<<

стр. 12
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Региональный подход к охране
и предпринимаемых мер политики.
здоровья
К числу других инфекционных заболеваний,
имеющих региональное воздействие, отно- Все страны Центральной Азии столкнулись с
сятся болезни, передаваемые половым путем. наследием советской системы здравоохране-
Они непосредственно связаны с ВИЧ/СПИДом ния, которая предоставляла широкое, хотя и
и также быстро распространялись в 1990-х гг.43 малоэффективное медицинское обслуживание
Диарея, тифозная лихорадка, вирусный гепатит приемлемого качества и которая после про-
и, вероятнее всего, малярия распространяют- возглашения независимости и резкого эконо-
ся через загрязненные каналы, реки и другие мического спада стала финансово нежизне-


Вставка 6.4

Региональный проект ОЦАС по борьбе с ВИЧ/СПИДом
при поддержке нескольких доноров
Региональный проект по ВИЧ/СПИДу при поддержке нескольких доноров был начат с проведения анализа эпидемиологических
данных, расчета потенциальных экономических издержек неконтролируемого распространения региональных эпидемий, детальной
оценки потребностей в наблюдении, профилактике, лечении и уходе. В исследовании был также приведен детальный перечень пред-
принятых в каждой стране усилий по борьбе с ВИЧ/СПИДом при поддержке различных доноров.
На основе анализа Всемирный банк совместно с группой международных доноров оказали поддержку выработке региональной
стратегии борьбы против ВИЧ/СПИДа в четырех из пяти стран Центральной Азии (за исключением Туркменистана). Проект проводил-
ся под эгидой ОЦАС и стал первым, в котором региональная межправительственная организация была непосредственно вовлечена
в совместную деятельность национальных органов и внешних организаций.
При финансировании в 27 млн. долл. США проект ставит перед собой три основные задачи: сократить темпы роста ВИЧ/СПИДа в пе-
риод с 2005 по 2010 гг.; создать региональный фонд по СПИДу для финансирования профилактических мер и контролю за распростра-
нением ВИЧ/СПИДа после окончания срока действия проекта, а также способствовать улучшению регионального сотрудничества.
Деятельность проекта направлена на оказание помощи по созданию правовой среды, позволяющей выработать соответствующую
региональную стратегию по ВИЧ/СПИДу. Региональная стратегия должна включать в себя профилактическую работу с группами ри-
ска, улучшение информационного обеспечения и принятие решений на основе качественных эпидемиологических данных; усиление
институциональных возможностей и трансграничного сотрудничества, а также сотрудничества между государственным и частным
сектором, различными государственными ведомствами, такими как центры по ВИЧ/СПИДу и тюрьмы.
На основе первоначального успешного опыта предпринимаются усилия по созданию подобной программы по борьбе с туберку-
лезом.
Источник: World Bank 2005e.


169
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

способной. Правительства стран Центральной за этим, возможно, последуют программы по
Новые наиболее при-
Азии предприняли значительные усилия для борьбе с туберкулезом (см. Вставку 6.4). По-
емлемые модели здра-
реформирования ослабленных систем здраво- добные региональные и национальные иници-
воохранения могут
охранения, но в процессе проведения реформ ативы могут, несомненно, быть осуществлены в
рассматриваться на
они по-своему перестраивали эти системы, от- других областях.
региональном уровне
ражая приоритеты национальной политики и
при сотрудничестве Одним из возможных региональных подходов
экономические условия. Тем не менее все они
в области анализа к установлению стандартов и осуществлению
имеют похожую, доставшуюся по наследству
приобретенного опы- мониторинга в области здравоохранения мог-
систему управления здравоохранением и во
та, обмена достиже- ло бы быть использование национальных и ре-
многом общие задачи на будущее.
ниями в мониторинге гиональных Целей развития тысячелетия. По-
и установлении Общие задачи включают реструктуризацию и скольку подобный мониторинг уже проводится
стандартов сокращение крупных и быстро стареющих фи- в рамках ПРООН в каждой отдельной стране,
зических объектов здравоохранения, а также было бы легко перейти на региональный уро-
сокращение избыточного числа работников вень. Вместе с анализом различий в достиже-
при одновременном увеличении оплаты и нии прогресса в разных странах это создало бы
улучшении подготовки оставшихся.44 Еще одна впоследствии основу для оценок и обмена мне-
задача – реформа механизмов финансирова- ниями и опытом в региональных организациях,
ния системы здравоохранения, включая оплату таких как ОЦАС и ШОС.
услуг пациентами, внедрение схем страхования
Региональное сотрудничество могло бы спо-
и рыночных стимулов в оплату услуг.45 Другие
собствовать улучшению системы здравоохра-
задачи включают сокращение широко распро-
нения в Центральной Азии и другими способа-
страненной коррупции в области здравоохра-
ми. Так, например, с 1999 по 2003 гг. на основе
нения, на что указывают опросы;46 обуздание
соглашения между Россией и Узбекистаном 550
растущих цен и бюрократизма; обеспечение
медицинских работников прошли подготовку в
надежного доступа к системе здравоохранения
ведущих медицинских центрах в России.48 Сход-
для бедных. В целом отсутствие администра-
ное обучение и обмен студентами-медиками
тивных и институциональных возможностей и
могли бы быть налажены и на региональной
некачественное управление в системе здраво-
основе. Другим примером может стать сотруд-
охранения мешают работе как национальной
ничество между жителями приграничных рай-
системы здравоохранения, так и любому виду
онов и ведомствами по охране границ по до-
потенциального сотрудничества на региональ-
ступу в ближайшие медицинские учреждения в
ном уровне.
случае чрезвычайных обстоятельств.
Как при создании эффективной системы здра-
Хотя региональное сотрудничество предлагает
воохранения, так и при решении трансгранич-
очевидные выгоды и доказало свою работоспо-
ных вопросов, имеющих отношение к инфек-
собность при проведении совместных меро-
ционным заболеваниям, необходимо сотруд-
приятий стран Центральной Азии и донорского
ничество. Прежняя сверхцентрализованная и
сообщества с конца 1990-х гг., не все страны в
жесткая система здравоохранения, управляв-
равной мере вовлечены в проекты. Туркмени-
шаяся из Москвы, ограничивала нововведения
стан, в частности, последовательно принимает
и инициативу на местах. Новые децентрализо-
решения о неучастии в региональных инициа-
ванные подходы могут помочь в определении
тивах по борьбе с инфекционными заболева-
соответствующей и подходящей для региона
ниями. В целом как в государственном секторе,
модели здравоохранения, причем сотрудниче-
так и в обществе уровень региональных связей
ство может помочь в анализе усвоенных уроков
в реформе здравоохранения и решении других
и обмене опытом в мониторинге и установле-
вопросов остается низким. Еще одна проблема
нии стандартов.
– отсутствие надежных статистических данных
Некоторый прогресс в этой области уже достиг-
Одним из возможных
и использование различных методологий при
нут. В середине 1990-х гг. при поддержке ВОЗ
региональных под-
сборе информационных данных, что затрудня-
была создана региональная информационная
ходов к установле-
ет выработку региональных стандартов, мони-
сеть для Центральной Азии (CARINFONET). Она
нию стандартов
торинг и оценку реформ. Значительное число
включает в себя базу данных по региональным
и осуществлению
показателей здоровья продолжает оставаться
индикаторам здоровья, ежегодную публикацию
мониторинга в обла-
политизированным.
статистических материалов, а также коллектив
сти здравоохранения
Одна из областей, не затронутых региональным
профессионалов со всего региона, отвечающих
могло бы быть ис-
сотрудничеством, – отсутствие региональных
за сбор, обработку и распространение данных
пользование нацио-
стратегий здравоохранения для мобильных
и статистики в области здравоохранения47 Не-
нальных и региональ-
групп населения, таких как мигранты, водители
давно также началось региональное сотруд-
ных Целей развития
грузовиков на большие расстояния, наркома-
ничество в области борьбы с ВИЧ/СПИДом,
тысячелетия


170
Вызовы социального развития

ны, использующие внутривенные инъекции, и сти культуры, средств массовой информации и С момента обрете-
работники коммерческого секса.49 Поскольку гражданского общества. ния независимости
новые рыночные отношения и экономические каждое из государств
трудности заставляют людей перемещаться начало развивать
Кризис системы образования
внутри региона, большое количество людей свою собственную
имеют очень ограниченный доступ к медицин- образовательную
С момента обретения независимости каждое из
ским учреждениям и информации по здоровью модель, что объяс-
государств начало развивать свою собственную
и поэтому усугубляют распространение инфек- нялось различиями в
образовательную модель, причем различия в
ционных заболеваний в регионе. социальной откры-
программах реформ объяснялись различиями
тости и прогрессе в
К счастью, у стран Центральной Азии есть це- в социальной открытости и прогрессе в пере-
переходе к рыночной
лый ряд преимуществ, которые могут помочь ходе к рыночной экономике. Страны, больше
экономике
решить эти и другие проблемы. Успешный опыт других продвинувшиеся в проведении рыноч-
широкого охвата населения системой здраво- ных реформ, были склонны к проведению более
охранения очевидно означает, что регион об- глубоких реформ в образовании в сравнении
ладает человеческим потенциалом для предо- со странами, сохранившими большое количе-
ставления качественных услуг и понимает важ- ство элементов старой командной экономики.
ность высококачественного здравоохранения
Однако во всех государствах система обра-
для человеческого развития и обеспечения
зования находится в сложном положении и
человеческой безопасности. Кроме того, со-
сталкивается с тремя взаимосвязанными про-
временный опыт проведения реформы здраво- блемами: кризисом начального и среднего
охранения и успешного регионального сотруд- образования, серьезными вызовами перед
ничества указывают на направления будущих высшим образованием, а также растущими
действий. Более глубокое понимание среди языковыми барьерами. Одновременно с этим
руководства и населения региона всей серьез- государства Центральной Азии очень молоды:
ности ситуации в здравоохранении, а также не- несмотря на снижающиеся показатели рож-
обходимости совместных усилий в целом ряде даемости количество людей моложе 17 лет
областей, будем надеяться, еще более укрепят колеблется от 32% населения в Казахстане до
решимость проводить реформы и сотрудни- почти 48% в Таджикистане.50 Как и в случае с
чать в ключевых областях. системой здравоохранения, региональное со-
трудничество в области образования могло бы
способствовать обмену опытом, установлению
Образование, знания региональных стандартов и – в некоторых слу-
и коммуникации чаях – взаимовыгодному объединению огра-
ниченных ресурсов.
Централизованная политика в области образо-
вания, единообразные школьные программы,
Начальное и среднее образование
интегрированная система высшего образова-
ния, позволявшая студентам учиться в любой После обретения независимости в странах Цен-
части Советского Союза, а также широко раз- тральной Азии сократился набор в начальную
ветвленная сеть исследовательских центров школу, упали посещаемость и доля закончив-
были отличительными чертами советской си- ших школу по всему региону. В Таджикистане и
стемы образования. При этом значительные Туркменистане всеобщее среднее образование
средства из центра позволяли поддерживать сократилось примерно наполовину между 1989
этот уровень даже в самых бедных регионах. и 2001 гг. Однако три другие страны – Казахстан,
Как только система распалась, оказалось, что Кыргызстан и Узбекистан – до некоторой степе-
новые независимые государства Центральной ни преодолели трудности переходного периода
Азии не могут больше обеспечивать такое же и в начале 2000-х гг. достигли существовавшего
качество и объем образования, исследований в советское время уровня поступления в сред-
и знаний в широком смысле, к которому при- ние учебные заведения (см. Рисунок 6.6.). Офи-
выкло население. В некоторых странах сокра- циальные данные относительно посещаемости
щение использования русского языка в каче- школы, вероятнее всего, не отражают истинной
стве общепринятого также создало барьер ситуации в сельских населенных пунктах, что
на пути общения, особенно среди молодежи связано также с занижением предоставляемых
и менее образованной части населения. В то сведений. Опрос, проведенный ЮНИСЕФ и
же время распространение Интернета предо- ЮНЕСКО в Кыргызстане, показал, что проблема
ставило возможность для коммуникаций на посещаемости и пропуска занятий в действи-
тельности намного серьезнее, чем показывает
региональном и глобальном уровне и расши-
официальная статистика.51 Целый ряд факто-
рения сотрудничества между странами в обла-


171
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

ров повлиял на низкий уровень посещаемости: бенно в Кыргызстане и Таджикистане.53 В пери-
Хорошо организован-
бедность и рост детского труда, ограниченный од между 1990 и 2001 гг. доля государственных
ная раньше система
доступ к безопасному транспорту, проблемы с расходов на образование в ВВП сократилась
дошкольного вос-
отоплением, официальные и неофициальные с 9,7 до 2,4% в Таджикистане и с 8,3 до 3,1% в
питания распалась,
платежи, которые школьная администрация Кыргызстане (при этом среднемировой уро-
что оказывает
вынуждена требовать для поддержания инфра- вень составляет 4,1%).54 Все это происходило
влияние на детей в
структуры и стимулирования учителей. на фоне сокращения самого ВВП, что делало
критическом возрас-
снижение в абсолютных цифрах еще более раз-
те и ограничивает Существуют еще две тревожные тенденции.
ительным. Резкое сокращение финансирования
участие женщин в Во-первых, хорошо организованная раньше
в области образования привело к падению ка-
социальной и эконо- система дошкольного воспитания распалась,
чества школьного образования и сокращению
мической жизни что оказывает влияние на детей в критическом
посещаемости, а также ухудшению образова-
возрасте и ограничивает участие женщин в со-
тельной инфраструктуры. Это также привело к
циальной и экономической жизни. Самое боль-
значительному снижению доходов учителей и
шое снижение участия в дошкольном воспита-
снижению престижа учительской профессии.
нии (почти на три четверти) произошло в Казах-
Поэтому учителя меняют профессию, работа-
стане и Кыргызстане. Даже в Казахстане, стране
ют сразу в нескольких местах или эмигрируют.
в экономическом отношении более сильной,
В Кыргызстане, к примеру, многие квалифици-
чем остальные страны Центральной Азии, по-
рованные учителя уехали в Россию и недавно
сле 1990 г. более 80% всех детских садов были
стали уезжать в Казахстан.55
закрыты.52 Во-вторых, за последнее десятилетие
произошло существенное ослабление про- В результате достигнутые успехи в области об-
фессионального и технического среднего об- разования теряются. Растет уровень безграмот-
разования: в Казахстане, Кыргызстане и Таджи- ности среди детей из бедных семей, особенно
кистане показатель количества поступивших в в сельской местности. Гендерные проблемы
учебные заведения в возрастной группе от 15 стали также более серьезными, при этом обе-
до 18 лет сократилось наполовину, а в Туркме- днение и возвращение гендерной дискрими-
нистане – на одну пятую. Напротив, Узбекистан нации способствует непропорциональному
успешно преодолел кризисную ситуацию и уже сокращению посещаемости средней школы у
восстановил уровень набора в средние про- девочек. Это особенно заметно в Таджикиста-
фессионально-технические заведения (см. Ри- не и Узбекистане (но не в Казахстане).56 Часто
Растет уровень без-
сунок 6.7). девочек-подростков в сельской местности
грамотности среди
склоняют к раннему замужеству или уходу из
детей из бедных се- Государственные расходы на образование в
школы для работы по дому. А так как наличные
мей, особенно в сель- странах Центральной Азии резко сократились
выплаты на образование увеличились, бедные
ской местности после получения странами независимости, осо-


Рисунок 6.6
Доля поступивших в средние учебные заведения
(общая доля, в % в возрастной группе 15–18 лет)

??

??

??

??

??

??

??
???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ????

?????????? ??????????
????????? ????????????
???????????


Источник: UNICEF 2004.


172
Вызовы социального развития

Рисунок 6.7
Доля поступивших в средние профессионально-технические заведения
в Центральной Азии (общая доля, в % в возрастной группе 15–18 лет)

??
??

??
??
??

??
??
??

?
?
???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ????

?????????? ??????????
????????? ????????????
???????????

Источник: UNICEF 2004.



семьи в первую очередь сокращают расходы сударство продолжает удерживать монополию Несмотря на сильное
в сфере высшего образования, и государствен- сокращение государ-
на образование дочерей. Растущее гендерное
ственного бюджета,
ная идеология оказывает сильное воздействие
неравенство будет иметь серьезные долго-
в регионе растет
на составление программ и научную свободу.
срочные последствия для экономического и
количество универси-
В отличие от этого в Казахстане и Кыргызстане
социального статуса и благосостояния женщин
тетов
за последние 15 лет были предприняты инсти-
в Центральной Азии, а также более негативное
туциональные изменения по децентрализации
общее воздействие на человеческое развитие,
высшего образования, при этом стимулирова-
поскольку существует связь между уровнем об-
лись развитие частного образования и научная
разования женщин и здоровьем, образованием,
свобода. В Казахстане наличие более суще-
с одной стороны, и показателями человеческо-
ственных экономических и финансовых ресур-
го развития – с другой.
сов значительно облегчило реорганизацию
Еще одна проблема, которая связана с беднос-
системы высшего образования. В политическом
тью, падением уровня образования и системы
отношении более открытый, но находящийся
социального обеспечения, – это растущее число
в менее выгодном экономическом положении,
уязвимых детей. Достоверные статистические
Кыргызстан при проведении своих реформ вы-
данные труднодоступны, однако некоторые
нужден был больше полагаться на внешнюю по-
свидетельства рисуют серьезную негативную
мощь. В обеих странах новые частные колледжи
тенденцию. Так, например, по некоторым оцен-
и университеты успешно конкурируют с госу-
кам, в Бишкеке на улицах находятся до 800 бес-
дарственными образовательными институтами.
призорных детей, пытающихся выжить во враж-
И частные, и государственные вузы пользуются
дебной среде.57 Есть также сообщения прессы
значительной автономией по отношению к го-
о растущем количестве детской проституции.58
сударству и получают финансовые средства из
Уязвимые дети часто становятся жертвами пре-
разных источников. Число получающих высшее
ступников и полиции, и только небольшое коли-
образование в Казахстане возросло в 2 раза, а в
чество НПО пытаются оказать им помощь, но их
Кыргызстане – в 2,8 раза с 1991 по 2002 гг., тогда
возможности весьма ограничены.59
как в Туркменистане и Узбекистане количество
студентов сократилось в 3,7 и 1,9 раза, соответ-
Высшее образование ственно (Рисунок 6.8).60
Задачи реформы высшего образования очень Несмотря на сильное сокращение государ-
серьезны в целом регионе, при этом существу- ственного бюджета, в регионе растет количе-
ет значительное расхождение в подходах в раз- ство университетов. Вводимая за университет-
ных странах. В Туркменистане и Узбекистане го- ское образование плата, которой не существо-


173
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

вало до получения независимости, ограничива- бляет традиционную образовательную систему,
Закрытие доступа
ет доступ к образованию бедным молодым лю- сознательно проводит политику самоизоляции
к университетам и
дям, особенно девочкам. Быстро растет разрыв и отказывается признавать дипломы других го-
прекращение призна-
в образовании между обеспеченными и бедны- сударств СНГ.63
ния дипломов других
ми семьями, а также между жителями больших
республик угрожают В ответ на некоторые из вызовов на свет появи-
городов и сельской местности. Несмотря на
подорвать пер- лись новые университеты и образовательные
введение платы за обучение, реальные зара-
спективы создания учреждения. На региональном рынке образо-
ботки преподавателей в нескольких странах
современного обще- вания университеты предлагают традицион-
Центральной Азии все еще очень низкие, что
ства, основанного на ные советские и западные дипломы; они все
негативно отражается на качестве обучения:
знаниях очень сильно зависят от платы за обучение,
многие университетские преподаватели вы-
поскольку и государственные, и частные уни-
нуждены работать на нескольких работах. Кор-
верситеты ведут борьбу за финансирование и
рупция в университетах оказывает негативное
студентов. Возможности получения образова-
воздействие на образовательные стандарты, и
ния международного образца предлагаются
это заставило руководство университетов вве-
Американским университетом Центральной
сти систему единого вступительного экзамена
Азии, который поддерживается Сетью развития
как средство борьбы с взятками.61
Ага-хана;64 академией ОБСЕ в Бишкеке;65 Евра-
В советский период тысячи студентов могли зийским университетом, Казахским институтом
посещать университеты на территории всего менеджмента, экономики и стратегических ис-
Советского Союза. Студенты из Кыргызстана и следований и многими другими учреждениями,
Таджикистана, например, получали образова- сохраняющими региональный подход в обуче-
ние в университетах Узбекистана (и, конечно, нии и исследованиях. В то же время крах госу-
России). В настоящее время новые барьеры дарственного атеизма и возрождение религии,
в области образования, различные алфавиты, особенно ислама, привели к появлению новых
визовый режим и бедность сводят к минимуму
религиозных образовательных учреждений по
возможность обучения в других республиках
всему региону. Студенты из Центральной Азии
и обмен студентами. Закрытие доступа к уни-
также обучаются в медресе или религиозных
верситетам и прекращение признания дипло-
школах на Ближнем Востоке и в Южной Азии.
мов других республик (особенно это касается
ЮНИСЕФ, Агентство США по международному
Туркменистана и Узбекистана) угрожают по-
развитию и Институт Открытого общества и
дорвать перспективы создания современного
другие организации приняли участие в созда-
общества, основанного на знаниях, которое
нии профессиональных сообществ и ассоциа-
стимулирует инновации и конкурентность.62
ций для вузов и специалистов, среди которых
Самая мрачная ситуация сложилась в Туркме-
можно назвать Центрально-Азиатский фонд
нистане, где руководство систематически осла-



Доля поступивших в высшие учебные заведения в Центральной Азии, Рисунок 6.8
1991 и 2001 гг. (общая доля, % в возрастной группе 19 – 24 лет)


??
??
??
??
??
??
????
??
????
??
????
?? ????
???
???
??
???
?
?
????????? ?????????? ??????????? ???????????? ??????????

???? ????


Источник: UNICEF 2004.


174
Вызовы социального развития

развития менеджмента, а также международ- и науке. В образовательных программах господ- Общеупотребитель-
ную образовательную сеть (EDNET). EDNET ствовало изучение истории, литературы и куль- ность русского языка,
объединяет 266 университетов в Централь- туры с упором на Россию, «приправленное» несмотря на его ши-
ной Азии и осуществляет программу по обме- советской идеологией. С обретением незави- рокое использование,
ну международных профессоров из соседних симости национальные языки были провозгла- особенно в Казахста-
стран. Это эффективное и высококачественное шены официальными языками и получили тем не и Кыргызстане,
решение проблемы дефицита преподавателей самым большее значение в системе управления оказалась под угрозой
по определенным предметам во многих уни- и образования. Туркменистан и Узбекистан вве- при трансграничной
верситетах региона. Другая инициатива носит ли латинский алфавит. Образовательные про- и межэтнической
название Центрально-Азиатская сеть сотрудни- граммы стали отдавать приоритет изучению коммуникации
чества в области образования и осуществляет- местной истории, культуры и языка. Это было
ся при поддержке Азиатского банка развития и неизбежной частью процесса формирования
Института Открытого общества. Сеть помогает национального самосознания в новых респу-
укрепить связи между отдельными людьми, бликах и сохранения и развития культурного и
группами и образовательными учреждениями национального наследия.
при помощи системы электронных сетей. Реформы породили также большое количество
новых задач: во-первых, при создании учебни-
Учитывая слабость системы высшего образо-
ков и подготовке учителей должны были учи-
вания, некоторые правительства стран Цен-
тываться новые языковые требования. Во-вто-
тральной Азии приняли программы по финан-
рых, поскольку большое количество студентов
сированию обучения студентов за рубежом.
в каждой из стран принадлежит к этническим
Специальные программы предоставления пре-
меньшинствам и имеет собственные языки, эт-
зидентских стипендий были созданы в Казахста-
ническое и культурное самосознание, а про-
не (Болашак), в Кыргызстане (Кадры XXI века) и
граммы уделяли главное внимание титульной
Узбекистане (Умид). Фонд Сороса помогает сту-
этнической группе, недостаточное внимание к
дентам из Центральной Азии учиться в Европе
нуждам меньшинств привело к созданию по-
и США в рамках Программы поддержки высше-
тенциальной напряженности и разрывам в си-
го образования.
стеме национального образования. В-третьих,
национальная интерпретация истории и куль-
туры усиливала центробежные силы в регионе.
Растущие языковые барьеры
Наконец, общеупотребительность русского
Русский язык занимал главенствующее положе-
языка, несмотря на его широкое использова-
ние в Центральной Азии на государственной
ние, особенно в Казахстане и Кыргызстане, ока-
службе, в коммерческой деятельности, обра-
залась под угрозой при трансграничной и ме-
зовании и науке на протяжении более чем 70
жэтнической коммуникации. Все большая часть
лет. В разной степени использование нацио-
населения перестает владеть русским языком
нального языка в общественной сфере было
на хорошем уровне, особенно в Таджикистане
ограничено во всех республиках: он почти не
и Узбекистане (см. Вставку 6.5). Политика, на-
использовался в системе высшего образования

Вставка 6.5

Риск потери русского языка как общеупотребительного
Так как русским языком всё еще продолжают пользоваться во всем регионе, распространение его как второго и общеупотреби-
тельного языка могло бы помочь преодолеть возникающие этническое и политические разрывы в Центральной Азии. Большинство
населения говорит на русском языке и понимает его, смотрит ТВ-программы на русском языке и слушает русскоязычное радио.
Большинство людей в Центральной Азии – политики, бизнесмены, ученые и студенты – при встрече со своими соседями по региону
за границей общаются с ними на русском.
Однако постепенная утрата русского языка как общеупотребительного в некоторых странах, особенно среди более молодого поко-
ления, развело страны в разные стороны с точки зрения замены русского языка на национальный в образовании и официальном
использовании. Согласно недавнему опросу в Центральной Азии при финансовой поддержке Всемирного банка, большинство ре-
спондентов в Кыргызстане бегло говорят по-русски, как и большинство населения Казахстана. Однако в Таджикистане и Узбекистане
меньше половины опрошенных заявили о том, что они бегло говорят по-русски.
Эта тенденция связана с несколькими факторами, среди которых можно назвать отток русского населения, требование использова-
ния национального языка в образовании и на государственной службе, растущее использование национального языка в средствах
массовой информации и общее ослабление образовательной системы. Английский язык, хотя и получает все большее распростране-
ние, еще в течение продолжительного времени не сможет заменить русский в качестве общеупотребительного. Опрос показал, что
только 1% респондентов бегло говорят по-английски.


175
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

правленная на поддержание русского как вто- Большая часть научного потенциала обслужи-
Для небольших и от-
рого языка, даже среди молодых людей, облег-
носительно бедных вала советский военно-промышленный ком-
чала бы трансграничные коммуникации. В 2004
стран доступ на- плекс. Десятки исследовательских институтов,
г. в Таджикистане был принят президентский
селения к знаниям и отделений советской Академии наук и другие
указ об улучшении преподавания русского и
участие в глобальных научные учреждения имели штаб-квартиры в
английского языков, однако образовательные
сетях знаний являет- Москве, но вели работу в каждой республике.
ресурсы в Таджикистане столь ограничены,
ся очень важным Даже сегодня значение и опыт в НИОКР в Цен-
что реализация указа сталкивается с большими тральной Азии продолжает оставаться значи-
сложностями.66 тельным, особенно в Казахстане и Узбекистане
(см. Рисунок 6.9). Но наука и научные исследо-
Проблемы образования и языка являются, ве-
вания в целом сильно пострадали. В отличие
роятно, наиболее болезненными для предста-
от прогресса в реформировании системы выс-
вителей национальных меньшинств. Поскольку
шего образования, исследовательские и изо-
в каждой республике Центральной Азии есть
бретательские учреждения в регионе остаются
довольно большие этнические меньшинства, то
нереформированными и запертыми в рамках
выбор языка преподавания в школах приобрел
национальных границ.
новое значение. Отвечая на потребности этих
меньшинств, сотни школ в регионе ведут препо- Сильные бюджетные сокращения, развал струк-
давание на языке этнических меньшинств.67 Од- туры централизованного управления и пре-
нако способность национальных правительств кращение академических контактов с Москвой
поддержать такие школы опытными преподава- привели к необратимой потере большого чис-
телями и учебниками на родном языке весьма ла исследовательских институтов, а также к
ограничены. В Таджикистане в узбекских шко- общему упадку в науке и научном образовании.
лах до сих пор вынуждены пользоваться со- Финансовые ограничения вызвали отток спе-
ветскими учебниками.68 Поскольку Узбекистан циалистов, многие ученые и инженеры уехали в
перешел на латинский алфавит, ученики узбек- Россию или на Запад. Другие перешли из иссле-
ских школ в Казахстане, Кыргызстане и Таджи- довательских институтов в образовательный
кистане не способны прочитать учебники из сектор или стали заниматься работой, не имею-
Узбекистана. Для того чтобы смягчить пробле- щей отношения к науке. Исследовательские ин-
мы со школьными учебниками, правительство ституты в Казахстане и Узбекистане пострадали
Кыргызстана с 1997 г. направило в Узбекистан в меньшей степени благодаря продолжающе-
около миллиона учебников на кыргызском язы- муся более высокому государственному финан-
ке.69 Россия обеспечивает учебниками русские сированию, тогда как в остальных странах они
школы в Центральной Азии. по большей части распались. Единовременная
внешняя помощь была недостаточной для за-
полнения образовавшихся пробелов. И хотя ис-
Знания, исследования и обмен следовательские центры и университеты пред-
информацией приняли попытку поддержать или установить
научные связи с профессиональными сообще-
Исследования и обмен информацией, осно-
ствами на региональном и глобальном уровне,
ванные на сильной образовательной системе,
ограниченные возможности резко сузили их
находятся в центре новой экономики, базиру-
перспективы в этом отношении.
ющейся на знаниях. Эта экономика – важная
составляющая международной конкуренто- Помимо неудачной попытки сохранить интел-
способности, продвижения человеческого по- лектуальное наследие прошлого, академиче-
тенциала и способности быстро приспосабли- ские учреждения региона весьма медленно
ваться к меняющимся обстоятельствам и ри- отвечают на вызовы переходного периода.
скам. Для небольших и относительно бедных Проведенное Всемирным банком исследова-
стран доступ населения к знаниям и участие в ние по оценке потребностей и возможностей
глобальных сетях знаний является очень важ- экономических исследований и образования в
ным. Усиление регионального потенциала в Центральной Азии показало, что, несмотря на
этих областях – важный шаг в данном направ- проведение реформ в области образования и
лении. появление новых частных учреждений, каче-
ство экономического образования и исследо-
ваний не отвечает современным требованиям.
Финансовые ограни-
Исследования и разработки Согласно данным анализа, институциональная
чения вызвали отток
среда наиболее положительна по отношению
Финансируемые государством научно-иссле-
специалистов, мно-
к новым инициативам в области образования
довательские и опытно-конструкторские раз-
гие ученые и инжене-
и НИОКР в Казахстане и Кыргызстане. Но даже
работки (НИОКР) были высоко развиты в Цен-
ры уехали в Россию
там университетские преподаватели нуждают-
тральной Азии до обретения независимости.
или на Запад

176
Вызовы социального развития

Научные сотрудники, 2003 г. (на миллион жителей) Рисунок 6.9


?????
?????
?????

?????
?????
?????

?????

?????
???
??? ???
???
???
???

??? ??
?
????????? ?????????? ??????????? ??????????? ??????? ????????


Источники: UNDP 2005, pp. 263–264. *UNDP 2004c, pp. 180–182.



ся в дальнейшем обучении в области рыночной сти современных электронных средств связи.
экономики, а учебные программы также долж- Население в Казахстане и Кыргызстане в боль-
ны быть изменены.70 Исследование рекомендо- шей степени обладает доступом к всемирной
вало создание критической массы экономиче- и региональной информации, чем граждане
ского образования на региональной основе по Туркменистана и Узбекистана. В последних при
причине ограниченности финансовых и чело- предоставлении услуг доступа интернет-про-
веческих ресурсов у всех стран региона.71 вайдеры должны соблюдать правила государ-
ственного контроля за их деятельностью.72 Низ-
кая степень подключенности к Интернету в Тад-
Доступ к информации жикистане объясняется частично разрушением
инфраструктуры во время гражданской войны,
Ограниченный доступ к информации – пре-
и частично – ограниченной поддержкой со сто-
пятствие, с которым сталкиваются все страны
роны правительства в отношении расширения
Центральной Азии. Даже использование такого
доступа к сети.
базового устройства, как телефон, находится на
более низком уровне по сравнению с Венгрией В общем, можно говорить о том, что интернет-
или Российской Федерацией (см. Рисунок 6.10). услуги дороги, даже если они и доступны. Так,
На территории Центральной Азии самое боль- например, пользователи в Соединенных Штатах
шое количество телефонных линий и пользова- платят от 15 до 20 долл. в месяц за неограничен-
телей сотовой связи на 1 000 человек – в Казах- ный доступ к Интернету, тогда как пользователь
стане. В то время как некоторые другие страны в Узбекистане должен платить около 2 долл. за
находятся на неплохом уровне по проводной час.73 Другая проблема состоит в том, что Ин-
телефонной связи (Кыргызстан и Туркменистан), тернет доступен в основном жителям городов,
все они далеко отстают в предоставлении услуг и таким образом между городским и сельским
сотовой связи. населением растет разрыв в области доступа к
информации. Обеспечение более равномерно-
Интернет можно считать самым большим ре-
го доступа в Интернет должно стать первооче-
сурсом при формировании современного,
редной задачей национальных и региональных
основанного на знаниях общества. Централь-
инициатив.
ная Азия значительно отстает от России и Вос-
точной Европы по количеству пользователей Существует несколько донорских программ
Интернета (см. Рисунок 6.11). Возможность по- по расширению доступа к Интернету, который
лучения доступа различается в этих странах, является ключевым фактором в улучшении
что является результатом различного уровня связи бизнеса, науки и образования с осталь-
ресурсов и государственной политики в обла- ным миром, а также в обеспечении большего


177
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Рисунок 6.10
Наземные телефонные линии и абоненты сотовой связи на 1 000 жителей, 2003 г.

???
???

???

???

??? ???

??? ??? ???

???
???
??
?? ??
??? ??
??
?? ??
? ?
?
?????????? ?????????? ??????????? ????????????? ?????????? ?????? ???????

????????????????????????? ??????????????????????

Источник: UNDP 2005, pp. 263–264, *UNDP 2004c, стр. 181–182 (Туркменистан: наземные линии и абоненты сотовой
связи, Казахстан: только абоненты сотовой связи).



информационного доступа и прозрачности туального Шелкового пути», который через
телекоммуникационный спутник предостав-
местных политических процессов. В середине
ляет недорогой доступ к Интернету научным и
1990-х гг. Бюро образовательных и культурных
образовательным учреждениям Центральной
программ госдепартамента США основало
Азии и Закавказья.75
программу «Обучение и доступ к Интернету»,
которая состоит из сети точек открытого до- Однако установление партнерских отношений
ступа к Интернету в 11 евразийских странах, между некоторыми донорами и правитель-
в т. ч. пяти странах Центральной Азии. Через ствами менее открытых в политическом от-
точки доступа тысячи людей каждый месяц ношении стран Центральной Азии может быть
бесплатно получают доступ в Интернет, а весьма непростым. В Узбекистане совместный
также возможность посетить программы по проект Института Открытого общества, ПРООН
компьютерному обучению.74 НАТО также ока- и НАТО предоставлял университетам и НПО
зывает финансовую поддержку развитию ин- доступ в Интернет в восьми областях в 2003 г.
тернет-инфраструктуры через создание «вир- Однако в апреле 2004 г. правительство Узбеки-


Рисунок 6.11
Пользователи Интернета на 1 000 человек, 2003 г.


??? ???

???

???

???

????
??
??
??
????
??? ?
?
?????????? ?????????? ?????????? ????????????? ??????????? ?????? ???????


Источник: UNDP 2005, pp. 262–264. *UNDP 2004c, pp.180–182.


178
Вызовы социального развития

стана закрыло Институт Открытого общества или по собственной инициативе в области ре- Несмотря на огра-
в стране, отозвав у него регистрацию.76 Что формирования образовательной системы и си- ниченный доступ
касается Туркменистана, то, за исключением стемы здравоохранения, улучшения положения жители стран Цен-
«виртуального Шелкового пути», он не прини- женщин и других уязвимых групп, охраны окру- тральной Азии узна-
мает участия в международных инициативах в жающей среды, контроля за соблюдением и за- ют и обсуждают в
этой области. щитой прав человека в собственных странах и Интернете события
на региональном уровне. регионального уровня
Несмотря на ограниченный доступ жители
стран Центральной Азии узнают и обсуждают С точки зрения традиционных средств массо-
в Интернете события регионального уровня. вой информации, таких как газеты и телевиде-
Сотни местных пользователей приняли уча- ние, степень свободы СМИ различается по стра-
стие в оживленном обсуждении последствий нам региона. Она весьма высока в Казахстане
различных событий для региона.77 Популярные и Кыргызстане, менее высока в Таджикистана,
национальные и региональные веб-сайты обхо- еще ниже в Узбекистане и почти отсутствует
Для Центральной
дят цензуру и угрозы: некоторые из них после в Туркменистане. В 2002 г. индекс количества
Азии Интернет яв-
закрытия появлялись вновь уже на следующий ежедневных газет на 1 000 жителей был выше
ляется важной сту-
день по другому веб-адресу. в Кыргызстане и Таджикистане, чем в Туркмени-
пенью к расширению
стане и Узбекистане, однако намного ниже, чем
В последнее время как в самом регионе, так и региональной инте-
в России, и особенно в Венгрии. Количество
за его пределами появились веб-сайты, на ко- грации, обучению
радиоприемников на 1 000 человек, однако, от-
торых можно найти региональную информа- населения и монито-
носительно высокое в Туркменистане и Узбеки-
цию и поучаствовать в международном обмене рингу человеческого
стане (см. Рисунок 6.12). Это может объясняться
информацией. Это такие веб-порталы, как Cen- развития
жестким контролем над печатными изданиями
tral Asian Gateway, Eurasianet, Радио Свободная
в этих странах. Региональных газет почти нет,
Европа, Institute for Reporting War and Peace, Ci-
единственная региональная газета «The Tim-
mera, Freenet и другие. Эти сайты – в основном
es of Central Asia» печатается в Бишкеке на ан-
на английском и русском языках – стали очень
глийском языке, и ее читают преимущественно
популярными в регионе.
иностранцы. Хотя местные новостные агентства
Другое преимущество новых возможностей
предоставляют короткие региональные ново-
связи состоит в том, что трудовые мигранты
сти и аналитические материалы, в целом можно
из Центральной Азии, находящиеся в России и
сказать, что СМИ не являются интегрирующей
других странах, могут делиться впечатлениями
силой в регионе. Региональных газет
и регулярно поддерживать связь с родными
Телевидение стало наиболее популярным ис- почти нет; наиболее
и друзьями, оставшимися на родине. Доступ в
точником информации. Однако доступность популярным источ-
Интернет предоставляет важнейший канал свя-
приема телевещания в Центральной Азии пока ником информации
зи для растущего количества НПО, работающих
остается более низкой, чем в Венгрии или Рос- стало телевидение
совместно с государственными учреждениями



Рисунок 6.12
Количество ежедневных газет (2000 г.) и радиоприемников (2003 г.) на 1 000 человек

???
???

???
???
???
???
???
???
???
??? ??? ???
??
?? ? ?
?
?????????? ??????????? ????????????? ?????????? ?????? ???????


??????????????
?????????????????


Примечание: По Казахстану нет сопоставимой информации.
Источник: World Bank 2005f, Table 5.11


179
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

сийской Федерации, как из-за отсутствия теле- извне может быть здесь также полезной, как это
Страны Централь-
приемников, так и отсутствия доступа к кабель- показал знаменитый проект «Шелковый путь»
ной Азии унаследо-
ным каналам (см. Таблицу 6.3). За исключением всемирно известного виолончелиста Йо-Йо
вали сильные и взаи-
Кыргызстана, телевизионные каналы в странах Ма.80 Один из проектов Организации Объеди-
мосвязанные инсти-
Центральной Азии в основном являются госу- ненных Наций по вопросам образования, науки
туты культурной
дарственными, включая пользующиеся здесь и культуры (ЮНЕСКО) в области сохранения об-
инфраструктуры; в
популярностью российские каналы. щего культурного наследия и расширения меж-
настоящий момент
культурного диалога в регионе81 – шеститомная
культурные инсти-
История цивилизаций Центральной Азии – был
туты разрушаются
Культура первой международной попыткой представить
еще быстрее, чем
Исторически у народов Центральной Азии сло- всестороннюю панораму культур с начала ци-
научные или образо-
жилось множество общих культурных традиций, вилизации до наших дней. Эта работа была про-
вательные
и даже сегодня культура является соединяющей делана группой известных специалистов, вклю-
силой стран и населения Центральной Азии. чая ученых из центральнозиатских государств и
При советском режиме культуры местного на- других экспертов.82
селения «воспринимались только как материал
для трансформации и интеграции в советскую
Региональный подход к
социалистическую культуру, а независимая
формированию современного
ценность за ними не признавалась».78 Тем не
менее страны Центральной Азии унаследовали общества, основанного на знаниях и
сильные и взаимосвязанные институты культур- информации
ной инфраструктуры, такие как театры, музеи и
библиотеки, построенные при советской систе- Высокий уровень образования, знаний, иннова-
ме. В настоящий момент культурные институты ции и связей – всё это важнейшие элементы для
разрушаются еще быстрее, чем научные или об- достижения международной конкурентоспо-
разовательные. собности, устойчивого экономического роста
и, что самое важное, для человеческого разви-
Большинство библиотек и домов культуры, осо-
тия и обеспечения человеческой безопасности.
бенно в регионах, были закрыты в первое деся-
За исключением Туркменистана, правительства
тилетие переходного периода. Так, например,
всех стран Центральной Азии заинтересованы
за 1990 г. в Кыргызстане количество библиотек
в улучшении образования и построении про-
и клубов сократилось на треть и наполовину,
двинутого общества, основанного на знаниях, а
соответственно.79 Многие страны пытаются вос-
также в разной степени партнерском сотрудни-
становить достижения в области культуры и
честве друг с другом, международными органи-
поделиться ими со своими соседями: популяр-
зациями и гражданским обществом.
ные певцы и театры устраивают выступления
и показывают спектакли на территории всего Региональное сотрудничество в сфере образо-
региона. Только в Туркменистане политическое вания и знаний должно стать приоритетом для
руководство запретило нетитульные (нетур- всех действующих лиц. Одна из важных обла-
кменские) культурные организации, включая стей для сотрудничества – создание региональ-
Региональное сотруд-
оперу, балет и цирк. В целом, однако, музыка, ных стандартов в области образования, приме-
ничество в сфере
литература, театр, фильмы, а также высокое и нение результатов НИОКР, электронный обмен,
образования и знаний
прикладное искусство продолжают оставаться использование показателей Целей развития
должно стать при-
важной связующей силой в регионе. Помощь тысячелетия в области образования и знаний.83
оритетом



Таблица 6.3
Доступ к телевещанию, Количество Абоненты кабельного
2003 г.
телевизоров, телевидения,
на 1 000 чел. на 1 000 чел.
Казахстан 338 6,6
Кыргызстан 49 3,6
Таджикистан 357 0,1
Туркменистан 182 Нет данных
Узбекистан 280 3,7
Российская Федерация (2001 г.) 538 76,7
Венгрия 475 190,7
Источник: World Bank 2005f, Table 5.11.


180
Вызовы социального развития

Страны могли бы также получить выгоду от об- следние десятилетия, особенно после распада В последние деся-
мена опытом в сфере реформы образования. Советского Союза, некоторые из этих достиже- тилетия, особенно
Ключевым аспектом может стать улучшение как ний, исключительно важных для человеческого после распада Совет-
качественных, так и количественных характе- развития, были утеряны. Возросла уязвимость ского Союза, некото-
ристик образования, включая изменения в про- женщин, а риск дальнейших ухудшений до сих рые из этих достиже-
граммах начальной и средней школы, направ- пор остается, если ситуация не стабилизируется ний, исключительно
ленные на подготовку выпускников с навыками или, желательно, не начнет улучшаться. Вставка важных для человече-
критического анализа, общения и работы в ко- 6.6 показывает, какую роль сыграли различные ского развития, были
манде. Еще одним шагом в этом направлении социальные факторы в росте числа девочек, утеряны
могло бы быть взаимное признание дипломов бросающих школу в Таджикистане.
для продолжения образования и трудоустрой-
ства, разрешение поступать в образовательные
Проблемы неравенства
учреждения друг друга, а также трансграничное
сотрудничество по обучению представителей
Общими для региона являются несколько важ-
этнических меньшинств. Региональные про-
ных гендерных проблем. Одна из основных
граммы могли бы способствовать расширению
– политическое представительство. Гендерный
возможностей подключения к Интернету, осо-
дисбаланс в высших эшелонах власти в по-
бенно в сельской местности. Поддержка рус-
следнее время увеличивается в Центральной
ского языка как второго и общеупотребимого
Азии. Женщины имеют ограниченный доступ к
в регионе могла бы способствовать сближению
политической жизни и процессам принятия ре-
поверх границ всех социальных групп.
шений. Один из показателей ЦРТ – количество
мест в парламенте, занимаемых женщинами,
различается по странам и в действительности
Гендерные отношения: может скрывать реальную степень политиче-
региональные вызовы ского участия. Так, например, в 2004 г. в парла-
и сотрудничество84 менте Туркменистана женщины составляли 26%
от общего числа, в сравнении с 9% в Казахстане
В советское время республики Центральной и 7% в Кыргызстане, хотя, однако, весьма веро-
Азии достигли неоспоримых успехов в улуч- ятно, что женщины в действительности облада-
шении положения женщин. Женщинам был ют меньшими возможностями оказывать влия-
обеспечен всеобщий доступ к базовому здра- ние в Туркменистане, чем в двух других странах,
воохранению, образованию, услугам по уходу по причине большего политического контроля
за детьми и системе социальной защиты. В по- в Туркменистане. Следует отметить, однако,


Вставка 6.6

Таджикские девочки бросают школу
Всё большее количество девочек в Таджикистане бросают школу до достижения девятого класса, что заставило таджикское мини-
стерство образования при поддержке ЮНИСЕФ провести исследование двух школ в Душанбе и одной школы в Хизоре и еще одной
в Вахдатском районе. В исследовании сделан вывод, что девочки бросают школу по трем главным причинам: бедность, приоритеты
семейных расходов и гендерная социализация.
Бедные семьи объяснили, что они забирают своих дочерей из школ частично из-за нехватки средств и частично из-за небезопасной
ситуации, удаленности школы, враждебного отношения к дочери в школе, возражений отца или старшего брата, слабого здоровья
дочери или матери.
Однако в исследовании также отмечено, что не только девочки из самых бедных семей бросают образование: существуют также
приоритеты расходов для не слишком бедных семей. Оплачивать образование дочерей – не главный приоритет для некоторых опро-
шенных семей.
Что касается гендерной социализации, то, согласно этому исследованию, девочки бросают школу из-за двух характерных особенно-
стей таджикской культуры. Первая состоит в том, что на девочек и мальчиков возлагаются разные роли. Гендерное неравенство глу-
боко укоренено, и мальчики и девочки воспитываются и проходят процесс социализации по-разному в семье и общине. Традиционно
главной сферой жизни девочки и женщины считается дом (домашняя работа, рождение и воспитание детей и уход за семьей).
Кроме того, существует еще одна роль, вытекающая из консервативной интерпретации религии. «Религия продолжает быть очень
влиятельной в частной, семейной и общинной жизни: она потакает контролю мужчин над социальной жизнью женщины, домашней
работой, рождаемостью, а также насильственным бракам, насилию дома и/или лишению женщины наследства», – замечает глава
миссии ЮНИСЕФ в стране.
Источник: IRIN NEWS 2004b.


181
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

что после мартовских парламентских выборов в 25 раз, а в Таджикистане – в 10 раз.87 Рабо-
Женщины имеют
2005 г. в Кыргызстане депутатские мандаты по- тающие женщины зарабатывают меньше, чем
ограниченный доступ
лучили только мужчины, так как женщины были мужчины, однако эта ситуация мало отличается
к должностям, на
замещены на ранних стадиях избирательного от ситуации в Венгрии или России (см. Рисунок
уровне которых при-
процесса кандидатами-мужчинами.85 Однако 6.13 и 6.14). Урок переходного периода состоит
нимаются решения,
благодаря требованиям нескольких женских в том, что программы экономических реформ
как в исполнитель-
неправительственных организаций был назна- должны признать более тяжелые последствия
ной, так и законо-
чен специальный советник президента по ген- процесса реструктуризации для женщин, осо-
дательной ветвях
дерным вопросам. бенно при сокращении рабочих мест в госсек-
власти
торе – здравоохранении, культуре и образова-
Женщины имеют ограниченный доступ к долж-
нии, где женщины представляют большинство.
ностям, на уровне которых принимаются реше-
ния, как в исполнительной, так и законодатель- Культурные факторы также влияют на роль жен-
ной ветвях власти, за исключением здравоохра- щины дома и на работе. Выполнение почти всех
нения и социальной защиты. И, напротив, жен- домашних обязанностей, а также низкооплачи-
щины занимают господствующее положение в ваемая работа в неофициальном секторе эко-
НПО. Некоторые из женских НПО выступают за номики считаются уделом женщины. По своей
восстановление системы квот для парламент- природе такие работы делают женщин более
ского представительства, чтобы обеспечить уязвимыми во время экономических потрясе-
участие женщин в политическом процессе. ний. И это в дополнение к тому, что у женщин
Хотя это могло бы помочь в действительно де- почти не остается времени на обучение и полу-
мократической среде в качестве переходного чение образования, поскольку они перегруже-
механизма, существует риск, что такое требова- ны домашней работой. Тем не менее, как это по-
ние приведет лишь к символическому участию казано в Главе 3, женщины в Центральной Азии
женщин в политическом процессе, а не реаль- нашли способ активно участвовать в торговле
ному наделению женщин властными полно- и коммерции, особенно в качестве челночных
мочиями.86 В Узбекистане позиции заместителя торговцев. Для того чтобы защитить существую-
хокима (губернатора), а также заместителя пре- щие возможности для женщин, челночная тор-
мьер-министра по делам женщин зарезервиро- говля не должна ограничиваться.
ваны за женщинами. Возможно, это прогресс, Традиционная культура также влияет на гендер-
однако, как указали местные защитники жен- ное равенство. С момента получения независи-
щин, это может также быть использовано для мости культурные традиции вновь стали оказы-
ограничения доступа женщин к губернатор- вать влияние на то, как женщины живут и как
ским и министерским позициям. они участвуют в экономической и социальной
Гендерное неравен-
Еще одна проблема – трудоустройство. Гендер- деятельности. Из-за предпочтения, отдаваемо-
ство на рынке труда
ное неравенство на рынке труда возросло, так го мужчинам в традиционном праве землев-
возросло, так как во
как во время экономического спада женщины ладения, например, при приватизации земли,
время экономического
проигрывают в первую очередь. В Кыргызстане возросло гендерное неравенство во владении
спада женщины про-
после обретения независимости число зареги- землей и доступе к ней. Недавно проведенное
игрывают в первую
стрированных безработных женщин возросло в Кыргызстане исследование показывает, что,
очередь


Уровень женской экономической активности, в % от мужской, 2003 г. Рисунок 6.13

???
??
?? ??
?? ??
??
??
??
??
??
??
??
??
??
??
??
??
?
????????? ?????????? ??????????? ???????????? ?????????? ??????? ?????? ????????

Источник: UNDP 2005, pp. 311–313.


182
Вызовы социального развития

Рисунок 6.14
Соотношение женского и мужского дохода в некоторых странах, 2003 г.


??? ????
????
???? ????
???? ????
????
???
???

???
????
???

???
???

?
????????? ?????????? ??????????? ???????????? ?????????? ??????? ?????? ????????



Источник: UNDP 2005, pp. 303–305.



несмотря на существование письменных зако- бота по защите интересов женщин привела к Международная орга-
нов, предусматривающих гендерное равенство, большему признанию существования пробле- низация по миграции
многие женщины теряют права на землю и свои мы, и некоторые страны изменили свое законо- считает, что до 10
владения из-за соблюдения традиционного за- дательство. В Кыргызстане законы о гендерном тыс. людей в странах
кона.88 Традиционный закон, который соблюда- равенстве и домашнем насилии уже были одо- Центральной Азии,
ется многими мусульманскими семьями, под- брены парламентом. большей частью жен-
держивает наследование земли и основного щины, были проданы
Однако в то же самое время начал разрастаться
имущества родственниками-мужчинами. Обы- под предлогом пред-
совершенно новый аспект насилия по отноше-
чаи и женское право владения редко обсуж- ложений о трудоу-
нию к женщинам – торговля людьми. Междуна-
даются в обществе. Исключением из традиции стройстве
родная организация по миграции (МОМ) счита-
можно считать недавнюю защиту большего до- ет, что до 10 тыс. людей в странах Центральной
ступа к земле для женщин, начатую некоторыми Азии, большей частью женщины, были проданы
НПО в Кыргызстане и Таджикистане при под- в страны Персидского залива, Россию и другие
держке Женского Фонда Развития ООН. страны под предлогом предложений о трудо-
Произошло также возвращение к традицион- устройстве.89 Кроме того, Центральная Азия
ному местному самоуправлению с судом ста- становится транзитным коридором для тор-
рейшин и комитетами махалла (соседство), ко- говли людьми, а внутри страны существует еще
торые были запрещены в советское время. Эти внутренняя торговля из сельской местности в
органы играют подчас противоречивую роль в города. Одно из исследований МОМ о торгов-
том, что касается гендера. Иногда они вмешива- ле людьми в Кыргызстане показало, что в отда-
ются в семейную жизнь, например, препятствуя ленных горных деревнях ведется торговля даже
предоставлению развода женщине в случае десятилетними девочками.90
домашнего насилия или заставляя женщину Торговля людьми – хорошо организованный
вернуться в семью, о чем свидетельствуют за- бизнес, и есть данные о сотрудничестве в
щитники прав человека. В Кыргызстане в состав этой области между криминальными сетями,
суда старейшин в сельских областях входят полицией и чиновниками, ответственными за
только пожилые люди мужского пола, которые иммиграционные вопросы и безопасность в
могут отдавать предпочтение патриархальным аэропортах.91 Торговля людьми связана также
традициям. с торговлей наркотиками и распространени-
Насилие по отношению к женщинам является ем ВИЧ. Помимо общего усиления беззакония,
широко распространенным, хотя с момента по- быстрый рост в торговле людьми, а также рост
лучения независимости группы гражданского числа работников коммерческого секса – как
общества разрушили табу советской эпохи не женского, так и мужского пола – в Централь-
говорить на эту тему и опубликовали большое ной Азии можно объяснить отсутствием ра-
количество отчетов о гендерном насилии. Они бочих мест. Девушкам и молодым женщинам
также начали публичные дискуссии на тему о предлагают хорошую работу, замужество за
гендерном насилии во всех странах Централь- границей, участие в международных конкур-
ной Азии, за исключением Туркменистана. Ра- сах красоты.92


183
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Для Центральной Азии очень важно иметь ре- Национальные сети контактов для женщин и
Цель развития тыся-
гиональную перспективу в гендерных вопро- женских НПО способствовали определению
челетия по гендерно-
сах в дополнение к национальной гендерной стратегии государства, в то время как НПО ис-
му равенству являет-
политике. Цель развития тысячелетия по ген- пользовали современные технологии для уси-
ся полезным способом
дерному равенству (ЦРТ3) сосредоточивается ления региональной и международной дея-
сравнения, установ-
на ключевых гендерных вопросах и является тельности по налаживанию контактов. Одна из
ления стандартов и
полезным способом сравнения, установления серии видеоконференций обсуждала исполне-
оценки прогресса во
стандартов и оценки прогресса во всех странах ние законов с учетом гендерной проблематики
всех странах по до-
по достижению гендерного равенства. Встав- и была поддержана Всемирным банком, ПРООН
стижению гендерного
ка 6.7 дает обобщающую картину положения и двусторонними донорами. Региональные и
равенства
стран Центральной Азии с точки зрения дости- национальные веб-сайты обмениваются опы-
жения специфических задач в гендерной об- том в области гендерной политики. Большое
ласти. Одна из проблем, с которой приходится количество публичной информации уже до-
сталкиваться в процессе сбора информации, в ступно в Интернете, как например, статистика,
том, что для многих гендерных вопросов отсут- законы и бюджетные решения.
ствие необходимых данных, дезагрегирован- На региональном уровне дискуссия о расши-
ных по гендерной принадлежности, является рении прав женщин получила значительную
сдерживающим моментом. Отсутствие гендер- поддержку извне, среди прочих, от Фонда ООН
но-дифференцированного анализа и недоста- для развития в интересах женщин, ПРООН,
точные национальные механизмы мониторин- Агентства США по международному сотрудни-
га разницы в положении женщин и мужчин в честву, ОБСЕ и Шведского агентства междуна-
управлении, на рынке труда и доступе к ресур- родного развития. Один из проектов Института
сам уменьшает государственную и негосудар- Открытого общества, например, отслеживает
ственную поддержку женщин. Несовершенная выполнение обязательств и соответствие обя-
гендерная статистика не показывает возрожде- зательствам по различным конвенциям ООН в
ние обычаев и традиционных гендерных пред- области усиления прав женщин.
рассудков, а государственные статистические
«Женская сетевая программа» Института Откры-
агентства недостаточно хорошо оснащены, что-
того общества ставит своей задачей поддержку
бы осуществлять мониторинг растущих случаев
прав женщин и гендерного равенства, а также
незарегистрированных (религиозных) браков
увеличение доступа к ресурсам для женских
и разводов, распространения полигамных со-
организаций. Программа поддерживает реа-
юзов или потоков внешних или внутренних ми-
лизацию совместных проектов на местном, на-
грантов, включая торговлю людьми. Переход-
циональном, региональном и международном
ные государства нуждаются в дополнительной
уровне и поощряет финансирование женских
международной помощи для улучшения стати-
организаций и инициатив со стороны других
стических возможностей и осуществления сбо-
международных фондов и учреждений. Цен-
ра этих и других важных гендерных данных.
трально-Азиатская сеть по изучению гендерных
вопросов была основана в 2002 г. в Алматы при
поддержке Института Открытого общества. Она
Региональные гендерные инициативы
позволяет исследователям, студентам и аспи-
В последнее время был достигнут некоторый рантам совместно работать над проблемами
прогресс на национальном и региональном гендерного равенства и поддерживает прове-
уровне с точки зрения повышения информи- дение гендерных исследований в вузах.93
рованности о гендерных вопросах, создания
Несмотря на достижение существенного про-
общих законодательных рамок, образования
гресса в привлечении общественного внимания
совместных структур и вовлечения граждан-
к вопросам гендерного развития в Центральной
ского общества. Пять стран Центральной Азии
Азии, возникает много вопросов относительно
приняли участие в 1995 г. в Пекинской конфе-
эффективности реализации конвенций, право-
ренции по вопросам женщин, и все они подпи-
вых рамок и политических заявлений, особен-
сали Конвенцию ООН о ликвидации всех форм
но если учитывать наличие мощных противо-
дискриминации женщин (CEDAW). С тех пор
действующих сил в виде экономического спада,
страны продвинулись в процессе включения
отсутствия ресурсов и возрождения традици-
Национальные пра- гендерного анализа в меры национальной по-
онных культурных ценностей и предрассудков.
вительства приняли литики и бюджетные расходы. Национальные
программы по расши- Реакция на торговлю людьми дает лишь не-
правительства подтвердили необходимость
рению прав женщин сколько примеров. Три страны – Казахстан,
обеспечения политического и экономического
и созданию нацио- Кыргызстан и Таджикистан – признали существо-
участия женщин через принятие программ по
нальных комиссий по вание проблемы торговли людьми и приняли
расширению прав женщин и создание нацио-
делам женщин законы, которые предусматривают суровую от-
нальных комиссий по делам женщин.

184
Вызовы социального развития

Вставка 6.7

Цели развития тысячелетия: как они могут стать региональными
стандартами для гендерной политики?
Третья цель ЦРТ (ЦРТ 3) призывает к оказанию содействия в достижении гендерного равенства и расширению прав женщин. Регио-
нальный доклад ЦРТ для Европы и Центральной Азии ПРООН показывает, что ни одно из государств Центральной Азии не находится
пока на пути достижения национальных целей в гендерной области, принятых на основе ЦРТ 3. Доклад также показывает, что цели
ЦРТ могут быть использованы как инструменты установления стандартов и мониторинга прогресса. Приведенная ниже таблица по-
казывает оценку, проведенную на основе данных в середине 2005 г.
Оценка вероятного
Страна Задачи Показатель достижения цели к
2015 г.
Соотношение мальчиков и девочек в среднем
1. Устранение гендерного Согласно плану
образовании
несоответствия в начальном
Соотношение молодых грамотных женщин и мужчин Согласно плану
и среднем образовании
Казахстан
предпочтительно к 2005 г. и на Заработная плата женщин в процентах к мужской Маловероятно
всех уровнях образования не Доля мест в национальном парламенте,
Маловероятно
позднее 2015 г. занимаемых женщинами
Доля женщин среди студентов высших учебных
Согласно плану
1. Устранение гендерного заведений
несоответствия при
Кыргызстан Соотношение заработной платы женщин и мужчин Маловероятно
трудоустройстве и на
Количество женщин среди экономически активного
руководящих постах Маловероятно

<<

стр. 12
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>