<<

стр. 3
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

66
Важное значение в работе по пропаганде медико-гигиенических знаний
среди детского населения области имеют планы совместной работы ОЦМП и
Главного управления образования Администрации Самарской области, кото-
рые дают возможность осуществлять в полном объеме намеченные органи-
зационно-методические мероприятия (семинары, совещания, конференции,
проведение Всемирных и Международных Дней здоровья).
Регулярная информация получаемая из Управления МВД по Самарской
области, о состоянии преступности среди детей, подростков, а также инфор-
мация от областных медицинских служб является исходным материалом для
построения программ по медицинской профилактике в городах и районах
области.
Вопросы медицинской профилактики по учебным заведениям области за-
слушивались на различных уровнях медицинской службы. В прошлом году,
например, на коллегии Главного управления здравоохранения Администра-
ции Самарской области были рассмотрены проблемы наркомании, курения и
других вредных привычек среди учащейся молодежи, заболеваемости эпиде-
мическим паротитом среди учащихся школ, ППУ и студентов вузов, заболе-
ваемости туберкулезом среди детей и подростков. На областной коллегии
ГУЗО с темой “Медицинская профилактика в деятельности ЦРБ в условиях
обязательного медицинского страхования” вопросы гигиенического обуче-
ния и воспитания детей и подростков были главными в повестке дня. ОЦМП
совместно с Главным управлением образования Самарской области в 1997
году провел 7 областных семинаров с педагогическими и медицинскими ра-
ботниками домов ребенка, школ-интернатов, вспомогательных школ, детских
домов, детских оздоровительных учреждений по вопросам гигиенического
обучения и воспитания детей. Проведено совещание с педиатрами медицин-
ской службы железной дороги по вопросам медицинской профилактики в
соответствии с планом совместной работы. Центр принимал участие в работе
1-й Международной конференции по проблемам наркомании, а также в кон-
ференции “Мир без наркотиков”, проведенной ХСД (христианским соци-
альным движением) и областным Центром молодежи. В Тольятти Центром
совместно с СИПКРО проведен семинар с валеологами по вопросам меди-
цинской профилактики, здорового образа жизни, в котором участвовало 70
педагогов.
Центр является инициатором создания в Самарской области обществен-
ных объединений, осуществляющих спортивно-оздоровительную и профи-
лактическую деятельность. По его был образован областной общественный
оздоровительный фонд “Здоровый образ жизни”. Врачи Центра принимают
участие в областных, городских совещаниях педагогов, заседаниях “круглых
столов”, выступают с докладами по вопросам ЗОЖ, полового воспитания,
против никотина, алкоголя, наркотиков, по вопросам физического воспита-
ния, против венерических и других инфекционных заболеваний.


67
Проведены мероприятия ко Дням здоровья. По области проводились
“Неделя профилактики сахарного диабета” и “Всемирная неделя против
СПИДа”. Осуществлялась пропаганда массовых профилактических приви-
вок против дифтерии, гриппа и полиомиелита.
Центр проводит социологические исследования среди учащихся школ по
отношению к табакокурению. В 1997 г. в общеобразовательных школах Жи-
гулевска проведено анкетирование по проблемам курения и антиникотино-
вой пропаганды. Главным врачом ОЦМП В.Н.Мальцевым разработан и на-
правлен на рассмотрение в Губернскую Думу проект закона “О мерах по
снижению вредного воздействия курения на население Самарской области”,
который одобрен губернатором К.А.Титовым. В основе проекта – конкрет-
ные меры защиты подрастающего поколения от курения. Разработана целе-
вая программа по преодолению курения в Самарской области на 1998-2000
годы, создана региональная группа мониторинга вредных привычек среди
детей и подростков. Разработаны программа с учебными заведениями облас-
ти по борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, предложения
для областной целевой программы “Вакцинопрофилактика”.
Центр имеет свою фильмотеку с возможностью тиражирования фильмов
и клипов. В лечебно-профилактические учреждения области внедряется ком-
пьютерная программа “ЭСКИЗ” по профилактике неинфекционных заболе-
ваний и мониторинга уровней здоровья. Большое внимание уделяется со-
трудничеству со средствами массовой информации. Передачи по радио и
телевидению проводятся с учетом сезонной заболеваемости, эпидемиологи-
ческой обстановки, актуальных проблем здравоохранения. В 1997 г. прове-
дено 202 передачи по областному радио, по местным радиопрограммам в
городах и сельских районах области было 3502 передачи. По телевидению
подготовлено 597 передач (в т.ч. 5 “круглых столов” и серийных передач).
Организованы серии передач в рамках Национальных дней иммунизации
детей против полиомиелита. В газете “Волжская коммуна” помещено 158
статей по различным вопросам охраны здоровья, 15 страниц под рубрикой
“Лучше быть здоровым”.
В области в 1997 году функционировало 440 “Школ здоровья”, из них
школ материнства - 216, школы для беременных - 126, школы для родителей
- 86, школы для отцовства - 30, кабинетов психопрофилактической подготов-
ки - 158. Кроме того, было 8 школ для больных бронхиальной астмой (Аст-
ма-школа), 7 - для больных сахарным диабетом. Центр осуществлял органи-
зационно-методическую работу и контроль родовспомогательных учрежде-
ний по медико-гигиеническому обучению и формированию основ здорового
образа жизни женского населения области. Во всех сельских районах при
ЦРБ в роддомах, в женских и детских консультациях, амбулаториях органи-
зованы школы молодых матерей, школы беременных, школы отцовства, ка-
бинеты психопрофилактической подготовки к родам, кабинеты планирова-
ния семьи. В 7 сельских районах области при ЗАГСах открыты клубы “Мо-

68
лодая семья”. В г. Самаре в женской консультации работает кабинет прена-
тальной диагностики. В области внедрена новая система обучения беремен-
ных по программе Российской Федерации “Безопасное материнство” по “Ир-
ландской методики” с использованием видеокассет специального назначения
с музыкальным сопровождением.
В области работает 10 кабинетов по детской гинекологии для раннего вы-
явления факторов риска заболеваний и повышения санитарной культуры
среди девочек - подростков. В сотрудничестве с управлением народного об-
разования и духовенством среди учащихся проведены семинары по профи-
лактике ВИЧ-инфекции, наркомании, проституции в рамках “Иоанновские
чтения о нравственности”. Принято участие в проведении конференций, се-
минаров, совещаний по профилактике ВИЧ-инфекций, вопросам здорового
образа жизни среди старшеклассников, психологов, социологов, педагогов г.
Самары, Тольятти, для родителей детей, состоящих на учете в комнатах ми-
лиции (совместно со службой УВД), руководителей ПТУ № 25 и пр. Центр
оказывает помощь по вопросам медицинской профилактики специалистам
стоматологической службы в общеобразовательных школах, ПУ, работает
совместно с областной кожно-венерологической службой по медицинской
профилактике.
Центром были выпущены красочные буклеты: “Ваша интимная жизнь не-
прикосновенна”. Роздано более 5 тысяч буклетов. Каждый пациент, посе-
щающий впервые СОКВД, получал памятку “Как не заболеть венерическими
болезнями”, а каждый подросток - памятку “Подростку о половых инфекци-
ях”, бесплатно раздавались презервативы. Профилактика вензаболеваний
проводилась также с помощью видеофильмов.
Совместно с другими организациями проведены семинары по валеологии,
дородовой педагогике (программа “СОНАТАЛ”, оптимизации психофизио-
логического развития плода посредством музыкального воздействия, акаде-
мика М.Л.Лазарева). Перед началом учебного года в области традиционно
проводятся конференции педагогических работников, разработаны информа-
ционно-методические рекомендации по медицинской профилактике туберку-
леза, вензаболеваниий, по геморрагической лихорадке, дифтерии, ОКЗ, паро-
титу, гриппу и ОРВИ и пр. Проводятся комплексные проверки, во время ко-
торых одновременно проверяются все учебные заведения города или района
области. По итогам проверок составляются сводные справки с рекоменда-
тельными предложениями. Разработаны примерные планы работ по меди-
цинской профилактике для здравпунктов школ, школ интернатов, колледжей,
ПТУ, техникумов и вузов. В каждом городе области организованы показа-
тельные школы по вопросам гигиенического воспитания учащихся. Совмест-
но с администрацией Самарского района проведена родительская конферен-
ция по вопросам профилактики вредных привычек и формировании здорово-
го образа жизни у учащихся. Центр участвует в семинаре с медицинскими

69
работниками детских оздоровительных центров, который проводится перед
началом оздоровительного сезона. Подготовлен “Примерный план работы
детского оздоровительного учреждения по гигиеническому воспитанию и
пропаганде ЗОЖ среди детей и подростков, роздана наглядно-
просветительная литература. В оздоровительных учреждениях проводятся
праздники “Нептуна”, “День здоровья”, конкурсы, соревнования, туристиче-
ские эстафеты.




ОПЫТ РАБОТЫ
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ГОРОДА САМАРЫ
С ПРАВОЗАЩИТНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Л.Г.Кузьмина, ведущий методист ОПЦ


Общественно-политический центр г. Самары открыт в 1992 году с целью
содействия развитию гражданского общества.
В этот период организуются многочисленные политические партии, об-
щественно-политические движения, общественные объединения, националь-
но-культурные центры.
В ОПЦ изучают и обобщают опыт работы общественных объединений,
оказывают им информационную, консультационную, организационную по-
мощь.
В той или иной форме, мы связаны с 20 правозащитными объединениями.
Мы считаем, что правозащитными являются объединения, ставящие своей
целью реализацию и защиту гражданских, политических, экономических
прав и свобод граждан. Очень условно мы разделили их следующим образом:
женские, детские, инвалидов, ветеранские, участников Великой Отечествен-
ной Войны и участников войн в зонах межнациональных и международных
конфликтов, движения матерей в защиту сыновей-солдат, объединения в за-
щиту прав заключенных, прав участников экстремальных событий (атомные
испытания и аварии, межнациональные конфликты - беженцы и т.д.), про-
фессиональные организации. Повторяю, мы осознаем всю условность границ
такого деления.
Нам бы хотелось остановиться на некоторых практических сторонах дея-
тельности правозащитных объединений.
1. Проблема “технологии” работы общественных объединений.
Несколько лет приходится наблюдать картину: некая группа лиц видит
проблему, создает общественное объединение, идет с этой проблемой в не-

70
кую инстанцию или по инстанциям, предлагая им ее решить. “Инстанция”
объясняет, почему проблему не может решить сейчас или в ближайшее вре-
мя. Диалог общественного объединения и инстанции затягивается, порой на
долгие годы.
Результат:
а) конфликт общественного объединения и “инстанции”;
б) “инстанция” создает “свою” организацию для решения проблемы: кон-
фликт выходит на новый уровень. Упреки о “карманных” организациях мы
слышали на Конференции.
Хотя первоначально казалось все просто: общественное объединение соз-
дается именно для поиска и осуществления лучшего способа решения про-
блемы, которую потом пытаются переложить на "инстанцию" . Вывод: часто
проблемы, имеющие место в общественной организации, - это проблемы са-
мой организации, “технологии” ее работы.
Таким образом, очевидно, что многие общественные объединения надо
учить умению наладить эффективную работу, а лидерам и активистам иметь
добрую волю учиться, как построить работоспособное общественное объе-
динение.
2. Население.
Иногда кажется, что население пребывает в абсолютном правовом вакуу-
ме. Есть объективные причины такого состояния. Прекрасно, что Региональ-
ный правозащитный центр проводит бесплатные юридические консультации,
они безусловно нужны, однако это только часть проблемы. До половины
пришедших в Центр обращаются не по адресу, чаще всего от незнания того,
где и как решить свою проблему. Поэтому очевидно, что для населения нуж-
ны программы информационные, просветительские, издательские, обучаю-
щие.
3. Власть.
Когда-то несколько общественных объединений предложили команде мэ-
ра О.Сысуева тему круглого стола - “Общественные объединения и власть” и
даже было получено согласие, составлена программа. В силу известных при-
чин осуществить это не удалось. Жить вместе мы обречены, и любой диалог
лучше противостояния. Таким образом, еще один практический вывод - нам
нужны программы взаимодействия власти и общественных объединений,
кажется, время для этого пришло, и мы все нуждаемся в конструктивном
диалоге. Дополнением к нему могла бы стать поддержка со стороны админи-
страций (путем выделения грантов) некоторых общественных объединений.
Это вполне позволило бы снять часть существующих “напряжений” между
ними и властью.




71
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

Г.П.Степанов, заведующий юридическим
отделом Федерации профсоюзов Самар-
ской области, член союза юристов


Конституция РФ 1993 года п. 4 ст. 37 закрепила право на индивидуальные
и коллективные трудовые споры с использованием установленных Феде-
ральным Законом способов их разрешения, включая право на забастовку,
впервые придав ему уровень одного из основных конституционных прав
граждан.
Право на трудовые споры реализуется субъектом индивидуальных прав в
порядке, установленном для их разрешения.
Общее право граждан на защиту своих прав предусмотрено ст. 45 и 46
Конституции РФ.
В соответствии со ст. 45 Конституции гарантируется государственная за-
щита прав гражданина.
Ст. 46 Конституции каждому гарантирует судебную защиту его прав и
свобод.
Трудовое законодательство обеспечивает защиту прав работников как с
помощью суда, так и особых (досудебных) органов, создаваемых исключи-
тельно с целью разрешения трудовых споров.
Принципы рассмотрения трудовых споров - это положения, лежащие в
основе установления и применения процедуры их разрешения.
Основные: обеспечение защиты трудовых прав работников (равенство
сторон перед законом), демократизм (участие представителей работников),
доступность, бесплатность, быстрота обеспечения законности, обеспечение
реального исполнения решений по трудовым спорам, ответственность долж-
ностных лиц за неисполнение таких решений и др.
Органами по рассмотрению трудовых споров являются КТС, суды, ст.ст.
201-221 КЗоТ РФ.
Соблюдение законности – важная гарантия охраны прав и законных инте-
ресов граждан.
Любое нарушение закона наносит моральный, материальный вред работ-
нику, подрывается авторитет должностных лиц и в какой-то степени, госу-
дарства.
По Конституции каждый имеет право на квалифицированную судебную
защиту, но практически по трудовым делам в судах работников некому за-
щищать, т.к. не каждый может нанять адвоката, услуги которого очень доро-
гие. По существу, единственным органом, который защищает бесплатно, яв-
ляется профсоюз.

72
Так будет продолжаться до тех пор, пока государство наряду с Конститу-
ционным правом на судебную защиту не создаст трудовую правовую службу
(адвокатуру), как это делается в цивилизованных государствах (простому
работнику адвокат недоступен). Мы считаем - это основная проблема госу-
дарства, которую необходимо решить.
Необходимо ускорить принятие Закона об адвокатуре.
Вторая проблема рассмотрения индивидуальных трудовых споров заклю-
чается в отсутствии Федерального Закона о порядке рассмотрения трудовых
споров, есть только соответствующий раздел в КЗоТ РФ.
Существует немало нерешенных проблем в организации деятельности
традиционных структур по защите прав и свобод гражданина.
На многих предприятиях КТС не создана, а если и создана, то по ряду
причин не работает.
В системе обеспечения прав человека во всем отдается предпочтение су-
дебным органам.
Согласно Пакту о гражданских правах государства его участники обязаны
развивать именно средства судебной защиты.
В орбиту деятельности судов общей юрисдикции в той или иной степени,
связанной с правами человека, вовлекается миллионы людей.
В 1997 году судами Российской Федерации рассмотрено более 1,3 млн.
судебных исков по трудовым делам.
В Самарской области - более 17 тысяч дел. В основном иски удовлетво-
рены.
Основные нарушения: задержка выплаты заработной платы, незаконные
увольнения, вынужденные неоплачиваемые отпуска, нарушения прав жен-
щин и несовершеннолетних и другие.
Нагрузка на одного судью чрезмерно высока. Это не может не отражаться
на качестве и оперативности рассмотрения дел. Для расширения возможно-
стей судебной защиты прав человека назрела необходимость организации
системы специализированных судов, которых обеспечат реализацию права
на судебную защиту и сокращение сроков рассмотрения дел.
Для усиления правовой и экономической защищенности требуется уско-
рить принятие изменений и дополнений в Кодекс об административных пра-
вонарушениях и в УК РФ, предусматривающих усиление административной
ответственности и восстановления ответственности за существенное нару-
шение трудовых прав граждан, в том числе в области оплаты труда.
Считаем необходимым впредь до принятия нового КЗоТа РФ внести из-
менения в трудовое законодательство об установлении морального вреда за
задержку выплаты заработной платы.
Недостаточно четко в Законодательстве излагается ответственность
должностных лиц. Так в ст. 214 КЗоТ РФ указано явное нарушение закона,
однако понятие явного нарушения закона в трудовом законодательстве не
определено, а регулируется это судебной практикой.

73
В результате во многих случаях должностные лица, виновные в незакон-
ном увольнении или переводе не другую работу работника, остаются безна-
казанными.
Хорошие законы приняты об исполнительном производстве и судебных
приставах, но они, по существу, не работают из-за тяжелого финансового
положения государства.
Надеемся, что государство ускорит их реальную реализацию и формиро-
вание службы судебных приставов.
И, наконец, безусловно назрела необходимость принятия нового ГПК РФ.




ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Н.В.Позняков, начальник Жигулевской ВК,
полковник внутренней службы

Степень ограничения и упразднения прав
человека в местах заключения - один из
верных показателей состояния и демократии
в обществе.
Белая книга России. Международное обще-
ство прав человека.1994 г.С.123


В соответствии с требованиями ст. 17 Конституции РФ, ст.10, главой 17
УИК РФ в учреждении проводится целенаправленная работа по осуществле-
нию прав несовершеннолетних правонарушителей.
В связи с растущей криминогенностью, усилением влияния факторов пе-
рестройки системы образования, социальной сферы, рынка труда на опреде-
ленную часть молодежи социально-интеллектуальные характеристики по-
ступающего в ЖВК контингента имеют тенденции к снижению. Несколько
растет число сирот, социальных сирот, неграмотных подростков с задержка-
ми в умственном развитии, а также до осуждения употреблявших наркотиче-
ские и одурманивающие средства.
Работа по реализации права на получение информации о своих правах и
обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом наказа-
ния проводится на этапе карантина в течение до 10 дней, куда осужденные
помещаются сразу после прибытия из следственного изолятора. В работу
вовлечены представители всех служб, используются наглядные и техниче-
ские средства. Большую убедительность в возможности реализации прав да-

74
ют встречи прибывших с активом осужденных, экскурсии по учреждению,
беседы с осужденными.
Право осужденного на вежливое обращение со стороны персонала гаран-
тированное исключение жестокого или унижающего человеческое достоин-
ство обращение обеспечивается системой работы с сотрудниками по различ-
ным направлениям, а практическая реализация этого права является показа-
телем профессиональных качеств сотрудников и критерием возможности или
невозможности их использования в работе с осужденными. Контроль обес-
печивается администрацией ВК, органами прокуратуры, родственниками,
общественностью. Меры принуждения применяются только после объектив-
ного расследования, наличия объяснения и по результатам беседы с наруши-
телем.
Никаких медицинских или иных опытов, тем более ставящих под угрозу
жизнь и здоровье осужденных, не проводится. В колонии, несмотря на целе-
вое финансирование только на зарплату, с ноября по апрель дополнительно к
рациону дается свежий лук, по возможности огурцы, помидоры, др. овощи, в
т.ч. из теплиц подсобного хозяйства.
В колонии заведена и функционирует система реализации права осужден-
ного обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администра-
ции учреждения, в УИН, органы прокуратуры и т.д. Начальником УИН уста-
новлена и осуществляется прямая линия каждый понедельник с 16 до
17,которая позволяет любому осужденному задать вопрос и пожаловаться
начальнику управления; такая же возможность по связи с курирующим
прокурором по надзору. Беспрепятственно реализуются возможности осуж-
денных обращаться письменно. Раз в полугодие по графику все руководство
УИН с выездом на место проводит день вопросов и ответов в ЖВК, что ис-
ключает как сокрытие недостатков, так и лишение права обращения осуж-
денных со своими проблемами.
В колонии реализуются права осужденных на охрану здоровья, включая
получение первичной медико-санитарной и специализированной медицин-
ской помощи с использованием амбулаторно-поликлинических или стацио-
нарных условий, психологической лаборатории, так и возможностей межоб-
ластной соматической больницы (ИК-9), а также в соответствии с законода-
тельством РФ на социальное обеспечение, получение юридической помощи,
личную безопасность. В целях реализации права на свободу совести и свобо-
ду вероисповеданий в колонии построена и функционирует православная
церковь. Во исполнение права осужденных на получение образования, про-
фессии, трудовых навыков в колонии функционируют школа, ПТУ, УКП
(учебно-курсовой пункт).
Деятельность по реализации прав осужденных способствует формирова-
нию правопослушного поведения, снижению нарушений, добровольному


75
признанию ранее совершенных преступлений и в итоге более 80 освобожда-
ется досрочно.



ГУМАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЙ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА
ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОБСТАНОВКИ В МЕСТАХ
ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

М.Б.Декатов, ГУИН МЮ РФ


Проблема гуманизации условий отбывания наказаний становилась ощу-
тимее, острее по мере роста преступности, переполняемости существовав-
ших мест лишения свободы. На этом фоне в недалеком прошлом нашей рос-
сийской пенитенциарной системы осужденный оказывался практически бес-
правным при наличии того количества неразумных ограничений, которые
унижали его человеческое достоинство. Ограничения в переписке, лишение
свиданий с родными и другие подобные меры отдаляли осужденными и со-
трудниками, обязанными работать по этой системе, а природная большая
склонность человека ко злу увеличивала этот барьер - осужденный замыкал-
ся в себе, скрывая в себе подлинные намерения. В свою очередь отрицатель-
но сказывалось на состоянии правопорядка в местах лишения свободы.
Назрела необходимость срочного пересмотра приоритетов во взаимоот-
ношении между администрацией и осужденными.
Один из первых шагов ГУИН на пути выхода из этой ситуации, и как по-
казало время. очень правильных шагов. стала дифференциация условий от-
бывания наказаний. Наиболее опасная в криминальном отношении часть
осужденных была изолирована в созданные для этой цели локально-
профилактические участки. Теперь большинство отбывающих наказание ис-
пытывают меньшее воздействие со стороны тех, кто следует традициям пре-
ступной среды. Законодательные и ведомственные акты стали пересматри-
ваться в сторону уважения прав личности осужденного. У администрации
появился большой набор средств поощрительного характера. Свидания, от-
пуска, в том числе и с выездом, и другие меры позволили сотрудникам учре-
ждений стимулировать у осужденных законопослушное поведение.
В дополнение к этому Главное управление исполнения наказаний отстоя-
ло в Конституционном суде право осужденных на сохранение за ними жилья,
которого они раньше лишались практически сразу после осуждения к лише-
нию свободы, право на получение пенсии в колониях теми. кто ее уже зара-
ботал. Работа в местах лишения свободы теперь засчитывается в общий тру-
довой стаж. Этот переход от карательных мер к мерам стимулирующим. по-
зволили не только сохранить стабильность. но и улучшить оперативную об-

76
становку. Снижение количества правонарушений в местах лишения свободы
говорит само за себя. Стала заметно меняться и психология отношений со-
трудников мест лишения свободы и осужденными. Этому же стали способст-
вовать и родительские конференции, спортивные встречи осужденных раз-
личных колоний по спорту, концерты, смотры художественной самодеятель-
ности и другие подобные формы.
Одно из самых перспективных направлений реформирования пенитенци-
арной системы является дальнейшее развитие и укрепление психологической
службы. Сегодня нам очень бы помогла информация об опыте пенитенциар-
ных учреждений европейских стран в этом плане. На сегодня практические
лаборатории. которые по мере финансовой возможности мы оснащаем соот-
ветствующей техникой. Сегодня для этой службы в условиях, реформы сис-
темы исполнения наказаний приоритетной является задача формирования
психологической независимости и стрессоустойчивости сотрудников. кото-
рые работают в условиях осложненных воздействием эмоциональных и фи-
зических стрессирующих факторов, как на службе так и в большинстве слу-
чаев в быту, где вместе со всеми они переживают и сложности реформирова-
ния самой государственной системы.
К сожалению, пока в работе сотрудника нашей системы существует
сверхнормативность, то есть противоречие между объемом работы и време-
нем ее выполнения. Об этом говорят цифры: соотношение между общим ко-
личеством сотрудников колонии и осужденными 1:6, а соотношение сотруд-
ников. работающих в непосредственном контакте с осужденными 1:10. А
если к этому добавить пока стойкий внутренний психологический конфликт,
то вполне естественно, что большинство сотрудников не считают свой труд
как творческий, приносящий удовлетворение. При отсутствии мер компенси-
рующего характера наступает снижение работоспособности, стрессоустойчи-
вости. личностной тревожности. Такие меры принимаются как на государст-
венном уровне так и руководством на местах. Недавнее законодательное вве-
дение льготной выслуги лет для назначения пенсии (три дня службы за четы-
ре), частичное увеличение должностных окладов приостановило с 1995 года
наметившуюся текучесть кадров и соответствующий рост нагрузки на со-
трудников. К мерам компенсирующего характера следует отнести и систему
морального и материального стимулирования каждого сотрудника за кон-
кретные результаты и качество его служебной деятельности. В этих целях
были разработаны критерии показателей уровня профессиональной компе-
тентности сотрудников всех служб. Большое внимание уделяем выработке у
сотрудников навыков разрешения острых ситуаций.
Ежегодные конкурсы профессионального мастерства по всем направле-
ниям деятельности также оказывают свое положительное воздействие на по-
вышение работоспособности, профессиональной самостоятельности сотруд-
ников, на пересмотр своей благоустроенности работой. Существенную роль в
этом плане мы отводим и различным ритуалам.

77
Это ежегодные фестивали лучших представителей колоний, это и ритуал
проводов на пенсию. совмещенный с ритуалом принятия в коллектив моло-
дых сотрудников. Эти и другие ритуалы, кроме вышеперечисленных мер по-
ощрения, выполняют и другую существенную роль в формировании такой
ценности, как гордость принадлежностью к системе, в которой работает со-
трудник. Изучение влияния всех перечисленных факторов на состояние мо-
рально-психологического климата среди сотрудников, выработка рекоменда-
ций по их совершенствованию - эти задачи мы сегодня стараемся решать уже
не на ощупь, а с помощью психологической службы. Итог этой работы в ус-
ловиях реформирования системы исполнения наказаний оказывает также
положительное влияние на оздоровление обстановки в местах лишения сво-
боды.
Однако все перечисленные меры гуманизации условий отбывания наказа-
ния сами по себе кардинально не меняют сути человека, отбывающего нака-
зание. Поскольку преступность является также моральной и духовной про-
блемой, с ней надо бороться тем же оружием, имея в виду духовное воздей-
ствие и на осужденного с целью переосмысления последним своего образа
жизни. Сейчас обычным уже стало слово «духовность», но мало кто напол-
няет его конкретным содержанием, потому что смысл этого понятия вне хри-
стианского мировоззрения неупотребим.
Серьезным достижением гуманизации условий отбывания наказаний яв-
ляется гарантирование осужденным изолированным от общества свободы и
вероисповедания. В шести колониях оборудованы молельные комнаты сами-
ми осужденными. В четырех подразделениях они в стадии оформления.
Принято решение о строительстве часовен руководством ИТК-10 и ИТК-16
по предварительному согласованию с осужденными. В текущем году епи-
скопом Самарским и Сызранским Сергием и начальником УИН УВД Самар-
ской области В.Ф.Сазоновым утвержден план взаимодействия Епархии и
УИН в деле возрождения духовности как у оступившихся людей, так и у со-
трудников. Все колонии закреплены за различными приходами, настоятели
которых часто выступают с проповедническими беседами в колониях. Ана-
лиз дисциплинарной практики среди осужденных - прихожан часовни ИТК-6
свидетельствует только о положительном воздействии религии. Так 40 %
постоянных прихожан этой часовни в текущем году судимых и за тяжкие
преступления сняли все имеющиеся у них наказания и имеют в основном
поощрения.
Осужденным в проповедях объясняется, что кара за преступление имеет
значение меры принудительной, удерживающей человека от зла насильно.
Наконец, наказание - это предостережение других от тех и других подобных
преступлений. Голому материальному интересу и его последствиям: злобе,
похоти, лжи и другим разрушительным страстям священнослужители проти-
вопоставляют духовные ценности. На уровне государства сегодня мы ждем
четкого законодательного толкования вопросов взаимодействия ИТУ с рели-

78
гиозными организациями, определенности в понятии о тоталитарных сектах.
Так как именно эти секты сегодня проявляют настойчивость в допуске к
осужденным. Да это и понятно. Россия после долгого плена атеизма встала
перед возможностью возврата к духовности своих предков и ей в этом стре-
мятся помешать, предлагая ложные ценности.
Впереди решение более сложных задач в соответствии с концепцией
дальнейшего реформирования системы исполнения наказания в России.




ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЬЕМ ДЕТЕЙ–СИРОТ
И ДЕТЕЙ–ИНВАЛИДОВ

Заявление Региональной общественной
организации «Росток»


Сфера деятельности организации – обеспечение жильем детей-сирот, не
имеющих родителей, улучшение жилищных условий детей-сирот и детей-
инвалидов. Механизм реализации: строить коммунальное и благоустроенное
жилье для детей-инвалидов и детей-сирот на деньги, полученные от пред-
принимательской деятельности организации, членские взносы, благотвори-
тельные пожертвования, спонсорство.
Нельзя спасти человечество, не любя человека.
В нашей стране много социально не защищенных групп населения. Госу-
дарственные и муниципальные органы, общественные организации пытаются
решить и решают многие проблемы, которые возникают у людей отнесенных
к этим группам.
На фоне многих других проблем у государства остается не решенной
проблема обеспечения жильем детей-инвалидов и детей-сирот. На практике
этот вопрос решается, в основном, распределением детей-сирот по общежи-
тиям, а дети-инвалиды живут в домах не приспособленных для их свободно-
го передвижения. По статистическим данным детей-сирот в России 424 ты-
сячи. Однако сироты в прямом смысле этого слова, то есть дети, не имеющие
родителей, составляют в настоящее время лишь 3-5% от общего числа детей,
находящихся на попечении государства. Основная масса - социальные сиро-
ты, то есть дети, оставшиеся при живых родителях без заботы и опеки.
Как правило, ребенок-сирота изначально помещается в одно из государ-
ственных учреждений, обычно в дом ребенка или дошкольный детский дом.
Затем, в зависимости от уровня физического и умственного развития, нали-
чия родственников или желающих усыновить, чиновники отдела опеки и
попечительства при местной администрации определяют его судьбу.
79
Созданная нами общественная организация будет помогать государствен-
ным и муниципальным органам решать трудную, но важную задачу - пред-
ставление жилья детям, не имеющим родителей.
Реализовывать тот объективный потенциал, которым располагают наши
банки и коммерческие структуры в области благотворительности, в настоя-
щий момент, достаточно сложно. Многое будет зависеть от систематической
и продуманной деятельности по фандрайзингу членов нашей организации и
от того, насколько успешными окажутся реформаторские преобразования в
экономике, политике, социальной сфере и законодательстве в нашей стране.
Цель создания нашей организации – не только прямая благотворительная
деятельность (облегчение страданий сию минуту), но также вложение денег
таким образом, чтобы условия, вызвавшие эти страдания, не могли возник-
нуть снова.
Внимание членов нашей организации направлено не только на помощь
бездомным детям и детям-инвалидам сегодня, но и на будущее: надо прило-
жить все силы, чтобы завтра дети не остались без крыши над головой. Чело-
век может не иметь машины, дачи, роскошной одежды, хорошей пищи,
большой зарплаты, но гарантированную крышу над головой он должен иметь
всегда.
Помимо строительства жилых домов наша организация намерена постро-
ить детский спортивно-оздоровительного комплекс для создания благопри-
ятной атмосферы и эффективного открытого общения между собой детей-
инвалидов и детей-сирот. Для более всестороннего и гармоничного развития
и реализации духовных возможностей детей-инвалидов и детей сирот в даль-
нейшем планируется и строительство специального храма.




О СОЗДАНИИ ЦЕНТРА ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ФИЗИЧЕСКИХ
И СЕКСУАЛЬНЫХ НАСИЛИЙ

Заявление Региональной общественной
организации «Защита»


Сфера деятельности: оказание комплексной помощи людям, подвергшим-
ся насилию, реабилитация и интеграция жертв физических и сексуальных
насилий в обществе. Механизм реализации: создание комплексных программ
по физической, духовной и психологической реабилитации, правовая защита

80
лиц, подвергшихся насилию, в судах и органах следствия, профилактические
мероприятия, создание спортивной базы по самообороне на деньги, получен-
ные от предпринимательской деятельности, членские взносы, благотвори-
тельные пожертвования.
Основа Бытия есть величие двух Начал. Как же возможно умаление одно-
го из них?
Большое значение в современных условиях приобретает проблема защи-
щенности людей от различного рода психического, физического и сексуаль-
ного насилия. Возникает необходимость создания Центра по оказанию ком-
плексной помощи со стороны психологов, юристов, врачей, священников и
других специалистов, которые будут способствовать более успешному и уве-
ренному преодолению психической и физической дисгармонии.
Значительная доля физического и психического воздействия приходится
на слабую часть общества - женщин и детей. Обладая внешней выдержкой и
терпением, женщины стараются претерпевать неприятности самостоятельно.
Часто, боясь огласки и осуждения знакомых и близких, женщины не хотят о
случившимся заявить следствию, не желают сообщить об этом специалистам,
а порой просто не знают, куда им обратиться. Вопросы бывают настолько
тонкие и интимные, что не каждая женщина может поделиться с близкими и
родными, боясь нарушить или испортить отношения в семье.
Вот здесь и необходим Центр реабилитации, который поможет, по жела-
нию пострадавшего, оказать ту профессиональную помощь, которая необхо-
дима в трудную минуту. Так как насилие и жесткое обращение оставляют
неизгладимый след в душах жертв, поэтому людям часто нужна помощь
священника-духовника или наставника. Также важной задачей Центра будет
профилактика и предупреждение возможных насильственных воздействий на
жизнь и здоровье человека. Для воспитания чувства уверенности и возмож-
ности защитить себя в сложной ситуации на базе Центра предполагается соз-
дание группы по обучению самообороне, а также оказание консультативной
помощи с целью предотвращения психического и физического насилия.
Помощь может быть оказана, по желанию пострадавшего, анонимно.
СЕКЦИЯ

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ




81
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДО-
РОВЬЯ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

С.И.Винокурова, зав. лабораторией Цен-
тра профессионального образования г. Са-
мары.
Н.Ю.Посталюк, директор Центра профес-
сионального образования г.Самары, доктор
педагогических наук, профессор


Социально-экономические преобразования приводят к изменениям соци-
альной структуры, резко увеличивается неравенство жизненных шансов. В
этих условиях люди с ограниченными возможностями здоровья становятся
наиболее уязвимой категорией общества. Запрещения или ограничения на
ряд работ, жесткие условия рынка труда лишают возможности трудоустро-
иться, порождают чувство собственной ненужности, изолируют инвалида от
жизни в обществе. Для преодоления социальной дезадаптации, возникшей в
результате отношений в психическом либо физическом развитии, нужна
профессионально-трудовая подготовка.
Изменения социально-экономических условий в России, демократизация
социальных структур и институтов, переход к рыночным отношениям влекут
перестройку образования в целом. Наряду с общими задачами разработки
государственного образовательного стандарта и программы непрерывной
многоуровневой подготовки специалистов, актуализируется проблема про-
фессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями здо-
ровья. Без решения данного вопроса нельзя говорить о гуманизации образо-
вания как ключевом компоненте открытого общества.
На фоне роста числа детей с проблемами в развитии и детей-инвалидов в
Самарском регионе задача их профессиональной реабилитации усложняется,
во-первых, неудовлетворительным уровнем профессионального образования,
узкой квалификацией и массовой безработицей среди выпускников коррек-
ционных школ. Во-вторых, весьма актуален кадровый вопрос. Сегодня в ре-
гионе нет кадрового потенциала для профессиональной реабилитации, его
предстоит сформировать. Очевидно, что система профессионального образо-
вания в России нуждается в изменениях, которые приблизили бы ее к циви-
лизованному пути развития. Поэтому одной из приоритетных задач профес-
сионального образования должно стать создание для детей с ограниченными
возможностями здоровья условий получения ими профессионального обра-
зования и соответствующей квалификации. Профессиональная реабилитация

82
предполагает не только психолого-педагогическую экспертизу профессио-
нальных способностей ребенка и профориентацию, но обеспечение соответ-
ствующей трудовой и профессиональной подготовки, повышающей конку-
рентоспособность человека, способствующей раскрытию личностных ресур-
сов, самореализации и рациональному определению на рынке труда. Профес-
сиональное самоопределение детей и молодежи с ограниченными возможно-
стями здоровья является необходимым условием их интеграции в общество,
формирования независимости. Обеспечение трудовой занятости инвалидов в
условиях рыночной экономики - межведомственная проблема, и в первую
очередь она должна решаться государственными учреждениями системы
образования, труда и социального развития. Важную роль в этом может сыг-
рать институт частного предпринимательства, благотворительные фонды,
неправительственные организации, ассоциации инвалидов и другие негосу-
дарственные инициативы. В России и регионе уже проделаны первые прак-
тические шаги в области профессиональной реабилитации в отдельных кор-
рекционных школах, профессиональных училищах, социально-
реабилитационных центрах. Однако острота данной проблемы требует го-
раздо более активной научно-исследовательской работы, инновационной
практико-педагогической деятельности.
Создание региональной системы профессиональной реабилитации детей и
молодежи с ограниченными возможностями здоровья способствует, с одной
стороны, реализации конституционного права граждан на получение бес-
платного образования в пределах специального государственного образова-
тельного стандарта, с другой стороны - развитию таких культурных ценно-
стей гражданского общества, как толерантность, уважение человеческого
достоинства, гуманизм, равенство прав, независимость. А это уже признаки
нравственного здоровья общества.




ПРЕПОДАВАНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Г.Зеленова, заведующая Муниципальным
дошкольным образовательным учреждени-
ем (МДОУ) № 401 г.Самары

Детский сад № 401 является членом общественной секции: “Права ребенка”
при Московском международном фонде содействия ЮНЕСКО, сотрудничает в
этих вопросах с СИПКРО (Самарский институт повышения квалификации ра-
ботников образования).


83
Дети - гости настоящего и хозяева будущего.
В.Г.Белинский

В нашем образовательном учреждении создана модель работы по обуче-
нию правам детей в системе дошкольного образования.
Будущее каждого народа, страны зависит от того, в каком положении на-
ходятся их дети сегодня. Обеспокоенное бедственным положением детей во
многих регионах мира, мировое сообщество приняло ряд документов, в пер-
вую очередь Конвенцию о правах ребенка. Конвенцию подписали многие
страны, в том числе и Россия. Об этом документе должны знать все дети ми-
ра. Государства, подписавшие Конвенцию, приняли обязательство довести до
сведения как взрослых, так и детей ее принципы и положения (это записано в
статье 42 Конвенции). К сожалению, эта важная статья не выполняется. Если
государственная образовательная машина оказалась слишком неповоротли-
вой в этом вопросе, инициативу должна развиваться на местах.
Поэтому работники детского сада решили рассказать детям и родителям о
Конвенции, чтобы сделать понятным важность этого с виду сухого юридиче-
ского документа. Конвенция задает высокую планку, которую нелегко пре-
одолеть даже стабильным развитым странам. В этой связи возникает вопрос:
почему именно сейчас, в тяжелое для России время необходимо обратиться
именно к этому документу? Это произошло по двум основным причинам. Во
первых, наша страна строит новое правовое государство. В силу этого оно
должно максимально стремиться к законодательной и практической реализа-
ции основных прав человека и, в частности, ребенка. Во-вторых, положение
детей в России оценивается как бедственное, требующее серьезного внима-
ния всех государственных структур. Специалистами отмечается падение ро-
ждаемости, резкое ухудшение уровня и качества жизни, здоровья детей.
Работу по ознакомлению детей со своими правами мы начали с сентября
1996 г. трем направлениям: работа с кадрами, детьми и родителями.
В проведении эксперимента участвовали воспитатели подготовительных
групп Л.М.Селезнева, А.М.Скуба. Знакомя с Конвенцией, мы использовали
различные формы работы, беседы с детьми проводились индивидуально, по
подгруппами, фронтальным способом. Один раз в неделю во вторую полови-
ну дня дети собирались вместе и воспитатели вели рассказ о том, что в нашей
жизни существует «три кита» цивилизованного человеческого общежития.
Их названия - свобода, равенство, братство. Детям говорят о том, что в каж-
дой стране свои законы, но основные правовые требования, которым обязаны
подчиниться все (или почти все) государства прописаны во Всеобщей Декла-
рации прав человека. Воспитатели сообщают детям о том, что каждый поя-
вившийся на свет человек называется «дитя мира», он принадлежит всему
человечеству. А также о том, что ребенком является каждое человеческое
существо до достижения 18-летнего возраста. У каждого ребенка, кроме ми-
ра, есть своя страна, родной город или деревня, своя улица, наконец, дом, где
живет семья. Семья, обычно, – маленький островок безопасности. И в каж-

84
дой семье, как и в другом малом коллективе, есть свои неписаные правила.
Эти правила хорошо действуют в стабильное, благоприятное время, но когда
в дом приходит беда или случается неприятная неожиданность в школе или
на улице, «домашний кодекс» часто становится бессильным. Именно в такие
моменты ребенку необходимо четко знать свои права, и это знание может
дать ему шанс сохранить достоинство.
Эту важную работу по знакомству детей 7-го года жизни со своими пра-
вами начали с азов. Первые темы были такие: 1. Что я думаю о себе. 2. Я -
человек. 3. А еще есть у меня... В них дети получили знания о себе, как о
представителях человеческого рода, о своих чувствах, поступках, правах и
обязанностях.
Работа проводилась нетрадиционными способами (интегрированные за-
нятия, музыка, рисование, развитие речи, и все это было объединено одним
стержнем: “Ваши права, дети!”). Подводя итоги, мы сделали вывод о том, что
в этой работе необходимо чаще обращаться к чувствам и эмоциям детей.
В частности, мы говорили детям об инвалидах: “Как ты думаешь, что са-
мое страшное в жизни человека, у которого есть физический недостаток
(глухонемые, хромые, слепые, близорукие)? Таким людям жить тяжело, но
может быть, страшнее осознать свою неполноценность и ненужность“... Мы
направляли внимание детей на то, чтобы они уважали инвалидов, принимая
их как равных, как личностей, одновременно ненавязчиво помогая им вести
активную жизнь не чувствовать себя обездоленными. Вроде простые, но
очень нужные вещи: довести до сознания детей, что нельзя дразниться “оч-
карик, хромой, заика, глухой“ и т. д.
Чтобы сильнее воздействовать на чувства детей воспитатели используют
художественное слово. Например, стихотворение “Мальчик хромает”.
Мальчик хромает,
Мальчик хромает,
Летом хромает, хромает зимой,
Словно попала в ботинок горошина,
Словно земля под ногой перекошена.
Мальчик хромает...
И в этом же стихотворении дается "психологический“ рецепт выздоров-
ления мальчика при участии всех взрослых и сверстников:
Дети бегут на пригорок вприпрыжку,
Тянут с собою хромого мальчишку.
Тянут без скидки, тянут как равного -
Это в лечении самое главное.
И не один человек не осмелится
В спину ударить словом: “хромой”!
Это стало практическим воспитательным примером положения Конвен-
ции о «праве неполноценного ребенка на особую заботу» .
Много вопросов и недоверчивых взглядов воспитатели услышали и уви-
дели, когда знакомили детей с только что родившийся ребенок становится не
только сыном или дочерью своей семьи, но он еще “дитя мира”. И у него есть

85
главное право – на жизнь. Как торжественно об этом провозглашает Конвен-
ция.
– Здравствуй, дитя мира! Мы ждем тебя, мы проложим тебе путь в будущее!
На протяжении года велась работа с детьми, по крупицам собирался ма-
териал. Мало просто дать детям сухие фразы Конвенции, нужно еще адапти-
ровать материал, сделать его доступным, интересным, подтвердить примера-
ми.
У всех народов и на всех языках существует горькое слово - “сирота”. А
рядом с ним на всех языках мира соседствуют слова с привкусом горечи:
мачеха, отчим, падчерица, пасынок... За каждым из этих словом стоит горе.
Мы вместе с детьми вспоминали сказку “Золушка”, “Морозко”, “Сестрица
Аленушка и братец Иванушка”. Был показан видеофильм “О детях детского
дома”. Ребята узнали, что главное для любого ребенка – ласка, участие род-
ных людей. И сделали вывод вместе с воспитателем: “Берегите своих мате-
рей!”
Мы живем в сложное время, дети получают очень много информации: те-
левидение, радио, взрослые, окружающие детей: все это способствует бур-
ным познаниям ребенка. Война в Чечне, потоки беженцев, осиротевшие дети,
плачущие матери – ничто не проходит мимо внимания маленького ребенка.
Все приобретенные впечатления он старается отобразить в игре, в рисунках.
Воспитатели провели занятия на тему “Мы за мир, где нет войны!” Какие
получились прекрасные работы, не столько в техническом исполнении,
сколько в богатстве сюжета и осмыслении жизни! Таня Струльникова нари-
совала сюжет: раненый человек, раненая собака, а я бегу к телефонной будке
и звоню в "Скорую помощь". Ура! Человека и собаку вылечили!
А какие чистые и наивные рассуждения были у детей по темам: “Счаст-
ливое государство”, “Какой бы я первый издал указ, если бы был Президен-
том”! Эти дети радуют нас тем, что будут добрыми, знать свои права и нико-
гда не используют их во зло, чтобы сделать больно другим. Вот некоторые
типичные ответы:
• чтобы люди моего государства боролись против войны (Саша Ф.);
• я бы сделал все бесплатным и убрал все оружие на склады и не разре-
шал им пользоваться (Дима Ж.);
• я хочу, чтобы вместе со мной государством управляли дети (Кристина
Д.)...
В Конвенции записано: "Ребенка в семье должна окружать атмосфера
любви, счастья и понимания". Семья ответственна за ребенка, он не может
жить без семьи. Поэтому одна из главных задач, стоящих перед педагогиче-
ским коллективом – дать знания родителям о правах детей.
В подготовительных группах воспитателями были проведены родитель-
ские собрания, консультации, где родителей, некоторых впервые, познако-
мили положениями Конвенции о правах ребенка.
В родительских уголках появился материал “Ваши права, дети!” И что
отрадно: родители очень серьезно отнеслись к проблемам прав и обязанно-
стей детей, многие из них стали нашими помощниками.

86
Конечно, первыми изучили Конвенцию прав ребенка педагоги. Под руко-
водством старшего воспитателя Ивановой Т.В. они наметили перспективный
план работы с детьми, подобрали иллюстративный материал, дидактические
игры, составили 18 конспектов занятий, сделали их интересными, доступны-
ми по содержанию.
Проработав год с детьми все взрослые поняли, Конвенция о правах ре-
бенка - великая книга жизни!
Конвенция дает право требовать уважения к себе, защищает достоинство,
взгляды. Но надо заслужить уважение своим поведением, трудом, знаниями.
Никакая Конвенция не может заставить уважать лентяя, грубияна невежду!
В заключение хочется повторить призыв президента российского нацио-
нального комитета “Омер” Л.А.Парамоновой, прозвучавший в День защиты
детей, направленный ко всем людям, которые имеют прямое отношение к
судьбам подрастающего поколения – законодателям, управленцам, ученым,
практикам: действовать взвешено и ответственно как при разработке норма-
тивно-правовых документов, так и при создании новых программ, методик,
организации жизни детей в дошкольных учреждениях. Иначе, как это ни па-
радоксально звучит, детей надо будет защищать от наших с вами деяний.



ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА

С.П.Зубова, И.А.Липецкая, г.Самара, шко-
ла № 176


Основные положения Конвенции ООН о правах ребенка, по сути дела,
сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить
права детей: выживание, защита, обеспечение активного участия в жизни
общества, развитие.
Развитие личности ребенка в школьный период происходит под непо-
средственным влиянием обучения. Ярко выраженная развивающая функция
заключена в цели, методах и приемах обучения, обеспечивающих возмож-
ность ориентирования в разнообразных жизненных ситуациях, нахождения
конструктивных решений проблем. Одним из вариантов такого обучения
является реализация программы интеллектуально-речевого развития детей с
шести лет, разработанная нами и успешно реализуемая в школе № 176 Со-
ветского района г. Самары уже 4 года.
Основной идеей этой программы является вооружение учащихся инстру-
ментарием для решения различных познавательных задач. Таким инструмен-
том мы считаем интеллектуальные и речевые умения. Названные умения рас-
сматриваются как специальные объекты изучения, что позволяет учащимся
осознанно их усваивать и в дальнейшем использовать в качестве методов
87
решения широкого класса задач, свободно “перенося” сформированные уме-
ния в новые условия. Такая свобода “переноса” позволяет снять стресс, воз-
никающий у учащихся в случае необходимости решения незнакомой им за-
дачи, что является основным условием успешности решения этой задачи.
Специальная направленность программы на формирование у детей обще-
интеллектуальных и речевых умений не противопоставляется необходимости
обучения детей конкретно-предметным знаниям. Все названные умения
формируются в единстве. Это достигается путем подбора учебных заданий
на математическом или языковом материале.
Ориентировка на формирование у учащихся интеллектуально-речевых
умений обеспечивает преемственность между дошкольной, начальной и
средней ступенями обучения. В этом случае сохраняются объекты формиро-
вания (названные умения), усложняются лишь структура этих умений и кон-
кретный материал, на котором они формируются. Это означает, что наша
программа согласуется с уже существующими методиками обучения, имею-
щими сходные цели (например, программа по математике А.К.Артемова).
Все сказанное позволяет создать учащимся комфортные условия при пе-
реходе с одной ступени образования на другую, чему способствует и пред-
метное обучение детей уже с 6 лет.
Отметим и другие позитивные качества разработанной программы.
Применение интеллектуально-речевых умений как объектов изучения и как
средств учения обеспечивает свободу выбора учащимися способов учения, ак-
тивизирует их деятельность. Частично-поисковый и исследовательский методы
обучения, имеющие приоритетное значение, способствуют формированию у
учеников таких качеств личности, как умение корректно отстаивать свою точку
зрения, желание выражать собственные мысли, оптимизм, чувство собственно-
го достоинства, волю к победе. Ребенок при таком обучении рассматривается
как личность со своими деятельностью, отношением к окружающему миру,
чувствами и эмоциями.
Таким образом, реализация нашей программы является одним из возмож-
ных путей решения проблемы соблюдения прав ребенка.




ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.М.Белова, главный специалист по дошколь-
ному воспитанию Отдела образования Со-
ветского района г.Самары




88
В настоящее время, в период построения правового общества, возросла
роль обучения праву в образовательных учреждениях. Сейчас во многих
школах этот предмет включен в программу и изучается на специальных уро-
ках или факультативно. Однако в дошкольном образовании до последнего
времени этому вопросу не уделялось должного внимания. Именно поэтому
творческая группа дошкольного учреждения № 188 выбрала это направление
экспериментальной работы.
Наше учреждение является муниципальным. Оно расположено в Самар-
ском районе города Самары. Это пока единственное учреждение района, за-
нимающееся проблемой правового воспитания дошкольников. С 1997 г. име-
ет статус районной экспериментальной площадки. За это время в сотрудни-
честве с Самарским институтом повышения квалификации работников обра-
зования (СИПКРО) и в составе общественной секции “Права ребенка“ при
фонде содействия ЮНЕСКО мы проектировали модель обучения детей шес-
тилетнего возраста правам ребенка. Опыт данной работы представляем сего-
дня вашему вниманию.
Основной целью эксперимента является приобщение детей дошкольного
возраста к общечеловеческим ценностям таким, как жизнь, свобода, равенст-
во и справедливость и осознание ребенком не только прав, но и обязанностей
по отношению друг к другу.
Работа по реализации поставленных целей шла поэтапно:
1. Определен состав творческой группы, в которую вошли: главный спе-
циалист по дошкольному воспитанию Советского МОО Белова А.В., заве-
дующий МДОУ №188 А.В.Артемьева, старший воспитатель МДОУ №188
Т.В.Гурьянова, заведующий общественной секцией “Права ребенка“ при
фонде содействия ЮНЕСКО Л.Н.Карабанова, непосредственные исполните-
ли - Г.В.Евдокимова и Н.Н.Артюшина, воспитатели МДОУ №188.
2. Определена возрастная группа детей - подготовительная, т.к. именно в
этом возрасте детям доступны понятия правовых норм.
3. Заключен договор о сотрудничестве с научными руководителями -
кандидатом философских наук, доцентом кафедры исторического и социаль-
но-политического образования СИПКРО А.И.Ивановым и старшим препода-
вателем С.А.Лосевым
4. Изучена специальная литература.
5. Составлена программа и пояснительная записка к ней.
6. Разработаны конспекты занятий и игры.
7. Разработаны педагогическая и психологическая диагностики детей
экспериментальной группы.
В ходе работы решались следующие задачи, которые условно можно раз-
делить на организационные и учебно-воспитательные.
К первым относятся:
• подбор методов и приемов работы с детьми;
• подбор и адаптация методик выявления уровня развития детей;

89
• разработка системы занятий и дидактических игр для детей 6-ти летнего
возраста;
• разработка психолого-педагогической диагностики прохождения по
программе;
• организация предметной среды;
• сочетание данной порциальной программы с основной программой
«Развитие».
Ко второй группе относятся следующие задачи:
• научить детей общению (как со сверстниками, так и со взрослыми), ос-
новного на взаимном уважении;
• воспитывать чувство собственного достоинства, терпимости, доброже-
лательности к людям;
• формировать навыки нравственного выбора жизненной позиции.
Содержание работы:
• организация занятий по подгруппам;
• педагогика сотрудничества;
В результате работы:
• дети получили фактические знания о структуре личности, о взаимоот-
ношениях между людьми в целом мире;
• повысился интерес к анализу жизненных проблем конкретных и основ-
ных;
• дети получили опыт общения, основанного на взаимном уважении;
• появился опыт самооценки своих личных достижений в реализации спо-
собностей;
• расширился словарный запас детей;
• установился благоприятный эмоциональный и психологический ком-
форт в группе;
• сформировалось умение вести диалог, строить монологическую речь;
• расширился кругозор детей, появилось желание больше знать, узнавать
новое, появилось видение причинно-следственных связей в мире;
• введение этой порциальной программы способствовало более успешно-
му усвоению программы “Развитие“. Особенно таких разделов, как логика,
художественная литература, природа.
Сейчас уже можно сделать выводы. Экспериментальная работа по право-
вому воспитанию целесообразна и необходима в дошкольном учреждении,
при условии практической направленности занятий, которая выражается в
эмоциональной включенности ребенка в учебный материал, получение опыта
переживаний и чувств. Однако без участия родителей, родственников ребен-
ка, задача правового воспитания решается односторонне. Чтобы избежать
возможного лицемерия, когда говорится одно, а делается другое (это мешает
достижению положительного результата), необходимо правовое посвящение
семьи. Этому, к сожалению, уделялось недостаточное внимание. Поэтому на

90
следующий учебный год творческая группа педагогов ставит перед собой
следующие задачи:
• обогащение программы новыми современными методами обучения, по-
иск возможности ее реализации через другие (помимо занятий) формы рабо-
ты;
• вовлечение родителей в работе по программе с целью всесторонней ее
реализации;
• работа по преемственности со школой.
Подводя итог сказанному, можно добавить, что свою деятельность в бу-
дущем мы видим в сотрудничестве с учреждениями сферы образования,
здравоохранения и культуры. Это придаст нашей работе определенную целе-
направленность, позволит расширить границы сотрудничества и тем самым
эффективнее содействовать решению проблем, связанных с реализацией прав
ребенка в регионе.




ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ
ЯЗЫКУ

А.К.Надисов, председатель Совета СТКУ
“Туган Тел“


Национальным общественным культурным объединением России, всем
тем, кому небезразлична судьба языков и культур народов России, кто доро-
жит дружбой и достоинством, счастьем народов России, величием России.
Исходя из того, что:
- наиболее важным элементом национальной культуры является язык на-
рода, без языка нет народа;
- знание своего национального языка молодыми поколениями обеспечи-
вает наилучшие возможности для связи поколений, для наилучшего воспита-
ния подрастающих поколений, гармоничного развития личности, для счастья
в семье, а знание при этом русского языка является жизненно-необходимым
и двуязычие является важной составной частью гармоничного развития че-
ловека, базой для раскрепощения человека, раскрытия всех творческих по-
тенциалов человека;
- ст. 68 п.3 Конституция РФ, гласящая “Российская Федерация гарантиру-
ет всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для
его изучения и развития”, а также ст.9 п.2 закона России о языках, гласящая
“Государство обеспечивает на территории Российской Федерации создание
систем воспитательно-образовательных учреждений, иных форм воспитания

91
и обучения на языках народов России”, а также право на свободный выбор
языка воспитания и обучения реализованы в областях России в основном для
русского народа в виде обязательности изучения русского языка и в виде, в
форме доступного всем, всегда и везде многоканального радиотелевизионно-
го, газетно-журнального и других видов культурно-просветительского и ин-
формационного пространства;
- эти конституционные права граждан и гарантии государства для других
народов реализованы несравненно меньше, в особенности мало в городах, в
населенных пунктах со смешанным национальным составом населения;
- Конституция РФ рисует почти сказочную картину (любой родитель мо-
жет свободно выбрать школу, класс с нужным ему, национальным, родным
языком обучения), но закон РФ об образовании хотя и декларирует это пра-
во, однако тут же ограничивает это право рамками возможностей, предостав-
ляемых системой образования” (п.2 ст.6 закона об образовании), а также же-
ланием или нежеланием учредителей или составителей устава образователь-
ного учреждения (ст.6 п.3 закона), таким образом работники образования
могут и не выполнять Конституцию России, не несут никакой ответственно-
сти за ее реализацию; Закон об образовании значительно снижает, перечер-
кивают Конституционные права граждан, гарантии государства;
- необязательность изучения родных нерусских национальных языков,
практически отсутствие в городах России школ, классов с изучением нацио-
нальных нерусских языков, существенные указанные выше недостатки зако-
на об образовании парализуют волю, желание многих родителей, а также
работников образования добиваться введения в школах уроков родного, не-
русского языка; многие отчужденные от своей культуры родители смирились
со своим несчастьем и не борются за счастье своих детей;
- часть невежественных, несчастных родителей присоединяются к безраз-
личным судьбам народов политикам, которые твердят о якобы нарушении
прав человека, о насилии в случае введения обязательного изучения родных
национальных языков, вместо счастья усматривают несчастье;
- многие молодые родители повторяют непоправимую трагическую
ошибку предыдущих молодых поколений родителей: главное внимание - рус-
скому языку, а родной язык их дитя, они надеются, как-нибудь дома между
дел освоить; трагическая ошибка обнаруживается слишком поздно, когда их
повзрослевшее дитя никакого интереса к национальной культуре не проявля-
ет, она ему чужда;
- многие родители и не знают о своих правах или боятся о них даже ду-
мать, заявлении о введении уроков родного языка родители начинают писать,
и то очень робко, когда видят наглядный пример: открытый в городе стара-
ниями национальных центров класс или школу с национальным уклоном;
- отсутствие или малое количество заявлений позволяет работникам обра-
зования не занимать в городах реализацией Конституции; право свободного
выбора языка воспитания и обучения в сложных условиях многонациональ-

92
ных городов становится, является бедой, проклятием для нерусских народов,
становится препятствием, тормозом для развития этих народов; это положе-
ние Конституции в условиях России, в условиях сохранения у некоторых
политиков и работников образования представлений о неизменности курса
на формирование новой исторической общности если не советского, то рос-
сийского народа, воспринимается как гениальное изобретение, позволяющее
продолжать ассимиляционные процессы;
- необходимо обязательное введение изучения родных языков ( это можно
видеть на примере многонациональной Швейцарии, где обязательно изучает-
ся государственный язык, иностранный, один из четырех официальных и
родной язык);
- налицо совершенно искаженное представление о процессах интеграции;
например, в Европе идет плодотворный процесс экономической, политиче-
ской интеграции, интеграции в вопросах коллективной безопасности, однако
народы этих стран не выбрасывают в мусорные ящики свои национальные
культуры, не собираются стать, например, англичанами, хотя и владеют,
пользуются английским языком;
- сторонников сохранения культур всех народов России противники этого
пытаются сразить примером США, где якобы все стали космополитами -
американцами и растеряли свои национальные культуры и ничего, живут;
однако они закрывают глаза на то, что США создавали независимые друг от
друга переселенцы, представители разных народов, при перенаселении в
Америку сознательно оторвавшиеся от своих национальных корней, нередко
переселялись ради предпринимательства, ради богатств, бежали из своих
стран от правосудия или эмигрировали, жертвуя, пренебрегая, не дорожа
национальной своей культурой; в то же время немало сведений в печати о
том, что в США сохраняются национальные культуры и даже действует за-
кон об обязательном изучении своих национальных языков и создаются для
этого реальные условия; история США совершенно отличается от истории
России; в России нередко покоряемые русскими народы отчаянно сопротив-
лялись нашествию ради сохранения своей культуры и сейчас эти народы пе-
реживают потерю своих языков как трагедию;
- налицо совершенно неправильное, искаженное толкование положения
Конституции РФ о праве свободного выбора языка воспитания и обучения,
это положение может быть истолковано только следующим образом:
- родитель имеет право выбрать образовательное учреждение с тем или
иным языком преподавания, изучения предметов, входящих в федеральный
государственный образовательный стандарт (куда входят: физика, химия,
математика, история ...), т.е. может свободно выбрать так называемые немец-
кие, русские, английские или татарские, чувашские школы, но в это стандарт
наряду с русскими и иностранными языками должен входить и родной на-
циональный язык одного из родителей (не являющихся русским);


93
- право свободного выбора языка обучения не является препятствием для
включения иностранного языка в обязательный образовательный стандарт,
так оно не может быть препятствием для включения родного национального
языка в обязательный стандарт; поскольку Россия не колониальная держава,
а многонациональное федеративное государство, где гарантируется сохране-
ние всех культур и не могут быть установлены преимущества по националь-
ным признакам;
- в условиях России, где большинство населения составляют русские и в
сознании значительной их части, а также в сознании отчужденных, оторван-
ных от своей национальной культуры части людей нерусской национально-
сти укоренилось как правильная или как неотвратимая политика КПСС на
формирование новой исторической общности - советского народа (т.е. поли-
тика руссиформации), в этих условиях совершенно неправильно было путем
референдума принятие нечеткого, допускающего искаженные толкования
положения Конституции РФ о праве свободного выбора языка обучения; по-
ложения Конституции и законы о языках народов России прежде всего
должны быть сформулированы Съездом, Ассамблеей представителей всех
национальных общественных объединений;
- только наиболее настойчивым активистам национальных культурных
объединений удается в городах добиться от органов образования, Админист-
раций областей и городов открытия отдельных школ, классов, с дополни-
тельным изучением родных языков, реализации конституционных прав;
- например мы, активисты Самарского областного татарского общества
“Туган тел” (“Родной язык”) в результате настойчивой работы с татарскими
родителями, конструктивного, делового взаимодействия, сотрудничества с
Администрацией области, города, района добились успеха; из областного
бюджета выделены 1,5 миллиардов рублей для перестройки здания детсада
под школу. 1 сентября губернатор области К.А.ТИТОВ, надеемся, перережет
ленту при открытии муниципальной общеобразовательной школы на 200
детей с дополнительным изучением татарского языка, татарской культуры, а
до этого в течение 6 лет успешно работало татарское отделение на 120 детей
при вечерней школе; да, мы можем этим гордиться, но для 40 тысяч татар,
жителей Самары это очень мало; но какие еще невероятные усилия потребу-
ется приложить нашему обществу “Туган тел” для дальнейшего расширения
этой небольшой школы, чтобы школа могла принять многие десятки и сотни
других детей, чьи родители изъявляют горячее, настойчивое желание обу-
чить своих детей родному языку, дать счастье своим детям и быть самыми
счастливыми; избавить своих детей от трагической участи быть отчужден-
ными от своей культуры; но тысячи и тысячи самарских татарских детей не
могут и мечтать об этом счастье;
- да, сегодня значительная часть дошкольников и школьников нерусской
национальности, в особенности и в основном, в городах, практически лише-
ны возможности изучения своих национальных языков и потому продолжа-

94
ется трагический процесс отчуждения нерусских народов от своих языков в
воспитании молодежи поколений, в воспитании гармонически развитых, ду-
ховно раскрепощенных молодых поколений, продолжается руссификация
вместо развития двуязычия, сохраняется неравноправие народов и это не
способствует установлению наиболее глубоких форм дружбы народов;
- наше старшее поколение вместе с русскими братьями и сестрами герои-
чески сражались на фронтах Отечественной войны и трудились в тылу ради
сохранения общей земли, Родины, языков и культур всех народов, все вместе
пережили ад и ужасы ГУЛАГов; представители всех народов, к несчастью, вы-
нуждены были участвовать и в преступной империалистической войне против
афганского народа, а также против чеченского народа и других преступлениях
коммунистического режима, против других народов; люди всех национально-
стей трудятся ради поднятия экономики России, платят все налоги; но великое
счастье обязательного изучения родного языка дано русскому ребенку, русской
семье; этим дана гарантия вечного сохранения русского языка, русского наро-
да; добиваются, добивались обязательного изучения родного татарского языка
в Татарстане; добиваются, добились этого счастья обязательности изучения
русского языка и башкирского, чувашского языков в Башкортостане, Чувашии;
- это счастье должно быть дано всем детям, всем народам России, как
нельзя отрывать ребенка от груди матери, так и преступно отрывать его от
языка матери;
- наряду с русским в школах России обязательно изучается один из ино-
странных языков, хотя практически абсолютное большинство людей после
школы иностранным языком не пользуются и совершенно им не владеют; нет
никакого оправданья тому, чтобы абсолютно необходимый каждому человеку
родной национальный язык по сравнению с иностранным был значительно
ниже в правовом отношении в системе образования;
- отдавшие свои жизни наши старшие поколения в борьбе против онеме-
чивания покоренных Гитлером народов, никогда бы не согласились с тем,
что статус нерусских языков в школе ниже статуса немецкого, одного из обя-
зательных в школе языков; никакие организационные, финансовые трудно-
сти не могут оправдать мизерный статус в системе образования нерусских
родных языков по сравнению с русским и иностранными языками; наукооб-
разные объяснения, оправданья, якобы это забота о недопущении насилия
над детьми, не желающими изучать свой национальный язык, якобы это про-
явление демократии, - эти объяснения, оправдания не могут скрыть вероят-
ной истинной причины, а истинная причина - продолжение по инерции поли-
тики КПСС на создание новой исторической общности - советского народа,
вероятной причиной этого неравноправия является сохранившееся со времен
Ивана Грозного у части российского населения ошибочное, трагическое и
для самихрусских представлений о том, что национальные проблемы исчез-
нут, решатся, если все станут русскими, что Россия будет единой и великой
на этом пути. Наоборот, одной из причин распада СССР, межнациональных

95
столкновений была и есть нерешенность одной из главнейших проблем мно-
гонационального государства: а именно - предоставление реальной возмож-
ности изучать, знать и пользоваться своим национальным языком, своей
культурой, реализация вместо этого политики создания единого советского
народа. Если бы предложения патриотов России, многие из которых погибли
в ГУЛАГах, о необходимости полного развития национальных культур, а
также предложения других , обеспокоенных судьбой национальных культур
граждан, о введении обязательности изучения родных национальных языков,
направленные для сведения редакций: такие письма направлялись автором
этих строк, а после создания Самарского “Туган тел” - от имени “Туган тел”
в свое время в более безопасные времена в ЦК КПСС, Верховный Совет
СССР, лично Л.И.Брежневу, М.С.Горбачеву, а затем и в Конституционную
комиссию России и Президенту Б.Н.Ельцину были приняты, то распада
СССР может быть и не было, может быть не было событий в Вильнюсе, Тби-
лиси, Баку, а также события в Чечне развивались иначе, не так жестоко, не с
таким остервенением.
Наши цели:
- создание равных или близких возможностей для всех народов России
для сохранения, развития своих языков и культур;
- реализация ст.68 п.3 Конституции РФ и других аналогичных статей за-
кона РФ о языках народов России;
- реализация принципа равноправия народов многонациональной России;
- установление наиболее глубоких, гуманных форм дружбы и доверия
между народами.
Предлагаем самые главные, самые важные для судеб меры:
- ввести поэтапно по мере подготовки педагогических кадров в системах
воспитательно-образовательных учреждений аналогично обязательному изу-
чению русского и иностранного языка обязательное изучение родных нацио-
нальных языков и культур;
- ввести в закон об образовании и в федеральный государственный обра-
зовательный стандарт (ст.43.5 Конституции России) в качестве обязательных
предметов языка русский, родной национальный (национальный язык одного
из родителей, не являющийся русским) и один из иностранных, сохранить
право свободного выбора языка изучения остальных предметов, входящих в
государственный образовательный стандарт (т.е. языка изучения физики,
химии, математики...);
- положение Конституции о свободном выборе языка обучения толковать
как право образовательного учреждения, где все предметы (кроме обязатель-
ных русского, иностранного и родного национального языков) изучаются на
том или ином языке (английском, французском, русском, чувашском, ...)
- закон об образовании должен обязывать органы образования создавать
реальную систему воспитательно-образовательных учреждений с изучением
в обязательном порядке родных национальных языков, с тем, чтобы в уставе

96
этих учреждений эта обязанность была включена, а также предусмотрены
бюджетные ассигнования;
- сделать так, чтобы органы образования и культуры вели учет нацио-
нального состава всех дошкольников и школьников, прогнозировали при-
мерный ожидаемый национальный состав детей в дошкольных и школьных
учреждениях; исходя из этого национального состава готовили кадры учите-
лей, воспитателей, культработников широкого профиля, способных препода-
вать национальные языки и культуры.



КУЛЬТУРА МИРА КАК ФИЛОСОФИЯ И КАК ПРОЦЕСС

А.Н.Морозова, доктор филологических на-
ук, профессор, председатель Совета Са-
марского Центра “Культура мира”


Переход от культуры войны к культуре мере рассматривается ЮНЕСКО
как первоочередная задача, стоящая перед человечеством на рубеже веков.
Культура мира определяется как “комплекс ценностей, взглядов, традиций,
видов поведения и образа жизни, которые отражают и поощряют уважение к
жизни, людям и их правам; отказ от любых форм проявления насилия; при-
знание равных прав и возможностей мужчин и женщин; признание права
каждого на свободу выражения мнений и получение информации; привер-
женность принципам демократии, свободы, справедливости, терпимости,
солидарности и плюрализма, терпимое отношение к различиям, а также к
согласию между народами, этническими, религиозными, культурными и дру-
гими группами и между отдельными людьми; приверженность принципам
социально ориентированного общества, которое охраняет права слабых пу-
тем принятия последовательных и долгосрочных мер, направленных на раз-
витие общества, основанного на принципах взаимной поддержки” (Доклад
Генерального директора ЮНЕСКО от 26 августа 1997 г.; Организация Объе-
диненных Наций; 152 ЕХ150).
Для нашей страны с ее многострадальной историей идеи отказа от войны
близки и понятны. В то же время, отказ от идеологии войны еще не означает
такого состояния сознания человека, которое соответствовало бы культуре
мира. В этом убеждает практика нашей жизни, где мы - в семье, в школе, на
улице, в средствах массовой информации - чаще сталкивается с проявления-
ми нетерпимости и насилия, чем с терпимостью и уважением к человеку.
Поэтому очень важно понять, что культура мира не возникает автоматически
при отрицании войны. Для укоренения в сознании человека идеи защиты
мира и отказа от конфронтации необходимы целенаправленные усилия об-

97
щества и индивидов. Именно поэтому в документах ЮНЕСКО подчеркива-
ется, что культура мира представляет собой процесс, который вытекает из
воззрений и действий самих людей, и развивается в конкретных экономиче-
ских, социальных и политических условиях данного общества.
Решающую роль в этом процессе призван сыграть пилотный проект
“Культура мира в России - год 2000”, который осуществляется в рамках Про-
граммы ЮНЕСКО “На пути к культуре мира”.
На региональном уровне Самара одной из первых в России откликнулась
на призыв наполнить рубеж тысячелетий конкретным содержанием по фор-
мированию и укреплению культуры мира.
Самарский Центр “Культура мира” создан как научное некоммерческое
объединение ученых и педагогов с целью реализации в г. Самаре и Самарской
области программы ЮНЕСКО. Центр ставит своей задачей объединить усилия
образовательных, государственных и негосударственных организаций и лиц,

<<

стр. 3
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

>>