<<

стр. 2
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ролевым набором. Марксистская социология качественно разделя-
ет институциализированные и конвенциональные (по соглаше-
нию) роли. Первые роли являются ведущими, так как вытекают из
социальной структуры общества, а вторые возникают относитель-
но произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают
субъективную окраску.
Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята
Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается пятью основ-
ными характеристиками: 1) эмоциональность – одни роли требуют
эмоциональной сдержанности, другие – раскованности; 2) способ по-
лучения – одни предписываются, другие завоевываются; 3) масш-
таб – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая –
размыта; 4) идентификация – максимальное слияние с ролью назы-
вается ролевой идентификацией, а среднее или минимальное – дис-
танционированием от роли; 5) формализация – ориентация на личную
прибыль, на общее благо и т. д. Любая роль характеризуется некото-
рым набором этих пяти свойств.
Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: роле-
вого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя ас-
пектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них
имеет большое значение в поведении личности. Наши роли опреде-
ляются, прежде всего, тем, что ожидают от нас другие. Эти ожида-
ния ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если
кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он

41
вступает в определенный конфликт с обществом. Например, роди-
тель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравно-
душен к нашим проблемам и т. д.
Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соот-
ветствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нор-
мах, сгруппированных вокруг социального статуса.
В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются
четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего
данной роли; 2) предписания (требования), связанные с данным по-
ведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция – со-
циальные последствия того или иного действия в рамках требований
социальной системы. Социальные санкции по своему характеру мо-
гут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной
группой через ее поведение (например, презрение), или юридически-
ми, политическими, экологическими и т. д., реализуемыми через де-
ятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных
санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному
типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов соци-
ального регулирования.
Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью
поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожида-
ниями и ролевым поведением служит характер индивида. Это зна-
чит, что поведение конкретного человека не укладывается в чис-
тую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного
только ему способа интерпретации и истолкования ролей.
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во мно-
жестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть кон-
фликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимос-
тью удовлетворять требования двух или более несовместимых ро-
лей, называют ролевым конфликтом. Конфликт создает стрес-
совую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации
ролей.
8.3. Формирование личности в процессе социализации.
Отклоняющееся поведение личности
Личность как объект общественных отношений рассматривается
в контексте двух взаимосвязанных процессов – социализации и иден-
тификации. Социализация – это процесс усвоения индивидом об-

42
разцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для
его успешного функционирования в данном обществе. Социализация
охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспи-
тания, с помощью которых человек приобретает социальную приро-
ду и способность участвовать в социальной жизни. В процессе соци-
ализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи,
сверстники в детском заведении, школе, средства массовой инфор-
мации и т. д. Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходи-
мо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стрем-
ления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования лич-
ности, по его мнению, проходит по трем различным стадиям: 1) ста-
дии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игро-
вой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от
них ждет целая группа людей.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка
З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» –
источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию;
«эго» – осуществляющий контроль личности на основе принципа
реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент.
Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания»
врожденных свойств человека, в результате которого происходят
становления этих трех составляющих элементов личности.
Французские психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных ста-
дий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных
структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от
опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна дру-
гую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рож-
дения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных опе-
раций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие
психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации про-
должается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социа-
лизация взрослых отличается от социализации детей несколькими мо-
ментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведе-
ние, в то время как социализация детей формирует ценностные ори-
ентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь
человеку приобрести определенные навыки, социализация в дет-
стве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психо-
43
лог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрос-
лых рассматривается не на продолжение детской социализации, а как
процесс, в котором изживаются психологические приметы детства:
отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авто-
ритета или идея о том, что наши требования должны быть законом
для окружающих).
Каковы же механизмы социализации? Фрейд выделил психологичес-
кие механизмы социализации человека: имитацию, идентификацию, чув-
ство стыда и вины.
Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать
определенную модель поведения. Образцами для подражания могут
выступать родители, родственники, друзья и т. д.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той
или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведе-
ние родителей, родственников, друзей, соседей и т. д., их ценности,
нормы, образцы поведения как свои собственные.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами,
поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения.
Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как
они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З. Ф-
рейд отмечает, что чувство стыда и вины тесно связаны друг с дру-
гом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определен-
ные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас
разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие
поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с
внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступ-
ков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей
формой выступает совесть.
Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные З. Фрейдом,
к теории социального действия и социальных систем. Они опре-
деляют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются спе-
цифические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и
т. д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного
отношения с «моделью». Идентификация же для них означает внут-
реннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс
социального научения. Степень идентификации определяется харак-
тером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны при-
вязанности в семье, то семья считается основной формой социализа-
44
ции. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие
внешнее окружение индивида, в том числе и средства массовой ин-
формации и коммуникации.
Процесс социализации достигает определенной степени за-
вершения при достижении личностью социальной зрелости, ко-
торая характеризуется обретением личностью интегрального
социального статуса. Однако в процессе социализации возмож-
ны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации яв-
ляется отклоняющееся (девиантное) поведение. Этим тер-
мином в социологии чаще всего обозначают различные формы
негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, от-
ступления от принципов, норм морали и права. К основным фор-
мам отклоняющегося поведения принято относить правонару-
шения, включая преступность, пьянство, наркоманию, прости-
туцию, самоубийство.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свиде-
тельствуют о состоянии конфликта между личностными и обще-
ственными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще
всего попытка уйти из общества, убежать от жизненных повсед-
невных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности
и напряжения через определенные компенсаторные формы. Од-
нако отклоняющееся поведение невсегда носит негативный ха-
рактер. Оно может быть связано со стремлением личности к
новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, ме-
шающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению мо-
гут быть отнесены различные формы научного, технического и
художественного творчества.
Задание № 4.
Изучить и законспектировать разделы 6–8.
Ответить на вопросы, указав правильный вариант ответа.
Вопрос 1. Какими признаками характеризуются социальные
группы?
1. Высокой степенью сплоченности.
2. Устойчивым взаимодействием.
3. Вхождением в более широкие общности в качестве структур-
ных образований.

45
4. Однородностью состава.
5. Всеми вышеперечисленными признаками.
Вопрос 2. Что является внешней формой выражения этно-
са?
1. Внутренние браки.
2. Общность территории.
3. Самосознание.
4. Малочисленный состав.
5. Все вышеперечисленное.
Вопрос 3. Какие виды социальных процессов являются основ-
ными?
1. Ассимиляция, амальгамизация, кооперация, конкуренция, при-
способление.
2. Конкуренция, приспособление, кооперация, конфликт, амальга-
мизация, ассимиляция.
3. Ассимиляция, амальгамизация.
4. Кооперация, конкуренция.
5. Конфликт, приспособление, конкуренция.
Вопрос 4. Что является источником развития индивида, наи-
более полным воплощением всех человеческих качеств?
1. Человек.
2. Индивид.
3. Личность.
4. Нация.
5. Народ.
Вопрос 5. Что обозначают в социологии под термином «де-
виантное поведение»?
1. Ощущение вины.
2. Поведение человека в экстремальной ситуации.
3. Негативное (отклоняющееся) поведение.
4. Нормальное поведение.
5. Состояние аффекта.




46
9. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
9.1. Причины возникновения социальных движений
Выдающиеся психологи XIX в. рассматривали социальные дви-
жения как совокупность усилий, действий, направленных на поддер-
жку социальных изменений. Другими словами, социальные движе-
ния должны способствовать нововведениям в различных сферах
социальной жизни. Современные социологи, однако, считают, что
социальные движения представляют собой усилия, направленные
не только на поддержку социальных изменений, но и против них.
Социальные движения не имеют устойчивого институционального
статуса, в них задействовано ограниченное число индивидов, и боль-
шинство членов общества не втянуто в них и относится к ним равно-
душно или с неприязнью. Если же какое-то движение получает более
или менее общую поддержку со стороны членов общества, его дея-
тельность в виде социального движения обычно заканчивается, и оно
превращается в социальный институт, становится необходимым эле-
ментом общественной жизни.
Социальные движения не следует смешивать и с организациями.
В большинстве случаев организация является формальным соци-
альным образованием с ярко выраженным официальным членством
и фиксированными правилами, инструкциями и жестко закрепленны-
ми статусами и ролями. Социальное движение может включать в
себя организации, но основой его деятельности служат усилия лю-
дей, поддерживающих идеи и ценности этого социального движения
и сочувствующих им. Наблюдения за ходом развития многих соци-
альных движений показывают, что значительная их часть практичес-
ки полностью лишена признаков организованности. Кроме того, орга-
низации обычно основаны на традиционных нормативных образцах,
поддерживают устойчивое и предсказуемое поведение индивидов,
тогда как социальные движения неразрывно связаны с теми или ины-
ми изменениями в формах поведения, и неустойчивость культурных

47
образцов можно считать обязательным атрибутом их существования.
В ходе своего развития многие движения достигают стадии формаль-
ной организации, постепенно обрастая формальными правилами пове-
дения, устоявшимися нормами, системой упорядоченных статусов и
ролей. В этом случае движение прекращает свое существование, пре-
вращаясь в организацию или распадаясь на несколько организаций.
Социальные движения иногда действуют как группы давления
(например, движение в поддержку депутатской группы, президента,
правительства), имея своей целью воздействовать на институты
управления в обществе. Однако анализ политической борьбы пока-
зывает, что большая часть групп давления – это не политическое
движение. В данном случае они стремятся выполнять общеприня-
тые нормы и достигать ценностей, необходимых обществу с точки
зрения наибольшей полезности, но с самого начала и сознательно
направлены на поддержание изменений в этих нормах и ценностях
или на сопротивление им. Случайно, и только так, социальные дви-
жения могут выполнять функции групп давления.
Типы социальных движений. Далеко не всегда легко классифи-
цировать социальные движения, так как одно движение может быть
лишь промежуточным этапом для другого, несколько движений мо-
гут смешаться друг с другом в различные периоды своего развития.
Кроме того, социальные движения могут приобретать различные от-
тенки, быть более или менее экстремистскими, носить политический
или экономический характер, охватывать небольшие социальные груп-
пы или крупные социальные единицы (классы, страты) и т. д. Поэто-
му при анализе мы применяем классификацию наиболее общих при-
знаков движений и выделение их «идеальных типов».
Экспрессивные движения. Когда люди находятся внутри ограни-
ченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться и
которую не в состоянии изменить, обычно возникают экспрессивные
социальные движения. Каждый участвующий в таком движении ин-
дивид соглашается с существующей непривлекательной действитель-
ностью, модифицируя свое отношение к ней, но не модифицируя саму
реальность. С помощью мечтаний, видений, ритуалов, танцев, игр и
других форм эмоциональной экспрессии он находит долгожданное
эмоциональное облегчение, что делает его жизнь терпимой.
Экспрессивные движения возникли в глубокой древности. К ним
можно отнести, например, мистерии, существовавшие в Древней Гре-

48
ции, Древнем Риме, Персии и Индии. Люди, участвовавшие в таких
мистериях, совершали сложные ритуалы, слушали прорицателей и
магов, создавали мистические учения для того, чтобы практически
полностью отделиться от несовершенной, на их взгляд, жизни обще-
ства. В наше время экспрессивные движения наиболее ярко проявля-
ются в молодежной среде. Хиппи и рокеры, лабухи и люберы – это
лишь немногие проявления попыток молодых людей создать собствен-
ную субкультуру и дистанцироваться от чуждого им общества.
Часто экспрессивные движения связаны с верой в лучшую про-
шлую жизнь. Подобного рода движения отвергают, игнорируют не-
справедливую действительность и обращают свой взор к славному
прошлому и подвигам предков. Это движение ветеранов войны, мо-
нархические движения, возрождающие ушедшие ритуалы, символи-
ку и находящие эмоциональное удовлетворение в ношении старой во-
енной формы или в возврате к старым обычаям и стилю поведения.
Такие движения чаще всего связаны с пассивным поведением, ухо-
дом от действительности путем воспоминаний или мечтаний. В то
же время такие экспрессивные движения могут прокладывать путь
реформам или вести к восстаниям, так как они оживляют традиции и
могут функционировать как сила, возбуждающая пассивное населе-
ние. Этому способствует также стремление большинства людей иде-
ализировать прошлое, противопоставлять «героические» времена
настоящему времени. Такое свойство экспрессивных движений мо-
жет сделать их промежуточным звеном между неполитическими и
активными политическими движениями.
Утопические движения. С тех пор как Томас Мор написал свою
знаменитую «Утопию», слова утопия и утопический означали обще-
ство совершенства, существующее только в человеческом вообра-
жении. Эти совершенные общества пытались описать многие выда-
ющиеся писатели и мыслители, начиная с Платона и его «Республи-
ки» и кончая американским психологом Б. Скинером, лидером совре-
менного бихевиоризма. Особенно много попыток теоретически обо-
сновать совершенное человеческое общество предпринималось в
XVIII и XIX вв., когда утопические идеи были особенно популярны.
До тех пор пока «строители» совершенных обществ не были способ-
ны на масштабный эксперимент по воплощению своих идей в жизнь,
утопические движения сводились к попыткам создания идеальных
социальных систем в кружках утопистов, состоящих из немного-
49
численных последователей утопических идей, но впоследствии они
стали активно внедряться в реальные общества.
Конечно, утопические идеалы жизнестойки и долговечны. Поэто-
му они могут забываться после распада движения и спустя некото-
рое время вновь возрождаться в других движениях. Очевидно, это
происходит потому, что люди никогда не перестанут представлять
себе наиболее совершенное общество.
Революционные движения. Под революцией в данном случае мы
понимаем неожиданное, стремительное, обычно насильственное полное
изменение социальной системы, структуры и функций многих основных
социальных институтов. Революции следует отличать от государствен-
ных или дворцовых переворотов, которые совершаются людьми, сто-
ящими у руля правления, и оставляющими институты и систему власти
в обществе неизменными. Термин «революция» применяется иногда к
постепенным, мирным широкомасштабным изменениям, таким, как,
например, «промышленная революция», «сексуальная революция». Но в
этом случае мы имеем дело с совершенно другим значением этого тер-
мина. Революционное движение пытается свергнуть, разрушить суще-
ствующую социальную систему и установить новый социальный поря-
док, в значительной степени отличающийся от прежнего. Если реформа-
торы стремятся исправить лишь некоторые недостатки и дефекты в
существующем социальном порядке, то революционеры считают, что
система не заслуживает того, чтобы ее спасали.
Исторический опыт показывает, что демократия в полном смыс-
ле этого слова не служит питательной средой для революционных
движений. Это объясняется тем, что демократия является основой
социальных реформ, а реформы неизбежно отодвигают революцию.
С другой стороны, там, где авторитарное правление блокирует раз-
личные движения реформ, реформаторы вынуждены нападать на пра-
вительство и на другие авторитарные институты общества. При этом
многие из несостоявшихся реформаторов становятся революционе-
рами. Таким образом, революционные движения процветают там, где
реформы блокируются в такой степени, что единственным способом
устранения недостатков социальной системы служит революционное
движение. Не случайно коммунистические движения не развиты в
таких традиционно демократических странах, как Швеция, Швейца-
рия, Бельгия или Дания, и сильно развиты в тех странах, где в той или
иной мере проводится репрессивная политика или правительство лишь
50
считается демократическим и его деятельность неэффективна при
проведении социальных реформ.
Движения сопротивления. Если революционные движения воз-
никают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные
изменения протекают слишком медленно, то движения сопротивле-
ния возникают среди тех неудовлетворенных, которые считают, что
изменения в обществе происходят слишком быстро. Другими слова-
ми, движения сопротивления – это усилия определенных групп лю-
дей, направленные на блокирование возможных или искоренение уже
произошедших изменений. Подобные движения всегда сопровожда-
ют движения реформ и революционные движения. Примером этому
могут служить оппозиционные движения во многих обществах. Так,
проведение реформ в России привело к появлению множества оппо-
зиционных движений сопротивления реформам, которые включают
людей, не видящих своего места в реформированном обществе или
потерявших свои привилегии в ходе проведения таких реформ.




51
10. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ГЕНЕЗИС И
МЕХАНИЗМ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
10.1. Причины, функции и субъекты социальных
конфликтов
Социальная неоднородность общества, различие в уровне дохо-
дов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конф-
ликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Осо-
бенно богата на конфликты современная жизнь российского обще-
ства. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к ис-
следованию конфликтов.
В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных кон-
фликтов через объективное противоречие интересов больших соци-
альных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность,
степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потреб-
ностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп
отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъектив-
ным осознанием людьми противоречивости своих интересов как чле-
нов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия по-
рождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они
глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость
интересов, целей.
Конфликт – это повсеместное явление. Каждое общество, каждая
социальная группа, социальная общность в той или иной степени под-
вержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обо-
стренное внимание к нему общества и ученых способствовали воз-
никновению специальной отрасли социологического знания – конф-
ликтологии.
10.2. Динамика социальных конфликтов
Конфликтология выработала две модели описания конфликта: про-
цессуальную и структурную. Процессуальная модель делает ак-
цент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации,

52
переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного
поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели ак-
цент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и
определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в
установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведе-
ние и конкретизацию форм этого явления.
Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном
конфликте выделяют четыре стадии: предконфликтную, конфликтную,
разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каж-
дая из этих стадий может разделяться на несколько фаз.
Первая, предконфликтная, стадия разбивается на две фазы. На-
чальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуа-
ции – накоплением и обострением противоречий в системе межлич-
ностных и групповых отношений в силу появившегося резкого рас-
хождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного
взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латен-
тной) фазе развития конфликта.
Вторая фаза начинается с инцидента или повода, т. е. какого-то
внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие
стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сто-
ронами побудительных мотивов, т. е. противоположности их интере-
сов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конф-
ликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в раз-
личных формах конфликтного поведения.
Конфликтное поведение характеризует вторую, основную, ста-
дию развития конфликта. Конфликтное поведение – это действия,
направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать дости-
жение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для
вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и
интересов как противоположных другой стороне, но и формирование
установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирова-
ние такой установки является задачей первой фазы конфликтного по-
ведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых
разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не
стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая раз-
рушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодей-
ствий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризует-
ся нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и

53
неприязни к откровенной враждебности, которая психически зак-
репляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия
резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмо-
циональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное по-
ведение.
В современной конфликтологии большое внимание уделяется по-
нятию «сила» участников конфликта. Сила – способность оппонента
реализовать цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она
включает в себя ряд разнородных компонентов: физическую силу,
включая и технические средства, применяемую как инструмент на-
силия; информационно-цивилизованную форму применения силы, тре-
бующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов,
изучения материалов экспертизы и т. д. с целью обеспечения полно-
ты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки
стратегии и тактики поведения, использования материалов, пороча-
щих оппонента, и т. п.; социальный статус, выражающийся в обще-
ственно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и
т. д.); прочие ресурсы – деньги, территория, лимит времени, число
сторонников и т. д. Стадия конфликтного поведения характеризуется
максимальным использованием силы участников конфликтов, приме-
нением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений ока-
зывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в ко-
торых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать ис-
точником внешней поддержки, сдерживающим, либо нейтральным
фактором.
Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к
усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к
поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в разви-
тии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения.
На этой фазе происходит как бы «переоценка ценностей». Дело в том,
что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конф-
ликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и
ресурсах, о реакции внешней среды и т. д.
Именно этот образ, т. е. идеальная картина конфликтной ситуа-
ции, а не сама реальность, является непосредственной психологичес-
кой действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход кон-
фликтного взаимодействия мог существенно изменить представле-
54
ния сторон о себе, друг о друге, внешней среде. Возможно и то, что
конфликтующие стороны, или одна из них, исчерпали свои ресурсы.
Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки
решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следова-
тельно, фаза «переоценки ценностей» является вместе с тем и фа-
зой «выбора».
Конфликтующие группы могут выбрать следующие программы
поведения: достижение своих целей за счет другой группы, и тем са-
мым доведение конфликта до более высокой степени напряженнос-
ти; снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную
ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок
противоположной стороне; искать способы полного разрешения кон-
фликта. Если выбрана третья программа поведения, то наступает
третья стадия в развитии конфликта – стадия разрешения.
Разрешение конфликта осуществляется как через изменение
объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую
перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сло-
жился у враждующей стороны. Как уже отмечалось, возможно час-
тичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение озна-
чает прекращение конфликта на объективном и субъективном уров-
не, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации.
В этом случае «образ врага» трансформируется в «образ партнера»,
а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на
сотрудничество. При частичном же разрешений конфликта изменя-
ется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внут-
ренние побудительные установки к продолжению противоборства,
сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санк-
цией третьей стороны.
Современная конфликтология сформулировала условия, при ко-
торых возможно успешное разрешение социальных конфликтов.
Одним из важных условий является своевременный и точный ди-
агноз его причин. А это предполагает выявление объективно су-
ществующих противоречий интересов, целей. Проведенный под
таким углом зрения анализ позволяет очертить «деловую зону»
конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием явля-
ется обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий
на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для

55
этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враж-
дебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния воз-
можно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же
время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на
более широкой основе. Третьим непременным условием является
совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно
использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог
сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием тре-
тьей стороны и т. д.
Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование кото-
рым ускоряет процесс разрешения конфликта:
1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсужде-
нию содержательных вопросов;
2) стороны должны стремиться к снятию психологической и соци-
альной напряженности;
3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к
другу;
4) участники переговоров должны стремиться превратить значи-
тельную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно
и доказательно раскрывая позиции друг другу и сознательно созда-
вая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями;
5) все участники переговоров должны проявлять склонность к ком-
промиссу. Компромисс представляет собой такой способ разреше-
ния конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои инте-
ресы и цели путем взаимных уступок, либо уступок тому, кто добро-
вольно отказался от части своих притязаний.
Большое значение имеет заключительная послеконфликтная ста-
дия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по оконча-
тельному устранению противоречий интересов, целей, установок, лик-
видирована социально-психологическая напряженность и прекраще-
на любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучше-
нию социально-психологических характеристик как отдельных групп,
так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченнос-
ти групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими це-
лями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он развивает ува-
жительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше по-
нять их интересы, цели и побуждения.

56
10.3. Конфликты в организации.
Их виды и методы разрешения
Термин «конфликт» имеет множество различных определений. В
управленческой науке конфликт рассматривается как отсутствие со-
гласия между двумя или более сторонами. Субъектами конфликта
могут быть отдельные люди, малые группы, или целые коллективы.
В научной литературе выделяются различные подходы к сути и
оценке конфликта.
С точки зрения авторов, принадлежащих к школе научного уп-
равления, основанной на теории бюрократии Вебера, конфликт –
негативное явление в управленческой деятельности. Конфликтов
следует избегать, если они появляются – разрешать немедленно.
Данный подход к конфликту опирался на представление об органи-
зации, как совокупности определенных задач, процедур, правил
взаимодействия должностных лиц и разработанной рациональной
структуры. Подобные механизмы устраняют условия для возник-
новения конфликтов и ведут к бесконфликтному разрешению про-
блем.
Авторы, принадлежащие к школе «человеческих отношений», также
считали, что конфликта можно и необходимо избегать. Они допуска-
ли возможность появления противоречий между целями отдельных
личностей и целями организации, возможностями одного лица и воз-
можностями различными групп руководителя и т. п. Но с точки зре-
ния концепции «человеческих отношений» конфликт является призна-
ком неэффективной деятельности организации и плохого управления.
Современный подход к сущности конфликта рассматривает его
как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент
деятельности организации. Нередко конфликт имеет отрицательный
характер. Иногда он может мешать удовлетворению потребностей
отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во
многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек
зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить боль-
шее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия
решения группой более эффективным, а также дает возможность
людям выразить свои мысли, удовлетворить свои личные потребнос-
ти в уважении к власти. Это также может привести к более эффек-
тивному выполнению планов, стратегий и проектов, так как обсужде-

57
ние различных точек зрения на эти документы происходит до их фак-
тического исполнения.1
Итак, конфликт может быть функционален и вести к повышению
эффективности в организации. Или он может быть дисфункциональ-
ным и привести к снижению личной удовлетворенности, группового
сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта зави-
сит от того, насколько эффективно им управляют. Для управления
конфликтом необходимо выяснить возникновение конфликтной ситу-
ации.
В научной литературе выделяют несколько видов конфликтов.
Например, М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури различают четы-
ре основных вида конфликта: внутриличностный, межличностный,
конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт – особый вид конфликта. Одна из са-
мых распространенных его форм – ролевой конфликт. Его суть со-
стоит в том, что человеку предъявляются противоречивые требо-
вания по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Также подобный конфликт может возникнуть в результате того, что
производственные требования не согласуются с личностными по-
требностями или ценностями человека. Кроме того, внутриличнос-
тный конфликт, возможно, является ответом на перегрузку в работу
или малую нагрузку. Межличностный конфликт является наиболее
распространенным типом конфликта. В организациях он проявляет-
ся по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ресурсы,
капитал, рабочую силу, одобрение проекта и т. п. Каждый из них
пытается убедить вышестоящих руководителей принять его точку
зрения. Межличностный конфликт может также проявляться как
столкновение личностей.
Люди с различными чертами характера, взглядами, ценностями
иногда не могут поладить друг с другом, так как их взгляды и цели в
корне отличаются друг от друга. Конфликт между личностью и груп-
пой возникает тогда, когда личность занимает позицию, отличную от
позиции группы. В процессе производства в группе устанавливаются
определенные нормы поведения и выработки. Каждый должен их
соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой, и тем са-
мым удовлетворить свои социальные потребности. Но если ожида-

1
Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. С. 517.

58
ния группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной лич-
ности, может возникнуть конфликт. Аналогичный конфликт может
возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: меж-
ду необходимостью обеспечивать соответствующую производитель-
ность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель
может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, кото-
рые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных.
Межгрупповой конфликт возникает в результате того, что любая
организация состоит из множества групп, как формальных, так и не-
формальных. Неформальные группы могут считать, что руководя-
щая группа относится к ним несправедливо и намерена занижать эф-
фективность труда.1
В работах российских и зарубежных ученых типы конфликтов оп-
ределяются также в зависимости от причин конфликтов. Основными
причинами являются: ограниченность ресурсов, которые нужно де-
лить, взаимозависимость в задании, различия в целях, различия в пред-
ставлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне об-
разования, а также плохие коммуникации.
Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены.
Руководитель должен решить, как распределить материалы, людс-
кие ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наибо-
лее эффективным образом достигнуть цели организации. Выделение
большей доли ресурсов одной группе означает, что другие получат
меньше от общего числа. Таким образом, необходимость делить ре-
сурсы почти всегда ведет к различным видам конфликтов.
Если в организации человек или группа зависят в выполнении за-
дачи от другого человека или группы, также возникает вероятность
возникновения конфликта. Возможность конфликта увеличивается по
мере того, как организации становятся более специализированными
и разбиваются на подразделения. Это происходит, потому что специ-
ализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут
уделять большее внимание их достижению, чем целям всей органи-
зации. Представление о какой-то ситуации зависит от желания дос-
тигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить
ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтерна-
тивы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для
1
Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. С. 520.

59
их группы и личных потребностей. Таким образом, различие в ценно-
стях – весьма распространенная причина конфликта.
Различия в манере поведения и жизненном опыте также могут
увеличить вероятность возникновения конфликта. Например, люди с
чертами характера, которые делают их авторитарными, догматич-
ными, безразличными к самоуважению других людей, чаще всего
вступают в конфликт. Различия в жизненном опыте, нравственных
ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характерис-
тиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества меж-
ду представителями различных подразделений.
Неудовлетворительные коммуникации, плохая передача информа-
ции могут быть как причиной, так и следствием конфликта. Он мо-
жет действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным ра-
ботникам или группе понять ситуацию или точки зрения других. Дру-
гие распространенные проблемы передачи информации, вызывающие
конфликт – неоднозначные критерии качества, неспособность точно
определить должностные обязанности всех сотрудников и подразде-
лений, а также предъявление взаимоисключающих требований к ра-
боте. 1
Как было отмечено ранее, конфликт может иметь как положи-
тельные, так и отрицательные последствия. Положительные послед-
ствия конфликта заключаются, во-первых, в том, что проблема ре-
шается таким путем, который приемлем для всех сторон, и в резуль-
тате сотрудники чувствуют свою причастность к решению этой про-
блемы. Это сводит к минимуму трудности в осуществлении приня-
тых решений – враждебность, вынужденность поступать против воли.
Другое положительное последствие конфликта состоит в том, что
стороны бывают больше расположены к сотрудничеству в будущих
конфликтных ситуациях. Конфликт также может уменьшить конфор-
мность, инертность мышления, когда подчиненные не высказывают
идей, которые противоречат идеям их руководителей.2
Отрицательные последствия конфликта:
1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа, текучесть кад-
ров и снижение производительности.
2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.

1
Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. С. 522.
2
Липсиц И. В. Секреты умелого руководителя. М.: Экономика, 1991. С. 111.

60
3. Сильная преданность индивида к группе и увеличение непро-
дуктивной конкуренции с другими группами в организации.
4. Противопоставление своих целей целям другой группы как по-
ложительных, так и отрицательных.
5. Уменьшение взаимодействия между конфликтующими сто-
ронами.
6. Увеличение враждебности между ними по мере уменьшения
общения.
7. Придание большего значения победе в конфликте, чем реше-
нию реальной проблемы.
Последствия конфликта определяются тем, насколько эффектив-
ным будет управление конфликтом. В научной литературе описыва-
ются различные способы управления конфликтными ситуациями.
Альберт, Месткон, Хедоури разделяют их на две категории: струк-
турные и межличностные. Существует четыре метода разрешения
конфликта – разъяснение требований к работе; использование коор-
динационных и интеграционных механизмов; установление общеор-
ганизационных комплексных целей и использование системы вознаг-
раждений. По мнению названных американских ученых, разъяснение
требований к работе является наилучшим методом управления, пре-
дотвращающим отрицательные последствия конфликта.
Руководитель должен объяснить каждому сотруднику и подраз-
делению, какие результаты работы ожидаются от них. Какими они
обладает полномочиями и ответственностью, какие существуют про-
цедуры и правила работы. Еще один метод управления конфликтной
ситуацией – применение координационного механизма. Пример тако-
го механизма: цепь команд, управление иерархией полномочий, что
упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и инфор-
мационные потоки внутри организации.
Если подчиненные имеют разногласия, конфликта можно избежать,
предложив принять решение их общему вышестоящему начальнику.
Следующий метод управления конфликтом представляет собой ус-
тановление общеорганизационных комплексных целей. Эффективное
осуществление этих целей требует совместных усилий сотрудников,
групп или отделов. Идея, заложенная в эти высшие цели, – объеди-
нить усилия всех участников деятельности и подчинить их единой
задаче. Таким образом, достигается слаженность действий всего
персонала. Методом управления конфликтной ситуацией является

61
создание системы вознаграждения. Люди, которые вносят особый
вклад в достижение общих целей, помогают другим группам органи-
зации, должны вознаграждаться благодарностью, премией, призна-
нием или повышением по службе.
Среди межличностных стилей разрешения конфликтов выделяют-
ся: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение про-
блемы.
Уклонение. Подразумевает, что человек старается уйти от конф-
ликта, не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение
противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разно-
гласиями.
Сглаживание. Характеризуется тем, что руководитель старает-
ся не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апел-
лируя к солидарности.
Принуждение. Преобладают попытки заставить принять свою
точку зрения любой ценой. Лицо, использующее такой стиль, обычно
ведет себя агрессивно и злоупотребляет своей властью. Недостаток
этого стиля в том, что он подавляет инициативу подчиненных и при-
водит к игнорированию важных факторов.
Компромисс. Характеризуется принятием точки зрения другой сто-
роны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу
наиболее ценна в управленческих ситуациях, так как сводит к мини-
муму недоброжелательность и дает возможность быстрого разре-
шения конфликта. Но использование компромисса на ранних стадиях
конфликта может помешать внимательному рассмотрению пробле-
мы и уменьшить число альтернатив.
Решение проблемы. Состоит в признании различия во мнениях и
готовности ознакомиться с разнообразными точками зрения, что-
бы понять причины конфликта и найти наиболее приемлемый спо-
соб его разрешения. По мнению американских ученых, этот стиль
является наиболее эффективным и приводит к оптимальному реше-
нию вопросов.
10.4. Стрессы и пути их преодоления
Одним из важнейших социально-психологических аспектов управ-
ленческой деятельности является преодоление стрессов. В литера-
туре данная проблема рассматривается с двух сторон: стрессовые
состояния руководителей и стрессовые состояния подчиненных.

62
В любой, даже наиболее прогрессивной и хорошо управляемой орга-
низации существуют ситуации и характеристики работы, которые от-
рицательно воздействуют на людей и вызывают у них чувство стрес-
са. Чрезмерный стресс может оказаться разрушительным для инди-
вида и, следовательно, для организации. Стресс может быть вызван
факторами, связанными с работой и деятельностью организации или
событиями личной жизни.
Под организационными понимают следующие факторы:
1. Перегрузка или напротив, слишком малая загруженность ра-
ботника. Работник, не получающий работы, соответствующей его воз-
можностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относитель-
но своей ценности и положения в социальной системе организации и
ощущает себя явно невознагражденным.
2. Конфликт ролей возникает, когда к работнику предъявляются
противоречивые требования. Этот конфликт может также произойти
в результате нарушения принципа единоначалия (когда разные руко-
водители могут давать подчиненному противоречивые задания). В
этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и бес-
покойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной сторо-
ны, и соблюдать требования руководства – с другой.
3. Непреодолимость ролей возникает, когда работник не уверен в
том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь тре-
бования не противоречивые, но они уклончивые и неопределенные.
Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руко-
водства – что и как они должны делать и как их после этого будут
оценивать.
4. Неинтересная работа. Взгляды людей на понятие «интересная
работа» различаются. То, что кажется интересным одному, совсем
не обязательно будет интересным для другого.
Необходимо отметить, что положительные события личной жизни
человека в равной или даже большей степени могут вызвать стресс,
как и отрицательные события.
В управленческой литературе предлагаются пути предотвраще-
ния и преодоления стресса:
– налаживание особенно эффективных и надежных отношений с
руководителем (требуется понимание его проблем и помощь ему в
понимании проблем его подчиненных);

63
– не следует соглашаться с руководителем или кем-либо, кто на-
чинает выставлять противоречивые требования (необходимы допол-
нительные объяснения);
– информирование руководителя или сотрудников, что не ясны кри-
терии оценки качества работы;
– публичное обсуждение проблемы скуки или отсутствие интере-
са к работе – включение в график рабочего дня кратковременных
перерывов для смены хода мыслей;
–умение объяснить отказ при достижении предела, после которо-
го сотрудник не в состоянии взять на себя больше работы.
10.5. Создание благоприятного психологического
климата в коллективе
Руководство коллективом – это сочетание науки и искусства. С
точки зрения американского менеджмента, суть руководства состо-
ит в том, чтобы выполнять работу не своими, а чужими руками. На
самом деле еще более сложная задача – заставить работать не только
чужие руки, но и чужие головы. Поэтому неразумно надеяться толь-
ко на себя, считая себя всезнающим и все умеющим. Никогда не
следует делать самому то, что могут и должны выполнять подчи-
ненные (исключая случаи личного примера).
Выполнение каждого задания следует обязательно контролировать
и оценивать (формы контроля не должны быть тоталитарными); от-
сутствие контроля может навести работника на мысль о ненужнос-
ти выполняемой им работы. Не нужно превращать контроль в ме-
лочную опеку.
Если предлагаемое сотрудником самостоятельное решение
проблемы не противоречит в принципе точке зрения руководства,
нет нужды сковывать инициативу работника и вести споры по
мелочам.
Каждое достижение работника и его инициативу нужно немедлен-
но отметить. Можно благодарить подчиненного в присутствии дру-
гих сотрудников. Человека ободряет положительная оценка его дей-
ствий и огорчает, если не замечают и не ценят успехов в работе.
Когда работник оказывается в чем-то талантливей и успешнее
своего руководителя, это не является чем-то отрицательным; хоро-
шая репутация подчиненных есть похвала руководителю и ставится
ему в заслугу.
64
Не нужно делать подчиненному, совершившему незначительный
проступок, замечания в присутствии других лиц, сотрудников или под-
чиненных; унижение человека – не лучший способ воспитания.
Нет смысла критиковать людей. Более конструктивной будет кри-
тика их ошибок с указанием, от каких недостатков могут происхо-
дить подобные ошибки. И уж тем более не нужно указывать на эти
недостатки в человеке – он должен сделать все выводы сам.
В конфликтной ситуации губительным будет применение резких,
оскорбительных слов (если ситуация может быть разрешена без них).
Очень важно: искра уважения и тем более симпатии, зароненная
руководителем в душу подчиненного способна зарядить его на твор-
ческую самоотверженную работу, не считаясь со временем.
Точное формулирование своих мыслей: в манере говорить прояв-
ляется профессиональная грамотность, управленческая компетент-
ность, общая культура. Легко очерченная и сформулированная мысль
располагает к общению, избавляет от потенциальной возможности
конфликта, вызванного непониманием.
Правильно сделанное замечание исключает лишнее раздражение.
Иногда полезно высказывать замечания в форме вопроса: «Не счи-
таете ли вы, что здесь допущена ошибка?» или «Как по-вашему ...»
Умение руководителя отстаивать интересы всего коллектива и каж-
дого из подчиненных – хорошее средство завоевания авторитета и
объединение работников в единую группу.
Доверчивость и недоверчивость – это важнейшее качество личнос-
ти, от которого зависит социально-психологический климат в коллек-
тиве. Излишняя, чрезмерная доверчивость отличает неопытных, лег-
коранимых людей. Им трудно быть хорошими руководителями. Но хуже
всего подозрительность ко всем. Недоверчивость руководителя почти
всегда порождает недоверчивость подчиненных. Проявляя недоверие
к людям, человек почти всегда ограничивает возможность взаимопо-
нимания, а значит, и эффективность коллективной деятельности.
Делегирование полномочий стимулирует раскрытие способностей,
инициативы, самостоятельности и компетенции подчиненных. Деле-
гирование часто позитивно воздействует на мотивацию труда сотруд-
ников, на удовлетворенность работой.1

1
Козырев В. Начни с управленческой культуры. Екатеринбург: Библиосервис, 1992.
С. 48.

65
Еще многие руководители в наше время не осознали всей важнос-
ти состояния социально-психологического климата в коллективе. Как
неумелые и неграмотные родители начинают шлепать и безудержно
кричать на своих чад, так и «боссы» тут же пытаются подавить кон-
фликт, не задумываясь наказывают провинившихся, ведут себя по-
давляюще и вызывающе.
Но все чаще во главе компаний и организаций оказываются руко-
водители нового типа, не жалеющие средств на «воспитание» полно-
ценных исполнителей и творческих работников. Такие компании от-
личаются завидной слаженностью работы, единством внутри коллек-
тива, поразительными результатами своей работы. Работники таких
фирм всегда приветливы и жизнерадостны, у них много интересных
идей и далеко идущих планов.
В иностранной и отечественной литературе, посвященной проблеме
управления, прослеживаются следующие идеи и практические советы:
1. Конфликт подразумевает несогласие сторон, при котором одна
сторона пытается добиться принятия своих взглядов и помешать
другой стороне сделать то же самое. Конфликт может иметь место
между индивидуумами, между индивидуумами и группами и между
группами.
2. Часто конфликт не является вредным для коллектива, а иногда
представляется единственным путем дальнейшего продвижения. Во
время конфликта высказываются новые идеи, и определяется харак-
тер и потенциальные возможности индивидуумов и групп.
3. Структурные методы разрешения конфликтов включают уточ-
нение производственных ожиданий, механизмы координирования и ин-
тегрирования, постановку более высоких по уровню заданий и систе-
му вознаграждений
4. В любой, даже наиболее прогрессивной и хорошо управляемой
организации существуют ситуации и характеристики работы, кото-
рые отрицательно воздействуют на людей и вызывают у них чувство
стресса. Чрезмерный стресс может оказаться разрушительным для
индивида и, следовательно, для организации.
5. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой
и деятельностью организации или событиями личной жизни.
6. Искра уважения и тем более симпатии, зароненная руководите-
лем в душу подчиненного, способна зарядить его на творческую са-
моотверженную работу, не считаясь со временем.
66
7. Под социально-психологическими методами управления пони-
мают конкретные приемы и способы воздействия на процесс форми-
рования и развития самого коллектива и отдельных работников и под-
разумевают внедрение различных социологических и психологичес-
ких процедур в практику управления.
8. Доверчивость и недоверчивость – это важнейшее качество лич-
ности, от которого зависит социально-психологический климат в кол-
лективе.
9. Делегирование полномочий стимулирует раскрытие способ-
ностей, инициативы, самостоятельности и компетенции подчинен-
ных.
Задание № 5.
Изучить и законспектировать разделы 9–10.
Ответить на вопросы, указать правильный вариант ответа.
Вопрос 1. Какие существуют типы социальных движений?
1. Революционные, движения сопротивления, утопические, экс-
прессивные.
2. Движения сопротивления, революционные, оппозиционные, уто-
пические.
3. Оппозиционные, движения сопротивления, экспрессивные.
4. Революционные, утопические.
5. Утопические, экспрессивные.
Вопрос 2. Что понимается под конфликтом?
1. Это результат глубоких изменений в содержании и формах жиз-
ни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма
контроля в экономике, политике, культуре.
2. Это форма социальной регуляции деятельности и отношений
людей.
3. Это обусловленные общественным бытием требования к дея-
тельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и об-
щественных институтов.
4. Это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и
взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
5. Это фактор, ведущий к превращению установок в активную
деятельность.

67
Вопрос 3. Что характеризует основную стадию развития
конфликта?
1. Накопление и обострение противоречий.
2. Повод.
3. Инцидент.
4. Компромисс.
5. Конфликтное поведение.
Вопрос 4. Что включает в себя понятие «сила»?
1. Физическую силу и технические средства, применяемые как
инструмент насилия.
2. Информационно-цивилизованную форму применения силы (сбор
фактов, анализ документов и т. д.)
3. Социальный статус (уровень власти, престиж и т. д.)
4. Прочие ресурсы (деньги, территория, число сторонников и т. д.)
5. Все вышеперечисленные компоненты.

Вопрос 5. Какие существуют условия разрешения социальных
конфликтов?
1. Своевременный и точный диагноз причин конфликта.
2. Обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на
основе взаимного признания интересов каждой из сторон.
3. Современный поиск путей преодоления конфликта.
4. Компромисс.
5. Все вышеперечисленные.




68
11. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Социология семьи как специальная отрасль социологического
знания берет свое начало в масштабных эмпирических исследова-
ниях Рилза и Ле Пи. В середине ХIХ века они независимо друг от
друга предпринимают попытку изучить влияние таких социальных
факторов, как индустриализация, урбанизация, образование, рели-
гия на формы семейного общежития, структуру семьи, экономичес-
кие отношения в ней. С тех пор проблемы семьи и семейно-брач-
ных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии,
поскольку семья представляет собой специфическое, во многом
уникальное образование: малая группа и социальный институт од-
новременно.
Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда
был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность
человека, огромное разнообразие политических, экономических и
прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от
примитивного племени и кончая сложным социальным строем со-
временного развитого государства, семья выступала и выступает
как отчетливо выраженная социальная единица.
11.1. Институт семьи
Выделение института семьи из других институтов общества и тща-
тельное изучение не случайны. Именно семья признается всеми ис-
следователями основным носителем культурных образцов, наследу-
емых из поколения в поколение, а также необходимым условием со-
циализации личности. Именно в семье человек обучается социальным
ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни
отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества.
Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство
семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и един-
ственно возможные. Таким образом, семейная жизнь чаще всего

69
рассматривается с точки зрения этноцентризма. Но если семья пред-
ставляет собой такую важную часть общества, почему же челове-
чество не может выработать единые образцы семейной жизни, кото-
рые наилучшим образом подходили бы для удовлетворения челове-
ческих потребностей? Для ответа на этот вопрос необходимо рас-
смотреть вопрос о происхождении и развитии института семьи.
В большинстве примитивных обществ семья – это единственный
реально функционирующий институт. Например, среди современных
племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим
даже намека на другие формы социальных институтов. Там нет пра-
вителей разного уровня, формальных законов священников (как орга-
низации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю
жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и
других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или, в
крайнем случае, на советах нескольких семей. Другими словами, при-
митивные общества не имеют физических и социальных потребнос-
тей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме
института семьи. Семья, таким образом, является единственным и
достаточным институтом распределения экономических продуктов
для примитивных охотников и земледельцев.
При переходе к более сложным культурам все большее значение
начинают приобретать другие институциональные структуры. Что,
например, происходит, когда примитивные племена начинают разви-
вать торговлю с соседями и ближними племенами? Обширная меж-
племенная торговля порождает появление торговцев, грузчиков то-
вара, моряков и людей других специальностей, чья деятельность вы-
ходит за рамки института семьи. Чуть позднее появляются специа-
лизированные мастера и ремесленники, производящие проекты тор-
говли, что является основой для дальнейшей профессиональной диф-
ференциации. Возникающие экономические институты осуществля-
ют, таким образом, функцию специализации деятельности, действуя
вне семейных ролей и функций.
В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без
участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единствен-
ный авторитет там – это авторитет семьи: выбранные члены семьи
являются авторитетом по отношению к другим членам семьи. С уве-
личением размеров племен возрастает сложность культуры, появля-
ется необходимость в формальной политической организации. Главы

70
семей начинают объединяться в племенные советы, племена – в кон-
федерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию
бюрократии.
Таким образом, как в примитивных, так и в современных обще-
ствах только наличие политической организации может способство-
вать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей,
совершающих совместные скоординированные политические или
военные действия. По сходному сценарию начинают развиваться
религиозные и образовательные институты, когда в силу профес-
сионального разделения труда появляются узаконенные роли свя-
щенников и учителей. Такая практика также отходит от семейных
традиций, согласно которым люди занимаются этим от случая к
случаю.
Мы видим, что семья является основой всех социальных институ-
тов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в
целом.
11.2. Структура семьи
Как и все институты общества, семья представляет собой систе-
му принятых норм и процедур для осуществления определенных важ-
ных для общества функций. В данном случае она определяется как
группа связанных отношениями брака или родства людей, которая
обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие обществен-
но значимые потребности. Семейные функции в большинстве обществ
мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помо-
щью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообраз-
ны. И если кто-то попытается описать все возможные формы семей-
ной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной
специфической формой организации семьи.
Когда речь заходит о семье, мы прежде всего представляем себе
мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называется
супружеской, или нуклеарной. Ее основу составляет пара людей,
связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в на-
шем обществе (как и во многих других) распространена форма се-
мейной организации, которая называется родственной семьей. Род-
ственная семья основывается не только на супружеских отношениях
двух людей, но и на кровном родстве большого числа членов малой
группы. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с

71
их супругами и детьми. Значение этих двух форм семей для обще-
ства неодинаково. Так, хотя в нашем обществе существует родствен-
ная семья для семейных сборов, торжеств и других церемониальных
целей, важнейшие социальные функции выполняются нуклеарной се-
мьей. Это выражается во многих элементах культуры, например, когда
законы и нравственные нормы требуют, чтобы родители поддержи-
вали своих детей, но ничего не говорят об обязанностях по отноше-
нию к братьям или сестрам, дядям или тетям.
Если нуклеарная семья имеет в основе супружескую пару, то ос-
новой родственной семьи являются братья и сестры в окружении
их мужей, жен и детей. В большинстве родственных семей жена-
тый мужчина (или замужняя женщина) в первую очередь остается
привязанным к родительской семье и наполовину входит в семью
жены (или мужа). Это имеет важные последствия. Человек, в ос-
новном, связан обязательствами и ответственностью с той семьей,
в которой он родился, но не с той, с которой он связан узами брака.
Так, женщина может не зависеть от своего мужа, но полностью быть
в зависимости от своих братьев и сестер в деле защиты и воспита-
ния детей.
В таких семьях ответственность и забота распределяются среди
достаточно большого числа членов семьи. Создается ситуация, ког-
да ребенок тесно связан не только с родителями, но и со своими дя-
дями и тетями. Он окружен взрослыми, которые в некоторых случа-
ях готовы взять на себя обязанности родителей. Таким образом, у
ребенка в родственной семье появляется большая возможность для
общения и социализации к большему числу ролей. Такая семья хоро-
шо защищает ребенка от любых жизненных невзгод. В случае смер-
ти или ухода из семьи матери, ее роль в известной степени могут
играть родственники.
В реальной жизни родственная семья далеко не всегда возможна.
Это связано, например, с тем, что места рождения и вступления и
брак могут быть значительно удалены друг от друга. Кроме того,
родственники могут быть фактически или социально отдалены от
супружеской пары, и в этом случае семья остается в чистом виде
нуклеарной. Современное общество характерно ослаблением мно-
гих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеар-
ной семьи над родственной.

72
11.3. Типы семьи
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как
решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на се-
годняшний день три основных типа семьи.
Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организа-
ции семьи предполагает существование под одной крышей минимум
трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для
традиционной семьи характерны:
а) экономическая зависимость женщины от супруга;
б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и зак-
репление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хо-
зяйка);
в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах се-
мейного главенства.
Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные уста-
новки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских
семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без до-
статочных на то объективных экономических оснований. Такой тип
семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с
правом на равное с мужчиной участие в общественном труде жен-
щина получает «исключительное» право на домашний труд.
Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа ха-
рактерны:
а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязан-
ностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в ре-
шении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»);
б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных
для семьи решений;
в) эмоциональная насыщенность отношений.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые уста-
новки мужчин носят более традиционный характер, чем их факти-
ческое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых ус-
тановках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.
Таким образом, в современной семье не только трансформиру-
ются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием
в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин.
Например, в западноевропейских странах уже не являются ано-

73
мальными и из ряда вон выходящими случаи, когда мужчина бе-
рет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важно выяснить, как
супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перерас-
пределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в
семье.
11.4. Формы брака
Почти во всех обществах начальная стадия возникновения супру-
жеской пары связана с помехами, различными испытаниями и подго-
товительными мероприятиями, в ходе которых будущие супруги про-
веряют правильность выбора партнера. Тщательная подготовка к
будущему браку обусловлена его важностью: ведь он скрепляет же-
лание людей вести совместное хозяйство и воспитывать детей. Брак
можно определить как социально одобренные образцы поведе-
ния, с помощью которых двое или более людей составляют
семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство
и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей. При
этом каждое общество развивает собственную систему образцов по-
ведения в семье, и эти образцы исторически обусловлены и имеют
ярко выраженную экономическую основу.
Как показывает опыт, образцы брачных связей более этноцент-
ричны, чем все другие культурные образцы общества. Нам, напри-
мер, может казаться противоестественным практикуемое в некото-
рых современных обществах заключение брака по сговору, когда бу-
дущие супруги практически заранее не встречаются. Как они могут
знать, нравятся ли они друг другу или нет? Почему никто не интере-
суется их чувствами и симпатиями? Однако наша реакция, когда мы
считаем, что люди с другой культурой думают и чувствуют как и
мы, является обычной ошибкой этноцентризма. В нашем обществе
рассматривают начальную стадию создания супружеской пары как
романтическое приключение, через которое люди приходят к любви.
Однако девушка в классическом Китае или современной Японии, на-
пример, считает странным выходить замуж за человека, не выбран-
ного ее родителями. Стоя на позициях этноцентризма, мы жалеем
молодых людей в других обществах потому, что при выборе партне-
ра они не имеют свободы, а они жалеют наших молодых людей, ли-
шенных родительской опеки; но и те, и другие молодые люди не чув-
ствуют себя нуждающимися в жалости.

74
Экзогамия и эндогамия. Каждое общество ограничивает выбор
партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне опре-
деленной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В на-
шем обществе такое ограничение применяется для избежания кро-
восмесительных связей. Так, нравственные нормы запрещают нам
жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близ-
ких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать суп-
руга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.
На практике встречаются также противоположные требования,
когда выбор партнера в браке возможен лишь в пределах своей груп-
пы. Такой культурный образец называется эндогамией. Клановая,
деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в
примитивных обществах. В современных обществах широко распро-
странена расовая эндогамия или эндогамия сословная (когда запре-
щается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в
чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем
эндогамных браков поддерживается их закрытость.
Моногамия и полигамия. Для россиян, англичан или американ-
цев существует только один вид цивилизованной формы супруже-
ства – моногамия, т. е. брак одного мужчины с одной женщиной (в
одно время). Однако в развитии большинства обществ практикова-
лась полигамия, т. е. формы брака, при которых существует более
одного партнера в супружестве. Теоретически возможны три фор-
мы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколько
мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой
в брачных отношениях. Еще сравнительно недавно эта форма бра-
ка была широко распространена. Она существует и сейчас, напри-
мер, на Маркизских островах. Очень редкой формой полигамного
брака является полиандрия, когда одна женщина имеет несколько
мужей. Одним из таких редких примеров служат некоторые обще-
ства Южной Индии и Тибета. Здесь считается нормальным, когда
женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех бра-
тьев своего мужа и они живут вместе. Полиандрия в семьях Южной
Индии стала понятной, когда в результате анализа демографической
ситуации выяснилось, что в этих регионах мужское население значи-
тельно превосходит по своей численности женское.
Наиболее распространенной формой полигамного брака является
полигиния, или многоженство. Мнение представителей современной
75
Европы и Северной Америки о многоженстве также в значительной
степени этноцентрично. Многие в нашем обществе, например, счи-
тают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации
женщины, превращению ее в рабыню. Это считается неслыханной
жестокостью и вызывает возмущение (возможно, такое чувство на-
веяно некоторыми фильмами о восточных владыках). Однако фак-
ты говорят об обратном. Трудно сказать, в каком обществе женщи-
на имеет более высокий статус – в обществе с полигамной или мо-
ногамной формой брака. Во-первых, даже в обществах, где широко
распространена полигамная семья, браки обычно являются моно-
гамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким стату-
сом могут позволить себе иметь более одной жены. Во-вторых, обя-
занности между женами четко распределены, а первая жена очень
часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех
жен и достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не же-
лают для себя другой доли.
11.5. Функции семьи
Семья во всех обществах развивается как институциональная
структура, целью которой является решение определенных соци-
альных задач. Какие же задачи решает семья? Каковы ее функ-
ции как основного социального института?
Функция сексуального регулирования. Семья – это главный
социальный институт, через который общество упорядочивает, на-
правляет и регулирует естественные сексуальные потребности
людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет аль-
тернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей.
Несмотря на то что существуют определенные нормы супружес-
кой верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих
норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной куль-
туры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуаль-
ные связи супругов вне семьи.
Особенно наглядно различие норм сексуального поведения про-
является в отношении добрачного сексуального опыта молодых
людей. Во многих современных обществах вступление в брак дев-
ственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексу-
альные связи – служащими подготовкой к браку. С другой сторо-
ны, в так называемых патриархальных семьях добрачный сексу-
76
альный опыт строго запрещается (по крайней мере в отношении
женщин).
Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого обще-
ства воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно,
чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии
имели способность к обучению и социализации. Вместе с тем важным
условием существования общества является регулирование рождае-
мости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов.
Семья – это основной институт, ответственный за воспроизводство
новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило,
социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института
семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.
Функция социализации. Несмотря на большое число институ-
тов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом
процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется прежде всего
тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация
индивида, закладываются основы его формирования как личности.
Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении
воспитания детей, однако все попытки социализации вне института
семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Со-
ветском Союзе были созданы специализированные программы об-
щественного воспитания детей, с тем чтобы женщины могли уча-
ствовать в трудовом процессе. Однако этот эксперимент не получил
широкого распространения. В настоящее время в нашем обществе
пытаются совместить усилия образовательных институтов и инсти-
тута семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему
удерживает первенство в социализации индивидов. В современном
Израиле дети в кибуцах (кооперативных фермах) воспитываются и
общих коттеджах и находятся под присмотром специальных воспи-
тателей, в то время как их матери выполняют различные работы в
тех же кибуцах. Родители обычно проводят с детьми около двух ча-
сов в день и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревате-
лей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много
противников. Правда, так воспитывается лишь незначительное чис-
ло детей Израиля.
Эти редкие исключения, пожалуй, только подчеркивают первосте-
пенное значение семьи для социализации детей. Семья для ребенка
является первичной группой, именно с нее начинается развитие лично-
77
сти. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у лич-
ности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образ-
цы поведения. Главным способом семейной социализации является
копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Труд-
ности социализации возникают в том случае, если ребенок ориенти-
руется на неудачные образцы поведения родителей, которые прихо-
дят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При
этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или
отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других пер-
вичных группах приемлемые модели поведения.
Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным

<<

стр. 2
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>