стр. 1
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

IEIENOA?NOAI IA?ACIAAIE? ?INNEENEIE OAAA?AOEE
Naieo-Iaoa?ao?aneee
ainoaa?noaaiiue oieaa?neoao ay?ieinie?aneiai i?eai?ino?iaiey



В. И. Кравченко




ОСНОВЫ
ПОЛИТОЛОГИИ
Учебное пособие




Naieo-Iaoa?ao?a
2001
УДК 321
ББК 66.01
К78

Кравченко В. И.
К78 Основы политологии. Учеб. пособие/ СПбГУАП. СПб., 2001. 128 с.


В пособии рассматриваются наиболее важные проблемы современ-ной поли-
тической науки, ее специфика и методы познания; анализируются такие катего-
рии, как власть, государство, политическая элита, политическая культура и др.
Особое внимание уделяется проблемам соотношения власти и харизмы, вла-
сти и местного самоуправления, как наименее изученным в политической лите-
ратуре.
Пособие предназначено для студентов технических вузов и всех интересую-
щихся проблемами политического устройства общества.
Рецензенты:
кафедра связи с общественностью и социологии
Санкт-Петербургского государственного института сервиса и экономики;
кандидат философских наук доцент Л. И. Евсеева (СПбГТУ)
Ooaa??aaii
?aaaeoeiiii-ecaaoaeuneei niaaoii oieaa?neoaoa
a ea?anoaa o?aaiiai iiniaey

Учебное издание
Кравченко Владимир Иосифович
ОСНОВЫ
ПОЛИТОЛОГИИ
Учебное пособие
Редактор Г. Д. Бакастова
Компьютерная верстка А. Н. Колешко


Лицензия ЛР №020341 от 07.05.97. Сдано в набор 16.09.01. Подписано к печати 18.10.01.
Формат 60?84 1/16. Бумага тип. №3. Печать офсетная. Усл. печ. л. 7,44. Усл. кр.-отт. 7,57.
Уч. -изд. л. 8,0. Тираж 100 экз. Заказ № 435


Редакционно-издательский отдел
Лаборатория компьютерно-издательских технологий
Отдел оперативной полиграфии
СПбГУАП
190000, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 67


© Санкт-Петербургский
государственный университет
аэрокосмического приборостроения, 2001
2 © В. И. Кравченко, 2001
Уважаемый студент!


Реформа всей системы образования в России – это одна из задач
современного преобразования общества. Целью реформы является из-
менение системы образования, переориентация ее на удовлетворение
запросов и потребностей конкретных людей, личностей. Важными со-
ставляющими этого процесса являются гуманизация и гуманитариза-
ция образования. Государство ориентирует преподавателей и студентов
на освоение мирового, в том числе и отечественного, социально-гума-
нитарного знания, преодоление имевших место в недалеком прошлом
догматизма и идеологической тенденциозности. Значительная роль в
процессе гуманитарной подготовки студентов отводится политологии,
позволяющей ориентировать человека в мире политических идей, взгля-
дов, направлений.
Материал предлагаемого учебного пособия “Основы политологии”
поможет при изучении конкретных тем по данному предмету.
Просьба соблюдать последовательность, установленную заданиями,
а именно, по прочтении определенной главы обязательно проверить
свои знания, используя тестовый опросник. Для более глубокого изуче-
ния темы, по желанию студента, можно использовать предлагаемую
литературу. Список литературы поможет Вам при подготовке реферата
или доклада по выбранной теме.
Желаем успехов в самостоятельной работе!




3
Тема 1
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА


Политическая сущность человека была определена еще великим древнегре-
ческим философом Аристотелем. С давних времен человек оказывался вов-
леченным в политические отношения как подданный того или иного госу-
дарства, член той или иной социальной общности, партии. Эта политичес-
кая вовлеченность существовала уже в условиях древневосточных деспо-
тий, хотя большинство населения не осознавало своей причастности к по-
литическим процессам. По мере развития политических отношений, в боль-
шей мере в условиях политических преобразований общества, люди все
активнее вовлекаются в политические процессы, участвуют в выборах вла-
сти, в управлении государством, в распределении материальных и духов-
ных ценностей.
Активное участие в политических процессах требует от каждого человека
определенного понимания своего места в политике, которая по своей сути не
только наука, но и искусство. В этой связи изучение политологии позволяет
ответить человеку на ряд вопросов, таких как: что представляет сама наука
политология, каков ее предмет, ее функции в общественной жизни людей, что
такое власть, политическая система общества и ряд других.
История возникновения науки “политология” предполагает три ступе-
ни ее становления и развития: философскую, эмпирическую и стадию реф-
лексии, ревизии эмпирического состояния. Применительно к политологии
первый, преимущественно философский, период ее развития связан с пе-
риодом от Аристотеля до гражданской войны в Америке (1861–1865 гг.).
Крайними историческими вехами второй, эмпирической, ступени высту-
пают гражданская война в Америке и вторая мировая война. Третья стадия
развития политологии началась после второй мировой войны и продолжа-
ется до наших дней. Эта стадия отличается от всех предыдущих научной
рефлексией, критическим переосмыслением всего арсенала накопленных
эмпирических и теоретических знаний. Уже в начале XX века политоло-
гия превращается в самостоятельную учебную дисциплину в Европе.
Важнейший вклад в ее становление внесли такие европейские ученые,
как М. Вебер, Р. Михельс, В. Парето, Г. Моска, А. Токвиль, К. Маркс,
Ф. Энгельс, В. Ленин и др.
4
В России политология сменила ортодоксальный научный коммунизм, кото-
рый связывался только с идеями марксизма-ленинизма, что естественно меша-
ло развитию свободной политической мысли. В 70-х годах марксистско-ле-
нинская политическая наука складывается как самостоятельная отрасль
обществоведения.
В 1955 году в СССР создается Советская ассоциация политических
наук, а с 1989 года политология как особая дисциплина была введена в
вузах. Большую роль в преподавании этой новой дисциплины сыграли
выдающиеся мыслители прошлого: Б.Н. Чичерин, М. Островский, М.
М. Ковалевский и др.
Как любая наука, политология имеет свой предмет. Это прежде всего те
вопросы, которые она изучает, а человек, занимающийся политологией,
формирует свое политическое и общемировоззренческое восприятие мира.
В самом общем виде предметом политологии выступает сфера политичес-
ких отношений, политические концепции, теории, различные виды власти,
партийные структуры, лидерство, формы государственного устройства и др.
Исходя из довольно большого круга вопросов, которые изучает политоло-
гия, можно дать ее определение как науки об “идеальной структуре общества”,
включающей различные мнения по одному и тому же вопросу. Это позволяет в
ходе обсуждения прийти к некоторому идеальному определению государства,
власти, политики, легитимности властных отношений, их правомерности в
той или иной ситуации.
К основным функциям политологии относят: гносеологическую (познава-
тельную), аксеологическую (оценочную), регулятивную и общемировоззрен-
ческую функции.
Будучи наукой гуманитарного профиля, политология имеет самую тесную
связь с другими общественными науками:
политическая философия, с помощью которой можно дать оценку полити-
ческим событиям и поведению в них конкретных исполнителей с точки зрения
морали, нравственности, прав человека;
политическая психология, позволяющая дать психологическую оценку се-
годняшним событиям;
политическая история – наука, изучающая в хронологии политические со-
бытия;
политическая социология, в большей степени прогнозирующая политичес-
кие события;
политическая антропология – наука, изучающая политические события,
исходя из главного фактора – природы человека как родового существа.
5
Все вышеназванные общественные науки и ряд других гуманитар-
ных наук позволяют политологии более предметно оценить существую-
щую в обществе политическую действительность, предсказать будущее.
Для выражения сущности предмета политологии используются ка-
тегории как наиболее общие понятия, выражающие сущность процес-
са, предмета явления. Основными категориями являются: “власть”, “по-
литика”, “государство”, “демократия”, “легитимность”, “авторитаризм”,
“тоталитаризм”, “олигархия” и др. Наиболее сложными для понимания
при самостоятельном изучении являются категории “авторитаризм” и
“тоталитаризм”, поэтому есть необходимость более предметно остано-
виться на их значении, показать общие и отличительные стороны.
Авторитаризм – тип политического режима, предполагающий кон-
центрацию исполнительной, законодательной и судебной властей в ру-
ках одного человека, главы государства. Парламент в этом случае прак-
тически лишается власти и права контроля за государственной полити-
кой. Такой тип господства авторитаризма может быть вызван однопар-
тийностью, военными событиями, наличием культа личности.
Тоталитаризм – тип политического режима, характеризующийся то-
тальным (полным) подчинением всех сфер общественной жизни одной силе
– вождя, партии, группы. Это своего рода “казарменно-полицейский” ре-
жим, который, по мнению Платона, должен заставить людей жить в счас-
тье и согласии. Все виды власти при тоталитарном режиме следуют еди-
ной идеологии (например, марксизм при наличии КПСС).
Следует отметить, что оба эти режима могут дополнять друг друга и
переходить один в другой, как это можно было наблюдать в период прав-
ления И. Сталина.
Для более глубокого и всестороннего познания предмета политоло-
гии используются методы, или пути познания. К общенаучным мето-
дам, применяемым в политологии, можно отнести следующие:
Метод сравнительного анализа позволяет сопоставить характерис-
тики и свойства явлений политической жизни в пространстве и време-
ни, выявить их сходства и различия. Например, исследования политичес-
ких событий установления и развития советской власти 1917–1993 гг. по-
зволят с помощью этого метода выявить рациональное зерно самой вла-
сти и показать ее ущербность и делегитимность в определенные момен-
ты развития нашей страны.
Системный подход позволяет рассматривать любые события поли-
тической жизни как часть целого единого процесса.
6
Структурно-функциональный метод служит конкретизацией систем-
ного метода, однако дает возможность представить политические собы-
тия не только как часть целого, но и исследовать функцию каждого из
элементов. В качестве примера можно привести анализ любого собы-
тия, связанного с выборной кампанией.
Эмпирический метод является самым распространенным методом
любого исследования, в том числе и политического. Он предполагает
опрос, наблюдение, анализ документов. Проще говоря, этот метод по-
зволяет с карандашом в руках опытным путем изучать проблему. Опрос
дает возможность выявить мотивы, которыми руководствуются участ-
ники событий. Анализ документации помогает изучить объективные
результаты политических действий людей. На базе эмпирического ме-
тода сложилась прикладная политология.
Институциональный метод ориентируется на изучение институтов,
с помощью которых осуществляется политическая деятельность партий,
групп.
Бихевиористский метод – метод специфический. Суть его в том, что
исследуется конкретное поведение отдельных личностей или групп.
В самом общем виде материал данной темы можно представить сле-
дующей схемой:

Политология

Власть
Политическая философия
Политика
Политическая социология
Демократия
Политическая история
Диктатура
Политическая психология
Тоталитаризм
Политическая антропология
Авторитаризм и др.

Методы исследования

Метод сравнительного анализа
Системный метод
Институциональный метод
Структурно-функциональный метод
Эмпирический метод
Бихевиористский метод

7
Тест к теме 1
1. Что такое политология?
а) наука об обществе,
б) наука об идеальной структуре государства,
в) наука о политике,
г) наука о власти.
2. Какие из перечисленных наук наиболее связаны с политологией?
а) экономика,
б) политическая история,
в) антропология,
г) демократия,
д) политическая философия,
е) физика,
ж) психология,
з) социология.
П р и м е ч а н и е . Приведите пример взаимосвязи политологии с од-
ной из вышеназванных наук.
3. Какие из перечисленных признаков характеризуют авторитарный
и тоталитарный режимы?
а) власть партии,
б) власть идеологии,
в) демократические элементы общества,
г) охлократия,
д) однопартийность,
е) аристократия,
ж) олигархические структуры в экономике, политике,
з) наличие трех ветвей власти,
и) парламентский контроль,
к) жесткая дисциплина (партийная),
л) бюрократия и элитарность.
4. Какой метод исследования в политологии наиболее объективно
позволит проанализировать весь ход выборной кампании?
а) бихевиористский,
б) структурно-функциональный,
в) системный,
г) эмпирический,
д) институционный.
П р и м е ч а н и е . Исследуйте любое политическое событие, взяв за
основу один из представленных методов.
8
Тема 2
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ


Рассматривая предпосылки предпочтения возникновения политических
учений, необходимо вспомнить социально-политическую практику Древ-
ней Греции, специфику государственной жизни греческих полисов.
Полис, как особая форма социально-экономической и политической
организации общества, представляет собой объединение частных зем-
левладельцев, а также занимающихся различными промыслами и ре-
меслами граждан, которые, будучи равноправными членами общества,
имели право на собственность. Главным должностным лицом полиса
является архонд. В этом заключаются характерные особенности полиса.
Соотношение основных политических сил определяло форму прав-
ления: аристократическое (Спарта), демократическое (Афины) и оли-
гархическое.
Первая конституция Афин (Драконта – 621 г. до н. э.) представляла
собой лишь письменную фиксацию обычаев. Закон был доступен каж-
дому, а право и все государственные вопросы легально становились
предметом обсуждения. Это возможно было в условиях полиса. Однако
в 594 году до н. э. основы родового права были подорваны законами
Солона, по которым политические права распределялись в соответствии
с имущественным положением, и был введен суд присяжных, избирав-
шийся из числа свободных афинских граждан, что способствовало ста-
новлению античной демократии.
Античное государство было прежде всего государством рабовладель-
ческим, но именно в этих условиях, как показывает история, и прояв-
ляются первые ростки политических основ создания государства.
Первыми мыслителями, идеи которых актуальны по сегодняшний
день, были Платон и Аристотель, представившие в своих трудах некую
идеальную модель государственного устройства общества.
Важнейшей не только для античности, но и для всей европейской
политологии, является теория Платона (427–347 гг. до н. э.), изложен-
ная в диалогах “Государство”, “Критон”, “Политик”, “Законы”. Учение
Платона о государстве тесно связано с идеей справедливости, обще-
ственной собственности, с идеей построения идеальной модели госу-
9
дарства. Платон исходил из того, что “каждый из нас сам для себя бывает
недостаточен и имеет нужду во многих”, и именно отсюда возникает по-
лис, “когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной
потребности, когда имея нужду во многих, мы располагаем к сожитию мно-
гих сообщников: тогда это сожитие получает у нас название города”.
Идеальная модель государства у Платона по сути своей утопична
лишь потому, что в тех условиях, которые переживала Греция, реализа-
ция самой идеи была невозможна. Тем не менее гениальность древне-
греческого мыслителя настолько очевидна, что даже нынешний ХХI век
живет, руководствуясь отдельными положениями “идеального государ-
ства”, как-то: классовое деление, частная собственность, политическая
тирания.
В работе “Государство” Платон дает характеристики различным ти-
пам государства: “тимократия”, “олигархия”, “демократия”, “тирания”
и все они принадлежат к числу отрицательных, поскольку несут в себе
два государства, враждебных друг к другу, – государство богатых и бед-
ных. Всем им свойственны раздор, насильственное принуждение, алч-
ность.
В то время идеальная форма государственного устройства предпола-
гает такие возможности, когда каждый занимается тем, на что способен
по природе. В таком государстве есть три основных сословия: элита –
стража – рабы. Элитой Платон называет мудрецов и учителей, страже
отводит охранные функции государства, а к третьему сословию отно-
сит ремесленников, крестьян, торговцев.
Ратуя за общественную собственность, Платон предлагает объеди-
нить все вплоть до жен, а воспитание детей переложить на плечи госу-
дарства.
При этом “идеальное государство” должно обладать, по мнению ав-
тора, четырьмя добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительно-
стью, справедливостью.
В работе “Закон” Платон изображает модель казарменно-политичес-
кого государства, которое должно заставить людей жить в счастье и
согласии.
При всей гениальности отдельных положений нельзя не отметить тот
факт, что Платон отдает предпочтение жесткой тоталитарной системе.
Несколько иная точка зрения по поводу организации государства при-
надлежит ученику Платона – Аристотелю (384–322 гг. до н. э.). Его
теория тоже связана с этикой и изложена в трактатах “Политика”, “Афин-
10
ская политика”. Учение Аристотеля далеко от мистических взглядов
Платона. У Аристотеля человек понимается прежде всего как государ-
ственное существо.
Само государство – это форма общения. По мнению Аристотеля, го-
сударство возникает тогда, когда создается общение ради благой жизни
между семействами и родами. Человек является частью государства, его
личные интересы подчинены государственному благу. Рабы не являют-
ся людьми в строгом смысле слова, их Аристотель называет говорящи-
ми орудиями, в отличие от орудий мычащих и немых.
Проанализировав несколько государственных форм, Аристотель вы-
деляет шесть основных форм государства: три правильных (монархия,
аристократия и полития) и три неправильных (тирания, олигархия и
демократия).
В отличие от своего учителя, Аристотель уже в то время выделяет три
вида власти: законодательную, административную и судебную. Его поли-
тическая теория явилась высшим достижением античной политической
науки, поскольку путь к наилучшим формам государства лежит у Аристо-
теля через область познания того, что существует в действительности.
Политико-правовая теория Древнего Рима развивалась под влияни-
ем уже существующей теории Древней Греции (Платон, Аристотель,
Сократ, эпикурейцы, стоики). Однако в данном случае нельзя говорить
лишь о простом заимствовании положений своих предшественников,
так как римляне развивали свою теорию, взяв за основу все самое раци-
ональное у древних греков.
Самым ярким представителем политической мысли Древнего Рима
является Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.), изложивший свои
идеи в форме диалога в работах “О государстве”, “О законах”. Высту-
пая мыслителем-эклетиком, Цицерон попытался соединить в своей те-
ории самые разнообразные взгляды мыслителей древности.
Государство у Цицерона имеет естественное происхождение, вырас-
тая из семьи в результате развития природных склонностей людей к
общению. Сущность такого государства сводится к охране имуществен-
ных интересов граждан. Его основополагающим принципом выступает
право. Само право Цицерон выводит из непосредственного естествен-
ного закона, “ибо закон есть сила природы, он – ум и сознание умного
человека, он – мерило права и бесправия”.
Политический идеал Цицерон видит в смешанной форме правле-
ния: аристократической сенатской республике, соединяющей начало
11
монархии (консулат), аристократии (сенат) и демократии (народное со-
брание).
Уделяя внимание рабству, Цицерон говорит о нем как о явлении,
обусловленном самой природой, которая дарует лучшим людям влады-
чество над слабыми для их же пользы.
Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справед-
ливым и сведущим в учениях о государстве, владеть основами права.
Правовой принцип Цицерона гласит: под действие закона должны
попадать все.
Если правовым документом Греции была Драконта, то созданный
Цицероном правовой документ для римлян назывался “римское право”.
В составе римского права различаются три части:
естественное право – право народов на брак, семью, на воспитание
детей, на ряд других естественных потребностей, данных человеку са-
мой природой;
право народов – это отношение римлян к другим народам и государ-
ствам, включая военные события, международную торговлю, вопросы
основания государства;
право граждан, или цивильное право, – это отношение между ци-
вильными римлянами.
Кроме того, право в Древнем Риме делилось на публичное, которое
относится к положению государства, и частное, относящееся к пользе
частных лиц.
Следует отметить, что актуальность теорий древнеримских мысли-
телей также значима, как и древнегреческих, о чем свидетельствуют
классические и современные источники.
Тест к теме 2
1. Социально-политические предпосылки возникновения поли-
тической теории в Древней Греции:
а) государство Древней Греции;
б) полис;
в) патриархальность общества;
г) аристократическая форма правления;
д) бюрократическая форма правления;
е) демократическая форма;
ж) олигархия;
з) города;
12
и) губернии;
к) Драконта;
л) рабовладельческий строй.
2. Проверьте правильность утверждений:
а) Платон выделил отрицательные типы государственного уст-
ройства: тирания, демократия, монархия, аристократия;
б) Аристотель выделил шесть основных форм государств – арис-
тократия, олигархия, демократия.
3. Марк Туллий Цицерон как эклектик-мыслитель использовал наибо-
лее прогрессивные существующие политические теории того времени:
а) идеи Платона;
б) идеи Зенона;
в) классическую философию Канта;
г) философию утилитаризма;
д) политическую философию;
е) идеи Аристотеля.
4. Римское право содержит:
а) законы;
б) естественное право;
в) традиции;
г) обычаи;
д) право граждан;
е) цивильное право;
ж) этическую солидарность.
5. Смешанная форма правления представлена Цицероном как:
а) консулат;
б) сенат;
в) парламент;
г) вече;
д) народное собрание.
П р и м е ч а н и е . Приведите примеры актуальности отдельных по-
ложений “идеального государства” Платона, политической теории Ари-
стотеля, Цицерона.




13
Тема 3
СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
НОВОГО ВРЕМЕНИ


На стадии позднего средневековья (конец ХV – начало ХVI вв.) воз-
никает новая экономическая и идейно-политическая ситуация. Именно
это время оказалось принципиально новым для возникновения полито-
логии Нового времени. Характерными признаками “новой новизны”
можно назвать: распад феодального строя, появление прогрессивных
форм производства, активизацию деятельности человека как существа
самостоятельного. Человек в условиях зарождающегося капитализма рас-
сматривается в ряде политических теорий как существо самостоятель-
ное, активное, стоящее в центре мироздания.
Основными чертами возникшего класса буржуазии становятся: сво-
бода индивида и условий его жизни, базирующаяся на естественной
природе человека, на его природных потребностях; исследуется вопрос
возникновения государства как естественного проявления развития об-
щества, появляются теории и концепции общественного договора.
Принципиальным отличием политологии Нового времени от поли-
тологии Древней Греции и Древнего Рима было то, что политологи не
только исследовали существующий политический строй, но доказали
возникновение государства на основе общественного договора и есте-
ственного права людей.
Последовательное и характерное выражение политической мысли
этого периода содержится в учении современника Леонардо да Винчи и
Микеланджело (1469–1527), государственного деятеля и политика Ник-
коло Макиавелли.
Макиавелли в известной своей работе “Государь” заменяет средневеко-
вую концепцию божественного предопределения идеей объективной исто-
рической закономерности. По его мнению, в политике воплощается сво-
бодная человеческая воля. Человек может приспособиться к судьбе, учесть
ее ход и использовать фортуну для достижения собственного успеха.
Макиавелли впервые ввел в оборот термин “государство”. Он раз-
делил понятия “общество” и “государство”. При этом наделил госу-
даря особыми правами, согласно которым он может быть злым, хит-
14
рым, лживым ради достижения общего блага народа. Государь, по
мнению Макиавелли, не руководствуется законами морали, посколь-
ку живет в государстве, где царствуют законы политики, что позво-
ляет государю руководствоваться моралью силы, а не религии. Такое
право Макиавелли закрепляет только за государем (правителем). Ос-
тальные люди, живущие в обществе, должны руководствоваться за-
конами морали. Конечно, мораль силы у Макиавелли часто опреде-
ляется как образец цинизма и аморальности в политике (“макиавел-
лизм”).
При всей жесткости такой теории нельзя не признать, что Макиавел-
ли выступал за сохранение или создание государства даже в том слу-
чае, когда правитель вынужден прибегать к жестокости и безнравствен-
ности.
История развития нашей страны изобилует примерами “макиавел-
лизма”, когда речь идет о первых годах становления советской власти, о
периоде политических репрессий.
Творчество Макиавелли внесло свой особый вклад в мировоззрение
эпохи Возрождения. В центр политических исследований был постав-
лен человек со своими земными потребностями, реализация которых
связана с общечеловеческой природой. В дальнейшем в политологии
такое право человека было названо “естественным правом”.
Одним из основателей “естественного права” был голландский юрист
Гуго Гроций (1583–1645). В своих работах он говорит о “двойствен-
ной истине”. Это божественная истина и истина, как “свет разума”
человека.
На этом основании Гроций говорит о естественном праве человека,
которое не может отменить и сам Бог.
Естественное право человека вытекает из естественной природы
людей, в которой заложено разумное стремление человека жить в окру-
жении себе подобных.
Поскольку природа человека носит общественный характер, то воз-
никает необходимость общественного договора, с которого позднее об-
разуется государство. Источником власти в таком государстве является
народ. Народ может передать власть королю на основании определен-
ного договора, соблюдение которого обязательно для короля.
Таким образом, образование государства, по Гроцию, есть сознатель-
ная деятельность людей, результат общественного договора. Наличие
короля говорит о возможной конституционной монархии.
15
Крупнейшим теоретиком “естественного права” и “общественного
договора” был английский мыслитель Томас Гоббс (1588–1679).
В отличие от Гроция, Гоббс считал, что по природе своей человеку
присуще стремление к наживе и соперничеству. Это естественное со-
стояние людей и создает ситуацию войны “всех против всех”. Для того
чтобы избежать перманентности войны, люди заключают друг с другом
общественный договор, а властью, причем абсолютной, наделяют госу-
дарство. Единственной функцией монарха, стоящего во главе такого
государства, является охрана законности и правопорядка. Право людей
выступать против монарха Гоббс сохраняет как естественное в случае,
если монарх не выполняет свои функции.
По своей сути теория Т. Гоббса была больше консервативной, а пред-
ложенная им свобода для человека оставалась ограниченной.
Принципиально новой концепцией по отношению к теории есте-
ственного права и общественного договора явилась теория Джона Лок-
ка (1632–1704). Его правомерно называют родоначальником либерализ-
ма. Он впервые разделил такие понятия, как “личность”, “общество”,
“государство” и поставил личность выше государства.
По мнению Локка, люди в своем естественном состоянии равны и
свободны и подчиняются естественном закону, по которому никто не
имеет права ограничивать другого в его жизни, свободе.
Как существо трудящееся, человек, по мнению Локка, создает свою
собственность столько, сколько хочет. Формирование собственности
оказывает определенное влияние на формирование индивидуальности.
Поскольку индивидуальное обеспечение своих прав и свобод достаточ-
но проблематично, люди на основе общественного договора создают
свое государство. Оно, в свою очередь, является гарантом соблюдения
прав и свобод человека. Во главе такого государства люди ставят своего
короля, который подчиняется общественным законам. Принципиальным
является то, что у Локка личности создают общество, а общество созда-
ет государство.
Следуя теории Аристотеля, Локк предусматривает в таком госу-
дарстве три ветви власти: законодательную, исполнительную и фе-
деративную.
Особую окраску теория естественного права общественного догово-
ра получила в работах французского просветителя Жан-Жака Руссо
(1712–1778). Руссо положил начало новому направлению теорети-
ческой мысли – буржуазному радикализму.
16
Во-первых, Руссо рассматривает ассоциацию, возникающую по-
средством заключения общественного договора как “моральное и со-
вокупное тело”, как понятие “общественный человек”, который при-
обретает свое единство, жизнь и волю.
Во-вторых, Руссо доказал, что люди на основе общественного до-
говора сами стали продуктом государства, поскольку их мораль, их
общечеловеческое бытие стали сопредельны с их гражданством.
По мере развития человеческого общества (от стада до разумного
общества) между людьми начинают складываться общественные свя-
зи, идет разделение на богатых и бедных, на правящих и бесправ-
ных. Общественный договор, по мнению Руссо, возможен только
между равными субъектами. И только в этом случае вся полнота вла-
сти принадлежит не правителю и государству, а народу.
Республиканская политическая концепция Руссо оказала огром-
ное влияние на дальнейшее развитие общественно-политической
мысли и явилась идеологическим обоснованием Великой французс-
кой буржуазной революции.
Другой французский исследователь создал совершенно отличную
от своего коллеги Ж.-Ж. Руссо теорию, которая получила название
либерально-политическая. Им был Алексис Токвиль (1805–1868)
Говоря о демократических идеях, которые пробивают себе дорогу во
многих странах, А. Токвиль отмечает, что демократии присущи два
нежелательных последствия: демократия не дает народу самого ис-
кусного правителя, а в большей мере наступает политическая тира-
ния большинства. Это Токвиль объясняет тем, что буржуазный ин-
дивидуализм приводит к такому негативному факту, как отказ граж-
дан от участия в общественной жизни.
Вместе с тем Токвиль выделяет два основных преимущества де-
мократии над другими формами правления:
демократия способствует благополучию граждан;
обеспечивает политические свободы и широкое участие масс в
политической жизни.
Для предотвращения политизма и деспотизма люди должны созна-
тельно культивировать искусство добровольной политики и соци-
альной кооперации, создавать свободные учреждения местного са-
моуправления, а также добровольные политические и гражданские
ассоциации.
17
Принципиально новым вкладом в развитие политической теории
явилось творчество немецкого теоретика, социолога и политолога
Макса Вебера (1864–1920).
В основе его политических взглядов лежит идея о том, что люди
относятся к существующей власти в силу наличия трех мотивов: тупая
привычка, рациональное соображение и состояние аффекта.
Исходя из такой постановки вопроса, Вебер определяет три типа гос-
подства: легальный, харизматический и традиционный.
Легальный тип господства основан на законе и правопорядке, когда
наличествует конституция и у власти находятся профессионалы-чи-
новники. (Примером может послужить СССР периода с 1917 по 1991
год).
Традиционный тип господства основан на “слепой “ вере в незыбле-
мость традиции и существующих порядков. К управлению допуска-
ются люди не в силу личных деловых качеств, а в силу личной пре-
данности господину. (Примером современного традиционного господ-
ства может служить Великобритания).
Харизматический тип господства, основан на “аффективной” вере в
личность. Люди видят в личности “божественный” дар, харизму.(При-
мером может служить общепризнанная харизма бывшего президента
США Б. Клинтона и в определенной мере развивающаяся харизма пре-
зидента В. В. Путина.)
История свидетельствует о том, что каждая эпоха определяет своего
лидера-харизматика. При этом деяния такого лидера могут быть и жес-
токими, но его харизма доминирует: Ю. Цезарь, Петр I, Наполеон,
В. И. Ленин, Сталин, Гитлер и др.
Рассматривая власть через призму харизматичности, Вебер внес
заметный вклад в политическую науку исследованием проблемы бю-
рократии. Он не соглашается с либеральной идеей Руссо о народном
суверенитете, считая, что народ, как неоформленная аморфная мас-
са, править не может. Любая власть принадлежит вождям и монар-
хам. Народ осуществляет власть только в системе непосредственной
демократии (выборы, референдумы). Во всех остальных случаях пра-
вят вожди, которые в свою очередь опираются на бюрократию.
Исследуя особенности бюрократического господства, Вебер предла-
гает создавать в качестве противовесов бюрократии – демократию, пар-
ламент, для того чтобы ограничивать власть и бесконтрольность бюрок-
ратических чиновников.
18
Развитие и формирование политологии от древности до наших дней
можно условно представить подобной схемой.

Зарождение политологии Предлагается некая
Платон
Древней Греции и “идеальная” структура
Аристотель
Древнего Рима государства, права
Цицерон
Никколо Макиавелли
Томас Гоббс
Развивается теория
Политология Нового Джон Локк
“естественного права и
времени Алексис Токвиль
общественного договора”
Жан Жак Руссо
и др.
Макс Вебер Анализируются три типа
господства:
Современная политология: легальный, традиционный
политическая мысль XX в. и харизматический,
бюрократия и ее
особенности


Тест к теме 3
1. Политология Нового времени называется так потому, что:
а) появился принципиально новый общественный строй (какой)?
б) появился класс капиталистов,
в) появился развивающийся класс буржуазии,
г) активизировалась роль человеческого фактора в развитии
общества,
е) возникли новые пути формирования и развития государства.
2. Политология, исследующая теорию “естественного права” и “об-
щественного договора”:
а) Макс Вебер,
б) Карл Маркс,
в) Томас Гоббс,
г) Джон Локк,
д) Ю. Цезарь,
е) Ж.-Ж. Руссо,
ж) А. Токвилъ.
3. Правильны ли утверждения:

19
а) харизматический тип господства – это правление короля, мо-
нарха и т. п.
б) традиционное господство – это родословная линия власти,
в) легальный тип господства – это власть КПСС.
П р и м е ч а н и е . Приведите пример харизматического типа господ-
ства на Руси, в России и в СССР.




20
Тема 4
ХАРИЗМА КАК ФЕНОМЕН
ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА



Согласно большинству источников понятие “харизма” от греч.
сharisma истолковывается как божественный дар, экстраординарная спо-
собность, свойство личности, особая одаренность человека. Причем все
эти особенности люди видят в человеке, обожествляя его самого. В то
же время в науке сегодня не существует единого подхода, позволяюще-
го дать категориальное определение данному понятию.
Харизма включает в себя ряд аспектов, например религиозный, со-
циологический, культорологический, социально-политический и др., по-
зволяющих выделить само понятие в категориальном плане и раскрыть
его содержание.
Религиозный аспект позволяет рассматривать харизму действитель-
но как божественный дар, который люди видят в человеке, веря в его
особые качества, надеясь на чудо, тайну и авторитет как на три силы,
дающие человеку счастье и свободу. Особенностью такого аспекта яв-
ляется то, что человек освобождает себя от всякого рода ответственнос-
ти, доверяя свою судьбу кому-то другому. Впервые понимание харизмы
как божественного дара было предложено Р. Зомом в работе, посвя-
щенной анализу церковного права древнехристианских общин.
В социологическом аспекте харизма рассматривается с точки зрения
ролевых функций личности. Именно выполнение личностью ряда фун-
кций позволяет ей подчинить себе массы. И если для Р. Зома харизма –
это мистический дар, то у М. Вебера этим даром наделены определен-
ные личности (полководцы, политики, маги, пророки, основатели ми-
ровых религий и т. п.), следуя ролевым функциям, такой лидер любыми
путями, иногда и далеко несправедливыми, добивается своей цели (Це-
зарь, Сталин, Гитлер и др.).
Культурологический аспект позволяет выделить ряд качеств, прису-
щих харизматической личности. Следуя мнению А. Гантера, можно на-
звать такие качества, как способность к обмену энергией с массами,
завораживающую внешность, хорошие риторические способности и ком-
21
муникативность, самодовольство, независимость характера, достойная и
уверенная манера держаться.
Социально-политический аспект наиболее распространен сегодня в
политической социологии и политической науке. Он позволяет, с одной
стороны, обобщить все вышеназванные аспекты, а с другой – подчеркнуть
особенность самого социально-политического аспекта харизмы.
Харизма, по мнению М. Вебера, взрывает устоявшиеся порядки и
традиции. Управление основывается не на законе и традиции, а на слу-
чае, но всегда непременно иррационально, а объясняется это тем, что
раньше харизмой обладали только пророки, великие полководцы и по-
литики.
Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. В
политике это объясняется особым характером веры в особые качества
личности и харизматической власти. Решающие значение для возник-
новения харизматического отношения в обществе имеет не столько само
обладание харизмой, сколько признание ее со стороны последователей.
Важнейшим доказательством подлинности харизмы оказывается успех
харизматического движения.
Харизматическое лидерство, согласно веберовской концепции, но-
сит личностный характер, оно строится на эмоциональной основе, иг-
рает на определенном этапе новаторскую роль, но в целом имеет харак-
тер переходного явления и со временем неизбежно рутинизируется. Само
возвышение подобных лидеров определялось в истории такими много-
образными факторами, как уровень политической культуры общества,
образовательный ценз избирателей, наличие или отсутствие демокра-
тических традиций, наличие социальных противоречий в обществе и др.
Повседневная жизнь требовала совместных усилий лидера и его ок-
ружения. Окружение такого лидера всегда было заинтересовано в мате-
риальном вознаграждении и почестях, боялось утраты своих привиле-
гий и поэтому старалось сохранить свое отношение к лидеру, сохранить
веру в его харизму, укрепить его авторитет, его властные полномочия. Из-
вестны случаи, когда харизма просто приписывалась лидеру даже в облас-
ти литературы (например, “знаменитая трилогия” Л. И. Брежнева).
Теоретические посылки Вебера, его подходы к изучению проблемы
политического господства и харизматического лидерства подвергались
в 60–70-е годы ХХ столетия обстоятельной критике в ходе научных дис-
куссий. В результате западная социология представила множество ва-
риантов харизматического лидерства. Среди них – концепция харизма-
22
тического авторитета (М. Вебер и его последователи); концепция вос-
требованности лидера в зависимости от конкретных социальных и по-
литических структурных факторов, а отнюдь не от его личностных ка-
честв, способностей или верования (Г. Вольпе, А. Шлессинджер и др.);
концепция отделения харизмы от типологии авторитета, ограничиваю-
щая сферу применения веберовской теории.
Современный мир претерпел существенные изменения под влияни-
ем научно-технической революции. Это коснулось экономики, полити-
ки, идеологии и других сфер и структур общественной жизни, наконец
самого человека как объекта и субъекта политического действия. Все
более нарастающий процесс качественного изменения основ цивилиза-
ции и социальной природы общественных отношений по-новому по-
ставил вопрос и о харизматическом лидерстве. Харизматическая лич-
ность, лидер, элита – понятия, близкие по своему звучанию и сути, но
далеко не однородные.
Представленная политологической и социологической наукой и де-
тально исследованная проблема политического лидерства, выявляющая
его понятия, сущность, классификацию, функции и т. д., позволяет сде-
лать ряд выводов.
Харизматическое лидерство, наряду с традиционным и рациональ-
но-правовым, является составной частью, одной из ветвей политичес-
кого лидерства. Так оно все более становится категорией историко-по-
литологической, научной, чем практически реальной. Процесс нивели-
ровки материальной и духовной культуры неизбежно влечет за собой и
радикальные перемены в социальной структуре общества, его количе-
ственных и качественных параметрах. Феномен лидерства сохраняется,
ибо он заложен в природе человека и общества. Однако такие опреде-
ляющие факторы, формирующую харизму, как высокий авторитет ли-
дера, его компетентность, целеустремленность, незаурядные организа-
торские способности, готовность брать на себя ответственность, уме-
лое использование широкой поддержки масс и своих ближайших спод-
вижников и др. – становится достоянием и отличительной чертой лю-
бого наиболее авторитетного, влиятельного, опытного лидера или вы-
дающейся личности.
В то же время при формировании харизмы личностные качества
лидера порой не играют какой-либо существенной роли или отодвига-
ются на второй план. Рассчитывая на эмоциональную поддержку масс,
их привычку к повиновению, на демографический эффект личности
23
лидера, его окружение, а также средства массовой информации, все-
мерно способствуют укреплению имиджа своего кумира, наделению его
властными полномочиями. В этой ситуации харизматический лидер за-
игрыванием с массами, выдвижением нереальных лозунгов и пустых
обещаний любой ценой добивается своей популярности ( В. В. Жири-
новский).
Следовательно, грань между подлинной харизмой, которой человек
может быть действительно наделен от природы как “даром божьим”, и
лидером-демагогом, который хочет, чтобы в нем видели “мессию”, при-
званная быть непреодолимой, в целом ряде случаев становится при-
зрачной и подвижной.
Понятие харизмы и харизматического лидерства, лидера-харизмати-
ка, обладающего интеллектуальными данными, чувством ответствен-
ности, профессионализмом в вопросах управления, умением представ-
лять и выражать интересы народа, приверженностью закону и т. п., ста-
новятся достоянием истории, сферой научного исследования современ-
ного обществоведения.
Различные аспекты понимания харизмы как понятия можно пред-
ставить следующей схемой:



АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ



Религиозный: Культурологический:
Социологический:
божественный дар, ряд качеств харизматической
особые ролевые
сверхестественная сила, личности как элементов
функции лидера
особенно во всем культуры человека



СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
обобщает вышеназванные аспекты и позволяет определить истинную
харизму, в отличие от желаемой в силу ряда обстоятельств

Исследуя исторические предпосылки возникновения самого поня-
тия “харизма”, можно выявить как причины его появления, так и пути
реализации самого термина. Как уже раньше отмечалось, само понятие
24
связано с неким божественным даром и это можно признать свойством
личностного развития человека в определенных ситуациях. Однако лю-
бопытным, на наш взгляд, является наблюдение, позволяющее выявить
наличие харизмы в церковных институтах власти и полное ее отсут-
ствие как божественного дара в мирской жизни. При этом нельзя не
отметить тот факт, что определенные харизматические моменты у оп-
ределенной части людей позволяют нам говорить о некоем харизмати-
ческом лидерстве (см. табл.).
Российская история свидетельствует, что большинство наших поли-
тиков не слишком правильно понимали, каким должен быть их имидж.
Например, Петра I, который имел ярко выраженные мужицкие привыч-
ки, не только ненавидели лишившиеся бород бояре, но и считали лжи-
вым воплощением Антихриста огромное количество мужиков. Не оста-
лись без внимания нашего народа и все последующие правители, кото-
рых народ “воспевал” в своем фольклоре в виде разного рода насмешек
и анекдотов. Таким образом, далеко не факт, что образ своего в доску
рубахи-парня так уж нравится народу. Уж настолько популярной была и
остается личность Сталина, но и она вряд ли может быть эталоном внеш-
него облика власти для России ХХI века.
Между тем обывательское понимание харизмы чаще всего связано с
той притягательной силой, которой располагает индивид (политик, де-
ятель культуры, спортсмен, бизнесмен и т. д.).
В древнегреческом языке слово харизма имеет также смысл опреде-
ленного действия и переводится как “притягивать к себе внимание”. В
Древней Греции люди, обладавшие харизматическими качествами, счи-
тались любимцами богов, которые помогали своим избранникам доби-
ваться необыкновенных успехов. В связи с этим харизму можно пони-
мать как способность притягивать к себе внимание других людей и удер-
живать его.
Нельзя не согласиться с таким утверждением, но вряд ли ”харизма”
может быть причиной удачливости самого человека, что поражало бы
других (Б. Беккер, Диана, Р. Шумахер, В. Путин, В. Жириновский и
др.) Скорее всего, дело в том, что так или иначе человек лучше других
умеет использовать свое дарование, свои способности, благодаря чему
он испытывает радость от выполненной работы, успешные результаты
вдохновляют его на новые победы. Его не останавливают неудачи, сво-
им оптимизмом он заражает других. Вот поэтому он излучает уве-
ренность, оптимизм, воодушевление и это находит отклик у окружа-
25
26
Таблица


1. Харизма 1.Учитель-пророк 1. Дидаскалия – 1. Народное собрание как 1. Возложение руки не
2. Пророки 2. Харизматическая, раскрытие слова институт власти над учи- есть причина харизмы,
3. Епископ дарованная свыше Божия тельством но предполагает ее
4. Экклезия (церковь) власть 2. Проповедники 2. Послушание основано 2. Возложение не дает
5. Церковь неправовая, 3. Дар учительства – (евангелисты) на любви к ближнему сана по управлению
но харизматическая власть – управление 3. Власть монархическая 3. Возложение подтверж-
организация во имя Бога и оруди- (легитимная как Божест- дает рекомендации
ем слова Божия венная) по отношению к опреде-
ленному лицу
Христианская община Учитель Дидаскалия Власть неправовая, всегда Рукоположение (возложе-
легитимная ние руки)
Политическая органи- Вождь Пропаганда Власть правовая, но не Выборы (назначение)
зац и я всегда легитимная
1. Харизма как вера 1. Вождь выбран 1. Пропаганда 1. Собрание – выcший 1. Выборы (назначения)
в человека либо назначен идеи марксизма- орган власти не всегда связаны с ха-
2. Лидер-руководитель 2. Власть как партий- ленинизма 2. Послушание (партийная ризмой
3. Идеолог ное поручение 2. Лекторы – дисциплина) основано на 2. Выборы (назначения)
4. Пропаганда в партии 2. Власть вождя пропагандисты– уставе дают статус по управле-
5. Партийная (правовая, во имя идеи партии агитаторы 3. Власть конституционная нию
политическая) органи- и правительства (законная), но не всегда 3. Выборы (назначения) –
зация легитимная это итог определенной
к ам п ан и и
ющих. Его победа становится классическим образцом для окружающих
и создается впечатление, что харизматическая личность запрограмми-
рована на успех. В этом смысле харизма, действительно, есть притяга-
тельная сила, и если нам комфортно в присутствии такой личности, то
мы испытываем притягательную его силу и гордимся им.
Исходя из этого можно выделить ряд харизматических качеств лич-
ности:
личная магнетическая притягательная сила,
воодушевление, испытываемое от выполняемой жизненной задачи,
отождествление себя с выполняемой работой,
уверенность в своих силах,
умение сосредоточить свое внимание на главном,
способность находить подход к людям,
обаяние,
активность и энергичность,
умение служить образцом для подражания,
оптимистическое восприятие жизненных ситуаций.
Так что же такое харизма? Дар Божий или свойства личности? Отве-
чая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что харизма – это
персонифицированный процесс распредмечивания личности в опреде-
ленных социально-политических условиях.
Такое определение позволяет нам в первой части подчеркнуть нали-
чие у человека (носителя харизмы) “божественного как природного дара” –
харизматических качеств, свойств, а во второй части – необходимость
социально-политических условий для реализации личности-лидера –
харизматика.
Задание к теме “харизма”
1. Сосредоточьте свои мысли на том, что включает в себя понятие
“харизма” и запишите:
а) имена десяти лиц, наделенных харизматическими качествами, ко-
торых Вы знаете лично;
б) имена десяти харизматических личностей из области политики.
Какими особыми качествами отличаются названные Вами люди?
Какие из данных качеств лично Вы считаете харизматическими?
Какие из данных качеств характеризуют лично Вас:
Душа компании. Интеллектуал. Обаяние. Оптимизм. Самопожерт-
вование ради общего дела. Ответственность за результат работы. Са-
27
молюбие. Преданность партии. Боевитость. Рискованность. Авантюризм.
Личная магнетическая сила. Желание быть первым во всем.
Теста к теме 4
1. Харизма – это “дар божий” или свойства личности?
Приведите примеры, подтверждающие то или иное мнение.
2. С помощью какой науки возможно исследование харизматическо-
го лидера и непосредственно его харизмы?
а) философия,
б) экономика,
в) социология,
г) культурология,
д) антропология,
е) политология,
ж) религия.
3. Что является общим в понимании лидерства и вождизма?
а) стремление любой ценой к победе,
б) личная выгода,
в) страх потерять авторитет,
г) справедливость,
д) карьеризм,
е) все вышеназванное.
4. Кого из названных личностей можно отнести к харизматическим
лидерам?
а) Б. Н. Ельцин,
б) Б. Клинтон,
в) Дж. Буш (старший),
г) В. Путин,
д) В. Жириновский.




28
Тема 5
ВЛАСТЬ


Понятие о власти развивалось на протяжении всей истории чело-
вечества. По-разному оценивали исследователи власть, отмечая в ней
то средство достижения блага в будущем, то способ организации со-
вместной деятельности людей. Все это является только отдельными
сторонами или качеством власти, сущность которой может меняться
в зависимости от объектов власти и характеристик объекта, на кото-
рый направлено действие власти.
Нельзя не согласиться с мнением профессора США Теренса Бол-
ла, который обращает наше внимание на моральную ответственность
власти, вне которой, разумеется, власть теряет тот классический
смысл, который рассматривается некоторыми исследователями.
Помимо изучения власти с моральной точки зрения существует
мнение Л. А. Тихомирова, который рассматривает власть с учетом
естественной природы человека, его психики.
Общепринятым является факт, что власть находит свое воплоще-
ние в государстве, но в ходе исследования она рассматривается как
совокупность институтов, способных оказывать воздействие на лю-
дей, на развитие общества. В этой связи можно говорить о власти
авторитета, о власти юридической, власти военной, религиозной, о
власти международных институтов, о власти СМИ, о власти тради-
ций и т. п.
Можно приводить самые разные точки зрения на предмет исследо-
вания власти, но, пожалуй, самым общим определением власти можно
считать следующее: власть – это символический посредник между людь-
ми, существующий в виде отношений, реализация которых использует-
ся человеком для активизации связывающих обстоятельств.
Согласно данному определению власть рассматривается в виде
отношений между условными “А” и “Б”. Реализация этих отноше-
ний будет рассматриваться как способность кого-либо проявлять
власть или управлять ситуацией.
Позитивно-социологический подход в определении власти сфор-
мулирован М. Вебером. Согласно его концепции в основе определе-
29
ния власти лежит признание асимметричности отношений между
субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта
влиять на другого.
Такой подход позволяет нам определять власть как способность ме-
нять отношения между людьми, добиваться цели. Выражением власти
будут являться отношения господства-подчинения. Существование та-
кой власти не является чем-то особенным, но мы говорим о власти как
понятии применительно к политической реальности. Для того чтобы
власть была, необходимы способности субъекта властвовать и право
последнего на это.
Для того чтобы понять и отличить “совершенную власть” от “несовер-
шенной”, как сказал в свое время Аристотель, нередко используется поня-
тие “политическая власть ”. Это понятие при всей своей кажущейся тавто-
логичности не лишено смысла и относится к власти, имеющей собствен-
ное содержание, самодавлеющее значение власти как таковой.
Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляет-
ся через функционирование специальных структур, предполагает исполь-
зование силы принуждения, нравственное влияние, опору на традиции и
многое другое.
При всем многообразии подходов к определению власти в современной
политической литературе нередко выделяют целый ряд аспектов или изме-
рений, позволяющих более предметно изучить власть как отношение.
Директивный аспект. Власть представляется как господство, обеспечи-
вающее выполнение приказа, директивы.
Функциональный аспект. Власть оценивается как способность и умение
практически реализовать функцию общественного управления.
Коммуникативный аспект. Власть так или иначе реализуется через об-
щение, через определенный язык, понятный обеим сторонам обществен-
ного отношения к власти.
Социальный аспект. Власть рассматривается как силовое отноше-
ние, выражающее реальное доминирование (человек не для того при-
нимает участие в правлении, чтобы приобрести власть, а потому, что
чувствует себя для того достаточно сильным). Необходимость фактора
силы вытекает из общей логики отправления властных функций, как
функций социальных, исходя из того, что власть – величина сочета-
тельная: можно властвовать над другими и нельзя над собой (собой можно
владеть).
30
Психологический аспект. Власть понимается как силовое лидер-
ство, устанавливаемое в межличностном взаимодействии, где обо-
сабливаются ведущая и ведомая стороны: первая – субъект, госпо-
дин, вторая – объект, раб, подданный.
Гносеологический аспект. Власть есть целенаправленный способ
утилизации знаний. Без знаний власть дика, необузданна, импуль-
сивна ; без воли она отрешенна, мягкотела, недееспособна.
Организационный аспект. Особенностью данной власти ( данно-
го аспекта ) является то, что устанавливаемый властью порядок обес-
печивает простор деятельности преимущественно репродуктивной,
несомненно сковывает социальное творчество личности и масс. В
результате новаторская инициатива, не утвержденная властью, ищет
обходные пути, рождаясь, как пишет В. В. Ильин, вне исходной орга-
низации и установленного порядка.
Политический аспект. Власть понимается как способ существо-
вания влияния, подчинения, принуждения. В этой связи, как отме-
чал М. Вебер, непосредственная обязанность профессиональных мыс-
лителей сводится к тому, чтобы сохранить трезвость перед лицом
господствующих идеалов, какими бы величественными они ни каза-
лись.
Выделение приведенных выше аспектов является в определенной
мере условным, поскольку все они реализуются только при диалек-
тическом восприятии и составляют единое целое понятия “ власть ”.
Помимо существующих аспектов власти можно выделить ее ос-
нования и резервы ( ресурсы ).
Под основаниями принято понимать средства, которые использу-
ются для воздействия на объекты власти с целью достижения по-
ставленных задач.
Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть
средства, которые могут быть использованы, но могут и не приго-
диться, и как правило, используются недостаточно. Учет оснований
властвования и ресурсов сопротивления властной воле дает возмож-
ность подсчитать силу власти.
Выделение оснований и ресурсов власти (см. схему) позволяет
уточнить и само понятие власти. Например, КПСС имела власть над
народом в той мере, в какой она принимала участие в решениях от-
носительно использования способов воздействия на народ.
31
УБЕЖДЕНИЕ



СТРАХ ИНТЕРЕС
Основание власти


ВЛАСТЬ


Ресурсы власти
ЯЗЫК ПРИНУЖДЕНИЕ


СРЕДСТВА МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ


В современной политической науке довольно часто подвергаются
анализу существующие три ветви власти : исполнительная, законо-
дательная и судебная.
Теория разделения властей зародилась во Франции в середине
XVIII века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей бур-
жуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тор-
мозившей развитие общества и государства. Основателем новой кон-
цепции был Луи де Монтескье (1689–1755). В работе “О духе зако-
нов” Монтескье изложил результаты длительного исследования по-
литико-правовых установлений нескольких государств, придя к
выводу, что в государстве господствует право, гарантированное от
нарушений законности посредством разделения властей на законо-
дательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдержи-
вают друг друга.
Монтескье исходит из принципа разделения труда в процессе осу-
ществления власти и распределения власти между различными со-
циальными слоями.
Особенностью подобного разделения считается то, что Монтес-
кье предлагает не только разделить все ветви власти, но и наделить
их правом приостанавливать и отменять решения друг друга.
В действительности идея Монтескье не везде нашла реализацию,
но ее практическая значимость в том, что сама теория явилась одним
32
из основных гарантов прав и свобод человека именно в тех странах, где
реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, где
демократические принципы нашли самое широкое применение.
Законодательная власть выражает общую волю государства. Ее
основное предназначение – формулировать законы государства, обя-
зательное для всех граждан. По Монтескье, законодательная власть
принадлежит всему народу, но если это невозможно из-за большой
территории государства, то законодательную власть целесообразно
вручить собранию представителей народа или собранию знатных (в
России сегодня это парламент, Дума ).
Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для
исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью. Ис-
полнительной властью наделяется, по Монтескье, прежде всего монарх,
поскольку данная сторона власти требует быстрого действия и лучше
это делать одному, чем многим. Исполнительную власть могут осуще-
ствлять и другие лица, но только не члены законодательного собрания,
так как это привело бы к утрате свободы. Роль такой власти в России
сегодня выполняет правительство во главе с М. Касьяновым.
Судебная власть, по Монтескье, карает преступления и разрешает
столкновения частных лиц, тогда как обе другие власти регулируют об-
щие дела государства. Монтескье предлагал передать судебную власть
лицам из народа, которые созывались бы по мере необходимости для
осуществления судебных полномочий. Последние не должны быть свя-
заны с профессиональной занятостью, богатством, знатностью. Задача
судей – в точности соблюдать законы. В России судебная власть функ-
ционирует под руководством генерального прокурора Д. Устинова.
Представленная теория Монтескье появилась в нашей стране в
начале ХХ века, хотя теоретические обоснования этой теории можно
найти в работах более раннего периода, среди которых выделяются
труды М. М. Сперанского, Б. Н. Чичерина и других.
Как свидетельствует сама жизнь, теория разделения властей – это
общедемократическая концепция, завоевание передовой обществен-
ной мысли, которая может служить целям демократии. При этом не
стоит абсолютизировать данную теорию и рассматривать ее как па-
нацею от всех бед. Помимо такой теории необходимы и другие не
менее важные компоненты в развитии общества, например, полити-
ческая культура, развитие общественного правосознания.
33
Исполнительная Законодательная
(исполнение законов (законотворчество
в лице правительства) в лице парламента)


ВЛАСТЬ




разрешает конфликты)


Тест к теме 5
1. Власть – это наличие главного компонента:
а ) сила,
б ) деньги,
в ) авторитет,
г ) отношения,
д ) институт власти.
2. Основные аспекты власти:
а ) директивный,
б ) экологический,
в ) социологический,
г ) коммуникативный,
д ) психологический,
е ) гносеологический,
ж ) функциональный,
з ) политический,
и ) организационный.
П р и м е ч а н и е . Поясните примером собственное понимание лю-
бого из выделенных аспектов.
3. Разделите на две части, что является основанием, а что – ресурса-
ми власти?
а ) страх, д ) СМИ,
б ) принуждение, е ) интерес,
в ) язык, ж ) зависть.
г ) убеждение,

34
Тема 6
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ И
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО


Теория политических элит является одной из наиболее серьезных
политических теорий XX века. Основные идеи этой теории встречают-
ся в древневосточной политической мысли (конфуцианство); у мысли-
телей античности, обосновавших такие формы правления, как аристок-
ратия и олигархия. Что представляет собой понятие “элита”? Какова ее
роль в политической жизнедеятельности общества?
Термин (понятие) “элита” в переводе с французского означает “отбор-
ный”, “лучший”. Начиная с XVIII века, он употребляется для обозначения
товара наивысшего качества и только в XIX – начале XX веков использует-
ся для определения “избранных людей”. Очевидно, что в человеческом об-
ществе существуют естественные и социальные различия между людьми,
обусловливающие их неодинаковые способности к управлению и влиянию
на политические и общественные процессы. Это позволяет нам гово-
рить о политической элите как о категории “особых людей”, носителей
наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств.
Теория элит (концепция элитизма) стремится исключить нивелиров-
ку, усредненность в оценке влияния людей на власть, отражает сорев-
новательность, конкуренцию в области политической жизни, ее иерар-
хичность и динамизм.
Несмотря на рациональную обоснованность понятия политической эли-
ты, в советском обществоведении на протяжении многих лет понятие “эли-
та” рассматривалось как псевдонаучное. Главная причина такого игнори-
рования в том, что существующая теория политических элит не укладыва-
лась в рамки марксистских представлений о политике и ее отношениях
с экономикой, о классах и классовой борьбе. Проводником всего “передо-
вого” (марксистского) была в нашей стране долгое время КПСС, которая и
являлась, по сути, основной базой политической элиты.
Теория элит отрицает непосредственную детерминированность дея-
тельности политических руководителей отношениями собственности и
классовыми интересами. Политическая элита трактуется как составля-
ющая меньшинства общества, достаточно самостоятельная, высшая, от-
35
носительно привилегированная группа людей, обладающая рядом ка-
честв (психологических, социальных), с помощью которых оказывает
влияние на массы.
Концепции элитизма достаточно разнообразны. Они имеют свои исто-
ки в социально-политических представлениях глубокой древности. Еще во
времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие об-
щество на низших и высших, аристократию и простой люд. Наиболее пос-
ледовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция,
Платона, Корлейля, Ницше и ряда других мыслителей.
Первые классические концепции элитизма возникли в конце XIX – на-
чале XX веков. Они связаны с именами Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.
Г. Моска попытался доказать неизбежность деления любого обще-
ства на две неравные по социальному положению и роли группы. Еще
в 1896 году в “Основах политической науки” он пишет, что во всех
обществах существует два класса лиц – управляющих и управляемых.
Первый, всегда малочисленный, осуществляет все политические функ-
ции, а судьба второго, более многочисленного, быть управляемым. Ма-
лочисленный господствующий класс как раз и составляет элиту. Поли-
тический прогресс состоит, по мнению Моска, в переходе власти от
одной правящей элиты к другой. Вся история государства представляет
собой чередование элит. Власть не может попасть в руки большинства,
поскольку люди из числа определенного меньшинства как бы “рекру-
тируются” на большие сроки во власть. Важнейшим критерием такого
рекрутирования Моска считал способность одних управлять другими.
Это может быть организаторская способность, материальное положе-
ние, моральное и интеллектуальное превосходство.
В этой же работе Моска отмечает, что правящий политический класс
постепенно меняется, и существуют две тенденции его развитии: арис-
тократическая и демократическая. В первом случае власть находится
в руках у замкнутых элит, а во втором – у элит, исходящих из масс.
Обновление элиты происходит посредством выборов.
В качестве примера формирования правящей элиты аристократи-
ческим или демократическим путем можно привести приобщение к вла-
сти и партийно-государственному управлению советской партийной
номенклатуры.
Это время, когда формирование элиты ЦК КПСС проводилось из
высших эшелонов власти, из аристократических слоев, а партийное
руководство на местах – из большинства коммунистов. В силу суще-
36
ствующей тоталитарности общества создавалось впечатление, что на-
род на самом деле хозяин своей страны. К сожалению, в большей степе-
ни это были декларации, когда желаемое провозглашалось как действи-
тельное. Кроме того, сегодняшняя правящая элита – это выходцы из той
же существовавшей ранее партийной номенклатуры, начиная от прези-
дента и заканчивая низовыми структурами.
Независимо от Моска, примерно в это же время теорию политичес-
ких элит разработал В. Парето. Как и Моска, он исходит из того, что
миром во всем времена правили и должны править избранные, наде-
ленные определенными качествами люди. Парето даже рассматривает
элиту как группу людей определенной нации. В работе “Трактат по
общей социологии” Парето отмечает, что человеческое общество нео-
днородно и индивиды в нем различны физически, морально и интел-
лектуально. Совокупность индивидов, которые отличаются результа-
тивностью, действуют с высокими показателями в ряде сфер и состав-
ляют элиту. В отличие от Моска, Парето делил элиту на правящую,
которая непосредственно участвует в управлении, и неправящую, кон-
трэлиту, обладающую определенными необходимыми для элиты каче-
ствами, но не имеющую доступа к руководству в силу своего социаль-
ного статуса и различного рода барьеров. С помощью мобилизации масс
две элиты ведут между собой постоянную борьбу. Одна элита растворя-
ется в обществе, другая выступает на его поверхности. Парето отмечал,
что история – это “кладбище аристократии”.
В качестве примера из истории нашей страны можно привести на-
блюдавшуюся особенность национальной окраски правящей элиты.
Наличие в первые годы советской власти “у руля” еврейской нации,
затем грузинской (кавказской), украинской нации и т. д. Как видим,
сама история подтверждает теорию Парето.
Теория Р. Михельса в трактовке причин элитарности, в основном,
была сходна с теорией Моска. Михельс также выделяет организаторс-
кие способности элиты, но при этом утверждает, что сама организация
общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В
обществе, по мнению Михельса, действует “железный закон олигархи-
ческих тенденций”. Его суть состоит в том, что создание крупных орга-
низаций неизбежно ведет к их олигархизации и формированию элиты.
Наличие крупных и влиятельных организаций, по мнению Михельса,
подчиняет политику собственным интересам руководства. Остальная
масса людей проявляет определенную пассивность и равнодушие по
37
отношению к политической жизни общества. Внешне это кажется вполне
пристойным, но в определенные моменты развития общества (напри-
мер выборы, референдумы и т. п.) становится очевидным, что правят
страной те, кто располагает не только властью, но и большой матери-
альной силой. Олигархия – власть держащих и капиталодержащих лю-
дей – и составляет политическую силу общества. Не случайно сегодня
говорят, что страной правит финансово-бюрократическая олигархия.
Таким образом, в силу особенностей конкретно-исторических собы-
тий России политические взгляды Моска, Парето и Михельса находят
подтверждение в нашей действительности.
Современная западная политология, модернизируя идеи политичес-
кого элитизма, исходит из двух посылок:
политическая элита – закономерное явление, она неизбежна в лю-
бом обществе; революция бессмысленна, так как с ее помощью осуще-
ствляется переход от одной элиты к другой;
современная политическая элита – это необходимый демократи-
ческий институт, так как она открыта для всех представителей соци-

стр. 1
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>