<<

стр. 2
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

дебная система, объективно рассматривающая стороны бизнеса.


5
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Международному сообществу необходимо: Основная проблема, касающаяся природных
Водные, энергети-
ческие и природные ресурсов региона, – использование регио-
Оказывать правительствам Централь-
ресурсы играют нальных водных ресурсов. Здесь требуется
ной Азии техническую и финансовую по-
значительную роль в тщательно сбалансированный подход к оро-
мощь в постановке задач по развитию
обеспечении челове- шению земель, потреблению воды человеком,
конкурентоспособности региона как в
ческой безопасности выработке электроэнергии и защите хрупкой
двусторонних отношениях, так и через
и человеческом раз- окружающей среды. После провозглашения
ЦАРЭС.
витии центральноазиатскими республиками неза-
Соседние страны и международные доноры висимости различие национальных интересов
должны поддерживать вступление централь- как внутри стран, так и между ними привело к
ноазиатских стран в ВТО и оказывать помощь несоблюдению действовавшей в советский пе-
в решении проблем регионального транзита риод договоренности между республиками по
посредством проектного инвестирования в вопросам обмена водными и энергетическими
транспорт и повышение эффективного управ- ресурсами. Кыргызстан и Таджикистан, как стра-
ления внутри стран. ЦАРЭС может взять на себя ны, находящиеся в верховьях двух главных рек
функции координатора этой деятельности. региона – Амударьи и Сырдарьи – предпочита-
ют максимально использовать водные ресурсы
Проводить аналитическую работу, ко-
для выработки электроэнергии на экспорт и
торая продемонстрирует выгоды от
для удовлетворения внутренней потребности,
усиления регионального сотрудниче-
особенно в зимний период. Страны, находящи-
ства в сфере повышения конкуренто-
еся ниже по течению, Казахстан, Туркменистан
способности, поможет определить вы-
игравших и проигравших в результате и Узбекистан, предпочитают иметь максималь-
реформ и создать широкую поддержку ный доступ к воде для орошения в летние ме-
реформам. сяцы и избегать зимних паводков, вызванных
сбросом воды. Существуют разногласия по по-
Необходима международная поддержка иссле-
воду платы за водные ресурсы и поддержание
дований, в т. ч. всесторонних опросов, тематиче-
инфраструктуры. Каждая из стран заинтересо-
ских исследований и отраслевого анализа для
вана в независимости от соседних государств
наглядной демонстрации политикам централь-
в вопросах водных и энергетических ресурсов,
ноазиатских стран потерь из-за недостаточного
для чего осуществляет дорогостоящие водные
сотрудничества и отсутствия соответствующих
или энергетические проекты на своей террито-
реформ. Подобные исследования также могут
рии.
способствовать выявлению различных нацио-
нальных интересов и расхождения интересов Общерегиональные подходы к использованию
внутри страны, которые тормозят реформы. водно-энергетических ресурсов в Централь-
Они помогут установить наилучшие способы ной Азии способствовали бы более эффектив-
защиты определенных социальных групп от ному управлению ими, повышению возможно-
издержек, связанных с переходным периодом стей экспорта электроэнергии, обеспечению
и способнух в краткосрочной перспективе вы- большей доступности этих ресурсов для на-
звать значительные социальные проблемы. селения и уменьшению поводов для конфлик-
тов. Однако, чтобы эффективно реализовывать
соглашения в этой области, требуются большее
Региональное сотрудничество доверие между государствами и компромиссы
в области водных ресурсов, каждого из них в сфере собственных интересов
и принципов, чтобы на практике реализовывать
энергетики и защиты
достигнутые соглашения.
окружающей среды
Учитывая уязвимость региональной водной и
Водные, энергетические и природные ресур- энергетической инфраструктуры, очевидно,
сы играют значительную роль в обеспечении что отсутствие сотрудничества влечет за со-
Общерегиональные человеческой безопасности и человеческом бой серьезные риски и издержки. По неко-
подходы к использо- развитии. В Центральной Азии эти факторы торым оценкам, регион ежегодно теряет 1,7
ванию водно-энерге- представляют собой единый комплекс – как из- млрд. долл. (или 3% ВВП) из-за неэффективного
тических ресурсов за особенностей географии, так и вследствие управления водными ресурсами, снижаются
способствовали бы обширной инфраструктуры, созданной в совет- урожаи сельскохозяйственных культур. Неэф-
более эффективному ский период. Центральноазиатские республики фективное использование водных ресурсов
управлению ими и тесно взаимосвязаны в использовании ресур- по всему региону усугубило основные эколо-
повышению возмож- сов, несмотря на то, что каждая страна облада- гические и социальные проблемы, особенно в
ностей экспорта ет очень различными их запасами и, по-своему, районе Аральского моря. Возрождение сель-
электроэнергии выстраивает приоритеты их использования. скохозяйственного производства в Северном

6
Краткое содержание

Афганистане и, соответственно, рост потребле- определенной степени уже являются мертвыми Поддающиеся ко-
или больными; их истощение имеет не только
ния воды в этом регионе, скорее всего, при- личественному ис-
региональное, но и глобальное значение. числению факторы,
ведет к снижению и без того скудных запасов
по примерным под-
воды в бассейне Амударьи. В то же время рост Невозможно в полной мере оценить выгоды
счетам, показывают,
потребления воды Китаем в верховьях рек Ир- от сотрудничества и потери от его отсутствия
что ежегодные выго-
тыш и Или создаст дополнительные проблемы с в области водных, энергетических и природных
ды от регионального
водой в низовьях рек в Казахстане. Существует ресурсов, хотя, скорее всего, они весьма вели-
сотрудничества для
также несколько «горячих точек» в управлении ки, особенно в экономически слабых странах
Центральной Азии
водными ресурсами, связанных с риском ката- региона – Кыргызстане и Таджикистане. Под-
примерно равны 5%
строф регионального значения. В частности, дающиеся количественному исчислению фак-
ВВП
прорыв природной дамбы Сарезского озера в торы, по примерным подсчетам, показывают,
Таджикистане может привести к разрушитель- что ежегодные выгоды от регионального со-
ным наводнениям, угрожающим миллионам трудничества для Центральной Азии примерно
людей во всем бассейне Амударьи. равны 5% ВВП. Для меньших по размеру и более
бедных стран региона эта цифра, вероятно, бу-
В энергетическом секторе – если речь идет о
дет в два раза больше. И это далеко не все, что
водных ресурсах – все центральноазиатские
могут выиграть страны Центральной Азии от
страны выиграют от проведения мероприятий
полноценного и эффективного сотрудничества
по более эффективному использованию энер-
в области водных, энергетических и природных
гетических ресурсов. Кыргызстан и Таджики-
ресурсов. Для более точной оценки потенци-
стан обладают крупным неиспользованным по-
альных доходов необходимы дальнейшие ис-
тенциалом в гидроэнергетике и долгосрочными
следования.
возможностями экспорта электроэнергии. Но
для их реализации потребуются большие капи- Страны Центральной Азии уже до некоторой
таловложения с неопределенными рыночными степени продвинулись по пути сотрудничества
перспективами, а также рисками в области по- в области управления и рационального ис-
литической стабильности и безопасности. Что пользования общих природных ресурсов. Они
касается нефтегазовых и других энергетических сумели избежать явных межгосударственных
ресурсов региона, то доступ стран Централь- конфликтов, участвуют в постоянных перего-
ной Азии к мировым рынкам в значительной ворах по совместному использованию водных
мере зависит от транзитных маршрутов через ресурсов, а также осуществляют различные
Россию, которая контролирует отбор и цены инициативы в области сотрудничества. В той
сырья и заинтересована в сохранении этой или иной мере они приветствовали участие
ситуации. Один из альтернативных транзитных международных доноров и организаций в этой
маршрутов может пойти через Китай, который области. У Казахстана, Кыргызстана и Таджики-
сейчас инвестирует в совместные производ- стана в основном одинаковые подходы к реги-
ства и транспортировку в Казахстане, Афгани- ональным проблемам водных, энергетических
стане и Иране, хотя два последних государства и природных ресурсов, и, вероятно, они будут
вызывают обеспокоенность как с геополити- совместно искать пути их решения. Кроме того,
ческой точки зрения, так и с точки зрения без- основное внимание будет, скорее всего, уде-
опасности. ляться двусторонним договоренностям по са-
мым насущным пограничным проблемам, что
В сфере охраны окружающей среды Централь-
уже положительно отразилось на отношениях
ная Азия стоит перед важными вызовами, свя-
между странами Центральной Азии и их сосе-
занными с разрушительным наследием совет-
дями по ряду важных вопросов в сфере водных
ского периода, включая опасные залежи ради-
и энергетических ресурсов.
оактивных отходов из з аброшенных урановых
шахт и остатки испытательных полигонов био-
логического и ядерного оружия. Но серьезные Рекомендации
риски возникают также из-за нынешней неэф-
фективной экологической политики и слабости Национальным правительствам
структур как на уровне отдельных стран, так и во в Центральной Азии необходимо:
всем регионе. Многие экологические пробле-
Улучшать управление водными, энер-
мы, особенно в отношении больших рек, соеди-
гетическими и природными ресурсами;
няющих разные страны, имеют региональные
обращать особое внимание на потен-
последствия. Загрязнение воды промышленны-
циально катастрофические риски в «го-
ми отходами, сокращение видов флоры и фауны
рячих точках».
и эрозия почвы – все эти проблемы требуют ре-
шений на региональном уровне. Крупные реги- Многие региональные проблемы по доступу к
ональные моря – Аральское и Каспийское – в природным ресурсам были бы менее острыми,


7
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

если бы национальная политика поощряла бо- следние годы, но, чтобы стать действительно
Совместные решения
лее эффективное использование этих ресурсов. эффективными структурами, они нуждаются в
помогут снизить
Правильная ценовая политика, обслуживание поддержке со стороны высших руководителей
возможные риски ка-
и эксплуатация инфраструктуры, эффективные своих государств и международного сообще-
тастроф, исходящие
органы управления – все это необходимо для ства.
от основных «горячих
лучшего управления и более рационального
точек», таких как
Поддерживать гражданское общество в
использования природных ресурсов. Стремле-
возможный прорыв
деятельности по защите окружающей
ние руководителей всех стран региона к более
дамбы на озере Сарез
среды, а также решению проблем в об-
эффективному использованию природных ре-
ласти водных и энергетических ресур-
сурсов могло бы принести взаимную выгоду,
сов на национальном и региональном
если учесть, как тесно взаимосвязаны природ-
уровне. Помогать местному населению
ные системы в Центральной Азии. В частности,
в решении трансграничных проблем и
необходимы совместные подходы к проблемам
избегать конфликтов. «Границы с че-
основных «горячих точек», таким как возмож-
ловеческим лицом» необходимы и в сфе-
ное разрушение дамбы на озере Сарез или
ре доступа к природным ресурсам и их
оползни на урановых шахтах в Кыргызстане и
управлению и рациональному использо-
Таджикистане.
ванию.
Искать совместные общерегиональные
Представители гражданского общества впервые
решения проблем в области водных и
привлекли внимание к проблемам управления
энергетических ресурсов, а если это не-
природными ресурсами и охране окружающей
возможно, продвигаться по пути двух-
среды как до, так и после провозглашения не-
или трехсторонних соглашений.
зависимости. Однако с начала 1990-х гг. их роль
Учитывая взаимосвязь водных ресурсов и про- снизилась, поскольку экономический спад вы-
изводства электроэнергии, наилучшим вари- нудил эти организации перенести внимание на
антом общерегионального их использования экономические и социальные проблемы. Кро-
могут стать прочные и действительно реализу- ме того, многие центральноазиатские страны
емые соглашения между всеми центральноази- начали ограничивать участие представителей
атскими странами. Но, поскольку на практике гражданского общества в анализе важнейших
достичь этого будет сложно, страны должны вопросов и информационно-защитной деятель-
быть готовы к заключению отдельных межго- ности. Тенденция правительств центральноази-
сударственных соглашений. Например, можно атских государств к централизации власти и фи-
заключить отдельные договоры, касающиеся нансовых ресурсов почти не оставила местным
бассейнов рек Амударья и Сырдарья. Двусто- властям возможностей для разрешения при-
ронние соглашения могут быть наилучшим вы- граничных конфликтов, связанных с доступом
ходом в решении проблем «горячих точек» или к природным ресурсам. Получение граждан-
для разрешения конфликтов по поводу доступа скими обществами, местными лидерами и мест-
к природным ресурсам в приграничных насе- ным населением большей свободы действий,
ленных пунктах. Однако, поскольку компромис- как внутри стран, так и в регионе, улучшило бы
сов легче достичь при обсуждении нескольких обратную связь правительств с местными ор-
вопросов, – когда одна сторона может ком- ганами власти и, вероятно, привело бы к более
пенсировать потери в одной области за счет эффективным решениям, снижающим вероят-
выигрыша в другой, – было бы целесообразно ность возникновения конфликтов.
стремиться к заключению региональных согла-
шений и созданию региональных структур на
Региональным организациям необходимо:
основе прошлых инициатив.
Укреплять структуры по охране окру- Разрабатывать четкие полномочия
жающей среды на государственном и и долгосрочные программы для регио-
региональном уровнях, участвовать во нальных организаций в сфере охраны
всемирных экологических конвенциях и окружающей среды, включая основные
следовать их решениям. региональные «горячие точки».
Учитывая слабость
Учитывая слабость институтов по охране окру-
институтов по Региональные организации в настоящее вре-
жающей среды в Центральной Азии, перво-
охране окружающей мя имеют нечеткие и частично дублирующие
очередной задачей должны стать усилия по
среды в Центральной полномочия в управлении природными ресур-
их укреплению, а также большее участие во
Азии, первоочеред- сами, а также недостаточное понимание своей
всемирных конвенциях по охране окружающей
ной задачей должны роли в поддержке регионального сотрудниче-
среды. Природоохранные министерства стран
стать усилия по их ства. Недавно учрежденный под эгидой ОЦАС
региона добились некоторого прогресса за по-
укреплению Водно-энергетический консорциум представ-


8
Краткое содержание

ляет собой важный шаг вперед, но, как кажется, держивать государственные и неправи- Центральная Азия
еще не получает полной поддержки со стороны тельственные структуры, отслежива- более других регионов
правительств стран – членов ОЦАС. Региональ- ющие соблюдение конвенций. Оказывать подвержена сти-
ные организации должны четко распределить помощь в финансировании и организации хийным бедствиям,
исследований долгосрочных региональ-
между собой сферы деятельности и принять включая сильные зем-
ных проблем водных, энергетических и
план действий в отношении региональных «го- летрясения, оползни
природных ресурсов (в том числе ледни-
рячих точек». Там, где это необходимо и умест- и наводнения, ко-
ков, расхода водотоков и изменения кли-
но, следует поддерживать двух- и трехсторон- торые могут под-
мата).
ние подходы к решению проблем. вергнуть опасности
миллионы людей
Еще многое необходимо сделать для лучшего
Поощрять и поддерживать научные
понимания проблем и рисков в управлении
институты и общественные органи-
природными ресурсами Центральной Азии.
зации, которые занимаются вопросами
В некоторых случаях можно воспользоваться
управления природными ресурсами.
опытом региональных инициатив в сфере бас-
На национальном уровне региональные науч-
сейнов рек и экологии в других частях света.
ные институты и неправительственные органи-
Центральной Азии, в свою очередь, тоже есть
зации могут быть очень полезными в определе-
чем поделиться с другими регионами. Посколь-
нии экологических проблем и поисках их ре-
ку ситуация в Центральной Азии, несомненно,
шений, а также в обеспечении обратной связи с
отражается на глобальном природном равно-
официальными региональными учреждениями,
весии, международное сообщество должно
занимающимися этими же проблемами.
быть всесторонне осведомлено о региональ-
ных проблемах, связанных с водными, энерге-
тическими и природными ресурсами, и прини-
Международному сообществу необходимо:
мать участие в их решении.
При поддержке национальных программ
и проектов, связанных с водными, энер-
Региональный подход к
гетическими и природными ресурсами,
разработать четкую региональную
борьбе со стихийными
перспективу и способствовать нара-
бедствиями, наркоманией,
щиванию потенциала региональных
преступностью и терроризмом
структур.
Международное сообщество принимает ак- Вследствие сейсмических и географических
тивное участие в решении многих проблем по условий Центральная Азия более других реги-
управлению природными ресурсами в Цен- онов подвержена стихийным бедствиям, вклю-
тральной Азии. В результате более тесного со- чая сильные землетрясения, оползни и наво-
трудничества международных организаций днения, которые могут подвергнуть опасности
могут появиться значительные возможности миллионы людей на обширной территории.
для поддержки регионального сотрудниче- При сильных землетрясениях могут погибнуть
ства в этой области. Международным органи- десятки тысяч человек, как это уже случалось.
зациям необходимо учитывать региональную Миллионы людей подвергаются опасности
перспективу даже при рассмотрении отдель- из-за разрушения дамб в результате землетря-
ных национальных программ и поддерживать сений. В Таджикистане, по расчетам специали-
региональные инициативы и институты, вклю- стов, в результате стихийных бедствий может
чая Водно-энергетический консорциум ОЦАС, быть потеряно до 70% ВВП.
если он получит полную поддержку партнеров
Другие опасности – незаконный оборот нар-
в Центральной Азии. ЦАРЭС могла бы стать
котиков, преступность и терроризм – носят
центральным органом, объединяющим для
антропогенный характер. С 1990-х гг. Централь-
дальнейшего сотрудничества международных
ная Азия оказалась основным перевалочным
доноров и региональные организации. Между-
пунктом для транспортировки наркотиков и в
народные финансовые институты могут сы-
результате страдает от роста заболеваемости,
грать важную роль в оценке экономической
преступности и коррупции. Сотни тысяч чело-
целесообразности различных региональных
век в регионе страдают от наркомании, и их
инвестиций и оказывать помощь в организации
число постоянно растет. Территория Централь-
частно-государственного партнерства, а также
ной Азии находится между основным центром
в нахождении региональных решений для госу-
производства (Афганистан) и основными цен-
дарств-партнеров.
трами потребления (Европа, Китай и Россия)
Поддерживать присоединение к всемир- наркотиков. И хотя усилия по борьбе с нарко-
ным экологическим конвенциям, под- торговлей могут дать некоторые результаты в

9
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

плане ограничения или перенаправления по- приятий по предотвращению стихийных бед-
Этим природным и
тока наркотиков, опыт показывает, что торгов- ствий и подготовке к ним.
антропогенным опас-
ля наркотиками будет продолжаться, особенно
ностям подвержены Региональные и национальные усилия направ-
там, где государства слабы, а управление неэф-
все государства реги- лены также на решение проблем, связанных с
фективно.
она, а также соседние незаконным оборотом наркотиков, преступ-
страны Регион Центральной Азии также подвержен ностью и терроризмом. Хотя, что касается тор-
угрозе со стороны террористов, как местных, говли наркотиками, продвижение в решении
так и из соседних стран, которые процветают из- этой проблемы тормозится недостаточным со-
за неэффективности управления, политических трудничеством соответствующих структур как
репрессий, доходов от наркотиков и преступ- внутри стран, так и на межгосударственном
ности. Афганская война в основном устранила уровне. Кроме того, известно, что торговля
поддержку движения «Талибан» экстремист- наркотиками будет продолжаться до тех пор,
ским группировкам, что в результате снизило пока не будут приняты меры в основных точках
внешнюю угрозу безопасности Центральной спроса и предложения. Однако главной про-
Азии со стороны террористов и экстремист- блемой для лидеров стран региона и соседних
ских группировок. Однако существует опреде- государств стала угроза национальной без-
ленная поддержка радикальных движений со опасности со стороны радикальных группиро-
стороны части населения, и у правительств вок, как внешних, так и внутренних. Эти вопро-
растет обеспокоенность в связи с угрозами на- сы являются основным пунктом повестки дня
циональной безопасности и политической ста- на различных региональных встречах, включая
бильности. саммит ШОС 2005 г.
Этим природным и антропогенным опасностям Перечисленные проблемы имеют различные
подвержены все государства региона, а также последствия в отношении обеспечения че-
соседние страны. Для понимания проблем и ловеческой безопасности. Первое – четкое
поиска их решений очень важна региональная понимание взаимосвязи между наркотиками,
перспектива. В этих областях регионального преступностью и терроризмом должно спо-
сотрудничества практически нет конфликтов собствовать формированию эффективных стра-
на почве национальных интересов, и именно
тегий по обеспечению безопасности. Второе
здесь может возрасти уровень взаимного до-
– с учетом взаимосвязи между наркоторговлей,
верия и готовность к последующему сотрудни-
преступностью и терроризмом, необходимо,
честву в других сферах. В той или иной степени
чтобы правительства, органы безопасности
правительства стран Центральной Азии, сосед-
и охраны правопорядка в регионе работали
ние с ними государства и международное со-
совместно на национальном, региональном,
общество принимают участие в решении этих
международном и межведомственном уровне.
проблем как в национальном, так и в регио-
Третье – необходимо заняться коренными при-
нальном масштабе.
чинами преступности и терроризма, такими
Для обеспечения готовности к стихийным как бедность, неадекватное и неэффективное
бедствиям и борьбы с ними существуют на- управление, разрыв «социального контракта»
циональные и региональные структуры, но им между государством и обществом.
не хватает сил и средств, чтобы в полной мере
Меры, направленные на улучшение работы ор-
оценивать существующие опасности, реа-
ганов правопорядка и борьбу с угрозами наци-
гировать на них и предотвращать. Примеры
ональной безопасности, не должны приводить к
других регионов мира показывают, что риски
подавлению политической жизни. Они должны
можно значительно сократить посредством
быть подкреплены соблюдением прав челове-
скоординированных региональных меропри-
ка, расширением полномочий местных властей
ятий и благодаря правильной подготовке и
и укреплением демократического управления.
системам раннего предупреждения; а также
Для этого необходима всеобъемлющая страте-
благодаря механизмам страхования, которые
Необходимо заняться
гия человеческого развития и обеспечения че-
не только предоставляют финансовую под-
коренными причина-
ловеческой безопасности. В нее должны войти
держку после катастрофы, но и способству-
ми преступности и
меры по поддержанию безопасности и борьбе
ют повышению стандартов строительства и
терроризма, такими
с незаконной деятельностью, а также реформы
выбору места возведения тех или иных объ-
как бедность, неадек-
по развитию и внедрению демократического
ектов. В этих вопросах крайне важно участие
ватное и неэффек-
управления. В данной сфере опасность заклю-
населения и гражданского общества. И хотя
тивное управление,
чается в том, что если правительства этого ре-
международные доноры предоставляют зна-
разрыв «социального
чительную гуманитарную помощь региону
контракта» между гиона будут слишком узко рассматривать про-
после ударов стихии, при этом они уделяют
государством блемы безопасности и недостаточно занимать-
гораздо меньше внимания поддержке меро-
и обществом ся ключевыми вопросами политики и развития


10
Краткое содержание

в долгосрочной перспективе, то региональная оборотом наркотиков, к созданию и внедрению Для эффективной
антитеррористических программ. Это упростит
стабильность будет подвергаться дальнейшим борьбы с потоками
защиту прав человека и сократит необходи- наркотиков, между-
угрозам.
мость репрессивных мер по борьбе с нарко- народной преступной
Рекомендации тиками и терроризмом, что сведет к минимуму и террористической
потери в области обеспечения человеческой деятельностью не-
Национальным правительствам
безопасности и в долгосрочной перспективе обходимо модернизи-
Центральной Азии необходимо:
сократит риск отчуждения. ровать пограничный
Развивать всеобъемлющие, ориенти- контроль и в то же
рованные на развитие стратегии со- время сохранять
Региональным организациям необходимо:
трудничества с соседями по региону «границы с человече-
для решения основных социально-эко- ским лицом» для на-
Придать программам по подготовке к
номических проблем и борьбы со сти- селения, а также для
стихийным бедствиям и реагированию
хийными бедствиями и антропогенны- торговли и бизнеса
на них, борьбе с оборотом наркотиков
ми угрозами.
и терроризмом наивысший приоритет
и внести ясность в полномочия регио-
Сюда входят присоединение к соответствую-
нальных организаций в этих сферах.
щим международным конвенциям и следова-
ние их положениям по вопросам готовности к
На саммитах ОЦАС и ШОС уже были сделаны
стихийным бедствиям, борьбы с наркотиками
заявления и предприняты шаги по борьбе с
и терроризмом, а также совершенствование
наркоторговлей и терроризмом, то же самое
национального законодательства в этих обла-
следует сделать в области подготовки к стихий-
стях. В сфере подготовки к стихийным бедстви-
ным бедствиям, а также контролировать испол-
ям правительства должны усовершенствовать
нение решений. Определенность полномочий
правила землепользования, строительные нор-
организаций поможет избежать дублирования
мы и правила, строго контролировать их ис-
их деятельности.
полнение, ввести страховые программы и об-
учение по подготовке к стихийным бедствиям. Развивать потенциал по оценке регио-
В борьбе с наркотиками и терроризмом важно нальных рисков и планированию, систе-
сочетать действия, ориентированные на пода- мы раннего предупреждения (особенно в
вление преступной деятельности, с программа- «горячих точках») и постоянные связи
ми, направленными на создание рабочих мест, между соответствующими националь-
особенно для молодежи, программами в обла- ными и региональными органами.
сти здравоохранения и образования и усилия-
Приоритетом является развитие систем сбора и
ми по снижению коррупции.
обмена информацией на региональном уровне
Укреплять структуры, занимающиеся для борьбы со стихийными бедствиями, а также
подготовкой к стихийным бедствиям и программ по борьбе с наркоторговлей и терро-
реагированием на них, полицию, погра- ризмом.
ничные службы и службы безопасности;
Обеспечивать поощрение, помощь и
обеспечивать международную коорди-
поддержку национальным программам,
нацию и обмен информацией; поддержи-
направленным на поддержание баланса
вать сбалансированность при реализа-
между борьбой с противозаконной де-
ции подхода развития и правоохрани-
ятельностью и обеспечением государ-
тельных мер.
ственной безопасности, с одной сто-
Реализация этих задач требует серьезного роны, и инициативами по развитию
внимания руководителей государств и соот- пограничных и таможенных служб – с
ветствующего финансирования, а также мер по другой. Это улучшит управление охра-
борьбе с коррупцией, которая может оказаться ной границ и позволит создать «грани-
значительным препятствием на этом пути. Для цы с человеческим лицом», сформирует
эффективной борьбы с потоками наркотиков, условия для соблюдения прав человека
международной преступной и террористиче- и активной роли местного населения и
ской деятельностью необходимо модернизи-
общественных организаций.
ровать пограничный контроль и в то же время
Региональные организации – отражение сво-
сохранять «границы с человеческим лицом» для
их создателей. Чтобы быть эффективными, они
населения, а также для торговли и бизнеса. Это
должны отражать приоритеты и ценности сво-
позволит постоянно привлекать местное насе-
их членов, включая стремление к балансу меж-
ление и общественные организации к иници-
ду подходами, ориентированными на контроль,
ативам по подготовке к стихийным бедствиям,
с одной стороны, и на развитие – с другой при
а также к кампаниям по борьбе с незаконным

11
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

решении вопросов, связанных с национальной информацией и положительным опытом. Цели
Миграция, здравоох-
безопасностью. Региональные организации развития тысячелетия представляют собой от-
ранение, образование,
могут также создавать условия для обсужде- личную базу для развития регионального под-
коммуникации, а так-
ния альтернативных решений и использовать хода, однако для обеспечения надежности
же гендерные вопросы
опыт других стран в области предотвращения оценки тенденций и реакции населения на по-
являются ключевыми
стихийных бедствий и подготовки к ним, а так- литику властей в национальном и региональ-
в области челове-
же борьбы с наркоторговлей, преступностью и ном масштабе необходимо серьезно улучшить
ческого развития и
терроризмом. сбор статистических данных.
обеспечения челове-
ческой безопасности Численность мигрантов из и внутри Централь-
ной Азии очень велика, поскольку люди из
Международному сообществу необходимо:
стран с худшими экономическими возможно-
Уделять больше внимания доноров реги- стями (Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан)
ональной подготовленности к стихий- ищут работу и лучшую жизнь в странах с более
ным бедствиям и их предотвращению; благоприятными экономическими условиями
поддерживать комплексные, скоордини- (особенно в России и, с недавних пор, в Ка-
рованные региональные программы по захстане). Если брать средние показатели, по-
борьбе с наркоторговлей и террориз- лученные на основе приблизительных оценок
мом соответствующим долгосрочным численности мигрантов, то в России работают
финансированием. около 1,5 млн. рабочих-мигрантов из Централь-
ной Азии. Их денежные переводы являются
Важный элемент международной борьбы с не-
жизненно важной подпиткой экономики ре-
законным оборотом наркотиков – снижение
гиона. В Таджикистане денежные переводы от
их производства и потребления за пределами
рабочих-мигрантов составляют около 20% ВВП.
Центральной Азии. Одновременно должны ста-
Однако, несмотря на такой значительный вклад
виться реалистичные цели для программ по
в экономику региона, мигранты сталкиваются с
борьбе с наркотиками на маршрутах их пере-
очень серьезными проблемами при пересече-
возок. Доноры могут сыграть значительную
нии границ, переводе денег домой и обеспе-
роль в усилении роли общественных программ
чении нормальных условий труда. В настоящее
развития и эффективного управления, направ-
время не существует каких-либо постоянных
ленных на предотвращение конфликтов и сти-
региональных структур или форумов, занимаю-
хийных бедствий и борьбу с наркоторговлей.
щихся этими проблемами.
Сюда входят развитие гражданского общества,
поддержка «границ с человеческим лицом» и С 1991 г. наблюдается резкое ухудшение пока-
поощрение соблюдения прав человека. Чем зателей социально-экономического развития в
лучше координация среди доноров, тем эффек- области здравоохранения, образования, а так-
тивнее их поддержка. Исключительно важно же в сфере социальных услуг. Страны региона
финансирование исследований, обучения и си- столкнулись с общими проблемами, но выбрали
стем управления информацией с привлечени- различные подходы к их решению. Это дает им
ем региональных специалистов и институтов. возможность учитывать опыт друг друга с точки
зрения эффективности тех или иных решений. В
здравоохранении самой большой региональной
Региональное сотрудничество проблемой является растущая заболеваемость
в области социального ВИЧ/СПИДом и туберкулезом, которые в резуль-
тате миграции населения достигают масштаба
развития
эпидемий. Рост внутривенной наркомании зна-
чительно увеличивает риск инфицирования. По
Миграция, здравоохранение, образование, ком-
некоторым оценкам, 50 тыс. человек уже зараже-
муникации, а также гендерные вопросы являют-
ны ВИЧ, и если нынешние тенденции сохранятся,
ся ключевыми в области человеческого разви-
тия и обеспечения человеческой безопасности. то затраты на лечение и профилактику ВИЧ/СПИ-
Работа по этим направлениям имеет большое Да могут превысить 1 млрд. долл. в течение 2004
значение для продвижения к декларирован-
В России работают – 2007 гг. Новые эпидемические угрозы появи-
ным Целям развития тысячелетия в Централь-
около 1,5 млн. рабо- лись со вспышкой эпидемии атипичной пневмо-
ной Азии. Общерегиональные последствия
чих-мигрантов из нии в 2001 и 2002 гг. и угрозой распространения
наиболее очевидны в сфере миграции и инфек-
Центральной Азии. птичьего гриппа в 2005 г., зародившихся в Вос-
ционных заболеваний, но они присутствуют и в
В Таджикистане де- точной и Юго-восточной Азии. К счастью, сейчас
других областях. Региональное сотрудничество
нежные переводы от правительственные и региональные организа-
поможет создавать точки соприкосновения об-
рабочих-мигрантов ции признали серьезность угрозы, связанной с
щих интересов и развивать в рамках региона
составляют около этими заболеваниями, и начали принимать меры
установление стандартов, мониторинг, обмен
20% ВВП на национальном и региональном уровне.


12
Краткое содержание

Проблемы в области образования в основном и здоровых трудовых ресурсов, изоляция Тур- Правительства
носят национальный характер, но существуют кменистана и явное разрушение системы соци- и гражданские ор-
и важные региональные связи в этой области. ального обслуживания населения этой страны ганизации начали
Население приграничных районов выиграет от является национальной трагедией и – потенци- реализовывать ре-
доступа к образовательным учреждениям в со- ально – проблемой регионального значения. гиональные проекты
седних странах, а национальные меньшинства решения проблем со-
– от возможности учиться на родном языке. циального развития
Рекомендации
Обмен студентами вузов и признание дипло-
мов соседних стран могли бы способствовать
Национальным правительствам
развитию конкурентоспособных, мобильных
Центральной Азии необходимо:
трудовых ресурсов по всему региону. Сохра-
нение русского языка как второго и общеупо- Обеспечить «границы с человеческим
требительного языка для трансграничной ком- лицом» для мигрантов, студентов, пред-
муникации властных структур, представителей ставителей неправительственных ор-
бизнеса, науки и гражданского общества будет ганизаций и жителей приграничных на-
способствовать экономической и научной ин- селенных пунктов, ищущих доступ к си-
теграции в регионе. стемам здравоохранения и образования
за границей.
В период распада советской системы – про-
цесса, который свел на нет экономические и Люди должны иметь возможность пересекать
социальные достижения, особенно в сельских границы без излишних препятствий и потерь
районах, – женщины в Центральной Азии стол- времени. Правительства могут облегчить пере-
кнулись с серьезными проблемами. Они лиши- вод денег мигрантами на родину, как это сделал
лись работы и социальных льгот на воспитание Таджикистан. Но национальные власти также
детей. Возвращение к традиционной культуре должны помогать своим гражданам, работаю-
привело к ограничению их прав. Статистиче- щим за границей, получать правовую защиту
ские данные отдельно для мужчин и женщин и доступ к информации по защите своих прав
чрезвычайно скупы, что маскирует масштаб по законам принимающей страны. Правитель-
многих проблем, включая такие обычаи, как ства должны более активно вести борьбу с тор-
торговля людьми, похищение невест и отказ в говлей людьми, в сферу которой в настоящее
правах собственности. Страны региона подпи- время попадает все большее количество цен-
сали всемирные конвенции по правам женщин, тральноазиатских женщин. Нужно поощрять
а общественные организации ведут активную совместную работу местных властей в пригра-
работу по улучшению положения женщин в ничных населенных пунктах по предоставле-
Центральной Азии. Однако еще много нужно нию социального обслуживания соседям в экс-
сделать, чтобы изменить отношение к женщи- тренных случаях, в изолированных населенных
нам, включая создание сетей организаций и об- пунктах или там, где это приносит значительные
мен информацией на региональном уровне. общие выгоды.
Правительства и гражданские организации Укреплять национальные правовые нор-
начали реализовывать региональные проек- мы в соответствии с международными
ты решения проблем социального развития. конвенциями и объединять усилия для
Россия и Таджикистан недавно подписали до-
борьбы за улучшение социальных усло-
говор, касающийся обращения с таджикскими
вий по всему региону.
рабочими-мигрантами в России; национальные
В частности, можно укрепить национальное за-
правительства, ОЦАС и международное донор-
конодательство нормами, которые обеспечи-
ское сообщество финансируют региональный
вают соответствующие права женщин, обеспе-
проект по борьбе с ВИЧ/СПИДом; появились
чить признание дипломов в соседних странах,
различные региональные сети организаций
согласованность в борьбе с наркоторговлей
по улучшению системы образования и расши-
и ВИЧ/СПИДом. Правительства стран региона
рению возможностей подключения к сети Ин-
Люди должны иметь
также должны объединиться в области регио-
тернет; многие общественные организации, за-
возможность пересе-
нального мониторинга и анализа прогресса в
нимающиеся гендерными вопросами, работают
кать границы без из-
социальной сфере, используя в качестве крите-
совместно с коллегами из других стран региона.
лишних препятствий
рия Цели развития тысячелетия. В программах
Эти и другие примеры удачного регионального
и потерь времени, а
реформ, инновационных начинаниях и эффек-
сотрудничества являются прекрасным поводом
мигранты – отправ-
тивных финансовых стратегиях заложены прак-
для начала дискуссий, направленных на его
лять свои заработки
тические возможности для обмена опытом. Сле-
развитие и интеграцию в социальной сфере. И
домой без риска и по
дуя международным стандартам, правительства
хотя большинство стран, очевидно, признают
разумной цене
также должны расширить сбор статистических
значение хорошо образованного населения


13
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

данных по основным параметрам здравоохра- алом, финансовыми ресурсами и политической
Задачей региональ-
нения, образования и гендерным вопросам, поддержкой со стороны стран-участниц.
ных организаций ста-
чтобы сделать возможным достоверный срав-
нет концентрация
Уделять большее внимание в своей де-
нительный анализ развития стран региона.
усилий в нескольких
ятельности анализу установленных
важнейших областях
Поддерживать региональный обмен ин- стандартов и мониторингу, а также
в соответствии с
формацией и связи между медицинскими обмену опытом.
их полномочиями,
специалистами, работниками сферы
Для установления стандартов можно использо-
административным
образования, учеными и журналистами
вать Цели развития тысячелетия – ими ПРООН
потенциалом, финан-
на уровне как отдельных лиц, так и ор-
и другие организации уже пользуются для мо-
совыми ресурсами и
ганизаций.
ниторинга в регионе. Это также потребует усо-
политической под-
Центральная Азия имеет большой опыт тесных вершенствования региональных методов сбора
держкой со стороны
связей в сфере науки и образования, средств статистических данных в социальной сфере.
стран-участниц
массовой информации, гражданского общества,
искусства и культуры. Опираясь на этот опыт,
Международному сообществу:
правительства могут поощрять поддержание и
укрепление таких связей в целях строительства Развивать региональные стратегии
в регионе современного общества, основан- поддержки усовершенствованных наци-
ного на знаниях. Среди важнейших аспектов ональных и социальных методик и про-
– поддержка развития информационных и ин- грамм, а также региональных организа-
тернет-технологий, сохранение русского языка ций для решения проблем в социальном
в качестве второго языка межгосударственного секторе.
общения. Национальные правительства также
Сюда входит поддержка регионального мони-
должны поощрять сотрудничество местных
торинга и анализа, а также усовершенствование
властей в приграничных районах с коллегами
региональных методик сбора статистических
по другую сторону границы для упрощения
данных. Предполагается также финансовая и
связей в социальной сфере.
техническая поддержка (особенно в бедней-
ших странах) правительственных организаций,
Региональным организациям необходимо: средств массовой информации и общественных
организаций для установления связей по все-
Четко определить полномочия в обла-
му региону, а также развития и осуществления
сти сотрудничества по конкретным
многонациональных программ и стратегий.
социальным секторам.
Направить внимание, финансирование
Ни одна крупная региональная организация
и пропагандистскую деятельность на
не занимается систематическим развитием со-
наиболее важные социальные вопросы
трудничества в основных социальных сферах.
регионального значения, которыми ча-
ОЦАС, ШОС и ЦАРЭС, очевидно, являются наи-
сто пренебрегают национальные пра-
более подходящими организациями для выпол-
вительства и региональные организа-
нения таких функций.
ции Центральной Азии.
Возглавлять или поддерживать регио-
В список этих вопросов входят права мигрантов,
нальные инициативы в социальных сек-
меньшинств и женщин, здравоохранение и об-
торах, включая региональные програм-
разование; борьба с инфекционными заболева-
мы по борьбе с ВИЧ/СПИДом и туберку-
ниями, особенно с ВИЧ/СПИДом и туберкулезом;
лезом, упорядочение и упрощение визо-
налаживание контактов региональных средств
вого и паспортного режима, обращение
массовой информации и организаций граждан-
с мигрантами за границей, облегчение
ского общества; доступ к сети Интернет.
процедуры перевода денег, признание
дипломов и сохранение русского языка в
качестве второго языка.
Политические
Широкий спектр региональных программ мог
и институциональные барьеры
бы способствовать развитию и укреплению
на пути регионального
согласованных национальных подходов к ре-
сотрудничества
шению насущных задач и распространению
позитивного опыта. Задачей региональных ор-
Распад Советского Союза привел к установле-
ганизаций станет концентрация усилий в не-
нию политических режимов, которые прежде
скольких важнейших областях в соответствии с
всего стремились избежать хаоса и граждан-
их полномочиями, административным потенци-


14
Краткое содержание

ской войны. Они немедленно приступили к что позволило руководителям стран сосредо- Лидеры, вышедшие в
формированию национального самосознания, точить усилия в большей степени на региональ- основном из правя-
созданию государственных символов и струк- ных, а не на сугубо национальных инициативах. щей элиты советской
тур, выработке нового понимания суверенитета Экономическое возрождение позволило более эпохи, также создали
и неприкосновенности границ. Лидеры новых широко делиться некоторыми из полученных – в той или иной сте-
республик, в основном, преуспели в достиже- выгод. Интернет позволил установить транс- пени – политическую
нии своих целей. Они избежали пограничных граничные связи между населением региона. структуру, в кото-
конфликтов и, за исключением Таджикистана, Внешние партнеры стали более непосредствен- рой они и их прави-
гражданской войны. но участвовать в сотрудничестве и поддержке тельства сохраняли
региональных структур благодаря признанию их почти исключитель-
Лидеры, вышедшие в основном из правящей
заинтересованности в процветающей и стабиль- ную власть над обще-
элиты советской эпохи, также создали – в той
ной Центральной Азии. Растущее понимание ством
или иной степени – политическую структуру,
общих интересов в сфере безопасности и роль
в которой они и их правительства сохраняли
ШОС в решении этих вопросов создали базу для
почти исключительную власть над обществом
большего доверия и сотрудничества в других
путем балансирования между притязаниями
областях, в частности, в сфере экономического
различных влиятельных элит и групп. Послед-
сотрудничества как важного фактора, способ-
ние в основном создавали свое влияние и бо-
ствующего эффективному региональному разви- По сравнению с пер-
гатство на различных ключевых государствен-
тию, безопасности и стабильности. выми годами после
ных и частных активах, таких как энергетика,
провозглашения не-
водные ресурсы, промышленность, сельское Но препятствия дальнейшим экономическим
зависимости сегодня
хозяйство и банки. Слабые государственные реформам, региональному сотрудничеству и
страх перед возмож-
администрации, которые зачастую были свя- интеграции продолжают существовать в лице
ностью распада го-
заны с этими группами интересов, не смогли чрезмерно централизованных президентских
сударства, передела
остановить или даже способствовали укрепле- структур, интересов влиятельных представи-
границ, этнического
нию этой тенденции. Это привело к тому, что телей бизнеса, связанных с правительством,
сепаратизма и меж-
малые и средние предприятия, «челноки» и не- а также в средних и низших эшелонах госу-
государственных
большие крестьянские хозяйства оказались во дарственного управления и службах безопас-
конфликтов несколь-
власти коррумпированной и эксплуататорской ности. Официальные государственные органы
ко уменьшился
административной системы. Обычные люди и широко распространенные неформальные
практически не могли добиться справедливо- структуры и политические группировки срос-
сти, если не имели влиятельных покровителей лись в единый конгломерат, который выигры-
или не прибегали к коррупции. вает от поддержания статус-кво, по крайней
мере, в краткосрочной перспективе. В долго-
Этот клубок политических, структурных и эко-
срочной перспективе существует риск воз-
номических негативных явлений, в особенно-
никновения порочного круга, в котором сла-
сти в период экономического спада, начавше-
бое управление, ограниченные возможности
гося после провозглашения независимости, в
и недостаточная подотчетность властей при-
значительной степени объясняет, почему ре-
водят к возмущению и выступлениям народа,
гиональное сотрудничество новых государств
подавляемым правительством. За этим неиз-
в Центральной Азии было слабым несмотря на
бежно следует еще худшее управление и еще
многочисленные заверения руководства стран
большее возмущение.
в обратном. Руководители стран стремились
максимально сконцентрировать власть над Подобный цикл, когда он ничем не сдерживает-
своими территориями и негативно относились ся, ввергает страну и регион в политический и
к каким-либо уступкам в области суверенитета. экономический хаос, подрывает основы регио-
Национальные элиты и политические группы нального сотрудничества по ключевым эконо-
влияния старались защитить сокращающиеся мическим вопросам. Проблемы с управлением,
активы, ограничивая внешнюю конкуренцию особенно коррупция, ведут к неспособности
и стремясь извлечь максимальные доходы в эффективно, гуманно и предсказуемо управ-
короткие сроки. Государственные служащие лять охраной границ и экономическими отно- Проблемы с управ-
среднего и низшего звена пытались сохранить шениями между странами. Они также ведут к лением, особенно
свой уровень жизни посредством мелкой и бо- снижению ресурсов страны, падению объемов коррупция, ведут к
лее серьезной коррупции на границах, дорогах, прямых иностранных инвестиций, за исключе- неспособности эф-
в налоговых и лицензирующих органах. нием добывающих секторов экономики, увели- фективно, гуманно и
чивают социальное неравенство, останавли-
По сравнению с первыми годами после провоз- предсказуемо управ-
вают реформы и вызывают рост недовольства
глашения независимости сегодня страх перед лять охраной границ
населения. Весной 2005 г. крах власти в Кыр-
возможностью распада государства, передела и экономическими
гызстане и насилие в Узбекистане стали ярким
границ, этнического сепаратизма и межгосудар- отношениями между
примером подобных последствий.
ственных конфликтов несколько уменьшился, странами


15
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Невозможно предвидеть, каким образом будет тренней нестабильностью, они, в итоге, тоже
Для регионального со-
развиваться политическая ситуация в регионе, могут избрать предпочтительный путь регио-
трудничества и ин-
но переворот в Кыргызстане и беспорядки в нального сотрудничества и интеграции.
теграции очень важ-
Узбекистане являются предупредительным сиг-
на реформа полиции
Рекомендации
налом для центральноазиатских правительств.
и пограничных служб,
То, как они его интерпретируют и как на него
что позволит ликви- Политические и институциональные процессы
отреагируют, определит будущее региона и
дировать основные трудно изменить, если этому не придадут им-
положение в сфере человеческого развития и
барьеры на пути ин- пульс лидеры, политические элиты или силь-
обеспечения человеческой безопасности для
вестиций, торговли и ное народное давление. Некоторые элементы
населяющих регион народов. В основном воз-
транзита этих изменений можно найти в рекомендациях,
можны три сценария развития событий. При которые легко предлагать, но трудно осущест-
первом варианте руководители государств влять.
для достижения краткосрочной стабильности
будут все больше ограничивать политические
Национальным правительствам
и экономические свободы, что, скорее всего,
Центральной Азии необходимо:
приведет к высокой вероятности возникнове-
ния нестабильности в среднесрочной и долго- Либерализовать политическую и эконо-
срочной перспективе. По второму сценарию мические сферу при большей прозрачно-
жесткий политический контроль сочетается с сти и подотчетности исполнительных
экономическими свободами по аналогии с Ки- ветвей власти.
таем, но сомнительно, что такой вариант может
Это предпосылка для создания более эффек-
подойти. Третий сценарий характеризуется по-
тивных государств и развития регионального
степенной либерализацией как в политической,
экономического сотрудничества и интеграции.
так и экономической сфере и должен привести
Если изменения не будут инициированы снизу,
к политической и экономической стабильно-
то для этого требуются руководители, видящие
сти. Расширение регионального сотрудниче-
долгосрочную перспективу развития и готовые
ства могло бы значительно укрепить надежды
бороться с укоренившимися группами влияния,
на политический и экономический успех при
которые поддерживают режим, но полагают, что
таком развитии событий. Однако, такой подход
будут в проигрыше от подобных реформ.
требует убежденного и смелого руководства,
готового пойти на некоторый риск краткосроч- Вводить необходимые элементы эф-
ной нестабильности и противостоять силам, фективного управления не только в ка-
которые сопротивляются любым проявлениям честве предварительного условия для
политической и экономической либерализа- развития каждой отдельной страны, но
ции. Страны-соседи государств Центральной и как средство для поддержки ключевых
Азии и международное сообщество могли бы аспектов регионального сотрудниче-
поддержать такой вариант развития региона. ства и интеграции.
В свете политических, экономических и инсти- Реформы, направленные на повышение эф-
туциональных реалий Центральной Азии мы фективности управления, должны включать в
можем ожидать только ограниченного регио- себя реформы государственных учреждений и
нального сотрудничества в краткосрочной и решение некоторых проблем, связанных с кор-
среднесрочной перспективе. Самый вероятный рупцией и управлением, которые препятствуют
сценарий развития в этой области – двусторон- плодотворному сотрудничеству. Для регио-
нее и трехстороннее сотрудничество между Ка- нального сотрудничества и интеграции очень
захстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Оно важна реформа полиции и пограничных служб,
наиболее вероятно в областях, где эти государ- что позволит ликвидировать основные барьеры
ства согласны друг с другом и имеют общие на пути инвестиций, торговли и транзита. По-
интересы, а именно: в торговле, транспорте и скольку службы безопасности являются лицом
транзите, водных и энергетических ресурсах, государства, то их злоупотребления создают у
разрешении пограничных споров и предотвра- граждан представление, что правительство ста-
щении межэтнических конфликтов. Руководи- вит себя вне закона. Кроме того, на этой почве
тели Туркменистана и Узбекистана, вероятно, растут общественное недовольство и полити-
выиграют от регионального сотрудничества в ческая нестабильность. Следует осуществлять
краткосрочной перспективе намного меньше, масштабные антикоррупционные программы,
поскольку правящие политические круги и возглавляемые представителями высших эше-
группы влияния не получат явных преимуществ лонов власти. Эти программы должны быть
от открытой торговли и либерализации эконо- нацелены на сферы, заслуживающие особого
внимания с точки зрения жертв коррупции,
мики. Однако, видя успех соседей и стремясь
– государственные финансовые органы, вклю-
снизить риски, связанные с бедностью и вну-

16
Краткое содержание

чая налоговые и таможенные учреждения, су- ной связи в ключевых областях национальных Региональные сети
дебную систему, суды и прокуратуру, полицию реформ и регионального сотрудничества. Они общественных ор-
и пограничную службу. могут также стать мощной поддержкой реформ ганизаций могли бы
на национальном уровне в своей сфере. играть значитель-
Участвовать в региональном сотруд-
ную роль в развитии
ничестве и региональных организациях
мониторинга и обе-
с целью укрепления экономических ре- Международному сообществу необходимо: спечении обратной
форм, оказания политической поддерж-
связи в ключевых об-
Поддерживать национальные реформы,
ки антикоррупционным программам
ластях национальных
направленные на усиление подотчет-
и эффективному управлению, а также
реформ и региональ-
ности и прозрачности правительства,
получения экономических и социальных
ного сотрудничества
искоренение коррупции путем предо-
преимуществ от интеграции, что в
ставления аналитической, техниче-
свою очередь обеспечит политический
ской и финансовой помощи.
толчок для дальнейших реформ внутри
страны. Такая поддержка должна быть специально раз-
работана в зависимости от восприимчивости
Участие в региональном сотрудничестве и
правительства. Реформы подобного рода слож-
членство во влиятельных региональных орга-
но проводить даже в самых идеальных услови-
низациях или стремление в них вступить обе-
ях – они требуют времени, чтобы укорениться
спечат надежную основу политических, эконо-
и дать результат. Прогресс в одной области мо-
мических и управленческих реформ, включая
жет быть подорван отсутствием продвижения в
реформу, направленную на поддержку регио-
других областях. Поэтому терпение и понима-
нального сотрудничества и интеграции.
ние со стороны зарубежного партнера – непре-
менное условие такой деятельности.
Региональным организациям необходимо:
Содействовать развитию регионально-
Поддерживать национальные рефор- го сотрудничества между правитель-
мы и содействовать региональному ствами и поддерживать региональные
институты в разработке программ на
сотрудничеству и интеграции посред-
национальном и местном уровне, вклю-
ством совместной оценки реформ в со-
чая целевые программы разрешения
ответствии с согласованными стан-
конфликтов, управления границами и
дартами и механизмами разрешения
развития сетей общественных органи-
конфликтов, где это необходимо.
заций в масштабах всего региона.
Эта поддержка считается главным фактором
Прогресс в этих областях будет как прямо, так
при вступлении в Европейский Союз. Она
и косвенно содействовать человеческому раз-
продемонстрировала механизм дисципли-
витию и улучшению обеспечения человеческой
нированности и обязательности, необходи-
безопасности. Однако для эффективной деятель-
мый для членства, наряду с выгодами в виде
ности международное сообщество, включающее
более высоких экономических показателей
в себя непосредственных соседей по региону,
и политической стабильности. Несомненно,
двусторонних партнеров и доноров, а также
давление членов региональной организации
многосторонние организации, должно иметь не
может быть направлено в противоположную
только общие цели, но и работать сообща. Это
сторону, если они, особенно более влия-
трудная задача в контексте геополитического
тельные члены, оказывают давление, чтобы
соперничества и глубоких различий в полити-
остановить политические и экономические
ческих системах и взглядах различных ведущих
реформы.
международных партнеров Центральной Азии.
Поддерживать сети общественных
организаций, включая региональные
Региональное сотрудничество
торгово-промышленные палаты, ассо-
Соседние страны
циации фермеров и профсоюзы, а также
в центральной азии в и другие основные
сети неправительственных организа-
международные пар-
международном контексте
ций, занимающихся ключевыми вопро-
тнеры среднеазиат-
сами, такими как экология, гендерные
Доступ стран Центральной Азии к остальному ских государств за-
проблемы, права человека, предотвра-
миру, а также безопасность и социально-эко- интересованы в том,
щение катастроф и так далее.
номическое развитие региона, в значительной чтобы Центральная
Такие региональные сети общественных орга- степени, зависят от непосредственных соседей Азия превратилась в
низаций могли бы играть значительную роль в и международного сообщества. В свою очередь, стабильный, процве-
развитии мониторинга и обеспечении обрат- соседние страны и другие основные междуна- тающий регион


17
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

родные партнеры среднеазиатских государств могло социально-экономическому возрожде-
Страны, проводящие
заинтересованы в том, чтобы Центральная Азия нию региона, оно в основном произошло бла-
систематические и
превратилась в стабильный, процветающий ре- годаря экономическому росту в Китае и России,
эффективные эконо-
гион, в котором страны и сообщества мирно со- резкому увеличению цен на энергоносители и
мические реформы
существуют, уважают общие границы, развива- сырье и соответствующему росту экспорта. По-
и стремящиеся ак-
ют сотрудничество и интеграцию на благо сво- зитивную роль сыграли в центральноазиатских
тивно поддерживать
их государств и всего мира. Эта общая заинте- странах и силы, стремящиеся к восстановле-
региональное сотруд-
ресованность основывается, с одной стороны, нию экономики после тяжелого спада 1990-х
ничество и интегра-
на опасениях, что слабые или несостоятельные гг. Однако соседние государства и междуна-
цию, заслуживают
государства станут рассадником терроризма, родное сообщество сделали недостаточно для
большей помощи
торговли наркотиками и людьми, преступности укрепления слабых государственных структур
и тирании. С другой, положительной, стороны, в большинстве стран региона. Международ-
все государства хотят иметь безопасный до- ная поддержка была слишком незначительна
ступ к богатым энергетическим ресурсам этого и распылена. Она не оказывала должного вли-
региона; сохранить земледельческий, водный яния в тех случаях, когда руководители и пред-
и экологический потенциал региона, что име- ставители элиты Центральной Азии проявляли
ет глобальное значение; получить безопасные недостаточный интерес к серьезным политиче-
транзитные пути с востока на запад и с севера ским реформам или даже открыто сопротивля-
на юг через все более интегрированный Евра- лись им и когда интерес к изменению качества
зийский континент; остановить волну бедности управления не наблюдался у ближайших стран-
и лишений, захлестнувшую народы Централь- соседей.
ной Азии после провозглашения ими незави- Сегодня партнеры Центральной Азии сталки-
симости. ваются с пятью основными вызовами. Первый
В первые годы после образования в Централь- – это степень вовлеченности стран региона в
ной Азии независимых государств соседние процесс реформ. Далеко не все Цели развития
страны и международное сообщество не уде- тысячелетия будут достигнуты, особенно в бед-
ляли этому региону достаточного внимания. нейших странах региона. Существует серьезная
Ситуация изменилась после террористических потребность в развитии региональной транс-
актов в США в сентябре 2001 г. Находясь в непо- портной инфраструктуры, водных и энергети-
средственной близости от Афганистана и явля- ческих ресурсов, а также устранении угроз в
ясь плацдармом для военных действий против сфере обеспечения человеческой безопасно-
движения «Талибан», Центральная Азия вдруг сти. Для решения этих задач потребуется значи-
оказалась в центре международного внимания. тельная финансовая помощь со стороны между-
Это внимание возросло благодаря интересу к народного сообщества, особенно беднейшим
своим центральноазиатским соседям со сторо- странам региона. В частности, страны, прово-
ны России и Китая. дящие систематические и эффективные эко-
номические реформы и стремящиеся активно
С тех пор внешнее участие в делах Централь-
поддерживать региональное сотрудничество
ной Азии широко изменялось – от желания со-
и интеграцию, заслуживают большей помощи,
седей обеспечить совместный доступ к энерге-
чем предоставляемая в настоящее время.
тическим ресурсам и рынкам региона до борь-
бы с угрозами общей безопасности со стороны Второй вызов связан с выбором международ-
терроризма и наркоторговли. Международные ных организаций – поддерживать националь-
доноры сосредоточили свое внимание на под- ные или региональные программы. И хотя в
держке реформ переходного периода, форми- последние годы доноры стали уделять больше
ровании рыночных институтов, а также социаль- внимания региональным инициативам, под-
ной и рыночной инфраструктуры. В частности, держка регионального сотрудничества и ин-
Европейский Союз и Соединенные Штаты зани- теграции – в частности, финансирование ре-
мались поддержкой региональных инициатив, гиональных социальных программ – все еще
связанных с безопасностью, включая борьбу с недостаточна.
наркоторговлей. Недавнее обязательство Китая Третий вызов связан с вопросом, каким об-
предоставить помощь в размере 900 млн. долл. разом доноры могут оказывать поддержку по
на экономическое развитие Центральной Азии улучшению эффективности управления, недо-
также говорит о том, что некоторые соседи по статки которого не только мешают выработке
региону могут оказывать более интенсивную и внедрению результативной национальной
финансовую поддержку. политики, но и региональному сотрудничеству
Однако возможности и желание международ- и интеграции. И хотя некоторые двусторонние
ного сообщества влиять на события в Централь- доноры предоставляют помощь для укрепле-
ной Азии недостаточны. И хотя их участие по- ния эффективности управления, в целом сосед-


18
Краткое содержание

ние государства не проявляют большого инте- граммы помощи странам Центральной Последняя проблема
реса к этому вопросу. Международные доноры заключается в созда-
Азии, их правительствам, частному
оказывают недостаточную политическую и фи- нии и поддержке силь-
сектору и гражданскому обществу. Эта
нансовую поддержку демократическим пере- ных и эффективных
программа должна быть направлена
менам и реформам властных структур. Кроме региональных орга-
на развитие региональной социальной
того, очевидно, что страны-соседи и доноры низаций в Централь-
и физической инфраструктуры, на по-
ограничены в своих стремлениях и возможно- ной Азии, способных
литические реформы, открывающие
разрабатывать и
стях влиять на национальное руководство госу- дополнительные возможности для ин-
претворять в жизнь
дарств Центральной Азии. теграции и борьбы с общими угрозами,
планы регионального
а также на создание и укрепление регио-
Четвертый вызов связан с координацией ре-
сотрудничества и
нальных связей и сети распространения
гиональных программ помощи. Существует
интеграции, направ-
информации.
множество примеров эффективного сотруд-
ленные на реальное
ничества отдельных доноров по конкретным Все партнеры стран Центральной Азии человеческое раз-
проектам, а многосторонние институты объ- должны помогать им в вопросах совер- витие и обеспече-
единились под эгидой ЦАРЭС для регулярных шенствования государственных инсти- ние человеческой
консультаций. Однако это в основном сотруд- тутов и повышения эффективности безопасности
ничество по конкретным вопросам. Коорди- управления, а также в борьбе с корруп-
нация регионального сотрудничества может цией посредством повышения прозрач-
стать более широкой как в экономической, так ности и подотчетности деятельно-
и в иных сферах и осуществляться одной из ре- сти государственных структур.
гиональных организаций.
Все партнеры должны сотрудничать
Последняя проблема заключается в создании и друг с другом и властями Центральной
поддержке сильных и эффективных региональ- Азии и улучшать координацию своих
ных организаций в Центральной Азии, способ- программ. Одним из путей достижения
ных разрабатывать и претворять в жизнь планы этой цели является усиление роли ЦА-
регионального сотрудничества и интеграции, РЭС в качестве координирующего меха-
направленные на реальное человеческое раз- низма, поддерживающего ключевые ре-
витие и обеспечение человеческой безопас- гиональные организации – ОЦАС и ШОС.
ности. В качестве ведущих региональных ор-
Члены ОЦАС и ШОС должны уточнить,
ганизаций появились ОЦАС и ШОС. И хотя в
модернизировать и – в некоторых сфе-
последнее время их возможности в решении
рах деятельности – расширить свои
региональных вопросов расширились, этим
полномочия, которые в настоящее
организациям еще предстоит уточнить и со-
время частично дублируются. Им так-
гласовать свои полномочия, чтобы избежать
же следует укрепить структуру своих
дублирования и путаницы в деятельности. Не-
организаций и, желательно, уравнять
обходимо также дальнейшее укрепление ОЦАС
в правах полноправных членов и на-
и ШОС и более тесное сотрудничество этих ор-
блюдателей, чтобы обеспечить пред-
ганизаций с международным сообществом до-
ставительство всех ключевых игроков
норов, основанное, в частности, на поддержке
региона.
ЦАРЭС.
Основная цель данного доклада состоит в том,
чтобы способствовать продвижению регио-
Рекомендации нального сотрудничества и интеграции в Цен-
тральной Азии, основанных на признании вы-
Наши рекомендации относятся ко всем пяти
год сотрудничества, возрастающем взаимном
вызовам, рассмотренным выше.
доверии между государствами и выполнении
некоторых из рекомендаций, представленных
Международные партнеры и страны–
в данном докладе. Специальный уполномо-
соседи государств Центральной Азии
ченный ООН и Представитель Генерального
должны продолжать и, по возможности,
секретаря ООН могут способствовать достиже-
расширять поддержку, включая финан-
нию этой цели посредством диалога на высшем
совую помощь, в сфере человеческого
уровне со всеми партнерами в регионе. Чтобы
развития и безопасности народов Цен-
деятельность Специального уполномоченного
тральной Азии.
ООН была эффективной, он должен пользовать-
Все партнеры должны расширить свою ся высоким доверием в странах Центральной
помощь в области укрепления регио- Азии и уважением в международном сообще-
нального сотрудничества и интеграции стве. Поэтому наша заключительная рекомен-
как часть четкой стратегической про- дация такова:


19
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

нальной и региональной безопасности. Неко-
Назначить Специального уполномочен-
ного ООН и Представителя Генераль- торые страны больше подвержены стихийным
ного секретаря ООН в Центральной бедствиям, другие – угрозе насилия и граждан-
Азии с мандатом следования ключевым ской войны.
рекомендациям, изложенным в данном
До сих пор нет точных оценок выгод от реги-
докладе при диалоге на высоком уровне
онального сотрудничества, от улучшения ин-
с национальными властями, региональ-
вестиционного климата в регионе, развития
ными институтами и широким между-
региональных энергетических ресурсов, более
народным сообществом.
эффективного использования и управления
природными ресурсами и рисками в этой сфе-
ре, а также от сотрудничества в области обра-
Краткие выводы о полученных зования и обмена информацией. Однако если
данных и возможных все-таки попытаться оценить, насколько может
последствиях возрасти региональный ВВП через 10 лет при
условии комплексного подхода к региональ-
В докладе собраны свидетельства того, как не- ному сотрудничеству и интеграции, то веро-
достаточность сотрудничества и интеграции ятные оценки дают увеличение от 50 до 100%,
влияет на народы Центральной Азии, какие по сравнению со сценарием, сохраняющим те-
выгоды дает сотрудничество и что уже делает- кущее положение вещей. В небольших странах
ся для его укрепления; а также приводятся из- уровень роста ВВП, скорее всего, будет ближе к
влеченные из прошлого уроки. Мы попытались, максимальному значению, а в крупных – к ниж-
где возможно, оценить экономические потери нему. Это, вероятно, консервативные оценки,
и выгоды, а также количество людей, которых поэтому при предотвращении основных опас-
затрагивает эта проблема. По многим пунктам ностей (гражданской войны и стихийных бед-
сложно или даже невозможно привести коли- ствий) или быстром развитии региональной
чественные результаты, в частности потому, что экономики, полностью объединенной с эконо-
в Центральной Азии аналитическая работа в миками соседних стран и мировой экономикой,
этом плане почти не проводилась. Тем не менее совокупная прибыль от сотрудничества может
нам удалось сделать некоторые выводы. быть даже больше.
Во-первых, количество людей, подвергающих- Наши оценки показывают, что выгоды от реги-
ся региональным угрозам и опасностям, весь- онального сотрудничества, скорее всего, будут
ма велико. Во-вторых, самые крупные выгоды распределяться таким образом, что бедные
от сотрудничества достигаются благодаря слои населения выиграют в среднем больше,
снижению торговых издержек, а к самым боль- чем обеспеченные. Но один этот факт вряд ли
шим потерям от его отсутствия приводят граж- может вызвать политическую приверженность
данские войны. Большие преимущества также властей стран региона внутренним реформам
могут быть получены в результате сотрудниче- или тесному региональному сотрудничеству.
ства в сфере использования водных ресурсов Политические и экономические круги Цен-
и борьбы с наводнениями, а также при пере- тральной Азии в большей степени разделяют
говорах о цене на хлопок на международных интересы состоятельных элит и тех, кто контро-
торговых форумах. Некоторые виды затрат, лирует потоки законных и незаконных доходов,
которые приходится нести региону, очень вы- пронизывающих весь регион. Политическое
соки, среди них – лечение ВИЧ/СПИДа и сти- давление в поддержку перемен, открытости
хийные бедствия. границ и регионального сотрудничества, оче-
видно, должно исходить от высших эшелонов
Региональное сотрудничество поможет сокра-
власти или элиты, «просвещенный эгоизм» ко-
тить эти затраты и принесет новые преимуще-
торой поможет ей осознать, что в долгосрочной
ства, однако не все проблемы, затраты и пре-
перспективе она также значительно выиграет
имущества равномерно распределяются по
от более конкурентной, динамичной и быстро-

<<

стр. 2
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>