СОДЕРЖАНИЕ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕССКОГО РАЗВИТИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА






Маркетинговое исследование социально-экономического развития регионов ЦФО. STEP - факторы. Липецкая область. (2004 г.)




Исполнитель:
НП "Институт социально-экономического развития ЦФО"
















Москва 2005г.

Содержание

Введение 3
Краткая характеристика региона 5

1. Экономическое развитие региона 6
1.1 Промышленное производство 6
1.2 Сельское хозяйство 8
1.3 Инвестиции 8
1.4 Инфляция 10
1.5 Бюджет региона 11
Выводы 12

2. Уровень социального развития региона. 13
2.1 Состояние рынка сбыта на территории региона 13
2.1.1 Численность населения и безработица 14
2.1.2 Уровень жизни населения 14
2.1.3 Развитие розничной торговли 18
2.1.4 Жилищное строительство и рынок платных услуг 20
2.2 Характеристика человеческого капитала 21
Выводы 22

3. Развитие промышленности региона 23
3.1 Отраслевая специализация региона 23
3.2 Состояние инфраструктуры региона 27
3.2.1 Развитие банковской сферы 28
3.2.2 Развитие транспортной инфраструктуры 28
3.2.3 Состояние ЖКХ 29
3.2.4 Развитие ипотечного кредитования 30
Выводы 31

4. Политическая ситуация в регионе 32
4.1 Государственная программа развития региона 32
4.2. Общественные движения, союзы, фонды 34

Выводы и рекомендации. SWOT-анализ региона 36

Список литературы 40


Введение

Актуальность темы исследования.

Анализ социально-экономического развития Липецкой области по STEP-факторам интересен для исследования по нескольким причинам. Основная - относительно высокий интерес инвесторов, как российских, так и иностранных, к вложениям в экономику регионов России, и Центрального федерального округа в частности.

Данное исследование представляет интерес и потому, что на рынке представлен крайне небольшой объем систематизированной информации по социально-экономическому развитию регионов, а также отсутствуют исследования социально-экономических процессов и STEP-факторов в регионе в маркетинговом разрезе.


Цели и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является определение текущего социально-экономического развития Липецкой области, определение рисков, с которыми компании могут столкнуться при работе в регионе, и выработка рекомендаций относительно рынков, перспективных для вложения средств.

Для реализации данной цели предстоит решить следующие задачи: составить краткое описание Липецкой области, провести анализ экономического, социального, технологического и политического развития области.

Метод сбора информации.

Данное исследование является кабинетным исследованием и предполагает поиск информации по открытым источникам - Интернет, СМИ, статистические данные госорганов (Госкомстат), данные компаний-участников регионального рынка, информационно-аналитические порталы, посвященные данному региону.

Целевая аудитория.

Данное исследование будет представлять интерес для компаний, планирующих организацию деятельности в Липецкой области, как подробное описание их возможного рынка сбыта. Они, опираясь на данное исследование, могут строить прогнозы ситуации на потенциальном рынке сбыта своей продукции, будут иметь
представление о ситуации в регионе, адаптировать под эту ситуацию свою стратегию развития и маркетинговую стратегию.

Также исследование может быть интересно региональным и столичным компаниям, уже работающим на рынке Липецкой области, как подробное описание среды их деятельности.

Также исследование будет интересно некоммерческим организациям, занимающимся привлечением инвестиций в регионы, разрабатывающим механизмы развития регионов.

Краткая характеристика региона

Липецкая область расположена в центральной полосе европейской части России, примерно в 400 км южнее Москвы.

Территория области составляет 24,1 тыс. кв. км (0,23% территории России). Граничит с Тамбовской, Рязанской, Тульской, Орловской, Курской и Воронежской областями. Население области (на 01.01.2004 г.) - 1200 тыс. человек (0,8% населения России). Плотность населения области составляет 49,8 человека на кв. км, область занимает 7 место среди регионов ЦФО по этому показателю.

Работа на региональном рынке требует детального понимания условий работы на этом рынке, характеристик спроса и предложения, конкурентной среды рынка, институциональной среды и рисков, которые приходится учитывать в работе.

Для характеристики этих процессов на региональном уровне удобно пользоваться STEP-факторами.

Анализ экономического развития региона позволяет определить привлекательность регионального рынка для работы на нем, инвестиционную привлекательность рынка, уровень жизни населения.

Анализ социального развития позволяет охарактеризовать уровень развития человеческого капитал региона, и определить состояние платежеспособного спроса. Анализ социального развития позволяет сделать вывод о наличии потенциального спроса на продукцию, его величину и характеристики, а также состояние рабочей силы в регионе.

Анализ промышленного (технологического) развития региона представляет собой анализ конкурентной среды на рынке региона и наличие инфраструктуры для обеспечения деятельности в регионе.

Анализ политической ситуации в регионе показывает институциональные условия для работы бизнеса, позволяет выявить необходимые для взаимодействия с местными властями механизмы работы.


1. Экономическое развитие региона

Оценка уровня экономического развития региона позволяет сделать вывод о том, насколько развита среда для работы бизнеса, насколько благоприятны условия для развития бизнеса, о рисках, с которыми сталкивается бизнес при работе в регионе.

Уровень экономического развития региона также влияет на уровень доходов населения, который в свою очередь определяет потребности населения. Поэтому степень экономического развития позволяет установить наличие платежеспособного спроса в регионе и его характеристику.

Характеристику экономического развития региона удобнее всего проводить по следующим показателям:

* Промышленное производство
* Сельское хозяйство
* Инвестиции
* Инфляция
* Бюджет

1.1 Промышленное производство

Промышленное производство региона характеризуется индексом и объемом промышленного производства.

Объем промышленного производства Липецкой области в 2004 году составил 183,07 млрд. рублей, или 9,5% объема промышленного производства ЦФО.

Индекс промышленного производства региона показывает темп роста показателя промышленного производства области. Сравнение значений индекса промышленного производства разных периодов позволяет сделать вывод об изменениях условий для работы бизнеса, изменениях рисков региона, изменении ситуации на рынках сбыта продукции отраслей региона.

Индекс промышленного производства Липецкой области по итогам 2004 года составил 103%. В целом по России значение индекса составило 106,1%. Рост индекса в Липецкой области обеспечивался ростом практически всех отраслей: черной металлургии (101%), машиностроения и металлообработки (103%), промышленности строительных материалов (116%), легкой промышленности (107%), пищевой (112%), мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (112%) (см. Табл. 1).

Более низкое значение индекса Липецкой области по сравнению с российским показателем в 2004 году объясняется более низкими темпами роста, чем в России, практически всех отраслей, составляющих основу промышленного производства области. Кроме того, в трех отраслях, входящих в структуру промышленности Липецкой области наблюдались отрицательные темпы роста:

* Медицинская промышленность - снижение на 39%,
* Химическая и нефтехимическая промышленность - снижение на 13%,
* Электроэнергетика - снижение на 2% (См. табл. 1).

Рост российского показателя промышленного производства обеспечивался ростом практически всех отраслей за исключением легкой и мукомольно-крупяной промышленностей, по которым произошло незначительное снижение производства (см. Табл. 1).

Таблица 1. Индекс промышленного производства по отраслям

Липецкая область
2004 г. в % к 2003г.

Россия
2004 г. в % к 2003г.

Справочно:
2003г. в % к 2002 г.
Объем промышленной продукции - всего
103
106,1
105
из общего итога по отраслям:

электроэнергетика
98
100,3
99,4
черная металлургия
101
105,0
104
химическая и нефтехимическая
87
107,4
113
машиностроение и металлообработка
103
111,7
97
строительных материалов
116
105,3
106
легкая
107
92,5
92
пищевая
112
104,0
118
мукомольно-крупяная и комбикормовая
112
97,3
98
медицинская
61
99
Источник: Госкомстат Липецкой области

В Липецкой области в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошло снижение индекса промышленного производства. Значение этого показателя в 2003 году в Липецкой области составило 105% (по России в 2003 году - 107%).

Замедление в 2004 году промышленного роста в области вызвано снижением темпов роста таких отраслей как (см. Табл. 1):

* Электроэнергетика (с 99,4 в 2003 до 98% в 2004 году),
* Черная металлургия (со 104 до 101%),
* Химия и нефтехимия (со 113 до 87%),
* Пищевая промышленность (со 118 до 112%),
* Медицинская (с 99 до 61%).

Рост наблюдался в машиностроении и металлообработке (с 97 до 103%), в промышленности строительных материалов (со 106 до 116%), в легкой (с 92 до 107%), в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (с 98 до 112%).

1.2 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство региона характеризуется объемом и индексом сельскохозяйственного производства.

Объем продукции сельского хозяйства, производимый регионом, показывает уровень развитости сельского хозяйства. В связи с относительно низкой стоимостью продукции сельского хозяйства, особенно растениеводства, уровень жизни населения, занятого в сельском хозяйстве (сельского населения), - более низкий по сравнению с городским населением.

Выпуск продукции сельского хозяйства в Липецкой области всеми сельхозпроизводителями (сельхозпредприятиями, хозяйствами населения, фермерами) в 2004 году составил 17 млрд. рублей, что составляет 9,3% от объема промышленного производства области.

Традиционными направлениями являются производство зерна, сахарной свеклы, молока, выращивание крупного рогатого скота, свиноводство и птицеводство.

Индекс производства продукции сельского хозяйства определяет динамику доходов населения, занятого в сельском хозяйстве. Поскольку потребности этой группы населения еще достаточно неразвиты, с ростом доходов этой группы населения существует большой потенциал для развития потребностей, и соответственно, для роста рынков, удовлетворяющих эти потребности.

Объем производства сельскохозяйственной продукции в Липецкой области в 2004 году составил 100,8% к уровню предыдущего года. В 2003 году темп роста производства продукции сельского хозяйства составил 112% по отношению к аналогичному периоду 2002 года. Падение темпа роста объема сельскохозяйственного производства в 2004 году по сравнению с 2003 годом вызвано существенным снижением объема производства по основным видам сельскохозяйственной продукции (овощные культуры, а также мясо, молоко, яйца).

Снижение объема производства сельскохозяйственной продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом означает и снижение доходов людей, занятых в сельском хозяйстве.

1.3 Инвестиции

* Объем и темп роста инвестиций в основной капитал

Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Анализ инвестиционной привлекательности региона позволяет сделать вывод о том, насколько благоприятны условия работы бизнеса в регионе. К условиям работы в данном случае относятся низкие риски деятельности, наличие возможностей для развития за счет привлеченных средств, законодательный климат и политика местной власти по отношению к бизнесу в регионе.

От уровня инвестиционной привлекательности региона зависит и величина платежеспособного спроса. Высокая инвестиционная привлекательность создает условия для развития бизнеса в регионе, а значит создания рабочих мест и повышению доходов населения. Высокие доходы стимулируют спрос на все товары и услуги, продающиеся в регионе, и способствует возникновению спроса на новые товары и услуги.

Источником выводов об условиях работы в регионе служат показатели объема инвестиций в основной капитал, темпа роста физического объема инвестиций в основной капитал и объема иностранных инвестиций в экономику региона.

Объем инвестиций в основной капитал показывает, какой объем денежных средств был вложен в создание и воспроизводство основных средств предприятиями данного региона в данном году.

В Липецкой области в 2004 году на развитие экономики и социальной сферы области использовано 25,76 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.

Темп роста физического объема инвестиций в основной капитал показывает динамику инвестиций в регионе и позволяет определить тенденцию развития инвестиционной привлекательности региона.

Темп роста физического объема инвестиций в основной капитал в 2004 году составил 133%. Этот показатель вырос по сравнению с показателем 2003 года (126%). Снижение темпа роста вложений в основной капитал в 2004 году по сравнению с 2003 годом говорит о росте инвестиционной привлекательности области в 2004 году, и, возможно, об увеличении возможностей для инвестирования в объекты области.

Темп роста показателя физического объема инвестиций в основной капитал по России в 2004 году составил 110,9%.

* Инвестиционный риск, инвестиционный потенциал, инвестиционный климат1

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и доходов от них.

Липецкая область, по данным "Эксперт РА", занимает 13 место среди регионов России по уровню инвестиционного риска (в 2002-2003 годах область была на 20 месте). Наибольший вклад в объем инвестиционного риска Липецкой области вносят экологический и политический риски.

Инвестиционный потенциал региона учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др.

Липецкая область, занимает 38 место среди регионов России по уровню инвестиционного потенциала (в 2002-2003 годах область была на том же 38 месте). Наиболее негативное влияние на инвестиционный потенциал Липецкой области оказывают ее природно-ресурсный, инновационный и институциональный потенциалы.

По состоянию инвестиционного климата Липецкая область, наравне с большинством регионов ЦФО, входит в состав регионов с пониженным инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском и занимает 8 место среди регионов ЦФО по состоянию инвестиционного климата.

В регионе ведется активная деятельность по привлечению инвестиций при участии администрации области. Об этом свидетельствует низкий уровень законодательного риска в структуре инвестиционного риска региона, действия местной власти по информационному обеспечению области, создание программ развития области и поддержки бизнеса.

1.4 Инфляция

Темп инфляции определяется индексом потребительских цен. Индекс потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги показывает темп роста цен на товары данных категорий. Если рост цен на товар одной категории опережает рост цен на товар другой категории в данном регионе, можно сделать вывод, что рынок товара с большим индексом цен растет быстрее и в настоящее время является перспективным (объем спроса превышает объем предложения).

Индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары в Липецкой области в 2004 году составил 112,9%. Значение индекса цен в 2004 году чуть ниже показателя 2003 года, который составлял 113,4%. В целом по России в 2004 году индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги составил 111,7%.

Источником роста потребительских цен является интенсивный рост цен производителей (145,3%). Высокий темп роста цен на ресурсы заставляет производителей интенсивно повышать цен на конечную продукцию.

В области наблюдался существенный рост цен на продовольственные товары (116,3%) и на платные услуги (115,0%). Рост цен на непродовольственные товары составил 107,3% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.


1.5 Бюджет региона

* Величина и структура доходов консолидированного бюджета региона

Доходы регионального бюджета складываются из налоговых доходов и сборов, доходов от деятельности государственных предприятий, от сдачи в наем государственного имущества, безвозмездных перечислений федерального бюджета (субсидий, субвенций и дотаций). Налоговые доходы составляют 50-70% доходов бюджета региона, вторыми по значимости являются безвозмездные поступления в бюджет региона (до 30% доходов), остальные неналоговые доходы составляют незначительную часть доходов бюджета.

Высокая доля налоговых доходов в доходах регионального бюджета характеризует уровень экономического развития региона, и в частности прибыльность предприятий, работающих в регионе.

Доходы бюджета Липецкой области по данным на 1 января 2005 года составили 24,91 млн. рублей, что на 57,2% больше аналогичного показателя за январь-декабрь 2003 года. В структуре доходов на налоговые поступления приходилось 83,6%. Основными статьями доходной части бюджета в январе-декабре 2004 года были:

* Налог на прибыль организаций - 14,16 млрд. рублей, или 56,8% доходов бюджета
* Налог на доходы физических лиц - 3,58 млрд. рублей, или 14,4% доходов бюджета.

Основу налоговых доходов составляли налог на прибыль и организаций (68% величины налоговых поступлений) и налог на доходы физических лиц (17,2%). Большой объем этих видов поступлений в структуре налоговых доходов свидетельствует об относительно высокой экономической активности в области.

По данным управления Министерства налогов и сборов РФ по Липецкой области, в бюджетную систему Российской Федерации за январь-декабрь 2004 года поступило налогов и других обязательных платежей на 46% больше, чем в соответствующем периоде 2003 года.

* Величина и структура расходов консолидированного бюджета региона

Величина расходов регионального бюджета в 2004 году составила 21,47 млн. рублей, что на 37,2% больше аналогичного показателя за январь-декабрь 2003 года.

Структура расходов регионального бюджета показывает приоритетные направления вложения бюджетных средств. В Липецкой области в январе-декабре 2004 года наибольший объем финансирования приходился на социально-культурные мероприятия (42,7% величины расходов регионального бюджета), на промышленность, энергетику и строительство (11,5%) и на жилищно-коммунальное хозяйство (10,1%).

* Состояние консолидированного бюджета региона (дефицит/профицит)

По итогам 2004 года бюджет Липецкой области исполнен с профицитом. Объем доходов регионального бюджета превысил объем расходов бюджета на 3,44 млрд. рублей.

Профицит бюджета в 2004 году повысился по сравнению с величиной профицита 2003 года, который составил 0,176 млрд. рублей вслед за ростом промышленного производства в области в 2004 году.


Выводы

В 2004 году экономическое состояние Липецкой области существенно улучшилось по сравнению в 2003 годом. Высокий темп роста инвестиций, усиление темпов роста инвестиций, вызванное снижением инвестиционного риска региона, свидетельствуют о росте покупательной способности населения. Темп промышленного роста региона является относительно низким, что объясняется высоким объемом промышленного производства области. Существенный рост доходов бюджета, вызванный промышленным ростом области, рост расходов бюджета, способствовали росту профицита бюджета. Регион остается инвестиционно привлекательным.

Наибольшую перспективу с точки зрения развития имеют рынок платных услуг, цены на котором интенсивно растут, и рынок непродовольственных товаров, который, судя по росту доходов населения, ожидает интенсивный рост в ближайший год.

"Слабыми сторонами" экономики области являются сельское хозяйство, отрасль большим потенциалом, но с остающимися высокими при существующих технологиях и методах ведения бизнеса в этой отрасли рисками, и высокая инфляция, вызванная интенсивным ростом цен производителей.


2. Уровень социального развития региона.

Анализ уровня социального развития региона позволяет определить наличие на территории региона платежеспособного спроса и характеристику этого спроса. Характеристика платежеспособного спроса показывает, какие потребности существуют у населения данного региона, за счет каких товаров и услуг этот спрос можно удовлетворить и какие методы продвижения продукции использовать.

Таким образом, анализ социального развития региона позволяет сделать вывод о том, какие рынки в регионе являются наиболее перспективными, какие будут развиваться быстрее, какие уже насыщены и какие ниши на насыщенных рынках могут существовать.

Социальное развитие региона характеризуется состоянием человеческого капитала региона и состоянием рынка сбыта продукции в регионе. Для характеристики социального развития региона удобнее всего пользоваться следующими показателями:

1. Состояние рынка сбыта на территории региона

* Численность населения и безработица
* Уровень жизни населения
* Развитие розничной торговли
* Жилищное строительство и рынок платных услуг

2. Характеристика человеческого капитала

* Уровень образования
* Научная деятельность на территории региона


2.1. Состояние рынка сбыта на территории региона

Состояние рынка сбыта не территории региона характеризуется как величиной спроса, так и его качеством. Величина спроса зависит от таких характеристики, как уровень доходов населения, а качество спроса определяется потребностями населения, которые также зависят от уровня доходов. Состояние и характеристика спроса на территории региона также позволят определить методы продвижения продукции.

Для определения потенциальной величины рынка сбыта региона используются показатели численности населения, доли городского и сельского населения региона, уровня безработицы, динамики безработицы, уровня номинально начисленной заработной платы, задолженности по заработной плате, величины реальных денежных доходов населения, объемы жилищного строительства и объема рынка платных услуг.

2.1.1 Численность населения и безработица

* Численность населения

Показатель численности населения позволяет определить потенциальный объем спроса на продукцию данного рынка в данном регионе. Чем выше численность населения данного региона по сравнению с окружающими регионами, тем больше возможностей для сбыта продукции на территории данного региона.

Численность населения Липецкой области (на 01.01.2004 г.) - 1200 тыс. человек (0,83% населения России). По численности населения Липецкая область находится на 12 месте среди регионов ЦФО. В Липецкой области проживает 3,2% населения ЦФО.

* Доля городского и сельского населения

Доля городского населения области по данным на 1 января 2002 года составляла 64,3% всего населения области, 35,7% приходилось на сельское население.

* Уровень безработицы

Уровень безработицы - показатель, определяющий удельный вес безработного населения в общей численности экономически активного населения региона. Чем выше уровень безработицы в регионе, тем ниже уровень жизни и величина платежеспособного спроса населения.

Уровень регистрируемой безработицы в Липецкой области на конец 2004 года составил 0,8%. В целом по России уровень в 2004 году безработицы составил 7,6% экономически активного населения страны.

* Динамика уровня безработицы

Динамика уровня безработицы показывает изменение численности безработного населения региона за определенный период времени. Снижение уровня безработицы говорит о положительных тенденциях в развитии человеческого потенциала региона, о росте доходов населения.

Уровень регистрируемой безработицы в Липецкой области на конец декабря 2004 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 10%. В целом по России уровень безработицы в 2004 году снизился на 5,8%.

2.1.2 Уровень жизни населения

* Уровень среднемесячной номинально начисленной заработной платы

Уровень среднемесячной номинально начисленной заработной платы представляет собой величину средней заработной платы жителей региона в каждом месяце. Этот показатель позволяет сравнивать уровень оплаты труда в разных регионах между собой, и соответственно, уровень жизни населения в разных регионах.

Денежные доходы населения области за январь-декабрь 2004 года составили 61,43 млрд. рублей и увеличились по сравнению с январем-декабрем 2003 года на 5,9%.

Величина среднемесячной номинально начисленной заработной платы в Липецкой области в течение 2003 - 2004 годов демонстрировала некоторую динамику к росту. Пик по величине заработной платы пришелся на декабрь 2004 года. Величина номинальной заработной платы в декабре 2004 года составила 7617 рублей. С июня по декабрь 2004 года величина ежемесячной номинально начисленной заработной платы превышала среднее ее значение (за 2003 - 2004 годы), которое составило 5426 рублей (см. Рис. 1).

Рисунок 1
Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата Липецкой области

* Величина и структура задолженности по заработной плате

Величина задолженности по заработной плате также характеризует уровень жизни населения. Большой объем задолженности сдерживает внутренний спрос и снижает платежеспособность населения.

В Липецкой области суммарная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2005 года составила 0,037 млрд. рублей. В структуре задолженности большая часть задолженности - 98,7% - приходится на задолженность в производственных отраслях (промышленность и сельское хозяйство). Остальные 1,3% задолженности сосредоточены в непроизводственных отраслях (коммунальное хозяйство и образование).

Среди производственных отраслей наибольшая задолженность - в сельском хозяйстве (65,3% от величины общей задолженности) и промышленности (33,4%). Среди непроизводственных отраслей объем задолженности по заработной плате делится примерно пополам на коммунальное хозяйство (0,8% от величины общей задолженности) и образование (0,5%) (см. Рис. 2).

Рисунок 2
Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата Липецкой области

По сравнению с 1 января 2004 года величина суммарной задолженности снизилась на 82,9%.


* Динамика величины реальных располагаемых денежных доходов населения

Величина реальных располагаемых денежных доходов населения представляет собой доход населения (в том числе заработную плату), за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен, и является более подходящим показателем, чем величина номинально начисленной заработной платы, для характеристики уровня жизни населения, особенно при высоких темпах инфляции.

За 2004 год по сравнению с соответствующим периодом 2003 года реальные денежные доходы населения увеличились на 5,9%. Величина реальных располагаемых доходов населения Московской области за период с января 2003 года по декабрь 2004 года демонстрировала динамику к росту. Величина реальных доходов ежемесячно превышала аналогичный показатель предыдущего года (см. Рис. 3).

Рисунок 3
Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата Липецкой области

* Структура расходов населения

Денежные расходы населения области за 2004 год составили 56,78 млрд. рублей.

В структуре расходов населения в 2004 году преобладали расходы на покупку товаров и оплату услуг (70,2% полученных доходов). На накопление сбережений во вкладах, ценных бумагах было использовано только 4,1% доходов (см. Рис. 4).

Рисунок 4
Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата Липецкой области

По сравнению с 2003 годом доля расходов на покупку товаров и услуг увеличилась на 3,4 п. п. (в 2003 году этот показатель составлял 66,8%). В то время как доля сбережений снизилась на 1,7 п. п. (в 2003 году этот показатель составлял 5,8%) (см. Рис. 4).

Снижение доли сбережений и рост расходов на товары и услуги при росте реальных располагаемых доходов населения говорит о наличии неудовлетворенного спроса на товары и услуги, а также о снижении неопределенности в экономической сфере региона.

2.1.3 Развитие розничной торговли

Показатели развития рынка розничной торговли являются косвенными характеристиками уровня жизни населения. Чем больше величина и темп роста этого рынка, чем выше уровень жизни населения данного региона.

Оборот розничной торговли в 2004 году составил 32,9 млрд. рублей, по сравнению с 2003 годом увеличился на 14%.

В структуре оборота розничной торговли преобладали непродовольственные товары. Их удельный вес в общем объеме оборота розничной торговли составил 57%. Продовольственных товаров продано населению на 13,8 млрд. рублей, непродовольственных - на 19,1 млрд. рублей, что больше уровня 2003 года по продовольственной группе на 11%, а по непродовольственной - на 15%.

Рисунок 6. Динамика оборота розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Источник: Расчеты "ИНСЭРа" по данным Госкомстата Липецкой области

Динамика рынка непродовольственных товаров является зеркальным отражением динамики рынка продовольственных товаров (см. Рис. 6). Подобная ситуация свидетельствует об отсутствии роста доходов потребителей, поэтому потребителям приходится в один месяц расходовать большую часть своего дохода на продовольственные товары, а в следующий месяц - на непродовольственные товары в ущерб продовольственным.

На оборот торгующих организаций пришлось 69% оборота розничной торговли и только 31% оборота розничной торговли было получено от продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (см. Рис.7).

Рисунок 7. Формирование оборота розничной торговли в декабре 2004 года


1- крупные и средние организации розничной торговли
2 - крупные и средние неторговые организации
3 - субъекты малого предпринимательства розничной торговли
4 - субъекты малого предпринимательства других отраслей
5 - продажа товаров физическими лицами на вещевых и продовольственных
рынках



Источник: Госкомстат Липецкой области

2.1.4 Жилищное строительство и рынок платных услуг

Показатели объема рынка платных услуг и объема жилищного строительства являются косвенными характеристиками уровня жизни населения. Чем больше величина и темпы роста этих рынков, чем выше уровень жизни населения данного региона. Кроме того, рост каждого из этих рынков способствует росту спроса на продукцию смежных рынков, стимулирует развитие смежных отраслей (строительных и отделочных материалов, строительных и транспортных услуг).

Объем жилищного строительства в Липецкой области в 2004 году составил 420 тыс. кв. м. общей площади жилых домов. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года объем введенной в строй жилой площади увеличился на 21%.

Увеличение объемов жилищного строительства свидетельствует о росте платежеспособного спроса на данный продукт. Очевидно, что объем неудовлетворенного спроса на жилищном рынке остается высоким, и рост доходов населения начинает достигать уровня, при котором у населения существует возможность этот спрос удовлетворить.

Объем рынка платных услуг в 2004 году населению составил по всем каналам реализации 9,11 млрд. рублей, что на 10,3% больше, чем в 2003 году. Рост обеспечен интенсивной динамикой услуг системы связи и транспортных услуг.

В структуре платных услуг преобладали услуги коммунального хозяйства (24,5% от общего объема рынка), связи (20,1%), бытовые (15,9%) и транспортные (14,9%) (см. Табл. 4).

Наибольший рост пришелся на услуги связи (141,6%) и транспортные услуги (119,3%), чуть меньше рост наблюдался в туристических услугах (108,3%), правового характера (107,2%), (см. Табл. 2).

Таблица 2. Состояние и динамика рынка платных услуг в Липецкой области

2004г., млн. рублей
В % к

итогу
2003г.
Всего оказано платных услуг
9108,3
100,0
110,3
в том числе:

бытовые
1450,3
15,9
104,5
транспортные
1358,2
14,9
119,3
связи
1832,3
20,1
141,6
жилищные
488,3
5,4
99,5
коммунальные
2234,7
24,5
98,7
учреждений культуры
81,7
0,9
103,2
туристские
53,8
0,6
108,3
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения
87,9
1,0
101,9
физкультуры и спорта
32,8
0,4
102,4
медицинские
320,6
3,5
96,6
санаторно-оздоровительные
99,9
1,1
95,3
ветеринарные
26,6
0,3
85,4
правового характера
179,6
2,0
107,2
системы образования
504,4
5,5
104,0
прочие
357,2
3,9
Источник: Госкомстат Липецкой области.

2.2. Характеристика человеческого капитала

Для характеристики уровня развития человеческого капитала региона используются показатель уровня образования и характеристика инновационной деятельности на территории региона.

* Уровень образования2

В системе образования региона 676 общеобразовательных школ. Подготовку кадров массовых профессий ведут 32 профессионально-технических училища. В области работает 25 средних специальных учебных заведений. Специалистов с высшим образованием готовят3 государственных университета - Липецкий государственный технический университет, Липецкий государственный педагогический университет, Елецкий государственный педагогический университет им. И.А. Бунина. Действуют Липецкий муниципальный институт права и экономики, 2 негосударственных вуза - Липецкий эколого-гуманитарный и кооперативный институты. Работают 15 филиалов вузов Москвы и соседних регионов..

Продолжена работа по развитию высшего и среднего профессионального образования. Созданы три новых филиала: Лебедянский филиал Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина на базе Лебедянского педагогического колледжа, Липецкий и Грязинский филиалы Воронежского экономико-правового института.

В ВУЗах и филиалах, средне-специальных учебных заведениях введена 21 новая специальность, наиболее востребованная на рынке труда.


* Научная деятельность на территории области3

Основные направления научной деятельности в Липецкой области формируются в соответствии с развитием ведущих отраслей промышленности - металлургии, машиностроения, энергетики, строительства, сельского хозяйства, образования, здравоохранения и др. В настоящее время в различных сферах социально-экономического комплекса области занято 1044 кандидата и 142 доктора наук. Около 80% учёных трудятся в высшей школе, которая играет главную роль в подготовке образованных кадров и научном обеспечении технологических процессов в экономике и непроизводственных сферах жизни.

С целью развития научно-технического потенциала региона из областного бюджета оказывалась финансовая поддержка перспективных научных исследований и разработок липецких ученых.

По инновационному потенциалу область находится на 65 месте среди российских регионов4.

Выводы

Анализ социального развития Липецкой области позволяет сделать вывод о благоприятном состоянии рынка сбыта на территории региона. Об этом свидетельствуют: низкий уровень безработицы, относительно высокий показатель номинально начисленной заработной платы, рост, хотя и невысокий, реальных располагаемых доходов населения в 2004 году. В области наблюдается интенсивный рост спроса на жилищное строительство и рост рынка платных услуг.

Рост платежеспособного спроса сдерживается ростом уровня безработицы, существенным, для экономически развитого региона, а также сохраняющейся задолженностью по заработной плате.

В области наблюдается высокий уровень развития человеческого капитала, что обеспечивает предприятия квалифицированной рабочей силой и создает предпосылки для интенсивного развития экономики области.


3. Развитие промышленности региона

Характеристика промышленного развития региона представляет собой характеристику условий конкуренции на рынке региона. Анализ развития промышленности позволяет определить, какие отрасли представляют наибольший интерес с точки зрения инвестора, рынки какой продукции наиболее перспективны, в какие отраслях существует неудовлетворенный спрос, а также возможности для развития смежных отраслей и перспективы развития региона.

Также анализ промышленной специфики региона позволяет определить риски, присущие экономике региона в случае специализации региона на определенных видах деятельности.

1. Отраслевая специализация региона

* Отраслевая структура промышленного производства региона и динамика роста отраслей
* Источники развития отраслей
* Институциональная структура производства


2. Состояние инфраструктуры региона

* Банковская сфера
* Развитие транспортной инфраструктуры
* Состояние ЖКХ
* Развитие ипотечного кредитования

3.1 Отраслевая специализация региона

* Отраслевая структура промышленного производства региона и динамика роста отраслей 5

Отраслевая структура промышленного производства региона и динамика роста отраслей позволяют определить, какие отрасли наиболее развиты в данном регионе, каким рискам подвержена экономика региона.

В структуре промышленного производства Липецкой области преобладает черная металлургия (71,7% промышленного производства), пищевая промышленность (17,2%), машиностроение и металлообработка (8,9%) (см. Рис. 5).

Рисунок 5

Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата Липецкой области

Основой промышленного производства является черная металлургия6. Отрасль черной металлургии представлена 7 предприятиями (без субъектов малого предпринимательства). ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" - одно из современных и самых технически оснащенных предприятий России, выпускает десятки видов высококачественной металлопродукции. Горячекатаный и холоднокатаный листовой прокат для судостроительной и автомобильной промышленности, газопроводных труб, листовой металлопрокат с оцинкованным и полимерным покрытием, электротехническую сталь, передельный чугун, слябы, химическая продукция. ОАО "НЛМК" является лидером отечественной металлургии по объемам инвестиций в развитии и реконструкции производственных мощностей. Ежегодно на эти цели комбинат тратит до 200 млн. долларов США. Работа по реконструкции и обновлению оборудования охватывает весь цикл металлургического производства.

Старейшее предприятие области ОАО ЛМЗ "Свободный Сокол" - производит чугун, высококачественные трубы из высокопрочных марок чугуна, которые находят широкое применение в жилищном и промышленном строительстве, реконструкции и ремонте сетей водоснабжении, водоотведении, газоснабжении. Экспортные отгрузки чугуна составляют 70-80% от общего объема производства, в основном в Великобританию, Испанию, Турцию, Италию, Францию. Основными потребителями чугуна на внутреннем рынке являются предприятия машиностроительного и металлургического комплексов. Крупными потребителями труб и фасонных частей к ним являются г. Москва и Московская область (около 70% от общего объема продаж). В рамках программы технического перевооружения в 2003 году объем инвестиций составил более 67 млн. руб., которые направлены на реконструкцию доменного цеха и совершенствование технологии производства труб из чугуна с шаровидным графитом.

Стабильно работают относящиеся к металлургической отрасли горнодобывающие рудники - ОАО "Стагдок" и ОАО "Доломит", которые беспрерывно обеспечивают Новолипецкий металлургический комбинат и другие.

Наиболее весомый вклад в развитие пищевой промышленности в 2004 году внесли: ОАО "Лебедянский ЭКЗ", "Хлебмакаронпром, предприятия молочной промышленности7.

Отрасль машиностроения8 представлена 58 крупными и средними предприятиями. Продукция машиностроения экспортируется более чем в 40 стран мира.

Развитие машиностроительной отрасли осуществлялось преимущественно за счет освоения новых видов продукции, повышения их технических характеристик и качества.

ЗАО "Завод холодильников "Стинол" - современное предприятие по выпуску холодильников и морозильников. Липецкая область удерживает первое место в России по их производству. Инвестиций в развитие производства в 2003 году составили около 28 млн. евро. Существующие перспективы на рынке позволили компании Мерлони и ЗАО "Стинол" продолжить политику привлечения инвестиций в расширение ассортимента продукции. С 2004 года работает новый завод по производству стиральных машин под маркой "Индезит", в который было инвестировано 40 млн. евро. Новый завод создан по такой модели организации производства, которая в основном будет базироваться на сборке элементов, большая часть из которых должна производиться и поступать от внешних поставщиков, в том числе от предприятий Липецкой области. Т.о. продолжится дивертикализация завода с созданием сети поставщиков для завода холодильников и завода стиральных машин.

Другими крупными предприятиями отрасли являются: "Грязинский культиваторный завод", ОАО "ЛОЭЗ "Гидромаш", ОАО "Лебедянский завод строительно-отделочных машин" ("Строймаш"), ООО "Компания "Ассоль", ОАО "Лебедянский машиностроительный завод", ОАО "Гидропривод", ОАО "Гидравлик", ОАО "Елецгидроагрегат", ОАО "ПроМеТеИ-плюс", ОАО "Энергия", ОАО "Липецкий тракторостроительный завод", ЗАО "Липецкий станкостроительный завод".

Отрасль электроэнергетики представлена 10-ю ТЭЦ. Основным производителем электроэнергии является ОАО "Липецкэнерго", которое производит 53% от всей выработанной электрической энергии в области9.


* Источники развития отраслей (наличие ресурсной базы и рынков сбыта)

Источниками развития производства является наличие ресурсной базы, как сырьевой, так и человеческого капитала. Также развитию предприятий способствует благоприятное состояние на рынках сбыта продукции.

Сырьевая база. Полезные ископаемые области представлены 300 месторождениями: известняки, доломиты, песок, глины, цементное сырье. По запасам карбонатного сырья область занимает первое место в РФ. Значительны залежи торфа. Большой известностью в стране пользуются Липецкие минеральные источники и лечебные грязи, обнаруженные в 1871 году.

Рынками сбыта для продукции предприятий области являются как регионы России, так и зарубежные страны, включая страны СНГ. Внешнеторговая деятельность области ведется с 90 странами. Основными странами-импортерами продукции области являются: страны Юго-Восточной Азии, Европа, страны Ближнего Востока. Основной экспортной продукцией области является продукция черной металлургии. Отрасль черной металлургии в 2003-2004 году была одной из наиболее интенсивно развивающейся отраслей промышленности благодаря высоким ценам на ее продукцию как внутри страны, так и на международном рынке. Наличие платежеспособного спроса на продукцию компаний, то есть наличие рынков сбыта, является первостепенным источником развития отраслей.

* Институциональная структура производства

Количество организаций и развитие форм собственности. По состоянию на 1 января 2005 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года число учтенных в Едином государственном регистре предприятий и организаций субъектов всех отраслей экономики (предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений) увеличилось на 832 единиц (на 4,1%) и составило 20,3 тыс.единиц.

Наибольшее число хозяйствующих субъектов, учтенных в реестре, сосредоточено в торговле и общественном питании, промышленности, строительстве, сельском хозяйстве (см. Табл. 3).

Таблица 3. Структура и динамика возникновения организаций по отраслям экономики

Число организаций в % к итогу
В % к числу организаций на 1 января 2004
Торговля и общественное питание
32,4
105,4
Промышленность
11,5
109
Сельское хозяйство
9,7
91,4
Строительство
9,9
103,9
Наука и научное обслуживание
0,7
101,5
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
2,7
114,4
Общественные объединения
7,7
102,8
Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение
2,7
118
Транспорт
2,4
115,2
Связь
0,5
94,8
Источник: Госкомстат Липецкой области.

Большинство предприятий Липецкой области по данным на 1 января 2005 года относятся к частной форме собственности (71,5%). Государственных и муниципальных предприятий - 15,6% к общему количеству предприятий, предприятий смешанной российской формы собственности - 3,2%.

Количество организаций всех форм собственности в Липецкой области в 2004 году увеличилось на 9,7 единиц в расчете на 1000 организаций. Наибольшее количество зарегистрированных организаций представляли собой иностранную собственность - коэффициент их прироста за 2004 год составил 72,3 в расчете на 1000 организаций (см. Табл. 4).

Таблица 4. Характеристика демографии организаций в разрезе форм собственности за 2004 год

Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций
Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций
Коэффициент прироста (+,-) на 1000 организаций
Всего
15,6
5,9
9,7
Российская собственность
15,5
5,9
9,6
Иностранная собственность
72,3
-
72,3
Совместная российская и иностранная собственность
23,4
11,7
11,7
Источник: Госкомстат Липецкой области.

3.2 Состояние инфраструктуры региона

По уровню развития инфраструктуры Липецкая область занимает 14 место среди регионов России10.
3.2.1 Развитие банковской сферы11

На территории области осуществляют свою деятельность два региональных банка: ОАО "Липецкоблбанк" и ОАО "Липецккомбанк", 19 филиалов иногородних банков, из которых в 2004 году открыты 3 новых филиала - филиал Банка ОАО Внешторгбанк в г. Липецке, Липецкий филиал ОАО АКБ "Росбанк", Елецкий филиал ОАО Банк "Юго-Восток" (г. Воронеж). Кроме того, в 2004 году перечень кредитных организаций области пополнился в лице ЗАО "Банк Русский Стандарт" (г. Москва) и ООО КБ "Промэк-Банк" (г. Самара), открывших свои представительства, а также ОАО Национальный банк развития (г. Москва) и ИНВЕСТСБЕРБАНК (ОАО) (г. Москва), зарегистрировавшие кредитно-кассовые офисы.

3.2.2 Развитие транспортной инфраструктуры

* Протяженность автодорог

Общая протяженность автомобильной сети дорог - около 13 тыс. км.

Плотность автомобильных дорог Липецкой области составляет около 500 км на 1000 кв. км площади области (по РФ в целом - 31 км, по Центральному району - 184 км).

* Протяженность ж/д

Общая протяженность железнодорожной сети составляет 746 км, более 400 км электрифицировано.

Плотность железных дорог общего пользования в Липецкой области составляет 309 км на 10 тыс.кв.км территории (по РФ в целом - 50 км, по Центральному району - 268 км)

* Важные магистрали, проходящие по территории региона. Воздушное сообщение12

Автомобильные магистрали связывают Липецк со всеми сопредельными областными центрами, а также с трассами федерального значения: Москва - Ростов, Москва - Волгоград.

Территорию пересекают три железнодорожные магистрали, связывающие Москву с промышленными центрами юга России - Воронежем, Ростовом, Северным Кавказом и Донбассом, с Поволжьем, а также с западными городами: Орлом, Брянском, Смоленском.

Расположенный в окрестностях Липецка аэропорт способен принимать самолеты любого класса.

* Водные пути

Основой судоходной системы Липецкой области является р. Дон. Общая протяженность рек на территории области - около 120 км.

3.2.3 Состояние ЖКХ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" установлены следующие федеральные стандарты оплаты услуг ЖКХ:
* Предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв. м общей площади жилья в Липецкой области составит 23,3 рубля (в среднем по России - 31,9 рубля). Это самый низкий показатель среди регионов ЦФО (см. Рис. 7);
* Стоимость капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в Липецкой области составит 2,2 рубля (в среднем по России - 2,6 рубля) Это самый низкий показатель среди регионов ЦФО (см. Рис. 8).

Рисунок 8

Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата.

Рисунок 9

Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата.

В сфере ЖКХ приняты следующие региональные долгосрочные программы:

* "Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства области";
* "Обеспечение населения Липецкой области питьевой водой" (1999-2010 г.г.);
* "Охрана окружающей природной среды Липецкой области" (2002-2010 г.г.);
* "Энергосбережение" (2000-2006 г.г.);
* "Программа благоустройства городов и районов области на 2003 - 2005г.г."

Разработана программа "Модернизация и реформирование ЖКХ Липецкой области на 2004 - 2010 гг"13.

3.2.4 Развитие ипотечного кредитования

Программа ипотечного жилищного кредитования в Липецкой области разработана и вступила в силу в 2002 году.

Предполагается, что большая часть квартир будет куплена во вновь строящихся домах: на программу ипотечного кредитования власти Липецка планируют выделить до 10% жилья в новостройках. Сегодня субсидии по программе ипотечного кредитования получили уже 200 семей, на эти цели городской бюджет выделил в течение полутора лет около 23 млн. рублей.

Выводы

Анализ технологического (промышленного) развития Липецкой области позволяет сделать вывод о высоком уровне развития промышленности и инфраструктуры. В регионе преобладает черная металлургия, что делает регион зависимым в первую очередь от конъюнктуры мирового рынка продукции черной металлургии.

Рынками сбыта для продукции этих отраслей является как внутренний рынок России, так и страны СНГ и страны дальнего зарубежья. Именно поэтому основным риском, присущим экономике региона, является риск снижения платежеспособного спроса как внутри страны, так и за ее пределами.

В регионе наблюдается низкий коэффициент прироста организаций в расчете на 1000 организаций. Подобная ситуация может быть вызвана монополизацией основных отраслей региона и сложившейся структурой игроков на рынках.

Преобладающие в экономике области отрасли, за исключением пищевой, являются наукоемкими, поэтому основным источником развития области будут служить инвестиции в наукоемкие технологии и стимулирование научно-исследовательских разработок, создание совместных производств с иностранными производителями.



4. Политическая ситуация в регионе

Анализ политической ситуации в регионе позволяет оценить политические риски, связанные с работой в регионе, сделать вывод об уровне политической активности местной власти.

Уровень политического риска Липецкой области относительно высок. Область занимает 55 место среди регионов России по этому показателю.

4.1 Государственная программа развития региона

В данный момент на территории области действуют ряд программ, направленных на улучшение социально-экономического положения области14.

* Программа реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2003-2006 гг.15

Целью Программы является повышение эффективности работы реформируемых предприятий и увеличение на этой основе налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Государственная поддержка предоставляется на конкурсной основе промышленным предприятиям, включенным в Реестр реформируемых предприятий, и осуществляющим разработку и реализацию планов реформирования и финансового оздоровления.

Основные достигнутые результаты реализации Программы:

1. Разработана процедура "массового" реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий области.
2. Разработана система целевой подготовки и переподготовки специалистов муниципальных образований и предприятий.
3. Сформирован механизм стимулирования процесса реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий области.
4. Созданы условия для привлечения капитала банковских структур к реализации Программы.

Ожидаемые результаты реализация Программы:

* Прирост объемов промышленной продукции за 2003-2005 гг. в сумме 86,4 млрд.руб.;
* Прирост поступлений налогов в бюджеты всех уровней - в сумме 11,2 млрд.руб.

* Программа развития бытовых услуг населению Липецкой области на 2003- 2005 годы16

Основными задачами Программы являются:

* Создание правовых, экономических и организационных условий для развития сферы бытового обслуживания населения;
* Создание цивилизованных рыночных механизмов и благоприятных условий для работы предприятий и организаций независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;
* Увеличение объемов и расширение рынка бытовых услуг;
* Развитие бытового обслуживания в сельской местности;
* Более полное использование трудовых ресурсов общества, увеличение занятости населения.

Реализация мероприятий Программы позволит:

* Закрепить и развить достигнутые положительные тенденции, а также устранить имеющиеся недостатки в развитии сферы бытовых услуг населению области;
* Обеспечить продолжение работы по формированию системы управления процессом организации бытового обслуживания населения;
* Усилить защиту прав потребителей бытовых услуг, повысить уровень безопасности и качество обслуживания населения;
* Расширить сеть предприятий бытового обслуживания населения в сельской местности;
* Произвести реконструкцию и техническое перевооружение предприятий бытового обслуживания населения;
* Модернизировать имеющиеся и создать новые рабочие места в сфере бытовых услуг;
* Обеспечить подготовку и переподготовку кадров;
* Повысить эффективность работы субъектов рынка бытовых услуг населения за счет действенных мер по их финансовой поддержке;
* Обеспечить развитие конкуренции на рынке сферы услуг.

* "Программа поддержки и развития малого предпринимательства в г. Липецке на 2003-2005 гг."

Цели и ожидаемые результаты реализации программы:

1. Обеспечение занятости населения, за счет увеличения числа рабочих мест на уже действующих и вновь создаваемых малых предприятиях.
2. Насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами через развитие рыночных отношений и создание конкурентной среды.
3. Обеспечение социальных программ г. Липецка за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет от малого бизнеса.
4. Обеспечение опережающего развития малого предпринимательства в инновационных и высокотехнологичных сферах.
5. Усиление роли активных деловых людей, привлечение инвестиций в экономику города через развитие межрегионального и международного сотрудничества в предпринимательскую деятельность.
6. Снижение затрат на содержание и обслуживание городского коммунального хозяйства за счет привлечения к выполнению городского заказа в этой сфере предприятий малого бизнеса.
7. Сохранение традиций и культурного наследия через развитие ремесел и высокохудожественных производств.
8. Укрепление семьи через поддержку семейных форм организации предпринимательской деятельности.
9. Увеличение отдачи от использования муниципальной собственности за счет передачи ее эффективным собственникам в сфере малого предпринимательства.
10. Освобождение органов власти от излишних функций за счет передачи их в ведение общественных объединений предпринимателей.
11. Гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками.

Приоритеты Программы:

1. Поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных слоев населения.
2. Поддержка всех видов инновационного бизнеса, главным образом в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях.
3. Поддержка проектов, имеющих высокую бюджетную отдачу.
4. Поддержка проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке.
5. Поддержка проектов, имеющих внебюджетное финансирование.
6. Поддержка проектов, направленных на активизацию деловых межрегиональных связей и экспорт продукции.


4.2. Общественные движения, союзы, фонды

Липецкий региональный союз предпринимателей "ОПОРА"17

Липецкий региональный Союз предпринимателей "ОПОРА" является региональной структурой федерального союза "ОПОРА".

Задачи организации:

* Преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства,
* Упорядочение деятельности органов государственного контроля (надзора),
* Кредитно-финансовая поддержка и инвестиции в сферу малого бизнеса,
* Работа с естественными монополиями,
* Содействие безопасности ведения предпринимательской деятельности.

Руководитель - Лопатин Юрий Александрович. Тел: (0742) 77-67-84, E-mail: elt_lip@lipetsk.ru



Организации поддержки и развития малого и среднего бизнеса18

В Липецке создана инфраструктура в поддержку предпринимательства. В ее рамках действуют:

* Комитет по развитию предпринимательства и малого бизнеса администрации г. Липецка;
* Межрегиональный Маркетинговый центр "Липецк-Москва";
* Липецкая областная общественная организация содействия малому бизнесу;
* Липецкая торгово-промышленная палата;
* Липецкий городской центр занятости населения;
* Союз предпринимателей г. Липецка;
* Областная организация "Ассоциация "Рынок"" и др.


Выводы и рекомендации. SWOT-анализ региона

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Экономическое развитие

Инвестиционная привлекательность региона

* Низкий инвестиционный риск региона среди регионов ЦФО и существенное снижение инвестиционного риска региона в 2004 году делает регион привлекательным для инвесторов;
* Высокий темп роста инвестиций в основной капитал, усиление темпа роста инвестиций, высокий объем промышленного производства и положительные темпы прироста объема промышленного производства свидетельствуют о росте экономической активности в регионе;
* Существенный рост доходов бюджета в 2004 году также свидетельствуют о росте экономической активности, что способствует росту расходов бюджета и поддержке внутреннего спроса региона;
* Природно-климатические условия позволяют организовать конкурентоспособное производство основных продуктов питания и технических культур в качестве сырья для предприятий перерабатывающей промышленности.


Социальное развитие

1. Состояние рынка сбыта на территории региона

* Относительно высокий уровень платежеспособного спроса (очень низкий уровень безработицы, высокая среднемесячная номинально начисленная заработная плата, рост величины реальных денежных доходов населения), стимулирует рост спроса на потребительских рынках.
* Интенсивный рост объемов жилищного строительства свидетельствует о высоком уровне платежеспособного спроса и росте реальных доходов населения.

2. Высокий уровень развития человеческого капитала

Высокий уровень развития человеческого капитала способствует снижению социального риска и росту трудового потенциала области.


Технологическое развитие

1. Отраслевая специализация региона

* Наличие источников развития производства - человеческого капитала и рынков сбыта продукции, способствует развитию производства на территории региона и привлечению инвестиций в регион.
* Самый низкий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги среди регионов ЦФО положительно влияет на величину платежеспособного спроса региона.

2. Состояние инфраструктуры региона

* Выгодное географическое положение. Область является связующим звеном центральных и южных регионов России.
* Развитая транспортная инфраструктура способствует как внутрирегиональной миграции населения, так и снижению транспортных расходов предприятий.
* В области ведется работа по реформированию ЖКХ.


Политическое развитие

1. Наличие и реализация программ развития региона свидетельствует о намерениях местной власти по созданию и улучшению условий для привлечения инвестиций и экономическому развитию региона, росту уровня жизни населения.

2. Активная политика местной власти по привлечению инвестиций.

3. Развития система поддержки малого и бизнеса способствует улучшению институциональных условий работы бизнеса.


Экономическое развитие

Инвестиционная привлекательность региона

* Низкий объем и темп прироста объема сельскохозяйственной продукции при высокой доле сельского населения. Низкое технологическое развитие отрасли делает доходы населения, занятого в сельском хозяйстве низкими, что снижает платежеспособный спрос на территории региона;
* Высокий темп инфляции снижает покупательную способность населения.





















Социальное развитие

1. Состояние рынка сбыта на территории региона


Величина внутреннего спроса сдерживается задолженностью по заработной плате, особенно в сельском хозяйстве, и высоким ростом уровня безработицы.





















Технологическое развитие



1. Высокая зависимость экономики региона от одной отрасли - черной металлургии.

2. Низкий уровень развития организованной розничной торговли (организованные торговые площади).

3. Преобладание в структуре промышленности экологически опасных производств. Как следствие - высокий уровень загрязнения окружающей среды и высокий экологический риск (73 место среди регионов России).
















Политическое развитие

Высокий уровень политического риска региона (55 место среди регионов ЦФО).

ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНА
УГРОЗЫ ДЛЯ РЕГИОНА

1. Преимущества региона

* Выгодное географическое положение;
* Развитые внешнеэкономические связи региона;
* Высокий уровень развития человеческого капитала.

2. Реализация конкурентных преимуществ

* Для реализации потенциала сельскохозяйственной отрасли необходимы инвестиции в технологии, квалифицированную рабочую силу, качественный посадочный материал, а также система государственной поддержки отрасли. Перспективным являются союзы и совместные предприятия с иностранными производителями сельскохозяйственной продукции, а также организация фермерских хозяйств.
* Перспективным с точки зрения вложений является растущий рынок платных услуг, особенно следует обратить внимание на туристический бизнес, консалтинговые и социальные услуги (образование, культура, здравоохранение).
* В пищевой промышленности, которая также преобладает в структуре промышленного производства, перспективным является выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Предпосылкой для развития пищевой промышленности может стать организация пищевых производств, основанных на сельскохозяйственной продукции области.


3. Реализация программ развития региона создает возможности для привлечения инвестиций


1. Специализация региона на черной металлургии делает его экономику подверженной риску масштабного экономического спада, связанного со стагнацией в этой отрасли. Подобный спад возможен в случае резкого снижения спроса на продукцию отрасли.

2. Риск снижения платежеспособного спроса в результате роста уровня безработицы, связанного как со снижением спроса на продукцию отраслей экономики региона, так и со снижением уровня образования населения.

3. Риск снижения платежеспособного спроса в результате увеличения задолженности по заработной плате на предприятиях региона.

4. Риск усиления темпа инфляции, вызванный как интенсивным ростом цен производителей, так и дисбалансом спроса и предложения на конкретном рынке. Усиление темпа инфляции снижает покупательную способность населения, и соответственно, величину внутреннего платежеспособного спроса.

5. Риск снижения инвестиционной привлекательности в результате роста инвестиционного риска региона. Рост инвестиционного риска возможен за счет роста как политических рисков, так и социальных рисков.

6. Риск снижения инвестиционной привлекательности в результате снижения инвестиционного потенциала региона.

7. Экологический риск.




Список литературы

1. Отчет Госкомстата Липецкой области за 2004 год
2. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов: 2003-2004 годы//Эксперт, 2004, №45.
3. "Развитие Российской экономики в среднесрочной перспективе: анализ угроз". А.Р. Белоусов. 2003 г.
4. Сценарий развития Тверской области 2004-2010 гг. Центр стратегических разработок Красноярского края. 2004 г.
5. "Доктрина развития Северо-Запада России". Центр стратегических разработок "Северо-Запад". 2001 г.
6. Будущее России: развитие глобальной конкурентоспособности: Тезисы международной конференции. М май 2003 г. - М., 2003.
7. Главная цель - конкурентоспособность. А. Ибрисов, Москва, 2003.
8. Конкуренция: теория и практика / Учеб.-практ. пособие А. Ю. Юданов; Финансовая акад. при Правительстве РФ 2001
9. Конкурентоспособность предприятия: источники формирования и оценка В.В./ Криворотов; / РАН, Ур. отд-ние, Ин-т экономики Екатеринбург: ИЭ УРО РАН, 2003
10. Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы. - Татаркии А.И. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003.
11. Конкурентоспособность регионального производства; Теория и практика; Сб. науч. тр. аспирантов и молодых ученых 2002
12. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макро уровневом измерениях // Гальвановскии М, Жековская В., Трофимова И.Российский экономический журнал. 1998. №3.
13. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития, Монография / / Г. Я. Белякова, 2001
14. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Куренков Ю., Попов В Вопросы экономики. - 2001.№ 6
15. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. Азоев Г.Л. - М.: Центр экономики и маркетинга
16. Конкурентные стратегии.. Кныш М.И. СПб.2000.
17. Международная конкуренция. М Портер. М.:1994
18. Регионы России, статистический сборник / Госкомстат РФ, Москва, 2003
19. Региональная экономика: Проблемы качества. - Белобрагин В.Я. М.: АСМС, 2001
20. Потенциал региональной конкурентоспособности. - Татаркип А.И., Важетш С.Г. Екатеринбург: УрОРАН, 2003.
21. Соотношение конкуренции и монополии в период перехода к рыночной экономике. - Кабисов А.Р. М., 1994.
22. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России Фатхутдинов Р. // Общество и экономика. - 2003, № 1
23. "Методические рекомендации по разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов". Научн. рук.: Штульберг Б.М Адамеску А.А. / Регионология, №1, 1997.
24. Гранберг А.Г., Штульберг Б.М. и др. "Реструктуризация старопромышленных регионов: опыт России и мира"/ Региональное развитие и сотрудничество, 1997, № 1-2.
25. Аракелова Г.А. Эколого-экономическое зонирование региона: опыт решения задачи. В сб.: Актуальные проблемы управления - 2002. Выпуск 6. / М.: ГУУ, 2002
26. Гришина И. Применение интегрального показателя инвестиционной привлекательности региона для среднесрочного прогнозирования инвестиционной активности в субъектах РФ. / Инвестиции в России, 2002, № 3
27. Общеэкономические и отраслевые проблемы стратегии территориального развития России. Под ред.: Гранберга А.Г. Сб. научн. тр.: Всероссийская научн.-практ. конф. 27-28 июня 2002 г. М.: СОПС, 2003 - 208 с.
28. Полынев А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: методология анализа и государственного регулирования. М.: Едиториал УРСС, 2003 - 208 с.
29. Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Под ред.: Зайцевой Т.Н. Сб. научн. тр.: Всероссийская научн.-практ. конф. 27-28 июня 2002 г. М.: СОПС, 2003 - 116 с.
30. Шопаров А.С., Крючкова М.В. Методические вопросы экономической оценки природно-ресурсного потенциала региона (на примере Переславского муниципального округа). М.: СОПС, 2003 - 130 с.
31. Гранберг А.Г. Проблемы и пути развития производственного потенциала российских регионов. Бюллетень отечественного товаропроизводителя, №4 (22), 2003.
32. Гришина И. Теория и практика прогнозирования инвестиционной активности в регионах России на среднесрочную перспективу. В сб. докд.: "Стратегии территориального и регионального социально-экономического развития". М.: СОПС, 2003.
33. Ройзман И., Гришина И., Шахназаров А. Типология инвестиционного климата регионов на новом этапе развития российской экономики. Инвестиции в России, № 3, 2003.

Электронные источники

34. http://www.admlr.lipetsk.ru/
35. http://www.economy.gov.ru/webcontent/economy/www.economy.gov.ru/merit/reginvest/reginvest/default.aspx-ti=1&hti=1342&hhti=780.htm
36. http://www.industry.region48.ru/
37. http://gorod.lipetsk.ru/
38. http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=3961


1 Данные согласно Рейтингу инвестиционной привлекательности российских регионов: 2003-2004 годы//Эксперт, №45, 2004.
2 http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/nio/index.php и http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/nio/vuz.php
3 Там же
4 Данные согласно Рейтингу инвестиционной привлекательности российских регионов: 2003-2004 годы//Эксперт, №45, 2004.
5 По данным Госкомстата Липецкой области
6 http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/b-met.php
7 http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/b-pis.php#02
8 http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/b-mas.php
9 http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/b-ene.php
10 Данные согласно Рейтингу инвестиционной привлекательности российских регионов: 2003-2004 годы//Эксперт, №45, 2004.
11 http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/eco.php#10
12 http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/map/review.php
13 http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/b-gkh.php
14http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/program.php
15 http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/prog-ozd.php
16 http://www.admlr.lipetsk.ru/rus/bus/prog-byt.php
17 http://www.opora.ru/live/regions.asp?region_id=3961
18 http://gorod.lipetsk.ru/showdoc.php?id=20
??

??

??

??


НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
"Институт социально-экономического развития
Центрального федерального округа
(ИНСЭР)"





3



НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
"Институт социально-экономического развития
Центрального федерального округа
(ИНСЭР)"





СОДЕРЖАНИЕ