. А. О дисциплине советского строительства // Советское государство и право. 1946. № 1. С. 42-43.
103 См.: Коток В. Ф. К вопросу о предмете советского строительства // Советское государство и право. 1949. № 3. С. 19, 24.
104 См.: Горшенев В. М., Ким А. И., Основин В. С., Судницын Ю. Г. Соотношение советского строительства и других отраслей советского государствоведения // Материалы научной конференции правоведов. Новосибирск, 1969.
105 См.: Барабашев Г. В., Шеремет К. Ф. Советское строительство. М., 1981; Советское строительство / Под ред. А, А. Безуглова. М., 1985; Советское строительство: Учебник / Под ред. В. А. Пертцика. М., 1988; Фадеев В. И. Советское строительство как наука: становление и развитие (1917-1936 гг.). М., 1986.
106 См.: Барабашев Г. В., Шеремет К. Ф. Указ. соч. С. 8.
107 См.: Советское строительство / Под ред. А. А. Безуглова. С. 5.
108 См.: Советское строительство / Под ред. В. А. Пертцика. С. 11.
109 См. там же. С. 19-22.
110 Никитин В. Г. Практика организации местного самоуправления в Оренбургской области // Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления: Тезисы выступлений участников "круглого стола" Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 апреля 2001 г. / Под ред. И. П. Марова. Тюмень, 2001. С. 44.
111 Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Указ. соч. С. 39.
112 СЗ РФ. 2000. № 33. С. 3356.
113 ВВС СССР. 1986. № 31. Ст. 593.
114 См.: Овчинников И. И. Местное самоуправление: конституционно-правовая основа формирования // Конституционный строй России. М., 1992. Вып. 1. С. 16.
115 Авакьян С. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия II. "Право". № 3. С. 5-6.
116 САПП РФ. 1993. № 41. Ст. 1010; № 44. Ст. 4188.
117 См.: Известия. 1991. 18 февр.
118 См.: Красное М. А. Местное самоуправление? Государственное или общественное?
119 См.: Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Совет и администрация: спорные вопросы статуса и взаимоотношений // Российский юридический журнал. 1993. № 1.
120 Ведомости РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010, 1011.
121 См.: Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" // Российская газета. 1992. 20 марта.
122 Российская газета. 1993. 29 окт.
123 См.: Словарь иностранных слов. М., 1988. С. 326.
124 См.: Кутафий О. Е., Фадеев В. И. Указ. соч. С. 14-16.
125 СЗ РФ. 1988. № 15. Ст. 1695.
126 Впервые эта идея была высказана автором в работе "Муниципальное право" М., 2000. С. 13.
127 Основные нормативные правовые акты опубликованы в сборнике: Местное самоуправление в Российской Федерации / Отв. ред. Л.И. Брычева; Сост. Е. М. Ковешников, Н. М. Пищаева. М., 1998.
128 См.: Явич Л. С. Право и общественное отношение. Л., 1970. С. 63-64.
129 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. С. 105.
130 См.: Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Указ. соч. С. 42.
131 См.: Степанова В. В. Конституционный конфликт в Пруссии в 1862-1866 годах (политическая борьба О. Бисмарка с прусским ландтагом). Нижневартовск, 1993. С. 130.
132 См.: Конституции зарубежных государств. М., 1996. С. 153-232.
133 См.: Штимпфл Г., Шоллер X. Местное самоуправление. С. 21.
134 См.: Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. М., 1994. С. 20.
135 См.: Конституции зарубежных государств. С. 291-308.
136 СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1139.
137 Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию // Комсомольская правда. 1990. Сент. Спец. выпуск.
138 См.: Широков А., Юркова С. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. С. 20.
139 Топорнин Б. Н. Разделение властей и государственная организация // Разделение властей и парламентаризм. М., 1992. С. 14.
140 Миннац: рука на пульсе // Муниципалитет. 1997. № 1. С. 5.
141 См.: Широков А., Юркова С. Указ. соч. С. 20.
142 Конституции республик в составе Российской Федерации. М., 1995. Вып. 1.
143 См.: Миннац: рука на пульсе. С. 5.
144 См. там же С. 5.
145 См.: Минц Б. Указ. соч. С. 13.
146 Савранская О. Л. Правовые основы местного самоуправления // Соц. исследования. 1997. № 1. С. 114.
147 См.: Тощенко Ж. Т., Цветкова Т. А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа) // Социологические исследования. 1997. № 6. С. 110.
148 См.: Пискотин М. И. Так что же решил Конституционный Суд? // Российская газета. 1997. 21 февр.
149 См.: Савранская О. Л. Указ. соч. С. 114.
150 См.: Областная газета. 1997. 9 янв.
151 См.: Областная газета. 1997. 3 июня; Ведомости Законодательного собрания Свердловской области. 1997. № 20.
152 См.: Чернецкий А. М. Право на... право? // Муниципалитет. 1999. № 1.С. 24.
153 Уральский рабочий. 1997. 21 апр.
154 См.: Петров А. В. Проблемы самоуправления в Москве // Правительство - город - люди. Самоуправление в Москве. С. 51. Принятый 13 июля 2001 г. Устав г. Москвы в новой редакции изменил существовавшую конструкцию государственной власти и местного самоуправления в г. Москве.
155 Российская газета. 1997. 1 окт.
156 См.: Государство и право. 1993. № 6. С. 144?145.
157 Граверт Р. Финансовая автономия органов местного самоуправления в ФРГ // Государство и право. 1992. № 10. С. 197.
158 См.: Клеман Н. М. Местные органы власти в структуре управления Великобритании. М., 1993. С. 6.
159 См.: Баранчиков В. А. Правовое регулирование организации и деятельности муниципальных органов Великобритании // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993. С. 10-11.
160 Морева Е. Местная власть в Испании: ход реформ и преобразований // Реформы местного управления в странах Западной Европы. С. 64-66.
161 См.: Барабашев Г. В. Муниципальные органы современного капиталистического государства (США, Великобритания). С. 13.
162 См.: Davis К. Local Government Law. 1983. С. XXXV.
163 См.: Черкасов А. И. Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. М., 1994. С. 8-11.
164 Атаманчук Г. В. Указ. соч. С. 55.
1 См.: Авакьян С. А. Проблемы организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации // Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. С. 14.
166 См., например: Субъект РФ и местное самоуправление: пути совершенствования экономического взаимодействия. М., 1999; Фабричный С. Ю. Правовое регулирование финансово-экономического взаимодействия субъекта Федерации и местного самоуправления. М., 1999.
167 См.: Субъект РФ и местное самоуправление: пути совершенствования экономического взаимодействия. С. 8-11.
168 См.: Волостригов П. С. Становление и развитие правовых основ осуществления местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе // Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления: Тезисы выступлений участников "круглого стола" Совета Федерации "Федерального Собрания Российской Федерации. С. 24.
169 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5011.
170 Решением Президента РФ от 21 ноября 2000 г. он был упразднен, а его функции должны быть переданы вновь образуемому Совету при Президенте РФ по государственному строительству и федеративной политике.
171 См.: Вертикаль власти: региональная и национальная политика, принципы местного самоуправления Российской Федерации. Документы. Комментарии. Разъяснения. М., 1996. С. 172-173. См.: Вертикаль власти: региональная и национальная политика, принципы местного самоуправления Российской Федерации. Документы. Комментарии. Разъяснения. М., 1996. С. 172-173.
172 СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3984.
173 См.: Рыжков А. Центр - регион - местное сообщество: неэффективный баланс власти // Курсив. 1997. № 5. С. 4-5.
174 СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 121.
175 СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6359.
176 См.: Карасев М.Н. О государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2000. № 7. С. 29-37. См.: Карасев М.Н. О государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2000. № 7. С. 29-37.
177 См.: Постовой Н.В. Правовое регулирование основ и компетенции местного самоуправления в России. С. 246-247.
178 Путин В. Итоги 2000 года // Независимая газета. 2000. 26 дек.
179 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Ш М. Карельского и В. Д. Перевалова. М., 1999. С. 167.
180 Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М, 2001. С. 121.
181 См.: Проблемы теории государства и права. С. 12, 133.
182 По данным Минюста РФ, на конец 2000 г. 70% регионального законодательства, в том числе конституции и уставы субъектов Федерации, приведены в соответствие с федеральным.
183 Идея цивилизма, выдвинута В. С. Нерсесянцем в конце 80-х - начале 90-х гг. XX столетия, в обобщенном виде изложена в его работе "Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме" (М., 2000).
184 См.: Проблемы общей теории права и государства. М., 1999. С. 798-812.
185 См. там же. С. 812-813; Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. С. 381.
186 Ими подготовлены и опубликованы тезисы концептуального проекта "Наш путь. Стратегические перспективы развития России в XXI в." (М., 1999).
187 См.: Наш путь. Стратегические перспективы развития России в XXI в. С. 32, 101-102, 105-107.
188 См.: Усс А. России - имперскую федерацию // Независимая газета. 2000. 6 апр.
189 СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.
190 СЗ РФ. 1999. № 40. Ст. 4858.
191 См.: Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления: Тезисы выступлений участников "круглого стола" Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 апреля 2001 г. / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 2001.
192 См.: Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления. С. 6-7.
193 См.: Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления. С. 13.
194 Там же. С. 34.
195 Там же. С. 41?42, 44?45.
196 См.: Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления. С. 46.
197 См.: И власть, и экономика, и президент на 67 лет // Независимая газета. 2000. 25 февр.
198 См.: Самойленко В. Семь шагов. Как сделать реформы осмысленными и окончательными // Независимая газета. 2000.14 марта.
199 См.: Дзасохов А. Следовать букве и духу. Не надо перекраивать федеральное "платье" России // Независимая газета. 2000. 14 марта.
200 Саначёв И.Д. Местное самоуправление в России: шаг вперед или политическая игра // Становление местного самоуправления в Российской Федерации. М., 1999. С. 10.
201 См.: Пашенцев В. К развитию России через развитие ее городов // Местное самоуправление: стратегические направления развития: Материалы науч.-практ. конф. 13-14 апр. 2000 г. М., 2000.
??

??

??

??


<<

стр. 2
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ