<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

работающих в направлении формирования и укрепления культуры мира, нена-
силия, уважения к правам человека и готовых предпринять конкретные дейст-
вия для того, чтобы обеспечить переход от стереотипов войны к идеалам мира
через образование и культуру.
Программа деятельности Центра включает создание и внедрение учебных
программ и материалов, научно-исследовательскую работу по отысканию
способов предупреждения и разрешения конфликтов, развитие новых форм
сотрудничества на национальном и международном уровнях, проведение
конференций и фестивалей, другие формы работы.
Центр создан по инициативе Самарского государственного педагогиче-
ского университета, что представляется вполне закономерным. Именно обра-
зование является главным инструментом усилий по строительству культуры
мира, и особую ответственность за укоренение культуры мира в умах и серд-
цах людей должны ощущать те, кто занимается подготовкой педагогических
кадров.




РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ
ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ

Е.А.Сидорова, педагог-психолог Областно-
го психолого-медико-педагогического цен-
тра диагностики, коррекции развития де-
тей дошкольного и школьного возрастов


Современная жизнь с ее нестабильностью, неблагополучным материаль-
ным обеспечением многих семей увеличивает трудности, возникающие у
98
детей в процессе их обучения. Одной их наиболее острых проблем совре-
менной коррекционной педагогики остается проблема стойкой неуспеваемо-
сти и трудностей школьной и социальной адаптации детей и подростков с
ограниченными возможностями. Причем ограничение возможностей ребенка
происходит не только в силу физических нарушений, но и часто по причинам
социального характера. Многие дети из социально уязвимых семей по не-
сколько лет не посещают школу. Когда такие дети приходят в класс своих
ровесников, возникают совершенно объективные трудности как в поведении
ребенка, так и в его обучении.
Новой социально незащищенной категорией детей оказались дети из се-
мей переселенцев, беженцев. Эти люди переживают серьезный психологиче-
ский конфликт между опытом человеческих отношений, сложившимся за
годы жизни на родине, и теми отношениями, которые предлагает новая жиз-
ненная ситуация. Приехав в другую языковую среду, они сразу же теряют
возможность учиться в школе со своими сверстниками. В Самарской области
такие дети имеют право на индивидуальное обучение, т.е. учитель занимает-
ся с ребенком индивидуально, исходя из его реальных возможностей и ува-
жая его национальные особенности и культурную самобытность.
Индивидуальное образование ребенок может получить по заключению Об-
ластного психолого-медико-педагогического центра диагностики, коррекции
развития детей дошкольного и школьного возрастов, работающего в системе
Комитета по вопросам семьи, материнства и детства.
Нужды детей многочисленны и разнообразны и требуют хорошего меж-
отраслевого сотрудничества: медицины, образования, социального обеспече-
ния. Это принцип нашел свое воплощение в профессиональной структуре
Центра. Здесь работают специалисты из разных областей науки (педиатры,
психологи, дефектологи, логопеды, психиатры, педагоги, социальные работ-
ники). Это позволяет проводить комплексную диагностику развития ребенка
и причин, нарушающих его развитие.
На базе Центра действует психолого-медико-педагогическая комиссия,
которая на основании коллегиального решения членов комиссии, может вы-
носить заключение, дающее ребенку право на получение индивидуального
обучения по программе, соответствующей его уровню развития. Существует
несколько вариантов получения индивидуального образования, которое учи-
тывают потребности ребенка. Так, например, ребенок может учиться инди-
видуально дома только по основным школьным предметам, а остальное обу-
чение проходить в школе без отрыва от детской среды. В 1998 году с помо-
щью ОПМПК индивидуальное обучение получило 46 детей и подростков.
Такая форма обучения часто является единственной возможностью получе-
ния образования для детей, попавших в сложную социальную ситуацию.




99
ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ВОПРОСА ПРАВ ТАТАРСКОЙ
НАЦИОНАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
(ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЫ “ЯКТЫЛЫК” С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ СОВЕТСКОГО
РАЙОНА ГОРОДА САМАРЫ)

Х.Г.Дашкина, директор школы “Яктылык”,
отличник народного просвещения РФ

- Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.
- Законодательная база России, Самарской губернии по вопросу нацио-
нальных прав.
- Социальные аспекты необходимости решения проблемы языка и куль-
туры через образование.
- Роль Самарского областного общества “Туган Тел” в создании школы.
- Первый этап в системе становления школы - воскресная форма обучения
языку и культуре всех желающих, независимо от возраста, уровня образова-
ния и профессии.
- Второй этап - формирование отдельных классов из выпускников 9-х
классов общеобразовательных школ при вечерней (сменной) школе.
- Итоги работы на первом и втором этапах, выводы о необходимости
применения формы организации обучения языка и культуре.
- Содружество заинтересованных организаций, обществ, административ-
ных органов как обязательное условие в решении проблемы школы с углуб-
ленным изучением татарского языка и культуры.
- Основные направления деятельности, формы сотрудничества как необ-
ходимые источники в работе.
- Открытие школы - праздник для всей татарской общественности города
Самары.
- Кадровые проблемы и опыт их решения в рамках работы школы “якты-
лык”.
- Проблемы материально-технической базы и обеспечения. Опыт решения
задач. Нерешенные задачи.
- Содержание образования в школе с углубленным изучением татарского
языка и культуры “яктылык” - одно из наиболее острых и глубоких проблем,
решаемых педколлективом.
- Результаты работы школы за год существования как показатель опти-
мальности выбранного направления, залог успеха в будущем.
- Основные наработки школы “яктылык” как доказательство реальной
возможности положительного решения проблемы прав людей различных
национальностей в России.




100
ПРАВА РЕБЕНКА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПРОГРАММЕ
«ШАГ ЗА ШАГОМ»

Е.Н.Девятова, Н.Н.Сидорова, школа №17

В настоящее время все большую значимость приобретает вопрос о правах
ребенка. Это связано с изменением социально-экономических условий, вле-
кущих за собой изменения в системе образования. Между тем наибольшее
распространение все еще имеет традиционная методика обучения, в основ-
ном, игнорирующая права ребенка.
При таком обучении идет ориентация на содержание материала, который
должен усвоить учащийся, учитель является передатчиком этого содержания,
ученики - пассивными слушателями, не имеющими права выбора цели и ус-
ловий обучения.
Все это снижает возможность проявления индивидуальных способностей
учеников, и следовательно, эффективность развития.
Одним из способов решения обозначенной проблемы является обучение
младших школьников по программе «Шаг за шагом».
Эта программа ориентирована на ребенка, его индивидуальные качества,
инициативу, деятельность. Ученик в этом случае является активным участ-
ником учебного процесса. Это проявляется в свободе выбора цели обучения,
планирования собственной деятельности, способа решения поставленной
проблемы, темпа продвижений вперед в развитии и образовании. Такая сво-
бода выбора обеспечивается организацией, содержанием и методами обуче-
ния.
Целями представляемой программы являются:
1) воспитание людей, готовых учиться всю жизнь;
2) создание атмосферы обучения;
3) обеспечение непрерывности развития ученика;
4) создание условий для приобретения теоретический и практических зна-
ний о мире.
Эти цели достигаются с помощью частично-поисковых методов обучения,
работы в малых группах (центрах обучения), специальных методик.
Практика показала, что такое обучение результативно, если оно организо-
вано в школе, поскольку в этом случае обеспечивается преемственность ме-
жду дошкольным, начальным и средним образованием. Обучение, органи-
зуемое в детском саду, часто воспринимается родителями как возможность
подготовки к поступлению в гимназии и лицеи, а не как часть непрерывной
системы обучения и развития.
В школе 176 Советского района г. Самары с 1 сентября 1996 года проходит
экспериментальное обучение в 1-х, 2-х классах по программе «Шаг за шагом».
Данная программа создает новую модель образования, в которой дети,
начиная с первого года обучения в школе, получают знания о взаимосвязях в
окружающем их мире. Во время утреннего сбора происходит презентация


101
выбранной темы взрослыми, выбор центров обучения и устанавливается по-
следовательность уроков.
В центрах обучения происходит выбор деятельности, стимулирование са-
моопределения в деятельности на конкретный отрезок времени.
Итогом работы над темой является проектная деятельность детей.
В данной программе используется новая практика оценивания результа-
тов обучения: дети обучаются контролю и анализу собственной деятельно-
сти, учителя определяют уровень достижения учеников, используя качест-
венную оценку знаний, умений и навыков. Данные совместной оценки зано-
сятся в отчет о продвижении ребенка.
Такая организация учебного процесса реализует право ребенка свободно
выражать свое мнение, включающее свободу искать, получать и передавать
информацию и идею любого рода в устной, письменной и печатной форме, в
форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору
(Ст. 13 Конвенции ООН о правах ребенка).
Учитывая то, что образование должно быть направлено на воспитание
уважения к родителям ребенка (ст. 29), данная программа признает, уважает
и развивает важнейшую роль родителей как первых учителей каждого кон-
кретного ребенка и считает школу и семью партнерами в передаче жизнен-
ных ценностей.
Наш эксперимент показал, что ориентация на права ребенка является
важнейшим условием для обеспечения развития его интеллектуальных и
личностных качеств.


РЕЗОЛЮЦИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
"ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И КУЛЬТУРА МИРА В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕ-
ТИИ" В ГОРОДЕ САМАРЕ 9-11 ИЮНЯ 1998 ГОДА




Понимая существенную необходимость воспитания и образования самых
широких слоев российского общества в духе принципов уважения прав чело-
века и культуры мира, приветствуя любые усилия, направленные на защиту
прав человека и разрешение конфликтов ненасильственным демократиче-
ским путем на основе справедливого законодательства, учитывая большое


102
значение средств массовой информации в воздействии на население, участ-
ники Конференции по ее итогам приняли следующую резолюцию:

1. Работу Конференции оценить положительно и признать ее важность в
организации правозащитной деятельности в Самарской области.
2. Предложить организаторам приложить усилия для того, чтобы сделать
Конференцию традиционной с периодичностью не менее, чем 1 раз в 2 года.
3. Считать важнейшим направлением правозащитной деятельности обра-
зование и воспитание в сфере прав человека и культуры мира.
4. Совместно с другими правозащитными организациями разработать и
предложить вниманию руководящих органов в сфере образования как все-
российского, так и регионального уровней проект обязательного учебного
курса по правам человека и культуре мира для всех уровней образования.
5. Признать недостаточной роль средств массовой информации в сфере
информирования населения России по вопросам прав человека и культуры
мира. На следующей Конференции существенно усилить внимание к этой
проблеме.




СОДЕРЖАНИЕ




3
Приветствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9
Пленарные выступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Индиряков В.И. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Лясковский А.И. Формирование системы правового регулирования
социальн6о-трудовых отношений в России (теоретико-
правовой аспект) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Напреенко А.А. Роль статистического метода в организации
и проведении работы по защите прав человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Русецкий А. Кризис правозащитного движения в постсоветском
пространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

103
Ерошкин Ю.А. Права человека в пенитенциарной системе . . . . . . . . . . . . . . . 25

Секция "Практическая деятельность в области защиты прав
35
человека" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Федоров М.Г. Государственно-церковные отношения в Самарской
области: актуальное состояние и перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Красов С.И. Право человека на жизнь и ядерное оружие . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Ерофеев С.И. Современное правопонимание и теория прав человека . . . . . . 40
Сошников Р.А. Некоторые вопросы правового обеспечения защиты
прав трудящихся-мигрантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Рогова Т.А. Исполнительная власть и права человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Китаев А.Ф. Права в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Новичкова Е.В. Реализация прав с ограниченными физическими
возможностями в городе Тольятти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Рассохина Г.Н. Права русских в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Христинин А.В. О положении русских в Российской федерации . . . . . . . . . . 58
Кострова О.А. Языковая политика в Поволжском регионе: права
меньшинств (на примере поволжских немцев) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Невитова С.А. Роль центров социальной помощи «Семья» в реализации
прав защиты детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Мальцев В.Н., Стасишена Н.Р. Работа Самарского областного центра
медицинской профилактики (ОЦМП) по пропаганде медико-гигиенических
знаний, формированию здорового образа жизни среди детей и подростков
как фактор защиты права на их физическое здоровье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Кузьмина Л.Г. Опыт работы общественно-политического центра города
Самары с правозащитными объединениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Степанов Г.П. Процессуальные проблемы защиты индивидуально-
трудовых прав работников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

Позняков Н.В. Права несовершеннолетних осужденных . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Декатов М.Б. Гуманизация условий отбывания наказаний и ее влияние
на оздоровление обстановки в местах лишения свободы . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Заявление Региональной общественной организации «Росток»
Проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей инвалидов . . . . . . . . . . . 76
Заявление Региональной общественной организации «Защита» О создании
центра по реабилитации жертв физических и сексуальных насилий . . . . . . 78

Секция "Права человека в образовательном и воспитательном
79
процессе" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Винокурова С.И., Посталюк Н.Ю. Профессиональное образование детей
и молодежи с ограниченными возможностями здоровья как фактор
реализации человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
Зеленова Н.Г. Преподавание прав ребенка в системе дошкольного
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Зубова С.П., Липецкая И.А. Программа интеллектуально-речевого
развития как реализация прав ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Белова А.М. Основы жизненного самоопределения детей дошкольного возрас-
та . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86

104
Надисов А.К. Проблема культурного воспитания и обучения родному
языку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Морозова А.Н. Культура мира как философия и как процесс . . . . . . . . . . . . . 94
Сидорова Е.А. Реализация права на получение образования детьми
по социально-педагогическим показателям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
Дашкина Х.Г. Практическое решение вопроса прав татарской
национальности в образовании (опыт работы школы «Яктылык»
с углубленным изучением татарского языка и культуры Советского
района города Самары) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
Девятова Е.Н., Сидорова Н.Н. Права ребенка и их реализация
в программе «Шаг за шагом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Резолюция Международной конференции "Права человека и культура
100
мира в третьем тысячелетии" в городе Самаре 9-11 июня 1998 года . . . . . . .
.




105
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И КУЛЬТУРА МИРА
НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Материалы международной конференции




Материалы печатаются в авторской редакции

Компьютерная верстка, макет Л.Л.Паймулина




ЛР № 020316 от 04.12.96. Подписано в печать 15.12.99. Формат 60х84/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.-печ.л. 6.0; уч.-изд.л. 6.5.
Тираж 300 экз. Гарнитура Times New Roman. С. 35. Заказ №
Издательство «Самарский университет», 443011, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Отпечатано в ООО «ДСМ» на расходных материалах ООО «Полиграфсервис-К»,
г. Самара, ул. Песчаная, 1.




106

<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ