<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

потребностям человека относится, в частности, интимное общение.
Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и пове-
денческих трудностей в общении и даже физических болезнях явля-
ется отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в
первичной группе, и, прежде всего, в семье. Огромное количество
данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и дру-
гие негативные отклонения намного чаще происходит у тех, кто в
детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детс-
ких домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени под-
вержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышением
смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность
людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональ-
ном выражении чувств близким людям является жизненно необходи-
мым элементом существования. Благодаря своей структуре и каче-
ствам, семья служит самым важным источником эмоционального
удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют
людям такую возможность.
Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье,
получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к стату-
сам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важ-
ным для личности статусам, как национальность, место в городс-
кой или сельской культуре и др. В классовых обществах принад-
лежность семьи к определенному социальному слою предоставля-
ет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого
слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его даль-
нейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться бла-
годаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но

78
начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья дол-
жна обязательно осуществлять ролевую подготовку ребенка к ста-
тусам, близким к статусам его родителей и родственников, приви-
вая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.
Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуще-
ствляет в разной степени физическую, экономическую и психологи-
ческую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая ин-
тересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью,
члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В боль-
шинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены
его семьи.
Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяй-
ства, когда все они работают, как одна команда, способствует фор-
мированию крепких экономических связей между ними. Можно ска-
зать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую
ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную
помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него воз-
никают экономические трудности.
Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соот-
ношение и удельный вес могут быть различными.
Исследование проблем, связанных с семьей, приобретает все
большее значение как в теоретическом, так и в практическом, жиз-
ненном плане. Известно, что нестабильность брака и семьи, прояв-
ляющаяся в росте числа разводов, характерна практически для всех
развитых стран мира. Это объясняется влиянием урбанизации и
вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией жен-
щин, научно-технической революцией, причинами социально-эконо-
мического, культурного, этнического, религиозного характера. В
настоящее время институт семьи переживает трудные времена.
Отпали многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономи-
ческая зависимость женщины от супруга, юридический, религиоз-
ный, моральный запрет или осуждение разводов. В этих условиях
определяющее значение для стабильности брака приобретают внут-
ренние факторы, присущие семье. Многочисленные социологичес-
кие исследования показывают: в основе развода в подавляющем
большинстве случаев лежит конфликт между супругами, достиг-
ший такой степени, что разрешить его можно только путем растор-
жения брака.
79
11.6. Уровни супружеских взаимоотношений
Выделяются несколько уровней супружеских взаимоотношений,
на которых могут происходить конфликты.
1. Психофизиологический уровень. Здесь дисгармония проявля-
ется в нарушении сексуальной жизни. В целом, явление это встреча-
ется довольно часто, однако как основную причину решения о разво-
де его отмечают лишь немногие.
2. Психологический уровень. В семье создается нездоровый кли-
мат, проявляющийся в постоянных ссорах, взаимных придирках, раз-
дражительности, которая зачастую вымещается на детях.
3. Социально-ролевой уровень. Симптомы нарушения стабиль-
ности этого уровня – неправильное, неравномерное распределение се-
мейно-бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада.
4. Социокультурный (духовный) уровень. Здесь конфликты при-
обретают форму непонимания супругами друг друга, неуважения,
отсутствия интереса или неудовлетворенности общением с партне-
ром, непринятия его жизненных ценностей, идеалов.
Причины, вызывающие конфликт на том, или ином уровне, мо-
гут быть самыми разнообразными. Но по времени возникновения
их можно разделить на две большие группы. Это причины, возни-
кающие непосредственно во время брака, во время совместной
жизни и общего ведения хозяйства, и причины, которые объектив-
но существовали до момента создания семьи. Последнюю группу
причин называют факторами риска, так как наличие их в период
добрачного знакомства уже таит в себе опасность будущего раз-
вода. Факторы риска связаны как с личностью человека, его про-
исхождением, воспитанием, так и с условиями заключения брака.
К факторам риска относятся:
большая разница в образовании и в возрасте между супругами
(особенно если намного старше женщина);
склонность к алкоголизму одного из супругов;
легкомысленное отношение к браку, семье вообще;
слишком ранний возраст вступления в брак;
вероятность скорого рождения ребенка;
слишком малый срок знакомства;
резкое несогласие родителей на заключение брака;
брак по принуждению, без взаимного согласия.

80
Эти факторы дают о себе знать буквально в первые годы совме-
стной жизни и во многом обуславливают то обстоятельство, что бо-
лее трети разводов приходится на семьи, имеющие стаж совместной
жизни от одного до трех лет.
Результаты опросов показывают, что значительная часть моло-
дых людей (около 1/3) вступали в брак на основе мотивов, лежащих
вне семейной сферы: желание уйти из родительского дома, совер-
шить ответственный самостоятельный шаг, отомстить кому-либо или
просто за компанию с другом. Естественно, что такое поверхност-
ное, несерьезное отношение к браку, отсутствие соответствующей
мотивации приводит к тому, что перед супругами не встают задачи
самоопределения семьи, выяснения супружеских ролей, внутрисемей-
ного статуса каждого из них, их общих целей.
Каждый седьмой брак, заключенный в первой половине 80-х го-
дов, – это брак между супругами, возраст каждого из которых не
превышает 20 лет. В данном случае проявляется чаще всего психо-
логическая неготовность к браку. Молодые семьи, как правило, не
отделены от родителей и материально целиком от них зависят. В по-
добной ситуации встают такие проблемы, как обеспечение самосто-
ятельности молодой семьи, лидерства в ней (зачастую на эту роль
претендует кто-либо из родителей супругов), проблема взаимоотно-
шений между членами молодой семьи и живущими с ними родителя-
ми, которые могут сложиться неблагоприятно и осложнить неизбеж-
ные в этом случае супружеские конфликты.
В России средний возраст впервые вступающих в брак вообще
ниже, чем в Европе и США. Он составляет 21, 27 лет для женщин и
23 года для мужчин. В Западной Европе соответствующие показате-
ли – 25, 27 и 28, 24. Это связано в первую очередь со спецификой
западной системы образования. Причем тенденции к повышению
возраста вступления в брак (так называемое взросление браков) у
нас пока не наблюдается.
Среди причин разводов встречается такая, как разочарование в парт-
нере и утрата на основе этого первоначального чувства любви. Эта опас-
ность подстерегает в первую очередь тех супругов, срок знакомства
которых до свадьбы был непродолжителен (от трех до шести месяцев).
Таким образом, мы видим, что ряд факторов, отрицательно влия-
ющих на прочность брака, может быть выделен еще до создания
семейного очага.
81
11.7. Развод
Что делать в том случае, когда супруги не могут по разным причи-
нам нормально существовать совместно? Сменить партнера по браку
мешает совместная собственность, общие дети. Кроме того, обще-
ству невыгодна любая нестабильность института семьи. Поэтому прак-
тически в каждом обществе существуют определенные правила и за-
коны, затрудняющие развод или дающие привилегии одной из сторон.
Есть, правда, отдельные общества, где в случае затруднений в совме-
стной жизни муж просто собирается и уходит, а жена через определен-
ное время выставляет его вещи за дверь. Однако это редкое исключе-
ние; большинство же обществ стремится сделать развод весьма бо-
лезненной операцией. Особенно это касается тех обществ, где партнер
по браку выбирается родителями. Очень часто в тех обществах, где
большое значение имеет родственная семья, воспитание ребенка в
случае развода частично берут на себя братья, сестры, дяди или тети.
В нашем обществе с сильным акцентом на индивидуальную любовь
при выборе партнера и ярко выраженном приоритете нуклеарной се-
мьи развод чаще всего влечет за собой трагические последствия, как
для детей, так и для взрослых.
Однако большая часть разводов происходит, разумеется, из-за
причин, возникающих (складывающихся) непосредственно в резуль-
тате совместной жизни.
Наибольшее число расторгнутых браков приходится на возраст
25–30 лет, когда супруги становятся достаточно самостоятельными
в материальном плане, успели неплохо узнать недостатки друг друга
и убедиться в невозможности жить вместе. В то же время они дос-
таточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь
детей. Также большое количество разводов приходится на возраст
около 40 лет. Это связано с тем, что дети выросли и нет необходимо-
сти сохранять семью ради них, а у одного из супругов фактически
имеется другая семья.
Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супру-
жеской жизни. Наличие в семье детей прямым образом влияет на
прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей бо-
лее трех, процент разводов много ниже среднего уровня.
Причины, которые указываются как ведущие при разводе, можно
сгруппировать в три блока:

82
1. Бытовые (жилищные условия, неумение или нежелание одного
из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспечен-
ность, вынужденное раздельное проживание).
2. Межличностные конфликты (утрата чувства любви и привязан-
ности, грубость, разные взгляды на жизнь, болезнь одного из супру-
гов, ревность, мнительность). В этом блоке главным фактором явля-
ются грубость и неуважение супругов друг к другу. Для женщин-ини-
циаторов развода эти причины чаще всего оказываются связанными
с алкоголизмом супруга, откуда и проистекает грубость, побои, ос-
корбления, угрозы и т. д. Для мужчин же, как правило, грубость жены
имеет принципиально другое содержание. Это прежде всего неува-
жение к мужу, неверие в его способности, нежелание считаться с его
интересами, пренебрежение к производственным (профессиональным)
успехам и неудачам, попреки, мелочная опека, нелюбовь к друзьям
мужа и пр. С этим тесно смыкается такой фактор, как различие взгля-
дов на жизнь – так называемое несходство характеров. Оно имеет
гораздо большее значение для мужчин, чем для женщин.
3. Внешние факторы (измена, появление новой семьи или нового
чувства у инициатора развода, вмешательство родителей и других лиц).
Конечно, все три группы факторов тесно переплетаются друг с
другом. Так, измена может быть следствием невнимания, грубости,
а грубость – результатом хозяйственных неурядиц и т. п.
Разные люди по-разному переживают распад своей семьи. По
оценкам многих российских и зарубежных социологов, весьма рас-
пространенными последствиями разводов являются снижение тру-
довой активности, высокая вероятность нервных стрессов, психи-
ческих расстройств. Для общества особенно тягостно, что ослаб-
ляется влияние родителей на воспитание детей и дети становятся
предметом серьезных конфликтов между разводящимися супру-
гами, причем зачастую такие конфликты выходят далеко за рамки
предразводной и разводной стадий и продолжаются в течение мно-
гих лет.
Итак, нестабильность брака создает острые проблемы как для
тех, кто хочет создать семью, так и для тех, чья семья оказалась
разрушенной. Вместе с тем развод нельзя рассматривать как всеце-
ло отрицательное явление, так как свобода расторжения брака – одно
из средств обеспечения социальной справедливости в семейно-брач-
ных отношениях, средство сохранения их моральных устоев. Прин-
83
ципиально неверны как злоупотребление свободой развода, так и
огульно негативный подход к разводам независимо от индивидуаль-
ной ситуации.
Вместе с тем существенную роль в профилактике разводов могут
сыграть службы семьи (об эффективности их работы в Москве гово-
рит тот факт, что 2/З супружеских пар, бывших на грани развода и
обратившихся к специалистам, изменили свое решение и сумели уре-
гулировать семейные отношения), улучшение организации бытового
обслуживания, решение жилищной проблемы.
Таким образом, можно выделить три основные «горячие точки» в
современных семейно-брачных отношениях. Это проблема стабиль-
ности семьи, проблема рождаемости и проблема напряженности в
сфере быта. Но даже высокий уровень разводов не означает распада
брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья при-
знается безусловной ценностью всеми возрастными категориями.
Речь идет только о качестве семейных отношений, к которым люди
предъявляют все более высокие требования.
Тест к теме «Социология семьи»
1. Назовите формы организации семьи из приведенных ниже и дай-
те свое определение
А – супружеская.
Б – нуклеарная.
В – дружеская.
Г – соседская.
Д – родственная.
2. Какие из приведенных типов семьи Вам представляются ре-
ально существующими?
А – традиционная или партиархальная.
В – нетрадиционная.
В – харизматическая.
Г – легальная.
Д – эгалитарная.
3. Формы брака и их особенность. (Поясните особенность отме-
ченных Вами форм брака)
А – моногамия.
Б – полигамия.

84
В – полиандрия.
Г – полигиния.
Д – бикарьерный брак.
Е – брак по любви.
Ж – брак по расчету.
4. Какие из перечисленных функций принадлежат семье и в чем
их особенность?
А – функция социализации.
Б – коммуникативная функция.
В – функция сексуального регулирования.
Г – репродуктивны функция.
Д – функция эмоционального удовлетворения.
Е – статусная функция.
Ж – защитная функция.
З – экономическая функция.
5. Кто является по Вашему мнению главой семьи?
А – муж.
Б – теща.
В – жена.
Г – свекровь.
6. Причинами развода являются:
А – бытовые проблемы.
Б – сексуальная несовместимость.
В – жилищные проблемы.
Г – уровень интеллекта супругов.
Д – разность возраста супругов.
Е – все выше перечисленное.
Примечание. Приведите пример в качестве подтверждении Ваше-
го вывода.




85
12. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Когда мы говорим о предмете социологии, то обнаруживаем
тесную связь трех фундаментальных понятий социологии – соци-
альной структуры, социального состава и социальной стратифика-
ции.
Социальную структуру можно выразить через совокупность ста-
тусов. Она располагается как бы в горизонтальной плоскости и
создается общественным разделением труда. Статусы в социаль-
ной структуре равны и связаны друг с другом функционально. Если
же заполнить условно понятия статусы людьми, то мы получим
большую социальную группу. В этом случае совокупность стату-
сов дает нам новое понятие – социальный состав населения.
Социальный состав превращается в социальную стратификацию
как совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных
слоев, в частности, бедных, зажиточных и богатых. Стратификация
– это определенным образом «ориентированный» состав населения.
Социальная структура, как пишет А. И. Кравченко, возникает по
поводу общественного разделения труда, а социальная стратифи-
кация – по поводу общественного распределения результатов тру-
да, т. е. социальных благ. Поскольку распределение всегда неравно,
то возникает расположение социальных слоев по критерию нера-
венства доступа к власти, богатству, образованию и престижу.
Понятие стратификация означает (stratum – слой и facio – де-
лаю) пришло в социологию из геологии, оно обозначает расположе-
ние пластов различных пород по вертикали. Каждый пласт состоит
из однородных элементов. Так и страта – она включает людей, име-
ющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж.
Социальное вхождение претерпело известную историческую эво-
люцию. В первобытном обществе неравенство было незначитель-
ным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. С зарож-
дением рабовладельческого строя наблюдается усиление страти-
фикации.

86
Рабство – форма максимально жесткого закрепления людей в
непривилегированных стратах.
Касты – пожизненное закрепление индивида за своей (но необяза-
тельно непривилегированной) стратой.
Сословие подразумевает юридическое прикрепление к страте.
В истории развития общества на смену сословиям пришли клас-
сы, которые понимаются как исторически сложившиеся группы лю-
дей, характеризующиеся по отношению к средствам производства,
по месту в системе производства и по уровню материальных богатств,
которыми они располагают.
Касты в течение многих веков определяла прежде всего профес-
сия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни
десятков поколений. Возникли касты в то время, когда не было еще
городов или они еще только зарождались. В небольшой деревне жил
один горшечник и один кузнец. Там, где поселения были больше, можно
было найти целые кварталы горшечников и других ремесленников.
Каждый ремесленник или брахман обслуживал определенный круг
семей. Незримая нить взаимной поруки связывала семьи обслужи-
ваемых с семьями обслуживающих. Ни та, ни другая сторона не могла
беспричинно порвать ее и вступить в деловые отношения с другими
семьями. Если такое случалось, то сразу вмешивался кастовый пан-
чаят – выборное правление касты – и привлекал виновных к самой
строгой ответственности.
Каждая каста живет в соответствии со своей драхмой– тем сво-
дом предписаний и запретов, которые определяют нормы поведения
каждого человека, регулируют его поступки и даже чувства. Человек
вырастает в сознании абсолютной нерушимости законов драхмы.
Свыше двух тысяч каст существует в Индии, отмечает Н. Р. Гу-
сев, и каждая каста имеет свои особенности. Например, высокие не
должны общаться с низкими: ни есть вместе, ни пить из их рук, ни
курить вместе, ни смотреть на их женщин, ни разрешать своим де-
тям играть с их детьми.
Даже тип одежды говорит о принадлежности человека к опреде-
ленной касте. Одни обертывают бедра широкой полосой ткани, нис-
падающей до лодыжек, у других она не должна прикрывать колени.
Женщины одних каст могут драпировать свое тело в полосу ткани не
меньше девяти метров, тогда как для других женщин предел – пять
метров. Одни могут пользоваться зонтом, другие таких привилегий
87
не имеют. Касты отличаются даже жилищем, посудой и поэтому
выдать себя за члена другой касты довольно трудно, и к тому же
наказуемо. Самым страшным наказанием было в Индии быть из-
гнанным из касты. Такие люди становились отверженными и не име-
ли права общаться с другими. Изгнанников называли неприкасаемы-
ми. Их не принимали в другие касты и с ними никто не общался, их
лишали права пользоваться общим колодцем, деревенским прудом,
храмом.
Так существовал и функционировал в Индии кастовый строй –
основа основ жизни ее общества. С приходом капиталистической си-
стемы незыблемость кастового деления была нарушена и рынок пе-
рестал считаться с кастовой принадлежностью поставщиков това-
ров. Вместе с тем капитализм внес новое явление в деление людей
на классы. Касты стали на путь укрепления межкастовых отноше-
ний, видовых связей, связей между близкими по профессии людьми,
группами.
Совсем иную картину сословного деления можно наблюдать в ис-
тории развития России. Характерная черта сословий – наличие соци-
альных символов или знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Если
классы и касты не имели государственных отличительных знаков,
хотя выделялись одеждой, украшением, нормами и правилами пове-
дения, то в феодальном обществе государство присваивало отличи-
тельные символы главному сословию – дворянству. Что же это за
символы?
Титулы – это установленные законом словесные обозначения слу-
жебного или сословно-родового положения их обитателей, кратко
определявшие их правовой статус. В России в ХIХ веке существо-
вали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф
и т. д.
Мундиры были отличительной формой в соответствии с титулами.
Ордена – вещественные знаки отличия, почетные награды, до-
полнявшие титулы и мундиры.
Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин –
ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или
придворного) До Петра I понятие «чин» обозначало любую долж-
ность, почетное звание, общественное положение человека. 24 янва-
ря 1722 года Петром I в России была введена новая система титу-
лов, правовой основой для которой послужила система «Табель о
88
рангах».Такая система предусматривала три основных рода служ-
бы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая из них делилась на
14 рангов или классов.
Государственная служба строилась по принципу, согласно которо-
му служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх цели-
ком, начиная с выслуги низшего классового чина. В каждом классе
надо было прослужить 3–4 года. Класс означал ранг должности. Ранг
без должности получил название чина или классового чина, а за его
обладателем закрепилось название «чиновник».
Чин давал право на замещение должностей государственной служ-
бы и являлся показателем выслуги лет, старшинства. Исполнение
государственной службы возможно лишь в том случае, если чинов-
ник имел статус дворянина. Преимущественное право предостав-
лялось потомственным дворянам.
Оба типа дворянства – поместное и служилое – являлись потом-
ственными: дворянское звание передавалось жене, детям и даль-
ним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приоб-
ретали сословный статус мужа.( Более подробно см. Л. Е. Шепе-
лев. Титулы, мундиры. Ордена. М., 1991).
До ХVIII века в России существовал только княжеский титул.
Обозначавший принадлежность к роду. При Петре I впервые введе-
ны были родовые титулы западных государств: граф, барон. Родо-
вые титулы могли быть пожалованными и полученными по наслед-
ству. Высшей степенью княжеского титула был титул великого князя,
который принадлежал только членам императорской фамилии. Вели-
кий князь – наследник престола (обычно это старший сын императо-
ра) имел еще титул «цесаревич».
Интересную теорию стратификации, на наш взгляд, представил
известный ученый – исследователь Питирим Сорокин (1889–1968),
которому принадлежит мировая слава в области социологии. Он рас-
сматривал мир как социальную вселенную, т. е. некое пространство,
заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и от-
ношениями людей. В такой социальной вселенной Сорокин выделя-
ет три разновидности социальной стратификации: экономическую,
политическую и профессиональную. Социальная стратификация, в
целом, описывает расслоение людей на классы и иерархические ран-
ги. Ее основа – неравномерное распределение прав и привилегий, от-
ветственности и обязанностей, власти и влияния. Сорокин выделяет
89
экономическую диверсификацию – разность экономических стату-
сов, политическую диверсификацию – разность иерархических ран-
гов. И профессиональную диверсификацию – разделение населения
по родам деятельности, занятиям и профессиям.
Для экономической стратификации показательны, по мнению Со-
рокина, два явления, которые он называет флуктуациями.
1. Обогащение и обеднение группы либо общества.
2. Уменьшение и увеличение высоты экономической пирамиды.
Исходя из огромного статистического материала. Сорокин дока-
зывает , что нет семьи, деревни, города и даже страны, которые бы
год от года становились богаче или беднее. В истории не существует
никакой устойчивой тенденции. В развитии любого общества перио-
ды обогащения сменяются периодами обеднения. Бесцельные колеба-
ния (флуктуации) совершаются циклически: за обогащением следует
обнищание. Сорокин даже выделяет мелкие циклы – 3–5 лет, 7– 8 лет,
10–12 лет, а крупные – 40–60 лет. Такая теория П. Сорокина в какой-
то мере опровергает идеи прогресса человечества – постоянное улуч-
шение экономического положения.
На основании этого можно сделать определенный вывод о том,
что периодические флуктуации происходят в течении 50–100 лет. Точ-
но также колеблются и мировые цены в истории развития человече-
ства, что способствует перераспределению национального дохода в
пользу того или иного класса.
В обществе, основанном на частной собственности, нет социальных
потрясений. Его пирамида не слишком высока, но и не слишком низ-
ка, – пишет Сорокин. Как только уничтожается частная собствен-
ность, общество входит в полосу социальных потрясений. Так было
в 1917 году, когда большевики ликвидировали богатых как класс
и сократили разницу между самой высокой и самой низкой зарп-
латой, доведя ее до соотношения 175–100. Экономическая пира-
мида стала совсем плоской. Хотя подобные случаи в истории еди-
ничны, они служат предвестием грядущей катастрофы, после кото-
рой общество стремится восстановить нормальную форму распре-
деления доходов.
В коммунистической России мы наблюдали подобное, когда по-
явились богатые и бедные, средние и нищие. По мнению П. Сороки-
на, человечество должно усвоить простую истину: либо плоская пи-
рамида всеобщего равенства, либо преуспевающее общество с не-
90
избежным неравенством; третьего не дано. (более подробно см.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.)
Несколько иная точка зрения в отношении проблемы стратифика-
ции высказывается М. Вебером, по мнению которого классы не яв-
ляются сообществами. Они представляют чаще всего только воз-
можную основу совместных действий. В этом случае мы вправе,
следуя Веберу, говорить о классах, когда:
А – некоторое множество людей объединено специфическим при-
чинным компонентом, касающимся их жизненных шансов;
Б – такой компонент представлен исключительно только эконо-
мическими интересами в приобретении товаров или в получении
дохода;
В – этот компонент обусловлен ситуацией, складывающейся на
рынке товаров или рынке труда.
В таком случае, следуя Веберу, можно выделить следующие типы
классов:
1. Класс как класс «собственников», в котором классовый статус
индивидов детерминирован прежде всего дифференциацией разме-
ров владений.
2. Класс как «стяжательный класс», в котором классовая ситуа-
ция индивидов детерминирована прежде всего их возможностями эк-
сплуатировать услуги на рынке.
3. Класс как «социальный класс», структура которого состоит
из разнообразного множества классовых статусов, между кото-
рыми наблюдается как типичный факт взаимное изменение инди-
видов, происходящее на персональной основе или в рамках несколь-
ких поколений.
На базе любого из этих трех типов классовых статусов могут возни-
кать и развиваться ассоциативные отношения между теми, кто разделя-
ет одни и те же классовые интересы, например, корпоративный класс.
Кроме этого, М. Вебер выделяет позитивно-привилегированный
класс (способный контролировать и монополизировать производство
и приобретение товаров), негативно-привилегированный класс (кото-
рый сам не владеет монополией и принадлежит к классу должников)
и средний, владеющий всеми видами собственности, или обладаю-
щий конкурентоспособностью на рынке труда.
Что касается понятия социальная «страта», то у Вебера – это
множество людей внутри большой группы, обладающих определен-
91
ным видом и уровнем престижа, полученного благодаря своей пози-
ции. Каждый четко установленный случай присвоения способностей
и возможностей, особенно лицами, осуществляющими власть, ведет
к развитию различающихся между собой страт. В свою очередь, раз-
витие страт ведет к монополистическому присвоению управленчес-
кой власти и соответствующих экономических преимуществ.
Тест к теме «Социальная стратификация»
1. Что по Вашему мнению можно отнести к понятию «раб»:
А – нищий.
Б – неимущий.
В – зависимый от другого.
Г – бесправный.
Д – все вышеназванное.
2. Исходя из прочитанной темы, дайте собственное определение
понятиям: « каста», «сословие», «флуктуация».
3. Назовите общие признаки классов: «класс собственников», «со-
циальный класс», «стяжательный класс».
Тест. «Мужчина! Знай свое место!»
Этот тест поможет женатым мужчинам лучше понять свое мес-
то в семье, а тем, кто не успел жениться, можно представить себя
женатым и проверить (предположить) свое место в семье будущего.
1. Готовите ли вы завтрак?
Да – 3 очка. Нет – 1 очко.
2. Случается ли, что вы хлопочите у плиты в выходные дни?
Да – 3 очка. Нет – 1 очко.
3. Помогаете ли вы своей жене закупать продукты в субботу
или воскресенье?
Да – 3 очка. Иногда – 2 очка. Нет – 1 очко.
4. Входит ли в ваши обязанности обеспечить семью картошкой?
Да – 3 очка. Иногда – 2 очка. Нет – 1 очко.
5. Делаете ли вы генеральную уборку вместе с женой?
Да – 3 очка. Иногда – 2 очка. Нет – 1 очко.
6. А вы снабдили кухню приборами, облегчающими домашний
труд?

92
Да – 3 очка. Нет – 1 очко.
7. Ходите ли вы на родительское собрание (в школу или детский
сад)?
Да – 3 очка. Нет – 1 очко.
8. Можете ли вы заменить перегоревшие электропробки?
Да – 3 очка. Нет – 1 очко.
9. Раздражает ли вас, когда жена отправляется по своим делам, а
вы готовите дома, убираете, занимаетесь домашним хозяйством?
Да – 1 очко. Иногда – 2 очка. Нет – 3 очка.
10.Сердитесь ли вы когда жена возвращается поздно с работы?
Да – 1 очко. Нет – 3 очка.
А теперь подсчитаем баллы.
От 26 до 30. Вашей жене повезло. Вы незаменимы в домашних
хлопотах. Ваши усилия будут вознаграждены хорошим настроением
и благодарностью жены.
От 16 до 26. Пока ваш вклад в домашнее хозяйство не очень
велик. Приглядитесь внимательно к тому, что делает ваша жена. Вы
увидите, сколько дел вы могли бы взять на свои плечи.
От 10 до 15. Вы практически не помогаете своей жене занимать-
ся домашним хозяйством. Ведете себя не как любящий муж, а как
клиент фирмы бытовых услуг под названием «Супруга».
2. Тест-задание
Ответьте на поставленные вопросы: Какие бывают отношения?
А. Социальные?
Б. Интимные?
В. Дружеские?
Г. Доверительные?
Д. Семейные?
Е. «Шкурные?»
Поставьте вместо вопросов виды, типы, формы отношений,
встречающихся в человеческом обществе, не важно, на каком
уровне они существуют – на макро- или на микроуровне. Пользуй-
тесь своим жизненным опытом, справочной литературой, подсказ-
кой старших.



93
3. Тест. «Командовать или подчиняться»?
Кто вы капитан или рядовой? Попробуйте определить это с помо-
щью предложенного теста.
1. Дружба для вас:
А – сотрудничество. Б – поддержка. В – альтруизм.
2. Настоящий художник (артист) должен прежде всего обладать:
А – талантом. Б – решимостью. В – подготовкой.
3. На вечеринке вы чаще всего чувствуете себя:
А – «петушком». Б – «курицей». В – «цыпленком».
4. Если бы вы были геометрической фигурой, то были бы:
А – цилиндром. Б – сферой. В – кубом.
5. Когда вам нравится противоположный пол, то вы:
А – делаете первый шаг. Б – ждете пока он (она) сделает первый
шаг. В – делаете, но мелкие шаги.
6. Представьте, что вы сталкиваетесь с неожиданностью в жиз-
ни (например, нестандартная ситуация за рулем машины); что вы
обычно делаете:
А – торможу, причем резко. Б – прибавляю скорость. Д – те-
ряюсь.
7. Если вам приходится говорить на публику, то вы чаще всего
чувствуете, что вас:
А – слушают. Б – критикуют. В – смущаетесь.
8. В экспедицию лучше всего по Вашему мнению брать товари-
щей: А – крепких. Б – умных. В – опытных.
9. Скажем правду. Золушка была:
А – несчастная девочка. Б – хитрюга-карьеристка. В – брюзга.
10.Как бы вы определили свою жизнь?
А – партия в шахматы. Б – матч бокса. В – игра в покер.

Теперь подсчитайте очки согласно таблице:




94
Вопрос А Б В

1 3 2 1

2 3 2 1

3 3 2 1

4 1 3 2

5 3 2 1

6 3 2 1

7 3 2 1

8 3 2 1

9 1 3 2

10 2 1 3


И Т О Г О:
Если вы набрали больше 16-ти, то в жизни вы простой рядовой.
Вы слишком уважаете других и поэтому неспособны командовать
и успешно конкурировать. Возможно ваша позиция для вас – это
очень удобное место в жизни – так спокойнее.
Если вы набрали от 17 до 23 очков, то вы младший офицер.
Это довольно неловкое положение между молотом и наковальней.
Вы – немножко руководитель, немножко – командующий и немнож-
ко – войско.
Если вы набрали от 24 и выше, то вы – генерал. С детских лет вы
всегда в числе первых предлагали свои услуги, когда речь шла об
общественных делах, не так ли? Если вы не боитесь работы, то этот
дар может поднять вас довольно высоко. В жизни вас считают пре-
красным советчиком и вы всегда в центре внимания на вечеринках.




95
Словарь трудных терминов
Аскетизм – (от греч. aскетес) ограничение и подавление чув-
ственных желаний, сознательное воздержание как система фи-
лософских убеждений.
Аутсайдер – (от англ. aутсидер – посторонний) отстающий, са-
мый неавторитетный в группе.
Аномалия – (от греч. аномалия) отклонение от общей законо-
мерности, неправильность, негативная сторона социального явления.
«Белые воротнички» – служащие, работники преимуществен-
но умственного труда.
Блокирование – препятствие чему-либо, задержка, непропус-
кание.
Бизнес-элита – высшая прослойка класса бизнесменов.
Варьировать – (от лат. вариантис – изменяющийся) изменение
значения признака, величины.
Вассал – (от позднелат. слуга) в средневековой Европе феодал,
находящийся в зависимости от другого феодала, которого в этом слу-
чае называли сеньором.
Вторичная группа – обозначение всех больших социальных
групп и социальных организаций, где отношения между людьми но-
сят служебный характер.
Выборочная совокупность – множество людей, которых опра-
шивает социолог.
Гедонизм – (от греч. гедоне – удовольствие) в Древней Греции
система философских представлений о том, что наслаждение высту-
пает высшей целью и основным мотивом человеческого поведения.
Гипертрофированный – преувеличенный.
Деградация – постепенное ухудшение, снижение или утрата по-
ложительных качеств.
Девиация – (от лат. девиацио – отклонение) отклонение в пове-
дении человека от принятых норм.
Делинквентность – (от лат. делингуенс – совершающий про-
ступок) в социологии и юриспруденции обозначение противоправ-
ных действий, повлекших определенные формы наказания, вплоть
до уголовных статей.
Дипривация – лишение или недостаточность условий, необходи-
мых для нормальной жизни.
96
Десоциализация – разобучивание, утрата прежних навыков и
манеры поведения.
Деструктивный – (от лат. деструкцио – нарушение) разруша-
ющий нормальную структуру чего-либо.
Диада – малая группа, состоящая из двух человек.
Дисфункциональный – противоречащий или нарушающий ос-
новные функции (цели) организации.
Иерархия – (от греч. хиерархия) расположение частей элемен-
тов целого в порядке от низшего к высшему.
Инициация – (от лат. инициацио – совершение таинств) обряд
посвящения подростков во взрослые.
Инноватика – новообразование, внедрение новшеств.
Институция – установление, обычай, порядок, принятый в обще-
стве.
Интеграция – объединение.
Интеракционизм – одно из главных направлений в зарубежной
социологии, сводящее сущность общества к межличностному взаи-
модействию.
Интеракция – (от англ. интеракцион) взаимодействие людей в
группе, обществе.
Иррациональный – неразумный, противоречащий разуму и ло-
гике.
Квазиобщество – обозначение мирового сообщества, которое по
многим признакам похоже на обычное общество.
Китч – дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная
на внешний эффект.
Конвекциональный – (от лат. конвенцио – договор) соглаше-
ние, сделка – общепринятый, покоящийся только на договоренности
между людьми, на условных правилах и ни на чем более.
Консонанс – (от фр. консонансе – созвучие – гармония) согласо-
ванность представлений, мыслей, эмоций.
Контент – (от лат. контент – содержание, анализ) в социологии
количественный анализ текстов газет или книг.
Конформистский – приспособленческий, согласующийся с дру-
гими.
Коррумпированный – продажный.
Латентный – (от лат. латенс) скрытый.

97
Мазохистский – самоистязающий, названо по имени австрийс-
кого писателя Л. Захер-Мазоха.
Манипулировать – (от лат. манипулос– пригоршня, горсть) пус-
каться в ухищрения, махинации, заставлять других делать то, что
полезно тебе.
Мобильность – (от лат. мобилис – подвижный) в социологии
перемещение людей из одной группы в другую, из одного общества в
другое.
Моногамия – (от греч. монос – один и гамос – брак – единобра-
чие) историческая норма брака и семьи, возникшая из парного брака
в эпоху распада первобытно-общинного строя.
Нарциссизм – любовь, влюбленное отношение к своему собствен-
ному «Я».
Неформальный – основанный на личных отношениях, неписа-
ных правилах.
Нигилизм – (от лат. нихил – ничто) отрицание общепринятых
ценностей и норм общественной жизни.
Нонконформизм – (от лат. нонконформист – несогласный) не-
согласие, инновативное приспособление.
Нуклеарная семья – (от лат. нуклеус – ядро) семья, состоящая
из родителей и детей, т.е. социального и биологического ядра, доста-
точного для воспроизводства потомства и общественных связей.
Остракизм – (от греч. остракисмос, остракон – черенок) в Древ-
ней Греции изгнание отдельных граждан из города по решению на-
родного собрания; гонение, преследование.
Панчаят – совет касты в Индии.
Патерналистский – (от лат. патер – отец) патернализм харак-
теризует попечительский, заботливо-отеческий, покровительственный
стиль отношения, особенно в менеджменте.
Пенитенциарная – (от лат. поенитенс – раскачивающийся) пре-
дупреждающая преступления исправительная система.
Петритизм – (от лат. петреат – уединение, отступление, уход)
отвержение культурных целей и институциональных средств, уход от
реального мира в свой мир (бродяги, хронические алкоголики, нарко-
маны, психически больные люди).
Первичная группа – в социологии описывает ближайшее окру-
жение человека.

98
Персонификация – (от лат. персона – личность) представле-
ние отвлеченных свойств и явлений в образе человека.
Плутократия – (от греч. плутос – богатство и кратос – сила)
власть – политическое господство богачей.
Полиандрия – (от греч. поли – много и андрос – муж) многому-
жество, редкая пережиточная форма группового брака, при которой
женщина имеет несколько мужей, обычно братьев.
Полигения – наоборот.
Промискуитет – беспорядочные половые сношения.
Протообщество – период человеческого стада.
Репрезентативность – свойство выборки отражать характери-
стики изучаемой (генеральной) совокупности.
Ресоциализация – переобучивание новым ролям и ценностям.
Рецептивный – передающий или принимающий возбуждение.
Роль – модель поведения, часть статуса.
Рудиментарное – (от лат. рудиментум – зачаток) первооснова;
остаточное, когда-то существовавшее, но теперь переставшее функ-
ционировать.
Санкция – (от лат. санкцио – строжайшее постановление) мера
положительного или отрицательного воздействия.
Социальная клаузула – (от лат. клаусула – заключение) закры-
тие социальной группы, ограничение доступа в ее ряды.
Социум – социальное окружение человека, общества, общение
на уровне разума.
Статус – социальная позиция, положение индивида в группе или
обществе.
Суверенность государства – выражается в том, что ему
принадлежит право официально представлять все общество в
целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обяза-
тельные к исполнению всеми членами общества, осуществлять
правосудие.
Суицид – самоубийство.
Тинейджер – юноша или девушка от 13 до 19 лет.
Триада – активное взаимодействие трех человек.
Триба – (от лат. трибус, трибуо – делю) племя.
Флуктуация – (от лат. флуктуацио – колебание) случайные от-
клонения от средних значений.

99
Фрустрация – (от лат. фустатио – неудача) тревожность, чув-
ство безысходности, подавленности.
Функция – предназначение, значение, выполняемая роль.
Целибат – (от лат. цаелебс – неженатый) обязательное безбра-
чие католического духовенства.
Экспектация – ожидание.
Эмпирический – опытный, основанный на фактах.
Этнический – кровнородственный.




100
Библиографический список
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психоло-
гические проблемы. М.: Наука, 1990. 245 с.
2. Андреев Г. И. Социальная психология. М.: Мир, 1989. 267 с.
3. Аром Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Наука,
1983. 324 с.
4. Берн. Э. Игры, в которые играют люди. М.: Лениздат, 1992. 400 с.
5. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс,
290 с.
6. Вятр Е. Социология политических отношений. М.: Мысль, 1979.
196 с.
7. Диллигентский Г. Г. В поисках смысла цели. М.: Мысль, 1986.
298 с.
8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1990.
450 с.
9. Дюркгейм Э. Социология и теория познания: Хрестоматия по
истории и психологии. М.: Мысль, 1980. 433 с.
10. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Мир,
1986. 422 с.
11. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Мысль,
1990. 344 с.
12. Коган Л. Н. Человек и его судьба. М.: Наука, 1988. 422 с.
13. Кравченко А. И. Основы социологии: Учеб. пособие. М.: Ло-
гос, 1988. 400 с.
14. Кравченко А. И. Социология: Хрестоматия. Екатеринбург: Де-
ловая книга, 1998. 356 с.
15. Левада В. А. Лекции по социологии. М.: Наука, 1969. 256 с.
16. Мескон М., Альберт М., Хндаури Ф. Основы менеджмента.
М.: Мысль, 1992. 256 с.
17. Пригожин Л. М. Нововведения: Стимулы и препятствия. М.:
Наука, 1983. 87 с.
18. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мысль, 1992.
422 с.
19. Маркович Д. Общая социология. Ростов-Дон: Изд-во Рост.
ун-та, 1993. 267 с.
20. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. М.: Мысль, 1983. 564 с.
21. Фром. Э. Бегство от свободы. М.: Мир, 1986. 466 с.

101
22. Ядов В. А. Социологические исследования: методология, про-
блемы, программа, методы. М.: Лениздат, 1987. 455 с.
23. Социология: Учебник для высших учебных заведений / Под
ред. проф. В. Н. Лавриненко. М.: Наука, 1998. 374 с.
24. Фролов С. С. Социология М.: Приор, 1999. 445 с.
25. Андрущенко В. П., Горлач Н. И. Социология: Наука об обще-
стве: Учеб. пособие для вузов / М-во образов. Украины. Ин-т восто-
коведения и междунар. отношений. Харьковский коллегиум / Под общ.
ред. В. П. Андрющенко, Н. Н. Горлача. Харьков, 1996. 686 с.




102
Содержание

Предисловие ..................................................................................... 3
1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ
СОЦИОЛОГИИ ........................................................................... 5
1.1. Предмет и объект познания социологии. Понятие
социального .................................................................... 5
1.2. Функции социологии ....................................................... 7
2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ............................................... 11
2.1 Понятие «социальный институт». Институционализация
общественной жизни ...................................................... 11
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И САМООРГАНИЗА-
ЦИИ .............................................................................................. 14
3.1. Основные черты социальной организации .................. 14
4. КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ...................... 16
4.1. Культура как объект социального познания ................ 16
4.2. Основные элементы культуры. Понятие и виды
субкультур ........................................................................ 18
5. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.......... 23
5.1. Социальные отношения и обмен ценностями ............. 23
6. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КАК ИСТОЧНИК САМО-
ДВИЖЕНИЯ ............................................................................... 26
6.1. Понятие социальной общности и ее разновидности...
Характерные черты массовых общностей .................. 26
6.2. Социальные группы – основная форма социальных
общностей. Виды социальных групп ........................... 27
6.3. Этнические общности .................................................... 28
7. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ .................................. 32
8. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕН-
НЫХ ОТНОШЕНИЙ ................................................................. 39
8.1. Понятие личности. Личность как субъект общест-
венных отношений. Взаимоотношение личности и
общества .......................................................................... 39
8.2. Ролевые теории личности. Социальный статус .......... 40
8.3. Формирование личности в процессе социализации.
Отклоняющееся поведение личности........................... 42
9. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ .................................................. 47
9.1. Причины возникновения социальных движений ......... 47

103
10. СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ГЕНЕЗИС И МЕХАНИЗМ
ИХ РАЗРЕШЕНИЯ ................................................................... 52
10.1 Причины, функции и субъекты социальных конф-
ликтов .............................................................................. 52
10.2. Динамика социальных конфликтов ............................. 52
10.3. Конфликты в организации. Их виды и методы
разрешения .................................................................... 57
10.4. Стрессы и пути их преодоления ................................. 62
10.5. Создание благоприятного психологического кли-
мата в коллективе .......................................................... 64
11. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ ......................................................... 69
11.1. Институт семьи ............................................................ 59
11.2. Структура семьи ........................................................... 71
11.3. Типы семьи .................................................................... 73
11.4. Формы брака ................................................................. 74
11.5. Функции семьи .............................................................. 76
11.6. Уровни супружеских взаимоотношений ..................... 80
11.7. Развод............................................................................. 82
12. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ ................................... 86
Словарь трудных терминов ............................................................. 96
Библиографический список ............................................................. 101




104

<<

стр. 3
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ