<<

стр. 4
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

литические ограничения и институциональные
доскональном по- целям «Декларации тысячелетия», касающимся
проблемы во многих случаях препятствуют со-
нимании интересов, мира, безопасности и разоружения.
трудничеству. Часто можно услышать, что при-
институциональных Значение регионального сотрудничества для
чина недостаточного регионального сотрудни-
препятствий, за- достижения Целей развития тысячелетия хоро-
чества – отсутствие политической воли, даже
трудняющих движе- шо отражено в докладе ООН «Проект тысяче-
если есть сильные прагматичные мотивы в
ние в направлении летия» за 2005 г., который дает исчерпывающий
пользу такого сотрудничества. Однако фактиче-
регионального со- обзор путей достижения Целей развития ты-
ски дело не в «воле» как таковой, а в том, как со-
трудничества, и воз-
сячелетия и нерешенных проблем.18 В докладе
трудничество затрагивает политические и эко-
можностей для его
отмечается, что достижение декларированных
номические интересы и как они продвигаются
ускорения
целей зависит от обеспечения региональных
различными структурами. Любая региональная
общественных благ. Это положение применимо
стратегия должна основываться на доскональ-
по всему миру, но имеет особую значимость в
ном понимании этих интересов, институцио-
отношении проблем, с которыми сталкивается нальных препятствий, затрудняющих движение
Центральная Азия (см. Вставку 1.3). в направлении регионального сотрудничества,
и возможностей для его ускорения.
Политические и Формирование интересов и их взаимодействие
через различные структуры – сложный процесс,
институциональные который имеет свои характерные особенности
направления регионального в каждой стране и временами может быстро из-
сотрудничества и интеграции меняться, особенно в контексте переходного
периода в Центральной Азии за последние 15
С чисто экономической и социальной точки лет. С точки зрения регионального сотрудни-
зрения, перспективность регионального со- чества и интеграции, ключевой вопрос в том,


Вставка 1.3

Региональные общественные блага и Цели развития тысячелетия
Доклад ООН «Проект тысячелетия» характеризует связь между региональными общественными благами и Целями развития тыся-
челетия следующим образом:
«В большинстве развивающихся стран региональными общественными благами часто пренебрегают, несмотря на их высокую зна-
чимость для развития. Непосредственные соседи любой страны обычно являются ее самыми важными торговыми партнерами. Эко-
номические связи могут быть укреплены посредством регионального сотрудничества – очень важного для экономического роста
и снижения бедности, когда экономика страдает от того, что у страны нет выхода к морю, или она является небольшим островным
государством, или зависит от соседей в получении жизненно важных ресурсов, таких как продовольствие, вода или энергия. Регио-
нальная интеграция еще важней для стран с малочисленным населением, т. к. эти страны больше зависят от региональных, чем от
внутренних рынков для получения эффекта от масштаба и совмещения в промышленности, государственном управлении и науке.
Кроме того, управление межграничными водными бассейнами, борьба с опустыниванием и сохранение биологического разнообра-
зия может осуществляться только при следовании региональным стратегиям, совмещенным с национальными планами. Поскольку
последствия многих местных конфликтов затрагивают весь регион или бывают вызваны региональными проблемами, борьба с ними
требует более широкого регионального сотрудничества. Оно позволяет прогнозировать конфликты и принимать скоординированные
меры в масштабах региона для их предотвращения или прекращения.»
Важным для регионов в докладе названо предоставление следующих общественных благ:
• транспортная инфраструктура, энергетика и водные ресурсы, включая автомагистрали, линии связи, межгосударственные
энергетические системы, нефтяные и газовые трубопроводы;
• координирующие структуры управления межграничными экологическими проблемами;
• структуры по поддержке экономического сотрудничества, в т. ч. координации и гармонизации торговой политики и про-
цедур;
• механизмы политического сотрудничества для регионального диалога и достижения консенсуса.
Далее в докладе рекомендуется, чтобы предоставлению региональных общественных благ оказывалась международная поддержка
и чтобы эта деятельность осуществлялась в комплексе с национальной стратегией борьбы с бедностью, основанной на Целях раз-
вития тысячелетия.
Источник: United Nations 2005b, pp. 223–224.


36
Введение

позволят ли национальные политики прово- (СМИ), ответственная исполнительная власть,
дить курс, примиряющий различные конкури- представительские органы и независимая су-
рующие силы, дающий право голоса и тем, кто дебная система.
выигрывает от сотрудничества и интеграции, и Национальные структуры и интересы пересе-
тем, кто проигрывает. Последние должны по- каются с региональными и международными
лучить некоторую компенсацию за свои потери интересами и структурами. Последние тоже
или каким-нибудь другим способом приобре- необходимо четко понимать, в т. ч. их связь с
сти долю от общих выгод. интересами и структурами отдельных стран.
Возьмем в качестве примера проблему рефор- Основным фактором успешного регионально-
мирования таможенной службы. От улучшений го сотрудничества или интеграции является
в работе таможенной службы выиграет большое их соответствие национальным интересам от-
количество экспортеров и импортеров, а также дельной страны. Но, как мы видели на примере
производителей и потребителей. Если они ясно других стран мира, в частности роли ЕС в Юго-
сформулируют свои требования, например, че- Восточной Европе, внешние игроки тоже могут
рез торговые палаты, ассоциации «челночных» иметь значительное влияние на развитие реги-
торговцев, союзы потребителей, политические онального сотрудничества.
партии и голосование на выборах, то смогут Таким образом, региональная политика каждого
создать политическую поддержку реформе. С конкретного государства является результатом
другой стороны, служащие таможни, которые взаимодействия различных политических сил,
могут потерять свою работу или возможность государственных структур и других внутренних
брать взятки, будут склонны сопротивляться и внешних факторов. Как следствие, националь-
реформе, и им понадобится поддержка в фор- ная политика в отношении региональных ини-
ме переобучения или более высоких офици- циатив часто нестабильна и слова могут рас-
альных зарплат. ходиться с делами. Общий опыт регионального
Наиболее серьезными группами интересов сотрудничества в Центральной Азии пока по-
являются: деловое сообщество; национальные казывает, что за политическими декларациями
и региональные элиты и кланы; интеллекту- руководителей государств не всегда следуют
альные элиты; государственные чиновники и реальные результаты.
работники национальных служб безопасности;
Чтобы понять реальные политические перспек-
различные общественные, этнические и рели-
тивы стран региона, мы постараемся оценить
гиозные организации; диаспоры и другие со-
различия между центральноазиатскими ре-
общества мигрантов; и граждане, на которых
спубликами в их отношении к региональному
могут по-разному повлиять социальные и эко-
сотрудничеству и интеграции в целом и к кон-
номические перемены, вызванные региональ-
кретным областям. Мы также рассмотрим роль
ным сотрудничеством и интеграцией. В список
основных стран–соседей региона и междуна-
заинтересованных структур входят высшие ор-
родного сообщества в этом процессе.
ганы власти, национальные и субнациональные
правительственные структуры, парламент, суды,
гражданские организации и организации по
Структура доклада
месту жительства, средства массовой информа-
ции, религиозные, а также неформальные или
Доклад состоит из трех частей.
незаконные организации.
Чтобы быть эффективным, региональное со- Часть I является подготовительной для после-
трудничество, как и все другие направления дующего анализа. В Главе 1 очерчены основные
национальной политики, должно быть основа- вопросы, а в Главе 2 представлена ситуация в
но на политических интересах и политическом центральноазиатском регионе и проблемы,
консенсусе, а не на сугубо прагматических связанные с человеческим развитием и обе-
целях. Хотя рациональный анализ выгод и за- спечением человеческой безопасности. В Главе
трат, а также выявление групп выигравших и 2 также прослеживаются недавние экономиче-
проигравших от процесса интеграции также ский спад и восстановление экономики регио-
способствуют достижению широкого консен- на и соответствующие изменения в показателях
суса. Реальный и продолжительный консенсус человеческого развития и обеспечения чело-
может быть достигнут только при наличии про- веческой безопасности для пяти центральноа-
зрачности, подотчетности органов власти и зиатских стран начиная с 1989 –1990 гг. В главе
верховенства закона наряду со свободой слова, показывается глубина и тяжесть последствий
доступом к информации и соблюдением прав десяти лет экономического и социального спа-
человека. Важными элементами также являют- да для множества отдельных людей и целых
ся активные средства массовой информации населенных пунктов с точки зрения человече-


37
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

ского развития и обеспечения человеческой сения и наводнения, а антропогенные угрозы
безопасности. В главе также оцениваются тен- – наркоторговлю, преступность и терроризм.
денции реинтеграции и проводится обзор по- В Главе 6 рассматриваются вопросы трансгра-
следних инициатив по учреждению различных ничных связей в области миграции, образова-
структур в поддержку регионального сотруд- ния, здравоохранения и гендерной политики,
ничества. возможности для определения региональных
В Части II рассматриваются ключевые секто- стандартов, обучения и налаживания связей.
ральные и тематические вопросы в области ре- И хотя этим сферам регионального сотрудни-
гионального сотрудничества и интеграции. чества уделялось меньше внимания, они при-
влекательны для начальных этапов сотрудниче-
В Главе 3 рассматривается группа взаимосвязан-
ства, поскольку обычно менее заметны и менее
ных вопросов в отношении торговли, транспор-
противоречивы.
та и транзита, а также относящиеся к ним меры
внутренней политики, нацеленные на создание В Части III доклада рассматриваются две груп-
благоприятного инвестиционного климата и пы взаимосвязанных вопросов, имеющих не-
эффективного финансового сектора. В этой посредственное отношение к формированию
главе также рассматриваются проблемы и по- регионального сотрудничества и интеграции в
тенциальные выгоды для Центральной Азии от Центральной Азии, – политические интересы и
сотрудничества в этих важных областях. институциональные ограничения в Главе 7 и со-
трудничество со странами-соседями и между-
Поскольку водные, энергетические ресурсы
народным сообществом в Главе 8.
и природные условия региона тесно связаны
и предоставляют жизненно важные факторы, Доклад заканчивается рядом выводов и реко-
связка водные ресурсы – энергетика – эко- мендаций. В Главе 9 сводятся воедино данные
логия была хорошо изучена в последние не- анализа и оценки выгод, возможных затрат и
сколько лет. В Главе 4 приведены результаты рисков, связанных с региональным сотрудниче-
исследований, дана количественная оценка ством и интеграцией. В главе рассматриваются
потерь и выгод от сотрудничества в этой об- альтернативные сценарии регионального со-
ласти, выведены подробные связи с более ши- трудничества в свете политических и институ-
рокими вопросами в области человеческого циональных реалий в регионе, среди соседних
развития и обеспечения человеческой без- стран и в международном сообществе. В заклю-
опасности. чение приводятся основные рекомендации по
региональному сотрудничеству и интеграции,
В Главе 5 рассматриваются стихийные бедствия
выполнение которых могло бы способствовать
и антропогенные угрозы, а также риски для
устойчивому прогрессу в области человеческо-
человеческого развития и обеспечения че-
го развития и обеспечения человеческой без-
ловеческой безопасности. Рассматриваемые
опасности в Центральной Азии.
стихийные бедствия включают в себя землетря-




38
Глава 2

Вызовы и задачи Центральной
Азии в региональном
контексте




«Все участники форума согласны с мнением о том, что регио-
нальная интеграция в Центральной Азии могла бы стать «локо-
мотивом» социально-экономического развития стран региона.
Интеграция может решить большинство задач и проблем стран
Центральной Азии.»
Бахтиер Ергашев, модератор форума Central Asian Gateway,
18 января 2005 г.1




39
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


Краткая история региона
Сегодня пять цен-
тральноазиатских
до 1990 г.
республик населены
потомками различ- тральная Азия была средоточием высоких до-
На протяжении столетий основную роль в
ных исторических стижений в богословии, науке и искусстве. По-
человеческом развитии в Центральной Азии
династий, ханств и токи ремесленников, новых технологий и ору-
играли три общих фактора.2 Первый – интен-
кланов, образуя пе- дий производства, проходившие по Великому
сивные контакты и связи народов многих стран,
струю мозаику шелковому пути, способствовали расцвету ис-
культур, языков и религий. Сегодня пять цен-
кусств и наук в древних городах Центральной
тральноазиатских республик населены потом-
Азии, чье влияние распространялось далеко за
ками различных исторических династий, ханств
пределы региона.
и кланов, образуя пеструю мозаику. Второй
фактор – исторически сложившаяся экономи- Гранича с Китаем, Индией, Россией, Европой и
ческая взаимозависимость стран региона. Цен- Ближним Востоком, Центральная Азия являлась
тральная Азия лежит на перекрестке торговых географическим и политическим «ядром», во-
путей, она веками способствовала укреплению круг которого воевали, торговали и строили
людских и товарных потоков и зависела от них. планы многие народы. Этот регион называли
Третий фактор – культурная интеграция. Цен- по-разному. Для древних греков это была Транс-


Вставка 2.1

Великий шелковый путь
В 138 г. до н. э. молодой представитель императора Ву-ти династии Хань был послан на Запад с поручением найти союзников в борь-
бе с грабительскими нашествиями гуннов. Он вернулся через 13 лет с рассказом о том, что далеко на Западе обнаружил огромное ко-
личество народов, которые желают торговать. И с тех пор в течение последующих 1600 лет торговля Востока с Западом через Евразию
продолжалась почти беспрерывно. Торговый путь, названный австрийским геологом XIX в. «шелковым путем», представлял собой
не одну дорогу, а множество, и по нему везли не только шелк. Ведущий от ворот Великой Китайской стены, в обход Такламанской пу-
стыни, через хребты Тянь-Шаня, через великие степи к устью Волги и вниз к Каспийскому морю, этот путь со многими ответвлениями
был долгим, трудным, опасным, но, судя по историческим записям, приносил торговцам огромные доходы.
Желание Рима и Китая получать товары, богатства и идеи друг друга было движущей силой в создании торгового пути. Города Рим-
ской империи и Запада жаждали шелка из Китая. Китайцы особенно интересовались лошадьми из Центральной Азии и обменивали
на них свой шелк. Но не только шелк везли из Китая на Запад. Историк Питер Хопкирк утверждает, что караваны «из Китая везли
меха, керамику, железо, лаки, корицу и ревень, бронзовые украшения, пряжки для ремней, а также оружие и зеркала. Караваны,
двигавшиеся на Восток, перевозили пшеницу, вино, масло, золото, железо, шерстяные и льняные ткани, стекло и асбест.»
Племена и народы Центральной Азии были важными посредниками, необходимыми для успешного функционирования торговых
путей. Для одного каравана было почти невозможно пройти весь путь от начала до конца. Товар мог пройти этот путь, переходя из
рук в руки сотни раз, перемещаясь на тысячи миль и встречая на своем пути огромное множество языков и культур. Сотрудничество
между городами, культурами и народами было важным компонентом эффективного движения товаров. Постоянную угрозу торговле
представляли бандиты и грабители, но многочисленные караван-сараи, выстроенные вдоль Великого шелкового пути, предоставля-
ли жизненно необходимое убежище для путешественников. В старых дневниках говорится о том, что торговые центры на этом пути
были полны людей разных культур, говорящих на разных языках, причем все они работали и действовали сообща. Конечно, подобные
контакты способствовали и распространению болезней, как это было с эпидемией чумы (Великой чумой) в середине 17-го века.
Взаимная зависимость, в которой находились представители различных языков, религий и культур на протяжении всего Шелкового
пути, требовала от них терпимости. Во времена Монгольской империи «монгольский мир» обеспечивал сравнительную безопас-
ность для потока товаров и знаний от берегов Черного моря до Восточного Китая. Благодаря укреплению безопасности на Шелковом
пути, торговля процветала, а религии, культуры, языки, знания и открытия свободно распространялись из одной местности в другую.
Буддизм, ислам и зороастризм менялись и трансформировались по мере принятия их различными культурами и племенами.
Историк Эдвард Олворт отмечает, что основные составляющие Шелкового пути – «структура торговли, способы транспортировки,
расположение центров торговли и происхождение товаров – оставались в 1865 г. в основном такими же, как и в IX – X вв..» Упа-
док Шелкового пути в начале XVII в. был вызван рядом событий, происходивших одновременно. Изобретение быстрых судов очень
сократило затраты и время морских перевозок. Перевозки по суше были опасны, дорогостоящи и требовали много времени. Без
единой мощной власти, обеспечивавшей защиту вдоль всего Пути, сотрудничество между правящими ханствами развалилось и
роль великих посредников вдоль Пути сошла на нет.
Советская система перекрыла торговые маршруты в соседние страны и направила торговые и транспортные потоки в сторону Мо-
сквы. В результате Центральная Азия утратила экономические, культурные и религиозные связи с остальным миром. Великий путь
между Востоком и Западом оставался разорванным вплоть до распада Советского Союза.
Источники: Allworth 1967, Elissee? 1998 and Hopkirk 1980.


40
Вызовы и задачи Центральной Азии в региональном контексте

оксиана – область, лежащая между реками Аму- Чингисхана, благодаря поддержке торговли и Во время правления
дарья и Сырдарья. Позднее она стала называть- толерантному отношению к различным религи- Чингисхана, благо-
ся Туркестан – «земля, населенная тюрками». В ям и культурам, Шелковый путь продолжал про- даря поддержке тор-
XIX в. западный мир окрестил ее «краем света», цветать и в результате стал основой экономиче- говли, Шелковый путь
и она стала местом действия «Большой игры» ской интеграции Евразийского континента. продолжал процве-
Киплинга. Сегодня для стороннего наблюдате- тать и в результате
После прихода к власти Тимура (или Тамерлана)
ля история центральноазиатского региона ас- стал основой эконо-
власть вернулась в руки оседлых центральноа-
социируется в основном с Великим шелковым мической интеграции
зиатских племен. Тимур, чья статуя стоит сегодня
путем, который раньше тянулся от окраин Рим- Евразийского конти-
в сердце Узбекистана, родился в Самарканде в
ской империи до Китая (cм. Вставку 2.1). нента
1336 г. Считая себя потомком Чингисхана, он тем
Современная история Центральной Азии, веро- не менее разрушил остатки Монгольской импе-
ятно, может быть лучше всего прослежена от 651 рии, основал династию Тимуридов и продол-
года н. э., когда с юга в регион вторглись арабы жил завоевывать земли от Багдада до Москвы.
и свергли тюркского правителя в городе Мерв Под покровительством его внука и наследника
(на территории современного Туркменистана). Улугбека Самарканд и Бухара стали «центрами
Завоеватели восстановили Мерв, и город стал декоративного искусства, архитектуры, поэзии,
важным центром исламского искусства и науки. философии, живописи и астрономии».3 В 1500-х
К 705 г. были захвачены и разрушены Бухара и гг. региональное племя, называемое «узбеки»,
Самарканд, а их население обращено в ислам. разгромило династию Тимуридов и свергло
Сильные исламские традиции в науке и обра- Бабура, наследника Тамерлана, и в конечном
зовании в сочетании с культурным богатством итоге основало три отдельных ханства со сто-
региона способствовали развитию искусств и лицами в Хиве, Бухаре и Коканде.
знаний (см. Вставку 2.2). Поскольку исламские Примерно в это время, после того как в 1522
правители поддерживали торговлю и частное г. Иван Грозный отбил Казань у татар, потом-
предпринимательство, а также установили ков монгольских племен, в регионе появились
единство власти, они продолжили дальнейшее русские. Русское влияние в Центральной Азии
расширение Шелкового пути. усиливалось в течение последующих 400 лет.
В начале XIII в. Чингисхан и его войско, состояв- Во время правления Петра Великого русские
шее из представителей монгольских кочующих пришли на Кавказ и начали основывать фор-
племен, уничтожили Бухару и многие другие ты и города по всему Северному Казахстану.
знаменитые города Центральной Азии, оказав- Кроме общего стремления на Восток, русски-
шие сопротивление продвижению его конни- ми двигало желание получить доступ к хлопку
цы. В течение года монголы завоевали всю Цен- Центральной Азии, а также пушнине и землям
тральную Азию, пронеслись через нынешнюю в Сибири. С середины 1800-х гг. русские начали
территорию России и достигли окраины совре- проводить военные кампании по захвату горо-
менной Западной Европы. Во время правления дов Центральной Азии, и Ташкент был завоеван
в 1865 г., а Самарканд – в 1868 г.
При советской власти Центральная Азия была
Вставка 2.2 прочно и всецело интегрирована в советскую
политическую и экономическую систему, даже
Бухара: центр древней
несмотря на то, что коммунистическая кол-
культуры, искусств лективизация и сталинский террор принесли
и человеческого развития в регион страшный голод и страдания. Вторая
мировая война, хотя и была очень болезнен-
Город Бухара, расположенный на территории совре-
ной для республик с точки зрения потерь на
менного Узбекистана, многие столетия был важным
европейской земле, в конечном итоге имела
религиозным, научным и образовательным центром с
долгосрочные положительные последствия
большим количеством медресе и религиозных школ. Го-
для экономического развития региона. Крупно-
род был родиной Аль Бухари (810 – 870 гг.), исламского
масштабная индустриализация и модернизация
ученого и философа, написавшего Хадис, интерпретацию
значительно улучшили экономическое разви-
высказываний Магомета. С 877 по 999 гг. Бухара была
тие региона, так как во время войны Сталин пе-
столицей государства Саманидов, а Центральная Азия
ремещал сотни заводов и миллионы рабочих в При советской вла-
в этот период стала центром искусства, культуры, науки
Центральную Азию, которая была за пределами сти Центральная
и торговли. В Бухаре создавались великие медицинские
зоны боевых действий. Впоследствии населе- Азия была прочно и
Каноны Абу Али ибн Сины, известного на Западе как Ави-
ние Центральной Азии быстро росло благодаря всецело интегрирова-
ценна. В Бухаре жили многие поэты древности, среди них
высокой рождаемости и – часто – насильствен- на в советскую поли-
— Нарашаши, Рудаки и Дакики.
ному переселению русских, корейцев, немцев тическую и экономи-
Источник: Hopkirk 1994.
и других народов. ческую систему


41
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

В наследство от сталинского режима региону более высоком уровне развития, чем реально
Ферганская долина
позволяла ее экономика, тем не менее показа-
больше всего постра- достались также межреспубликанские грани-
тели уровня жизни в регионе все равно остава-
дала от новых на- цы, проведенные в Москве (см. Вставку 2.3), что
лись самыми низкими в Советском Союзе.
циональных границ, до сих пор оказывает влияние на отношения
разрезающих её изви- между центральноазиатскими республиками.
листыми линиями Расположенная в центре, плодородная и очень
Последствия распада
плотно заселенная Ферганская долина больше
Советского Союза4
всего пострадала от новых национальных гра-
ниц, разрезающих её извилистыми линиями (см.
Политический и экономический распад Совет-
Рисунок 2.1).
ского Союза в 1989 – 1991 гг. был важнейшим
Главным вкладом региона в советскую эконо- историческим событием – внезапным, быстрым,
мику было производство 90% – 95% всего хлоп- социально и экономически болезненным, но в
ка в Советском Союзе. Этот очень трудоемкий целом неожиданно мирным. Переходный пе-
продукт требует огромного количества воды, риод носил, во-первых, системный характер,
поэтому для полива хлопковых полей, которые поскольку политические и экономические си-
раньше были пустыней, советские инженеры стемы изменялись от диктаторских режимов к
повернули вспять огромные реки Центральной демократии и от центрального планирования к
Азии – Амударью и Сырдарью. В Главе 4 мы рас- рыночной экономике. А во-вторых, имел терри-
смотрим разрушительные экологические по- ториальный контекст, поскольку происходила
следствия этих решений. дезинтеграция политического и экономическо-
Несмотря на рост промышленности в Централь- го пространства. Одним из наиболее серьез-
ной Азии, особенно во время Второй мировой ных последствий стал резкий экономический
войны, экономика региона основывалась в спад, негативно отразившийся на уровне жизни
целом на природных ресурсах и сельском хо- большинства людей. В бывшем Советском Со-
зяйстве со сравнительно низкой производи- юзе этот спад был намного глубже и продолжи-
тельностью даже по советским стандартам. Бла- тельнее, чем в Центральной и Юго-Восточной
годаря значительным дотациям центрального Европе. Многие из экономических проблем,
правительства и искусственному поддержанию с которыми столкнулись новые республики,
цен, Центральная Азия могла удерживаться на уходят корнями в неэффективную политику и



Вставка 2.3

Проведение границ и вероятность возникновения конфликтов
Границы и названия современных центральноазиатских республик создавались в Москве под руководством Сталина с целью раз-
делить этнические группы, чтобы предотвратить любые попытки сплотиться и добиваться независимости и чтобы не дать ни одной из
этнических групп возможности существовать как отдельная республика.
В 1918 г. была образована Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР). С 1918 по 1924 гг. территория
этой республики охватывала всю Ферганскую долину и Восточный Памир. В сентябре 1920 г. бухарский эмир был свергнут, и в 1921
г. войска Красной Армии заняли Хивинское ханство. На территории двух бывших протекторатов Российской Империи были образо-
ваны Бухарская Народная Советская Республика (БНСР) и Хорезмская Народная Советская Республика (ХНСР). В 1924 г. ТАССР, БНСР
и ХНСР были преобразованы в две союзные республики: Узбекскую ССР и Туркменскую ССР. В том же году на территории, где сейчас
расположены Казахстан и Кыргызстан, была образована Кара-Киргизская Автономная Республика в составе Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Казахская и Киргизская автономные республики приобрели статус союзных
республик только в 1936 г. Таджикская Автономная ССР также была образована в 1924 г. и являлась частью Узбекской ССР до 1929,
когда получила статус республики СССР. К 1936 г. все административные образования стали полноценными республиками в составе
СССР с границами, почти совпадающими с современными.
Предыдущие имперские правители пытались объединить центральноазиатские племена и кланы, а Советский Союз по существу ини-
циировал дезинтеграцию региона, проведя границы через давно установившиеся культуры и этнические группы. Серьезные послед-
ствия проведенных десятилетия назад границ заметны и сегодня, поскольку титульное этническое большинство в каждой – теперь
независимой – республике стремится достичь общего национального самосознания, языкового и политического единства очень
разнородного населения и тем самым создает барьеры для исторически сложившихся людских и товарных потоков. Рассредоточение
этнических групп по разные стороны границ, некоторые из которых до сих пор чётко не обозначены и оспариваются, фрагментация
традиционно интегрированных экономических, социальных и экологических субрегионов и наличие множества анклавов одних ре-
спублик на территориях соседних создают условия для раскола и конфликтов.
Источник: Основано на Allworth 1967 по информации, предоставленной Музаффаром Олимовым.


42
Вызовы и задачи Центральной Азии в региональном контексте

Рисунок 2.1
Карта Ферганской долины




???????




????????? ????
??????

???????
?????? ?????? ????
???????? ??????????
???????
???????
???????
????????
??????
???????? ????????
??
???????
????????
???????
?????????? ????????? ???????
?????????
??????

??????????
?????? ???
??????????
?????
???????
????? ????


??????????? ?????????
??????????
???????
??????????
???????????
?????
????????
?????
??????
?????????? ????????
???????




Источник: основано на карте предоставленной United Nations O?ce for the Coordination of Humanitarian A?airs
– ReliefWeb, www.Reliefweb.int.



нежизнеспособные структуры коммунистиче- рублевой зоны и требования проведения Дезинтеграция и раз-
ской системы, которые фактически привели к вал экономики бы-
межгосударственных расчетов в твердой ва-
распаду Советского Союза. Эти проблемы были стро последовали за
люте). В целом связи между предприятиями
усугублены распадом единого экономического официальным поли-
разрушились или, по крайней мере, значи-
пространства, отличавшегося целостной соци- тическим распадом
тельно пострадали.

ально-экономической инфраструктурой и от- Советского Союза
Устранение бюджетных и инвестиционных
сутствием пограничных барьеров.
дотаций. В Таблице 2.1 приводится ряд оце-
Несмотря на ряд предупреждений о послед- нок по Центральной Азии.

ствиях экономической дезинтеграции и пред-
Сокращение или полное прекращение вну-
принятые усилия по сохранению упорядочен-
треннего субсидирования цен, в т. ч. субси-
ных экономических связей между центрально-
дий на энергию. По некоторым оценкам, рос-
азиатскими республиками, за официальным по-
сийское субсидирование цен другим стра-
литическим распадом Советского Союза в дека-
нам и республикам составляло до 58 млрд.
бре 1991 г. быстро последовали дезинтеграция
долл. в 1990 г., из которых 40 млрд. долл. на-
и развал экономики. Этот процесс был намного
правлялись в Центральную Азию.
глубже, чем могли бы быть непосредственные
• Введение официальных таможенных и тор-
последствия системных экономических реформ
говых барьеров. Кроме того, стали обычны-
(макроэкономическая стабилизация, либерали-
ми неофициальные препятствия торговле и
зация цен, приватизация, правовые реформы
транзиту. Некоторые границы были закрыты
и – в более общем плане – строительство ры-
по причинам, связанным с вооруженными
ночных институтов и так далее). Вот некоторые
конфликтами, безопасностью или экономи-
ключевые элементы:
• ческой политикой.
Разрушение системы единых платежей и без-
• Повышение цен на транспортные услуги и
наличного расчета между предприятиями,
переориентация транспортных потоков. На
прекращение финансовых потоков через но-
вые границы (особенно после разрушения маршрутах между Россией и странами СНГ


43
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Таблица 2.1
Финансовые перечисления Финансирование Центральным Прямые перечисления из
в республики Центральной банком РФ, 1992 г. (в % от центрального бюджета СССР,
Азии
республиканского ВВП) 1989 г. (в % от ВВП)
Казахстан 25,5 9,3
Кыргызстан 22,9 7,8
Таджикистан 90,7 8,2
Туркменистан 53,3 9,0
Узбекистан 69,9 11,3
Источник: Aslund 2001.


Спад переходного во многих случаях снизилась частота дви- на дезинтеграцию, спад в переходный период
периода был наиболее оказался не столь серьезным для стран Цен-
жения поездов и удлинилось время в пути.
тяжелым для не- тральной Европы, которые были менее всего
Воздушные перевозки резко сократились
больших, не имеющих интегрированы в советскую систему.
по сравнению с высоким предыдущим уров-
выхода к морю респу- нем. Во-вторых, очень резким был спад в торговле: в
блик, максимально за-
• период с 1990 по 1992 гг. экспорт между респу-
Постепенный износ единых энергосистем
висящих от внешних
бликами СНГ упал с 230 млрд. долл. до 20 млрд.
(на Южном Кавказе и в Центральной Азии)
связей и финансовых
долл.5 И хотя со временем и в разной степени
и единых систем водоснабжения (особенно
трансфертов, осо-
страны СНГ смогли перенаправить свои торго-
в Центральной Азии), что негативно отрази-
бенно для стран Цен-
вые потоки в другие страны, это не возмести-
лось на количестве и качестве необходимого
тральной Азии
ло потерь от нарушения товарообмена внутри
энерго- и водоснабжения для промышленно-
стран Содружества.
сти, ирригации и потребления населением.
• В-третьих, существуют отдельные свидетельства
Массовый отъезд национальных мень-
того, что разрыв связей привел к нарушению
шинств. Примерно три миллиона русских,
спроса и предложения из-за появления новых
многие из которых – высококвалифициро-
границ на пути торговли, транзита и платежей
ванные специалисты, вернулись в Россию
и – как результат – стал причиной краха отдель-
из других республик СНГ, особенно из Цен-
ных предприятий. Хорошо известный пример
тральной Азии. При переселении в экономи-
– завод сенных прессов в Бишкеке, который
чески ослабленную Россию они столкнулись
снабжал весь Советский Союз (см. Вставку 2.4).
со значительными проблемами.
• Можно привести схожие примеры для про-
Развал центральных советских администра-
мышленных и сельскохозяйственных предпри-
тивных органов и необходимость создания
ятий по всему бывшему СССР.
новых республиканских органов управле-
В-четвертых, множество людей в Центральной
ния. Прекращение жесткого контроля над
Азии ощущают влияние новых границ, осо-
внутренней безопасностью. В первые годы
бенно в небольших странах. Согласно Опросу
после получения независимости в Таджики-
общественного мнения, проведенного Всемир-
стане разразились война и общественные
ным банком в конце 2004 г., половина из 6 000
беспорядки, приведшие к разрушениям, за-
респондентов в Центральной Азии (за исклю-
крытию границ и потокам миллионов бежен-
чением Туркменистана) заявили, что новые гра-
цев и внутренних переселенцев.
ницы оказывают негативное или очень негатив-
Количественно оценить экономические по-
ное влияние на торговлю, транзит и транспорт,
следствия распада Советского Союза довольно а также на общение с друзьями, родственни-
сложно, но отдельные факты указывают на то, ками и проезд к месту работы. Примерно 30%
что распад Союза был мощным фактором спада заявили, что новые границы имеют негативное
экономики в переходный период, как в целом в или очень негативное воздействие на доступ
бывшем СССР, так и в Центральной Азии. к воде и электричеству. Из тех, кто пересекал
Во-первых, спад переходного периода был границы, большинство отметили проблемы,
наиболее тяжелым для небольших, не имею- связанные с потерей времени, визами или дру-
Множество людей в щих выхода к морю республик, максимально гими пограничными процедурами, выразили
Центральной Азии зависящих от внешних связей и финансовых недовольство работой таможенных служб, а
ощущают влияние трансфертов, особенно для стран Центральной многие отметили вымогательства и унижения,
новых границ Азии и Южного Кавказа. И наоборот, несмотря которым они подверглись в той или иной фор-


44
Вызовы и задачи Центральной Азии в региональном контексте

Вставка 2.4

Закрытие Бишкекского завода по производству сенных прессов
К 1990 г. Бишкекский завод сельскохозяйственных машин оказался единственным производителем оборудования для прессовки
сена во всем СССР и странах Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). (…) Рынки для сенных прессов в основном находились в
западной части СССР. (…) Завод был перемещен по приказу Сталина в Бишкек (Фрунзе) во время немецкого наступления на Укра-
ину в 1942 г. и стал самым большим работодателем в Бишкеке (около 15 000 рабочих мест). Завод не только предоставлял работу
жителям Бишкека, его котлы-утилизаторы обеспечивали отоплением и горячей водой большую часть окружающих жилых районов;
кроме того, завод строил школы, предоставлял жителям услуги здравоохранения и пособия. (…) К 1992 г. продажи готовых сенных
прессов упали на 50%. Несмотря на это выпуск поддерживался на уровне производства агрегатов до стадии почти полной комплек-
тации. Сенные прессы собирались полностью, за исключением установки гидроцилиндров, необходимых для прессовки снопов сена.
Гидроцилиндры поставлялись только двумя предприятиями – одно находилось в Томске (Российская Федерация), другое – в Таллин-
не (Эстония). Независимость Эстонии и переход к системе расчетов на долларовой основе означал, что поставки этого предприятия
нужно было оплачивать в срок и в долларах. Гидроцилиндры из Томска можно было покупать за рубли, и требований о быстрой оплате
почти не было. Но без долларов приобретение гидроцилиндров у Таллинна стало невозможным, а Таллинн ранее поставлял 50% всех
необходимых комплектующих. Томск был не в состоянии расширить свое производство. Таким образом, сборка и продажи сенных
прессов упали на 50%. (…) Несмотря на отчаянные усилия разнообразить продукцию (например, бытовыми плитами, стиральными
машинами, сушилками для белья и фенами) завод закрылся в 1994 г. Вполне вероятно, что Бишкекский завод сельскохозяйственных
машин смог бы найти возможности для экономически выгодных продаж своих машин, например, в соседние центральноазиатские
страны. И вполне вероятно, что экспорт гидроцилиндров эстонской компанией был бы экономически оправданным в краткосрочной
перспективе, при условии заключения соответствующих торгово-кредитных договоров. Однако невозможность продолжать импорт
сравнительно небольшой, но незаменимой комплектующей из Эстонии – или невозможность найти альтернативный источник по-
ставок – означали неизбежное закрытие производства.
Источник: Hare et al. 2000.



Хотя последствия
ме. В Узбекистане, по мнению респондентов, Центральной Азии они оказались во многих
политической, эконо-
возникло больше всего проблем, связанных с отношениях более глубокими. Это связано с от-
мической и социаль-
границей. С провозглашением независимости сутствием выхода к морю, бедностью, полити-
ной дезинтеграции
странами региона появились опасения по по- ческими условиями, слабостью государствен-
были сходными по
воду вероятности приграничных националь- ных институтов, а также с тем, что советская ин-
всему бывшему Со-
ных конфликтов. К чести новых руководителей теграция была здесь более искусственной, чем
ветскому Союзу, в
республик, никаких серьезных конфликтов на в других частях империи. Нет более наглядного
Центральной Азии
этой почве не возникло. Однако, по некоторым примера недальновидности центрального пла-
они оказались более
данным, вероятность приграничных конфлик- нирования, чем уничтожение Аральского моря
глубокими
тов на локальном уровне довольно высока (см. из-за развития огромной и неэффективной ре-
Вставку 2.5). гиональной системы водораспределения и ир-
ригации.
И хотя последствия политической, экономиче-
ской и социальной дезинтеграции были сход- Результатом политических изменений стали
ными по всему бывшему Советскому Союзу, в гражданская война в Таджикистане и беспоряд-



Вставка 2.5

Локальные приграничные конфликты
Недавние исследования 66 случаев конфликтов на локальном уровне в пяти странах Центральной Азии выявили высокую распро-
страненность конфликтов между населением приграничных районов соседних государств. Из 25 случаев подобных конфликтов
шесть произошли из-за споров по поводу общих водных ресурсов, два – из-за земли, 10 были связаны с проблемами торговцев
и обычных граждан, желающих пересечь границу, а семь произошли с мигрантами из других стран. В каждом случае проблемы
начались после распада Советского Союза, в результате того, что новые границы разделили население, препятствовали торговле, а
новое распределение водных и земельных ресурсов воспринималось как несправедливое или не способствующее их дальнейшему
совместному использованию и вынуждало людей оставлять традиционные места проживания. В большинстве случаев население
приграничных районов приходило к выводу, что местные и национальные власти, не говоря уже о властях соседних стран, обращали
недостаточно или никакого внимания на жалобы простых людей. В результате причины для конфликтов продолжают расти из года
в год. В одном из случаев решению систематических проблем, связанных с доступом к кыргызскому анклаву Барак в Узбекистане,
способствовало только личное вмешательство кыргызского президента, после того как он посетил район.


45
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

ки в других странах Центральной Азии. Страх горная страна с незначительными природными
Несмотря на разли-
потерять политический контроль и мнимые ресурсами, за исключением водных ресурсов,
чия по площади, чис-
угрозы безопасности внесли свой вклад в по- гидроэнергетики и некоторого количества зо-
ленности населения и
явление жестко контролируемых границ и лота, что дает примерно 5% регионального ВВП.
экономической мощи,
правительств с различной степенью авторита- Таджикистан в основном похож на Кыргызстан с
страны региона об-
ризма. В следующем разделе рассматриваются точки зрения ресурсов и размера, хотя он даже
ладают рядом общих
тенденции в области человеческого развития еще беднее и более изолирован.
характеристик
и обеспечения человеческой безопасности, к Несмотря на различия по площади, численно-
которым это привело. сти населения и экономической мощи, страны
региона обладают рядом общих характеристик,
включая советское наследие, трудности в до-
Тенденции в области ступе к мировым рынкам (см. Главу 3), эколо-
человеческого развития в гические проблемы (см. Главу 4), значительную
подверженность стихийным бедствиям и ан-
период с 1990 г.
тропогенным угрозам (см. Главу 5), ухудшающу-
юся систему социального обеспечения (см. Гла-
ву 6), а также сложную политическую ситуацию
Неоднородный регион
и проблемы управления (см. Главу 7).
Несмотря на то что страны Центральной Азии ге-
ографически представляют собой единый и исто-
Показатели человеческого развития
рически взаимосвязанный регион, они очень не-
однородны. Уникальная география Центральной В политическом, экономическом и социальном
Азии – бесплодные пустыни, обширные степи плане переходный период в Центральной Азии
и огромные энергетические ресурсы в одной заметно отразился на обеспечении человече-
стране и высокие горы и огромные водные за- ской безопасности и человеческом развитии.
пасы в другой – одна из причин различий между Поскольку Центральная Азия была беднейшим
государствами региона. Другая – в различии по и самым уязвимым регионом Советского Союза,
размеру территории, численности населения и последствия распада, по всей видимости, повли-
уровню дохода (см. Таблицу 2.2). яли на население намного глубже, чем где бы то
Казахстан обладает наибольшей площадью и ни было. Начиная с 1989 – 1990-х гг. в результате
наименьшей плотностью населения, на него экономического спада, сопровождавшего пере-
приходится примерно 51% суммарного регио- ходный период, ожидания людей на улучшения
нального ВВП, большая часть которого страна экономических и социальных условий не оправ-
получает благодаря крупным запасам нефти. В дались (см. Вставку 2.6). В начальный период неза-
Узбекистане самая большая численность населе- висимости с (1991 – 1995 гг.) экономические и со-
ния – 26 млн. его жителей составляют 45% всего циальные показатели всех центральноазиатских
Возрос уровень бед- населения региона. Кыргызстан и Туркменистан стран значительно снизились. Возрос уровень
ности и безработи- имеют почти одинаковое население – примерно бедности и безработицы, а общее валовое про-
цы, а общее валовое по 5 млн. человек; однако на этом сходство за- изводство, расходы на социальные нужды и об-
производство, рас- канчивается. Туркменистан – пустынная страна с разование сократились. В результате очень раз-
ходы на социальные крупными энергетическими запасами, особенно ных экономических и социально-политических
нужды и образование запасами природного газа, который дает 16% решений условия человеческого развития в этих
сократились регионального ВВП. Кыргызстан – небольшая государствах стали значительно различаться.




Таблица 2.2
Региональные Население Плотность Площадь ВНД, ППС ВНД, ППС
показатели (2003 г.) (млн.) населения (на (тыс. кв. км) (млрд. на душу населения
кв. км) долл. США) (в долл. США)
Казахстан 14,9 6 2 725 93 6 280
Кыргызстан 5,1 26 200 9 1 690
Таджикистан 6,3 45 143 7 1 040
Туркменистан 4,9 10 488 29 5 860
Узбекистан 26,5 61 447 44 1 720
Примечание: ВНД = Валовой национальный доход, ППС – паритет покупательной способности.
Источник: World Bank 2005f.


46
Вызовы и задачи Центральной Азии в региональном контексте

место ниже, чем в 1992 г. Казахстан традицион-
Вставка 2.6
но занимает самое высокое место среди стран
Неоправданные ожидания Центральной Азии по показателю ИЧР, но все
в Кыргызстане равно значительно отстает от центральноев-
ропейских стран и России (см. Таблицу 2.3).
«Когда были распущены колхозы, мы думали, что всё
Таджикистан занимал самое последнее место
будет хорошо. Мы сможем стать хозяевами своей земли,
среди стран СНГ и Центральной Азии, но бла-
получать хорошую прибыль и стать богатыми. Вышло всё
годаря относительно высоким достижениям
наоборот. Оказалось, что мы привыкли, что за нас кто-
в образовании и здравоохранении – значи-
то решал все проблемы. Когда мы столкнулись с ними,
тельно более высокое место по сравнению с
то поняли, что не были готовы к новому образу жизни.
беднейшими развивающимися странами, чем
Раньше работа, зарплата и цены были стабильными. В
при сравнении только на основании дохода
магазинах всё было. Когда пришла так называемая «ры-
на душу населения. Конкретные тенденции в
ночная» экономика, она разрушила всё старое. Результа-
области демографии, здравоохранения, об-
том стала бедность.»
разования и уровня жизни рассматриваются в
Термирбек, колхозник из Таш-Булака в Кыргызстане
следующих разделах.
Источник: Narayan and Petesch 2002.
Одна из самых серьезных проблем, с которой
сталкивается любой анализ тенденций эконо-
мического развития, человеческого развития и
обеспечения человеческой безопасности в Цен-
Индекс человеческого развития ПРООН – хоро-
тральной Азии, в т. ч. составление ИЧР, – плохое
шая отправная точка для обзора условий жизни
качество статистических данных. Многие дан-
народов Центральной Азии. Индекс ежегодно
ные в области экономики и человеческого раз-
высчитывается для большинства стран мира и
вития чрезвычайно ненадежны (см. Вставку 2.7).
представляет собой сочетание трех ключевых
Данные, представленные в этом отчете, нужно
компонентов человеческого развития:
использовать с большой осторожностью. Таким
• долгая и здоровая жизнь, измеренная по ожи-
образом, именно в Центральной Азии регио-
даемой продолжительности жизни при рож-
нальное сотрудничество, взаимная поддержка
дении (индекс продолжительности жизни);
и обмен опытом по сбору и анализу статистиче-
• знания, измеренные по уровню грамотности ских данных были бы очень полезными.
взрослого населения и сумме коэффици-
ентов поступивших в начальные, средние и
Демография и уровень жизни
высшие учебные заведения (индекс образо-
вания);
При советской власти в центральноазиатских
• достойный уровень жизни, измеренный как странах были достигнуты значительный рост
ВВП на душу населения (индекс ВВП).6 численности населения и продолжительности
жизни, а также улучшения в здравоохранении,
Индекс человеческого развития (ИЧР) позво-
образовании и уровне жизни. В начале 1920-х
ляет ранжировать страны по показателю ин-
гг. население, особенно в сельской местности,
декса (см. Приложение 1 с ежегодными сравни-
было в основном неграмотным, а продолжи-
тельными данными). Все страны Центральной
тельность жизни – ниже 40 лет. За последующие
Азии, за исключением Туркменистана, в срав-
70 лет весь регион добился почти полной гра-
нении с остальным миром занимали в 2003 г.




Таблица 2.3
Индекс человеческого
Место по ИЧР Индекс Индекс продол- Индекс
развития в странах
ИЧР* ВВП жительности образо-
Центральной Азии и
жизни вания
России
Казахстан 80 0,761 0,70 0,64 0,94
Туркменистан 97 0,738 0,68 0,62 0,91
Узбекистан 109 0,702 0,48 0,70 0,93
Кыргызстан 111 0,694 0,48 0,69 0,91
Таджикистан 122 0,652 0,40 0,64 0,91
Российская Федерация 62 0,795 0,76 0,67 0,96
*Примечание: из 177 стран.
Источник: UNDP 2005.

47
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Вставка 2.7

Оценка человеческого развития в Центральной Азии:
проблемы статистики
Для оценки влияния экономического сотрудничества и интеграции на человеческое развитие и обеспечение человеческой безопасности
требуются данные, обычно собранные национальными статистическими учреждениями и международными организациями. Однако в
результате распада Советского Союза качество и доступность статистических данных в центральноазиатских странах в целом снизились.
Упало финансирование государственных статистических учреждений, произошло сокращение штатов, а многие из статистических пока-
зателей при центральном планировании становились все менее пригодными для новых социальных и экономических условий. Форми-
рование потенциала для своевременного сбора достоверных статистических данных в соответствии с международными статистическими
стандартами по-прежнему остается главной задачей, хотя степень ее сложности различается от страны к стране.
Оценка экономического развития требует качественных национальных счетов и исчерпывающих оценок ВВП. В странах Центральной Азии
трудно полностью охватить экономическую деятельность. Определенные типы производственной деятельности, включая подпольную,
неофициальную и незаконную, а также деятельность домашних хозяйств для собственных нужд не могут непосредственно наблюдаться
и измеряться официальными сборщиками статистических данных. Эти типы производственной деятельности требуют специфических
методов измерения, которые были описаны в международных руководствах (например, изданных Организацией экономического со-
трудничества и развития - ОЭСР, и Европейской экономической комиссией ООН - ЕЭК ООН). Внедрение подобных методов хорошо по-
ставлено в некоторых странах (например, в Кыргызстане и Таджикистане), в то время как другие страны отстают в этой области (особенно
Туркменистан, чьи официальные данные экономического роста рассматриваются международными организациями как ненадежные).
В демографической и социальной области краеугольным камнем является перепись населения. Она предоставляет богатый матери-
ал по социальным и экономическим условиям семей по всей стране на любом географическом уровне. Страны Центральной Азии
проводили перепись населения примерно в 2000 г., за исключением Узбекистана, где последняя перепись населения проводилась
в 1989 г. Проблема с переписью населения заключается в том, что она проводится в лучшем случае раз в 10 лет и не позволяет
осуществлять мониторинг краткосрочных и среднесрочных социальных изменений на национальном и региональном уровне. Более
частые данные можно получать на основе книг записей актов гражданского состояния или статистических обзоров, проводимых на
основе репрезентативной выборки населения.
Книги записей актов гражданского состояния, учета заболеваемости, безработицы, посещаемости школ и так далее существуют во
всех центральноазиатских странах, но их формулировки и классификации часто не соответствуют международным стандартам ста-
тистики. Более того, на них влияют изменения в законодательстве и (отсутствие) наличие стимулов регистрироваться, что иногда
очень усложняет интерпретацию данных. Статистические обзоры, основанные на репрезентативной выборке домашних хозяйств,
– более качественный, хотя и более дорогостоящий источник информации, потому что они рассчитаны на предоставление надежных
и актуальных данных по экономическому и социальному положению людей в соответствии с концепцией, позволяющей сравнивать
результаты вне зависимости от времени и страны.
С середины 1990-х гг. внешние доноры помогают национальным статистическим учреждениям проводить исследования уровня
жизни и социальных условий. Они включают в себя «Исследование уровня жизни» Всемирного банка, «Кластерное обследование
по нескольким показателям» Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и «Обследование в области демографии и здравоохранения» Агентства
США по международному развитию (USAID). Все страны Центральной Азии выиграли от проведения в последние 10 лет одного или
нескольких исследований, получив в результате ценные данные по социальному и экономическому компонентам человеческого
развития. Однако статистические исследования, финансируемые внешними донорами, не могут заменить национальные исследова-
ния государственных статистических органов, поскольку им не хватает всесторонности и фиксированной периодичности. Например,
в Туркменистане последнее исследование ЮНИСЕФ проводилось в 1995 г., а последнее исследование USAID – в 2000 г.
Преодоление существующих недостатков в области статистики в Центральной Азии зависит от продолжения усилий по развитию по-
тенциала в четырех главных областях: полные оценки ВВП и соответствующих макроэкономических показателей, включая все формы
теневой экономики; укрепление административных органов, собирающих данные по рождаемости, смертности, заболеваемости и
посещаемости школ; разработка регулярных статистических обследований бюджетов домашних хозяйств и их участия на рынке тру-
да; подготовка к переписи населения примерно в 2010 г. в соответствии с международными стандартами.
Источник: Подготовлено специально для доклада ЕЭК ООН.



мотности, а средняя продолжительность жизни бенно в первые годы независимости. Больше
выросла до 68 – 70 лет.7 После провозглашения всех пострадал Казахстан, и именно эмигра-
независимости возникла обратная тенденция. цией в основном обусловлено снижение чис-
ленности населения этого государства (см.
И хотя численность населения Центральной
Таблицу 2.4). Вторая – снижение уровня рож-
Азии продолжала увеличиваться в период с
даемости во всех странах региона с 1992 г., по
1990 по 2004 гг., темпы ее роста снизились по
крайней мере, на 25%. Наблюдалось значи-
сравнению с предыдущими годами в силу трех
тельное уменьшение числа детей в возрасте
основных причин. Первая – эмиграция, осо-


48
Вызовы и задачи Центральной Азии в региональном контексте

Таблица 2.4
Численность группы населения в % Миграция
Общая численность Изме- к общей численности населения
населения нения в %
0 – 17 18 – 59 60+
1990 2003 1990-2002 1990 2002 1990 2002 1990 2002
Казахстан 16 298 14 8 78 -9 37 33 53 56 9 11
Кыргызстан 4 358 5 052 16 43 40 48 52 8 8
Таджикистан 5 244 6 305 20 49 48 44 46 6 6
Туркменистан 3 668 4 864 33 47 43 47 51 6 6
Узбекистан 20 227 25 590 27 47 44 46 50 6 7
Источники: UNICEF 2003 and World Bank 2005f.


до пяти лет. Например, в Таджикистане в 1990 ко снижение финансирования образования и Во всех странах Цен-
г. эта группа составляла 18% населения, а уже стандартов обучения постоянно уменьшает это тральной Азии на-
в 1998 г. – всего 13,5%.8 Наконец, третья – рез- преимущество. Кроме того, в период с 1990 по чиная с 1990 г. произо-
кое снижение ожидаемой продолжительно- 1997 гг. страны столкнулись с непрекращаю- шло резкое снижение
сти жизни при рождении из-за распада госу- щейся эмиграцией ученых, инженеров, врачей ожидаемой продолжи-
дарственной системы здравоохранения и зна- и других специалистов в Россию, Турцию, США тельности жизни при
чительного снижения затрат на социальную и Европу. По некоторым данным, Узбекистан рождении
инфраструктуру во всех странах Центральной терял около 10% интеллектуальной элиты еже-
Азии с 1990 г. (см. Рисунок 2.2). годно в течение первых четырех лет независи-
мости.9 В Главе 6 более детально рассматрива-
Все страны Центральной Азии имеют более вы-
ются проблемы в области здравоохранения и
сокий индекс образования, чем можно ожидать
образования.
при их уровне экономического развития (см.
Таблицу 2.3). Для таких стран, как Кыргызстан Несмотря на относительно высокий уровень
и Таджикистан, обладающих незначительны- здравоохранения и образования в 1990 г., по
ми природными ресурсами, людские ресурсы сравнению со странами с похожим экономи-
являются одним из важнейших активов. Одна- ческим положением, центральноазиатские


Рисунок 2.2
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
?
?????
????? ?????
????? ?????
?????
?????
????? ?????
?????
?????
?????
?????


?????
?????

?????


?????


?????
????????? ?????????? ??????????? ???????????? ??????????
???? ????


Источник: World Bank 2005f.


49
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Вставка 2.8

Катастрофический рост бедности в Таджикистане
Бедное население не могло удовлетворять свои основные потребности в пище, одежде, крыше над головой и топливе. Здравоохра-
нение, образование и инвестиции были совершенно недосягаемы, особенно для бедняков в сельской местности. Многим семьям не
хватало еды до сбора первого урожая зерна, особенно весной, когда их продовольственные запасы заканчивались.
Респонденты по всей стране считали критерием бедности нехватку муки или хлеба. Хлеб – основной продукт питания таджиков:
его наличие и качество являются показателем уровня жизни семьи. Субсидированный правительством хлеб выдавался выборочно
отдельным городским жителям в некоторых небольших городах и районных центрах. Семьи, имеющие земельный участок, про-
изводили собственную муку из пшеницы, которую они мололи в деревне. Весной, когда истощались запасы, семьи переходили на
кукурузную муку, которая считается хуже усвояемой и малопригодной для приготовления традиционных таджикских лепешек.
Источник: Исследования на местах в Таджикистане в 1996 г. по тексту Dudwick et al. 2003.


республики тем не менее были очень бедны- для достижения удовлетворительного эконо-
В 2003 г., после не-
мического состояния их странам предстоит
скольких лет эконо- ми в сравнении с остальными республиками
пройти долгий путь. Значительные зоны не-
мического подъема, бывшего Советского Союза. В начале 1990-х
довольства все-таки существуют, и их можно
уровень бедности в гг., по мере сокращения промышленного про-
объяснить как общими факторами, связанны-
большинстве стран изводства и снижения реальной заработной
ми с доходами, социальным положением, так
всё ещё оставался платы, волна неравенства, бедности и лише-
и некоторыми специфическими региональны-
довольно высоким ний захлестнула людей по всему региону (см.
ми условиями.
Вставку 2.8). Даже в 2003 г., после нескольких
лет экономического подъема, уровень бедно-
сти в большинстве стран всё ещё оставался до-
Экономические тенденции
вольно высоким по такому критерию, как доля
населения, живущего на сумму менее 2,15 долл. Первоначальный экономический спад после
США по паритету покупательной способности распада Советского Союза – главный фактор,
– ППС (см. Таблицу 2.5). Растущее неравенство в вызвавший негативные тенденции в области че-
доходах, измеренное по коэффициенту Джини, ловеческого развития, бедности и неравенства в
способствовало повышению уровня бедности. Центральной Азии. Результатом резкого падения
К 2003 г. по международным стандартам страны уровня производства и доходов стали совокуп-
Центральной Азии имели очень неравное рас- ные потери в ВВП, которые варьируются от при-
пределение доходов. мерно 20% в Узбекистане до почти 70% в Таджи-
Несмотря на тяжелые условия, Опрос обще- кистане в период с 1990 по 1996 гг. и примерно
Первоначальный ственного мнения, проведенный в 2004 г. Все- 40% в Казахстане, 45% в Кыргызстане и 50% в
экономический спад мирным банком, показал, что большинство из Туркменистане. К счастью, с 1999 г. все централь-
после распада Совет- 6 000 респондентов в Центральной Азии не ноазиатские экономики достигли сравнительно
ского Союза – главный сдались и, возможно, даже обрели ощущение высоких темпов роста, чему способствовало со-
фактор, вызвавший благополучия, что удивляет иностранцев (см. четание восстановления производства, реформ,
негативные тенден- Вставку 2.9). Это свидетельствует о стойко- высоких цен на полезные ископаемые и позитив-
ции в области челове- сти духа населения Центральной Азии. В то ный эффект быстрого роста в соседних странах,
ческого развития же время большинство людей заявили, что особенно в России (см. Рисунок 2.3).



Таблица 2.5
Бедность и неравенство в % с доходом меньше 2,15 Коэффициент Джини
странах Центральной Азии долл. в день (по ППС)
(2003 г.)
Казахстан 21 0,32
Кыргызстан 70 0,28
Таджикистан 74 0,33
Туркменистан* 44 –
Узбекистан 47 0,35
Россия** 9 0,34
Венгрия** 0 0,25
Примечание: *1998 г., **2002 г.
Источник: World Bank 2005b.


50
Вызовы и задачи Центральной Азии в региональном контексте

Вставка 2.9

Как люди в Центральной Азии относятся к своей жизни:
результаты исследования
Опрос общественного мнения, проведенный Всемирным банком в 2004 г. в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане,
показал, что хотя люди и ощущают некоторый прогресс в последние годы, он явно недостаточен. Как положительный момент, две
трети или более опрошенных заявили, что до некоторой степени удовлетворены жизнью и живут, по крайней мере, в относительно
хороших экономических условиях. Больше половины считают, что теперь они живут лучше, чем несколько лет назад. С другой сто-
роны, менее трети не считают свой уровень жизни в настоящее время удовлетворительным и не рассчитывают, что смогут улучшить
его в течение ближайших пяти лет. Самая распространенная проблема опрошенных – безработица. Почти половина утверждает, что
с трудом обеспечивает самые основные потребности своих семей, и почти две трети имеют претензии, которые они хотят донести до
властей. Чтобы лучше понять данные ответы, двое социологов решили внимательнее изучить факторы субъективного восприятия
благосостояния – то есть счастья – в Центральной Азии.
Опрос показал, что определенные типы ответов на во-
???????????????????????????????????
просы об удовлетворенности жизнью или о счастье по-
хожи во всем мире. Доход имеет значение для счастья,
??????
??????????????? и богатые люди в среднем счастливее бедных. Однако
??????
?? после достижения некоего минимального дохода (в
?????????????
??? контексте страны) другие факторы, такие как здоровье,
?????????????
семейное положение, стабильность работы и возраст,
???????????????
похоже, уже значат больше для ощущения благополу-
???
чия. От страны к стране, таким же образом, ощущение
счастья растет с доходом, но выравнивается после при-
?????????????
близительно 10 000 долл. США на душу населения.
?????????????
??? Жители Центральной Азии в целом не отличаются от
жителей других стран. Материальный достаток, из-
??????????????????????????
меряемый покупательной способностью респондента,
является важным компонентом счастья, но социально-
экономический статус и служебное положение (которые соотносятся с доходом, но не равны ему), вероятно, здесь даже более важны.
Как и у других народов, связь возраста со счастьем в Центральной Азии имеет U-образную форму, где нижняя точка равна возрасту
51 год. Это схоже с данными по другим развивающимся странам, но «старше», чем в большинстве стран – членов Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Брак повышает уровень счастья, а безработица – понижает. Образование, при
учете и здоровья, и общественного положения, не имеет сильного влияния на счастье.
Представление о счастье в регионе все-таки отличается некоторой спецификой, особенно в отношении типов социального взаимо-
действия. Во-первых, как и в остальном мире, респонденты, которые принимают участие в социальной деятельности и чувствуют
себя в безопасности, в среднем счастливее. Однако в Центральной Азии доверие к другим не коррелируется со счастьем. Вероятно,
авторитарный или полуавторитарный характер правительств в регионе создает атмосферу общего недоверия (в отличие от местного
уровня, где все соседи знают друг друга) и нежелания честно отвечать на вопросы о доверии.
Во-вторых, среди этнических меньшинств региона существуют значительные отличия в восприятии счастья. Русские и другие эт-
нические группы, например, украинцы, приехавшие в регион в советский период, обычно беднее, старше и менее счастливы, чем
уроженцы Центральной Азии. Крах коммунистической системы в целом отрицательно сказался на их экономическом и социальном
положении. И хотя выходцы из других стран, в общем, менее счастливы, чем местное население, казахские и кыргызские мень-
шинства в других центральноазиатских странах обычно и богаче, и счастливее. Только в Кыргызстане мигранты заявляют, что они
счастливее местного населения. Меньшинства в этой стране оценивают свое экономическое положение выше среднего, в то время
как в других странах мигранты чувствуют себя экономически в невыгодном положении.
Источник: Основано на исследовании Carol Graham and Andrew Felton, The Brookings Institution, Washington, DC.



В управлении макроэкономикой страны Цен- инфляцию под контроль и ввести в основном
тральной Азии первоначально страдали от ответственную фискальную политику. Однако
серьезных «приступов» инфляции, бюджетно- в настоящее время Кыргызстан и Таджикистан
го дефицита и чрезмерных долговых обяза- серьезно отягощены накопленным внешним
тельств, в то время как правительства пытались долгом (см. Таблицу 2.6), частично в результате
приспособиться к резкому падению производ- нецелесообразных государственных займов на
ства, отсутствию трансфертов из Москвы и раз- коммерческих условиях в первые годы и ча-
рушению советской системы взаиморасчетов. стично в результате высоких уровней льготных
К 2003 г. правительства в целом смогли взять ссуд от международных финансовых структур.10

51
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Рисунок 2.3
Рост ВВП (ежегодный в %)
?
?????


?????


?????


????
???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ????

??????


??????


??????


??????

????????? ?????????? ??????????? ???????????? ??????????


Источник: World Bank 2005f.


Пять центральноа- Республики Центральной Азии значительно (ЕБРР), Кыргызстан был на первом месте с точки
зиатских республик отличаются по уровню прямых иностранных зрения реформ «начальной фазы».11 За ним сле-
теперь значительно инвестиций – ПИИ (см. Таблицу 2.6). Казахстан, довали Казахстан и Таджикистан, а Узбекистан
отличаются друг от обладающий значительными энергетически- и Туркменистан сильно отставали (см. Таблицу
друга по экономиче- ми ресурсами, смог привлечь сравнительно 2.7). В области реформ «второй фазы» все ре-
ским системам крупные объемы иностранных инвестиций как спублики Центральной Азии добились сравни-
в абсолютных величинах, так и в сравнении с тельно небольшого прогресса.12
ВВП. За ним идет Туркменистан с более низким, Вследствие разного отношения к реформам
но все же значительным уровнем инвестиций, пять центральноазиатских республик теперь
также в основном в энергетический сектор. значительно отличаются друг от друга не толь-
Остальные центральноазиатские страны пока ко по размеру, запасам природных ресурсов,
менее удачливы в привлечении сколько-ни- уровню доходов и экономическим структурам,
будь значимых иностранных инвестиций – из-за но и по экономическим системам. Узбекистан
таких факторов, как ограниченные запасы при- и Туркменистан похожи на бывшую советскую
родных ресурсов (Кыргызстан), неспокойная административно-командную экономику, а Ка-
политическая ситуация (Таджикистан) или не- захстан и Кыргызстан, и даже Таджикистан, уско-
достаток рыночных реформ (Узбекистан). ривший недавно свои реформы, все в большей
К 2003 г. прогресс в области рыночно ориен- степени перенимают современные рыночные
тированных реформ значительно варьировал- институты. Различия осложняют региональное
ся. В соответствии с показателями реформ Ев- сотрудничество и интеграцию – эта тема будет
ропейского банка реконструкции и развития рассматриваться в последующих главах.



Таблица 2.6
Выборочные Ежегодный Инфляция Внешний долг Чистые ПИИ Чистые
макроэкономические
рост ВВП (%) (%) к ВВП (%) к ВВП (%) ПИИ (млн.
индикаторы (2003 г.)
долл. США)
Казахстан 9,20 6,4 76,8 7,4 2 188
Кыргызстан 6,67 3,1 102,7 2,4 46
Таджикистан 10,20 16,4 64,7 2,1 32
Туркменистан 16,90 5,6 30,2 3,5 218
Узбекистан 4,40 10,2 48,1 0,7 70
Источник: World Bank 2005f.


52
Вызовы и задачи Центральной Азии в региональном контексте

Таблица 2.7
Прогресс в области
Индекс реформ начальной Индекс реформ второй
рыночных реформ
фазы фазы
Казахстан 3,8 2,4
Кыргызстан 4,2 2,3
Таджикистан 3,6 1,7
Туркменистан 1,9 1,0
Узбекистан 2,5 1,9
Россия 3,8 2,6
Венгрия 4,3 3,6
Примечание: индекс колеблется от 0 (отсутствие реформ) до 4,3 (максимальные
реформы). Краткое описание фаз реформ приводится в сносках 11 и 12.
Источник: EBRD 2004.



Самая большая про-
Вызовы интеграции Обзор недавней истории и нынешней ситуации
блема – и это главная
в Центральной Азии показывает, как дезинте-
тема доклада – пре-
Обобщая полученную из самых разных источ- грация и ее экономические и гуманитарные
одоление географи-
ников информацию об истории Центральной последствия всё ещё влияют на ход событий.
ческой изоляции в
Азии, событиях переходного периода за по- Три важных вопроса непосредственно связаны
центре Евразии
следние 15 лет и задачах в области человече- с проблемами интеграции и сотрудничества, а
ского развития и обеспечения человеческой также с задачей улучшения человеческого раз-
безопасности, с которыми регион сталкивается вития и обеспечения человеческой безопас-
сегодня, можно выделить несколько характер- ности.
ных черт:
Во-первых, страх перед дальнейшей полити-
• Страны региона резко различаются по разме- ческой дезинтеграцией, несомненно, остается
ру, численности населения, экономическому важной проблемой. Это особенно актуально
потенциалу, запасам природных ресурсов и для стран, испытавших угрозу войны или граж-
положением в социальной, экологической и данских беспорядков или населенных боль-
управленческой сфере. шими группами лиц различной этнической
• принадлежности (что типично для региона).
Однако они сталкиваются со множеством
Становится понятным, почему во всех стра-
схожих проблем в области человеческого
нах Центральной Азии в первые 10 или более
развития и обеспечения человеческой без-
лет независимости такое огромное значение
опасности. Среди самых важных – дости-
придавалось национальному строительству и
жение стабильного роста экономики после
почему правительства старались установить
глубокого спада 1990-х гг., борьба с беднос-
сильную централизованную исполнительную
тью, воссоздание ослабленной системы со-
власть.
циальной помощи, решение экологических
проблем, связанных с угрозой стихийных Во-вторых, из-за стремления создать сильные
бедствий и антропогенных катастроф, улуч- национальные государства процесс дезинте-
шение управления и снижение риска воору- грации региональной экономики до сих пор
женных конфликтов. не остановлен. Границы между странами стано-
• вятся все более «жесткими», продолжают вво-
Пожалуй, самая большая проблема – и это
диться ограничения и визовые режимы, пре-
главная тема доклада – преодоление гео-
пятствующие торговле и транзиту. Продолжают
графической изоляции в центре Евразии.
воздвигаться и другие барьеры на пути пере-
Для этого необходимо остановить дальней-
движения и связей населения: расширяется
шее расхождение в области политических,
практика непризнания дипломов других стран,
экономических и гуманитарных отношений.
сокращается использование русского языка
Страны Центральной Азии должны начать
в качестве общепринятого,13 рвутся личные и
поиск путей сотрудничества друг с другом,
профессиональные связи между специалиста-
чтобы преодолеть наследие дезинтеграции
ми. Многие из этих тенденций будут описаны
и взаимные подозрения, установить проч-
далее в докладе.
ные связи в сфере экономики, природных
ресурсов, социальных и институциональ- В-третьих, на фоне резкого распада интегра-
ных отношений друг с другом и своими со- ция стран переходного периода друг с другом
седями. и остальным миром является очень важным

53
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


условием для экономического подъема и бы-
Были образованы раз- Членство в основном не полное (Туркмени-
строго роста. Страны Центральной Европы, не-
личные региональные стан, например, является членом только к
давно вступившие в ЕС, дальше всего продви-
организации, но до СНГ и ОЭС, и даже в этих организациях не
нулись по этому пути; за ними следуют страны
настоящего времени проявляет активности).

Юго-Восточной Европы. Для них долгосрочная
они имели лишь огра-
Мандаты и цели организаций по большей
интеграция с Европой обещает стать основой
ниченное влияние
части неясны, частично дублируются и меня-
экономического подъема, политической и эко-
ются во времени.
номической стабильности.
• Организации обладают очень ограниченны-
Нельзя сказать, что страны Центральной Азии
ми финансовыми ресурсами и слабым адми-
игнорируют возможности, открывающиеся в
нистративным потенциалом, им не хватает
области интеграции и сотрудничества. Еще в
авторитета и соответствующих рычагов для
январе 1993 г. представители пяти республик
реализации достигнутых договоренностей.
собрались вместе, чтобы основать Центрально-
• Они не поддерживаются международным
азиатское сообщество. С тех пор много говори-
сообществом как инструмент финансовой
лось об инициативах в области сотрудничества
и технической помощи региональному со-
на двусторонней и многосторонней основе,
трудничеству и интеграции.
были образованы различные региональные
структуры (на Рисунке 2.4 приведено членство И хотя правительства стран Центральной Азии
стран региона в самых важных из них). Среди уделяют некоторое внимание региональным
этих организаций – СНГ и Коллективный дого- аспектам экономического развития и полити-
вор о безопасности СНГ, Евразийское эконо- ческой стабильности, еще не ясно, насколько
мическое сообщество (ЕврАзЭС), Организация полно они, их соседи и международное со-
Центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС), общество осознают необходимость интенсив-
Организация экономического сотрудничества ного сотрудничества. Пока не очевидно, что
(ОЭС) и Шанхайская организация сотрудниче- они хотят посвятить региональным организа-
ства (ШОС) – см. Приложение 2, где подробно циям достаточно внимания, ресурсов и взять
рассказывается об образовании и мандатах на себя политические обязательства по пре-
этих и других региональных организаций. вращению их в эффективные инструменты. Не-
давно появились признаки того, что некоторые
На развитие центральноазиатского региональ-
из региональных организаций набирают обо-
ного сотрудничества и интеграцию эти орга-
роты. Сначала ШОС расширила полномочия
низации до настоящего времени имели лишь
от исключительно вопросов безопасности до
ограниченное влияние по ряду причин:

<<

стр. 4
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>