<<

стр. 7
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

мерно на 2 млн. долл. США из-за задержек и на
все прямые и обратные связи в экономике, воз-
16 млн. долл. из-за взяток.60 Анализ частично-
никающие в ответ на торговые барьеры. Чтобы
го равновесия показывает, что при разумных
преодолеть ограничения модели частичного
допущениях относительно чувствительности
равновесия, экономисты разработали тип мо-
спроса и предложения стоимость упущенной делей, которые учитывают как прямые, так и
торговли была выше, чем измеренные затраты, обратные связи в экономике. Такие модели на-
связанные с задержками. Если транспортные зываются моделями рассчитываемого общего
затраты достаточно высоки, чтобы вообще пре- равновесия (МРОР). Азиатский банк развития
пятствовать торговле, тогда и все потенциаль- в настоящее время разрабатывает МРОР для
ные выгоды от торговли будут утеряны. Если Казахстана и Кыргызстана для оценки вероят-
нет торговли, нет и потерь из-за задержек и ных последствий сокращения торговых затрат
перераспределения через взятки. Однако рас- в рамках общего равновесия. Для этого докла-
чет потерь потребителей и производителей да первоначальные версии этих моделей были
вследствие упущенной торговли показывает, использованы для оценки того, каким образом
что при высокой чувствительности спроса более эффективное региональное сотрудни-
упущенная торговля может обходиться очень чество в сфере торговой политики, транспорт-
дорого. ной инфраструктуры и облегчения торговых
операций воздействовало бы на экономику Ка-
Общий вывод, который можно сделать из этого
захстана и Кыргызстана, включая конкретные
вида анализа, состоит в том, что потери от упу-
отрасли, регионы и группы населения. Воз-
щенной торговли могут быть гораздо выше, чем
действие более эффективного регионального
прямые затраты, такие как стоимость времени,
сотрудничества в этих трех областях отражено
потраченного на задержки. Бремя торговых
через одинаковое сокращение тарифов и вну-
препятствий оказывается особенно тяжелым на
тренних торговых наценок на конкретные то-
рынках, где предложение и/или спрос крайне
вары (состоящих из торговой и транспортной
чувствительны к ценовым колебаниям и где от-
наценки).61 Модель общего равновесия позво-
носительно небольшие препятствия приводят к
ляет оценивать как прямое, так и косвенное
значительному сокращению объемов торговли
воздействие сокращения тарифов и торговых
или полному ее прекращению. Подобным об-
затрат, включая воздействие на конкретные
разом обстоит дело на рынках многих товаров,
сектора, регионы и группы населения в обе-
таких как сельскохозяйственная и текстильная
их странах, а также общее воздействие на обе
продукция, обычно экспортируемая или импор-
экономики в целом. Она также косвенно от-
тируемая малыми и средними предприятиями и

88
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

ражает допущения относительно делового и сту. Это обеспечит большее количество ре- Модель общего
инвестиционного климата, несмотря на то что сурсов для внутреннего потребления и ин- равновесия показыва-
они не были специально исследованы в рам- вестиций. Кроме того, сокращение торговых ет, что уменьшение
ках моделей. затрат окажет давление на потребительские тарифов и торговых
цены в сторону их снижения и увеличит ре- наценок повысит
Моделирование воздействия единообразно-
альные доходы. реальный ВВП в 2015
го сокращения тарифов и торговой наценки
• г. примерно на 20% в
различных величин на экономику Казахстана Увеличение общего объема выпуска продук-
Казахстане и на 55%
и Кыргызстана дало следующие предваритель- ции и повышение уровня жизни населения,
в Кыргызстане по
ные качественные результаты: вызванное сокращением торговых наценок, в
сравнению с базовым
• пользу бедных. Торговые наценки значитель-
Значительное расширение внешней тор- сценарием
но выше в сельских районах, чем в город-
говли. После первоначального ухудшения
ских, особенно как доля от коммерческой
торговый баланс улучшится по мере того
стоимости реализуемых товаров. Следова-
как рост экспорта, связанный с повышением
тельно, сокращение торговых наценок под-
конкурентоспособности внутренних произ-
стегнет выпуск продукции в сельских рай-
водителей на международных рынках, пре-
онах больше, чем в городских. Поскольку
высит рост импорта, связанный со снижени-
большинство бедных слоев в Казахстане и
ем тарифов.
Кыргызстане проживают в сельских районах,
• Значительные отраслевые изменения в обе- сокращение торговых затрат будет особенно
их экономиках. Равное сокращение тарифов выгодным для бедных.
и торговых наценок повысит рентабель-
В Таблице 3.11 показано макроэкономическое
ность ориентированных на экспорт отрас-
воздействие 50-процентного сокращения тари-
лей промышленности и снизит рентабель-
фов 2002 г. и торговых наценок в Казахстане и
ность импортозамещающих отраслей. В
Кыргызстане. Уменьшение тарифов и торговых
результате произойдет перераспределение
наценок повысит реальный ВВП в 2015 г. при-
ресурсов от вторых к первым и доля первых
мерно на 20% в Казахстане и на 55% в Кыр-
в общем объеме выпуска продукции повы-
гызстане по сравнению с базовым сценарием.
сится. В Казахстане добывающая отрасль и
Значительно вырастут экспорт и импорт, при-
производство станков и оборудования выи-
чем экспорт вырастет больше, чем импорт, и
грают больше всего от более эффективного
в каждой стране улучшится торговый баланс.
регионального сотрудничества в торговле,
Реальное потребление окажется на 13% выше в
на транспорте и в области транзита и соот-
Казахстане и на 66% выше в Кыргызстане.
ветствующего сокращения торговых затрат,
в то время как сельское хозяйство, продо- Хотя распределение дополнительных реаль-
вольственные и текстильные товары и про- ных доходов в регионах будет более справед-
изводство одежды больше всего выиграют в ливым, как указывается выше, бедные выигра-
Кыргызстане. ют больше небедных. В Казахстане реальные
• доходы сельских домохозяйств поднимутся
Значительный рост общего объема про-
на 27,2%, в то время как реальные доходы го-
дукции и уровня жизни населения в средне-
родских домохозяйств вырастут на 8,4%. Во
срочной перспективе. Перераспределение
всех 14 административных единицах с город-
ресурсов в сектора, в которых у обеих стран
ским и сельским населением номинальные
есть сравнительные преимущества, расши-
Бедные выиграют
сельские доходы вырастут больше, чем номи-
рение торговли и усиление конкуренции
больше небедных от
нальные доходы в городах. В Кыргызстане, где
повысят эффективность распределения ре-
сокращения торго-
доходы на душу населения ниже, а уровень
сурсов, увеличат производительность труда
вых наценок
бедности выше, чем в Казахстане, снижение
и будут способствовать экономическому ро-



Таблица 3.11
Оценка воздействия 50-про-
Казахстан Кыргызстан
центного сокращения тари-
Реальный ВВП 19,5 54,5
фов и торговой наценки на
Индекс потребительских цен -20,1 -6,4 отдельные макроэкономи-
Реальное потребление 12,6 65,8 ческие показатели в Казах-
стане и Кыргызстане в 2015
Реальные инвестиции 9,5 21,3
г. (% изменений по сравнению
Экспорт 48,2 42,1
с базовым сценарием)
Импорт 37,5 13,6
Источник: Оценки Азиатского банка развития.


89
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

торговых налогов и затрат будет более выгод- торговлю, экономический рост и уменьшение
бедности будет, скорее всего, еще более ощу-
но бедным слоям, нежели небедным в шести
тимым в Туркменистане и Узбекистане, чем в
из восьми регионов (см. Рисунок 3.7). Что ка-
Казахстане и Кыргызстане. Любые реформы,
сается страны в целом, реальные доходы бед-
обещающие поднять доходы на душу населения
ных слоев возрастут на 65,7% по сравнению с
в бедном регионе на 50% в течение 10 лет, за-
50,9% небедных.
служивают серьезного внимания.
Количественные оценки эффекта от сокраще-
ния торговых затрат всегда имеют несколько
спекулятивный характер, и особенно в Цен-
Выводы и рекомендации
тральной Азии, где не хватает подробных дан-
ных. Тем не менее результаты применения не- Выводы
скольких методик взаимно дополняют друг
друга. Потери от барьеров на пути торговли Международная торговля и инвестиции могут
высоки, их сокращение обернется значитель- внести серьезный вклад в человеческое разви-
ными выгодами, и больше всего выиграют тие и обеспечение человеческой безопасности
бедные люди. Сокращение торговых барьеров в Центральной Азии за счет повышения про-
пойдет на пользу не только одной стране, но изводительности труда, расширения занятости
и ее соседям. Например, снятие ограничений и активизации экономического роста, умень-
по пересечению границ и транзиту в Туркме- шения вероятности политических конфликтов
нистане и Узбекистане, двух странах с самыми между странами и расширения ассортимента
ограничительными торговыми режимами, даст и повышения качества товаров для потреби-
значительные выгоды населению не только телей. Поэтому вызывает сожаление тот факт,
этих стран, но и остальных стран Центральной что торговые или инвестиционные показате-
Азии, а также Афганистана и Ирана. Позитивное ли стран Центральной Азии остаются менее
воздействие от сокращения торговых затрат на чем удовлетворительными по международным



Оценка воздействия на реальные доходы домохозяйств комбинированного Рисунок 3.7
50-процентного сокращения тарифов и торговой наценки в Кыргызстане
(процентные изменения по сравнению с базовым сценарием в 2015 г.)


???
?????????????????????????????????????????????????????




?????
???


??
???? ????
????
???? ???? ????
???? ????
???? ????
?? ????
????
????
????
??

????
??


?
????????




????????




????????




????????




????????




????????




????????




????????
??????




??????




??????




??????




??????




??????




??????




??????




?????? ????? ?????? ????? ?????? ?? ????? ???
???? ????


Примечание: Человек считается бедным, если средние расходы на душу населения в его домохозяйстве ниже чер-
ты абсолютной бедности. Эта черта включает продовольственные и непродовольственные компоненты. Мо-
делирование было сделано для 2002 г., когда черта бедности была на уровне 2,30 долл. США в день по ППС.
Источник: Оценки Азиатского банка развития.


90
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

стандартам. Хотя произошел значительный мировую экономику и восстановить свою исто- Количественные
сдвиг в направлении торговли от СНГ к дру- рическую значимость как сухопутного моста оценки показывают,
гим странам мира, переориентация торговли между Восточной и Южной Азией и Европой. что сегодняшние
с традиционных на новые рынки идет более потери весьма
Меры по развитию торговли и инвестиций в
значительны, а по-
медленными темпами, чем во многих других регионе не только связаны с экономическими
тенциальные выгоды
странах переходного периода. Уровень прямых выгодами – они прямо и косвенно влияют на
огромны
иностранных инвестиций и развития местного жизнь людей. Опросы Всемирного банка пока-
бизнеса, особенно значимых для экономики зывают, что жители региона считают границы
малых и средних предприятий, остается очень серьезной проблемой. Поэтому главный вызов,
низким в основном вследствие многочислен- открывающий новые возможности, – создание
ных барьеров на пути торговли, инвестиций и «границ с человеческим лицом.» Помимо созда-
деловой активности. ния более эффективных связей за счет совер-
шенствования торговой политики, транспорт-
Снижение и устранение некоторых из наиболее
ной инфраструктуры и содействия развитию
серьезных барьеров – трудностей, связанных с
торговли, деловой климат и финансовые услуги
пересечением границ и прохождением тамож-
внутри страны играют главную роль в реализа-
ни, высоких транспортных затрат, длительных и
ции всех преимуществ расширенного торгово-
непредсказуемых сроков перевозки и вмеша-
го потенциала.
тельства в бизнес внутри страны – требует со-
вершенствования внутренней политики и ре- Количественные оценки с использованием
гионального сотрудничества между странами ряда методов рисуют последовательную кар-
тину значительных потерь от отсутствия реги-
Центральной Азии и их соседями. Региональное
онального сотрудничества и выгод от более
сотрудничество в форме сопоставления опыта
эффективного сотрудничества в области тор-
и обмена знаниями и информацией поможет
говли, транспорта и транзита. Наиболее при-
сократить другие препятствия на пути торгов-
мечательные количественные оценки приве-
ли, такие как слабые институты и отсутствие
дены в Таблице 3.12. Главный вывод, на который
маркетинговых навыков и информации. Страны
они указывают, состоит в том, что сегодняшние
Центральной Азии могли бы также выступить
потери весьма значительны, а потенциальные
вместе против торговых искажений развитых
выгоды огромны. Помимо сокращения тор-
стран, например, хлопковых субсидий.
говых затрат и продвижения торговли, более
Либерализация торговой политики на многосто-
эффективное региональное сотрудничество в
ронней основе в рамках ВТО – лучший вариант
трех областях окажет положительное влияние
для стран Центральной Азии, по крайней мере,
на управление, приток прямых иностранных
в краткосрочной и среднесрочной перспекти-
инвестиций, человеческое развитие и дру-
ве, нежели дискриминационная либерализация
гие факторы, которые имеют косвенное, но
в рамках существующих и новых региональных
мощное воздействие на экономические по-
торговых договоренностей. Членство в ВТО
казатели. Если сложить все поддающиеся и
ставит международную торговлю на единую
не поддающиеся количественной оценке по-
правовую основу и обеспечивает эффективный
тенциальные выгоды от сотрудничества в об-
механизм разрешения торговых споров. Оно
ласти торговли, транспорта и транзита, а также
также способствует дальнейшей либерализа-
от значительных реформ, относящихся к де-
ции торговли и предотвращает возвращение
ловым и финансовым условиям внутри стран
политики в старое русло. В долгосрочной пер-
Центральной Азии, доходы на душу населения
спективе стоит стремиться к эффективным ре-
в ближайшие 10 лет могут увеличиться на 50
гиональным торговым договоренностям как ча-
– 100% по сравнению с продолжением сегод-
сти более широкой и глубокой экономической
няшней политики. Учитывая тот факт, что выго-
интеграции между странами Центральной Азии
ды, скорее всего, будут больше распределять-
и некоторых из соседей, но это потребует про-
ся в сторону бедных слоев населения, есть
явления высокой степени политической воли.
шансы на удвоение доходов бедных, которые
Однако более эффективное региональное со-
составляют примерно половину населения
трудничество в области содействия развитию
Центральной Азии. Это окажет исключитель-
торговли и транспорта, включая совместные
ное воздействие на человеческий фактор
усилия по созданию транспортных связей реги-
– улучшение жизни крестьян и сельского на-
она с остальной частью света, повышению ка-
селения, мелких торговцев и микропредпри-
чества транспортных услуг и упрощению тран-
нимателей, а также их семей и детей.
зитных перевозок, имеет основополагающее
Главным препятствием на пути региональной
значение. Оно позволит странам Центральной
интеграции и сотрудничества, несмотря на
Азии воспользоваться всеми преимуществами
крупные потенциальные выгоды, является то,
членства в ВТО, более тесно интегрироваться в

91
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Таблица 3.12
Ориентировочные Затраты в отсутствие сотрудничества Выгоды от сотрудничества
затраты в отсутствие
(несколько примеров)
сотрудничества
Затраты на строительство объездных Выгоды от 50-процентного сокращения
и выгоды от
транспортных путей: торговых затрат:
сотрудничества
12 млн. долл. США на дорогу из Ош в 55% от ВВП в год в Кыргызстане
Джалал-Абад 20% от ВВП в год в Казахстане
10 млн. долл. США на железную дорогу из
Выгоды от повышения цены на хлопок
Бухары в Нукус
в результате переговоров о сокращении
Убытки от закрытия Токмакского завода: субсидий:
2,5 млн. долл. США 6% от ВВП в год в Таджикистане
3% от ВВП в год в Туркменистане
Потеря доходов в селе Костакос: 3% от ВВП в год в Узбекистане
33 – 36 млн. долл. США в год

Потери от несбалансированного
грузового автомобильного потока между
Центральной Азией и Западной Европой:
300 млн. долл. США в год
Примечание: Затраты и выгоды являются оценочными; они не обязательно суммируются.
Объяснения и оговорки см. в тексте.




что часто называют «отсутствием политической там Каспийского моря, а через Афганистан мог
Если некоторые
бы получить доступ к Ирану и Пакистану. Если
страны не желают воли.» На деле, однако, это просто отражает
Узбекистан закроет границы, Кыргызстан мог
налаживать сотруд- преобладание в регионе политических инте-
бы направлять свои торговые потоки через
ничество, тогда ресов, нацеленных на поддержание статус-кво
Казахстан. Таблица 3.3 показывает, что это на
более ограниченные ограниченного сотрудничества и интеграции.
самом деле уже происходит, поскольку почти
выгоды могли бы До тех пор пока административные ресурсы
четверть кыргызского импорта идет из Казах-
быть получены от правительств слабы, а коррупция и слабое
стана и только пять процентов из Узбекистана
двухсторонних, управление повсеместны, будет очень трудно
(и это главным образом бартерные поставки
трехсторонних и обеспечивать эффективное региональное со-
газа в обмен на воду).62 Эти варианты показы-
четырехсторонних трудничество и интеграцию так, чтобы серьез-
вают, что, даже если одна или две страны не
договоренностей но понизить препятствия на пути торговли и
проявляют готовности к сотрудничеству, ни
между прилегающими устранить внутренние барьеры на пути раз-
одна из них не имеет долгосрочной монопо-
странами вития предприятий, инвестиций и доступа к
лии в отношении транзитной торговли своих
финансам. Эти вопросы рассматриваются нами
соседей. Конкуренция могла бы подстегнуть
более глубоко в Главе 7. Несмотря на полити-
решение проблем, описанных в этой главе.
ческие ограничения, мы полагаем, что усилия,
направленные на развитие более эффектив- Положение в Центральной Азии не является
ной региональной торговли и сотрудничества, неизменным. В течение первого десятилетия
должны и будут предприниматься – потенци- независимости главным приоритетом для всех
альные выгоды просто слишком велики, чтобы пяти стран было национальное строительство.
их игнорировать. Нет ничего удивительного в том, что правитель-
ства делали немалый упор на автономии своей
Наилучшим выходом было бы устранение
политики. В XXI в. ситуация меняется. Одним из
препятствий на пути торговли по всей Цен-
элементов является более положительное от-
тральной Азии, что привело бы к снижению
ношение к членству в ВТО. Другие элементы,
торговых затрат для всех пяти стран. Если не-
как явствует из взгляда Казахстана, приведены
которые страны не желают налаживать сотруд-
во Вставке 3.13. Совместные заявления прези-
ничество, тогда более ограниченные выгоды
дентов Туркменистана и Узбекистана в ноябре
могли бы быть получены от двухсторонних,
2004 г. и президентов Казахстана и Узбекистана
трехсторонних и четырехсторонних догово-
в марте 2005 г. о более широком сотрудниче-
ренностей между прилегающими странами.
стве по приграничным и торговым вопросам
Если Туркменистан отказывается сотрудни-
также являются предвестниками новых позиций
чать, тогда Узбекистан мог бы сотрудничать с
среди руководителей региона, более направ-
Казахстаном с целью получения доступа к пор-


92
Региональное сотрудничество в целях развития торговли и увеличения притока инвестиций

– совершенствования управления тамо-
Вставка 3.13 Сотрудничество не
женными и полицейскими службами и только будет способ-
Взгляд Казахстана на ствовать развитию
службами охраны границ;
перспективы регионального торговли и инвести-
– содействия развитию челночной торгов-
сотрудничества ций, но и укрепит без-
ли, а не препятствования ей;
опасность в регионе
«Среди отрадных сигналов можно назвать образование
– полного выполнения Конвенции МДП;
ШОС, а также вступление России в ОЦАС. Главное огра-
– внедрения упрощенной и эффективно
ничение состоит в неспособности правящих режимов
управляемой системы регионального
поддерживать плодотворный диалог и выходить на
транзита для дорожного транспорта.
компромиссы, связанные с ростом национальных па-

триотических идей, сосредоточенных на национальной Сотрудничать в деле модернизации реги-
исключительности. Модернизация политических систем, ональной воздушно-транспортной инфра-
рост национальных экономик и эффективность надреги- структуры и услуг путем обеспечения взаим-
ональных институтов могут стать гарантией успеха.» ного доступа к основным аэропортам друг
друга, поощрения международных перевоз-
Источник: Страновое исследование по Казахстану для
чиков к обслуживанию региона и создания
ПРООН.
конкурентоспособных национальных авиа-
компаний и инфраструктурных компаний.
• Согласовать и упростить правовой и регуля-
ленных на развитие сотрудничества. Хотя поли-
торный режимы для транспортного сектора,
тические события в Кыргызстане и Узбекистане
способствовать усилению конкуренции на
в начале 2005 г., возможно, усилили акцент на
железнодорожном и воздушном транспор-
обеспечении национальной безопасности, а
те – в частности, за счет реструктуризации
не на развитии регионального экономическо-
государственных железных дорог и авиа-
го сотрудничества, потребность в развитии
компаний и разделения регуляторных и ком-
регионального сотрудничества и торговли и
мерческих функций – и содействие развитию
инвестиций по-прежнему остается. Более того,
мощных региональных операторов дорож-
многие аспекты этого сотрудничества – управ-
ного транспорта.
ление границами, таможенная администрация,
• Улучшить деловой и инвестиционный климат
транзитные системы и трансграничные плате-
для всех предприятий при особом внимании
жи – не только будут способствовать развитию
к малым и средним предприятиям, финансо-
торговли и инвестиций, но и укрепят безопас-
вым институтам и иностранным инвесторам.
ность в регионе.
• Усовершенствовать управление и укрепле-
ние институтов как главных предпосылок
Рекомендации
для обеспечения долговременных улучше-
ний в сфере торгового режима, транспорта,
Правительствам стран Центральной Азии
управления границами, таможенной адми-
необходимо:
нистрации, транзитных систем, делового
• Уделять первоочередное внимание много- климата и финансовых секторов, а также для
сторонней либерализации торговли в рам- совершенствования регионального эконо-
ках ВТО. Объединить усилия с соседями и мического сотрудничества и интеграции.
другими развивающимися странами для по-
лучения более эффективного доступа к рын-
Региональным организациям в
кам развитых стран. Требовать прекращения
Центральной Азии необходимо:
политики и практики, существующих в на-

стоящее время в развитых странах, таких как Прояснить, какая организация имеет основ-
хлопковые субсидии, препятствующих раз- ной мандат на развитие регионального диа-
витию международной торговли и нанося- лога, обмена информацией и сотрудничества
щих ущерб экономикам Центральной Азии. в области торговой политики, транспорта, со-
• действие развитию торговли и инвестиций и
Более тесно сотрудничать друг с другом и
координацию текущих и будущих мероприя-
соседними странами в создании «границ с
тий различных региональных организаций в
человеческим лицом» и содействии разви-
этих областях (ОЦАС, ОЭС, ЕЭС и ШОС). ЦАРЭС
тию трансграничного перемещения людей,
должен предоставлять поддержку главному
товаров и транспортных средств за счет:
региональному институту (институтам).
– упрощения и гармонизации таможенных
• Поддерживать процесс вступления в ВТО
и связанных с пересечением границ пра-
стран Центральной Азии и разработку кон-
вил и процедур;


93
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

кретных программ в отношении региональ- зации торговли в рамках ВТО и их поощре-
ного сотрудничества в области транспорта ние на более тесное сотрудничество на ре-
и содействия развитию торговли, продолже- гиональном уровне в развитии торговли и
ние существующих инициатив. достижении более эффективного доступа к
• рынкам в других странах.
Разработать и реализовать комплексную

программу развития региональной транс- Интегрировать техническую и финансовую
портной инфраструктуры, которая будет помощь в области торговой политики, транс-
способствовать: портной инфраструктуры и содействия раз-
витию торговли путем, например, привязы-
– более эффективной координации про-
вания финансирования транспортных про-
ектов, связанных с национальной ав-
ектов к выполнению требований, направлен-
томобильной и железнодорожной ин-
ных на содействие развитию транзита.
фраструктурой с упором на улучшение

транспортных связей региона с другими Совершенствовать координацию техниче-
частями света – в частности, через проек- ской и финансовой помощи в области содей-
ты ТРАКЕКА, «Азиатская автомагистраль» и ствия развитию торговли на региональном
«Трансазиатская железная дорога»; уровне, предпочтительно путем использова-
ния одной из существующих региональных
– модернизации и интеграции региональ-
программ или организаций в качестве меха-
ной воздушно-транспортной инфраструк-
низма координации.
туры;
• Совершенствовать координацию техни-
– недопущению новых проектов, связанных
ческой и финансовой помощи в области
с транспортной инфраструктурой и на-
реформирования финансового сектора на
правленных главным образом на избежа-
региональном уровне (включая микрофи-
ние транзита через соседние государства;
нансирование), предпочтительно путем ис-
– выделению достаточных средств на вос-
пользования одной из существующих регио-
становление и поддержание основных
нальных программ или организаций.
существующих транспортных сетей;
• Расширять предоставление технической и
– согласованию и упрощению правовых и
финансовой помощи в области повышения
регулятивных систем в транспортном сек-
качества транспортных услуг в Центральной
торе, включая правила и процедуры пере-
Азии. Помощь региональным организациям
сечения границ.
в разработке и реализации комплексной
• Разработать и осуществить помощь в реа- программы развития регионального транс-
лизации упрощенных и эффективно управ- портного сектора.
ляемых систем регионального транзита для
• Помогать странам Центральной Азии и их
автомобильного транспорта.
соседям в разработке и реализации упро-
• Разработать региональные подходы к ключе- щенной и эффективно управляемой систе-
вым улучшениям финансового сектора, вклю- мы регионального транзита для дорожного
чая регулирование финансового сектора и транспорта.
надзор за ним, развитие рынков капитала и
• Продолжать оказывать помощь в области
создание институтов микрофинансирования.
улучшения делового климата и создания
• Организовать региональные форумы для финансовых институтов с особым упором на
научных, деловых и банковских институтов,
региональные подходы, создание сетей, со-
НПО и местных комитетов в целях обмена ин-
поставление результатов и обучающие ини-
формацией, создания региональных сетей и
циативы.
выражения озабоченности по поводу регио-
• Поддерживать разработку соответствующих
нальной торговли, транспорта и инвестиций.
программ региональной подготовки и раз-
вития ресурсов и осуществление большего
Многосторонним организациям и объема аналитических работ, демонстриру-
международному сообществу необходимо: ющих выгоды более эффективного регио-
• нального сотрудничества и способствующих
Поддерживать страны Центральной Азии в
созданию групп поддержки.
их стремлении к многосторонней либерали-




94
Глава 4

Жизненно важные природные
ресурсы Центральной Азии:
вода, энергоносители
и окружающая среда




«Пример энерго- и водоснабжения в Центральной Азии
показывает, что не стремление к самообеспеченности, а
только интеграция всех стран региона в общее экономическое
пространство может решить проблему устойчивого развития
как в отдельных странах, так и в регионе в целом.»
Страновое исследование ПРООН по Таджикистану




95
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности


История вопроса и
Центральная Азия
щедро наделена
современное положение1
природными ресур-
сами, включающими ресурсы в Казахстан, Туркменистан и Узбеки-
Центральная Азия щедро наделена природны-
нефть, газ, уголь, стан, а также в Аральское море (см. Рис. 4.1).2
ми ресурсами, включающими нефть, газ, уголь,
руду и запасы пресной Земли, пригодные для сельского хозяйства,
руду и запасы пресной воды, а также районы
воды, а также районы и густонаселенные районы сосредоточены в
богатейшего биоразнообразия. Однако ресур-
богатейшего биораз- орошаемых паводками долинах крупных рек и
сы неравномерно распределены между стра-
нообразия в части Северного Казахстана, где берут истоки
нами, а их добыча, транспортировка и исполь-
две крупнейшие реки Сибири – Или и Иртыш.
зование, учитывая отсутствие непосредствен-
В целом по региону зимы отличаются суровос-
ного выхода к морю, требуют значительных
тью, поэтому для жизнедеятельности и отопле-
организационных усилий и регионального со-
ния людям требуются энергоресурсы.
трудничества. Более того, такие необходимые
для жизни человека ресурсы, как вода и плодо- До XX столетия в большей части Центральной
родная почва, имеют тенденцию к сокращению. Азии преобладала полукочевая скотоводческая
Большая часть региона расположена в засуш- экономика (в степях, полупустынях и в предго-
ливой и полузасушливой зоне, где естествен- рьях), а некоторые (высокогорные и пустынные)
ное испарение значительно превышает объем районы были непригодны для обитания челове-
осадков. Практически все запасы пресной воды ка. Условия выживания осложнялись также кон-
обеспечиваются за счет вечных снегов и ледни- тинентальным климатом, характеризующимся
ков в горах Кыргызстана и Таджикистана. Реки высокими температурами летом и низкими зи-
Амударья и Сырдарья несут эти драгоценные мой, хрупкими экосистемами и в целом низким


Рисунок 4.1
Управление водными ресурсами в Центральной Азии




?????????????????????
????????????????

??????????
??????
?

?




? ??? ??? ????




Источник: UNEP et al. 2005.


96
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

качеством почвы. Традиционный образ жизни в руководство в 1960-х гг. поняло, что производ- В советское время
течение столетий соответствовал природным ство хлопка в больших объемах вело к гибели пренебрегали есте-
ограничениям. Кочевые племена в степях не до- Аральского моря и угрожало жизни населен- ственными ограни-
водили пастбища до истощения и не допускали ных пунктов, существовавших за счет рыболов- чениями, соображе-
гибели экосистем, постоянно перемещаясь со ства, было принято простое решение ввозить ниями экономических
своими стадами из одного места в другое. По- рыбу с Дальнего Востока для ее последующей затрат и социаль-
селенцы в дельте Амударьи занимались рыбо- обработки на заводах, построенных на побере- ными и экологически-
ловством и охотой в густых пойменных лесах, жье Аральского моря, и повернуть сибирские ми последствиями
называемых тугай. Там, где имелись источники реки в Центральную Азию. Это лишь один из быстрого развития
воды – в основном вблизи рек или в отдельных многих примеров, свидетельствующих о том, региона
оазисах – существовали участки орошаемого что отсутствие политических и экономических
земледелия, оседлые поселения и торговые стимулов в сохранении ресурсов и инноваци-
пути. В редконаселенных горных районах люди ях подвергало огромному риску обеспечение
обогревали зимой свои жилища дровами и су- человеческой безопасности и развития чело-
хим навозом. Повсеместно практиковался сбор века. Наиболее яркие примеры – радиоактив-
дождевой воды для бытовых нужд. Каждая мест- ное заражение ядерного полигона возле Семи-
ность или субрегион были в основном самодо- палатинска в Казахстане, освоение целинных
статочны, и, как правило, плотность населения и залежных земель для производства зерна в
была низкой. Северо-Восточном Казахстане, добыча урана
и полезных ископаемых из твердой породы в
Развитие промышленности, торговли и свя-
Кыргызстане, загрязнение окружающей среды
занных с ними государственных структур в
промышленными отходами в Северо-Восточ-
Центральной Азии было замедленным вплоть
ном Казахстане и строительство алюминиевого
до начала модернизации со стороны царской
завода в Турсунзаде в Таджикистане.
России и впоследствии Советского Союза. В
этот период была создана инфраструктура до- С распадом Советского Союза и последовавшим
бычи и перераспределения природных ре- разрывом политических и институциональных
сурсов и сырья в масштабах всего региона и связей водная и энергетическая инфраструкту-
образовавшегося социалистического блока. ра в регионе и странах Центральной Азии ста-
Инфраструктура включала в себя шахты, не- ла приходить в упадок. Республики не обладали
фтяные и газовые скважины и трубопроводы, достаточными собственными ресурсами, чтобы
плотины, гидроэлектростанции и тепловые самостоятельно и эффективно эксплуатировать
электростанции, каналы и ирригационные си- системы или вкладывать деньги в их восстанов-
стемы, линии электропередач, автомобильные ление. Это привело к ухудшению производства
и железные дороги и другие средства, связы- услуг и экологической безопасности, учащению
вавшие ранее изолированные районы в объ- летних засух и зимних паводков и недостатку
единенную и взаимозависимую экономическую тепла для обогрева жилищ в зимнее время.
систему. Эта система пересекала естественные, К счастью, руководство новых стран Централь-
этнические и культурные границы и связывала ной Азии понимало необходимость сохране-
Центральную Азию с другими регионами Со- ния основных трансграничных связей в рам-
ветского Союза. По мере роста городов были ках управления водными и энергетическими
построены водоснабжение и канализация. Для ресурсами и сумело избежать враждебности
защиты населения от эпидемий инфекционных и открытых конфликтов между странами из-за
болезней, засухи, наводнения, голода и других скудных и неравномерно распределенных при-
рисков, характерных для неиндустриализован- родных ресурсов региона. Однако на уровне
ных обществ, были разработаны единые стан- местных сообществ усилились трения из-за
дарты окружающей среды и здравоохранения, прав на пользование землей, водными и энер-
а также созданы соответствующие структуры. горесурсами; это касалось как населенных пун-
В результате значительно повысился уровень ктов внутри страны, так и населенных пунктов,
жизни и выросла численность населения. Мо- оказавшихся разделенными новыми границами.
дернизация принесла коренные перемены в Недостаток воды, энергетических ресурсов и
традиционной экономике, социальной структу- земли означает лишения, легко перерастающие
ре и образе жизни. Человек больше не зависел в споры, на которые нередко накладываются
от местных экосистем. этнические противоречия (см. Вставку 4.1). Это
Однако в советское время пренебрегали есте- создает возможность возникновения конфлик-
ственными ограничениями, соображениями тов в районах, где бедное местное население
экономических затрат и социальными и эко- сталкивается с последствиями экономической
логическими последствиями быстрого раз- неразберихи и стремительных социальных из-
вития региона. Так, например, когда советское менений. Несомненно, перед Центральной


97
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Вставка 4.1

Влияние недостатка водных, земельных и энергоресурсов
на местном уровне
Проведенное недавно Всемирным банком антропологическое исследование 66 населенных пунктов в 5 странах Центральной Азии
придало новое понимание тому, как часто и серьезно вопросы доступа к водным, энергетическим ресурсам и земле могут осложнить
жизнь местного населения и привести к местным конфликтам. В половине из 66 населенных пунктов имели место трудности и кон-
фликты, порой перераставшие в насильственные столкновения за право пользования ресурсами. В девяти из 33 случаев проблемы
носили трансграничный характер.
Типичным примером могут служить Джалалабадская область в Кыргызстане и проблемы, возникшие у жителей одного селения,
находившегося вверх по течению, и другого селения, находившегося вниз по течению одной и той же ирригационной системы, не
ремонтировавшейся со времени распада Советского Союза и пришедшей практически в полную негодность. Хотя плата за воду в
обоих селениях была одинаковой, жители нижнего селения получали меньше воды, чем жители верхнего, при этом положение усу-
гублялось нарушениями графика ирригации. Со временем это привело к все более частым спорам и даже физическим столкнове-
ниям. Наиболее крупный случай такого столкновения в конечном итоге был разрешен в судебном порядке, однако конфликты не
прекращаются.
Второй случай касался вопроса о землепользовании в Сугдской области Таджикистана на границе с Кыргызстаном. Таджикские крес-
тьяне вложили деньги в землеустройство и посадили фруктовые деревья на спорных пограничных территориях. Спустя пять лет,
когда деревья выросли, официальные власти Кыргызстана спилили их на том основании, что земля использовалась незаконно.
Третий случай произошел в Ферганской долине Узбекистана, где разгорелся трансграничный конфликт из-за водных ресурсов с кыр-
гызскими крестьянами. Начиная с 1993 г. жители кыргызской деревни, расположенной вверх по течению находящегося в общем
пользовании оросительного канала, стали использовать почти всю воду, что привело к снижению урожаев на территории в нижнем
течении.
Источник: Информация, предоставленная Kathleen Kuehnast, Всемирный банк, 2005 г.



Азией стоят труднейшие задачи человече- примерно 22 млн. человек прямо или косвенно
Перед Центральной
ского развития и обеспечения человеческой зависит от орошаемого земледелия.4
Азией стоят труд-
безопасности в деле мирного, эффективного
нейшие задачи чело- Вода необходима также для производства
и устойчивого использования природных ре-
веческого развития и электроэнергии: более 90% электричества для
сурсов. Помимо адекватного реагирования на
обеспечения челове- бытового потребления в Кыргызстане и Тад-
национальном уровне в пределах страны, ре-
ческой безопасности жикистане вырабатывается гидроэлектростан-
гиональное сотрудничество также является не-
в деле мирного, эф- циями. В крупных городах региона миллионы
обходимым условием для решения этой задачи.
фективного и устой- людей зависят от водоснабжения, причем вода
В данной главе рассматриваются возможности
чивого использования поступает по трубам издалека и нередко для ее
сотрудничества в сфере использования трех
природных ресурсов подачи для бытовых, промышленных и коммер-
жизненно важных природных ресурсов: воды, ческих нужд требуется использование насосов.
энергоносителей и окружающей среды. В Центральной Азии также необходимо уделить
особое внимание водному сектору для дости-
жения цели 10 в области водоснабжения и са-
Водное хозяйство нитарии по критериям ЦРТ 7.
Центральной Азии Правильное ведение водного хозяйства – одна
из основных предпосылок сохранения окружа-
Взаимозависимость региональных
ющей среды в регионе. Экологические пробле-
водохозяйственных систем мы в настоящее время связаны с увеличением
засоленности и низким уровнем грунтовых вод
Водные ресурсы Центральной Азии имеют жиз-
в связи с порочной практикой ирригации и дре-
ненно важное значение для экономики, чело-
нажа. Исчезающее Аральское море и страшные
века и окружающей среды в регионе. В связи
следы человеческой деятельности, обнажив-
с засушливым климатом вода для ирригации
шиеся в связи с этим, – пример вопиющего раз-
является необходимым фактором сельскохо-
рушения экологической системы в результате
зяйственного производства. В 2003 г. на ороша-
Правильное ведение
неправильного ведения водного хозяйства.
емое земледелие приходилось 8% ВВП в Казах-
водного хозяйства
стане, 39% в Кыргызстане, 23% в Таджикистане, Хотя вопросы совместного трансгранично-
– одна из основных
25% в Туркменистане и 39% в Узбекистане.3 В го пользования водными, энергетическими и
предпосылок сохра-
Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане от экологическими ресурсами присутствуют во
нения окружающей
20 до 40% экспорта составляет хлопок. Жизнь многих частях света, они приобретают особую
среды в регионе


98
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

остроту в Центральной Азии не только в связи общественными благами требуются сотрудниче- Для оптимального
с географией, но и в связи с относительно не- ство в управлении региональной инфраструкту- пользования реги-
давним созданием национальных границ и от- рой и покрытии расходов на ее эксплуатацию и ональными обще-
сутствием прецедентов международных пере- текущий ремонт, а также инвестиции. ственными благами
говоров по совместному пользованию ресур- требуются сотруд-
При советской власти управление региональ-
сами. Без сомнений, региональная инфраструк- ничество в управ-
ной водной инфраструктурой осуществлялось
тура водо- и энергоснабжения, унаследованная лении региональной
централизованно и эти расходы практически
с советских времен, которая не принимала во инфраструктурой и
в полном объеме покрывались всесоюзными
внимание границы советских республик, об- покрытии расходов
организациями. Когда республики обрели не-
разует современные системы регионального на ее эксплуатацию
зависимость, управление и техническая экс-
управления ресурсами. Для сохранения межна- и текущий ремонт, а
плуатация плотин и каналов перешли в сферу
циональных границ это по сути своей предпо- также инвестиции
ответственности самих республик и оказались
лагает сохранение и развитие регионального сильно затрудненными по причине слабого
сотрудничества.
сотрудничества и недостаточного финанси-
рования, которое объяснялось строгими на-
логовыми ограничениями и отсутствием реги-
Трансграничная водная
онального сотрудничества. В краткосрочной и
инфраструктура как региональное средней перспективе эта инфраструктура до-
общественное благо вольно неплохо функционирует, несмотря на
систематическую нехватку инвестиций. Однако
В наследство от Советского Союза осталась
в среднесрочной и долгосрочной перспективе
большая региональная водная инфраструктура.
отсутствие ремонтных работ и недостаток кон-
Особо следует отметить большое количество
троля технического состояния будет подрывать
плотин и каналов, многие из которых были по-
эффективность и безопасность работы плотин
строены в ходе осуществления советской про-
и каналов и увеличивать риск аварий. Разру-
граммы расширения зоны орошаемого земле-
шение плотины может привести к широкомас-
делия и создания региональных электростан-
штабному затоплению с катастрофическими
ций. Большинство крупных плотин и каналов
последствиями для людей, животных и инфра-
расположены на трансграничных реках, а это
структуры стран и регионов, находящихся ниже
означает, что выгоды от их эксплуатации должны
по течению. Об этом свидетельствует, напри-
доставаться не только населению в непосред-
мер, угроза, представляемая озером Сарез в
ственной близости от плотины, но и населению
Таджикистане (см. Вставку 4.2).
ниже по течению, и интересы последних не сле-
дует исключать. Именно это делает плотины ти- Принцип предоставления региональных обще-
пичным региональным общественным благом.5 ственных благ применим ко многим аспектам
Для оптимального пользования региональными региональной водной инфраструктуры, вклю-


Вставка 4.2

Предотвращение региональных катастроф на аварийных
плотинах – на примере озера Сарез
В Центральной Азии есть несколько естественных завальных озер. Самое крупное из них – озеро Сарез в Таджикистане, запасы воды
которого исчисляются в 16 млрд. куб. м. Оно образовалось в горах Памира в Таджикистане в результате землетрясения в 1911 г. на
высоте 3 200 м над уровнем моря. Образовавшаяся естественная дамба высотой 600 м и шириной 5 км практически заблокировала
реку Мургаб. За последние годы геологические процессы значительно усложнили ситуацию в районе озера Сарез: резко увеличилось
просачивание воды сквозь дамбу, а каньон подвергается эрозии со скоростью 30 – 40 м в год. Существует опасность частичного об-
рушения правого берега, что способно вызвать гигантскую волну, которая может перелиться через естественную дамбу, а возможно,
даже и смыть ее. Жертвами возникшего в результате наводнения могут стать до 5 млн. людей, живущих по берегам рек Бартанг,
Пяндж и Амударья на пути, пересекающем Афганистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Для снижения риска потенциальной естественной опасности правительство Таджикистана совместно с международными донорами
приступило к осуществлению международной программы по созданию систем раннего оповещения, а также совместной междуна-
родной программы и организационной основы для решения проблем озера Сарез в целом. К 2005 г. начали функционировать систе-
ма мониторинга и раннего оповещения. В июле 2005 г. оборудование слежения зафиксировало необычное повышение уровня озера,
на которое немедленно отреагировала группа по чрезвычайным ситуациям. Как выяснилось, ситуация не требовала тревожного
предупреждения населения, проживающего за плотиной ниже по течению, но она оказалась хорошей проверкой работоспособности
системы.
Источник: SPECA (Special Programme for the Economies of Central Asia) 2004b, World Bank 2000a и Eurasianet.org 2005.


99
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

чая основные каналы, которые необходимо Режим эксплуатации предусматривал выпуск из
Вода и гидроэнерге-
эксплуатировать в интересах более чем одной
тика в Центральной водохранилища 75% ежегодного водопотока в
страны (например, Каракумский канал, который
Азии неразрывно летние месяцы (апрель – сентябрь) и ограни-
снабжает водой как Туркменистан, так и Узбеки-
связаны чения потока до 25% в зимний сезон (октябрь
стан). Даже для эксплуатации насосных станций – март). Избыток вырабатываемой летом элек-
требуется, по меньшей мере, двустороннее со- троэнергии поступает в центральноазиатскую
глашение и сотрудничество, как, например, в энергосистему, которой пользуются регионы
случае с туркмено-узбекским спором по вопро- южного Казахстана и Узбекистана. Поскольку в
су о восстановлении гигантских насосов Карши Кыргызском регионе отсутствуют сколько-ни-
(см. Вставку 4.3). будь значительные залежи ископаемого топли-
ва, для обеспечения потребности Кыргызстана
Но самым ярким примером необходимости
в электроэнергии и теплоснабжении в зимнее
сотрудничества является «комплекс вода-эне-
время оно привозилось из казахских и узбек-
грия» – межотраслевая и региональная система
ских регионов.
взаимодействия, напряженность и компромис-
сы, связанные с совместным использованием После получения независимости региональное
воды и энергоресурсов двух крупнейших рек сотрудничество по такой схеме оказалось весь-
региона – Сырдарьи и Амударьи. ма затруднительным. Торговля энергоресурса-
ми была переведена на коммерческую основу,
цены на ископаемое топливо быстро достигли
Водно-энергетический комплекс6 мирового уровня, а оплата все чаще взималась
в твердой валюте. Потребители быстро пере-
Вода и гидроэнергетика в Центральной Азии
ключились с дорогостоящей тепловой энергии
неразрывно связаны, в особенности в бассейне
на электрическую, тем самым увеличивая по-
реки Сырдарья (см. Рисунок 4.2). Крупное Ток-
требность в электроэнергии в зимнее время.
тогульское водохранилище, построенное в се-
Кыргызстан не мог позволить себе импортиро-
редине 1970-х гг. в Кыргызстане на реке Нарын
вать топливо и стал увеличивать зимний расход
(крупнейший приток Сырдарьи), представляет
воды из Токтогульского водохранилища для
собой многолетнее водохранилище, перво-
После получения не-
обеспечения своих энергетических нужд; он
начально созданное для обеспечения равно-
зависимости регио-
также сократил спуск воды в летнее время, для
мерного потока воды в засушливые и влажные
нальное сотрудниче-
того чтобы сэкономить запасы на следующую
годы для ирригации посевов хлопка, кормо-
ство по такой схеме
зиму. В результате крестьяне в Узбекистане и
вых злаков, пшеницы, риса, фруктов и овощей
оказалось весьма за-
на юге Казахстана стали испытывать недостаток
в Узбекистане и в южных регионах Казахстана.
труднительным


Вставка 4.3

Межправительственные разногласия по вопросу о насосном каскаде
Карши подвергают риску миллионы людей
Насосный каскад Карши, совместно используемый Туркменистаном и Узбекистаном, состоит из семи насосных станций, шесть из
которых расположены на территории Туркменистана. Насосы поднимают воду из Амударьи для орошения около 400 тыс. гектаров
земли в Каршинской степи в провинции Кашкадарья в Южном Узбекистане и для снабжения питьевой водой нескольких крупнейших
узбекских городов. Население района, жизнь которых целиком зависит от этой воды, составляет около 2 млн. человек.
Каскад был построен в начале 1970-х гг., и оборудование почти исчерпало рабочий ресурс, поэтому требуются значительные ин-
вестиции в ремонт и реконструкцию. Двустороннее соглашение, заключенное в 1996 г., конкретизирует условия эксплуатации
оросительных и дренажных объектов, пересекающих территории обеих стран, и определяет механизмы разрешения конфликтов.
В соответствии с этим соглашением, Узбекистан эксплуатирует каскад и взамен ежегодно получает около 12 млн. долл. за аренду
узкой полоски земли, на которой построен каскад (сумма включает также арендную плату за земли Аму-Бухарского и Тумаюнского
водохранилищ); а также за бесплатный отбор около 10% подаваемой воды для ирригации 25 тыс. гектаров орошаемых земель на
территории Туркменистана. К сожалению, соглашение не решает вопросы по инвестициям, необходимым для восстановления Кар-
шинского каскада. Планы доноров по финансированию крупного восстановительного проекта были отложены из-за неспособности
властей Туркменистана и Узбекистана договориться о разрешении давних споров по управлению насосной станцией. Между тем
возможность аварии связана с большим риском безопасности людей.
17 ноября 2004 г. президенты Каримов и Ниязов подписали в Бухаре декларацию о дружбе и заключили новые межправитель-
ственные соглашения о совместном использовании водных ресурсов и пересечении границы. Это обнадеживающий признак воз-
можности нормализовать отношения между двумя странами и сдвинуть с места решение вопроса о восстановлении Каршинских
насосных станций.
Источник: World Bank 2004d and 2004i и Страновое исследование ПРООН по Туркменистану.


100
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

воды для ирригации. Поскольку зимой замерз- лишь обмен избыточного количества электро-
шие водные пути и каналы не способны пропу- энергии из Кыргызстана на соответствующее
стить такой объем воды, часть ее сбрасывалась количество топлива, поставляемое зимой из
в Арнасайскую впадину (пустынный район). В Казахстана и Узбекистана. Но после поставки
период с 1990 по 2000 гг. летние сбросы воды оговоренного количества воды летом постав-
сократились до 45%, а зимние увеличились до ляемое топливо не соответствовало условию
55% годового спуска. договора по количеству и качеству, что заста-
вило Кыргызстан резко увеличить спуск воды
Для решения проблемы в 1992 г. государства
зимой. Во влажные годы находящимся ниже
Центральной Азии заключили соглашение,
по течению государствам не требовалось та-
оставляющее в силе систему, действовавшую
кого количества воды летом. Это подрывало
в советское время. Однако это не смогло оста-
экспорт электроэнергии и компенсирующий
новить рост выработки электроэнергии Токто-
экспорт топлива в Кыргызстан, чем ставилось
гульским узлом. К 1998 г. уровень воды в Ток-
под угрозу снабжение республики теплом и
тогульском водохранилище достиг рекордно
электроэнергией в зимнее время. Еще один
низкого показателя. Вследствие этого государ-
удар по региональному сотрудничеству был
ства Центральной Азии заключили новое Дол-
нанесен в 2003 и 2004 гг., когда республики
госрочное рамочное соглашение, в котором
не смогли заключить ежегодные соглашения.
признавалось, что годовое и многолетнее хра-
Ситуация возникла отчасти из-за необычно
нение воды для ирригации имеет стоимость,
обильных осадков, которые уменьшили за-
которая подлежит компенсации либо по бар-
висимость соседних государств от поставок
теру – в обмен на электроэнергию и топливо,
воды из Токтогульского водохранилища, а от-
либо деньгами. Однако осуществление ежегод-
части явилась результатом изменившихся ин-
ных соглашений, заключаемых в соответствии
тересов и подходов водопользователей.
с новым рамочным соглашением, оказалось
неудовлетворительным: в 2002 г. уровень воды Хотя ситуация в водно-энергетическом ком-
в водохранилище вновь упал до недопустимо плексе в бассейне Амударьи в целом очень по-
низкого показателя. хожа, на данный момент она не столь остра (см.
Вставку 4.4). Однако если в будущем Таджики-
В отличие от конкретных положений Рамочно-
стан построит крупные плотины на Амударье,
го соглашения, ежегодные соглашения не уста-
развитие ситуации может пойти по очень сход-
навливали конкретной компенсации за услуги
ному сценарию с бассейном Сырдарьи.
по хранению воды. В них предусматривался




Рисунок 4.2
Основные водохранилища и гидроэлектростанции бассейна реки Сырдарья



Сырдарья
вод. Чарвак

Кыргызстан
Казахстан
Казахстан
Аральское
Канал К
море елес
Канал П
аракент

Узбекистан
вод. Хардара
Узбекистан к
чи
ир вод. Андижан
ын




Ч
Сы
Нар




Таджикистан
рд Карадарыш
ар
ья ????????????


ная пь
Юж Сте
ал я
Кан одна
Гол




Републиканские границы Гидро-станции
Канали


Национальные станции Гидро-eлeктро станции




Источник: основано на карте приведенной в World Bank 2004h.


101
В будущее без барьеров: региональное сотрудничество в области человеческого развития и обеспечения человеческой безопасности

Вставка 4.4

Взаимосвязь водо- и энергоснабжения в бассейне Амударьи
Реки Амударья и Сырдарья во многом похожи: обе пересекают границы, и в обоих случаях выше по течению вода используется для
производства электроэнергии, а ниже по течению – для ирригации. Однако ситуация различается по степени регулируемости. Почти
70% ежегодного водотока реки Сырдарья можно сохранять, против 30% в случае Амударьи. Отсутствие мощностей для хранения
потока Амударьи снижает остроту конфликта между регионами в верхнем и нижнем течениях по вопросу использования воды – для
гидроэнергетики или ирригации. В советское время республики, совместно использовавшие Амударью, осуществляли обмен водны-
ми и энергетическими ресурсами под руководством Москвы. Таджикистан получал газ из Туркменистана и Узбекистана в обмен на
электроэнергию, вырабатываемую для питания ирригационных насосов в летнее время. Таджикистан также получал электроэнергию
из Узбекистана в зимнее время. После распада Советского Союза на смену такой системе пришла двусторонняя торговля. Так, на-
пример, Таджикистан, который не может удовлетворить собственные энергетические нужды, продолжает импортировать электро-
энергию и газ из Узбекистана. Двусторонняя торговля также сталкивается с определенными проблемами. Узбекистан неоднократно
приостанавливал поставки газа Таджикистану, когда последний не мог за него расплатиться, но поставки узбекского газа также осу-
ществляются с перебоями в связи с низким давлением в трубопроводе.
Существуют и другие реальные или потенциальные источники конфликтов в связи с водами Амударьи. Во-первых, планы Таджики-
стана по увеличению производства электроэнергии, для чего предполагается завершить строительство нескольких плотин, начатых
еще в советское время, могут стать поводом для беспокойства в Туркменистане и Узбекистане. Во-вторых, с самого момента об-
ретения независимости между Туркменистаном и Узбекистаном происходили трения по вопросу о совместном использовании вод
в нижнем течении, поскольку Туркменистан осуществляет отбор воды в огромный Каракумский канал. В будущем восстановление
орошаемого земледелия в Северном Афганистане может привести к увеличению потребления воды афганскими крестьянами и тем
самым уменьшить объем воды, поступающий в Амударью из притоков на территории Афганистана.
Источник: World Bank 2004b и 2004d and International Crisis Group 2002a.



Чтобы осознать всю Чтобы осознать всю сложность ситуации в Цен- не невелика.9 Кыргызстан сформулировал тре-
сложность ситуации тральной Азии и потенциальные препятствия бования к Казахстану и Узбекистану повысить
в Центральной Азии на пути регионального сотрудничества в обла- плату в парламентском законе 2001 г., в кото-
и потенциальные сти водопользования и энергетики, необходи- ром заявил, что водные ресурсы, создаваемые
препятствия на мо понять отдельные национальные интересы. на кыргызской территории, являются собствен-
пути регионального Интересы каждой страны формируются прежде ностью страны. Поэтому соседи должны платить
сотрудничества в всего следующими факторами:7 ее географиче- за их использование. В ответ на возражения со
области водопользо- ским положением, относительным политиче- стороны Казахстана и Узбекистана Кыргызстан
вания и энергетики, ским весом в регионе, возможностью осущест- смягчил свою позицию, в соответствии с кото-
необходимо понять вления односторонних инициатив и наличием рой пользователи ниже по течению должны бы
отдельные нацио- природных ресурсов. Ниже приводятся при- ли разделять эксплуатационные расходы, вме-
нальные интересы меры, иллюстрирующие проявление этих фак- сто того чтобы платить собственно за воду.10
торов в трех основных странах бассейна реки Узбекистан: Несмотря на высокий спрос на
Сырдарья.8 воду для ирригации, возможности Узбекиста-
Кыргызстан: В связи с географическим распо- на непосредственно влиять на режим и объем
ложением в верхнем течении реки, республика поступления воды через границу ограничены,
может контролировать режим и поступление поскольку Узбекистан находится в среднем
воды вниз по течению. В отсутствие соглаше- течении. В краткосрочной перспективе наи-
ния с водопользователями ниже по течению лучший вариант для страны – сотрудничество
Кыргызстан предпочитает эксплуатировать Ток- в вопросах по водопользованию и энергетике.
тогульское водохранилище в «энергетическом В прошлом Узбекистан осуществлял эту стра-
режиме» с целью максимальной выработки тегию через участие в ежегодных бартерных
электроэнергии зимой. Степень, в которой та- соглашениях, хотя в последние годы в одно-
кой режим приемлем для водопользователей, стороннем порядке решительно отказался от
расположенных ниже по течению, определяет них. Узбекистан не согласен с концепцией Кыр-
их готовность осуществлять дополнительную гызстана о том, что вода является товаром, за
оплату путем заключения ежегодных бартер- который нужно платить, при этом ссылается на
ных соглашений для обеспечения повышенно- соответствующие международные соглашения
го отпуска воды в летнее время. С точки зрения по водопользованию.11 Более того, Узбекистан
Кыргызстана, одна из проблем с бартерными со- стремится добиться самообеспеченности в во-
глашениями в том, что дополнительная оплата, дных ресурсах, сооружая новые регулирующие
помимо того что поступает нерегулярно, край- плотины на своей территории. Через несколько


102
Жизненно важные природные ресурсы Центральной Азии: вода, энергоносители и окружающая среда

лет плотины смогут обеспечить дополнитель- снижению напряженности в приграничных об-
ный объем воды до 2,5 млрд. куб. м, что может ластях. Например, если можно было бы альтер-
заменить соответствующий дополнительный нативным способом увеличить производство
спуск из Токтогульского водохранилища зимой электроэнергии в Кыргызстане зимой, это сни-
и летом при нормальном водостоке.12 Водо- зило бы необходимость хранить летний приток
хранилища облегчают проблемы Узбекистана воды в Токтогульском водохранилище, отчего
в засушливые годы, хотя это и связано со зна- выиграли бы страны, расположенные ниже по
чительными издержками, однако они недоста- течению. Если можно было бы экспортировать
точно велики для достижения самообеспечен- избыточную электроэнергию Кыргызстана за
ности водой для орошения.13 пределы региона в период пониженного вну-
треннего спроса на нее, можно было бы увели-
Казахстан: Расположенный в нижнем течении,
чить доходы, необходимые для оплаты импорта
Казахстан зависит не только от Кыргызстана, но
топлива в зимнее время.
и от уровня забора воды Узбекистаном. Потен-
Правительство Кыргызстана в настоящее время
циально это чревато конфликтом с обеими стра-
рассматривает проект строительства двух но-
нами. Однако на практике Узбекистан, как пра-
вых плотин и гидроэлектростанций Нарынского
вило, уважает требование Казахстана об отпуске
каскада – Камбарата I и II общей мощностью 2,-
воды летом, записанное в ежегодных бартерных
250 мегаватт.16 Поскольку Камбарата I будет рас-
соглашениях. В 1990-х гг., когда выявились недо-
положена выше по течению, чем Токтогульское
статки соглашений, Казахстан рассматривал ряд
водохранилище, спуск воды поможет выполнить
альтернативных вариантов поставки дешевой
годовую норму производства электроэнергии
зимней электроэнергии Кыргызстану, которые
зимой, избежав таким образом спуска воды из
могли ликвидировать дефицит электроэнергии
Токтогульского водохранилища. Проект может
в самом Казахстане в зимнее время. Однако от
быть завершен к 2020 г., но высокая стоимость
этих планов фактически отказались, когда техни-
строительства – 2,3 млрд. долл. США, что в 1,2
ко-экономическое обоснование показало, что
раза превышает ВВП Кыргызстана в 2003 г., а сле-
электроэнергия, вырабатываемая в Токтогуле,
довательно, и высокая экономическая стоимость
значительно дешевле, чем где-либо в Казахста-
электроэнергии (0,0717 долл. за кВт/ч), по-види-
не. Казахстан также рассматривал односторон-
мому, сделают этот проект финансово недоступ-
ний вариант строительства дополнительного
ным для правительства Кыргызстана, если только
регулирующего Коксарайского водохранилища
оно не найдет международных партнеров.17 Если
объемом 3 млрд. куб. м недалеко от Шымкента.
найти надежные экспортные рынки, инвестиции
Но власти Казахстана, по-видимому, согласи-
были бы более оправданными. Ниже этот вари-
лись с идеей компенсировать странам, находя-
ант рассматривается более детально.
щимся выше по течению, расходы по хранению
воды или, возможно, платить за саму воду, о чем Другой вариант увеличения производства элек-
свидетельствует соглашение, уже подписанное троэнергии в Кыргызстане зимой и сокращения
с Кыргызской Республикой по более мелким потребности спуска воды из Токтогульского во-
трансграничным рекам Чуй и Талас.14 Казахстан дохранилища в этот период связан с заверше-
настаивает на том, что, если он собирается опла- нием строительства тепловой электростанции
чивать стоимость эксплуатации и развития ги- Бишкек-II мощностью 400 мегаватт. Общая сто-
дроэнергетических объектов Кыргызстана, они имость проекта – 200 млн. долл. США, что со-
должны находиться под совместным управлени- ответствует цене 0,0255 долл. за кВт/ч, поэтому
ем.15 Со своей стороны, Кыргызстан отверг это проект имеет больше шансов привлечь внеш-
предложение, заявив, что не желает отказывать- нее финансирование.18 Однако проект только
ся от суверенного контроля над Токтогульским усилит зависимость Кыргызстана от узбекского
водохранилищем, которое является одним из природного газа. А поскольку правительство
немногих факторов, придающих стране полити- Кыргызстана проводит политику самообеспе-
ческий вес в регионе. чения энергоресурсами – что можно объяснить
событиями недавнего прошлого, когда Узбеки-
Неспособность договориться о совместном
стан прекращал поставки газа в страну (напри-
разрешении ситуации в бассейне Сырдарьи
мер, в августе 2005 г.), – оно может и задержать
ставит вопрос об альтернативных инвестициях
эту инвестицию.
в инфраструктуру, например, в строительство
плотин, гидро- и тепловых электростанций. Учитывая различные взгляды стран на схемы со-
При оптимальном планировании и управлении вместного пользования водными и энергетиче-
такими инвестициями в свете региональных скими ресурсами и возможности инвестиций, ка-
перспектив, они могут способствовать урегули- ковы выгоды от регионального сотрудничества?
рованию проблем водопользования в регионе, Не говоря уже о политических выгодах, напри-

<<

стр. 7
(всего 19)

СОДЕРЖАНИЕ

>>