<<

стр. 11
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

является важным предметом озабоченности дерства в укрепления
кекскую платформу действий». Заявление при-
для правительств региона, и всех их, как пред- сотрудничества в об-
зывало к совместным усилиям, направленным
ставляется, объединяет заинтересованность в ласти безопасности,
на предотвращение терроризма и на борьбу
обеспечении национальной и региональной хотя ШОС обладает,
с ним, основываясь на подходах, сформулиро-
стабильности, а также в борьбе с терроризмом возможно, лучшими
ванных в Хартии ОБСЕ о предотвращении тер-
и преступностью. перспективами для
роризма и борьбе с ним.101
развития сотрудни-
Во-вторых, в прошлом Туркменистан и Узбеки-
В 2002 г. ОБСЕ создала антитеррористическое
чества и политиче-
стан склонялись к поиску собственного пути в
подразделение как главный центр действий
ской волей
сфере безопасности. Это сократило возможно-
против терроризма, предпринимаемых отдель-
сти регионального сотрудничества в области
ными органами ОБСЕ, ее учреждениями и мис-
безопасности. Туркменистан продолжает дер-
сиями на местах. Подразделение отвечает на
жаться в стороне, а Узбекистан, по-видимому,
просьбы об оказании помощи от членов ОБСЕ
начиная с 2004 г. увеличил готовность сотрудни-
и предоставляет практическую помощь и руко-
чать с международными организациями по без-
водство при проведении конкретных действий
опасности, в т. ч. ШОС. Это может со временем
на местах. В своей работе ОБСЕ подчеркивает
открыть двери для создания комплексной реги-
необходимость соблюдения баланса между со-
ональной программы в области безопасности.
ображениями в области прав человека и без-
опасности человека с потребностями нацио- В-третьих, ни одна из организаций не добилась
нальной безопасности. Например, в отчете об эффективного лидерства в укрепления сотруд-
актах насилия в Андижане в мае 2005 г. ОБСЕ ничества в области безопасности, хотя ШОС
предупредила, что, «хотя государства и имеют обладает, возможно, лучшими перспективами
обоснованную озабоченность вопросами без- для развития сотрудничества и политической
опасности в борьбе против терроризма, тем волей, особенно в том случае, если Китай и Рос-
не менее любые меры должны применяться с сия продолжат укрепляться в роли лидеров.
осторожностью, для того чтобы избежать слиш-
И наконец, такие международные партнеры,
ком широкого и неопределенного использова-
как НАТО, ОБСЕ и ООН, не могут заменить ре-
ния терминов «терроризм» и «экстремизм». В
гиональное лидерство в развитии сотрудниче-
противном случае это может иметь негативные ства в области безопасности, однако они могут
последствия для законной политической оппо- предоставить полезную дополнительную под-
зиции, этнических и религиозных меньшинств, держку, через, соответственно, помощь в про-
а также в сфере осуществления таких прав че- ведении военной реформы и модернизации,
ловека, как свобода выражения мнений и сво- техническую помощь в проведении антитерро-
бода ассоциаций.»102 ристических инициатив, основанных на между-
народном опыте, а также «зонтичную функцию»
для формирования региональных соглашений
Участие ООН
в соответствии с международными конвенция-
Страны Центральной Азии присоединились к ми. Их самый большой вклад, возможно, в том,
соглашениям ООН по борьбе с терроризмом чтобы напоминать и создавать стимулы для
(11 конвенций и два протокола). Они также
властей региона. Властям необходимо помнить,
участвуют в работе контртеррористического
что безопасность, как национальная, так и ре-
комитета, который находится в подчинении Со-
гиональная, требует от правительств не пода-
вета безопасности ООН. Сотрудничество с ООН
вления своих граждан, а наделения их правом
в борьбе с терроризмом может быть усилено
участия в достижении национальной безопас-
за счет создания Регионального центра ООН
ности и безопасности человека, разрешения
по превентивной дипломатии в Центральной
конфликтов на местном уровне и создания до-
Азии. Существуют планы создания центра в
верия через границы государств при помощи
Ашхабаде, что могло бы способствовать более
организаций гражданского общества.
полному вовлечению Туркменистана в усилия в
области регионального сотрудничества.
Выводы и рекомендации
Общая оценка
Выводы
Основываясь на опыте регионального сотруд-
Природные и антропогенные угрозы имеют са-
ничества в области безопасности посредством
региональных и межрегиональных организа- мые серьезные последствия для человеческо-


153
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Таблица 5.4
Краткий обзор Угроза жизни человека Потенциальный экономический ущерб
примерных издержек
Землетрясения в крупных городах: Серьезные стихийные бедствия
в результате
Потенциально 45 000 – 75 000 Потеря 5 – 10% ВВП для средней
стихийных бедствий и
смертных случаев на город, сотни тысяч небольшой и бедной страны
антропогенных угроз
вынужденных переселенцев Потеря до 70% ВВП в Таджикистане
в Центральной Азии
Прорыв дамбы на озере Сарез: Конфликты, насилие и война:
До 6 миллионов людей под угрозой Потери 30 – 50% ВВП во время крупных
наводнения гражданских войн (Таджикистан, Грузия,
Тяжелые наркоманы: Босния и т. д.)
По оценкам 550 000 человек
Конфликты, насилие и война:
50 000 убитых во время гражданской
войны в Таджикистане 1992 – 1997 гг.103
От 170 до более 700 убитых в Андижане,
Узбекистан, во время беспорядков в мае
2005 г.
Примечание: Приведенные цифры носят примерный характер;
источники по тексту, если нет других ссылок.



го развития и обеспечения человеческой без- щие интересы правительств и жителей регио-
Следует найти пути
на, а также общие стимулы для предотвраще-
опасности в Центральной Азии, поскольку они
для расширения по-
ния конфликтов и смягчения рисков. Возможно
представляют собой серьезную опасность для
тенциала региональ-
привлечение низовых инициатив, в том числе
человеческой жизни, здоровья и источников
ных структур и фору-
исходящих от местных жителей в приграничных
существования (см. Таблицу 5.4). Нерешенные
мов для координиро-
районах. Сотрудничество может иметь большое
проблемы могут стать причиной серьезных эко-
ванного применения
значение для создания атмосферы общего до-
номических и политических потерь и привести
превентивных мер,
верия и взаимопонимания между соседями.
к возникновению конфликтов на местном, на-
а не реагирования на
циональном и региональном уровне. Снижение
последствия Поскольку пять государств Центральной Азии
рисков требует проведения решительных дей- имеют многочисленные общие связи с сосед-
ствий на национальном и региональном уров- ним Афганистаном, включение Афганистана
не, как непосредственного противодействия в региональные инициативы, направленные
угрозам, так опосредованной реакции, через на борьбу с природными и антропогенными
создание лучших условий для экономического угрозами, также представляется весьма важ-
роста, человеческого развития и эффективного ным. Большие соседние страны, Китай и Россия,
управления. Что касается преступности и тер- также заинтересованы в сотрудничестве, как и
роризма, меры, принимаемые для улучшения международное сообщество в целом. Между-
работы правоохранительных органов и кон- народная помощь и участие не могут заменить
троля за угрозами безопасности, не должны со- региональных инициатив, однако могут играть
провождаться общими репрессивными мерами более активную роль в поддержке националь-
в политической жизни, а должны быть усилены ных и региональных усилий по противодей-
еще большим уважением прав человека, рас- ствию многочисленным угрозам.
ширением прав на местном уровне и совер-
Особые проблемы регионального сотрудниче-
шенствованием системы управления.
ства включают в себя отсутствие постоянного
Следует найти пути для расширения потенци- фокуса и совместного руководства в регионе,
ала региональных структур и форумов для ак- отсутствие эффективной политики реагирова-
тивного противодействия угрозам стихийных ния/превентивных мер на национальном уров-
Сотрудничество бедствий или антропогенных катастроф. Эф- не, а также единых превентивных механизмов и
должно возникнуть фективнее всего при этом ранние превентив- планирования на случай чрезвычайных ситуа-
естественным об- ные меры, а не реагирование на последствия. ций, слабые возможности национальных и реги-
разом, если учесть, Текущие региональные подходы и структуры не ональных ведомств, коррупцию, недостаточный
что все страны в достаточной степени адекватны для решения информационный обмен, а также отсутствие
региона стремятся многочисленных проблем в этих областях. По- достаточного и устойчивого финансирования.
к предотвращению этому сотрудничество не только необходимо, Несмотря на все эти препятствия, ставки очень
конфликтов и сниже- оно должно возникать естественным образом, высоки, и все участники должны серьезно отне-
нию рисков принимая во внимание многочисленные об- стись к угрозам, описанным в этой главе.


154
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму

Готовность к стихийным бедствиям публиковать основные региональные оценки и
отчеты о событиях.
Центральная Азия особенно подвержена воз-
Наконец, сообщество международных доноров
действию стихийных бедствий, имеющих силь-
еще не в достаточной мере рассматривает обе-
ные региональные последствия, землетрясе-
спечение готовности к стихийным бедствиям и
ний и наводнений. Риски стихийных бедствий
проведение превентивных мер как крайне важ-
возрастают из-за деятельности человека,
ные для жизни человека и до сих пор не сумело
например, обработки урана, результатом ко-
систематически и эффективно координировать
торой становится радиоактивное заражение
свои собственные программы.
окружающей среды. Миллионы человеческих
жизней и системы жизнеобеспечения подвер-
гаются риску. Во всех странах Центральной
Борьба с незаконной торговлей
Азии есть правительственные и местные ор-
наркотиками
ганы по подготовке к стихийным бедствиям и
Центральная Азия представляет собой транзит-
ликвидации их последствий, и сотрудничество
ный коридор для огромных потоков наркоти-
на региональном уровне укрепляется благода-
ков из главного мирового центра героина в Аф-
ря растущему пониманию взаимосвязи между
ганистане к основному центру спроса в Европе,
экономическими интересами и экологически-
а также во все большей мере в Китае и России.
ми требованиями, международным контактам
Без прогресса в установлении контроля за
и влиянию общепринятых международных
спросом и предложением меры, направленные
принципов.
на пресечение потока наркотиков, вероятнее
Однако до сих пор существует немало недо-
всего, окажутся незначительными. До настоя-
статков. На национальном уровне законода-
щего времени международное сообщество не
тельство пока не соответствует международ-
предприняло достаточных мер для снижения
ным нормам, включая законы о страховании на
спроса и предложения. Возможные действия
случай стихийных бедствий. Возможности наци-
могут включать предоставление афганским
ональных ведомств по чрезвычайным ситуаци-
фермерам альтернативных посевных культур,
ям остаются ограниченными, а их техническая
наказание полевых командиров и родовых ли-
оснащенность и подготовленность кадров не-
деров, поощряющих и облагающих данью по-
достаточна. Гражданское общество и местные
севы мака, а также снижение объемов потре-
сообщества часто вынуждены помогать себе
бления наркотиков в Западной Европе, Китае
собственными силами, они не включены в пра- и России. Однако страны Центральной Азии
вительственные программы и не получают под- могут помочь себе сами, как по отдельности,
держки со стороны государства. так и все вместе, и при помощи международно-
На региональном уровне оценки уязвимости го сообщества ограничить худшие проявления
перед стихийными бедствиями до сих пор не наркоторговли и риски, которые она вызывает:
проводились, а необходимые информацион- угрозу для здоровья, коррупцию и рост местно-
ные системы и базы данных не созданы и не го производства опиума.
распространяются. Нет и всеобъемлющего Хотя к настоящему моменту предпринималось
регионального плана подготовки к стихий- много инициатив, лишь немногие из них достиг-
ным бедствиям, основанного на националь- ли логического завершения. Страны Централь-
ных планах и разработанного при поддержке ной Азии не смогли значительно улучшить по-
международных экспертов с осуществлением литику и структуры по борьбе с наркотиками,
мониторинга на постоянной основе. Ключе- пограничный контроль и правоохранительную
вым элементом такого плана были бы системы работу. Чтобы быть успешной, борьба с нарко-
раннего предупреждения для большого коли- тиками должна сочетаться с мерами политики,
чества потенциально уязвимых районов реги- рассматривающей уровень развития в непо-
онального значения. средственной зависимости от наркоторговли.
Ни одна из основных международных орга- Такой подход требует решения общих задач
низаций (в особенности ЦАРЭС и ШОС) не развития: обеспечения рынка для сбыта про-
имеет ясного мандата на формулирование и дукции бедных крестьян и трудоустройства или
осуществление единого регионального под- возможностей для ведения бизнеса городским
хода к борьбе со стихийными бедствиями. По жителям. Большая прозрачность и привлече-
рекомендации Международной конференции ние общественных организаций, местных чи-
в Кобэ такой подход должен поощрять регио- новников, сельских старейшин, местных неком-
нальные программы, разрабатывать методоло- мерческих организаций, женщин, молодежи и
гию и стандарты, проводить обмен информа- местной элиты – все это могло бы обеспечить
цией, мобилизовать ресурсы, осуществлять и долгосрочную устойчивость и эффективность


155
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

программ по борьбе с наркотиками. Многие из стороны движения «Талибан» и его поддержку
Большая прозрач-
программ не смогли сосредоточить внимание
ность и привлечение экстремистских воинствующих группировок в
на сокращении вреда от оборота наркотиков и
общественных ор- Центральной Азии. Но угрозы со стороны тер-
их потребления, на лечении наркозависимости
ганизаций, местных рористических и экстремистских групп пол-
и связи с инициативами системы здравоохра-
чиновников, сельских ностью не устранены, а уровень преступности
нения по контролю ВИЧ/СПИДа. Защита прав
старейшин, местных в связи с торговлей наркотиками значительно
человека обычно не считается приоритетной,
некоммерческих ор- повысился. Правительствам стран региона не-
а коррупция подрывает усилия, направляемые
ганизаций, женщин, обходимо развивать демократические структу-
на борьбу с наркоторговлей.
молодежи и местной ры, расширяющие права граждан, направлять
элиты могли бы обе- усилия оппозиции в конструктивное русло, а
По своей природе проблема борьбы с нарко-
спечить долгосроч- также предотвращать появление нисходящей
торговлей пересекает границы и затрагивает
ную устойчивость спирали бедности, коррупции, идеологии,
все страны Центральной Азии. Однако коорди-
и эффективность преступности и репрессий. Борьба против
нация работы между различными ведомства-
программ по борьбе с терроризма и трансграничной преступности
ми и сотрудничество между национальными
наркотиками продолжает оставаться предметом первосте-
учреждениями по наркоконтролю явно недо-
пенной озабоченности, что способствует со-
статочны, что относится к таким важным во-
трудничеству между правительствами стран
просам, как составление межведомственных и
региона, а также Китая, России и международ-
региональных оперативных инструкций по гар-
ного сообщества.
монизации антинаркотического законодатель-
ства или проведение совместных операций. До В докладе были подчеркнуты несколько мо-
настоящего момента региональное сотрудни- ментов. Во-первых, необходимо достигнуть
чество, в той мере, в которой оно проводилось, понимания комплексных связей между нар-
осуществлялось Управлением ООН по наркоти- котиками, преступностью и терроризмом, для
кам и преступности. Ни одна региональная ор- того чтобы разработать и проводить в жизнь
ганизация, включая ШОС и ОЦАС, не имела ни эффективную политику в области безопасно-
ясного мандата, ни возможностей заниматься сти. Во-вторых, взаимосвязь наркотиков, пре-
решением этих вопросов. ступности и терроризма требует совместной
работы правительств, правоохранительных
Обмен информацией в регионе осуществляет-
органов и ведомств по безопасности в регио-
ся от случая к случаю, не проводятся система-
не, развития национального, регионального и
тический сбор информации и оценка данных
международного межведомственного сотруд-
о транзите наркотиков или наркомании на
ничества. В-третьих, необходимо решать ко-
национальном уровне. Нет и региональной
ренные задачи, включая проблему бедности,
базы данных по незаконному обороту нар-
неадекватного и неэффективного правления, а
котиков, как и механизмов своевременного
также проблему разрушения социального до-
обмена информацией о методах транспорти-
говора между государством и обществом, для
ровки наркотиков, преступных организациях,
того чтобы уменьшить стимулы и возможности
производстве опиума, сетях распространения
участвовать в преступной и террористической
опиума/героина и торговле наркотиками. Су-
деятельности. Это требует комплексной стра-
ществует лишь незначительный опыт по об-
тегии по развитию человеческого потенциала
мену информацией с Ираном и Пакистаном, у
и безопасности человека, а также объедине-
которых есть свои собственные долгосрочные
ния безопасности и контроля за нелегальной
программы противодействия наркоторговле
деятельностью с мерами социального и эко-
с Афганистаном. Дополнительной проблемой
номического развития и реформ в области эф-
является слабая координация между донора-
фективного правления.
ми. Долгосрочные финансовые обязательства,
скорее, исключение, а не правило, слишком Правительства стран Центральной Азии давно
мало донорских ресурсов было направлено стали проявлять озабоченность по поводу на-
на мониторинг, оценку и проведение последу- циональной безопасности. Было принято мно-
Борьба против тер-
ющих мероприятий, включая законодательную жество национальных, региональных и между-
роризма и транс-
помощь и обучение. народных инициатив, но многое еще предстоит
граничной преступ-
сделать. Не все государства Центральной Азии
ности продолжает
стали членами важных антитеррористических
оставаться предме-
Борьба с терроризмом и трансграничной конвенций, включая Конвенцию ООН 1999 г. по
том первостепенной
преступностью прекращению финансирования терроризма,
озабоченности, что
В настоящее время условия в области без- Венской Декларации о преступности и право-
способствует со-
опасности в Центральной Азии значительным судии, а также принятого в 2001 г. Бухарестско-
трудничеству между
образом отличаются от условий до начала аф- го плана действий по борьбе с терроризмом
правительствами
ОБСЕ.
ганской войны, которая уменьшила угрозу со
стран региона


156
Сотрудничество в целях ротиводействия региональным опасностям: стихийным бедствиям, наркоторговле, преступности и терроризму

Необходимо модернизировать национальные те мог бы играть ведущую роль. Необходимо Необходимо модер-
организовать обмен информацией на регио-
судебные и законодательные системы, для того низировать наци-
нальном уровне через создание региональной ональные судебные
чтобы начать борьбу против наркоторговли,
системы сбора данных о преступной и терро- и законодательные
преступности и терроризма. Это включает в
ристической деятельности. Эта информация системы, для того
себя принятие национального законодатель-
должна передаваться другим странам и соот- чтобы начать борь-
ства, препятствующего отмыванию денег, под
ветствующим региональным и международным бу против наркотор-
руководством межправительственной Целевой
организациям. говли, преступности
группы по финансовым мероприятиям, а также
и терроризма
создание подразделений финансовой развед- И наконец, международным донорам необхо-
ки для противодействия терроризму и борьбы димо принять более согласованную региональ-
с другими преступлениями. ную стратегию, основанную на общем понима-
нии угроз и вызовов, связанных с незаконным
Пограничный контроль нуждается в дальней-
оборотом наркотиков, преступностью и тер-
шем улучшении, что в свою очередь вызыва-
роризмом. Эти угрозы и вызовы должны стать
ет необходимость тесного двустороннего и
составной частью более широких вопросов че-
регионального сотрудничества по направле-
ловеческого развития и обеспечения челове-
ниям, которые содержатся в программных до-
ческой безопасности, с которыми сталкивается
кументах ЕС – Программе управления грани-
цами и Программe по борьбе с наркотиками Центральная Азия. Общие региональные анти-
в Центральной Азии (БОМКА/КАДАП). Межве- террористические стратегии должны иметь
домственное сотрудничество должно проис- широкую основу и рассматривать Центральную
ходить на национальном уровне между анти- Азию как часть более крупного субрегиона,
террористическими ведомствами и органами который также включает в себя Афганистан,
по борьбе с преступностью, в т. ч. незаконным Иран и Пакистан. Они также должны быть ори-
оборотом наркотиков. При этом должен быть ентированы на долгосрочную работу, быть все-
налажен обмен оперативной информацией объемлющими, хорошо скоординированными
между генеральными прокуратурами, мини- и иметь прочные связи с деятельностью веду-
Пограничный кон-
стерствами иностранных дел, министерства- щих международных организаций, особенно с
троль нуждается в
ми внутренних дел, ведомствами националь- Управлением ООН по наркотикам и преступно-
дальнейшем улуч-
ной безопасности, министерствами обороны сти, а также с ведущими региональными орга-
шении, что в свою
и юстиции, а также государственными погра- низациями, по-видимому, с ШОС. Региональные
очередь вызывает
ничными и таможенными службами. Регио- программы должны иметь долгосрочное и до-
необходимость тес-
нальное сотрудничество может опираться на статочное финансирование, учитывая список
ного двустороннего
усилия на национальном уровне. закрытых проектов вследствие нехватки фи-
и регионального со-
нансирования, еще до того как они стали при-
Привлечение местного население и НПО для трудничества
носить результаты.
борьбы с наркоторговлей, преступностью и
терроризмом должно основываться на местных
проектах, которые уже реализуются в пригра-
Рекомендации
ничных районах (через ПРООН в Ферганской
долине, например). Официальные структуры Правительствам стран Центральной Азии
только выиграли бы от участия НПО и от раз- необходимо:
работки плана, включающего ответственность
• Стать членом и выполнять положения важ-
региональных форумов гражданского обще-
ных международных конвенций об обеспе-
ства и т. д.
чении подготовленности к стихийным бед-
Региональное сотрудничество между антитер- ствиям, контроле над незаконным оборотом
рористическими ведомствами и органами по наркотиков и борьбе с терроризмом; усо-
борьбе с преступностью, в том числе по борьбе вершенствовать законодательство во всех
с торговлей оружием и незаконной наркотор- Общие региональные
трех областях.
говлей, носит эпизодический характер. С прак- антитеррористи-
• Разработать комплексные стратегии по раз-
тической точки зрения можно сделать гораздо ческие стратегии
витию, направленные на решение основных
больше для создания региональных тактиче- должны иметь
социально-экономических проблем и ликви-
ских сил, обмена базами данных, развития ка- широкую основу и
дацию рисков стихийных бедствий и антро-
налов коммуникаций и двусторонних обменов, рассматривать Цен-
погенных катастроф:
а также соответствующих навыков при помощи тральную Азию как
проведения специальных тренинговых про- – Для готовности к стихийным бедствиям часть более крупного
грамм и семинаров. Необходимо прояснить улучшить использование земли, усовер- субрегиона, который
полномочия международных организаций. шенствовать строительные нормативы и также включает в
При расширении возможностей региональный их исполнение, ввести схемы страхования, себя Афганистан,
антитеррористический центр ШОС в Ташкен- разработать программы подготовленно- Иран и Пакистан

157
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

сти к стихийным бедствиям и программы установить систематические связи между
обучения. соответствующими национальными и регио-
нальными организациями.
– В борьбе с незаконным оборотом наркоти-

ков и терроризмом сочетать контрольные Усилить региональную систему сбора и об-
меры с программами развития, направлен- мена информацией в сфере предотвращения
ные на улучшение положения бедных слоев стихийных бедствий и борьбе с незаконным
населения, которые предусматривают соз- оборотом наркотиков и терроризмом.

дание рабочих мест, особенно для молоде- Оказывать содействие, направлять и поддер-
жи, с программами в области государствен- живать национальные инициативы, которые
ного здравоохранения и образования, а применяют сбалансированный подход, со-
также с усилиями по борьбе с коррупцией. четающий контроль и учет интересов наци-
• Усилить потенциал исполнительных органов ональной безопасности с более широкими
и обеспечить межведомственную коорди- инициативами по развитию; улучшают управ-
нацию и обмен информацией, в т. ч. между ление и контроль за границами и нацелены
ведомствами по чрезвычайным ситуациям, на создание «границ с человеческим лицом»;
силами реагирования, полицией и службами обеспечивают уважение прав человека, а так-
безопасности. же активное вовлечение местного населения
• и организаций гражданского общества.
Модернизировать пограничные и таможен-
ные службы для успешной борьбы против
потоков наркотиков и трансграничной пре- Международным партнерам необходимо:
ступности и террористической деятель-
• Сосредоточивать больше внимания доно-
ности, в то же время сохраняя границы «с
ров на обеспечении готовности к стихийным
человеческим лицом» для простых граждан,
бедствиям и их предотвращению в регио-
торговли и коммерции.
нальной перспективе, а также поддерживать
• Систематически привлекать местное насе- комплексные региональные подходы в про-
ление и организации гражданского обще- граммах борьбы с наркотиками и террориз-
ства к мероприятиям по улучшению готов- мом при адекватном и устойчивом финанси-
ности к стихийным бедствиям и ликвида- ровании.
ции последствий катастроф, к проведению
• Пересмотреть текущие стратегии борьбы с
кампаний против наркотиков, к разработке
наркотиками для обеспечения достаточного
и осуществлению антитеррористических
внимания к контролю за производством нар-
программ.
котиков в Афганистане и их потреблением в
• Обеспечить защиту прав человека и огра- Западной Европе, Китае и России, ставя при
ничить репрессивную реакцию в борьбе с этом реалистические цели программам за-
наркотиками и терроризмом с целью мини- прещения наркотиков вдоль путей транзита.

мизации издержек в сфере человеческой Подчеркивать необходимость принятия про-
безопасности и сокращения долгосрочных грамм предотвращения конфликтов, контро-
рисков отчуждения людей. ля за наркотиками и предотвращения сти-
Региональным организациям Центральной хийных бедствий с привлечением местного
Азии необходимо: населения и ориентированных на развитие.
• Программы должны привлекать к участию
Сделать приоритетными программы по улуч-
представителей гражданского общества,
шению готовности к стихийным бедствиям и
поддерживать «границы с человеческим ли-
реагированию на них, борьбе с наркотиками
цом» и уважать права человека.
и терроризмом, а также прояснить полномо-

чия организаций в этой области. На недав- Ставить целью более эффективную коорди-
них встречах на высшем уровне ШОС и ОЦАС нацию региональных донорских программ в
были предприняты шаги в направлении при- области предотвращения и реагирования на
нятия инициатив по борьбе с наркотиками и стихийные бедствия, контроля за наркотика-
терроризмом, то же самое предстоит сделать ми и антитеррористических мероприятий в
в сфере стихийных бедствий, и также пред- тесном сотрудничестве с ведущими регио-
принять шаги по контролю за исполнением нальными и национальными организациями.

принятых мер. Предоставлять финансовую поддержку для
• Разработать оценку региональных рисков, проведения исследований, обучения и управ-
потенциал планирования, системы раннего ления информацией с привлечением реги-
оповещения (особенно для подверженных ональных экспертов и организаций в зонах
стихийным бедствиям областей), а также стихийных бедствий и антропогенных угроз.


158
Глава 6

Вызовы социального
развития




«В вопросах социального развития сотрудничество позволяет
сосредоточить ограниченные ресурсы и объединить усилия
для решения многих общих проблем стран Центральной Азии.»
Страновое исследование ПРООН по Кыргызстану




159
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


Внешняя миграция
Для человеческого развития и обеспечения
Для человеческого
человеческой безопасности населению – в
развития и обеспе-
Трансграничная миграция связывает воедино
особенности его бедным группам – необходи-
чения человеческой
регионы, местное население и государства,
мы не только доступ к рынкам через торговлю,
безопасности населе-
при этом возникают риски и выгоды как для
эффективное и устойчивое использование при-
нию – в особенности
самих мигрантов и их семей, так и для стран
родных ресурсов и свободная от угроз атмос-
его бедным группам
выезда и принимающих стран. В докладе мы
фера. Населению необходимы также важней-
– необходимы воз-
уделяем наибольшее внимание вопросам тру-
шие составляющие социального развития: воз-
можности трудоу-
довой миграции, при которой люди ищут воз-
можности трудоустройства, хорошее здоровье,
стройства, хорошее
можность улучшить свою жизнь и жизнь своих
хорошее образование и доступ к знаниям. Цели
здоровье, хорошее
семей. Однако в недалеком прошлом – в на-
развития тысячелетия включают в себя многие
образование и доступ
чале и середине 1990-х гг. – в Центральной
ключевые аспекты социального развития, от-
к знаниям
Азии существовала не только трудовая мигра-
ражая тем самым их важную роль для челове-
ция, но и потоки беженцев. Гражданская вой-
ческого развития и обеспечения человеческой
на в Таджикистане заставила десятки тысяч
безопасности. Но нигде они так не важны, как
беженцев покинуть страну и найти приют в
в отношении исключенных или уязвимых групп
соседних странах, и до сих пор значительное
населения, в первую очередь женщин и детей.
количество лиц не имеет гражданства. В мае
Вопросы социального развития – миграция,
2005 г. после событий в узбекском Андижане
здоровье, образование, знания и гендерные
около 500 беженцев перешли границу с Кыр-
отношения – обычно считаются заботой наци-
гызстаном. Их судьба явилась причиной поли-
ональной политики и вроде бы не требуют ре-
тических и социальных проблем и послужила
гионального сотрудничества. Однако странам
еще одним напоминанием о том, что переме-
Центральной Азии для решения насущных со-
щения людей и их страдания – неизбежный
циальных задач необходимо сотрудничать друг
результат беспорядков или насильственных
с другом и соседними странами. Миграционные
конфликтов.1
потоки непосредственно связаны друг с другом
на региональном уровне, инфекционные забо-
левания также легко преодолевают границы. А
Миграционные потоки
общий доступ к образованию и знаниям может
значительно расширить возможности для всего Данные о миграции не только сложно получить,
населения. они обычно не отличаются надежностью. Табли-
ца 6.1 показывает некоторые оценки о переме-
Даже в области социального развития, не име-
щениях населения в Центральной Азии в пери-
ющей очевидного трансграничного значения,
од с 1989 по 2002 гг.
установление региональных стандартов и мони-
торинг за их исполнением могут способствовать Изменения, отраженные в данных, в некоторых
прогрессу в достижении поставленных целей; случаях огромны. С начала 1989 г. по причине
совместное использование информации может миграции Казахстан покинули около 3 млн.
способствовать распространению передового человек, что составляет более 20% населения
опыта; налаживание контактов между государ- страны, Таджикистан – около 11%, Узбекистан
Посредством трудо- ством, предпринимателями и НПО может по- – более 1 млн. жителей, или около 4%; Кыргыз-
вой миграции люди мочь совместному решению проблем. В этой стан – более 7%. Миграционные потоки можно
ищут возможность разделить на две широкие категории: одна из
главе мы рассматриваем основные задачи для
улучшить свою жизнь них имеет отношение к политическим факто-
социального развития Центральной Азии и роль
и жизнь своих семей рам, другая – к экономическим.
регионального сотрудничества в этой области.


Таблица 6.1
Изменение численности Общая численность
Абсолютное изменение
населения и уровень населения
миграции в Центральной
1989 2002 Всего Естественный Миграция
Азии, 1898 – 2002 гг.
прирост
(начало года, тыс. чел.)
Казахстан 16 465 14 821 -1 644 1 722 -3 365
Кыргызстан 4 291 4 974 684 1 044 -360
Таджикистан 5 109 6 380 1 271 1 965 -694
Туркменистан 3 534 5 500 1 966 1 103 863
Узбекистан 19 905 25 211 5 306 6 377 -1 071
Источник: Heleniak (готовится к печати).


160
Вызовы социального развития

К первой категории относятся в основном эт- рост числа мигрантов среди женщин. С момен- С середины 1990-х гг.
нические русские, которые, наряду с немцами и та получения независимости множество жен- большинство ми-
украинцами, покинули Центральную Азию сра- щин работали челночными торговцами, однако грантов в поисках
зу же после обретения странами региона неза- в настоящее время все больше женщин также более благоприятных
висимости – из-за беспокойства относительно находят постоянные места работы в секторе экономических усло-
своего политического будущего при новом ре- услуг в России, растущая экономика которой вий отправляются в
жиме, где ведущую роль стали играть предста- требует все больше работников торговли и Россию, а с недавнего
вители титульных этнических групп. Мигранты, сферы обслуживания.8 времени и в Казах-
как правило, имели хорошее образование и стан
обладали техническими навыками. По некото-
Экономические и социальные
рым оценкам, более четверти всех этнических
«выталкивающие» и
русских покинули Центральную Азию начиная
с 1989 г.2 «притягивающие» факторы
Миграция второй категории начала расти с
На сегодняшний день схемы потоков миграции
середины 1990-х гг., когда экономическая мо-
в Центральной Азии в основном отражают не-
тивация стала основной причиной миграции
способность местного рынка труда обеспе-
из Центральной Азии. Многие мигранты поки-
чить рабочие места, в то время как за рубежом
нули места своего проживания в поисках луч-
существуют привлекательные возможности
ших экономических возможностей в России и
трудоустройства. Институциональные и мест-
– с недавнего времени – в Казахстане. Согласно
ные факторы – особенно широко распростра-
официальным оценкам в Кыргызстане, в России
ненное знание русского языка, транспортные
проживают около 30 тыс. кыргызских мигран-
связи, контакты с друзьями и родственниками,
тов, однако неофициальные источники как в
оставшиеся с советского времени, – облегчают
России, так и в Кыргызской Республике оцени-
экономическую миграцию. Можно сказать, что
вают их количество от 200 тыс. до 500 тыс. че-
мигранты исходят из расчетов ожидаемого за-
ловек, при этом последняя цифра равна почти
работка за границей, стоимости поездки и по-
10% от общей численности населения Кыргыз-
исков нового жилья, а также необходимости
ской Республики.3 Количество мигрантов из Тад-
посылать деньги домой для поддержания се-
жикистана, работающих в России, составляет от
мьи (см. Вставку 6.1). Экономические факторы
5% до, возможно, целых 18% населения страны.
миграции обычно рассматриваются как «вы-
Значительное большинство из них работают
талкивающие» и «притягивающие.» Они пред-
нелегально.4
ставляют собой совокупность оценок человека
Количество мигрантов из Узбекистана состав- и его семьи относительно существующих наи-
ляет от 600 тыс. до 1,5 млн. человек, или от 3 до лучших возможностей.
6% населения, которые в основном работают в
Как показано в Главе 2, снижение реального
России или в Казахстане.5 Хотя Туркменистан,
уровня заработной платы в Кыргызстане и Тад-
как исключение, по имеющимся оценкам, стол-
жикистане, растущая безработица, особенно
кнулся со значительным чистым притоком насе-
среди молодежи в Кыргызстане, Таджикистане
ления в первые годы после обретения незави-
и Узбекистане, а также ограничения на торгов-
симости, уже в 1998 – 2000 гг. число эмигрантов
лю и коммерческую деятельность в Узбекиста-
в 4 раза превысило число иммигрантов, причем
не подталкивают молодых рабочих к миграции
78% эмигрантов направлялись в Россию.6
в места с более благоприятными условиями для
В настоящее время с миграцией происходят работы, особенно в Россию. Поскольку насе-
два существенных изменения. Во-первых, рас- ление во всех странах, за исключением Казах-
тет число циклических поездок временных стана, продолжает расти, давление к миграции
мигрантов. Рабочие уезжают на три или шесть усиливается.
месяцев, возвращаются домой, уезжают опять, Несмотря на значительные барьеры, важные
и так этот цикл продолжается. Некоторые из экономические «притягивающие» факторы
них – челночные торговцы, перемещающие не- склоняют мигрантов к переезду в места, где они
большие партии товаров через границу в тече- могут получать стабильную зарплату. Жаныбек
ние нескольких дней (см. Главу 3), но кроме них – дворник в Москве из Баткена в Кыргызстане.
это и краткосрочные трудовые мигранты, и воз- Он рассказал интервьюерам, что зарабатывает
вращающиеся представители этнических мень- 200 долл. США в месяц и планирует перевезти
шинств, покинувших страну в 1990-е гг.7 в Москву свою жену, так как у него очень хоро-
шая зарплата.9 Интервью с рабочими мигранта-
Во-вторых, в то время как большинство мигран-
ми в России и Центральной Азии показывают,
тов в Центральной Азии, как и в других странах,
что они в первую очередь хотят заработать до-
– мужчины, в настоящее время наблюдается


161
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Вставка 6.1

Истории молодых таджикских мигрантов
Вот две типичные истории молодых людей в Таджикистане, которые были вынуждены искать работу за границей. «Выталкивающим»
фактором стало для них отсутствие работы дома, а «притягивающим» – возможность обеспечить себя и свою семью.
«Два года была засуха, и урожай пшеницы был плохой. Семья почти начала голодать. Как старший сын, я должен был уехать в поис-
ках работы. В колхозе нам не платили последние несколько лет.» – Неквалифицированный рабочий, 22 года, Ховалингский район,
Таджикистан.
«В прошлом году мы вообще не видели денег. Нам не платили. Я занял деньги, купил билет и уехал в Россию в поисках работы. Работу
я нашел в Москве и был очень удивлен, когда узнал, что русские нас не обманывают и честно платят. Я должен вернуться к матери,
жениться и начать семейную жизнь. Но дома нет никаких шансов найти работу за деньги.» – Дорожный рабочий, 21 год, Вахшский
район Таджикистана.
Источник: Olimova and Bosc, 2003, pp. 15, 16.



статочно денег, чтобы посылать своим семьям также в совокупном исчислении для страны в
Это может означать
в Центральной Азии. Рабочий из Таджикистана целом. Более того, мигранты возвращаются до-
потерю молодых, та-
сказал: «Даже если они меня десять раз вышлют, мой с новыми профессиональными навыками.
лантливых рабочих, в
я все равно буду все время возвращаться в Рос- Многие открывают свое дело и создают таким
то же время служит
сию. Я просто должен это делать.»10 образом рабочие места. В Узбекистане вернув-
предохранительным
шимися мигрантами было создано, по некото-
клапаном
рым оценкам, до 350 тыс. новых рабочих мест.13
Издержки и выгоды для стран
Несмотря на важность денежных переводов,
и местных сообществ несовершенство управления и банковских ин-
ститутов создают барьеры для пересылки де-
Мигранты чаще всего являются самыми моти-
нег. Преодолевая препятствия, люди часто сами
вированными и квалифицированными предста-
привозят деньги домой или передают их с дру-
вителями рабочей силы на родине. Для стран
зьями и знакомыми. Вот что говорит 31-летний
– экспортеров рабочей силы это может озна-
рабочий из Душанбе:14 «Самая большая пробле-
чать потерю молодых, талантливых рабочих.11 В
ма – послать денежный перевод или привезти
то же время эмиграция может служить предо-
деньги домой самому. Все время боишься, что
хранительным клапаном, ослабляя подспудное
кто-нибудь отнимет у тебя все, что ты заработал.
давление со стороны тех, кто не может найти
Работники таможни, пограничники и полицей-
работу в родном городе, особенно молодых
ские, через которых мы проходим, отбирают у
людей. Хотя создание долгосрочных рабочих
нас деньги. Рэкетиры отнимают у нас деньги.
мест должно оставаться важным приоритетом
Они грабят нас, избивают и даже убивают.»
на более длительную перспективу, облегчение
миграции для безработных, неудовлетворен- Обнадеживающим сигналом возможности до-
ных своей жизнью или бедных может в крат- стижения прогресса служит разработанный пра-
косрочной или среднесрочной перспективе вительством Таджикистана в 2003 г. механизм,
обеспечить значительные преимущества как который позволяет осуществлять денежные пе-
государству, так и местному населению. реводы через банковскую систему без открытия
счета. Правительство поощряет установление
Среди выгод от миграции важное место зани-
таджикскими банками корреспондентские от-
мают денежные переводы. Большинство де-
ношения с заграничными банками для перевода
нежных переводов в Центральную Азию, как и
денег физическими лицами. В результате пере-
повсеместно, происходит неформально, так что
Согласно официаль-
воды мигрантов через банковскую систему воз-
отследить и учесть их очень сложно. Согласно
ной статистике,
росли с 75 млн. долл. США в 2001 г. до 256 млн.
официальной статистике, объем денежных пе-
объем денежных
долл. США в 2003 г.15 Другие страны, такие как
реводов составляет около 5% ВВП в Таджики-
переводов состав-
Кыргызстан, также предприняли ряд шагов для
стане и 2,3% в Кыргызстане. Однако по оценкам
ляет около 5% ВВП в
упрощения процедуры получения денежных пе-
нескольких министерств в Таджикистане, объем
Таджикистане и 2,3%
реводов от физических лиц, но для повышения
переводов составляет целых 20% от ВВП.12 Раз-
в Кыргызстане; но по
объема легальных денежных переводов все еще
рыв в данных подчеркивает, как мало мы знаем
оценкам нескольких
требуется внести некоторые изменения в работу
о потоках денежных переводов, а также их эко-
министерств в Тад-
государственного банковского сектора.
номическом и социальном влиянии. Очевидно,
жикистане, объем
что денежные переводы – важный источник Оборотная сторона миграции включает в себя
переводов составля-
доходов для большого числа бедных семей, а проблемы, с которыми рабочие-мигранты стал-
ет целых 20% от ВВП


162
Вызовы социального развития

киваются в местах работы, так как многие из них ствия для торговли и транспорта, связей с род- Нелегальные мигран-
являются нелегальными мигрантами, не имею- ственниками и друзьями и бизнеса (см. также ты, как правило, по-
щими права на работу.16 Нелегальные мигранты, Главу 3). Респонденты из Кыргызстана и Узбе- лучают самую низкую
как правило, получают самую низкую заработ- кистана, пересекающие границы для работы заработную плату
ную плату в принимающей стране, могут быть или торговли, назвали пограничный, визовый в принимающей
уволены или высланы в любой момент, кроме и таможенный контроль самой главной труд- стране, могут быть
того, с ними часто плохо обращаются работо- ностью.19 Кроме того, более трети опрошенных уволены или высланы
датели и представители местных властей, и они были недовольны обращением сотрудников в любой момент,
не имеют никакой возможности обратиться за таможни, пограничников и работников служб кроме того, с ними
правовой защитой.17 Шаг в направлении разре- иммиграции. Оскорбления, физическое наси- часто плохо обраща-
шения ситуации был сделан в 2004 г. с подписа- лие, вымогательство взяток, незаконный запрет ются работодатели
нием соглашения между Россией и Таджикиста- пересечь границу со стороны пограничников и представители
ном, которое позволяет таджикским мигрантам – все эти проблемы превращают въезд в сосед- местных властей, и
получить официальную регистрацию с правом нюю страну для мигрантов и простых граждан они не имеют ника-
на работу и медицинское страхование. Если со- в постоянную борьбу (см. Вставку 6.2). Вот что кой возможности об-
глашение будет ратифицировано российским говорит один из таджикских челночных торгов- ратиться за право-
парламентом, оно станет значительной под- цев: «Проезжая через несколько государств, мы вой защитой
держкой для рабочих-мигрантов, их семей и пересекаем большое количество пограничных,
родных городов и сел мигрантов.18 Россия также таможенных и милицейских постов. Таможен-
получит выгоды: при снижающейся численно- ные и паспортные проверки очень утомитель-
сти населения эти меры помогут компенсиро- ны. Если мы приезжаем на границу вечером, то
вать уменьшение количества трудоспособных пограничники и работники таможни продержат
граждан за счет приема таджикских трудовых нас там до утра, если только мы не заплатим то,
мигрантов. что они требуют. Это не жизнь, а кошмар.»20
Экономические и социальные препоны также
препятствуют трудовой миграции. Совокупная
Барьеры на пути трудовой миграции
стоимость поездки, проживания, визы и взятки
удерживает тех, кому больше всего нужна но-
Хотя трудовая миграция приносит экономиче-
вая работа, а именно самых бедных. Они оказы-
ские и социальные выгоды как посылающей,
ваются «в ловушке» у себя на родине и не могут
так и принимающей стране, со стороны посы-
эмигрировать, даже если бы и хотели. К этому
лающих, принимающих и транзитных стран в
нужно добавить также другие барьеры на пути
Центральной Азии и СНГ созданы колоссаль-
к работе и при проживании в другой стране.
ные неофициальные и институциональные ба-
Растущие случаи насилия на этнической почве
рьеры. Сразу после распада Советского Союза
и дискриминации по отношению к мигрантам
страны СНГ объявили о взаимном признании
в России препятствуют отъезду и регистрации
паспортов каждого из государств и введении
по приезде. Вызывает озабоченность также и
безвизового режима. На протяжении послед-
растущее число скинхедов в России и других
них 15 лет, однако, бюрократические барьеры
во все большей мере ограничивают свободное экстремистски настроенных националистов,
передвижение мигрантов и простых граждан. которые способны применить насилие против
Начиная с июля 2005 г. власти не признают тех, кого они считают мигрантами, законными
внутренние паспорта других стран на границе или незаконными.21
– они требуют международных паспортов или
даже виз. Получение проездных документов со-
Миграционная политика для
пряжено со значительными затратами, включая
обеспечения «границ с человеческим
время и стоимость проезда для получения визы
в столице и визовые сборы. Для большинства лицом»
бедных путешественников и мигрантов это не-
Пересечение границ в Центральной Азии по
преодолимые препятствия, поэтому они пыта-
экономическим или социальным причинам
ются пересечь границу нелегально, подкупая
является для многих каждодневной необхо-
при необходимости пограничников. Хотя су- Со стороны посыла-
димостью. «Границы с человеческим лицом»,
ществует законная потребность в укреплении ющих, принимающих
описанные в Главе 3, насущно необходимы для
безопасности на границах, тем не менее необ- и транзитных стран
человеческого развития, особенно для облег-
ходимо проводить разумную визовую и мигра- в Центральной Азии
чения трудовой миграции.
ционную политику. и СНГ созданы колос-
Правительствам Центральной Азии, соседним
Половина респондентов во время недавнего сальные неофициаль-
странам и международному сообществу не-
опроса в Центральной Азии считают, что новые ные и институцио-
обходимо предпринять определенные шаги,
правила на границе имели негативные послед- нальные барьеры


163
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Вставка 6.2

Организация поездки для мигрантов из Таджикистана в Россию
Организатор поездки – его также называют «погонщик каравана» – собирает группу трудовых мигрантов, желающих поехать из
таджикского города Ходжент в российский Красноярск на автобусе, и регистрирует их документы для поездки. Чтобы проехать через
Узбекистан, требуется транзитная виза. Она стоит 6 долл. на человека, но организатор собирает 10 – 12 долл. с каждого пассажира
для «дополнительных» сборов. Для получения коллективной транзитной визы «погонщик каравана» составляет список пассажиров,
регистрирует его у нотариуса в отделе Министерства безопасности Таджикистана, собирает ксерокопии паспортов, фото, медицинские
справки и также справки, подтверждающие отсутствие ВИЧ/СПИДа и других инфекционных болезней. Потом «погонщик» уезжает в
Душанбе, где расположено посольство Узбекистана, представляет соответствующие документы и ждет получения визы. Как правило,
это занимает одну или две недели, иногда до месяца.
После того как «водитель каравана» получает визы и собирает все необходимые документы, после обследования автобуса с помощью
собак на предмет обнаружения наркотиков, после того как все пассажиры заявили, что у них нет наркотиков, автобус отправляется из
Ходжента в Россию. На таджикско-узбекской границе необходимо заплатить официальный таможенный сбор в 50 долл. с автобуса, а
также взятки узбекским пограничникам и представителям таможни по 5 долл. с пассажира. Процедура таможенной очистки требует,
чтобы пассажиры покинули автобус на время досмотра багажа. Если водитель не согласен с суммой требуемой взятки или пассажиры
начинают злиться, сотрудники узбекской таможни приказывают провести детальное обследование автобуса на предмет обнаруже-
ния наркотиков. На узбекской территории автобусу дается официальное сопровождение за сумму от 70 до 80 долларов. В целом
затраты на транзит через Узбекистан доходят до 2 тыс. долл., а проезд 150 км транзита обычно занимает от 1 до 2 дней. В Казахстане
автобусу также необходимо официальное сопровождение. За него нужно заплатить 1 500 долл. за поездку, зато сопровождающий
облегчает контакты с милицейскими постами на дороге. Обычно с автобуса надо заплатить от 15 до 35 долл. на каждом милицейском
посту. Общее время поездки из Таджикистана в Россию занимает от 22 до 24 дней.
Источник: Интервью с водителем автобуса 11 апреля 2004 г. в Ходженте;
изложено в страновом исследовании ПРООН по Таджикистану.



начиная с улучшения управления охраны гра- странах должны играть более активную роль,
Страны – экспор-
ниц. Это означает введение ясных и простых поощряя легальные переводы через финансо-
теры рабочей силы
требований, легко понятных пограничникам и вый сектор.
должны играть более
путешествующим, что требует соответствующе-
активную роль в за- И наконец, страны – экспортеры рабочей силы
го обучения, надзора за работой погранични-
щите интересов сво- должны играть более активную роль в защи-
ков и установления контроля над коррупцией
их граждан в других те интересов своих граждан в других странах.
и взятками. Во-вторых, документы одной стра-
странах Это включает в себя упреждающее обсуждение
ны должны признаваться по всей Центральной двусторонних соглашений с принимающими
Азии. Хотя некоторые двусторонние и много- странами, а также предоставление соответ-
сторонние соглашения о взаимном признании ствующей информации мигрантам и членам их
уже были подписаны, выполняются единицы из семей, создание юридических консультаций
них. Упрощенный паспортный и визовый ре- для мигрантов в соседних странах, а также про-
жим на всей территории региона может увели-
ведение переговоров о более благоприятном
чивать перемещение людей и товаров.22
визовом и паспортном режиме. Выше был рас-
В-третьих, необходимо разработать определен- смотрен пример успешного сотрудничества
ные законы для улучшения условий для челноч- Таджикистана с Россией по заключению двусто-
ных торговцев и поденных рабочих. Не все из ронних соглашений относительно обращения с
мигрантов намерены постоянно жить в другой мигрантами. Такого рода переговоры могли бы
стране. Челночные торговцы и поденные рабо- иметь больше силы и веса, если бы они заклю-
чие часто становятся жертвой самых больших чались на региональном уровне, а не на двусто-
злоупотреблений, так как они не могут запла- ронней основе.
тить крупные взятки или найти альтернативные
пути проезда. Поскольку они предоставляют
Задачи региональной системы
важную услугу с точки зрения торговли и рынка
труда, установление ясных и четких правил, ко-
здравоохранения
торые бы облегчили их ежедневные перемеще-
ния, в интересах всех стран Центральной Азии. В первые годы после обретения независимости
экономический спад и инфляция сильно огра-
Четвертым шагом было бы предоставление
ничивали государственные расходы на здраво-
стимулов банкам по обслуживанию денежных
охранение, и эта тенденция в Центральной Азии
переводов мигрантов. Регулирующие органы в
продолжилась даже после 1995 г., за исключе-
банковской сфере в самом регионе и соседних


164
Вызовы социального развития

нием Туркменистана (см. Рисунок 6.1). Расходы микроэлементов продолжают оставаться более Растущая бедность,
на здравоохранение на душу населения в Тад- серьезными проблемами в Центральной Азии, упадок системы со-
жикистане значительно ниже, чем в остальных чем в остальных постсоветских республиках. циальной защиты,
странах. Но даже последние отстают от Венгрии Заболевания дыхательной системы, перина- а также растущее
и России по общему объему затрат на здраво- тальные заболевания, инфекционные болез- число инфекционных
охранение (см. Рисунок 6.2). С распадом систе- ни, а также паразитарные болезни – основные и неинфекционных
мы государственного финансирования страны причины высокого уровня детской смертности. заболеваний резко со-
Центральной Азии должны были реструктури- Страны Центральной Азии не смогли поддер- кратили показатели
ровать финансовые механизмы в секторе здра- жать уровень программ иммунизации, имевших средней продолжи-
воохранения. Всё возрастающая доля частного место в 1980-е гг. Во многих районах дети и жен- тельности жизни
финансирования, особенно в беднейших стра- щины страдают от железодефицитной анемии и
нах, требует большую долю оплаты наличными, йодонедостаточности.24
что стало тяжелым бременем для пациентов, Официальные оценки младенческой и детской
особенно бедных.23 (до 5 лет) смертности показывают значитель-
Следовательно, основные индикаторы здоро- ный разброс по странам. Вызывает удивление
вья в Центральной Азии ухудшились. Растущая тот факт, что уровень смертности в богатых
бедность, упадок системы социальной защиты, ресурсами Казахстане и Туркменистане выше,
а также растущее число инфекционных и не- чем в Узбекистане или Кыргызстане (см. Рису-
инфекционных заболеваний резко сократили нок 6.4). Однако различия могут оказаться пре-
показатели средней продолжительности жиз- увеличенными, так как официальные данные
ни (см. Рисунок 6.3), хотя и стали улучшаться с по детской смертности и оценки проведенных
конца 1990-х гг. Особенно сократились показа- опросов значительно расходятся. В Узбекиста-
тели средней продолжительности жизни у муж- не данные, полученные по результатам опро-
чин. Эту тенденцию можно частично объяснить сов, на треть превышают официальные данные;
поведенческими причинами, такими как эмо- в Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане
циональные стрессы, излишнее употребление данные опросов в 2 раза выше официальных.25
алкоголя, курение и употребление наркотиков. Расхождения объясняются разными подходами
Хотя средняя продолжительность жизни у жен- в отчетности.26 Занижение сведений и некаче-
щин выше, чем у мужчин, состояние здоровья ственные статистические данные не позволя-
женщин, вероятнее всего, не лучше, так как ют осуществлять эффективный мониторинг и
службы охраны материнства также пришли в установление стандартов на национальном и
упадок, а медицинское обслуживание девочек региональном уровне, в т. ч. для таких целей,
и женщин имеет более низкий приоритет, чем как мониторинг прогресса в достижении Целей
медицинское обслуживание мужчин. развития тысячелетия.
Уровень смертности детей до пяти лет и ма- По показателям материнской смертности также
теринская смертность, а также хронический существуют поразительные различия в разных
недостаток питания и дефицит питательных государствах Центральной Азии,27 что, вероятно,



Рисунок 6.1 Рисунок 6.2
Государственные расходы на Расходы на здравоохранение на душу
здравоохранение, в % от ВВП, 1996 и 2001 гг. населения, 2002 г. (ППС в долл. США)

??? ?????
?????
???
?????
???

??? ???
??? ???
???
??? ???
???
??? ??? ???
??? ???
???
??? ???
???
??? ???
??? ??? ??
???
?
???
????????? ??????????? ?????????? ???????
????????? ?????????? ??????????? ???????????? ??????????
?????????? ???????????? ??????
???? ????


Источник: UNDP 2005, pp. 188–190. Примечание: UNDP 2005, pp. 236–238.


165
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Рисунок 6.3 Рисунок 6.4
Сокращение ожидаемой продолжительности Младенческая смертность и детская
жизни при рождении (полные годы, в период смертность до пяти лет, 2002 г.
с 1990 по 2003 гг.)

?
?? ???
???? ???? ???
?? ???? ???? ??
???
??
?? ??
???? ?? ??
???? ??
???? ?? ?? ??
?? ??
????
?? ???? ??
????
?? ??
?
??
????????? ?????????? ??????????? ???????????? ?????????? ????????? ?????????? ??????????? ???????????? ??????????

??????????????????????? ???????????????????????????
???? ????


Источник: UNDP 1993, pp. 135–136 and UNDP 2005, Источник: UNDP 2005, pp. 251–252.
pp. 220–221.


также объясняется разницей в методологии и бый ветеринарный контроль скота и основных
Две основные угрозы
практике составления отчетов. Однако не при- продуктов, молока и говядины и эпидемия ВИЧ
инфекционных за-
ходится сомневаться в серьезности проблем – способствует распространению туберкулеза.
болеваний исходят
материнского здоровья, особенно в таких стра- С 1990 по 2002 гг. количество случаев заболева-
в Центральной Азии,
нах, как Кыргызстан и Таджикистан.28 Высокий ния туберкулезом в странах Центральной Азии
как и в большинстве
уровень материнской смертности в регионе вы- увеличилось в два и более раз (см. Рисунок 6.5),
других регионов быв-
зван ранней беременностью, частыми родами и причем затронутыми оказываются преимуще-
шего Советского Со-
короткими интервалами между ними, большим ственно бедные районы и молодые возрастные
юза, от туберкулеза
количеством абортов, недостаточным уходом во группы. Помимо последствий для здоровья от-
и ВИЧ/СПИДа
время беременности и после рождения ребен- дельных людей, эпидемия имеет серьезное воз-
ка. В Таджикистане участие квалифицированно- действие на экономическое развитие, так как
го персонала при родах сократилось с 93,6% от влияет на снижение производительности еже-
общего числа рождений до 67,3% в 2001 г.29 Всё годно на 0,5 – 0,8% от ВВП.30
больше женщин рожают дома из-за бедности и Для борьбы с туберкулезом Всемирная орга-
отсутствия транспорта и коммуникаций между низация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует
районным роддомом и их деревней. всем странам Центральной Азии принятие про-
граммы DOTS – краткий курс лечения под непо-
средственным наблюдением.31 По данным ВОЗ,
Угроза распространения
выявление заболевания составляло около 40%
инфекционных заболеваний в 2002 г., а при использовании программы DOTS
число излечившихся составлял от 78 до 83%
В региональной перспективе одной из самых
пациентов.32 При внедрении программы DOTS в
угрожающих проблем в здравоохранении яв-
тюрьмах, где уровень заболеваемости туберку-
ляется рост инфекционных заболеваний. Две
лезом очень высок, Казахстану удалось снизить
основные угрозы инфекционных заболеваний
уровень смертности, что может послужить хо-
исходят в Центральной Азии, как и в большин-
рошим сигналом для соседних государств.33
стве других регионов бывшего Советского Сою-
за, от туберкулеза и ВИЧ/СПИДа. Эти заболева- Государства Центральной Азии выразили по-
ния с сильным разрушительным воздействием литическую решимость достичь выполнения
способны пересекать границы, поэтому борьба целей по контролю за распространением ту-
с ними требует координированного региональ- беркулеза, установленных в Целях развития
ного подхода, особенно если учитывать быстро тысячелетия, к 2015 г., однако эксперты сомне-
ухудшающуюся эпидемиологическую ситуацию ваются в успехе.34 Это потребовало бы значи-
в Центральной Азии. тельного улучшения координации между наци-
ональными ведомствами, в первую очередь ми-
Увеличение случаев заболевания туберкулезом
нистерствами внутренних дел и министерства-
с момента обретения независимости связано с
ми здравоохранения, наряду с региональным
резким ухудшением социально-экономических
сотрудничеством и значительным увеличением
условий и системы здравоохранения. Трансгра-
международной финансовой помощи.
ничная активность – трудовая миграция, сла-


166
Вызовы социального развития

Рисунок 6.5
Частота заболеваний туберкулезом, 1990 и 2003 гг.
(количество заболеваний на 100 тыс. человек)

???
???

???

???
???
???
???
???

??
???
???? ????
???? ???? ????
??

?
????????? ?????????? ??????????? ???????????? ??????????

???? ????


Источник: См. http://data.euro.who.int/cisid и UNDP 2005.



Вдобавок к эпидемии туберкулеза и в связи с Самая высокая заболеваемость из недавно вы- Официальная стати-
ней Центральная Азия сталкивается со стреми- явленных случаев заражения ВИЧ-инфекцией стика явно занижает
тельным ростом заболеваемости ВИЧ/СПИДом, приходится на города, расположенные вдоль истинные масштабы
при этом рост числа инфицированных составил маршрутов наркоторговли из Афганистана в распространения
1 600% с 2000 по 2004 гг. К 2004 г. было зареги- Россию. Среди государств Центральной Азии в ВИЧ/СПИДа
стрировано 8 078 случаев, а в 1996 г. – только Казахстане проживает больше всего людей, за-
50.35 Эпидемия ВИЧ распространяется сейчас в раженных ВИЧ/СПИДом, там также отмечается
Центральной Азии быстрее, чем во многих дру- самый высокий уровень заболеваемости (см.
гих регионах мира, при этом отмечается тре- Таблицу 6.2 и Вставку 6.3). Более низкий уро-
вожное увеличение числа заболеваний между вень заболеваемости в других странах, скорее
2000 и 2003 гг. – трехкратное в Казахстане, де- всего, обусловлен несовершенной системой
вятикратное в Кыргызстане, в 17 раз в Таджики- мониторинга.
стане и в 16 раз в Узбекистане.36 Целый ряд факторов способствует распростра-
Официальная статистика явно занижает истин- нению эпидемии ВИЧ/СПИДа в Центральной
ные масштабы заболевания: по мнению местных Азии: растущая торговля и внутривенное упо-
и международных экспертов, эпидемия ВИЧ/ требление наркотиков, коррупция, институци-
СПИД распространяется, по крайней мере, в 10 ональная слабость в сфере здравоохранения,
раз быстрее, чем это показывают официальные бедность и безработица, сельская/городская
оценки.37 По мнению Центра по борьбе и про- и межгородская миграция и меняющиеся со-
филактике болезней в Центральной Азии, 90 циальные и культурные обычаи. Возросшее ин-
тыс. человек в регионе заражены ВИЧ/СПИДом. фицирование половым путем угрожает распро-


Таблица 6.2
Оценки уровня
Взрослые и дети (0 – 49), Взрослые (15 – 49)
заболеваемости ВИЧ, конец
Страна живущие с ВИЧ Уровень заболеваемости
2003 г.
ВИЧ
16 500 0,2%
Казахстан
(разброс: 5 800 – 35 000) (разброс: 0,1 – 0,3%)
3 900 0,1%
Кыргызстан
(разброс: 1 500 – 8 000) (разброс: <0,2%)
11 000 0,1%
Узбекистан
(разброс: 4 900 – 29 000) (разброс: 0 – 0,2%)
Источник: UNAIDS 2004.38

167
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Вставка 6.3

Борьба с ВИЧ в Казахстане
В Казахстане основные движущие силы распространения эпидемии ВИЧ/СПИДа – быстрый рост числа наркоманов, использующих
инъекции, количество которых оценивается в 250 тыс., а также приблизительно 20 тыс. работников коммерческого секса. По офици-
альным данным, в стране зарегистрированы около 4 600 случаев заболевания ВИЧ/СПИДом, в основном наркоманов, заразившихся
вирусом ВИЧ при внутривенной инъекции. Однако, как полагают эксперты, истинное количество заболевших приближается к 20 тыс.,
при этом наметился постепенный сдвиг в сторону передачи заболевания половым путем. По оптимистическому сценарию, общее
число ВИЧ-инфицированных может достичь 20 тыс. к 2010 г. и 40 тыс. к 2015 г. Пессимистический сценарий предсказывает более
существенный рост заболеваемости: 170 тыс. инфицированных в 2010 г. и 490 тыс. в 2015 г.
До сих пор под влиянием средств массовой информации и в результате правительственной политики ВИЧ-инфицированные в Ка-
захстане сталкиваются с осуждением, социальной изоляцией, иногда они вынуждены уходить из семьи. В общественном сознании
существует прочная ассоциация между ВИЧ/СПИДом и наркоманами, использующими инъекции, что вызывает презрение у широ-
ких слоев населения.
Правительство страны одобрило всеобъемлющую программу предотвращения ВИЧ/СПИДа при поддержке Глобального фонда для
борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, Всемирного банка, Совместной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), ПРООН,
Агентства США по международному развитию, Института Открытого общества и многих других международных организаций. Про-
грамма включает в себя создание государственных органов в системе здравоохранения во всех 14 областях, в задачу которых входят
профилактика ВИЧ и уход за больными СПИДом. Они предлагают проведение ВИЧ-тестов и регистрируют ВИЧ-инфицированных лиц.
Одна из задач для Казахстана, как и для большинства государств бывшего Советского Союза, – интегрировать эти органы с лечебны-
ми учреждениями, занимающимися лечением туберкулеза, заболеваний, передаваемых половым путем, и наркоманией.
Другая часть программы в Казахстане направлена на сокращение употребления наркотиков. Одиннадцать министерств и департа-
ментов занимаются разработкой более эффективных средств борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Министерство внутренних
дел Казахстана считает, что количество наркозависимых сократилось на 10% в 2004 г., в основном за счет широкого освещения про-
блемы в средствах массовой информации, для чего было выделено специальное финансирование и предоставлено эфирное время.
Источники: World Bank 2004g, Human Rights Watch 2003 and IRIN 2005c.



странением эпидемии среди более широких препаратов. В этом случае перспективным мо-
Ни бюджет отдель-
слоев населения за пределами среды наркома- жет оказаться региональный подход к ведению
ного человека, ни на-
нов, при этом количество ВИЧ-инфицирован- переговоров о цене препаратов.
циональные бюджеты
ных женщин уже растет.
на здравоохранение Национальные министерства здравоохранения
не способны покрыть Туберкулез и ВИЧ/СПИД дорого обходятся эко- разработали государственные программы по
высокую стоимость номике Центральной Азии. Стоимость меро- борьбе с ВИЧ/СПИДом, часто в партнерстве с
антиретровираль- приятий по профилактике ВИЧ/СПИДа и соб- такими организациями, как Глобальный фонд
ной терапии, продле- ственно лечения могут превысить 1 млрд. долл. борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией,
вающей жизнь США за период с 2004 до 2007 гг.39 Ни бюджет Совместная программа ООН по ВИЧ/СПИДу
отдельного человека, ни национальные бюдже- (UNAIDS), ПРООН, Всемирный банк, Инсти-
ты на здравоохранение не способны покрыть тут Открытого общества и Агентство США по
высокую стоимость антиретровиральной тера- международному развитию. Начатые в конце
пии, продлевающей жизнь, стоимость которой 1990-х гг. программы по обмену игл и продви-
составляет от 1 тыс. до 10 тыс. долл. на пациен- жению использования презервативов показали
та в год. Согласно исследованию Всемирного определенную эффективность в сокращении
банка, государственные бюджеты в Централь- инфицированных среди наркоманов и работ-
ной Азии не способны осилить лечение ВИЧ, ников коммерческого секса. В попытке охва-
если только уровень роста заболеваемости не тить значительную долю из предполагаемых
снизится или стоимость лечения не будет су- 500 тыс. наркоманов, использующих инъекции,
щественно сокращена.40 По нынешним ценам Институт Открытого общества оказывал под-
к 2015 г. Кыргызстан будет вынужден потратить держку НПО и государственным организациям
4,4 млрд. долл. только на антиретровиральную в открытии пунктов обмена игл во всем регионе
терапию, что вдвое превышает текущий ВВП за исключением Туркменистана. Такие пункты
страны.41 В среднесрочной перспективе стра- предоставляют одноразовые шприцы, презер-
ны Центральной Азии для поддержания ба- вативы, а также занимаются информированием
ланса бюджета должны принять превентивные о передаче инфекции. Региональный проект
меры для замедления распространения ВИЧ и Глобального фонда включал специальную со-
вести переговоры о цене антиретровиральных ставляющую, направленную на проведение


168
Вызовы социального развития

профилактических мероприятий среди рабо- водоемы. По данным исследования ВОЗ в 2002 Региональная эпиде-
чих-мигрантов, беспризорных детей и заклю- г., региональная эпидемия малярии продолжа- мия малярии продол-
ченных. В начале 2005 г. при международной ет распространяться из районов, граничащих жает распростра-
поддержке ОЦАС предоставила финансиро- с Афганистаном, в новые районы, особенно в няться
вание новаторского проекта по поддержанию Ферганской долине. Малярия, которая ранее
региональной стратегии борьбы против ВИЧ/ уже была побеждена, теперь вновь широко рас-
СПИДа (см. Вставку 6.4). пространилась во многих районах Таджикиста-
на, и, по оценкам ВОЗ, в 2002 г. было отмечено
К сожалению, противоречивые меры государ-
400 тыс. новых случаев заболеваний. Наконец,
ственной политики затрудняют проведение
недавняя вспышка атипичной пневмонии и по-
профилактических мероприятий по борьбе с
степенное распространение птичьего гриппа
ВИЧ/СПИДом. Национальное законодательство
из Юго-Восточной Азии – важные напоминания
позволяет применение «драконовских» законов
о том, что необходима готовность к опасным
по отношению к наркоманам, использующим
эпидемиям, борьба с которыми требует не толь-
внутривенные инъекции.42 Поскольку наркома-
ко национальных, но региональных и глобаль-
ны думают, что им угрожает арест, преследова-
ных усилий. Конечно, государства Центральной
ние и даже тюремное заключение за владение
Азии подвержены этим опасностям не менее
героином, они не хотят проходить обследова-
других, и региональное сотрудничество может
ние или лечение от ВИЧ/СПИДа. У них, возмож-
стать важным аспектом защиты от подобных
но, нет доступа ни к стерильным шприцам, ни к
угроз.
информации. В борьбе с ВИЧ/СПИДом крайне
важны координация и согласованность работы
различных ведомств по борьбе с наркотиками

<<

стр. 11
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>