<<

стр. 6
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

обсуждается ее осуществление. Точно так же
услуги в отношении малых грузов (т. е. грузов,
принадлежащие государству авиакомпании
составляющих меньше одного вагона или пяти-
доминируют на рынке воздушных перевозок
Отсутствие кон- тонного контейнера) либо вообще отсутствуют,
во всех странах Центральной Азии, за исклю-
куренции — одна либо очень дороги и требуют много времени на
чением Казахстана, где основные аэропорты
из главных причин оформление заказа и перевозку. Перевозка гру-
зов по автомагистралям обходится достаточно
низкого качества и приватизированы и где существуют 23 частные
дорого, и к тому же ненадежна. Хотя в базовых
высокой стоимости и только одна государственная авиакомпания
средствах транспорта предложение превыша-
железнодорожных и (см. Вставку 3.7). Отсутствие конкуренции при-
ет спрос, специализированных средств, таких,
воздушных транс- вело к неэффективности транспортных услуг и
как транспортные средства с регулируемым
портных услуг недовложениям в транспортную инфраструк-



Вставка 3.7

Воздушный транспорт в Центральной Азии
В советский период республики Центральной Азии имели обширное воздушное сообщение между собой и с другими советскими
республиками, но недостаточное сообщение с остальными странами. После распада Советского Союза многие рейсы были приоста-
новлены, одновременно были организованы прямые маршруты между Средней Азией и другими странами мира. В результате для
перелета из одного среднеазиатского города в другой нередко приходится лететь через другой город за пределами региона. Напри-
мер, чтобы попасть из Бишкека в Кыргызстане в Ашгабат в Туркменистане, приходится лететь через Стамбул. Или часть пути при-
ходится ехать по суше, например, при поездках из Душанбе в Таджикистане в Ташкент в Узбекистане (см. Вставку 3.5).
Страны Центральной Азии унаследовали относительно устаревшую воздушно-транспортную инфраструктуру. Советские самолеты не
отвечали международным стандартам в отношении безопасности, комфорта и защиты окружающей среды. Однако после получения
независимости некоторые из стран Центральной Азии добились значительных успехов в модернизации своего воздушного флота.
Так, компании «Uzbekistan Airways» и «Эйр Астана» (Казахстан) взяли в лизинг новые самолеты.
В Казахстане воздушный транспорт был акционирован и частично приватизирован. Тем не менее контролируемая государством ком-
пания «Эйр Астана» до сих пор главенствует на рынке. Национальные авиакомпании в других странах Центральной Азии полностью
принадлежат государству. Помимо предоставления воздушно-транспортных услуг, они управляют аэропортами и службой безопас-
ности воздушного движения. Это засилье является основной причиной относительно низкого качества авиатранспортных услуг в
Центральной Азии. Отсутствие маршрутов, отвечающих международным стандартам, серьезно ограничивает заинтересованность
иностранных инвесторов, туризм и региональную интеграцию.


72
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

туру, особенно в железнодорожный транспорт. чительный объем прямых иностранных инвести- Главная задача прави-
Вот почему значительная доля железнодорож- ций в инфраструктуру и ограниченная передача тельств региона со-
ных путей и подвижного состава находится в ноу-хау в сфере логистических услуг. Местные стоит в том, чтобы
плачевном состоянии. логистические компании имеют в основном не- создать «границы с
большие размеры, и им не хватает ресурсов и человеческим лицом»
В отличие от воздушного транспорта, в авто-
опыта для предоставления качественных услуг.
транспорте конкуренция довольно высока. В
отрасли были приватизированы многие госу-
дарственные предприятия и активно действуют
Управление пограничной
транспортные операторы из Беларуси, Ирана,
и таможенной службами
России и Турции. Однако сектор представлен
в основном мелкими компаниями и микрофир- Поскольку новые международные границы сред-
мами, которым недостает финансовых ресур- неазиатских республик установились надолго,
сов и навыков для расширения бизнеса, дости- главная задача правительств региона состоит в
жения экономии за счет масштаба и повышения том, чтобы создать «границы с человеческим ли-
качества предоставляемых услуг. Операторы цом». Границы должны способствовать передви-
автодорожного транспорта также страдают от жению людей и товаров, а не мешать ему, не под-
сложных и непрозрачных транспортных зако- вергать людей бесконечной и непредсказуемой
нов и процедур по пересечению границы, квот волоките и высоким официальным сборам. Люди
на въезд в иностранные государства и трудно- не должны бояться, чувствовать себя эксплуати-
стей транзита через соседние страны. руемыми, притесняемыми или вынужденными
Ограниченное использование комбинирован- выполнять вымогательские и коррумпирован-
ных транспортных операций и относительно вы- ные требования. Сегодня слишком часто грани-
сокая стоимость международных транспортных цы в Центральной Азии лишены человеческого
услуг в отношении малых грузов во многом объ- лица (см. Вставку 3.8). Это особенно относится к
ясняются неразвитостью логистической инфра- границам между Узбекистаном и другими страна-
ми Центральной Азии. Более половины из 6 тыс.
структуры (склады, транспортные узлы, термина-
людей, участвовавших в 2004 г. в опросе обще-
лы, накопительно-распределительные комплек-
ственного мнения, проводившемся Всемирным
сы) и услуг. Ни в одной стране нет современных
банком, заявили, что границы между их страна-
логистических центров, которые могли бы в до-
ми и другими государствами Центральной Азии
статочных объемах заниматься консолидацией
негативно или крайне негативно воздействуют
грузов для международного рынка и направлять
на торговлю, транспорт и транзит. Почти 60%
их на наиболее эффективный вид транспорта.32
респондентов сказали, что границы негативно
Международные компании по логистике до сих
или крайне негативно воздействуют на доступ к
пор почти не представлены в регионе, из-за
родственникам, друзьям или партнерам по биз-
малого размера рынка, неблагоприятной норма-
несу (см. Рисунок 3.2). Пограничные отношения
тивной базы и коррупции. Наблюдается незна-


Вставка 3.8

Границам в Центральной Азии необходимо более «человеческое лицо»
После получения независимости страны Центральной Азии, особенно Узбекистан, все больше и больше ограничивали передвижение
через границы. В конце 1990-х гг. Узбекистан почти закрыл свои границы с Таджикистаном и заминировал границы с Кыргызской
Республикой и Таджикистаном в стремлении предотвратить незаконную торговлю наркотиками, контрабанду оружия и вторжение
членов Исламского движения Узбекистана. В 2002 г. Узбекистан практически закрыл границы с Казахстаном и Кыргызской Республи-
кой, официально для защиты от эпидемий, но на деле также для того чтобы помешать людям ездить за покупками в соседние страны.
Например, узбекские власти приказали разрушить мост, соединявший кыргызский город Кара-Суу и узбекский город Корасув. Сразу
же после вспышек насилия в Андижане (Узбекистан) в мае 2005 г. граница была временно открыта в Кара-Суу и местные жители по-
строили временный мост, что отражало немалую заинтересованность местного населения в налаживании приграничных контактов.
Закрытие границ оказало разрушительное воздействие на законную приграничную торговлю и при этом подстегивало контрабанду
и коррупцию. Было также значительно затруднено передвижение людей с законными целями, такими как посещение друзей и род-
ственников, присутствие на похоронах и деловых встречах и т. д. Существуют многочисленные сообщения о притеснениях людей со
стороны пограничников и таможенных служащих, о вымогательстве у них незаконных платежей.34 Данные опроса, приведенные нa
Рисунок 3.2, подтверждают эти сообщения.
На границах между Узбекистаном и другими республиками происходят также многочисленные смертные случаи в результате при-
менения оружия пограничниками или взрыва мин. По сообщениям средств массовой информации, Узбекистан недавно убрал мины
со своих границ с Кыргызстаном, и в данный момент убирает их со своих границ с Таджикистаном.


73
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Рисунок 3.2
Общественное мнение о воздействии границ в Центральной Азии


???????????????????????????????? ??????????????????????????????
????????????????????? ???????????????????????????
?????????????????????????

??????????????? ???????????????
????????????????
?? ??
????????????????
???
????????? ???
????????? ???
???




?????????
?????????
????????? ???
????????? ???
???
???
??????????????????????????? *Предел погрешности +/- 3%
???????????????????????????


Источник: Опрос общественного мнения Всемирного банка, 2004 г.



между Узбекистаном и тремя другими странами осмотр груза, очень часто случаются задержки
Страны Централь-
Центральной Азии, охваченными опросом, по-
ной Азии в последние в таможенном оформлении, и для обеспечения
пали в разряд наихудших.
несколько лет доби- своевременной обработки нередко требуются
лись некоторых успе- неофициальные платежи. Ситуация усугубляет-
Несмотря на явное увеличение трудностей,
хов в модернизации ся чрезмерными требованиями сертификации
связанных с пересечением границ, страны
таможенных адми- и слабостью организаций, занимающихся стан-
Центральной Азии в последние несколько
нистраций, но тамо- дартами, а также многочисленностью различ-
лет добились некоторых успехов в модерни-
женная обработка ных учреждений, обслуживающих границы, и
зации таможенных администраций. Казахстан,
товаров до сих пор отсутствием координации усилий между ними.
Кыргызстан и Таджикистан приняли новые
затратна и требует таможенные кодексы, которые в целом соот-
много времени ветствуют международной Конвенции об упро-
Транзитные системы
щении и гармонизации таможенных процедур
(известной как «пересмотренный Киотский Помимо пересечения границ, народы Цен-
протокол») и стандартам ВТО (включая правила тральной Азии зависят еще от транзита че-
таможенной оценки). Узбекистан находится в рез соседние государства для осуществления
процессе пересмотра таможенного кодекса в международной, региональной и внутренней
соответствии с этой конвенцией и стандартами. торговли. Аномальная ситуация в сфере вну-
Казахстан ввел автоматизированную систему тренней торговли, зависящая от транзита через
таможенной информации; подобные системы соседние страны, возникает из-за причудливо-
разрабатываются также Кыргызской Республи- го наложения постсоветских границ на унасле-
кой и Таджикистаном. Таможенная администра- дованные от советского времени железные и
ция Узбекистана вложила значительные сред- автомобильные дороги. Кроме того, у Таджики-
ства в информационные и коммуникационные стана, Кыргызстана и Узбекистана существуют
технологии. анклавы, расположенные на территории двух
других государств.35
Тем не менее таможенная обработка товаров
до сих пор затратна и требует много времени, Страны Центральной Азии пытались разрешить
а таможенные процедуры остаются сложными свои транзитные проблемы посредством мно-
и обремененными требованиями обширной
Страны Централь- госторонних, региональных и двухсторонних
документации. Современные информацион-
ной Азии зависят еще соглашений. Все они подписали Таможенную
ные технологии обычно используются не до
от транзита через конвенцию о международной перевозке гру-
конца.33 Сотрудники таможни получают низкие зов с применением книжки МДП («TIR-карнет»),
соседние государства
зарплаты по сравнению со служащими частно- наиболее важную международную конвенцию
для осуществления
по транзитным автомобильным перевозкам
го сектора и зачастую страдают отсутствием со-
международной, реги-
(часто именуемую «Конвенцией МДП»). Вместе
ответствующей подготовки. По большинству та-
ональной и внутрен-
с другими странами СНГ они также подписа-
моженных деклараций проводится физический
ней торговли

74
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

ли Соглашение о транзите через территории Пакистан и в обратном направлении, необходи- Страны Централь-
стран – членов СНГ. В рамках ЕЭС Казахстан, мо создать упрощенную и эффективно управля- ной Азии пытались
Кыргызстан и Таджикистан вместе с Беларусью емую систему регионального транзита, похожую разрешить свои
и Российской Федерацией подписали несколь- на Конвенцию МДП, но менее дорогостоящую. транзитные про-
ко соглашений, направленных на облегчение Многие компоненты такой системы, включая блемы посредством
транзита. Девять из десяти стран ОЭС, включая механизмы осмотра транспорта, транспортные многосторонних,
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркме- ассоциации и растущая страховая отрасль, уже региональных и двух-
нистан, подписали Рамочное соглашение ОЭС существуют в регионе. Однако на региональном сторонних соглаше-
о транзитных перевозках. Правительства Казах- уровне недостает способностей или желания ний, но результаты
стана и Кыргызстана подписали несколько со- свести все компоненты в годный для примене- этих соглашений
глашений, нацеленных на облегчение транзит- ния механизм. Учитывая трудности подготовки неоднозначны
ных перевозок кыргызских грузов через терри- многосторонних соглашений, эффективным спо-
торию Казахстана. собом создания такой системы могло бы стать
достижение успехов сначала на двухсторонней
Результаты этих соглашений неоднозначны. В
основе, а затем объединение договоренностей
отличие от железных дорог, проблемы тран-
в многостороннее соглашение. Подписанное
зитных перевозок остаются весьма серьезны-
недавно двухстороннее соглашение о транзи-
ми для автомобильного транспорта, поскольку
те между Казахстаном и Кыргызстаном и между
соглашения, касающиеся транзитных автомо-
Кыргызстаном и Таджикистаном – отрадный шаг
бильных перевозок, либо вообще не выпол-
в этом направлении.
няются, либо выполняются только частично.
Рамочное соглашение ОЭС о транзитных пере-
возках, например, еще даже не вошло в силу, Денежные и временные затраты на
поскольку на сегодняшний день его ратифи-
транспорт
цировали только пять стран (для вступления
соглашения в силу требуются подписи шести Общее воздействие удаленности и отсутствия
стран). Что касается Конвенции МДП, из ре- выхода к морю стран Центральной Азии, несо-
гиона часто поступают сообщения о том, что вершенные транспортные сети, низкое каче-
ство транспортных услуг и слабое управление
таможенные власти вскрывают пломбы и про-
пограничной службой, таможенная админи-
веряют груз, перевозимый на грузовиках с
страция и транзитные системы выливаются
применением книжки МДП, или требуют, что-
в целом в высокие транспортные расходы и
бы грузовики присоединялись к таможенному
продолжительные и непредсказуемые сроки
конвою. Такие действия противоречат положе-
транзита для международных перевозок, осо-
ниям конвенции. Более того, на пограничных
бенно малых грузов. На Рисунках 3.3 и 3.4 по-
пунктах не организованы отдельные потоки
казаны фактические транспортные издержки и
для грузовиков, следующих по книжкам МДП,
время, затрачиваемое на перемещение грузов
что в итоге замедляет движение международ-
по автодорогам между Казахстаном, Кыргыз-
ного грузового транспорта вместе со всем
станом, Таджикистаном и Узбекистаном, а так-
остальным потоком.36
же время на перемещение грузов по авто- и
Для превращения в сухопутное транзитное свя- железным дорогам между этими странами и
зующее звено между Восточной и Южной Азией рядом государств за пределами центрально-
и Европой и полной интеграции в глобальную азиатского региона. При этом показаны также
экономику странам Центральной Азии необхо- транспортные затраты и время на перемеще-
димо обеспечить полное соблюдение Конвен- ние грузов при идеальных условиях, а именно
ции МДП. У системы МДП есть, однако, один – сбалансированных транспортных потоках,
важный недостаток: ее стоимость запретитель- конкурентоспособных рынках транспортных
но высока для многих транспортных операто- услуг, беспрепятственном пересечении гра-
ров в регионе. Использование системы требует ниц, низких транзитных пошлинах, отсутствии
покупки безопасных в таможенном отношении неофициальных платежей и проблем с визами.
транспортных средств или контейнеров (т. е. Данные свидетельствуют о том, что фактиче-
ские транспортные издержки и фактическое
дорогих, произведенных в Европе), членства
время, затрачиваемое на перемещение гру-
в национальной ассоциации и приобретения
зов в Центральной Азии, намного больше, чем
книжки МДП для каждого передвижения тран-
могли бы быть показатели в идеальных усло-
зитного груза из пункта происхождения в пункт
виях.38
назначения.37
Высокие транспортные расходы и длитель-
Для внутрирегиональных и некоторых межре-
ные и непредсказуемые сроки транзита под-
гиональных перевозок, таких как перевозки в
рывают конкурентоспособность экспорта
другие страны СНГ, Афганистан, Китай, Иран и


75
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Рисунок 3.3
Транспортные издержки и время, затрачиваемое на перемещение грузов по автодорогам
между странами Центральной Азии (Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбе-
кистаном) и между Центральной Азией и другими странами (первый квартал 2005 г.)

Транспортные издержки
(долл. США)
??????
??

?????

??
????? ??
?
?
????? ??
?
?
? ?
????? ?
?
Время, затрачиваемое на
транспортировку
(дни)
??
??

Условные обозначения:
Фактическая стоимость транспортировки и время
Стоимость транспортировки и время при идеальных условиях: сбалансированных транспортных потоках, конку-
рентоспособных рынках транспортных услуг, беспрепятственном пересечении границ, низких транзитных пошли-
нах, отсутствии неофициальных платежей и проблем с визами.
1 Транспортировка местным грузовым автомобилем в Москву
2 Транспортировка турецким грузовым автомобилем (a) из Стамбула, (b) в Стамбул
3 Транспортировка европейским грузовым автомобилем (a) из стран Бенилюкса, (b) в страны Бенилюкса
4 Транспортировка местным грузовым автомобилем до финской границы
5 Транспортировка местным грузовым автомобилем в пределах Центральной Азии



Рисунок 3.4
Транспортные издержки и время, затрачиваемое на перемещение грузов по железной
дороге между Центральной Азией (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан)
и другими странами (первый квартал 2005 г.)

Транспортные издержки
(долл. США)


?????

??
??
????? ??
??
?
? ??
?
?
??
?????
?


Время, затрачиваемое на
транспортировку
(дни)
??
?? ?? ??

Условные обозначения:
Фактическая стоимость транспортировки и время
Стоимость транспортировки и время при идеальных условиях: сбалансированных транспортных потоках, конку-
рентоспособных рынках транспортных услуг, беспрепятственном пересечении границ, низких транзитных пошли-
нах, отсутствии неофициальных платежей и проблем с визами.
1 Полный вагон или 12-метровый контейнер в Москву и из Москвы по железной дороге
2 12-метровый контейнер (a) из Стамбула и (b) в Стамбул по железной дороге и морем
3 12-метровый контейнер (a) из стран Бенилюкса и (b) в страны Бенилюкса по железной дороге
4 12-метровый контейнер (a) из Китая (восточное побережье) по железной дороге и автодорогам, (b) в Китай (восточное по-
бережье) по железной дороге и морем через Бандар Аббас, Иран


76
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

среднеазиатских стран на международных ТРАКЕКА – и «Азиатская автомагистраль», и Высокие транс-
рынках, способствуют росту стоимости им- портные расходы
«Трансазиатская железная дорога» – представ-
порта, препятствуют международной торгов- и длительные и не-
лены во Вставке 3.6 выше. Можно выделить
ле и лишают государства Центральной Азии предсказуемые сроки
еще пять других инициатив. Во-первых, члены
потенциальных выгод от торговли. Они также транзита подрыва-
ОЦАС решили создать транспортный консор-
воздействуют на направление и структуру ют конкурентоспо-
циум для развития услуг в регионе и улучше-
торговли в Центральной Азии, затрудняя тор- собность экспорта
ния связей с другими странами. Во-вторых,
говлю с удаленными странами больше, чем с среднеазиатских
в рамках программы ЦАРЭС по инициативе
соседними, и торговлю скоропортящимися стран на междуна-
Азиатского банка развития в 1997 г. с этой же
товарами и продуктами с высокой добавлен- родных рынках
целью был образован Координационный ко-
ной стоимостью больше, чем торговлю не- митет по транспорту, в который вошли Азер-
скоропортящимися товарами и продуктами байджан, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Мон-
с низкой добавленной стоимостью. Этим от- голия, Таджикистан и Узбекистан. В-третьих, в
части объясняется ограниченная переориен- рамках программы ЦАРЭС был создан Комитет
тация торговли Центральной Азии со стран таможенного сотрудничества, призванный
бывшего Советского Союза на другие страны, способствовать осуществлению совместных
а также преобладание в экспорте сырьевых таможенных реформ в странах-членах и раз-
товаров и промышленных продуктов с низ- витию регионального сотрудничества в обла-
кой добавленной стоимостью.39 сти таможенной администрации. В-четвертых,
был создан Транспортный и торговый форум
На Рисунках 3.3 и 3.4 также показана асимме-
Средней и Южной Азии, в который вошли Аф-
тричность затрат на транспортировку грузов
ганистан, Иран, Пакистан, Таджикистан, Тур-
между Центральной Азией и Европой. Напри-
кменистан и Узбекистан и который поддержи-
мер, перевозка груза фурой из стран Бени-
вается Азиатским банком развития. Цель фору-
люкса (Бельгии, Нидерландов, Люксембурга)
ма – способствовать передвижению товаров
обходится в сумму от 8 500 до 10 500 долл., а в
обратном направлении – лишь от 6 000 до 7 000 и транспортных средств по двум дорожным
долларов. При идеальных условиях транспорт- коридорам, соединяющим страны Централь-
ные расходы для данного случая составили бы ной Азии с морскими портами на Аравийском
от 5 500 до 6 000 долл. и в том, и в другом на- море и в Персидском заливе через Афгани-
правлении. Существующая ситуация с транс- стан. И наконец, под эгидой Шанхайской орга-
портными издержками является следствием низации сотрудничества (ШОС) страны-члены
специфической товарной структуры торговли обсуждают проект Межправительственного
между Центральной Азией и Европой. Дело соглашения о содействии развитию междуна-
в том, что европейские страны экспортируют родного дорожного транспорта.
из Центральной Азии главным образом сырье,
Особое значение имеют инициативы, направ-
транспортируемое по железной дороге и тру-
ленные на развитие регионального сотруд-
бопроводам, в то время как Центральная Азия
ничества в сфере облегчения пересечения
импортирует из Европы в основном готовую
границ. Один из заметных примеров – сотруд-
продукцию, перевозимую автомобилями и са-
ничество между Программой Европейской
молетами.40 По результатам проведенного для
комиссии по управлению границами в Цен-
Азиатского банка развития исследования реги-
тральной Азии (БОМКА) и Программой ТАСИС
онального сотрудничества в области торговли,
по борьбе с наркотиками (КАДАП), финансиру-
транспорта и транзита в Центральной Азии,
емые ЕС и осуществляемые ПРООН. Эти про-
потери вследствие этой проблемы составляют
граммы помогают странам совершенствовать
около 300 млн. долл. в год.
системы безопасности и облегчать передви-
жение легальных потоков людей и товаров че-
рез границы (см. Вставку 3.9). Программа ПРО-
Региональные подходы к
ОН «Шелковый путь», охватывающая Китай,
совершенствованию транспорта и До сих пор было пред-
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбе- принято несколько
управления пограничной службой кистан, нацелена на создание благоприятной региональных ини-
политической и правовой среды для торговли
До сих пор было предпринято несколько ре- циатив, направлен-
и транзита, а также на поощрение большего
гиональных инициатив, направленных на со- ных на сокращение
участия частного сектора в развитии торговли
кращение транспортных расходов и сроков транспортных
и транспорта.
транспортировки в Центральной Азии путем расходов и сроков
содействия развитию транспорта и торговли Несмотря на все усилия, общие успехи в силу транспортировки в
трех основных причин довольно скромные.
и совершенствования транспортной инфра- Центральной Азии,
Во-первых, региональное сотрудничество
структуры и услуг. Основные региональные но в целом прогресс
пока остается ограниченным отчасти из-за
программы транспортной инфраструктуры довольно скромный


77
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Вставка 3.9

Программы по управлению границами и борьбе с наркотиками
Основанные на интегрированном подходе к управлению границами, Программы БОМКА и КАДАП направлены на достижение ба-
ланса между более жестким контролем за незаконной перевозкой наркотиков, оружия и людей и более совершенной законной
торговлей и транзитом. Бенефициарами этих программ являются Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Совокупный бюджет программ на 2004 – 2008 гг. составляет 35 млн. евро.
Проекты, осуществляемые в рамках этих программ, включают в себя оказание правовой помощи национальным властям в целях
пересмотра законодательных и организационных рамок в соответствии с методологиями ЕС и наилучшей практикой по интегриро-
ванному управлению границами; создание учебных инфраструктур и учебных программ; модернизацию и оснащение пунктов пере-
сечения границ, пограничных застав и подразделений поисковых собак в ряде пилотных регионов. Для предоставления технического
руководства и координации усилий по оказанию помощи создан консорциум государств – членов ЕС, при участии Соединенных
Штатов.
ПРООН предоставляет общую поддержку в плане оказания технической помощи и выступает как организация, обеспечивающая
реализацию проектов для других учреждений ООН, осуществляющих различные компоненты: Управление ООН по наркотикам и
преступности – правовая помощь и контроль в аэропортах; Международная организация по миграции – управление визами в аэро-
портах, Верховный комиссар ООН по делам беженцев – обучение пограничников по вопросам прав человека и международных
конвенций. В процессе разработки находится ряд конкретных национальных программ, нацеленных на оказание поддержки БОМКА
/КАДАП, например, программы ПРООН по борьбе с ВИЧ/СПИД, которые будут содействовать уменьшению спроса на незаконные
наркотики в рамках КАДАП. Инициативы по развитию местных общин в пилотных приграничных регионах призваны поощрять устой-
чивое развитие и содействие приграничным контактам и торговле.




отсутствия заинтересованности и вовлечен- рования внутри страны, если они хотят рас-
Странам Централь-
ности со стороны стран региона. Некоторые
ной Азии необходимо ширить торговлю и увеличить уровень ин-
из них уделяют гораздо больше внимания со-
улучшить условия вестиций и способствовать человеческому
ображениям безопасности, нежели вопросам
для бизнеса и финан- развитию и укреплению человеческой без-
содействия развитию торговли и транспорта.
сирования внутри опасности.42 Благоприятный деловой климат
Во-вторых, не налажена достаточная коорди-
страны, если они и доступ к финансированию не только для
нация различных региональных программ, фи-
хотят расширить крупных городских фирм, но и для мелких и
нансируемых внешними донорами. В-третьих,
торговлю и увели- микропредприятий, включая сельские, дают
низкое качество институтов и управления в
чить уровень инве- возможность людям откликаться на улучшив-
Центральной Азии чрезвычайно затрудняет
стиций шиеся торговые возможности путем увеличе-
проведение реформ по управлению грани- ния производства товаров и услуг.
цами и таможенному администрированию и
В настоящее время на пути частного бизнеса
усложняет разделение законных опасений
и финансирования в Центральной Азии суще-
за безопасность от чрезмерных и зачастую
ствуют серьезные препятствия. Это и барьеры
строящихся на коррупции вмешательств в за-
для входа на рынок, неразвитый финансовый
конное передвижение через границы.41 Таким
сектор и отсутствие маркетинговых навыков.
образом, создание «границ с человеческим
Большая доля внешнеэкономической деятель-
лицом» и развитие торговли требуют значи-
ности подлежит лицензированию, и в боль-
тельного усовершенствования функциониро-
шинстве стран государственные компании
вания государственных институтов.
держат монополию на экспорт ключевых това-
ров, таких как энергоносители, драгоценные
металлы и хлопковое волокно. Финансовые
Совершенствование делового услуги и инструменты, способствующие раз-
климата, финансового витию международной торговли, – краткос-
сектора и увеличение уровня рочные кредиты, страхование, аккредитивы и
переводные векселя, – отсутствуют. Специали-
инвестиций внутри страны зированных маркетинговых компаний очень
мало, и экспортерам часто не хватает навыков
Странам Центральной Азии необходимо зна-
и ресурсов для реализации своей продукции
чительно усовершенствовать не только свои
за границей. Компании располагают ограни-
торговые режимы, транспорт, управление
ченной информацией об экспортных и им-
пограничной службой, таможенную адми-
портных возможностях на других рынках, в то
нистрацию и транзитные системы, но также
время как компании в других странах часто не
улучшить условия для бизнеса и финанси-


78
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

имеют информации о бизнес-возможностях в Препятствия на пути вхождения в бизнес оста- С точки зрения ино-
Центральной Азии. ются высокими с точки зрения процедур, сро- странных инвесто-
ков,46 затрат и требуемого минимального ка- ров, региональные
питала. Тяжелое бремя государственного кон- соображения могут
Деловой и инвестиционный климат троля и сложных законов в отношении бизнеса быть даже более
остается практически неизменным, даже там, важными, чем нацио-
Авторы ряда исследований приходят к выводу,
где регистрация компаний и процессы утверж- нальные
что региональная политическая и экономиче-
дения подверглись реформированию. Получе-
ская стабильность, вытекающая из региональ-
ние лицензий и разрешений остается сложным
ного сотрудничества и интеграции, могла бы
и по-прежнему заставляет предпринимателей
иметь позитивное воздействие на инвестиции
собирать большое число сопроводительных
в целом и на прямые иностранные инвестиции
документов, печатей и подписей от многочис-
в частности.43 С точки зрения иностранных ин-
ленных организаций. Дополнительные препят-
весторов, региональные соображения могут
ствия создаются слишком долгим процессом
быть даже более важными, чем национальные.44
обеспечения исполнения контрактов. Как по-
В дополнение к объективным факторам, таким
казывают недавние оценки Всемирного банка,
как увеличение размеров рынка, в принятии
сложность процедур и количество времени,
решений инвесторами решающую положитель-
проводимого у государственных чиновников
ную и отрицательную роль могла бы сыграть
(так называемый «временной налог»), в Цен-
субъективная картина региона. Экономическая
тральной Азии превышают средние показатели
теория и многочисленные эмпирические на-
по всем переходным и развитым странам (см.
блюдения подтверждают, что негативные сиг-
Таблицу 3.7).
налы из одной страны, будь то политические,
экономические или социальные, выходят за Широкое распространение имеют прямое
пределы этой страны и создают представление вмешательство в ведение бизнеса со стороны
о соседних странах.45 представителей различных государственных
учреждений, а также коррупция на всех уров-
Несмотря на громкие политические деклара-
нях политических и экономических структур.47
ции, ставящие инвестиции и улучшение инве-
По данным опроса по деловому климату и де-
стиционного климата наравне с самыми высо-
Инвесторы, включая
ятельности предприятий, более 30% фирм вы-
кими национальными приоритетами, и несмо-
иностранных инве-
нуждены часто давать взятки. Примерно 3,3%
тря на некоторые успехи, достигнутые в этом
сторов, cталкива-
годового дохода фирм уходит на неофициаль-
отношении, компании и инвесторы, включая
ются в Центральной
ные платежи (эта цифра сравнима со средни-
иностранных инвесторов, наталкиваются в Цен-
Азии c многочислен-
ми цифрами по СНГ, но почти в два раза пре-
тральной Азии на многочисленные трудности.
ными трудностями,
вышает средний показатель восьми бывших
Опросы, проведенные в регионе, и разговоры
поскольку препят-
с предпринимателями подтверждают наличие социалистических стран – новых членов ЕС,
ствия на пути вхож-
нескольких главных препятствий (см. пример где 18% фирм дает взятки, а на неофициальные
дения в бизнес оста-
Кыргызстана во Вставке 3.10). Каждое из них за- платежи идет 0,9% доходов). Средний «взяточ-
ются высокими
медляет и блокирует развитие бизнеса. ный налог» в регионе оценивается примерно



Вставка 3.10

Как иностранные инвесторы воспринимают деловой климат
в Кыргызстане
Опрос иностранных инвесторов, проведенный Международным деловым советом в Кыргызстане в 2003 г., указывает на следующие
приоритетные действия правительства по улучшению делового и инвестиционного климата в стране (в скобках дан процент ответов,
характеризующих вопрос как «очень важный»):
• сокращение налоговых ставок для предприятий (85%);
• предоставление финансирования для бизнеса по более низким процентным ставкам (77%);
• искоренение взяточничества среди государственных чиновников (77%);
• сокращение числа государственных чиновников, осуществляющих проверки (72%);
• сокращение числа разрешений, требуемых для ведения бизнеса (72%).
Представители крупных предприятий (свыше 100 сотрудников), кроме этого, указывали на необходимость сокращения подачи на-
логовых деклараций до одного раза в год, предоставления информации об изменениях в законодательстве и реформирования судов
в целях прекращения давления или взяточничества со стороны влиятельных органов.
Источник: Международный деловой совет, Кыргызстан.


79
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Таблица 3.7
Коммерческое Показатель Среднее по Казахстану, Среднее по Среднее по
законодательство в
Кыргызстану и Узбекистану Европе и СНГ ОЭСР
Центральной Азии:
Число процедур 40 29 19
сложность исполнения
Сроки (дни) 420 412 229
контрактов
Затраты (% долга) 24,8 17,7 10,8
Источник: Расчеты ПРООН, основанные на World Bank 2004j.



в 5%; в Казахстане, Кыргызстане и Таджикиста- Как и меры по улучшению делового и инве-
Улучшение доступа
не более половины фирм, по их словам, дают, стиционного климата, реформы финансового
к финансам имеет
по крайней мере, какие-то взятки (в Узбекиста- сектора являются главным образом вопросом
решающее значение
не эта цифра чуть ниже 50%).48 К другим реги- действий на национальном уровне. Однако
для мелких и средних
ональным проблемам относятся задержки в в этой сфере тоже можно получить выгоду от
фирм и микропред-
исполнении контрактов и потери от преступ- регионального сотрудничества. Во-первых, по-
приятий, а также
ности.49 скольку финансовый сектор в каждой из стран
для индивидуальных
испытывает сходные трудности и слабость ин-
предпринимателей К сожалению, мировой опыт показывает, что как
ститутов, региональное сотрудничество может
Центральной Азии только неэффективность правительств, произ-
способствовать обмену опытом, использова-
вольное вмешательство в деятельность компа-
нию наиболее эффективного опыта при про-
ний и коррупция укореняются, их становится
ведении реформ, сопоставлению успехов и ис-
чрезвычайно трудно искоренить. Тем не менее
пользованию знаний технических экспертов в
важно проводить какие-то улучшения, посколь-
регионе и по всему миру.
ку, иначе, неблагоприятный деловой и инвести-
ционный климат будет препятствовать притоку Во-вторых, сравнимые и последовательные
внутренних и иностранных инвестиций и раз- регуляторные действия способствовали бы
витию торговли, экономическому росту и соз- созданию трансграничных банковских связей,
данию рабочих мест. расширению потоков прямых иностранных ин-
вестиций, совершенствованию трансграничных
платежных механизмов (например, для экспор-
Доступ к финансированию та и импорта, а также денежных переводов ми-
грантов) и в целом интеграции экономической
Другое важное направление внутренней по-
Странам Централь- деятельности. В последнее время междуна-
литики – укрепление финансовых систем. При
ной Азии пришлось родную озабоченность вызывают незаконные
правильных мерах этот процесс может способ-
создавать функцио- трансграничные финансовые потоки, особенно
ствовать экономическому росту, сокращению
нирующие финансо- отмывание денег. Надеяться на успех в борьбе
бедности, развитию человеческого потенциала
вые системы там, где с этими проблемами позволяют только регио-
и обеспечения человеческой безопасности.
их до этого не было нальные и глобальные подходы.
Растущий частный сектор и развитие торговли,
В-третьих, так называемый «эффект распростра-
как внутренней, так и между странами, требуют
нения инфекций» может действовать через гра-
наличия здорового финансового сектора, спо-
ницы и затрагивать финансовый сектор в разных
собного предоставлять капитал бизнесу для
странах. Например, крах банковского сектора в
вложения и развития торговли. Эффективный
одной стране может перекинуться на соседние
финансовый сектор мобилизует ресурсы и рас-
страны, как это произошло в Центральной Азии
пределяет их на инвестиции, дающие наиболее
после финансового кризиса 1998 г. в России.51
высокую отдачу. Развитые и конкурентоспособ-
ные финансовые посредники способствуют После получения независимости странам Цен-
росту конкуренции во всех отраслях и увели- тральной Азии пришлось создавать функцио-
чению открытости за счет облегчения входа на нирующие финансовые системы там, где их до
рынок для новых предприятий и сокращения этого не было. Переходный период вылился
зависимости от личного богатства и политиче- в новые формы финансового развития: новая
ских связей.50 Улучшение доступа к финансам роль центральных банков, реструктуризация
и приватизация государственных банков и соз-
имеет решающее значение, особенно для мел-
дание коммерческих банковских систем и не-
ких и средних фирм и микропредприятий, а
Несмотря на достиг-
банковских финансовых институтов. Несмотря
также для индивидуальных предпринимателей,
нутые успехи, финан-
на достигнутые успехи, финансовые системы
т. е. большинства занятых в формальном и не-
совые системы этих
этих стран остаются слабо развитыми даже по
формальном секторах в большинстве экономик
стран остаются
низким стандартам СНГ (см. Рисунок 3.5). В боль-
Центральной Азии.
слабо развитыми

80
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

Рисунок 3.5
Отношение банковских депозитов к ВВП в некоторых странах (в %)


??
????
?? ????


?? ????
????
????
????
????
??
???? ????
???
??
??? ???
???
???
??? ???
???
???
? ??? ???

?
???? ???? ???? ????

??????????
??????????? ????????? ?????????????? ????????????



Источник: IMF 2004b.




шинстве стран требуются существенные рефор- Если банковские сектора в Центральной Отрасль микрофи-
мы, особенно в банковском секторе, учитывая Азии развиваются постепенно, то небанков- нансирования нахо-
его решающее значение в Центральной Азии ские финансовые посредники растут очень дится пока на ранней
по сравнению с другими финансовыми инсти- быстро, оказывая помощь финансовой си- стадии развития, но
тутами. Основные шаги, которые необходимо стеме в предоставлении доступа к более Центральная Азия
предпринять, включают совершенствование уязвимым группам. Хотя небанковские фи- относительно хоро-
банковского регулирования, надзора и испол- нансовые услуги, такие как лизинг, микрофи- шо продвигается в
нения; приватизацию государственных банков; нансирование, сельские финансы и потоки этом секторе
расширение конкуренции между банками и денежных переводов мигрантов53, находят-
обеспечение более легкого доступа на рынок ся пока в зачаточном состоянии, они могут
для иностранных банков. значительно повлиять на обеспечение до-
ступа к финансам предприятиям и группам
Несмотря на значительные сходства стран
населения, которые в других условиях были
Центральной Азии, они находятся на разных
бы исключены из этого процесса. Учитывая
этапах развития финансового сектора и имеют
широко распространенную бедность в Цен-
разные потребности и приоритеты. Казахстан
тральной Азии и преобладание небольших,
добился значительных успехов в реформиро-
зачастую неформальных компаний, доступ
вании и развитии финансового сектора и на-
к микрофинансированию и, следователь-
ходится на гораздо более продвинутом этапе,
но, развитие институтов, предоставляющих
чем остальные страны.52 В последнее время
микрофинансирование, имеют особое значе-
Кыргызстан также продвинулся по пути ре-
ние.54 Некоторые страны Центральной Азии
форм и укрепления своей финансовой систе-
начали осуществление национальных про-
мы. После окончания гражданской войны ре-
грамм, направленных на проведение реформ
формирование в Таджикистане продвигается
в области микрофинансирования; поддержку
быстрыми темпами, однако в стране остается
на региональном уровне оказывают внешние
еще немало проблем. Финансовые сектора
доноры (см. Вставку 3.11).
Туркменистана и Узбекистана слабо развиты и
отстают от других стран. Узбекское правитель- Отрасль микрофинансирования находится
ство держит под контролем бoльшую часть пока на ранней стадии развития, но сегодня
финансового сектора, в котором преобладают она – самый быстрорастущий сегмент финан-
государственные банки. Финансовая система совых рынков в регионе. По сравнению с дру-
Туркменистана невелика и в основном кон- гими переходными экономиками, Центральная
тролируется государством. Азия относительно хорошо продвигается в


81
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Вставка 3.11

Донорская помощь региональным инициативам
по микрофинансированию
Доноры предоставляют средства для программ микрофинансирования, проводимых неправительственными организациями
(НПО), а международные НПО предоставляют помощь в создании потенциала в этой области и технические знания. Особенно
примечателен тот факт, что доноры направленно выбирают региональную стратегию. В Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и
Узбекистане осуществляется важная региональная инициатива, финансируемая за счет средств USAID. Другие программы вклю-
чают проект Всемирного совета кредитных союзов в Узбекистане; подготовку сотрудников по кредитованию в рамках программы
ЕБРР по кредитованию микро-, малых и средних предприятий в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане и проект Междуна-
родной финансовой корпорации по разработке законодательства в области микрофинансирования в Кыргызстане, Таджикистане
и Узбекистане. Другой новой инициативой является Консультативная группа помощи бедным Среднеазиатского центра микро-
финансирования, которая создает региональный центр микрофинансирования. Центр будет координировать усилия доноров,
содействовать в выработке политики, например, по законодательству в отношении микрофинансирования; готовить специали-
стов для региональной отрасли микрофинансирования и распространять знания о технических инструментах и других ресурсах
Консультативной группы.
Несмотря на эти важные региональные инициативы, в доступе к микрофинансированию по-прежнему остаются значительные про-
белы: разрозненность НПО в области микрофинансирования; предоставление в основном краткосрочных кредитов и отсутствие
инвестиционного кредитования в отношении основных фондов; клиентская база, в основном состоящая из городских бедных несмо-
тря на потребность сельских бедных в финансовых услугах; недостаточная мобилизация сбережений из-за ограниченных доходов и
ресурсов (и потому что НПО являются нерегулируемыми финансовыми институтами) и отсутствие залогового имущества у бедных. И
наконец, необходимость укреплять ресурсы, связанные с лицензированием, регулированием и надзором.
Источник: Рабочая группа Всемирного банка по микрофинансированию, 2003 г.




этом секторе. Некоторые из ведущих институ- сового сектора.55 В Таджикистане и Узбекиста-
тов микрофинансирования достигли впечатля- не рынков капитала практически не существу-
ющих финансовых показателей и охвата, боль- ет. Республиканская ташкентская фондовая
шинство из них работает в основном с сельской биржа чрезвычайно мала, и обращающиеся
клиентурой. Однако спрос на финансы намного на ней ценные бумаги включают акции огра-
превосходит предложение вследствие общей ниченного числа публичных компаний и крат-
слабости банковских секторов, ограниченного косрочные государственные бумаги. Развитие
охвата в некоторых районах и институциональ- регионального подхода к рынкам капитала
ных проблем, таких как нехватка образования и является, быть может, самым быстрым путем к
технических навыков. обеспечению доступа большего числа фирм к
акционерному финансированию.
Особую проблему для финансового сектора в
целом представляет развитие рынков капита-
ла как источника долгосрочных капитальных
ПИИ и развитие малых и средних
инвестиций и канала для долгосрочных ино-
предприятий
странных инвестиций, включая более стабиль-
ные потоки прямых иностранных инвестиций.
И уровень прямых иностранных инвестиций, и
Рынки капитала способствуют большей откры-
развитие малых и средних предприятий явля-
тости и распространению информации, что
ются важными флюгерами, указывающими на
ведет к более совершенному управлению. По-
качество национального и регионального биз-
скольку рынки капитала в Центральной Азии
неса и делового климата. Опыт показывает, что
остаются слабо развитыми, фирмы в основном
и то и другое имеет решающее значение для до-
полагаются на финансирование за счет соб-
стижения устойчивого роста торговли, доходов
ственных средств и кредитов и имеют крайне
и занятости в странах переходного периода и
ограниченный доступ к акционерному фи-
в свою очередь зависит от существования от-
нансированию. Торги сконцентрированы на
крытого торгового режима.
Казахской фондовой бирже, в основном в ино-
Эмпирические данные свидетельствуют о том,
странной валюте, в виде соглашений об об-
что для новых рыночных экономик увеличение
ратной покупке и государственных долговых
коэффициента прямых иностранных инвести-
инструментах. Торги на Кыргызской фондовой
ций к ВВП на 1 процентный пункт ведет при
бирже незначительны, и рынки капитала по-
прочих равных условиях к дополнительному
прежнему представляют малую часть финан-


82
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

увеличению доходов на душу населения на 0,8 многом генерируют занятость и доходы и спо- К сожалению, Цен-
процентных пункта.56 ПИИ обеспечивают эконо- собствуют экономическому росту, новаторству тральная Азия пока
мический рост по четырем основным каналам. и конкурентоспособности, причем не только не привлекает до-
Они несут с собой финансовый капитал, навыки вообще, но и среди уязвимых групп, в частно- статочно иностран-
управления, технологии и доступ к экспортным сти, таких как длительно безработные, женщи- ных инвестиций и не
рынкам. В то же время открытый торговый ре- ны и жители сельских районов. способствует разви-
жим и быстрое расширение торговли создают тию малых и средних
К сожалению, Центральная Азия пока не при-
международные связи и репутацию, которые предприятий
влекает достаточно иностранных инвестиций
привлекают иностранных инвесторов, вклады- и не способствует развитию малых и средних
вающих средства в основном в торговые ком- предприятий. За исключением Казахстана, при-
пании. влекшего значительные иностранные инвести-
Дополнением к стабильному потоку прямых ции в энергетический сектор, потоки прямых
иностранных инвестиций должен стать рост иностранных инвестиций остаются незначи-
внутреннего частного сектора, особенно малых тельными (см. Таблицу 3.8 и Рисунок 3.6) и од-
и средних предприятий, и создание культуры ними из самых низких среди стран переходного
предпринимательства.57 Как показывает прак- периода с точки зрения объема на душу населе-
тика, именно малые и средние предприятия во ния. Прямые иностранные инвестиции, посту-




Таблица 3.8
Прямые иностранные
МВФ ЕБРР ЮНКТАД
инвестиции на душу
Кипр 8 956 Нет данных 7 384
населения на конец 2003 г.
Чешская Республика 3 771 3 939 4 022 (в долл. США)
Венгрия 3 697 2 335 4 241
Эстония 3 013 2 027 4 823
Хорватия 2 147 1 712 2 547
Словения 2 028 1 875 2 184
Словацкая Республика 1 647 2 141 1 904
Латвия 1 461 1 461 1 420
Польша 1 431 1 166 1 365
Литва 1 091 1 184 1 436
Азербайджан 1 049 934 1 049
Казахстан 1 001 1 078 1 178
Болгария 824 676 650
Румыния 482 455 572
Македония 476 505 500
Албания 343 351 344
Босния и Герцеговина 280 258 279
Армения 279 283 275
Грузия 261 222 202
Россия 223 67 366
Турция 216 Нет данных 234
Беларусь 180 222 192
Молдова 156 227 186
Украина 131 115 144
Кыргызстан 95 84 99
Туркменистан 44 280 270
Таджикистан 11 32 35
Сербия и Черногория Нет данных 260 410
Узбекистан Нет данных 42 36
Источники: IMF 2004b, совокупный чистый приток прямых
иностранных инвестиций (1990 – 2003 гг.);
База данных Конференции Организации Объединенных Наций по торговле
и развитию (ЮНКТАД) по ПИИ, накопленный объем ПИИ на конец 2003 г., EBRD 2004,
совокупный чистый приток ПИИ 1990 – 2003 гг.


83
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Рисунок 3.6
Чистые ежегодные прямые иностранные инвестиции в странах Центральной Азии
(млн. долл. США)

? ???
???
???
???
?????
???
??
????? ?
??? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ????
?????????? ???????????
?????
?????????? ????????????
?????

?????

???

???

???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ???? ????


????????? ?????????? ?????????? ??????????? ????????????


Источник: EBRD 2004.


пающие в регион, остаются главным образом других странах СНГ. Несколько турецких банков
В последнее время
ориентированными на сырье (например, нефть в настоящее время присутствуют в Казахстане,
были достигнуты не-
и газ в Казахстане, золото в Кыргызстане). Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане. В
которые успехи в при-
целом, однако, уровень иностранных инвести-
влечении иностран- В последнее время были достигнуты некоторые
ций со стороны международных банков оста-
ных инвестиций в успехи в привлечении иностранных инвестиций
ется относительно низким. Учитывая проблемы
банковский сектор в банковский сектор, включая трансграничные
финансового сектора, вряд ли в ближайшем
инвестиции внутри Центральной Азии. Самый
будущем Центральной Азии удастся привлечь
лучший пример – присутствие казахских банков
иностранные банки, за исключением, быть мо-
в Кыргызстане. Появление иностранного капи-
жет, банков из Казахстана.
тала является хорошей тенденцией для кыр-
гызского банковского сектора. Иностранные Как и с прямыми иностранными инвестициями,
банки усиливают конкуренцию, несут с собой в Центральной Азии неважно обстоят дела с
ноу-хау и более надежные методы кредитова- развитием малых и средних предприятий. Не-
ния. Хотя казахские банки концентрируют свое смотря на рост совокупного числа таких пред-
внимание на внутреннем рынке, они активно приятий, их плотность остается чрезвычайно
расширяют операции и делают приобретения в низкой. Число малых и средних предприятий



Таблица 3.9
Выборочные данные Страна Казахстан Кыргызстан Таджикистан Узбекистан Среднее
по малым и средним
по ЕС-8*
предприятиям
Совокупное число 521 556 22 670 6 192 23 580 340 577
предприятий (2003) (2001) (2002) (2002) (2002)
Количество 35 5 1 9 48
предприятий на 1 000 (2003) (2001) (2002) (2002) (2002)
человек населения
Источники: UNECE 2003; Агентство по статистике Республики Казахстан, 2004 г.;
Национальный статистический комитет Узбекистана, 2003 г.;
Государственный статистический комитет Таджикистана, 2003 г.


84
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

на 1 000 человек населения колеблется от всего таких как более эффективное исполнение кон- Региональный подход
лишь 0,96 в Таджикистане и 4,58 в Кыргызстане трактов, признание прав собственности, четкие к совершенствова-
до 35 в Казахстане. Это можно сравнить при- арбитражные процедуры, повышение прозрач- нию делового клима-
мерно с 48 в посткоммунистических странах ности и уменьшение возможности различных та и привлечению
– членах ЕС (см. Таблицу 3.9). правовых толкований (что в свою очередь мо- инвестиций должен
жет сократить коррупцию и, следовательно, стать частью наци-
Сектор малых и средних предприятий в Цен-
уменьшить инвестиционные затраты); упро- ональной стратегии
тральной Азии отягощен рядом проблем. Мно-
щении сложных бюрократических процедур и
гие обсуждавшиеся выше препятствия на пути
расширении поддержки частного сектора.
создания благоприятного делового климата
оказываются особенно тяжелыми для предпри- Региональный подход к совершенствованию
ятий, пытающихся функционировать в рамках делового климата и привлечению инвестиций
формальной экономики. В результате они либо должен стать частью национальной стратегии.
полностью разочаровываются, либо выталки- Это требует усилий по налаживанию региональ-
ваются в неформальный сектор. По некоторым ного сотрудничества между правительствами,
оценкам, на неформальную деятельность в ре- деловыми сообществами и другими организа-
гионе приходится около 40% ВВП и более 30% циями гражданского общества. Пока что каж-
рабочей силы.58 дая страна пытается самостоятельно бороться
с очень схожими проблемами, в то время как в
У этой ситуации есть три хорошо известных и
других местах страны вместе борются за улуч-
нежелательных побочных эффекта. Во-первых,
шение инвестиционного климата и восприятия
она ограничивает налоговые сборы и, следова-
их иностранными инвесторами. Инвестицион-
тельно, способность правительства предостав-
ное соглашение Юго-Восточной Европы (см.
лять основные услуги населению. Во-вторых,
Вставку 3.12) – хороший пример для Централь-
она подрывает значительную часть предпри-
ной Азии, поскольку регион Юго-Восточной Ев-
нимательской деятельности страны, особенно
ропы также разбит на относительно небольшие
ту, что ведется более бедными и уязвимыми
страны с переходной экономикой.
слоями населения, неопределенной, посколь-
ку неформальные предприятия особенно часто Опыт этого инвестиционного договора показыва-
подвергаются произволу со стороны властей и ет, что региональный подход к усилению прито-
эксплуатации со стороны криминальных эле- ка ПИИ, развитию малых и средних предприятий
ментов. В-третьих, она еще более затрудняет и реформированию делового климата представ-
этим предприятиям участие в легальной регио- ляет собой ценное дополнение и подкрепление
нальной и международной торговле, создание для других проводящихся в стране реформ. Ре-
бизнес-ассоциаций в поддержку своих закон- гиональный подход создает возможности для
ных интересов и образование региональных обоюдного обмена опытом и обучения, оценки
сетей в поддержку регионального сотрудни- и сопоставления достигнутых результатов, уста-
чества и интеграции, которые могли бы помочь новления трансграничных контактов и оказа-
им расширить рынки, увеличить возможности и ния поддержки между бизнес-ассоциациями, а
способности генерировать доходы и занятость. также создания улучшенного имиджа региона в
целом. Конечно, региональные инициативы не
только должны быть направлены на крупных ин-
Региональный подход к улучшению весторов и достижение деловых интересов, но
делового климата, развитию и совершенно определенно поддерживать раз-
финансирования и инвестиций витие малого, среднего и даже микробизнеса,
поскольку последние вносят решающий вклад в
Опыт других стран переходного периода, осо-
создание сбалансированного частного сектора,
бенно Центральной Европы, показывает, что
обеспечение занятости, экспорт и – в более ши-
создание благоприятного делового климата и
роком смысле – создание условий для челове-
сильного финансового сектора положитель-
ческого развития и обеспечения человеческой
но воздействует на торговлю, приток прямых
безопасности.
иностранных инвестиций и – в более широком
смысле – на экономическое развитие. Вот поче-
му для правительств и гражданского общества Оценка потенциальных выгод
– бизнес-ассоциаций, торговых палат и НПО
от улучшения регионального
– есть важное направление для действий.59 На-
сотрудничества в области
циональные правительства должны сконцен-
трировать внимание на развитии бизнес-ин- торговли и инвестиций
фраструктуры с целью сокращения производ-
ственных, транспортных и коммуникационных В идеале желательно располагать комплексной
затрат; совершенствовании правовых основ, оценкой потенциальных выгод, получаемых

85
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Вставка 3.12

Инвестиционное соглашение Юго-Восточной Европы
Инвестиционный договор Юго-Восточной Европы – инициатива Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы (включающего Ал-
банию, Боснию и Герцеговину, Болгарию, Хорватию, Республику Македонию, Молдову, Румынию и Сербию и Черногорию). Он нацелен
на улучшение экономического и делового климата в регионе. Страны берут на себя ряд обязательств по проведению реформ. Каждая
стана преобразует эти обязательства в конкретные мероприятия, направленные на создание устойчивой рыночной экономики и по-
ощрение инвестиций частного сектора в регионе.
Инвестиционный договор поддерживает и поощряет реформирование политики по трем широко взаимосвязанным политическим
направлениям: политика и стратегия поощрения ПИИ; поддержка малых и средних предприятий, а также управление, конкуренция
и регулирование. Процесс включает поддержку и активное участие экономических групп из стран региона, доноров и партнеров
Пакта стабильности, международных организаций и финансовых институтов, НПО и частного сектора. Программы включают в себя
поощрение частных инвестиций, улучшение инвестиционного климата, мониторинг реализации структурных политических и инсти-
туциональных реформ и вовлечение частного сектора в процессы реформирования.
Источник: Веб-сайт Investment Compact, www.investmentcompact.org.




каждой из стран Центральной Азии от увели- номической системы, многие предприятия за-
Наличие количе-
ственных оценок по- чения торговли в результате улучшения реги- крылись. Некоторые из разорванных связей не
следствий мер эконо- онального сотрудничества в области торговли, имели никакого экономического значения в
мической политики транспорта и транзита, а также от мер, осущест- рыночной системе, например, поставки трост-
и государственных вляемых внутри страны. Наличие количествен- никового сахара с Кубы для переработки в Кыр-
инвестиций имеет ных оценок последствий мер экономической гызстане с последующей продажей в Советском
ключевое значение политики и государственных инвестиций имеет Союзе. Другие связи сохранились, подверглись
для убеждения от- ключевое значение для убеждения ответствен- реструктуризации и продолжали функциониро-
ветственных лиц, ных лиц, общественности, потенциальных внеш- вать в рамках регионального рынка. Отсутствие
общественности, них доноров и финансистов в необходимости регионального сотрудничества, однако, при-
потенциальных принятия или поддержки этих мер. Иначе выго- вело к уничтожению многих из продуктивных
внешних доноров и ды не всегда очевидны, затраты могут быть бо- видов деятельности или нанесению им ущерба.
финансистов в необ- лее явными, и политические последствия могут Например, молочный завод в Ак-Суте в Кыргыз-
ходимости принятия иногда создавать впечатление невозможности стане, приватизированный в 1994 г., – теперь
или поддержки этих дальнейшего продвижения вперед. здесь работают 230 человек, занятых производ-
мер
К сожалению, произвести такие оценки пока ством масла, сыра и сухого молока. Экспорт в
невозможно, учитывая трудности с получением Казахстан прекратился в 2000 г., когда Казахстан
данных и несовершенство методов, использу- ввел 200-процентную импортную пошлину. За
емых для получения таких оценок. Кроме того, исключением мелкомасштабной челночной
оценка того, что не имело места, всегда является торговли, экспорт не возобновился даже в 2001
затруднительной. В этом разделе используются г., после отмены пошлин. Причина – 16-про-
три альтернативных подхода: примеры конкрет- центный налог на добавленную стоимость и
ных предприятий, пострадавших от нарушений другие налоги, которые вместе прибавляют 22
в торговле; анализ ценовой разницы, возникаю- – 23% к стоимости молочной продукции при
щей вследствие торговых барьеров, на основе пересечении границы; любые задержки на
модели частичного равновесия, а также эффект границе также серьезно сказываются на каче-
от сокращения тарифов и торговых наценок в стве свежего молока. Присутствие челночных
Казахстане и Кыргызстане на основе модели торговцев, ввозящих продукцию Ак-Сутского
общего равновесия. Каждый из этих подходов завода в Казахстан, показывает, что молочный
сам по себе имеет слабые и сильные стороны, завод имеет сравнительное преимущество по
но вместе они указывают на значительные вы- продукции, однако законная торговля оказы-
годы, которые страны Центральной Азии могли вается невыгодной. Поскольку цены серьезно
бы иметь от более эффективной интеграции в искажаются и высокие приграничные затраты
мировую экономику и друг с другом.
работают против Ак-Сутского завода, крупно-
масштабного официального экспорта в Казах-
стан не происходит. В результате потребители
Конкретные примеры
получают более дорогой сыр, а для 230 сотруд-
ников Ак-Сутского завода возникает опасность
В начале 1990-х гг., после крушения плановой
экономики и распада единой советской эко- потерять работу.


86
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

Токмакский стекольный завод в Кыргызста- лом доходы от продажи овощей и сухофруктов Конкретные примеры
дают первое впе-
в Узбекистане составляли от 33 до 36 млн. долл.
не представляет собой более разительный
чатление о немалых
США в год. Потеря этих доходов нанесла тяже-
пример косвенных негативных последствий,
экономических и че-
лейший удар 28 500 жителям села. Экономиче-
вызываемых отсутствием регионального со-
ловеческих издержках,
ские убытки для Узбекистана тоже значительны;
трудничества. Построенный в начале 1970-х гг.
возникающих в от-
не только потребители утратили возможность
стекольный завод был одним из крупнейших
сутствие сотрудни-
есть высококачественные продукты из Костако-
производителей листового стекла в Советском
чества
са, но и производители в Узбекистане потеря-
Союзе. В 1990-е гг., превратившись в акцио-
ли рынок сбыта своей продукции жителям Ко-
нерную компанию, он с трудом адаптировался
стакоса, которые тратили по меньшей мере 10
к рыночным и управленческим потребностям
млн. долл. ежегодно на приобретение товаров
новой экономической системы, однако роко-
в Узбекистане, которых не было в их селе.
вым ударом явился случившийся в 1999 г. тор-
говый спор с Узбекистаном, который привел Эти примеры дают первое впечатление о не-
к прекращению поставок газа в Кыргызстан. малых экономических и человеческих издерж-
Поскольку производство стекла – непрерыв- ках, возникающих в отсутствие сотрудничества.
ный процесс, отключение энергии привело Они подчеркивают тот факт, что цена на молоко
к тому, что затвердевшая масса стекла забила или лук более важна для бедных потребителей,
печь и разрушила оборудование. Завод был чем для богатых. Рабочие, потерявшие работу
объявлен банкротом, и его 1 233 рабочих были на стекольном заводе, зарабатывали в среднем
уволены. В отличие от других банкротств, эта менее 30 долл. США в месяц. Они были бедны,
история имеет счастливый конец. В сентябре когда имели работу, но их положение стало еще
2000 г. немецкая компания «Steinert Industries хуже, когда завод закрылся и они оказались на
GmbH», имеющая нефтяные и газовые интере- улице. Невозможность для жителей Костакоса
сы в Узбекистане, купила Токмакский завод за вывозить фрукты и овощи в Узбекистан и далее
2,25 млн. долл. США. Завод был восстановлен в Россию и другие страны заставила некогда за-
и вновь открыт в июне 2002 г. Узбекские свя- житочных селян все чаще отдавать свои поля
зи компании «Steinert» помогают обеспечи- под посевы пшеницы, ячменя, кукурузы, карто-
вать поставки газа, и под новым руководством феля и корнеплодов для того, чтобы выжить.
стекло стало экспортироваться на рынки Цен-
тральной Азии и России. Завод стал самым
Анализ трансграничной ценовой
крупным налогоплательщиком в Кыргызста-
разницы на основе модели
не. Однако нарушение производства вызвало
значительные расходы. Восстановление печи частичного равновесия
после аварии обошлось в 1,5 млн. долларов.
Переходя от конкретных примеров к более об-
В 2000 г. на заводе никто не работал. В 2001 г.
щей оценке затрат, связанных с торговыми ба-
работала только примерно треть всех сотруд-
рьерами, торговые затраты можно выразить в
ников, и государство не получало никаких на-
виде разницы (или «клина», как говорят эконо-
логов. Убытки от закрытия этого предприятия
мисты) между ценами в разных районах. Даже
составили, по некоторым оценкам, около 2,5
при отсутствии тарифов или других формаль-
млн. долларов.
ных торговых барьеров существование такой
В отношении других производителей наруше-
разницы предполагает наличие препятствий
ния, вызванные появлением границ, имели бо-
на пути выравнивания цен. Препятствия могут
лее тяжелый и постоянный характер. Жители
возникнуть вследствие торговых барьеров, тор-
села Костакос на севере Таджикистана веками
говых и транспортных затрат или присутствия
славились экспортом фруктов, овощей и коп-
монополии. В Центральной Азии существует
ченой рыбы, которые ценились за их высокое
большая ценовая разница даже в отношении
качество. В 1980-е гг. дыни, курага и изюм из
идентичных товаров (см. Таблицу 3.10).
этого села продавались в Якутске, Ленинграде,
Цена за килограмм первосортной казахской
Москве и других городах Советского Союза.
муки почти на треть выше в Бишкеке или Таш-
Однако самый большой рынок был в соседнем
кенте, чем в Алматы, еще выше в городах Фер-
Узбекистане. Но этот рынок исчез в 1992 г., ког-
ганской долины Ош (Кыргызстан) и Андижан
да Узбекистан закрыл границы в целях борьбы
(Узбекистан) и еще выше в Бухаре. Таким обра-
с угрозой терроризма. В 1980-е гг. одна только
зом, торговые затраты связаны с границами, но
семья Гафура Саборова ежегодно продавала от
они также увеличиваются с расстоянием внутри
15 до 18 тонн высококачественных помидоров
в Ташкенте, что позволило ему на широкую ногу страны. Цена импортного чая марки «Бета» из
женить трех сыновей и выдать замуж двух до- Шри-Ланки, фасуемого в Узбекистане, показы-
черей, купить им дома и машины. Для села в це- вает, что и здесь явно действует эффект границ,


87
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Таблица 3.10
Цены на муку и Алматы Чимкент Бишкек Ош Ташкент Андижан Бухара
чай в Казахстане,
Казахская
Кыргызстане и
первосортная 0,28 0,30 0,37 0,41 0,35 0,39 0,42
Узбекистане (долл. США)
мука, 1 кг
Чай марки «Бета»
0,62 0,62 0,60 0,60 0,50 0,47 0,24
100 г
Источник: Данные, собранные для Азиатского банка развития в декабре 2004 г.




Модель частичного поскольку цена на чай самая низкая в Бухаре и потребляемая бедными слоями населения. Из
равновесия, как по- этого следует, что воздействие торговых пре-
более высокая в Бишкеке, Оше и Алматы, чем в
казывает само на- пятствий тяжелее всего сказывается на малых
городах Узбекистана.
звание, не позволяет и средних предприятиях и бедных слоях насе-
Экономические потери, возникающие вслед-
определить все пря- ления.
ствие ценовой разницы, можно выразить в
мые и обратные связи
количественном отношении с помощью про-
в экономике, возни-
стой модели, которую экономисты называют
Анализ сокращения торговых
кающие в ответ на
моделью частичного равновесия. Примером
затрат в Казахстане и Кыргызстане
торговые барьеры
может быть анализ частичного равновесия
на основе модели рассчитываемого
разницы между ценами в Алматы и Бишкеке,
общего равновесия
вызванные придорожными проверками. По
некоторым оценкам, эти проверки привели в
Модель частичного равновесия, как показы-
2000 г. к увеличению транспортных затрат при-
вает само название, не позволяет определить

<<

стр. 6
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>