стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

IEIENOA?NOAI IA?ACIAAIE? ?INNEENEIE OAAA?AOEE
Naieo-Iaoa?ao?aneee
ainoaa?noaaiiue oieaa?neoao ay?ieinie?aneiai i?eai?ino?iaiey


В. И. Кравченко




СОЦИОЛОГИЯ
Учебное пособие




Naieo-Iaoa?ao?a
2001
ББК 36.84
К78
Кравченко В. И.
К78 Социология: Учеб. пособие / СПбГУАП. СПб., 2001. 104 с.
В пособии рассматриваются базовые темы учебного курса и основные поня-
тия: статус, роль, ролевые функции, конфликты и пути его разрешения, теория
стратификации, проблемы семьи и брака и др.
Пособие предназначено для студентов технических вузов дневной и заочной
форм обучения.
Рецензенты:
кафедра связи с общественностью и социология
Санкт-Петербургского государственного института сервиса и экономики,
кандидат философских наук доцент В. Н. Климов;
профессор доктор социологических наук,
заслуженный работник высшей школы, академик Г. Д. Ковалев;
профессор доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ,
академик Н. Г. Янгол:
кандидат философских наук доцент В. В. Кузнецова (ИТМО СПбТУ)

Утверждено
редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия

Учебное издание
Кравченко Владимир Иосифович
СОЦИОЛОГИЯ
Учебное пособие
Редактор В. П. Зуева
Компьютерная верстка Н. С. Степановой

Лицензия ЛР № 020341 от 07.05.97. Сдано в набор 17.09.01. Подписано к печати 08.10.01.
Формат 60?84 1/16. Бумага тип. № 3. Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,04. Усл. кр.-отт. 6,16.
Уч. -изд. л. 6,5. Тираж 200 экз. Заказ № 398


Редакционно-издательский отдел
Лаборатория компьютерно-издательских технологий
Отдел оперативной полиграфии
СПбГУАП
190000, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 67

© Санкт-Петербургский
государственный университет
аэрокосмического приборостроения, 2001
© В. И. Кравченко, 2001


2
ПРЕДИСЛОВИЕ

Программа учебного курса по социологии включает изучение ос-
новных разделов предмета с учетом требований учебного процесса.
В связи с этим студенты заочной формы обучения должны:
– усвоить основные понятия предмета;
– выработать (сформировать) социальное мышление;
– понимать социологические проблемы, источники их возникно-
вения и возможные пути их разрешения.
Для закрепления материала студентам предлагаются тестовые
вопросы и практические задания, которые способствуют усвоению
курса и выработке определенных социальных решений. Особое вни-
мание в учебном пособии автор уделяет таким разделам как конф-
ликт и пути его разрешения, семья и брак, теория социальной страти-
фикации.
Специфика обучения по заочной форме обучения также предпола-
гает изучение основных разделов предмета «Социология».
Учитывая разного рода трудности студентов, обучающихся по за-
очной форме (нехватка необходимой литературы, занятость, сокра-
щение лекционных и практических часов), автор предлагает общее
освещение основных тем социологии, а также тестовые задания по
темам для самоконтроля и самоподготовки студентов. Для более
углубленной подготовки по заданному предмету студентам рекомен-
дуется подборка наиболее доступной литературы.




3
Уважаемый студент!
В системе научного знания социологии отведено особое место.
Она изучает общество в целом и является частью общественных
наук, таких как история, политология, философия и др.
Особенность социологии в том, что опрашивая немногих (выбо-
рочная совокупность), социолог выносит знания обо всех (генераль-
ная совокупность), поскольку индивидуальные мнения он обязатель-
но обобщает, группирует, строит типологии и классификации, приме-
няя для усреднения данных методы математической статистики.
Создавая социально-типическую картину общества, социология
изучает людей как представителей больших социальных групп, т. е.
носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей.
Задача студента сводится к тому, чтобы после прослушанных лек-
ций по предмету «Социология», самому еще раз проработать мате-
риал, используя для самоконтроля предложенные тесты по каждой
теме.
В качестве справочного материала пособие располагает слова-
рем трудных терминов, понятий; библиографией по изучаемому пред-
мету.
Желаю удачи.
Автор




4
1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И
ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
1.1. Предмет и объект познания социологии.
Понятие социального
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократ-
но. В современной жизни он, как говорится, у всех «на слуху». Теле-
видение, радио, газеты сообщают о результатах социологических
опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социоло-
гические службы парламента, Президента, различных исследователь-
ских центров изучают общественное мнение по важнейшим социаль-
но-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее вли-
ятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетво-
ренность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах прово-
дятся свои специфические социологические исследования, в которых
определяется состояние социальной напряженности в коллективах,
удовлетворенность населения транспортным обслуживанием, рабо-
той различных организация, сферы услуг. В институтах студенты осу-
ществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Препо-
даватель глазами студента». Все это внешний, лежащий на поверх-
ности уровень социологических исследований, который создает об-
раз социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удов-
летворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества.
Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи со-
циологии? Что представляет собой социология как наука? С этим нам
и необходимо разобраться.
Начнем с этимологии. Термин «социология» – производное от двух
слов: латинского слова societas – общество и греческого logos – сло-
во, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология –
наука об обществе. Но это довольно абстрактное определение, по-
скольку общество в его различных аспектах изучается значитель-
ным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социаль-
ной философией, политической экономией, историей, демографией и
5
т. д. Для того чтобы понять особенности социологии, социологичес-
кого подхода к изучению общества, необходимо вычленить собствен-
ную область социологического исследования, а также определить те
методы, которыми социология оперирует.
В качестве объекта той или иной науки всегда выступает опреде-
ленная сфера объективного или субъективного мира, в то время как
предмет любой науки является результатом теоретического абстра-
гирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и за-
кономерности развития и функционирования изучаемого объекта, ко-
торые являются специфическими для данной науки. Таким образом,
объект той или иной науки – это часть объективной и субъективной
реальности, обладающая собственными свойствами, которые изуча-
ются только данной наукой, а предмет науки – это результат исследо-
вательских действий.
Принято считать, что объектами социологического познания яв-
ляется вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят
название социальных. Что же такое социальное? Социальное – это
совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных
отношений, интегрированных индивидами или общностями в процес-
се совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющееся
в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к яв-
лениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или
процесс возникает тогда, когда поведение даже одного индивида ока-
зывается под воздействием другого индивида или их группы (общно-
сти) – в зависимости от того, присутствует ли при этом данный инди-
вид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с дру-
гом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя
тем самым тому, что каждый из них становится носителем и вырази-
телем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные
связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их
организации являются объектами социологического исследования.
Предмет социологии, поскольку он является результатом исследо-
вательских действий, не может быть определен столь же однозначно.
Понимание предмета социологии на протяжении всей истории суще-
ствования этой науки менялось. Представители различных школ и на-
правлений высказывали и высказывают различное понимание предме-
та социологи. И это естественно, так как предмет науки находится в
тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
6
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт счи-
тал, что социология – это позитивная наука об обществе. Выдаю-
щийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом соци-
ологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму,
означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мне-
нию, является коллективное во всех его проявлениях.
С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология – это
наука о социальном поведении, которое она стремится понять и ис-
толковать. Социальное поведение, по М. Веберу, – это внутренне
и внешне проявляемая позиция (отношение человека), ориентирован-
ная на поступок или воздержание от него. Это отношение к поступку
является поведением, когда субъект придает ему определенный
смысл. Такое поведение считается социальным, будучи соотнесено
с поведением других индивидов.
В марксизме предметом социологического исследования являет-
ся научное изучение общества как социальной системы и составля-
ющих его структурных элементов – личностей, социальных общнос-
тей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей оте-
чественной литературе имеет следующее определение социологии.
Социология – это наука об обществе как социальной системе в
целом, функционировании и развитии этой системы через ее состав-
ные элементы: личности, социальные общности, институты.
1.2. Функции социологии
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее об-
щественное предназначение определяется, в первую очередь, фун-
кциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций
социологии, как и всякой другой науки, является познавательная.
Социология на всех уровнях и во всех своих структурных эле-
ментах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о раз-
личных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и
перспективы социального развития общества. Этому служат как
фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие
методологические принципы познания социальных процессов и
обобщающие значительный фактический материал, так и непос-
редственно эмпирические исследования, поставляющие этой на-
уке материал: конкретную информацию о тех или иных областях
общественной жизни.
7
Характерной чертой социологии является единство теории и прак-
тики. Значительная часть социологических исследований ориентиро-
вана на решение практических проблем. В этом плане на первое ме-
сто выступает прикладная функция социологии, в рамках которой про-
является ряд ее других функций. Социологические исследования дают
конкретную информацию для осуществления действенного социаль-
ного контроля над социальными процессами. Без этой информации
возрастает возможность появления социального напряжения, со-
циальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве
стран органы исполнительной и представительной власти, полити-
ческие партии и объединения широко используют возможности
социологии для проведения целенаправленной политики во всех
сферах общественной жизни. В этом проявляется функция соци-
ального контроля.
Практическая направленность социологии выражается и в том,
что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тен-
денциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявля-
ется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь
такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане
социология способна: 1) определить, каков диапазон возможностей,
вероятностей, открывающихся перед участниками событий на дан-
ном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии
будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений;
3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вари-
антов, включая побочные эффекты, а также долговременные по-
следствия и т. д.
Большое значение в жизни общества имеет использование социо-
логических исследований для планирования развития разнообразных
сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во
всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охваты-
вает самые широкие области, начиная от определенных процессов
жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран
и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных
предприятий и коллективов.
Социология, несмотря на личные установки ученых-социологов,
выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Ре-
зультаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо
социальных групп для достижения ими определенных социальных це-
8
лей. Социологическое знание зачастую служит средством манипули-
рования поведением людей, формирования определенных стереоти-
пов поведения, создания системы ценностных и социальных пред-
почтений и т. д. Но социология может служить и улучшению взаимо-
понимания между людьми, формированию у них чувства близости,
что, в конце концов, способствует совершенствованию обществен-
ных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции
социологии.
Задание № 1.
Изучить и законспектировать раздел 1.
Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа.
Вопрос 1. Кто является основоположником социологии как
самостоятельной науки?
1. Платон.
2. Огюст Конт.
3. Карл Маркс.
4. Макс Вебер.
5. Эмиль Дюркгейм.
Вопрос 2. Что относится к объектам социологического ис-
следования?
1. Социальные связи, социальное взаимодействие, социальные от-
ношения и способ их организации.
2. Личности, социальное взаимодействие, социальные отношения
и способ их организации.
3. Социальные общности, социальные связи, социальные отноше-
ния и способ их организации.
4. Социальные институты, социальные связи, социальное взаимо-
действие, социальные отношения.
5. Социальные институты, социальные общности, личности, соци-
альные связи.
Вопрос 3. Что является предметом социологического иссле-
дования?
1. Социальные общности, социальные институты, социальные связи.
2. Социальное взаимодействие, личности, социальные связи.
3. Социальные институты, социальные общности, личности.
9
4. Социальные отношения, личности, социальные институты.
5. Социальные связи, социальное взаимодействие, социальные ин-
ституты.
Вопрос 4. Какие из перечисленных функций не относятся к
функциям социологии?
1. Прикладная.
2. Гуманистическая и идеологическая.
3. Социального планирования и социального контроля.
4. Познавательная и прогностическая.
5. Все перечисленные функции относятся к функциям социологии.
Вопрос 5. Какая из функций социологии способствует совер-
шенствованию общественных отношений?
1. Функция социального контроля.
2. Функция социального планирования.
3. Гуманистическая функция.
4. Прикладная функция.
5. Идеологическая функция.




10
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
2.1. Понятие «социальный институт».
Институционализация общественной жизни
Социальные институты (от лат. institutum – установление, учреж-
дение) – это исторически сложившиеся формы организации совмест-
ной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребля-
ется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте се-
мьи, институте образования, здравоохранения, институте государства
и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «соци-
альный институт», связано с характеристикой всякого рода упорядо-
чения, формализации и стандартизации общественных связей и отно-
шений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартиза-
ции называется институционализацией.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Од-
ним из необходимых условий появления социальных институтов слу-
жит соответствующая социальная потребность. Институты призва-
ны организовывать совместную деятельность людей в целях удов-
летворения тех или иных социальных потребностей. Так, инсти-
тут семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человечес-
кого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами,
поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает
подготовку специалистов, дает возможность человеку развить свои
способности для того, чтобы реализовать их в последующей дея-
тельности и обеспечивать свое существование и т. д. Возникновение
определенных общественных потребностей, а также условий для их
удовлетворения является первыми необходимыми моментами инсти-
туционализации. Социальный институт образуется на основе соци-
альных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, инди-
видов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие со-
циальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их
взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный

11
характер, обладают своим собственным системным качеством. Сле-
довательно, социальный институт представляет собой самостоятель-
ное общественное образование, которое имеет свою логику разви-
тия. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмот-
рены как организованные социальные системы, характеризующиеся
устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и оп-
ределенной изменчивостью их функций.
Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде
всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов дея-
тельности и поведения людей и других элементов социокультурного
процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согла-
совывает и направляет в определенное русло их стремления, уста-
навливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает кон-
фликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает
состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной соци-
альной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих
социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование
социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, что-
бы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интерна-
ционализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму
социальных ролей и статусов. Интернационализация индивидов
всех социокультурных элементов, формирование на их основе
системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожида-
ний является вторым важнейшим элементом институционализации.
Третьим важнейшим элементом институционализации является орга-
низационное оформление социального института. Внешне социальный
институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снаб-
женных определенными материальными средствами и выполняющи-
ми определенную социальную функцию. Так, институт высшего об-
разования состоит из определенной совокупности лиц: преподавате-
лей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в
рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет
по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располага-
ют определенными материальными ценностями (зданиями, финанса-
ми и т. д.).
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием
цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающи-

12
ми достижение такой цели набором социальных позиций и ролей, ти-
пичных для данного института. На основе изложенного, можно дать
следующее определение социального института. Социальные ин-
ституты – это организованные объединения людей, выполняющих
определенные социально значимые функции, обеспечивающие совме-
стное достижение целей на основе исполнения членами своих соци-
альных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и об-
разцами поведения.




13
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И
САМООРГАНИЗАЦИИ
3.1. Основные черты социальной организации
Социальные институты тесно связаны с социальными организаци-
ями. Многие социологи называют социальные организации разновид-
ностью социального института – сложными институтами.
Термин «организация» применяется очень широко. В кибернетике,
экономике, биологии, технических науках он выступает синонимом упо-
рядоченности. В социологии объектом упорядоченности являются ин-
дивиды, социальные группы и общности, включенные в совместную
деятельность и выполняющие определенные социальные функции.
Социальная организация имеет ряд характерных черт:
1. Она обладает целевой природой, поскольку создается для ре-
ализации определенных целей и оценивается через целедостижение.
Это означает, что организация представляет собой средство и инст-
румент обеспечения функции объединения и регламентации поведе-
ния людей ради такой цели, которая не может быть достигнута людь-
ми порознь, в одиночку.
2. Ради достижения цели члены организации вынуждены распре-
делиться по ролям и статусам. Следовательно, социальная организа-
ция представляет собой сложную взаимосвязанную систему соци-
альных позиций и ролей, которые исполняются входящими в нее
членами. Социальная организация дает человеку возможность удов-
летворить свои потребности и интересы в тех пределах, которые ус-
танавливаются социальным статусом человека, социальными роля-
ми, которые ему предписаны, социальными нормами и ценностями,
принятыми в данной социальной организации.
3. Организация возникает на основе разделения труда и его спе-
циализации по функциональному признаку. Поэтому в социальных
организациях имеют место различные горизонтальные структуры.
Однако более существенным для понимания организации является
то, что они всегда строятся по вертикальному (иерархическому)

14
признаку, в котором довольно четко выделяются управляющая и
управляемая подсистемы. Необходимость управляющей системы
вызвана потребностью координации разнонаправленной деятельно-
сти горизонтальных структур. Иерархичность же построения орга-
низации обеспечивает достижение единства цели, придает ей ус-
тойчивость и эффективность.
4. Управляющие подсистемы создают свои специфические сред-
ства регулирования и контроля за деятельностью организации. Среди
этих средств значительную роль играют так называемые институци-
ональные, или внутриорганизационные нормы, т. е. нормы, кото-
рые создаются деятельностью особых институтов, обладающих на
это особыми полномочиями. Данные институты осуществляют и про-
водят нормативные требования в жизнь, поддерживают их своей осо-
бой властью и влиянием, контролируют их осуществление и приме-
няют свои санкции.
На основе действия этих четырех факторов возникает определен-
ный организационный порядок как система относительно стабиль-
ных целей, связей и норм, регулирующих организационные связи, вза-
имодействия и отношения.
5. Социальные организации представляют собой целостную соци-
альную систему. А целое, как известно, больше своих частей. Поэто-
му на базе соединения различных элементов организации в целое
создается организационный, или кооперативный, эффект. Организа-
ционный эффект означает синергию, прирост дополнительной энер-
гии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участников. Из
чего же складывается этот эффект? Исследователи организации на-
зывают три основных его составляющих: а) организация объединяет
усилия многих своих членов, уже простая массовость, т. е. одновре-
менность многих усилий, дает прирост энергии; б) сами единицы –
элементы организации, включаясь в нее, становятся несколько ины-
ми: они превращаются в частично специализированные, а, следова-
тельно, однонаправленные элементы, выполняющие лишь определен-
ную функцию. Эта специализированная однонаправленность действия
индивида позволяет также усилить его энергию, поскольку энергия
концентрируется в одной точке; в) благодаря управляющей подсис-
теме действия людей синхронизируются, а это также служит мощ-
ным источником повышения общей энергии организации.


15
4. КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ
4.1. Культура как объект социального познания
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально оз-
начал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под
культурой понимались все изменения в природном объекте, происхо-
дящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, ко-
торые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово
«культура» получило обобщенное значение, и им стали называть все
созданное человеком. При таком подходе культура предстает как
сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой,
естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культу-
ра включает в себя результаты материального и духовного производ-
ства. Это общефилософский подход к культуре.
В социологии под культурой в широком смысле этого слова пони-
мают специфическую, генетически не наследуемую совокупность
средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей
со средой существования, которые они вырабатывают в совместной
жизни для поддержания определенных структур деятельности и об-
щения. В узком смысле культура трактуется в социологии как систе-
ма коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм
поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что
«культура – это коллективное программирование человеческого ра-
зума, которое отличает членов данной группы людей от другой».
Культура формируется как важный механизм человеческого взаи-
модействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять един-
ство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сооб-
ществами.
Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное
образование, имеющее социальную природу и выражающееся в со-
циальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохране-
ние и распространение предметов, идей, ценностных представлений,

16
обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных
ситуациях. Объектом социологического исследования являются кон-
кретное распределение существующих в данном обществе форм и
способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устой-
чивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуслов-
ливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте
социология изучает широко распространенные, устойчивые и повто-
ряющиеся во времени многообразные формы отношений членов со-
циальных общностей, групп и общества в целом с природным и соци-
альным окружением, динамику развития культуры, которая позволя-
ет определить уровень развития культуры сообществ и, следователь-
но, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.
Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народ-
ность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную
гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на про-
тяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В
результате в историческом процессе возникает множество культур.
Перед социологами встает задача определения существует ли что-
то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком,
существуют ли культурные универсалии.
Важной проблемой социологии является оценка людьми другой
культуры. Часто люди склонны оценивать другие культуры через
призму своей собственной. Такая позиция называется этноцент-
ризмом. Этноцентризм – весьма широко распространенное явле-
ние. Ярким проявлением этноцентризма является всякого рода мис-
сионерская деятельность, начиная от попыток насадить свои ве-
рования, свою религию покоренным народам в период колониза-
ции и кончая современными устремлениями навязать «американ-
ский образ жизни» в Европе, или «советский образ жизни» в дру-
гих странах мира.
Этноцентризму противоречит культурный релятивизм, провозгла-
шающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии
с этой установкой, любая культура может быть понята только в ее
собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в
ее целостности. Вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай
не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве
от целого, бесспорно, правилен. Но представляется неверным делать
акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную куль-
17
туру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечело-
веческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом.
Здесь перечислены только некоторые важные проблемы социоло-
гии культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются одними
из важнейших в социологическом исследовании, и мы будем их по-
стоянно касаться. Сейчас следует отметить, что основное внимание
в социологии уделяется исследованию культуры как символической,
ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей
деятельность людей.
4.2. Основные элементы культуры. Понятие и
виды субкультур
Культура в широком смысле слова включает в себя все достиже-
ния человечества, в том числе и материальные: орудия труда, зда-
ния, сооружения и т. д. Социологию интересуют эти элементы в том
случае, если она изучает различные аспекты взаимодействия чело-
века с окружающей средой, т. е. социологические аспекты экологи-
ческой проблемы. Но все же главное внимание в социологии отво-
дится функционированию различных элементов в духовной культуре.
Каковы же эти элементы?
1. Первым, и наиболее важным, элементом является познава-
тельный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформу-
лированные в определенных понятиях и представлениях и зафик-
сированные в языке. Язык – это объективная форма аккумуля-
ции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим крат-
ко, что представляет собой язык как важнейший элемент культу-
ры. Язык – это система знаков и символов, наделенных опреде-
ленным значением. Знаки и символы выступают в процессе обще-
ния в качестве представителей (заместителей) других предметов
и используются для получения, хранения, преобразования и пере-
дачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют опреде-
ленное значение. Люди усваивают это значение знаков и символов
в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им
понимать смысл сказанного и написанного.
2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является цен-
ностно-познавательная система. Ценность – это свойство того
или иного общественного предмета, явления удовлетворять потреб-
ности, желания, интересы. Ценности формируются в результате

18
осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесе-
нии их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценност-
ного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей
социального субъекта могут входить различные ценности:
1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели
и смысле жизни);
2) универсальные:
а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосо-
стояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопо-
рядок и т. д.);
б) общественного признания (трудолюбие, социальное по-
ложение и т. д.);
в) межличностного общения (честность, бескорыстие, добро-
желательность);
г) демократические (свобода слова, совести, партий, нацио-
нальный суверенитет и т. д.);
3) партикулярные:
а) привязанность к малой родине, семье;
б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).
3. Синтетической формой культуры являются образцы поведения:
обряды, обычаи, традиции.
Обряд – это совокупность символических стереотипных коллек-
тивных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи,
представления, нормы и ценности и вызывающих определенные кол-
лективные чувства. Сила обряда в его эмоционально-психологичес-
ком воздействии на людей. В обряде происходит не только рацио-
нальное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопе-
реживание их участниками обрядового действия.
Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регу-
ляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводит-
ся в определенном обществе или социальной группе и является
причиной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следо-
вании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая
могут выступать различные обряды, праздники, производствен-
ные навыки и т. д. Обычай – это неписаные правила поведения.
Традиции – элементы социального и культурного наследия, пере-
дающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определен-
ном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.

19
Традиции функционируют во всех социальных системах и являются
необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное
отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в раз-
витии общества и культуры, к утрате ценных достижений человече-
ства. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерва-
тизм и застой в общественной жизни.
Мы рассмотрели общую характеристику культуры и ее основные
элементы, безотносительно к тому, как они функционируют в различ-
ных государственно-национальных образованиях, социальных группах
и т. д. Можно сказать, что эти характеристики относятся к культуре
как таковой, к общечеловеческой культуре. Однако культура функцио-
нирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях в опреде-
ленных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы
бытия культуры в социологии используется понятие субкультуры. Суб-
культура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образ-
цов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо
социальную группу. Каждое сообщество создает свою субкультуру.
Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же вре-
мя она имеет свои специфические отличия. Эти отличия связаны с
особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.
Можно выделить национальные, конфессиональные, професси-
ональные субкультуры организаций, социальных групп и т. д. Тер-
мин «национальная культура» применяется для определения сим-
волов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые
характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране,
государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и эт-
ническом отношении, может быть одна национальная культура.
Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько раз-
личных национальных культур. Как правило, в этих странах можно
выделить субкультуру наций и субкультуры национальных мень-
шинств. Примером такого соотношения культур является Россий-
ская Федерация.
Для социологии важно определить, смешиваются ли эту субкуль-
туры, сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или же имеют
место культурные конфликты. Часто культурные меньшинства при-
лагают особые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защи-
тить свои ценности и выжить в среде, где преобладают культуры боль-
шинства населения, которые воздействуют на все остальные культу-
20
ры и даже подавляют их. От правильной культурной политики зави-
сят состояние экономики, социально-политический климат и все бла-
госостояние данного государства.
Другой важнейшей формой является конфессиальная субкуль-
тура. Конфессиальная культура складывается на основе общности
вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе
этой общности формируется общность символов, ценностей, идеа-
лов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианс-
кой, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные вет-
ви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: на-
пример, православную, католическую, протестантскую. В свою оче-
редь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.
Профессиональная субкультура образуется на основе общих
символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той
или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содер-
жанием работы и ролью, которую в обществе играют ее предста-
вители. На нее оказывают влияние профессиональное образова-
ние и подготовка.
Задание № 2.
Изучить и законспектировать разделы 2–4.
Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа.
Вопрос 1. Что включает в себя понятие «социальный ин-
ститут»?
1. Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации
совместной деятельности людей.
2. Это объект упорядоченности индивидов, социальных групп и
общностей, включенных в совместную деятельность и выполняю-
щих определенные социальные функции.
3. Это совокупность индивидов, определенным образом взаимодей-
ствующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной
группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.
4. Это целостное образование, основным элементом которого яв-
ляются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
5. Это исторически сложившаяся система власти и управления
поведением и деятельностью людей, внутри которой постепенно скла-
дывалось определенное разделение труда, функций и ролей.

21
Вопрос 2. Что включает в себя понятие «cоциальная органи-
зация»?
1. Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации
совместной деятельности людей.
2. Это объект упорядоченности индивидов, социальных групп и
общностей, включенных в совместную деятельность и выполняю-
щих определенные социальные формы.
3. Это совокупность индивидов, определенным образом взаимодей-
ствующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной
группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других.
4. Это целостное образование, основным элементом которого яв-
ляются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
5. Это исторически сложившаяся система власти и управления
поведением и деятельностью людей, внутри которой постепенно скла-
дывалось определенное разделение труда, функций и ролей.
Вопрос 3. В каком из видов деятельности наиболее ярко про-
является этноцентризм?
1. В судебной деятельности.
2. В предпринимательской деятельности.
3. В милитаристской деятельности.
4. В миссионерской деятельности.
5. Во всех перечисленных.
Вопрос 4. Что провозглашает культурный релятивизм?
1. Культурную революцию.
2. Самобытность культуры.
3. Культурные конфликты.
4. Субкультуру.
5. Общечеловеческую культуру.
Вопрос 5. Какие элементы культуры являются основными?
1. Знаково-символический элемент, ценностно-познавательная си-
стема.
2. Этноцентризм, знаково-символический элемент.
3. Ценностно-познавательная система, культурный релятивизм.
4. Культурный релятивизм, этноцентризм.
5. Этноцентризм, ценностно-познавательная система.

22
5. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
5.1. Социальные отношения и обмен ценностями
Социальные отношения составляют ядро только человеческой жиз-
недеятельности и базируются на разуме и воле людей.
Почему же такого рода отношения, порождаемые подчас сходны-
ми взаимодействиями, отличаются друг от друга по содержанию?
Почему, например, конфликтные взаимодействия могут порождать
одновременно у разных индивидов отношения ненависти и солидар-
ности или даже дружбы?
Очевидно, социальные взаимодействия осуществляются на раз-
личной основе. В настоящее время ряд видных социологов считают,
что этой основой, придающей социальным взаимодействиям опреде-
ленные окраску и содержание и делающей из них социальные отно-
шения, являются ценности. Ценность в принципе можно определить
как целевое желательное событие. То, что субъект X ценит объект Y,
означает, что X действует так, чтобы достичь уровня Y или хотя бы
приблизиться к нему. Личность занимает позицию оценки по отноше-
нию ко всем компонентам окружающей ее среды. Но осуществлять
социальные действия в отношении кого-то она будет только из-за ве-
щей, которые ценит и считает для себя полезными и желательными,
т. е. ради ценностей. Ценности в данном случае служат толчком, не-
обходимым условием для любого рода взаимодействий. Существо-
ванием же значимых длительное время, непреходящих ценностей оп-
ределяется характер устойчивых социальных отношений людей. На-
пример, если во взаимодействиях основой является богатство как
ценность, то возникают социальные отношения, которые в зависимо-
сти от условий обмена ценностями будут считаться отношениями
благотворительности, кредита, экономического принуждения, эконо-
мической власти и т. д.
Распределение ценностей в социальной группе называется ценно-
стным образцом данной группы.

23
Что касается места отдельного индивида или однородного соци-
ального объекта в ценностном образце, то оно называется ценнос-
тной позицией. Личность или группа, имеющая преимущества при
распределении ценностей, обладает высокой ценностной позицией, а
личность, обладающая меньшими ценностями или вообще не имею-
щая их, имеет низкую ценностную позицию. Ценностные позиции, а
стало быть, и ценностные образцы, не остаются неизменными, так
как в ходе обмена имеющимися ценностями и взаимодействий, на-
правленных на приобретение ценностей, индивиды и социальные груп-
пы постоянно перераспределяют ценности между собой.
В стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликт-
ные взаимодействия, если они считают существующий ценностный об-
разец несправедливым, и активно пытаются изменить собственные цен-
ностные позиции. Но они также используют кооперативные взаимо-
действия, если ценностный образец их устраивает или если надо всту-
пать в коалиции против других личностей или групп. И, наконец, люди
вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный обра-
зец считается несправедливым, но часть членов группы по разным
причинам не стремится изменить существующее положение.
Социальные отношения возникают из взаимодействий, направ-
ленных на достижение разного рода ценностей. Анализ человечес-
ких ценностей позволяет условно разделить их на две основные груп-
пы: ценности благосостояния и прочие ценности. Под ценностями
благосостояния понимаются те ценности, которые являются не-
обходимым условием для поддержания физической и умственной
активности индивидов. В эту группу ценностей входят, прежде все-
го: благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просве-
щенность. Благополучие означает здоровье и безопасность инди-
видов; богатство – услуги и различные материальные блага; мас-
терство – приобретенный профессионализм в некоторой практи-
ческой деятельности; просвещенность – знания и информацион-
ный потенциал индивида, а также его культурные связи.
Прочие ценности, как правило, выражаются в действиях как дан-
ного индивида, так и других. Наиболее значимыми из прочих ценнос-
тей следует считать власть, уважение, моральные ценности и аф-
фективность. Самой значимой из них является власть. Это наиболее
универсальная и высокая ценность, так как обладание ею дает воз-
можность приобретать любые другие ценности. Уважение – это цен-
24
ность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремле-
ние к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основ-
ных человеческих мотиваций. Моральные ценности включают в себя
доброту, великодушие, добродетель, справедливость и другие мораль-
ные качества. Аффективность – это ценности, включающие преж-
де всего любовь и дружбу.
Эти определения, касающиеся социальных ценностей, приведены
потому, что они являются ключом к пониманию практически всех
видов социальных отношений. Такие отношения образуются в резуль-
тате повторяющихся взаимодействий, когда, с одной стороны, наблю-
дается потребность в приобретении ценностей или контроле над ними,
а с другой, имеются ресурсы желаемых ценностей. Предположим,
один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не за-
интересован в приобретении материальных ценностей. В этом слу-
чае возможен лишь один тип отношений – независимость каждого из
индивидов, незаинтересованность и равнодушие. Всем известен, на-
пример, случай, когда Александр Македонский, обладавший властью,
богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценнос-
тями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа на-
звать желание, предъявить любое требование, которое он немедлен-
но выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных цен-
ностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не
загораживал ему солнца. Отношения почтения и благодарности, на
которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался не-
зависимым, как, впрочем, и царь.
Таким образом, содержание и смысл социальных отношений за-
висят от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в
ценностях и владение ими.




25
6. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
КАК ИСТОЧНИК САМОДВИЖЕНИЯ
6.1. Понятие социальной общности и ее разновидности.
Характерные черты массовых общностей
Общество как целостная социокультурная система состоит из
множества подсистем с различными системообразующими интег-
ральными качествами. Одним из важнейших типов социальных си-
стем являются социальные общности.
Социальная общность – это реально существующая, эмпири-
чески фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относи-
тельной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом
социального действия, поведения.
Социальные общности отличаются огромным разнообразием кон-
кретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так,
по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух
людей (диад) до многочисленных международных политических и
экономических движений. По времени продолжительности существо-
вания – от длящихся минуты и часы (аудитория конкретного зрелищ-
ного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, на-
ций, по плотности связи между индивидами – от тесно сплоченных
коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных об-
разований (болельщики команды «Манчестер Юнайтед») и т. д.
Однако значительно более существенным в классификации соци-
альных областей является выделение того или иного базового систе-
мообразующего признака. В соответствии с этим различают терри-
ториальные, этнические, демографические, культурные и иные общ-
ности. Сложная совокупность с учетом признака позволяет делить
все общности на два наиболее широких подкласса: массовые и груп-
повые общности.
Массовые общности характеризуются следующими признака-
ми: представляют собой структурно нерасчлененные аморфные об-

26
разования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным ка-
чественным и количественным составом, не имеют точно обозначен-
ного принципа вхождения в них; для них характерен ситуативный спо-
соб существования, т. е. они образуются и функционируют на базе и в
границах той или иной конкретной деятельности, невозможны вне ее, и
поэтому оказываются неустойчивыми, меняющимися от случая к слу-
чаю образованиями; им присуща разнородность состава, межгруппо-
вая природа, т. е. эти общности разрывают классовые, групповые, эт-
нические и иные границы; вследствие своего аморфного образования
они не способны выступать в составе более широких политических
или экологических движений (за мир, против ядерной угрозы, против
загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники эстрадных звезд,
болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций по
интересам (филателисты и т. д.).
6.2. Социальные группы – основная форма социальных
общностей. Виды социальных групп
Другой, более важной разновидностью социальных общностей яв-
ляются социальные группы. Понятие социальной группы обобщает
сущностные характеристики коллективных субъектов общественных
связей, взаимодействий и отношений, основные структурные едини-
цы общества. Российский социолог Г. С. Антипова определяет соци-
альную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный
признак и выполняющих общественно необходимую функцию в струк-
туре общественного разделения труда и деятельности. Американс-
кий социолог Р. Мертон определяет социальную группа как совокуп-
ность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг
с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и при-
знающихся членами этой группы с точки зрения других. Таким обра-
зом, Р. Мертон выделяет в социальной группе три основные черты:
взаимодействие, членство и единство. Социальные группы, в отли-
чие от массовых общностей, характеризуются: устойчивым взаимо-
действием, которое способствует прочности и стабильности их су-
ществования в пространстве и во времени; относительно высокой
степенью сплоченности; отчетливо выраженной однородностью со-
става, т. е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входя-
щим в группу; вхождением в более широкие общности в качестве
структурных образований.

27
В зависимости от плотности, формы осуществления связей и со-
ставляющих их членов различаются большие и малые, первичные и
вторичные социальные группы. Основным объектом социологичес-
ких исследований являются малые социальные группы (от 2 до 15–
20 человек). Малая социальная группа малочисленна по составу, чле-
ны ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосред-
ственном, устойчивом, личном общении. Характерными чертами
малой социальной группы являются: малочисленный состав; простран-
ственная близость членов; длительность существования; общность
групповых ценностей, норм и образцов поведения; добровольность
вступления в группы; неформальный контроль за поведением членов.
Разновидностью малых социальных групп являются первичные
группы. Термин «первичные группы» был введен в социологию
Ч. Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, является
непосредственный интимный, межличностный контакт ее членов,
который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти
группы «первичны» в том смысле, что именно через них индивиды
получают первый опыт социального единства. Примером первичных
социальных групп являются семья, школьный класс, студенческая
группа, группа друзей, спортивная команда и т. д. Через первичную
группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими об-
разцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно
сказать, что она выполняет роль первичного связующего звена меж-
ду обществом и личностью. Через нее человек осознает свою при-
надлежность к определенным социальным общностям, посредством
ее участвует в жизни всего общества.
6.3. Этнические общности
Видное место в общественной жизни занимают этнические общ-
ности (этнос), которые могут быть представлены различными соци-
альными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос –
это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчи-
вая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабиль-
ными особенностями культуры и психологического склада, а также
сознанием своего единства и отличия от других подобных образова-
ний (самосознанием). Внешней формой выражения этноса является
этноним – самоназвание (русские, немцы и т. д.). Естественной пред-
посылкой формирования того или иного этноса является общность

28
территории, поскольку именно она создает условия для тесного об-
щения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформи-
ровался, этот признак приобретает второстепенное значение и может
совсем отсутствовать. Например, еврейский этнос в условиях диас-
поры (расселения) сохраняет идентичность по всему земному шару,
хотя долгое время, до создания в 1948 г. государства Израиль, он не
имел единой территории.
Другим важным условием формирования этноса является общ-
ность языка. Но и этот признак этноса не имеет абсолютного значе-
ния. Так, например, в США американский этнос, прежде всего, скла-
дывается в ходе развития хозяйственных, политических и других свя-
зей. Общность языка явилась результатом этого процесса. Наиболь-
шее влияние в этнической общности имеет единство таких компо-
нентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведе-
ния, а также связанные с ними социально-психологические характе-
ристики сознания и поведения людей.
Значительную роль в формировании этнической общности играет
совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т. д.
Примером расовой этнической общности можно назвать негроидный
этнос. Исследования социологов показывают, что негры Африки и
США осознают себя как единую общность. Религия же, как комп-
лексное социокультурное и духовное образование оказывает огром-
ное влияние на формирование всех этносов. Более того, она может
служить главным системообразующим признаком в формировании
определенного типа этносов – этноконфессиальных образований. Яр-
ким примером таких этносов являются католики и протестанты Се-
верной Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины и т. д.
Интегративным же показателем сформировавшейся этнической
общности служит этническое самосознание – чувство принадлеж-
ности к определенному этносу. Видную роль в этническом самосоз-
нании играет представление об общности происхождения и истори-
ческих судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие ге-
неалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в ис-
торических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов),
на связь с «родной землей», с «родным языком».
Сформировавшийся этнос функционирует как целостный соци-
альный организм и постепенно воспроизводится путем внутренних
браков и через систему социализации. Для более устойчивого суще-
29
ствования этнос стремится к созданию своей социально-территори-
альной организации племенного или государственного типа. С тече-
нием времени отдельные части сформировавшегося этноса могут
быть разделены политико-государственными границами.
Задание № 3.
Изучить и законспектировать разделы 4–6.
Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа.
Вопрос 1. Что является синтетической формой культуры?
1. Законы, обычаи, традиции.
2. Обряды, законы, традиции.
3. Традиции, обряды, обычаи.
4. Законы, традиции, обряды.
5. Все вышеперечисленное.
Вопрос 2. Какое понятие определяет термин «национальная
культура»?
1. Это совокупность символических стереотипных коллективных
действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, пред-
ставления, нормы и ценности, вызывающих определенные коллектив-
ные чувства.
2. Это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции дея-
тельности и отношений людей, которая воспроизводится в опреде-
ленном обществе или социальной группе и является причиной для его
членов.
3. Это элементы социального и культурного наследия, передаю-
щиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном
сообществе, социальной группе в течение длительного времени.
4. Это основа общих символов, ценностей, норм и образцов пове-
дения, разделяемых той или иной профессиональной группой.
5. Это совокупность символов, верований, ценностей, норм и об-
разцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество
в той или иной стране, государстве.
Вопрос 3. Что входит в группу «ценностей благосостояния»?
1. Благополучие, богатство, мастерство, просвещенность.
2. Богатство, благополучие, власть, аффективность.

30
3. Мастерство, власть, богатство, просвещенность.
4. Уважение, моральные ценности, аффективность, богатство.
5. Моральные ценности, богатство, власть, просвещенность.
Вопрос 4. Что входит в группу «прочие ценности»?
1. Аффективность, просвещенность, моральные ценности, мастер-
ство.
2. Власть, благополучие, моральные ценности, аффективность.
3. Благополучие, власть, богатство, уважение.
4. Моральные ценности, мастерство, благополучие, аффективность.
5. Богатство, мастерство, уважение, моральные ценности.
Вопрос 5. В какие общности входят поклонники эстрадных
звезд и болельщики спортивных команд?
1. Культурные.
2. Территориальные.
3. Спортивные.
4. Массовые.
5. Этнические.




31
7. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Социальные изменения в обществе протекают в результате целе-
направленной деятельности людей, которая состоит из отдельных со-
циальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные
действия редко могут привести к значительным социальным и куль-
турным изменениям. Даже если один человек сделал великое откры-
тие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою
практику. Таким образом, значительные социальные изменения про-
исходят в процессе совместных действий людей, которые не разроз-
нены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это
сопряжение часто может быть бессознательным благодаря наличию
у людей мотивов и ориентаций.
Социальный процесс – это совокупность однонаправлен-
ных и повторяющихся социальных действий, которые мож-
но выделить из множества других социальных действий. Люди
перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят
продукты, распределяют и потребляют их, участвуют в политичес-
кой борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных
процессах. Из всего многообразия социальных процессов можно вы-
делить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых по-
зволила создать классификацию основных социальных процессов: ко-
операции, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликты,
ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два дру-
гих социальных процесса, которые проявляются только в группах: под-
держание границ и систематизация связи.
Слово кооперация происходит от двух латинских слов: ко – вме-
сте и операри – работать. В основе любой кооперации лежат согла-
сованные действия и достижение общих целей. Для этого необходи-
мы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность
действий, установление правил сотрудничества. Кооперация, прежде
всего, связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи
считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведен-

32
ные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в
большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и анти-
патии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл коо-
перации состоит, прежде всего, в обоюдной пользе.
Кооперация у членов малых групп – настолько частое явление,
что история жизни большинства индивидов может быть определена,
в основном, как попытка стать частью таких групп, а также регули-
ровать кооперативную групповую жизнь. Даже наиболее ярко выра-
женные индивидуалисты вынуждены соглашаться с тем, что они на-
ходят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения досу-
га и в группах на работе. Необходимость в подобной кооперации так
велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное суще-
ствование группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят
от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи.
Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с чле-
нами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована и, воз-
можно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первич-
ных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незримо
связана с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все
большие организации представляют собой сеть малых первичных
групп, в которых кооперация функционирует на основе включения ин-
дивидов в значительное число личностных взаимосвязей.
Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих лю-
дей, работающих совместно в крупномасштабных организациях.
Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выража-
ется через правительственные учреждения, частные фирмы и рели-
гиозные организации, а также через группы с узкоспециализирован-
ными интересами. Такая кооперация не только включает многих лю-
дей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организа-
ций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, реги-
ональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основ-
ные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации
вызывает географическая протяженность кооперативных связей, до-
стижение соглашения между отдельными организациями, предотв-
ращение конфликтов между группами, отдельными индивидами и
подгруппами, которые они составляют.
Конкуренция – это борьба между индивидами, группами или об-
ществами за овладение понятиями, запасы которых ограничены и

33
неравным образом распределены между индивидами или группами
(это могут быть деньги, власть, любовь, признательность и другие
ценности). Она может быть определена как попытка достижения
вознаграждения путем отстранения или опережения соперни-
ков, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на
том, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания.
Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изоби-
лия точно так же, как соперничество в деле занятия высших, высоко-
оплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занято-
сти. Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практи-
чески во всех обществах существует острая конкуренция за внима-
ние со стороны определенных партнеров противоположного пола.
Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например,
когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить
безличностный характер (предприниматель борется за рынки сбыта,
не зная лично своих конкурентов. В этом случае конкуренты могут не
идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная,
так и безличностная конкуренция осуществляется обычно в соответ-
ствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на
достижении и опережении соперников, а не их устранении.
Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, ост-
рота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где су-
ществуют, в основном, предписанные статусы, конкуренция, как пра-
вило, менее заметна, она перемещается в малые группы, организации,
где люди стремятся быть «первыми среди равных». В то же время в
обществах с достигаемыми, в основном, статусами конкуренция, со-
перничество пронизывают все сферы общественной жизни. Для лич-
ности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начина-
ются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера
во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое обуче-
ние). Кроме того, в каждой группе или обществе по-разному склады-
вается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции. В од-
них группах существуют ярко выраженные процессы конкуренции, про-
текающие на личностном уровне (например, желание выдвинуться,
завоевать большее материальное вознаграждение), а в других – лич-
ностное соперничество может отходить на второй план, личностные
отношения носят, в основном, характер сотрудничества, а конкуренция
переносится на взаимоотношения с иными группами.

34
Конкуренция – это один из методов распределения недостаточно-
го вознаграждения (такого, которого не хватает на всех). Конечно,
возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по не-
скольким основаниям, например по первоочередной необходимости,
возрасту или социальному статусу. Можно распределять недостаточ-
ные ценности через лотерею или делить равными долями между всеми
членами группы. Но применение каждого из этих методов порожда-
ет значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще
всего оспаривается индивидами или группами, так как при введении
системы приоритетов многие считают себя заслуживающими наи-
большего внимания. Равное распределение недостаточного вознаг-
раждения среди людей с разными потребностями, способностями, а
также среди приложивших разные усилия тоже весьма спорно. Од-
нако конкуренция, хотя и, может быть, недостаточно рациональным
методом распределения вознаграждения, но «работает», и, кроме
того, снимает множество социальных проблем.
Другим следствием конкуренции можно считать создание опре-
деленных систем установок у конкурентов. Когда личности или груп-
пы конкурируют друг с другом, у них развиваются установки, связан-
ные с недружелюбным и неприязненным отношением друг к другу.
Эксперименты, проведенные в группах, показывают: если ситуация
складывается таким образом, что личности или группы коопериру-
ются для преследования общих целей, то поддерживаются дружес-
кие отношения и установки. Но как только создаются условия, при
которых возникают неразделенные ценности, порождающие конку-
ренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелест-
ные стереотипы. Известно, например, что если национальные или
религиозные группы вступают в конкурентные отношения друг с дру-
гом, появляются национальные и религиозные предрассудки, кото-
рые по мере возрастания конкуренции постоянно усиливаются.
Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практи-
куется как средство, стимулирующее каждую личность к самым
большим достижениям. Раньше верили в то, что конкуренция всегда
усиливает мотивацию и таким образом повышает производитель-
ность. В последние же годы исследования конкуренции показали, что
это не всегда справедливо. Так, можно привести множество случаев,
когда внутри организации возникают разные подгруппы, которые, кон-
курируя между собой, не могут положительно влиять на эффектив-

35
ность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не даю-
щая шансов на продвижение какому-либо индивиду, часто приводит
к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих
целей. Но, несмотря на эти оговорки, очевидно, что в настоящее
время не придумано еще более сильного стимулирующего средства,
чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной
конкуренции основаны все достижения современного капитализма,
необыкновенно развились производительные силы, открылись воз-
можности для значительного повышения уровня жизни людей. Бо-
лее того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к зна-
чительным изменениям в жизни людей. Однако стимулирование пу-
тем конкуренции может быть ограничено, по крайней мере, в трех
аспектах.
Во-первых, люди сами могут ослабить конкуренцию. Если условия
борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства
определенности и безопасности, они начинают защищать себя от кон-
куренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на
тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые
отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные ра-
ботники, невзирая на свои способности, требуют всеобщей занятости
и т. д. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить
себя от жестких конкурентных условий. Таким образом, люди могут
отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что
у них есть. Наиболее яркий пример – отказ от конкурсов и состязаний
представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в
них невысокие места, могут потерять популярность.
Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим сред-
ством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там,
где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения эле-
ментарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется
выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но если задача
усложняется, качество работа становится более важным, конкурен-
ция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач
не только возрастает продуктивность групп, работающих по принци-
пу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более каче-
ственно, чем в тех условиях, когда члены группы конкурируют друг с
другом. Конкуренция между отдельными группами при решении слож-
ных технических и интеллектуальных задач действительно стиму-

36
лирует деятельность, но внутри каждой группы наиболее стимулиру-
ющей является не она, а кооперация.
В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конф-
ликт (конфликт подробнее будет рассматриваться в следующем раз-
деле). Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные
ценности, вознаграждение путем соперничества часто нарушается.
Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях,
может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия,
интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его дей-
ствия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превраща-
ется в конфликт с непредсказуемыми результатами.
Приспособление – принятие индивидом или группой культур-
ных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нор-
мы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлет-
ворению потребностей, не создают приемлемого поведения. На-
пример, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к
новой культуре; школьники поступают в институт и должны при-
спосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными сло-
вами, приспособление – это формирование типа поведения, при-
годного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В
той или иной степени процессы приспособления протекают непре-
рывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды.
В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и
значимости этих изменений процессы приспособления могут быть
кратковременными или длительными.
Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором
можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, тер-
пимость.
Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или
группу, заставляет их либо подчиниться ему, либо вступить с ним в
конфликт.
Подчинение – обязательное условие процесса приспособления,
так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение ин-
дивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или при-
способление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или
правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни
любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и
отвержение новых норм.
37
Компромисс – форма приспособления, которая означает, что ин-
дивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и куль-
турой путем частичного или полного принятия новых целей и спосо-
бов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь со-
глашения, учитывая собственные силы и то, какими силами распола-
гает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации.
Терпимость – это временная форма процесса приспособления,
когда индивид или группа терпят навязанные им условия до опреде-
ленного момента, как правило, заканчивающегося конфликтом.




38
8. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
8.1. Понятие личности. Личность как субъект
общественных отношений. Взаимоотношение
личности и общества
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений
является личность. Что же такое личность? Для того чтобы отве-
тить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграни-
чение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «чело-
век» употребляется для характеристики общих, присущих всем
людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие
в мире такой особой исторически развивающейся общности, как
человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отлича-
ется от всех иных материальных систем только ему присущим спо-
собом жизнедеятельности. Благодаря такому способу жизнедеятель-
ности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точ-
ках земного шара остается тождественным самому себе, сохраня-
ет определенный онтологический статус.
Итак, существует человечество как специфическая материаль-
ная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не су-
ществует. Живут и действуют конкретные люди. Существование от-
дельных представителей человечества выражается понятием «ин-
дивид». Индивид – это единичный представитель человеческого
рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт
человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие
«индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный че-
ловек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особен-
ности действия различных биологических факторов (возрастные осо-
бенности, пол, темперамент), так и различия социальных условий
жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться
от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют

39
большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого
человека, человека первобытного общества и более развитых исто-
рических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особеннос-
ти развития человека на различных уровнях его индивидуального и
исторического развития, наряду с понятием «индивида» используют
и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается
как отправной момент для формирования личности от исходного со-
стояния для онто– и филогенеза человека. Личность – это опреде-
ленный итог развития индивида, в процессе формирования и реализа-
ции его потребностей.
8.2. Ролевые теории личности. Социальный статус
Значительное место в социологии личности занимает ролевая
теория личности. Основные положения этой теории были сформу-
лированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном,
активно разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом, а также за-
падногерманским социологом Р. Дарендорфом. Каковы же основные
положения этой теории?
Ролевая теория личности описывает ее поведение двумя основ-
ными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разбе-
рем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной систе-
ме занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполага-
ющая определенные права и обязанности, называется статусом. Че-
ловек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один
определяет его положение в обществе. Этот статус называется глав-
ным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интег-
ральный, статус обусловлен его должностью (например, директор,
профессор). Социальный статус отражается как во внешнем пове-
дении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профес-
сиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в уста-
новках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи от-
личают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный –
это навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг лич-
ности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рож-
дения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус опреде-
ляется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный
секретарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и про-
фессионально-должностной статусы. Естественный статус личнос-

40
ти предполагает существенные и относительно устойчивые характе-
ристики человека (мужчины и женщины: детство, юность, зрелость,
старость и т. д.). Профессионально-должностной – это базисный ста-
тус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся ос-
новой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, эконо-
мическое и производственно-техническое положение (банкир, инже-
нер, адвокат и т. д.).
Социальный статус обозначает конкретное место, которое зани-
мает индивид в данной социальной системе. Совокупность требо-
ваний, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание
социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий,
которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в
социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется

стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>