<<

стр. 5
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>



Рисунок 2.4
Некоторые региональные организации, членами которых являются
страны Центральной Азии

???????????????????????
? ????????????????????


?????
?

???
?
???????????? ?
?????????????? ? ???????????? ?
?????????? ? ????????????????????? ?
?????????
?????????????????????
?????????????????????
?
???????????????
? ???????????
??????????????????? ? ? ?
???????? ?????? ??????????
? ?
??????? ????????????
???????????
?
???????????
?
?????? ??????? ???????
? ? ?
?????????????
?
?
??????? ???????????????????????????
? ?
????????? ????????????????????
?
???? ?
??????????


Заметка: 5 октября 2005 года Организация Центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС) и Евразийское эконо-
мическое сообщество (ЕврАзЭС) приняли решение объединиться в один блок.
Источник: ПРООН.


54
Вызовы и задачи Центральной Азии в региональном контексте

экономического развития и сотрудничества. Вероятно, самую большую надежду на мирное Cамую большую на-
и плодотворное сотрудничество и, в конечном
Секретариат со штаб-квартирой в Пекине и дежду на мирное и
итоге, интеграцию вселяет чувство близости,
лидерство со стороны Китая, который уже до- плодотворное со-
которое по-прежнему преобладает среди на-
бился значительной финансовой помощи для трудничество и,
родов Центральной Азии несмотря на расту-
региона, могут придать новый импульс эконо- в конечном итоге,
щие различия и труднопреодолимые грани-
мическому сотрудничеству. Затем в 2004 г. пре- интеграцию вселяет
цы. Согласно Опросу общественного мнения
зидент Узбекистана Каримов предложил соз- чувство близости,
Всемирного банка в 2004 г., 71% респондентов
дать через ОЦАС Центральноазиатский общий которое по-прежнему
ответили, что региональное экономическое
рынок. Конкретные поэтапные предложения по преобладает среди
сотрудничество в Центральной Азии является
внедрению, как сообщается, находятся в стадии народов Централь-
хорошим или очень хорошим. Только очень не-
подготовки. Весной 2005 г. в Казахстане пре- ной Азии
большое меньшинство (в среднем менее 10%)
зидент Назарбаев призвал Центральную Азию
считало, что качество отношений с другими
объединиться. Кроме того, многосторонние
центральноазиатскими странами плохое или
организации14 под руководством Азиатского
очень плохое. Большинство респондентов на-
банка развития и при активном участии Китая
звали Казахстан важнейшим партнером внутри
поддерживают Организацию центральноазиат-
региона, а Россию – важнейшим партнером за
ского регионального экономического сотруд-
пределами региона (см. Рисунок 2.5a и 2.5б).
ничества (ЦАРЭС) в подготовке предложений и
финансовых планов по региональным програм- В дальнейшем для развития сотрудничества
мам и проектам в области торговли, транспорта и интеграции необходимо решить некоторые
и транзита, а также водных и энергетических важные задачи. Во-первых, процесс должен от-
ресурсов для Азербайджана, Казахстана, Мон- личаться от искусственной и неэффективной
голии, Таджикистана, Узбекистана и Западного экономической интеграции Советского Союза.
Китая. Наконец, Специальная программа для Во-вторых, необходимо избежать стремления
стран Центральной Азии (СПЕКА) направлена создавать региональные торговые блоки за вы-
на сотрудничество Афганистана, Азербайд- сокими защитными барьерами. В-третьих, пока
жана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, инициативы по интеграции поддерживаются в
Туркменистана и Узбекистана в осуществлении основном Россией и Китаем, они будут наталки-
совместных проектов развития под эгидой Эко- ваться на подозрения, что это просто предлог
номической комиссии ООН для Европы и Эко- для восстановления царской/советской импе-
номической и социальной комиссии ООН для рии в современной форме или для достижения
Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Китаем доминирующего положения в регионе.


Рисунок 2.5а
Отношение населения Центральной Азии к региональным партнерам


???????????????????????????????????????????
?
????????????????????????????????????

???
??????
???
?????
??
???
??
??????
??
????
??
??????????????????
??
???????????????????
??
??????
???
??????
??
???????
?? ?? ??? ??? ??? ??? ??? ??? ??? ???

??????????????????????????


Источник: Опрос общественного мнения Всемирного банка, 2004 г.


55
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Рисунок 2.5б
Отношение населения Центральной Азии к региональным партнерам


? ????????????????????????????????????????????
????????????????????????

???
?????????


???
??????????


??
???????????


???
????????????


?????????? ???

?????????? ???
?????????????
?? ?? ??? ??? ??? ??? ??? ??? ??? ???
??????????????????????????


Источник: Опрос общественного мнения Всемирного банка, 2004 г.



Тем не менее, несмотря на подозрения, Китаю бильный и процветающий регион, имеющий
и России придется играть ведущую экономиче- все необходимые условия для успешного че-
скую роль в интеграции региона, такую же, как ловеческого развития и обеспечения челове-
была у США в странах Северной и Южной Аме- ческой безопасности. В грядущие десятилетия
рики, а у крупных западноевропейских стран регион мог бы стать надежным и стабильным
– в ЕС и Центральной Европе. Готовность двух ядром нового динамичного Евразийского кон-
важнейших региональных и мировых держав тинента. В последующих главах доклада рассма-
помогать Центральной Азии, вместе с Японией, тривается, как региональное сотрудничество и
США, ЕС и международными организациями, интеграция могут способствовать достижению
поможет превратить Центральную Азию в ста- этой цели и что для этого необходимо сделать.




56
Глава 3

Региональное сотрудничество
в целях развития торговли
и увеличения притока
инвестиций1




«Если бы [в челночной торговле] не было таких препятствий и
дополнительных расходов, товары были бы гораздо дешевле.
Нам бы не пришлось видеть грустные глаза родителей, которые
не могут позволить себе купить ребенку слишком дорогую для
них одежду.»
Челночный торговец из Центральной Азии2




57
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


Роль торговли и инвестиций
Для народов Цен-
тральной Азии тор-
для стран, не имеющих выхода
говля и транспорт
к морю
– жизненно важный
экономический рычаг,
Для народов Центральной Азии торговля и зования.4 И поскольку торгующие страны ста-
обеспечивающий им
транспорт – жизненно важный экономический новятся более зависимыми в экономическом
доступ к мировым
рычаг, обеспечивающий им доступ к мировым отношении, они меньше предрасположены к
рынкам
рынкам. Однако страны Центральной Азии не конфликтам.5
имеют выхода к морю – а в случае Узбекистана Существуют два предостережения в отношении
выход к морю находится через две границы, – и общего правила выгодности торговли. Во-пер-
отделены большими расстояниями от ближай- вых, торговля может отрицательно сказаться на
ших портов и рынков. Географические расстоя- человеческом развитии и обеспечении челове-
ния усугубляются политическими, инфраструк- ческой безопасности, если она не отражает ре-
турными и институциональными препятстви- альные экономические, социальные и экологи-
ями, вследствие чего попытки народов Цен- ческие затраты на производство и транспорти-
тральной Азии торговать с остальным миром ровку товаров. Например, если торговля между
усложняются высокими транспортными затра- двумя странами зиждется на навязанной искус-
тами, длительными сроками транспортировки и ственной специализации этих стран без учета их
значительной неопределенностью. Однако со- сравнительных преимуществ – как было в слу-
вместными усилиями стран Центральной Азии чае торговли между республиками в Советском
и их соседей политические, инфраструктурные Союзе, – она приводит к снижению эффектив-
и институциональные барьеры могут быть сни- ности и препятствует экономическому росту и
жены, что приведет к более высокому уровню развитию человеческого потенциала. Точно так
человеческого развития и обеспечению чело- же экспорт, конкурентоспособность которого
веческой безопасности для народов региона, в обеспечивается за счет игнорирования нега-
том числе – и особенно – для бедных слоев. тивного воздействия производства на окружа-
ющую среду, использования детского труда или
Торговля позволяет государствам специализи-
обязательных закупок по низким ценам, – как
роваться в соответствии с их сравнительными
это происходит с хлопком в некоторых странах
преимуществами и достигать экономии от мас-
Центральной Азии, – негативно воздействует
штаба, которая в иных условиях невозможна.
на уровень доходов, здравоохранение, обра-
Это ведет к улучшению распределения эко-
зование и экологию.6 Таким образом, торговля
номических ресурсов и увеличению совокуп-
должна основываться на рыночных принципах
ных объемов производства в краткосрочной и
и отражать реальные экономические, социаль-
среднесрочной перспективе. В среднесрочной
ные и экологические затраты на производство.
и долгосрочной перспективе торговля ведет к
повышению темпов роста производства за счет Во-вторых, для того чтобы получать выгоды от
обеспечения большей предсказуемости по- международной торговли, стране необходимо
литической среды, расширения конкуренции быть открытой по отношению к миру и в первую
и увеличения внутренних инвестиций. В раз- очередь проводить либеральную торговую по-
вивающихся странах и странах с переходной литику. Либерализация торговли, однако, может
экономикой торговля также способствует при- иметь краткосрочные негативные последствия.
влечению прямых иностранных инвестиций Расширение торговли и конкуренции, следую-
(ПИИ) и обеспечивает доступ к современным щее за либерализацией торговли, обычно при-
технологиям за счет импорта и притока ПИИ.3 водит к сокращению объемов производства, за-
В свою очередь, рост инвестиций и экономи- работной платы и увольнениям в защищенных
ческое развитие позволяют снизить бедность и до этого секторах, которым теперь приходится
улучшить ситуацию в сфере человеческого раз- конкурировать с импортом. Обычно либерали-
вития и обеспечения человеческой безопасно- зация торговли поначалу ведет к большему уве-
сти, поскольку способствуют росту доходов и личению импорта по сравнению с экспортом,
занятости беднейших слоев населения, а также что может вызвать рост торгового дефицита и
увеличению ресурсов социального обеспече- необходимость снижения реального обменно-
ния, первичного здравоохранения, образова- го курса со всеми негативными последствиями
ния, водоснабжения и других основных услуг. для уровня инфляции, макроэкономической
К числу других положительных результатов от- стабильности и роста производства.7 Тем не
носятся более широкий ассортимент и улучше- менее со временем суммарные выгоды от сво-
ние качества потребительских товаров, а также бодной торговли обычно превышают издержки.
повышение отдачи от использования квалифи- Для стран с ограничительными торговыми ре-
жимами бoльшая открытость в международной
цированной рабочей силы и получения обра-

58
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

торговле может стать шагом на пути улучшений витие финансового сектора за счет создания Торговля и внутрен-
в человеческом развитии и обеспечения чело- ние экономические
спроса на финансовые услуги, такие как фи-
веческой безопасности, хотя им следует делать условия для ведения
нансирование торговых операций, операции
это с осторожностью, с тем чтобы минимизиро- бизнеса, инвестиций
с валютой и международные платежи. В то же
вать возможные краткосрочные издержки. и финансов взаимно
время улучшение делового климата, крупные
дополняют друг друга
инвестиции в инфраструктуру и современные
Более того, либерализация торговли лишь часть
технологии и совершенствование финансовых
общей картины: для интеграции в мировые рын-
услуг являются предпосылкой для укрепления
ки страны, не имеющие выхода к морю, такие
конкурентоспособности, обеспечения адекват-
как страны Центральной Азии, также должны
ного предложения товаров и услуг в ответ на
обладать развитой транспортной инфраструк-
меры по либерализации и развитию торговли,
турой, оказывать высококачественные транс-
а также интеграции в мировую экономику для
портные услуги и обеспечивать свободный и
стран Центральной Азии. Поэтому в настоящей
надежный транзит через границы и соседние
главе мы рассмотрим воздействие на торговую
страны.8 Улучшения в одной из этих областей бу-
интеграцию в Центральной Азии не только с
дут иметь лишь небольшой позитивный эффект,
если улучшений не будет и в других областях. точки зрения торговой политики, транспорта
Например, либерализация торговой политики и транзита, но и с точки зрения сотрудничества
и серьезные успехи в транспорте не подстегнут по улучшению условий для ведения бизнеса,
торговлю, если транзит через соседние стра- инвестиций и финансов внутри стран.
ны останется чрезвычайно трудным, дорогим
и непредсказуемым. Точно так же сокращение
Структура торговли
транспортных и транзитных затрат будет иметь
незначительное воздействие на торговлю, если
и торговый потенциал
торговая политика по-прежнему будет содер-
Центральной Азии
жать множество ограничений. И наконец, либе-
рализация торговли и обеспечение свободно-
Структура торговли в последние годы
го транзита через соседние государства будут
иметь небольшой эффект для торговли, если не В начале 1990-х гг. в результате разрыва торго-
наладить транспортные связи с потенциальны- вых связей и нарушения системы расчетов меж-
ми торговыми партнерами. ду странами бывшего Советского Союза торго-
В начале 1990-х гг.
Торговля и внутренние экономические усло- вый оборот в Центральной Азии резко снизил-
торговый оборот в
вия для ведения бизнеса, инвестиций и финан- ся. В середине 1990-х гг. объем торговли начал
Центральной Азии
сов взаимно дополняют друг друга. Создание расти, благодаря тому что центральноазиатские
резко снизился; c 2000
условий для торговли способствует улучшению страны частично переориентировали торговые
по 2004 гг. торговый
делового климата, привлечению прямых ино- потоки с бывших советских республик на дру-
оборот значительно
странных инвестиций и увеличению внутрен- гие страны, одновременно установив новые
повысился
них инвестиций.9 Это стимулирует также раз- торговые связи и системы расчетов с бывшими



Таблица 3.1
Совокупный экспорт и
% от
импорт товаров (1996
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 ВВП
– 2004 гг.)
(2004)
(если иначе не указано
Экспорт – млн. долл. США)
Казахстан 5 911 6 497 5 404 5 872 8 812 8 639 9 709 12 927 20 096 49
Кыргызстан 505 604 514 454 505 476 486 582 719 33
Таджикистан 770 746 597 689 784 652 737 797 915 44
Туркменистан 1 893 751 593 1 187 2 505 2 555 2 710 2 949 3 144 26
Узбекистан 4 211 4 026 3 218 2 928 2 816 2 808 2 514 3 190 4 279 44
Импорт
Казахстан 4 241 4 301 4 257 3 655 5 040 6 446 6 584 8 409 12 781 31
Кыргызстан 838 709 841 600 554 467 587 717 941 43
Таджикистан 668 750 711 663 675 688 721 881 1 375 66
Туркменистан 1 313 1 228 1 007 1 478 1 788 2 210 1 819 1 964 2 596 21
Узбекистан 4 712 4 186 3 125 2 841 2 697 2 815 2 426 2 663 3 392 35
Источник: Оценки правительств стран Центральной Азии и Азиатского банка развития.


59
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

республиками СССР в основном на рыночной принципах. Подобно другим советским респу-
Cырьевыe товары по-
основе. Этот процесс был приостановлен по-
прежнему составля- бликам, у республик Центральной Азии были
сле российского финансового кризиса 1998 г., а
ют огромную часть незначительные объемы торговли с внешним
также в результате падения мировых товарных
экспорта миром. Одним из благ независимости явилась
цен в конце 1990-х, девальвации национальной возможность поиска оптимальных рынков
валюты в некоторых центральноазиатских стра- для экспорта в рамках глобальной экономики.
нах и, в случае Туркменистана, приостановки Однако этот процесс осложнялся рядом фак-
экспорта природного газа на Украину в 1997 торов, включая необходимость установления
г. (см. Таблицу 3.1). С 2000 по 2004 гг. торговый новых транспортных и торговых связей, огра-
оборот значительно повысился, в основном ниченную конкурентоспособность экспортных
благодаря возросшему спросу и более высо- промышленных товаров Центральной Азии на
ким ценам на сырье на мировых рынках, росту мировых рынках и отсутствие твердой валюты.
инвестиций и, следовательно, высокой потреб- По мере смягчения или устранения некоторых
ности в средствах производства в Центральной из этих трудностей доля бывших советских ре-
Азии. спублик в товарообороте стран Центральной
Азии значительно сократилась. Это сокраще-
Товарная структура торговли в странах Цен-
ние было особенно быстрым и резким в Узбе-
тральной Азии со времени распада Советско-
кистане, которому было относительно легко
го Союза значительно не менялась. Несколь-
переориентировать экспорт конкурентоспо-
ко сырьевых товаров, таких как сырая нефть,
собных в мировом отношении товаров, таких
природный газ, металлы и хлопковое волокно,
как золото и хлопок, с бывших советских ре-
по-прежнему составляют огромную часть экс-
спублик на международные рынки. Однако тен-
порта. В 2004 г. на сырую нефть приходилось
денция переориентации торговых связей Цен-
57% экспорта Казахстана, в то время как на зо-
тральной Азии с бывших советских республик
лото приходилось 40% экспорта Кыргызстана.
на другие страны в последние годы несколько
Алюминий и хлопок составляли 82% экспорта
изменилась. Так, экспорт Узбекистана в бывшие
Таджикистана в 2003 г. Даже в Туркменистане
республики СССР значительно расширился, в
и Узбекистане, где была взята на вооружение
частности, благодаря росту поставок транс-
стратегия импортозамещающей индустриали-
портного оборудования. Импорт из бывших со-
зации и делались попытки увеличения экспорта
ветских республик в страны Центральной Азии
промышленных продуктов с высокой добавлен-
также значительно возрос после девальвации
ной стоимостью за счет активного вмешатель-
национальной валюты во многих бывших ре-
ства государства, сырьевые товары по-преж-
спубликах СССР в конце 1990-х гг.
нему превалируют в экспорте. На природный
газ, хлопок и сырую нефть приходилось 56% Сегодня взаимный товарооборот стран Цен-
экспорта Туркменистана в 2003 г., а на хлопок и тральной Азии относительно небольшой (см.
золото – 49% экспорта Узбекистана в 2004 г. В то Таблицу 3.3). Здесь может иметь место статисти-
же время готовая продукция, включая машины, ческая погрешность, поскольку доля неучтен-
оборудование и потребительские товары, про- ной торговли в региональном товарообороте
должали доминировать в импорте. больше, чем в межрегиональном.10 Но даже с
поправкой на это региональная торговля оста-
В годы советской эры республики Централь-
ется на низком уровне. Это объясняется не толь-
ной Азии имели высокий уровень торговли
ко торговой и валютной политикой стран Цен-
внутри Союза (см. Таблицу 3.2), но эта торговля
тральной Азии и отсутствием сотрудничества
составляла часть административно-командной
между ними в области торговли, транспорта,
экономики и не основывалась на рыночных



Таблица 3.2
Доля товарооборота 1988 1996 2004
с бывшим Советским
Совокупный Экспорт Импорт Всего Экспорт Импорт Всего
Союзом (1991 – 2004 гг.)
товарооборот
(%)
Казахстан 86 57 70 63 21 49 32
Кыргызстан 87 78 63 69 40 62 52
Таджикистан 86 45 58 51 24 72 53
Нет Нет
Туркменистан 89 31 42 49 45
данных данных
Узбекистан 86 21* 32* 27* 32 41 36
Источник: IMF 1992 and 2004b и оценки Азиатского банка развития.

60
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

координации деятельности пограничных и та- с другом и соседними государствами в сфере Гравитационные мо-
моженных служб – о чем будет говориться ниже развития транспортных связей с остальным дели торговли пок-
в этой главе, – но также и схожестью структу- миром, упрощения порядка перемещения лю- зывают, что страны
ры их экономик. В конечном счете эти страны дей, товаров и транспортных средств через на- Центральной Азии
найдут бoльшие возможности для торговли с циональные границы и территории транзитных могут значительно
непохожими и, следовательно, взаимодополня- стран. Более того, большинство оценок моде- повысить торговый
ющими удаленными экономиками, при условии лирования показывает, что переориентация оборот и расши-
что им удастся преодолеть барьеры на пути до- торговли на партнеров за пределами бывшего рить номенклатуру
ступа к мировым рынкам. Однако торговля как Советского Союза пока еще не завершена и что экспортируемых
внутри региона, так и с остальным миром будет странам Центральной Азии не удается достичь товаров, снизив по-
зависеть от регионального сотрудничества, на- своего торгового потенциала с рынками в дру- литические и бюро-
правленного на сокращение торговых затрат. гих регионах. В частности, торговля с наиболее кратические барье-
развитыми странами Восточной Азии, Север- ры, препятствующие
ной Америки и Западной Европы, также как и торговым связям, и
Потенциальная торговля с развивающимися рынками Южной и Юго-Вос- сотрудничая друг с
точной Азии, намного меньше того уровня, ко- другом и соседними
С учетом этих факторов, в какой мере страны
торого она могла бы достичь.11 государствами
Центральной Азии реализуют свой торговый
потенциал? Закончилась ли переориентация
торговли на несоветских торговых партнеров Человеческий аспект торговли:
и можно ли найти новых торговых партнеров?
челночная торговля
Чтобы ответить на эти вопросы, экономисты ис-
пользуют подход, широко известный как «гра- После распада Советского Союза и снятия огра-
витационная модель торговли.» Для оценки по- ничений на поездки в другие страны индивиду-
тенциальных потоков двухсторонней торговли альные торговцы начали ездить за покупками в
используется простая модель, в которую закла- соседние страны, и даже такие удаленные места,
дываются относительный экономический раз- как Китай, Турция и страны Персидского залива,
мер двух стран и расстояние между ними. Смо- откуда они возвращались с потребительскими
делированные таким способом потоки можно товарами, которые продавались на базарах
сравнивать с реальными торговыми потоками и Центральной Азии. Такая мелкомасштабная тор-
получать приблизительную оценку упущенной говля за наличные средства получила название
торговли. Кроме того, для объяснения разницы «челночная торговля.» Она прижилась в основ-
в показателях торговли можно рассматривать ном потому, что законы и другие торговые из-
другие факторы, такие как торговая политика и держки препятствуют созданию более крупных
институты. и более формальных торговых компаний, кото-
рые могли бы повысить эффективность торгов-
Результаты гравитационных моделей зависят
ли. Тем не менее челночная торговля обеспе-
от спецификаций и допущений, и их следует
чила значительную занятость и коммерческие
толковать с осторожностью. Однако большин-
возможности для менее обеспеченных граждан
ство результатов показывает, что страны Цен-
и способствовала появлению новых торговых
тральной Азии могут значительно повысить
потоков через границы. В зависимости от ча-
торговый оборот и расширить номенклатуру
сто меняющихся законов и нормативных актов
экспортируемых товаров, снизив политические
каждой страны челночная торговля может быть
и бюрократические барьеры, препятствующие
законной или нелегальной, что зачастую пре-
торговым связям. Они могут сотрудничать друг



Таблица 3.3
Матрица торговли в
Импортер Казахстан Кыргызстан Таджикистан Туркменистан Узбекистан
Центральной Азии
(2003) (млн. долл. США)
Экспортер
Казахстан 156 (171) 76 (96) 37 (77) 138 (179)
Кыргызстан 57 (55) 19 (28) 2 (7) 16 (18)
Таджикистан 5 (7) 4 (3) 2 (4) 67 (16)
Туркменистан 3 (49) 1 (0) 26 (32) 11 (9)
Узбекистан 80 (90) 44 (39) 84 (133) 58 (46)
Примечание: В каждой ячейке первая цифра относится к данным страны-экспортера, а цифра
в скобках относится к данным страны-импортера.
Источники: IMF 2004b и оценки Азиатского банка развития.


61
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

вращает ее в неопределенное и опасное пред- обращаются в отсутствие других возможностей
Челночная торговля
приятие для тех, кто ею занимается. альтернативной занятости (см. Вставку 3.1).
составляет важную
часть торговли в Появление на рынках Центральной Азии раз- Несмотря на частое вмешательство в челноч-
Центральной Азии и ницы в цене вследствие различий правовых ную торговлю со стороны официальных вла-
имеет большое зна- режимов открывало новые возможности для стей или коррумпированных чиновников, ее
чение для сокращения трансграничных сделок, и особенно челночной масштабы считаются весьма значительными.
бедности торговли. Это главным образом относится к гра- Челночная торговля слабо поддается учету и
ницам Туркменистана и Узбекистана, странам с оценке, поскольку торговцы пытаются избегать
наиболее регулируемыми ценами. Значитель- внимания властей и обычно занижают объем
ный поток товаров, особенно бензина, идет из ввозимых ими товаров (при необходимости пу-
Туркменистана, где цены крайне низки, в Узбе- тем подкупа сотрудников таможни, чтобы они
кистан. В Ферганской долине, наоборот, бензин «не замечали» их багаж). Как показывают оцен-
перевозится через границу из Узбекистана, где ки, сделанные кыргызскими экспертами для
цены на него регулируются, в Кыргызстан и Ка- Азиатского банка развития, неучтенный импорт
захстан в обмен на потребительские товары, потребительских товаров, бензина и дизель-
которых нет в Узбекистане. В начале 2000-х гг. ного топлива составлял 17% от учтенного кыр-
рынок Дордой в Бишкеке, рынок Кара-Суу близ гызского импорта в 2003 г., а неучтенный экс-
Оша и рынки в Чимкенте стали главными пун- порт товаров мелких швейных предприятий и
ктами назначения для челночных торговцев из реэкспорт импортированных потребительских
Узбекистана, поскольку доступ к потребитель- товаров составляли 20% от учтенного импорта.
ским товарам в Узбекистане все больше и боль- Таким образом, челночная торговля составляет
ше ограничивался. важную часть торговли в Центральной Азии и
имеет большое значение для сокращения бед-
Челночная торговля в основном осуществля-
ности.
ется женщинами по двум основным причинам.
Во-первых, мужчины по-прежнему больше по-
лагаются на регулярный заработок и остаются
Торговая политика,
привязанными к месту работы, которое они не
региональные торговые
готовы оставить ради того, чтобы поехать в дру-
гие страны, купить там товары и продавать их у
соглашения и вступление
себя дома. Женщины остаются привязанными к
во Всемирную торговую
своему дому, пока у них есть маленькие дети, но
организацию
как только дети вырастают или когда заботу о
младших детях можно поручить старшим, жен-
Торговая политика и торговые
щины получают возможность зарабатывать вне
дома, очень часто в качестве челночных торгов- барьеры
цев. Во-вторых, пограничники и сотрудники та-
Хотя на момент обретения независимости стра-
можни часто более снисходительно относятся
ны Центральной Азии имели весьма схожие ре-
к женщинам, нежели к мужчинам. Тем не менее
жимы торговой политики, к настоящему момен-
правительства (как это, к примеру, было в Узбе-
ту торговые режимы стали очень сильно разли-
кистане в 2002 и 2004 гг.)12 и коррумпированные
чаться. Казахстан и Кыргызстан начиная с 1990-х
пограничные, таможенные и налоговые службы
часто накладывают на челночную торговлю си- гг. более или менее последовательно проводи-
Челночная торговля стематические и произвольные ограничения. ли либерализацию своей торговой политики.15
в основном осущест- Это превращает челночную торговлю в труд- Таджикистан довольно быстро либерализовал
вляется женщинами ное занятие и механизм адаптации, к которому торговый режим после окончания гражданской


Вставка 3.1

Интервью с челночными торговцами в Узбекистане
В 2002 и 2004 гг. правительство Узбекистана ввело многочисленные ограничения в отношении челночной торговли.13 Для того чтобы
оценить, как эти ограничения повлияли на участников бизнеса, в декабре 2004 г. журналисты взяли несколько интервью у челночных
торговцев в Ташкенте. Два из этих интервью приводятся ниже. (Имена торговцев изменены.)

Интервью с Зебинисо
Зебинисо из Самарканда. У нее высшее педагогическое образование, она разведена и имеет троих детей. Двое учатся в старших
классах, третий – второклассник. Зебинисо торгует трикотажем – в основном из Китая, Ирана и Турции – для детей и подростков.
Вопрос: Как долго Вы работаете и что заставляет Вас зарабатывать деньги челночной торговлей?


62
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций


Ответ: Я зарабатываю на этой так называемой «челночной торговле» около 10 лет. После развода с мужем, который переживал,
что я не могла родить мальчика, моих сбережений не хватало. Пособий на детей было недостаточно, помощь от моих родственников
в Самарканде поступала нерегулярно. Я могла бы работать в школе, но вы знаете, сколько получают учителя. Это можно было бы
делать, если бы у меня был муж, но, когда встает необходимость обеспечивать себя и своих детей, скромной зарплаты всегда не
хватает. Вот я и занялась челночной торговлей.
Вопрос: Есть ли у Вас необходимые навыки? Вы выглядите интеллигентной женщиной. Нетрудно ли ездить в другие страны, торго-
ваться, спорить, договариваться?
Ответ: Поначалу было непросто, затем стало немного полегче. Я знаю узбекский и таджикский языки, так что у меня не бывает
особых трудностей в Чимкенте, Бишкеке, Урумчи и Мешхеде, куда я ездила за товаром. Что касается интеллигентности, я бы сказала,
что среди нас немало приличных людей с хорошим образованием и манерами.
Вопрос: Каковы накладные расходы при поездках, скажем, в Алматы и обратно?
Ответ: По-разному бывает! В принципе все эти разговоры о том, что невозможно работать из-за жестких пограничных режимов и
подскочивших налогов и тарифов, немного преувеличены. Конечно, стало труднее поехать за товаром и продать его. Но я бы сказала,
что сегодня это не столько дорого, сколько рискованно. Везде живут люди, им надо кормить свои семьи. Пограничникам, таможен-
никам и милиционерам тоже надо заработать свои деньги. Так что мы с ними договариваемся. Если бы не было таких препятствий
и дополнительных расходов, товары были бы гораздо дешевле. Нам бы не пришлось видеть грустные глаза родителей, которые не
могут позволить себе купить ребенку слишком дорогую для них одежду.
Вопрос: Если я решусь присоединиться завтра к этому бизнесу, какой рецепт выживания Вы бы порекомендовали?
Ответ: Не обижайтесь, но это глупость. Я вся погружена в этот бизнес, кое-что знаю о нем и не могу его бросить. Вы сможете за-
работать деньги как-нибудь иначе. Что же касается рецепта, найдите себе «крышу.»14 Без нее вы ничего не заработаете, с ней вам
придется много платить, но у вас останутся какие-то деньги и для ваших собственных нужд.


Интервью с Лилей
Лиля, тридцатилетняя женщина, занимается челночной торговлей в течение 10 лет. Первоначально она работала со своим братом,
который год назад переехал в Липецк. У Лили есть торговая точка на базаре, но она хочет продать ее и уйти из бизнеса. Когда она
уезжает за товаром, домашним хозяйством занимается муж.
Вопрос: Почему Вы решили бросить это дело? У Вас есть свой собственный маленький магазин. У Вас есть товар на продажу, есть
свои клиенты.
Ответ: Я ненавижу все это! Не знаю, как от этого избавиться. Посмотрите, что они делают: весной я и многие другие купили только
что построенные торговые точки на рынке. В конце лета у нас выходит указ, который заставляет меня выйти из этого бизнеса. Когда я
работала со своим братом, дела шли относительно неплохо. Мы ездили в Эмираты, покупали чайники, кофеварки, фарфор и другую
посуду. Все было цивилизованно и вполне прибыльно. Теперь они ввели налоги и пошлины, которые не дают работать. После поездок
за товаром часто вообще не остается никаких денег!
Вопрос: Но теперь у Вас другой товар. Изменили ассортимент?
Ответ: И ассортимент, и географию поездок. Пришлось прекратить поездки в Эмираты, стало слишком дорого. Приходилось вы-
кладывать по 600 долл. за билеты. Вот почему я хочу продать точку, но покупателей не найдешь.
Вопрос: А как насчет наших традиционных соседей?
Ответ: Я ездила два раза в Бишкек, а сейчас не могу и не хочу. Вы видели, что творится на границе с Казахстаном? Все вверх дном.
Пограничники братаются с какими-то подростками, работающими контрабандистами или проводниками. Прилегающая территория
загажена, сплошная антисанитария. Каждый пытается по любому поводу выжать из тебя деньги. Нужны визы, марки, печати, серти-
фикаты, регистрация и т. д. Я устала от всего этого!
Вопрос: Сколько стоит пересечь границу с Казахстаном?
Ответ: Семь тысяч сомов туда, столько же обратно, всего 15 долл. США. Дело не в этом: мы платим 200 «баксов», чтобы привезти
свой товар в Ташкент.
Вопрос: А что бы Вы сказали о «крыше» на вашем рынке?
Ответ: У некоторых она есть. Посмотрите на некоторые магазинчики в этом и соседних рядах. Некоторые из них закрыты, потому
что их хозяева уехали за товаром, некоторые закрыты налоговыми органами из-за отсутствия требуемых документов. Но многие
люди, не имеющие этих документов, работают спокойно. Почему? Когда приходит налоговик, владелец лавки набирает номер на
своем мобильном и дает телефон налоговику. Тот бледнеет и сразу же уходит. Вот так ведется здесь бизнес. Люди стараются найти
способы поддержать свой бизнес в трудной обстановке, потому что у большинства из нас есть дети и их надо кормить…
Источник: Интервью, проведенные по заказу Азиатского банка развития.


63
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

войны в 1997 г. Туркменистан предпринял мало ны, но не облагается, если они произведены
Хотя официальные
усилий по либерализации торговли. Узбекистан внутри страны.18 Некоторые товары, такие как
тарифы относи-
значительно либерализовал торговый режим в строительные материалы, облагаются налогом
тельно низки, суще-
первой половине 1990-х гг., но с тех пор ситуа- на добавленную стоимость при ввозе в страну,
ствует множество
ция частично вернулась в прежнее состояние. но освобождаются от налогообложения при
других средств регу-
Таким образом, торговая политика сегодня ва- их производстве внутри страны. Непродо-
лирования торговли,
рьируется от весьма либеральной в Кыргызста- вольственные товары, ввозимые в Узбекистан
которые правитель-
не и Таджикистане и относительно либераль- из соседних стран без сертификата происхож-
ства центральноази-
ной в Казахстане до весьма ограничительной в дения и не обязательно происходящие из этих
атских стран часто
Туркменистане и Узбекистане. стран, облагаются 20-процентным дополни-
используют по соб-
тельным налогом.
ственному усмотре- Тарифные ставки довольно низки и единообраз-
нию, не отчитываясь ны в Кыргызстане и Таджикистане (см. Таблицу Явные налоги на экспорт реже встречаются в
перед обществом 3.4). В Казахстане весьма сложная сетка тари- странах Центральной Азии, чем налоги на им-
фов (включая 10 стоимостных, семь специаль- порт, и в них отсутствуют явные экспортные
ных и ряд комбинированных тарифов), но отно- субсидии.19 Только Казахстан облагает экспорт-
сительно низкая средняя невзвешенная ставка. ными налогами ограниченное число товаров
В Узбекистане тарифная сетка не такая сложная, при экспорте в страны, не являющиеся члена-
как в Казахстане, однако средняя невзвешенная ми ЕЭС.20 В некоторых странах Центральной
ставка почти в два раза выше.16 В Туркменистане Азии экспортные цены на отдельные товары
тарифы в размере от 10 до 100% применяются в устанавливаются административным путем. В
отношении 94 товаров при импорте юридиче- Таджикистане, например, сырьевые материалы
скими лицами. Ввозимые физическими лицами экспортируются по ценам, установленным на
товары на сумму до 500 долл. США освобожда- республиканской товарной бирже, но с учетом
ются от уплаты тарифов; сверх этой суммы при- мировых цен. В Туркменистане природный газ
меняется единый тариф в размере 5%. Главная и электроэнергия экспортируются по ценам,
проблема во всех странах в том, что тарифные установленным межправительственными со-
сетки меняются довольно часто и непредсказу- глашениями.
емым образом. Наблюдается повышение ставок Все страны применяют количественные огра-
на товары с большей степенью обработки, эта ничения, такие как запреты, квоты и лицензии к
тенденция более заметна в Казахстане, Туркме- торговле товарами, которые имеют отношение
нистане и Узбекистане, нежели в Кыргызстане и к национальной безопасности, здравоохране-
Таджикистане. нию и экологии или считаются идущими вразрез
Помимо тарифов, некоторые страны Централь- с общественными нормами. Некоторые страны
ной Азии вводят другие налоги на импорт, ко- Центральной Азии используют количественные
торыми не облагаются товары, произведенные ограничения в экономических и социальных
внутри страны, или которые имеют более вы- целях. Туркменистан и Узбекистан ограничива-
сокие ставки в отношении импортных, нежели ют импорт некоторых продуктов или их замени-
произведенных внутри страны товаров.17 На- телей в целях защиты местных производителей
пример, в Казахстане и Туркменистане акцизы от иностранных конкурентов. Туркменистан и
применяются как к импортным, так и произ- Узбекистан также запрещают экспорт некото-
веденным в стране алкогольным напиткам и рых продовольственных товаров в целях обе-
табачной продукции, но ставки налога выше спечения их наличия на внутреннем рынке по
для импортной продукции. В Узбекистане относительно низким ценам. По той же самой
широкий диапазон потребительских товаров причине Казахстан ввел временный запрет на
облагается акцизами, если они импортирова- экспорт дизельного топлива и топочного мазу-

Таблица 3.4
Тарифы в некоторых Казахстанa Кыргызстан Таджикистан Узбекистанa
странах Центральной Азии
Число тарифных ставок 10 5 6 4
(Август 2005 г.)
Максимальная ставка (%) 100 15 б 15 30
Средняя невзвешенная
7,6 5,1 7,5 14,6
ставка (%)
Только стоимостные тарифы. Существуют также специальные
a

и комбинированные тарифы.
Исключая 30-процентный сезонный тариф на рафинированный сахар.
б

Примечание: Информация по Туркменистану фрагментарна и потому была опущена.
Источник: Оценки Азиатского банка развития.


64
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

та в течение, соответственно, уборочного и ото- их в более прозрачные и менее произвольные Снижение и рациона-
пительного сезонов. должны стать основной целью регионального лизация нетарифных
сотрудничества. торговых барьеров, а
Некоторые страны Центральной Азии также
также превращение
используют регистрацию внешнеторговых опе-
их в более прозрачные
раций как средство регулирования торговли.
Региональные торговые соглашения и менее произвольные
В Туркменистане все экспортные и импортные
должны стать основ-
контракты по всем товарам – за исключени- Разительной чертой торговой политики в Цен-
ной целью региональ-
ем экспортных контрактов на стратегические тральной Азии являются многочисленные ре-
ного сотрудничества
товары, такие как природный газ, нефть и не- гиональные и двухсторонние соглашения, под-
фтепродукты, электроэнергия и хлопок, – под- писанные начиная с 1991 г. зачастую на самом
лежат предварительной регистрации на го- высоком политическом уровне. Риторика этих
сударственной товарной бирже. Экспортные соглашений предполагала либо воссоздание
контракты на стратегические товары требуют экономического союза, существовавшего в дни
предварительного утверждения кабинетом ми- до получения независимости, либо образова-
нистров. В Узбекистане импортные контракты, ние таможенного союза по типу ЕС, либо, по
финансируемые из государственного бюджета, крайней мере, создание зоны свободной тор-
за счет гарантированных государством креди- говли. Но в действительности, вместо создания
тов либо предприятиями, которые более чем на региона открытой торговли, страны Централь-
50% находятся в государственной собственно- ной Азии в основном стали членами различ-
сти, подлежат предварительной регистрации, а ных региональных организаций и подписали
все другие импортные контракты, заключенные многочисленные двухсторонние торговые со-
юридическими лицами, подлежат последующей глашения (см. Рисунок 3.1). Накладывающиеся
регистрации. друг на друга соглашения привели к тому, что
в литературе по торговле метко называется эф-
Как лицензирование, так и регистрация между-
фектом «тарелки со спагетти.» Такая ситуация
народных сделок создает возможности для вы-
ведет к появлению противоречивого и вводя-
могательства и может подстегивать коррупцию
щего в заблуждение набора торговых правил
и препятствовать международной торговле. Ли-
на любой границе (см. Вставку 3.2). Даже при
цензирование экспорта и/или импорта отдель-
наилучших условиях честным чиновникам и
ных продуктов, похоже, прежде всего нацелено
частным торговцам трудно выполнять все пра-
на создание и сохранение монополий. Допол-
вила. А в худших условиях неясные правила
нительные трудности возникают в некоторых Региональные пре-
создают возможности для произвола, решений
странах Центральной Азии в результате небла- ференциальные
по усмотрению какого-либо лица и коррупции.
гоприятных законов в отношении обмена ино- торговые союзы не-
Основными региональными торговыми согла-
странной валюты и платежей. В Туркменистане эффективны в Цен-
шениями являются следующие:22
ограниченный доступ к иностранной валюте тральной Азии по по-
создает главное препятствие на пути импорта литическим и эконо-
Содружество Независимых Государств (СНГ)
товаров, а требование о том, чтобы опреде- было создано после распада Советского Союза мическим причинам, и
ленные категории экспортеров сдавали часть с целью поддержать единое экономическое вряд ли эта ситуация
валютной выручки по завышенному обменному пространство Советского Союза. На самом деле изменится в ближай-
курсу, представляет собой скрытый налог на новые границы оказывали все более разруши- шем будущем
экспорт.21 Некоторые категории импортеров
по-прежнему испытывают трудности с покуп-
Вставка 3.2
кой иностранной валюты в Узбекистане, даже
после того как страна ввела в октябре 2003 г.
Узбекский взгляд на
полную конвертируемость национальной ва-
региональные организации
люты по текущим международным операциям.
в Центральной Азии
В Таджикистане положение, в соответствии с
которым экспорт широкого диапазона товаров «Многочисленные региональные организации с почти
подлежит 100-процентной предоплате, затруд- одинаковыми целями и задачами и появление раз-
няет экспорт этих товаров. личных институтов, направленных на региональную
интеграцию стран Центральной Азии, привели к фраг-
Подводя итоги, можно сказать, что, хотя офици-
ментации политических и экономических систем внутри
альные тарифы относительно низки, существу-
региона и к ненужности ограниченных административ-
ет большое количество других политических
ных механизмов и механизмов принятия решения по
инструментов, которыми страны Центральной
всей Центральной Азии.»
Азии пользуются, зачастую в произвольной и
непрозрачной манере, для регулирования тор- Источник: Страновое исследование ПРООН
говли. Снижение и рационализация нетариф- по Узбекистану.
ных торговых барьеров, а также превращение


65
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

тельное воздействие на экономику, поскольку Создание альтернативной группы среди стран
СНГ было не в состоянии эффективно поддер- СНГ произошло в феврале 2003 г., когда руко-
живать свободную региональную торговлю. водители Беларуси, Казахстана, России и Укра-
ины достигли предварительного соглашения о
Начиная с 1995 г. более узко нацеленное Евра-
создании Единого экономического простран-
зийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс
ства (ЕЭП). Россия всячески продвигала эту
или ЕЭС)23 ставило перед собой конкретную
концепцию, но не обошлось без разногласий
задачу создания таможенного союза для сво-
по поводу предложений о создании наднаци-
их пяти членов. На пути установления единого
ональных институтов и принятии рубля в каче-
внешнего тарифа сообщество натолкнулось на
стве общей валюты. Исход выборов в декабре
многочисленные практические препятствия
2004 г. на Украине делает успешное продвиже-
главным образом потому, что Казахстан и Кыр-
ние по пути сотрудничества под знаком Едино-
гызстан не принимали и вряд ли примут рос-
го экономического пространства еще менее
сийский тариф (это создало бы благоприятные
вероятным.
условия для российских производителей, по-
ставляющих товары по довольно высоким це- Попытки обеспечить единое экономическое
нам относительно мировых, в ущерб местным пространство в Центральной Азии привели в
потребителям и импортерам этих стран). Рос- 1994 г. к созданию Казахстаном, Кыргызстаном
сия в свою очередь вряд ли примет низкие кыр- и Узбекистаном Центральноазиатского эконо-
гызские тарифы (которые связаны с договором мического союза. С вступлением Таджикистана
со Всемирной торговой организацией (ВТО) со в 1998 г. организация стала Центральноази-
времени вступления Кыргызстана в 1998 г.). атским экономическим сообществом. Пре-



Рисунок 3.1
Эффект «тарелки со спагетти» региональных и двухсторонних торговых соглашений
с участием стран Центральной Азии (Август, 2005)


???????
???????



????????
?????? ???????
?????????



?????
?
?????
?????????
?

??????
????
?????
?




????????????
?
?????
?????
????????

????
?????? ??????????




????????????????????????????????

???????
???
???
??? ????


?????????????????????????????????




66
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

зиденты четырех стран в 2002 г. провозгласи- суверенитет путем ввязывания, как они опаса- Политическому
ли создание Организации Центроазиатского ются, в региональные путы, могущие привести руководству в Цен-
сотрудничеста (ОЦАС). Россия вструпила в к воссозданию некоторых политических огра- тральной Азии сле-
ОЦАС в 2004 г. Несмотря на то, что соглашение ничений, характерных для недавнего прошло- дует позаботиться
об основании ОЦАС включало в себя достаточ- го. Во-вторых, веские экономические причины о скорейшем присо-
но важные цели, прогресса по реализации этих препятствуют достижению преференциаль- единении к ВТО и под-
целей не наблюдалось. Во время своей встречи ных региональных торговых договоренностей. держке регионального
в Санкт-Петербурге в октябре 2005 года пре- Один из основных аргументов относится к ве- сотрудничества,
зиденты стран ОЦАС приняли решение совме- роятности переориентации торговых потоков. нацеленного на со-
стить свою организацию с ЕЭС. Преференциальные пошлины на импортные кращение торговых
товары из соседней страны могут подтолкнуть барьеров, возникаю-
Организация экономического сотрудничества
потребителей к приобретению товаров, кото- щих вследствие сла-
(ОЭС), к которой в 1992 г. примкнули все толь-
рые представляются им более выгодными, чем бой транспортной
ко что получившие независимость страны
на самом деле более дешевые или более каче- инфраструктуры и
Центральной Азии, также претендует на роль
ственные импортные товары, цену которых удо- слабых мер по акти-
регионального торгового механизма. Три
рожает включенный тариф. Правительство им- визации торговли
члена-учредителя (Иран, Пакистан и Турция)
портирующей страны теряет тарифные доходы,
предлагают друг другу льготные тарифные ре-
а потребители оказываются в худшем положе-
жимы, но список товаров, подпадающих под
нии, нежели они были бы в случае недискрими-
соглашение, крайне ограничен. Пять стран
национного сокращения тарифов. Хотя полити-
Центральной Азии вместе с Афганистаном и
ческие лидеры могут и не выражать опасения в
Азербайджаном выразили свою привержен-
таких терминах, как «переориентация торговых
ность принципам ОЭС, но не сделали никаких
потоков», когда дело доходит до выполнения
шагов по установлению преференциальных
соглашений, они признают, что, хотя им и хоте-
тарифов. Начиная с 1992 г. торговля между пя-
лось бы расширить рынок для собственных за-
тью странами Центральной Азии и их южными
щищенных отраслей промышленности, им все
соседями расширилась, хотя и с низкого уров-
же не хочется предоставлять статус наибольше-
ня и гораздо более медленными темпами, чем
го благоприятствования промышленным това-
ожидали многие наблюдатели. Более того, тор-
рам своих соседей. Закупка импортных товаров
говля расширялась на недискриминационной
у наиболее дешевых глобальных поставщиков и
основе (режим наибольшего благоприятство-
реализация экспорта на лучших рынках имеют
вания), а не в рамках региональных торговых
значительный экономический смысл, а несле-
договоренностей, как, вероятно, предполага-
дование этим принципам было основной при-
ли члены–основатели ОЭС.
чиной неудач многочисленных дискриминаци-
Между этими региональными соглашениями онных торговых договоренностей в Африке и
зачастую существует скрытое соперничество, Латинской Америке во второй половине XX в.
отражающее различные и взаимоисключаю- (см. Главу 1).25
щие политические договоренности. В целом
Одним словом, региональные преференциаль-
быстрая смена интереса к альтернативным
ные торговые соглашения не возымели успеха в
перестановкам сдерживает институциональ-
Центральной Азии по политическим и экономи-
ное развитие любой конкретной региональ-
ческим причинам и вряд ли будут иметь успех в
ной организации.24 В последнее десятилетие
ближайшем будущем. Вместо того чтобы сосре-
продвижение к созданию таможенного союза
доточивать свое внимание на заключении та-
шло медленными темпами или вообще не про-
ких соглашений, политическому руководству в
исходило, поскольку отсутствуют какие-либо
Центральной Азии следует позаботиться о ско-
мероприятия по исполнению договоренностей
рейшем присоединении к ВТО и поддержке ре-
или механизмы арбитража для их реализации.
гионального сотрудничества, нацеленного на
В действительности соглашения, направленные
сокращение торговых барьеров, возникающих
на введение обязательного режима свободной
вследствие слабой транспортной инфраструк-
торговли или гармонизацию внешней торговой
туры и слабых мер по активизации торговли.
политики, практически не принесли никаких
результатов, и ни одно из них не представляет
угрозы многосторонности торговой политики
Вступление в ВТО и сотрудничество
стран Центральной Азии. Их экономическое
в многосторонних рамках
воздействие оказалось минимальным.
В глаза бросаются две основные причины тако- Из пяти стран Центральной Азии в настоящее
го развития событий. Во-первых, правительства время только Кыргызстан является членом ВТО
новых государств Центральной Азии не жела- (см. Таблицу 3.5). Заявка Казахстана на вступле-
ют ограничивать свой только что полученный ние продвинулась достаточно далеко: в по-


67
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Таблица 3.5
Bступлениe в ВТО Заявка Рабочие группы Членство
Казахстан Январь 1996 г. 7 встреч (1997 –2004)
Кыргызстан 1993 г. Декабрь 1998 г.
Таджикистан Май 2001 г. 1 встреча (март 2004 г.)
Туркменистан Не подавал
Узбекистан Декабрь 1994 г. 2 встречи (июль 2002 г. и
июнь 2004 г.)
Источник: Web-сайт ВТО, www.wto.org.



следние годы действует программа совещаний водителям хлопка в Соединенных Штатах и ЕС
Выгоды от членства
Рабочей группы, и присоединение ожидается (см. Вставку 3.3).
в ВТО для стран Цен-
скоро, возможно, уже в 2006 г. Процесс всту-
тральной Азии весь- Несмотря на многочисленные выгоды, ВТО –
пления Таджикистана и Узбекистана находится
ма значительны это не панацея, поскольку необходимы другие
на более раннем этапе, хотя с 2002 г. в процессе реформы и инвестиции, особенно в отношении
наметилось ускорение. Туркменистан пока не транспорта, транзита и внутренней политики.
подавал заявки на вступление в ВТО, поскольку С вступлением в ВТО сопряжены и опреде-
его правительство не расположено к участию в ленные затраты, особенно связанные с прове-
многосторонних усилиях. дением переговоров и созданием институтов
Выгоды от членства в ВТО для стран Централь- для обеспечения соблюдения кодексов ВТО,
ной Азии весьма значительны. Самое важное хотя двухсторонние и многосторонние доно-
в том, что членство ставит торговлю на общую ры могут помочь в обеспечении последнего. В
основу международного торгового права и некоторых случаях, однако, затраты, связанные
потенциально отделяет торговую политику от с членством в ВТО, толкуются превратно. На-
просто политики. Присоединение к ВТО боль- пример, критики ссылаются на экономические
шего числа стран Центральной Азии обеспечи- трудности Кыргызстана в 1999 г. в качестве при-
ло бы общие рамки для выработки формальной мера потенциальных затрат на членство, но на
торговой политики и разрешения споров в от- самом деле спад в Кыргызстане был связан с
ношении большей доли внутрирегиональной факторами, не имеющими отношения к ВТО и
торговли и торговли с экономически важными перевесившими положительные результаты от
соседями в регионе. Пакистан и Турция уже вступления. Основными причинами трудностей
давно являются членами ВТО, и выгоды от всту- были российский экономический кризис 1998 –
пления в ВТО для стран Центральной Азии были 1999 гг., 50-процентная девальвация в Казахста-
подчеркнуты присоединением Китая в 2001 г. и не и крах трех из четырех крупнейших в стране
будут подтверждены неминуемым вступлением банков. Кыргызская торговля также была по-
России.26 Присоединение к надежному про- ставлена в безвыходное положение региональ-
цессу ВТО по разрешению споров – важное до- ными условиями транспорта и транзита.28
стижение для малых торговых наций, у которых Во многих отношениях многосторонность, фор-
появляется заслуживающий доверия способ мализуемая членством в ВТО, остается самыми
обращения за помощью против крупных стран, лучшими рамками для развития международных
нарушающих правила. экономических отношений. В настоящий момент,
Вступление в ВТО могло бы принести дальней- однако, несмотря на малоуспешный опыт, пред-
шие выгоды за счет поощрения либеральной ложений по созданию региональных торговых
политики и наказания за отказ от выполне- договоренностей не убавляется, будь то в форме
ния обязательств. Такая среда будет способ- призывов к образованию зоны свободной тор-
ствовать привлечению прямых иностранных говли, таможенного союза или более глубокого
инвестиций, повышению привлекательности экономического союза. В мае 2004 г. президент
внутренних инвестиций и обеспечит стране Узбекистана Каримов предложил создать сред-
возможность получать выгоды от специали- неазиатский общий рынок (см. Вставку 3.4). На
ВТО – это не панацея,
зации и торговли с меньшей боязнью протек- восьмом саммите ОЭС, проходившем в Душанбе
поскольку необходи-
ционизма на иностранных рынках. Членство в сентябре 2004 г., Иран предложил взять обяза-
мы другие реформы
в ВТО также обеспечит некоторые рычаги для тельства по созданию к 2015 г. зоны свободной
и инвестиции, осо-
борьбы с нелиберальной политикой в других торговли ОЭС. В марте 2005 г. президент Каримов
бенно в отношении
странах. Узбекистан и Таджикистан, например, и президент Казахстана Назарбаев образовали
транспорта, тран-
смогли бы присоединиться к усилиям стран рабочую группу по созданию зоны свободной
зита и внутренней
– членов ВТО по сокращению субсидий произ- торговли между своими странами.29
политики


68
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

Вставка 3.3

Потенциальное региональное сотрудничество в рамках ВТО:
пример хлопка
Одна из главных привлекательных сторон ВТО состоит в создании привязанных к конкретному вопросу коалиций для борьбы против
политики, не отвечающей духу ВТО. Вопросы, относящиеся к хлопку, имеют особое отношение к Центральной Азии.
В сезон 2001 – 2002 гг. прямая помощь производителям хлопка составила 2,3 млрд. долл. США в Соединенных Штатах и 800 млн.
долл. США в ЕС. Эти субсидии вылились в повышение цен производителей по сравнению с мировой ценой на 91% в Соединенных
Штатах, 144% в Греции и 184% в Испании. Реакция внутреннего предложения на эти искусственно завышенные цены снижает миро-
вые цены. По оценкам исследования Всемирного банка, отмена субсидий в США и ЕС привела бы к повышению мировых цен на
71%.
Центральная Азия несет значительные потери из-за вызванного субсидиями снижения мировых цен. При повышении мировых цен
на 71% ВВП Узбекистана вырастет на 3%, ВВП Таджикистана – на 6% и ВВП Туркменистана – на 3%. Эти значительные выгоды будут
иметь место каждый год. Более того, при более привлекательных мировых ценах объемы экспортируемого хлопка возрастут (при-
мерно на 5,8% в Узбекистане), что еще увеличит потенциальные выгоды.27
На проходившей в Канкуне конференции ВТО на уровне министров в 2003 г. группа западноафриканских стран – производителей
хлопка (Бенин, Буркина Фасо, Мали и Чад) выступила с секторальной инициативой по хлопку, главный упор в которой делался на
ущербе, наносимом развивающимся странам хлопковыми субсидиями в развитых странах, особенно в Соединенных Штатах, и при-
звала к отмене этих субсидий. В марте 2005 г. Бразилия добилась окончательного решения ВТО о том, что большинство хлопковых
субсидий в Соединенных Штатах являются незаконными по правилам ВТО, и в начале июля 2005 г. правительство США объявило о
том, что оно обратится в конгресс с просьбой принять закон о постепенном свертывании субсидий. Даже если Соединенные Штаты
полностью отменят хлопковые субсидии, определенные как незаконные по правилам ВТО, все равно там и в других развитых странах
останутся значительные хлопковые субсидии, искажающие торговлю. Страны – производители хлопка в Центральной Азии могли бы
расширить коалицию против субсидий и способствовать их скорейшей отмене.



В сфере торговли есть возможность и необходи- к рынкам в развитых странах и для борьбы за
мость развития регионального сотрудничества прекращение искажающих торговлю сельско-
в многосторонних рамках. Во-первых, страны хозяйственных субсидий. Третье и самое важ-
Центральной Азии могут координировать свою ное состоит в том, что региональное сотрудни-
торговую политику и совместными усилиями чество должно быть самым срочным образом
осуществлять недискриминационную торговую ориентировано на вопросы регионального
либерализацию, как это сделали многие страны транспорта и содействия развитию торговли.
– члены Азиатско-Тихоокеанского экономиче- Барьеры, воздвигаемые сегодняшними догово-
ского сотрудничества. Во-вторых, они могут ренностями, представляют собой гораздо бо-
также объединить усилия друг с другом и дру- лее серьезные препятствия, нежели торговая
гими странами для получения лучшего доступа политика сама по себе.


Вcтавка 3.4

Узбекское предложение по созданию общего рынка
в Центральной Азии
На саммите ОЦАС, проходившем 28 мая 2004 г. в Астане, президент Узбекистана Каримов предложил создать среднеазиатский об-
щий рынок на основе институциональных рамок ОЦАС и включая Афганистан. Главной целью среднеазиатского общего рынка будет
повышение жизненного уровня народов Центральной Азии путем оптимального использования региональных ресурсов, включая
воду и электроэнергию, природный, физический и человеческий капитал, а также путем разработки общей стратегии создания благо-
приятного инвестиционного климата для внутренних и иностранных инвесторов. Предполагалось, что это будет долгосрочная иници-
атива, реализация которой состоит из трех фаз:
1. Создание эффективной зоны свободной торговли.
2. Образование таможенного союза в течение пяти лет после создания зоны свободной торговли.
3. Образование общего рынка в течение пяти-семи лет после создания таможенного союза.
Но с момента поступления инициативы в мае 2004 г., прочти не наблюдалось прогресса по ее реализации и углублению. Кроме того,
ее будущее туманно в связи с объединением ОЦАС с ЕЭС.
Источник: Правительство Узбекистана и ПРООН.


69
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


Транспорт, пограничная тию. Так, была установлена железнодорожная
На пути развития
свободной торговли связь между Ираном и Туркменистаном, а так-
и таможенная службы и
в Центральной Азии же Китаем и Казахстаном. Казахстан, Россия и
транзитные барьеры
стоит ряд препят- Туркменистан заключили соглашение о стро-
ствий, связанных ительстве железной дороги, которая свяжет
На пути развития свободной торговли в Цен-
с транспортом и Российскую Федерацию с Ираном через Ка-
тральной Азии стоит ряд препятствий, связан-
транзитом захстан и Туркменистан. Казахстан предпри-
ных с транспортом и транзитом. Расстояние
нимает усилия по возведению недостающих
от Центральной Азии до ближайших морских
сегментов железной дороги, которая свяжет
портов в Аравийском море и Персидском за-
Китай с Европой через Казахстан, Туркмени-
ливе составляет от 2 000 до 3 400 км, до бли-
стан и Иран.
жайших морских портов в Черном море – поч-
При финансовой и технической помощи Азиат-
ти 3 000 км, а до ближайших стран ЕС – около
ского банка развития страны Центральной Азии
4 000 км. Регион также имеет непростую топо-
осуществили или реализуют несколько про-
логию, которая затрудняет транспортные свя-
ектов по постройке автомагистралей. Это по-
зи с другими частями света, особенно Южной
зволит им улучшить транспортные связи с Вос-
Азией. Ситуация усугубляется слабостью ре-
точной и Южной Азией и станет шагом на пути
гиональной транспортной сети, серьезными
возвращения к роли сухопутного моста между
проблемами при пересечении границ, тамо-
Азией и Европой. Проекты включают восстанов-
женными процедурами и трудностями транзи-
ление дорог между Душанбе и кыргызской гра-
та через соседние страны (см. свидетельство
ницей, а также магистралей Ош – Иркештан, Ош
очевидца во Вставке 3.5).
– Бишкек, Бишкек – Алматы и Алматы – Астана.
Обсуждается вопрос строительства железной
Транспортная инфраструктура30 дороги, которая свяжет Узбекистан с Китаем
через Кыргызстан, а также железной дороги
Страны Центральной Азии унаследовали вы- между Афганистаном и Узбекистаном. Страны
соко интегрированные транспортные сети, Центральной Азии также участвуют в програм-
которые строились фактически без учета адми- ме ЕС «Транспортный коридор Европа – Кавказ
нистративных границ между советскими респу- – Азия» (ТРАКЕКА) и в проектах по строительству
бликами и были в основном ориентированы на Азиатской автомагистрали и Трансазиатской же-
Российскую Федерацию. В то же время транс- лезной дороги, осуществляемых Экономической
портные связи с соседними странами – Афгани- и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого
станом, Китаем, Ираном, Пакистаном и Турцией, океана – ЭСКАТО (см. Вставку 3.6). В целом, одна-
оставались слабо развитыми, приходили в упа- ко, отсутствие финансовых ресурсов и слабая
док или закрывались. координация при выполнении проектов, отно-
сящихся к национальной транспортной инфра-
После получения независимости страны Цен-
структуре, замедляют интеграцию транспортных
тральной Азии постарались улучшить транс-
сетей Центральной Азии с международными
портные связи со странами, не входившими
транспортными сетями.
в бывшее советское государство, часто при
поддержке многосторонних и двухсторон- В то же время появление национальных границ
них организаций по международному разви- и увеличение транзитных затрат и сроков из-за



Вставка 3.5

На таджикско-узбекской границе
Между Душанбе и Ташкентом нет регулярных рейсов. Так что мы летели местным рейсом из Душанбе в Ходжанд на севере Таджи-
кистана. Там в аэропорт за нами пришла машина, и мы поехали по ухабистым дорогам к узбекской границе и потом в Ташкент. Во
время предыдущей поездки в обратном направлении в этом году я изумлялся закрытым на замок двойным железным воротам,
блокировавшим узбекскую сторону границы, и высокой проволочной ограде и сторожевым башням узбекской границы, насколько
видел глаз, хотя в советские времена ни о какой реальной границе и говорить не приходилось. На этот раз замка на воротах не было,
но они открывались и закрывались только для проезда и прохода автомашины или человека. Дело клонилось к вечеру, и был по-
недельник, так что особого движения через границу в обоих направлениях не было. Несколько грузовиков направлялись на север в
Узбекистан. Несколько тяжело груженых телег, запряженных ослами, ехали на юг в Таджикистан. Их погонщики явно страдали и от
ослов, и от таджикских пограничников. Ослы с нетерпением тянули на юг, а пограничники по какой-то причине не пускали их, били
ослов своими сапогами, в то время как сидящие на телегах ребятишки визжали от страха.
Источник: Й. Линн, личные наблюдения, сентябрь 2003 г.


70
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

введения пограничных формальностей вызва- было бы нужно, если бы страны сотрудничали Страны Централь-
в использовании существующих региональ- ной Азии построили
ло строительство нескольких железных дорог
ных транспортных сетей. Более эффективным несколько железных
и автомагистралей главным образом с целью
использованием ограниченных финансовых дорог и автомаги-
избежать транзита через соседние страны. На-
ресурсов было бы строительство междуна- стралей главным
пример, Казахстан построил Кызыласкер-Ки-
родных транспортных коридоров, восстанов- образом с целью избе-
ровскую дорогу, соединившую район к югу от
ление и поддержание существующих сетей жать транзита че-
Чардаринского водохранилища с остальной
параллельно с усилиями по уменьшению ба- рез соседние страны
частью страны минуя Узбекистан. Кыргызстан
рьеров на границах.
модернизировал Джалал-Абад-Узгенскую до-
рогу, обошедшуюся примерно в 12 млн. долл. В настоящее время Центральная Азия распола-
США, которая соединила Ош и Джалал-Абад гает протяженной транспортной сетью из 21,8-
минуя Узбекистан. Туркменистан построил но- 56 км железнодорожных путей и 177,250 км ав-
вую железную дорогу, соединившую Керкиши тодорог (см. Таблицу 3.6). Однако бoльшая часть
в долине Амударьи с железнодорожной се- сети находится в плохом состоянии и требует
тью страны минуя Узбекистан, который в свою восстановительных работ. По некоторым оцен-
очередь построил Учкудук-Мискен-Караузак- кам, только 25% автодорог в Кыргызстане и 20%
скую железную дорогу, обошедшуюся в более в Таджикистане находятся в хорошем состоя-
чем 10 млн. долл. США, которая соединила нии. Среди причин – отсутствие техническо-
Бухару с Нукусом через Навои минуя Туркме- го обслуживания вследствие недостаточного
нистан. Хотя новые автомобильные и желез- финансирования; советские стандарты строи-
нодорожные объездные пути, скорее всего, тельства (которые не соответствуют сегодняш-
ней интенсивности движения и не годятся для
имеют положительное воздействие на разви-
современных грузовиков) и низкое качество
тие построивших их стран, их возведение не


Вставка 3.6

Участие стран Центральной Азии в осуществлении крупных
международных проектов в области транспортной инфраструктуры
Программа ТРАКЕКА
Программа ТРАКЕКА – финансируемая ЕС программа технической помощи в целях создания транспортного коридора с запада на восток:
из Европы через Черное море, Кавказ и бассейн Каспийского моря в Центральную Азию. Программа была начата в мае 1993 г. восемью
странами – членами ТРАКЕКА (Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан).
К 2005 г. программой ТРАКЕКА было профинансировано 39 проектов технической помощи на общую сумму 57,7 млн. евро и 14 ин-
вестиционных проектов на общую сумму 52,3 млн. евро. Техническая помощь способствовала привлечению крупных инвестиций из
международных финансовых институтов. В частности, ЕБРР предоставил займы Казахстану (65 млн. долл. США) и Узбекистану (40 млн.
долл. США) на восстановление железных дорог на основе проектов ТРАКЕКА. Программа также предоставила софинансирование про-
екту по пересечению границ, займы на который Казахстану и Кыргызстану предоставил Азиатский банк развития, причем 68 млн. долл.
США пошло на восстановление дороги Алматы – Бишкек.

Азиатская автомагистраль и Tрансазиатская железная дорога
В 1992 г. ЭСКАТО утвердила две программы развития регионального транспорта в Азии: «Азиатская автомагистраль» и «Трансазиатская
железная дорога.»
Цель программы «Азиатская автомагистраль» – помощь в развитии международных автомобильных перевозок в Азии; и в 2003 г.
с этой целью было подписано межправительственное соглашение. В соглашении определено 55 маршрутов общей протяженностью
примерно 140 тыс. км, которые пересекают Азиатский континент и ведут в Европу. Они включают одиннадцать маршрутов (13,189 км)
в Казахстане, четыре маршрута (1,695 км) в Кыргызстане, три (1,925 км) – в Таджикистане, пять (2,204 км) – в Туркменистане и пять
(2,966 км) – в Узбекистане. Из 32 участвующих в этой программе стран 26, включая Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан,
подписали межправительственное соглашение. Остальные шесть стран, в т. ч. Туркменистан, подпишут соглашение до конца 2005 г.
Программа «Трансазиатская железная дорога» была начата в 1960-е гг. с целью обеспечения непрерывного железнодорожного марш-
рута протяженностью 14 тыс. км между Сингапуром и Стамбулом с возможными последующими ответвлениями в Европу и Африку.
Учитывая площадь охватываемой территории и разницу в стандартах и уровне технического развития на железных дорогах в регионе,
ЭСКАТО взяла на вооружение пошаговый подход к определению сети.
Будущая задача программ ТРАКЕКА, «Азиатская автомагистраль» и «Трансазиатская железная дорога» состоит в том, чтобы претво-
рить планы в реальность. Это требует скоординированного планирования, финансирования и строительства. Кроме того, необходимо
определить институциональные и технические узкие места, а также определить и реализовать конкретные восстановительные меры.
Источник: Печатается в сокращении с сайтов ТРАКЕКА и ЭСКАТО, http://www.ТРАКЕКА-org.org/ и http://www.unescap.org/.


71
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Таблица 3.6
Транспортные сети в Железные дороги Автомобильные дороги
странах Центральной Азии
Казахстан 14,3 89,0
(2004 г.) (1 000 км)
Кыргызстан 0,4 18,8
Таджикистан 0,5 12,5
Туркменистан 2,6 13,5
Узбекистан 4,0 43,5
Всего 21,9 177,3
Источник: Оценки Азиатского банка развития.


технического обслуживания из-за коррупции и температурным режимом, не хватает. Комбини-
По сравнению со мно-
рованные автожелезнодорожные перевозки (т.
малого использования современных техноло-
гими другими стра-
е. трейлеры на железнодорожных платформах)
гий и оборудования. Скудость бюджета на тех-
нами, наличие, каче-
отсутствуют. Услуги по воздушным перевозкам
ническое обслуживание отчасти объясняется
ство и стоимость
неразвиты и дороги.
низким уровнем налогов на топливо и других
транспортных услуг
сборов с пользователей дорог по сравнению с
в Центральной Азии Отсутствие конкуренции – одна из главных
международными стандартами.
весьма низки причин низкого качества и высокой стоимости
железнодорожных и воздушных транспортных
услуг. Принадлежащие государству железные
Транспортные услуги
дороги сохраняют за собой монопольные пози-
ции и по-прежнему выполняют и регуляторные,
По сравнению со многими другими странами,
и коммерческие функции, хотя в Казахстане
наличие, качество и стоимость транспортных
и Узбекистане идет реструктуризация желез-
услуг в Центральной Азии весьма низки.31 В
нодорожного транспорта, а в Таджикистане
частности, международные железнодорожные

<<

стр. 5
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>