стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕССКОГО РАЗВИТИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА






Маркетинговое исследование социально-экономического развития регионов ЦФО. STEP - факторы. Тверская область. (2004 г.)




Исполнитель:
НП "Институт социально-экономического развития ЦФО"
















Москва 2005г.


Содержание

Введение 3
Краткая характеристика региона 5

1. Экономическое развитие региона 6
1.1 Промышленное производство 6
1.2 Сельское хозяйство 8
1.3 Инвестиции 9
1.4 Инфляция 10
1.5 Бюджет региона 11
Выводы 12

2. Уровень социального развития региона. 14
2.1 Состояние рынка сбыта на территории региона 14
2.1.1 Численность населения и безработица 15
2.1.2 Уровень жизни населения 16
2.1.3 Развитие розничной торговли 19
2.1.4 Жилищное строительство и рынок платных услуг 20
2.2 Характеристика человеческого капитала 21
Выводы 22

3. Развитие промышленности региона 23
3.1 Отраслевая специализация региона 23
3.2 Состояние инфраструктуры региона 27
3.2.1 Развитие банковской сферы 27
3.2.2 Развитие транспортной инфраструктуры 28
3.2.3 Состояние ЖКХ 29
3.2.4 Развитие ипотечного кредитования 31
Выводы 31

4. Политическая ситуация в регионе 32
4.1 Государственная программа развития региона 32
4.2 Общественные движения, союзы, фонды 35
Выводы и рекомендации. SWOT-анализ региона 37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46

Список литературы 48




Введение

Актуальность темы исследования.

Анализ социально-экономического развития Тверской области по STEP-факторам интересен для исследования по нескольким причинам. Основная - относительно высокий интерес инвесторов, как российских, так и иностранных, к вложениям в экономику регионов России, и Центрального федерального округа в частности.

Данное исследование представляет интерес и потому, что на рынке представлен крайне небольшой объем систематизированной информации по социально-экономическому развитию регионов, а также отсутствуют исследования социально-экономических процессов и STEP-факторов в регионе в маркетинговом разрезе.


Цели и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является определение текущего социально-экономического развития Тверской области, определение рисков, с которыми компании могут столкнуться при работе в регионе, и выработка рекомендаций относительно рынков, перспективных для вложения средств.

Для реализации данной цели предстоит решить следующие задачи: составить краткое описание Тверской области, провести анализ экономического, социального, технологического и политического развития области.

Метод сбора информации.

Данное исследование является кабинетным исследованием и предполагает поиск информации по открытым источникам - Интернет, СМИ, статистические данные госорганов (Госкомстат), данные компаний-участников регионального рынка, информационно-аналитические порталы, посвященные данному региону.

Целевая аудитория.

Данное исследование будет представлять интерес для компаний, планирующих организацию деятельности в Тверской области, как подробное описание их возможного рынка сбыта. Они, опираясь на данное исследование, могут строить прогнозы ситуации на потенциальном рынке сбыта своей продукции, будут иметь
представление о ситуации в регионе, адаптировать под эту ситуацию свою стратегию развития и маркетинговую стратегию.

Также исследование может быть интересно региональным и столичным компаниям, уже работающим на рынке Тверской области, как подробное описание среды их деятельности.

Также исследование будет интересно некоммерческим организациям, занимающимся привлечением инвестиций в регионы, разрабатывающим механизмы развития регионов.

Краткая характеристика региона

Тверская область расположена в центральной полосе европейской части России, в 160 км к северу от Москвы.

Территория области составляет 84,1 тыс. кв. км (0,41% территории России). Граничит с Белгородской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Брянской областями и республикой Украина. Население области (на 01.01.2004 г.) - 1443,7 тыс. человек (1% населения России). Плотность населения области составляет 17,2 человека на кв. км, область занимает 17 место среди регионов ЦФО по этому показателю.

Работа на региональном рынке требует детального понимания условий работы на этом рынке, характеристик спроса и предложения, конкурентной среды рынка, институциональной среды и рисков, которые приходится учитывать в работе.

Для характеристики этих процессов на региональном уровне удобно пользоваться STEP-факторами.

Анализ экономического развития региона позволяет определить привлекательность регионального рынка для работы на нем, инвестиционную привлекательность рынка, уровень жизни населения.

Анализ социального развития позволяет охарактеризовать уровень развития человеческого капитал региона, и определить состояние платежеспособного спроса. Анализ социального развития позволяет сделать вывод о наличии потенциального спроса на продукцию, его величину и характеристики, а также состояние рабочей силы в регионе.

Анализ промышленного (технологического) развития региона представляет собой анализ конкурентной среды на рынке региона и наличие инфраструктуры для обеспечения деятельности в регионе.

Анализ политической ситуации в регионе показывает институциональные условия для работы бизнеса, позволяет выявить необходимые для взаимодействия с местными властями механизмы работы.


1. Экономическое развитие региона

Оценка уровня экономического развития региона позволяет сделать вывод о том, насколько развита среда для работы бизнеса, насколько благоприятны условия для развития бизнеса, о рисках, с которыми сталкивается бизнес при работе в регионе.

Уровень экономического развития региона также влияет на уровень доходов населения, который в свою очередь определяет потребности населения. Поэтому степень экономического развития позволяет установить наличие платежеспособного спроса в регионе и его характеристику.

Характеристику экономического развития региона удобнее всего проводить по следующим показателям:

* Промышленное производство
* Сельское хозяйство
* Инвестиции
* Инфляция
* Бюджет

1.1 Промышленное производство

Промышленное производство региона характеризуется индексом и объемом промышленного производства.

Объем промышленного производства Тверской области в 2004 году составил 65,53 млрд. рублей, или 3,4% объема промышленного производства ЦФО.

Индекс промышленного производства региона показывает темп роста показателя промышленного производства области. Сравнение значений индекса промышленного производства разных периодов позволяет сделать вывод об изменениях условий для работы бизнеса, изменениях рисков региона, изменении ситуации на рынках сбыта продукции отраслей региона.

Индекс промышленного производства Тверской области по итогам 2004 года составил 110%. В целом по России значение индекса составило 106,1%. Рост индекса в Тверской области обеспечивался ростом трех отраслей: химической и нефтехимической промышленности (159%), пищевой промышленности (126%), машиностроением и металлообработкой (112%) (см. Табл. 1).

Более высокое значение индекса Тверской области по сравнению с российским показателем в 2004 году объясняется более высокими темпами роста, чем в России, выделенных выше отраслей, составляющих основу промышленного производства области. Кроме того, во всех отраслях, кроме четырех, входящих в структуру промышленности Тверской области хотя и наблюдались незначительные отрицательные темпы роста:

* Легкая промышленность - снижение на 1%,
* Промышленность строительных материалов - снижение на 0,4%,
* Полиграфическая промышленность - снижение на 5%,
* Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность - снижение на 5%,
* Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность - снижение на 7%,
* Медицинская промышленность - снижение на 8%,
* Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность - снижение на 16%,
* Топливная промышленность - снижение на 20% (см. Табл. 1).

Рост российского показателя промышленного производства обеспечивался ростом практически всех отраслей за исключением легкой и мукомольно-крупяной промышленностей, по которым произошло незначительное снижение производства (см. Табл. 1).

Таблица 1. Индекс промышленного производства по отраслям

Тверская область
2004 г. в % к 2003г.

Россия
2004 г. в % к 2003г.

Справочно:
2003г. в % к 2002 г.
Объем промышленной продукции - всего
110
106,1
108
из общего итога по отраслям:

электроэнергетика
101
100,3
96
топливная
80
64
черная металлургия
105,0
химическая и нефтехимическая
159
107,4
180
машиностроение и металлообработка
112
111,7
105
лесная и деревообрабатывающая
93
103,0
103
строительных материалов
99,6
105,3
106
стекольная и фарфорофаянсовая
95
106
легкая
99
92,5
113
пищевая
129
104,0
107
мукомольно-крупяная и комбикормовая
84
97,3
медицинская
92
117
полиграфическая
95
119
Источник: Госкомстат Тверской области

В Тверской области в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошло увеличение индекса промышленного производства. Значение этого показателя в 2003 году в Тверской области составило 108% (по России в 2003 году - 107%).

Замедление в 2004 году промышленного роста в области вызвано снижением темпов роста таких отраслей как (см. Табл. 1):

* Химия и нефтехимия (со 180 в 2003 до 159% в 2004 году),
* Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (со 103 до 93%),
* Строительные материалы (со 106 до 99,6%),
* Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность (со 106 до 95%),
* Легкая промышленность (со 113 до 99%),
* Медицинская (со 117 до 92%),
* Полиграфическая (со 119 до 95%).

В то время как существенный рост был достигнут в пищевой (со 107 до 126%). Снижение темпов падения производства наблюдалось в топливной промышленности (с 64 до 80%). Менее значительный рост наблюдался в машиностроении и металлообработке (со 105 до 112%) и в электроэнергетике (с 96 до 101%).

1.2 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство региона характеризуется объемом и индексом сельскохозяйственного производства.

Объем продукции сельского хозяйства, производимый регионом, показывает уровень развитости сельского хозяйства. В связи с относительно низкой стоимостью продукции сельского хозяйства, особенно растениеводства, уровень жизни населения, занятого в сельском хозяйстве (сельского населения), - более низкий по сравнению с городским населением.

Выпуск продукции сельского хозяйства в Тверской области всеми сельхозпроизводителями (сельхозпредприятиями, хозяйствами населения, фермерами) в 2004 году составил 11,3 млрд. рублей, что составляет 17,2% от объема промышленного производства области.

Сельское хозяйство области имеет льно-молочное направление с картофелеводством и посевами зерновых культур.

Индекс производства продукции сельского хозяйства определяет динамику доходов населения, занятого в сельском хозяйстве. Поскольку потребности этой группы населения еще достаточно неразвиты, с ростом доходов этой группы населения существует большой потенциал для развития потребностей, и соответственно, для роста рынков, удовлетворяющих эти потребности.

Объем производства сельскохозяйственной продукции в Тверской области в 2004 году составил 93,8% к уровню предыдущего года. В 2003 году темп роста производства продукции сельского хозяйства составил 92,7% по отношению к аналогичному периоду 2002 года. Небольшое повышение темпа роста объема сельскохозяйственного производства в 2004 году по сравнению с 2003 годом вызвано увеличением объема производства сельскохозяйственной продукции растениеводства (зерновые культуры, льноволокно и льносемена).

Сокращение темпов объема производства сельскохозяйственной продукции в 2004 году по сравнению с 2003 годом означает и ту же тенденцию в доходах людей, занятых в сельском хозяйстве.

1.3 Инвестиции

* Объем и темп роста инвестиций в основной капитал

Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Анализ инвестиционной привлекательности региона позволяет сделать вывод о том, насколько благоприятны условия работы бизнеса в регионе. К условиям работы в данном случае относятся низкие риски деятельности, наличие возможностей для развития за счет привлеченных средств, законодательный климат и политика местной власти по отношению к бизнесу в регионе.

От уровня инвестиционной привлекательности региона зависит и величина платежеспособного спроса. Высокая инвестиционная привлекательность создает условия для развития бизнеса в регионе, а значит создания рабочих мест и повышению доходов населения. Высокие доходы стимулируют спрос на все товары и услуги, продающиеся в регионе, и способствует возникновению спроса на новые товары и услуги.

Источником выводов об условиях работы в регионе служат показатели объема инвестиций в основной капитал, темпа роста физического объема инвестиций в основной капитал и объема иностранных инвестиций в экономику региона.

Объем инвестиций в основной капитал показывает, какой объем денежных средств был вложен в создание и воспроизводство основных средств предприятиями данного региона в данном году.

В Тверской области в 2004 году на развитие экономики и социальной сферы области использовано 28,96 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.

Темп роста физического объема инвестиций в основной капитал показывает динамику инвестиций в регионе и позволяет определить тенденцию развития инвестиционной привлекательности региона.

Темп роста физического объема инвестиций в основной капитал в 2004 году составил 114%. Этот показатель снизился по сравнению с показателем 2003 года (134%). Снижение темпа роста вложений в основной капитал в 2004 году по сравнению с 2003 годом говорит о некотором снижении инвестиционной привлекательности области в 2004 году, и, возможно, о снижении возможностей для инвестирования в объекты области.

Темп роста показателя физического объема инвестиций в основной капитал по России в 2004 году составил 110,9%.

* Инвестиционный риск, инвестиционный потенциал, инвестиционный климат1

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и доходов от них.

Тверская область, по данным "Эксперт РА", занимает 24 место среди регионов России по уровню инвестиционного риска (в 2002-2003 годах область была на 42 месте). Наибольший вклад в объем инвестиционного риска Тверской области вносят экономический и финансовый риски.

Инвестиционный потенциал региона учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др.

Тверская область, занимает 44 место среди регионов России по уровню инвестиционного потенциала (в 2002-2003 годах область была на том же 44 месте). Наиболее негативное влияние на инвестиционный потенциал Тверской области оказывают ее природно-ресурсный, потребительский и финансовый потенциалы.

По состоянию инвестиционного климата Тверская область, наравне с большинством регионов ЦФО, входит в состав регионов с пониженным инвестиционным потенциалом и умеренным инвестиционным риском и занимает 11 место среди регионов ЦФО по состоянию инвестиционного климата.

В регионе ведется активная деятельность по привлечению инвестиций при участии администрации области. Об этом свидетельствует низкий уровень законодательного риска в структуре инвестиционного риска региона, действия местной власти по информационному обеспечению области, создание программ развития области и поддержки бизнеса.

1.4 Инфляция

Темп инфляции определяется индексом потребительских цен. Индекс потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги показывает темп роста цен на товары данных категорий. Если рост цен на товар одной категории опережает рост цен на товар другой категории в данном регионе, можно сделать вывод, что рынок товара с большим индексом цен растет быстрее и в настоящее время является перспективным (объем спроса превышает объем предложения).

Индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары в Тверской области в 2004 году составил 111,8%. Значение индекса цен в 2004 году чуть ниже показателя 2003 года, который составлял 112,8%. В целом по России в 2004 году индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги составил 111,7%.

Источником роста потребительских цен является интенсивный рост цен на платные услуги (120,9%) и на продовольственные товары (112,0%). Рост цен на непродовольственные товары составил 105,7% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.

1.5 Бюджет региона

* Величина и структура доходов консолидированного бюджета региона

Доходы регионального бюджета складываются из налоговых доходов и сборов, доходов от деятельности государственных предприятий, от сдачи в наем государственного имущества, безвозмездных перечислений федерального бюджета (субсидий, субвенций и дотаций). Налоговые доходы составляют 50-70% доходов бюджета региона, вторыми по значимости являются безвозмездные поступления в бюджет региона (до 30% доходов), остальные неналоговые доходы составляют незначительную часть доходов бюджета.

Высокая доля налоговых доходов в доходах регионального бюджета характеризует уровень экономического развития региона, и в частности прибыльность предприятий, работающих в регионе.

Доходы бюджета Тверской области по данным на 1 января 2005 года составили 14,63 млрд. рублей, что на 23,1% больше аналогичного показателя за январь-декабрь 2003 года. В структуре доходов на налоговые поступления приходилось 71,6%. Основными статьями доходной части бюджета в январе-декабре 2004 года были:

* Налог на доходы физических лиц - 4042,7 млн. рублей, или 27,6% доходов бюджета;
* Безвозмездные перечисления - 2929,1 млн. рублей, или 20% доходов бюджета;
* Налог на прибыль организаций - 2464,7 млн. рублей, или 16,8% доходов бюджета;
* Акцизы - 1602 млн. рублей, или 11% доходов бюджета.

Основу налоговых доходов составляли налог на доходы физических лиц (38,6% величины налоговых поступлений), налог на прибыль предприятий и организаций (23,5%) и акцизы (15,3%). Большой объем этих видов поступлений в структуре налоговых доходов свидетельствует об относительно высокой экономической активности в области.

По данным Управления Министерства налогов и сборов РФ по Тверской области, за 2004 год собрано налогов и других обязательных платежей на 15% больше, чем в 2003 году.

* Величина и структура расходов консолидированного бюджета региона

Величина расходов регионального бюджета за 2004 год составила 14,55 млрд. рублей, что на 23,7 % больше аналогичного показателя за 2003 год.

Структура расходов регионального бюджета показывает приоритетные направления вложения бюджетных средств. В Тверской области в 2004 году наибольший объем финансирования приходился на социально-культурные мероприятия (56,5% величины расходов регионального бюджета), из них на образование - 24% величины расходов регионального бюджета, на здравоохранение и физическую культуру - 16,8%, на социальную политику - 11,7%. На жилищно-коммунальное хозяйство пришлось 12,6% расходов.

* Состояние консолидированного бюджета региона (дефицит/профицит)

По итогам января-декабря 2004 года бюджет Тверской области исполнен с профицитом. Объем доходов регионального бюджета превысил объем расходов бюджета на 0,079 млн. рублей.

Профицит бюджета в 2004 году на фоне дефицита 2003 года в 0,176 млрд. рублей свидетельствует об улучшении экономической ситуации в области в 2004 году.

Выводы

В 2004 году экономическое состояние Тверской области улучшилось по сравнению в 2003 годом. Существенный рост производства и усиление темпов роста промышленного производства, рост доходов бюджета, превышающий рост расходов бюджета региона, и, ставший следствием экономического роста, профицит бюджета региона, темп инфляции, равный российскому показателю, свидетельствуют о росте покупательной способности населения.

"Слабыми местами" экономики области являются сельское хозяйство, отрасль с большим потенциалом, но с остающимися высокими при существующих технологиях и методах ведения бизнеса в этой отрасли рисками.

Наибольшую перспективу с точки зрения развития имеют рынок платных услуг, цены на котором интенсивно растут, и рынок непродовольственных товаров, который, судя по росту доходов населения, ожидает интенсивный рост в ближайший год.

2. Уровень социального развития региона.

Анализ уровня социального развития региона позволяет определить наличие на территории региона платежеспособного спроса и характеристику этого спроса. Характеристика платежеспособного спроса показывает, какие потребности существуют у населения данного региона, за счет каких товаров и услуг этот спрос можно удовлетворить и какие методы продвижения продукции использовать.

Таким образом, анализ социального развития региона позволяет сделать вывод о том, какие рынки в регионе являются наиболее перспективными, какие будут развиваться быстрее, какие уже насыщены и какие ниши на насыщенных рынках могут существовать.

Социальное развитие региона характеризуется состоянием человеческого капитала региона и состоянием рынка сбыта продукции в регионе. Для характеристики социального развития региона удобнее всего пользоваться следующими показателями:

1. Состояние рынка сбыта на территории региона

* Численность населения и безработица
* Уровень жизни населения
* Развитие розничной торговли
* Жилищное строительство и рынок платных услуг

2. Характеристика человеческого капитала

* Уровень образования
* Инновационная деятельность на территории региона


2.1. Состояние рынка сбыта на территории региона

Состояние рынка сбыта не территории региона характеризуется как величиной спроса, так и его качеством. Величина спроса зависит от таких характеристики, как уровень доходов населения, а качество спроса определяется потребностями населения, которые также зависят от уровня доходов. Состояние и характеристика спроса на территории региона также позволят определить методы продвижения продукции.

Для определения потенциальной величины рынка сбыта региона используются показатели численности населения, доли городского и сельского населения региона, уровня безработицы, динамики безработицы, уровня номинально начисленной заработной платы, задолженности по заработной плате, величины реальных денежных доходов населения, объемы жилищного строительства и объема рынка платных услуг.

2.1.1 Численность населения и безработица

* Численность населения

Показатель численности населения позволяет определить потенциальный объем спроса на продукцию данного рынка в данном регионе. Чем выше численность населения данного региона по сравнению с окружающими регионами, тем больше возможностей для сбыта продукции на территории данного региона.

Численность населения Тверской области (на 01.01.2004 г.) - 1443,7 тыс. человек (1% населения России). По численности населения Тверская область находится на 7 месте среди регионов ЦФО. В Тверской области проживает 3,8% населения ЦФО.

* Доля городского и сельского населения

Доля городского населения области по данным на 1 января 2002 года составляла 73,1% всего населения области, 26,9% приходилось на сельское население.

* Уровень безработицы

Уровень безработицы - показатель, определяющий удельный вес безработного населения в общей численности экономически активного населения региона. Чем выше уровень безработицы в регионе, тем ниже уровень жизни и величина платежеспособного спроса населения.

В Тверской области в 2004 году уровень регистрируемой безработицы составил 1,1%. В целом по России уровень в 2004 году безработицы составил 7,6% экономически активного населения страны.

* Динамика уровня безработицы

Динамика уровня безработицы показывает изменение численности безработного населения региона за определенный период времени. Снижение уровня безработицы говорит о положительных тенденциях в развитии человеческого потенциала региона, о росте доходов населения.

Уровень безработицы в Тверской области в 2004 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 52%. В целом по России уровень безработицы в 2004 году снизился на 5,8%.


2.1.2 Уровень жизни населения

* Уровень среднемесячной номинально начисленной заработной платы

Уровень среднемесячной номинально начисленной заработной платы представляет собой величину средней заработной платы жителей региона в каждом месяце. Этот показатель позволяет сравнивать уровень оплаты труда в разных регионах между собой, и соответственно, уровень жизни населения в разных регионах.

Денежные доходы населения области за 2004 год составили 65,42 млрд. рублей.

Величина среднемесячной номинально начисленной заработной платы в Тверской области в течение 2003-2004 годов демонстрировала динамику к росту. Пик по величине заработной платы пришелся на декабрь 2004 года. Величина номинальной заработной платы в декабре 2004 года составила 6428 рублей. С марта по декабрь 2004 года величина ежемесячной номинально начисленной заработной платы превышала среднее ее значение (за 2003 -2004 годы), которое составило 4776 рублей (см. Рис. 1).

Рисунок 1

Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата Тверской области

* Величина и структура задолженности по заработной плате

Величина задолженности по заработной плате также характеризует уровень жизни населения. Большой объем задолженности сдерживает внутренний спрос и снижает платежеспособность населения.

В Тверской области суммарная задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2005 года составила 0,119 млн. рублей. В структуре задолженности большая часть задолженности - 94,5% - приходится на задолженность в производственный отраслях (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство). Остальные 5,5% задолженности сосредоточены в непроизводственных отраслях (ЖКХ, культура и искусство, наука и научное обслуживание).

Среди производственных отраслей наибольшая задолженность - в промышленности (43,1% от величины общей задолженности), сельском хозяйстве (30,9%) и строительстве (19,0%). Среди непроизводственных отраслей наибольший объем задолженности по заработной плате приходится на коммунальное хозяйство (4,3% от величины общей задолженности) (см. Рис.2).

Рисунок 2

Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата Тверской области

По сравнению с 1 декабря 2004 года к 1 января 2005 года величина суммарной задолженности снизилась на 40,1%.


* Динамика величины реальных располагаемых денежных доходов населения

Величина реальных располагаемых денежных доходов населения представляет собой доход населения (в том числе заработную плату), за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен, и является более подходящим показателем, чем величина номинально начисленной заработной платы, для характеристики уровня жизни населения, особенно при высоких темпах инфляции.

За 2004 год по сравнению с соответствующим периодом 2003 года реальные денежные доходы населения увеличились на 6,1%.

* Структура расходов населения

В структуре расходов населения в декабре 2004 года преобладали расходы на покупку товаров и оплату услуг (69% полученных доходов). На накопление сбережений во вкладах, ценных бумагах было использовано только 3,4% доходов (см. Рис. 3).

Рисунок 3

Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата Тверской области

По сравнению с декабрем 2003 года доля расходов на покупку товаров и услуг увеличилась на 6,8 п. п. (в 2003 году этот показатель составлял 62,2%). В то время как доля сбережений снизилась на 2,8 п. п. (в 2003 году этот показатель составлял 6,2%) (см. Рис. 3).

Снижение доли сбережений и рост расходов на товары и услуги при росте реальных располагаемых доходов населения говорит о наличии неудовлетворенного спроса на товары и услуги, а низкий уровень сбережений - о низкой величине доходов населения.

2.1.3 Развитие розничной торговли

Показатели развития рынка розничной торговли являются косвенными характеристиками уровня жизни населения. Чем больше величина и темп роста этого рынка, чем выше уровень жизни населения данного региона.

Оборот розничной торговли в 2004 году составил 40,5 млрд. рублей, по сравнению с 2003 годом увеличился на 32%.

В структуре оборота розничной торговли преобладали непродовольственные товары. Их удельный вес в общем объеме оборота розничной торговли составил 56%. Продовольственных товаров продано населению на 18,1 млрд. рублей, непродовольственных - на 22,4 млрд. рублей, что больше уровня 2003 года по продовольственной группе на 15%, а по непродовольственной - на 49%.

Рисунок 4. Динамика оборота розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата Тверской области

Темп роста рынка на непродовольственные товары с февраля 2004 года превысил темп роста спроса на продовольственные товары (см. Рис. 4). Подобная ситуация свидетельствует о положительных настроениях потребителей в отношении их будущих доходов (ожидания увеличения доходов в будущем вызывают рост текущего потребления).

На оборот торгующих организаций пришлось 85% оборота розничной торговли, 15% оборота розничной торговли было получено от продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (см. Рис.5).

Рисунок 5

Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата Тверской области

2.1.4 Жилищное строительство и рынок платных услуг

Показатели объема рынка платных услуг и объема жилищного строительства являются косвенными характеристиками уровня жизни населения. Чем больше величина и темпы роста этих рынков, чем выше уровень жизни населения данного региона. Кроме того, рост каждого из этих рынков способствует росту спроса на продукцию смежных рынков, стимулирует развитие смежных отраслей (строительных и отделочных материалов, строительных и транспортных услуг).

Объем жилищного строительства в Тверской области в 2004 году составил 295,1 тыс. кв. м. общей площади жилых домов. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года объем введенной в строй жилой площади повысился на 0,9%.

Небольшое увеличение объемов жилищного строительства свидетельствует о постоянстве спроса на данный продукт. Очевидно, что объем неудовлетворенного спроса на жилищном рынке остается высоким, но рост доходов населения еще достигать уровня, при котором у населения существует возможность этот спрос удовлетворить.

Объем рынка платных услуг в 2004 году населению составил по всем каналам реализации 10,26 млрд. рублей, что на 4% больше, чем в 2003 году. Рост обеспечен интенсивной динамикой услуг связи и услуги правового характера.

В структуре платных услуг преобладали услуги коммунального хозяйства (26,0% от общего объема рынка), связи (16,9%) и транспортные (15,3%) (см. Табл. 4).

Наибольший рост пришелся на услуги связи (165%), на услуги правового характера (129%), на коммунальные услуги (107%), на ветеринарные услуги (107%) (см. Табл. 2).

Таблица 2. Состояние и динамика рынка платных услуг в Тверской области

2004г., млн. рублей
В % к

итогу
2003г.
Всего оказано платных услуг
10257,2
100,0
104
в том числе:

бытовые
817,5
8,0
103
транспортные
1572,6
15,3
94
связи
1734,5
16,9
165
жилищные
815,1
8,0
92
коммунальные
2670,0
26,0
107
учреждений культуры
165,7
1,6
95
туристские
126,3
1,2
99,3
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения
186,9
1,8
101
физкультуры и спорта
18,6
0,2
91
медицинские
473,4
4,6
102
санаторно-оздоровительные
372,0
3,6
100,3
ветеринарные
60,3
0,6
107
правового характера
23,1
0,2
129
системы образования
802,9
7,9
95
прочие
418,3
4,1
...
Источник: Госкомстат Тверской области.

2.2. Характеристика человеческого капитала2

Для характеристики уровня развития человеческого капитала региона используются показатель уровня образования и характеристика инновационной деятельности на территории региона.

* Уровень образования

Для хозяйства области готовят кадры университет, медицинская академия, технический университет и сельскохозяйственная академия, 40 средних специальных учебных заведений и более 50 профессионально-технических училищ. В городе Твери находятся два военных учебных заведения - суворовское училище и Военный университет ПВО.

В Твери 7 ВУЗов, имеющих государственную лицензию. В этих учебных заведениях готовятся кадры для промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. Ежегодный выпуск дипломированных специалистов составляет более 4 тысяч человек. В 12 средних специальных учебных заведениях по различным специальностям обучается около 7 тыс. студентов. 15 профтехучилищ осуществляют подготовку квалифицированных кадров рабочих. В год они выпускают около 3 тыс. человек по 100 профессиям. Развивается в городе и негосударственная форма образования. Городская система образования включает 68 муниципальных общеобразовательных школ, в которых занимается около 55 тысяч учащихся. Широкое применение в городе получили образовательные учреждения по направлениям и частные школы.

* Научная деятельность на территории области

Город Тверь является центром науки и образования Верхневолжья. Научно-технический потенциал города представлен почти 40 научными учреждениями и проектно-конструкторскими организациями самого различного профиля. Образовательный уровень населения города достаточно высок. Тверь занимает одно из ведущих мест среди российских городов по подготовке специалистов.

По инновационному потенциалу область находится на 29 месте среди российских регионов3.

Выводы

Анализ социального развития Тверской области позволяет сделать вывод о относительно невысоком уровне платежеспособного спроса на территории региона. Об этом свидетельствуют: невысокий рост реальных доходов населения, относительно невысокий показатель номинально начисленной заработной платы, низкий рост рынка платных услуг и жилищного строительства. Сохраняется задолженность предприятий по заработной плате, что также сдерживает платежеспособный спрос.

В области, как и в большинстве областей ЦФО, наблюдается высокий уровень развития человеческого капитала, что обеспечивает предприятия квалифицированной рабочей силой и создает предпосылки для интенсивного развития экономики области.

3. Развитие промышленности региона

Характеристика промышленного развития региона представляет собой характеристику условий конкуренции на рынке региона. Анализ развития промышленности позволяет определить, какие отрасли представляют наибольший интерес с точки зрения инвестора, рынки какой продукции наиболее перспективны, в какие отраслях существует неудовлетворенный спрос, а также возможности для развития смежных отраслей и перспективы развития региона.

Также анализ промышленной специфики региона позволяет определить риски, присущие экономике региона в случае специализации региона на определенных видах деятельности.

1. Отраслевая специализация региона

* Отраслевая структура промышленного производства региона и динамика роста отраслей
* Источники развития отраслей
* Институциональная структура производства


2. Состояние инфраструктуры региона

* Банковская сфера
* Развитие транспортной инфраструктуры
* Состояние ЖКХ
* Развитие ипотечного кредитования


3.1 Отраслевая специализация региона

* Отраслевая структура промышленного производства региона и динамика роста отраслей 4

Отраслевая структура промышленного производства региона и динамика роста отраслей позволяют определить, какие отрасли наиболее развиты в данном регионе, каким рискам подвержена экономика региона.

В структуре промышленного производства Тверской области преобладает машиностроение и металлообработка (34,3% промышленного производства), электроэнергетика (24,3%), пищевая промышленность (13,7%) (см. Рис. 6).

Рисунок 6

Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата Тверской области

К крупнейшим предприятиям энергетики относятся Калининская АЭС, ОАО "Конаковская ГРЭС", ряд тепловых станций. Более трех четвертей произведенной в области электроэнергии поставляется за ее пределы.

Тверская область обладает развитым потенциалом машиностроения и металлообработки. Тверские машиностроительные предприятия занимают ведущие места в России по выпуску пассажирских магистральных вагонов, одноковшовых экскаваторов, башенных высотных кранов, противопожарного оборудования, металлорежущих станков для авиационной промышленности.

Предприятия химической промышленности выпускают искусственные волокна и нити, стеклопластики и изделия из них, полиграфические краски и многую другую продукцию.

Ведущими предприятиями лёгкой промышленности производятся ткани хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые, пряжа, искусственные кожи, трикотажные и швейные изделия.

* Источники развития отраслей (наличие ресурсной базы и рынков сбыта)5.

Источниками развития производства является наличие ресурсной базы, как сырьевой, так и человеческого капитала. Также развитию предприятий способствует благоприятное состояние на рынках сбыта продукции.

Сырьевая база. Тверская область обладает значительными запасами полезных ископаемых: песчано-гравийные материалы, пески строительные и силикатные, легкоплавкие и огнеупорные глины, известняки различного назначения, торф, сапропель, пресные подземные воды, бурый уголь. Многие их разновидности (керамические и каолиновые глины, кварцевые пески высокой чистоты, мраморные известняки типа "Старицкий белый камень" и другие) имеют уникальные потребительские свойства.

Наиболее значительны запасы торфа - 2051 млн. тонн. По масштабам добычи область занимает одно из ведущих мест в России. В промышленном масштабе освоено 43 месторождения торфа общей площадью около 300 тыс.га.

Регион славится подземными минеральными водами, которые используются в качестве лечебно-столовых, а также для водолечения на курортах области.

Рынками сбыта для продукции предприятий области являются как регионы России, так и зарубежные страны, включая страны СНГ. Наличие платежеспособного спроса на продукцию компанию, то есть наличие рынков сбыта, является первостепенным источником развития отраслей.

Относительно высокий уровень развития человеческого капитала обеспечивает предприятия квалифицированной рабочей силой (см. п. 2.2).

* Институциональная структура производства

Количество организаций и развитие форм собственности. По состоянию на 1 января 2005 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года число учтенных в Едином государственном регистре предприятий и организаций субъектов всех отраслей экономики (предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений) увеличилось на 2,8 единиц (на 6,1%) и составило 45,5 тыс. единиц.

Наибольшее число хозяйствующих субъектов, учтенных в реестре, сосредоточено в торговле и общественном питании, сельском хозяйстве и промышленности (см. Табл. 3).

Таблица 3. Структура и динамика возникновения организаций по отраслям экономики

Число организаций в % к итогу
В % к числу организаций на 1.01.2004
Промышленность
11
110
Сельское хозяйство
13
102
Лесное хозяйство
0,2
104
Транспорт
2,8
121
Связь
0,5
136
Строительство
7,8
102
Торговля и общественное питание
34
106
Материально-техническое снабжение и сбыт
0,6
99
Заготовки
0,1
102
Информационно-вычислительное обслуживание
0,5
99
Операции с недвижимым имуществом
1,7
128
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
2,3
111
Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы
0,2
99
Прочие виды деятельности сферы материального производства
1,3
103
Жилищно-коммунальное хозяйство
1,9
110
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения
0,6
92
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
2,5
106
Народное образование
4,5
104
Культура и искусство
2,3
100,3
Наука и научное обслуживание
1,1
99,4
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
1,3
117
Управление
3,4
107
Общественные объединения
6,8
108
Источник: Госкомстат Тверской области.

Большинство предприятий Тверской области по данным на 1 января 2005 года относятся к частной форме собственности (74%). Государственных и муниципальных предприятий - 14% к общему количеству предприятий, предприятий смешанной российской формы собственности - 3,1%.

Количество организаций всех форм собственности в Тверской области в 2004 году увеличилось на 63,9 единиц в расчете на 1000 организаций. Наибольшее количество зарегистрированных организаций представляли собой иностранную собственность - коэффициент их прироста за 2004 год составил 51,3 в расчете на 1000 организаций (см. Табл. 4).

Таблица 4. Характеристика демографии организаций в разрезе форм собственности за 2004 год

Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций
Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций
Коэффициент прироста (+,-) на 1000 организаций
Всего
85,9
22
63,9
Российская собственность
86,2
22,1
64,1
Иностранная собственность
68,4
17,1
51,3
Совместная российская и иностранная собственность
35,1
17,5
17,6
Источник: Госкомстат Тверской области.

3.2 Состояние инфраструктуры региона

По уровню развития инфраструктуры Тверская область занимает 26 место среди регионов России6.

3.2.1 Развитие банковской сферы7

Тверская область характеризуется низким уровнем развития банковской деятельности. Лидером банковской системы региона является Тверьуниверсалбанк (Тверь). Он контролирует около 45% суммарных активов банков области. В первой половине 1990-х гг. Тверьуниверсалбанк входил в число крупнейших банков страны. Он имел несколько десятков филиалов в различных регионах России, располагал 15 отделениями в Москве. От бывшей филиальной сети у Тверьуниверсалбанка осталось 4 филиала, 5 дополнительных офисов и операционных касс. Филиалы Тверьуниверсалбанка располагаются в Москве, Челябинске, а также городах Конаково и Осташков (оба Тверская область).

Банк "Тверь" располагает филиалами в городах Конаково и Старица, а также 6 дополнительными офисами и операционными кассами. Банк "Тверь" входит в группу московского "Гута-банка". "Тверской городской банк" не имеет официальных филиалов, но располагает 38 дополнительными офисами и операционными кассами. Главный банковский центр региона ? столичная Тверь. Однако три банка региона базируются в городах Кимры, Лихославль и Торжок.

Сбербанк РФ представлен в регионе 14 отделениями Среднерусского банка (штаб-квартира в Москве) с подчиненными им низовыми филиалами. Сбербанк РФ доминирует на рынке частных вкладов в Тверской области. Два филиала в Тверской области имеет "Балтийский банк" из Санкт-Петербурга (Тверь, город Бологое). Кроме того, одним филиалом в Твери располагают московские Академхимбанк, "МДМ-банк", Москомприватбанк, Россельхозбанк, банк "Центральное ОВК" и др. Из прочих филиалов в Тверской области можно отметить по одному филиалу в Твери Газэнергопомбанка (поселок Газопровод, Московская область), банка "Менатеп Санкт-Петербург" (Санкт-Петербург) и банка "Уралсиб" (Уфа) (список банков8 - см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, Табл. 2)

3.2.2 Развитие транспортной инфраструктуры9

* Протяженность автодорог

Общая протяженность автодорог с твердым покрытием составляет 16032 км.

Плотность ведомственных и частных автомобильных дорог с твердым покрытием в Тверской области составила 190 км на 1000 кв. км площади области (по РФ в целом - 31 км, по Центральному району - 184 км).

* Протяженность ж/д

Общая протяженность железных дорог составляет - 2678 км.

Плотность железных дорог общего пользования в Тверской области составляет 318 км на 10 тыс.кв. км территории (по РФ в целом - 50 км, по Центральному району - 268 км).

* Важные магистрали, проходящие по территории региона. Воздушное сообщение

Через территорию области проходят две автомобильные дороги международного значения "Москва - Санкт-Петербург" и "Москва - Рига", которые связывают область со странами Балтии и Скандинавией.

На территории области проходят участки Октябрьской железной дороги "Москва - Санкт-Петербург", "Москва - Рига", "Рыбинск- Бологое - Псков - Рига", "Москва - Сонково - Санкт-Петербург".

В г.Твери расположен международный аэропорт "Мигалово" с взлетно-посадочной полосой для обслуживания самолетов крупнотоннажной транспортной авиации.

* Водные пути

В области расположено более 500 крупных озер, в том числе озеро Селигер. На территории области протекает около 1000 больших и малых рек, общей протяженностью свыше 17 тыс.км. Берут начало такие крупные реки как Волга и Западная Двина. В области расположены 9 водохранилищ искусственного происхождения, крупнейшие из них - Иваньковское, Рыбинское и Угличское. В западной части области на Валдайской возвышенности формируются источники питьевой воды для европейской части России, Белоруссии, Украины и стран Балтии.

Тверской порт - самый крупный на верхней Волге с грузовым причалом, позволяющим обслуживать суда типа "река-море" с осадкой до 4-х метров.

Протяженность внутренних водных судоходных путей - 924 км - обеспечивает легкий доступ к морским портам Санкт-Петербурга и Финляндии, аэропортам Москвы и Санкт-Петербурга, транзит грузов и пассажиров из Северной Европы и Северо-Запада страны в центральные и южные регионы России и далее в страны Ближнего Востока и Средней Азии


3.2.3 Состояние ЖКХ

В настоящее время в области осуществляются мероприятия по проведению реформы в жилищно-коммунальной сфере, направленные на улучшение общего состояния жилищного фонда, повышение качества обслуживания населения, устойчивое и эффективное функционирование отрасли.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 № 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" установлены следующие федеральные стандарты оплаты услуг ЖКХ:

* Предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв. м общей площади жилья в Тверской области составляет 27 рублей (в среднем по России - 31,9 рубля) (см. Рис. 7);
* Стоимость капитального ремонта жилищного фонда на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц в Тверской области составляет 2,5 рубля (в среднем по России - 2,6 рубля) (см. Рис. 8).

Рисунок 7

Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата.

Рисунок 8

Источник: расчеты "ИНСЭРа", по данным Госкомстата.

3.2.4 Развитие ипотечного кредитования

В области создан Тверской областной фонд ипотечного жилищного кредитования. Сейчас фонд ведет работу только по компенсациям процентных ставок банковских кредитов: заемщики, получившие целевой кредит в коммерческом банке на улучшение своих жилищных условий, вправе получить от фонда компенсацию в размере разницы между ставкой рефинансирования и ставкой фонда.


Выводы

Анализ технологического (промышленного) развития Тверской области позволяет сделать вывод о высоком уровне развития инфраструктуры. Промышленность представлена предприятиями машиностроения и электроэнергетики. Уровень развития сельского хозяйства недостаточен для области, но существует большой потенциал для развития этой отрасли.

Основными рынками сбыта для продукции этих отраслей является внутренний рынок Тверской области и других регионов России, а также страны СНГ. Именно поэтому основным риском, присущим экономике региона, является риск снижения платежеспособного спроса внутри страны.

Преобладающие в области отрасли являются наукоемкими, поэтому основным источником развития области будут служить инвестиции в наукоемкие технологии и стимулирование научно-исследовательских разработок, создание совместных производств с иностранными производителями.


4. Политическая ситуация в регионе

Анализ политической ситуации в регионе позволяет оценить политические риски, связанные с работой в регионе, сделать вывод об уровне политической активности местной власти.

Уровень политического риска Тверской области невысок. Область занимает 48 место среди регионов России по этому показателю.

4.1 Государственная программа развития региона10

На территории области с 2004 года реализуется Программа экономического и социального развития Тверской области на период до 2010 года "От экономики переходного периода к рыночной экономике".

Главной целью программы является преобразование дотационной Тверской области в область с самообеспеченными доходами бюджета, динамичным социально-экономическим развитием, растущим социальным благополучием населения, путем повышения эффективности управления полноценным вовлечением и использованием людских, природных, экономических, экологических, территориальных и коммуникационных ресурсов и возможностей.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
* Обеспечить среднегодовой темп промышленного роста на уровне 10-12%. Увеличить к 2010 году производство валового регионального продукта в 2 раза к уровню 2003 года;
* Увеличить к 2010 году объем валовой продукции сельского хозяйства в 1,46 раза к уровню 2002 года. Полностью обеспечить потребности области в продовольственном зерне (рожь), овощах, картофеле. Довести посевные площади, занятые подо льном, до 40-50 тыс.га., урожайность льноволокна до 6 ц/га Создать внутри области замкнутую технологическую сеть: выращивание льна - глубокая переработка - продукты конечного потребления;
* Продолжить работу по формированию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Обеспечить ежегодный прирост инвестиций в экономику области к 2010 году до 60 млрд.рублей ( в 2,3 раза к уровню 2002 года в сопоставимых ценах;
* Повысить реальные располагаемые доходы населения к 2010 году в 2,2 раза. Обеспечить уровень жизни населения области не ниже среднероссийского. Снизить численность населения, проживающего за чертой бедности не менее чем в 4 раза;
* Ввести в эксплуатацию за счет всех источников финансирования за период 2004-2010 годов не менее 2,5 млн.кв.м. жилья, в том числе не менее 500 тыс.кв.м. за счет бюджетных средств для обеспечения жильем работников бюджетной сферы, ветеранов и инвалидов войн, населения, проживающего в ветхом и аварийном жилье, молодых семей;
* Приостановить процесс депопуляции населения области;
* Обеспечить к 2010 году долю сектора малого бизнеса экономики в валовом региональном продукте не менее 15%. Обеспечить до 2010 года набор, качество и количество бесплатных услуг, социальных гарантий для населения области в объеме, определяемом федеральным и областным законодательством.

В процессе реализации программы планируется проведение следующих мероприятий:

1. Мероприятия по реформированию системы образования, здравоохранения, науки, культуры и спорта.
2. Социальная поддержка населения.
3. Развитие жилищно-коммунального хозяйства.
4. Мероприятия по реформированию экономики:
* Реализация инвестиционной политики и создание благоприятного инвестиционного климата, развитие рыночной инфраструктуры;
* Реализация бюджетной политики;
* Управление государственной собственностью;
* Инновационное развитие экономики;
* Развитие транспортной инфраструктуры;
* Развитие промышленности;
* Развитие агропромышленного комплекса, реализация мероприятий по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей;
* Мероприятия по развитию туризма.

5. Мероприятия по развитию муниципальных образований Тверской области.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

В результате модернизации экономики и развития социальной сферы будет достигнуто устойчивое социально-экономическое развитие региона преимущественно с опорой на собственные ресурсы - природные и производственные, интеллектуальные и научно-технические. Будут достигнуты полная и эффективная занятость экономически активного населения области и уровень жизни населения Тверской области не ниже среднероссийского. В ценах 2002 года составят:

* Валовой региональный продукт -115,8 млрд. рублей; в 2 раза к уровню 2003 года.
* Объем промышленной продукции - 96,6 млрд. рублей; что в 2,2 раза больше у ровня 2003 года.
* Продукция сельского хозяйства - 16,9 млрд.. рублей; (в 1,46 раза)
* Реальные располагаемые доходы населения - рост в 2,2 раза
* Доходы бюджета в расчете на одного жителя возрастут почти в 2,2 раза, будет создано более 50 тысяч рабочих мест.

В области разработана инвестиционная программа развития региона11.

В области ведется активная поддержка малого предпринимательства: разработаны законы, стимулирующие развитие малого предпринимательства, действуют организации поддержки малого предпринимательства12 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Администрация области прикладывает значительные усилия по формированию благоприятного инвестиционного климата и обеспечению выгодных условий для вложения капиталов и ведения бизнеса на территории области.

В области принят и действует Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области". Этим законом определены права хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты, на государственную поддержку, а также гарантии по защите инвестиций, что позволило определить роль и место государственной власти Тверской области в осуществлении активной инвестиционной политики в регионе.

Законом Тверской области "Об условиях предоставления государственных гарантий Тверской области, порядке их оформления и учета" определен порядок предоставления государственных гарантий Тверской области, исполнения обязательств области по предоставленным государственным гарантиям, учета предоставленных государственных гарантий, а также отчетности получателей государственных гарантий об исполнении обязательств перед третьими лицами.

Утверждены и реализуются на практике Порядок предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, и Положение о порядке и условиях предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам из областного бюджета.

Подготовлен и находится на рассмотрении законопроект "О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, направляющих собственные средства на создание новых и (или) техническое перевооружение действующих производств".

Для практической реализации нормативной и правовой базы инвестиционной деятельности на территории области создан и с 1998 года действует Инвестиционно-экспертный Совет Администрации области, на котором рассматриваются вопросы предоставления налоговых льгот категориям налогоплательщиков, а также вопросы предоставления гарантий администрации области под кредиты, выделяемые предприятиям из федерального бюджета, коммерческих банков и частных инвесторов, предоставления компенсаций части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов.

Промышленная и техническая политика, проводимая Администрацией области, направлена на:
1. Поддержку промышленных предприятий путем предоставления льгот по налогу на имущество, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам;
2. Финансовую поддержку предприятий путем содействия им в получении ссуд, предоставленных из средств федерального бюджета, на сезонную закупку сырья и материалов;
3. Развитие отраслей "новой" экономики на основе местных сырьевых ресурсов:
* Создание и развитие индустрии туризма;
* Развитие индустрии строительных материалов на базе имеющихся месторождений полезных ископаемых;
* производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
* Розлив минеральной воды;
* Производство топливного и сельскохозяйственного торфа на основе местных месторождений торфа;
* Глубокая переработка древесины;
* Возрождение и развитие льняного комплекса области, включающего замкнутый цикл от выращивания льна до глубокой переработки и производства продукции конечного потребления.
4. Государственную поддержку инвестиционной деятельности, оказываемую предприятиям сферы материального производства в форме капитальных вложений (налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, гарантии Тверской области).

В области развита инфраструктура для благоприятного функционирования инвестиционного рынка13 (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

4.2. Общественные движения, союзы, фонды

Тверской региональный союз предпринимателей "ОПОРА"14

Тверской региональный Союз предпринимателей "ОПОРА" является региональной структурой федерального союза "ОПОРА".

Задачи организации:

* Преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства,
* Упорядочение деятельности органов государственного контроля (надзора),
* Кредитно-финансовая поддержка и инвестиции в сферу малого бизнеса,
* Работа с естественными монополиями,
* Содействие безопасности ведения предпринимательской деятельности.

Руководитель - Щербаков Михаил Анатольевич. Тел: (0822) 42-52-22, 34-93-50, 44-51-16, E-mail: miklesh@front.ru



Выводы и рекомендации. SWOT-анализ региона

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Экономическое развитие


* Экономический подъем области в 2004 году, выраженный в существенном росте промышленного производства и росте и инвестиций, снижении инвестиционного риска;
* Рост доходов бюджета в 2004 году способствует росту расходов бюджета и поддержке внутреннего спроса региона. Профицит бюджета;
* Высокая доля расходов бюджета на образование способствует как развитию человеческого капитала.


Социальное развитие

1. Состояние рынка сбыта на территории региона

Низкий уровень безработицы.

2. Высокий уровень развития человеческого капитала

Высокий уровень развития человеческого капитала способствует снижению социального риска и росту трудового потенциала области.




Технологическое развитие

1. Отраслевая специализация региона

* В структуре производства преобладают наукоемкая высокотехнологичная отрасль - машиностроение.
* Наличие источника развития производства - человеческого капитала, способствует развитию производства на территории региона и привлечению инвестиций в регион.
* Большая доля частной собственности в институциональной структуре производства способствует росту доходов населения региона. Высокий коэффициент прироста количества организаций говорят о благоприятной экономической конъюнктуре для ведения бизнеса.
* Благоприятное экологическое состояние области (подтверждается низким уровнем экологического риска 3 место среди регионов России), способствует развитию экотуризма, как внутреннего, так и въездного.

2. Состояние инфраструктуры региона

* Выгодное географическое положение. Область расположена между крупными экономическими центрами -Москвой и Санкт-Петербургом. Это создает хорошие предпосылки для развития производства товаров и услуг.
* Высокий уровень развития организованной розничной торговли (организованные торговые площади).
* Развитая транспортная инфраструктура способствует как внутрирегиональной миграции населения, так и снижению транспортных расходов предприятий.

3. Относительно высокий уровень развития малого бизнеса делает регион относительно независимым от ключевых отраслей и крупных предприятий, что способствует снижению промышленных и социальных рисков региона.


Политическое развитие

1. Наличие и реализация программы развития региона свидетельствует о намерениях местной власти по созданию и улучшению условий для привлечения инвестиций и экономическому развитию региона, росту уровня жизни населения.

2. Активная политика местной власти по привлечению инвестиций в регион.



Экономическое развитие


* Относительно невысокий уровень инвестиционного потенциала;
* Низкий объем сельскохозяйственной продукции отраслевой структуре экономики при относительно благоприятных природных условиях. Низкое технологическое развитие отрасли делает доходы населения, занятого в сельском хозяйстве низкими, что снижает платежеспособный спрос на территории региона;




Социальное развитие

1. Состояние рынка сбыта на территории региона

Относительно низкий уровень платежеспособного спроса (низкая среднемесячная номинально начисленная заработная плата, незначительный рост величины реальных денежных доходов населения, задолженность по заработной плате), сдерживают рост спроса на потребительских рынках.



Технологическое развитие






























































Политическое развитие



ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНА
УГРОЗЫ ДЛЯ РЕГИОНА

1. Преимущества региона

* Выгодное географическое положение;
* Благоприятная экологическая обстановка.

2. Реализация конкурентных преимуществ

* Выгодное географическое положение способствует развитию транспорта, инфраструктуры, легкой и пищевой промышленности (за счет создания в области производственных площадок столичных производителей);
* Благоприятная экологическая обстановка и природно-климатические условия способствует как развитию производства экологически чистой продукции сельского хозяйства, так и развитию туризма.
* Для реализации потенциала сельскохозяйственной отрасли необходимы инвестиции в технологии, квалифицированную рабочую силу, качественный посадочный материал, а также система государственной поддержки отрасли. Перспективным являются союзы и совместные предприятия с иностранными производителями сельскохозяйственной продукции, а также организация фермерских хозяйств.
* Для реализации туристического потенциала необходимо создание туристической инфраструктуры и активная рекламная кампания области как в России, так и за ее пределами.

3. Реализация программы развития региона, активная политика местной власти по улучшению инвестиционного климата создает возможности для привлечения инвестиций в регион и способствует его активному развитию.


1. Специализация региона на трех видах промышленности делает его экономику подверженной риску масштабного экономического спада, связанного со стагнацией хотя бы в одной отрасли. Подобный спад возможен в случае резкого снижения спроса на продукцию данных отраслей.

2. Риск снижения платежеспособного спроса в результате роста уровня безработицы, связанного как со снижением спроса на продукцию отраслей экономики региона, так и со снижением уровня образования населения.

3. Риск снижения платежеспособного спроса в результате увеличения задолженности по заработной плате на предприятиях региона.

4. Риск усиления темпа инфляции, вызванный как интенсивным ростом цен производителей, так и дисбалансом спроса и предложения на конкретном рынке. Усиление темпа инфляции снижает покупательную способность населения, и соответственно, величину внутреннего платежеспособного спроса.

5. Риск снижения инвестиционной привлекательности в результате роста инвестиционного риска региона. Рост инвестиционного риска возможен за счет роста как политических, социальных, экологических рисков.

6. Риск снижения инвестиционной привлекательности в результате снижения инвестиционного потенциала региона.
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Организации поддержки малого предпринимательства

Таблица 1
Тверская торгово-промышленная палата (70000, г.Тверь, Вагжановский пер, 9, к.211 для писем: главпочтамт, а/я 5А)
Строев Андрей Алексеевич
председатель правления
Муси Леонид Михайлович
исполнительный директор
48-93-83

Тверской союз промышленников и предпринимателей (70630, г.Тверь, ул.Вокзальная,9)
Потапов Сергей Степанович
председатель правления
т/ф.34-24-62 (Надежда Алексеевна) E-mail: muka@tunis.tver.ru

Некоммерческое партнерство "Союз предпринимателей" (70034, г.Тверь,пр-т Победы,27)
Онохов Федор Сергеевич
председатель на общественных началах
33-97-44

Некоммерческое партнерство "Торгово-промышленное объединение предпринимателей" (70000, г.Тверь, ул.Советская,35 комн.102)
Киселев Сергей Леонтьевич
председатель правления
55-32-46 факс 43-09-88

Некоммерческое партнерство, объединение товаропроизводителей "Согласие" (71850, г.Удомля,пр.Курчатова,8)
Орлов Юрий Анатольевич
директор объединения
(255) 5-23-88, 5-08-49

Некоммерческое партнерство "Союз Профессионалов - Единство Кадров Тверского Региона" ("СПЕКТР") (170034,г.Тверь, пр-т Победы, 3, для писем: а/я 0659)
Каминский Алексей Владимирович
президент
55-70-30, 33-80-43, 32-38-08, e-mail: osenka@tvcom.ru, osenka@tunis.rtcom.ru

Некоммерческое партнерство, объединение предпринимателей Бельского района "Доверие"
Сергеев Вячеслав Васильевич
председатель
(250) 2-20-75

Некоммерческое партнерство "Тверская торговая лига"
Кизим Андрей Дмитриевич
исполнительный директор
34-60-94

Ассоциация коммерческих организаций г.Твери в сфере малого и среднего бизнеса (170000, г.Тверь, ул.Новоторжская,25 ООО "АСТ")
Жаров Сергей Юрьевич
председатель ассоциации
33-92-37

Ассоциация по поддержке малого и среднего предпринимательства в г.Конаково и Конаковском районе (171280, г.Конаково, ул.Энергетиков д.13, комн.48А)
Штыков Виктор Александрович
председатель правления
e-mail: meteor-2001@rambler.ru, факс адм. Конаково:(242) 4-62-97

Тверская региональная общественная организация частных предпринимателей "Альтернатива" (для писем: 170000, ул.Советская, 23, к.312)
Маскаева Татьяна Михайловна
председатель
33-70-22

Тверская ассоциация риэлторов "ТАРИЭЛ"Тверское региональное отделение Российского общества оценщиков (170034, г.Тверь, пр-т Победы,3)
Каминский Владимир Николаевич
президент
36-89-77, факс 55-70-30

Союз Бежецких предпринимателей малого бизнеса
Тивченко Наталья Викторовна
председатель
(231) 2-42-30.

Тверская ассамблея предприятий питания и сервиса (ТАППИС) (г.Тверь, ул.Резинстроя, д.12)
Косачева Алина Петровна
президент
36-85-52 (секретарь), 36-64-20

Некоммерческое партнерство "Тверская ассоциация предпринимателей"
Соколов Сергей Дмитриевич
исполнительный директор
ф 36-15-93




Таблица 2

БАНКИ
ОАО "АКБ Тверской городской банк" (170000, г.Тверь, пр-т Чайковского,1/2)
Потапова Валентина Ивановна
президент банка
34-45-76

ОАО "АКБ "Тверь" (170000, г.Тверь, Тверской пр-т, 6)
Чирков Владимир Николаевич
президент банка
34-50-40, факс 42-55-14

ОАО "АКБ "Тверьуниверсалбанк"(170000, г.Тверь, ул. Володарского, 34)
Козырева Александра Михайловна
президент банка
34-31-36, 34-28-05

ООО КБ "КБЦ" (170000, г. Тверь, ул. Малая Самара, д.9 корп.1)
Терентьева Валентина Николаевна
председатель правления
34-39-63, ф 33-36-71

ОАО АКБ "Геоинвестбанк" (170034, г. Тверь, пр-т Чайковского, 28/2)
Ершова Галина Николаевна
председатель правления
42-67-73

ГУ Центробанка РФ по Тверской области (170000, г. Тверь, ул. Советская, 13)
Сапунов Михаил Константинович
начальник управления
32-03-92

Тверское отделение №8607 Сбербанка РФ (170000, г. Тверь, ул. Володарского, 7)
Иванов Дмитрий Евгеньевич
управляющий
34-20-82

ТФ ОАО АКБ "Минатеп СПб" (170000, г.Тверь, б-р Радищева, 52)
Легостаева Галина Михайловна
управляющий
48-88-21, ф 48-86-80

ТФ ООО КБ "Традо-банк" (170000, г. Тверь, Свободный пер., 5)
Пленкин Валерий Львович
управляющий
42-56-23

ТФ ОАО АКБ "Балтийский банк" (171060, Тверская область, г. Бологое, ул. Свободы, 11)
Авдеева Вера Васильевна
управляющий
(238) 5-28-72

ТФ ОАО "Российский сельскохозяйственный банк "Россельхозбанк" (170024, г. Тверь, ул. Горького, 144/4)
Остренков Леонид Георгиевич
директор филиала
31-11-85

ТФ ОАО АКБ "УралСиб" (170000, г. Тверь, ул. Володарского, 22)
Кудрявцев Николай Николаевич
управляющий
43-09-00, 43-08-88

ТФ ООО "Газэнергопромбанк" (170000, г. Тверь, ул. Крылова, 42/29)
Костюков Александр Валерьевич
управляющий
48-80-42

ТФ ОАО АКБ "Авангард" (170000, г. Тверь, Свободный пер., 9)
Максимов Валерий Борисович
управляющий
48-14-59, 48-15-24

ФКБ "СДМ-Банк" (АО в г. Твери) (170023, г. Тверь, пр-т Ленина, 29)
Непряхо Леонид Александрович
директор
45-18-79

ЗАО АКБ "Рострабанк" (170000, г. Тверь, б-р Радищева, 62)
Голос Вячеслав Юрьевич
директор
48-13-29

ТФ ООО "Москомприватбанк (170001, г. Тверь, б-р Ногина, 4 корп. 2)
Филин Сергей Алексеевич
директор филиала
74-10-60, ф 74-10-95

ТФ ОАО "Российский капитал", филиал Тверской (170000, г. Тверь, ул. Советская, 56 корп. 1)
Смирнов Николай Михайлович
управляющий
34-37-90





















ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Список литературы

1. Отчет Госкомстата Тверской области за 2004 год
2. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов: 2003-2004 годы//Эксперт, 2004, №45.
3. "Развитие Российской экономики в среднесрочной перспективе: анализ угроз". А.Р. Белоусов. 2003 г.
4. Сценарий развития Тверской области 2004-2010 гг. Центр стратегических разработок Красноярского края. 2004 г.
5. "Доктрина развития Северо-Запада России". Центр стратегических разработок "Северо-Запад". 2001 г.
6. Будущее России: развитие глобальной конкурентоспособности: Тезисы международной конференции. М май 2003 г. - М., 2003.
7. Главная цель - конкурентоспособность. А. Ибрисов, Москва, 2003.
8. Конкуренция: теория и практика / Учеб.-практ. пособие А. Ю. Юданов; Финансовая акад. при Правительстве РФ 2001
9. Конкурентоспособность предприятия: источники формирования и оценка В.В./ Криворотов; / РАН, Ур. отд-ние, Ин-т экономики Екатеринбург: ИЭ УРО РАН, 2003
10. Конкурентоспособность региона: новые тенденции и вызовы. - Татаркии А.И. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003.
11. Конкурентоспособность регионального производства; Теория и практика; Сб. науч. тр. аспирантов и молодых ученых 2002
12. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макро уровневом измерениях // Гальвановскии М, Жековская В., Трофимова И.Российский экономический журнал. 1998. №3.
13. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития, Монография / / Г. Я. Белякова, 2001
14. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Куренков Ю., Попов В Вопросы экономики. - 2001.№ 6
15. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. Азоев Г.Л. - М.: Центр экономики и маркетинга
16. Конкурентные стратегии.. Кныш М.И. СПб.2000.
17. Международная конкуренция. М Портер. М.:1994
18. Регионы России, статистический сборник / Госкомстат РФ, Москва, 2003
19. Региональная экономика: Проблемы качества. - Белобрагин В.Я. М.: АСМС, 2001
20. Потенциал региональной конкурентоспособности. - Татаркип А.И., Важетш С.Г. Екатеринбург: УрОРАН, 2003.
21. Соотношение конкуренции и монополии в период перехода к рыночной экономике. - Кабисов А.Р. М., 1994.
22. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России Фатхутдинов Р. // Общество и экономика. - 2003, № 1
23. "Методические рекомендации по разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов". Научн. рук.: ШТверберг Б.М Адамеску А.А. / Регионология, №1, 1997.

стр. 1
(всего 2)

СОДЕРЖАНИЕ

>>