стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Лукина М.М., Фомичева И.Д.




СМИ в пространстве Интернета




Москва
2005
Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова
Факультет журналистики




Лукина М.М., Фомичева И.Д.




СМИ в пространстве Интернета




Серия «Интернет-журналистика»
Выпуск 1




2
Под редакцией канд.филол.наук Лукиной М.М.




СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие /
Лукина М.М., Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики
МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с.
Рекомендовано Ученым Советом факультета журналистики
МГУ.



В этом пособии интернет-СМИ рассматриваются как один из сегментов
медиасистемы (системы средств массовой информации), в которую до
недавнего времени входили три вида традиционных СМИ – периодическая
печать, телевидение и радиовещание. Новые медиа описаны в контексте
как присущих их природе имманентных признаков, свойственных всем
СМИ, так и ряда специфических признаков, выделяющих их в отдельный
вид медиа.
Книга предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов.


ISBN 5-7776-0068-9
УДК 070:004.738.5 (075.8)
ББК 76.0я73+32.973я73
Л84


Электронная версия пособия: www.journ.msu.ru


© Лукина М.М.
© Фомичева И.Д.




3
Оглавление
1. СМИ СРЕДИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В
ИНТЕРНЕТЕ ( проф. И.Д.Фомичева)
1.1. Интернет – пространство разных социальных
коммуникаций_______________________________________5
1.2. СМИ как особый тип социальной коммуникации_______13
1.2.1. Масса_________________________________________13
1.2.2. Массовая информация__________________________17
1.2.3. Массовая коммуникация и средства массовой
коммуникации______________________________________20
1.2.4. Средства массовой информации_________________21
1.3. Интернет-СМИ: набросок многомерного портрета________25
1.3.1. Опыт классификации___________________________25
1.3.2. Кто говорит?___________________________________28
1.3.3. Что говорит?___________________________________31
1.3.4. По какому каналу?_____________________________33
1.3.5. Кому говорит?_________________________________35
1.3.6. С каким эффектом?____________________________37
1.3.7. СМИ как род ресурсов интернета________________39
Вопросы и задания к разделу 1_____________________________42


2. ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИНТЕРНЕТ-
СМИ (доц. М.М.Лукина)
2.1. Интернет-СМИ как часть медиасистемы. Общие признаки
интернет СМИ______________________________________43
2.1.1. Интернет-СМИ и их статусные признаки_________48
2.1.2. Особенности состава аудитории интернет-СМИ___53
2.1.3. Периодичность обновления информации_________62
2.1.4. Ареал распространения: трансграничность_______64

4
2.1.5. Зоны информационного внимания: универсализм и
специализация______________________________________65
2.1.6. Контент: расширение возможностей______________67
2.2. Интернет-СМИ и их оригинальные свойства___________70
2.2.1. Гипертекстуальность___________________________70
2.2.2. Мультимедийность_____________________________74
2.2.3. Интерактивность_______________________________78
Вопросы и задания к разделу 2_____________________________86
Литература______________________________________________86




5
1. СМИ СРЕДИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В
ИНТЕРНЕТЕ


1.1.Интернет – пространство разных социальных коммуникаций


Появление Интернета заставляет заново осмыслять ранее
сложившиеся понятия и категории в рассуждениях о СМИ, по-иному
взглянуть на традиционные коммуникации. В том числе придется
говорить и о ранее, казалось бы, уже точно определенных объектах.
Например, печатные коммуникации – это и корпоративные
брошюры, и рекламные буклеты, и газеты, то есть функционально
очень разные сообщения. Если мы хотим понять, чем среди них
выделяется газета, то должны рассмотреть различные виды
коммуникации посредством печати и найти основания для
определения их специфики. То же – и с Интернетом, в пространстве
которого можно обнаружить разные виды общения. Получается, что
при рассмотрении разных коммуникаций необходимо
фокусироваться не столько на обеспечивающей их работу технике,
сколько на их субъектах, содержании и функциях.


Есть весьма разные точки зрения на коммуникативную природу
Интернета. Одни считают, что во всех своих проявлениях это
средство массовой информации, так как позволяет распространять
последнюю на неограниченный круг реципиентов. Другие уверены,
что Сеть – это множество сайтов, каждый из которых имеет свою
аудиторию, а потому она эффективна только как средство групповой
коммуникации. И все-таки главный вывод, который можно сделать
из практики работы всемирной паутины: Интернет неоднороден. Это
среда обитания явлений разной природы.

6
Так ли важно разобраться в поставленном вопросе? Думается, что он
не только теоретический, но и весьма практический. От ответа на
него зависит, насколько успешно будут использоваться возможности
новых информационных технологий. Это необходимо:
• законодателям, которые разрабатывают юридические нормы,
регулирующие деятельность людей в Интернете. Так, важно
оградить эту информационную среду от свойственных
российской управленческой практике попыток ввести
собственные ведомственные нормы;
• тем, кто занимается подготовкой специалистов для работы в
Интернете, – определением того, какие знания и навыки
необходимы для этого;
• специалистам, работающим в Интернете, – для самоопределения,
понимания своих прав и обязанностей, меры своей социальной
ответственности, сущности своей профессиональной роли, для
осмысленного использования возможностей данной
информационной среды при выполнении разных функций; для
успешной работы по созданию новых ресурсов и расширению их
функций;
• субъектам коммерческой деятельности – для целесообразного
выбора каналов продвижения товаров и услуг;
• создателям поисковых систем – для разработки наиболее удобной
и адекватной классификации ресурсов;
• самим пользователям – для оптимизации поиска нужных
ресурсов;
• исследователям – для точного определения природы изучаемых
объектов. Недаром первое исследование, в котором был
поставлен вопрос о критериях выделения СМИ среди других



7
ресурсов, было проведено совместно с РОЦИТом и РАМБЛЕРом
на факультете журналистики МГУ, где уже несколько лет ведется
специализированная подготовка по интернет-журналистике, и
следовательно, необходимо понять, какие знания и навыки
необходимы будущим специалистам с учетом специфики СМИ-
ресурсов.


Сайт городского аптекоуправления, поисковая система «Яндекс»,
издание «Газета.Ру», e-mail, электронная библиотека, чат – все это
слишком разные уже при первом взгляде явления. Все они, конечно
же, – социальные коммуникации, то есть способы связи между
людьми для распространения и принятия информации, обмена ею.
Но это разные коммуникации.
Социальные коммуникации можно классифицировать по множеству
разных оснований, ряд которых приведен ниже.


Характер и состав участвующих субъектов, направленность и
масштаб распространения:
• по социально-структурному контуру – социетальные (на уровне
общества в целом), внутри- и межгрупповые, межличностные;
• по территориальному охвату – глобальные, общенациональные,
локальные;
• по характеру контакта: непосредственные и технически
опосредованные;
• по структуре общающихся субъектов: от одного ко многим
(«рассеяние» из единого центра, «пучком»), от многих – к
одному, от многих ко многим, от одного – к одному. При этом
общающиеся на любом из полюсов могут быть анонимными и
неанонимными друг для друга;

8
• по направленности – конкретно направленные (адресные, осевые,
аксиальные) и рассеянные (вероятностные, ретиальные);
• по степени открытости: публичные и непубличные.


Содержание и функции передаваемой информации:
• по сфере функционирования: политические, экономические,
образовательные и т.п.;
• по тематике – универсальные, многотемные и
специализированные;
• по видам – моно- и полижанровые, а среди них событийно-
новостные, аналитические, художественно-публицистические;
• по предмету отражения – о жизни социума или о деятельности
субъекта коммуникации;
• по функциям, связанным с контентом – управляющие,
консультирующие, просвещающие, убеждающие, развлекающие;
• по направленности – вертикальная («сверху-вниз», субъект-
объектная), горизонтальная (субъект-субъектная).


Распределение ролей между участниками:
• по жесткости закрепления ролей – поляризованные («один
вещает – другой внимает») и неполяризованные (со сменой
ролей);
• по наличию/отсутствию синхронной обратной связи – с обратной
связью и без нее.


Очевидно, что коммуникации институциализированные, то есть
действующие как организации, занятые производством и
распространением информации на аудитории, классифицировать


9
легче, чем явления в безгранично многообразном мире
неинституциализированного человеческого общения. Эти трудности
обнаруживаются и при исследовании коммуникаций в Интернете.
Многое меняется, когда переходит в сетевой мир. Здесь неизмеримо
выше активность аудитории (пользователей, потребителей
информации), в том числе и в случаях, когда основным
производителем контента остается профессионал – провайдер,
владелец сайта, журналисты. Здесь анонимность проявляется даже
там, где в офлайне ее не было – в межперсональной переписке
между отдельными участниками форума (да и можно ли назвать ее в
этом случае межперсональной?). В Интернете легко быть «под
маской», играть чужую роль.


Учитывая степень и характер активности пользователя,
американский исследователь С.Макмиллан предлагает выделить
следующие общие модели коммуникаций в Интернете:
1. односторонняя коммуникация с высоким контролем со стороны
получателя информации, где его активность проявляется как
запрос на необходимую информацию;
2. двусторонняя коммуникация с высоким уровнем контроля со
стороны пользователя, где полюса общения не разделяются по
функциям «отправитель-получатель», имеет место
взаимообратимость ролей, равноправное участие в обмене
информацией;
3. односторонняя коммуникация с разделением функций
отправителя и получателя, с низким уровнем контроля со
стороны получателя, в виде монологов;




10
4. двусторонняя коммуникация в диалогической форме, с низким
уровнем контроля со стороны получателя, с возможностью
отклика со стороны получателя1.


Как видим, интерактивность может иметь место и в односторонней и
в двухсторонней коммуникации, ее уровень в форме контроля со
стороны пользователя также может быть высоким и низким. При
этом важно отметить, что включенные в модели С.Макмиллана
характеристики явно разделяют ресурсы таким образом, что в
рамках одной модели оказываются существенно разные виды
коммуникаций (например, сайт аптекоуправления и электронная
версия газеты с равным правом попадут в третью модель, но уж
слишком разные у них функции и контент!). СМИ скорее всего
относятся к третьей из перечисленных моделей: здесь разделены
функции отправителя и получателя сообщений, мала вероятность
контроля со стороны получателя. Однако СМИ целиком не
вписываются в нее, так как и в односторонней коммуникации у
получателя может быть некоторая степень влияния на содержание
СМИ и некоторая возможность отклика. Именно Интернет дает
такую возможность. Однако все зависит от того, как участники
коммуникации, прежде всего профессиональные журналисты
используют принципиальные возможности данного вида
коммуникации.


Важно подчеркнуть следующее: в перечисленных выше подходах
мы не обнаруживаем четкого представления о «самых главных»,
необходимых критериях классификации, о том, что принято
называть типообразующими признаками, то есть такими

1
Handbook of New Media. Ed. by L.Lievrouw, and S.Livingstone, Sage, 2002. P.169.


11
признаками, которые позволяют четко отнести объект к
определенному типу по ряду наиболее существенных критериев.
Наиболее часто в качестве явно разных типов перечисляют
межличностную, групповую и массовую коммуникацию, однако не
указывается, исчерпывающие ли это характеристики для разделения
типов. Например, можно ли считать межличностной коммуникацией
общение подружек по телефону (то есть без непосредственного
контакта)? Или относится ли к межличностной коммуникации
разговор с глазу на глаз между провинившимся учеником и
директором школы (ведь обычно в межличностной коммуникации
подчеркивается взаимообратимость ролей)? Все это – предмет
конвенции, то есть обоснования и принятия положений о том, что
является главным в разделении типов, родов, видов коммуникаций.


В Интернете, как и в офлайновых коммуникациях, удается
обнаружить разные роды и виды коммуникаций. Электронная почта
может обслуживать и межличностные коммуникации (письмо
конкретному человеку), и массовые (рассылка спама). Как
отмечалось, посредством печати также размножают разный контент,
с разными функциями, что и делает разными сами коммуникации:
листовки, газеты, визитные карточки. И технология телевидения
может использоваться неодинаково: и для широковещательных
каналов, и для слежения за безопасностью объектов, и для
промышленной связи.


Итак, Интернет – новая медийная среда, новое средство
распространения и получения информации. Он взят на
вооружение разными видами социальных коммуникаций,
включает их в свое пространство, в свою среду. Таким образом,

12
только лишь технический канал, технология передачи
информации еще не определяют типа коммуникации. Он должен
быть определен через целый ряд скорее социальных, а не
технологических признаков, характеризующих как канал, так и
участников, содержание, цели и результаты коммуникации.




13
1.2. СМИ как особый тип социальной коммуникации


Несмотря на длительность существования традиционных СМИ, с их
родовым определением дело обстоит непросто. Обратим внимание
на недавнее название ведомства: Министерство Российской
Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой
коммуникации. Уже одно оно говорит о том, что во многом еще
только предстоит разобраться. В самом деле, получается, что печать,
радио и телевидение не средства массовой коммуникации? Что же
тогда относится к средствам? Возможно, речь идет о технических
каналах? Тогда почему об этом можно только догадываться? Список
вопросов можно продолжить…
Похоже, необходимо обратиться к ключевым понятиям в
интересующей нас области.


1.2.1. Масса
Это ключевое понятие в «гнезде» родственных ему: массовая
информация, массовая коммуникация, средства массовой
коммуникации, канал массовой информации, массовое сознание и
др. В наиболее полном виде представление о массе как об особом
виде социальной общности в современном обществе, как об особом
способе организации взаимодействия людей дано в работах
философа и социолога Б.А. Грушина. Он выделил следующие
свойства массы:
• она состоит из множества рассредоточенных в пространстве
индивидов;
• вхождение в нее каждого индивида случайно;




14
• эта общность – открытая. В связи с возможностью и
случайностью вхождения в нее каждого конкретного индивида в
тот или иной момент ее величина непостоянна, вероятностна;
• она ситуативна, образуется по конкретному поводу (аудитория
данной телепередачи или посетители магазина в данный момент);
• ее отличает гетерогенность, то есть разнообразие,
неоднородность состава по разным характеристикам, прежде
всего – социальным (по должностному и квалификационному
уровню, роду занятий), но также зачастую – и по полу, возрасту,
образованию, семейному положению. Читатели «Московского
комсомольца», например, – люди относящиеся к разным
возрастным и образовательным, доходным и квалификационным
группам. Заметим, что все более узкое сегментирование, т.е.
выделение производителями товаров, услуг, информации все
более тонких групп потенциальных потребителей, не отменяет
указанного свойства массы: состав потребителей в самом узком
сегменте все равно формируется по законам массы. То есть канал
остается открытым для всех, а среди тех, кто обратится к нему,
могут быть не только обладающие соответствующими тематике
или иным характеристикам контента признаками, но и те, кто
ими не обладает. Например, опросы показывали, что газету
«Красная звезда» выписывали не только военнослужащие;
• эта общность анонимна для того, кто производит
информацию/товары/услуги, и для каждого из входящих в нее –
также;
• несмотря на неустойчивость, ситуативность и иные свойства, в
силу которых масса кажется эфемерной, она обладает
целостностью, будучи связана общими причинами, поводами, по
которым люди оказались причастными к ней. Эта целостность

15
создается совпадением во времени той деятельности, которой
занимаются не договаривающиеся об этом, свободно выбравшие
ее люди.


Всеми своими свойствами масса как вид социальной общности
отличается от классических, прежде всего – от групп, определенных
по составу количественно и персонально, имеющих фиксированные
границы и т.п. атрибуты.2 Уже поэтому трудно согласиться, что
Интернет – идеальная среда именно для групповых коммуникаций.
Напротив, здесь мы скорее встречаем неклассические общности,
представляющие разные случаи массы. Другое дело, что в общении
посредством Интернета возможны превращения: выделение на
основе повторяющегося на одном и том же канале массового
общения более тесно, в том числе и непосредственно общающихся
сообществ людей: различных интернет-комьюнити.
Для рассмотрения указанных превращений полезно вспомнить еще
одно положение в концепции массы, принадлежащей Б.А.Грушину:
всякая масса способна порождать внутри себя субмассы, или массы
внутри массы (так соотносятся, например, вся публика кинотеатра
за определенный период и публика одного сеанса).


Итак, повторяемость состава массы может усиливать способность ее
к превращению в достаточно устойчивые множества людей, на
определенное время готовых объединиться в какие-либо иные –
групповые структуры. Так, в Интернете возможен переход от
виртуальных сообществ к реальным, уже за его рамками. На базе
множества фанатов поп-идола может образоваться реальный фан-
клуб.



16
Для понимания сущности массовых общностей важно различать
количественный и качественный аспекты понятия. Масса – это не
просто “много”, хотя и это немаловажно, так как определяет
масштабы ее собственной деятельности и масштабы и состав
деятельности тех, кто производит для массы
товары/услуги/информацию. Масса – это много разных. Последнее
характеризует как раз качественный аспект массы.


Когда утверждают, что на отдельных сайтах посетителей в течение
дня может быть совсем немного, то это не отменяет возможности
таких ресурсов быть средством массового общения. Главное –
способ образования посетителей как целого: случайно, из разных
групп, но по сходной причине – из интереса к тематике и т.п. В свою
очередь, создатели контента на соответствующих сайтах как раз и
имеют в виду в качестве адресата людей, которые заходят сюда по
свободному выбору, в силу интереса. Для которых, несмотря на их
принадлежность к разным социальным слоям или группам,
актуальна и значима определенная информация и поэтому они
оказались посетителями одного и того же сайта. «Масса –
совокупность людей, которых волнует одно и то же, но они не
находятся в непосредственной близости друг от друга».3 Итак,
фрагментация аудитории сама по себе не убивает ее массовой
природы.
Следует иметь в виду и то, что массовость – качество становящееся
и развивающееся. Публика аристократических салонов и посетители
английских пабов весьма различны с точки зрения однородности
или неоднородности состава. В первом случае (салон) – весьма

2
Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987. С.32.
3
Смелзер Н. Социология. М., 1994. С.655.


17
сильная классовая фильтрация. Во втором – такой состав куда
демократичнее, он тяготеет к гетерогенному. И тот, и другой случай
социальной общности имеет отношение к сфере публичности,
функционирования общественного мнения. Но степень массовости
здесь очень разная, и по количеству, и еще более – по качеству.
Нечто подобное наблюдаем мы и в случае с
аудиторией/пользователями Интернета. Начинаясь с коммуникации
для профессионалов, он (Интернет) довольно быстро становится
коммуникацией для нескольких избранных социальных слоев –
работников технически высокооснащенных корпораций, чуть
позднее – учащихся и студентов. Со временем ряды пользователей
ширятся, их однородность размывается, в них вливаются люди,
занятые в самых разных сферах трудовой деятельности, разного
возраста, образования. При этом происходит расширение зоны
домашнего использования Интернета. А это очень характерно как
раз для массовой аудитории, массовых средств информации:
свобода выбора места потребления информации самим
потребителем, возможность домашнего потребления. В какой мере
это состоялось в разных странах, среди разных слоев их населения –
это предмет измерения, статистических и социологических
обследований.


1.2.2. Массовая информация
Исходя из понятия массы, казалось бы, логично определить
массовую информацию как ту, что предназначена для массы,
массового потребления. Однако тогда мы рискуем потерять из виду
целый ряд явлений. Масса может участвовать не только в
потреблении, но и в производстве и в распространении
информации. Например, слухи распространяются по законам

18
массовых процессов – не только в количественном аспекте, но и в
качественном: зачастую через малознакомых людей, в местах
массового скопления социально и демографически разных людей.
“Настенно-заборное” творчество – это продукт деятельности разных
социальных слоев, равно как и книга отзывов на выставке или
письма в редакцию.


Б.А.Грушину принадлежит весьма простое, на первый взгляд, но
емкое и адекватное природе рассматриваемого явления определение
массовой информации как вида социальной информации, которая
непосредственно связана с жизнью общества, производится,
распространяется и потребляется обществом – в отличие от
информации, включенной в процессы, протекающие в живой и
неживой природе. Массовая информация – это «любая социальная
информация, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного
цикла…оперировала (оперирует) масса».4 Таким образом, данный
вид информации определяется через характер оперирующего ею, то
есть создающего и/или распространяющего и/или потребляющего ее
субъекта. Этот акцент на субъектах коммуникации стоит запомнить:
он важен для анализа видов коммуникации в Интернете. Что же
касается стадий жизненного цикла информации, – это ее
производство, распространение и потребление.


Если достаточно участия массы на любой из стадий
информационно-коммуникативного процесса, значит, мы не
обязательно имеем дело с информацией, которая проходит лишь по
тем каналам, которые называются СМИ. В самом деле, это лишь
совсем недавно анекдоты стали чуть ли не обязательной рубрикой



19
многих печатных изданий и тем самым попали в русло СМИ. В
советское время не только «официозы» типа газеты «Правда», но и
любое другое издание такого себе позволить не могли. А анекдоты
«ходили», но через другое средство массовой коммуникации –
устную передачу, будучи произведениями анонимных авторов,
передаваемыми из уст в уста знакомым и незнакомым. Пример
массового творчества/производства информации – граффити.
Наружная же реклама – тоже массовая информация, но уже не
потому, что ее создает масса, а потому что она предназначена массе
прохожих – анонимных, оказавшихся в том месте, откуда можно
увидеть рекламный щит или настенный плакат, с вероятным, а не
точным числом способных увидеть их.


Таким образом, с массовой информацией мы имеем дело не только
тогда, когда речь идет о СМИ. Массовая информация может
обращаться и по другим каналам. Главное то, что в ее создании
и/или распространении и/или потреблении участвует масса.
Учтем, что массовая информация, проходящая по разным каналам,
имеет присущие ей общие свойства: она актуальная (интересна,
значима, своевременна) для людей из разных социальных и
демографических групп, должна быть связана с их опытом, понятна
неспециалисту.


1.2.3. Массовая коммуникация и средства массовой
коммуникации
Из предшествующих рассуждений вытекает, что СМИ – часть
массовых коммуникаций. Массовые же коммуникации - те, по
которым обращается, создается, распространяется и потребляется,

4
Массовая информация в советском промышленном городе. М. 1980. С.32


20
массовая информация. Иными словами: массовая коммуникация –
это процесс обращения информации в больших, рассеянных в
пространстве общностях. Средства массовой коммуникации –
это те каналы, по которым осуществляется процесс массовой
коммуникации (печать, теле- и радиовещание и др.).


Существуют организации, которые профессионально используют
средства массовой коммуникации – телевещание, печать,
радиовещание, Интернет. Это и журналистские, и рекламные
организации, и организации, действующие в сфере паблик
рилейшнз. Однако такие каналы используются не только
профессиональными организациями. Как уже упоминалось, слухи и
надписи на стенах – это тоже массовые коммуникации.
С появлением Интернета аудитория получает возможность
освободиться от зависимости от профессиональных производителей
информации, обмениваться информацией со многими другими
людьми и одновременно, и «напрямую». От этого их общение не
перестает быть массовым: основные ресурсы Интернета открыты
для всех. Тогда все это – случаи массовой коммуникации, а
Интернет ее средство. По крайней мере, в значительной части, ибо,
как говорилось в разделе 1.1, в этом пространстве есть место разным
видам социальных коммуникаций (см. схему 1).




21
1.2.4. Средства массовой информации
В Интернете происходит то же, что и с другими институтами
массового общества: в магазины приходят все, кто хотят; турпутевки
покупают все, у кого есть на это деньги. И голосовать приходят все
те, кому уже 18 лет и кто не лишен по суду этого права. В
большинстве случаев ограничения – личные пристрастия и
платежеспособность.
В нашем случае важно подчеркнуть вот что: в торговле, как и в
любом виде сервиса, действуют специализированные организации,
которые подчиняются определенным нормам, регулирующим
данный вид деятельности. Эти нормы могут быть юридическими


22
(законы и подзаконные акты) и морально-этическими (уставы,
хартии, кодексы). Несанкционированная торговля «с рук», как
известно, запрещена. Но есть и некоторая самодеятельность:
например, опекаемые местными властями «блошиные рынки».


В производстве и распространении информации также есть и
специализированная деятельность, и самодеятельность, как
разрешенная (чаты в Интернете), так и несанкционированная
(граффити на стенах). И та, и другая деятельность, как уже
говорилось, может относиться к массовым коммуникациям.


Под СМИ как части массовых коммуникаций, так исторически
сложилось, понимаются специализированные организации,
работники которых заняты профессиональной деятельностью
по сбору, обработке и распространению массовой информации.
В это понятие включают и каналы, по которым эта информация
распространяется. Специалисты, занятые в данной сфере –
представители разных журналистских профессий. В американском
обществоведении также более других распространена точка зрения,
согласно которой СМИ «осуществляют массовую коммуникацию с
помощью профессиональных журналистов, которые совершают сбор
информации и ее распространение с учетом специфики
реципиентов» (людей, получающих сообщения – Авт.)5. Последнее –
учет получателя, потребителя – характерная черта целесообразной
производящей любой товар деятельности.




5
Цит. по: Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного
общества. М., 1999. С.119.


23
Кроме профессионализма, для выделения СМИ существенна еще и
заданная, обусловленная договором с читателем (подписка) или
просто заявленная периодичность, так как в функции СМИ входит
оперативное информирование аудитории. Известный специалист по
праву в области деятельности СМИ М.А. Федотов подчеркивает, что
результат деятельности СМИ имеет «форму периодического
издания, радио-, теле-, видео…или иную форму периодического
распространения массовой информации».6


Некоторые специалисты склонны включать в круг СМИ (mass
media) такие носители информации как телетекст, рекламные щиты
др.7
и панели, домашние видеоцентры и Однако это не
представляется обоснованным: ведь именно благодаря своей
периодичности СМИ могут выполнять те функции, ради которых
они существуют. Рекламный же щит, при всем профессионализме
его изготовления, никоим образом не рассчитан на периодическое
обновление, а его содержание и функции носят весьма
ограниченный характер: продвижение товара или услуги.
Точно так же и в Интернете к СМИ следует относить ресурсы,
созданные журналистами, имеющие определенную периодичность,
т.е. заданный создателями режим обновления контента.
Еще более важные признаки, выделяющие СМИ среди других
каналов и носителей информации, связаны с содержанием
распространяемой информации. Назначение СМИ – отражение
общества, а не жизни и деятельности «себя любимых». Это
позволяет довольно легко отличить их от разнообразных каналов



6
Федотов М.А. Правовые основы журналистики. М., 2001. С.58.
7
См.: Землянова Л.М. Указ.соч. С.116.


24
продвижения брендов, товаров, услуг, в том числе презентационных
корпоративных сайтов.
Таким образом при попытке поиска критериев для выделения
СМИ среди сначала всего круга социальных коммуникаций, а
затем – коммуникаций массовых напрашивается вывод, что
искомые социальные институты требуют описания по целому
ряду критериев.




25
1.3. Интернет-СМИ: набросок многомерного портрета


1.3.1. Опыт классификации
Выделение среди множества интернет-ресурсов тех, что относятся к
СМИ, назрело. И целый ряд авторов предлагают свои способы
классификации, а еще чаще – свои ряды для перечисления ресурсов
разных видов. Однако принципы, на основе которых это делается,
зачастую не раскрыты. Так, на сайте РОЦИТа в июне 2003г.
отмечалось, что СМИ являются самым активным из секторов
Рунета, аккумулируя 13,5% его трафика, а с учетом разделов «ТВ»,
«Радио», «Политика» (в классификации РАМБЛЕРа) – 16%.
Четкость классификации в указанной поисковой системе весьма
далека от идеальной, а способ попадания в раздел каталога –
пожелание заявителя, что вовсе не способно внести ясность в
классификацию.
Другой случай: авторы совместного проекта Издательского дома
«Коммерсантъ» и SpyLog выделяют при подсчете посещаемости
пять отраслей российской части Интернета: услуги онлайн (поиск,
электронная почта, создание персональных веб-страниц);
электронную коммерцию (интернет-магазины, торговые и
платежные системы); тематические порталы; развлекательные
ресурсы и СМИ. Однако объяснений по поводу принципов
отнесения ресурсов к этим группам к публикациям в рамках этого
проекта не предлагается.


Один из первых опросов экспертов (специалистов) в области
Интернета, проведенный сотрудниками факультета журналистики
МГУ им. Ломоносова, дал такие результаты при ответе на вопрос о
том, что такое для них интернет-СМИ:

26
• новостные ресурсы (50%)
• регулярно обновляемые ресурсы (25%)
• ресурсы, зарегистрированные как СМИ (11%)
• все интернет-ресурсы (7%)
• сайты офлайновых СМИ (5%)
• затруднились ответить (1%).


Как видим, «крайние» варианты –«все интернет-ресурсы» и «сайты
офлайновых СМИ» – не слишком популярны. В действительности
более половины сайтов из разделов «СМИ», «Радио» и
«Телевидение» (по РАМБЛЕРу) имеют своих офлайновых
«родителей», но остальные – нет. Значит, только электронными
версиями ограничиваться неправильно. Чаще всего среди признаков
интернет-СМИ упоминаются новизна содержания, регулярность
обновления контента. Однако тогда придется решить вопрос, как
быть с сайтами, где регулярно обновляется информация о наличии
товаров и услуг? Еще вопрос: какая регулярность обновления
достаточна для отнесения ресурса к СМИ. Для действующего до сих
пор законодательства и одного раза в год достаточно. Но такие
нормы возникли до распространения Интернета. Как быть теперь?


Один из авторов предложил следующие основания для типологии
СМИ, т.е. для группировки многомерной, по нескольким критериям:
профессиональные – любительские; новостные – аналитические;
общие – специализированные; по свободному или по платному
распространению; по распространению непосредственно через
сайты или путем уведомления через рассылку.8 Это предложение в


8
Костыгова А. Сетевые СМИ: занимательная типология, 2002 (http://www.iworld.ru )


27
основном касается контента и многое здесь, действительно, годится
для разработки множественных критериев типологии ресурсов. Но
можно ли считать материалы, поступающие по рассылке, массовой
информацией? Соответствуют ли любительские ресурсы уже
сложившемуся пониманию СМИ как организаций, профессионально
производящих и распространяющих информацию?


Другой автор считает, что можно разделить медийные ресурсы
(здесь отметим, что он не дает оснований для их выделения из
многообразия иных ресурсов) на собственно сетевые
(оригинальные) и версии традиционных СМИ; новостные,
комментарийные и смешанные; монотемные и политематические; по
принадлежности – государственные, медийных групп, политических
групп, бизнес-групп, независимые; по ориентации на определенную
аудиторию – общероссийские и региональные.9 Здесь почти все
кажется приемлемым. Но опять-таки не ясно, что же все-таки
относить к СМИ: все ли ресурсы, принадлежащие перечисленным
группам владельцев? Как часто обновляемые? Как же все-таки
отделить СМИ от того, что ими не является?
Похоже, что деления могут быть бесконечными до тех пор, пока
четко не заявлено, что же именно существенно для определения
СМИ как СМИ и для различения видов внутри этого рода ресурсов.


В середине прошлого столетия американский обществовед
Г.Лассуэлл предложил универсальную формулу для
рассмотрения всех родов и видов социальных коммуникаций.
Именно такой инструмент нам и нужен: ведь интернет – среда

9
Давыдов И. Масс-медиа российского Интернета. Основные тенденции развития и анализ
текущей ситуации // Русский журнал. 28.09.2000 (http://www.russ.ru )


28
сосуществования разных коммуникаций (см. разд.1.1). Такой подход
не одно десятилетие служил за рубежом и в нашей стране для
определения проблематики изучения коммуникаций, для
определения объектов исследований.
Итак, по Г.Лассуэллу, в любой коммуникации следует выделять
следующие пять составляющих:
• Кто говорит (коммуникатор)?
• Что говорит (контент)?
• По какому каналу?
• Кому говорит (аудитория, реципиенты – то есть те, кто
воспринимает сообщаемое)?
• С каким эффектом?
Применим эту формулу и к описанию интернет-СМИ (см.разд.1.3.2-
1.3.6).


1.3.2. Кто говорит?
Здесь речь идет о тех, кого в теории коммуникации принято
называть коммуникатором. В случае со СМИ всегда имели в виду
коммуникатора профессионального, чья профессия выделилась в
результате развития системы разделения труда в обществе. Он
обучен или, не будучи обученным, оказался способным к сбору,
обработке и анализу информации, подготовке ее к распространению
как к профессиональной работе.
Деятельность коммуникаторов в этом случае практически без
исключений организована как корпоративная, коллективная.
Коллектив коммуникаторов – это организация: редакция или т.п. род
предприятия, внутри нее существует своя иерархия, распределение
ролей.



29
Деятельность лиц и организаций, относящих себя к такого рода
коммуникаторам, регулируется соответствующими
законодательными документами и нормами, а также уставами,
хартиями, включающими профессионально-этические нормы,
выработанные журналистскими сообществами.
Коллективный коммуникатор, относя себя к тем, кто являются
работниками СМИ, то есть – журналистам, берет на себя
определенную юридическую и морально-этическую
ответственность, определенные обязательства. Вместе с тем он
получает установленные права и льготы, связанные с творческой и
организационно-экономической сторонами деятельности.
Журналисты получают право на доступ к информации, которое как
бы делегируется ему общественностью. Они могут быть
аккредитованными, если сочтут нужным, на соответствующих
мероприятиях и при различных организациях (прежде всего – при
органах власти). Вместе с тем редакции могут получать налоговые
льготы. Принятие на себя ответственности и обретение прав
регулируется через механизм регистрации. Таким образом, мало
отнести себя к СМИ в желаемом разделе поискового каталога.
Необходимо получить свой статус официально, вступив в
определенные отношения с обществом и государством.
Для отношений с другими организациями журналистам и
редакциям также необходимы определенные правила, вытекающие
из статуса журналиста: выступая в роли источника информации,
такие организации и лица обязаны давать публичную информацию,
получение которой входит в профессиональные задачи журналиста.
Для отношений с аудиторией принципиально важно то, что субъект,
производящий и распространяющий информацию, легко
определяется (идентифицируется) аудиторией – через логотип,

30
реквизиты редакции. Отсутствие таких сведений на сайте позволяет
поставить под сомнение мотивы его владельцев. Вступая в сферу
публичной профессиональной деятельности, каковой является
журналистика, неправильно прятаться от общественности. Как
показало наше исследование сайтов, включенных в разделы каталога
РАМБЛЕРа «СМИ», «Телевидение», «Радио», весьма значительная
доля из них не содержит необходимых сведений.


«Интернет – это социальная анархия. У системы нет никакого
управляющего органа», – утверждает известный американский
массмедиа.10
специалист в области Действительно,
самодеятельность и независимость в Интернете – его специфическая
и очень важная для общества черта. Но это не снимает
ответственности с тех, кто занят в этой среде профессиональной
работой. В случае со СМИ один из полюсов коммуникации –
редакционный аппарат может добровольно подчиниться
регистрации и вытекающей из нее регуляции, так как это
обеспечивает его деятельность прежде всего по сбору и обработке
информации. Понятно, что такая регуляция не должна касаться
контента, кроме случаев, оговоренных законодательством
(пропаганда расовой ненависти, насилия и т.п.). Возможно, что
хорошо известная сегодня вторичность контента в Интернете будет
уменьшаться в связи с урегулированием статуса интернет-СМИ, с
получением официального доступа к источникам информации.


1.3.3. Что говорит?
Содержание, распространяемое по рассматриваемым нами каналам,
– массовая информация, то есть – предназначенная



31
неограниченному кругу лиц, принадлежащих к разным
территориальным, демографическим, социальным группам. Но это
не исчерпывающая характеристики. Каков предмет этой
информации? Что именно она отражает? Ответ на эти вопросы
позволит отделить СМИ от многих других ресурсов в Интернете,
например, от новостной рубрики корпоративного сайта или «доски
объявлений», касающихся недвижимости.


Американские каноны журналистики исходят из того, что
важнейшая функция СМИ – «сообщать человечеству о том, что
люди делают, чувствуют и думают». А в Московской хартии
журналистов подчеркивается, что такие сообщения должны
соответствовать реальности: «Журналист расследует, комментирует
и критикует ту информацию, в достоверности которой он убежден и
источник которой ему хорошо известен». Как видим, равно важны
две стороны контента: его способность освещать то, что
происходит в обществе (социуме), с одной стороны, и
документальный характер такого освещения – с другой. Иначе
общество не сможет узнать о самом себе и быть правильно
ориентированным в происходящем, то есть потеряет необходимую
общую и достоверную информационную платформу.


Участники чатов или любых сайтов клубного типа могут
сосредоточиться на собственных отношениях и проблемах.
Презентационный сайт любой корпорации может описывать все
достоинства своего создателя. Но они потому и не СМИ, что их
контент ограничен «саморефлексией» или формированием имиджа.
СМИ же по назначению освещают жизнедеятельность общества или

10
Рашкофф Д. Медиа вирус! М.: Ультра. Культура. 2003. С. 279.


32
его отдельных сфер (специализированные СМИ) с основной целью –
информировать, оснащать достоверной информацией людей для
познания окружающего мира в его современном состоянии и
принятия на основе информации решений, касающихся жизни
личности, группы, общества. Кстати, поэтому не так прост вопрос об
отнесении чисто презентационных сайтов офлайновых СМИ в
Интернете к собственно средствам массовой информации. Они
скорее сродни любым корпоративным сайтам с их промотивной
(продвигающей), имиджевой функциями.


Еще одна черта контента СМИ – многотемность, которая присуща
даже специализированным СМИ: они тяготеют к разноаспектным
подходам к явлениям. Например, даже специализированные издания
сочетают освещение трудовой деятельности и ее результатов,
внимание к персонам, значимым для освещения жизни в данной
сфере, и расследование конфликтов и т.п. Другой пример: на
информационном сайте, посвященном спорту, если это СМИ, будут
иметь место не только сообщения типа «голы, очки, секунды», но и
проблемы функционирования спортивных организаций, отношения
власти к спорту, взаимоотношения спортсменов и болельщиков и
т.п. В обследованных нами 142 сайтах, принадлежащих к разделам,
относящимся к СМИ, большинство посвящены не менее чем трем
сферам жизни общества.
Контент СМИ-ресурсов отличается и разнообразием видов
информации, что тесно связано с многотемностью. Это сочетание
различных жанров, разновидностей публикаций. В приведенном
выше примере со спортивным сайтом для СМИ будет характерно
сочетание трансляций с соревнований, информации о жизни
спортивных клубов, очерки о спортсменах, интервью с ними и

33
руководителями спорта, «круглый стол» с болельщиками и т.п.
Исключение составляют новостные ленты, которые, как известно,
однородны по структуре. Это характерно и для традиционных и для
онлайновых СМИ.
Разумеется, и в офлайне, и в онлайне есть пограничные случаи.
Таковы, например, бумажная и электронные версии газеты «Из рук в
руки», которые по содержанию – типичные доски объявлений или
базы данных. Однако эти случаи, бесспорно, принадлежат если не к
СМИ, то к кругу массовых коммуникаций (см.разд.1.2), так как
рассчитаны на неограниченный круг анонимных потребителей.


1.3.4. По какому каналу?
Каналы, которые относятся к СМИ, характеризуются
периодичностью обновления содержания под постоянным
логотипом, а также относительно устойчивой внутренней
структурой. То и другое помогает аудитории ориентироваться в
потоке информации во времени и в пространстве.
Специфика интернет-СМИ состоит в том, что здесь обновление
контента может происходить практически в непрерывном режиме (в
буквальном смысле слова – в онлайне), а также в разноскоростном
режиме для отдельных частей сайта или портала. Например, новости
– онлайн, а комментарии – с иной скоростью. Привычное для
традиционных СМИ определение периодичности здесь требует
учета такой специфики. К тому же культура Интернета только
складывается, и создатели СМИ-изданий не берут на себя
обязательств по периодичности обновления, не посвящают в них
посетителей.
Периодичность – социально важная черта СМИ, поскольку на этой
основе они способны выполнять ряд социальных функций, прежде

34
всего – функцию фокусирования, или формирования повестки
дня, сосредоточения общественного внимания на определенном
круге явлений.
Каналы СМИ характеризуются направленностью от единого центра
ко множеству рассредоточенных пользователей, открытостью,
общей доступностью, ограниченной лишь доступом к техническим
средствам приема информации; в случае с интернет-СМИ –
наличием компьютера и выхода в Интернет, а также доступа к части
контента, предлагаемой за плату (например, архивы СМИ).
Каналы СМИ организуются как жестко поляризованные: на одном
полюсе профессиональный производитель информации, на другом –
потребитель информации, или: журналисты и аудитория. Поэтому
характер выполнения функций, особенности содержания здесь
прежде всего зависят от журналистов.
Такие каналы могут работать в однонаправленном или
двунаправленном режиме (как односторонняя и двухсторонняя
коммуникация, или как субъект-объектная и субъект-субъектная
коммуникации). От журналистов зависит, как реально используются
технические возможности для установления обратной связи с
аудиторией, участия ее в информационном обмене.
Отличительная особенность рассматриваемых каналов – весьма
широкие возможности для приема информации в месте и
ситуации, избранных самим потребителем. Причем такие
возможности исторически расширяются. Так было сначала с радио,
затем с телевидением, так развивается сейчас ситуация и с
Интернетом: появление портативных компьютеров, затем
возможности входа через мобильный телефон и т.п.
Развитие техники и расширение доступности приобретения средств
приема массовой информации приводит к преобладанию

35
индивидуального приема информации. В 60-е годы прошлого
века телевизор смотрели семьями, с соседями и друзьями, в наши
дни появление пульта и растущее количество телевизоров в доме
обеспечивает индивидуальный просмотр. Точно так же еще недавно
персональный компьютер в России был частью корпоративного
оснащения. А теперь все чаще – средство индивидуального, причем
домашнего, пользования.


1.3.5. Кому говорит?
Аудитория СМИ соответствует всем выше перечисленным
критериям массы (см. разд.1.2.1):
• численно большая;
• рассредоточенная;
• анонимная;
• открытая и вероятностная по составу и величине;
• гетерогенная.
Величина аудитории – критерий, требующий обсуждения. Для
традиционных СМИ принят тираж, позволяющий относить их к
таковым: не менее 1 тыс. экз. Применяемый для печатных изданий
(хотя и здесь есть вопросы о соответствии количества заявленных и
реальных, отпечатанных и дошедших до читателей копий), он никак
не может служить основой теоретического анализа и практического
регулирования для радио и телевидения, поскольку величина
аудитории по законам существования массы изменчива,
организовать отслеживание по этому критерию сложно. Ведь даже
измерение величины аудитории с применением специальных
счетчиков, инсталлированных в приемники попавших в выборку
опрашиваемых, дает результаты не со 100-процентной точностью.
То же и в Интернете, хотя предложения ввести для него такой

36
критерий высказывались неоднократно. При этом важно вот что: от
того, что сегодня на сайт зашло менее одной тысячи человек, он,
будучи открытым для всех и неся в себе контент, соответствующий
природе СМИ (см. разд. 1.2.3), не перестает быть таковым, даже
если посетителей оказалось менее десяти. Это уже проблемы
успешного или неуспешного ведения дела. К тому же ситуация
может меняться день ото дня. Так же, как и в случае с
традиционными СМИ: известно, что величина реальной аудитории
отдельных выпусков газеты варьируется в весьма широких пределах
и зависит от множества обстоятельств, давая высокие пики во время
сенсационных событий.
Пользователи интернет-СМИ, так же как и традиционных каналов,
руководствуются в своем поведении собственными
информационными интересами, свободно присоединяясь ко
множеству других анонимных потребителей информации. Это
обстоятельство предопределяет для тех, кто распространяет
информацию, необходимость вырабатывать систему определенных
усилий по привлечению аудитории: изучать ее запросы, заботиться о
позиционировании (представлении себя на рынке), рекламе
конкретных выпусков и т.п.
Для изучения поведения и предпочтений аудитории
предпринимаются специальные исследовательские процедуры,
осуществляемые самой редакцией или специальными
исследовательскими центрами. Таким образом устанавливается
обратная связь, которая у традиционных СМИ как естественная
отсутствует. У интернет-СМИ есть принципиальная возможность
установления дистанцированной синхронной или почти синхронной
обратной связи – получения отклика на свои сообщения или запроса
на информацию через тот же интернет-канал. Такая обратная связь

37
может быть и несинхронной (отложенный отклик). В любом случае
использование принципиальных возможностей установления такой
связи зависит, как указывалось, от журналистов.
Если аудитория рассматривается как желаемый участник
информационного обмена, то применяются специальные приемы
активизации аудитории, получения и обобщения поступающей от
нее информации. Здесь журналист выполняет роль модератора
социального общения.
Проблема информационного участия является частью социального
участия – процесса включения граждан («простых людей»,
«обывателей») во взаимодействие с себе подобными, с
журналистами, властными органами, бизнес-структурами для
обсуждения, выработки решений, контроля и участия в их
реализации.


1.3.6. С каким эффектом?
Вводя в свою формулу для любой коммуникации данный вопрос,
Г.Лассуэлл имел в виду прежде всего отдельные акты
коммуникации, в применении к СМИ – результат распространения
единичного сообщения. В целом же проблема эффективности, или
результативности деятельности СМИ – шире. Могут быть учтены и
отдельные акты коммуникации, и совокупные результаты за тот или
иной период и при этом – канала в целом или его отдельных частей
(например, новостной ленты тематического портала).
Рассуждая об эффектах регулярной деятельности массовых
коммуникаций, к которым относятся и СМИ, следует рассматривать
их социальные функции, то есть ту роль в социальной жизни, для
которой они предназначены и которую реально выполняют в
результате регулярной деятельности.

38
Эффекты от деятельности СМИ могут быть разнообразными:
• немедленными (непосредственными) или отложенными;
• поведенческими, познавательными (когнитивными),
эмоционально-оценочными;
• позитивными и негативными с точки зрения целей инициатора и
участников коммуникации;
• на уровне личности, группы, общества в целом (социетальные); в
разных видах жизнедеятельности участников коммуникации:
работа, быт, досуг, семья и т.п.


Практическое накопление и последующее изучение эффектов за
достаточно длительный период дает представление о тех реальных
социальных функциях, которые выполняет коммуникация данного
вида, и о дисфункциях, к которым приводит ее использование.
Интернет- издания, будучи частью СМИ, выполняют присущие им
родовые функции и вместе с тем расширяют или сужают
выполнение каждой из них, обладая своей спецификой. К ряду таких
функций (они будут рассмотрены в выпуске 2 серии учебных
пособий «Интернет-журналистика») относятся коммуникативная
информационная, ценностно-регулирующая, развлечения, форума,
социально-организационная и социально-креативная.


Итак, интернет-СМИ, будучи частью СМИ как рода массовых
коммуникаций, обладают набором признаков, свойственных разным
элементам данной коммуникации: здесь коммуникатор –
профессиональный журналист, включенный в коорпорацию;
содержание преимущественно посвящено социуму, многотемно и
многожанрово; канал отличается периодичностью выпуска
информации, технической и содержательной общедоступностью,

39
предполагает свободу выбора времени и места потребления
информации, рассчитан на индивидуальное использование, может
функционировать в одно- и двустороннем режиме, но с сохранением
разделения ролей коммуникаторов и реципиентов;
аудитория/пользователи обладают всеми свойствами массы;
деятельность этих СМИ приводит к различного рода социальным
эффектам, проявляющимся как в однократном акте коммуникации,
так и в результате деятельности за определенный период.
Социальные функции СМИ вытекают из их способности связывать
численно большие и рассредоточенные аудитории, способствуя
интеграции больших социальных общностей. Характер
функционирования конкретных СМИ определяется, кроме внешних
социально-политических и экономических факторов, инициативой
журналистов.


1.3.7. СМИ как род ресурсов Интернета
Применяя указанные критерии (см. разд. 1.2-1.6) в их комплексе,
можно наметить логику выделения СМИ среди всех ресурсов
Интернета.
Прежде всего следует отделить их от тех ресурсов, цели
деятельности которых не информационные, а – непосредственное
обслуживание деятельности других видов: это вся электронная
коммерция, совпадающая с торговыми и финансовыми операциями.
Легко развести СМИ и поисковые системы – инструмент для поиска
информации в Сети.
«Неподвижность», то есть нацеленность на хранение и выдачу по
запросу, а не на организацию потока новостей, свойственна
электронным библиотекам и подобным им ресурсам. СМИ в
противоположность им нацелены на постоянное обновление и

40
привязку информации ко времени свершения событий, на
обеспечение возможности для общества своевременно и по
возможности синхронно реагировать на происходящее.
Никак не спутаешь СМИ с такими каналами общения, как е-mail и
ICQ, где распространение информации «привязано» к конкретному
адресату, то есть канал не открытый, а адресат не анонимный. Хотя
это не отменяет возможности использования рассылки как одной из
дополнительных услуг СМИ.
Нет оснований относить к СМИ персональные и корпоративные
презентационные сайты, чье назначение – формирование
положительного имиджа владельцев, в том числе и информирование
о них, а контент, соответственно, ограничивается рамками
деятельности этих владельцев.


На основе перечисленных выше критериев некорректно относить к
СМИ и разнообразные дискуссионные площадки в виде чатов,
форумов, клубов, если только они не включены как функция/опция в
сайт, относящийся к СМИ, то есть действуют по инициативе
владельцев сайта-СМИ и связаны с их контентом. Зондаж
использования интерактивных возможностей сайтов, относящихся и
не относящихся к СМИ, проведенный студентами интернет-
отделения факультета журналистики МГУ в 2004 г., показал, что для
СМИ-ресурсов характерна привязка содержания форумов к
опубликованному контенту, чего не скажешь о ресурсах иного рода.
На основе изложенного подхода можно предложить графическое
изображение положения СМИ среди других ресурсов интернета (см.




41
cхему2).




Обоснование и применение критериев различения типов сайтов в
Сети возможно. Система критериев должна охватывать все
существенные стороны процесса коммуникации – ее участников,
содержание информации и организацию обмена ею, а также
искомые и реальные результаты функционирования. Необходима
и более глубокая дифференциация ресурсов - уже в составе
собственно интернет-СМИ.




42
Вопросы и задания к разделу 1:
1. Приведите примеры конкретных сайтов, которые можно
отнести к разным видам социальных коммуникаций.
2. Приведите примеры массовых коммуникаций в Интернете,
кроме тех ресурсов, которые относятся к СМИ.
3. Каковы основные признаки массовых коммуникаций?
4. Каковы признаки массовой аудитории?
5. Какие элементы любой коммуникации следует учитывать,
чтобы определить ее тип?
6. Какова роль коммуникатора в СМИ?
7. Что отражает содержание (контент) СМИ?
8. Каково распределение ролей в СМИ между аудиторией и
коммуникатором (журналистом)?
9. От чего и от кого зависит состояние СМИ как одно- или
двусторонней коммуникации?




43
2. ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ИНТЕРНЕТ-
СМИ


2.1. Интернет-СМИ как часть медиасистемы. Общие признаки
интернет СМИ
В главе 1 мы пришли к соглашению по поводу природы нового вида
СМИ – интернет-СМИ – и наметили логику их выделения среди
других ресурсов Интернета. По мнению авторов данного учебного
пособия, интернет-СМИ, являясь частью медиасистемы, обладают
рядом признаков, свойственных таким видам массовой
коммуникации, где коммуникатор – профессиональный журналист,
производящий информационный продукт – посвященное социуму
содержание, которое и многотемно и многожанрово. Отличительной
особенностью новых СМИ является также фиксированная
периодичность выпусков информации, их техническая и
содержательная общедоступность. Как часть медиасистемы
интернет-СМИ «посылают» массовой аудитории свою информацию,
которая при этом потребляется индивидуально, т.е. свободно в
смысле выбора времени и места потребления. Природа интернет-
СМИ способствует реализации социальных функций СМИ, их
способности связывать численно большие и рассредоточенные
группы людей, интегрировать их в социальные общности.


Выделяя интернет-СМИ среди иных ресурсов мировой паутины, мы
договорились, что их основная целевая деятельность связана с
информированием массовых аудиторий, и развели их с другими
ресурсами интернета, которые нацелены, к примеру, на
межличностное или межгрупповое общение по интересам (чаты,
ICQ, телеконференции), или занимаются только хранением и

44
поиском информации (электронные библиотеки, разного рода базы
данных), или связаны с иными видами производства, например, с
электронной коммерцией (e-commerce).


Придя к такого рода соглашениям, мы отдавали себе отчет, что
существуют и другие концепции и подходы. Так, известный
голландский исследователь интернет-журналистики Марк Дезе
(Mark Deuze) дает более широкое толкование медийного поля
Интернета, включая помимо основной группы сайтов,
распространяющих новости (mainstream news sites), таких как CNN,
BBC, MSNBC, еще три группы интернет-ресурсов, связанные со
СМИ: 1) индексирующие и класифицирующие информацию по
категориям (index and category sites), например, Yahoo!; 2) т.н.
метамедийные сайты (meta and comment sites); т.е. ресурсы
экспертного характера, посвященные исключительно СМИ и
журналистике, 3) сайты, предназначенные для обмена информацией
и для дискуссий (share and discussion sites), в которые входят и т.н.
блоги, или веблоги (blog, weblog). Все перечисленные интернет-
ресурсы, по мнению исследователя, могут быть причислены к
профессиональной журналистике в силу того, что по своим целевым
функциям они отвечают требованиям, предъявляемым выборными
демократиями к прессе, которая должна информировать граждан, а
также способствовать их свободам и самоуправлению11.


Несмотря на некоторые расхождения в подходах к выделению
нового субъекта информационного поля, все исследователи сходятся
во мнении, что, так как интернет-СМИ позиционируют себя как

11
Mark Deuze. The web and its journalisms: considering the consequences of different types of
newsmedia online. New media & Society, Sage, 2003. P.211.


45
часть медиасистемы, их следует описывать и анализировать,
используя общепринятые в исследованиях СМИ научные методики,
не раз апробированные при изучении подобных объектов. Это
позволит выявить их устойчивые характеристики и определить
место в системе средств массовой информации, а так же в
географическом, социальном и экономическом пространстве.


Средства массовой информации, принадлежащие к таким каналам
передачи информации, как печать, телевидение, радиовещание,
традиционно описываются по целому ряду типизационных
признаков, к которым относятся:
- особенности аудитории (социальный адрес);
- целевое, или функциональное назначение издания;
- характер передаваемой информации (ее виды, формы, жанры);
- зоны информационного внимания (тематика, сферы
отражения);
- объемы и форматы передаваемой информации;
- соотношение разных знаковых форм передачи информации
(например, текста и иллюстративного материала для печати,
текста и видеоматериала для телевидения);
- периодичность (регулярность выхода номеров, программ,
выпусков);
- время выхода (например, утренние, вечерние, воскресные
издания, выпуски);
- место выхода и зоны, география распространения информации
(например, выпускать газету или телепрограмму можно в
одном регионе, а распространять, транслировать– на другие,
как иновещание «Радио России» или «Голос Америки» и т.п.).



46
Описывая СМИ как целостную подсистему развитого

стр. 1
(всего 3)

СОДЕРЖАНИЕ

>>