<<

стр. 16
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

вития стран Центральной Азии. Сюда входят
ствования структур политического и экономи-
расширение экспорта в соседние страны; по-
ческого управления. Отсутствие, как и прежде,
ощрение торговли через инвестиции в инфра-
политической подотчетности, прозрачности и
структуру и улучшение работы таможенных и
эффективных антикоррупционных мер подры-
пограничных служб; внимание к эксплуатации
вает долгосрочную стабильность и региональ-
энергетических ресурсов и решение регио-
ное сотрудничество и интеграцию. Тем не менее
нальных проблем, связанных с экологией, неза-
нужно отметить, что дело не только в отсутствии
конный оборот наркотиков и торговля людьми,
достаточного желания со стороны соседей и
борьба с ВИЧ/СПИДом и туберкулезом.
доноров, но и в их возможностях повлиять на
руководство стран Центральной Азии. Общая В настоящее время рассматривается вопрос о
характеристика государств региона – сильное расширении членства ЦАРЭС за счет принятия
стремление к укреплению и сохранению лишь Афганистана и России. Это, безусловно, расши-
недавно обретенного суверенитета и защите рит региональный масштаб деятельности ЦА-
его от посягательств со стороны прежних или РЭС и повысит ее роль в решении главных за-
новых внешних политических сил. Лишь Кыр- дач регионального сотрудничества. В будущем Координация регио-
гызстан и Таджикистан непосредственно по- можно было бы рассмотреть вопрос об участии нальных программ
лагаются на соседей и международное сообще- Туркменистана,121 расширении круга доноров с помощи может быть
ство в вопросах безопасности и финансовой включением других важных двусторонних до- организована более
поддержки. Казахстан, Туркменистан и Узбеки- норов, расширении круга вопросов, которыми систематически на
стан могут функционировать относительно не- занимается ЦАРЭС, включая все основные реги- отраслевом и тема-
зависимо, тем самым ограничивая возможности ональные взаимоотношения и проблемы, осве- тическом уровне в
внешних сил влиять на их внутреннюю полити- щаемые в настоящем Докладе, тем самым давая рамках регионально-
ку и региональное сотрудничество. возможность ЦАРЭС играть роль координатора го сотрудничества


233
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности



донорских усилий в поддержку других регио-
Наконец, последний
Всем партнерам необходимо расширить
вызов – это обеспече- нальных организаций (ОЦАС и ШОС).
поддержку регионального сотрудничества
ние сильных и эффек- Наконец, последний вызов – это обеспечение и интеграции, открыто заявив эту цель в
тивных региональных сильных и эффективных региональных органи- региональных стратегиях помощи странам
организаций в Цен- заций в Центральной Азии. Они должны быть Центральной Азии, их правительствам, част-
тральной Азии способны разработать и оказывать поддержку ному сектору и гражданскому обществу в
региональной повестке дня сотрудничества улучшении региональной, социальной и
и интеграции, которая действительно способ- физической инфраструктуры, проведении
ствует человеческому развитию и обеспечению политических реформ, способствующих ин-
человеческой безопасности. ОЦАС и ШОС за- теграции и эффективному реагированию на
няли ведущее место среди региональных орга- общие угрозы и развитию региональных се-
низаций в странах Центральной Азии и сосед- тей коммуникации и передачи знаний.

них странах. Хотя в последние годы они более Всем партнерам необходимо помогать стра-
эффективно решают региональные вопросы, нам Центральной Азии в совершенствовании
необходимо уточнить и скоординировать их институтов и мер политики по эффективному
мандаты, с тем чтобы избежать дублирования управлению и борьбе с коррупцией, в част-
и неразберихи. В частности, можно подумать ности путем повышения прозрачности и по-
о том, чтобы ОЦАС взяла на себя основную от- дотчетности государственных учреждений.
ветственность за экономические, социальные
• Всем партнерам необходимо работать друг с
и экологические аспекты регионального со-
другом и с властями центральноазиатских го-
трудничества, а ШОС могла бы сосредоточить-
сударств с целью лучшей координации про-
ся на вопросах безопасности, наркоторговли
грамм помощи. Один из путей достижения
и преступности, а также стихийных бедствиях.
цели – укрепление роли ЦАРЭС в качестве
Но Китай не является членом ОЦАС, что мо-
координационного механизма поддерж-
жет ограничить эффективность организации. В
ки основных региональных организаций
целом было бы полезно изыскать способ обе-
– ОЦАС и ШОС.
спечить систематическое участие основных со-
• Членам ОЦАС и ШОС необходимо рассмо-
седей (Афганистана, Индии, Ирана, Пакистана и
треть вопрос об уточнении, упорядочении
Турции) в обсуждениях в рамках ОЦАС и ШОС,
и – в некоторых случаях – расширении сво-
даже без получения полного членства. Еще одна
их мандатов, которые в настоящее время
задача – дальнейшее институциональное укре-
дублируют друг друга. Они должны также
пление и более тесное сотрудничество между
рассмотреть вопрос об укреплении инсти-
ОЦАС, ШОС и международным донорским
туциональной инфраструктуры и скоорди-
сообществом при опоре в основном на под-
нировать деятельность полных членов и
держку ЦАРЭС. Когда ОЦАС и ШОС будут иметь
стран-наблюдателей, с тем чтобы в этих важ-
четкие мандаты и вносить эффективный вклад
ных региональных организациях были пред-
в региональное сотрудничество между страна-
ставлены все важные региональные игроки.
ми Центральной Азии и их соседями, они могли
бы начать работать с другими региональными Долгосрочные потребности развития Централь-
организациями и форумами, в которые входят ной Азии велики, сложны и охватывают широкий
круг вопросов. В тех или иных отношениях наци-
все или некоторые страны Центральной Азии,
ональные интересы, первоочередные проблемы
такие как СНГ, ОЭС, ЕС и СПЕКА.
стран и приоритеты международных партнеров
расходятся. Необходимы терпение, творческая
Рекомендации дипломатия, инвестиции в укрепление взаимно-
го доверия, большее внимание и помощь со сто-
Наши рекомендации являются ответом на
роны доноров, ясность ценности партнерства и
пять вызовов, сформулированных выше. эффективные исследования с целью демонстра-
• Международным партнерам и соседним го- ции выгод от сотрудничества. Особое внимание
сударствам необходимо поддерживать обе- следует уделить разъяснению важности быстро-
спечение человеческой безопасности и че- го прогресса в сторону более эффективного
ловеческого развития в Центральной Азии и, управления в странах Центральной Азии, что
по возможности, активнее участвовать в этом предполагает не только борьбу против корруп-
(включая финансовую помощь), содействуя ции, создание благоприятного делового климата
таким образом достижению целей, изложен- для инвестиций и создание эффективной граж-
ных в Декларации тысячелетия и ЦРТ и созда- данской службы, но и основные элементы демо-
нию основы для долгосрочной стабильности кратических институтов – прозрачность, подот-
четность и уважение прав человека.
и благополучия в этом ключевом регионе.


234
Глава 9

Общие выводы
и рекомендации




235
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


Полученные результаты
Самые крупные сово-
купные экономиче-
и выводы
ские выгоды дости-
гаются благодаря стран выгоды от денежных переводов мигран-
В настоящем докладе мы постарались свести
снижению торговых тов весьма значительны. Значительных выгод
воедино свидетельства того, как недостаточ-
затрат, а самые (или предотвращения издержек) можно также
ность сотрудничества и интеграции влияет на
большие потери воз- добиться благодаря разумной политике ис-
народы Центральной Азии; какие выгоды обе-
никают в результа- пользования водных ресурсов, борьбы с наво-
щает сотрудничество; что уже делается для его
те гражданских войн днениями, а также установления более выгод-
укрепления; а также какой опыт и уроки из-
ных цен на хлопок на международных торговых
влечены. Мы попытались, где возможно, дать
форумах. Экономические потери от некоторых
количественную оценку экономических потерь
рисков, с которыми сталкивается регион, очень
и выгод и оценить число затронутых людей.
велики, включая затраты на лечение ВИЧ/СПИ-
Однако во многих областях сотрудничества и
Да, потери производительности, связанные с
интеграции количественно оценить выгоды и
распространением туберкулеза, ликвидацию
потери очень сложно или даже невозможно.
последствий стихийных бедствий. Во всех по-
Более того, в процессе работы стало очевидно,
добных случаях региональное сотрудничество
что объем аналитической работы, проделанной
способствует сокращению затрат и увеличению
по Центральной Азии, пока недостаточен для
выгод. Это также верно и для многих результа-
таких оценок. Получение достоверных оценок
тов сотрудничества, не отраженных в Таблице
– сфера для дальнейших исследований.
9.1, включая выгоды, которые принесут улучше-
Однако в некоторых областях нам все-таки
ние регионального инвестиционного климата,
удалось получить или сделать количествен-
развитие энергетических ресурсов региона,
ные оценки. Самые важные из них, которые
совершенствование управления региональны-
дают совокупную картину по издержкам, вы-
ми экологическими ресурсами и учет экологи-
годам и количеству затрагиваемых людей, по-
ческих рисков, а также сотрудничество в обла-
казаны в Таблице 9.1. Многие из преимуществ
сти образования и обмена знаниями.
регионального сотрудничества (или потерь,
которых удалось избежать) ощущаются не сра- Не все риски, издержки и выгоды равномерно
зу, в частности потому, что любая инициатива, распределяются по странам региона. Некото-
направленная на укрепление сотрудничества, рые страны больше подвержены стихийным
требует времени для полноценной реализации. бедствиям, другие – угрозе насилия и граж-
Поэтому выгоды, показанные в Таблице 9.1, сле- данской войны. В основном малые (и в случае
дует толковать как нарастающие за период про- Центральной Азии – бедные) страны больше,
должительностью от 5 до 10 и более лет. Хотя чем крупные, выигрывают от сотрудничества,
данные оценки весьма приблизительны и ука- это особенно наглядно демонстрируется при
зывают лишь на порядок величин, они все же соотношении приобретенных выгод с ВВП этих
позволяют сделать некоторые важные выводы. стран. Этим объясняется, почему Кыргызстан
и Таджикистан особенно заинтересованы в
Во-первых, следует признать тот факт, что не-
развитии регионального сотрудничества и ин-
которые региональные проблемы, угрозы и
теграции, в то время как крупные государства
риски затрагивают большое количество людей.
стремятся больше внимания уделять нацио-
В одних случаях угроза распространяется на
нальной и региональной безопасности.
жителей на всей или значительной территории
региона (к примеру, прорыв дамбы Сарезского Если осмелиться оценить рост регионального
озера или наркомания). В других – серьезные ВВП через 10 лет в условиях всестороннего ре-
последствия могут быть опасны для небольшой гионального сотрудничества и интеграции по
части населения, проживающего в определен- сравнению с неизменной ситуацией и ограни-
ных местах (землетрясения или акты насилия), ченными усилиями то, по нашим заключениям,
или отдельных групп населения (торговля уровень ВВП может быть на 50 – 100% выше.
людьми). В некоторых случаях речь идет о бы- В небольших странах уровень роста ВВП, ско-
Для небольших и бед-
стро растущих угрозах как среди определен-
ных стран средний рее всего, будет близким к верхней границе, а
ных групп, так и по всей территории региона
доход при региональ- в крупных – к нижней. Это довольно сдержан-
(распространение ВИЧ/СПИДа).
ном сотрудничестве ный прогноз; если же учитывать возможность
мог бы стать вдвое При рассмотрении выгод от сотрудничества и предотвращения основных рисков (таких как
больше дохода при потерь от его отсутствия, очевидно, что самые гражданские войны или большие потери при
отсутствии сотруд- крупные совокупные экономические выгоды стихийных бедствиях) или возможность раз-
ничества, и особенно достигаются благодаря снижению торговых вития динамичной региональной экономики,
выиграют бедные затрат, а самые большие потери возникают в полностью интегрированной с экономикой
слои населения результате гражданских войн. Для некоторых стран-соседей и всего мира, то совокупные и

236
Общие выводы и рекомендации

Таблица 9.1 Количественные оценки человеческого развития и вызовов человеческой безопасности в регионе
Масштаб экономических
Число людей, затронутых проблемой Издержки от отсутствия выгод/потерь, которые могут
Выгоды от сотрудничества
или подвергаемых риску сотрудничества возрасти/сократиться в результате
сотрудничества
Общее число трудовых мигрантов Убытки из-за снижения объема Доходы при сокращении Денежные переводы:
(включая поденный труд и челночную производства в сельском хозяйстве, торговых издержек на 50%: До 20% от ВВП в Таджикистане
торговлю): вызванного неэффективным Потеря производительности из-за
55% от ВВП в год в Кыргызстане
управлением водными ресурсами: туберкулеза:
600 000 – 1,5 млн. в Таджикистане 20% от ВВП в год в Казахстане
500 000 – 1, 25 млн. в Кыргызстане 1,75 млрд. долл. в год (3,6% ВВП) 0,5 – 0,8% ВВП в Центральной Азии
Конфликты, насилие, войны: Доходы от повышения цен
600 000 – 1,82 млн. в Узбекистане
Заболеваемость ВИЧ/СПИД: на хлопок в результате Затраты на профилактику и лечение
Потеря от 30 до 50% ВВП при крупной
договоренности о сокращении ВИЧ/СПИД:
90 000 в Центральной Азии гражданской войне
субсидий:
коэффициент заболеваемости: 1 млрд. долл. (2% ВВП) в период 2004
0,1 –0,2% 6% ВВП в год в Таджикистане – 2007 гг. в Центральной Азии
Внутривенные наркоманы: 3% ВВП в год в Туркменистане
Крупные стихийные бедствия:
500 000 в Центральной Азии 3% ВВП в год в Узбекистане
Торговля людьми/женщинами: 5 – 10% ВВП теряется в типичной
10 000 в Центральной Азии небольшой бедной стране.
Землетрясения в крупных городах: До 70% ВВП может быть потеряно в
Потенциально 45 000 –75 000 Таджикистане
погибших в каждом городе, сотни
тысяч перемещенных
Прорыв дамбы Сарезского озера:
До 6 млн. человек под угрозой
наводнения
Примечание: Пояснения и источники см. Главы 3 – 7


накопленные выгоды от сотрудничества могут женность властей стран региона внутренним Но один этот факт
быть еще выше. реформам или тесному региональному сотруд- вряд ли может вы-
звать политическую
ничеству. Политические и экономические кру-
При распределении выгод от регионального
приверженность
ги Центральной Азии в большей степени раз-
сотрудничества в наибольшей степени, скорее
властей стран ре-
деляют интересы состоятельных элит и тех, кто
всего, выиграют бедные слои населения. Это, в
гиона внутренним
контролирует потоки законных и незаконных
частности, продемонстрировано в Главе 3 на
реформам или тес-
доходов, пронизывающих весь регион. Полити-
примере распределения выгод от снижения
ному региональному
ческое давление в поддержку перемен, откры-
торговых издержек. Очевидно, что рост произ-
сотрудничеству
тости границ и регионального сотрудничества,
водительности в сельском хозяйстве и сокра-
очевидно, должно исходить от высших эшело-
щение количества наводнений также в конеч-
нов власти или элиты, «просвещенный эгоизм»
ном счете улучшили бы положение сельского
которой поможет ей осознать, что в долго-
населения, которое состоит преимущественно
срочной перспективе она также значительно
из бедных слоев. Поскольку население пригра-
выиграет от более конкурентной, динамичной
ничных районов, как правило, более бедное,
и быстрорастущей региональной экономики,
чем в других частях страны, а более свобод-
основанной на интеграции и сотрудничестве.
ный режим пересечения границы даст особые
Импульс к переменам также могут дать группы,
преимущества именно жителям приграничных
наиболее ущемленные в связи с закрытостью
районов, то более открытые границы – это так-
границ и коррумпированностью чиновников,
же помощь самым малообеспеченным слоям
то есть жители приграничных населенных пун-
населения региона. И наоборот, издержки при
ктов, которые, судя по исследованиям, больше
отказе от сотрудничества, например, при отсут-
ствии региональных программ по подготовке других страдают от сложившейся ситуации и
к стихийным бедствиям, а также в результате больше всех предрасположены к радикальным
войн или насилия обычно ложатся самым тя- и насильственным действиям по защите своих
желым бременем именно на беднейшие слои интересов.
населения. Конечно, существует несколько сфер, в которых
И хотя региональное сотрудничество и интегра- региональное сотрудничество – это вопрос не
ция помогут снизить бедность, один этот факт распределения выгод или издержек внутри
вряд ли может вызвать политическую привер- страны, а где оно выгодно для всех, как в случае


237
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

с подготовкой к противостоянию стихийным они не приведут к созданию прозрачных, по-
Особая область со-
бедствиям. Это, несомненно, ситуации, в кото- дотчетных и добросовестных государственных
трудничества – обе-
рых нет проигравших, и именно в этих направ- структур, необходимых для стабильного, мир-
спечение националь-
лениях укрепление регионального сотрудни- ного, интегрированного региона с всесторон-
ной и региональной
чества должно быстро продвигаться. В других не сотрудничающими странами.
безопасности, однако
случаях проблемы распределения в большей
сотрудничество в Принимая во внимание вышесказанное, каков
степени затрагивают отношения между страна-
этой области может будет наиболее вероятный сценарий развития
ми, чем внутри них, – как в случае регионально-
не привести к созда- сотрудничества и интеграции между странами
го распределения водных ресурсов. Достигнуть
нию прозрачных, по- Центральной Азии в ближайшие годы? Основ-
эффективного сотрудничества в этой области
дотчетных и добро- ные предполагаемые варианты представлены
намного сложнее, поскольку здесь требуются
совестных государ- в Таблице 9.2, где выделяются пять сценариев
готовность к компромиссам, принятию взаим-
ственных структур в соответствии с тремя главными направлени-
ных обязательств и согласию на арбитражные ями, характеризующими сотрудничество и ин-
процедуры, которые будут рассматриваться теграцию: открытость границ, качество регио-
всеми сторонами как справедливые, непред-
нальных структур и масштаб – глубина и интен-
взятые и имеющие обязательную силу. Укрепле-
сивность – сотрудничества. В пять сценариев
ние взаимного доверия между странами для
входят: «пессимистичный», при котором регион
достижения таких компромиссов и внедрения
делает шаг назад по всем трем направлениям
необходимых механизмов выполнения обяза-
при минимальном развитии (или его отсут-
тельств – трудная задача, но в ее решении могут
ствии) сотрудничества; сценарий «статус-кво»,
помочь существующие схемы сотрудничества в
который закрепляет существующие сейчас до-
тех областях, где между странами нет напря-
вольно сдержанные подходы к сотрудничеству;
женности или необходимости идти на уступки.
«групповой» сценарий, при котором сотрудни-
Особая область сотрудничества – обеспечение чают и интегрируются лишь некоторые страны
национальной и региональной безопасности. В региона, а другие в той или иной степени изо-
последнее время страны Центральной Азии все лируются от соседей; сценарий «активного со-
активнее продвигаются в этом направлении, что трудничества» с намного большей открытостью
способствует укреплению связей и повышению границ, сильными региональными структурами
уровня доверия между государствами в реги- и широким – а в некоторых областях интенсив-
оне. В определенной степени сложившаяся ным – сотрудничеством; и сценарий «глубокой
ситуация сравнима с той, что была в Западной интеграции», при котором границы полностью
Европе после Второй мировой войны, когда открыты для торговли, движения капитала и ра-
предполагаемая общая внешняя угроза со сто- бочей силы, существуют сильные региональные
роны Советского Союза помогла западноевро- структуры, а масштаб сотрудничества широк и
пейским странам объединиться не только в об- глубок по всем направлениям (например, по
ласти безопасности, но также в экономической типу сотрудничества в Европейском союзе).
и социальной сферах. Но в Центральной Азии
Мы считаем маловероятным, что в обозримом
существует риск, что общая озабоченность про-
будущем в Центральной Азии реализуется
блемами региональной и национальной безо-
«пессимистичный» сценарий. Некоторые стра-
пасности может дать не только положительный,
ны, в особенности Туркменистан, могут по-
но и отрицательный результат. После «цветных
зволить себе некоторое время следовать по
революций» в Грузии и на Украине, а также на-
этому пути, благодаря наличию энергетических
сильственной смены кыргызского правитель-
ресурсов и доступу к рынкам за пределами
ства оппозицией в марте 2005 г., за которой по-
Центральной Азии. Однако издержки от тако-
следовали беспорядки в Узбекистане в мае 2005
го сценария самоизоляции для региона могут
г., центральноазиатские правительства считают,
быть очень велики, что в результате может при-
что угроза стабильности их стран и собственно-
вести к экономической стагнации, бедности
му положению исходит со стороны набирающе-
населения, политической нестабильности и
го силу гражданского общества, политической
вероятным конфликтам. По всем показателям
оппозиции, а также радикальных и террористи-
страны Центральной Азии, возможно, лишь за
ческих сил, базирующихся как внутри стран, так
исключением Туркменистана, не рассматрива-
и за их пределами. Это привело к тому, что пра-
ют самоизоляцию в качестве приемлемого ва-
вительства региона, поддерживаемые не толь-
рианта своего будущего. Сценарий «статус-кво»
ко друг другом, но также Китаем и Россией, ста-
более вероятен, но он также связан с высокими
ли принимать все более жесткие меры против
издержками от рисков и неполученных выгод,
этих мнимых и реальных политических угроз. И
что, по всей видимости, осознается, по крайней
хотя такие действия способствуют сохранению
мере, некоторыми странами региона.
стабильности в краткосрочной перспективе,


238
Общие выводы и рекомендации

Таблица 9.2
Возможные
Основные характеристики Вероятность и горизонт сценарии развития
Сценарий сотрудничества и
прогнозирования
Границы Региональные структуры Масштаб сотрудничества интеграции
Пессимис- В основном закрыты Очень слабые Очень узкий, Маловероятно
тичный поверхностный
Статус-кво Открытые, но Слабые, неэффективные, По широкому кругу Возможно, бессрочно
при высоких многочисленные и вопросов, но в основном
трансакционных конкурирующие поверхностный
издержках
Групповая Открытые границы Слабые официальные По широкому кругу Весьма вероятно, в
интеграция между одними институты, но эффективные вопросов; сравнительно течение 3 – 5 лет
странами региона много- и двусторонние интенсивный в некоторых
и сравнительно договоры по сотрудничеству областях между
закрытые между и интеграции между сотрудничающими
другими сотрудничающими странами странами
Активное Открытые Более сильные По широкому кругу Возможно, через
сотрудниче- границы и низкие региональные институты вопросов; сравнительно 3 – 10 лет
ство трансакционные с эффективным интенсивный, по крайней
издержки неофициальным мере, в некоторых областях
регулированием
региональных связей
Глубокая Очень открытые Сильные официальные Широкое и глубокое Маловероятно, может
интеграция институты сотрудничество быть, через 20 – 30 лет


Это ведет в обозримом будущем к двум возмож- ближайших нескольких лет, хотя он мог бы стать
ным альтернативным сценариям: «групповому» целью на будущие 20 – 30 лет. Но, вместо того
и «активного сотрудничества.» В первом случае чтобы сейчас ставить подобные амбициозные
отдельные страны будут больше сотрудничать и задачи, важнее пытаться как можно быстрее
интегрироваться друг с другом и с остальным продвинуться вперед к сценарию «активного
миром. По этому пути, вероятнее всего, пой- сотрудничества» в тех направлениях, которые
дут Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, что приносят практические результаты (они под-
подтверждается тенденциями развития отно- робно описаны в предыдущих главах докла-
шений этих стран практически во всех важных да). В следующем и последнем разделе кратко
областях – торговле, транспорте и транзите, во- представлены самые основные рекомендации,
дных и энергетических ресурсах, пограничной которые могут помочь Центральной Азии про-
и таможенной службах и социальном секторе. двинуться в этом направлении.
В отличие от них, Узбекистан и, в особенности,
Туркменистан пока придерживаются более за-
Рекомендации
крытой позиции самоизоляции. В результате эти
страны могут отстать от трех сотрудничающих
Рекомендация 1: Сосредоточивать
государств в экономическом росте и человече-
усилия на региональном
ском развитии. Это может привести к большей
экономической, социальной и политической сотрудничестве в Центральной
нестабильности; но, с другой стороны, нагляд-
Азии с целью создания «границ с
ный пример успешности интеграционного про-
человеческим лицом».
цесса может в течение нескольких лет убедить
отстающие страны присоединиться к своим Границы между странами в Центральной Азии
соседям, способствуя таким образом развитию останутся надолго. Даже в Западной Европе по-
всего региона по «активному» сценарию. Также требовались десятилетия, чтобы преодолеть
возможно, хотя и менее вероятно, что регион в их. Хотя методы управления пограничными
своем развитии минует «групповой» сценарий, и таможенными службами во многих странах
особенно если Узбекистан решит принять уча- мира приводят к дополнительным издержкам,
стие в активном региональном сотрудничестве трудностям и унижениям для людей, пересе-
в полной мере и в ближайшее время. кающих границы, можно немало сделать для
Маловероятно, что воплощение в жизнь сцена- создания «границ с человеческим лицом». В
рия «глубокой интеграции» реально в течение Центральной Азии границы нового типа спо-


239
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

торговли и транзита, управления
собствовали бы сокращению экономических и
Оказание помощи
человеческих издержек и одновременно соот-
населению пригра- водными и энергетическими
ветствовали бы национальным и региональным
ничных районов в
ресурсами, а также готовности к
интересам в области безопасности и контроля
совместной работе
стихийным бедствиям.
над незаконным оборотом наркотиков. «Грани-
по снятию разногла-
цы с человеческим лицом» должны стать целью
сий и препятствий Количественные данные, которые удалось све-
всех мероприятий в сфере пограничного ре-
на границах должно сти воедино, показывают, что именно в этих об-
жима. Обеспечение именно такого типа границ
стать четкой це- ластях региональное сотрудничество дает са-
должно также стать целью всех сотрудников
лью для местных, мые значительные и ощутимые для населения
пограничных и таможенных служб, которые
национальных и ре- преимущества – рост национального дохода и
должны вознаграждаться в соответствии с тем,
гиональных властей снижение бедности, особенно для малых и бед-
насколько успешно они добиваются этой цели.
и их международных ных стран.
Издержки, возникающие из-за дополнительных
партнеров
препятствий при пересечении границ, должны
Рекомендация 3: Как можно активнее
учитываться всегда и в полной мере, а решения
по таким вопросам должны приниматься с уче- продвигаться в других областях
том последствий для всего населения.
регионального сотрудничества,
Настало время предпринять шаги в этом на- включая защиту окружающей среды,
правлении, поскольку первоначальный пери-
миграцию населения, образование,
од становления национального самосознания
здравоохранение, борьбу с
в Центральной Азии уже закончился. Многие
наркоторговлей и региональную
представители общественности, а также руко-
безопасность.
водство стран признают, что сотрудничество
– ключевой элемент долгосрочной стабильно-
Прогресса в области регионального сотрудни-
сти и процветания региона. Растет поддержка
чества лучше всего было бы добиваться по все-
регионального сотрудничества, интеграции и
му спектру вопросов, рассмотренных в докла-
региональных институтов со стороны соседних
де. Но в действительности это может оказаться
стран и международных партнеров. Благодаря
невозможным либо из-за ограниченных воз-
экономическому подъему в соседних странах,
можностей заключать и соблюдать договоры в
особенно в Китае и России, а также возвраще-
некоторых областях, либо из-за политических
нию Афганистана к мирной жизни, возможности
препятствий и трудностей, создаваемых раз-
для экономической интеграции Центральной
личными группами влияния, даже если руко-
Азии с остальным миром, несомненно, значи-
водство, в принципе, поддерживает курс на со-
тельно возросли. Однако для полной реализа-
трудничество. И хотя в определенные моменты
ции этих возможностей на благо всех народов
времени сотрудничество и интеграция в неко-
региона сотрудничество в создании «границ с
торых областях могут быть затруднены, в других
человеческим лицом» должно стать важнейшим
направлениях возможности для сотрудниче-
приоритетом для стран Центральной Азии.
ства останутся открытыми для всех или некото-
В результате принятых мер особенно выигра- рых стран. В этих направлениях и нужно будет
ют жители приграничных районов, которые решительно продвигаться. Достигнутый успех
более других страдают от неудовлетворитель- в одних областях сможет наглядно продемон-
ной работы пограничных и таможенных служб. стрировать выгоды от сотрудничества, помочь
Оказание помощи населению приграничных установить межличностные и межинституцио-
районов в совместной работе по снятию разно- нальные связи и укрепить доверие между стра-
Достигнутый успех в
гласий и препятствий на границах, сведению к нами и тем самым придать импульс продвиже-
одних областях смо-
минимуму помех экономической деятельности, нию сотрудничества в других областях.
жет наглядно про-
а также облегчению доступа к земельным, во-
демонстрировать
дным и энергетическим ресурсам, организаци-
выгоды от сотруд-
Рекомендация 4: Продвигать
ям здравоохранения и образования, родствен-
ничества, помочь
реформы внутренней политики и
никам, друзьям и деловым партнерам должно
установить межлич-
стать четкой целью для местных, национальных добиваться более эффективного
ностные и межинсти-
и региональных властей и их международных
туциональные связи управления в качестве
партнеров.
и укрепить доверие необходимого дополнения к
между странами и
региональному сотрудничеству
тем самым придать
в целях человеческого развития
Рекомендация 2: Поддерживать
импульс продвижению
и обеспечения человеческой
региональное экономическое
сотрудничества в
безопасности; постоянно
сотрудничество, особенно в области
других областях


240
Общие выводы и рекомендации

сопоставлять достижения региона с поскольку остальные страны будут создавать Национальные стра-
институты регионального сотрудничества, тегии достижения
Целями развития тысячелетия.
развивать сети контактов и инфраструктуру в ЦРТ и снижения бед-
Неблагоприятный внутренний инвестицион- обход не участвующей в этом страны. Некото- ности в отдельных
ный климат и неразвитый финансовый сектор, рые элементы подобного явления уже заметны странах должны
нерациональное использование природных в Центральной Азии, особенно по мере того обязательно соотно-
ресурсов на национальном уровне, а также не- как Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан все ситься с оценками и
эффективные и коррумпированные органы го- больше сотрудничают друг с другом в области направлениями реги-
сударственного управления будут неизбежно торговли, транспорта, транзита, водных и энер- ональных стратегий,
подрывать региональное сотрудничество и ин- гетических ресурсов, а Туркменистан (в значи- планов и программ
теграцию. В то же время региональное сотруд- тельной мере) и Узбекистан (отчасти) проводят
ничество будет способствовать продвижению политику изоляции и самодостаточности.
внутренних реформ в странах Центральной
Азии и повышать их эффективность, предлагая
Рекомендация 6: Содействовать
к использованию наиболее оптимальные прак-
всем сторонам (представителям
тики и устанавливая стандарты оценки прогрес-
са. Установление региональных стандартов по государственных органов, деловых
проведению и продвижению реформ, а также и научных кругов, гражданского
обмен опытом между странами и изучение уро-
общества, а также частным лицам)
ков, которые разные страны извлекли в ходе
в беспрепятственном пересечении
разработки и реализации реформ, повысит эф-
границ с целью туризма, работы и
фективность принимаемых мер политики. Один
контактов.
из путей к повышению эффективности – оценка
прогресса в соответствии с Целями развития
Региональное сотрудничество – это не толь- Страна, которая изо-
тысячелетия (ЦРТ) и обмен положительным
ко сотрудничество на уровне правительств. лируется от своих
опытом. Национальные стратегии достижения
Интеграция и ее преимущества возникают в соседей, рискует от-
ЦРТ и снижения бедности в отдельных странах
основном в результате сотрудничества в дело- стать в развитии
должны непосредственно соотноситься с оцен-
вой и научной сфере, между представителями
ками и направлениями региональных страте-
гражданского общества, а также всеми слоя-
гий, планов и программ.
ми населения. Развитие современных, осно-
ванных на знаниях обществ в значительной
Рекомендация 5: Для получения мере зависит от беспрепятственного распро-
странения информации через множество раз-
максимальных выгод от
личных каналов и сетей контактов, созданных
регионального сотрудничества все
представителями различных групп населения.
страны Центральной Азии должны
Роль государства заключается в том, чтобы
участвовать в региональном способствовать подобным неправительствен-
сотрудничестве и проводить ным контактам, одновременно защищая жиз-
внутренние реформы. Однако ненно важные национальные интересы, такие
нежелание сотрудничать отдельных как безопасность, здравоохранение и окружа-
ющая среда, а также предотвращая трансгра-
стран не должно препятствовать
ничную преступную деятельность: наркотор-
продвижению сотрудничества
говлю и торговлю людьми, отмывание денег
остальных. и террористическую деятельность. Так же как
и с обеспечением правопорядка внутри стра- Региональное сотруд-
Обычно чем больше стран региона сотруднича-
ны, между созданием «границ с человеческим ничество – это не
ют для получения выгод от региональных обще-
лицом» и их безопасностью может возникнуть только сотрудниче-
ственных благ, тем больше преимуществ полу-
противоречие. Однако политика любого госу- ство правительств;
чает население региона в целом. И чем больше
дарства в этой области должна основываться интеграция и ее
соседей отказываются от участия в региональ-
на твердом убеждении, что развитие взаимо- преимущества воз-
ном сотрудничестве, тем меньше преимуществ
действия, контактов и связей лучше, чем их никают в основном в
получают остальные. Как и с другими видами
недостаток. Любые необходимые ограничения результате сотруд-
общественных благ, получать выгоды, не уча-
должны сводиться к минимуму по охвату и ничества в деловой и
ствуя в сотрудничестве, до некоторой степени
продолжительности, а также тщательно взве- научной сфере, между
возможно – например, экономика страны мо-
шиваться с точки зрения потерь, к которым представителями
жет расти за счет успешного экономического
они приводят. Одновременно следует искать гражданского обще-
развития всего региона. Но в долгосрочной
альтернативные варианты, которые помогут ства, а также всеми
перспективе страна, которая изолируется от
слоями населения
избежать подобных ограничений.
своих соседей, рискует отстать в развитии,


241
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Рекомендация 7: Модернизировать и стративные ресурсы стран-участниц и их руко-
водителей.
укреплять ключевые региональные
структуры, четко установить Это амбициозные цели, которые, вероятно,
лучше реалистично рассматривать как средне-
их полномочия по поддержке
и долгосрочные. В ближайшей перспективе
регионального сотрудничества по
важно, чтобы региональные организации не
всему спектру вопросов, связанных с использовались преимущественно как инстру-
трансграничным взаимодействием. менты политического контроля над нацио-
нальными и региональными оппозиционными
Региональные организации и инициативы име-
силами, но были нацелены на эффективную и
ют большое значение – они должны служить
прагматичную поддержку регионального со-
гарантом практической реализации мер, опи-
трудничества в ключевых областях – торговле и
санных в первых шести рекомендациях. В по-
транспорте, борьбе с инфекционными заболе-
следние годы три региональные организации
ваниями, деятельности по подготовке к стихий-
– ОЦАС, ШОС и ЦАРЭС – повысили свой автори-
ным бедствиям, принятии программ, направ-
тет, потенциал и эффективность, что открывает
ленных на борьбу с наркоторговлей.
хорошие перспективы и обеспечивает основу
для дальнейшего укрепления данных организа-
ций. Среди мер, которые можно предпринять, Рекомендация 8: Страны–соседи
следует отметить следующие:
Центральной Азии и международное
• Уточнить и согласовать принципиальные сообщество должны активнее
полномочия ОЦАС и ШОС, чтобы избежать
содействовать региональному
дублирования и путаницы в их деятельности.
сотрудничеству и интеграции,
ОЦАС может взять на себя основную ответ-
поддерживая и координируя
ственность за экономический, социальный
действия друг друга. Назначенные
и экологический аспекты регионального
сотрудничества; ШОС может в основном за- Специальный уполномоченный ООН
ниматься вопросами безопасности, борьбой
и Представитель Генерального
с незаконным оборотом наркотиков и пре-
секретаря ООН в Центральной Азии
ступностью, а также проблемами стихийных
должны постоянно поднимать
бедствий.
• вопросы ключевых рекомендаций,
Расширить состав ОЦАС, чтобы он больше
изложенных в данном докладе
соответствовал составу ШОС, в частности, за
при диалоге на высшем уровне
счет включения Китая.
• с национальными властями,
Рассмотреть возможности присоединения к
региональными институтами
ОЦАС и ШОС других ключевых стран-сосе-
дей (Афганистана, Индии, Ирана, Пакистана и и широким международным
Турции). сообществом.
• Образовать в организациях эффективные се-
Страны Центральной Азии, соседние государ-
кретариаты, дать организациям полномочия
ства и международное сообщество вместе
и возможности для разрешения конфликтов,
с частными партнерскими организациями и
мониторинга и стимулирования реализации
гражданским обществом должны уделять боль-
договоренностей между странами-участни-
ше внимания и ресурсов поддержке ключевых
цами.
региональных инфраструктур, политических
• Использовать ЦАРЭС как механизм коорди- реформ и развитию региональных средств
нации для согласования действий двусто- связи и сетей обмена информацией. Потреб-
ронних и международных доноров с рабо- ности долгосрочного развития Центральной
той ОЦАС и ШОС. Азии очень значительны, многообразны и
Другие региональные организации (например, сложны; они охватывают широкий круг важных
ЕвроАзЭс и ОЭС) и программы (такие как СПЕ- областей. Национальные интересы, интересы
КА) могут продолжать действовать в рамках внутри стран и приоритеты международных
своих составов и полномочий. Однако важно, партнеров Центральной Азии расходятся. Для
чтобы эти организации не дублировали друг большинства партнеров возможности влияния
друга и не вмешивались в действия организа- на соседей или партнеров, не участвующих в
ций, выбранных государствами Центральной сотрудничестве, ограничены. Этот процесс тре-
Азии и соседними странами в качестве основ- бует терпения, дипломатического искусства,
ных, что позволит экономить время и админи- укрепления взаимного доверия, явных выгод от


242
Общие выводы и рекомендации

партнерских отношений, а также большего вни- на себя ведущую роль в развитии регионально- Международное со-
го сотрудничества и интеграции в Центральной
мания и ресурсов со стороны доноров. общество должно
Азии посредством организации переговоров сосредоточиться
Улучшение координации внешней поддержки
на высшем уровне между всеми партнерами на демонстрации
– например, путем придания ЦАРЭС полно-
в регионе. Чтобы деятельность Специально- важности быстрого
мочий регионального форума всех доноров,
го уполномоченного ООН была эффективной, продвижения в на-
– также будет способствовать обеспечению
он должен пользоваться высоким доверием в правлении более
более эффективного международного участия
странах Центральной Азии и уважением в меж- эффективного управ-
в развитии регионального сотрудничества.
дународном сообществе. ления в странах Цен-
Одной из ключевых областей международной
тральной Азии
В заключение следует отметить, что перед стра-
помощи должно быть содействие эффективным
нами Центральной Азии и их внешними пар-
исследованиям и сбору качественных статисти-
тнерами стоят очень непростые задачи. Риски,
ческих данных для более четкого определения
с которыми сталкивается регион, особенно при
проблем, с которыми сталкивается регион, и
разобщенности стран, правительств и народов,
демонстрации преимуществ сотрудничества. В
весьма высоки. Однако как подтверждает дан-
частности, международное сообщество долж-
ный доклад, возможности для сотрудничества
но сосредоточиться на демонстрации важности
велики, а выгоды от объединения рынков, ре-
быстрого продвижения в направлении более
сурсов, знаний и культур – огромны. Сотрудни-
эффективного управления в странах Централь-
чество и интеграция – не быстрый процесс, и он
ной Азии. Оно должно состоять не только в
пойдет не сразу во всех областях. Но прогресс
борьбе с коррупцией, установлении благопри-
в некоторых, даже если весьма ограниченных, Специальный уполно-
ятного инвестиционного климата и создании
областях поможет укрепить взаимное доверие моченный ООН и
эффективных государственных структур, но и
между странами и вызвать уверенность в том, Представитель Гене-
в строительстве демократических институтов,
что сотрудничество возможно и выгодно и в рального секретаря
повышении прозрачности и подотчетности де- других областях. Международное сообщество ООН могли бы взять
ятельности правительства, соблюдении прав может и должно помочь в этом процессе. Цен- на себя ведущую роль
человека. тральная Азия – слишком значимый регион, в развитии регио-
Специальный уполномоченный ООН и Пред- а человеческое развитие и обеспечение без- нального сотрудни-
опасности ее народов слишком важно, чтобы
ставитель Генерального секретаря ООН могли чества и интеграции
пренебречь этим.
бы от имени международного сообщества взять в Центральной Азии




243
Примечания

Глава 1
Из выступления в Москве 11 июня 2005 г. перед следствия для Центральной Азии, поэтому в пер-
1

группой казахских студентов. По сообщениям AKI вую очередь и более всего необходим региональ-
Press. ный подход к проблемам человеческой безопас-
ности. Участники [круглого стола] согласились,
Под Центральной Азией здесь подразумевают-
2
что региональное сотрудничество – основной
ся пять стран, которые были частью Советского
путь решения как национальных, так и общих для
Союза до его распада и которые теперь состоят
региона проблем, особенно с учетом того, что ни
в Содружестве Независимых Государств (СНГ):
одно правительство не может в одиночку обеспе-
Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан,
чить предоставление всего, что оно предостав-
Туркменистан и Узбекистан. В этом регионе про-
ляло раньше, и что если сегодня международное
живает около 56 миллионов человек. Его терри-
внимание устремлено на Центральную Азию, то
тория составляет 4 миллиона квадратных кило-
со временем оно может переместиться.» Цитата
метров, что почти на треть больше территории
из Tadjbakhsh 2002.
Индии и в 10 раз больше территории Германии.
См. http://www.un.org/millennium/declaration/
16
Linn 2005.
3
ares552e.htm.
«Региональные общественные блага» (или
4
UNDP 2006.
17
«ущерб») являются товарам и и услугами, регио-
нальное предоставление которых (или борьба с UN 2005а, pp. 223–224.
18

которыми) дает большие преимущества или тре-
бует меньших затрат по сравнению с нескоорди-
Глава 2
нированными усилиями в отдельных странах. См.
также Birdsall and Rojas-Suarez 2004. Central Asia Gateway electronic forum, «Каковы пер-
1

спективы интеграции стран Центральной Азии?»,
5 В советские времена Казахская Советская Социа-
Обзор электронной дискуссии от 18 января 2005
листическая Республика считалась частью более
г., в 7:29; www.cagateway.org/forum.php?th=59&ln-
широкого региона наряду с Белорусской и Укра-
g=1
инской Советскими Социалистическими Респу-
бликами. Четыре другие страны региона часто Представленный здесь исторический обзор
2

назывались «Средняя Азия». основывается на нескольких опубликованных
источниках, самые значительные из которых:
Концепция «зоны озабоченности» используется
6

Allworth 1967, Belenitsy 1968, Elisse? 1998, Ham-
Сетью развития Ага Хана. См. Aga Khan Developm-
by 1966, Hobson 2004, Hopkirk 1994, Rashid 1994,
ent Network 2005.
Rumer 1989 and Wheatherford 2004. Как это про-
Этот абзац основан на книге Pomfret 2001.
7
исходит со многими другими странами мира, ре-
См., например, Bohr 2003, Spechler 2002, Dabadaev
8
гиональная история Центральной Азии является
2004, Schneider-Deters 2004. предметом самых разных интерпретаций и часто
очень жарких споров, в зависимости от научной,
Узбекистан дважды «заперт», поскольку между его
9

национальной или этнической принадлежности
территорией и выходом к морю находится мини-
заинтересованных авторов. Цель данного обзо-
мум две границы.
ра не в том, чтобы занять ту или иную позицию, а
См. Приложение 2, где разъясняются структура и
10
лишь дать читателю, который не знаком с этим ре-
полномочия основных региональных организа-
гионом, краткое описание некоторых важнейших
ций, таких как СНГ.
исторических событий и тенденций.
См. UNDP 2001a, p. 9. Подход на основе человече-
11
Rashid 1994.
3
ского развития был недвусмысленно определен
Рассуждения раздела в основном опираются на
4
как отличающийся от предыдущих концепций,
работу Linn 2004. Его исследование базируется,
которые по-разному определяли ключевые зада-
среди прочего, на Alexashenko 1993, Campos and
чи по развитию – как экономический рост, рост
Coricelli 2002, EBRD 2003b, Djankov and Freund
со справедливостью, сокращение бедности, ба-
2000, Ellman and Kontorovich 1992, Freinkman et al.
зовые потребности или развитие человеческих
2004, Gaidar 2003, Gros 1991, Komarov 1993, Kotkin
ресурсов.
2001, Noren and Watson 1992, Sutela 2003, William-
Commission on Human Security. 2003, стр. 4.
12
son 1993, Wolf 1993, World Bank 1996, Yasin 1993.
Annan 2000.
13
Freinkman et al. 2004, Metcalf 1997.
5

Commission on Human Security. 2003, вставка 1.3,
14
UNDP 2005.
6
стр. 8.
Sievers 2003.
7
На итоговом заседании этого круглого стола от-
15

мечалось: «Угрозы человеческой безопасности UNICEF 2003 and 2004. Однако стоит отметить,
8

взаимосвязаны и влекут за собой серьезные по что во всех странах, за исключением Казахстана,


245
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

произошел прирост населения трудоспособно- На основе панельных данных и временных рядов/
7

го возраста (18 – 59 лет) в период 1990 –2002 гг., структурного анализа в отношении выборки из 22
благодаря высоким темпам прироста населения в развивающихся стран Santos-Paulino and Thirlwall
недавнем прошлом (см. Таблицу 2.4). 2004 приходят к выводу о том, что либерализация
торговли стимулирует рост экспорта, но гораздо
Sievers 2003.
9
больше повышает объем импорта, что приводит к
Среди стран Центральной Азии после обретения
10
ухудшению торгового и платежного баланса.
независимости Кыргызстан получил самый боль-
См. подробную дискуссию о задачах развития,
8
шой объем помощи от внешних источников (см.
стоящих перед развивающимися странами, не
Приложение 1).
имеющими выхода к морю, в: Faye et al. 2004. В Lim-
Реформы первоначальной фазы включают в себя
11
ao and Venables 2001 отмечается, что в типичном
либерализацию цен и торговли, валютную либе- случае транспортные издержки страны, не име-
рализацию и приватизацию небольших предпри- ющей выхода к морю, на 46–55% выше, а торго-
ятий. вый оборот приблизительно на 60% ниже, чем у
типичной страны, располагающей собственными
Реформы второй фазы включают в себя широко-
12

портами.
масштабную приватизацию, реструктуризацию
управления и промышленных предприятий, анти- См., например, дискуссию о взаимоотношениях
9

монопольную политику, реформы инфраструктуры, между торговлей и инвестициями в: UNESCAP
либерализацию банковской сферы и процентных 2004.
ставок и небанковские финансовые структуры.
Зеркальная статистика в Таблице 3.3 демонстри-
10

По данным Опроса общественного мнения, про-
13
рует слабость данных, относящихся к торговле
веденного Всемирным банком в 2004 г., только внутри региона. Объемы двухсторонней торгов-
35% – 40% респондентов в Таджикистане и Узбе- ли, показываемые импортером, обычно от 5 до
кистане ответили, что русский язык является для 20% выше показателей, показываемых экспорте-
них первым или беглым вторым языком. В Казах- ром, поскольку импорт включает транспортные
стане и Кыргызстане доля говорящих по-русски и страховые затраты. Но в некоторых случаях
была намного выше – примерно 90% и 70%, соот- разночтения между показателями торговли, по-
ветственно. Только 1% всех опрошенных мог бег- казываемыми импортером и экспортером, ока-
ло говорить по-английски. зываются гораздо бoльшими (например, торговля
между Казахстаном и Туркменистаном), и иногда
Азиатский банк развития, ЕБРР, Международный
14

показываемый экспорт оказывается больше, чем
валютный фонд (ВМФ), ПРООН и Всемирный банк.
соответствующий импорт (например, экспорт
из Таджикистана в Узбекистан). Для конкретных
Глава 3 ячеек таблицы могут быть найдены объяснения.
Недооценка экспорта из Туркменистана может
Настоящая глава основана на материалах иссле-
1

объясняться широким распространением транс-
дования регионального сотрудничества в Цен-
граничной контрабанды в соседние Казахстан и
тральной Азии в области торговли, транспорта и
Узбекистан. Занижение импорта из других стран
транзита, проведенного Азиатским банком разви-
в Казахстан может отражать коррумпированность
тия в связи с подготовкой Региональнoго докладa
таможенных служащих, которых можно подку-
о человеческом развитии в Центральной Азии.
пить, чтобы они закрыли глаза на подлежащий
Выводы этого исследования будут более подроб-
обложению пошлиной импорт, или это может
но представлены в специальном докладе Азиат-
означать тот факт, что многие продукты, показы-
ского банка развития на эту тему.
ваемые Кыргызской Республикой, Таджикистаном
По интервью, проведенному Азиатским банком
2
и Узбекистаном в качестве экспорта в Казахстан,
развития. на самом деле идут в Россию и за ее пределы и по-
тому, как полагается, не показываются в качестве
См., например, обзор последней эмпирической
3

импорта Казахстаном.
литературы о воздействии торговли и либера-
лизации торговли на экономический рост и бед- Babetskii et al. 2003, например, говорится, что тор-
11

ность в: Berg and Kruger 2003, Dollar and Kraay говый оборот Казахстана, Кыргызстана, Туркмени-
2004, Winters et al. 2004. стана и Узбекистана был значительно меньше в
период с 1997 по 2002 гг., чем торговый оборот
См. анализ воздействия либерализации торговли
4

ЕС-15 (15 западноевропейских стран, которые
на уровень заработной платы в развивающих-
входили в состав ЕС до его расширения в 2004 г.),
ся странах и данные по Бразилии в: Abache еt al.
с учетом размера стран, ВВП по ППС, расстояния
2004.
между торговыми партнерами и колебаний курса
Mans?eld and Pevehouse 2000 and Rosecrance
5
валют. В EBRD 2003b сравнивается фактический
1998.
торговый оборот в странах переходного периода
International Crisis Group 2005a дает подробный
6
с уровнями, предсказанными по гравитационной
анализ производства и экспорта хлопка в Таджи- модели торговли в Babetskii et al. Результаты ис-
кистане, Туркменистане и Узбекистане и их воз- следования ЕБРР показывают, что фактический
действия на человеческое развитие и обеспече- торговый оборот в Кыргызстане и Узбекистане
ние безопасности человека. был значительно ниже уровней, которых мож-


246
Примечания

но было ожидать с учетом приведенных выше Конец 1990-х гг. составляет исключение. Тогда Ка-
15

страновых характеристик. И Babetskii et al, и ЕБРР захстан временно ввел запрет и 200-процентный
пришли к выводу, что основным препятствием для тариф на некоторые статьи импорта из Кыргызста-
развития торговли в Центральной Азии является на, России и Узбекистана в ответ на ряд внешних
относительно низкое качество государственных и внутренних потрясений, включая финансовые
структур (по оценке с применением показателей кризисы в Азии и России, падение мировых цен
Всемирного банка качества управления, степени на нефть и металлы и жестокую засуху.
соблюдения законов и уровня борьбы с корруп- В Узбекистане тарифы, налог на добавленную
16
цией). В Elborgh-Woytek 2003 говорится, что уро- стоимость и акцизы применяются только к им-
вень двусторонней торговли между странами порту, осуществляемому юридическими лицами.
СНГ, включая центральноазиатские государства, Импорт, осуществляемый физическими лицами,
и ЕC-15 остается ниже своего потенциала, что подлежит обложению единым налогом на импорт,
объясняется как региональными факторами, так ставка которого составляет 20% на муку, 40% на
и особенностями отдельных государств. Основ- другие продовольственные товары и 70% на не-
ные факторы таковы: медленное продвижение продовольственные товары. Ставка единого на-
реформ, торговые ограничения, географические лога ниже, чем совокупная ставка тарифа, налога
особенности, слаборазвитая инфраструктура на добавленную стоимость и акцизы в отношении
и проблемы управления таможенным и транс- большинства продовольственных товаров, но
портным секторами. Сравнения фактических и выше, чем эта ставка в отношении непродоволь-
потенциальных двусторонних торговых потоков ственных товаров.
между большой группой стран, включая Казах-
Разница между ставками этих налогов на импорт-
17
стан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, про-
ные и произведенные в стране товары составляет
изведенные Международным центром торговли,
скрытый тариф.
показывают, что объем торговли этих четырех
стран с Россией слишком большой, а объем тор- Представляются непоследовательными усилия
18

говли с большинством развитых стран Северной Узбекистанa по снижению внутренних цен на
Америки, Восточной Азии и Западной Европы и мясо птицы путем запрещения его экспорта и по
развивающихся рыночных экономик в Южной и повышению этих цен путем введения 50-процент-
Восточной Азии недостаточен. ного акцизного налога на импортное мясо птицы.
Обычно такая политика ограничений официально
12
Некоторые страны Центральной Азии предо-
19

объясняется необходимостью защитить местный ставляют скрытые субсидии на экспорт в форме
бизнес от нелегального ввоза дешевой продук- налоговых льгот, субсидированных кредитов и
ции низкого качества из таких стран, как Китай, с цен на энергоносители. В Узбекистане, напри-
которой при продаже на местных рынках не упла- мер, ставка налога на доходы предприятий со-
чиваются налоги. кращена на 30% для компаний, которые экс-
портируют 15 – 20% своей продукции, и на 50%
В частности, челночным торговцам запрещалось
13

для компаний, которые экспортируют более 30%
продавать товары, ввезенные другими людь-
своей продукции.
ми. Более того, были ужесточены требования и
процедуры регистрации для челночных торгов- Эти товары включают лом цветных металлов, экс-
20

цев. Сегодня от челночных торговцев требуется порт которых в ЕС также освобожден от экспорт-
регистрироваться в качестве индивидуальных ного налога.
собственников в местных налоговых органах и в
Требование о сдаче валютной выручки состав-
21
качестве участников внешних экономических от-
ляет 50% для государственных предприятий-экс-
ношений в Министерстве внешнеэкономических
портеров и 10% для смешанных предприятий, в
отношений, инвестиций и торговли и в таможен-
то время как частные компании, а также экспорт
ных органах. Они обязаны открыть счет в банке,
хлопкового волокна освобождаются от этого тре-
получить официальное разрешение на ведение
бования. Наличная выручка от экспорта природ-
экспортно-импортных операций и розничной
ного газа облагается 50-процентным налогом в
торговли и получить бухгалтерскую карточку в
дополнение к требованию о сдаче 25% валютной
местных налоговых органах. См. анализ экономи-
выручки. При существующей на «черном рынке»
ческих, социальных и политических последствий
премии примерно в 300% требование о сдаче
ограничений на челночную торговлю, введенных
валютной выручки в отношении не относящегося
правительством Узбекистана, в: International Crisis
к хлопку и газу экспорту государственными пред-
Group (2003b, 2004a and 2005c).
приятиями эквивалентно налогу в 37,5% на дохо-
«Крыша» – сленговое слово, обозначающее лицо
14
ды от экспорта.
(это может быть государственный служащий или
См. более общий обзор региональных организа-
22
сотрудник охраны или какое-либо другое влия-
ций в Приложении 2.
тельное лицо), которое может защитить бизнес
Для обозначения региональных организаций
23
от административного контроля. Стоимость «кры-
Центральной Азии часто используются многочис-
ши» зависит от характера бизнеса; в розничной
ленные и вводящие в заблуждение сокращения и
торговле она составляет не менее 300 долл. США
переводы.
в месяц.




247
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Основная оговорка в отношении этого обобще- См. например, глубокий анализ положения с
24 31

ния состоит в том, что торговля внутри СНГ имеет транспортными услугами в Центральной Азии в:
тенденцию к большей свободе, нежели торговля Jenkins and Pezant 2003, Molnar and Ojala 2003, and
со странами, не входящими в СНГ. Это особенно World Bank 2005d.
касается торговли между странами – членами World Bank 2005d.
32
ЕЭС. Существуют исключения, когда торговые ба-
Там же.
33
рьеры устанавливаются на внутренних границах
СНГ, но некоторые из мер имеют временный ха- «Пограничники и таможенники смотрят на нас,
34

рактер. как на людей второго сорта. Они только что тол-
кнули и оскорбили меня. Они открыто грабят нас»,
Кажущиеся успехи ЕС как регионального префе-
25

– сказала в феврале 2005 г. корреспонденту Ин-
ренциального торгового блока обманчивы. Реаль-
тегрированной региональной информационной
ность Европейского союза состоит в том, что ре-
сети (IRIN) 45-летняя узбечка Гули Опа, пытавшаяся
гиональная интеграция подстегивалась желанием
пересечь казахско-узбекскую границу, чтобы по-
установления более тесных политических связей,
пасть на похороны. «Казахские пограничник взя-
в то время как на сегодняшний день у стран Цен-
ли 2 000 узбекских сомов (около 2 долл.) с меня и
тральной Азии отсутствует желание ставить под
моей дочери просто за пересечение границы. Это
угрозу свою политическую самостоятельность.
оскорбительно, потому что они не имеют права
Более того, на экономическом уровне, в отличие
так поступать, но я испугалась последствий. Они
от Центральной Азии, цена наименее дорогого
могут не пропустить меня через границу. Что я
производителя в ЕС (кроме сельского хозяйства)
могу сделать? Мне нужно попасть на похороны»
в целом будет мало отличаться от мировой цены,
(IRIN 2005a). Элдор, молодой человек из Манги-
поэтому издержки от перенаправления торговых
та (Узбекистан), рассказал корреспонденту Озод
потоков, скорее всего, будут весьма ограничен-
Овоз, как во время исламского праздника Эйд
ными, и их перевесят выгоды от региональных от-
Аль-Адха в январе 2005 г., чтобы посетить кладби-
крытых границ.
ще, расположенное на территории Туркмениста-
На горизонте вступление в ВТО Ирана после того,
26
на всего в четырех километрах от его дома, ему
как в марте 2005 г. Соединенные Штаты заявили, пришлось проехать 160 км, поскольку ближай-
что не будут противодействовать рассмотрению ший пограничный пост находился на расстоянии
его заявки. 80 км.
Оценочные субсидии, их воздействие на мировые
27
Эксклав и анклав – это часть территории страны,
35
цены и реакция поставщиков из Узбекистана взя- располагающаяся на территории другой страны.
ты из Ba?es 2004. Рост ВВП для Узбекистана и Тад- Эта часть территории является эксклавом для
жикистана даже без каких-либо изменений в объ- страны, которой она принадлежит, и анклавом
емах производства основан на объемах экспорта для страны, внутри которой она находится.
и ВВП в 2000 г., содержащихся в Pomfret 2005.
Asian Development Bank 2003b.
36
Более весомая критика опыта вступления в
28

Подержанные грузовики класса «Евро-3», напри-
37
ВТО Кыргызстана состоит в том, что в результа-
мер, стоят не меньше 70 тыс. долл. США, а новые
те переговоров, то ли по неопытности, то ли по
грузовики класса «Евро-5» обходятся более чем в
намерению, не были получены переходные до-
100 тыс. долл. США. Членство в национальной ас-
говоренности или льготы, которые защитили бы
социации дорожных перевозчиков требует упла-
кыргызские интересы. Полученный опыт нашел
ты вступительного взноса в размере 8 тыс. долл.
отражение в более продолжительных и более
США и ежегодного взноса в размере 130 – 2 000
подробных переговорах Казахстана о вступле-
долл. США, а книжка МДП стоит в Казахстане, Кыр-
нии в ВТО, а также в более жесткой позиции по
гызской Республике и Узбекистане 100 – 150 долл.
отношению к добровольным кодексам. Соответ-
США.
ствующий баланс ведения переговоров должен
отражать предпочтения страны и ее возможности Только при транспортировке грузов по железной
38

по соблюдению требований; немедленное выпол- дороге и морем из Центральной Азии на восточ-
нение требований может быть проблематичным, ное побережье Китая через Бандар Аббас (Иран)
и потому период поэтапного введения может реальные издержки ниже, чем при идеальных
быть желательнее. условиях. Это объясняется тем, что транспортные
потоки из Китая на Ближний Восток, большинство
В 2004 г. звучали также предложения о валютной
29

которых проходит через Бандар Аббас, шире
интеграции: председатель Центрального бан-
транспортных потоков в противоположном на-
ка Казахстана предложил ввести общую валюту
правлении, так что издержки при транспортиров-
для ЕЭС, а высшие политические лидеры России
ке грузов из Бандар Аббаса в Китай относительно
предложили принять рубль в качестве общей ва-
низки.
люты для единого экономического пространства.
И те и другие желали следовать принятию евро в Raballand et al. 2005.
39

Европейском союзе.
По данным, полученным от перевозчиков, толь-
40

В этом разделе мы не обсуждаем транспортиров-
30
ко один из двух грузовиков, транспортирующих
ку энергоносителей (электроэнергии, нефти и товары из ЕС в Центральную Азию, возвращает-
газа). Эта тема освещается в Главе 4. ся груженым, несмотря на относительно низкие


248
Примечания

цены на перевозку грузов из Центральной Азии Schneider 2002.
58

в Европу. Это связано не только с относительно EBRD2003b.
59
низкими объемами поставок из Центральной
Jenkins and Kennedy 2000.
60
Азии в ЕС товаров, которые необходимо транс-
портировать по автодорогам, но и с тем, что мно- На этом этапе просто делается предположение
61

гие перевозчики соглашаются отправлять только о том, что более эффективное региональное
консолидированный груз в объеме не менее ми- сотрудничество в области торговой политики,
нимально оплачиваемого по льготному тарифу, транспортной инфраструктуры и продвижения
чтобы избежать сложностей и проволочек при торговли ведет к недискриминационному сокра-
пересечении границы и транзите. В результате щению тарифов и единообразному сокращению
значительные возможности грузоперевозок оста- внутренней торговой наценки. Модель для Кыр-

<<

стр. 16
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>