<<

стр. 2
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ласти.
6. Дальнейшей мерой, направленной на оказание содействия в защите
прав и свобод человека, содержащегося в пенитенциарной системе, стало
Соглашение Управления исполнения наказаний области и нашего Самарско-
го регионального общественного правозащитного центра, согласно которому
руководство УИН с целью взаимодействия по вопросам соблюдения прав и
свобод осужденных, гарантированных законами Российской Федерации, го-
тово обеспечить возможность обращений, непосредственные встречи лиц,
отбывающих наказание в исправительных учреждениях Самарской области с
представителями правозащитного центра.


35
Со своей стороны центр с целью принятия мер, закрепленных в законода-
тельстве Российской Федерации, будет информировать руководство УИН,
исправительных учреждений, население области о состоянии соблюдения
нарушениях и защите прав осужденных, отбывающих уголовные наказания.
Отрадно, что Соглашение реально выполняется, представители правоза-
щитного центра посещали 6 исправительных учреждений, встречались с
осужденными и персоналом.
Конечно, на состояние соблюдения прав человека в пенитенциарной сис-
теме области серьезно негативно влияют следующие факты:
1. Большая численность спецконтингента в следственных изоляторах, так
и в исправительных колониях. Перелимит составляет в СИЗО 0 45%, в коло-
ниях - 15%, эпидемия туберкулеза, СПИДа.
2. В связи с экономической ситуацией в стране, имеется серьезная про-
блема с трудовой занятостью осужденных, которая сегодня должна рассмат-
риваться не как трудовая повинность, а как важнейший фактор реабилитации
осужденных.
С учетом этих обстоятельств и в условиях экономического кризиса в
стране - тяжелое финансовое положение учреждений.
Естественно эти факторы затрудняют работу персонала и отрицательно
сказываются на условиях содержания осужденных, соблюдению их прав в
повседневной деятельности пенитенциарных учреждений.
Необходимо отметить, что последние законодательные акты также регла-
ментировали и права персонала пенитенциарной системы, которые также
нуждаются в поддержке и защите.
Психодиагностические обследования осужденных и персонала, по вопро-
су состояния правопорядка и безопасности в исправительных учреждениях
Самарской области показали, что сегодняшнее положение пока еще не в пол-
ной мере удовлетворяет как персонал, так и осужденных.
Так, например, на основной вопрос о том, ощущают ли сотрудники угрозу
безопасности своей жизни на работе и в свободное время - в мужской коло-
нии общего режима 24% опрошенных ответили «нет», 48% - «иногда» и
лишь 14% - часто и постоянно, в мужской колонии строгого режима отрица-
тельно ответили на этот вопрос, лишь 7%, «иногда» - 16%, «часто» и посто-
янно - 77%.
Обследование осужденных, прибегнувших к праву на изоляцию от основ-
ной части осужденных, согласно норме УИК РФ, показало, что по общему
мнению опрошенных факторами, способствующими провоцированию кон-
фликтов в среде спецконтингента и проводящим в результате к угрозам их
жизни и здоровья, являются:
• переполняемость камер, перелимит учреждений;
• смешанность в камерах и отрядах людей, несовместимых по психологи-
ческим признакам, возрасту и направленности;
• избыток свободного времени из-за отсутствия трудозанятости;

36
• невозможность уединения, избыток общения.
Несомненно, общественное правозащитное движение может и должно
оказывать свое воздействие на состояние соблюдения прав человека в пени-
тенциарных учреждениях, помня слова русского писателя Ф.М.Достоевского
о том, что «об уровне цивилизации народа можно судить, когда открываешь
ворота его тюрем».




СЕКЦИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА




ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБ-
ЛАСТИ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

М.Г.Федоров, консультант Администра-
ции Самарской области


I. Государственная политика по отношению к религиозным организа-
циям определяется подписанными нашим государством международными
актами, принятым в 1997 году “Законом о свободе совести и религиозных
объединениях” и рядом других законов РФ.


37
Принцип свободы совести, т.е. право каждого гражданина жить в согла-
сии со своими убеждениями, является исходным для государства и общества.
Однако известно, что само существование в законодательстве той или иной
правовой нормы не обязательно ведет к ее соблюдению. Здесь достигнутым
можно считать то, что вошло у людей в привычку.
Сегодня явно недостаточно информации о деятельности нового закона,
регулирующего отношения в сфере свободы совести и свободы вероиспове-
дания, однако нарушения его уже есть. Исходят они как от государственных
организаций, затягивающих начало процесса перерегистрации религиозных
объединений (с начала 1998 г. областным отделом юстиции не зарегистриро-
вана ни одна новая религиозная община), так и самими религиозными орга-
низациями, не обращающимися за разъяснениями в органы юстиции (в 1998
г. было всего одно обращение от католической общины г. Сызрани). Правда,
отделом юстиции совместно с консультантом департамента по социальной
политике Администрации области информация относительно приказа Мин-
юста о порядке регистрации религиозных объединений доведена до заинте-
ресованных организаций, однако в прессе этот порядок пока не разъяснялся,
и осведомлена о нем лишь небольшая группа руководителей самых крупных
конфессий.
Продолжаются попытки религиозных руководителей диктовать государ-
ству свою волю. Именно так можно расценить “Обращение” благочинных
церковных округов Самарской епархии Русской Православной церкви “Спа-
сем чистоту наших детей!”, в котором они выступают против введения в
школах программ полового воспитания.
Есть факты проникновения религиозных объединений в государственные
школы и дошкольные образовательные учреждения (в 1997 г. один из дет-
ских садов г. Самары предложили покинуть мормонам), организации религи-
озного обучения без соблюдения предусмотренных законодательством РФ
процедур.
Средства массовой информации стали чаще реагировать на события рели-
гиозной жизни и больше внимания уделять малочисленным религиозным
группам, управляющимся из-за рубежа. Но в связи с тем, что в них пока мало
грамотных в религиозной проблематике журналистов, продолжаются нару-
шения законов “О свободе совести” и “Закона о печати”, а серьезные журна-
листские исследования подменяются порой набором “жареных” сомнитель-
ных сведений. Неверующие люди, которых в стране значительное число, во-
обще выпадают из поля интересов СМИ, но ведь "свобода совести" понима-
ется законом, в частности, как право на атеизм.

II. Сегодня государству приходится решать самые разные проблемы
в отношении религиозных организаций, из которых наиболее актуаль-
ны:


38
1. Возвращение религиозным организациям незаконно изъятого у
них имущества - предметов и культовых зданий. Общий принцип неукос-
нительной передачи религиозным организациям памятников, имеющих куль-
товое значение, должен соблюдаться. Однако сегодня, когда основные зда-
ния возвращены законным владельцам, такие вопросы возникают реже и, как
правило, касаются известных строений, передача которых религиозным объ-
единениям затруднена из-за размещения в них жилья или социально значи-
мых объектов.
2. Государственная помощь в восстановлении разрушенного и унич-
тоженного. Понятно, что помощь должна оказываться, исходя из возможно-
стей бюджета, при этом объем поддержки религиозного объединения должен
учитывать степень его влиятельности и распространенности в регионе (соот-
ветствующую информацию дают статистика и социологические исследова-
ния). Но здесь есть сложности. На самом деле, что мы называем восстанов-
лением утраченного? Думаю, не только воссоздание храмов из руин, но и но-
вое строительство в тех местах, где культовые здания были полностью унич-
тожены. В этом случае возникают проблемы с обоснованием выделения бюд-
жетных финансовых средств. Пока на предложения департамента по социаль-
ной политике внести в бюджет области специальную статью, предусматри-
вающую помощь в таком строительстве, отклика не прозвучало, хотя дело это
важное и более всего заинтересованы в нем должны быть депутаты Самарской
Губернской Думы.
3. Строительство новых религиозных объектов. В законе нет запрета
на участие государства в строительстве новых культовых зданий, но возни-
кает масса вопросов, связанных с нарушением ст.14 Конституции РФ. С од-
ной стороны закон, с другой - граждане, уплачивающие налоги в казну. На
наш взгляд, выход из этого тупика в создании совместными усилиями куль-
турно-рекреационных центров, которые включали бы в себя не только куль-
товые, но и здравоохранительные, бытовые и культурно-просветительные
объекты. Проект первого из таких центров, который по замыслу авторов
должен располагаться на площади Куйбышева (не на месте старого храма, а
на территории, примыкающей к Окружному Дому офицеров), активно обсу-
ждается общественностью Самары.
4. Регулирование конфликтов между религиозными объединениями,
религиозными объединениями и гражданами, а также внутри религиозных
объединений тоже, казалось бы, не дело государства. Однако порой церкви
сами не в состоянии решить эти вопросы объективно, и государство вынуж-
дено выступать в роли арбитра (что, в принципе, противозаконно).
5. Государственная поддержка деятельности религиозных организа-
ций. Практика показывает, что такая поддержка должна существовать. Это
связано как с финансовой помощью религиозным объединениям (в виде, на-
пример, снижения налогового бремени), так с решением проблем, которые,
общество, вероятно, должно решать консолидированными усилиями, в том

39
числе, совместной деятельностью государства и религиозных организаций. К
ним относится:
- поддержание мира и согласия в стране и на международной арене;
- охрана физического и психического здоровья граждан;
- искоренение преступности, алкоголизма и наркомании;
- защита окружающей среды;
-благотворительная помощь старикам и калекам, социально необеспечен-
ным, больным, детям и молодежи;
- духовное образование и воспитание.
Закон не позволяет религиозным организациям вести эту деятельность
самостоятельно, но работу можно и следует проводить через общественные
структуры. Первый опыт такого сотрудничества государства и религиозных
конфессий имеется. В частности, представители Русской Православной церк-
ви, Духовного управления мусульман, Церкви Евангельских христиан-
баптистов, Христиан Веры Евангельской рассмотрели проект Закона “О бла-
готворительной деятельности в Самарской области” и представили свои за-
мечания по нему.

III. Перспективы развития государственно-церковных отношений
связаны процессами, происходящими в сознании людей и в религиозных
объединениях. Основные тенденции развития религий в сегодняшней Рос-
сии таковы:
1. Рост религиозности населения. Это связано с поиском новых идеоло-
гических стереотипов и обеспечением реальной свободой совести.
2. Обострение внутри - и межконфессиональной напряженности. Оно
определяется:
- Приходом в религиозные организации неофитов, которые отличаются:
а) слабым знанием особенностей конфессиональной структуры и внут-
ренних оснований ее построения;
б) недостаточным знанием и своеобразным истолкованием основных по-
ложений религиозной догматики;
в) значительно более высокой политической и общественной активностью
и мобильностью, чем традиционные верующие данных конфессий.
- Сотрудничеством между конфессиями прежде всего в решении социаль-
ных проблем, которое пока существует внутри крупных традиционных кон-
фессий (Православные - Старообрядцы, Баптисты-Методисты-Лютеране); в
будущем возможен также общехристианский и христиано - мусульманский
диалоги.
- Соперничеством между конфессиями в отношении территории их рас-
пространения и воздействия на верующих. Особенно остро это соперничест-
во будет проходить между традиционными религиозными организациями и
новыми культами, в частности, теми из них, которые проникают в Россию из-
за рубежа. Государству волей-неволей придется участвовать в разрешении
возникающих конфликтов и при этом попытаться не нарушать международ-
ные декларации и собственные законов.

40
Один из способов такого рода регуляции сегодня предлагает Самарский
правозащитный центр. Это создание при Президенте, Правительстве и/или
Думе комиссий или комитетов по межконфессиональным отношениям, в со-
став которых войдут руководители крупнейших конфессий. Эти комиссии не
будут иметь права законодательной инициативы, но станут рекомендатель-
ными органами по всем вопросам сотрудничества государства и религиозных
организаций.
Можно прогнозировать также усиление поддержки государства в строи-
тельстве новых культовых зданий и в оказании иной необходимой помощи
религиозным объединениям. Общее образование будет продолжать оставать-
ся светским, но расширятся возможности получения дополнительного, в том
числе религиеведческого (являющегося основанием для глубокого знания
истории современной культуры) и религиозного образования за счет форми-
рования частных учебных заведений, имеющих государственную лицензию
на преподавание светских дисциплин.



ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЖИЗНЬ И ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ

С.И.Красов, кандидат юридических наук,
доцент Самарского государственного уни-
верситета


Право каждого человека на жизнь стало непосредственным объектом по-
сягательства такого нового вида международного преступления, каковым
является преступление против мира и человеческой цивилизации. Это родо-
вое понятие. Конкретными видами означенного выше международного пре-
ступления, на наш взгляд, являются:
• планирование, подготовка, применение ядерного оружия первым или
участие в общем плане или заговоре с целью осуществления любого из этих
действий;
• терроцид - то есть уничтожение Земли как геологического тела;
• экопид - преступное посягательство на окружающую человека при-
родную среду;
• биоцид - уничтожение фауны планеты;
• милитаризация космического пространства.
Действия правящих кругов государств, обладающих оружием массового
уничтожения, с очевидностью говорят о том, что исторический спор за сфе-
ры влияния они готовятся решить на полях сражений третьей термоядерной
войны. Но для того, чтобы скрыть или сделать более приемлемыми для об-
щественного мнения планы применения атомного оружия ими используются
рассуждения о якобы ограниченном, “частичном”, или региональном приме-

41
нении ядерного оружия, используются для этого и манипуляции с междуна-
родным правом, якобы допускающим его применение. Эти попытки не име-
ют ничего общего с реальностью и лишь вводят в заблуждение людей, лишая
их возможности получить действительное знание о том, как международное
право квалифицирует агрессивную войну, какая ответственность налагается
на лиц, виновных в совершении международных преступлений1.
8 декабря 1983 года в США состоялся симпозиум советских и американских
ученых “Экологические и биологические последствия ядерной войны”. Ученые
пришли к следующим научно обоснованным выводам: в результате ядерной
войны погибнет 2 миллиарда человек, более миллиарда будет обречено на мед-
ленную смерть в результате радиоактивного облучения. Температура атмосферы
понизится до 25 градусов ниже нуля, в результате погибнет флора Земли, насту-
пят и другие многочисленные и трудно предсказуемые, но трагичные для судеб
планеты и человечества последствия2.
По данным ООН, созданные на нашей планете арсеналы ядерного оружия
равны более чем 1300 тысяч бомб типа сброшенных на Хиросиму в 1945 г.
Имеются данные, в соответствии с которыми в мире накоплено 50 тыс., еди-
ниц ядерного оружия, мощность которых составляет примерно по 3,5 т три-
нитротолуола на каждого жителя земли. Таким количеством ядерного запаса
планета может быть уничтожена 15 раз, а значит, и каждый ее житель.
Таким образом, до появления ядерного оружия и других средств массово-
го уничтожения, существовала возможность в случае вооруженного кон-
фликта мирового характера сохранить человеческую цивилизацию как сово-
купность экономических, политических, социальных, культурных и других
составляющих; человечество как всемирную социальную общность людей; и
планету как физическое тело с присущей только ей флорой и фауной. Если
ранее человечество могло избежать безусловной гибели в результате воен-
ных действий, то в случае применения ядерного оружия подобная возмож-
ность практически полностью отсутствует3.



СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ И ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

С.И.Ерофеев, кандидат юридических наук,
декан Юридического Факультета
Самарской гуманитарной Академии

1
См.: Сингх Н. Ядерное оружие и международное право. - М., 1962. - С. 115. Тун-
кин Г.И. Право и сила в международной системе. - М., 1983. - С. 165-177.
2
См.: Правда, 1983, 10 декабря. "Епока" (цит. по БТА, Параллели, 1984, ХХ 19-25,
I, 1984).
3
В мае-июне 1989 г. Индия и Пакистан произвели испытание ядерного оружия.
42
1. Права человека - едва ли не самая важная ценность мировой цивилиза-
ции. России, пережившей десятилетия тоталитарного режима, предстоит не-
легкий и неоднозначный возврат в лоно цивилизации. На этом пути практи-
ческая ценность теории прав человека бесспорна. В течение многих десяти-
летий проблемы прав человека не находили достаточно адекватного отноше-
ния в теории и практике, науке и образовании, в том числе юридическом.
2. Исходным моментом теории прав человека, на мой взгляд, является
проблема правопонимания, получившая в последнее время значительный
импульс в философском осмыслении онтологии права. Нисколько не прини-
жая значения догмы права и ценности позитивистского правопонимания,
познание смысла права с точки зрения философии права является первосте-
пенным. Не случайно такой видный теоретик права, каким является
С.С.Алексеев, обратился именно к этому аспекту исследования. Доказатель-
ством является его монография “Философия права” М.1998
3. Свобода человека – цель, средство и результат человеческой общности,
известно давно. Однако проникновение идей свободы в юридическую мысль
– явление Нового времени. Кант, Гегель и их последователи облекли свободу
в наличное бытие именно в праве. Теория прав человека опирается как на
основу на понимание права как исторически сложившуюся меру и масштаб
свободы, и именно формальную свободу. В этом смысле право выступает, по
меткому замечанию В.С.Нерсесянца, в качестве математики свободы. Свобо-
да и равенство, как начало и смысл прав человека, возможны в обществе
лишь в правовой форме. Права, свободы, равенство и справедливость возни-
кают, осуществляются и гарантируются, прежде всего (и, может быть, ис-
ключительно) внутри (и посредством) государственно-организованного об-
щества. (Л.С.Мамут).
4. В соответствии с указанным правопониманием представляется пози-
тивной возникшая в начале 90-х г.г. идея дополнить вузовскую программу
курсом “История, теория и практика прав человека”.
Программа должна, на мой взгляд, опираться на следующие исходные
положения. (Это лишь некоторые из них).
В основу изменений правопонимания (и теории прав человека) историче-
ски положена философия естественного права, возникшая как антипод пози-
тивизму, она не должна быть ему кардинально противопоставлена, но со-
ставлять с ним некое целое. Ценность естественно-правовой теории проник-
нута доверием к воле человеку, его разуму (Н.В.Колотова). Возможно введе-
ние спецкурса.
Правовой аспект проблемы неотделим от познания самой природы чело-
века (от инстинктов к абстракциям). См. Об этом Н.А.Монахов. Плоды под-
сознания. М. 1995 г.


43
Человек познается со стороны все новых сущностей: “Человек - существо
юридическое” (В.С.Нерсесянц, Н.В.Колотова). При этом учитывается уни-
версальная значимость и ценность права – в соединении, взаимопроникнове-
нии права, религии, нравственности.
Таковы некоторые аспекты предлагаемой постановки вопроса. Следует
согласиться с болгарским ученым Н.Неновски: “Объективную основу общего
видения прав составляет общее в самих правах, общечеловеческий характер
основных прав”. И эта общая концепция основных прав, опирающаяся на
современное правопонимание в ядерно-космическую эру, может быть не ре-
гиональной, а единой, мировой в силу неделимости, единства самого мира.




НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ТРУДЯЩИХСЯ-МИГРАНТОВ

Р.А.Сошников, директор Научного экс-
пертно-правового центра Союза юри-
стов Самарской области, кандидат
юридических наук


Новые формы привлечения в Россию иностранной рабочей силы и от-
крывшаяся возможность трудоустройства российских граждан за рубежом
вызывают необходимость обеспечения защиты прав трудящихся-мигрантов,
а для этого – целенаправленного государственного регулирования названных
процессов. Такими основными целями государственного регулирования
должны быть:
- обеспечение выхода на международный рынок труда и работы на нем в
цивилизованных формах;
- соблюдение и защита прав субъектов временной трудовой миграции с
учетом общепризнанных принципов и норм международного права в отно-
шении трудящихся-мигрантов;
- обеспечение положительного для экономики России баланса трудовой
миграции ее граждан и использования труда иностранных граждан, в т.ч. в
образовательных и воспитательных аспектах.
Важнейшую роль в реализации указанных целей должны играть правовые
средства. Регламентация труда мигрантов осуществляется в международном
масштабе нормативными актами МОТ ООН, а также региональными и дву-
сторонними соглашениями государств.
Помимо внешнего правового обеспечения государства создают и внут-
реннее регулирование процессов трудовой миграции, соответствующее, как
правило, провозглашенным правам человека и взятым на себя международ-

44
ным обязательствам. Россия пока, к сожалению, не участвует во многих важ-
ных международных соглашениях, процесс присоединения к которым следу-
ет активизировать.
Следует сказать и о проблеме незаконной миграции, которая приобретает
весьма острый характер из-за “прозрачных” российских границ. Проблема
неконтролируемого въезда иностранных граждан и лиц без гражданства и их
незаконного пребывания на территории РФ негативно влияет на состояние
криминогенной обстановки в крупных административных и промышленных
центрах, наносит ущерб безопасности, представляет угрозу территориальной
целостности страны. Вопросы незаконной миграции необходимо решать на
международном уровне, в первую очередь с сопредельными государствами.
В нормотворческой деятельности необходимо исходить из того, что госу-
дарственная политика в области трудовой эмиграции предполагает решение
трех групп проблем:
1. Установление правовых основ. В России создана определенная пра-
вовая база трудовой миграции, однако она должна совершенствоваться, об-
новляться и быть подкреплена тщательно разработанными организационны-
ми мерами. Одной из проблем, требующих скорейшего решения, является
необходимость принятия нового Закона Российской Федерации, регламенти-
рующего статус иностранных граждан на территории России.
2. Определение субъекта, занимающегося подбором, подготовкой и
трудоустройством выезжающих на работу за границу. Решения МОТ ре-
комендуют, чтобы всем этим занимались не государственные органы, а неза-
висимые посреднические фирмы, поскольку в противном случае государст-
венный иммунитет воспрепятствует рассмотрению судом возникающих гра-
жданских споров. Россия в принципе приняла вариант, рекомендованный
МОТ.
3. Учет национального законодательства принимающих (или экспор-
тирующих ее в РФ) рабочую силу стран. Это третий важный компонент
государственной политики в вопросах эмиграции. Отсюда вытекает необхо-
димость для государства в оформлении правовых отношений в сфере эмиг-
рации рабочей силы с принимающими ее государствами, установлении кон-
тактов с их ведомствами по труду и занятости.
Россия пока не получает тех выгод, которые могла бы получить от этой
формы внешнеэкономического сотрудничества. В настоящее время рабочая
сила из России отправляется практически за бесценок. Помимо этого не уре-
гулированы должным образом вопросы социальной защищенности выез-
жающих специалистов, их страхования, пенсионного обеспечения и др. Пока
не продуман механизм аккумулирования валютных средств, заработанных за
рубежом, их роли в российской экономике, есть проблемы и двойного нало-
гообложения этих средств и др. Все это требует поднятия на новый качест-
венный уровень правового обеспечения защиты прав трудящихся-мигрантов.


45
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Т.А.Рогова, доцент Самарского государст-
венного университета


1. Исполнительная власть вслед за законодательной регламентирует права
человека в нормативных актах. Позитивным демократическим веянием в
России стала реализация обязанности исполнительной власти регистрировать
свои нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, в
органах юстиции.
2. Исполнительная власть применяет законодательство о правах и свобо-
дах человека и гражданина (согласно своей компетенции), издавая индивиду-
альные правовые акты (акты применения права). Особая задача - исследовать
как она это делает, насколько эффективно и качественно.
3. Исполнительная власть организует исполнение законодательства о пра-
вах и свободах человека и гражданина, используя весь арсенал доступных ей
средств - материальных, организационных, правовых, идеологических (как
на государственном, так и на муниципальном уровне).
4. Исполнительная власть обеспечивает охрану и защиту прав человека и
гражданина от нарушений.
Когда речь заходит о защите прав и свобод человека и гражданина в Рос-
сии, всегда имеется в виду защита от государства (к коему граждане причис-
ляют по традиции, но справедливо по сути, и местное самоуправление), и, в
первую очередь, от исполнительной власти, ее органов, должностных лиц,
организаций и учреждений, ею возглавляемых (руководимых).
Выходит, что исполнительная власть защищает права человека от самой
себя. А это чревато многими осложнениями. Казалось бы, лучшей защитой в
таком случае может стать безупречное исполнение исполнительной властью
своих обязанностей по отношению к гражданам.
Однако в силу многовековых недемократических традиций взаимоотно-
шений исполнительной власти с народом, чиновник, включая самых мелких
служащих, рассматривают граждан с их обращениями как нечто мешающее
нормальному функционированию аппарата.
Внутренних, имеющихся в самой системе исполнительной власти, меха-
низмов защиты (контроль со стороны вышестоящих по иерархии звеньев и
ответственность должностных лиц и прочих сотрудников аппаратов), оказы-
вается недостаточно.
5. К внешним (по отношению к исполнительной власти) механизмам за-
щиты прав и свобод человека относятся: парламентский контроль, Президент
РФ, суды ( включая Конституционные и Уставные), прокуратура, омбудсмен

46
(уполномоченный по правам человека), общественный контроль (включая
СМИ). Каждый из этих механизмов достоин самостоятельного анализа. Одна-
ко, оценивая в целом состояние дел с защитой прав и свобод человека и граж-
данина в РФ, его нельзя признать соответствующим международным стандар-
там и чаяниям населения страны.
6. Интересными являются вопросы о том, что подразумевают под защи-
той своих прав и свобод сами граждане России, а также каковы их представ-
ления о том, кто может и должен их защищать, и часто ли они обращаются за
защитой вообще.
Социологические исследования показывают, что граждане РФ редко об-
ращаются за защитой своих нарушенных прав и законных интересов в ос-
новном по двум причинам.
Во-первых, не зная своих прав, они и не подозревают, что их можно от-
стаивать.
Во-вторых, предпочитают «не связываться», предполагая (вполне спра-
ведливо), что потратив массу сил, средств и времени, все равно едва ли
добьются желаемого результата.
Чаще всего граждане обращаются за защитой своих социально-
экономических прав, а не гражданских и политических, что свидетельствует
о сохранении патерналистских настроений, экономической несамостоятель-
ности большинства граждан и неразвитости политико-правовой культуры
населения.
Граждане РФ предпочитают обращаться за защитой в администрации (по
начальству), в СМИ, в прокуратуру, в последнее время все чаще, но все еще
недостаточно (и этому есть причины) - в суд, крайне редко - в Международ-
ные организации.
7. Для того, чтобы привлечь внимание к своим проблемам, связанным с
нарушениями прав, граждане предпочитают использовать пассивное средст-
во - право обращения (с жалобами, заявлениями, петициями).
Активные публичные средства (такие как массовые шествия, демонстра-
ции протеста, забастовки, пикеты и т.п.) используются неэнергично и в ос-
новном по случаю каких-либо "дат".
8. Приниженная зависимость гражданина России от государства, много-
терпеливость ее народа имеют и геоисторические корни, и современные при-
чины.
Изменение российского менталитета в сторону демократизации, повыше-
ние политико-правовой культуры населения - важнейшие направления идео-
логической, просветительской работы всех прогрессивных государственных
и общественных сил и структур. Только самоорганизация в цивилизованное
гражданское общество может привести Россию к правовому государству, в
котором права и свободы человека и гражданина станут действительно выс-
шей ценностью.


47
ПРАВА В РОССИИ*

А.Ф.Китаев, главный специалист Управле-
ния по вопросам культуры и организации
досуга населения Администрации г. Самара

Россия, как, вероятно, и другие государства, находящиеся в переходе к
демократии, в области защиты прав человека имеет много уникальных, толь-
ко ей присущих особенностей. Особенно выразительны эти особенности в
российской глубинке, провинции. С определённой достоверностью их можно
разделить на историко-психологические, организационные и экономические.
Историко-психологические. Россия никогда не была демократическим
государством. Единственное в истории правительство такого типа, в 1918
году имевшее столицей, кстати сказать, Самару, просуществовало до обид-
ного мало. Загадка необъяснимой для других народов «русской души», по
существу, во многом определяется диалектикой оси: свобода-
ответственность в контексте отечественной истории. Многое из былого живо
и посейчас. Сочетание многовековой абсолютной монархии, государствен-
ной спеси («Москва - третий Рим»), православия, сильно разбавленного на-
ивным крестьянским язычеством, и относительно демократической, но очень
«домашней» сельской общиной -прологом будущего местного самоуправле-
ния - дало удивительный сплав в национальном сознании, который противо-
действует развитию «прозападного» правозащитного движения.
Россиян отличает удивительная терпимость, даже не терпимость, а пере-
носимость, покладистость к действиям властей. Вместо того, чтобы сразу, не
медля, организованно и корректно, выразить несогласие, россиянин стремит-
ся к привычному, к тому, что всё само собой разрешится, перемелется и нет
смысла действовать. Но позже - когда терпение все-таки кончается - события
теряют логическую последовательность, без видимого переходного периода
спонтанно взрываясь суперактивностью и мгновенно выпуская за долгие го-
ды накопившийся пар в крестьянских восстаниях, поджогах, бунтах и рево-
люциях. Гражданская война - оборотная сторона долготерпения.
Российская система власти всегда отличалась чрезмерной, неистовой цен-
трализацией. Чиновник, бюрократ, со времен Петра Великого вложенный в
футляр иерархии табеля о рангах, всегда представлял - и во многом пред-
ставляет сейчас - всемогущую, бездушную, по-кафкиански анонимную ма-
шину со страшной инерцией в государственных решениях, будь то массовые
репрессии с целью уничтожения «классовых врагов», строительство атомных
станций или идиотский проект поворота северных рек России на юг. Чинов-

*
Работа написана в августе 1997 г. в качестве идеологической основы создаваемо-
го Самарского регионального общественного правозащитного центра.
48
ник представлял Систему, Аппарат, соперничать с которым отдельной лич-
ности было бессмысленно, ибо человек - по бюрократической теории - на
самом деле не личность, он - винтик, невидимый глазу и недоступный разуму
микроскопический кирпичик в грандиозном здании Государства. Произвол и
волокита российских бюрократов, давшие питание сатире Гоголя, Салтыко-
ва-Щедрина, Платонова, до сих пор остаются основами противодействия
развитию идеологии прав человека.
Россиянин, как казённый человек (в излишне огосудаствленном государ-
стве) очень склонен сваливать свои проблемы на власть, что является следст-
вием веры в вечность и непобедимость Аппарата, страха перед ним. Школь-
ным примером служат некрасовские строки: «...вот приедет барин, барин нас
рассудит...». Так было до революции, но и совсем недавно, в советское вре-
мя, за поддержкой даже в святых семейных проблемах обращались в пар-
тийные комитеты («...муж пьяница, примите меры...»). Издержками излиш-
них апелляций к властям следует считать сохранившуюся в народном созна-
нии удивительную веру в печатное слово. Пока мы не научились критиче-
скому отношению к сообщениям средств массовой информации, будь то об-
щероссийская телевизионная программа или «жёлтая» газетка.
Россиянин извечно прописан, строго закреплён за территорией (вместо
того, чтобы территория и собственность была закреплена за ним). У каждого
есть место проживания, которое просто так измениться не может. В недале-
ком по историческим меркам сталинском времени крестьяне вообще не име-
ли паспортов и не могли свободно поехать даже за покупкой в соседний го-
род.
Страх массовых репрессий со стороны государства, сталинский
ГУЛАГ жив в нашем сознании до сих пор.
Российскую власть всегда отличал избыточный режим секретности. До-
кументы и решения министерств, ведомств, государственных организаций,
имеющие жизненную важность для населения (например, по экологии, здра-
воохранению), часто были этому населению недоступны. Причины две:
большевистская доктрина о внутренних и внешних классовых врагах, а также
желание чиновников скрыть свою профессиональную недостаточность или
неприглядные дела.
В отечественном менталитете попадание под суд до сих пор воспринима-
ется как постыдное дело, независимо от сути вопроса, хотя давно бы пора
считать судебные иски фактом, разумеется, не столь приятным, но достаточ-
но обыденным. Основа такого положения - правовая безграмотность населе-
ния. Отсутствие правовой культуры подтверждается также практикой право-
защитных организаций: очень часто в них обращаются люди по вопросам, не
имеющим ничего общего с предметом их деятельности. Население считает,
что такая организация - просто бесплатная юридическая консультация, либо
некоторый властный орган, который может силовым давлением «навести
порядок». Поэтому присутствует необходимость организовывать предвари-

49
тельные консультации с тем, чтобы отправлять таких людей в нужные ин-
станции: органы государственной власти, суды, вышестоящие организации.
Всё перечисленное выше следует, видимо, отнести к разряду отрицатель-
ных. Но есть стороны положительные. Россиян отличает свойственная из-
давна спокойная убеждённость в собственном достоинстве и значимости для
мировой цивилизации. В русском религиозном сознании всегда была очень
сильна идея внутренней свободы, идущей непосредственно от Бога, которая
со временем неизбежно должна была приобрести также внешний аспект. Вы-
сокая российская духовность, веротерпимость, культура и осознание себя
великой нацией дают уверенность считать, что со временем Россия может
стать одной из ведущих обществ в области прав человека.

Организационные особенности. Демократия, как общественная культу-
ра, стоит на «трех китах», имеет три проекции:
-в государственном строительстве: разделение властей как по вертикали -
на представительскую, исполнительную и судебную, так и по горизонтали -
на государственную и местное самоуправление;
-в экономике - проведение рыночных реформ;
-в обществе - осуществление прав человека.
До революции 1917 года российская монархия в лице своих наиболее
просвещенных государей-реформаторов постепенно двигала, пусть не очень
решительно, власть сначала от религиозной к светской, а затем - к демокра-
тической. И, как знать, если бы не бомбы террористов и революции, быть
может, современная Россия давно представляла бы из себя оплот просвещен-
ной цивилизации и образец прав человека.... Но, как говорят, нет ничего бо-
лее неблагодарного, чем вычислять в контексте истории эти самые «...если
бы...».
Наш долг понять, что осуществление прав человека совершенно невоз-
можно без общих демократических реформ, что нет и не может быть в мире
государства с жёсткой негуманной системой, в котором бы ветви власти под-
чинялись одной партии, религии или идеологической доктрине, но которое в
то же время полно осуществляло бы права человека. Недоразвитость в разде-
лении властей, отсутствие в них здоровой конкуренции, взаимной критики,
профессионализма, понятия о порядочности, репутации, добром имени, а в
обществе - недостаток должной правовой культуры, независимых профсоюзов
и общественных организаций - всё это создает препятствия развитию прав че-
ловека. Последние, в свою очередь, благотворно влияют на другие демократи-
ческие преобразования, и все вместе образуют единый процесс построения
цивилизованного общества.
Права человека нерасторжимы с явлением, называемом инакомыслием
или диссидентством. Сегодня некоторые быстрые политические умы, имею-
щие чрезмерную власть, спешат объявить, что период торжества диссидентов
в России прошёл, благополучно завершился, расчистив дорогу новой России.

50
«Мавр сделал своё дело, мавр может уйти...» Последнюю активность дисси-
дентов, якобы, имела место в августе 1991 года, во время известного путча, и
сейчас уже нет смысла в инакомыслии. Это мало соответствует необходимо-
сти. Всегда должно быть право на оригинальную, личную, не совпадающую с
официальной, точку зрения на политику властей. Инакомыслие в свободном
государстве - это естественный и постоянный образ жизни наиболее актив-
ной части общества, и без него устойчивое и продолжительное государствен-
ное развитие в демократическом направлении невозможно. Необходимость
инакомыслия обязаны принять также чиновники, государственные служа-
щие, против которых чаще всего и направлена критика правозащитников.
Важнейшая, сохранившаяся со стародавних времен, организационная
проблема, если не сказать беда, - излишняя централизация власти и финансов
в России. Слава Богу, в последнее время в столице стало не модным решать,
в какой час по вечерам зажигать уличное освещение в Самаре или Перми, но
перекосов до сих пор предостаточно. Налоги в подавляющем большинстве
уходят в Кремль и затем оттуда - часто за особое расположение столичных
чиновников - возвращаются в регионы. Из сотни крупнейших российских
банков примерно восемьдесят - московские. Там прокручивается государст-
венный бюджет, российские деньги, они приносят дивиденды, которые пе-
риферии не видать. Реализация общегосударственных социальных проектов,
будь то «всероссийский» оздоровительный центр (в котором практически
никого, кроме москвичей не лечится), «российский Дисней-ленд», или авто-
дром для «Формулы-1» возможна только в одном городе - Москве. Цен-
тральные средства массовой информации не отражают разнообразный спектр
мнений россиян, там господствует точка зрения на события в России группы
московских журналистов, почти всегда лоббирующих определенные силы
государственного аппарата. Всё это приводит к существенному различию по
экономическим возможностям и в уровне жизни в столице и на периферии.
Обратная сторона этого процесса - в Москву стекаются уголовники и афери-
сты всех мастей.

Экономические особенности.
В современном российском обществе развивается, но пока совершенно
недостаточна культура собственности. Старая российская крестьянская об-
щинная система (о ней уже упоминалось), психологически подкреплённая
коммунистическими лозунгами и стилем жизни, господствующими на про-
тяжении семидесяти лет в Советском Союзе, теория человека-винтика, лич-
ности во имя государства, отсутствие здравого эгоизма до сих пор остаётся
важнейшим препятствием в продвижении идеи прав человека и, в целом, де-
мократических преобразований. Отсутствует глубокое убеждение, что права
человека - это, в первую очередь права конкретной личности, его родных и
близких, имущества, то есть всего того, что имеет оттенок личного. Здравый
эгоизм в официальной советской идеологии всегда считался явлением отри-
цательным. Но человеческую природу не переделаешь. И корни многих из-

51
держек советского общества, которые существуют до сих пор, следует искать
именно в неестественном разрушительном противостоянии официальной
прошлой идеологии и реального положения дел.
Другую проблему создала излишне поспешная, во многом насильственная
и криминальная приватизация, прошедшая в России в начале 1990 годов.
Господствовавшая в советское время общенародная собственность, в целом,
отвечала дореволюционной наивной общинной идеологии, усиленной ком-
мунистическим воспитанием. Всё вокруг не моё, но и ничьё другое, общее,
принадлежащее всем. Прошло два-три года реформ и это общее, принадле-
жавшее всем, неожиданно оказалось в собственности людей, зачастую с тем-
ным прошлым, и имеющих самое дальнее отношение к этой собственности.
Землей завладели не крестьяне, производством - не рабочие. Бешенная ин-
фляция тех лет полностью уничтожила накопления десятков миллионов лю-
дей, хранивших свои сбережения в государственных (других тогда просто не
было) банках. Но закон сохранения денег действует: если от кого-то они уш-
ли, то неизбежно появились в карманах другого. Ответ на всё это, сгенериро-
ванный общественным сознанием, естественен: «У власти правды нет, она
преступна». Парадоксально, что такое мнение не мешает людям обращаться
к властям в поисках справедливости в житейских вопросах. Другой печаль-
ный - и чисто по Фрейду - вывод: не проявленные в действии, вытесненные,
загнанные внутрь негативные переживания накапливаются, образуют причи-
ну болезни, чреватой очередным взрывом. Экономические трудности лежат в
основе сложной экологической ситуации в регионе.

Современное положение.
Оно характеризуется, во-первых, законодательной слабостью государст-
ва. Дело даже не в том, что зачастую принимаются недостаточно компетент-
ные законы: подобное происходит и в других парламентах. Хуже другое:
слишком долго не принимаются или сознательно тормозятся многие законо-
дательные акты, утверждение которых стало бы важным делом по пути про-
движения к социальной справедливости, и, вместе с ней, к более полным
правам человека.
Во-вторых, отсутствие исполнительной дисциплины. Достаточно плохие
законы еще более плохо исполняются. Гаранта Конституции - Президента
России пресса то и дело уличает в нарушении этой самой Конституции. Что
же говорить тогда о «простых смертных», если российская ментальность ве-
ками именно в нарушениях законов отыскивала свободу-волю, так прекрасно
воспетую в народных песнях про разбойника Кудеяра? Преступность, наглая
и беспардонная, стремится проникнуть во власть. Средства массовой инфор-
мации публикуют скандальные разоблачительные статьи о самых известных
в государстве людях, но, как ни странно, скандала-то не получается. Общест-
во устало проглатывает эту информацию и как бы её забывает. Не следует
обычного для демократических государств запроса в парламенте, с другой
стороны, никто и не стремиться привлечь к ответу за клевету газету, опубли-
ковавшую скандальное сообщение. Все - и обличенные чиновники, и широ-
52
кая публика - уверены, что никаких выводов не последует. Действенного об-
щественного мнения, в России, по существу, нет. Милиции и судам доверяют
всё меньше, в обществе сформировалась представление, что обращаться в
органы охраны правопорядка в случаях, например, вымогательства и рэкета -
себе дороже: информация об этом может уйти к преступникам. Поэтому не
верят также заявлениям самарской милиции о сокращении общего числа пре-
ступлений. Частные мнения экспертов однозначны: преступность растет, и
она всё более становится скрытой (латентной).
На вопрос, в чём в России нарушаются права человека ответ будет корот-
кий и печальный: во всём. Страдают даже участники тех социальных групп и
профессий, которые сами наиболее часто обвиняются в нарушениях: работ-
ники силовых структур и чиновники. Действительно, проще всех «слететь с
работы» по прихоти начальства именно чиновнику, военному, работнику
милиции. И они почти не имеют возможностей восстановить справедливость.
В армии процветает жестокий беспредел «дедовщины», который может
быть сравним только с бесчинством уголовников-паханов в тюрьмах. По
воздействию на новичка армия всё более сравнивается с зоной. В местах за-
ключения зачастую нарушают права человека власти. Естественно, жалоб в
правозащитные органы более всего из армии и мест лишения свободы.
В стране действует порой несбалансированное или неопределённое зако-
нодательство. Например, излишне долго люди числятся пропавшими без вес-
ти. По законам других стран их бы квалифицировали погибшими. Это позво-
ляет изменять криминальную отчетность в более выгодную для органов
внутренних дел сторону.
Права юристов, в том числе, адвокатов нарушаются следственными орга-
нами, в этом мы убеждаемся достаточно часто. Что в таком случае говорить о
заявителях исков? За деньги покупаются судебные вердикты и документы у
государственных нотариусов. За взятку можно получить практически любую
бумагу, скажем, на владение землей, домом, квартирой. В результате пре-
ступных махинаций с собственностью растет число бездомных людей, для
которых отечественная милиция (или журналистика) придумала специаль-
ный термин-аббревиатуру - бомжи (без определенного места жительства).
Много нареканий на вымогательства ГАИ на дорогах.
Права семьи, ребёнка, молодого человека также нередко ущемляются, от
преступлений родителей против детей до махинаций чиновников от образо-
вания, которые в приёмных комиссиях в университеты принуждают абитури-
ентов к поступлению в платные группы.
До сих пор ограничен доступ правозащитников к многим необходимым
документам и решениям органов государственного и муниципального управ-
ления.
Особый вопрос - безработица. Стремление руководства промышленных
предприятий сохранить кадры (или видимость работы) приводит к тому, что
безработица оказывается скрытой, не поддающейся учету, человек вроде бы

53
числится на производстве, но фактически находится в принудительном бес-
срочном отпуске и не получает заработную плату.
Другая боль - беженцы и перемещённые лица, которых в Самаре как и в
других провинциях становится все больше.
Определённые проблемы ставит многонациональность России и, в част-
ности, Самарского региона, различие религиозных конфессий. В современ-
ных условиях свободно развиваются два противоположных направления.
Одно из них ставит в основу общность истории и взаимные интересы в ре-
гионе, а другое - националистическое - не столько возрождает культурную
самобытность своего народа, сколько рекламирует собственное превосходст-
во. Кроме того, начавшийся в стране ренессанс религий и духовных практик,
приводит подчас к появлению изуверских сект, вроде нашумевших в свое
время Белого братства и Аум сенрикё. Здесь имеют место массовые нару-
шения прав человека.
И, наконец, стоит упомянуть серьезнейшие проблемы экологии.
В правозащитном движении свои сложности. Одна из них кроется в тра-
диционной, оставшейся с советских времен оппозиции российских правоза-
щитников к существующей власти, порой выходящей за пределы здравого
смысла. Достаточно привести один пример. Во время боевых действий в
Чечне многие правозащитники проявили замечательную активность, освещая
конкретные факты нарушений прав, побывали в Грозном, встречаясь там с
Дудаевым и другими лидерами. Нет сомнения, что это было необходимо. Но
почему-то они молчали, когда задолго до начала войны в Чечне происходили
массовые нарушения прав человека, совершаемых дудаевскими боевиками.
Теперь весь мир возмущается, что в Чечне с попустительства властей стало
обыденной практикой похищения людей любых национальностей и паспор-
тов и жесточайшие приговоры судов шариата - но не наши ли правозащит-
ники отчасти способствовали этому? Нарушения также были и происходят
сейчас в республиках бывшего Советского Союза, в которых русская диас-
пора существует веками и является фактически коренным населением. О них
также отечественные правозащитники не слишком беспокоятся. Возможно,
это своеобразная «детская болезнь» отечественного правозащитного движе-
ния со временем сменится в сторону более конструктивного взаимодействия
с властями.
Приходится, к сожалению, отметить слабость и недостаточный уровень
руководителей некоторых правозащитных организаций. Часто там оказыва-
ются люди, преследующие далекие от объявленных интересы. Вот пример на
грани смешного: одна из самарских правозащитных организаций сделала
заявку на получение зарубежного гранта. В ней предусматривалась, в частно-
сти, оборудование кабинетов дорогой офисной мебелью и ежемесячная зара-
ботная плата руководителям организации в размерах, вызывающих изумле-
ние у среднего (по отечественному уровню) россиянина.


54
Другие беды: недостаточная организованность и опыт работы в области
правозащиты, что сказывается на действиях даже квалифицированных юри-
стов, финансовые проблемы, слабо развитые информационные сети, отсутст-
вие должного контакта и взаимопонимания с властями.
В целом можно констатировать, что в современном российском обществе
нет достаточного уровня развития правозащиты, так же как нет культуры
инакомыслия.
Сказанного достаточно, чтобы представить положение с правами челове-
ка в России в достаточно мрачном виде. Однако люди здесь живут, не уез-
жают в прекрасные зарубежные страны, живут, понимая, что любой пере-
ходный период достаточно сложен и жесток. И они верят, что он, наконец,
закончится без революций и разрушений, и в результате в России возникнет
нормальное цивилизованное общество. Уже сейчас появились новые демо-
кратические ростки будущего, в том числе, в сфере защиты прав человека.
Хорошим признаком следует считать доверие населения в правозащитные
организации, поток людей в которые становится всё больше.
В Самаре в пестром спектре достаточно инфантильных общественно-
политических движений появился правозащитный центр. Основу его соста-
вили профессиональные юристы и аналитики. Основные направления дея-
тельности - развитие свободного обмена информацией в сфере правозащиты,
сбор и анализ статистик по конкретным фактам нарушений прав человека,
разъяснение правовых документов государственных и муниципальных орга-
нов, организационная и методическая работа с правозащитными организа-
циями.
Совершенно необходима работа Центра по рекламе правовой культуры,
правому воспитанию и образованию населения с помощью прессы, телеви-
дения, радио (в том числе проводного), по разъяснению законов, учебно-
консультационная деятельность по государственному и местному законода-
тельству (с использованием средств массовой информации), проведение сре-
ди школьников и студентов конкурса рефератов по правозащите, разработка
вопросников и анкет, проведение опросов, конференций и консультаций с
участием партий, общественно-политических движений и профсоюзов.
Серьёзные инициативы, связанные с демократическим воспитанием под-
ростков предприняло Управление образованием Самарской области. Под его
руководством был разработан курс и учебник «Основы жизненного самооп-
ределения», включающий большие разделы по демократической культуре и
праву. Правозащитный центр намерен продолжить и развить эти инициати-
вы, в частности, предложить сделать обязательным для школ области курс по
самоопределению, провести определенную доработку учебника.
Центр намерен вести планомерную работу по обеспечению свободного
доступа правозащитников к необходимым государственным и муниципаль-
ным документам. Члены Центра намерены, по возможности, сотрудничать с
властями области и города Самары.

55
Первые консультации населения выявили очень широкий спектр право-
защитных тем, к некоторым из которых его члены оказались пока не готовы.
Начав с проблем заключенных, бездомных, военнослужащих, Центр посте-
пенно намерен расширить сферу своей деятельности, проводя консультации
по нарушению прав в сфере производства (включая травматизм, незаконные
увольнения, взаимодействие с профсоюзами), прав семьи, детей и подрост-
ков, избирателей, реабилитированных, беженцев и перемещённых лиц, по-
требителей и обманутых вкладчиков. Необходимо со временем включить в
сферу работы некоторые экологические аспекты, вопросы права собственно-
сти, и авторские права.
Так как развитие правовой культуры невозможно без прогресса в обще-
демократическом строительстве, то со временем Центр неизбежно станет
уделять внимание соответствующим вопросам. Они касаются развития гра-
жданской инициативы, политической активности и самодеятельности насе-
ления, инакомыслия, регионального патриотизма, судебной, информацион-
ной и консалтинговой культуры, поддержки местного самоуправления и тер-
риториального общественного самоуправления. Попутно напомним, что пер-
вое в истории России земское самоуправление появилось именно в Самар-
ской губернии.
Дальнейшее развитие лежит в сфере организации. Центру необходима
собственные телевизионная и радио передачи, периодические подборки ма-
териалов в местной прессе. В принципе, не исключен вариант разработки
инициативы по созданию силами российских областных центров независи-
мого от Москвы общероссийского телевизионного канала. Центр намерен
выступить с инициативой издания для широкой общественности переводов
первоисточников по правам человека, многие из которых пока отсутствуют
на русском языке.
И еще один перспективный проект Самарского правозащитного центра.
Россия обладает уникальным опытом и информацией по большевизму. Сей-
час, когда доступ к архивам стал более свободным, этот опыт необходимо
сделать достоянием всего человечества. Осмысление его помогло бы миру
создать защитные механизмы против возможного появления диктаторских
режимов.
Центр предлагает создать Фонд научного изучения большевизма имени
А.Д.Сахарова. Он будет собирать средства, организовывать гласные конкур-
сы и экспертизы, формировать заказы на проведение исследований в области
истории, философии, психологии, социологии, экономики, промышленности
большевизма, по сравнительному анализу различных тоталитарных систем.
Такая работа станет ценным вкладом самарских правозащитников в мировое
демократическое движение.




56
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗ-
МОЖНОСТЯМИ В ГОРОДЕ ТОЛЬЯТТИ

Е.В.Новичкова, начальник Управления соци-
альной защиты населения г. Тольятти


В рамках проводимой Конференции хотелось бы особо остановиться на
реализации прав лиц с ограниченными физическими возможностями, как
представителей наиболее массовой слабозащищённой категории населения.
В г. Тольятти в настоящее время проживает около 25 тысяч инвалидов
при общем количестве жителей города 730 тыс. человек.
В основе деятельности всех органов социальной поддержки населения го-
рода по работе с данной категорией граждан лежит федеральное законода-
тельство о социальной защите людей с ограниченными физическими воз-
можностями.
К сожалению, тот же Закон "О социальной защите инвалидов в РФ" №
181 от 24.11.95 г., не обеспечен финансированием в полном объёме. Несо-
вершенство федерального законодательства вынуждает региональные и ме-
стные власти к принятию ряда нормативных документов, затрагивающих
интересы инвалидов. Не является исключением и наш город.
В Программу социальной поддержки населения г. Тольятти на 1998 год
введён специальный раздел "Долг и милосердие", который включает в себя
мероприятия по социальной реабилитации лиц с ограниченными физически-
ми возможностями, по обеспечению их занятости, осуществлению жизнедея-
тельности, медицинскому, транспортному обслуживанию, по организации
культурного досуга. На реализацию этих мероприятий из городского бюдже-
та будет направлено около 14 млн. Рублей.
Есть смысл остановиться на некоторых мероприятиях по социальной
поддержке инвалидов, которые могут представлять интерес для специали-
стов.
Так, на протяжении 4-х лет в городе выплачиваются ежемесячные адрес-
ные дотации, которые позволяют инвалидам без унизительного хождения по
инстанциям систематически получать добавку к пенсии. В настоящее время
размер дотаций составляет 55 рублей для инвалидов 1-й группы и детей -
инвалидов и 40 рублей для инвалидов 2-й группы.
Инвалид обладает теми же правами, что и здоровый человек: на труд, об-
разование, медицинское обслуживание и др. Практически же он не может
ими воспользоваться в полной мере. Считаю, что единственным способом
создания инвалидам нормальных условий жизни в обществе является органи-
зация для них так называемой безбарьерной среды. Это подразумевает со-
вокупность особых условий, учитывающих особенности того или иного ин-
дивидуума.


57
В связи с этим мы пытаемся всячески расширить его возможности по ин-
теграции в общество. Программой социальной поддержки населения г. Толь-
ятти на 1998 год предусмотрена установка пандусов и поручней в лечебных,
культурно-массовых учреждениях. Кроме того, в городе практикуется пере-
селение лиц с ограниченными физическими возможностями с верхних эта-
жей на нижние в домах, где отсутствует лифт. Остронуждающимся из них, не
приватизировавшим свои квартиры, производится ремонт жилья.
Для инвалидов-колясочников, утративших способность к самообслужи-
ванию, для создания приемлемых условий проживания, производится пере-
делка элементов жилья (расширение дверных проёмов, совмещение туалетов
с ванной, установка поручней). Малообеспеченным инвалидам предоставля-
ются талоны на обслуживание парикмахерских и банях.
С 1997 года в Программу социальной поддержки населения введены ме-
роприятия по предоставлению путёвок для оздоровления инвалидов и семей
с детьми-инвалидами в местные пансионаты. За прошедший год в местных
профилакториях "Радуга", "Сосновый Бор", "Россиянка" отдохнули 400 че-
ловек. В настоящее время 122 малообеспеченных инвалида с нарушениями
опорно-двигательного аппарата проходят оздоровление в санатории "Серги-
евские минеральные воды".
По организации культурного досуга традиционно проводятся различные
мероприятия, работают клубы по интересам, выпускается специальная газета
для инвалидов "ВМЕСТЕ".
Все эти мероприятия, безусловно, помогают интеграции лиц с ограничен-
ными физическими возможностями в общество. Однако считаю, что наибо-
лее действенную помощь в этом оказывают только специализированные
стационарные или полустационарные центры, обеспечивающие ком-
плексный подход к решению проблем инвалидов.
Примером такого Центра может служить открытый в феврале 1998 г. в
Комсомольском районе города Центр трудовой, медицинской, психологиче-
ской и духовной реабилитации инвалидов. Работа этого центра обеспечивает
полную реабилитацию инвалидов: социальную, трудовую, медицинскую,
психологическую. Всему этому способствует создание при Центре цеха
сборки детской пластмассовой игрушки, швейного цеха, дизайн-студии, цеха
художественного творчества, цеха по ремонту обуви, медицинского кабине-
та, кабинета профориентации, тренажёрного зала. За 4 месяца функциониро-
вания Центра 180 человек прошли курс полной реабилитации, 80 из них тру-
доустроены.
Примером несколько иного подхода к решению проблем лиц с ограни-
ченными физическими возможностями может служить деятельность Реаби-
литационного Комплекса "Преодоление", который в этом году отметил своё
пятилетие. На его базе ежегодно проводятся стационарные учебно-
тренировочные сборы для инвалидов-колясочников. Всего проведено 7 сбо-


58
ров. Активную реабилитацию прошли более 200 человек из разных регионов
нашей страны.
На этих сборах инвалидов-колясочников обучают тому, как пользоваться
коляской активного типа в быту, как преодолевать небольшие препятствия в
виде бордюров, лестниц, трамвайных путей, как передвигаться по пересечён-
ной местности, как пересесть в машину и т.п. Проводятся консультации по
использованию и применению средств реабилитации и личной гигиены, кон-
сультации специалистов по законодательным актам, по решению сексуаль-
ных проблем, по питанию, встречи с интересными людьми, концерты твор-
ческих коллективов, дискотеки, экскурсии, спортивные соревнования.
Важно, что обучение в Комплексе проводят инструкторы, сами являю-
щиеся инвалидами-колясочниками, которые как никто другой могут помочь
людям с ограниченными физическими возможностями в адаптации к новым
условиям жизни. Всё это является новым подходом к вопросу о реабилита-
ции инвалидов. На базе Комплекса, подобного которому нет в регионе, соз-
даны собственные методики реабилитации.
Для осуществления социально-бытового обслуживания малообеспечен-
ных и остронуждающихся инвалидов во всех районах города созданы и рабо-
тают Центры социального обслуживания, которые выявляют инвалидов, опре-
деляют для них виды социальных услуг, обеспечивают их обслуживание в от-
делениях дневного пребывания и на дому, осуществляют срочное социальное
обслуживание, оказывают социально-консульта-тивную помощь. На учете в
Центре находится более 2000 человек.
Для временного пребывания инвалидов, нуждающихся в медицинской
помощи, в поселке Поволжский действует медико-социальное отделение на
50 койко-мест. Продолжительность пребывания в отделении 30 дней. В 1997
году в отделении пролечилось 620 человек.
С целью социальной помощи семьям, имеющим инвалидов с отклонения-
ми в психике, весной 1996 года открыто медико-социальное отделение на 50
койко-мест при городском психоневрологическом диспансере.
В заключение хотелось бы отметить, что все перечисленное во многом
позволяет снимать социальную напряжённость в масштабе города и позволя-
ет наиболее полно реализовывать права инвалидов. Тем не менее, как бы хо-
рошо ни была поставлена работа по социальной поддержке инвалидов в том
или ином регионе, какие бы современные меры ни принимались на местном
уровне, только государство может и должно выступать гарантом, достойного
уровня жизни людей с ограниченными физическими возможностями, и де-
лать это путём разработки необходимого законодательства и реального фи-
нансирования.




59
ПРАВА РУССКИХ В РОССИИ

Г.Н.Рассохина, председатель Русского
культурного центра “Самарский Собор”


Россия, на территории которой проживает более 100 национальностей,
является русским государством не только потому, что более 80% населения
составляют русские, но и по своей сути.
Идеи интернационализма, господствовавшие в стране более 80 лет, на-
несли ущерб всем национальным культурам и самосознанию, но основной
удар пришелся на русскую культуру (духовную, народную, светскую) и рус-
ское национальное самосознание, которое являлось цементирующей основой
государства Российского.
В начале “перестройки” русские вместе с другими национальностями по-
верили властям, пообещавшим финансовую и прочую поддержку в возрож-
дении национальных культур. Но фактически 80% населения было в этом
отказано. Мы видим, как легко возродились татарские, еврейские и другие
национальные праздники, как поддерживается властями области издательст-
во национальных газет (двух татарских, двух еврейских, польской, немецкой,
и других), открытие национальных школ в городе (татарской, еврейской), - и
мы видим на какое сопротивление властных структур наталкиваются любые
попытки русских возродить национальные праздники или открыть нацио-
нальную школу и центр русских ремесел, издать национальную газету.
Поэтому сегодня главным вопросом должна стать тема восстановления
прав русского населения страны. На уровне государства русских не защища-
ет ни один закон, так как русские не выделены в титульную (основную, ко-
ренную) нацию. В “СНГ” все “независимые государства” такую нацию име-
ют (казахи, белорусы, армяне др.), Россия - не имеет. Все республики (Татар-
стан, Бошкортостан, Мордовия, Чувашия и др.) защищают права определен-
ной национальности, права русских не защищает никто. На уровне региона
такое же положение.




О ПОЛОЖЕНИИ РУССКИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.В.Христинин, председатель Самарской
региональной общественной организации
“Русский Национальный Центр”




60
Народ-субъект истории, а государство-форма его политической самоор-
ганизации. Русскому народу в 20 веке отказывали в политическом и юриди-
ческом признании: указывалось гражданство, вероисповедание, но только не
русская национальность. При советской власти были конституированы мно-
гие национальные меньшинства, ставшие титульными народами в своих на-
циональных автономиях и республиках. Однако, при отсутствии общегосу-
дарственной титульной нации это поставило русский народ, составляющий
более 80% всего населения, в положение официально дискриминируемого
большинства.
Развал СССР в августе-декабре 1991 года, стал, по общепринятым меж-
дународным нормам, актом геноцида русского народа: принудительно, без
проведения соответствующих плебисцитов, единый компактно проживаю-
щий на своей исторической Родине и в едином государстве, народ был юри-
дически и политически расчленен. Родственники оказались в различных го-
сударствах. Русским живущим по ту сторону произвольно начерченных гра-
ниц, создаются невыносимые условия, приводящие к насильственному из-
гнанию или вынужденному переселению по этническому признаку. При этом
руководство РФ не заключило соответствующих договоров с государствами
СНГ о правах русского народа и до сих пор даже не признало наличие этого
народа.
Великая Русь, а затем Российская империя, превратилась в аморфную
Российскую федерацию, населенную дискриминируемым, унижаемым и
официально не признаваемым большинством и привилегированными нац-
меньшинствами. Подобных ситуаций нет нигде в мире: Франция в своей
Конституции именует себя государством французов, Германия - государст-
вом немцев, Греция - государством эллинов, что, разумеется, не означает
отсутствия в этих странах граждан других национальностей и не влечет их
этнической дискриминации.
Мы видим свою главную задачу в том, чтобы обеспечить русскому наро-
ду официальное признание в собственном государстве, что должно быть за-
креплено законодательно. Мы считаем, что русский народ - государствообра-
зующий и разделенный.
Русский народ обеспечивает и гарантирует все права и свободы других
народов, исторически связавших свою судьбу с русским, и всех националь-
ных меньшинств. Уважение к народу большинства - основ для уважения и к
нацменьшинствам.



ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В ПОВОЛЖСКОМ РЕГИОНЕ:
ПРАВА МЕНЬШИНСТВ
(НА ПРИМЕРЕ ПОВОЛЖСКИХ НЕМЦЕВ)



61
О.А.Кострова, Самарский педагогический
университет


Новая история знает немало примеров существования многоязычных го-
сударств. Этническая однородность в пределах государства является скорее
исключением, чем правилом. Это касается прежде всего пограничных рай-
онов, заселенных обычно смешанными этническими группами. Однако со-
временное развитие нередко приводит к тому, что и традиционно однород-
ные в этническом отношении государства становятся полиэтническими на
всей территории. Современный мир - это многоязычное и многокультурное
общество, общество, в котором реальным фактом стало признание разных
культурных традиций. Одна из самых сложных проблем, возникающих при
таком этническом переструктурировании общества - это проблема языковой
политики государства, которая способствовала бы наиболее полному взаим-
ному обогащению разнородных культурных групп.
Поволжский регион относится к традиционно многоязычным. Традици-
онно же языковая политика ориентирована либо на этнически преобладаю-
щее население (русский язык), либо на этническую автономию (Татарстан,
Мордовия, Чувашия). Малые этнические группы, не имеющие государствен-
ной автономии в составе России (немцы, поляки) или проживающие за ее
пределами (украинцы, белорусы, татары, чуваши, башкиры, эрзя и мокши на
территории Самарской области), до недавнего времени практически игнори-
ровались языковой политикой. Последствия этого процесса нередко трагично
сказываются на судьбах людей, встающих перед проблемой собственной
идентификации как личности. Особенно остро эту проблему испытывают на
себе российские, в частности поволжские немцы. Эта этническая группа под-
вергалась на территории России незаконным гонениям, что привело к утрате
родного языка в среднем поколении. Опросы студентов (этнических немцев),
обучающихся на отделении немецкого языка Самарского педагогического
университета, показывают, что их родители, как правило, не говорят на род-
ном языке, но хотят, чтобы дети этим языком владели.
Игнорирование права немецкой этнической диаспоры на пользование
родным языком не преодолено до настоящего времени. В социальном плане
это ведет к тому, что этнические немцы идентифицируют себя как русские и
чувствуют себя таковыми, даже переселившись в Германию. Это проявляется
в том, что они продолжают и в немецком языковом окружении говорить ме-
жду собой по-русски. Имеет место отрицательное отношение к бракам с
немцами: переселившись, российские немцы стремятся найти себе спутника
жизни среди «русских», что, с одной стороны, нередко усугубляет обособле-
ние в новой этнической среде, с другой же, свидетельствует о том, насколько
глубоко пустила в них корни русская ментальность. Переселяясь в Герма-


62
нию, эти люди зачастую ставят крест на собственной жизни, надеясь на бу-
дущую вторичную ассимиляцию своих детей.
Вместе с тем, история русско-немецких культурных связей в Поволжье
свидетельствует о значительном вкладе, который внесли в цивилизованный
процесс в частности в Самарской губернии немцы по происхождению. Это и
губернатор Самарской области, и первый директор публичной библиотеки
Карл Грот и многочисленные немецкие переселенцы, создававшие на терри-
тории губернии образцовые поселения. В настоящее время ощущается за-
метный интерес к Самарской области со стороны немецких инвесторов. Все
это дает право говорить о реальных шагах, направленных на преодоление
кризиса языковой политики по отношению к немецкой группе в Поволжье.
Шаги эти видятся в следующем.
1. Выйти в губернскую Думу с предложением о придании немецкому
языку статуса официального рабочего языка немцев Самарского региона с
правом ведения на нем делопроизводства в местах компактного проживания
немцев.
2. Создать в местах компактного проживания немцев (г. Отрадный, По-
хвистнево, Тольятти, Нефтегорск и села Макарьевка, Высотино, Соловьево)
классы и школы, открытые и для детей других национальностей, с углублен-
ным преподаванием немецкого языка, а также увеличить количество таких
школ и классов в Самаре.
3. Создать в Самаре международную русско-немецкую гимназию под
эгидой Самарского педагогического университета.
4. Выделить постоянную квоту в наборе на факультет немецкого языка
Самарского педагогического университета (6 человек) для российских нем-
цев.
5. Укрепить материальную базу кафедры немецкого языка современной
техникой (компьютеры, ксерокс, факс-модем) и оборудованием, необходи-
мым для учебного процесса (учебные помещения, мебель).
6. На базе кафедры немецкого языка и Информационно-методического
центра языковой подготовки «Логос» создать научно-исследовательскую
лабораторию «Полилингвизм и его роль в межкультурном и деловом обще-
нии».
7. Разработать учебные планы и программы для преподавания немецкого
языка как родного в средней школе в условиях билингвизма, а также немец-
кого языка как второго языка в рамках полилингвизма.
8. Подготовить и осуществить разнообразные курсы по изучению немец-
кого языка для населения города и области, в том числе - в рамках партнер-
ства со Штуттгартом - для специалистов, желающих овладеть немецким язы-
ком.
9. Способствовать становлению средств массовой информации на немец-
ком языке (газета, радио- и телепрограммы, детские полиэтнические журна-
лы).

63
10. Расширить сферу деятельности немецкого культурного центра «Наде-
жда», включив в нее демонстрацию художественных фильмов на немецком
языке, проведение литературных вечеров на немецком языке.
11. Периодически (один раз в три года) проводить научно-практические
конференции «Русско-немецкие культурные связи: история и современ-
ность».



РОЛЬ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «СЕМЬЯ»
В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

С.А.Невитова, медицинский психолог
Реабилитационного кризисного стацио-
нара Областного Центра социальной
помощи семье и детям


Человек имеет право быть счастливым, но не всегда у него получается это
право реализовать. Именно поэтому в Самарской области Комитетом по во-
просам семьи, материнства и детства областной Администрации была созда-
на система учреждений социальной помощи семье и детям, в которой Обла-
стной Центр «Семья» играет важную роль.
Уникальность этой системы в том, что имея широкий спектр специали-
стов: психологов, психотерапевтов, гинекологов, социальных педагогов, пе-
дагогов-валеологов, юристов, - свои услуги населению она представляет бес-
платно и анонимно. Специалисты Центра оказывают жителям Самары и об-
ласти индивидуальные и групповые консультации, которые осуществляются
в амбулаторном и стационарном режиме.
Одним из важнейших направлений социально-психологической помощи
семье, детям и подросткам является оказание психологической и психотера-
певтической помощи категориям населения перенесшим, воздействие психо-
логических стрессов. С этой целью в структуре Областного Центра «Семья»
создан Реабилитационный кризисный стационар.
Стационар состоит из двух реабилитационно-профилактических отделений
- женского и подросткового. Он предназначен для диагностики и медико-
психологической реабилитации детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет и
женщин без ограничения возраста, страдающих поведенческими расстройства-
ми пограничного круга, связанными с психологическим стрессом и расстрой-
ствами адаптации, чье состояние не требует оказания помощи в специализиро-
ванном или психиатрическом стационаре.
Пациенты в кризисный стационар поступают по направлениям:
- Городских и районных центров социальной и психологической помощи
«Семья», находящихся в каждом районе Самарской области и обладающих
64
всей информацией о ситуации в социуме, приютах, домах-интернатах и дру-
гих социальных структурах.
- После обращений по телефону доверия, в анонимный гинекологический
кабинет ОЦСП, отделы по планированию семьи.
- По информации, полученной по сводкам Скорой помощи о суицидентах
за сутки.
- По направлению профильных клиник, куда попадают пострадавшие от
насилия и после попыток самоубийств.
- Из школ, училищ, техникумов и вузов.
- Из Судебно-медицинской экспертизы и правоохранительных органов.
- Самотеком.
В Реабилитационный кризисный стационар за 1997 год обратились под-
ростки (615 человек). Они обращались по следующим проблемам: жестокое
обращение (90%); изнасилование (37%, из них 6 человек после иниста); суи-
цидальные попытки (10%); тяжелое переживание развода родителей; кон-
фликты с родителями, сверстниками, педагогами. Кроме того обращались
женщины, перенесшие аборт и другие медицинские вмешательства, оказав-
шие в тяжелых бытовых условиях после родов, а также женщины и подрост-
ки, попавшие в другие кризисные ситуации, которые повлекли за собой рас-
стройства социальной адаптации. С одной стороны, эти люди входят в груп-
пы риска по наркомании, алкоголизму, антисоциальному поведению, суици-
ду, с другой стороны, им можно оказать реальную помощь.
В течении 6 лет работы Кризисного стационара разработана и активно
осуществляется реабилитационная программа помощи людям, переживаю-
щим последствия кризисных состояний. Чаще всего мы сталкиваемся с про-
блемами, возникающими вследствие жесткого обращения к подростку со
стороны родителей и сверстников, сексуального насилия, психических травм
после смерти близких людей, попыток самоубийств.
Помощь получают до 600 пациентов в год. Средняя продолжительность
пребывания в стационаре составила от 2 до 8 недель. Ведется обязательная
работа с родителями и опекунами пациента в плане семейной терапии, осу-
ществляются тренинги коррекционной работы с психологами и социальными
работниками, направляющими нам пациентов. Оказываются юридические
консультации по вопросам охраны прав семьи, материнства и детства. При
необходимости специалисты участвуют в судебно-экспертной комиссии. От-
леживается катамнез пациентов, даются рекомендации специалистам центров
«Семья» по месту жительства клиентов для дальнейшей психологической
реабилитации, социального патронажа. Намечаются сроки повторных кон-
сультаций пациентов специалистами Кризисного стационара.
После прохождения реабилитационного курса наблюдается положитель-
ная динамика в состоянии пациентов. Это проявляется в улучшении само-
чувствия, налаживании благоприятных отношений в семье, с окружающими
людьми, отношении к миру и к себе.

65
Все это помогает территориальным центрам социальной помощи семье и
детям занять достойное место в формируемой системе социального обслужи-
вания населения, стать надежным помощником семей в решении многооб-
разных проблем, выдвигаемых жизнью.



РАБОТА САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА МЕДИЦИНСКОЙ
ПРОФИЛАКТИКИ (ОЦМП) ПО ПРОПАГАНДЕ
МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ,
ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
КАК ФАКТОР ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ИХ ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

В.Н.Мальцев, главный врач Самарского обла-
стного центра медицинской профилактики
Н.Р.Стасишена, заведующий отделением
Центра


По многим показателям здравоохранение России значительно отстает от
большинства развитых и развивающихся стран. За последние годы значи-
тельно выросла смертность во всех возрастных группах, число умерших пре-
вышает число родившихся. Высока младенческая смертность. Показатели
средней продолжительности жизни в России снизилась, люди стали умирать
более молодыми, не доживая до пенсии. Смертность 20-30 летних возросла
на 61 %. Поэтому профилактика заболеваний, гигиеническое воспитание,
пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) - это важные факторы, имеющие
наибольшую отдачу в снижении заболеваемости населения.
ОЦМП, ГЦМП, учреждения здравоохранения области проводят работу по
вопросам медицинской профилактики в соответствии с приказами МЗМП РФ
от 22.12.95 № 364 г. “О мерах по развитию медицинской профилактики в
РФ”, ГУЗО Администрации Самарской области от 17.07.96 г. № 163 “О ме-
рах по развитию медицинской профилактики в Самарской области” и УЗО
территорий области.
Работа по пропаганде медико-гигиенических знаний среди детского и
подросткового населения области проводится под организационно-
методическим руководством как ОЦМП, ГЦМП так и кабинетов медицин-
ской профилактики лечебно-профилактических учреждений районов облас-
ти.
ОЦМП имеет тесную связь с “Комитетом по материнству и детству” при
Администрации Самарской области, Центрами “Семья”, которые организо-
ваны в каждом городе и районах области, а также с Молодежными отделами
при администрациях городов области.

<<

стр. 2
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>